Роль права в процессе функционирования и развития политической системы – § Значение и роль права в политической системе

§ Значение и роль права в политической системе

Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения.

1. Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества.

2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.

3. Право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.

4. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой – переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.

5. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.

6. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.

Варіант №20 Завдання№3

§ Понятие гражданского общества

Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Так, в древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех…». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Это продолжалось достаточно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI–XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи:

а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К первому он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

а) из системы государственных институтов;

6) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

studfiles.net

Право в политической системе общества

Понятие политической системы общества

Определение 1

Политическая система общества – это организованная на объединенном нормативными ценностями базисе совокупность взаимных действий, то есть отношений политических субъектов, которые связаны с осуществлением властных полномочий и управленческими действиями в обществе.

Исследуемое понятие соединяет различные действия, взаимные отношения групп, наделенных властными полномочиями, а так же подвластных, управляемых и управляющих, подчиненных и господствующих. Система занимается теоретическим обобщением деятельности и взаимосвязанности организованных форм властных отношений — государственных и других институтов и организаций, а также политических и идеологических норм и ценностных ориентировав, которые регулируют политическую жизнедеятельность членов такого общества.

Понятие политической системы обозначило характерные для конкретного общества структуры политических отношений и типы политических процессов.

Основные формы политических систем:

  • Теократия;
  • Демократизм;
  • Тоталитаризм
  • Авторитаризм

Значение права в политической системе общества

Замечание 1

Право относится к числу не только наиболее важных, но и самых сложных явлений общества. Еще римскими юристами обращалось внимание на то, что оно не может быть исчерпано каким-то единственным признаком либо значением

Право представляется совокупностью общеобязательных поведенческих правил, которые установлены или санкционированы государством. За их нарушение используются разнообразные меры государственного воздействия.

Значение права в системе политики общества позволяет уяснять следующие аспекты их соотношений.

Право является результатом деятельности общества, человека и государства, который обозначает пределы человеческой свободы. В государственном организованном обществе эти грани (пределы) свободы закрепляются в нормативных официальных документах, обеспечиваютсясилами государства и авторитетностью общества.

Право проносит в себе социальный ценностный потенциал, являясь одной из составных частей основания нормативности функционирования и организации общества. В его границах могут учреждаться образовываться институты политики, выделяются полномочия элементов структурирования политической системы. В правовом образе выражаются отношения по отношению к государственной власти, взаимной связи меж государственных органов, партиями политической сфере, общественными соединениями и гражданами, с иными государствами. Проще говоря, право выступает в образе целесообразного и высочайше эффективного средства урегулирования самых важных общественных отношений.

Право является своеобразным аккумулятором волевых стремлений:

  • отдельных индивидов;
  • социальных группировок;
  • многочисленных классов и социальных слоев;
  • всего общества в целом.

В праве образуется верховный консенсус, то есть согласие, всех волевых структур, который определяет меры свободы любого человека и воссоединения в обществе. В силу собственнойсистемности и структурированности право может аккумулировать в себе устремления воли на разнообразных ступенях общественного организма, поэтому выступать формой реализации социальной политической автономии людей, их коллективных образований, религиозных и национальных совокупностей.

Право обладает ролью опосредующего и связующего звена меж политической системой и гражданским сообществом. С одной стороны, оно абсорбирует и собирает различную социальную информацию, значимую в юридическом и политическом плане, а с другой – занимается переводом политических требований на язык определенных строгим образом и обеспеченных государством правил поведения, создает формы процедурного претворения их в человеческую деятельность. В текстах нормативных правовых актов типично сочетаются юридическая и общая политическая оценка регулируемых отношений общества, что является очень важным для правильного понимания и применения законодательства, закрепления законности и правового порядка в государстве.

Право — это необходимый стабилизирующий фактор системы политики. Стабильность и упорядоченность отношений в политической сфере, которая регулируется правом, обеспечиваются тем, что правовые нормы не обладают одномоментным характером. Они рассчитываются на длительное по времени существование, и реализуются в строгих регламентированных процессуальных формах.

Замечание 2

Источниками права являются не одни лишь нормативные государственные акты, но так же прецеденты, обычаи, решения, законы, которые принимаются на референдуме всенародного масштаба. В данных случаях превентивная и регулирующая силы права приобретают абсолютный социальный, общегражданский характер, выходят за границы только лишь политических явлений.

