Самосознание и его структура – 12-Самосознание, его структура и развитие

Содержание

Cамосознание личности — структура, функции, развитие

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ценности человека) и значимости своего существования(читать про бытие человека). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про потребности человека).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие амбиций. Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование  самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет самооценка, которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает  наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют  развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют  то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе.  Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот  процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

Сохранить статью

psyh.info

Самосознание, его структура и развитие

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития.

Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки критериев выделения самосознания:

1. Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

2. Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

3. Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные.

4. Зарождение самосознания связано уже с внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.

5. Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

6. Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин.

Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах.

Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности.

Различно и содержание и функции на этих уровнях:

1 Отражение субъекта в сист. его органической активности.

2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений.

3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням.

Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания:

1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу.

2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность.

3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.

Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам:

А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего;

Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями;

В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

Г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое “Я”: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ “Я”.

Образ “Я”.

Розенберг. Образ “Я” состоит:

1. Наличное “Я” — каким индивид видит себя в настоящий момент;

2. Желаемое “Я” – каким бы он хотел себя видеть;

3. Представляемое “Я” – каким он показывает себя другим.

Вместе: образ “Я” и самосознание (как рефлексирующее “Я”) образуют две стороны “Я”.

На этой основе “Я” выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа “Я”, даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература – У.Джеймс, К. Роджерс, Р.Бернс итд. (Чужой реферат)

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я» (16).

С. Л. Рубинштейн: Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект (16).

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире (16).

Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин:

1. сознание своей тождественности,

2. сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала,

3. осознание своих психических свойств и качеств,

4. определенную систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. (Чужой реферат)

А.Г.Спиркин: — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. (Чужой реферат)

Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (16).

Самосознание личности: «Я» — концепция, самооценка, уровень притязаний.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;

  • сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности (7).

studfiles.net

15. Самосознание и его структура

 

Самосознание как Индивидуальное проявление в этом мире. Дух строит то, что ему необходимо для выполнения Индивидуальной Задачи. Если Сознание рассматривать как структуру, которая отвечает за прохождение Божественных энергий в физическое тело и физический мир, то его можно назвать процессом Жизни.

Энергетически видящими Сознание воспринимается в виде шишечки, имеющей лепестки-чешуйки: чем больше лепестков, тем сознательней человек. Условно «задняя часть» Сознания связана с высшими мерностями, где содержится информация о Вселенских процессах; «передняя часть» — это Самосознание, т.е. Индивидуальное сознание. Индивидуальное Сознание — составляющая единица коллективного Сознания.

Для овладения с Сознанием, человеку требуется Сила. Процесс овладения Сознанием — путь собственного Творчества. Для Личности невозможно добровольное перемещение внимания к Сознанию, которому оно изначально принадлежит. Сознание чуждо Личности, и подобное перемещение внимания из Личности в Сознание равносильно её смерти.

Для Сознания же Личность — страж, через которого Сознание взаимодействует с другими Личностями. Для Сознания Личность — элемент его Бытия.

Задачей развивающихся прежде всего является: — научиться отождествлять себя с Сознанием, ощущать себя им;

— повернуть Личность лицом к Сознанию, сузив её, развивать Самосознание;

— культивировать Индивидуальность. По мере её усиления увеличивается восприятие других людей, их значимость. Появляется стремление к развитию. Внимание подтягивается к Сознанию.

Самосознание

Самосознание – индивидуальное сознание. Самосознание работает в соответствии с Божественным Предназначением, выстраивая матрицу принятия решений и формируя адекватное поведение. Задачей Самосознания является объединение Божественного озарения с интуитивными знаниями подсознания. Сила Самосознания зависит от количества Человечности. Самосознание содержит информацию об индивидуальности человека, которая закреплена в мозгу. В Самосознание включены интуиция и озарение. Человек размышляет, оперируя своим разумом, с помощью которого принимает решения и воплощает идеи развития.

Настоящая Сила Человека содержится в Сознании и Самосознании.

Глаза человека излучают Силу его Самосознания.

Внимание – руки Самосознания.

Благодаря Самосознанию, человек способен адекватно и быстро реагировать на любое воздействие извне.

Совершенствование для Самосознания – это набор Знаний в виде энергий. Приток Знаний идёт тогда, когда есть вопросы.

В Самосознание попадают энергии осознавания, имеющие более плотные вибрационные частоты. Осознавание приводит к пониманию, а понимание усиливает разум, который способен логически объяснять процессы и явления.

Процесс перемещения внимания в сторону Самосознания и Сознания – это путь собственного творчества человека. Ищущий и осознающий человек испытывает потребность в собственном творчестве.

