Санкционные меры это – 9.2. Санкционные меры международно-правового принуждения — Законодательство. Государство и право — Каталог статей

Содержание

9.2. Санкционные меры международно-правового принуждения — Законодательство. Государство и право — Каталог статей

 

Существуют три категории индивидуальных материальных мер международно-правового принуждения: реторсии, репрессалии и вооруженные самозащитные меры. Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции 56/589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению подготовленный Комиссией международного права проект статей ответственности государств за международно-противоправные деяния и включила его в приложение к данной Резолюции. В нем говорится о контрмерах, которые потерпевшее государство может применить против государства, ответственного за международно-противоправное деяние (т.е. международное правонарушение), и побудить его выполнить свои обязательства, обусловленные международно-правовой ответственностью. Однако контрмеры как таковые не нужно рассматривать как варианты ответственности. Они направлены на реализацию ответственности. В статьях специально не выделены реторсии и репрессалии. Они охватываются понятием контрмер. Однако и в доктрине, и в практике между ними продолжает проводиться различие. В ст. 50 проекта репрессалии упомянуты. В ней предусматриваются контрмеры, которые не могут затрагивать: a) обязательств воздерживаться от угрозы силой или ее применения; b) обязательств по соблюдению основных прав человека; c) обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии; d) иных обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права. В ст. 51 указывается на то, что контрмеры должны быть соразмерны причиненному вреду.

Реторсии — ответные ограничительные меры. Они могут использоваться как ответ не только на международное правонарушение, но и на недружественный акт, формально не нарушающий международное право (например, ответное ограничение въезда на свою территорию граждан другого государства). Тогда такое ограничение не будет мерой международно-правового принуждения.

Реторсии, являющиеся ответом на международное правонарушение, не обязательно повторяют буквально то, что сделал правонарушитель (это может быть и разрыв дипломатических отношений).

Репрессалии — меры, принимаемые в ответ на международное правонарушение, представляющие собой действия, которые, если бы они были совершены государством первым, считались бы международными правонарушениями (например, ответное ограничение возможности иностранного дипломатического представительства реализовать право на беспрепятственную связь со своим государством).

В международном обычном праве уже в течение сравнительно длительного времени существуют определенные ограничения применения репрессалий. Наиболее важным является запрет вооруженных репрессалий, вытекающий из принципа неприменения силы. В Декларации о принципах международного права 1970 г., касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, сказано: «Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы». Репрессалии не должны также противоречить принципу уважения прав человека.

Недопустимость вооруженных репрессалий не означает недопустимости так называемых военных репрессалий как реакции на нарушение неприятелем права вооруженных конфликтов. Однако и здесь есть ряд ограничений. В Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., например, прямо или косвенно запрещены ряд действий, нарушающих права человека, осуществляемых в порядке репрессалий (пыток, истязаний, коллективных наказаний и т.д.).

Прибегать или не прибегать к репрессалиям — решает государство, руководствуясь политическими соображениями. В принципе репрессалии считаются исключительной мерой, которую применяют сравнительно редко.

Вооруженные самозащитные меры имеют целью не столько заставить нарушителя прекратить международное правонарушение, как при применении реторсий или репрессалий, сколько пресечь правонарушение силами жертвы правонарушения. И разумеется, такие меры отличаются от реторсий и репрессалий тем, что предполагают использование вооруженных сил против нарушителя. Эти меры не должны противоречить принципу неприменения силы. Они включают прежде всего индивидуальную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН как меру индивидуального международно-правового принуждения в ответ на вооруженное нападение. Другие меры, относящиеся к этой категории, не так интенсивны и должны быть соразмерны посягательствам на безопасность государства, его территориальную целостность и неприкосновенность, а также политическую независимость, если меры посягательства имеют менее опасный характер, чем вооруженное нападение. Нередко указанные меры называли мерами самопомощи.

Считалось, что подобного рода меры государства должны применять в пределах своей территории. Исключения возможны при осуществлении преследования по горячим следам в открытом море, а также в случае нападения на военные объекты, расположенные на территории иностранного государства по соглашению с последним, либо на отдельные военные корабли в открытом море или военные самолеты, находящиеся в воздушном пространстве над открытым морем.

В настоящее время начинает признаваться правомерность проведения в исключительных ситуациях спецопераций против террористов на территории иностранного государства, если его власти не способны или не желают своими силами воспрепятствовать их действиям. Соответствующие операции не должны иметь превентивный, упреждающий или тем более предвосхищающий характер, т.е. применяться в ответ лишь на предполагаемую угрозу совершения террористических актов или вероятность их совершения. Здесь также необходимо придерживаться правила соразмерности. Недопустимо проведение данных операций, если они могут повлечь за собой жертвы среди мирного населения или спровоцировать вооруженный конфликт. Если есть риск нарушения этих условий, то прибегать к таким операциям нельзя; если риск действительно велик, то их проведение следует рассматривать как чрезвычайную меру.

