Система налогообложения малого бизнеса и контроль налоговых органов – РОЛЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Содержание

РОЛЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

В современных условиях определяющим фактором развития субъектов малого бизнеса является система налогообложения, учитывающая специфику и соответствующие особенности функционирования малого бизнеса в стране. Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Одним из наиболее эффективных способов поддержки малого бизнеса, является, как известно, установление порядка налогообложения, при котором имела бы место возможность улучшения экономического состояния существующих субъектов малого бизнеса. Налогообложение в экономической системе страны обеспечивает не только реализацию фискальной функции, но и является многосложной и многоуровневой воспроизводственной подсистемой с различными функциональными взаимосвязями, интегрирующее действие которых выступает дополнительной движущей силой экономической политики государства.

Рассмотрим понятия «субъекты малого предпринимательства» и «налоги» широко используемые в данном контексте. По своей сути к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, микрофирмы, малые предприятия. Но каждое из выше рассматриваемых нами понятий описывается по различному в каждой отдельно взятой литературе или законодательных документах той или иной страны. Например, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации субъектами малого предпринимательства считаются потребительские кооперативы, коммерческие организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также крестьянские хозяйства, соответствующие определённым условиям [4].

Точно такой же подход может применяться к изучению налогов. Налоги, выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. В учебном пособии «Налоги и налогообложение» под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской налог представлен как индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого государством для выполнения своих функций [1].

Также налоги можно рассматривать как установленные обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер.

Точно также не существует единой теории налогообложения субъектов малого бизнеса. В различных странах при использовании особых режимов налогообложения преследуются различные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению — в разных странах различны традиции уплаты налогов, различна налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, различаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций, различна степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.

В настоящее время субъекты малого бизнеса применяют три основные системы налогообложения: традиционную (общепринятую) систему налогообложения, упрощенную систему и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения это – достаточно привлекательный режим уплаты налогов для малого бизнеса, осуществляемого в отраслях оптовой и розничной торговли, в сфере оказания различных услуг, выполнения работ, как по заказам организации, так и для населения, вполне применим предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и научного обслуживания.

Упрощенная система налогообложения – одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом.

В современных условиях приоритетным является создание условий для налогоплательщиков, позволяющих им добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшать количество фактов уклонения от уплаты налогов. В этой связи для повышения эффективности налогообложения актуальным является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, осуществление налогового контроля.

Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль можно рассматривать в организационном, методическом и техническом аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий – совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимосвязи.

Налоговый контроль представляет собой единую систему учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также контроля за соблюдением налогового законодательства.

 В соответствии с действующим законодательством каждой конкретной страны налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных указанных в законодательных документах. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет.

Налоговый контроль осуществляется органами государственной налоговой службы посредством учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, поступлений в бюджет и государственные целевые фонды, налоговых проверок и иных форм, предусмотренных налоговым законодательством.

В составе органов государственной налоговой службы создаётся специальное контрольно-ревизионное подразделение, осуществляющее надзорные и документальные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также специальное подразделение по режиму и кадровой работе в органах государственной налоговой службы с их территориальными подразделениями.

К основным задачам органов государственной налоговой службы в сфере налогового контроля можно отнести обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в Государственный бюджет страны, государственные целевые фонды и во внебюджетные фонды в соответствии с налоговым законодательством, осуществление мер по повышению собираемости налогов, совершенствование механизмов учета налогоплательщиков на основе ведения единой системы компьютерной базы данных, расширение сферы предоставляемых им информационно-консультативных услуг, реализация комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений, проведение системной работы по укомплектованию органов государственной налоговой службы добросовестными, высококвалифицированными работниками, искоренению фактов коррупции и формального отношения к делу, обеспечение на постоянной основе переподготовки и повышения квалификации кадров и другие.

Налоговый контроль может осуществляться в форме:

– учета налогоплательщиков;

– учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

– учета поступлений в бюджет и государственные целевые фонды;

– камерального контроля;

– хронометража поступления наличной денежной выручки;

– налоговых проверок;

– применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

– маркировки отдельных видов подакцизных товаров, а также введения должности финансового инспектора на отдельных предприятиях;

– контроля за своевременностью и полнотой поступления денежных средств в доход государства от реализации имущества, обращенного в доход государства;

– контроля за государственными органами и организациями, осуществляющими функции по взиманию других обязательных платежей.

