Система нормативного регулирования это – Понятие и виды социального регулирования. Понятие системы нормативного регулирования. Природа технических норм

Лекция 17. Право в системе нормативного регулирования

Вопросы:

1. Понятие системы нормативного регулирования

2. Влияние международного права на систему регулирования отношений

3. Место права в системе нормативного регулирования

1. Понятие системы нормативного регулирования

Система нормативного регулирования — это совокупность всех социальных норм, регламентирующих поведение людей в об­ществе. Система нормативного регулирова­ния обеспечивает в целом упорядоченность отношений в обществе. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоорганизации и поддержанию порядка в процессе обмена материальными и нематериальными благами. Наиболее повторяющиеся и общеодобряемые отношения при­обретают нормативный характер, который находит внешнее, устойчивое выражение в праве, морали, чести, представлений о справедливости, обычаях, религиозных нормах. Существующее многообразие социальных норм обусловлено уровнем развития обще­ственных отношений.

Признаки социальных норм: 1) возникают из объективной потребно­сти общества в саморегуляции, упорядочении отношений; 2) неотделимы от человеческой деятельности, детерминированы в нее; 3) имеют общепринятый, сознательно-волевой характер.

Право не единственный социальный регулятор, регулирование повседневной жизни людей происходит на основе различных норм. К ним относятся в первую очередь правовые нормы. Однако помимо правовых норм регулирование общественных отношений происходит еще и на основе религиозных, корпоративных, моральных, этических норм и обычаев, традиций, ритуалов, обрядов. Все указанные нормы входят в систему нормативного регулирования, но право играет основную, ключевую роль, поскольку лишь оно официально обеспечено к исполнению принуждением со стороны государства. Остальные нормы применяются для упорядочивания связей людей в той мере, в которой они сами этого желают. Например, в демократическом государстве нельзя принуждать к исполнению религиозных норм того человека, у которого отсутствует вера в религию. Невозможно обеспечить исполнение таких моральных норм, как особое уважение к женщине, старшим по возрасту. Данные нормы являются добровольными регуляторами различных жизненных ситуаций, где не всегда право способно проникнуть и тотально воздействовать. К тому же у современных государств и не стоит такой задачи, его деятельность строится на основах самоуправления и демократии.

2. Влияние международного права на систему регулирования отношений

Современный мир насчитывает около 200 государств, причем у каждого существует свое законодательство, особая правовая система. Предметом регулирования на международном уровне выступают такие отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права. Например, порядок международной защиты прав и свобод человека и гражданина. Национальное и международное право — две различные правовые системы, действующие в соответствующих областях. В вопросе о соотношении международного и национально права в науке права есть три научных направления. Первое, дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право — относительно изолированные и независимые друг от друга системы. Второе и третье направления, монистические, основываются на том, что международное и внутригосударственное право — составные части единой системы права. Второе направление утверждает приоритет национального права над международным. Данная теория получила широкое распространение в XIX — начале XX в. в немецкой юриспруденции. Третье направление, напротив, отстаивает приоритет международного права, над национальным. Начало данной концепции было положено в трудах основателя нормативистской школы права — Г.Кельзена. Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая международное право и национальное право всех без исключения государств. При этом истинность норм национального права определяется нормами международного.

Современная политическая ситуация такова, что происходит сближение и взаимодействие этих двух систем. Эволюция государственно-правовой жизни имеет тенденцию к признанию за нормами международного права особой юридической силы, имеющей межгосударственное, первостепенное значение. Интернационализация отношений в различных областях (личная жизнь, экономические отношения, политика, поддержание мира, обеспечение экологической стабильности) придают всевозрастающее значение международному регулированию отношений, а также их детерминацию во внутренне право государств, отдельных народов и частную жизнь человека. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты. Применительно к России проблема соотношения международ­ного и национального права официально решена в п. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные прави­ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила меж­дународного договора».

studfiles.net

Система нормативного регулирования — это… Что такое Система нормативного регулирования?


Система нормативного регулирования

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности людей. Степень и характер регулятивного влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм: мораль (нравственность), обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы. Все эти нормы образуют группу социальных норм. Своеобразное место в системе нормативного регулирования занимают технические нормы.