Коллективные материальные меры санкционного международно-правового принуждения можно подразделить на неинституционные и институционные.

Неинституционные меры применяются на основании соглашения между государствами без использования механизма международной организации. Они включают в себя обычно экономические санкции в ответ на нарушение каким-либо государством обязательства erga omnes (в отношении всего международного сообщества).

К ним можно отнести также коллективную самооборону (когда государства, не подвергшиеся вооруженному нападению, оказывают вооруженную поддержку жертве нападения). Примером самообороны можно считать операцию «Буря в пустыне», проводимую против Ирака с целью освобождения Кувейта, оккупированного иракскими войсками.

Нельзя считать коллективными неинституционными мерами «санкции», вводимые против политически неугодных режимов.

Институционные меры санкционного принуждения применяются по решению международной (межправительственной) организации. Они могут быть внутриорганизационными и внешними. Под внутриорганизационными мерами следует понимать меры, принимаемые в отношении государства — члена организации, которые ограничивают его деятельность в рамках организации.

К ним относятся, например, временное лишение права голоса, приостановление всех или некоторых прав и привилегий, вытекающих из членства в данной организации, исключение из организации. Принятие таких мер зависит от учредительного акта организации.

Внешние меры могут быть экономическими, политическими, военными. В учредительных актах международных организаций они предусматриваются реже, чем внутриорганизационные меры. Типичными примерами институционных мер являются меры, не связанные с применением вооруженных сил, предусмотренные ст. 41 Устава ООН, и меры, связанные с применением вооруженных сил, предусмотренные ст. 42 Устава ООН.

Механизм международной организации может использоваться и при осуществлении коллективной самообороны в случае вооруженного нападения на члена организации, учредительный акт которой это предусматривает. В такой ситуации коллективная самооборона приобретает характер институционной меры.

Вооруженные силы по решению Совета Безопасности ООН могут применяться как для подавления акта агрессии, так и против государства, угрожающего международному миру и безопасности, в отличие от самообороны, которая независимо от того, является ли она институционной или неинституционной мерой, представляет собой ответ на вооруженное нападение и не должна осуществляться в превентивном порядке, т.е. против государства, создающего угрозу международному миру и безопасности.

Содержание

vuzirossii.ru

санкционный — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.
санкцио́нныйсанкцио́нноесанкцио́ннаясанкцио́нные
Рд.санкцио́нногосанкцио́нногосанкцио́ннойсанкцио́нных
Дт.санкцио́нномусанкцио́нномусанкцио́ннойсанкцио́нным
Вн.   одуш.санкцио́нногосанкцио́нноесанкцио́ннуюсанкцио́нных
неод.санкцио́нныйсанкцио́нные
Тв.санкцио́ннымсанкцио́ннымсанкцио́нной санкцио́нноюсанкцио́нными
Пр.санкцио́нномсанкцио́нномсанкцио́ннойсанкцио́нных
Кратк. формасанкцио́ненсанкцио́нносанкцио́ннасанкцио́нны

санкцио́нный

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — санкцио́ннее,

ru.wiktionary.org

Россия ввела против Украины санкции: что это дает?

Россия ввела санкции в ответ на «недружественные действия» Украины. Украинские политики и бизнесмены не могли не отреагировать на это. Так, например, Игорь Коломойский высказал свою версию, почему его нет в санкционном списке. Что «принесут» санкции? Пытается разобраться корреспондент «Документы и Факты».

Украинский бизнесмен Игорь Коломойский считает, что перечень лиц, которые попали в список санкций, якобы согласовывался с президентом Украины. В Кремле к этим заявлениям отнеслись «с юмором». В пятницу пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков так и сказал: «с юмором»  отнеслись к этим сообщениям.

А вот за комментариями относительно состава списка Песков посоветовал обратиться в кабинет министров, поскольку там формировался перечень.

Некоторые другие украинские политики и вовсе старались сделать вид, что санкции их мало «волнуют». Но так ли это?

Россия ответила на действия Киева

В четверг российский премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому вводятся специальные экономические меры в отношении граждан Украины и украинских юрлиц. При этом отмечалось, что данные меры являются ответом на «недружественные действия» украинской стороны в отношении граждан России и российских юрлиц.

Под санкции России попали 322 человека и 68 юрлиц. В списке оказались и сын президента Украины, и генеральный прокурор Украины, и глава МВД и т.д.

Санкционные меры предусматривают блокирование (замораживание) средств на счетах, бездокументарных ценных бумаг на территории России, запрет на вывод средств (капитала) за пределы РФ.

Все эти меры являются ответом на действия Украины. Весной Киев расширил санкционные меры против российских граждан и юридических лиц. Более того, Украина и на международной арене поддерживает санкции против России.

