Система общественного управления и самоуправления относится к сфере – 11. Местное самоуправление в общей системе управления государством и обществом. Взаимодействие государственного и муниципального управления

Содержание

1.2 Органы местного самоуправления в системе управления государством

Процесс децентрализации государственной власти и управления, создание института местного самоуправления происходят в нашем государстве весьма непросто и противоречиво. С одной стороны, имеются попытки абсолютизировать самостоятельность местной власти, обособить местное самоуправление от государственного управления, что неизбежно приводит на практике к вседозволенности и нарушению нормального функционирования управленческой системы. С другой стороны, обоснованные действия федерального центра по укреплению законности и наведению порядка в системе управления порождают у некоторой части общества и государственного аппарата стремление существенно ограничить права и возможности органов местного самоуправления, фактически свести на нет их самостоятельность в решении определенной части публичных дел.

Для свободного демократического государства также необходимым является существование «полнокровного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть»

1.

Вышеназванные крайности в подходах к местному самоуправлению были бы просто невозможны в условиях подлинного гражданского общества, в котором демократические ценности и институты, эффективно действующее местное самоуправление представляют самостоятельную ценность. Без них существование современного демократического государства и общества просто немыслимо. Все происходившие в истории государства российского перестройки неизменно заканчивались неудачей именно потому, что не могли опереться на силу самодеятельного гражданского общества. Следовательно, насущной задачей государственного строительства в настоящее время является параллельное, одновременное развитие институтов гражданского общества и местного самоуправления, которую возможно решить лишь при условии разработки теоретической концепции их соотношения, а также законодательного закрепления и практического воплощения основных ее постулатов.

Местное самоуправление в Российской Федерации — это один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это также и право населения различных муниципальных образований управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел1.

Наконец, местное самоуправление в Российской Федерации — это такой способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни. «Местное самоуправление в Российской Федерации, — указывается в ст.130 Конституции Российской Федерации, — обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью».

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

К свойствам первого порядка относятся такие черты местного самоуправления, как: не вхождение его органов в систему органов государственной власти; управление местными делами не представителями властных структур государства, а местными сообществами, обособленными от государственного воздействия; самостоятельный уровень осуществления местным населением принадлежащей ему власти через территориальные формы непосредственной демократии и органы территориального общественного самоуправления; определение населением самостоятельно структуры органов самоуправления.

Свойства второго порядка сводятся к следующему. Прежде всего, органы местного самоуправления призваны принять на себя значительную часть общественных дел, имеющих государственную значимость. К ней относятся:

  • управление муниципальной собственностью,

  • формирование, управление и исполнение местного бюджета,

  • установление местных налогов и их сбор,

  • осуществление охраны общественного порядка и т.д.

Далее органы местного самоуправления при решении указанных вопросов должны обладать властными полномочиями, реализация которых должна обеспечиваться в необходимых случаях государственным принуждением. В противном случае вся выше обозначенная сфера деятельности местного самоуправления останется на бумаге. Стало быть, его органы должны обладать принудительной властью, а не опираться лишь на общественное мнение. И, наконец, организация местного самоуправления регламентируется не общественным уставом или положением, а законом государства, придающим ему официальный статус.

С точки зрения соотношения местного самоуправления с общественными объединениями можно выделить следующие его особенности.

Во-первых, если общественные объединения возникают на основе инициативы тех или иных социальных слоев населения или определенных функционеров, то органы местного самоуправления формируются по императивному предписанию государства и действуют в строго определенных территориальных пределах

1.

Во-вторых, в сферу деятельности общественных объединений не входит решение государственных дел. Напротив, как уже указывалось выше, в компетенцию местного самоуправления входит решение и таких вопросов, которые имеют государственную значимость.

В-третьих, членство или принадлежность лица к тому или иному общественному объединению носит добровольный характер и, в соответствии с Конституцией, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Принадлежность же к местному сообществу определяется местом жительства индивида и в силу этого он не может реализовать свои интересы иначе как через органы местного самоуправления, действующее в территориальных пределах существования этого сообщества.

В-четвертых, сфера деятельности общественного объединения не ограничивается обязательно определенной территорией. Напротив, органы местного самоуправления действуют в строго заданных территориальных границах. Таковы основные особенности местного самоуправления.

Местное самоуправление в силу статьи 3 Конституции РФ представляет собой разновидность организации публичной власти, поэтому его характеристики как формы осуществления публичной власти реализуются в единой системе российской государственности. Местное самоуправление, являясь формой народовластия, есть одновременно и государственно-правовой институт политической власти. Отсюда проистекают такие положения законодательства, как обязательное наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании, обязательность решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, и ответственность за их неисполнение

1.