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка, направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством не дополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

Налоговая проверка осуществляется в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) налогоплательщика и краткосрочной проверки.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика – изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов налогоплательщика с целью осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства.

Краткосрочная проверка — проверка соответствия налоговому законодательству отдельных операций налогоплательщика, не связанная с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

– плановая налоговая проверка;

– внеплановая налоговая проверка.

Плановая налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика – проверка, проводимая на основании координационного плана осуществления проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов.

Внеплановая налоговая проверка – проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица, а также краткосрочная проверка, проводимая по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом актуальным моментом любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является задачей направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов.

В перспективе для достижения социально-экономической и бюджетной эффективности налогового контроля необходимо не только проведение комплекса контрольных мероприятий, осуществляемых налоговым органом, которые направлены на всестороннее изучение информации о налогоплательщике, соотношений финансовых результатов налоговой проверки и трудозатрат на ее осуществление, но и формирование адекватной системы оценки результативности и эффективности таких мероприятий.

Степень эффективности налоговых проверок определяется соотношением объема затрат и величиной результата контрольной деятельности. Эффективной налоговой проверкой можно считать такую проверку, по результатам которой суммы дополнительно начисленных налогов, пеней и штрафов значительно превышают затраты на ее проведение, а также имеются достаточные обеспечительные меры для реального взыскания с налогоплательщика доначисленных сумм налога за счет его денежных средств и имущества.

Перспективным направлением налогового контроля является проведение налогового мониторинга, который основан на соглашениях о сотрудничестве между государством и налогоплательщиком. Применение такой формы взаимодействия как налоговый мониторинг позволит не только налоговым органам повысить эффективность налоговых проверок, но и крупнейшим налогоплательщикам снизить налоговые риски, количество судебных разбирательств, повысить инвестиционную привлекательность.

Необходимым также является развитие информационных технологий, позволяющих систематизировать всю информацию. Компьютеризация и автоматизация налогового контроля позволяет уменьшить объем аналитической и статистической работы, которую раньше выполняли вручную, провести анализ полученных данных, и на основе анализа повысить уровень проводимых мер, снизить количество нало­говых правонарушений, создать информационную базу о совершенных налоговых правонарушениях, и использовать данную информацию для пресечения таких деяний в дальнейшем. Также следует отметить, что современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых сотрудников и позволяет повысить результативность.

В странах с развитым налоговым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике. Достижение эффективности налогового контроля в большинстве развитых стран обеспечивается концептуальным подходом к его организации. Одной из важнейших составляющих концепции налогового контроля является поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщиков и налоговых органов. Еще одним важным признаком концептуальности налогового контроля в развитых странах является четкая, детальная и непротиворечивая правовая регламентация форм, методов и процедур налогового контроля. Концептуальный подход к организации налогового контроля в развитых странах проявляется также в следовании принципу организации эффективного контроля, т. е. контроль должен быть экономически целесообразен, а средства его организации – соответствовать его целям.

В качестве вывода можно сказать следующее, процесс налогообложения субъектов малого бизнеса является многофункциональным, масштабным процессом, результаты которого имеют важное значение в развитии финансовой сферы и экономики страны. В этой связи осуществление налогового контроля представляет приоритетность в эффективности собираемости налогов, их уплаты субъектами малого бизнеса. Ввиду представленных примеров по совершенствованию системы налогообложения, можно отметить, что во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых структур. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия налогоплательщиков позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на налоговые по­ступления. Также большое значение имеют мероприятия, направленные на полное и своевременное информирование налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговое законодательство, просвещение в правовых вопросах.

economyandbusiness.ru

Налоговый контроль индивидуального предпринимательства | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Гатауллина А. Р. Налоговый контроль индивидуального предпринимательства [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 131-133. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10577/ (дата обращения: 27.12.2018).



В статье обобщены особенности налогового контроля индивидуальных предпринимателей. Рассмотрены назначение налогового контроля, его цели и виды, а также недостатки применения налогового контроля в России.

Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, налоговая проверка, индивидуальный предприниматель.

The paper summarizes the features of the tax control of individual entrepreneurs. We consider the appointment of a tax control, its objectives and types, as well as the disadvantages of the tax control in Russia.

Keywords: tax system, tax control, tax audit, individual entrepreneur.

Для отечественной финансовой науки исследования налогового контроля является новым направлением научного поиска, поэтому эта проблема лишь фрагментарно освещалась в публикациях, как ученых, так и практиков. Отдельные вопросы организации и проведения налогового контроля были частично рассмотрены в трудах ученых. Однако, пока не нашли своего решения проблемы комплексного исследования природы налогового контроля, процессов его становления, развития и обобщения практического опыта контрольно-проверочной деятельности налоговых органов.

Целью данной статьи является обоснование теоретических положений и формулирование практических рекомендаций по совершенствованию налогового контроля и методики осуществления контрольных процедур и принятия управленческих решений по результатам контроля.

В экономической литературе подходы к определению понятия «налоговая нагрузка» отличаются, по сути. В одних изданиях внимание акцентируется на его количественной характеристике, в других — дают его качественную характеристику, раскрывая его сущность. На микроуровне применение показателя налоговой нагрузки на предпринимательство приобрело широкое потребление.

В большинстве стран мира налоги являются «эффективным средством государственной политики» в отношении жизнедеятельности общества, а именно: перераспределения ВВП в социальном, возрастном, территориальном, отраслевом аспектах компенсации недостатков рыночных механизмов, размещения ресурсов и обеспечения общественных блага, поощрения бизнеса, деловой и инвестиционной активности, регулирования экономики, стабилизации рыночной конъюнктуры, поддержания уровня занятости. Основные обязанности по контролю за процессом налогообложения возложена законодательством на Государственную налоговую службу (ГНС). Именно ГНС контролирует большую часть налоговых поступлений в сводный бюджет страны и является одним из ведущих органов государственной исполнительной власти, представляющий интересы государства в правоотношениях между государством и налогоплательщиками. Тема налогового контроля очень актуальна, поскольку сегодня нельзя утверждать, что организация и деятельность налоговой службы приблизилась к уровню европейских государств [4, c. 61]. Отношения между органами налогового контроля и налогоплательщиками можно характеризовать как вызывающие взаимное недоверие. Причинами этого являются произвольные толкования налоговиками налогового законодательства, завышения своих служебных полномочий, игнорирование презумпции невиновности в отношении налогоплательщиков, проявления бюрократического произвола и коррупции, которые приводят к материальным потерям. По оценке экспертов, в бюджет не поступает 40–50 % суммы налогов, подлежащих уплате. Сегодня в деятельности органов Государственной налоговой службы пока превалируют фискальные методы работы, когда все усилия направляются, в первую очередь, на выполнение контрольно-проверочной функции.

Контроль за соблюдением требований налогового и валютного законодательства органы налоговой службы осуществляют в форме проверок, которые бывают плановыми, внеплановыми, документальными и фактическими, сплошными и выборочными, полными и частичными [2, c. 198]. Документальные проверки субъектов предпринимательской деятельности, проводятся не реже 1-го раза в два года в соответствии с планом налогового органа, который составляется на начало каждого года и утверждается начальником соответствующего органа налоговой службы.

Считаем, что проверки должны проводиться не только для того чтобы выявить недостатки и нарушения, которые являются основой для привлечения к ответственности, но и для того, чтобы выявить и проанализировать причины нарушения налогового законодательства, внести определенные предложения по улучшению состояния субъекта предпринимательской деятельности, предоставить определенные разъяснения предпринимателям по улучшению их деятельности, что в дальнейшем поможет избежать нарушений [1, c. 32]. Полученные данные документального исследования, в случае установления нарушений налогового законодательства, могут быть использованы как основание для привлечения предпринимателей к административной ответственности.

