Система и источники конституционного права рф – Система и источники конституционного права России как отрасли права. Особенности системы источников конституционного права России.
Источники и система конституционного права как отрасли права — Конституционное право
Регламенты палат Федерального Собрания
Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т. д.). Это нормативные акты с внутренней сферой применения.
Указы и распоряжения Президента РФ
Такие акты обычны для главы государства в любой стране. В Конституции РФ указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т. е. могут быть отменены федеральным законом.
Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции, однако периодически, когда возникают вопросы, требующие оперативного урегулирования, Президент издает нормативные указы по отдельным вопросам, относящимся к полномочиям парламента, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы. Противники этой формы актов опасаются, что «указное право» может подменить собой законы. Но для таких опасений нет юридических оснований, так как речь идет об актах явно временного характера и легко отменяемых путем принятия законов.
Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов РФ.
Постановления Правительства РФ
Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ (ст. 1 1 5 Конституции). Но не все постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т. е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы. Конституция РФ не предусматривает принятия Правительством РФ регламента своей работы, но такой документ Правительством принимается; он регулирует его внутреннюю организацию и порядок деятельности.
Постановления Правительства РФ являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организаций регламентируются также правовыми актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, госкомитеты и ведомства. Например, в сфере приватизации собственности весьма развито нормотворчество органов, регулирующих имущественные отношения. Однако для того, чтобы такие акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и обязательно опубликованы в официальных изданиях.
Акты органов местного самоуправления
Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.
Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.
В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой теории и практике это пока не находит признания.
jurkom74.ru
Система источников российского конституционного права — Мегаобучалка
Сложность и многообразие конституционных норм обусловливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источником конституционного права обычно понимается форма бытия общих правил поведения (внешняя форма их выражения), регулирующая отношения конституционного характера.
Источники конституционного права, различаясь по форме, наименованию, происхождению и юридической силе, образуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные).
Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период времени правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.
Система источников конституционного права характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права; 4) приоритетом закона; 5) стабильностью по отношению к источникам других отраслей права.
Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей (максимальной) юридической силой.
Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая на 1 Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года).
Основной массив источников конституционного права составляют законы. Закон
Особое значение в системе источников российского конституционного права имеют федеральные конституционные законы. Они обладают следующими сущностными чертами:
• развивают и дополняют Конституцию РФ;
• принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Основным Законом;
• обладают большей юридической силой, чем обычный закон;
• подготавливаются в особом сложном порядке;
• не могут быть отклонены Президентом РФ.
Конституция РФ установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, обладающих особой юридической природой (всего их должно быть не менее 18). На сегодняшний день действуют следующие федеральные конституционные законы: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Правительстве РФ (1997 г.) и о военных судах (1999 г.).
В настоящее время юридически оформлена возможность появления законов о поправках к Конституции РФ (поправки к главам 3—8). Порядок их принятия идентичен порядку принятия федерального конституционного закона, но они вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы составляют значительную часть правовых актов и принимаются парламентом по широкому кругу вопросов.
Среди обычных федеральных законов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли права или определенной сферы государственного управления. Они издаются по предметам совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации (например, Основы законодательства о нотариате 1993 г.).
Законы субъектов Федерации принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представительными) органами субъектов Федерации и распространяются только на их территории.
Субъекты Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. В Москве и Санкт-Петербурге действуют городские законы. Региональное законотворчество интенсивно развивалось в 90-е годы.
Нормы конституционного права могут содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах.
Законы являются лишь небольшой частью всего принимаемого в государстве массива правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случае такой подзаконный акт признается недействительным.
К подзаконным актам относятся:
• указы и распоряжения Президента РФ;
• постановления и распоряжения Правительства;
• акты федеральных органов исполнительной власти;
• акты органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (преимущественно уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов на местах).
Нормативные акты имеют временные и территориальные пределы их действия, а также различается их функционирование по кругу лиц.
Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. В России этот срок составляет десять дней. Что касается актов Президента РФ, имеющих нормативный характер, и актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, то они вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Нормативный акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным актом либо пока не истечет срок его действия.
Российские законы и другие нормативные акты действуют на всей территории российского государства либо на ее части, указанной в них. По общему правилу действия нормативных актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Федерации в целом, акты государственных органов субъектов Федерации — в рамках их территориальных границ, нормативные акты органов местного самоуправления — в пределах административных границ данного муниципального образования.
Действие нормативных актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан РФ, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, иностранных граждан). В отдельных случаях принимаются специальные нормативные акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).
Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор — это соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Среди межгосударственных договоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией РФ частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, Договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) и др. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 года, договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ. Надо отметить, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ Федеративного договора действуют нормы Основного Закона.
Согласно конституционным нормам источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного Суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции РФ, и аналогичные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Федерации. Заметим, что последние созданы в небольшом числе субъектов Российской Федерации (в девяти республиках и в одной области).
Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционируемые российским государством. Он имеет устный характер. Например, в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда РФ учитывать согласие уже действующих судей Конституционного Суда РФ по представленной кандидатуре.
megaobuchalka.ru
Источники конституционного права Российской Федерации.
Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы, либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия.
Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь и иерархия.
Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.
2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.
3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР. 4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ
5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.
6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.
7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права.
8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.
9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае — нормы, отменяющие действие других норм.
Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право ,которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека.
studfiles.net
Источники конституционного права РФ — Мегаобучалка
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.
Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли. Источниками (формами) конституционного права является:
1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).
2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).
3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.
4. Договоры и соглашения. Среди них — договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.
5. Декларация. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г.)
6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.
7. Указа и распоряжения Президента РФ. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-либо закона. Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.
8. Постановление Правительства. К источникам КП можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.
9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.
10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.
11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.
12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.
13. Акты органов местного самоуправления. В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.
Понятие и сущность Конституции.
Два основных значения понятия Конституции:
1. фактическая — это общественные отношения между субъектами конституционного права, которые выражаются в поведении субъектов КП;
2. юридическая — это особый юридический документ, правовой акт, источник конституционного права.
Конституция (от лат. constitutio — «устройство») – основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Сущность Конституции:
1. Составляет общественный договор, согласно которому составляются правила поведения граждан и государства.
2. Есть воплощение духа народа, его многовекового уклада.
3. Нормативистская концепция: состоит в том, что она является проявлением высших устоев миропорядка, который организован; формирует систему миропорядка.
4. Мусульманская теория: документ, выражающий волю Аллаха.
5. Марксистсткая теория: выражение воли господствующего класса, рассматривает конституцию как механизм диктатуры господствующего класса.
Функции Конституции.
Основные функции Конституции связаны с верховенством Конституции, которое означает, во-первых, запрет всякой деятельности, и том числе законодательной, противоречащей Конституции. Во-вторых, конституционные нормы являются главными по отношению к традиционным правовым критериям, средством толкования и применения закона. В-третьих, все нормотворческие органы обязаны действовать в развитие конституционных положений. В-четвертых, устанавливается особый характер принятия Конституции и усложненный порядок конституционного пересмотра, что делает Конституцию достаточно стабильной. В-пятых, предусматривается наличие конституционного контроля.
По месту и роли основные функции Конституции подразделяются на социальные и правовые. К социальным относятся политическая, идеологическая, программная, информативная, организационная функции. Правовыми (юридическими) функциями Конституции являются учредительная, закрепительная, регулятивная и охранительная.
Учредительная функция. Она проявляется в создании условий для развития новых общественных отношений путем учреждения формы правления государственных институтов. Согласно этой функции Конституция, которая появляется в результате существенных изменений в общественной жизни, становится политической и правовой основой для его дальнейшего развития. Таким образом, Конституция либо закрепляет уже существующие человеческие деяния или создаёт предпосылки для создания новых общественных отношений, созревших в обществе, но не возникнувших из-за отсутствия для них правовой базы, которая и учреждается с принятием Конституции. Также учредительные начала проявляются по отношению к политической (общественной) системе государства в целом к конкретным государственно-правовым институтам, существующим в данной стране.
Внешнеполитическая функция заключается в определении основных направлений внешней политики и в обеспечении информации об обществе и государстве для внешнего мира.
Организационная функция состоит в регламентации основных параметров организации и деятельности государственных институтов. Она не только закрепляет достигнутые результаты, но в то же время ставит перед обществом и государством новые задачи. Также она увеличивает политическую активность, направляет государственные органы и общественные объединения, всех граждан на осуществление деятельности в духе и рамках нового основного закона. Таким образом, Конституция не только отражает роль соответствующих факторов, но в то же время содержит определённые механизмы, которые необходимы для их достижения.
Политическая функция выражается в определении основ конституционного строя, отношений между личностью и государством, а также в определении принципов избирательной системы.
Идеологическая функция — Конституция призвана воздействовать на духовную сферу жизни общества, формирование его нравственных ценностей.
Идеологическая функция — Конституция признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
Юридическая функция — Конституция призвана выполнять роль основы действующей правовой системы. Эта функция проявляется в признании конституционных норм:
1. критериями действующего права;
2. основополагающими принципами права;
3. источником действующего права;
4. непосредственного применения судами и другими юрисдикционными органами — и обеспечивает:
5. основу всего правопорядка в обществе;
6. охрану прав и обязанностей;
7. принятие всех остальных нормативно-правовых актов.
Социальная функция Конституции заключается в провозглашении социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.
Экономическая функция состоит в признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
megaobuchalka.ru
Источники конституционного права и его система
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ
ЮЖНО — САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
НА ТЕМУ: ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА И ЕГО СИСТЕМА.