Роль права в политической системе общества заключена в том, что оно:

  • служит одним из связующих средств меж обществом и его системой политики в законодательстве, принимаемом законодательными органами государства, отражаются интересы больших группировок индивидов, разнообразных классов, слоев, групп населения;
  • аккумулирует общественную волю, всех его политических силовых основ;
  • интегрирует общество, делает политическую систему стабильной, в частности, конституции и прочее законодательство обычно на период длительного времени закрепляет систему политических институтов, правовое основание взаимных отношений между ними, государственное устройство и т.д.;
  • устанавливает правовые формы организации, функционирования и изменения власти государственного масштаба, методики и способы политической борьбы всех существующих в этом обществе политических сил и т.п.
  • легализует в правовых актах, таких как, конституции, законы, подзаконные акты субъектов организации политической специфики — государство, политические партийные ячейки, разнообразные движения, общественные организации и т.д., которые обязаны действовать в соответствии данных границ.

spravochnick.ru

§ Значение и роль права в политической системе

Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения.

1. Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества.

2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.

3. Право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.

4. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой – переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.

5. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.

6. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.

Варіант №20 Завдання№3

§ Понятие гражданского общества

Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Так, в древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех…». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Это продолжалось достаточно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI–XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи:

а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К первому он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

а) из системы государственных институтов;

6) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

studfiles.net

3. Функции политической системы

Главная функция политической системы общества — управление обществом, функция политического руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации политического курса.

Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.

Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию политического поведения и политических отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей. 

Воспитательная функция проявляется в том, что политическая куль­тура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное воспитательное воздействие на личность оказывает политическая культура и том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении социальной активности личности, определении ею своего места и активной роли в жизни общества.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, демографические и экологические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, всю духовно-идеологическую жизнь, международное положение. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы социальных интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

4. Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества.

Там, где отношения между элементами политической структуры носят взаимопроникаю­щий, взаимообуславливающий характер, формируются органические систе­мы. Именно они создают целое, свойство которого больше суммы свойств его частей. Там же, где происходит простое соединение качеств, возникают суммативные системы, порождающие целое, свойство которого равно сумме свойств его частей.

Целостность и суммативность — понятия друг — друга исключающие, т.е. политической системе на 100% целостной не присущи признаки суммативной и наоборот. Поэтому можно представить некоторую шкалу, где стопроцентная целостность совпадает с ноль-процентной суммативностью. Системность как свойство нарастает по мере развития системы от суммативности к целостности. При этом основное системообразующее правило выглядит так: пока права целого больше прав его частей, целое сохраняет свою целостность; как только права частей становятся больше прав целого, оно теряет свою целостность, превращается в суммативное и, в конце концов, перестает быть целым.

14. Место и роль государства в политической системе общества. Соотношение государства и политических партий.( Еремеева С)

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Структура:

  1. субъекты политической системы;

  2. политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

  3. политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

  4. политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

  5. политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

  6. политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъекты:

  1. государство;

  2. политические партии;

  3. общественные организации и объединения;

  4. политические движения;

  5. церковь;

  6. органы местного самоуправления.

Функции политической системы:

  1. выработка целей развития общества, планирование;

  2. определение стратегического развития общества;

  3. политическая интеграция общества;

  4. регулирование политических процессов;

  5. соблюдение интересов разных социальных групп общества;

  6. создание единого влияния на социально важные отношения.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы.

Политическая партия — это организация, имеющая структуру (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.

Политическая партия — организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Различают партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет свою власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводят к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа партийного государства являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически.

В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.

15. Форма государства: понятие, структурные элементы. (Зайцева Ю и Соболева А)

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

  1. социально-экономические, культурные;

  2. исторические, национальные и религиозные традиции;

  3. природные и климатические условия;

  4. расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

  1. порядок формирования органов государственной власти;

  2. структуру государственных органов;

  3. особенность территориальной самостоятельности населения;

  4. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

  5. специфику отношений государственных органов и населения;

  6. приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

  1. демократизм;

  2. федерализм;

  3. республиканская форма правления;

  4. разделение властей;

  5. политическое, идеологическое многообразие;

  6. признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;

  7. государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;

  8. правовое государство;

  9. социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

  1. добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;

  2. равноправие субъектов Российской Федерации;

  3. самоопределение народов, наций и национальностей;

  4. государственная целостность;

  5. разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

  1. Форма правления государства: понятие, виды и их характеристика.

