Система права форма права – Система права: понятие и структура. Соотношение с системой источников (форм) права. — Теории государства и права (ТГП), готовые ответы

Содержание

Виды системы права

Общая характеристика системы права

Юриспруденция, будучи важнейшей наукой, обладающей огромным исследовательским потенциалом и прикладным значением, характеризуется помимо прочего системным характером практических всех сфер и элементов своего содержания.

Такая ситуация неслучайно и связана с тем, что любое юридическое явление отличается сложностью, многоаспектностью и многогранностью. Одним из таких элементов, традиционно подвергаемым глубокому научному исследованию выступает система права.

Определение 1

Система права – это важнейшая характеристика государства, выражающая внутреннюю организацию национального права, в том числе особенности выделения отдельных норм, институтов, отраслей, в зависимости от соответствующего предмета и метода правового регулирования.

При этом система права, будучи сложным юридическим явлением, традиционно классифицируется на множество разновидностей, в зависимости от различных критериев, отдельные виды которых будут рассмотрены ниже.

Материальное и процессуальное право

Любая система права сформирована для целей регулирования и упорядочения общественных отношений в соответствии с теми функциями и задачами которые реально существуют и стоят перед государством.

При этом в основе изучения любой системы правовых норм традиционно лежит подразделение на материальное и процессуальное право.

Предметом правового регулирования норм материального права выступает те общественные отношения, возникновение и осуществление которых тесно связаны с материальными условиями общественной жизни. Иными словами, нормы материального права как бы опосредуют комплекс уже существующих общественных отношений.

В свою очередь, область применения процессуального права – это все то, что связано с применением норм права материального. То есть процессуальная разновидность системы права, может быть охарактеризована, как некая форма осуществления норм материального права, как бы обслуживающая процессы реализации соответствующих материальных норм, отличаясь процедурным характером закрепления и реализации.

Замечание 1

К разновидности материального права традиционно относится Конституционное, гражданское, уголовное право и т.д. К процессуальному праву, соответственно, – гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право и т.д.

Таким образом, рассмотрев материальную и процессуальную разновидности системы права, необходимо сделать вывод об их тесной взаимосвязи и взаимодополняющем характере. Более того от их согласованности и практической реализуемости напрямую зависит состояние законности и правопорядка в стране, отношение граждан к закону и государству и т.д.

Частное и публичное право

Еще с эпохи древнеримской юриспруденции, учеными-юристами предлагается деление системы права на частную и публичную разновидности. В основе соответствующего критерия для подобной классификации лежит то, чей интерес преимущественно обеспечивается посредством установления и реализации соответствующей группы юридических предписаний.

Так, публичную разновидность системы права, нормы которой призваны обеспечивать общественный, публичный интерес, составляют те юридических предписаний, посредством которых регламентируется порядок организации и деятельности органов государственной власти и управления, направленной на обеспечение общественного интереса. Одной из сторон отношений, урегулированных в публичном праве всегда выступает государство (в лице органов и должностных лиц), которое при помощи властных велений обеспечивает субординационные отношения в обществе. В этой связи, нормы публичного права не могут быть преобразованы по соглашению частных лиц.

В свою очередь, нормы частного права охраняют и регулируют отношения частных лиц, для которых характерны:

  • возможность свободного волеизъявления участников частноправовых отношений;
  • юридическое равенство участников соответствующих правоотношений;
  • преобладание юридических предписаний, отличающихся диспозитивностью содержания;
  • ориентация всей системы частного права на преимущественное удовлетворение частных интересов.

При этом необходимо обратить внимание на то, что несмотря на преимущественное участие государственных органов и их должностных лиц в публично-правовых отношениях, не исключается их участие и в частноправовых отношениях, для целей обеспечения неких имущественных интересов и потребностей в частной сфере.

Пример 1

Для частноправовой системы права характерно преобладание гражданского, семейного, трудового и иных смежных отраслей права. Публично-правовые отношения возникают в рамках реализации норм административного, финансового, уголовного права и т.д.

Рисунок 1. Отрасли права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Национальное и международное право

Еще одной классификацией систем права в современной юридической науке, особенно актуализировавшейся в последние десятилетия в связи с активным развитием межгосударственного сотрудничества и взаимодействия – это выделение национальной (внутригосударственной) и международной систем права.

К системе национального права принято относить совокупность юридических предписаний, институтов, отраслей, регулятивное воздействие которых направленное на упорядочение отношений внутри государства и характеризующихся своеобразием национальных и культурно-исторических особенностей конкретной нации.

