Российское избирательное право – 17. Избирательное право и избирательный процесс в рф.

17. Избирательное право и избирательный процесс в рф.

Понятие избирательного права.

Термин «.избирательное право» имеет два значения:

— в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

— в субъективном смысле — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Основные принципы избирательного права.

Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.

Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

Цензы избирательного права и ограничения избирательного права. Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

Рассмотрим следующие виды цензов.

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. 18

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня:

выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на

одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру

регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства,

он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

studfiles.net

Российское избирательное право

В избирательном законодательстве России главным является Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях). Он действует с 1997 года, хотя в новой, нынешней, редакции был принят в 2002 году. В самом тексте этого Федерального закона говорится о том, что по отношению к другим законам, которые регламентируют избирательную деятельность и предвыборную кампанию, он является основным. Это означает, что в том случае, когда другие нормативные акты противоречат Закону об основных гарантиях, то действует последний.

В 1999 году были приняты новые редакции федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

и «О выборах Президента Российской Федерации». В дополнение к ним в каждом субъекте федерации существуют свои законы о выборах местных губернаторов (президентов) и органов власти. Все они составляют законодательную базу для деятельности средств массовой информации во время предвыборной кампании.

Избирательное законодательство вводит ряд существенных для СМИ терминов. Важнейшим здесь является понятие предвыборной агитации. В России нет закона о политической рекламе (см. об этом главу VIII), хотя сама такая реклама, естественно, существует. Как провести границу между политической рекламой и предвыборной агитацией, с тем чтобы законодательство о выборах не вмешивалось в не свойственный ему предмет регулирования и в то же время не происходило бы нарушений правил предвыборной агитации под прикрытием того, что это – политическая реклама, не имеющая отношения к выборам?

Этот вопрос не праздный. В мае – июне 1999 года, когда ещё не была объявлена дата голосования в Государственную Думу, но все понимали, что предстоят выборы, на нескольких каналах общероссийского телевидения появились рекламные ролики либерально-демократической партии России (ЛДПР) и некоторых других политических партий. Вскоре после этого Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК), основной государственный орган, который следит за правильностью проведения выборов в стране, объявила предупреждение лидерам политических партий, заявив, что эти партии не будут зарегистрированы для участия в выборах, «если не прекратится предвыборная агитация». Партийные лидеры попытались возразить на это, утверждая, что речь идёт не о предвыборной агитации, а о политической рекламе. Видимо, в этом с ними можно согласиться: в роликах не призывали голосовать за ту или иную партию, а лишь рекламировали образ самих партий и их лидеров. В любом случае для решения конфликта необходимо исходить из чёткого определения термина «предвыборная агитация» в законодательстве, особенно при отсутствии в нём понятия политической рекламы.

По Закону об основных гарантиях предвыборная агитация трактуется как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов, против них либо против всех кандидатов.

И Закон об основных гарантиях, и Закон о выборах депутатов в Государственную Думу устанавливают рамки участия средств массовой информации в избирательном процессе. Заметим, что кроме участия в предвыборной агитации СМИ играют ещё одну важную роль. Представители средств массовой информации вправе участвовать в работе избирательной комиссии (естественно, в качестве наблюдателей), присутствовать при подсчёте голосов, подписании протоколов, а также получать копии соответствующих документов. На заключительных этапах голосования журналисты фактически выступают представителями широкой общественности, контролёрами, в частности, их присутствие при подсчёте голосов чрезвычайно важно для того, чтобы выборы признавались справедливыми и подсчёт голосов – правильным. Подобные права есть и у представителей политических партий, кандидатов, международных и иностранных наблюдателей.

studfiles.net

V-5. Избирательное право РФ.

1. Понятие избирательного права.

Избирательное право, в объективном смысле — это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в при осуществлении избирательного процесса.

Избирательное право, в субъективном смысле — это возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Активное избирательное право — это субъективное право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти.

Пассивное избирательное право — это субъективное право граждан быть избранными в органы государственной власти.

2. Принципы избирательного права.