Работа выполнена студентом 1 курса
Факультета “Коммерции и права”
Специальности “Юриспруденция”
на базе средне-профессионального
образования
ускоренной подготовки
ГЛАЗУНОВЫМ Е. А.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ТИМОФЕЕВА Я.В.
г. Южно-Сахалинск
2002 г.
П Л А Н.
1. ВВЕДЕНИЕ — стр. 3.
2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — стр. 4.
2.1. Конституция РФ — как основной источник
конституционного права стр. 5.
2.2. Законы, договоры, соглашения и декларации —
как источники конституционного права стр. 7.
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ,
Регламенты палат Федерального Собрания,
Постановления Правительства — как источники
конституционного права стр. 9.
2.4. Судебные решения, правовые акты СССР и
РСФСР, акты органов местного самоуправления —
как источники конституционного права стр. 10.
3. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА стр. 12.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 19.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно — политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе — значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит “войти в политику” и почувствовать дыхание истории.
Конституционное право — совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.
Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них — конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно — правовых отношений. Каждый конституционно — правовой институт включает несколько различных источников.
2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
Формы конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жёсткий порядок, чтобы предупредить “войну” источников. Например, постановлением правительства или даже законом нельзя расширять некоторые полномочия исполнительной власти. Другой пример: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации — обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности.[1]
Признание того или иного акта источником права влечёт за собой определённые правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для гражданина какие — то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании, но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод гражданина, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком её принятия и изменения.
Когда об источниках права говорят как о форме правовых актов, то обычно используют термин “источник права в юридическом смысле”. Таким путём это понятие ограничивается от понятия “источник права в материальном смысле”, под которым понимаются материальные источники формирования права, т.е. условия жизни людей и общества. Эта категория была внедрена в юридическую науку марксистским историческим материализмом для того, чтобы подчеркнуть “неидеалистическую” природу права, материалистический детерминизм его развития. Никакого полезного, прикладного значения для понимания конституционного права она не представляет.
В общей теории права принято различать источники права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.[2]
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно — правовые нормы .
К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относят только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.
Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестаёт считаться источником действующего права.
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.
Закрепление конституционно — правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно — правовые нормы.
Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.
2. 1. Конституция РФ — как основной источник
конституционного права.
Конституция — основной закон всякого государства . Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами.
В России действующая Конституция регламентирует широкий круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права.
Эта роль Конституции России обусловлена следующим:
· В Конституции устанавливаются конституционно — правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно — правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.
· Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой — либо одной сферы отношений.
· Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить её Конституции (ст. 15).
· В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
mirznanii.com
5. Источники конституционного права Российской Федерации
5. Источники конституционного права Российской Федерации
Источниками конституционного права Российской Федерации являются действующие в настоящий период времени нормативно-правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Источниками конституционного права РФ являются:
1. Международные договоры — это международные соглашения, ратифицированные Государственной Думой РФ, с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменном виде.
2. Конституции. Конституция Российской Федерации — это главный источник конституционного права, является правовой основой, фундаментом всего действующего законодательства. Кроме общефедеральной Конституции действуют конституции республик и уставы других объектов РФ.
3. Декларации. Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г.), Декларация от 25 октября 1991 г. «О языках народов России».
4. Законы Российской Федерации. Согласно ст. 76 Конституции РФ, издаются и действуют законы трех видов: федеральные конституционные (например: ФКЗ «О судебной системе в РФ»), федеральные законы, законы субъектов РФ.
5. Подзаконные акты Президента РФ.
6. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из них сохраняют свою юридическую силу.
7. Акты исполнительных органов. Акты Правительства РФ.
8. Акты законодательных (представительных) органов. Акты Федерального Собрания РФ (парламента РФ).
9. Постановления Конституционного Суда РФ, конституционных судов республик и уставных судов других субъектов РФ.
10. Судебный прецедент. В данном случае речь идет о решениях высших судов (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), а также о постановлениях их пленумов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
14. Предмет, система и источники науки конституционного права Российской Федерации.
Наука конституционного права является составной частью всей правовой, юридической науки, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.
Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.
Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.
Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию.
Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, теорий, представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью общественных отношений. Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.
Основу данной системы составляет структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Однако перед наукой стоят задачи более сложные. Она должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норы, способы их реализации, особенности возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, ее источники, систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, систему, методы исследования, источники.
Совокупность теоретических выводов cоставляет:
1, первый раздел в системе науки, посвященный характеристике конституционного права и одноименной науки.
2,Второй раздел системы науки и составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.
3,Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института «Основы конституционного строя»..
4,Относительно самостоятельной частью науки являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.
5,особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.
6,Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и местного самоуправления.
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.
К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки.
Источниками науки конституционного права, также являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Среди них основное место занимает Конституция Российской Федерации.
В качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся общественно-политическая деятельность.
studfiles.net