Самостоятельная научная дисциплина в рамках политологии – Развитие политического знания в Новое время. Политология как самостоятельная дисциплина
Политология как самостоятельная научная дисциплина
Содержание
Введение
1. Предмет, этапы развития и методы политической науки
2. Природа политических знаний и функции политической науки
Введение
Мы приступаем к изучению новой для Вас учебной дисциплины — политологии. Все общественные науки, которые изучались Вами, существуют не в изоляции друг от друга, а являются «науками-перекрестками», взаимодействующими и обогащающими друг друга. В этом отношении политология как наука о мире политического тесно переплетаются с историей, особенно теорией политических учений, социологией, государствоведением.
Еще на заре формирования политической науки английский историк К. Фриммен не без основания говорил, что «История — это прошлая политика, а политика — это теперешняя история». Симптоматично, что в настоящее время в колледжах США история и политическая наука преподается на объединенных кафедрах. И если историк имеет дело с уже свершившимися фактами и событиями, то политолог исследует политическую реальность, которая затрагивает интересы множества лиц или даже государств. В связи с этим, политолог, в отличие от историка не гарантирован от субъективных впечатлений, оценок. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальные политические события еще до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Вспомним, какую оценку давали политике перестройка Горбачева в 1985-86г.г. и как ее оценивали спустя 10 лет. Вообще-то, что касается политологии, то в отличие от западных стран, где политическая наука занимает достойное место среди других общественных наук и со второй половины XIX века выступает в качестве самостоятельной академической дисциплины, в бывшем СССР ей не повезло. Вплоть до середины 80-х гг. данная наука трактовалась как лженаука и на нее было наложено идеологическое табу. Это выразилось в том, что политические исследования западных школ рассматривались через призму коммунистической идеология и соответствия основным положениям программы КПСС, научного коммунизма. Особое возмущение наших идеологов вызывали выводы западных политологов, касающихся тоталитарной системы нашего общества, диктатуры одной партии, отсутствия свободы слова, вероисповедания и другого.
В последние годы происходит своего рода политический Ренессанс. Политология занимает подобающее место в системе общественных наук. А в 1990 году Высшей Аттестационной Комиссией был сформирован Экспертный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по политологии.
Политическая наука, как и любая другая, проходит в своем становлении и развитии ряд этапов или ступеней. Можно выделить 3 основные ступени :
1. философская или теоретическая
2. эмпирическая или прикладная
3. критическое переосмысление накопленных теоретических и прикладных знаний.
Первый этап охватывает период от античности до Гражданской войны в США 1861-65 гг.
Крайними вехами второй ступени выступает Гражданская война в США и Вторая мировая война.
Третья началась после Второй мировой войны и до сегодняшнего дня.
Данная периодизация страдает, как видно, американоцентризмом. Однако в целом периодизация Дойча позволяет сделать определенные выводы: 1) история развития политической науки — это сложный многоступенчатый процесс; 2) следует различать историю политических учений, или ее философскую ступень, и политическую науку в собственно смысле этого слова как самостоятельную общественную дисциплину, которая возникла гораздо позже, на второй ступени.
Рассмотрим коротко содержание каждой ступени:
Первая ступень в развитии политической науки (с появлением государства — устройство управления) была представлена философскими сочинениями, трактатами, ибо к миру политики обращались уже в античности Платон, Аристотель, Цицерон. Но в этот период политика еще не выделилась в особую сферу жизнедеятельности, вследствие чего политическая наука была представлена лишь теоретической или философской формой. Таким образом, первый этап — это история политических учений.
Второй этап ознаменовал собой переход от чисто теоретической, философской формы существования политологии к эмпирической или практической политологии. Внимание политологов переключилось на собирание и систематизирование эмпирических данных. Это было связано с введением в конце XIX века в ряде стран института всеобщего избирательного права, что и потребовало исследовать общественное мнение, позиции партий, сами избирательные системы. Таки образом, основная тяжесть второго этапа приходилась на конкретные статистические исследования политических явлений.
Третий этап в развитии политологии характеризовался органическим сочетанием теоретических и эмпирических знаний о политике. Расширился диапазон политической науки. В круг ее интересов вошли политические партии, политическое поведение и политическая культура, общественное мнение и средства массовой информации, политическое лидерство и элиты и т.д. Все это потребовало не только статистических данных об этих явлениях, но и их теоретического переосмысления, интерпретации полученных результатов.
Если говорить о географии третьей ступени, то в Западной Европе политология развивается по двум направлениям : и теоретическому, и прикладному. В США в основном получили развитие прикладные эмпирические исследования.
Таким образом, если говорить о зарождении политической науки, то следует различать историю политических учений и политологию как самостоятельную академическую дисциплину. Если первые возникли в возникновением государства, то последняя соответствовала более позднему периоду развития человеческого общества — капиталистической стадии.
Можно выделить следующие основные вехи формирования и выделения политической науки как самостоятельной академической дисциплины и ее институционализации. В 1857 году Фрэнсис Либер открывает кафедру истории и политической науки в Колумбийском университете США. Затем в
1. Политическая теория. Задача: формулирование гипотез о политических явлениях, фактах, системах.
2. Политические институты: конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, сравнительный анализ политических институтов (органы управления разного уровня).
3. Партии, группы, общественное мнение.
4. Международные отношения: международная политика, международные организации, международное право.
В 1949 год под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки.
Предмет политической науки
Данный вопрос до сих пор дебатируется в западной и отечественной науке. 1. Существуют попытки представить политологию как одну из множества наук, изучающих политику наряду с такими важнейшими политическими дисциплинами: политической социологией, политической антропологией, а также периферийными политическими науками: политической философией, политической психологией, политической географией и др.2.Другие авторы (М. Гравитц, М. Дюверже, О. Берг-Шлоссер) отождествляют предмет политологии и политической социологии, видят специфику политологии в практической направленности, применяемости ее выводов, ограничивают круг проблем, которыми должна заниматься политология, до изучения влияния социальной структуры на власть, партии, другие институты. 3. Есть мнение, что политология является наукой, изучающей государство, его устройство. 4. Приемлемой представляется точка зрения, согласно которой политология рассматривается как интеграционная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных элементов все другие политические дисциплины. (Дж. Сартори).

Международный коллоквиум политологов в Париже в 1948 году принял решение использовать термин «политическая наука» в единственном числе. Итак, в самой общей форме политология — это наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Конкретнее, предметом политологии выступают такие политические феномены как политическая культура и политическое сознание, политические институты: государство, партии; субъекты политики : личность, заинтересованные группы, элиты, лидеры; внутригосударственные и международные политические отношения; политический процесс как динамическая характеристика политики.
Методы политологии
Метод — способ познания окружающей действительности и проверки теории на практике. Политическая действительность познается политологией на двух основных уровнях :
1 уровень — эмпирический , т.е. сбор и обработка конкретных, эмпирических данных.
2 уровень — теоретический — их научная интерпретация с целью создания обобщающей теории.
