Северное возрождение и итальянское – — :
периодизация, общие черты и особенности.
Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке. Впервые это понятие употребил итальянский писатель Дж. Бокаччо, сказавший о Джотто, что тот «возродил античное искусство», а термином, определяющим целую эпоху, это понятие стало благодаря Джордано Вазари — живописцу и первому историографу итальянского искусства ,рассматривавшему эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.
Хронологически рамки эпохи Возрождения охватывают период с XIV столетия до первых двух десятилетий XVII века. Однако в различных европейских странах новые тенденции проявлялись по-разному. Раньше всего Возрождение проявилось в Италии. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывает по сравнению с итальянским. Так, в XV веке оформляется Северное Возрождение. С конца XV века идеи Ренессанса проникают в Англию и Францию и, наконец, под их воздействием оказывается Испания. Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII — I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века — первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). ). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто — XIII век, треченто — XIV век, кватроченто — XVI век.
Возрождение часто характеризуется как эпоха открытий, определивших её новизну. Главным открытием являлось открытие античности (в широком смысле – истории, обращённость к своей исторической традиции). И если для Италии её историческим прошлым является античность, то для Северная Европа вслед за Италией наряду с античностью «вспоминала» и свои варварские истоки, отсюда более тесная связь Северного Возрождения с готикой, со средними веками. Специфика Северного Возрождения (Реформации) заключается в том, что оно обретает свои исторические корни в варварском средневековье, а когда, вслед за Италией обращается к античности, то ищет в ней незамутнённые чистые истоки раннего христианства. Нормы христианской жизни Северное Возрождение находит не в современной ему церкви, а в ранних апостольских общинах, не знавших монашества, культа святых, корпоративного богословия, пышной обрядовости и иерархии.
Другим важным открытием европейского Возрождения становится открытие Природы. В это время происходит поиск совершенных форм в самой природе и через природу. Всё искусство Ренессанса обращено к природе, вырабатывает на её основе эстетические принципы. Ренессанс обнаруживает новое отношение человека к природе: от созерцания тайн природы в начале эпохи он переходит к активной позиции, выступая, как её завоеватель и покоритель. В конечном счёте это не только меняет природу, не только создаёт новую среду обитания для человека, но и изменяет самого человека.
Значительным событием новой эпохи становятся Великие географические открытия, прежде всего открытие Нового Света. Столкновение с неведомыми до сих пор цивилизациями и культурами не только меняло предметный мир культуры европейского человека, преобразовывало его быт, но значительно расширяло границы мира, а значит, границы человеческого сознания.
Но самым важным и значительным открытием эпохи Возрождения было открытие Человека. От средневековой теоцентричной культуры происходит переход к утверждению человека в реальном природном мире.
studfiles.net
Поиск Лекций
ВВЕДЕНИЕ РАННЕЕ ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСОКОЕ ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РАННЕЕ ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
«Термин «возрождение» указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры».
Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом отношении и наиболее демократических по своему политическому строю городах древности, нарождавшаяся новая буржуазия не просто пассивно усваивала, но перерабатывала ее по-своему, формулируя свое новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма. Второе название новой итальянской культуры – гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus – человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения.
Плеяда выдающихся поэтов и писателей, ученых и деятелей различных видов искусства участвовала в этом новом великом интеллектуальном движении. Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани средневековья и нового времени («последний поэт средневековья и в то же время первый поэт нового времени»), был флорентиец Данте Алигьери (1265–1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, впитала всю идеологию средних веков. «Ад», «Чистилище» и «Рай» составляют три части его поэмы. Но в то же время в поэзии Данте уже чувствуются новые, глубоко реалистические мотивы. Сама классовая борьба в родном городе Данте – Флоренции отразилась в поэме, как в зеркале. «Божественная комедия» была написана на тосканском наречии, которое легло в основу будущего национального итальянского литературного языка.
ВЫСОКОЕ ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства – на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих мастеров – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения. К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика. Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града. Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма – нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. «Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе – прежде всего творчество поэтов». К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление – барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важно иметь в виду отличия Ренессанса не только от предшествующей, но и от последующей эпохи. Открывает ли Возрождение Новое время? Иначе говоря, является ли оно началом современности, т.е. времени, в котором живем мы? Современность нельзя не связывать с научно-техническими достижениями. Наука и техника являются теми факторами, без которых немыслима жизнь современного общества. Без преувеличения можно сказать, что влияние научно-технического прогресса распространяется в современном обществе на все стороны жизни. Такая ситуация характерна для индустриальной и постиндустриальной эры. Господство науки и техники открывает эпоха, следующая за Ренессансом, – эпоха Нового времени. Ее начало принято относить к XVII в. Ренессанс же есть эпоха не научно-техническая, а художественно-эстетическая по преимуществу. Центр интересов деятелей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. Наука в современном понимании интересует их лишь постольку, поскольку она может иметь значение для художественного творчества и для эстетического развития личности. Более того, само понятие науки в современном смысле здесь еще не сложилось. Так, некоторые представители Ренессанса относили живопись к науке, а Леонардо да Винчи считал ее главной из наук. Среди современных исследователей существуют разногласия относительно философской основы Возрождения. Суть разногласий касается главным образом соотношения в Ренессансе платонизма и аристотелизма. Некоторые авторы отдают предпочтение первому, считая, что философской основой Возрождения явился христиански переработанный неоплатонизм. Другие наряду с платонизмом подчеркивают значение для Возрождения трудов Аристотеля. Вместе о тем общим для современных исследователей Ренессанса является признание того, что для характера возрожденческой культуры решающим явился новый подход к античности, отличный от свойственного средневековью. Он определяется чувством исторической дистанции по отношению к древности. Средневековые схоласты воспринимали античных авторов в известном смысле как современников. Во всяком случае, историческая дистанция не принималась в расчет в качестве важного фактора подхода к древним. Именно поэтому древние мыслители, прежде всего Аристотель, воспринимались как незыблемые авторитеты, которых следует понять и истолковать. Историческая дистанцированность позволила Возрождению поставить задачу не только понимания и истолкования, но и оценки. Она позволила обращаться с идеями античности более раскованно и свободно. Одновременно возникло желание «воскрешения» древности, но воскрешения мысленного, воображаемого, а не реального, ибо понятие исторической дистанции отчетливо указывало на безвозвратность прошлого. Следовательно, можно воскресить отдельные наиболее важные элементы прошлого, дополнив и обогатив ими современность. Отсюда и возникает тот характерный для Возрождения интерес к древности, который переходит порой в настоящее поклонение. Античность становится основой гуманизма Возрождения.