Местное самоуправление как определенный социальный институт является особой, специфической частью в механизме государственного устройства и не входит полностью в систему государственного управления, поскольку обладает многими качествами, свойственными общественному управлению, институтам гражданского общества. Исследователи считают более справедливой характеристику местного самоуправления как социального института, имеющего государственно-общественный характер и выступающего своеобразным связующим звеном между государственной властью и гражданским обществом. Сочетание власти и свободы в местном самоуправлении делает его особым элементом государства и общества, существующим одновременно как в структуре государственного устройства, так и в структуре гражданского общества, «проникающим» в обе эти сферы, объединяющим их в определенное целое и существенно влияющим на развитие как одного, так и другого.

Все вышеизложенное о ценности и значимости местного самоуправления для развития гражданского общества свидетельствует о необходимости совершенствования правового регулирования механизмов муниципальной демократии, повышения реального участия населения в различных формах самоорганизации, в осуществлении вопросов местного значения

1.

Одна из основных целей местного самоуправления — объединение людей, превращение их в общность с близкими для каждого целями. Поэтому местное самоуправление — один из важнейших институтов, настоящий орган народовластия, первичный властный орган, необходимый элемент демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.

Местное самоуправление как система организации представительных органов власти на местах, участия населения в решении социальных задач локального значения и распоряжения муниципальной собственностью, с учетом исторических, национально-этнических и иных особенностей региона, осуществляется на основе нормативных актов

2.

Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция РФ. Согласно ст.12 в России признается и гарантируется местное самоуправление. Глава 8 посвящена организации местного самоуправления (ст.130-133). Тем не менее, нигде в Конституции РФ не дается определения понятию местного самоуправления.

Законодательное определение указанного понятия дано в ч.2 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1, согласно которойместное самоуправление в Российской Федерации — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Можно заметить, что данное определение местного самоуправления несколько отличается от определения данного понятия в Европейской хартии местного самоуправления2, в соответствии с п.1 ст.3 которой под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией в интересах местного населения (т.е. деятельность органов местного самоуправления, в то время как российский закон подчеркивает участие населения).

К международно-правовым документам, регулирующим местное самоуправление, также относится Декларация о принципах местного самоуправления1, принятая Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ в 1994г.

studfiles.net

3. Виды самоуправления. Самоорганизация и самоуправление

Похожие главы из других работ:

Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах

1.2 Типология современных систем местного самоуправления

Современная теория и практика применительно к западным демократическим государствам констатирует существование пяти макросистем местного управления [13, c.45-49]: — британской; — романской; — американской; — германской; — скандинавской…

Земельные русурсы местного самоуправления

1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.2. Городские земли как объект исследования и управления. Земля проявляет различные функции, которые обуславливают ее взаимосвязь с человеком. Как природный объект, существующий независимо от воли человека…

Концепция муниципального менеджмента и опыт реализации

1.2 Институты местного самоуправления и их характеристика

В настоящее время институт местного самоуправления привлекает все более пристальное внимание не только политиков и ученых, но и населения. Это связано с изменением политической и экономической ситуации…

Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности

Глава I. Теоретические основы системы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в Российской Федерации

Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности

1.1 Система местного самоуправления

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью…

Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности

1.2 Система территориального общественного самоуправления

Формирование системы территориального общественного самоуправления в субъектах Российской Федерации началось в конце 80-х годов. Первоначально ТОС функционировали как подразделения районной администрации…

Особенности реализации процесса самоуправления в творческом коллективе

1.3 Принципы и функции самоуправления в творческом коллективе

Под принципами деятельности понимают те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов самоуправления в коллективе — содержание, методы, организацию, а также отношения…

Особенности реализации процесса самоуправления в творческом коллективе

2.3 Модель самоуправления в творческом коллективе

При разработке авторских моделей организации самоуправления в творческом коллективе предлагается включать следующие основные разделы [7]. Раздел I. Требования к качеству разработки модели. Система показателей…

Разделение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления

2. Полномочия местного самоуправления

Вопросы местного значения, отнесенные российским законодательством к предметам ведения местного самоуправления, можно разбить на две большие группы: вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций…

Разработка рекомендаций для совершенствования работы депутатов Совета депутатов города Мурманска

1.2 Основа местного самоуправления

Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления. Управление — это внешнее воздействие, «поступающее» в систему извне. Самоуправление — это внутреннее воздействие…

