Рсчс из чего состоит – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС )
Организационная структура рсчс
Согласно определению РСЧС — организационная система, объединяющая и координирующая действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС (рис. 1.2).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньевРСЧС.
Каждый уровень Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в своём составе имеет следующее:
• координирующие органы управления;
• органы управления;
• органы повседневного управления;
• силы и средства;
• системы связи, оповещения, информационного обеспечения;
• резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующие органы управления РСЧС таковы:
— На федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве России.
— Ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации).
— На территориальном уровне, охватывающем территорию одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), —
— На местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населённых пунктов, — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.
— На объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, — объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (создаются при необходимости).
Основная задача данных органов управления — координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определённой периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС — немедленно.
Органы управления по делам ГОЧС таковы:
— На федеральном уровне — МЧС России, в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации — управления по делам ГОЧС.
— На региональном уровне — региональные центры по деламГОЧС.
— На территориальном уровне — комитеты или главные управления, управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
— На местном уровне — управления или отделы по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления.
— На объектовом уровне — отделы (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).
Рис. 1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Региональные центры ГОЧС — полномочные представители МЧС России в регионах, подчиняются непосредственно министру Российской Федерации по делам ГОЧС.
В повседневной ситуации управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут быть использованы запасные, подвижные и вспомогательные пункты управления ГОЧС.
Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях и размещаются на пунктах управления ГОЧС.
Центральный командный пункт служит главным пунктом управления в системе МЧС России, из которого осуществляют устойчивое и непрерывное управление и контроль функционирования подсистем и звеньев РСЧС.
Центр управления в кризисных ситуациях — орган оперативного управления силами и средствами РСЧС и МЧС России, взаимодействующий в пределах своей компетенции с федеральными и региональными органами управления Российской Федерации, а также с соответствующими органами зарубежных стран по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
К силам и средствам РСЧС относятся штатные и нештатные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, региональных центров ГОЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле состояния окружающей природной среды, потенциально опасных объектов с целью предупреждения возникновения и ликвидации ЧС (табл. 1.3).
• Силы и средства наблюдения и контроля — формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля состояния природной среды, сырья, продуктов питания, воды и прилегающих к ним территорий, подчинённые МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти РФ.
• Силы и средства ликвидации ЧС — силы и средства МЧС России, а также силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций — специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные,аварийно-восстановительные,аварийно-технические, противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава и других ведомств РФ, а также республик, краёв, областей, районов, городов и организаций (объектов).
• Нештатные формирования ГО — общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные гражданские организации ГО постоянной, повышенной и повседневной готовности.
• Специально подготовленные силы Вооружённых Сил РФ, которые могут быть привлечены к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом специальными положениями.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС.
Состав сил и средств РСЧС
Таблица 1.3.
Силы и средства ликвидации ЧС | |
Силы и средства МЧС России: • формирования и организации МЧС России | Силы и средства МЧС России: • соединения, части и подразделения войск ГО РФ; • формирования ПСС России |
Силы и средства министерств, ведомств и территорий России: • формирования и организации ведомственных СНЛК и прилегающими территориями; • формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ; • формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России; • формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России; • формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России; • формирования и организации геофизической службы Российской академии наук; • формирования и организации Росгидромета; • формирования и организации Минатома РФ; • другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) | Силы и средства министерств и ведомств России: • ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, технические и иные формирования; • формирования ДПС ГИБДД МВД России; • формирования ВСМК; • формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; • формирования Росгидромета; • формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России; • другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) |
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать её невозможно, комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь.
Для ликвидации крупных ЧС используют силы постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:
• сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ;
• центральный аэромобильный спасательный отряд;
• поисково-спасательная служба МЧС России;
• центр по проведению спасательных операций особого риска;
• авиация МЧС России.
Основное подразделение экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера — Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причём как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. Есть малогабаритные спасательные вертолеты БО-15, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда раненых и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда существует свой госпиталь — аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развёртываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных автомобильных средств к экстренному выдвижению в район чрезвычайной ситуации практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на чрезвычайные ситуации самого различного характера.