Рекомендуемые страницы: |
|
poisk-ru.ru
Основные художественные достижения итальянского и северного Возрождения
Мы видим эпоху Возрождения, как время невероятного взлета, огромного количества ярчайших художников.
Художник начинает высоко цениться в обществе, изобразительное искусство оценивают как творчество, которое связано с реализацией духовных устремлений, творческих возможностей и определенных идей.
Первые художники эпохи Возрождения делали робкие шаги к переосмыслению художественной системы. Среди них живописцы Джотто и Чимабуэ. В их фресках по-прежнему мы видим сильное влияние тех принципов, которые установила средневековая церковь. Человек еще статичен, нет объемного изображения. Пространство еще не имеет перспективы. Но, в тоже время Джотто и Чимабуэ стремятся к тому, чтобы оживить человека, чтобы предать некую иллюзию движения, иллюзию внутреннего изменения, динамики. Они начинают вводить в картины бытовые элементы и пейзаж. Это меняет представление о мире, о картине человеческой жизни. Живопись становится более наполненной и естественной.
Затем появляются такие художники как Симоне Мартини, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли. Они пытаются осмыслить роль художника в обществе, назначение картин. В творчестве художников появляется огромное количество светских тем. Впервые за всю средневековую эпоху мы видим на картинах реального человека, начинает развиваться портрет.
. Во всех картинах Леонардо да Винчи человек представляется существом абсолютно самодостаточным, он внутренне благороден и спокоен, находится в полном равновесии с окружающей его природой. Во многих своих работах Леонардо да Винчи применяет прием, который позволяет эту гармонию наиболее отчетливо подчеркнуть. Это прием сфумато – легкая дымка, которая обволакивает фигуры, создавая плавный переход от самой фигуры к пейзажному фону.
В картинах Микеланджело множество библейских и мифологических сюжетов, подчеркивающих торжество человеческого духа. Это целый цикл сотворения мира, где показано рождение природы, сотворение живых существ и рождение человека, его развитие. У Микеланджело мы видим ряд фресок, в которых он изобразил важнейшую из самых драматичных сцен Библии − «Страшный суд» во многих его гранях и проявлениях.
Замечательным произведением Рафаэля является Сикстинская Мадонна. В этой картине в образе Мадонны, которая является знаковой фигурой всей эпохи, он выразил идею человеческой красоты, гармонии, любви и идею духовного очищения.
Архитектурные творения – одна из самых ярчайших страниц эпохи Возрождения. Итальянские архитекторы Брунеллески, Бромантэ, Микеланджело создали выдающиеся произведения. Это Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Капелла Бранкаччи, Собор Святого Петра.
Северное Возрождение – это культура, которая развивалась своим путем, не копируя итальянский Ренессанс. Северное Возрождение начинается приблизительно в середине 15 века и, в отличие от Итальянского Возрождения не имеет в своей основе возврат к античности. В основе всей эпохи лежит идея гуманизма, но она имеет свои особенности, свои проявления.
Во-первых, итальянское Возрождение проходило под знаком борьбы со средневековой схоластикой, оно было направлено на утверждение новых идеалов в науке и искусстве, требовало большей свободы и большего раскрепощения человеческого духа. Северное Возрождение предполагало, что культура будет развиваться по пути изменения экономических взаимоотношений. Эти изменения предполагали, что в Европе начинают формироваться первые признаки капиталистических отношений.
Второй важный момент, который оказал на Северное Возрождение сильное влияние − процесс Реформации. Поэтому гуманизм Северного Возрождения в определенной степени был обусловлен более активной борьбой с католицизмом, более активным стремлением к реформированию этой церкви.
Северное Возрождение захватило такие страны как Германия, Голландия, Фландрия, Франция и другие страны. Здесь мы видим много ярких, выдающихся имен в самых разных сферах.
Знаковая фигура немецкого Возрождения − Альбрехт Дюрер, который одним из первых начинает применять масляную живопись и работает с акварелью, использует разные техники, одним из первых начинает работать с гравюрой.
В центре английского Возрождения стоит фигура Шекспира, который предложил европейской литературе яркие, великолепные произведения. В них мы видим человека умного, деятельного, человека пытающегося постигнуть философию жизни.
Во французской литературе этого времени мы видим такую фигуру как Франсуа Рабле. В его романе «Гогрантюа и Понтагрюэль» мы видим невероятный оптимизм, ощущение полноты жизни, радость от самого момента человеческих поступков.
Голландский Ренессанс, как и фламандский – время невероятного расцвета живописи. Здесь огромное количество ярчайших имен, таких как Питер Брейгель, Иероним Босх.
Эпоха Возрождения к середине 16 века заканчивается. Еще по инерции будут создаваться произведения в духе этой эпохи, но многие идеалы этого времени начинают испытывать кризис. Происходит это потому, что изменяется сама жизнь и бороться со средневековой схоластикой теперь незачем, стремится к секуляризации ни к чему потому, что культура все увереннее стала выруливать на «новые рельсы», и мы видим, что светская культура к середине 16 века начинает занимать очень прочное место в пространстве Европейской культуры.
11.4. Маньеризм.
Маньеризм – это искусство, пронизанное духом копирования внешних тем и образов Возрождения и, прежде всего подражание манере Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи, но внутренне это иное искусство − более экспрессивное и спорное, в нем нет той гармонии, которую мы наблюдаем у итальянских художников. Здесь больше декоративности, интереса к драматическим, трагическим темам времени. Это искусство, которое приближает нас к Новому времени высокого Возрождения. Внутренне человек становится более экспрессивным, стремится свое субъективное ощущение поставить в центр художественного измерения, художественного пространства и оценивать все происходящее. Это искусство, прокладывающее дорогу к стилю барокко, в котором огромное внимание будет уделено эмоциональной природе человека. Декоративная сторона маньеризма связана с тем, что в нем мы находим попытку превратить произведения, богатые внутренним идейным содержанием в нечто декоративное, важнейшую ценность приобретают интерьеры, экстерьеры. Начинает развиваться орнамент, различные формы декоративной отделки, особое внимание уделяется деталям.