Разработка рекомендаций для совершенствования работы депутатов Совета депутатов города Мурманска

1.3 Структура органов местного самоуправления

В решении вопросов местного значения значительная роль отводится органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления — это представительный орган муниципального образования…

Самоорганизация и самоуправление

4. Особое место производственного самоуправления

В ряде различных видов самоуправления особое место занимает производственное самоуправление и основные формы производственной деятельности…

Система территориального общественного самоуправления (ТОС)

1.1 Место и роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления

Территориальное общественное самоуправления населения — самоорганизация граждан по месту их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в…

Система территориального общественного самоуправления (ТОС)

1.2 Сущность и принципы территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов…

Совершенствование местного самоуправления сферой транспортных услуг

1.3 Органы местного самоуправления

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путём различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления…

manager.bobrodobro.ru

3.2 Органы местного управления и самоуправления

Правовой статус органов местного управления и самоуправ­ления закреплен в разделе 5 Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуп­равлении в Республике Беларусь» и других нормативных право­вых актах. При уяснении правового статуса органов местного самоуправления целесообразно учитывать положения Европейс­кой Хартии местного управления и самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.

Основные принципы местного управления и самоуправле­ния:

  • народовластие, участие граждан в местном управлении и са­моуправлении;

  • законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;

  • взаимодействие органов местного управления и самоуправле­ния;

  • разграничение компетенции представительных и исполнитель­ных органов;

  • единство и целостность системы местного управления и са­моуправления;

  • самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

  • выборность Советов, других органов местного самоуправле­ния, их подотчетность населению;

  • гласность и учет общественного мнения, постоянное инфор­мирование населения о принимаемых мерах по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каж­дому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

  • сочетание местных и общегосударственных интересов, учас­тие органов местного управления и самоуправления в реше­нии вышестоящими органами вопросов, затрагивающих ин­тересы населения соответствующей территории;

  • ответственность за законность и обоснованность принимае­мых решений.

Несмотря на общность принципов, наличие общих целей деятельности, общую правовую базу, местное управление и мест­ное самоуправление — понятия не равнозначные.

Местное управление – форма организации и деятельно­сти местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосудар­ственных интересов населения, проживающего на соответствую­щей территории.

Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, городских, район­ных, поселковых и сельских исполкомов, а также местных адми­нистраций.

Необходимо подчеркнуть, что указанные исполкомы и мест­ные администрации входят в единую систему органов исполни­тельной власти (в отличие от органов местного самоуправления, среди которых, например, местные Советы депутатов являются представительными органами).

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бела­русь» исполнительным и распорядительным органом на терри­тории области, района, города, поселка, сельсовета является ис­полнительный комитет с правами юридического лица. В дан­ной статье определены три вида исполнительных комитетов.

  1. Первичный уровень сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты.

  2. Базовый уровень городские (городов областного подчи­нения) исполнительные комитеты.

  3. Областной уровень областные и Минский городской исполнительные комитеты.

Таким образом, основным исполнительным и распоряди­тельным органом на территории административно-территори­альной единицы является местный исполком. Это коллеги­альный орган управления общей компетенции. Он обеспечива­ет решение всех вопросов управления. В состав исполнительно­го комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами (или секретарь) и члены исполнительно­го комитета.

Исполнительный комитет осуществляет разнообразные функции:

  • разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему уп­равления местным хозяйством и коммунальной собственно­стью, предложения по организации охраны общественного по­рядка и защиты прав граждан;

  • разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и ис­полнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

  • организует получение доходов местного бюджета и их ис­пользование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

  • распоряжается коммунальной собственностью администра­тивно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

  • принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений ком­мунальной собственности и др.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного ре­шения непосредственно или через избираемые ими органы соци­альных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особеннос­тей развития административно-территориальных единиц на ос­нове собственной материально-финансовой базы и привлечен­ных средств.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные, например, деревенские старосты). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных или общественных делах.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: 1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; 2) установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; 3) определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; 4) назначение местных референдумов.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.