Эмпирический уровень : его целью является сбор фактов. Факт — независимое от исследователя состояние действительности. Сбор фактов происходит тремя способами:
1. Наблюдение — непосредственная, прямая регистрация событий.
2. Изучение документальных источников
3. Демоскопия — массовые выборочные опросы. В политологии данный метод применяется, когда необходимо получить мнение различных слоев населения относительно какого-либо политического явления.
mirznanii.com
Реферат на тему Политология как самостоятельная научная дисциплина
Политология как самостоятельная научная дисциплина
Содержание
Введение
Предмет, этапы развития и методы политической науки
Природа политических знаний и функции политической науки
Введение
Мы приступаем к изучению новой для Вас учебной дисциплины — политологии. Все общественные науки, которые изучались Вами, существуют не в изоляции друг от друга, а являются «науками-перекрестками», взаимодействующими и обогащающими друг друга. В этом отношении политология как наука о мире политического тесно переплетаются с историей, особенно теорией политических учений, социологией, государствоведением.
Еще на заре формирования политической науки английский историк К. Фриммен не без основания говорил, что «История — это прошлая политика, а политика — это теперешняя история». Симптоматично, что в настоящее время в колледжах США история и политическая наука преподается на объединенных кафедрах. И если историк имеет дело с уже свершившимися фактами и событиями, то политолог исследует политическую реальность, которая затрагивает интересы множества лиц или даже государств. В связи с этим, политолог, в отличие от историка не гарантирован от субъективных впечатлений, оценок. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальные политические события еще до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Вспомним, какую оценку давали политике перестройка Горбачева в 1985-86г.г. и как ее оценивали спустя 10 лет. Вообще-то, что касается политологии, то в отличие от западных стран, где политическая наука занимает достойное место среди других общественных наук и со второй половины XIX века выступает в качестве самостоятельной академической дисциплины, в бывшем СССР ей не повезло. Вплоть до середины 80-х гг. данная наука трактовалась как лженаука и на нее было наложено идеологическое табу. Это выразилось в том, что политические исследования западных школ рассматривались через призму коммунистической идеология и соответствия основным положениям программы КПСС, научного коммунизма. Особое возмущение наших идеологов вызывали выводы западных политологов, касающихся тоталитарной системы нашего общества, диктатуры одной партии, отсутствия свободы слова, вероисповедания и другого.
В последние годы происходит своего рода политический Ренессанс. Политология занимает подобающее место в системе общественных наук. А в 1990 году Высшей Аттестационной Комиссией был сформирован Экспертный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по политологии.
Политическая наука, как и любая другая, проходит в своем становлении и развитии ряд этапов или ступеней. Можно выделить 3 основные ступени:
1. философская или теоретическая
2. эмпирическая или прикладная
3. критическое переосмысление накопленных теоретических и прикладных знаний.
Первый этап охватывает период от античности до Гражданской войны в США 1861-65 гг.
Крайними вехами второй ступени выступает Гражданская война в США и Вторая мировая война.
Третья началась после Второй мировой войны и до сегодняшнего дня.
Данная периодизация страдает, как видно, американоцентризмом. Однако в целом периодизация Дойча позволяет сделать определенные выводы: 1) история развития политической науки — это сложный многоступенчатый процесс; 2) следует различать историю политических учений, или ее философскую ступень, и политическую науку в собственно смысле этого слова как самостоятельную общественную дисциплину, которая возникла гораздо позже, на второй ступени.
Рассмотрим коротко содержание каждой ступени:
Первая ступень в развитии политической науки (с появлением государства — устройство управления) была представлена философскими сочинениями, трактатами, ибо к миру политики обращались уже в античности Платон, Аристотель, Цицерон. Но в этот период политика еще не выделилась в особую сферу жизнедеятельности, вследствие чего политическая наука была представлена лишь теоретической или философской формой. Таким образом, первый этап — это история политических учений.
Второй этап ознаменовал собой переход от чисто теоретической, философской формы существования политологии к эмпирической или практической политологии. Внимание политологов переключилось на собирание и систематизирование эмпирических данных. Это было связано с введением в конце XIX века в ряде стран института всеобщего избирательного права, что и потребовало исследовать общественное мнение, позиции партий, сами избирательные системы. Таки образом, основная тяжесть второго этапа приходилась на конкретные статистические исследования политических явлений.
Третий этап в развитии политологии характеризовался органическим сочетанием теоретических и эмпирических знаний о политике. Расширился диапазон политической науки. В круг ее интересов вошли политические партии, политическое поведение и политическая культура, общественное мнение и средства массовой информации, политическое лидерство и элиты и т.д. Все это потребовало не только статистических данных об этих явлениях, но и их теоретического переосмысления, интерпретации полученных результатов.
Если говорить о географии третьей ступени, то в Западной Европе политология развивается по двум направлениям: и теоретическому, и прикладному. В США в основном получили развитие прикладные эмпирические исследования.
Таким образом, если говорить о зарождении политической науки, то следует различать историю политических учений и политологию как самостоятельную академическую дисциплину. Если первые возникли в возникновением государства, то последняя соответствовала более позднему периоду развития человеческого общества — капиталистической стадии.
Можно выделить следующие основные вехи формирования и выделения политической науки как самостоятельной академической дисциплины и ее институционализации. В 1857 году Фрэнсис Либер открывает кафедру истории и политической науки в Колумбийском университете США. Затем в 1880 году там же Джордж Берджес, сменивший Либера, основал первую школу политической науки. В 1903 году была создана Американская Ассоциация политической науки. Сегодня она насчитывает более 16 тысяч человек. Окончательно статус политологии был закреплен на международном коллоквиуме в Париже в 1948 году. На нем были сформулированы основные объекты исследования политической науки:
1. Политическая теория. Задача: формулирование гипотез о политических явлениях, фактах, системах.
2. Политические институты: конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, сравнительный анализ политических институтов (органы управления разного уровня).
3. Партии, группы, общественное мнение.
4. Международные отношения: международная политика, международные организации, международное право.
В 1949 год под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки.
Предмет политической науки
Данный вопрос до сих пор дебатируется в западной и отечественной науке. 1. Существуют попытки представить политологию как одну из множества наук, изучающих политику наряду с такими важнейшими политическими дисциплинами: политической социологией, политической антропологией, а также периферийными политическими науками: политической философией, политической психологией, политической географией и др.2.Другие авторы (М. Гравитц, М. Дюверже, О. Берг-Шлоссер) отождествляют предмет политологии и политической социологии, видят специфику политологии в практической направленности, применяемости ее выводов, ограничивают круг проблем, которыми должна заниматься политология, до изучения влияния социальной структуры на власть, партии, другие институты. 3. Есть мнение, что политология является наукой, изучающей государство, его устройство. 4. Приемлемой представляется точка зрения, согласно которой политология рассматривается как интеграционная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных элементов все другие политические дисциплины. (Дж. Сартори).
