С греческого философия – «Понятие ФИЛОСОФИЯ появилось у древних греков. В переводе с греческого оно означает «любовь к мудрости». Философия в своем зарождении мыслилась как стремление.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Пифагор

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

10.Направление, отрицающее существование Бога, называется:

атеизм

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Религии

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

карма

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

Будда

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

нирвана

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

Янь

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

Инь

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

Ли

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

Карма

42.Китайский философ, основатель даосизма

Лао-цзы

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей — вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

Воздух

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

элеаты

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

61.«Я знаю, что ничего не знаю…». Автор афоризма:

Сократ

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

Платону

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

Платону

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

Платон

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

Цицерон

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

стоиков

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

Сенека

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Авторитаризм

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Мессия

87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

аскетизм

88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

89.Учение о спасении души

Сотериология

90.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Креационизм

91.Главная задача христианских апологетов состояла в:

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (IIIVIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

патристика

93.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Августин

94.«Шестоднев» — это книга, в которой излагались:

Христианская онтология и космогония

95.Схоластика – это:

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

схоластике

97.Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

98.Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

99.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

100.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Флоренции

105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

человек

107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

индивидуализм

110.Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»

Пико делла Мирандола

111.Представитель философии эпохи Возрождения:

Дж.Бруно

112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Дж.Бруно

113.Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

Петрарка

114.Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

115.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

116.Освобождение от церковного влияния

Секуляризация

117.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

118.Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

119.Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

120.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Р. Декарт

121.Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Дуализма

123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

Р. Декарт

124.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?

если я мыслю, следовательно, я существую

125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р.Декарту

126.Основное утверждение эмпиризма

Всё знание человека основывается на опыте

127.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Сенсуализм

128.Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»

Ф. Бэкон

129.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Индукция

130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Чувственное и рациональное

131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

132.Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

Дж. Локк

133.«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

Т. Гоббс

134.Теории «общественного договора» придерживался

Т. Гоббс

135.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

Г. Лейбниц

136.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

Монада

137.Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

138.Центральная философская проблема Д. Юма

Познание

139.Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

140.Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

141.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

142.Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

143.Представитель философии Французского Просвещения

Ж.-Ж. Руссо

144.«Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал

Ж.-Ж. Руссо

145.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

146.Французский философ, сторонник сенсуализма

Локк

147.Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

Франция

148.Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

149.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

Гоббс

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

150.Хронологические рамки немецкой классической философии

XVIII – XIX вв.

151.Философ, автор «Критики чистого разума»:

И.Кант

152.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

«Критика практического разума»

153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть всеобщим и необходимым

155.И.Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

156.В философии И. Канта «вещь в себе» — это

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

мире «вещей самих по себе»

158.Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

159.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

И. Канту

160.По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Нравственный долг

161.Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:

Г.В.Ф.Гегель

162.Философии Г.Гегеля присущ:

панлогизм

163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

диалектика

164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

165.Представитель немецкой классической философии:

Л.Фейербах

166.Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

Ф. Ницше

167.Представителем материализма является

Л. Фейербах

168.Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

Кант

169.Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

170.Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

Кант

171.Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

173.Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

174.К представителям «философии жизни» относится

Ф. Ницше

175.Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

176.Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью:

интуиции

178.Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?

Фридрих Ницше

179.Родоначальник позитивизма

Огюст Конт

180.Направление современной философии, являющееся материалистическим

Марксизм

181.Направление современной западной философии

Прагматизм

182.Иррационалистическое направление в философии XX века

Экзистенциализм

183.Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает

Существование

184.Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

Индивидуальное бытие человека

185.Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

Экзистенциализма

186.Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо

Экзистенциализм

187.Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

188.К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

До-систематический, до-логический характер

189.Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

190.К характерным особенностям русской философии относится:

Эмпиризм

191.Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

Род

192.Для древнерусской мысли характерна:

Переоценка внешнего материального бытия

193.Предфилософии Киевской Руси свойственен:

мистицизм

194.Датой принятия православия на Руси считается

988 год

195.Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич

Корсунь

196.Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

Золотой Орды

197.Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

Иваном III в 15 веке

198.К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

«Слово о законе и благодати»

199.Сергий Радонежский был современником

Куликовской битвы

200.Знаменитым русским иконописцем является:

Феофан Грек

201.Самая знаменитая икона Андрея Рублева:

«Троица»

202.«Слово о законе и благодати» написал

Иларион

203.Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал

Филофей

204.Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

Патриарх Никон

205.Основателем русского книгопечатания является:

И. Федоров

206.Духовный лидер нестяжателей

Нил Сорский

207.Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

нестяжатели

208.Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

«Домострой»

209.Протопоп Аввакум был духовным вождем

раскольников

210.В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир

книге

211.Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

Юрий Крижанич

212.Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»

Феофан Прокопович

213.Российская Академия наук была основана в

1724 году

214.Сторонником деистического материализма в русской философии был

М.В. Ломоносов

215.При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

физического

216.Масонство было привнесено в Россию из:

Англии

217.К одной из центральных идей масонства относится:

Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

218.По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»

Н.И. Новиков

219.«Русским Сократом» прозвали

Г.С. Сковороду

220.По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

общество

221.Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

А.Н. Радищевым

222.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

П. Чаадаевым

223.Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале

Телескоп

224.К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

225.Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

П.Я. Чаадаев

226.Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

П.Я. Чаадаеву

227.Основной идеей западничества является

Россия должна развиваться по европейскому пути

228.Духовный лидер западников

А.И. Герцен

229.Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии

Союз правых сил

230.Центральная идея философии И.В. Киреевского

Цельность духовной жизни

231.Идейным главой славянофилов являлся

А.С. Хомяков

232.Представителем славянофильства был

И.С. Киреевский

233.Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

Славянофилов

234.Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

Славянофилов

Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

Свободное единение людей во Христе

Подлинным гимном свободе можно признать

«Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

Слова «красота спасет мир» принадлежат

Ф.М. Достоевскому

Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что

Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни

Русский мыслитель, автор романов «Подросток», «Бедные люди», «Идиот», «Бесы»