На стыке искусства маньеризма и идеалов высокого Возрождения создаются многие произведения художников Венеции. Формируется Венецианская школа, к которой принадлежат Джорджоне, Тициан, Веронезе. Творчество венецианцев можно рассматривать как яркую заявку на развитие стиля барокко, которое найдет свое полное воплощение в искусстве Нового
megaobuchalka.ru
Северное возрождение
Самобытный характер северного Возрождения (Германия, Нидерланды Франция) – центры Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам, Париж.
по времени начинается тогда, когда в Италии период Высокого Возрождения, и продолжается несколько позднее итальянского. Начало – рубеж 15-16ст.
исторически совпадает со временем Реформации и во многом с ней связано. (так, в Германии Возрождение во многом связано с идеями Лютера и, в частности, переводом им Библии на нем.язык; во Франции и Нидерландах сильны мотивы католической реакции)
значительное влияние оказала крестьянская война
гораздо меньший, нежели в Италии, интерес к античности.
искусство: больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства: оно ближе к готике, нежели е ренессансным итальянским традициям. Много символики, условно по форме. Основные жанры в живописи – портрет, пейзаж, появление бытовой картины.
Особенность – обращение северных мастеров к итальянскому Ренессанесу. Итальянское искусство оказывало огромное влияние: оно влекло ясной соразмерностью и совершенством формы, стройной системой норм и правил (Рим в этот период стал подлинным средоточием всех классических устремлений Севера). И хотя итальянизирующие тенденции поддерживались зачастую в придворно-аристократической среде, противопоставляясь более демократичному пути национального искусства, тем не менее ни поэты, ни художники, привязанные к родной почве традициям, не заговорили классическим языком итальянского искусства, сколько бы ему ни подражали. Взаимодействие классической художественной системы итальянского Ренессанса и Северного Возрождения отнюдь не исчерпывает содержание последнего. Национальный колорит, специфический художественный язык, синтетичность восприятия действительности и ее возвышенная идеализация, экспрессивность в изображениях – вот отличительные черты творчества великих мастеров Северного Возрождения.
Огромную роль сыграл экономический фактор – развитие товарно-денежных отношений, промышленности; включенность в общеевропейские рыночные процессы.
Нидерланды.
Уже в 15 веке великими мастерами Нидерландов были разработаны основы нового искусства (иногда называемого реализмом «arsnova»), соединившего средневековые готические тенденции с новым ренессансным мировидением. Наиболее полно ренессансные тенденции в искусстве проявились в живописи
Братья ван Эйк (Губерт и Ян) — «отцы» Северного Возрождения. Именно с их творчеством связывают распространение станковой картины. Картины ван Эйков и примыкающих к ним нидерландских художников 15 века заметно отличаются от картин выполненных в традиционной темперной техникеособым эмалевидным сверканием красок и глубиной тонов.Это не что иное какмасляная живопись, известная еще в средние века, но применявшаяся исключительно в декоративных работах. Новая техника, возникшая в непосредственной связи с разработкой новых реалистических способов изображения, значительно расширила возможности правдивой живописной передачи зрительных впечатлений. Так в знаменитой картинеЯна ван Эйка «Мадонна в церкви» живописная техника удивительно передает струящийся из верхних окон свет. А в написанном позже миниатюрном триптихе (с изображением Мадонны – в центре, св. Михаила с заказчиком и св.Екатерины – на створках) впечатление уходящего вглубь пространства иосязательный характер изображения доходит порой до полной иллюзии. Одна из особенностей искусства Яна ван Эйка состоит в том, что присущая емудетализация никогда не заслоняет целого.Например. в шедевре«Мадонна канцлера Ролена» детально прописанный пейзаж, архитектура ничуть не заслоняют, а только дополняют обрисовку канцлера Ролена – холодного, расчетливого и корыстного государственного деятеля. Важнейшее место в творчестве ван Эйка принадлежит портрету («Тимофей», «Портрет неизвестного в красном тюрбане», «Портрет кардинала Альбергати» и др.).
Среди целой плеяды талантливых нидерландских художников несколько особняком стоит творчество Иеронима Босха(ок. 1450-1516), его полотна – не похожи ни на какие другие, отличаются не только колоритом, но и сюжетами, фантастичностью образов.Мировоззрение Босха проникнуто глубоким пессимизмом моралиста, бичующего зло и пороки, погрязшего в грехах мира. В его картинах, большей частью написанных на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей (например, «Корабль дураков», «Воз сена»).Даже самые страшные аллегории выписаны с таким удивительным колоритом, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образы, но влияние Хиеронимуса (Иеронима) Босха ХХ век ощутит в творчестве сюрреалистов.
Завершающим аккордом нидерландского Возрождения можно считать творчество знаменитого Питера Брегейля (ок. 1525/30-1569).Иногда его называют выразителем идей романизма(течения в изобразительном искусстве северной Европы этого периода, характеризующегося обращением к итальянскому искусству и попытки перенесения его на нидерландскую и германскую почву). Впрочем, как истинно гениальный художник, Брегейль не копировал произведений итальянских мастеров и их манеру, хотя, безусловно, подвергся их сильному влиянию. В целом, в отличие от творчества романистов, его искусство национально по форме и содержанию. Проникнутые глубокими философскими и социальными идеями, произведения Брегейля органично связаны с культурой нидерландского гуманизма (особенно заметно влияние идей знаменитого прозаика и философа Эразма Роттердамского). В 1556-1559 годах он создает ряд аллегорических и сатирических композиций, гравированных Коком, в которых обращается к образам народной фантазии («Осел в школе», цикл «Семь грехов» и др.). Большое влияние на него в этот период оказывает творчество Босха. Впечатление от творчества последнего наблюдается и в картине «Падение ангелов»: все пространство картины заполнено летящими ангелами и существами, созданными фантазией художника. Интересно творчество Брегейля на религиозные темы («Несение креста», «Избиение младенцев»). Брегейль сознательно переносит библейские эпизоды в современную ему обстановку, воплощая в форме евангельских легенд события современной жизни. Поэтому его картины всегда имеют иносказательный смысл. (Так, в картине «Избиение младенцев» перед зрителем словно бы оживают сцены расправы с еретиками). К идеям связи с современностью сюжетов живописных произведений Брегейль вернется в последние годы жизни, когда отзвуки тревожных современных ему событий (Крестьянского восстания и его поражения, Реформации) проникают в его полотна («Танец под виселицей», «Слепые»).