Таким образом, местное самоуправление в Республике Бе­ларусь осуществляется как непосредственно народом, обществен­ностью (прямая демократия), так и государственными органами Советами депутатов (представительная демократия). По распро­страненности и количеству решаемых вопросов представитель­ная демократия превалирует над прямой.

studfiles.net

Системы местного управления и самоуправления

     В теоретическом аспекте рассматривается множество различных классификаций систем местного самоуправления. Согласно подходу В.Е. Чиркина к данной проблеме основная классификация местного самоуправления включает в себя англосаксонскую, романо-германскую (континентальную), иберийскую и советскую системы. В научной литературе часто встречается выделение еще французской и германской как самостоятельных систем местного самоуправления из-за имеющихся в них различий. Точно также муниципальные системы стран азиатского и африканского регионов обладают рядом уникальных особенностей. Каждая из перечисленных систем может объединять страны не только по географическому признаку, для определения того, в рамках какой системы осуществляется местное самоуправление определенной страны, рассматривается соотношение местного самоуправления и государственного управления. 

     Местное управление – это деятельность государственных органов и служащих на местах [6]. Другими словами, местное управление представляет собой управленческую деятельность в местной (территориальной) единице, а осуществляют ее центральная власть или администрация вышестоящего территориального уровня управления.

     Местное самоуправление – это управленческая деятельность, которую осуществляет само население территориальной единицы и выборные органы по управлению его делами.   

Государственное управление может рассматриваться в широком и узком понимании. В широком понимании государственное управление – это деятельность государственных органов по реализации возложенных на них полномочий, а в узком понимании – подзаконная деятельность органов исполнительной власти России и ее субъектов по осуществлению возложенных на них полномочий.

     Первая система местного самоуправления – англосаксонская – характерна, в первую очередь, для Великобритании и США. Данной системе свойственно наличие местного самоуправления на всех уровнях, над которыми находится государство: в субъектах федерации или государственно-автономном регионе. В регионах (субъектах) отсутствуют представители правительства, которые обладали бы полномочиями. Англосаксонская система местного самоуправления наделена принципом предоставления возможности муниципальным органам действовать самостоятельно, но строго в рамках закона. Этот принцип сформировался в XIX веке в Великобритании. Муниципалитеты приравниваются к автономным образованиям. Власть, которую они осуществляют, возложена на них парламентом страны. Все полномочия, которыми наделены муниципальные органы, четко прописаны и перечислены в конкретных нормативно-правовых актах. Благодаря этому принципу британский парламент играет ведущую роль в выработке муниципального права. Парламентские акты публичного характера наделяют муниципалитеты статусом корпорации и гарантируют автономность местным органам. Другое назначение публичных актов — в установлении основ функционирования правительственных ведомств, которые создаются с целью проводить контроль над работой органов местного самоуправления. В отношениях между государственной властью и региональными органами действует принцип inter vires (деятельность в рамках собственных полномочий). Иными словами, муниципалитет действует строго в рамках, предписанных ему законом. Все, что не соответствует принципу inter vires, переходит в ultra vires – превышение полномочий [2].

     Практическое применение англосаксонской системы местного самоуправления в США отражается в так называемом «правиле Диллона», суть которого заключается в том, что любого рода сомнение в действиях и принимаемых решениях муниципальными корпорациями трактуется не в их пользу, а все спорные моменты отрицаются. Данные решения принимаются судом. Работа муниципальных органов находится исключительно в пределах собственных полномочий и обеспечивает им минимальный уровень контроля со стороны правительства, а также ограничивается лишь формальным согласованием вопросов с соответствующими вышестоящими министерствами. Тем не менее, надзор со стороны центра все же присутствует [5].   

     В рассматриваемой системе важную роль играют местные статуты. Статуты включены в правовое регулирование местного самоуправления, они участвуют в определении дополнительного ряда полномочий и льгот вместе с актами субординационного законодательства. На сегодняшний день англосаксонская система организована одинаково, как и для административно-территориальных единиц Соединенного королевства Великобритании и Ирландии (английские и валлийские графства; шотландские области и округа), так и для регионов США, Австралии и Канады (тауншипы). Жители этих административно-территориальных единиц избирают совет, который будет работать в течение 2-4 лет [4]. В правлении (совете) количество членов обычно не превышает 7, но оно должно быть не меньше 3.  Если речь идет о крупных городах, то советов может состоять из 50 человек. Кроме совета население региона избирает ряд должностных лиц: начальник полиции (в США – это шериф), атторней (представитель в суде от города или иной крупной административно-территориальной единицы, например, от графства), казначей и т.д.    

     Вторая система местного самоуправления – континентальная – также носит название французской системы. Главное отличие континентальной системы местного самоуправления от англосаксонской – это отношения местных властей и органов государственной власти. Данная система распространена в странах с традиционно централизованной властью, которая проводит особенно строгий контроль над муниципалитетами. Основные характеристики системы сформировались во Франции, а далее – в Германии, благодаря принятию Закона «О правах и свободах местных коллективов», который был принят в 1982 году. Согласно принятому документу единицей местного самоуправления является коммуна с населением, которое избирает членов муниципального совета. Выборы в муниципальный совет проходят раз в 6 лет. Муниципальный совет решает все вопросы, которые не входят в полномочия мэра [3].