Ф.М. Достоевский

Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым

Этика ненасилия

Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого

Не противься злому

Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией

Египет

studfiles.net

ФИЛОСОФИЯ — с греческого на русский

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ — Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости. Августин Блаженный По рассуждению Платона, человек создан для философии; по мнению Бэкона, философия сотворена для людей. Томас Маколей Все философии в конечном счете абсурдны, но… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ФИЛОСОФИЯ —         теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ.… …   Энциклопедия культурологии

  • ФИЛОСОФИЯ — (от фил… и греческого sophia мудрость), мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основываясь на… …   Современная энциклопедия

  • Философия — (от фил… и греческого sophia мудрость), мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основываясь на… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФИЛОСОФИЯ — (от фил… и греч. sophia мудрость) форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФИЛОСОФИЯ — (греч. philosophia любомудрие, от philos друг, и sophia мудрость, слово, впервые употребленное Пифагором). Учение о физических, нравственных и умственных понятиях в их причинах, сущности и взаимодействиях; учение об основных началах и первичных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ФИЛОСОФИЯ — ФИЛОСОФИЯ, философии, мн. нет, жен. (греч. philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к… …   Толковый словарь Ушакова

  • философия —         ФИЛОСОФИЯ (от греч. phyle любовь и sophia мудрость; любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Философия — (гр.phileo – сүйемін + sophia – даналық: даналықты сүйемін, даналыққа құштарлы) – адам болмысының іргелі принциптері мен негіздері туралы, табиғатқа, қоғамға және рухани өмірдің барлық негізгі көріністеріне адам қатынасының ең жалпы мәнділік… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Философия —  Философия  ♦ Philosophie    Теоретическое (но не научное) занятие, когда объектом изучения является все, способом – разум, целью – мудрость. Философия учит тому, чтобы лучше мыслить, а следовательно, лучше жить.    Это не наука и даже не… …   Философский словарь Спонвиля

  • translate.academic.ru

    1. С греческого языка слово «философия» переводится как:

    ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    любовь к истине

    любовь к мудрости

    учение о мире

    божественная мудрость

    2. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

    Сократ

    Аристотель

    Пифагор

    Цицерон

    3. Определите время возникновения философии:

    середина III тысячелетия до н.э.

    VII-VI в.в. до н.э.

    XVII-ХVIII в.в.

    V-XV в.в.

    4. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

    философия

    онтология

    гносеология

    этика

    5. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

    история

    философия

    социология

    культурология

    6. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

    философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

    философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя

    философия способствует улучшению характеров людей

    философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

    7. Мировоззрение – это:

    совокупность знаний, которыми обладает человек

    совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

    отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

    система адекватных предпочтений зрелой личности

    8. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

    Ход истории зависит от направленности мышления философов

    Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

    Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

    Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

    9. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

    вера в единого бога-творца

    отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом

    презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности

    вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

    10. Направление, отрицающее существование Бога, называется:

    атеизм

    скептицизм

    агностицизм

    неотомизм

    Что характерно для эпистемной линии в философии?

    понимание философии в качестве высшей науки

    отождествление философии с теологией

    утверждение в качестве субстанции только одного начала

    рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

    Онтология – это:

    учение о всеобщей обусловленности явлений

    учение о сущности и природе науки

    учение о бытии, о его фундаментальных принципах

    учение о правильных формах мышления

    Гносеология – это:

    учение о развитии и функционировании науки

    учение о природе, сущности познания

    учение о логических формах и законах мышления

    учение о сущности мира, его устройстве

    Антропология – это:

    учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

    учение о человеке

    наука о поведении животных в естественных условиях

    философское учение об обществе

    Аксиология – это:

    учение о ценностях

    учение о развитии

    теория справедливости

    теория о превосходстве одних групп людей над другими

    Этика – это:

    учение о развитии

    учение о бытии

    теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

    учение о морали и нравственных ценностях

    Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

    Эстетика

    Этика

    Онтология

    Гносеология

    Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

    отношении сознания к материи

    смысле жизни

    соотношении природного и социального миров

    движущих силах развития общества

    Для идеализма характерно утверждение:

    первично сознание, материя независимо от сознания не существует

    материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

    это строгая непротиворечивая система суждений о природе

    первично сознание, материя не существует

    Для дуализма характерен тезис:

    первично сознание, материя независимо от сознания не существует

    материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

    это строгая непротиворечивая система суждений о природе

    первично сознание, материя не существует

    Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

    Материалисту

    Объективному идеалисту

    Дуалисту

    Субъективному идеалисту

    О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

    Мифологии

    Религии

    Философии

    Науке

    Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

    Пантеизму

    Субъективному идеализму

    Объективному идеализму

    Вульгарному материализму

    С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

    метафизического материализма

    диалектического материализма

    вульгарного материализма

    естественнонаучного материализма

    Агностицизм – это:

    учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

    учение, постулирующее наличие потусторонних сил

    учение о развитии философских знаний

    учение о ценностях

    Агностицизм – это:

    направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

    недоверие чувственному опыту

    философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии

    отрицание рациональных путей познания мира

    Отрицают возможность познания мира:

    материалисты

    агностики

    догматики

    позитивисты

    Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

    философия жизни

    прагматизм

    неотомизм

    позитивизм

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

    Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

    карма

    сансара

    жэнь

    мокша

    Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

    Будда

    Лао-цзы

    Конфуций

    Нагарджуна

    Имя основателя буддизма

    Бадараяна

    Патанджали

    Махавира

    Сидхартха

    Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

    нирвана

    сансара

    жэнь

    дао

    Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

    Янь

    Карма

    Жэнь

    Дао

    Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

    Инь

    Жэнь

    Прана

    Пуруша

    Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

    Конфуций

    Лао-Цзы

    Сидхартха Гаутама Будда

    Сократ

    Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

    Закон, управляющий миром

    Высший Разум

    Субстанцию всех вещей

    Мировую гармонию

    В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

    Жэнь

    Инь

    Дао

    Ли

    Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

    Сумму совершённых человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения

    Подлинное достоверное знание Абсолюта

    Человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от неё ради спасения других людей

    Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

    К древнеиндийским философским текстам относятся

    Упанишады

    Дао-дэ-цзин

    Лунь-Юй

    Книга перемен

    К древнекитайским философским текстам относится

    Махабхарата

    Ригведа

    Дао-дэ-цзин

    Чхандогья-упанишада

    В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

    Сансара

    Карма

    Нирвана

    Дхарма

    Китайский философ, основатель даосизма

    Лао-цзы

    Конфуций

    Сюнь-цзы

    Мэн-цзы

    Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

    Сократом

    Конфуцием

    Протагором

    Буддой

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Хронологические рамки развития античной философии:

    28 — 18 вв. до н.э.

    studfiles.net

    Предмет философии 1 с греческого языка слово «философия» переводится как — Документ

    ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

    любовь к мудрости

    2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

    Пифагор

    3.Определите время возникновения философии:

    VII-VI в.в. до н.э.

    4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

    философия

    5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

    философия

    6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

    философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

    7.Мировоззрение – это:

    совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

    8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

    Ход истории зависит от направленности мышления философов

    9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

    вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

    10.Направление, отрицающее существование Бога, называется:

    атеизм

    11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

    рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

    12.Онтология – это:

    учение о бытии, о его фундаментальных принципах

    13.Гносеология – это:

    учение о природе, сущности познания

    14.Антропология – это:

    учение о человеке

    15.Аксиология – это:

    учение о ценностях

    16.Этика – это:

    учение о морали и нравственных ценностях

    17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

    Гносеология

    18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

    отношении сознания к материи

    19.Для идеализма характерно утверждение:

    первично сознание, материя независимо от сознания не существует

    20.Для дуализма характерен тезис:

    материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

    21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

    Субъективному идеалисту

    22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

    Религии

    23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

    Объективному идеализму

    24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

    вульгарного материализма

    25.Агностицизм – это:

    учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

    26.Агностицизм – это:

    направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

    27.Отрицают возможность познания мира:

    агностики

    28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

    позитивизм

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

    29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

    карма

    30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

    Будда

    31.Имя основателя буддизма

    Сидхартха

    32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

    нирвана

    33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

    Янь

    34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

    Инь

    35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

    Конфуций

    36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

    Высший Разум

    37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

    Ли

    38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

    Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

    Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

    39.К древнеиндийским философским текстам относятся

    Упанишады

    40.К древнекитайским философским текстам относится

    Дао-дэ-цзин

    41.В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

    Карма

    42.Китайский философ, основатель даосизма

    Лао-цзы

    43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

    Конфуцием

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    44.Хронологические рамки развития античной философии:

    VI в. до н.э – VI в. н.э.

    45.Основным принципом античной философии был:

    космоцентризм

    46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

    проблема первоначала

    47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

    «Познай себя»

    48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

    «Начало всех вещей — вода»

    49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

    Воздух

    50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

    Пифагору

    51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

    Парменид

    52.Впервые понятие бытия в философии употребил

    Парменид

    53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

    элеаты

    54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

    Элейской

    55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

    Зенона и Гераклита

    56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

    Гераклит

    57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

    Гераклит

    58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

    Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

    59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

    Демокрит

    60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

    Протагору

    61.«Я знаю, что ничего не знаю…». Автор афоризма:

    Сократ

    62.Знание по Сократу тождественно:

    добродетели

    63.Суть «этического рационализма» Сократа:

    добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

    64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

    Платоном

    65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

    Платону

    66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

    Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

    67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

    идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

    68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

    Платону

    69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

    Платон

    70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

    Аристотель

    71.Философ, ученик Платона:

    Аристотель

    72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

    Аристотель

    73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит
    Минеральная душа

    74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

    надо наслаждаться жизнью

    75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

    Цицерон

    76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

    стоиков

    77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

    Сенека

    78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

    Диоген Синопский

    ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

    79.Характерной чертой средневековой философии является:

    теоцентризм

    80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

    Авторитаризм

    81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

    Бога

    82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

    богословию

    83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

    теология

    84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

    Апокрифы

    85.Эсхатология – это

    Учение о конечных судьбах мира и человека

    86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

    Мессия

    87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

    аскетизм

    88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

    Креационизм

    89.Учение о спасении души

    Сотериология

    90.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

    Креационизм

    91.Главная задача христианских апологетов состояла в:

    В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

    92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (IIIVIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

    патристика

    93.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

    Августин

    94.«Шестоднев» — это книга, в которой излагались:

    Христианская онтология и космогония

    95.Схоластика – это:

    тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

    96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

    схоластике

    97.Представитель средневековой философии:

    Фома Аквинский

    98.Представитель средневековой западноевропейской философии:
    Ф.Аквинский

    99.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

    Экзегетика

    100.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

    Фомы Аквинского

    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

    Возрождение

    102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

    антропоцентризм

    103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

    антропоцентризм

    104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

    Флоренции

    105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

    антропоцентризм

    106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

    человек

    107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

    гуманизм

    108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

    индивидуализма

    109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

    индивидуализм

    110.Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»

    Пико делла Мирандола

    111.Представитель философии эпохи Возрождения:

    Дж.Бруно

    112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

    Дж.Бруно

    113.Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

    Петрарка

    114.Для философии эпохи Возрождения характерна

    ностальгия по античной культуре

    115.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

    Пантеизм

    ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

    116.Освобождение от церковного влияния

    Секуляризация

    117.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

    Рационализм

    118.Основное утверждение рационализма заключается в том, что

    Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

    119.Особенности рационализма XVII в. обусловила

    Математика

    120.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

    Р. Декарт

    121.Дуалистическая философия характерна для

    Р.Декарта

    122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

    Дуализма

    123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

    Р. Декарт

    124.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogitoergosum»?

    если я мыслю, следовательно, я существую

    125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

    Р.Декарту

    126.Основное утверждение эмпиризма

    Всё знание человека основывается на опыте

    127.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

    Сенсуализм

    128.Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»

    Ф. Бэкон

    129.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

    Индукция

    130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

    Чувственное и рациональное

    131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

    опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

    132.Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabularasa

    Дж. Локк

    133.«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

    Т. Гоббс

    134.Теории «общественного договора» придерживался

    Т. Гоббс

    135.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

    Г. Лейбниц

    136.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

    Монада

    137.Представителем субъективного идеализма является:
    Дж.Беркли

    138.Центральная философская проблема Д. Юма

    Познание

    139.Центральная проблема в философии французского Просвещения

    Человека

    140.Основная идея философии французского Просвещения

    Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

    141.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

    Идею равенства всех людей

    142.Сущность деизма состоит в

    Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

    143.Представитель философии Французского Просвещения

    Ж.-Ж. Руссо

    144.«Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал

    Ж.-Ж. Руссо

    145.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

    Собственность

    146.Французский философ, сторонник сенсуализма

    Локк

    147.Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

    Франция

    148.Идея правового государства включает в себя положение о

    Разделении властей

    149.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

    Гоббс

    НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    150.Хронологические рамки немецкой классической философии

    XVIII – XIX вв.

    151.Философ, автор «Критики чистого разума»:

    И.Кант

    152.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

    «Критика практического разума»

    153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

    законов разума и его границ

    154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

    быть всеобщим и необходимым

    155.И.Кант считает, что пространство и время:

    есть врожденные, доопытные формы чувственности

    156.В философии И. Канта «вещь в себе» — это

    То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

    157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

    мире «вещей самих по себе»

    158.Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:

    ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

    159.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

    И. Канту

    160.По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

    Нравственный долг

    161.Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:

    Г.В.Ф.Гегель

    162.Философии Г.Гегеля присущ:

    панлогизм

    163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

    диалектика

    164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

    Абсолютная идея

    165.Представитель немецкой классической философии:

    Л.Фейербах

    166.Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

    Ф. Ницше

    textarchive.ru

    3. Что означает в переводе с греческого слово «философия» . Раскрывает ли оно сущность и специфику философского знания?

    Философия
    Определение. Слово «философия» — греческого происхождения и имеет значение «любовь к мудрости» . Философия, в том смысле, в котором о ней говорится в этой статье, не строится на вере в Бога, она пытается дать людям целостное представление о Вселенной и побуждает их мыслить критически. В поисках истины философия опирается главным образом на умозрительные рассуждения, а не на наблюдения.

    Как появляются человеческие философии?
    Их создают люди, возможности которых ограниченны. В Библии говорится: «Не может идущий направлять свои шаги» (Иер. 10:23). История подтверждает, что попытки пренебречь этим ограничением не приносят ничего хорошего. Однажды «Иегова отвечал Иову из бури и сказал: „Кто это затемняет замысел словами без знания? Подоткни под пояс свою одежду по-мужски и позволь, я расспрошу тебя, а ты рассказывай мне. Где ты был, когда я основывал землю? Скажи, если ты наделен пониманием“» (Иов 38:1—4). (Люди имеют лишь ограниченные возможности. Кроме того, их жизненный опыт относительно невелик и обычно ограничивается одной культурой или окружающей средой. Поэтому круг знаний, которыми обладают люди, сравнительно узок, а в мире все настолько взаимосвязано, что люди постоянно находят какие-то новые, не учтенные ими аспекты. Эти ограничения отражаются во всех созданных ими философиях. )
    Их создают несовершенные люди. «Все согрешили и лишены славы Бога» (Рим. 3:23). «Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце его — пути смерти» (Прит. 14:12). (Из-за несовершенства людей в их философиях часто отражается элементарный эгоизм, который, хотя и может приносить сиюминутное удовольствие, ведет к разочарованию и лишает счастья. )
    На них влияют демоны. «Весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоан. 5:19). В Библии говорится, что Сатана Дьявол «вводит в заблуждение всю обитаемую землю» (Отк. 12:9). «Вы когда-то ходили, сообразуясь с системой вещей этого мира, по воле того, кто повелевает властью воздуха, духа, который действует теперь в сыновьях непокорности» (Эф. 2:2). (Такое влияние отражается в философиях, которые подталкивают людей к тому, чтобы не подчиняться полезным и справедливым требованиям Бога. Неудивительно, что, как свидетельствует история, человеческие философии и планы часто приносят горе множеству людей. )