Обращаясь к пейзажу, картины природы Брегейль изображает в тесном единстве с жизнью людей («Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Марина» и др.). В своих пейзажах Брегейль достигает огромной силы обобщения, проявляя изумительной композиционное мастерство (в построении «силуэта» картины, направлении линий и т.д.) Искусство Брегейля можно считать завершающим этапом развития искусства Нидерландов в течении 2-х столетий северного ренессанса. В его творчестве отразились практически все особенности нидерландской живописи этого периода – фантастичность и аллегоричность образов, отношение к природе как арене деятельности людей, показ современности через религиозные сюжеты, в так же черты романизма – влияния итальянского ренессансного искусства.
Среди мастеров нидерландского возрождения необходимо так же назвать Клауса Слютера (скульптор, представитель раннего возрождения, связывавший средневековые традиции с идеалами ренессансного искусства),Рогира ван ден Вэйдена (обогатил живописное искусство Нидерландов яркойпередачей движений и чувств), КвентинаМассейса, Иоахима Патинира, Яна Госсарта, Яна Скореля и др.
Германия
так же как и в Нидерландах среди других видов искусств в период Возрождения лидировала живопись.
крупнейшим мастер Альбрехт Дюрер (1471-1528).Отто Бенешсчитает его ярчайшим представителем Северного высокого Возрождения и дажеутверждает, что собственно ренессансная традиция начинается на севере Европы именно с творчества Дюрера.Он выделялся не только широтой своего дарования, но и широтой интересов и разносторонних знаний. Дюрер, первый из художников Германии,оставил помимо гравюр и картин, богатое литературное наследие.В его трактатах изложены научные основы искусства, и, прежде всего, теория пропорций человеческого тела и теория перспективы. Дюрер воплотил в себе новый тип художника-ученого. Специфика видения мира Альбрехта Дюрера состоитв поисках возможности как можно объективнее отразить мир, ему был чужд итальянский идеализирующий реализм, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности. Этим пафосом проникнуты его автопортреты, особенно карандашные. Сюда же можно отнести и портрет матери – в письме к брату сделан набросок изможденной болезнями женщины.
До сих пор пленяет графикаДюрера – на дереве и металле. В гравюре на дереве Дюрер достиг невиданной ранее выразительности, благодаря смелой реформе традиционной манеры и использованию некоторых приемов, сложившихся в гравюре на металле (например, серия гравюр «Апокалипсис»). Смелость художественных приемов сочеталась у Дюрера с богатством содержания. Используя традиционные религиозные сюжеты, он придавал им современное звучание. Понять графику мастера часто пытаются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которую там действительно можно обнаружить. Но разгадки этих завораживающих изображений нужно искать в эпохе Реформации. Эти листы ярче всего отразили стойкость духа людей, готовность отвергнуть любые искусы, но и горестные сомнения в конечном результате борьбы («Меланхолия», «Смерть, черт и рыцарь»). Есть у Дюрера и лирическое начало в графике. К нему можно отнести цикл гравюр «Жизнь Марии», вдохновивших в19 веке Рильке на цикл стихов. В своих живописных работах (например, «Праздник четок», «Рождество Христово» на алтаре, «Адам и Ева», «Вознесение Марии» и др.)художник стремится к верной передаче пространства (линейная перспектива), точному композиционному решению.
Соприкосновение с нидерландским искусством (в результате поездки 20-х годах 16 ст.) вызвало возрождение интереса к портретному искусству. Интересное нововведение Дюрера в этой области – профильные гравюрные портреты знаменитых людей (Альбрехт Бранденбургский, «Большой кардинал», Эразм Роттердамский и др.), очевидно, по замыслу ориентированные на памятные медали.
Одно из самых знаменитых произведений художника – написанная в дар городскому совету Нюрнберга картина «Четыре апостола». Она представляет собой 2 высоких панно, в которых попарно изображены фигуры апостолов Иоанна, Петра, Павла, Марка. Кажется, что эти огромные фигуры с трудом умещаются в тесных рамках узких панно и полны непреодолимой силы. В период борьбы против лжепророков и лжеучений, Дюрер воплощает в картине образы мужественных и страстных поборников истины. Картина «Четыре апостола» может быть названа вершиной возрожденческого гуманизма (в живописном его проявлении).
Матиаса Грюневальда(настоящее имя – Матиас Нитхард — 1460-1528). Чуждый рационализму и теоретическим увлечениям Дюрера, далекий от стремления создания канона прекрасного, он, однако, не менее ярко, чем Дюрер, выразил настроение своего времени. Например, известная работа Грюневальда – базельское «Распятие»: здесь Христос совсем не похож на прекрасного Христа Дюрера – этот образ скорее страшен и уродлив и поражает силой выраженного в не страдания. Главное произведение Грюневальда – «Изенгеймский алтарь» (1512-1515г.),написанный для госпиталя Св.Антония в Изенгейме. Онвыделяется своей экспрессией: экспрессия картины в значительной степени построена на использовании эмоционального воздействия цветовых отношений (здесь мрачные тона пейзажа оттеняют кричащие краски стоящих перед крестом людей). Главное в картинах Грюнвальда – чувство, страдание, страсть. Как живописец Грюневальд увлекает прежде всего эмоционально насыщенным экстатическим колоритом, фантазией, умелым включением полных смысла пейзажей и натюрмортов в большие картины. Хотя мастер и опирался в технике на позднеготическое искусство, но драматизм, острота индивидуализма, проникновенное изображение природы делают его поистине типичным мастером Северного Возрождения.
Лукас Кранах Старший (1472—1553). Он принадлежал к тому поколению, усилиями которого было преобразовано искусство Германии. В отличие от Дюрера, Кранах былэмоциональнее в своей живописи, окрашенной чертами романтического восприятия мира, а подчас и сказочной фантастикой.Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки и современницы художника. Они несколько излишне хрупки, но зато наряжены в роскошные модные платья, у них сложные ренессансные прически и великолепный цвет лица, говорящий не столько о природном здоровье, сколько о выхоленности. Художник был блестящим колористом, замечательным мастером портрета.Лукаса Кранаха Старшего считают одним из создателей европейской пейзажной живописи (например, а картине «Отдых на пути в Египет», где фигуры Марии, Иосифа и Христа расположены среди сказочного лесного пейзажа, фигуры играют гораздо менее активную роль, чем пейзаж). Явную связь с античной мифологией демонстрирует написанная в1509г. стоящая нагая Венера с амуром. Она сложена по всем канонам классического идеала, но этот образ лишен языческой жизнерадостности. В нем еще живет отзвук средневекового страха перед именем Венеры, служившей символом греховности и соблазна. При всей красочности картины, чуждость античного сюжета художнику Северного Возрождения выступает очень ярко. В поздний период творчества искусство Лукаса Кранаха Старшего во многом переродилось в «маньеризм», но его лучшие работы остаются образцом искусства живописи.