Международный коллоквиум политологов в Париже в 1948 году принял решение использовать термин «политическая наука» в единственном числе. Итак, в самой общей форме политология — это наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Конкретнее, предметом политологии выступают такие политические феномены как политическая культура и политическое сознание, политические институты: государство, партии; субъекты политики: личность, заинтересованные группы, элиты, лидеры; внутригосударственные и международные политические отношения; политический процесс как динамическая характеристика политики.
Методы политологии
Метод — способ познания окружающей действительности и проверки теории на практике. Политическая действительность познается политологией на двух основных уровнях:
1 уровень — эмпирический, т.е. сбор и обработка конкретных, эмпирических данных.
2 уровень — теоретический — их научная интерпретация с целью создания обобщающей теории.
Эмпирический уровень: его целью является сбор фактов. Факт — независимое от исследователя состояние действительности. Сбор фактов происходит тремя способами:
1. Наблюдение — непосредственная, прямая регистрация событий.
2. Изучение документальных источников — любая информация, зафиксированная в печатном и рукописном тексте, на магнитной ленте, кино- и фотопленке. Выделяются официальные — правительственные заявления, коммюнике, стенограммы, отчеты и неофициальные документы — письма, мемуары, дневники.
3. Демоскопия — массовые выборочные опросы. В политологии данный метод применяется, когда необходимо получить мнение различных слоев населения относительно какого-либо политического явления.
Впервые данный метод был использован американцем Гэллапом перед президентскими выборами 1948 года, когда он опросил 1800 человек и ошибся лишь на 5% в определении голосов, которые будут отданы кандидату. Сегодня методу демоскопии придается огромное значение при изучении общественного мнения. Так, М.Тэтчер не объявляла дату парламентских выборов, пока опросы не стали показывать благоприятный исход для консерваторов. Пальму первенства по данным исследования принадлежит США: более 200 специализированных фирм занимаются изучением общественного мнения. Главный — институт Гэллапа. Как правило, они проводят выборочный опрос 1500 человек из разных избирательных участков, разных социальных слоев: фермеров, горожан, чиканос, бедных, богатых. Результаты опросов получаются такими же, как если бы были опрошены 10, 20 и более тысяч человек.
Выборочное обследование является более экономичным, чем сплошной опрос и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Результат исследования в большой степени зависит от правильности выборки единиц анализа. Принято правило: если объект исследования (генеральная совокупность) насчитывает более 500 человек, то применяется выборочный метод.
Каковы же основные методы выборки?
МЕТОД МЕХАНИЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый 10–й).
МЕТОД ОСНОВНОГО МАССИВА – опрос 60–70% генеральной совокупности.
МЕТОД КВОТНОЙ ВЫБОРКИ, когда отбор респондентов для опроса проводится не менее, чем по четырем признакам (пол, возраст, этническая принадлежность, экономическое положение), которые варьируются в зависимости от специфики самой генеральной совокупности.
Выборочные опросы очень распространены на западе. Так, во Франции имеется около 150 специальных организаций, оборотный капитал которых превышает ежегодно 1 млрд. франков. В среднем каждые два дня во Франции проводятся опросы по различным политическим вопросам. Результаты опросов, широко освещаемые в печати, по TV могут непосредственно повлиять на ход избирательной кампании. Здесь большую роль играет «эффект фургона с оркестром» или «эффект успеха», т.е. люди переходят на сторону побеждающего кандидата. Успех рождает успех.
4. Бихевиоризм.
В основе метода лежит наблюдение за поведением человека непосредственно и на основе анализа анкет. Он возник одновременно в Европе и Америке в начале ХХ века в различных областях знания. Так, в социальной психологии его разрабатывал Бехтерев, в социологии П.Сорокин. В политологии данный метод практикуется с первых десятилетий нашего века. Особое распространение он приобрел в Америке в 30-50-е годы, названные «золотым веком». Данный метод имеет непосредственный выход на практику, позволяет сформулировать, в отличие от демоскопии, рекомендации к действию. Он использует математические методы, статистические данные, компьютерную технику, что делает его очень дорогим.
На 2 уровне построения обобщающих теорий используются общие или общефилософские методы.
Рассмотрим основные методы, которые использует теоретическая политология.
Одно из центральных мест в политической науке занимает социологический метод. Он выясняет влияние на политику уровня экономического развития общества, его социально-классовой структуры, типа политической культуры населения. Этот метод получил свое крайнее выражение в марксистских трактовках политики как надстройки над экономическим базисом, у Ленина, для которого политика — это концентрированное выражение экономики. Одним из частных проявлений данного метода является культурологический подход, который изучает влияние культуры на политические процессы.
Следующий подход, на котором базируется политическая наука при исследовании политических явлений — нормативный. Этот метод носит эмпирическую окраску. Он предполагает выяснение соответствия политических событий, явлений, институтов для блага общества и личности, в частности; их оценку с точки зрения всеобщей полезности и ориентирует на разработку идеала политического устройства. Подобной оценке может быть подвергнут любой закон, любая правительственная программа с целью выяснить, насколько они учитывают интересы личности, ее гражданские права и свободы. Так, например, если президент просит для себя чрезвычайных полномочий, то это может быть чревато нарушением прав человека со стороны власти. Таким образом, нормативный метод придает человеческое измерение, вносит в нее нравственные начала. Нормативный подход придает политике этическое выражение.
В отличие от нормативного, функциональный метод абстрагируется от этической оценки политики. Он изучает зависимости между политическими явлениями, проявившимися на практике. Например, зависимость политического строя от уровня экономического развития. Как показала историческая практика, слаборазвитая экономика ведет к нарастанию авторитарных тенденций и наоборот, экономический рост способствует установлению плюралистической демократии. Далее, выяснение влияния количества партий на избирательную систему или социального статуса человека на его политическое поведение.
Одним из первых данный метод в политологии использовал итальянский мыслитель XVI века Никколо Макиавелли. В противоположность католическим богословам, стремившихся подчинить учение о государстве христианской этике, Макиавелли полностью отделил политику от религиозных догм, и потребовал анализировать реальную жизнь во всех ее противоречиях. Это позволило ему дать реалистическую оценку политики, а также адекватную характеристику государя. Макиавелли полагал, что в политике господствуют особые правила, отличные от тех, которые регулируют отношения между частными лицами. В политике позволительны все средства, которые ведут к достижению намеченной цели: и обман, и коварство, и хитрость. Если это полезно для государственного блага, то политик может отказаться от данных ранее обещаний, полагал Макиавелли. До сих пор термином «макиавеллизм» называют интриганскую политику, политическое коварство.
Следующий метод политологии — институциональный. Он ориентирует политическую науку на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, различных организаций, правительственных программ.
Во многом противоположен социологическому методу антропологический подход в политологии. Он требует обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, т.е. как представителя человеческого рода. Данный подход исходит из того, что, во-первых, человек как существо биологическое, социальное и разумное изначально обладал свободой; во-вторых, независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий все люди обладают равными правами; в-третьих, права человека приоритетны по отношению к законам государства, его деятельности.