Финансирование мероприятий РСЧС осуществляется за счёт бюджета и средств соответствующего уровня, страховых фондов и других источников. С этой целью создаются правительственный, ведомственные, территориальные, местные и объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов, накапливаемые соответственно за счёт средств федерального, территориальных и местных бюджетов, средств министерств, ведомств и организаций.
При недостаточности имеющихся ресурсов, сил и средств в установленном порядке привлекают резервы, силы и средства других органов исполнительной власти и организаций. В отдельных случаях при ликвидации ЧС и её последствий может быть образована Правительственная комиссия Российской Федерации по ликвидации ЧС.
В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, условий её распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из режимов функционирования РСЧС:
• режим повседневной деятельности;
• режим повышенной готовности;
• режим чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности применяют при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В режиме повседневной деятельности проводят следующие основные мероприятия:
• наблюдение и контроль состояния окружающей природной обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
• планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
• совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
• создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
• осуществление целевых видов страхования.
Режим повышенной готовности применяют при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
В режиме повышенной готовности проводят следующие основные мероприятия:
• принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации;
• усиление дежурно-диспетчерской службы;
• усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
• принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
• приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации применяют при возникновении ЧС и на весь период её ликвидации. В режиме чрезвычайной ситуации проводят следующие основные мероприятия:
• организацию защиты населения;
• выдвижение оперативных групп в район ЧС;
• организацию ликвидации ЧС;
• определение границ зоны ЧС;
• организацию работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
• осуществление непрерывного контроля состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
Полный объём мероприятий, соответствующих каждому режиму, определён в «Положении о РСЧС».
Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимает тот орган государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органы управления, уполномоченные на принятие такого решения, — Федеральное правительство, администрации республик, краёв, областей, автономных образований, районов и городов Российской Федерации соответственно.
При угрозе войны или с её началом РСЧС передаёт свои полномочия Гражданской обороне страны. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляют планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в том числе МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объём и содержание указанных мероприятий определяют исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Приоритетная задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Она предусматривает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе мероприятий медико-санитарного обеспечения населения.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — эффективная структура, непосредственно обеспечивающая безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
22
studfiles.net
Что такое рсчс определение расшифровка понятия
/ 11.11. РСЧС
Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
27.12.1990: постановление 606 «Об образование российского корпуса спасателей гос. комитета РСФСР
Лето 1991: переименование в госкомитет РСФСР по ЧС
Цели:
-
Прогнозирование
-
Предотвращение и ликвидация последствий ЧС
-
Координация органов в экстремальных ситуациях
-
18.04.1992: положение о российской системе предупреждения и действий в ЧС мирного и военного времени
-
1994: преобразование в РСЧС, затем в министерство
-
МЧС РФ
-
января 1994: преобразовано в министерство
-
ноября 1995: выбрали 27 декабря днем спасателей
-
Защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного или иного характера
-
Обеспечения в мирное время защиты населения, территорий, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства
-
РСЧС — объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
-
Цель создания: объединение усилий всех вышеперечисленных органов, организация, учреждений и предприятий, их сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС
-
Задачи:
-
1. Создание правовых и экономических норм для защиты населения и территорий в ЧС
-
2. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения
-
3. Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС
-
4. Подготовка населения к действиям при ЧС
-
5. Прогнозирование, оценка социальных и экономических последствий ЧС
-
6. Создание финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС
-
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС
-
Международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС
-
Органы управления
-
Силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, городов, районов
-
Организации, учреждения и предприятия, решающие вопросы защиты населения и территорий от ЧС
-
РСЧС состоит из 2- х подсистем:
-
Территориальные подсистемы (в субъектах федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий)
-
Функциональные подсистемы (создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы ??????
