Семинарские занятия это – «1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Тема 5 Организация семинарского занятия. Виды семинаров.

План

  1. Практические занятия – сущность и назначение

  2. Понятие семинара, его назначение и виды

  3. Критерии качества семинара

  4. Лабораторные занятия, их назначение.

Семинарские занятия как форма обучения имеет давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.

Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель.

Доцент, профессор должен сам вести ПЗ, хотя бы в одной группе, посещать занятия ассистентов для координации теоретической и практической частей курса. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

Структура ПЗ в основном одинакова:

• вступление преподавателя;

• ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

• практическая часть как плановая;

• заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

ПЗ не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. — в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы.

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

• развитие творческого профессионального мышления;

• познавательная мотивация;

• профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

• повторение и закрепление знаний;

• контроль;

• педагогическое общение.

В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

1. Просеминар.

2. Собственно семинар.

3. Спецсеминар.

Просеминар — занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель — ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре — подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

Более серьезные учебные и воспитательные задачи решаются на семинарах 2-4-х курсов и особенно на спецсеминарах 4- 5-х курсов, которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга.

Выступления в беседе — уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т.е. момент живой беседы.

Семинар — это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Спецсеминар.

Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Какой тип организации деятельности студентов на семинарском занятии отвечает такому определению, задает способ общения как взаимодействия?

Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму).

Преподаватель взаимодействует с группой как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем. При выступлении студента сохраняется групповой способ общения. Недостатки такой организации состоят в следующем :

1. Выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует.

2. Нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины.

3. Нет личностного включения студентов в учебную деятельность.

4. Сковывается интеллектуальная активность студентов.

5. Дистанция между преподавателем и студентами ставит барьер общению, взаимодействию.

6. Студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой.

Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом. Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.

Поиски адекватных форм привели к коллективной форме организации семинарского занятия по принципу «круглого стола»

Эта форма отражает особенности современного профессионального общения на производстве.

На таком семинаре осуществляются сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. В условиях совместной работы студент занимает активную позицию.

Наиболее адекватно принцип «круглого стола» реализуется на семинаре-дискуссии.

Семинар-дискуссия — диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия. Нужно различать «диалогоподобное» общение, когда каждый ведет свою «партию», и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии.

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается.

Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.

Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.

Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.

Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.

Функции психолога и эксперта пересекаются. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю. Преподаватель должен:

1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.

2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.

3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.

4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.

5. Руководить работой семинара.

6. Подводить общий итог дискуссии.

Существует особая форма семинарских занятий — семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса.

В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями; готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.

Критерии оценки семинарского занятия.

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения «преподаватель — студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

. Практическое занятие: цели, задачи. Методика проведения и формы коммуникаций, используемые на практических занятиях. Структура практического занятия, его виды и характеристика.

Семинарское занятие, как один из видов практического занятия и его краткая история. Цели и педагогические задачи семинара. Дидактическая функция семинара. Содержание деятельности преподавателя при подготовке и проведении семинара. Критерии оценки семинарского занятия.

Виды семинарских занятий (просеминар, собственно семинар, спецсеминар), условие их проведения и характеристика.

Лабораторное занятие, как форма, интегрирующая теоретико-методологические знания и практические умения, и навыки студентов в учебно-исследовательской деятельности. Основное предназначение лабораторных занятий. Специфика лабораторных занятий в зависимости от учебной специальности.

Учебная задача в преподавании психологии. Общие принципы подхода к разработке учебных задач для практических занятий. Полиморфность познавательной деятельности и гетерогенность мышления студентов в типологии Х.Дрейфуса, как инструмент анализа определенных форм познания. Классификация разумной деятельности: ассоциативная; простая формальная; сложная формальная деятельность; неформальная деятельность.

Таксономия учебных задач (Д.А. Толлингерова, В.Я. Ляудис): задачи, предполагающие воспроизведение знаний; задачи, предпо-лагающие простые мыслительные операции; задачи, предполагающие сложные мыслительные операции; задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение; задачи, предполагающие продуктивное мышление. Ориентирующие проблемные вопросы по разработке учебных задач для изучения конкретных педагогических дисциплин.