Энергия Самосознания растёт и крепнет от правильно принятых решений и действий, направленных на Развитие и Совершенствование.

studfiles.net

Самосознание и его структура

Осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, своего положения в обществе именуется самосознанием.

Самосознание – способность осознавать самого себя, анализируя 1) собственный внутренний мир и 2) свое поведение. Самоуглубление в свои чувства и мысли называется «рефлексией». Самосознание предполагает:

— выделение самого себя (своего Я) в качестве самостоятельного субъекта из целостного мира;

— выявление взаимосвязей Я с другими частями действительности и реальностью в целом, осознание своего места в мире и обществе;

— соотнесение своих идеалов, ценностей, интересов, побудительных мотивов поступков и их последствий, а также сопоставление амбиций и реальных способностей;

— постоянный самоконтроль и максимально беспристрастную самооценку, как бы с позиций внешнего наблюдателя.

Чем лучше человек осознает себя, тем проще ему отличать, что в его сознание привнесено им самим, а что объективной реальностью.

Но обладание самосознанием не дается человеку изначально. Каждая личность проходит свой путь развития, становления. Определенные формы самосознания совершенствуются и укрепляются в человеке в прямой зависимости от его жизненного опыта и внутренней рефлексии. Главным «двигателем» для формирования и конструирования самосознания является социальная практика. Именно общество других людей выступает необходимойпредпосылкойдля выработки самосознания человека. Общество играет роль своеобразного метафорического «зеркала», всматриваясь в которое человек получает возможность начать относиться к себе как к неповторимой и уникальной личности. Иначе говоря, самосознание рождается не у изолированного от социального общения индивида, а в процессе коллективной практической деятельности людей и межличностных отношений между ними.

Процесс становления самосознания включает следующие этапы:

  • Индивидуальное самочувствие.Это простейшая форма самосознания. Она связана с восприятием собственного тела и его соотнесенности с окружающим миром. Дело в том, что для различения предметов или других людей как объектов, существующих независимо от индивидуального сознания, человек должен обладать определенными формами самосоотнесенности. Для того, чтобы уметь отличить себя, свое собственное тело от иных природных или социальных тел, индивид должен уметь отделять себя от внешнего мира. Иначе произошло бы смешение образов и предметов, существующих в окружающей действительности с их сенсорно — субъективным мировосприятием. Поэтому данная форма самосознания начинается с чувственного восприятия, в образах которого человеку непосредственно открывается мир.

  • Социальная идентификация.Это более высокий уровень самосознания. Он проистекает из осознания себя в качестве принадлежности к тому или иному человеческому сообществу, к той или иной культуре, национальности, социальной группе. На этой стадии развития самосознания у человека происходит также выработка навыков теоретического мышления.

  • Личностное самосознание.Это самый высокий уровень самосознания. Здесь человек начинает ощущать уникальность собственного «Я», свою неповторимость,единичностьсреди похожих, но все-таки других людей. На этой стадии развития окончательно происходит образованиеличности. Человек теперь способен совершатьсвободные, самозаконодательные поступки и поэтому нести за них индивидуальную ответственность.

Однако самосознание не может быть сведено только к уровням и формам его проявления. Самосознание — это всегда еще и самооценка,самоконтроль личности. Существование самосознания предполагает сопоставление человеком самого себя с определенным идеалом, с неким совершенным и социально-значимым образом, сравнение с которым порождает самооценку. В результате у личности появляется чувство удовлетворения или неудовлетворения собой, своими поступками, замыслами, идеями. Соотнося собственное поведение с идеальным образом, личность способна самостоятельно его скорректировать

studfiles.net

Самосознание: понятие, структура, функции

Самосознание: понятие, структура, функции

Контрольная работа

По дисциплине «Общая психология»

Самосознание: понятие, структура, функции

Тайшет 2009

Содержание

Введение

Понятие «самосознание» и его основные характеристики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность работы. Проблема развития самосознания является одной из самых трудных и интересных в психологической науке. С древних времен люди стремятся познать себя и других. В процессе взаимодействия людей вырабатывались нравственные правила и нормы, которые становились внутренними регуляторами поведения, формировалась потребность человека подчиняться этим внутренним правилам и нормам. Постепенно складывались представления о совести, нравственном долге, ответственности, которые, так или иначе, соотносились с реальными поступками. Это делало человека относительно свободным и независимым от конкретных ситуаций, от той общности людей, к которой он принадлежит. Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно поэтому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они».

Цель работы: изучение понятия самосознания, его структуры и функций.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие «самосознания» и его основные характеристики;

2.Проанализировать структуру самосознания;

.Определить функции самосознания.