-
Уровни РСЧС:
-
Федеральный
-
Межрегиональный (несколько субъектов)
-
Региональный
-
Муниципальный
-
Объектовый
-
Органы управления системы РСЧС:
-
Координирующие органы
-
Органы управления
-
Органы повседневного управления (НЦУКС — национальный центр управления в кризисных ситуациях — федеральный уровень)
-
Силы и средства ликвидации ЧС
-
Системы связи, оповещения, информационного обеспечения
-
Резервы финансовых и материальных ресурсов
-
Силы и средства:
-
Силы наблюдения и лабораторного контроля
-
Силы и средства ликвидации ЧС
-
Режимы РСЧС:
-
Повседневной деятельности ((при нормальном производственной, радиационной, химической, биологической обстановке, при отсутствии эпидемий) — наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС)
-
Повышенной готовности (выявление причин ухудшения обстановки, усиление дежурно-диспетчерской службы, принятие мер по защите населения и окружающей среды, подготовка сил и средств)
-
ЧС (защита населения, выдвижение оперативных групп в район ЧС, определение границ зоны ЧС, ликвидация ЧС, обеспечение работы объектов экономики, непрерывный контроль за окружающей средой в районах ЧС)
-
Документы, регулирующие поведение людей в ЧС:
-
Федеральный закон 68 «О защите население и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
-
Постановление 794 «О РСФС»
-
Постановление 924 » О силах и средствах РСЧС»
StudFiles.ru>
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
Основные задачи РСЧС:
■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
■ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
■ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ подготовка населения к действиям в ЧС;
■ организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
■ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
■ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ ликвидация ЧС;
■ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты
■ международное сотрудничество в области защиты населения
и территорий от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Рис. 1.1. Организационная структура РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также ПОРЯДОК ИХ деятельности определяются положениями о них.
Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:
■ повседневной деятельности;
■ повышенной готовности;
■ чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности используется при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
В этом режиме осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.
Режим повышенной готовности — функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.
В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливаются дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, увеличению запасов материально-технических средств, повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования гражданской обороны (ГО), предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.Режим чрезвычайной ситуации — функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.
В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения.
В район ЧС:
■ выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;
■ направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
■ принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших;
■ усиливается постоянный контроль за- состоянием окружающей среды в районе ЧС;
§ приводятся в готовность защитные сооружения для приёма укрываемых.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы РСЧС:
■ на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
■ на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
■ на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению й ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
■ на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ТО, которыми являются:
■ на межрегиональном — региональные центры;
■ на региональном — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
■ на муниципальном — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
■ на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
К органам повседневного управления РСЧС относятся:
■ центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
■ центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
■ центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
■ единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
■ дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС и организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.
Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством Российской Федерации, а в территориальных подсистемах — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Силы и средства РСЧС подразделяются таким образом (рис. 1.3):
■ силы и средства наблюдения и контроля;
■ силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием Окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об оюстоновке, осуществляют её прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В состав этих сил входят соединения и части Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организациями Российской Федерации.
Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросы и задания
1. Для чего предназначена система РСЧС?
2. Перечислите основные задачи РСЧС.
3. Какие подсистемы входят в состав РСЧС? Каковы их состав и задачи?
4. Перечислите режимы функционирования РСЧС. Какие мероприятия включает в себя каждый из них?
5. Какие органы РСЧС относятся к координирующим?
6. Какие органы являются органами повседневного управления РСЧС? Перечислите их задачи.
7. Какие силы и средства входят в состав РСЧС?
8. Для чего предназначены силы и средства наблюдения и контроля?
9. Для чего предназначены силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС? Перечислите их состав.
studopedia.ru>
Как расшифровывается РСЧС?
У м к а
Аббревиатура «РСЧС» включает в себя только два первых и два последних слова от полного наименования, которое звучит следующим образом
Как видим, силы, задачи и цели данной системы в первую очередь направлены на защиту населения РФ от опасностей, которые несут в себе чрезвычайные ситуации.