В свою очередь, система международного права объединяя опыт различных государств в области правотворческой деятельности отражает результат согласования воли субъектов международного взаимодействия, которыми, в первую очередь признаются иностранные государства.

Замечание 2

В Конституции РФ прямо предусмотрен приоритет норм международного права над внутригосударственным в ситуации возникновения противоречия между ними.

spravochnick.ru

2.1 Система права и ее элементы. Формы (источники) права, понятия, виды

Похожие главы из других работ:

Заработная плата: особенности правового регулирования

Установление заработной платы. Тарифная система и ее элементы

Системы заработной платы, размеры тарифных, ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются: работникам организаций, финансируемых из бюджета…

КНР и Гонконг: конституционно-правовые аспекты принципа «одна страна – две системы»

1.2 Категории общей теории права «правовая система», «система права», «подсистема права» и «система законодательства»

Под «правовой системой» общества понимается многоуровневое образование, включающее в себя различные по своей природе правовые явления Теория государства и права / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М., 2014. С. 483 — 485….

Основы правоведения

Глава 2. правовая система и система права. правоотношения

Понятие, предмет, метод и система трудового права

6. Система отрасли и система науки трудового права

Системой отрасли трудового права называется структура данной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты…

Правові системи

1. Співвідношення понять «система права», «система законодавства», «правова система»

Пізнання суті і ролі права в житті потребує широкого підходу до правових явищ у всьому їх різноманітті і взаємодії між собою, а також обліку функціональних властивостей правових явищ по відношенню до людини, держави і суспільства…

Правовое регулирование банковской деятельности

1.1 Банковская система РФ: понятия, элементы, функции

Банковская система является необходимым элементом рыночной экономики и оказывает огромное воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Традиционно банковская система рассматривается в широком и узком понимании…

Правовое регулирование заработной платы в России

2.3 Тарифная система оплаты труда и ее элементы

В основу тарифной системы положена совокупность нормативов, при помощи которых оплата труда дифференцируется в зависимости от сложности и условий работы, степени квалификации, качества труда работника и других факторов…

Правовые системы (семьи) в современном мире

3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма…

Правовые системы стран мира

Понятие и структура правовой системы. Соотношение понятий «система права» и «правовая система»

В настоящее время в юридической литературе существует разнообразие определений понятия «система права». Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней…

Система права

Основные компоненты системы права. Критерии деления права на структурные элементы. Предмет и методы правового регулирования

Основные компоненты системы права Система права носит объективный характер. Право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права…

Система права

Глава 3. Система права и система законодательства: взаимосвязь и соотношение.

Систему права с системой законодательства необходимо разграничивать. Система права показывает строение права изнутри, группы его норм по отраслям и институтам, а система законодательства служит внешним проявлением выражения права…

Система права

Поняття системи права. Система права і правова система

Відносини, у які вступають люди, обєднання громадян, держава і суспільство знаходяться між собою в тісному взаємозвязку, утворити єдине ціле. Відповідно і право, відображаючи суспільні відносини, їхні стійкі ознаки, властивості…

Система права и система законодательства

Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь

право публичный международный частный В отличие от законодательства (и других форм и актов правоустановительной деятельности) система права — это определенная научно-доктринальная, юридико-логическая конструкция…

Система российского права

1. Система права: понятие и основные элементы

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства…

Современные правовые семьи: общая характеристика

1.1 Правовая система: понятие и элементы

В науке существует множество противоречивых определений понятия «правовая система». Это можно объяснить тем, что правовая система представляет собой сложное и многогранное явление…

pravo.bobrodobro.ru

Вопрос 7. Система и структура права. Классификация правовых норм. Источники права и их виды.

Система права — это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Структурными элементами системы права являются:

— норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

-отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

-подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве — авторское право, жилищное; в земельном — горное, водное)

-институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

Виды институтов:

-материальные (регулируют отношения между людьми и распоряжением имуществом)

-процессуальные (порядок разрешения споров)

-отраслевые (нормы одной отрасли права)

-смешанные (нормы двух и более отраслей права)

-простые (небольшой, не содержит подразделений)

-сложные (имеет в своем составе субинституты)

-регулятивные (регулирование отношений), охранительные, учредительные (закрепляют определенное положение).

-субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

Классификация норм права преследуетнесколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

По характеру содержания выделяют:

· нормы-декларации;

· нормы-дефиниции;

· нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов.

По целевому назначению нормы права подразделяются на:



· регулятивные;

· охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на:

· обязывающие;

· запрещающие;

· управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др.

Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм. Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, трудовое право).

По степени обязательности (способам установления правил поведения) нормы права подразделяются на:

· императивные;



· диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.

По сфере действия правовые нормы делятся на:

· общие;

· специальные;

· исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты (например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям). Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах. Среди общих норм ведущее место принадлежит конституционным нормам.

Источник (форма) права— это способ выражения (оформления) и закрепления нормы права в объективной действительности.

В мире существуют следующие виды источников права:

· Нормативный правовой акт — документ, изданный компетентным органом государства и содержащий нормы права (законы парламента, акты главы государства, министерств и ведомств и т. д.). Этот вид источников права превалирует в странах с континентальной (романо-германской) правовой системой (Россия, Германия, Франция).

· Правовой обычай — это правило поведения, которое возникло и существует в обществе и которому государство придало юридическую общеобязательную силу (широко распространен в странах Африки). К этой же группе следует отнести обычаи и обыкновения, сложившиеся в практике экономической и политической сферы жизни общества соответствующего государства.

· Судебный и административный прецедент — это решения компетентного государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу, которое является общеобязательным при разрешении всех подобных дел для всех последующих судов.

Иными словами, судебный прецедент- это своеобразный образец для разрешения судом в последующем всех подобных дел. Судебный прецедент в качестве источника права наиболее распространен в странах с англо-саксонской правовой системой (Великобритания, Канада, США Австралия).

· Нормативный договор — это договор между двумя или несколькими странами, в котором содержатся общеобязательные правила поведения. Такие договоры действуют на территории подписавших его государств.

· Научная доктрина — это правовая теория какого-либо видного юриста, имеющая общеобязательную силу (доктрина религиозная — религиозное учение, которое содержит нормы права или из которого они выводятся путем толкования).

· Мусульманские религиозные воззрения (священные для исповедующих определенную религию писания и книги, например Коран, Сунна, Иджма и Кияс для мусульман). Данные источники права признаются в качестве основных в странах с религиозной правовой системой (Афганистан, Иран).

cyberpedia.su

Правовая система — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

Проблема понимания правовой системы[править | править код]

Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что им может служить понятие правовой системы[1].

Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки правовой системы в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется «юридической надстройкой», возвышающейся над «юридическим базисом»[2].

В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю. А. Тихомировым, «ещё одна грань в правопонимании — попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“»[3].

Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десят

ru.wikipedia.org

Система права. Основы права

Понятие системы права

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает ϲʙᴏе содержание.

Система права — ϶ᴛᴏ внутренняя структура права (строение, организация), кᴏᴛᴏᴩая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некᴏᴛᴏᴩых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, кᴏᴛᴏᴩые нуждаются в стабилизации. Именно по϶ᴛᴏму формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает исключительно как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах демонстрируется общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. При всем этом нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — ϶ᴛᴏ норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, кᴏᴛᴏᴩые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, кᴏᴛᴏᴩое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рисунок № 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — ϶ᴛᴏ внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право будет целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — ϶ᴛᴏ его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

Норма права (определение было дано ранее) будет первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — ϲʙᴏеобразные «кирпичики», из кᴏᴛᴏᴩых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляютсятрадиционно в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некᴏᴛᴏᴩых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. К примеру, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку демонстрирует объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об ϶ᴛᴏм речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об данных понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, будут отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права будут нормы права. Стоит отметить — они исходят от государства и будут общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а исключительно наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право будут подотраслями гражданского права, избирательное право будет подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — ϶ᴛᴏ совокупность качественно однородных общественных отношений, кᴏᴛᴏᴩые регулируются нормами, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — ϶ᴛᴏ совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по кᴏᴛᴏᴩым система права разделяется на данные две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под кᴏᴛᴏᴩой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в кᴏᴛᴏᴩых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — ϶ᴛᴏ внутренняя структура права, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права будет норма, а первичным элементом системы законодательства будет нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и будет важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в ϲʙᴏе содержание положения, кᴏᴛᴏᴩые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Внутренняя форма права. Система права, ее элементы

· под внутренней формой права такую организацию его собственного содержания, которая выражается в виде различных систем и структур, обнаруживаемых при обозрении его изнутри;

Обе формы права, в реальной действительности тесно взаимосвязаны. Нередко эти формы берутся в единстве, как это делается, например, при исследовании разновидностей права, различаемых по особенностям национальных правовых систем.

По внутренней форме содержание права высвечивается прежде всего в виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из системы норм со всеми их структурными элементами.