Понятие «самосознание» и его основные характеристики

Проблема самосознания на протяжении уже многих лет является предметом изучения науки. Интерес к самому себе, к своему «Я», желание познать себя, понять свою сущность появились у человека давно. Предметом собственно психологических концепций проблема «Я», самосознание, становится лишь во второй половине XIX века.

Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных трудов, в которых обстоятельно рассматривается самосознание. Так, происхождение, сущность самосознания, его структура и эмоционально-ценностная характеристика рассматривается в трудах Столина В.В., Чистяковой И.И., Рубинштейна С.Л., Кона И.С., Божович Л.И., Лисиной М.И. и др.

Первые исследования самосознания принадлежат У. Джемсу, который выдвинул ряд положений о соотношении сознания и самосознания, актуальных и до настоящего времени. Согласно У. Джемсу, самосознание является как бы двойственным — частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом: в нем необходимо различать две стороны, одну из которых он называл личностью, а другую — «Я».

В рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд, при выделении «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические явления и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации), «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура) четко не разграничивал сознание и самосознание. Они заняли второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая управляет ими.

А. Пфендер (представитель интроспекционистов) построение концепции самосознания начинает с разграничения «Я» и самосознания. «Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, действующей в системе различных связей. «Я» имманентно по своему существу, оно развивается, правда, в течение всей жизни, но уже имеется с самого рождения у человека в психической деятельности.

Сторонники бихевиоризма подчеркивали влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека. Они устранили из сферы психической жизни такие понятия, как сознание и самосознание, отказавшись от этих понятий как от ненаучных, сведя всю психическую деятельность к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.

Отечественные психологи рассматривают самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая его с сознанием, но, не отождествляя с ним. При этом выделяются три основные точки зрения на соотношение сознания и самосознания. Одна из них состоит в признании того, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию и состоит в неясном чувствовании собственного существования. Вторая точка зрения заключается в том, что ее представители рассматривают самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений и речи, ростом самостоятельности личности и связанными с этим изменениями в ее взаимоотношениях с окружающими людьми. Третья точка зрения утверждает, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые — объективные, они отражают внешний мир; вторые — субъективные, они отражают состояние тела (самоощущения). Ребенок, сталкиваясь с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, соответственно решает задачу их отдельного осознания. Такое осознание оказывается возможным благодаря накопленному опыту активности во внешнем мире.

В отечественной психологии большое внимание уделяется вопросу о структуре самосознания. Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.

Самопознание является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. Это процесс самонаблюдения, сознательного управления человеком своим поведением и деятельностью, превращение его в объект воспитательных воздействий в подлинный субъект воспитания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному результату, абсолютно завершенному знанию. Всякое знание о себе является единством противоположностей — относительного и абсолютного.

Эмоционально-ценностное отношение к себе — специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Переживания являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку именно через них осознается ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной и отрицательной сигнальности форм самоотношений.

Познание собственных отношений к объектам и явлениям реального мира осуществляется в процессе осознания переживаний. Всякое новое знание становится устойчивым содержанием сознания только в том случае, если оно соединится с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение. В ходе развития личности, сознания и познавательной его способности расширяется, обогащается новым содержанием и сфера переживаний.

Саморегулирование поведения — есть форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и которая выступает как исходная предпосылка развертывания сознательной, целенаправленной деятельности личности по преобразованию своей духовной и физической сферы. Характеризуя саморегуляцию, можно выделить два ее уровня. Первый имеет для своего осуществления четкие границы во времени; он характеризуется конкретным поведенческим актом, куда включаются собственные оценки достигнутого эффекта поведения, которые заканчиваются более или менее четким осознанием этих оценок. Второй уровень — растянут во времени и связан с планированием личности целенаправленных изменений в себе самой, которые последовательно реализуют определенную воспитательную цель по отношению к себе.

В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать как фазы его развития:

сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в 11-месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, которое появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…»;

осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предлагает достаточно развитое абстрактное мышление;

социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

На основе анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознание, А.А. Налчаджян предлагает следующую структуру личности:

— «Я», центр личности;

— Я-концепция, или самосознание «Я», которое состоит из устойчивых Я-образов;

— ситуативные или оперативные Я-образы;

— свойства личности (черты характера, способности и т. п.).

Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся их структура центрирована вокруг «Я». «Я» мы понимаем как центр личности и ее самосознания. «Я» является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики, основным итогом онтогенетического психического развития индивида. «Я» осуществляет свои функции на сознательно — подсознательном уровне, причем ее структура по существу не поднимается на уровень сознания. Обозначение словом «Я» создает иллюзию полного осознания этой центральной инстанции личности, фактически же оно живет и осуществляет свои функции подсознательно, как в бодрствующем, так и в спящем состоянии. Являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знаний о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». На схеме она окружает сферу «Я» и состоит, в свою очередь состоит из тесно связанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы (имеется ввиду зрелый человек, у которого формирование самосознания в основном завершено и подвержено только ситуативным и поверхностным изменениям) получили в психологической литературе «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.

Г.А. Урунтаева включает в структуру самосознания когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. К.К. Платонов предлагает рассматривать структуру в следующем виде: самопереживание (самочувствие), самоотношение и самопознание, куда входят уровень притязаний и самооценка. По мнению И.С. Кона, процесс познания человеком самого себя осуществляется на разных уровнях развития, а представления о самом себе складываются у индивида в определенный образ «Я». Л.Д. Олейник называет в структуре самосознания самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и саморегуляцию. личность самосознание самопознание саморегуляция

И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др. указывали на уровневое строение самосознания.

Так, для В.В. Столина, принцип вычленения трех уровней активности человека (органический, индивидный и личностный), реализованный применительно к онтогенезу самосознания, остается основополагающим и при введении представления об уровневом строении самосознания: в системе органической активности, в коллективной предметной деятельности и в системе личностного развития. На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизме обратной связи, интегрирующего активность субъекта, регулирующего его деятельность, поведение.

Для каждого уровня самосознания В.В. Столин выделяет особые составляющие единицы. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу. Главное же внимание В.В. Столина направлено на определение и анализ единиц самосознания на индивидном и личностном уровнях. Выделенное им понятие смысл «Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождает как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).

Таким образом, большинство авторов рассматривают самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения.

Относительно факторов, определяющих развитие самосознания, позиции представителей различных подходов расходятся в зависимости от того, где идет поиск решающих обстоятельств развития: внутри личности или вне ее. Суждение по этому вопросу разделилось по линии основных факторов развития: наследственности и внешней среды.

Сторонники биологизаторских теорий утверждали, что развитие личности определяется только врожденными предпосылками и задатками. Так, теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая (генетическая) делает упор на том, что переживания раннего детства играют решающую роль в формировании личности, основной фундамент которой закладывается в раннем детстве. Вторая предпосылка основывается на том, что, главным фактором, определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт.

Неофрейдисты А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм отвергали идею о том, что развитие личности можно объяснить только инстинктивными побуждениями биологической природы, придавая большое значение влиянию окружающей среды.

Так, А. Адлер утверждал, что индивидуум — это нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он добавлял к ним творческую силу, которая делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом. По мнению К. Хорни, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителем. С точки зрения Э. Фромма, факторами развития личности является динамическое воздействие между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил.

Сторонники социологизаторских теорий отрицали роль природных предпосылок в развитии личности и утверждали, что психическое развитие личности полностью определяется влиянием социальной среды.

В гуманистической психологии концепции А. Маслоу и К. Роджерса главными факторами развития личности являются потребности, связанные с самоактуализацией. К. Роджерс и другие представители гуманистического подхода не отвергают важнейшей роли и значения социума, но и не отводят его к главному фактору становления личности.

Таким образом, названные подходы при внешнем различии взглядов на движущие силы развития личности по существу сходны в том, что саму личность рассматривают в качестве пассивного объекта биологического или социального влияния.

Отечественная психологическая наука, признавая важную роль наследственности и среды в развитии личности, в отличие от вышеизложенных подходов, рассматривает эти факторы не как движущие силы психического развития, а как необходимые условия этого процесса. Отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др., разработали так называемый деятельностный подход, суть которого в том, что личность — это не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает (или не приобретает) личностные черты. Среди факторов развития сознания и самосознания они выделяли коллективный труд, включенность человека в речевое общение, что позволяет через овладение языковой системой языка стать сопричастным общественному опыту.

По мнению многих исследователей, центральным образованием самосознания является «Я-концепция». Научное понятие «Я-концепция» вошло в обиход специальной литературы сравнительно недавно, хотя это, разумеется, не означает, что описываемая реальность психической жизни индивида раннее не изучалась. Так, У. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции»». Глобальное, личностно «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я» — сознающее и «Я» — как-объект. Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я — сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я — как-объект). Прекрасно понимая, что всякий опыт психической жизни человека связан с переживаниями какого-то содержания, У. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающее как разные аспекты единого интегрального «Я», т.е. самой личности. Таким образом, то, что было предложено У.Джемсом, является обоснованной моделью личностного «Я».