СМИ пишут, что представительство Евросоюза в Киеве считает, что специальные экономические меры России в ответ на санкции Украины «не обоснованы».

Отмените вы, тогда и мы отменим…

СМИ пишут, что Минпромторг получил право временных изъятий по санкциям в отношении украинской стороны. Разумеется, если это в интересах России. При этом и не исключается корректировка ведомством введенных санкций по итогам мониторинга их влияния на российский рынок.

Да и в целом: Россия ведь может отменить санкции против Украины. Как? Правительство России оставляет за собой право отмены санкционных мер в случае, если Украина отменит ограничительные меры в отношении россиян и российских юрлиц. То есть, если украинская сторона отменит санкции против России, то и Россия может сделать это же.

Джузеппе Конте посетил Россию и встретился с президентом РФ Владимиром Путиным

Некоторые экономические эксперты отмечают, что санкции против Украины были вынужденной мерой в сегодняшней ситуации. Также политологи говорят, что специальные экономические меры могут оказать серьезное влияние на украинскую сторону, поскольку вся экономика Украина сейчас не в лучшем состоянии.

Украина «теряет поддержку»? 

Европейские страны все чаще задаются вопросом: а работают ли санкции против России? Джузеппе Конте (премьер-министр Италии) уже говорил о том, что антироссийские санкции плохо сказываются на Европе и от них пора отказываться. Германия и вовсе сотрудничает с Россией по проекту «Северный поток — 2».

Председатель Госсовета Кубы посетил Россию

Вот, например, недавно Ангела Меркель посетила Украину, где «намекнула», что Германия помнит про свои интересы и менее критично относится к «Северному потоку — 2».

А пока Западные страны пытаются сделать из России «антигероя», Россия продолжает строить отношения с другими государствами. И, надо отметить, вполне успешно. Сегодня, например, Россию посетил председатель Госсовета Кубы Мигель Диас-Канель. Он отметил дружественные отношения между странами и подчеркнул, что Куба осуждает санкции против России. Также недавно и премьер-министр Италии приезжал в Россию. Встреча тоже была, скажет так, «теплой». Вот только «теплоты» по-прежнему нет у Украины по отношению к России…

stctv.ru

это что? Санкции против РФ :: SYL.ru

Сегодня одной из самых животрепещущих тем является применение санкций к Российской Федерации со стороны Евросоюза и США. Справедливость таких действий по отношению к нашей стране вызывает множество вопросов и споров, как и события, их породившие. Но в данный момент важно другое: какую цель преследуют те, кто наложил подобные политические и экономические ограничения на Россию? И каковы последствия этих санкций? Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо рассмотреть как теоретические, так и практические аспекты проблемы.

Понятие

В широком смысле слова санкция – это мера воздействия, направленная на ограничение какого-либо вида деятельности. Санкции выражаются в запрете на реализацию различных торговых и экономических договоренностей, мерах препятствия политической деятельности определенной компании или государства в целом. Подобного рода ограничения могут быть частичными или полными. Например, если рассматривать санкции в сфере торговли, запрет может распространяться на импорт или экспорт отдельного товара. Полноценная санкция же подразумевает запрет на все экономические отношения компании или страны с другими субъектами рыночной экономики.

У подобных мер воздействия есть и обратная сторона. Порой субъект торговой или политической сферы, применяющий санкции по отношению к другому субъекту, страдает больше, чем тот, которому данные запреты были адресованы. Ведь государство, определенная деятельность которого попала под запрет, может установить ответные ограничения. Именно поэтому не стоит забывать, что санкция – это явление неоднозначное, появление которого может привести к непредсказуемым последствиям.

Виды запретов

В контексте современной политической ситуации необходимо рассматривать штрафные санкции в международном праве. Их ни в коем случае нельзя путать с ответственностью. Так, ответственность за свой проступок несет страна-нарушитель договоренностей. Санкции, в свою очередь, может применить государство, права которого были нарушены. Нарушитель международных договоров обязан нести ответственность за свои противозаконные действия, а потерпевшая сторона имеет право на применение санкций.

Существует два вида запретов: коллективные и индивидуальные. Коллективными называются такие ограничения, которые следуют в ответ на нарушения норм международного права и подразумевают приостановление членства в союзе с другими государствами, а также коллективное вооруженное столкновение с правонарушителем.

Индивидуальные санкции чаще всего связаны с какими-либо правовыми ограничениями на деятельность того или иного государства, разрывом торговых и иных договоренностей, непризнанием позиции правонарушителя, усиленной самообороной на случай вооруженных столкновений.

Цели ограничений

Штрафные санкции обычно преследуют несколько целей. Во-первых, подобные ограничения направлены на изменение политического строя государства-нарушителя. Политические запреты также могут распространяться на какую-либо отдельную область деятельности. Смена режима правления, кстати, скорее всего, будет толчком к смене политической направленности, так что санкция – это достаточно действенный способ добиться изменений в собственных интересах в данной сфере.