Процесс обучения предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи.

Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану, заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением.

Заслушивание и обсуждение докладов студентов является довольно распространенной формой. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную, систематическую работу студентов и помощь педагогов по мере необходимости.

При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение. Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Очередной выступающий на семинаре должен выражать свое мнение по поводу поставленных вопросов и строил свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями, ставил задачу своего выступления, т.е. указывал, какой аспект проблемы собирается изложить, аргументировал свое мнение и подводил итоги свои рассуждения.

Основная литература: (2,3,5,)

Дополнительная литература: (7,8)

Другие методические средства: (9,10)

studfiles.net

Методика проведения семинарских занятий. Семинарские (практические) занятия

Немаловажное значение в процессе обучения в ходе учебных занятий за ним семинарские (практические) занятия. Образовательная цель предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных умений и навыков.

В ходе семинарских занятий оценивается знания студентов и поэтому важное значение имеет мотивация обучения. Для того чтобы получить положительные результаты надо мотивировать, то есть пробудить интерес к тем или иным знаниям и к процессу их получения.

Важным условием подготовки высококвалифицированных экономистов является правильная организация и проведение практических занятий. Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Важным фактором результативности данного вида занятия, его высокой эффективности является процесс подготовки. 

Семинар – это одна из форм обучения, в которой теория обязательно оприрается на практику, то есть приложение теорий к практике. Это обучающие занятия, построенные таким образом, чтобы быть максимально эффективным и запоминающимся. Слово семинар происходит от латиского seminarium – рассадник.

Цель проведения семинарских занятий – систематизация, углубление и закрепления теоретических знаний, а также расширение знаний по организаций и управлению финансами, а также развитие навыков самостоятельной работы и овладения методикой исследования.

В процессе проведения семинарских занятий студенты углублено изучают специльную и периодическую литературу, статистические данные, учаться применять теоретический материал и всесторонне его анализировать.

Для того, чтобы семинар был эффективной формой обучения, необходимо выполнить ряд условий и правильно организовать занятие. В начале необходима разработка семинара, то есть концкепцию проведения, которая включает в себя постановку целей семинара, определение тематики, форму, продолжительность, а также определение общей информационной и содержательной направленности.

Профессиональная организация проведения семинара решает следующие задачи:

  • Выступающим – поделиться опытом, а также обратная связь, то есть увидеть освоенный материал и комментарии к теме.
  • Слушателям – получение во время проведения семинара ответы на возникшие вопросы, освоить материал, обсуждение по теме.

Организация и проведение семинарских занятий оценивается на конкретных принципах к которым относится:

  1. Доступность – обучение должно строиться на уровне возможности студентов, чтобы они не испытивали физических, интеллектуальных и моральных перегрузок.
  2. Систематичность, последовательность – логическая связь учебного материала, опора на предыдущий материал.
  3. Связь с жизнью – единство теорий и практики пути применения знаний в будущей работе, жизни.
  4. Наглядность – привлечение средств, воспринимаемые студентами (зрительно, слуховые итд).

Проведение семинарских занятий предусматривает использование разнообразных методов обучения:

  • словесные: рассказ, беседа, объяснения, сообщения, доклад, эссе, рефераты.
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, презентации;
  • письменные: глоссарий, кроссворды, блок-схемы, составление таблиц, анализ данных;
  • практические: письменный и устный опрос, свободный опрос, стандартный опрос тестирование;
  • игровые: деловые и ролевые игры, тренинги,блиц-опрос;
  • самостоятельная исследовательская работа: работа с учебником, дополнительной и справочной литературой и электронными ресурсами.
  • организационные: круглый стол, викторины, конференции.

Методы обучения

Рассказ – форма устной информации в относительно небольшом объёме текста.

Беседа – метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога с целью получения сведений от последнего.

Объяснение – это доказательное изложение материала, носящего преимущественно теоретический характер. Этот метод предполагает использование рассуждений, расчетов, доказательств. Объяснение – функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта.

Сообщение – это материальная форма информации.

Доклад – один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада – информирование кого-либо о чём-либо.

Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. При его написании мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов и мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Реферат (немецкого Referat, от латинского refereдокладывать, сообщать)

  • письменное выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Любой реферат требует не только письменного изложения, но и устной защиты и пересказа изложенной темы с рядом наводящих и уточняющих вопросов. Смысл любой такой работы заключается не только в цитировании первоисточник, сколько в раскрытии какой либо конкретной темы.

Наглядные :

Иллюстрация (от лат. Illustratiо – освещение, наглядное изображение) – вид книжной графики, ее основа визуализация, такая как рисунок или другая работа, создаваемая с целью выделить объект, а не форму. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое содержимое книги, журнала, газеты.

  • Демонстрация от латинского – объяснение чего на деле, с указанием на предмет и все частности его. Демонстрация – это организованное форма семинара с использованием наглядных средств.
  • Презентация происходит от английского «to present» – представлять что-то. Презентация – выступление, сопровождаемое визуальными образами, направленное на то, чтобы донести до аудитории информацию нужные организатору презентации.

Письменные:

  • Глоссарий (от латинского glossarium «собрание») словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык.
  • Кроссворд (англ. Crossword пересечение слов). В нашем случае это – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по предмету.
  • Блок-схема – распространенный тип схем (графических моделей), описывающий процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями.
  • Составление таблиц – способ передачи содержания, заключающийся в организации структуры данных, в которой отдельные элементы помещены в ячейки.
  • Анализ данных – область занимающаяся построением и исследованием наиболее общих методов извлечения знаний из экспериментальных данных. Процесс исследования, фильтрации, преобразования и моделирования данных с целью извлечения полезной информации и принятия решений. Анализ данных имеет множество аспектов и подходов, охватывает разные методы в различных областях науки и деятельности.

Практические:

  • Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Он позволяет:

а) глубже, чем при письменном, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени;

б) ответы учашихся , получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения

  • Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей. (Наиболее распространенная его форма – анкета).

Недостатком письменного опроса является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего и, исходя из этого, изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.

  • Свободный опрос – это такая разновидность устного или письменного, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.
  • Стандартный опрос – вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее; более экономичен.

Тестирование – это инструмент, предназначенный для измерения знаний учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Тесты можно разделить на две категории – адаптивные и традиционные тесты.

Адаптивный тест – начинается с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.

Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Игровые

Деловая игра – форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается способность обучающихся на имитационноигровые модели.

Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения. Деловая игры способствует порождению творческого мышления и развитию коммуникативных навыков разного рода. Деловые игры классифицируются по времени проведения, по оценке деятельности, по конечному результату,по конечной цели,по методологии проведения.

Ролевая игра это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” профессиональной ситуации. Целью которого является обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. Участвуя в игре, учащийся может поставить себя на место ответственного лица, участника политических и экономических дебатов, работодателя, работника, государственного служащего, и играя роль своего персонажа, понять, как непросто бывает принять те или иные решения, как сложно удовлетворить желания всех заинтересованных групп. Ролевая игра – это активная работа учеников в течение всего урока, заставляющая переосмысливать изучаемый материал, использовать его в аргументации своей позиции, представить связь изучаемого вопроса с реальностью.

Тренинг (англ. training от train – обучать, воспитывать) – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат – это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм итд.

Блиц-опрос. Блиц» значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение. Обычно для его реализации используется небольшой тест, состоящий из 5 вопросов и содержащий варианты ответов. Вопросы для теста подбираются в соответствии с целью проводимой темой. На занятиях блиц используется для актуализации знаний, полученных ранее, для организации проблемной ситуации, для определения уровня понимания и усвоения. 

Самостоятельная исследовательская работа

Работа с учебником, дополнительной и справочной литературой и электронными ресурсами. Одной из важнейших задач является формирование и развитие у студентов общеучебных умений. К ним относится такое важнейшее умение, как умение работать с книгой. В настоящее время учебник чаще всего используется для повторения материала дома, реже на занятиях в качестве справочника или источника упражнений и задач и очень редко – источника самостоятельного приобретения знаний.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, компьютерные учебники и тренажеры в единые программнометодические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ). Современный студент в основном пользуется электронными источниками.