По мнению Э. Эриксона, «Я-концепция» — это возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Подход Э. Эриксона, по существу являющийся развитием концепции З. Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я» индивида — эго. Он подчеркивает, что особенно сложным является процесс развития эго-идентичности, в пору юности. Поэтому Э. Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития «размытости» эго-идентичности в этот период.

По мнению А. Маслоу, К. Роджерса «Я-концепция» — это функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне, как сложившуюся, иерархически организованную, обобщенную и устойчивую систему, носящую вместе с тем динамический характер.

Многие исследователи в «Я-концепции» видят константный компонент самосознания. Отражение в «Я-концепции» интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определенность, самотождественность, целостность.

Большинство отечественных исследователей рассматривают «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. Исходя из содержания данных установок, в «Я-концепции» можно выделить три компонента: «Образ Я» как представление о самом себе в результате когнитивной деятельности; самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием и осуждением; потенциальная поведенческая реакция, т. е. конкретные действия, которые могут быть вызваны «Образом Я» и самоопределением.

Как отмечается многими авторами, основным содержательным компонентом самосознания является «Образ Я». Существуют различные подходы в изучении и понимании «Образа Я».

Большинство психологов XIX века видели в «Я» чувственный образ, формирующийся на основе самоощущений и закрепленных памятью ассоциаций. Так, Д. Милль связывал появление «Я» с памятью о совершенном действии. По мнению Ч. Пирса, «идея Я» возникает у ребенка в результате ассоциации факта перемещения вещей с движением собственного тела, которое осознается как причина перемещений. В.Вундт понимал «Я» как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, придавая особое значение в его генезисе кинестетическим ощущениям.

Я как центральная инстанция личности и находящаяся в его видении Я-концепция являются регулирующими и интегрирующими инстанциями личности. Существуют представления о подструктурах Я-концепции и их взаимных связях в пределах взаимной системы Я — Я-концепция, это сводится к следующим утверждениям:

  1. Я-концепция является результатом социализации и социально — психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности;

2) особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования;

) в структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие Я-концепции и их подструктуры. Выделены три разновидности адаптации, которые могут иметь характер устойчивых адаптивных стратегий:

адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных видов конфликтов. Это активная, преимущественно незащитная адаптация;

адаптация путем ухода из проблемной ситуации: это пассивная адаптация, поиск новых, более благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей стратегия;

адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособления к ней. Это может осуществляться:

а) путем преобразования восприятия и истолкования ситуации, то есть созданием беспроблемного субъективного образа;

б) путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь, ее Я-концепции.

Адаптивные структуры самосознания возникают в первую очередь в результате систематического использования этой последней разновидности адаптивной стратегии. Так же нередко встречаются промежуточные или смешанные, компромиссные адаптивные стратегии. Таковы, например, защитно-незащитные стратегии, которые включают в себя как защитные, так и незащитные механизмы и их комплексы.

Я-концепция личности как центральное динамическое образование самосознания согласно современным представлениям имеет сложную структуру. В нее входят: образ тела (телесное Я), Наличное (или настоящее) Я, динамическое Я, фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я и другие подструктуры. Для изучения конкретных форм и процессов участия Я-концепции в адаптивных процессах мы кратко опишем эти подструктуры.

Образ тела (телесное Я). В. Шонфельд выделяет следующие его компоненты, на сознательном или бессознательном уровнях определяющие образ тела человека в его представлении:

  1. актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;
  2. интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искаженная концепция тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях;
  3. социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;
  4. идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь связанный с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями своего тела с телами других людей.

Настоящее (актуальное) «Я». В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Настоящее «Я» участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, но если ситуации меняются, то и настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающее гибкое регулирование и регулирование поведения и, тем самым, адаптацию личности.

Динамическое «Я». Представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции, которая согласно М. Розенбергу, зависит от социального статуса личности и возможности успехов.

Фантастическое «Я». В эту подструктуру входит представление о том, каким бы хотел стать человек, если бы все было возможно, то есть если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.

Идеальное «Я» как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образов.

Будущее или возможное «Я». Эту подструктуру Я-концепции М. Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать.

Идеализированное «Я». Такое наименование получил тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас.

Однако оно не является устойчивой подструктурой Я-концепции. Идеализированное «Я» состоит из различных элементов нескольких подструктур Я-концепции. Если это так, то ясно, что идеализированное «Я» является ситуативным Я-образом, возникающих в особых социальных ситуациях.

Представляемое «Я». Под названием представляемых Я-образов понимают такие образы и маски, «… которое индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ним какие-либо отрицательные или болезненные черты, идиосинкразии, слабости своего реального Я». Очевидно, что такие «витринные» Я-образы являются защитно-адаптивными образованиями психики человека. Их можно назвать защитно-адаптивными подструктурами самосознания. Изучение этих подструктур представляет особую важность для теории социально-психической адаптации личности.