Во-вторых, санкции направлены на снижение количества единиц вооружения у конкретного государства. Такие действия позволяют уменьшить риск вооруженных противостояний и военных действий в масштабах страны.

В-третьих, санкции могут запретить въезд каких-либо физических лиц на территорию определенного государства или, напротив, заставить некоторых людей покинуть территорию какой-то страны.

Санкции против РФ

Главные политические лидеры западных держав пришли к решению, что Российская Федерация осуществляет многие военные и политические операции незаконно. В связи с этим наша страна подверглась ряду ограничений, которые в значительной степени повлияли и на жизнь первых лиц государства, и на простых жителей.

Россияне столкнулись с двумя видами санкций: экономическими и политическими. Первые уже отразились в росте цен на импортные товары, повышении курсов доллара и евро.

Экономические санкции против России

Санкции против РФ – это меры, от которых наша страна страдает в течение последнего года. Или не страдает? В любом случае ограничения за «нарушения» международного права были наложены на Россию. Какие же экономические санкции установили Евросоюз и США в отношении Российской Федерации? Прежде всего, это искусственный рост евро и доллара, ничем не подкрепленный. Впервые за всю историю международных взаимоотношений курс западных валют был столь велик по отношению к рублю. Сегодня ситуация немного стабилизировалась, но курс все еще продолжает оставаться предельно высоким. Все это грозило и продолжает грозить финансовым кризисом и даже обвалом и обесцениванием российской валюты.

Как следствие, подорожали многие товары, которые импортируются из европейских стран. Мировые торговые марки увеличили сумму, которую российские компании должны платить за выпуск продукции на своей территории.

Именно такими стали экономические санкции. РФ, по прогнозам экспертов, не сможет выйти из финансового кризиса раньше, чем через два года.

Политические санкции против РФ

Санкция – это не только экономическое, но и политическое ограничение. Страны Евросоюза и США в качестве «наказания» за противоправные, по их мнению, действия РФ в отношении Украины запретили группе российских чиновников и олигархов въезд на свою территорию, а также заморозили их счета в иностранных банках.

Барак Обама, кстати, так и не приехал поддержать американских спортсменов на зимнюю Олимпиаду в Сочи в прошлом году. Все это – выражение неприязни к российской политике, неуважение к мировым традициям.

Привели ли к чему-либо такие действия в отношении России? Политические санкции особых результатов не дали. Безусловно, гражданам нашей страны стало намного сложнее получить визу в Штаты и в европейское государства, это теперь стоит дороже, но в целом санкции не повлияли на внешнюю политику Российской Федерации в отношении Украины.

Методы противостояния

В отношении нашей страны было введено множество экономических и политических запретов. Но Запад уже сам понимает всю невыгодность прерывания отношений с РФ, так как многие страны Еврозоны почувствовали на себе ответные санкции России. В нашей стране находятся филиалы более 20 немецких компаний, которые в связи с экономическими ограничениями теряют деньги, так как покупательная способность россиян резко снизилась за последний год. К тому же примерно 300 тысяч работников в Германии зависят от торговых отношений с РФ, поэтому санкции Евросоюза ударяют не только по нашей стране, но и по своим ключевым членам.

Многие европейские страны, кстати, выступают против санкций в отношении Российской Федерации. Такие государства, как Италия, Греция, Венгрия, Австрия, Испания, не хотят продолжения карательных мер, так как им невыгодно портить торговые и политические отношения с такой сильной державой.

Возможные последствия санкций

Одним из основных последствий для нашего государства может стать невозможность проведения финансовых операций через некоторые страны Евросоюза. То есть Правительству РФ и Минфину придется искать пути решения этой проблемы через территории других государств.

Какие еще трудности повлекут за собой западные санкции? России не удастся, например, добиться значительного экономического роста (не более 2-2,5%). По оценкам экспертов, ВВП может увеличиться лишь на 1%. Сохраняется риск уменьшения инвестиций со стороны как иностранных, так и отечественных предприятий в случае накала внешнеполитической обстановки.

www.syl.ru

что означают новые санкционные меры США :: Экономика :: РБК

20 сентября Дональд Трамп подписал указ о реализации ряда положений санкционного закона CAATSA, а Госдеп впервые ввел вторичные санкции против покупателей российского оружия. РБК разобрался, что означают эти события

Дональд Трамп (Фото: Mike Segar / Reuters)

Что произошло?

20 сентября произошли​​ три взаимосвязанных события: сначала президент США Дональд Трамп подписал указ о порядке осуществления некоторых положений прошлогоднего закона об антироссийских санкциях CAATSA, затем Госдепартамент почти вдвое расширил перечень российских физических и юридических лиц, считающихся частью оборонного и разведывательного секторов, и одновременно Госдеп и Минфин США ввели санкции против китайского военного агентства за покупку у России истребителей Су-35 и комплексов С-400.