Организационные:

Круглый стол – это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить знания в определенной области для непосредственного обсуждения определённых проблем. Круглые столы могут проводиться в виде учебных семинаров: межпредметные, тематические; учебных дисскусий: по материалам лекции, по проблемам предложенным самими слушателями; и учебных встреч за «круглым столом» со специалистами – учеными, эк

articlekz.com

Роль семинарских и практических занятий в формировании у студентов навыков самостоятельной работы Семинар – активная форма обучения в вузе

 

 Семинар (в переводе с латинского «рассадник») является одной из форм занятий по какому-нибудь предмету, он — логическое продолжение работы, начатой на лекции.

Если лекция закладывает основы научных знаний, дает студенту возможность усвоить их в обобщенной форме, то семинары и практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне репродукции и трансформации. Эти формы учебного процесса способствуют закреплению умений и навыков самостоятельной работы, полученных в процессе работы над лекцией.

Семинар – групповое занятие. Назначение его состоит в углубленном изучении конкретной дисциплины. Он развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Вместе с тем семинары являются также средством контроля за результатами самостоятельной работы студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.

Участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор студентов. Семинары – популярная форма организации учебного процесса, однако подготовка к ним является для студентов наиболее сложным видом самостоятельной работы.

Каждое семинарское занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих специалистов обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления.

В.П. Стрезикозин разделяет семинарские занятия по содержанию на три основные группы. В одном случае их целью является углубленное изучение отдельных, наиболее важных, вопросов той или иной темы, в другом – всей темы, если материал ее не представляет больших трудностей, в третьем – обобщение всего изученного материала по большим темам или даже разделам учебной программы.

Разделяют точку зрения В.П. Стрезикозина и Д.Г. Левитес, и О.Н. Манвелова, С.Г. Манвелов. Обобщая их теоретические исследования, составим таблицу 4.

 

Таблица 4

Типы и формы семинарских занятий

Группа

семинаров

Цель

семинара

Формы проведения

семинара

Повторительно-обобщаю-щий

— обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по изучаемой теме

— дискуссия;

— развернутая беседа;

— доклады;

— рефераты;

— деловая, ролевая игра.

Семинар –

изучение

нового

материала

— изучение нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися

— сообщения: коллективное чтение источников;

— практикум;

— консультации;

— дидактическая игра.

Семинар –

сочетание обобщения

с изучением нового материала

— изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания по предмету, с использованием межпредметных связей

— сообщения;

— доклады;

— рефераты;

— интегрированный семинар;

— консультация;

— дидактическая игра.

 Нужно отметить, что семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:

—  самостоятельным изучением студентами программного материала;

—  обсуждением результатов их последующей деятельности.

На них студенты учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений, повышению культуры общения. Эффективность семинарских занятий определяется не только умелым выбором их тем, но и методами проведения. В практике обучения получили распространение семинары:

—  развернутые беседы;

—  доклады;

—  рефераты;

—  комментированное чтение;

—  диспут;

—  решение задач;

—  и т. д.

Семинар проводится со всем составом группы студентов. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель, задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания с учетом индивидуальных возможностей студентов и их желаний, подбирает литературу, проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет конспекты, формулирует темы докладов и рефератов.

Наряду с перечисленными семинарами, где материал распределяется между отдельными студентами, целесообразно проводить и такие, на которых специальные докладчики не выделяются. Право выступления с сообщениями в этом случае предоставляется по желанию или по вызову преподавателя. Возможно и иное построение семинаров: все студенты готовятся по единому плану и изучают общий для всех объем материала, но отдельные получают дополнительные индивидуальные задания, углубляющие содержание вопросов, предусмотренных программой семинаров. Подготовка студентов к групповым занятиям требует большой работы. Поэтому детальный план каждого семинарского занятия должен объявляться и разъясняться учащимся заблаговременно: примерно за две-три недели до его проведения.

Тема семинара и его план во многом определяют направленность занятия, форму его проведения, цели и задачи. Все зависит от того, насколько они ориентируют студентов на самостоятельность суждений, постановку вопросов, поиск ответов на них. Семинарское занятие не имеет никакого смысла, если выступления студентов сводятся к простому пересказу учебников без должного анализа и обобщения изучаемого материала.