Принципы избирательного права Российской Федерации:

— Всеобщее избирательное право

— Прямое избирательное право

— Равное избирательное право

— При тайном голосовании

— Добровольность участия в выборах

— Гласность при осуществлении избирательного процесса

— Гарантированность выборов

3. Понятие избирательной системы.

Избирательная система — это совокупность общественных и государственных институтов, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

4. Виды избирательных систем.

Виды избирательных систем:

1) Мажоритарная избирательная система:

— Избирательная система относительного большинства

— Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

2) Пропорциональная избирательная система

5. Понятие избирательного процесса.

Избирательный процесс — это совокупность избирательный процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

6. Понятие стадий избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса — это определенные этапы реализации избирательных процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

 

7. Стадии избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса:

— назначение выборов

— образование избирательных округов и избирательных участков

— регистрация избирателей

— создание избирательных комиссий разных уровней

— выдвижение и регистрация кандидатов

— проведение предвыборной агитации

— процесс голосования

— подведение итогов голосования

— опубликования итогов голосования



< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:


allstatepravo.ru

Избирательное право в РФ

СОДЕРЖАНИЕ :

Стр.

I. Введение………………………………………………………………… 2

II. Избирательное право:

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3

2. Избирательная система и избирательное право……………………… 4

3. Принципы избирательного права………………………………………6

4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9

III. Реализация избирательного права:

1. Законодательство о выборах……………………………………………10

2. Порядок проведения выборов…………………………………………. 11

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13

IV. Заключение……………………………………………………………… 14

V. Список литературы……………………………………………………… 15

I . ВВЕДЕНИЕ.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако

ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы — это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды .

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

2. Избирательная система и избирательное право .

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения – карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

— Президента РФ;

— Депутатов Государственной Думы;

— Глав администраций субъектов РФ;

— Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

— Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

3. Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы – 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.

mirznanii.com

Российское избирательное право

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская академия Министерства юстиции Российской Федерации»

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Конституционное (государственное) право России»

Тема «Российской избирательное право»

Выполнила: студентка 1 курса 38В группы

сокращенного срока обучения

Саратов, 2008

Содержание

Глава 1. История избирательного права России……………………………………………………… 6

1.1 Дореволюционное законодательство о выборах……………………………………………….. 6

1.2 Избирательное право в советской России…………………………………………………………. 8

1.3 Современный этап развития избирательного законодательства………………………. 11

Глава 2. Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и пути реформирования………………………………………………………………………………………………………….. 15

2.1. Понятие и этапы избирательного процесса……………………………………………………. 15

2.2 Российское избирательное законодательство на пути реформирования…………… 19

Заключение…………………………………………………………………………………………………………. 23

Список используемой литературы……………………………………………………………………….. 25

Введение

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве действенного и функционирующего института формирования представительных основ народовластия. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, которое сопровождается активным поиском и практическими проверками юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан как избирать, так и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Становится очевидным, что выборы — не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования.

Подтверждение можно найти в международном праве — статья 21 Всеобщей декларации прав человека ООН (от 10 декабря 1948 года) гласит[1] :

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем, равном избирательном праве путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования.

Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН 1966 г. (статья 25)[2] .

Каждый гражданин должен иметь право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Выборы — это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов[3] . Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чисто формальный, декоративный характер. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока, политической группы[4] . Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, уровень развития страны.

Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования – федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры.

В Конституции Российской Федерации, в отличие от многих зарубежных, не содержится специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы отражены в статье 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (статья 81), Федерального Собрания (статья 97), Местного самоуправления (статья 130)[5] . Данные конституционные нормы получили свою дальнейшую конкретизацию в федеральном законодательстве.

Избирательные права граждан — одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования[6] . Необходимо отметить, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов национального права и входит в составную часть конституционного права.

Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория — это институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права, которые регулируют общественные отношения), деятельность субъектов, принципы и правила поведения, устанавливающие их права и обязанности в сфере осуществления прав. Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, одну из наиболее значимых его подотраслей и регулирует общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Глава 1. История избирательного права России

1.1 Дореволюционное законодательство о выборах

Сегодня практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Российское избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя дореволюционное, советское и современное избирательное право[7] .

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании представительного высшего органа — Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907г.г.

6 августа 1905 года Николай II подписал Манифест «О выборах в Государственную Думу». Обращаясь к народу, царь пояснял: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям, призвать выборных людей от всей земли русской к деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему представляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов»[8] .

Основными законодательными актами, определившими порядок выборов в Государственную думу, были: Положение «О выборах в Государственную думу» (от 6 августа 1905 года), Правила «О применении и введении в действие Учреждения Государственной думы» (от 6 августа 1905 года) и Положение «О выборах в Государственную думу» (от 6 августа 1905 года)[9] .

По Положению 6 августа 1905 года в выборах не участвовали:

1. Лица моложе 25 лет.

2. Лица женского пола.

3. Обучающиеся в учебных заведениях.

4. Воинские чины, состоящие на действительной службе.

5. «Бродячие инородцы», иностранные подданные.

6. Судимые (если они не были оправданы) за преступные деяния, влекущие лишение или ограничение прав, либо исключение со службы, а равно за кражу мошенничество, укрывание похищенного, покупку краденого и т.п.

Кроме того, лишались права участвовать в выборах лица, лишенные духовного сана или звания «за пороки»; исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам сословий, «к которому принадлежат»; осужденные за уклонение от военной обязанности[10] . Статья 8 Положения «О выборах в Государственную Думу» (от 6 августа 1905 года) запрещала участие губернаторов, вице-губернаторов, градоначальников и их помощников «в пределах подведомственной им местности» в выборах. Активного и пассивного избирательного права лишались и граждане, «занимающие полицейские посты в данной губернии или городе» (в том числе, сотские и десятские среди крестьян)[11] . 17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этим манифестом Россия получила буржуазные свободы – слова, печати, личности, совести, собраний и союзов. Также в манифесте говорилось следующее: «Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку» и «установить, как незыблемое право … чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действенного участия в надзоре за законностью действий постановленных от нас властей»[12] .

mirznanii.com

Российское избирательное право — часть 2

11 октября 1905 года было декларировано вручение избирательного права рабочим. Но им наделялись только рабочие на предприятиях фабрично-заводской и горной промышленности с числом не менее 50 человек.

В Положении «О выборах в Государственную Думу» (от 6 августа 1905 года) оговаривались определенные ограничения для избрания непосредственно в Государственную думу. Ими не могли стать лица, не знающие русского языка, а также занимающие на гражданской службе должность с «определенным окладом содержания». Желающие попасть в Думу, говорилось в Положении, должны были отказаться от своего места на службе[13] . Закон отказывал в участии в выборах лицам, не внесенным в избирательные списки или утратившими до начала выборов избирательный ценз.

По Правилам «О выборах» (от 18 сентября 1906 года), лица, входящие в состав уездных и губернских комиссий по делам о выборах, не должны были принимать участия в разрешении жалоб на их действия.

Подводя итог анализа данного периода развития избирательного права России можно сказать, что хотя в вышеозначенное время избирательные права принадлежали очень немногим, и существовало огромное количество противоречий и неясности, нужно отдать должное самой идее передачи народу избирательных прав. Эта эпоха дала необходимый толчок для последующего развития избирательного права.

1.2 Избирательное право в советской России

Принятая после Октябрьской революции 1917 года Конституция РСФСР 1918 года провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Избирательному праву отведен четвертый раздел Конституции. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного труда. Следует отметить, что по Конституции 1918 года избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству. Также установлены официальные дни выборов, и их порядок.

Принятие Конституции РСФСР 1925 года внесло незначительные изменения в избирательные права. В отличие от Конституции 1918 года не лишались избирательных прав лица, состоящие под опекой, а также монахи и служители культов, для которых это занятие не является профессией. А также упразднены главы о производстве, проверке и отмене выборов.