Следующий подход в политологии психологический связан с антропологическим методом в требовании исходить из природы человека. Однако, в отличие от первого, он имеет в виду не человека вообще, как представителя человеческого рода, а конкретного индивидуума. Этим обусловлено то, что данный метод ориентирует на изучение индивидуальных качеств человека, черт его характера, бессознательных психических процессов, и их влияние на политическое поведение человека.
Психоанализ занимает одно из центральных мест в современном психологическом подходе. Его основы разработал З.Фрейд — знаменитый психоаналитик. Он исходит из того, что острые психические переживания человека могут оказывать активное воздействие на политическое поведение индивидов. На основе психоанализа возможно объяснить различные типы поведения, например, авторитарного типа личности, которые стремятся с помощью приобретения власти преодолеть чувство собственной неполноценности (вспомните отношение к интеллигенции не получивших достаточного образования Муссолини, Сталина, Пол-Пота, Гитлера. Или подбор членов ЦК не выше 1.61, чтобы ни кто из них не смог возвысится над вождем).
Сравнительный подход. Он широко распространен в современной политологии. Этот подход предполагает сравнительный анализ однотипных политических явлений, таких как политическая система, партии, избирательные системы, с целью выявления их специфики и общих черт. Это позволяет найти наиболее эффективно действующие политические формы, а также разрабатывать оптимальные пути решения тех или иных задач. Таким образом, метод сравнительного анализа позволяет использовать опыт других стран для того, чтобы не повторять их ошибок и заново не изобретать велосипед.
Это особенно актуально для России сегодня, когда страна переходит к рыночным отношения в экономике и построению правового государства в политической сфере. Развитые капиталистические страны давно прошли путь первоначального капитала, а традиции правового государства уходят корнями к XVII веку. Так что использовать опыт этих стран с учетом специфических особенностей России с предоставлением практических рекомендаций — задача политологии сегодня.
И последний из наиболее важных общих методов — исторический. Он требует изучать политические явления в их последовательно временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего. Оценивая любое политическое явление или событие необходимо учитывать конкретно-исторические условия, при которых они возникли и развивались. Необходимо помнит, что каждой исторической эпохе соответствуют специфические формы государства, власти, партий, политических идей и концепций. И если они потеряли актуальность для сегодняшнего дня, то в условиях своего времени выражали потребности современного им общества. Так, например, партии, существовавшие в теоретической форме (еще в эпоху рабовладения) как союзы единомышленников не могли бы сегодня выполнять свои функции и бороться за власть. Для этого нужна массовость, организация, членство, материальное обеспечение. Однако для своего времени они сыграли прогрессивную роль, ибо впервые выступили против всевластия государства, отражали интересы особых социальных групп.
2 вопрос.
Все рассмотренные нами методы политологии подчинены одной цели — получению достоверного знания о политической реальности. Правомерен вопрос: возможно ли получить с помощью политической науки объективные сведения о политических процессах и их развитии?
На этот вопрос не существует однозначного ответа, так как политологическое знание содержит в себе как элемент объективного, так и субъективного знания. Таким образом, в политологическом знании можно выделить две части: нормативные знания, которые не носят объективного характера, т.е. зависят от человека и его сознания и дескриптивные или описательные, которые по своей природе являются объективными знаниями, т.е. не зависят от сознания человека — верификационные.
Нормативные знания преобладали в политической науке от ее возникновения вплоть до XIX века. Политические учения этого периода содержали в себе субъективные оценки мыслителей по поводу существующего строя, их гипотезы относительно того, каким должно быть идеальное общество. Таким образом, представители политической науки, начиная от Аристотеля в античности до социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье, Оуэна в Новое время, выдумывали из собственной головы самые невероятные проекты человеческого общежития. Именно по этой причине нормативные знания не могут считаться объективной истиной, так как зависят от человека, его представлений и добре и зле. Так, например, суждение о том, что демократия является наилучшей формой государственного устройства, которое неоднократно защищали ряд ученых, не может рассматриваться объективной истиной, так многие люди с этим не согласятся. Как англичане, которые неплохо живут и при парламентской монархии. Таким образом, нормативные знания зависят от признания их людьми.
Насильно же навязать людям те или иные идеи, ценности, концепции невозможно, пускай они даже будут прогрессивными. Рано или поздно они потерпят крах и будут отторгнуты.
Если одна часть политологических знаний носит нормативный характер и не может рассматриваться как объективная истина, то другая основополагающая часть, адекватно отражает реальные политические процессы и не зависит от сознания людей.
Сюда относятся дескриптивные знания. Они представляют собой научное описание реальных событий, фактов. Сюда входят статистические знания, результатов опросов, анкетирования, другими словами, те знания, которые получены с помощью конкретных эмпирических методов. Отличительной особенностью этих знаний является возможность их верификации, т.е. проверки. Это означает, что другие исследователи, используя те же самые процедуры могут получить идентичный результат.
Особенность политологического знания отражается в функциях, которые политология выполняет. Можно выделить следующие основные функции:
Познавательная функция. Она заключается в тем, что политология стремиться адекватно отражать политическую реальность, раскрывать присущие ей закономерности. Хотя политология не составляет конкретных социальных программ, она способна в отличие от марксистско-ленинских идеологических наук дать объективные суждения о политической действительности.
Политология не ограничивается познанием политической действительности. Она также дает оценку политическому строю, эффективности политических институтов, методов управления, способам разрешения социальных конфликтов. В этом выражается ее оценочная функция. В странах реального социализма она подменялась классовым доходом. Т.е. все политические явления, события оценивались с точки зрения соответствия интересам пролетариата. Сегодня политологи исходят при оценке политической деятельности из общечеловеческих, гуманистических ценностей, соответствия политических программ свободному развитию человека
Далее политология выполняет функцию формированию демократической политической культуры населения.
Можно выделить несколько основных направлений политического образования. Во-первых, формирования у населения демократической культуры: т.е. знание основ демократического государственного устройства, собственных прав и свобод, способности реально оценивать существующий строй. Для нашей страны это особенно важно, так многие годы политическое образование ограничивалось знакомством м материалами очередного партийного средства, в то время, когда миллионы людей не знали о существовании Всеобщей Декларации прав человека (1991 — наша страна подписала, а ООН в 1948 году), Всеобщего европейского суда, куда каждый европеец мог обратиться за помощью. Опыт ряда стран свидетельствует о позитивной роли демократического политического образования при переходе от тоталитаризма к демократическому обществу. Весьма поучительным для нас является опыт ФРГ (когда в школах Западной Германии по настоянию союзников немецкой власти были вынуждены ввести изучение основ демократического государственного устройства. И сегодня в этой стране существует разветвленная сеть политического образования, которая субсидируется государством).
Наряду с осознанием собственных прав и свобод человек должен также осознавать свои обязанности перед обществом, государством и другими людьми, ибо жить в обществе и быть свободным от общества — невозможно (как справедливо отметил Маркс). В связи с этим политическое образование должно формировать у граждан уважение к демократическому строю, порядку, законам государства.
Политическое образование призвано далее выработать у людей, с одной стороны, критическое отношение к различного рода экстремистской, националистической идеологии, а с другой, формировать такие качества, как политическая толерантность, т.е. терпимость, готовность к компромиссам, партнерству, умение цивилизованным способом решать социальные конфликты.