Последним художником немецкого Возрождения называют Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543). Он выделяется ясностью и спокойствием своих работ, «классичностью» и далек от позднеготической патетики. Отлично его творчество и по тематике работ – так, у Гольбейна Младшего мало работ религиозного содержания, в основном, онпосвятил себя искусству портрета.Его портреты отличаются неприкрашенной правдивостью, он никогда не становился на путь идеализации (портреты жен короля Джейн Сеймур, Анны Клевской, самого ГенрихаVIII, Томаса Мора и т.д.)
Говоря о величайших мастерах германского Ренессанса нельзя не упомянуть дунайскую живописную школу(Л.Хубер, Х.Лаутензак, Альбрехт Альтдофер),литературные достижения Ханса Сакса (может считаться создателем совр. нем. Языка – продолжатель народных традиций в литературе),музыкальное творчество К.Паумана,П.Хофхаймера, Г.Шютца (органная музыка – сочинения светские и церковные. Шютц – перв.нем.опера «Дафна» и перв.нем.балет»Орфей и Эвридика»)и т.д.
Франция — наиболее сложно и неоднозначно проявились ренессансные тенденции в художественной культуре Франции. Здесь можно выделить 2 господствующих направления – праздничное и радостное возрождение античности (в основном «официальный дух») и явное влияние средневекового духа (скрытая готическая тенденция). Иногда даже говорят о специфическом «галльском возрождении».
Если рассматривать возрождение классической античности как существенную черту новой ренессансной культуры, то Франция в этом отношении кажется запоздавшей по сравнению с другими странами. Кульминация этого возрождения во Франции произошла примерно в середине 16 века. В рамках этой тенденции работала так называемая школа Фонтенбло. Она представлена итальянскими мастерамиРоссо, Франческо Приматиччо, прожившими во Франции до конца жизни. Они принесли новые представления о красоте, приобщили французов к высоким идеалам высокого Возрождения, однакосами эти мастера были типичными представителями маньеризма, холодными и изощренными виртуозами, стремившимися к элегантному утонченному искусству, нарочитым эффектам, в своих формальных исканиях отходившими от реалистических основ Возрождения. Среди собственно французских мастеров, творчество которых по праву – гордость северного Возрождения –Франсуа Клуэ, Жан Гужон, Жан Кузен Старший.
Франсуа Клуэ(ок.1510-1572г.)интересен прежде всего портретными работами, и особенно подготовительными рисунками к портретам (выполнялись непосредственно с модели). Здесь внимание художника сосредоточено на тонкой и тщательной фиксации индивидуальных черт. Франсуа Клуэ заслуживает быть отнесенным к числу наиболее внимательных наблюдателей человеческого лица.
Крупнейшим скульпторомфранцузского Возрождения былЖан Гужон(ок 1510-1568). Во многих его произведениях сильно влияние маньеризма, выражение чувств зачастую подчинено декоративному эффекту, но вместе с тем его скульптуры, рельефы отличаются высоким мастерством, особенно в передаче драпировок, обрисовывающих формы тела (на амвоне церкви Сен-Жермен а Париже 5 рельефов – 4 фигуры евангелистов и «Оплакивание Христа», знаменитый «Фонтан нимф» и др.).
В литературеэто направление было ярко представленопоэтами Плеяды. Звездами «первой величины» среди поэтов Плеяды могут быть названы Пьер де Ронсар и Жоашен Дю Белле.Поэзию Плеяды отличаютдве основные черты:
-во-первых, это ученая эрудированная поэзия, которая следует литературному идеалу.
-Во-вторых, благодаря высокому мастерству, поэтическое одухотворение озаряло новым светом и человека, и природу, и мифологию, и прошлое и настоящее. Поэты плеяды знали древние языки и литературы, ввели в употребление александрийский стих, ода и сонет принадлежали к числу их излюбленных поэтических форм.Целью Плеяды было обновление французского языка, который смог бы по своей гибкости и выразительности соперничать с древними.Родной язык должен быть совершенным как музыка, и поэтому не удивительно, что стихи Ронсара были излюбленными текстами для композиторов 16 столетия.
2-е направление в искусствеФранции этого периода связано с идеями света религии, веры, потустороннего мира.Эти чувства находят свое отражение в творчестве скульптора Жермена Пилона, в гравюрах и рисунках Жака Белланжа.Жермен Пилон в молодости был связан со школой Фонтенбло, однако внес в ее стиль серьезную и торжественную ноту. Он обратился к церковной и надгробной пластике.Реализм создаваемых им образов (надгробие Генриха II и Екатерины Медичи, Надгробие Валентины Бальбиани и др.) преследует единственную цель – обращать зрителя к мыслям о потустороннем мире и напоминанать о тщете земного великолепия. Скорбящая Богоматерь (церковь Сен-Поль в Париже), преклоненная фигура Св. Франциска (церковь Сен-Жан – Сен-Франсуа) полны экстаза и в тоже время крайне реалистичны. Мрамор здесь словно пронизан внутренним светом и трепетом религиозного экстаза.
Но высшая степень спиритуализации. экспрессивного преображения реальностибыли достигнуты в искусствеЖака Белланжа. Его работы практически не сохранились, однако, по его рисункам можно предположить, что в декоративных картинах (изображения празднеств и маскарадов) классическая красота, как в волшебном зеркале, преображается в фантастический призрачны мир. Фигуры кажутся уже не человеческими существами, но экзотическими цветами и растениями. Та же необычность появляется у Белланжа в его религиозных композициях (В превосходном рисунке «Три Марии у гроба» изображены мистические души, чьи тончайшие эмоции выражаются движением их длинных пальцев).
Литература:
Не так много ярких имен как в итал.Ренессансе, но поистине титаны.