Фальшивое «Я» и его защитно-адаптивные последствия. Поскольку самопознание очень сложное и тонкое явление, осуществляемое в значительной степени социально-опосредованными путями, то человек нередко приобретает искаженное представление о себе. Это чаще всего искаженное настоящее (актуальное) «Я», хотя в принципе любая из описанных подструктур Я-концепция может быть искаженной, неадекватной структуре реальной личности. Искаженное актуальное «Я» называют также фальшивым «Я». Для поддержания фальшивых (но желательных) «Я», личность систематически использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение. В результате этих процессов личность приобретает такие отрицательные черты самосознания и характера как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других и способность к поступкам, обеспечивающим самоуважение и т.д. Это означает, что фрустрируемое фальшивое «Я» приводит в движение такие защитные механизмы, которые становясь патологизированными, приводит к еще большему углублению состояния патологизированной адаптации личности. Искаженный Я-образ препятствует правильному пониманию собственного опыта других людей. Совершается переход от искажения самопознания к искаженному познанию окружающего мира, в первую очередь, социального. Искажается восприятие межличностных отношений. В психоаналитических исследованиях говорится о том, что собственное представление личности о себе независимо от того. Адекватно оно или искажено. Защищается с помощью целой системы личностных механизмов: запускается внутрипсихическая активность личности вследствие систематического использования определенных защитных механизмов, их комплексов и адаптивных стратегий, перестраивается структура личности.

Отечественные психологи И.С. Кон, В.В. Ядов, рассматривая «Образ Я» как разновидность установочной системы, выделяют в ней познавательный, эмоциональный, поведенческий компоненты.

М.И. Лисина считает, что «Образ самого себя» отражает преимущественно когнитивный момент, при этом в структуре «Образ Я» различается «периферия» (частные, конкретные переживания субъекта о своих способностях и возможностях), и центрально-ядерное понятие субъекта о самом себе. В.Н. Козиев рассматривает «Образ Я» как некоторую систему знаний, чувств и оценок самого себе. А.Р. Петруллите считает, что понятие «Образ Я» в общей структуре самосознания отражает его результативную сторону, а понятие «рефлексия» — процессуальную.

Исследуя «Образ Я», авторы пытаются выделить основные его функции. Так, А.Н. Крылов в качестве ведущей его функции выделял целеполагание, дополнительно — функцию ориентировки. Он считает, что наибольшее выражение этот процесс приобретает в подростковом возрасте.

В.В. Столин, в представлениях об «Образе Я» считал, что этот образ участвует в целеобразовании, влияет на подбор целей, служащих достижению мотивов, которые с ним согласуются, служит формой самоконтроля, влияет на развитие тех или иных черт, на развитие личности в целом.

Таким образом, в структуре «Образа Я» большинство авторов выделяют два основных компонента: когнитивный и эмоциональный и др. Любые представление личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением, самооценкой своих особенностей и проявлений или общей оценкой своего «Я» как некоторой обобщенной целостности.

Всякая попытка человека охарактеризовать себя содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями, целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения.

В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе имеет место следующая терминологическая определенность: самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе и, просто, самоотношение.

Большинство зарубежных психологов рассматривают самоотношение как аттитюд на себя (или его эмоциональная компонента), которые в конечном итоге определяются когнитивной операцией сравнения себя и своих качеств с некоторой нормой, образцом, эталоном.

Как показывает анализ психологической концепции самоотношения В.В. Столина и знания о себе и самоотношение есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, — и лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом как способность порождать его истинное отношение к себе. Отсюда самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме.

По мнению многих авторов (Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, И.И. Чесноковой и др.), формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью развития сознания и психики в целом. Некоторые авторы утверждают, что элементарные формы самосознания существуют уже в младенческом возрасте (М. Льюис, Дж. Брукс-Ганн, Д.В. Ольшанский). Другие ученые зарождение самосознания относят к раннему детству (Р. Мейли, Р. Заззо). Многие исследователи не согласны с тем, что самосознание можно отнести к раннему детству (А. Валлон, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др.). Согласно точке зрения Б.Г.Ананьева, самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий. М.И. Лисина, Е.Н. Анкудинова, В.Г. Асеева указывают на дошкольный возраст.

Несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе намечает С.Л. Рубинштейн. Это овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Так, ребенок становится самостоятельным субъектом различных действий, выделяет себя из окружения, у него формируются первые представления о своем «Я».

Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже считают подростковый возраст возрастом зарождения самосознания.