     В континентальной муниципальной системе органы местного самоуправления выступают в роли политических институтов для управления делами местного сообщества, которые наделены так называемыми «остаточными полномочиями», то есть они вправе включать в свои компетенции все, что прямо не запрещено законом – это прямо противоречит англосаксонской системе. Несмотря на все различия, современные муниципальные реформы, принятые во Франции и Великобритании, ослабили существующие различия между двумя системами местного самоуправления. 

     Континентальная система местного самоуправления обладает важным достоинством – единством государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов на уровне административно-территориальной единицы. Недостаток системы выражается в конфликтности, то есть назначение членов местной администрации может происходить вопреки желанию жителей местного населения, так как этот вопрос решается на более значимых уровнях государственной власти.   

     Местное (коммунальное) самоуправление Германии зачастую выделяют как самостоятельную муниципальную систему, не отожествляя ее с англосаксонской и французской моделями. Исторически коммунальное право в Германии сложилось в начале XIX века благодаря реформам, принятым правительством барона фон Штейна. При бароне фон Штейне был введен прусский Устав городов, который стал правовой основой для местного самоуправления с 1808 года. Целью Устава было развитие системы общинного самоуправления [9. C. 2]. Вместе с представительным органом в городе свою деятельность осуществляет коллегиальный исполнительный орган, роль которого играет магистрат. Одновременно главой магистрата и председателем представительного органа выступает бургомистр. Устав и все относящиеся к самоуправлению регионов реформы призваны устранить отдаленность органов правительственных и органов местного самоуправления. Позднее магистратов включили в систему государственного управления. Самоуправление согласно современной германской доктрине, подразумевает, что государственные задачи решаются исключительно юридическими лицами публичного права. Другими словами, государство делегирует часть своих функций иным субъектам управления — органам самоуправления (общины и районы) [1].

     Третья система местного самоуправления – иберийская – изначально была характерна для Испании, однако сегодня сохранилась в других испаноговорящих странах и в Бразилии. Несмотря на то, что страны можно обобщить посредством единства системы, местное самоуправление в каждой из стран Латинской Америки имеет национальные отличия. Одинакова для всех этих стран структура: население в административно-территориальной единице посредством выборов назначает представительный совет и главное должностное лицо (префекта, мэра), либо коллегию должностных лиц. Главное должностное лицо также может избираться советом и должно быть утверждено правительством, так как формально носит статус его представителя в соответствующей административно-территориальное единице. Префекты возглавляют советы и в то же время являются их исполнительным органом, их полномочия довольно широки, а в их числе также и право контроля за деятельностью совета.

     У иберийской системы есть ряд достоинств и недостатков. Главное достоинство заключается в единстве системы взаимоотношений представительной и исполнительной власти. Такое единство обеспечивается посредством того, что руководитель региона, глава администрации и председатель регионального представительного органа – это одно и то же лицо. Основной недостаток системы вытекает из его же достоинства: одна должность концентрирует в себе огромную власть и широчайшие полномочия. Другими словами, здесь возникает проблема авторитарности [8. С. 47-51].      

     Четвертая система местного самоуправления – система советов — создана и действует в странах тоталитарного социализма. Систему советов также считают крайней формой континентальной модели. В странах с этим политическим строем сама идея местного самоуправления в ее общем понимании не признавалась. Тем не менее, в системе советов присутствуют местные советы, которые избираются населением. Местный совет в свою очередь избирает исполнительный комитет административно-территориальной единицы (орган государственного управления). Совет не являлся постоянно действующим органом. Изначально деятельность совета находилась под руководством председателя исполкома. Члены исполкомов являлись главами отделов, которые курировали соответствующие сферы жизни региона. Для СССР система характеризовалась обязательной подотчетностью и подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Исходя из принципов официальной идеологии политическая партия играла руководящую и направляющую роли, поэтому основа деятельности советов определялась свыше: партийными органами. Как уже говорилось ранее, система была характерной для СССР, а также для развивающихся стран с «социалистическим будущим». На сегодняшний день система сохранилась в социалистических странах, среди них Китай, КНДР, Куба и Вьетнам, а также некоторые страны постсоветского пространства. Главный недостаток системы — в призрачной инициативе регионов и концентрации реальной власти в государственных аппаратах.

ecoedulaw.ru