    Как Бог относится к «мудрости» , предлагаемой человеческими философиями?
    1 Кор. 1:19—25: «Написано: „Погублю мудрость мудрых и разум разумных отвергну“. Где мудрый? Где книжник? Где спорщик этой системы вещей? Не сделал ли Бог мудрость этого мира глупой? Когда, по Божьей мудрости, мир своей мудростью не познал Бога, то угодно было Богу глупостью [«глупостью» с точки зрения мира] того, что проповедуется, спасти верующих. ..Потому что глупое Божье [«глупое» в глазах мира] мудрее людей и слабое Божье [«слабое» , как это, возможно, кажется миру] сильнее людей» . (В таком отношении Бога к мудрости людей нет ничего деспотичного или неразумного. Он ясно изложил свой замысел в самой распространенной в мире книге — Библии. Он посылает своих свидетелей, чтобы они рассказывали об этом замысле всем, кто готов их слушать. Как же глупо со стороны какого бы то ни было творения думать, что оно мудрее Бога! )

    otvet.mail.ru

    Древнегреческая философия.

    Древнегреческая философия: киники, скептики, стоики и эпикурейцы

    Когда мы обращаемся к философии и ее постулатам, то, как правило, не задумываемся над тем, какой путь прошла эта наука, где она зародилась и как развивалась. А самое главное – что послужило поводом для ее появления.

    Человека всегда по жизни вело любопытство, ему хотелось узнать, а что там, за лесом, за горизонтом, за облаками.

    Однако можно было с любопытством просто наблюдать за происходящими событиями и принимать их как должное, а можно было и «по-другому».

    «По-другому» — значило не просто смотреть, но видеть и пытаться анализировать, не только констатировать те или иные события, но пытаться разобраться и понять, почему они произошли, в чем причины тех или иных событий, явлений, действий, и каковы могут быть их последствия.

    Что ж, давайте отправимся в историю, которая нам сообщает о том, что само слово «философия» (φιλοσοφία), как утверждают словари, имеет древнегреческие корни и буквально означает: «любовь к мудрости».

    Любопытство всегда являлось источником познания мира и его законов, и преуспели в этом именно греки.

    Однако, справедливости ради, стоит заметить, что основы философии были заложены в еще так называемый догреческий период.

    Как подтверждают исторические источники, уже в VI вв. до н.э. китайские и индийские мудрецы демонстрировали перед власть держащими основы философского мышления, то есть познания мира, однако трактаты древних философов можно «перечесть по пальцам», и они не дают полной картины развития философского мышления в этом период на Востоке.

    Что касается Древней Греции, то именно здесь философия получила своё распространение и приобрела невероятную популярность.

    Среди европейских культур Древней Греции по праву отдан приоритет в изучении законов естественного развития и политического устройства общества, ведь именно на греческой земле выдающиеся философы закладывали основы демократического устройства общественной жизни, подтверждая ее прогрессивность и «общественную полезность», здесь формировались концепции познания мира.

    Для изучения устройства мира в Древней Греции были созданы философские школы, каждая из которых выбрала свой метод познания мира и объявляла его наиболее продуктивным и правильным.

    «Досократовский» период греческой философии

    Ранний период развития философии в Греции (VIв. до н.э.) принято называть «досократовским». Как уже понятно из его названия, классическая греческая философия возникла, позднее, с выходом на «философскую арену» Сократа. Самыми известными «досократовскими» философами были Пифагор, Фалес, Зенон и Демокрит. Появление классической философии – еще впереди.

    А пока они бьются над вопросом, который позволят заложить основы классической философии: «Что такое бытие?», и выстраивают каждый – свою модель мира и его познания.

    Но если с именами Демокрита и Пифагор мы знакомы (причем, с последним – в большей степени как с математиком, а не философом), то имена Фалеса и Зенона вряд ли знакомы тем, кто глубоко не занимался изучением философии.

    Так вот именно Фалесу мы обязаны возможностью знакомиться с различными сложными явлениями, разложив их на простые составляющие.

    Именно Фалес при изучении окружающего мира предположил, что все сложные и даже труднообъяснимые явления станут вполне понятны, если знать, при помощи каких простых законов они существуют. Такой метод изучения мира получил название редукционизма.

    Кстати, Демокрит, использовал этот метод и вместе с другим «досократиком», Левкиппом, стал автором теории атомизма, доказав, что все сложные объекты этого мира состоят из атомов, которые на тот момент можно было считать мельчайшей и простейшей единицей как философской, так и физической.

    Что касается Зенона, то он в своих философских трактатах и дискуссиях об окружающем мире доказывал, что концепции множества, движения и пространства противоречат друг другу, но именно на этих противоречиях и возможно доказать принципы их существования в окружающем мире.

    Каждый «досократик» имел свою школу, возглавлял ее и собирал под свои знамена тех, кто разделял его точку зрения на окружающий мир и готов был ее отстаивать в философских спорах и дискуссиях с представителями других школ.

    Известный вклад в развитие философии досократовского периода внести Диоген Апполонийский, Гераклит и другие философы.

    Философская школа Сократа

    Время Сократа пришло в IV в. до н. э.. Именно ему принадлежит формирование философской концепции, подразумевающей переход от рассмотрения и изучения окружающего мира к человеку.