Сейчас же данная система именуется, как
Владсандрович
РСЧС — это аббревиатура, которая расшифровывается как Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
История ее создания, датируется восемнадцатым (18) апреля 1992. Однако, данное название относится к временам перестройки и как и все в то время, оно было не прочным и в дальнейшем, подверглось изменениям.
В нашу эру новым наименованием этой организации, стала аббревиатура в ее расшифровке : Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Целевая направленность данной организации, сводится к тому, что бы решать проблемы связанные с природными и техногенными катастрофами, так как в России они в силу ее обширной территории, в некоторых зонах, бывают очень часто. Есть в РФ, даже специальный факультет в Вузах, где людей обучают нужным для этого знаниям, доводя их до высшего образования как специалистов.
Hotmilk
Аббревиатура РСЧС означает:
*
Предназначение РСЧС в защите и предупреждении населения, территорий от чрезвычайных ситуаций как природного,так и техногенного характера. Объединяет в себе силы и средства федеральных органов, органов местного самоуправления, занимаются организаций решением вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Помощни к
Те, кто не знают, не смогут расшифровать эту аббревиатура, потому что сейчас она уже абсолютно не соответствует своему теперешнему названию. Раньше расшифровка РСЧС была такой:
Но после множеств бедственных ситуаций в России решили провести реформу, а заодно и изменить название — и вот новая расшифровка РСЧС:
Так что правильно было бы называть не РСЧС, а ЕГСПЛЧС, но это неудобно.
Foxanoreth
РСЧС расшифровывается как — Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. После переименования эта организация называется как Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эта государственная организация занимается различными катастрофами, как природного, так и техногенного характера.
Michei
Аббревиатура РСЧС расшифровывается как Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ещё её называют Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Tico
Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Функции её весьма многообразны. Собственно это система мониторинга возможных опасностей и ликвидации их при возникновении. Это защита территорий, людей, материальных ценностей, ликвидация последствий как природных и техногенных аварий, так и последствий военных конфликтов и гуманитарных катастроф. Подробнее думаю можно посмотреть на сайте МЧС..
Terli4eno4ka
Аббревиатура РСЧС расшифровывается как Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
РСЧС предназначена для предупреждения граждан об возникновении опасных ситуаций и создания сил быстрого реагирования, в случае возникновения опасных ситуаций.
РСЧС занимается множеством вопросов, охватывающих все экономические сферы РФ: предупреждением и устранением последствий стихийных бедствий и катастроф, решением экологических проблем и вооруженных конфликтов, отправкой гуманитарной помощи нуждающимся в ней регионам и странам, информированием граждан о текущем состоянии экологии и случаях возникшей опасности.
Zorroo
РСЧС — это «Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Была создана 18 апреля 1992. Сейчас называется несколько по-другому: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Целью является предупредить природные и техногенные катастрофы и ЧС и защитить граждан РФ от них. Система работает в рамках деятельности МЧС.
Novasagova
Система РЧСЧ была создана еще восемнадцатого апреля 1992 года, и переводится она как «Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Но, теперь все по-другому, на данный момент данное учреждение переименовали и оно называется «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Master key 111
Аббревиатура РСЧС расшифровывается как «Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» данная структура занимается тем что предупреждает природные, а так же техногенные катастрофы и ЧС, она защитить граждан РФ от них.
Пчела жужа
Аббревиатуру РСЧС можно расшифровать как: Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эта организация была создана 25 лет назад, с целью предотвращения и борьбы с различными чрезвычайными ситуациями.
bolshoyvopros.ru>
Какие задачи решает РСЧС?
Condorita
В соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются:
— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Danil maternovskiy
— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Читайте также
zna4enie.ru
Силы и средства РСЧС, основные задачи
Российской системе предупреждений и действий приходится решать в чрезвычайных ситуациях огромное количество задач во всех сферах деятельности: это и проблемы экологии, и оказание гуманитарной помощи тем, кто пострадал от стихийных бедствий, катастроф, аварий, вооружённых конфликтов как в России, так и за её пределами, это и информационное обеспечение зон ЧС, создание подразделений быстрого развёртывания, чтобы силы и средства РСЧС помогали людям во всех чрезвычайных ситуациях, где бы они ни произошли.