По мнению исследователей И.С. Кона, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского одним из оптимальных периодов развития самосознания является юношеский возраст. Именно в этот жизненный период проявляется открытие своего внутреннего мира и «образа — Я», которое проходит по следующим направлениям:

  • открытие своего внутреннего мира и понимание своей неповторимости, особенности;
  • осознание необратимости времени, понимание временной ограниченности своего существования, вследствие чего человек задумывается о смысле жизни, целях, перспективах своего будущего;
  • освоение целостного представления о самом себе на основе самоанализа, развитие самоуважения и обобщенное отношение к себе как к личности.

По мнению В.В. Столина, онтогенетическое происхождение самосознания и его развитие является многолинейным, в силу того что человек достаточно скоро после своего рождения оказывается включенным в разные системы отношений — вначале как природное существо, а затем как объект и субъект различных социальных отношений и деятельностей. Соответственно различным системам отношений, вызывающим разные формы активности человека, соответствуют и специфические, качественно отличающиеся друг от друга феномены самосознания, связанные с активностью организма («самовыделение и принятие себя в расчет» в перцептивных и двигательных аспектах) и появляющиеся вначале в простых, а затем во все более усложняющихся и многообразных формах феномена самосознания, связанные с активностью человека как социального существа.

Заключение

Анализ литературы показал, что самосознание представляет сложнейшее интегративное свойство личности. В отечественной и зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию природы самосознания, его структурных компонентов и факторов, обуславливающих его развитие в онтогенезе. Восприятие человеком различных сторон своего «Я» организуются в более или менее объективную и устойчивую «Я-концепцию». Это динамическая система представления индивида о себе, включающая в себя различные индивидные, личностные характеристики, свойства человека как субъекта разнообразных деятельностей — познания, общения, труда, а также самооценку, отражающую степень развития у индивида различных характеристик своего «Я» и связанных с ним переживаний. В результате теоретического анализа научной литературы определены структурные компоненты самосознания (осознание себя, самооценка, уровень субъективного контроля).

Список использованной литературы

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1980.

2.Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитания: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.- 422 с.

.Кон И.С. Открытие Я. — М..: Политиздат, 1978. — С.72-73.

.Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психол. журн. — 1995. — №1. — С. 104-144.

.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2х т. — М.: Педагогика, 1983, 318 с.

.Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997. — 304 с.

.Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1989. — 485 с.

.Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.

10.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — 144 с.


diplomba.ru

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

Пожалуй, ни один аспект ума, более известен или более загадочен, чем сознание, и наше сознательное переживание себя и мира. Проблема сознания является, пожалуй, центральным вопросом в текущей теоретизировании разума.

Несмотря на отсутствие каких-либо согласованных теорий сознания, существует распространенное, если меньше, чем всеобщий консенсус, что адекватный счет ума требует ясное понимание его и его места в природе. Мы должны понять, что такое сознание, и как оно относится к другим, несознательным аспектам реальности.

Самосознание и структура поведения

Люди (как и все организмы с нервной системой) могут помнить и иметь определенную структуру поведения. С течением времени мы приобретаем «привычки», которые проявляются периодически. Привычки могут накапливаться в сложные ритуалы, в самом деле, с обучением, эти ритуалы могут быть продуктивными в конце, например, возникает искусство военных практик, кулинария, вождение автомобиля и др.

Таким образом, существуют два отчетливо различные качества поведения: неосознаваемое и осознаваемое. Несознательное поведение — это когда мы на автопилоте, не особо задумываясь о том, что мы делаем, действуем по привычке.

Сознательное поведение и его особенности

Сознательное поведение — это когда мы действуем сейчас, осознавая то, что мы делаем, и выбираем то, что мы делаем. Действуя сознательно, мы можем использовать привычное поведение или мы можем в режиме реального времени создавать новые варианты поведения; действуя неосознанно мы, всегда используем новые формы поведения, которые возникают только методом проб и ошибок, реакцией на новые раздражители.

Наконец, в случае осведомленности, мы имеем в виду конкретно «качество восприятия / наблюдения, что является необходимой предпосылкой для осуществления осознанного изменения». Мы можем быть в курсе вещей, которые мы не меняем (нужно похудеть), что мы решили не менять (мой шкаф низкий приоритет), что мы не знаем, как изменить (как создать мир на Ближнем Востоке?), и т.д. но мы не можем сознательно изменить то, что мы не осознаем. То есть нельзя сказать, что наши сознательные действия не имеют последствий, которые мы не осознаем, а что нам нужно для осознания эффекта сознательно рассчитаны на самосовершенствование.