Доклады и сообщения на семинарских занятиях должны вызывать вопросы, желание выступить с дополнением или опровержением. Ход обсуждения сообщений на семинаре направляется преподавателем, чтобы внимание студентов не было отвлечено от того основного, что определено его темой. Но это ни в какой мере не исключает необходимости в ряде случае рассмотреть на семинаре возникшие в ходе обсуждения острые и волнующие вопросы. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, хотя и не предусмотрены планом занятия.

Задачи преподавателя при подготовке и проведении семинара: составить и разъяснить студентам его план, направить их самостоятельную работу по подготовке к семинару (проведение консультаций, проверка подготавливаемых докладов и сообщений), руководить ходом обсуждения поставленных вопросов, выступать с заключением. Цель его – еще раз подчеркнуть условные вопросы темы, дать исчерпывающие ответы на возникшие у студентов вопросы, а если они были разрешены в ходе обсуждения, подтвердить найденное решение. При таком построении каждого семинарского занятия оно будет отличаться законченностью содержания.

 

studfiles.net

Семинарское занятие как форма обучения. Виды семинарских занятий и их особенности

Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Для проверки степени готовности к семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной высшей школе встречаются, к сожалению, все реже.

Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

В настоящий момент сложились следующие виды семинаров:

· Просеминар -ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.

· Собственно семинар:

а) развернутая беседа по заранее известному плану;

б) небольшие доклады студентов

Можно выделить несколько видов учебных семинаров.

Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На наго также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.



Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание — выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

Критерии оценки семинарского занятия:

· Целенаправленность;

· Планирование;

· Организация семинара;