Ответственность
Руководят гражданской обороной в лице глав (руководителей) предприятий, организаций, учреждений, ведомств министерств, органов исполнительной власти в республиках, областях, краях, автономных образованиях, городах и районах, министерствах и ведомствах, в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от формы собственности. Силы и средства РСЧС находятся полностью в ведении этих людей.
Руководители по должности являются начальниками ГО и несут персонально ответственность за осуществление и организацию мероприятий ГО, за создание накопленных фондов коллективных и индивидуальных средств защиты и обеспечение сохранности их. Также они отвечают за все силы и средства РСЧС, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах, которые находятся на подведомственных объектах и территориях. Управления по делам ЧС и ГО созданы на основе бывших штабов ГО.
Структура
В структуру РСЧС включены ведомственные, функциональные и территориальные подсистемы. Территориальные — тех республик, которые находятся в составе РФ, краёв и областей — подразделены на звенья по административно-территориальному делению, а руководство — комиссии по ЧС или другие органы, которые должны выполнять их функции. Силы и средства РСЧС ими планируются, разрабатываются, затем осуществляют действия по предотвращению ЧС. Там же создаются и оснащаются силы для ликвидании возможных ЧС и их последствий. Действуют они самостоятельно, если масштабы ЧС не вышли за пределы территорий, находящихся под их ведомством. Рабочий орган каждой комиссии по ЧС (КЧС) — Управление по делам ЧС и ГО.
Что касается функциональных подсистем, то это органы управления, которым подчиняется весь состав сил и средств РСЧС министерств и ведомств. Они решают задачи непосредственно наблюдения и контроля относительно природной среды, следят за потенциально опасными объектами. В их компетенции создание резервных фондов, защита населения, локализация и ликвидация ЧС. Отдельные функциональные подсистемы могут включать в себя органы управления, а также силы РСЧС нескольких ведомств и министерств РФ со схожими или дополняющими друг друга задачами. Ведомственные же подсистемы созданы во всех министерствах и ведомствах для предупреждения ЧС на подведомственных объектах и ликвидации их.
Управление
Силы и средства РСЧС подразделяются на местный (территориальный), региональный и федеральный — эти три уровня функционируют в управлении РСЧС. Региональный уровень появился в связи с делением РФ на девять частей, он нужен для того, чтобы управлять войсками ГО, координировать взаимодействие территориальных, республиканских, краевых и областных органов власти при возникновении как местных, так и глобальных чрезвычайных ситуаций. Начальники ГО имеют аппарат — штабы, где работают и должностные лица, не освобождённые от основных обязанностей, и штатные работники.
Такой состав сил и средств РСЧС — штабы управления, которые имеют строго прописанные обязанности. Они организуют и обеспечивают непрерывное управление ГО при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах, своевременно оповещают службы, формирования, служащих, рабочих и всё население населённых пунктов, прилегающих к зоне возникновения ЧС, разрабатывают план гражданской обороны, осуществляют защиту трудового коллектива, обучают личный состав всех формирований гражданской обороны, а также рабочих и служащих. Силы ГО и РСЧС постоянно поддерживают готовность для действий в обстоятельствах любых чрезвычайных ситуаций.
Подразделение служб
Проведение спасательных работ подразумевает подготовку к разнообразной неотложной деятельности, для этого силы и средства РСЧС подразделяются на специальные соответствующие службы.
- Охрана общественного порядка.
- Связь и оповещение.
- Противопожарная служба.
- Аварийно-техническая служба.
- Медицинская служба.
- Служба убежищ и укрытий.
- Противохимическая и противорадиационная защита.
- Автотранспортная служба.
- Служба снабжения (материально-техническая).
Это самые необходимые образования, где участвуют силы РСЧС, но далеко не все. Их количество определяет начальник ГО того или иного объекта, учитывая специфику предприятий, наличие структурных подразделений и так далее.