Как они связаны между собой?

Все три действия связаны с реализацией закона CAATSA.

Указ Трампа был нужен, чтобы делегировать президентские полномочия по введению санкций в рамках четырех статей CAATSA (224, 231, 232, 233) компетентным ведомствам правительства. Эти статьи определяют обязанность (или возможность) президента США вводить санкции против иностранных граждан и организаций за хакерские атаки в интересах России, сделки с российским оборонным или разведывательным сектором, инвестиции в российские проекты экспортных трубопроводов и за помощь в коррупционной приватизации российских госактивов. «Это обычное дело для санкций, когда они устанавливаются законодательным актом конгресса (как CAATSA), потом имплементируются исполнительной ветвью через указ и затем президент делегирует его правомочие использовать этот закон членам своего кабинета (госсекретарю, министру финансов и т.д.)», — объясняет РБК глава вашингтонской юрфирмы Ferrari & Associates Эрих Феррари.

Без такого указа наложение конкретных санкций по этим статьям CAATSA не могло начаться, предполагает юрист. До вчерашнего дня (20 сентября) санкции против иностранцев по CAATSA не вводились, хотя закон был принят более года назад, обращает внимание Феррари.

Новые санкции США. Главное

Остальные два действия связаны с реализацией ст. 231 о санкциях за «существенные сделки» с представителями российского оборонного или разведывательного сектора. Список лиц и компаний, которых Госдеп относит к военному и разведывательному секторам, пополнился 33 именами. И дебютные санкции по ст. 231 были введены против китайского военного учреждения — департамента развития оборудования (Equipment Development Department) — за покупку у «Рособоронэкспорта» (входит в список Госдепа) крупных партий вооружений после вступления в силу CAATSA.

Что означает расширение списка Госдепа?

Список оборонных и разведывательных структур по ст. 231 (состоит из двух частей) был впервые составлен в октябре 2017 года, тогда в него вошли 39 российских компаний, организаций и спецслужб, включая «Ростех», «МиГ», «Сухой», «Туполев», ОАК, ФСБ, СВР и ГРУ.

Теперь Госдепартамент внес в список 27 физических лиц (до этого физлиц в списке не было), включая начальника Главного управления Генштаба (бывшее ГРУ) Игоря Коробова и ресторатора Евгения Пригожина, которого Госдеп тоже причислил к разведывательному сектору России. Также добавлены шесть организаций: неофициальная частная военная компания Вагнера, логистическая компания Минобороны «Оборонлогистика» и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Гагарина (КНААПО, входит в холдинг «Сухой»), а также «Конкорд Кейтеринг», «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» и Агентство интернет-исследований, связанные с Пригожиным.

Обновленный перечень Госдепа опубликован здесь. Авиазавод КНААПО выпускает боевые самолеты Су-30, Су-35, разрабатывает перспективный истребитель пятого поколения Су-57 (Т-50). «Оборонлогистика» является эксклюзивным поставщиком транспортных услуг для Минобороны и Росгвардии по доставке грузов, в том числе в Крым и в Сирию; у компании есть собственные морские суда.

Кто попал под новые санкции США. Полный список

Включение в этот список не означает введения каких-либо новых санкций, хотя большинство его фигурантов и так входят в блокирующий список Минфина США SDN. Однако нахождение в перечне Госдепа означает, что потенциальные контрагенты этих российских компаний (в частности, заинтересованные в покупке их продукции) могут отказаться от будущих сделок, поскольку рискуют попасть под санкции по ст. 231 CAATSA, как это произошло с китайским департаментом.

Если компания не входит в список Госдепа, пусть даже и является «дочкой» компании из списка (например, «Ростеха» или «Сухого»), сделки с ней не будут преследоваться санкциями, уточнил Госдепартамент в ответах на часто задаваемые вопросы.

За что наказали китайцев?

По данным Госдепартамента, Китай в декабре 2017 года получил десять истребителей Су-35, а в январе 2018 года — начальную партию оборудования, связанного с комплексами противовоздушной обороны С-400. Обе сделки стали результатом договоренностей между департаментом развития оборудования и «Рособоронэкспортом» (российским государственным экспортером вооружений).

Истребитель Су-35 (Фото: Pascal Rossignol / Reuters)

Поставки были осуществлены после принятия CAATSA, а контракты были заключены до принятия, следует из информации Госдепа. То есть никакая «дедушкина оговорка» здесь не работает: даже если договоренности достигнуты до вступления CAATSA в силу, это не ограждает сделки от потенциальных санкций. В оружейном бизнесе между заключением контракта и поставкой могут проходить годы.