Голландия – Эразм Роттердамский (см.в итал.гуманизме)
Англия – Томас Мор и Уильям Шекспир (1564 – 1535). Поэти и драматург. Шекспировский канон — 37 драм, точно принадлежавших его перу. Личные драмы героев переплетаются с общественными событиями.
Франция – Франсуа Рабле (1494 – 1563) – мыслитель и гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантпгрюэль».
Испания (не принадлежит к сев. Возрождению) – Мигель Сервантес (1547 – 1616). О хитроумном идальго Дон Кихоте Ломанческом – пародия на рыцарский роман. Столкновение средневековых идеалов с нарождавшимися буржуазными отношениями.
studfiles.net
Основные художественные достижения итальянского и северного Возрождения
Мы видим эпоху Возрождения, как время невероятного взлета, огромного количества ярчайших художников.
Художник начинает высоко цениться в обществе, изобразительное искусство оценивают как творчество, которое связано с реализацией духовных устремлений, творческих возможностей и определенных идей.
Первые художники эпохи Возрождения делали робкие шаги к переосмыслению художественной системы. Среди них живописцы Джотто и Чимабуэ. В их фресках по-прежнему мы видим сильное влияние тех принципов, которые установила средневековая церковь. Человек еще статичен, нет объемного изображения. Пространство еще не имеет перспективы. Но, в тоже время Джотто и Чимабуэ стремятся к тому, чтобы оживить человека, чтобы предать некую иллюзию движения, иллюзию внутреннего изменения, динамики. Они начинают вводить в картины бытовые элементы и пейзаж. Это меняет представление о мире, о картине человеческой жизни. Живопись становится более наполненной и естественной.
Затем появляются такие художники как Симоне Мартини, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли. Они пытаются осмыслить роль художника в обществе, назначение картин. В творчестве художников появляется огромное количество светских тем. Впервые за всю средневековую эпоху мы видим на картинах реального человека, начинает развиваться портрет.
. Во всех картинах Леонардо да Винчи человек представляется существом абсолютно самодостаточным, он внутренне благороден и спокоен, находится в полном равновесии с окружающей его природой. Во многих своих работах Леонардо да Винчи применяет прием, который позволяет эту гармонию наиболее отчетливо подчеркнуть. Это прием сфумато – легкая дымка, которая обволакивает фигуры, создавая плавный переход от самой фигуры к пейзажному фону.
В картинах Микеланджело множество библейских и мифологических сюжетов, подчеркивающих торжество человеческого духа. Это целый цикл сотворения мира, где показано рождение природы, сотворение живых существ и рождение человека, его развитие. У Микеланджело мы видим ряд фресок, в которых он изобразил важнейшую из самых драматичных сцен Библии − «Страшный суд» во многих его гранях и проявлениях.
Замечательным произведением Рафаэля является Сикстинская Мадонна. В этой картине в образе Мадонны, которая является знаковой фигурой всей эпохи, он выразил идею человеческой красоты, гармонии, любви и идею духовного очищения.
Архитектурные творения – одна из самых ярчайших страниц эпохи Возрождения. Итальянские архитекторы Брунеллески, Бромантэ, Микеланджело создали выдающиеся произведения. Это Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Капелла Бранкаччи, Собор Святого Петра.
Северное Возрождение – это культура, которая развивалась своим путем, не копируя итальянский Ренессанс. Северное Возрождение начинается приблизительно в середине 15 века и, в отличие от Итальянского Возрождения не имеет в своей основе возврат к античности. В основе всей эпохи лежит идея гуманизма, но она имеет свои особенности, свои проявления.
Во-первых, итальянское Возрождение проходило под знаком борьбы со средневековой схоластикой, оно было направлено на утверждение новых идеалов в науке и искусстве, требовало большей свободы и большего раскрепощения человеческого духа. Северное Возрождение предполагало, что культура будет развиваться по пути изменения экономических взаимоотношений. Эти изменения предполагали, что в Европе начинают формироваться первые признаки капиталистических отношений.
Второй важный момент, который оказал на Северное Возрождение сильное влияние − процесс Реформации. Поэтому гуманизм Северного Возрождения в определенной степени был обусловлен более активной борьбой с католицизмом, более активным стремлением к реформированию этой церкви.
Северное Возрождение захватило такие страны как Германия, Голландия, Фландрия, Франция и другие страны. Здесь мы видим много ярких, выдающихся имен в самых разных сферах.
Знаковая фигура немецкого Возрождения − Альбрехт Дюрер, который одним из первых начинает применять масляную живопись и работает с акварелью, использует разные техники, одним из первых начинает работать с гравюрой.
В центре английского Возрождения стоит фигура Шекспира, который предложил европейской литературе яркие, великолепные произведения. В них мы видим человека умного, деятельного, человека пытающегося постигнуть философию жизни.
Во французской литературе этого времени мы видим такую фигуру как Франсуа Рабле. В его романе «Гогрантюа и Понтагрюэль» мы видим невероятный оптимизм, ощущение полноты жизни, радость от самого момента человеческих поступков.
Голландский Ренессанс, как и фламандский – время невероятного расцвета живописи. Здесь огромное количество ярчайших имен, таких как Питер Брейгель, Иероним Босх.
Эпоха Возрождения к середине 16 века заканчивается. Еще по инерции будут создаваться произведения в духе этой эпохи, но многие идеалы этого времени начинают испытывать кризис. Происходит это потому, что изменяется сама жизнь и бороться со средневековой схоластикой теперь незачем, стремится к секуляризации ни к чему потому, что культура все увереннее стала выруливать на «новые рельсы», и мы видим, что светская культура к середине 16 века начинает занимать очень прочное место в пространстве Европейской культуры.
11.4. Маньеризм.
Маньеризм – это искусство, пронизанное духом копирования внешних тем и образов Возрождения и, прежде всего подражание манере Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи, но внутренне это иное искусство − более экспрессивное и спорное, в нем нет той гармонии, которую мы наблюдаем у итальянских художников. Здесь больше декоративности, интереса к драматическим, трагическим темам времени. Это искусство, которое приближает нас к Новому времени высокого Возрождения. Внутренне человек становится более экспрессивным, стремится свое субъективное ощущение поставить в центр художественного измерения, художественного пространства и оценивать все происходящее. Это искусство, прокладывающее дорогу к стилю барокко, в котором огромное внимание будет уделено эмоциональной природе человека. Декоративная сторона маньеризма связана с тем, что в нем мы находим попытку превратить произведения, богатые внутренним идейным содержанием в нечто декоративное, важнейшую ценность приобретают интерьеры, экстерьеры. Начинает развиваться орнамент, различные формы декоративной отделки, особое внимание уделяется деталям.