Примером фактической проверки является обследование торгово-посреднической и производственной деятельности граждан — субъектов предпринимательской деятельности. Можно проследить дифференцированный подход к определенности периодичности проведения плановых проверок органами налоговой службы. Изъятию подлежат первичные документы, за исключением тех, что составляют государственную тайну. Изъятие производится на основании письменного мотивированного постановления, является документом строгой отчетности. Изъятие документов регулируется Кодексом об административных правонарушениях. По результатам проверки руководители органа налоговой службы обязаны не позднее 10 дней со дня составления акта проверки принять решение о применении к налогоплательщику мер финансовой ответственности и в течение 15 дней со дня получения протокола о административных правонарушениях определить меры административной ответственности. Исполнитель, который готовил проект решения, осуществляет последующий контроль за поступлениями в бюджет финансовых санкций и административных штрафов. Если в течение 10 дней со дня принятия решения финансовые санкции налогоплательщиком не выплачиваются, то руководитель структурного подразделения пишет рецензию и материалы передаются по реестру в отдел принудительного взыскания налогов. Считаем, что налоговое законодательство должно быть более понятным, доступным для понимания всеми лицами, как можно реже меняться, так много налогоплательщиков не могут свободно ориентироваться во всех тонкостях порядка уплаты налогов, и, возможно, нечаянно становятся нарушителями. Также, необходима постоянная работа с налогоплательщиками, сокращение годовых сроков отчетности, применения компьютерных систем, которые помогут постоянно осуществлять контроль за хозяйственной деятельностью плательщиков и определенными отклонениями [3, c. 119].

Основой исследования освещенной темы стал налоговый контроль, теоретические и практические материалы, касающиеся деятельности государственной налоговой службы, особенно ее основной задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Итак, основную часть поступлений в бюджет составляют налоги, по вопросу налогообложения является постоянным предметом исследования, но внимание в основном уделяется самым налогам и налоговой системе. Но жизнеспособность и надежность налоговой системы, а в основном стабильность экономики зависит также и от уровня организации налоговой службы государства, отлаженности ее работы, в том числе и контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов [5, c. 86]. Одной из форм совершенствования налогового контроля является взаимодействие органов налоговой службы с аудиторскими фирмами при осуществлении проверок. Аудиторы имеют достаточно широкие знания учета, хозяйственной деятельности, практические навыки, что позволит при осуществлении проверок легче и полнее отразить состояние проверяемого объекта. Необходимо также отметить, что эффективным средством уменьшения нарушений налогового законодательства является повышение сознания налогоплательщиков. В целом можно сделать вывод, несмотря на модернизацию Государственной налоговой службы, все еще уделяется мало внимания снижению расходов на персонал и повышению качества проверок, осуществляемых налоговыми органами. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению авторов, является внедрение в налоговую службу автоматизированной системы учета налогоплательщиков.

Литература:
  1. Боровикова Е. В. Развитие практики оценки рисков в налоговом и бюджетном контроле // Горизонты экономики. — 2014. — № 6 (18). — С. 27–34.
  2. Брызгалин А. В., Ильиных Д. А. Налоговый контроль // Налоги и финансовое право. — 2013. — № 4. — С. 197–200.
  3. Васюченкова Л. О. Рациональном налоговом контроле в отношении субъектов малого бизнеса // Предпринимательство. — 2013. — № 2. — С. 112–123.
  4. Максимовских Д. В. Перспективы совершенствования налогового контроля в РФ: сближение механизмов налогового контроля в России и за рубежом // Академический вестник. 2015. № 2 (32). С. 57–70.
  5. Поролло Е. В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля // Terra Economicus. — 2013. — Т. 11. — № 3–3. — С. 84–88.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговая служба, Государственная налоговая служба, предпринимательская деятельность, налоговая система, контроль, орган, осуществление проверок, административная ответственность.

Похожие статьи

Налоговый контроль как элемент управления

налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган, уплата налогов, налоговая система, налоговое законодательство, мероприятие, камеральная налоговая проверка, инновационная активность.

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале…

налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган, уплата налогов, налоговая система, налоговое законодательство, мероприятие, камеральная налоговая проверка, инновационная активность.

Система налоговых органов: понятие, структура, принципы…

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

налоговая система, Российская Федерация, налог, государственная налоговая служба, государство, исполнительная власть…

Современные проблемы в организации налогового контроля

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование.