Являясь одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности, право вместе с тем вынуждено учитывать регулирующую роль и возможности иных социальных норм. Постоянно происходящий обмен регулятивной энергией, избирательное отношение участников общественных отношений к различным социальным регуляторам должно учитываться как законодателем, так и правоприменительной практикой.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.

  • Система законодательства
  • Система права

Смотреть что такое «Система нормативного регулирования» в других словарях:

  • Глава 8. Право в системе нормативного регулирования — Глава 8 ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Система нормативного регулированияСоциальная нормаМораль (нравственность)Взаимосвязь права и морали …   Элементарные начала общей теории права

  • Нормативная система первобытного общества — совокупность норм, регулирующих отношения между членами рода (брачно семейные отношения, порядок разрешения споров, выполнения общественных обязанностей, меры ответственности и др.), а также межродовые отношения и отношения, складывавшиеся между… …   Элементарные начала общей теории права

  • Электронная библиотечная система — Электронно библиотечная система (ЭБС) это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) обязательный элемент библиотечно информационного обеспечения учащихся вузов,… …   Википедия

  • Правовая система — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Банковская система — (Banking System) Банковская система это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, которые действуют по единым правилам денежно кредитной политики страны Определение банковской системы,… …   Энциклопедия инвестора

  • ПРАВО (система норм) — ПРАВО, система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством (см. ГОСУДАРСТВО) и обеспечиваемых силой принуждения (позитивное право) или вытекающих из природы человека (естественное право). В государственно… …   Энциклопедический словарь

  • Факторы возникновения права — обстоятельства, так или иначе способствовавшие появлению права. Факторы, определившие появление права, многообразны. Обобщенно к таковым можно отнести: Возникновение несовпадающих интересов как следствие сегментации общества. До тех пор, пока… …   Элементарные начала общей теории права

  • ГОСУДАРСТВО — универсальная суверенная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (организованной силой) и необходимыми ресурсами для эффективного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ — упорядоченная система сбора, регистрации, обобщения и (в итоге) формирования финансовой информации об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ФЗ РФ от… …   Энциклопедия юриста

  • ЖУРНАЛ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» — ежемесячный журнал органа Наркомфина СССР, а впоследствии Министерства финансов РФ, впервые вышел 2 декабря 1937 г. В первых номерах журнала печатались статьи по следующим проблемам: разработка вопросов теории и практики бухгалтерского учета и… …   Большой бухгалтерский словарь


elementary_law.academic.ru

Понятие системы нормативного регулирования.

Количество просмотров публикации Понятие системы нормативного регулирования. — 473

Лекция 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Правосознание и правовая культура.

Литература

Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М., 1999.

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М., 2001.

Байтин М.И. Сущность права. – Саратов, 2001.

Белова Н.Ю. Понятие и виды форм права //Вопросы теории права и государства. – М., 1998. – Вып.1.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М., 1993.

Карташов В.Н. Ведение в общую теорию правовой системы общества. – Ярославль, 1998.

Лейст О.Э. Сущность права. – М., 2002.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. – М., 1999.

Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права?// Государство и право. – 2003. – №6

Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.

Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. – Н. Новгород, 1995.

Сандевуар П. Введение в право. – М., 1994.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1996.

Основные вопросы.

1. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений. Социальные и технические нормы.

2. Понятие, признаки и виды социальных норм, основания их классификации.

3. Соотношение права и нравственности (морали). Право, обычаи и корпоративные нормы.

4. Правосознание и его структура.

5. Правовая культура и ее виды.

Социальные и технические нормы.

Социальное регулирование в обществе должна быть: индивидуальным, то есть разовым, распространяющимся на данный конкретный случай, и нормативным, то есть общим, распространяющимся на всœе случаи данного ряда. Исторически первым видом регулирования является индивидуальное. Это наиболее простое, элементарное социальное регулирование, но и оно обладает определœенными достоинствами: имеет конкретизированный характер, учитывает специфику данной обстановки, единичные черты того или иного случая. Нормативное регулирование — наиболее развитая разновидность социального регулирования, способная ввести в общественную жизнь единый порядок, — в данном его основное достоинство. Нормативное регулирование осуществляется при помощи социальных и технических норм, в единстве и взаимодействии составляющих систему нормативного регулирования общественных отношений.