На стыке искусства маньеризма и идеалов высокого Возрождения создаются многие произведения художников Венеции. Формируется Венецианская школа, к которой принадлежат Джорджоне, Тициан, Веронезе. Творчество венецианцев можно рассматривать как яркую заявку на развитие стиля барокко, которое найдет свое полное воплощение в искусстве Нового
Культура эпохи реформации
Переход от средневековой культуры к культуре Нового времени неразрывно связан с реформацией. Под реформацией понимают широкое общественное движение, направленное на изменение той культуры, которая сложилась в рамках средневековой, а именно: отказ от чрезмерного давления католической церкви на общество, отрицание многих католических традиций, изменение общественных экономических и политических отношений, переход от феодальных отношений к отношениям буржуазным. Реформация началась в тридцатые годы 16 столетия. Начало реформаторского движения было положено выступлениями Мартина Лютера. По его мнению, церковь занимала чрезвычайно безнравственную позицию, продавая индульгенции (документы, владельцу которых отпускались все грехи). Сама практика индульгенции воспринималась воспринималась многими прогрессивными людьми того времени как недопустимая. Католическая церковь позиционировала себя как институт, который создан в роли посредника между человеком верующим и богом. Таким образом, священник – это наместник бога на земле. Эта практика чрезмерно высокой роли церкви в судьбах людей не воспринималось обществом как норма. Мартин Лютер делал и другие шаги к тому, чтобы церковь стала более понятной и близкой людям, откликалась на экономические и политические изменения, которые в обществе назревали ( например, зарождение буржуазии).
Шаги Мартина Лютера, Жака Кальвина, Томаса Мюнцера были направлены на то, чтобы в корне изменить католическую церковь, сделать ее более приближенной к жизни людей. Тем самым Мартин Лютер и другие реформаторы стремились к активизации процесса секуляризации. Реформаторское движение разделяется на три направления:
1. Буржуазно-бюргерское, которое возглавил Мартин Лютер. Цели этого направления были связаны с отказом от феодальных пережитков и установлением капиталистических отношений.
2. Королевско-княжеское. Это направление развивалось, но не осознавалось как бесперспективное. Действительно, аристократия того времени пыталась использовать реформаторское движение как повод к личному обогащению, стремления не получили достаточного подтверждения.
3. Народно-демократическое. Одним из ярких реформаторов этого движения был Томас Мюнцер. Оно предполагало обеспечение больших прав и возможностей для крестьянства. Но и это направление в условиях 16 века не могло получить максимальное удовлетворение. Только буржуазно – бюргерское направление максимально реализовалось в ходе общественного движения 16 века. Действительно, были созданы условия для того, чтобы начался переход к капиталистическим отношениям, были обеспечены социальные права и гарантии зарождающемуся классу предпринимателей.
В ходе реформации формируется третья ветвь христианского учения – протестантизм. Само название «протестантизм» происходит от слова «протест». Протестантская церковь воспринималась как протестная по отношению к католической церкви. Протестанты выдвигали такие условия и формировали такие традиции, которые не соответствовали католическим нормам. Считается, что первые предприниматели в Европе стояли на протестантских позициях, поскольку максимально полно протестантизм соответствовал духу капитализма. Ведь с точки зрения протестантизма важнейший акцент делался на том, каким должен быть верующий человек. Верующий человек, должен быть трудолюбивым; честным, пунктуальным, отвечать за свои поступки, быть деятельным, т.е. протестантизм вырабатывал в человеке такие качества, которые были необходимы для ведения предпринимательской деятельности.
Протестантизм лишь давал простор для развития новых экономических отношений, давал большую свободу человеку, но и делегировал и большую ответственность. Он заставлял его быть более активным и более ответственным перед обществом. Все это было чрезвычайно важным в условиях новых экономических и политических отношений во второй половине 16 века. Таким образом, можно утверждать, что реформация была направлена не только на изменение отношения человека к церкви, но и на изменение общественных отношений в целом.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
55.Раннее итальянское и Северное Возрождение (ф.Петрарка, Бокачио, Лоренцо Валла; Эразм Роттердамский, т.Мор).
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.
Гуманизм зарождается в литературной среде. Начало гуманистического периода связано с творчеством великого итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374г.) Памфлетом «О своем и чужом невежестве» Петрарка задал программу критики всей системы средневекового знания. Философские тексты впервые стали объектом критического историко-филологического исследования, а не вневременным источником авторитетных цитат.
Франческо Петрарка (1304 — 1374) — автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» и иных трудов.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 — 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»:
• ниспровергал церковные авторитеты;
• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
• в центр мироздания ставил человека;
• верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
Младшим другом Петрарки был итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313—1375). Он изучал каноническое право и коммерцию, но главным его увлечением была поэзия (сочинения Вергилия, Овидия, Данте) и рыцарская литература. Боккаччо – автор многих поэтических и прозаических произведений, написанных на народном итальянском языке — вольгаре. Пробовал свои силы на поприще дипломатии и торговли, занимался литературной деятельностью. Новеллы были популярны среди современников, имели колоссальный успех. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистических идей (Например, благородство человека, по мнению Джованни, коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести). Боккаччо был известен и как ученый-филолог. Важным вкладом Боккаччо в формирование культуры Ренессанса стало его латинское сочинение “Генеалогия языческих богов” – филологический труд, явившийся своеобразным сводом античных мифов, в котором автор выстроил своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии.
Северное возрождение
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Следует заметить, что гуманизм данной эпохи отличался, прежде всего, эстетической, а не нравственно-этической направленностью. Развитие личности, к которому стремились гуманисты, включало в себя совершенствование «человеческих» качеств, преимущественно эстетического характера. Высоко ценились в гуманистической среде такие качества, как изысканность вкуса, красота слога, утонченное отношение к жизни, способность вызывать расположение и симпатию. Многие исследователи сходятся в том, что если в сфере эстетики, в сфере искусств, эту эпоху можно назвать Ренессансом, то в нравственной сфере это была эпоха Декаденса, т.е. упадка. Нравственность потеряла свой объективный критерий в лице Бога, и стала восприниматься субъективистски.