Следующей функцией политологии выступает функция рационализации политической жизни. Само название говорит за себя. Это означает, что политология должна разрабатывать наиболее оптимальные модели управления государством, обосновывать необходимость замены одних, устаревших политических институтов другими.
Естественно, что политическая действительность намного богаче, чем возможности политической науки. Здесь важную роль играет не только научное знание, но и искусство политического руководства. Насколько руководители государства будут доверять рекомендациям политологов и руководствоваться ими. В целом же, влияние политологии, как показывает практика политическая, возрастает.
bukvasha.ru
Глава I. Политология как самостоятельная научная дисциплина
Вычленение любой научной дисциплины требует определения прежде всего тех проблем, которые составляют предмет ее исследования. Важно сформулировать ее цели, показать отличие от других социальных и гуманитарных дисциплин, обозначить место в системе смежных дисциплин. Невозможно представить себе любую научную дисциплину без четких методологических принципов, применения собственных методов исследования, систематизации и научного анализа явлений и процессов, а также достаточно отработанного понятийно-категориального аппарата.
§ 1. Предмет политической науки
Все обществоведческие дисциплины существуют не в изоляции друг от друга, а являются «науками-перекрестками», взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В этом отношении политология как наука о мире политического тесно переплетается с историей, особенно историей политических учений, государствоведением и экономическими дисциплинами, социологией и др.
Между учеными названных направлений, разных отраслей знания идут довольно продолжительные споры о том, кто же из них имеет приоритет в исследовании проблем политической науки. Так, французский политолог Ж. Бюрдо даже считал, что «политическая наука не имеет собственного объекта, она представляет собой лишь более плодотворный метод изучения конституционного права, расширенный угол зрения на традиционные проблемы публичного права». Его соотечественник П. Фавр отмечает, что, за редким исключением, «философы, социологи и историки, как правило, охотно уступают институционально оформившейся политической науке изучение выборов, политических институтов и перипетий политической жизни. Но вместе с ней некоторые из них — причем из числа наиболее крупных специалистов — оставляют за собой почти исключительное право заниматься изучением проблем власти и форм господства». Очевидно, что здесь мы имеем весьма узкое понимание предмета и самой дисциплины политологии. Как будет показано в книге, проблемы власти, формы государственной власти наряду с множеством других вопросов составляют предмет исследования политологии, а не только правоведения, государствоведения, философии и социологии.
Еще на заре формирования политической науки английский историк К. Фримен не без оснований говорил: «История — это прошлая политика, и политика — это теперешняя история». И неудивительно, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с историей. Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука преподаются на объединенных кафедрах. Задачи в преподавании истории и политологии, на мой взгляд, различны. Эту точку зрения разделял и испанский исследователь А. Гарсиа: «… историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает его в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью».
Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучать свой объект, считаю уместным применить здесь гегелевскую метафору «Сова Минервы вылетает в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда он уже свершился. Ученый-историк изучает общественное явление как бы со стороны, поэтому его положение облегчается тем, что он имеет дело с уже завершившимися и свершившимися историческими явлениями и фактами. Что касается политолога, то объект его изучения — реальность, затрагивающая интересы множества действующих в ней лиц. Политолог, будучи одним из них, не может в полной мере отвлечься от субъективных, сиюмоментных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся общественных событий. С этой точки зрения для политолога, образно говоря, сумерки еще не наступили и, соответственно, его сова в полной мере еще не готова к вылету.
Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Д. Истон (США), например, характеризует политическую науку как «исследование способов, которыми принимаются решения для общества». По его словам, «в качестве политических ученых мы интересуемся всеми теми действиями и институтами в обществе, которые более или менее непосредственно связаны со способами, которыми принимаются и осуществляются властные решения, и последствиями, которые они могут вызвать». Разумеется, все названные здесь компоненты входят в структуру политического, но последний отнюдь не ограничивается ими. Истон называет лишь институты, действия и способы принятия решений. Однако политическое отнюдь не сводится только к этим элементам.
Таким же узким толкованием страдает и формулировка, предложенная М. Гравитц (Франция). Политическую науку она определяла как исследование человеческих возможностей по использованию институтов, регулирующих совместную жизнь людей в обществе идей, приводящих это общество в движение, независимо от того, созданы эти идеи современниками или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки переплетены идеи, институты, люди. Только ли это? Разумеется, нет, и в этом читатель может убедиться по мере освоения материала данной книги.
Для определения объекта и предмета исследования политологии, круга охватываемых ею тем, самой политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины прежде всего необходимо выяснить содержание понятий «политическое», «мир политического», «политическая сфера» и т.д. Представляется невозможным определить политическое, не ответив на вопрос о характере и типе соответствующего общества.
В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная,или экономико-хозяйственная, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая — механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов системы в целом. Социальная и духовная сферы составляют гражданское общество. Именно в нем образуются социально-экономические, социокультурные, этнонациональные, религиозные, образовательные и иные основы политики.
Объектом исследования социологии является гражданское общество. Но вместе с тем необходимо подчеркнуть, что политолог должен иметь хотя бы общие представления об основных факторах и исторических этапах формирования и эволюции гражданского общества, его сущностных характеристиках, основных институтах, ценностях, отношениях и т.д. (подробно см. гл. III).
Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела. Это, во-первых, социально-философские и идейно-теоретические обоснования политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду. Во-вторых, политические системы и политическая культура, отличия и сходство между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены и т.д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д. Причем здесь речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них. Я исхожу из тезиса об их равнозначности, поскольку идейно-теоретические обоснования политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее, в свою очередь, — без конкретных политических институтов.
Все эти политические феномены представляют интерес прежде всего в их современном проявлении и состоянии. И задача политолога — выяснить их структуру, составные элементы, функции, соотношение и взаимодействие между этими составляющими. Анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущности без исторического, идейно-теоретического и социально-философского подходов. Вывод: политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический. В таком контексте политическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений, теорию политики, механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д., и т.п.
Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода политолога к анализу экономического, социокультурного, философского, социально-психологического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политической науки в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.
Проблемы мирового сообщества и всего комплекса международных отношений составляют предмет исследования нескольких дисциплин, таких как международное право, история, история дипломатии, социология и отчасти философия. Естественно, значительное внимание этому направлению в науке традиционно уделяется и в политологии. Дело в том, что государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельного государства, но и как носитель государственного суверенитета в международных отношениях, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Этот факт имеет особую актуальность в процессах усиливающейся тенденции к интеграции в экономической, политической, культурной жизни разных государств и народов, регионов и континентов.
Для политолога интересен анализ основных параметров и критериев определения международных отношений как единой системы поистине глобального масштаба на основе использования своих политологических подходов, системообразующих характеристик структурных составляющих. Говоря об изучении закономерностей, основных форм и особенностей взаимодействия государств и других субъектов международных отношений в современных условиях, особенно необходимо внимание профессионалов в области политической науки к исследованию механизмов принятия решений, роли и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами, а также к деятельности региональных и всемирных организаций. Перечисленные политологические проблемы в этой книге специально не рассматриваются, так как уже получили достаточно широкую разработку в зарубежной и отечественной научной литературе.