Конституция СССР 1936 года существенно изменила избирательную систему. Впервые в истории советских конституций, содержала отдельную главу «Избирательная система». Выборы производились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности[14] . С вступлением в силу Конституции СССР 1936г. произошли изменения в процедуре проведения выборов: ступенчатые выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.

Конституции СССР 1977 года РСФСР 1978 года также содержали главы, закрепляющие избирательные права граждан. Приняты следующие преобразования: установлен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР – 21 год, не допускается контроль за волеизъявлением избирателей, граждане не могут быть лишены в судебном порядке избирательных прав.

В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституциями были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на других уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, и в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально.

Следующий шаг по пути реформирования избирательного законодательства был сделан с принятием Закона РСФСР «О выборах народных депутатов» (от 27 октября 1989 года). В нем были закреплены: открытость и гласность осуществления избирательных процедур, выдвижение и регистрация неограниченного числа кандидатов, их равенство при проведении предвыборной агитации. Установлена ответственность кандидата за нарушение им норм избирательного законодательства. Также мы считаем необходимым выделить Закон «О выборах Президента РСФСР». В законе впервые четко закреплены источники финансирования выборов Президента РСФСР.

Выборы, по сути, в это время являлись механизмом сохранения и поддержания монополии одной политической партии на власть в стране в условиях постепенной демократизации общественной жизни.

Именно этот в этот период был заложен ряд принципов, которые в будущем были востребованы и закреплены в российской избирательной системе: свободное выдвижении и обсуждение кандидатур, включение в избирательный бюллетень неограниченного числа кандидатов, гласность и открытость итогов голосования, введение сбора подписей в поддержку кандидатов и многое другое.

1.3 Современный этап развития избирательного законодательства

Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов — согласно Указу Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» (от 21 сентября 1993 года).

События 3-4 октября 1993 года выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны — Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем).

Таким образом, после принятия Конституции РФ на референдуме в 1993 году избирательное законодательство динамично развивается, что свидетельствует о растущем значении выборов и для государства, и для общества. Развитие избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях: увеличивается общее количество законодательных актов, существенно расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов.

Вступление в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (от 10 декабря 1994 года) определило основные направления развития избирательного законодательства России на ближайшие годы и открыло путь к принятию федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы, Президента, а также законов субъектов РФ о выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти. Мы не будем останавливаться отдельно на каждом законе, а отметим наиболее позитивные стороны развития избирательного законодательства периода 1993-1999 годов. Начало означенного периода не повлекло серьезных изменений по сравнению с предыдущим этапом. Стоит отметить лишь отмену сбора подписей, а также сохранение одномандатных избирательных округов в субъектах Российской Федерации. Однако, уже с 1995 года, избирательное законодательство начинает динамично развиваться. Появилось новое определение избирательных объединений, впервые схема избирательных округов утверждена в федеральном законе, усложнялась процедура выдвижения кандидата. Также сильно усложнилась процедура выдвижения кандидата на пост Президента. Это произошло в свете принятия 17 мая 1995 года федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Установлены жесткие рамки ведения предвыборной агитации. Также значительное влияние было уделено финансированию выборов.[15]

Избирательные компании 1995-1996 годов выявили ряд недостатков законодательства, в соответствии с чем 20 марта 1996 года была создана Рабочая группа по подготовке проектов законодательных актов по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации. Результат — принятие новых федеральных избирательных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи граждан в референдуме Российской Федерации» (от 30 сентября 1997 года), «О выборах депутатов Государственной Думы» (от 2 июня 1999 года), «О выборах Президента Российской Федерации» (от 1 декабря 1999 года).

Федеральные выборы 1999-2000 гг. проходили по обновленной правовой системе их результаты показали эффективность законодательного регулирования федеральных избирательных компаний. Вместе с тем они выявили ряд проблем в сфере агитации и финансирования выборов.