США ввели санкции против Китая за покупку российских Су-35 и С-400

Госдеп посчитал эти сделки китайцев с «Рособоронэкспортом» «существенными», а потому применил к покупателю обязательные санкции. Строгих критериев, определяющих «существенность» сделки, ни в законе CAATSA, ни в подзаконных актах нет, но в августе Госдепартамент перечислил шесть принципов, которыми он руководствуется. В частности, «транзакция в общем не будет считаться существенной, если и до тех пор, пока не произошло изменение статус-кво», объяснял Госдеп: «проблема возникает, когда новое российское оборудование начинает показываться или крупные денежные суммы начинают переходить из рук в руки».

На специальном брифинге 20 сентября представители Госдепа не раскрыли, какие конкретно факторы обусловили признание сделок «существенными». Они сказали, что стоимость поставленного Россией военного оборудования, «без сомнения, была достаточно существенной», но это не обязательно было определяющим фактором.

Почему это важно?

Создан прецедент: в рамках «российской» санкционной программы власти США впервые ввели так называемые вторичные санкции — санкции п

www.rbc.ru

Что такое САНКЦИИ — простой ответ что это значит, виды санкций

Санкции – это политический и экономический инструмент, используемый странами или международными организациями для убеждения определенного правительства или группы правительств изменить свою политику путем ограничения торговли, инвестиций или другой коммерческой деятельности.

 

К кому применяют санкции?

 

В большинстве случаев данный инструмент применяется к тем странам, которые грубо нарушают международное законодательство, нарушают права человека, угрожают мировому порядку, создают угрозу разрабатывая или угрожая ядерным, или другим летальным оружием массового уничтожения.

 

Какие бывают санкции. Виды санкций.

 

Так как данный инструмент влияния имеет очень обширную площадь применения, то и видов с различными подвидами санкций существует огромное множество. Мы рассмотрим три основных типа:

 

  • Персональные санкции;
  • Торговые санкции;
  • Экономические санкции.

 

 

К персональным санкциям относятся действия в отношении конкретных лиц и их окружения, имеющих отношение к предмету нарушения. К таким людям могут быть применены абсолютно различные методы международного влияния, такие как: блокировка зарубежных счетов, арест имущества, запрет въезда на территорию, открытие финансовых и криминальных расследований. Хотя на первый взгляд кажется, что данная мера не приносит особого эффекта в больших масштабах, но он все же есть. Исходя из исторических фактов можно заметить, что большинство клептократических правительств предпочитает хранить финансы и иметь собственность именно за пределами своей страны. Таким образом, угроза потерять все «нажитое» может повлиять на ход их политики.

Торговые санкции, это самый мягкий и распространенный способ вразумить нарушителя. В них могут входить различные отмены преференций на торговлю, установлением квот и тому подобных ограничений на международную торговлю.

 

Экономические санкции носят карательный характер и предназначены для изоляции страны нарушителя. Они могут включать в себя:

  • Эмбарго на продажу ресурсов и продукции;
  • Заморозка иностранных активов государства и его компаний
  • Запрет на денежные переводы.
  • Запрет на передачу технологий, как военных, так и гражданских.
  • Изоляция страны путем запрета на въезд в другие страны.

 

Так как полный спектр подобных санкций может экономически уничтожить фактически любую страну на планете, он никогда не применяется в полном объеме. Обычно подобные меры применяются порционно, чтобы оставить возможность для урегулирования конфликта так сказать мягким и безболезненным образом.

 

 

Почему санкции так опасны и эффективны.

 

Для того чтобы понимать всю разрушительную суть санкций, следует осознать, что в эпоху всеобщей глобализации в мире практически не осталось полностью самодостаточных стран. К примеру, одни страны делают ставку на новые научные технологии, другие на производство сельскохозяйственной продукции, третьи на добычу ресурсов. И все это прекрасно работает за счет международной торговли.

 

Так вот, санкции способны отключить любую страну от этого глобального механизма товарооборота. Естественно, что, имея определенный сохранившийся уровень технологий, страна, находящаяся под санкциями еще будет существовать, но обстановка будет постоянно ухудшаться. В качестве примера можно привести Кубу или Северную Корею, где население живет за гранью бедности, а в технологическом плане время там остановилось давным-давно.

chto-takoe.net

Санкционные режимы США и Европы в отношении России

1.Правовое регулирование
Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA), PL 115-44, International Emergency Economic Powers Act (IEEPA), 50 U.S.C. §§ 1701-1706, National Emergencies Act (NEA), 50 U.S.C. §§ 1601-1651

Code of Federal Regulations, Federal Register Notices,

А также исполнительные указы Президента (например, Executive Order 13685 Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions with Respect to the Crimea Region of Ukraine (December 19, 2014) 13662 — Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine (March 20, 2014)

Базовые принципы использования ограничительных мер (санкций), принятые решением Совета Европы от 07.06.2004

Раздел IV Договора о функционировании ЕС (в ред. Лиссабонского договора 2007 г.)

Решения и постановления ЕС: например, Council Regulation EU N 833/2014 о применении экономических санкций по отношению к России.