    В бытность Сократа появляются философские школы, объектом изучения которых становится человек.

    Наиболее ярыми и известными приверженцами Сократа были его ученики Ксенофонт и Платон. Именно благодаря философским трудам Платона, практически полностью дошедшим до исследователей современности, стало возможно судить о становлении и развитии классической философии в Древней Греции. Перу Платона принадлежит разработанная и развитая им и его учениками теория идей.

    Киники

    Один из учеников и поборников теорий, разрабатываемых Сократом, был Антисфен Афинский, который впоследствии открыл свою философскую школу, наиболее известным учеником которой стал Диоген Синопский.

    Антисфен стал создателем философского направления, получившего название кинизм, а последователи этого направления стали называться киниками.

    Суть концепции кинизма, разработанной Антисфеном, прямо вступала в противоречие с общепринятыми взглядами на жизнь человека, а также необходимыми и достаточными условиями для его счастливой жизни.

    По мнению киников, человеку для счастья нужно вовсе не много. И несчастлив он потому, что окружил себя массой ненужных вещей, создал разного типа условности, которые осложняют и отравляют его же жизнь, поэтому, для того, чтобы жить хорошо, необходимо освободиться от этих условностей и вести себя, подобно собаке, которой присущи храбрость и благодарность, умение «постоять за себя» и довольствоваться малым.

    Киники так горячо отстаивали постулаты своей школы, что после смерти лучшего ученика школы Антисфена Диогена Синопского, на его могиле установили в виде памятника мраморную скульптуру собаки.

    Киники считали основным объектом своих концепций человека с его запросами и потребностями, радостями и печалями. По их мнению, у человека в жизни слишком много лишнего, ненужного, что только мешает жить счастливо.

    Чем ближе к природе, чем проще и «натуральнее», тем счастливее будет жизнь; чтобы быть счастливым, не нужно теоретизировать: только практические, необходимые для элементарного существования навыки и привычки – таковы философские умозаключения киников.

    Общество не способно дать человеку ничего хорошего, но только природа – единственный источник счастливой жизни человека.

    Еще одним постулатом киников было главенствующая роль субъективизма: важен субъект, индивид (человек) со своими привычками, взглядами и установками. Индивид имеет право, как считали киники, отвергать общественные установки и требования, если они подавляют личность, его волю, стремление к независимости.

    Что касается самого Антисфена, то его стремление к предельно простой, не отягощенной излишествами жизни, породило образ странствующего нищего с наброшенным на голое тело плащом, посохом, который использовали как орудие защиты, и сумы нищего для подаяний. Именно такое одеяние отличало киников от других философов.

    Стоит отметить, что индивидуалистическая концепция киников и их «экипировка» были взяты на вооружение людьми, не отличающимися законопослушанием, а также теми, кто, не обладая высокими нравственными принципами, своим эпатажным видом смущал окружающих, получая при этом великое удовольствие. Называя себя киниками, они, тем не менее, не имели ничего общего с философами. Не случайно со временем такие люди обрели новое, созвучное с первоначальным, но трансформированное имя – циники.

    Интересно, что постулаты киников в свое время были взяты на вооружение Ницше и Шопенгауэром, которые превратили «свободу личности» в «свободу воли личности» — между этими двумя понятиями оказалась «дистанция огромного размера», а новая теория породила «монстров истории».

    Скептики

    Еще одним философским направлением классической греческой философии стал скептицизм (в переводе с древнегреческого – «исследующий», «рассматривающий»), а исповедующие постулаты скептицизма стали называться скептиками.

    Своеобразным методом познания они считали сомнение, при этом в философии речь шла о сомнении в надежности истины. То, что ставится под сомнение, порождает необходимость изучения, рассмотрения истины со всех сторон и поиска достоверных фактов, многократно подтверждающих истину.

    На волне сомнений появилась масса всякого рода направлений скептицизма: от философского до бытового; от умеренного до агрессивного.

    Считалось, что умеренный скептицизм – надежное оружие в борьбе с догматиками, не утруждавшими себя эмпирическим (практическим) путем подтверждать формулируемые догматы.

    Любые версии и теории, по мнению скептиков, должны быть проверены. Истина должна быть подтверждена – на веру (как у догматиков) принимать ничего нельзя.

    Нужно заметить, что первоначально скептицизм имел положительное значение в развитии философской мысли, так как заставлял искать варианты истинности того или иного утверждения. Истина на веру не принималась, однако со временем скептики, так сказать, переместились из практической плоскости поиска истины в теоретическую, что привело к тому, что любое теоретическое предположение не только подвергалось сомнению, но и отрицалась сама возможность нахождения истины.

    Требование искать истину эмпирическим путем со временем превращалось в пустое морализирование и отрицание всего того, что невозможно проверить на практике.

    Позиция скептиков — нейтральное наблюдение за течением жизни, бесстрастное приятие всего, что в ней происходит, в том числе, и страдания – именно это, по мнению основателя скептицизма Перрона, писателя и философа, и есть способ достижения счастья.

    Перрон и его сторонники утверждали, что в основе скептицизма лежат два постулата, первый из которых формулирует счастье как спокойствие, а второй – жизнь как результат первого.

    Перроном был сформулирован ряд вопросов, который должен был доказать, что в основу счастья человека должен быть положен именно скептицизм.

    На эти же вопросы он сам давал и ответы:

    1) Какими являются качества вещей? — Мы не знаем, каковы эти качества.