Если институт права являет собой систему отдельных юридических норм, сплоченных однородностью объекта и оснований возникновения регулируемых отношений, то отрасль — систему институтов и норм, сцементированных качественной близостью различных признаков регулируемых отношений, входящих в одну сферу (область) жизнедеятельности общества.

 

В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения. Безусловно, все это огромное “нормативное хозяйство” находится в определенном порядке, оно более менее организовано и систематизировано. Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых комплексов: правовых институтов и отраслей.

Под системой понимается сложноорганизованые целые, включающие отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Элемент — это составная часть сложного целого. Следовательно система предполагает внутренне строение, структуру, связь, дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных по отдельным законам или принципам. Под системой права в теории права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Структура — это устойчивое единство элементов, закон связи элементов, выражающий упорядоченность, устойчивость отношений, она обеспечивает сохранение целостности, единства явления как система, образуя ее каркас. При этом единство элементов предполагает их взаимодействие между собой, что является способом существования системы. Благодаря взаимодействию каждый элемент приобретает своеобразные качества, присущие системе в целом. Его существование вне системы невозможно.

При рассмотрении понятия “система права” необходимо отличать его от, казалось бы созвучного, понятия “правовая система”.

Правовая система — это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

Система права — это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях, институтах.

Система права, являясь единым, цельным образованием в то же время подразделяется на отдельные нормы, институты права, подотрасли и отрасли права.

Отрасль права — это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, резулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Именно предмет и метод правового регулирования — основа подразделения системы права на отрасли.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации, т.е. каждая отрасль права «контролирует» свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой.

Отрасли — единственные крупные подразделения системы права на завершающем уровне, характеризующиеся обособленностью, относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. В один ряд с ними может быть поставлена лишь группа норм, регулирующих общие принципы действующего права, однако эта группа, имея стержневое значение, не отделена от отраслей, а, напротив, полностью их пронизывает.

Специализация, интеграция и тому подобные явления касаются не столько самих отраслей и институтов права, сколько нормативно — правовых предписаний. Если не идти по скользкому пути размывания граней между этими предписаниями и целостными правовыми нормами, то логичнее считать, что названные явления сказываются в основном на внешней форме права. Разные же плоскости внутренней формой права дают разные — отраслевую, федеративную, по видам норм и т.д. — системы организации его содержания.

Система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право — это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

Во-вторых, система права — это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права.

Норма права регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, — которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.

Таким образом, система права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.1

СИСТЕМА ПРАВА

Система права современного общества состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.

 




infopedia.su

Система права: понятие и структура. Соотношение с системой источников (форм) права. — Теории государства и права (ТГП), готовые ответы

СООТНОШЕНИЕ Право вытекает из источников права

Система права — это внутреннее строение структурных элементов права

Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Система права — обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и, одновременно, их разделение на соответствующие отрасли и институты.

Признаки системы права:

1) Складываются не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений;

2) Характеризуются внутренней согласованностью и единством;

3) Состоит из правовых норм, правовых институтов и отраслей права;

4) Характеризуются наличием прямых и обратных связей.

Элементы системы права:

1. Отрасль права — обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений;

2. Институт права — объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений;

3. Норма права — установленное и санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.

В основе деления системы права на отрасли лежит:

— предмет правового регулирования — сфера качественно однородных общественных отношений, которая регулирует определенную отрасль права;

— метод правового регулирования — совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений.

Элементы структуры предмета правового регулирования:

— субъекты;

— объекты регулируемых общественных отношений;

— социальные факторы, способствующие возникновению соответствующих отношений;

— практическая деятельность людей.

Элементы структуры метода правового регулирования:

— установление границ регулируемых общественных отношений;

— издание соответствующих НПА, предусматривающих права и обязанности субъектов;

— наделение участников общественных отношений право- и дееспособностью, позволяющими им вступать в разнообразные правовые отношения;

— определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования:

— Императивный — властных предписаний, содержит в себе нормы-запреты;

— Диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

— Поощрительный – вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

— Рекомендательный — совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.

Термин «источник права» следует рассмотреть с трех сторон: с материальной, идеологии, формально юридической. Под материальным источником права понимаются материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей. Под идеологическим источником права, различают правовые учения, доктрины, правосознание. Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

 Выделяют 4 основные формы права:

 1. Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

 1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

 2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

 3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

 4. Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

 2. Правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. .). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

 3. Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

 4. Нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор.

ifreestore.net