cyberpedia.su

6.4. Семинарские занятия — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

6.4. Семинарские занятия

  Семинар (лат.Бешіпагшш рассадник, переносной, школа) — один из основных видов учебных занятий, состоящий в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством педагога или самостоятельно.
  Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений обучающихся, комментариев и заключений педагогов. С XVII века эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX века — в российских университетах.
  В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. В литературе он трактуется как средство развития у студентов культуры научного мышления и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания [10]; учебное мероприятие, проводимое с целью изучения, обмена и распространения научных достижений и передового опыта или повышения уровня знаний и профессиональной квалификации специалиста [6]; форма организации обучения, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду, предусматривающая самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечит углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирования опыта творческой деятельности [7] и другие. Мы в своей работе будем придерживаться определения термина «семинар», приведенного в работе [7]. Оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает семантику этого понятия.
  Главная задача семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть умениями и навыками использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
  На семинарских занятиях решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):
  — развитие творческого профессионального мышления;
  — познавательная мотивация;
  — профессиональное использование знаний в учебных условиях:
  а) овладение языком соответствующей науки;
  б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
  в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержение, отстаивание своей точки зрения.
  Кроме того, в ходе семинарских занятий педагог решает и такие частные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль; педагогическое общение.
  В современной высшей школе наиболее распространены занятия трех типов:
  1. Просеминар — занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель — ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой и методикой работы с ней. Второй этап работы в просеминаре — подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя. Существует три типа семинаров: по углубленному изучению курса; по изучению отдельных важных тем курсов; спецсеминар исследовательского характера с независимой от лекции тематики.
  Форма семинарских занятий:
  а) развернутая беседа по заранее известному плану;
  б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участников семинара.
  Педагоги в процессе семинара осуществляют следующие действия:
  — формируют атмосферу творческой работы;
  — ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушивание рефератов;;
  — дают установку на прослушивание или акцентируют внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации;
  — с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов и их интеллектуальных возможностей управляет дискуссией и распределяет роли;
  — неуверенным в себе, коммуникабельным студентам педагог предлагает частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
  В организации семинарского занятия реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества.
  Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара, реализуется общий поиск ответов учебной группой, создаются условия для раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинара обеспечивает контроль усвоения знаний и развитие научного мышления студентов.
  2. Спецсеминар — школа общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар приобретает характер научной школы тогда, когда им руководит авторитетный специалист. В его процессе студенты приучаются к коллективному мышлению и творчеству.
  В ходе спецсеминара важную роль играют: ориентация студентов на групповую работу; использование специальных приемов, например, моделирование ситуаций.
  На итоговом занятии педагог, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих работ и выступлений, раскрывая перспективы дальнейшего проведения исследования и возможности участия в них студентов.
  На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:
  — узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;
  — вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения.
  Обсуждение этих вопросов следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.
  В настоящее время в высшей школе используются две формы семинара: групповая; круглый стол. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
  Групповая форма проведения семинара имеет следующие недостатки: выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует; нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему- расценивается как подсказка; нет личной включенности студентов в учебную деятельность; сковывается интеллектуальная активность студентов; дистанция между педагогом и студентами ставит барьер общению, взаимодействию; студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой; ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму; отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия.
  Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве. На сегодня она не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.
  Организация семинарского занятия по принципу «круглого стола»
  На таком семинаре: осуществляется сотрудничество и взаимопомощь; каждый студент имеет право на интеллектуальную активность; каждый студент заинтересован в достижении общей цели семинара; принимать участие в коллективной выработке выводов и решений; студенты занимают активную позицию.
  Наиболее адекватно принцип «круглого стола» реализуются на семинаре- дискуссии.
  Семинар-дискуссия — диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы курса (учебной дисциплины).
  Каждый из участников дискуссии должен: научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу; активно отстаивать свою точку зрения; аргументировано возражать , опровергать ошибочную позицию.
  Условие развертывания продуктивной дискуссии — личные знания, которые приобретают студенты на лекциях и самостоятельной работе.
  Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры».
  «Мозговой штурм» подробно описан в главе 5.
  «Деловая игра» — семинар получил ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и др. в зависимости от того, какой материал обсуждается.
  Ведущий получает полномочия педагога по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т. д.
  Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.
  Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчиков и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.
  Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.
  Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника дискуссии и т. д.
  Особая роль в семинаре отводится педагогу. Он должен: определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению; подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих; распределять формы участия и функции студента в коллективной работе; готовить студентов к выбранному ролевому участию; подводить общий итог дискуссии.
  3. Семинар-исследование применяется при чтении спецкурса. Этапы семинара включают:
  — организация групп по 7-9 человек в каждой и назначение старшего в каждой группе;
  — получение старшим группы список проблемных вопросов по теме занятия;
  — после общего обмена мнениями (5-15 минут) готовится выступление;
  — в подгруппе выделяется докладчик;
  — остальные студенты отвечают на вопросы, заданные педагогом или студентами других подгрупп;
  — на основе оценок экспертов педагог подводит итоги и оценивает работу студентов.
  Критерии оценки качества семинарского занятия
  1. Целенаправленность — постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.
  2. Планирование — выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.
  3. Организация семинара — умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждения проблем, поведение самого педагога.
  4. Стиль проведения семинара — оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей ни интереса.
  5. Отношение «педагог-студент» — уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.
  6. Управление группой — быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе. Разумное и справедливое взаимодействие со студентами или наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров. Оставляя пассивными других студентов. Замечания педагогу — квалифицированные, обобщающие или нет замечаний. Студенты ведут записи на семинарах — регулярно, редко, не ведут.

txtb.ru

Тема 7 Семинарское занятие и его назначение — КиберПедия

1 Семинар. Роль преподавателя на семинарском занятии

2 Критерии оценки качества семинарского занятия. Подготовка и поэтапное проведение

семинара. Формы семинара

3 Критерии оценки качества семинарского занятия

 

В вузовской учебной практике сложились разнообразные ауди­торные и внеаудиторные формы учебного процесса: лекции, семина­ры, консультации, зачеты, экзамены, курсовое и дипломное проектиро­вание, практика, экскурсии, конкурсы студенческих работ. Ни одна из форм не может быть признана универсальной, способной заменить дру­гие. Формы находятся во взаимосвязи и логической последовательно­сти. Например, качество лекции определяется уровнем подготовки и проведения семинарского занятия. Количественное соотношение форм обучения зависит от образовательных целей. На старших курсах воз­растает роль семинаров и самостоятельной работы студентов.