Была создана Рабочая группа для подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства о выборах. Результатом работы стал доклад «О совершенствовании законодательства о выборах», который был заслушан участниками парламентских слушаний в Государственной Думе 16 октября 2000 года. Изменения избирательного законодательства предусматривались по следующим основаниям: учет избирателей, обеспечение прав избирателей; выдвижение кандидатов, список кандидатов партий; предвыборная агитация; финансирование выборов; ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Концептуальные положения доклада рабочей группы были реализованы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (от 12 июня 2002 года).

mirznanii.com

Российское избирательное право — часть 3

В настоящее время федеральное избирательное право представлено следующими законодательными актами:

1. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[16] ;

2. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»[17] ;

3. Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[18] ;

4. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».[19]

5.Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[20]

Кроме того, значительную часть избирательного права России, в силу ее федеративного устройства, составляет избирательное законодательство субъектов РФ. В частности, в Саратовской области действуют следующие избирательные законы:

1. Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы)[21] ;

2. Закон Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»[22] .

В указанных нормативных документах закрепляются наиболее важные права и свободы, которые свойственны всем наиболее демократически развитым государствам мира. По сравнению с двумя предыдущими этапами избирательное право приобрело наибольшую значимость, как для государства, так и для его народа.

Таким образом можно сказать, что история развития избирательного права России носит в целом позитивный характер, о чем свидетельствует то, что с одной стороны, избирательное право регулирует публично-правовые отношения, представляет собой систему правовых норм и как подотрасль конституционного права является неотъемлемой частью избирательной системы, а с другой стороны, избирательное право представляет собой реальную субъективную возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Глава 2. Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и пути реформирования

2.1. Понятие и этапы избирательного процесса

Подготовка и проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в правовом аспекте выражается в избирательном процессе, протекающем во времени и в пространстве. Избирательный процесс, будучи сложным многоэтапным явлением правовой действительности, оформляется в законодательстве и реализуется на практике как система последовательно сменяющих друг друга стадий (этапов), выполняющих промежуточные задачи и функции на пути к конечной цели процесса — формированию выборных органов публичной власти и их легитимации. Таким образом, стадии составляют живую ткань избирательного процесса.

Исследование избирательного процесса начнем с анализа высказанных в научной литературе позиций о понятии и признаках юридического процесса. Эти вопросы рассматривались преимущественно в разрезе традиционных гражданского, уголовного, административного процессов, в трудах А.Н.Абрамова, Д.Н. Бахраха, Ю.Н. Осипова, И.В. Пановой, а применительно к избирательному процессу — в исследованиях Ю.А. Веденеева, Ю.А. Дмитриева, В.Б. Исраеляна, С.Д Князева, Е.В. Корчиго, В.Г. Крупина, В.И. Лысенко, М.В. Масловской, Е.Н, Хрусталева, М.Ф. Чудакова и других ученых.

В специальной литературе представлены различные определения и признаки стадии юридического процесса — от лаконичных (С.Н. Абрамов, Ю.К. Осипов) до развернутых (И.В. Панова, Д.Н. Бахрах, М.В. Масловская, Е.В. Корчиго).

Е.В. Корчиго, исследовавшая эту проблему также применительно к избирательному процессу, выделяет следующие признаки процессуальной стадии:

1. завершенность, которая характеризуется наличием собственной самостоятельной цели и получением определенного правовой нормой результата;

2. особый круг субъектов и специфика их процессуального статуса;

3. особый круг юридических фактов;

4. особый круг избирательных действий и процедур, совершаемых в определенной последовательности в рамках данной стадии.

На основе указанных признаков юридического процесса, которые, по ее мнению, присущи и избирательному процессу, но не исключают наличие его собственных отличительных признаков, автор дает следующее определение стадии избирательного процесса: «Стадия избирательного процесса — это обособленная во времени совокупность избирательных действий и процедур, объединенных собственной самостоятельной целью и направленных на достижение предусмотренного процессуальной нормой избирательного права результата, обеспечивающего достижение общей цели избирательного процесса, и характеризующаяся особым крутом субъектов и оснований их (действий и процедур) совершения»[23] .