Главным центром гуманистической мысли была Италия, но гуманистическое движение в той или иной степени захватило всю Европу, приобретая в каждой стране своеобразные оттенки. В северных странах – Германии, Нидерландах, Англии, гуманистические идеи распространились в самом начале XVI в., но очень скоро на их место встала Реформация. Так что гуманистическое движение существовало здесь лишь первые два-три десятилетия XVI в.
Северное Возрождение существенно отличалось от итальянского. Во-первых, оно выступало за возрождение религии (и являлось в этом смысле предвестником Реформации). Во-вторых, выступало против аморализма, отстаивало необходимость благочестия и общественной добродетели. Главными представителями северного гуманизма были Эразм Роттердамский и Томас Мор.
Эразм Роттердамский(1469-1536).
Сыграл ведущую роль в развитии Северного Возрождения. Эразма называют «христианским гуманистом». Главное в его творчестве – выявление морального содержания христианства, возрождение подлинного духа и простоты первых веков христианства. Он сближал античные и христианские морально-философские идеалы — Сократ был практически приравнен им к Христу. Эразм был противником философии как схоластической системы. Считал, что философия – это скорее философствование, рассуждение, практическая мудрость. Свое учение чаще всего называл «философией Христа». Считал, что не надо усложнять истину Евангелия, подобно тому, как это делают схоласты, и проповедовал возврат к раннему христианству. Критика схоластического мудрствования. Глупость — это антитеза схоластической мудрости. Глупость имеет бесконечное число проявлений – от самых низких ее форм, которые осуждаются Эразмом, до христианской простоты. Это скорее не глупость, а безумие. Такие люди кажутся безумными окружающим: не обращают внимание на обиды, позволяют себя обманывать и т. д. Такое безумие он восхваляет.
Большое внимание уделял теме морального совершенствования человека. От телесных желаний невозможно избавиться, но с помощью разума можно и должно держать их в соответствующих рамках.
Заслуга Эразма также состоит в том, что он осуществил новый латинский перевод Нового Завета и ратовал за перевод Священного писания на народные языки, тем самым подготавливая идейную почву для приближающейся реформации.
Томас Мор (1478-1535)
Был другом и последователем Эразма. Бессмертную славу принесла Мору его «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Дословно в переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». Хотя уже Платон говорил об «утопическом государстве», термин этот был введен именно Мором. В идеальной стране, которую он описывал, отсутствовала частная собственность, разделяющая людей; все граждане были равны между собой; работали не весь день, оставляя время для развлечений; вели здоровый образ жизни; были миролюбивы и религиозны, но при этом отличались религиозной терпимостью.
В учении Мора проявился оптимизм, свойственный Гуманизму, вера в то, что люди, следуя разуму, могут избежать зла и создать идеальное общество.
studfiles.net
9.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, а в Новое врем – наука и техника. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем.
Жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художественного познания. Стремясь наиболее полно отразить все природные формы, художник обращается к синтезу искусства и науки. Их тесная связь — характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь живописью, художники выходили через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д. Это порой приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства. Более того, некоторые из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни. Соединение ученого и художника в одном лице, в одной творческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможным позднее.
Союз науки и искусства помог искусству решить многие, очень важные изобразительные проблемы. Вырабатывается новая система художественного видения мира, основанная на доверии к чувственным восприятиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим, — вот исходный принцип художников Ренессанса.
Художники Возрождения разрабатывают принципы и законы прямой линейной перспективы. Начала создания перспективы заложили Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: это помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру. Идея создания на полотне иллюзии реальной жизни стимулировала разработку теории перспективы как особо важной науки для живописца, помогающей сделать зрение стереоскопичным, а предметы – рельефными и осязаемыми.
Весьма показательное явление культуры Возрождения – новое качество самосознания деятелей искусства. Оно чрезвычайно возвышается по сравнению с предшествующей эпохой, когда к художникам привыкли относиться так же, как к плотникам, каменщикам, мастерам стекольного дела. Сами художники порывают с замкнутой цеховой средой, обращаются к широким слоям интеллигенции, усваивают стиль жизни и поведения гуманистов. Немало написано о том, что мастерские художников Возрождения во многом становились центрами интеллектуальной жизни. В них заглядывали и ученые, и философы, и аристократы. Как писал Вазари, «в мастерских не только работали, но и вели прекраснейшие речи и важные диспуты» (в связи с чем такие объединения порой называли «академией бездельников»), при этом художников считали носителями широкой духовности.
Каждое произведение мастера эпохи Возрождения – это создание целостного мира, зримый образ должного бытия. А раз так, то и каждый художник мыслит себя вровень с титаном, центром мироздания, демонстрирующим невероятный универсализм способностей. Из маргинальной фигуры, какой являлся художник в средневековье, он попадает едва ли не в сферу социальной элиты.
В искусстве эпохи Возрождения утвердился самостоятельный художественный стиль Ренессанса. Это подтверждает, что в художественном плане эпоха отличалась не просто разрозненными опытами и экспериментами, но разработала и осуществила свой художественный идеал. В чем отличие стиля Ренессанс от приемов художественного воплощения античности? Прежде всего – в возвышении индивидуальности, которое не обнаруживается в соразмерном и гармоничном творчестве античности. (Например, античный скульптурный, живописный портрет – это скорее не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он максимально безличен, в то время как на портретах Возрождения лица даны всегда крупным планом, они замечательно красивы, иногда с неправильными чертами лица, но удивительно правдивы и значительны, очень индивидуальны, зачастую загадочны, почти всегда нетипичны.)
Впрочем, новых эстетических категорий для выявления и описания новой реальности ренессансного стиля в эпоху Возрождения выдвинуто не было; здесь продолжают разрабатывать традиционные для античности понятия меры, гармонии, пропорции, композиции. Специальных эстетических трудов в эту эпоху также не создается, главные эстетические идеи вырабатываются самими мастерами искусства и получают закрепление в теоретических трудах художников и скульпторов: «Десять книг о зодчестве» Леона Баттисты Альберти (1404-1472), «Книга о живописи» Леонардо да Винчи (1452-1519), «Установление гармонии» Джозеффо Царлино (1517-1590) и др.
studfiles.net