3.1.Блокирующие (на примере санкций против РФ)
SDN  (Specially Designated Nationals) – применяются в отношении конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций, с которыми запрещается сотрудничество и совершение операций с каким-либо имуществом или правом на имущество.

Отличительной особенностью блокирующих санкций является то, что всё имущество и имущественные права лиц, попавших в список SDN, считаются заблокированными и не могут быть использованы. А с участниками такого списка запрещается совершение любых сделок, ни прямо, ни косвенно.

Применительно к России блокирующие санкции SDN введены по программе «Украина» и направлены в основном против предприятий оборонно-промышленного комплекса и их руководства, а также ряда российских политиков и иных физических лиц.

В настоящее время в список SDN включены: ОАО «НПК Уралвагонзавод», ГСКБ «Алмаз-Антей», Концерн «Калашников», КБ Приборостроения, «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» и др.

«Правило 50%»: если одному или нескольким лицам, включенным в список лиц особых категорий (SDN), фактически являющимся «черным списком», принадлежит 50% и более юридического лица, то такое юридическое лицо автоматически становится санкционированным.
Данное правило распространяется на все американские компании и их дочерние предприятия, фонды прямых инвестиций, находящиеся под управлением американских компаний, а также на граждан и постоянных резидентов США. Правило распространяется на все виды санкций, как блокирующих, так и секторальных.

Решением Совета Евросоюза No 2014/145/СFSP и Регламентом

No 269/2014 от 17.03.2014 введены персональные санкции в

отношении 21 гражданин РФ, которые по мнению Евросоюза причастны к подрыву территориальной целостности Украины и угрожают её суверенитету.

В отношении данных лиц вводятся следующие меры:

-запрет на въезд на территорию ЕС

-«заморозка» активов, находящихся на территории ЕС

-запрет на удовлетворение требований по любым сделками, исполнение которых было связанно с «замороженными» активами, причем данный запрет действует как на лиц, поименованных в санкционном списке, так и на юридических лиц, действующих от их имени.

Дата возникновения таких требований имеет значение, поскольку они могут быть удовлетворены, если появились до введения соответствующих санкций (17 марта 2014 года).

В Перечень санкционированных юридических лиц попали такие российские организации, как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Россельхозбанк.

Санкции распространяются на все дочерние общества с долей владения санкционированными финансовыми институтами более 50%, зарегистрированные в России или в офшорных зонах, но при этом не относятся к зарегистрированным на территории ЕС дочерним обществам данных финансовых институтов.

Действие «персональных» санкций:

— на территории ЕС;

— на бортах воздушных судов и кораблей, находящихся под

юрисдикцией стран-членов ЕС;

— на граждан и резидентов стран-членов ЕС;

— на юридических лиц, зарегистрированных или созданных в

соответствии с законодательством стран-членов ЕС на

территории и за пределами территории Европейского союза.

Прямое действие санкций: для их применения не обязательно наличие судебного решения, а любая организация, в том числе банки, вправе применить данные санкции самостоятельно со ссылкой на соответствующий правовой акт.

3.2.Секторальные (на примере санкций против РФ)
SSI (Sectoral Sanctions Identifications) – меры, ограничивающие совершение ряда сделок и операций в отношении компаний определенных секторов экономики.

В отличие от блокирующих санкций при введении секторальных санкций имущество и имущественные права участников списка SSI не считаются заблокированными.

Секторальные санкции OFAC (на примере санкций против РФ) предусмотрены в следующих секторах экономики:

1.Банковский сектор

-ограничен доступа на внешний рынок ценных бумаг для ряда юридических лиц

-введен запрет на предоставление им финансирования, операции с ценными бумагами таких лиц со сроком обращения более 30 / 90 * дней

2. Оборонный сектор

-введен запрет импорта и экспорта вооружений и сопутствующих материалов, товаров и услуг двойного назначения из/в Россию

3. Энергетический сектор

— введен запрет экспорта в Россию товаров , услуг или технологий, связанных с разведкой и добычей нефти на Арктическом шельфе, глубоководной добычей, со сланцевыми проектами (энергетический сектор)

В настоящее время в список SSI включены: Сбербанк, Внешэкономбанк, Госкорпорация «Ростех», Газпромнефть, Роснефть и др.

Действие секторальных санкций распространяется на конкретных лиц, ведущих деятельность в определенных секторах экономики, а также на компании, находящихся в собственности или под контролем таких лиц.

«Правило 50%»: если одному или нескольким лицам, включенным в список лиц особых категорий (SDN), фактически являющимся «черным списком», принадлежит 50% и более юридического лица, то такое юридическое лицо автоматически становится санкционированным.
Данное правило распространяется на все американские компании и их дочерние предприятия, фонды прямых инвестиций, находящиеся под управлением американских компаний, а также на граждан и постоянных резидентов США. Правило распространяется на все виды санкций, как блокирующих, так и секторальных.