    2) Как нужно вести себя по отношению к вещам? – Лучше всего, воздерживаться от рассуждений на эту тему.

    3) Какими могут быть последствия нашего поведения по отношению к вещам? – Счастье может дать только воздержание. Оно же дает и покой.

    Несмотря на положительные моменты теории, скептицизм в довольно короткое время перешел в разряд деструктивных философских направлений.

    Скептики воспитывали своими постулатами критиканство и негативизм, порождавшие, в свою очередь, неверие и отрицание очевидного и положительного.

    Стоики

    В своем восприятии мира и понимании счастья по ряду позиций довольно близкими к скептикам оказались стоики.

    Основатель философской школы стоиков Зенон Китийский проводил встречи учеников своей школы возле портика «живописная Стоя», откуда и пошло ее название.

    Стоики считали, что все люди – дети Космоса, а это значит, что все они равны между собой и имеют равные возможности для самопознания. Кроме того, каждый человек – это вместилище добродетели.

    Однако судьбы людей, «детей Космоса», полностью в его власти. Поэтому главная задача – жить в гармонии с природой и самим собой, так как сам человек ничего не может изменить в этой жизни.

    Гармоничным, по мнению стоиков, может считаться общество, где ВСЕ люди живут именно в полной гармонии, помня, что добро облагораживает, а зло ведет к смерти. Однако поступать любой человек должен сообразно собственному восприятию мира и своим желаниям.

    Путь к внутренней свободе – это отказ от удовольствий и подавление страстей.

    Интересно понимание смерти, с точки зрения стоиков. Они не считали ее злом, а наоборот, полагали, что она является наиболее целесообразным выходом для тех, кто не смог оставить в этой жизни достойный след. В таком случае, смерть является своеобразным искуплением за то зло, что человек творил на земле.

    Эпикурейцы

    Спустя более 70 лет после смерти великого философа древности Платона открыл свою школу философ Эпикур.

    Сам Эпикур и его последователи и ученики называли себя «философами сада»: все было просто – на свои встречи эпикурейцы собирались в купленном их учителем саду. Это была философская школа, двери которой были открыты и женщинам, и рабам.

    Надпись на воротах школы, гласившая, что всем, кто войдет в ее двери будет хорошо, потому что именно удовольствие- величайшее благо, настраивала на поиск счастья и избавление от страдания.

    По мнению эпикурейцев, достичь гармонии и счастья возможно, избавившись от страхов, будь то страх перед богами или смертью. Они считали, что счастье можно достичь, а зло – преодолеть. Человек для достижения гармонии должен ограничить потребности, быть благоразумным и уравновешенным.

    Философы-эпикурейцы не считали человека заложником рока (судьбы) и полагали, что для счастья ему необходимы друзья, душевное равновесие и отсутствие физических страданий, а главным наслаждением этого мира они считали саму жизнь.

    gidvgreece.com

    Древнегреческая философия. Общая характеристика | Мудрый Философ

    Философия Древней Греции представляет собой сово­купность учений, развившихся с VI в. до н. э. но VI в. н. э. (от формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса). Обычно на­чало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (625–547 гг. до н. э), конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э.). Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином кос­мическом универсуме природы, человека и богов. Во мно­гом это объясняется языческими (политеистическими) кор­нями греческой философии. Для греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют часть природы и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» (на основе разумного обоснования). Человеческий разум у греков освободился от власти богов, грек их уважает и не будет оскор­блять, но в своей повседневной жизни будет опираться на доводы разума, полагаясь на самого себя и зная, что не по­тому человек счастлив, что любим богами, но потому боги любят человека, что он счастлив. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (nomos). Номос – это разумные установления, принятые всеми жите­лями города, его гражданами, и равнообязательные для всех. Поэтому такой город есть также государство (город – государство – полис).

    Древнегреческий полис

    Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания, публичных ораторских состязаний и т. д.) объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянную близость и даже неразделимость физики (учения о природе) и метафи­зики (учения о первооснованиях бытия). Гражданский ха­рактер общественной жизни, роль личностного начала на­шли свое отражение в этике (это уже практическая философия, ориентирующая человека на конкретные типы поведения), определяющей человеческие добродетели, дол­жную меру человеческой жизни.

    Созерцательность – рассмотрение проблем мировоззре­ния в единстве природы, богов, человека – служила обосно­ванием норм человеческой жизни, положения человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья.

    Уже у раннегреческих философов природы (натурфило­софов) – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора и его школы, Гераклита, Парменида – обоснование природы космоса служило определению природы человека. На пер­вый план выдвигается проблема космической гармонии, ко­торой должна соответствовать и гармония человеческой жизни, в человеческой жизни она зачастую отождествля­лась с рассудительностью и справедливостью.

    Раннегречеекая натурфилософия – это способ философ­ствования и способ миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с челове­ком и богов с природой. Но природа при этом не обособля­ется ни как объект самостоятельного и специального рас­смотрения, ни как выражение человеческой сущности. Она не отрывается от окружающих человека вещей – panta ta onta. Другое дело, что человек не может и не должен оста­навливаться на феноменах, «человек философствующий», как отмечал Аристотель, начинает «удивляться», он ищет, говоря словами Гераклита, подлинной природы, которая «любит скрываться», и на этом пути обращается к началам мироздания – arehai. При этом человек остается на перед­нем плане в картине мироздания. Собственно, космос – это космизированный мир человеческой повседневности. В та­ком мире все соотнесено, прилажено и устроено: земля и реки, небо и солнце, – все служит жизни. Природное окру­жение человека, его жизнь и смерть (Аид и «острова блаженных»), светлый заоблачный мир богов, все жизненные отправления человека описываются ранее греческими на­турфилософами наглядно и образно. Эта наглядность в изо­бражении показывает мир обжитым и освоенным человеком. Космос – не абстрактная модель вселенной, а челове­ческий мир, однако в отличие от конечного человека – веч­ный и бессмертный.