Задачи
Чтобы выполнить основные задачи РСЧС, силы и средства должны быть направлены в первую очередь на организацию оповещения населения и информирование его, на защиту населения и проведение мероприятий по защите территории. Одновременно силы РСЧС ликвидируют чрезвычайную ситуацию. Затем нужно приступить к гуманитарной помощи населению. Главной задачей всегда остаётся постоянное проведение обучения населения, подготовка специалистов и руководящего состава.
Помимо этого, необходимо большое внимание уделять пропаганде роли, которую играют силы и средства системы РСЧС в безопасности региона и страны. Таковы основные задачи каждого подразделения ГО и ЧС. У федеральной исполнительной власти всегда есть специально подготовленные и аттестованные силы и средства ликвидации РСЧС, которые предназначены сугубо для предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций. Если использовать их как единую государственную систему, материальные и людские потери можно свести до минимума.
Наблюдение и контроль
Первое подразделение сил и средств ГО и ЧС занимается надзором за состоянием АЭС, мостов, котлов, газовыми и электрическими установками и другими важными объектами. Кроме этого, силы и средства наблюдения осуществляют от Министерства экологии контрольно-инспекционную деятельность, анализируют состояние потенциально опасных объектов и природной среды, несут ветеринарную службу, поддерживают сеть лабораторного контроля гражданской обороны, а также наблюдения за качеством пищевого сырья и продуктов питания. Здесь же находится служба предупреждения о стихийном бедствии.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Второе подразделение включает в себя соединения и части МВД, МО, МЧС, а также невоенизированные формирования гражданской обороны, силы и средства других министерств и ведомств, государственных органов или негосударственных, расположенных на территории РФ. Основой являются войска ГО, поисково-спасательные службы и части МЧС, находящиеся в постоянной готовности. В составе МЧС наряду со спасательными бригадами появляются и воздушно-десантные — мобильные и эффективные.
Спасательные отряды
Первое в стране формирование, которое состоит из высококлассных профессионалов, — аэромобильный Государственный Центральный спасательный отряд, оперативно реагирующий на техногенные и природные катастрофы. Он не только на территории страны снискал славу, но и за её рубежами.
На любой континент отряд прибывает быстро и в течение нескольких недель может работать автономно, помогая устранить последствия оползней, землетрясений и других стихийных бедствий. Людей извлекают из-под земли, обломков или руин и сразу оказывают медицинскую помощь. Отряд может дать одновременно несколько групп спасателей для разных регионов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.
Министерства и ведомства
Силы быстрого реагирования есть и у министерств, и ведомств: пожарные и восстановительные поезда у Министерства путей сообщения, например. МВД обеспечивает сохранность материальных ценностей и правопорядок в экстремальных ситуациях, охраняет важные объекты, организует, если нужно, пропускной режим или оцепление. МЧС ведает, помимо прочего, противопожарной службой, которая не только тушит пожары, но и устраняет последствия аварий на химических предприятиях, спасая людей и материальные ценности.
ФСБ обеспечивает государственную безопасность при чрезвычайных ситуациях на режимных объектах РФ и при оказании помощи другим государствам. Минздрав — подсистема РЧСЧ, тоже имеющая собственную службу экстренной помощи при ЧС. Минатом, Минтопэнерго, Министерство сельского хозяйства тоже располагают силами и средствами РСЧС в виде контролирующих обстановку на территориях потенциально опасных объектов, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций, располагают лечебницами, лабораториями.
РОСТО
Правоприемница ДОСААФ — РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) — тоже является учредителем ассоциации спасательных формирований, среди которых группы и отряды добровольных спасателей — парашютно-десантные, аэромобильные, подводные, автотранспортные, связисты. Все субъекты РФ создают и оснащают силы и средства РСЧС. В каждом городе, районе, на каждом объекте есть свои подразделения ГО и ЧС. Где бы ни произошли авария, стихийное бедствие или катастрофа, силами и средствами РСЧС можно распорядиться мгновенно.
fb.ru