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале…

налоговый контроль, налоговое право, налоговые органы, акты законодательства о налогах и сборах.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация, система действий.

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей

налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование.

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале…

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Анализ выездных налоговых проверок: пути… |

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система. Формы и методы налогового контроля | Статья в…

История развития налогового контроля в Российской Федерации

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития… налоговый контроль, проверка, орган, уплата…

moluch.ru

Система налоговых органов РФ

О структуре налоговой системы РФ мы рассказывали в нашей консультации и отмечали, что в состав ее элементов в числе прочих входят налоговые органы. О системе налоговых органов Российской Федерации и их функциях расскажем в этом материале.

Система налоговых органов РФ

Система налоговых органов РФ включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее территориальные органы (п. 4 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).

Структура ФНС представлена следующими звеньями:

Система органов налогового контроля на межрегиональном уровне включает в себя:

  • межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
  • межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
  • межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных;
  • межрегиональную инспекцию по ценообразованию для целей налогообложения;
  • межрегиональную инспекцию по камеральному контролю.

Управления ФНС по субъектам РФ предполагают дальнейшее разветвление системы налоговых органов на инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Функции ФНС

Налоговые органы РФ выполняют свои основные функции по контролю и надзору за (п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и страховых взносов;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей;
  • производством и оборотом табачной продукции;
  • применением ККТ.

Кроме того ФНС выполняет также функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции.

Расширенный состав полномочий налоговых органов представлен в Разделе II Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов раскрываются также в гл. 5 НК РФ .

Обращаем внимание, что по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза полномочиями налоговых органов обладают также таможенные органы (п. 1 ст. 34 НК РФ).

glavkniga.ru

налогообложение

Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели и малые предприятия не имеют таких объемов производства и продаж, какие имеются у среднего и крупного бизнеса, они также вносят значительный вклад в доходную часть бюджета. Происходит это за счет множественности субъектов малого бизнеса – в России сейчас насчитывается 5 млн. предпринимателей без образования юридического лица и 282 тыс. малых предприятий с численностью работающих от 15 до 100 сотрудников. Всего на малых предприятиях нашей страны занято 6,2 млн. человек.

Много это или мало? С одной стороны – цифры кажутся достаточно большими; с другой – они явно ниже, чем во многих европейских странах. Если в России вклад малого бизнеса в ВВП составляет 15%, то во многих западноевропейских странах он достигает 60%. Примерно такое же соотношение и по численности занятых – в России доля занятых трудовых ресурсов в малом бизнесе составляет 15-16%, в странах ЕС – до 70%.

Такие существенные различия обусловлены целым рядом факторов, главные из которых – структура экономики, инвестиционный климат и уровень налогов.

Мы не будем углубляться в анализ всех вышеперечисленных факторов, а сосредоточим свое внимание на налогах. Отметим лишь в порядке общего замечания, что пока структура российской экономики существенно деформирована в сторону добывающей промышленности в ущерб перерабатывающей и инновационной сфере. Акцент на добычу сырья обусловливает невысокий спрос на малый бизнес, который в России сосредоточен, в основном, в торговле и сервисе.

Что же касается налогов, то здесь следует иметь в виду специфику малого предпринимательства. Начиная с нуля, старт-аперы вкладывают в бизнес личные средства, рискуют собственным имуществом и денежными средствами. На первых порах им очень затруднительно платить налоги, так как требуется время, чтобы окупить сделанные инвестиции. Поэтому для малых предприятий нередко предусматриваются льготные периоды, в течение которых налоги либо не выплачиваются совсем, либо взимаются по льготным ставкам.

Вообще же в мировой практике малый бизнес действует в самых различных налоговых средах. Многовековой практикой были апробированы диаметрально противоположные налоговые системы, которые являются эффективными или неэффективными в зависимости от социальных, культурных и экономических условий. Перечисли эти системы:

1. Уплата налога в соответствии с размером капитала. Данная система предполагает выплату налогов в большем объеме теми предпринимателями, которые имеют значительные личные состояния. Такой способ налогообложения оценивается общественным мнением как справедливый и экономически обоснованный. Размеры выплат для предпринимателей могли назначаться как государством, так и выбираться самими налогоплательщиками. Например, в России, купцы, в зависимости от размеров личного капитала, относились к определенным гильдиям [1].  Принадлежность к 1-ой гильдии была более почетна, чем ко второй или третьей, но требовала уплаты более высоких налогов. Купец сам объявлял о размерах своего капитала, тем самым приобретая определенные привилегии, общественное влияние и уважение.