Предметом политологии являются такие феномены, как политическая система, государство, государственный строй, власть и властные отношения, политические партии, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д. Эти сложные институты политических отношений и процессов изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Интегрируя отдельные проблемы этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.
studfiles.net
Глава I. Политология как самостоятельная научная дисциплина
Вычленение любой научной дисциплины требует определения прежде всего тех проблем, которые составляют предмет ее исследования. Важно сформулировать ее цели, показать отличие от других социальных и гуманитарных дисциплин, обозначить место в системе смежных дисциплин. Невозможно представить себе любую научную дисциплину без четких методологических принципов, применения собственных методов исследования, систематизации и научного анализа явлений и процессов, а также достаточно отработанного понятийно-категориального аппарата.
§ 1. Предмет политической науки
Все обществоведческие дисциплины существуют не в изоляции друг от друга, а являются «науками-перекрестками», взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В этом отношении политология как наука о мире политического тесно переплетается с историей, особенно историей политических учений, государствоведением и экономическими дисциплинами, социологией и др.
Между учеными названных направлений, разных отраслей знания идут довольно продолжительные споры о том, кто же из них имеет приоритет в исследовании проблем политической науки. Так, французский политолог Ж. Бюрдо даже считал, что «политическая наука не имеет собственного объекта, она представляет собой лишь более плодотворный метод изучения конституционного права, расширенный угол зрения на традиционные проблемы публичного права». Его соотечественник П. Фавр отмечает, что, за редким исключением, «философы, социологи и историки, как правило, охотно уступают институционально оформившейся политической науке изучение выборов, политических институтов и перипетий политической жизни. Но вместе с ней некоторые из них — причем из числа наиболее крупных специалистов — оставляют за собой почти исключительное право заниматься изучением проблем власти и форм господства». Очевидно, что здесь мы имеем весьма узкое понимание предмета и самой дисциплины политологии. Как будет показано в книге, проблемы власти, формы государственной власти наряду с множеством других вопросов составляют предмет исследования политологии, а не только правоведения, государствоведения, философии и социологии.
Еще на заре формирования политической науки английский историк К. Фримен не без оснований говорил: «История — это прошлая политика, и политика — это теперешняя история». И неудивительно, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с историей. Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука преподаются на объединенных кафедрах. Задачи в преподавании истории и политологии, на мой взгляд, различны. Эту точку зрения разделял и испанский исследователь А. Гарсиа: «… историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает его в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью».
Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучать свой объект, считаю уместным применить здесь гегелевскую метафору «Сова Минервы вылетает в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда он уже свершился. Ученый-историк изучает общественное явление как бы со стороны, поэтому его положение облегчается тем, что он имеет дело с уже завершившимися и свершившимися историческими явлениями и фактами. Что касается политолога, то объект его изучения — реальность, затрагивающая интересы множества действующих в ней лиц. Политолог, будучи одним из них, не может в полной мере отвлечься от субъективных, сиюмоментных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся общественных событий. С этой точки зрения для политолога, образно говоря, сумерки еще не наступили и, соответственно, его сова в полной мере еще не готова к вылету.
Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Д. Истон (США), например, характеризует политическую науку как «исследование способов, которыми принимаются решения для общества». По его словам, «в качестве политических ученых мы интересуемся всеми теми действиями и институтами в обществе, которые более или менее непосредственно связаны со способами, которыми принимаются и осуществляются властные решения, и последствиями, которые они могут вызвать». Разумеется, все названные здесь компоненты входят в структуру политического, но последний отнюдь не ограничивается ими. Истон называет лишь институты, действия и способы принятия решений. Однако политическое отнюдь не сводится только к этим элементам.
Таким же узким толкованием страдает и формулировка, предложенная М. Гравитц (Франция). Политическую науку она определяла как исследование человеческих возможностей по использованию институтов, регулирующих совместную жизнь людей в обществе идей, приводящих это общество в движение, независимо от того, созданы эти идеи современниками или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки переплетены идеи, институты, люди. Только ли это? Разумеется, нет, и в этом читатель может убедиться по мере освоения материала данной книги.
Для определения объекта и предмета исследования политологии, круга охватываемых ею тем, самой политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины прежде всего необходимо выяснить содержание понятий «политическое», «мир политического», «политическая сфера» и т.д. Представляется невозможным определить политическое, не ответив на вопрос о характере и типе соответствующего общества.
В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная,или экономико-хозяйственная, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая — механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов системы в целом. Социальная и духовная сферы составляют гражданское общество. Именно в нем образуются социально-экономические, социокультурные, этнонациональные, религиозные, образовательные и иные основы политики.
Объектом исследования социологии является гражданское общество. Но вместе с тем необходимо подчеркнуть, что политолог должен иметь хотя бы общие представления об основных факторах и исторических этапах формирования и эволюции гражданского общества, его сущностных характеристиках, основных институтах, ценностях, отношениях и т.д. (подробно см. гл. III).
Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела. Это, во-первых, социально-философские и идейно-теоретические обоснования политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду. Во-вторых, политические системы и политическая культура, отличия и сходство между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены и т.д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д. Причем здесь речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них. Я исхожу из тезиса об их равнозначности, поскольку идейно-теоретические обоснования политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее, в свою очередь, — без конкретных политических институтов.
Все эти политические феномены представляют интерес прежде всего в их современном проявлении и состоянии. И задача политолога — выяснить их структуру, составные элементы, функции, соотношение и взаимодействие между этими составляющими. Анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущности без исторического, идейно-теоретического и социально-философского подходов. Вывод: политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический. В таком контексте политическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений, теорию политики, механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д., и т.п.
Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода политолога к анализу экономического, социокультурного, философского, социально-психологического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политической науки в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.
Проблемы мирового сообщества и всего комплекса международных отношений составляют предмет исследования нескольких дисциплин, таких как международное право, история, история дипломатии, социология и отчасти философия. Естественно, значительное внимание этому направлению в науке традиционно уделяется и в политологии. Дело в том, что государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельного государства, но и как носитель государственного суверенитета в международных отношениях, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Этот факт имеет особую актуальность в процессах усиливающейся тенденции к интеграции в экономической, политической, культурной жизни разных государств и народов, регионов и континентов.
Для политолога интересен анализ основных параметров и критериев определения международных отношений как единой системы поистине глобального масштаба на основе использования своих политологических подходов, системообразующих характеристик структурных составляющих. Говоря об изучении закономерностей, основных форм и особенностей взаимодействия государств и других субъектов международных отношений в современных условиях, особенно необходимо внимание профессионалов в области политической науки к исследованию механизмов принятия решений, роли и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами, а также к деятельности региональных и всемирных организаций. Перечисленные политологические проблемы в этой книге специально не рассматриваются, так как уже получили достаточно широкую разработку в зарубежной и отечественной научной литературе.