    Созерцательный характер философствования проявляет­ся в космологической форме и у поздних натурфилософов: Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Космологизм здесь не­сомненен, он присутствует и в учении о космических цик­лах и корнях вселенной у Эмпедокла, и в учении о семенах и космическом «нусе» (уме), который «привел все из беспо­рядка в порядок», и в учение об атомах и пустоте и естест­венной необходимости у Демокрита. Но созерцательная на­глядность сочетается у них с разработкой категориального аппарата, использованием логической аргументации. Ведь уже у Гераклита образы наполнены глубоким смыслом (смыслообразы), а Парменид в поэме с традиционным на­званием «О природе вещей» обосновывает нетрадиционный путь исследования природы при помощи понятий («разу­мом ты разреши эту задачу»).

    Демокрит

    Особую роль играет категория причины, вины (aitia), введенная Демокритом. Он отвергает возможность исполь­зования мифологических образов и суждений и заявляет об истинности имен (включая всю сферу понятий) не «по при­роде», а «по установлению». Природа и для Демокрита ос­тается основанием человеческой жизни и целью познания, однако познавая природу, создавая «вторую природу», человек побеждает природную необходимость. Это не значит, что он начинает жить вопреки природе, но, например, нау­чившись плавать, не утонет в реке.

    Демокрит практически первым широко развернул ан­тропологические аспекты древнегреческой философии, обсуждая такие вопросы, как человек, бог, государство, роль мудреца в полисе. И все-таки слава первооткрыва­теля антропологической проблематики принадлежит Со­крату. Полемизируя с софистами (Протагором, Горгием, Гиппием и др.), которые провозглашали человека «ме­рою всех вещей», он отстаивал объективность, общеобя­зательность гносеологических и этических норм, что объ­яснял незыблемостью, устойчивостью и обязательностью космического порядка.

    Платон

    Впрочем, судить о Сократе мы можем лишь на основа­нии диалогов Платона, который использовал образ Сократа в качестве постоянного персонажа своих диалогов. Платон был верным учеником Сократа и потому полностью слил идеи Сократа со своими. Мера, знание (знаменитое сокра­товское «познай себя»), которые столь необходимы человеку, Платон обосновывает космическим разумом. Он выдви­гает па первый план демиургическую сотворенность мира («Тимей»). Порядок и меру вносит в мир разум-демиург, пропорционально соотнося стихии и придавая космосу совер­шенные очертания и т. д. Разум творит, как творит ремесленник («демиург») из доступного материала и обращаясь к эталону, образцу (т. е. созерцая «идеи»). «Эйдос», «идея» есть образец каждой вещи, но в первую очередь это «облик», «лик» – eidos, idea, с которым мы встречаемся, од­нако не всегда можем распознать. Эти облики, подлинные лики вещей, запечатлены в нашей душе. Ведь душа бессмерт­на и несет в себе это бессмертное знание. Поэтому Платон обосновывает, вслед за Пифагором, необходимость припоми­нания виденного душой. И путь к воссозданию забытого и самого ценного – созерцание, любование и любовь (Эрос).

    Аристотель

    Другой великий греческий философ – Аристотель – более прозаичен. Он изгоняет из философии мифологические образы и неоднозначность понятий. Природа, бог, человек, космос – неизменные предметы всей его философии. Хотя Аристотель уже различает физику и метафизику, но лежащие в их основании принципы (учение о перводвигателе, учение о причинности) едины. Центральная проблема физики – проблема движения, которое понимается Аристотелем как непосредственное воздействие одного предмета на другой. Движение совершается в ограниченном пространстве и предполагает направленность тел «к своему естественному месту». И то, и другое характеризуется категорией цель – «телос», т.е. целевой заданностью вещей. И эту цель и заданность сообщает миру бог, как первотолчок, как то, «что движет, оставаясь неподвижным». Наряду с этим в основании вещей лежат причины – материальная, формальная и движущая. Фактически целевая причина в противостоянии материальной (тот же платоновский дуализм) охватывает и движущую и целевую. Однако бог Аристотеля, в отличие от христианского, не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, он должен сам найти разумную меру собственной жизни.

    Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеалов, как и обоснование новых моделей космоса. Основные течения данной эпохи – эпикуреизм, стоицизм, кинизм – обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души. Как жизненный идеал личности отсюда отказ от разработки фундаментальной философии (воспроизводятся физические идеи Гераклита – стоиками, Демокрита – эпикурейцами и т. д.). Явно выражен крен в сторону этики, причем весьма односторон­ней, которой отстаиваются пути достижения «атараксии» – невозмутимости. Что еще оставалось делать в условиях со­циальной нестабильности, крушения полиса (а вместе с ним легко обозримого и регулируемого общественного порядка) и нарастания хаоса, неуправляемых социальных конфлик­тов, политического деспотизма и мелкого тиранства? Прав­да, пути предлагались разные: следование судьбе и долгу (стоики), предание удовольствию (эпикурейцы), воздержа­ние от суждений (киники). Итог был один – крушение культуры и философии, основанных на рационализме и личностных интуициях, обосновывающих единство и гармо­нию человека и природы.

    www.mudriyfilosof.ru