2. Коллективное налогообложение. Начиная со времен раннего средневековья, государство  стало использовать форму взимания налогов не с отдельных предпринимателей, а с их объединений по отраслевому или территориальному признаку. Особые предпринимательские корпорации, называвшиеся цехами или гильдиями, стали появляться еще в Византийской империи. Позднее они стали распространяться в Англии, а с XIII в. – в Германии, Франции и других странах Европы. С помощью предпринимательских объединений правителям было легче взимать налоги. В обмен на «упрощенную» систему налогообложения предприниматели получали какую-либо привилегию (монополию) в части ценообразования, ученичества, местной торговли и проч. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, организовывались таможенные заставы.

3. Уплата налога по виду деятельности. Одним из главных препятствий для установления точной величины налогов, взимаемых с предпринимателей, всегда был адекватный учет доходов, подлежащих налогообложению. Предприниматели, стремясь минимизировать налоговые выплаты, всеми способами пытались занизить величину собственных доходов. Государство стало противопоставлять этому такой специфический инструмент, как взимание фиксированных сумм платежей на определенный вид деятельности. В России, например, стали использоваться так называемые промысловые свидетельства, дающие право на тот или иной вид предпринимательской деятельности (промысла). Такие документы применялись для решения двух основных задач: во-первых, сбора фиксированного для данной деятельности налога, и, во-вторых, для лицензирования предпринимателей.

Следует отметить также то обстоятельство, что сбор налогов в прошлом являлся весьма обширным полем для предпринимательской деятельности. Монархи и правительства разных стран, пытаясь получить в свое распоряжение необходимые суммы быстро и без особых хлопот, продавали право на сбор налогов отдельным предпринимателям или предпринимательским объединениям. Предприниматели, купившие за установленную сумму право на сбор налогов (таких лиц называли откупщиками), своими силами собирали налоги. Причем делали это таким образом, чтобы собранные с налогоплательщиков суммы в значительной мере превышали выплаты, сделанные представителям государства.

Многие из опробованных в разные времена виды налогов на предпринимателей оказались неэффективными, в связи с чем от них пришлось постепенно отказываться. Так, например, коллективное налогообложение предпринимательских объединений в виде гильдий и цехов в обмен на предоставляемые привилегии утратило свою значимость из-за развития конкуренции. Помимо этого, властям во всем мире пришлось отказываться от каких бы то ни было форм добровольной уплаты налогов. В то же время отдельные налоговые инструменты оказались весьма удачными и перспективными находками, которые со временем стали использоваться в массовом порядке.

С введением в предпринимательское дело обязательного бухгалтерского учета государственным органам стало легче контролировать индивидуальных предпринимателей и малые предприятия в части движения финансовых и товарно-материальных потоков, а также сделок купли-продажи. Имея в своем распоряжении более или менее точные данные о прибылях и финансовом состоянии предприятий, государство могло более целенаправленно задействовать адвалорные налоги, взимаемые в процентном отношении к чему-либо. Так, стало возможным использовать в массовом и унифицированном порядке налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог.

Вместе с модернизацией налоговых систем совершенствовались и налоговые службы разных стран. Все они претерпевали с течением времени значительные количественные и качественные изменения, которые затрагивали структуру и функции налоговых органов, способы финансового и налогового контроля, формы налоговой отчетности. Простые мытари и сборщики налогов превратились ныне в квалифицированных налоговых специалистов, действующих на основе развитого налогового законодательства, обладающих широкими возможностями и полномочиями для исполнения своих обязанностей. Совместно с другими государственными службами налоговые органы следят за доходами и расходами предпринимателей, правильностью  исчисления и уплаты налогов, выявляют теневые и преступные доходы, способы легализации таких доходов («отмывания» денег) и схемы ухода от налогов.