Представляется, что исследователю удалось выявить как общие, так и отличительные признаки стадии избирательного процесса и предложить достаточно полное определение, отражающее его сущность и характерные признаки.

По проблеме общего перечня и классификации стадий избирательного процесса высказаны самые различные мнения. Отметим лишь основные позиции ученых.

Е.А. Хрусталев, один из первых обратившихся в новое время к проблемам избирательного процесса, разделяет его на девять стадий.[24] С.Д. Князев, весьма плодотворно участвующий в научной разработке проблем избирательного права и процесса, выделяет пять основных и три факультативных стадии.[25]

Сторонниками излишнего дробления избирательного процесса являются В.В. Маклаков и М.Ф. Чудаков, каждый из которых выделяет по двенадцать стадий.

Следует отметить, что встречаются и укрупненные варианты трактовки стадий избирательного процесса. Так, В.Г. Крупин делит его всего на три стадии: 1) организацонно-подготовительная; 2) реализация пассивного избирательного права; 3) реализация активного избирательного права[26] .

В учебнике для вузов по избирательному праву и процессу, вышедшем в свет в 1999 году названы пять основных стадий избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3)выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4)предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. К факультативным стадиям отнесены: проведение повторного голосования; повторных выборов; выборов депутатов вместо выбывших; новых выборов[27] .

В новом учебнике под тем же названиемв перечень стадий избирательного процесса авторами существенных изменений не внесено, кроме изменения названия четвертой стадии, которая несколько расширена и представлена как информационное обеспечение выборов и предвыбор­ная агитация, и исключения из перечня факультативных стадий стадии проведения новых выборов[28] .

Расширение четвертой стадии избирательного процесса за счет информационного обеспечения выборов, с нашей точки зрения, не отражает реалии, ибо информационное обеспечение выборов по своему функциональному назначению не относится к какой-либо стадии избирательного процесса, а является постоянной функцией, сопровождающей все стадии процесса, начиная от опубликования акта о назначении выборов до обнародования их результатов. Что же касается изъятия из перечня факультативных стадий стадии проведения новых выборов, то оно, по нашему мнению, сделано совершенно правильно, ибо новые выборы образуют новый избирательный процесс со всеми его стадиями.

Одной из наиболее приближенных к избирательному законодательству является точка зрения Биктагирова Р.Т.[29] .Он выделяет следующие основные стадии российского избирательного процесса:

формирование организационно-технологической основы (инфраструктуры) выборов;

выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;

предвыборная агитация;

голосование избирателей, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование,

а также одну факультативную стадию — повторное голосование.

В условиях отсутствия в российском избирательном законодательстве нормативного определения избирательного процесса и его стадий все вышеприведенные позиции ученых-юристов относительно числа и наименования стадий избирательного процесса представляют собой доктринальную трактовку исследуемого предмета. Каждая концепция в целом обогащает представления об избирательном процессе, а потому имеет право на существование, хотя и отражает личную позицию ее автора.

2.2 Российское избирательное законодательство на пути реформирования

В настоящее время продолжается процесс реформирования избирательного законодательства. Так в своем Послании 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации наметил конкретные действия в отношении изменения избирательного законодательства.Предлагается принять меры по повышению уровня и качества народного представительства во власти. По итогам выборов 2007 года депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проголосовало более 90% избирателей. Но при этом почти 5 миллионов человек отдали голоса партиям, которые в Государственную Думу не попали. Эти люди не получили представительства на федеральном уровне, хотя и проявили гражданскую активность, приняв участие в голосовании. Таким образом предлагается дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии. Избирательные объединения, получившие от 5 до 7% голосов, могли бы рассчитывать гарантированно на 1-2 депутатских мандата. Такая схема позволит, с одной стороны, сохранить систему поощрений и укрепления крупных партий, а с другой – дать парламентскую трибуну малым партиям, представляющим интересы достаточно значительного числа людей.

mirznanii.com