Решением Совета Европейского союза No 2014/512/CFSP и

Регламентом No 833/2014 от 31.07.2014 были введены «секторальные» санкции, затрагивающие три сферы промышленности:

1.Банковский сектор:

-установлен запрет лицам ЕС покупать, продавать, предоставлять брокерские услуги, а также оказывать любой вида помощи при выпуске и обороте ценных бумаг, иных финансовых инструментов со сроком погашения более 90 дней, выпущенных после 01.08.2014, некоторым российским кредитным организациям (в частности, данные ограничения были введены против Сбербанка, ВТБ Банк, Газпромбанк, а также в отношении организаций, 50 % акций которых принадлежат лицам, попавшим в санкционный список

-установлен запрет на покупку, продажу инвестиционных услуг, а также оказание любого вида помощи при выпуске и обороте ценных бумаг, иных инструментов денежного рынка со сроком

погашения более 30 дней (данные ограничения касаются не только кредитных, но и оборонных предприятий и крупнейших нефтяных компаний)

2. Оборонный сектор:

-установлен запрет на покупку, продажу, трансфер, экспорт оружия и боеприпасов в Россию лицами ЕС, а также запрет на экспорт товаров двойного назначения (товары, которые могут быть применены как в мирных целях, так и при создании

оружия массового уничтожения) и технологий для военного использования

3. Энергетический сектор:

-введена процедура лицензирования сделок с РФ в отношении товаров и технологий, предназначенных для добычи и разведки нефти и других полезных ископаемых (Приложение No 2 к

Регламенту No 833/2014)

4. Специальные положения
OFAC может авторизовать некоторые виды сделок, которые по общему правилу являются запрещенными, путем выдачи генеральной и специальной лицензий. Данные лицензии позволяют исключить определенные виды деятельности из-под действия санкций.

Например, согласно Executive Order 13662 посредством выдачи генеральной лицензии разрешено заключать следующие сделки:

-экспорт и реэкспорт конкретных товаров с/х назначения, лекарственных препаратов, медицинского оборудования, запасных частей из США или физ./юр.лицом США на территорию Крыма как части Украины

-личные некоммерческие денежные переводы лицом США на или с территории Крыма;

-экспорт и реэкспорт конкретных услуг и ПО из США или лицом США на территорию Крыма как части Украины

Специальные лицензии (specific licenses) предоставляются в конкретном случае путем подачи заявления в OFAC’s Licensing Division

Отдельными правовыми актами могут быть предусмотрены исключения в виде ограничения действия санкций при осуществлении конкретных операций.

Например, согласно Решению Совета Евросоюза No 2014/386/CFSP:

— запрет на импорт товара из Крыма и Севастополя не распространяется на исполнение договоров, заключенных до 25.06.2014; на особые товары, предназначенные для научных исследований, проводимых в Украине, для которых льготные условия предусмотрены Регламентами No 978/2012 и 374/2014 и Соглашением Евросоюза об ссоциации с Украиной от 01.09.2017

-запрет на въезд на территорию ЕС может быть временно снят для лица, включенного в санкционный список, если целями его поездки являются: срочные гуманитарные нужды, участие на встречах, которые организовывает ЕС или государство-член ОБСЕ, где главными темами политического диалога являются: продвижение ограничительных мер (санкций) и поддержка независимости и территориальной целостности Украины

-предусмотрены исключения в отношении «замороженных» активов лиц, попавших в санкционные списки: компетентные органы государства-члена ЕС могут «разморозить» соответствующие активы в случаях, если такие активы необходимы для удовлетворения основных потребностей лиц, попавших в санкционный список и зависимых членов их семьи. Под такими потребностями может подразумеваться: покупка продуктов питания, оплата кредитов, покупка лекарств и оплата медицинского лечения, уплата налогов, страховых выплат

5. Ответственность
Например, согласно Executive Order 13662:

Civil monetary penalties of up to the greater of $250,000 or twice the amount of the underlying transaction may be imposed administratively against any person who violates, attempts to violate, conspires to violate, or causes a violation of E.O. 13660, E.O . 13661 , E.O. 13662 , E.O. 13685 , or the Regulations . Upon conviction, criminal penalties of up to $1,000,000, imprisonment for up to 20 years, or both, may be imposed on any person who willfully commits or attempts to commit, or willfully conspires to commit, or aids or abets in the commission of a violation of E.O . 13660, E.O. 13661 , E.O. 13662 , E.O. 13685 , or the Regulations .

ЕС полагается на национальные правительства в вопросе наказания физических и юридических лиц, нарушающих режимы санкций, путем взыскания денежных штрафов вплоть до тюремного заключения. Размер штрафов и срок тюремного заключения зависит от национального закона государства-члена ЕС.

risksmitigation.com