Семинар — это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образова­тельных продуктов. В ходе практического занятия студент закрепля­ет знания, учится стандартным процедурам и поисковой деятельно­сти при решении задач и упражнений, учится точно и доказательно выражать свои мысли, вести дискуссию на языке конкретной науки.

Семинар получил свое название от латинского слова seminarium — рассадник. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах, где сочетались диспуты, сообщения учащихся с коммента­риями и заключениями преподавателей. Впоследствии на кафедрах ученые организовали своеобразные школы для практического обуче­ния студентов.

Как соотносится лекция и семинар?

Лекция — это логический «скелет» темы, а семинар — его «плоть». В лекции преподаватель самовыражается, а на семинарском занятии проявляет себя через студента. Роль преподавателя на практическом занятии — это роль дирижера. Функции преподавателя на семинаре:

1) оказание помощи студентам при подготовке семинара — со­ставление плана, подбор литературы, определение индивидуальных заданий;

2) анализ и оценка ответов студентов;

3) развитие навыков работы с текстом, решение стандартных и нестандартных задач;

4) использование различных методов обучения в соответствии с образовательными целями и опытом студентов;

5) создание дружелюбной, творческой атмосферы.

В учебном процессе семинар выполняет определенные функции, прежде всего — познавательную. Он ориентирован на получение зна­ний, на основе которых осуществляется самопознание человека, деятельностное отношение к природному и социальному миру, его пре­образование. На семинаре студент получает дополнительную инфор­мацию, углубляет, систематизирует, обобщает материал, учится вы­рабатывать ценностные суждения об идеях, решениях. Преподава­тель должен научить студентов думать, рассуждать, логически мыс­лить, а не просто пересказывать текст.



Еще одна функция семинара — контрольная. Посредством педаго­гического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентами. Семинар — это средство установления обратной связи между преподавателем и студентом.

К основным функциям семинара относится деятвльностная. В процессе учебы студент приобретает навыки ведения научной дис­куссии, публичного выступления, личностного взаимодействия, что способствует эффективной работе группы. На семинаре студенты вовлекаются в решение учебно-практических задач, проводят иссле­дования.

 

 

2 Подготовка и поэтапное проведение семинара. Формы

семинара

 

Преподаватель готовит группу к семинару и сам готовится. Чем более высокие образовательные цели ставит преподаватель, тем ин­тенсивнее ему приходится работать. Активное и интерактивное обу­чение требует много времени для подготовки занятия. Распростра­ненной формой занятий при изучении экономических дисциплин яв­ляется вопросно-ответная форма. В чем смысл подготовительной ра­боты к семинару? Для двухчасового занятия определяется несколько вопросов, как правило, не более четырех. Семинар может развивать вопросы лекции или включать дополнительные. Студенту предлага­ется основная и дополнительная литература. Объем для изучения и конспектирования устанавливается преподавателем, он продумывает весь ход занятия, вопросы, варианты ответов, направленность дис­куссии. Ему следует иметь свои варианты ответов в случае несогла­сия с аудиторией.



Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап — основное время семинарского занятия — предпола­гает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы- подсказка. Педагог организует логические переходы от одного во­проса к другому.

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение резуль­татов, исправление ошибок, оценку работы обучаемых. Форму про­ведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта студентов.

1. Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.

2. Семинар-диспут ориентируется на обсуждение проблемных вопросов экономики, вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой — на научное, когда существуют различные точки зрения, подходы к ре­шению проблемы. Для организации дискуссии уместно использовать теорию спора.

3. В практике преподавания экономических дисциплин использу­ется реферативная форма проведения семинара. Рефераты полезны по узким проблемам. Руководитель предлагает тему, литературу, предварительно знакомится с содержанием реферата, который затем представляется в устной форме. Требование к студенту — свободно владеть материалом. Преподаватель может прервать докладчика для обсуждения той или иной детали или идеи.