Форма правления-это организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.

Несмотря на все отличия монархических форм государства, следует выделить их общие черты, которые вполне можно определить как «юридические свойства монархии»:

Монархия -в переводе с греческого языка данный термин означает единовластие. Однако монархия — это не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая.

1) бессрочное, т. е. пожизненное, пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

4) безответственность главы государства (в Швеции в 1809 г. был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Известны две ее формы: абсолютная (неограниченная) и ограниченная.

Основной признак абсолютной монархическойформы правления — отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян, управляющих с помощью особой касты чиновников и полицейских. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

Ограниченные монархии: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях — дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).

Форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в России, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и т. д.).

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить.

Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична.

Таким образом, монархии как форме правления присуще общее свойство: сосредоточение верховной власти в руках одного лица — главы государства, который получает эту власть по праву наследования, причем пожизненно (до его совершеннолетия управляет государством регент или регентский совет).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет.

Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями, так как главой государства может быть избран только один из правителей его составных частей. В Малайзии из 13 монархов 9 являются наследственными, они образуют Совет правителей и избираются по очереди по особому списку. Фактически по форме правления это государство является парламентарной монархией. В отличие от Малайзии, в ОАЭ по существу функционирует коллективный монарх в лице Высшего совета семи эмиров, который обладает всей полнотой власти. Национальное собрание назначается эмирами и имеет лишь консультативный характер. Таким образом, этим монархиям присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

Республика (от лат. res publico, общественное дело) — это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Парламентарная республика— разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава государства в таких республиках избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков. Он обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (председатель совета министров, премьер- министр, глава кабинета министров) назначается, как правило, главой государства, а отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Президентская республика— разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламентарной республике, полномочиями главы государства: объявляет чрезвычайное положение; утверждает законы путем их подписания; председательствует на заседаниях правительства; назначает членов Верховного Суда и т. д. Президент не может распустить парламент. Отношения между ним и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов.

Итак, общими юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4) представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6) преимуществе

studfiles.net

3. Роль политической системы в функционировании и развитии об-ва (немного не то)

Функции полит. системы:

1. управление и руководство обществом в целом и каждой его сферой, орг-ция общест. жизни.

2. Интегративная ф-ция – объед. и консолидация об-ва; обеспеч. Динамической стаб-ти об-ва

3. Регулятивная – на основе законов, норм(упорядочение общест. жизни на основе регламентации деят-ти и гармонизации отн-ний)

Роль полит. с-мы: 1. Верховенств. роль по отн. ко всем др. общественным системам и подс-мам (общеобяз. Хар-р решений для исполнения)2. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность с др. общест. подс-ми, как основополаг. Условие выполнения ею своих ф-ций и глав предназначения 3. Высокая степень формализации, регулир. Общест. полит процессов на основе правовых и полит норм.

4. Структура политической системы общества и ее основные подсистемы.

В составе п. ситемы функц 4 основные подсистемы: 1.институциональная каркас политич системы общества, ей принадл ключевая роль в п. системе, она включ формы правления, п. режимы, органы власти, п. партии и движения, обществ организации, избират систему и др. Здесь созд нормативно-правовая база, опред условия, возможности и границы функционирования п. системы, условия, вырабатывающ стабильность п. системы, вырабатывается международная политика. Эта подсистема в существ мере определяет цели и направления функционирования всей п. системы. 2. регулирующая рег-ет форм-е и деятельн п. институтов и функциониров п. системы в целом(базируется на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраж в конституции страны и др. актах, опирается на национальн, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господств в обществе политич взгляды, убеждения, принципы, воздейств-е на политич систему общества). 3. коммуникативная совокупность отношений, возник-их в процессе функц п. системы общества, это прежде всего отнош по поводу управления обществом, также они связаны с борьбой за политич власть, носят формализов хар-р, т.е. основанный на сущ-их правовых нормах. Субъектами этих отношений явл п. институты и организации, п. лидеры, представители, элиты и граждане. 4. политико-идеологическая п. концепции, теории, взгляды, лежат в основе создания и развития обществ-политич институтов, политико-правовых норм, соверш-я правовых отношений и всей п. системы. Эта подсистема играет существ роль в определении политич целей и путей их достижения, стратегического политич курса, в решении политич проблем. П. система каждой страны имеет такую структуру, но в каждой стране она по-своему функционирует, это обусловл-ся специфическими условиями гос-в. Политология исследует структуру политич сферы во всем многообразии ее конкретных форм.