Измерение самосознания фокусируется на развитии осознания, что происходит в собственном интерьере. Высокоразвитое самосознание может привести к возникновению и консолидации свидетелями личности, которая не запутается в содержимом осведомленности.

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

Уровни самосознания

Самосознание — это понятие, которое указывает на возможность принятия осознания себя в качестве объекта внимания. Это означает, что на определенном этапе некоторые виды эго-процессов у человека без сознания, и что человек знает характер этих процессов. Он или она, следовательно, не в состоянии пересмотреть, переоценить и изменить саму логику, которая работает на всю психику. Постав осознавать определенные аспекты того, что происходит внутри — принимая их как объекты — эти процессы становятся доступными для размышлений и сознательного отношения.

Самосознание означает осознание поведенческих привычек, эмоций, желаний, когда мысли и образы, кувыркаются через наше существо. Вместо того, привычных моделей поведения, эмоции, желания и мысли, сложный уровень самосознания означает, что существует локус свидетелей в сознании, что может сделать поведение, эмоции, желания и мысли объектами внимания.

Перед появлением самосознания, внимание полностью поглощается непрерывным потоком, содержащим сознание. Пять чувств тела и ума производит восприятие эмоций и мыслей. Эти вызывают процессы оценки ощущения, функции ума, которые в свою очередь вызывают суждения, чувства, желания, и действие импульсов. Внимание настолько связано с этими процессами, что все, что воспринимается это результат этих процессов. Нет свободного внимания, доступного для отражения на сами процессы, и, следовательно, нет возможности активно относится, к тому, что происходит. Сама потеря эго-процессов не может взять точки зрения на них.

Уровни самосознания

Развитие самосознания

Развитие самосознания можно рассматривать как этап, как процесс.

Первая фаза заметить, что эмоциональные, волевые и познавательные процессы протекают в одно сознание. Проявить тщательное внимание к этим процессам, когда человек начинает разрабатывать все более и более четкое и дифференцированное восприятие характеристик содержания сознания и процессов, участвующих. Параллельно развитию мастерства и стойкости в соблюдении этих процессов опытом, свидетель «я» усилен.

Свидетель «я», по сути, внимание, что не внедряется в содержание сознания, но свободные от силы нажатия эмоции, желания, импульсы ментальные интерпретации. При этом было установлено, что свидетель самоуправляется, и приобрел некоторую твердость, процесс эмоций, желаний и мыслей могут начать всерьез загораться.

Второй этап развития самосознания является, когда есть свидетель самоуправления, когда могут начать активно приходить и уходить эмоции, желания и мысли. Это личность, которая может признать, что определенная эмоция навеяна, даром, и принимать решения о том, что делать с эмоциями.

Если импульсам, эмоциям, триггерам будет предоставлена полная свобода действий? Эмоция является архаической реакцией на то, что лучше ее отпустить, когда она себя исчерпала.

Третий этап вошел когда «я — чувство» стабильно перемещается от включенности в эго-процессы свидетеля «я – позиции». Это возможно через сильную способность относиться к содержанию сознания, то есть хорошо развита непривязанность.

Весь мир в твоей голове

Полностью развитое самосознания в каком-то смысле развитая форма познания, или, возможно, точнее мета — познание. Наверное, бесшовную линию развития от познания собственного «Я» в аспекте, как физического облика, коллекции конкретных черт характера, личности, сложная система различных процессов, осознание мысли, чувства и желания. Самосознание требует очень большой сосредоточенности, обучения и устойчивой осведомленности. Оно может охватывать широкий выбор содержания, не теряясь в них.

В данном случае, слово «присутствие», передает часть того, чем занимается человек.

Обратите внимание, что существуют два различных аспекта развития в этом измерении: самоощущение и возникновение консолидации свидетеля самоуправления. Экс — способность, которая может быть более или менее острой, и более или менее точной. Человек может быть в состоянии, чтобы сделать очень точные замечания, что происходят в интерьере с опытом, и может быть в состоянии обработать эти наблюдения через сложные рассуждения способностей, которые позволяют человеку интерпретировать и делать отчет о внутренних процессах.

Появление свидетеля self означает сдвиг личности — смысл и строительство идентификации с новой платформы для осознания, за пределами шумных эго-процессов. Эти два аспекта могут быть более или менее выраженными. Человек может иметь сильное свидетельство того, само время не очень сложная способность наблюдать внутренние процессы с точностью. Так человек не был бы прикреплен к мысли, эмоциям и желания, но будет не очень остро сознавать точную природу того, что происходит в уме и теле.

Поскольку восточные методы медитации, как правило, не поощряют развития навыков наблюдать и понимать содержание эго обработки, они могут быть смещенными в отношении развивающихся свидетелей самоуправления.

No votes yet.