Предметом политологии являются такие феномены, как политическая система, государство, государственный строй, власть и властные отношения, политические партии, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д. Эти сложные институты политических отношений и процессов изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Интегрируя отдельные проблемы этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.
studfiles.net
Глава I. Политология как самостоятельная научная дисциплина
Вычленение любой научной дисциплины требует определения прежде всего тех проблем, которые составляют предмет ее исследования. Важно сформулировать ее цели, показать отличие от других социальных и гуманитарных дисциплин, обозначить место в системе смежных дисциплин. Невозможно представить себе любую научную дисциплину без четких методологических принципов, применения собственных методов исследования, систематизации и научного анализа явлений и процессов, а также достаточно отработанного понятийно-категориального аппарата.
§ 1. Предмет политической науки
Все обществоведческие дисциплины существуют не в изоляции друг от друга, а являются «науками-перекрестками», взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В этом отношении политология как наука о мире политического тесно переплетается с историей, особенно историей политических учений, государствоведением и экономическими дисциплинами, социологией и др.
Между учеными названных направлений, разных отраслей знания идут довольно продолжительные споры о том, кто же из них имеет приоритет в исследовании проблем политической науки. Так, французский политолог Ж. Бюрдо даже считал, что «политическая наука не имеет собственного объекта, она представляет собой лишь более плодотворный метод изучения конституционного права, расширенный угол зрения на традиционные проблемы публичного права». Его соотечественник П. Фавр отмечает, что, за редким исключением, «философы, социологи и историки, как правило, охотно уступают институционально оформившейся политической науке изучение выборов, политических институтов и перипетий политической жизни. Но вместе с ней некоторые из них — причем из числа наиболее крупных специалистов — оставляют за собой почти исключительное право заниматься изучением проблем власти и форм господства». Очевидно, что здесь мы имеем весьма узкое понимание предмета и самой дисциплины политологии. Как будет показано в книге, проблемы власти, формы государственной власти наряду с множеством других вопросов составляют предмет исследования политологии, а не только правоведения, государствоведения, философии и социологии.
Еще на заре формирования политической науки английский историк К. Фримен не без оснований говорил: «История — это прошлая политика, и политика — это теперешняя история». И неудивительно, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с историей. Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука преподаются на объединенных кафедрах. Задачи в преподавании истории и политологии, на мой взгляд, различны. Эту точку зрения разделял и испанский исследователь А. Гарсиа: «… историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает его в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью».
Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучать свой объект, считаю уместным применить здесь гегелевскую метафору «Сова Минервы вылетает в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда он уже свершился. Ученый-историк изучает общественное явление как бы со стороны, поэтому его положение облегчается тем, что он имеет дело с уже завершившимися и свершившимися историческими явлениями и фактами. Что касается политолога, то объект его изучения — реальность, затрагивающая интересы множества действующих в ней лиц. Политолог, будучи одним из них, не может в полной мере отвлечься от субъективных, сиюмоментных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся общественных событий. С этой точки зрения для политолога, образно говоря, сумерки еще не наступили и, соответственно, его сова в полной мере еще не готова к вылету.
Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Д. Истон (США), например, характеризует политическую науку как «исследование способов, которыми принимаются решения для общества». По его словам, «в качестве политических ученых мы интересуемся всеми теми действиями и институтами в обществе, которые более или менее непосредственно связаны со способами, которыми принимаются и осуществляются властные решения, и последствиями, которые они могут вызвать». Разумеется, все названные здесь компоненты входят в структуру политического, но последний отнюдь не ограничивается ими. Истон называет лишь институты, действия и способы принятия решений. Однако политическое отнюдь не сводится только к этим элементам.
Таким же узким толкованием страдает и формулировка, предложенная М. Гравитц (Франция). Политическую науку она определяла как исследование человеческих возможностей по использованию институтов, регулирующих совместную жизнь людей в обществе идей, приводящих это общество в движение, независимо от того, созданы эти идеи современниками или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки переплетены идеи, институты, люди. Только ли это? Разумеется, нет, и в этом читатель может убедиться по мере освоения материала данной книги.
Для определения объекта и предмета исследования политологии, круга охватываемых ею тем, самой политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины прежде всего необходимо выяснить содержание понятий «политическое», «мир политического», «политическая сфера» и т.д. Представляется невозможным определить политическое, не ответив на вопрос о характере и типе соответствующего общества.
В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная,или экономико-хозяйственная, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая — механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов системы в целом. Социальная и духовная сферы составляют гражданское общество. Именно в нем образуются социально-экономические, социокультурные, этнонациональные, религиозные, образовательные и иные основы политики.
Объектом исследования социологии является гражданское общество. Но вместе с тем необходимо подчеркнуть, что политолог должен иметь хотя бы общие представления об основных факторах и исторических этапах формирования и эволюции гражданского общества, его сущностных характеристиках, основных институтах, ценностях, отношениях и т.д. (подробно см. гл. III).
Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела. Это, во-первых, социально-философские и идейно-теоретические обоснования политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду. Во-вторых, политические системы и политическая культура, отличия и сходство между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены и т.д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д. Причем здесь речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них. Я исхожу из тезиса об их равнозначности, поскольку идейно-теоретические обоснования политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее, в свою очередь, — без конкретных политических институтов.
Все эти политические феномены представляют интерес прежде всего в их современном проявлении и состоянии. И задача политолога — выяснить их структуру, составные элементы, функции, соотношение и взаимодействие между этими составляющими. Анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущности без исторического, идейно-теоретического и социально-философского подходов. Вывод: политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический. В таком контексте политическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений, теорию политики, механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д., и т.п.
Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода политолога к анализу экономического, социокультурного, философского, социально-психологического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политической науки в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.
Проблемы мирового сообщества и всего комплекса международных отношений составляют предмет исследования нескольких дисциплин, таких как международное право, история, история дипломатии, социология и отчасти философия. Естественно, значительное внимание этому направлению в науке традиционно уделяется и в политологии. Дело в том, что государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельного государства, но и как носитель государственного суверенитета в международных отношениях, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Этот факт имеет особую актуальность в процессах усиливающейся тенденции к интеграции в экономической, политической, культурной жизни разных государств и народов, регионов и континентов.
Для политолога интересен анализ основных параметров и критериев определения международных отношений как единой системы поистине глобального масштаба на основе использования своих политологических подходов, системообразующих характеристик структурных составляющих. Говоря об изучении закономерностей, основных форм и особенностей взаимодействия государств и других субъектов международных отношений в современных условиях, особенно необходимо внимание профессионалов в области политической науки к исследованию механизмов принятия решений, роли и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами, а также к деятельности региональных и всемирных организаций. Перечисленные политологические проблемы в этой книге специально не рассматриваются, так как уже получили достаточно широкую разработку в зарубежной и отечественной научной литературе.