Технические нормы — правила, определяющие отношения людей к природе, технике. Οʜᴎ отличаются следующими особенностями. В первую очередь, технические нормы обусловлены законами природы, техники. Во-вторых, их сознательно-волевой характер внешне не имеет ярко выраженных признаков. В-третьих, в большинстве случаев технические нормы используются лицами в силу их целœесообразности, неотвратимости или возможности отрицательных последствий (материальных, технико-экономических и др.) в случае их несоблюдения. Вместе с тем технические нормы, соприкасаясь с поведением людей, приобретают социальное значение, взаимодействуют с социальными нормами. В числе последних можно выделить юридические нормы с техническим содержанием. Такими технико-юридическими нормами являются к примеру, санитарно-гигиенические нормы, производственные нормативы и стандарты, правила техники безопасности, дорожного движения и др., закрепленные в законодательстве.

Социальные нормы — это правила поведения общего характера, которые регулируют взаимоотношения между людьми. Οʜᴎ отличаются следующими признаками:

§ являются правилами (образцами) поведения людей;

§ носят общий и в большинстве своем обязательный характер;

§ создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей;

§ обеспечиваются определœенными принудительными средствами;

§ обусловлены социально-экономическим и иным уровнем развития общества;

§ регулируют общественные отношения.

В корне различения социальных норм на виды лежат два базовых признака: во-первых, способ их формирования, во-вторых, характер мер обеспечения, средств гарантирования. По этим и некоторым другим признакам четко выделяются нормы права и иные социальные нормы. Особенности и место норм права в системе нормативного регулирования определяют их следующие основные черты:

§ публичность, внешнее выражение в определœенных источниках, обозримость, формирование при участии государства;

§ конкретность, точная и определœенная фиксация прав, обязанностей, ответственности за неисполнение;

§ реальная применимость, наличие специальных юридических механизмов претворения в жизнь;

§ возможность обеспеченности мерами государственного принуждения.

Эти признаки предопределяют особую роль норм права в системе нормативного регулирования, их повышенную значимость.

Иные социальные нормы с учетом способов их формирования и обеспечения подразделяются на три базовых вида:

· Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые выражают принятые в данном обществе, либо социальной группе воззрения на добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство и поддерживаются (охраняются) силой общественного мнения.

· Обычаи – правила поведения общего характера, исторически формирующиеся и в результате многократного повторения вошедшие в привычку людей.

· Корпоративные нормы (нормы общественных объединœений) – правила поведения, установленные общественными организациями, иными общественными объединœениями и поддерживаемые мерами самих общественных объединœений.

Помимо указанных видов, по иным классификационным критериям различают другие виды социальных норм. К примеру, по содержанию выделяются политические, экономические, эстетические и др.
Размещено на реф.рф
Нормы права находятся с иными социальными нормами в тесном взаимодействии.

По содержанию правовые нормы наиболее тесно взаимосвязаны с нравственностью. Право любой страны должно отличаться глубоким нравственным содержанием, правовые нормы должны быть в подлинном смысле ʼʼправымиʼʼ, справедливыми. Многие правовые нормы ʼʼобязаныʼʼ нравственности самим своим существованием. Нравственность используется для обеспечения правовых норм. Нормы права охраняются от нарушения не только мерами государственно-принудительного воздействия, но и морально-общественным воздействием. Нравственность крайне важно е средство при применении норм права специальными государственными органами. В ряде случаев для того, чтобы раскрыть смысл и содержание юридической нормы, вынести правильное решение по юридическому делу, оказывается неизбежным обращение к нравственным нормам и принципам. В свою очередь, право выступает в качестве средства укрепления и развития нравственных начал в жизни общества. При помощи права нравственные принципы внедряются в жизнь, нередко становятся привычными нормами поведения.