4. Семинарское занятие может пройти в форме письменного зада­ния. Это может быть тестирование, вопросы с развернутыми ответами, сочинение. Вопросы с развернутыми ответами по сравнению с тестом дают студентам свободу при ответе, развивают логическую и языковую культуру, предлагают более глубокое рассмотрение той или иной пробле­мы. Однако письменные задания такого рода трудно оценивать. Для каж­дого из них предварительно разрабатывается модель подсчета баллов.

5. В образовательном процессе практикуется решение задач и упражнений. Следует давать полную самостоятельность студентам при решении задач. Если возникают общие для всей аудитории за­труднения, задачи решают совместно. При объяснении новых задач преподавателю нужно показать алгоритм их решения на доске.

6. В последние годы при обучении экономическим дисциплинам все чаще используется деловая игра. Моделируется деятельность ка­кого-нибудь социального института для решения реальной пробле­мы. На основе приобретенного опыта и развития личностных качеств формируются профессиональные навыки.

7. Некоторые преподаватели используют коллоквиум для проверки самостоятельной работы студентов. Студенту задается алгоритм, работа путем постановки вопросов по определенной теме. Вопросы ориенти­руются не только на репродуктивную деятельность (Кто? Что? Сколько? Где? Когда?), но и на продуктивную (Почему? Чем объяснить? Как до­казать?). На коллоквиуме проверяются и закрепляются знания — в диа­логе, дискуссии и свободном обмене мнениями.

 

3 Критерии оценки качества семинарского занятия

 

Целенаправленность — умение сформулировать проблему, пред­ложить для обсуждения узловые вопросы, точное знание цели семи­нарского занятия. Планирование семинара тесно взаимосвязано с его целью. Преподаватель предусматривает логические ступени в разви­тии вопроса, постепенно повышает сложность материала, продумы­вает взаимосвязь теоретического материала с практикой. Следует помнить, что однообразие примеров, задач утомляет аудиторию, снижает мыслительную активность студентов.

На практическом занятии должны соблюдаться ключевые прин­ципы обучения: это индивидуальность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность, прочность, науч­ность, связь теории с практикой. Все эти нормативные требования к процессу обучения взаимосвязаны.

Важный критерий оценки семинара — уровень взаимодействия в аудитории. Под взаимодействием понимаются отношения между преподавателем и студентом и между самими студентами. Если пре­подаватель выбирает роль транслятора знаний, то будет наблюдаться ограниченное взаимодействие, а если разработчика учебной среды, тренера, тогда занятие будет более оживленным, допускающим рас­ширенное взаимодействие.

Важная характеристика занятия — моральная сторона- уважительное и неравнодушное отношение преподавателя к студентам и студентов к преподавателю. Если педагог — высококлассный специалист, хороший методист и партнер в обучении, умеет согласовывать интересы, снимать напряжение, вовремя включаться в обсуждение, то такого преподавателя студенты уважают и ценят.

Одно из назначений семинара — получение обратной связи. По­этому убедительный, квалифицированный анализ выступлений сту­дентов — важная составляющая семинарского занятия. Каждому сту­денту приятно быть замеченным и отмеченным. Это стимул к систе­матической и активной работе. Поэтому надо хвалить конкретно и адресно, а если критиковать, то сопереживая, подбадривая. Никогда не следует унижать человеческое достоинство.

В конце занятия обязательно обобщение знаний, умений и навыков, оценивание идей, решений, методов. Заключение должно быть квалифи­цированным, убедительным, обогащающим знания студентов.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем семинар отличается от лекции?

2. Какова роль преподавателя на семинарском занятии?

3. Сформулируйте функции семинара.

4. В чем состоит подготовка преподавателя к семинару?

5. Назовите типичные формы семинарских занятий для экономи­ческих дисциплин.

6. По каким критериям оценивается практическое занятие?

 

 

cyberpedia.su

Семинар — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Семинар в Германии, 2012 год

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.[источник не указан 1229 дней] Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

Термин «семинар» появился в XVI веке и происходит от лат. seminare (сеять) или лат. seminarium (саженец, теплица)[1][2]. Термин вновь вошёл в обиход в период идеализма рубежа XVIII—XIX веков, когда студенты воспринимались равноправными членами научной деятельности[3].

Слово «семинар» употребляется часто в следующих значениях:

  • Бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных.
  • Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.

ru.wikipedia.org