Предметом политологии являются такие феномены, как политическая система, государство, государственный строй, власть и властные отношения, политические партии, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д. Эти сложные институты политических отношений и процессов изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Интегрируя отдельные проблемы этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.
studfiles.net
Страница 1 из 6 Глава I. Политология как самостоятельная научная дисциплина Вычленение любой научной дисциплины требует определения прежде всего тех проблем, которые составляют предмет ее исследования. Важно сформулировать ее цели, показать отличие от других социальных и гуманитарных дисциплин, обозначить место в системе смежных дисциплин. Невозможно представить себе любую научную дисциплину без четких методологических принципов, применения собственных методов исследования, систематизации и научного анализа явлений и процессов, а также достаточно отработанного понятийно-категориального аппарата. § 1. Предмет политической науки § 1. Предмет политической науки Все обществоведческие дисциплины существуют не в изоляции друг от друга, а являются «науками-перекрестками», взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В этом отношении политология как наука о мире политического тесно переплетается с историей, особенно историей политических учений, государствоведением и экономическими дисциплинами, социологией и др.
ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >> |
uristinfo.net
Становление политологии как науки и учебной дисциплины
Политическая наука – политология возникла на заре человеческой цивилизации. Её появление было связано с поиском наиболее рационального устройства власти и государства. Само понятие «политология» буквально означает учение о политике, политической жизни. В своё время это слово возникло на основе слияния двух греческих терминов: politika – государственные, общественные дела и logos – слово, знание, учение. Автором первого термина принято считать Аристотеля, автором второго – Гераклита. Этимология термина «politika» восходит к слову «polis», который обозначает древнегреческий город-государство, форму организации его социально-экономической и политической жизни. Основу полиса составляли свободные граждане – члены единой общины, имеющие право на земельную собственность и право решать основные вопросы её жизнедеятельности.Огромный импульс развитию политологии был дан в античных государствах, где граждане непосредственно участвовали в политической жизни и принимали ответственные государственные решения. Именно в это время появились основные труды Платона (427-347 до н. э.) «Законы» и «Государство» а также трактат Аристотеля «Политика», в которых на основе анализа различных форм организации государственной власти была предпринята попытка найти оптимальные формы правления. Древние политические мыслители рассматривали политические проблемы в рамках философии, где они были тесно переплетены с религиозными, космологическими, этическими и эстетическими идеями. При этом главным объектом их теоретического анализа неизменно выступало государство (полис). Последнее обстоятельство предопределялось тем, что государство как форма социальной организации являлось самым важным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни.
После разрушения античной цивилизации политология на длительное время пережила застой. Новый импульс политической науке был дан лишь спустя полторы тысячи лет, в период Возрождения. Рассматривая политическую проблематику как самостоятельную область знания, итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527) в своих работах впервые отделил политологию от этики, религии и философии. По его мнению, политика подчиняется собственным закономерностям, которые, имея специфическую природу, могут не только не совпадать с нормами морали, но и серьёзно противоречить им. Отбросив в сторону всякие рассуждения о справедливости и нравственности политики, он впервые рассмотрел государство как организацию господства, которое утверждается с помощью всех доступных ему средств. Творчество Н. Макиавелли способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению практических задач. Своё дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Мэдисона, Э. Берка, Дж. Милля, А. Токвиля, К. Маркса, Ф. Энгельса и других мыслителей. В результате политика была пополнена теориями естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества, правового государства и др.
Окончательное дисциплинарное размежевание политологии с другими социальными и гуманитарными науками, в рамках которых прежде исследовались проблемы политики, происходит в начале ХХ века. Именно в это время политология утверждается как самостоятельная научная и образовательная дисциплина. Процесс этот занял несколько десятилетий и в разных странах проявлялся по-своему. Так, во Франции начало институционализации политологии положила «Свободная школа политических наук» (ныне – Институт политических исследований Парижского университета), основанная в 1871 году. Важную роль в становлении английской политической науки сыграла Лондонская школа экономики и политики, основанная в 1895 году. В США рождение политологии приходится на 1880 год, когда в Колумбийском колледже, позже ставшем Колумбийским университетом, была создана «Школа политической науки». Примеру колумбийских ученых последовали ученые других вузов. В 1903 году создаётся Американская ассоциация политических наук, объединившая интеллектуальные усилия многих политологов. В последующем по её примеру стали создаваться подобные ассоциации и в других странах. Интенсивная институционализация политологии происходила параллельно с развитием политических институтов западного общества: правового государства, плюралистической демократии, разделением властей, партийных систем и т. д.
После второй мировой войны политическая наука пережила второе рождение. В 1949 г. в рамках ЮНЕСКО в 1949 году была создана Международная ассоциация политических наук. Курс политологии был рекомендован для изучения в высших учебных заведениях. Возникли новые учебные и исследовательские центры. В это время произошло более четкое определение предметной области политологии, возникла система научных школ и направлений, достигнута высокая степень специализации научного знания (исследование внутренней и внешней политики, политических систем, политического лидерства, политического поведения и т. д.), осуществился переход от работы изолированных групп и отдельных ученых к организации научных учреждений и целой сети учебных заведений, развилась издательская деятельность, появились специализированные периодические издания и т. д. Сегодня политология – общепризнанная академическая дисциплина.
В России уже во второй половине ХIХ века появилось немало ученых, исследующих политологические проблемы. Проводимые в этой время реформы, ориентированные на утверждение начал гражданского общества и правового государства, стимулировали интерес к проблемам права, конституционализма, государственного строительства, эффективного функционирования бюрократии и т. п. Немалая заслуга в становлении российской политологии принадлежит таким русским юристам и философам, как Б. Н. Чичерин, М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, М. Острогорский, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев и др. Однако к началу 20-х годов ХХ века процесс институционализации российской политологии в силу известных причин был прерван.
В годы сталинского тоталитаризма изучение политики свелось к заучиванию законов исторического развития, «открытых» марксизмом-ленинизмом, и усвоению опыта их использования партией большевиков, которая, как считалось, дала превосходный образец революционной тактики. Сама политология считалась «империалистической лженаукой», оправдывающей политическое господство буржуазии. Не признавая политологию, советские обществоведы, тем не менее, не могли не касаться её положений в рамках других дисциплин: юриспруденции, научного коммунизма, философии и т. п. Однако такое обращение носило попутный, фрагментарный характер и было подчинено идеологическим потребностям власти. Однако общественные потребности оказались сильнее идеологических стереотипов. Поэтому в 1962 году была создана Советская ассоциация политической науки, ставшая в дальнейшем полноправным членом Международной ассоциации политических наук.
По мере осознания того, что «так жить нельзя», в верхних эшелонах власти во второй половине 80-х годов возникло стремление реформировать экономическую и политическую системы. Началась их перестройка, которую, однако, нельзя признать удачной. Здесь то и выяснилось, что никто не знает общества, в котором мы живём. В этих условиях в Советском Союзе резко возрос интерес к научному осмыслению политики, в результате чего политология, наконец, получила своё официальное признание. С 1989 года было введено её преподавание в вузах.
politologiya-uchebnik.blogspot.com