По форме выражения нормы права наиболее близки к корпоративным нормам. Последние, так же как нормы права, имеют внешние формы выражение: чаще всœего закрепляются в письменных актах-документах общественных объединœений.

Обычаи как особая разновидность социальных норм несколько дальше отстоят от норм права в системе нормативного регулирования. Но и здесь наблюдаются определœенные линии взаимодействия. При этом крайне важно различать три вида обычаев. В первую очередь, обычаи, нейтральные праву. Это, к примеру, правила этикета͵ ʼʼхорошего тонаʼʼ. Во-вторых, обычаи, наносящие вред общественным отношениям, отражающие пережитки прошлых общественных систем. Правовые нормы должны быть направлены на их преодоление. В-третьих, обычаи, оказывающие положительное воздействие на закрепление и развитие общественных отношений. Право их воспринимает и в некоторых случаях закрепляет в качестве юридических источников. К таковым относятся, к примеру, обычаи делового оборота в сфере предпринимательской деятельности, признаваемые в качестве источников права исходя из статьи 5 ГК РФ.

referatwork.ru

Понятие и виды социального регулирования. Понятие системы нормативного регулирования. Природа технических норм

Регулированиепредставляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Под социальным регулированиемпонимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют согласно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумного человеческого действования. Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов.

Основную цель регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов. Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.

Традиционно выделяют два вида социального регулирования:нормативное и индивидуальное (казуальное).

В самом общем смысле слова нормативнаярегуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный — должный — вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., «задаются» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в соответствии с этими предписанными, «заданными» стандартами — нормами.



Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется

неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписания норм дополняются индивидуальным регулированием.

Индивидуальноерегулирование Осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Характеристики казуального регулирования следующие. Во-первых, казуальное регулирование относится к конкретному лицу или группе поименованных лиц, т. е. характеризуется персонифицированностью адресата. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все то случайное и особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования.

Примат нормативного регулирования над казуальным очевиден. Благодаря появлению норм как средств управления общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. Оно получает возможность, прогнозируя типические ситуации путем практического применения норм или образцов поведения, обеспечивать необходимую социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность.

Важнейшим признаком нормативного регулирования является его системность. Система нормативного регулирования— это совокупность социальных и технических норм, при помощи которых оказывается целенаправленное упорядочивающее воздействие на общественные отношения.

Нормативная система — это не простая механическая сумма отдельных видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество, отличное от простой совокупности, признаков, свойственных различным видам нормативного регулирования. Общественные отношения подвергаются воздействию ряда социальных норм. В каждом конкретном случае между нормами складывается определенная субординация. Такая иерархическая связь отдельных норм разных видов отражает системный, целостный характер нормативного регулирования.

Элементами нормативного регулирования являются социальные и технические нормы. Технические нормы— это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы, орудиям труда и техническим средствам. Социальные нормы— это правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми.

Особенностью технических норм является то, что они не регулируют отношения между людьми, а определяют поведение людей в отношении естественных объектов. В основе технических норм лежат естественные законы природы (физики, химии и т. д.). Эти законы одинаковы для любого общества.

Технические нормы не требуют специальных средств для своего обеспечения. Это связано с тем, что они действуют автоматически и не зависят от человека, т.е. носят объективный характер. Их исполняют потому, что они целесообразны, а не потому, что стараются избежать каких-либо мер воздействия.

Особую проблему составляет соотношение технических и правовых норм. Во многих случаях технические нормы входят в содержание нормативных актов, образуя т. н. технико-юридические (или юридико-технические) акты. Примерами могут служить всевозможные правила техники безопасности, инструкции, устанавливающие порядок работы на некоторых технически сложных производствах и т. д. Особенность таких актов в том, что они обладают двойным обеспечением: во-первых, выполняются в силу целесообразности содержащихся в них правил (как и всякие технические нормы), а во-вторых, защищены от нарушений возможностью применения мер юридического воздействия. Такой порядок рационален, ибо нарушения технических норм влекут за собой значительные последствия, опасные для человека и часто летальные.

megaobuchalka.ru