Неуплата налогов в большинстве стран мира расценивается властями как очень серьезное уголовное преступление. В Китае, например, за неуплату налогов в крупных размерах предпринимателей подвергают очень суровым наказаниям (вплоть до публичного расстрела). В других странах (в том числе и в России) за неуплату налогов также предусматриваются весьма серьезные наказания в виде значительных штрафов и длительного лишения свободы. Так, например, Уголовный кодекс РФ в ст.199 устанавливает, что уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Жесткая позиция государства в части уплаты налогов заставляет предпринимателей очень серьезно относиться к вопросам уклонения от уплаты налогов, так как любой конфликт с фискальными органами чреват финансовыми потерями и порчей деловой репутации. Предпринимателю следует знать основные типы налоговых платежей и действующие налоговые ставки для адекватного исчисления и уплаты налогов. Наиболее важные из налогов, используемых в российской и зарубежной практике для обложения предпринимательской деятельности, рассмотрим ниже.

Для налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, современным налоговым законодательством предусматриваются различные виды налогов. Их количество на одного субъекта налогообложения может сильно варьироваться и составлять от одного-двух до десяти и выше. Такой большой разброс по численности налогов связан с различными объективными и субъективными обстоятельствами, а также особенностями налоговой системы, применяемой в той или иной стране. Отметим коротко эти обстоятельства и особенности.

Одно из главных требований к налогу состоит в его адекватности и справедливости. Однако одним универсальным налогом практически невозможно удовлетворить требования этих критериев в силу различий предпринимательской деятельности по доходности, срокам окупаемости, капиталоемкости и т.д. Один вид предпринимательской деятельности требует в основном профессиональных знаний и умений (например, финансовый консалтинг, ремонт и наладка компьютеров и проч.), другой – привлечения значительных трудовых ресурсов (промышленность, строительство, аграрный бизнес), третий – имущества и капитала. Все перечисленные виды бизнеса настолько разные, что справедливое и адекватное налогообложение на основании одного-двух налогов – дело малореальное. Для более или менее справедливого налогообложения государство вынуждено пользоваться некими усредненными значениями, которые для одних предпринимателей оборачиваются облегченными платежами, для других – тяжелым бременем. Иными словами, налог в данном случае становится произвольным и несправедливым.

Для более полного учета всех ресурсов и возможностей предпринимателя или предприятия государством вводятся дифференцированные налоги, которые взимаются в зависимости от определенных параметров – величины прибыли, оборота, имущества, количества работающих. Увеличение числа налогов, таким образом, дает возможность взимать налоги на основании более объективных показателей, но в то же время усложняет налоговую систему.

Еще более сложной налоговую систему делает набор льгот и преференций, предоставляемых предпринимателям и их сотрудникам. Льготы чаще всего предоставляются государством в виде снижения ставок налогов или налоговых вычетах. Если, к примеру, какой-либо предприниматель строит за свой счет жилье для персонала или осуществляет инвестиции в социально значимые проекты, государство поддерживает такого рода действия путем налоговых послаблений, льгот или рассрочки платежей.

Таким образом, можно констатировать, что усложнение налоговой системы чаще всего носит объективный характер, так как делает налогообложение более гибким и справедливым. Однако платой за гибкость является громоздкость и трудность пользования налоговым законодательством для неспециалиста.

Теперь рассмотрим через призму вышесказанного основные виды налогов на предпринимателей.

1. Вмененный налог. Для налогообложения предпринимателей, доходы которых сложно контролировать, государство использует самый простой вид налога – вмененный налог. Сущность данного налога состоит в том, что он взимается с предпринимателя в виде фиксированного платежа за определенный период времени – например, за год. Государственные или муниципальные власти, исходя из среднего прогнозируемого для конкретного вида деятельности значения, предлагают предпринимателям заплатить исчисленный налог авансом. После оплаты предприниматель считается исправным налогоплательщиком вплоть до наступления следующего налогового периода.

Нередко вмененный налог взимается с использованием корректирующих коэффициентов, с помощью которых власти пытаются сделать налоговые платежи более справедливыми и адекватными. Базовая ставка вмененного налога умножается на понижающие или повышающие коэффициенты, которые учитывают месторасположение и вид предпринимательской деятельности, наличие клиентопотока, инфраструктуры и прочих факторов.

2. Налог на доходы (прибыль). Налог на прибыль предполагает справедливый раздел доходов предпринимателя между ним и государством по заранее установленной ставке. Чем больший доход получает предприниматель, тем большую сумму в виде налогов он выплачивает в государственный бюджет.

В российской хозяйственной практике индивидуальные предприниматели уплачивают налог на доходы в размере 13%, что соответствует применяемой ставке подоходного налога для физических лиц.

Ввиду того, что индивидуальные предприниматели как владельцы бизнеса могут привлекать сотрудников для работы по найму (трудовому договору), они должны самостоятельно исчислять и уплачивать за этих лиц налоги.

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Профессиональные вычеты могут использоваться только после государственной регистрации предпринимателя.

3. Налог на имущество физических лиц. Налог данного вида уплачивают собственники производственных помещений, офисов, жилых домов, гаражей и сооружений. Налог на имущество выплачивается индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами органами местного самоуправления в зависимости от их рыночной стоимости, типа использования или по иным критериям. При упрощенной системе налогообложения и при уплате единого налога на вмененный доход предприниматели освобождаются от уплаты налога на имущество, если соответствующее имущество непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности

4. Налог на добавленную стоимость (НДС). В процессе изготовления и продажи какого-либо продукта его стоимость на разных стадиях производственного процесса постепенно увеличивается. Смысл НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии увеличения стоимости продукта взимать с производителя соответствующие платежи. В России с 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели (до этого времени НДС облагались только коллективные предприниматели – т.е. предприятия). Сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров (работ, услуг), предъявляемую покупателям. Одновременно индивидуальные предприниматели получают право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, которые предъявляются им продавцами и оплачиваются ими при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению является счет-фактура. Налогоплательщики обязаны составлять счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счет-фактур, книги покупок и книги продаж.

Субъекты, уплачивающие единый налог или единый налог на вмененный доход, уплачивают НДС только при ввозе товара на таможенную территорию России.

5. Налог с продаж. Этот вид косвенного налога является, по существу, налогом на потребление. При каждой сделке купли-продажи государством взимается определенный процент налога. Чем больше то или иное лицо покупает товаров (услуг, работ), тем больше налогов уплачивает. Фактически проявляет себя как надбавка к цене товара.

6. Единый социальный налог (ЕСН). Для того чтобы пользоваться системой государственного пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, предпринимателю и его наемным работникам необходимо выплачивать установленные взносы в соответствующие фонды. Платежи в указанные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) носят в России обязательный характер и устанавливаются законом. ЕСН уплачивается индивидуальными предпринимателями с выплат и иных вознаграждений, начисляемым в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Данный налог зачисляется во внебюджетные фонды и в федеральный бюджет. Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, данные субъекты налог не уплачивают.

7. Транспортный налог. В преобладающем большинстве стран мира строительство и ремонт дорог находится в компетенции государства. Дороги, дорожная разметка, мосты и сооружения относятся к так называемым общественным товарам (publicgoods), которые потребляются  коллективно. Все расходы по их производству и эксплуатации несет государство.

Государство, в свою очередь, перекладывает бремя соответствующих расходов на лиц, пользующихся транспортными средствами, устанавливая для них налог, который получил название транспортного налога. Предприниматели, имеющие в своем распоряжении и пользовании транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы и проч.), которые эксплуатируются на территории России, уплачивают транспортный налог в бюджет соответствующего субъекта федерации. На региональном уровне определяется ставка налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

8. Земельный налог. В предпринимательской деятельности одним из факторов производства является земля. Государство устанавливает для предпринимателей соответствующий налог по принципу «чем больше земельных ресурсов используется, тем выше плата». В России налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Ставки по земельному налогу устанавливаются местными властями.

 

[1] В России привилегированное гильдейское купечество делилось с 1775 г. по размерам капитала на три гильдии. До издания Положения о государственном промысловом налоге (8 июня 1898 г.) гильдейские свидетельства давали лицам обоего пола, их выбиравшим, права на торговлю и одновременно купеческие права. Впоследствии закон разделил эти преференции.

vadim-galkin.ru