5. Понятие политика. Кто является субъектом политики? Аргументируйте свой ответ.

Политика(с греч искусство управления гос-вом) социальн деятельность в п. сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти. Это деятельность органов власти, обществ сил и отдельных лиц в сфере отношений между гос-ми, нациями, большими группами людей, направленная на реализацию, отстаивание определенных интересов и связанная с устремлениями к обладанию и использов политич власти; участие в делах гос-ва, определение формы, задач, типов, видов, направлений политич деятельности, способы, методы, технология, механизмы ее осуществления. Попытки дать определение этому понятию еще в трудах Платона и Аристотеля. Из первого определения следует, что политика как вид деятельности имеет мощную опору на п. власть(со всеми вытекающими возможностями) и, зарождаясь в п. сфере, охватывает всю обществ жизнь, все ее сферы. Трудности в определении этого понятия обнаруживаются тогда, когда политика анализируется в динамике. Управление обществом это не просто целенаправленная деятельн, правильная постановка полит цели это лишь часть задачи, важно найти условия ее выполнения, увидеть обществ силы, которые будут выполнять эту цель. Важно переориентировать или нейтрализовать те силы, которые могут различными средствами воспрепятствовать проводимому политич курсу. Это лишь малая доля той деят, которая понимается под понятием политика . Поэтому субъектами политики являются гос-ва, партии, движения, отдельные лица и др., т. е. все то, что позволяет политике функционировать как деятельности и реализовывать поставленные цели. Политика — это многоукладное и сложное обществ явление, которое имеет свои положит и отрицат стороны( это и сфера интриг и манипуляций, нечистоплотных действий, подчинений обществ интересов узкокорыстным целям). Политика как наука (при выработке политич курса страны требуется разработка научн обоснования, включ достаточность материальн обеспечения намечаемых экономич программ, учет степени готовности того населения страны поддержать данный курс, учет отношения правительств ведущих стран мира к предлагаемому проведению нового политич курса; закономерн развития самой п. системы и ее взаимосвязь с др системами; в США напр. Мэры и губернаторы штата должны доказать выполнимость данных обещаний в своей программе). Политика как искусство (требует от тех, кто ее проводит, тонкого маневрирования, психологич расчета в тонких политич решениях; проявл в деятельн, связанной с интуицией, позв политику находить в сложных ситуациях политич компромиссы или принимать неожиданные, но единств правильные решения).

studfiles.net

Взаимодействие политической и правовой систем

Воздействие на общественную жизнь осуществляет не непосредственно право как система норм.

Практически правовое воздействие осуществляется всем комплексом правовых явлений, составляющих в совокупности правовую систему. Последняя оказывает воздействие на всю политическую систему, определяя ее функционирование.

1. Право является важным организующим фактором и представляет собой ядро нормативной основы организации и функционирования политической системы. Оно «учреждает» политические институты, устанавливает права и обязанности структурных элементов системы, основные направления их деятельности. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, между государством и иными элементами политической системы, формы деятельности различных звеньев по осуществлению политических задач и функций, поэтому можно сказать, что именно право составляет нормативную основу политической системы.

Разумеется, степень правового опосредования ее различных звеньев неодинакова. Деятельность государственных органов регламентируется с исчерпывающей полнотой. Нормативно закрепляются структура государственных органов, их функции, компетенция, порядок формирования и нормотворчества.

Менее детально регулируется деятельность политических партий, общественных объединений, в самом общем виде – функционирование церкви. Однако правовое регулирование любых элементов политической системы (а не только государственно-властных органов) – неизбежно.

2. Посредством правовой системы не только обеспечивается организованность, упорядоченность, стабильность внутрисистемных связей, т. е. политической системе придается качество целостности, системности. Право выступает активным средством формирования, выработки в ней определенного содержания. Оно закрепляет экономическую, социальную, идеологическую основу политической системы, важнейшие направления и принципы ее развития. Особая роль здесь принадлежит конституционному регулированию.

3. Как функционально-связующий компонент политической системы правовая система служит осуществлению ее основных функций. Правовые формы реализации главных направлений деятельности политических институтов обеспечивают стабильность и эффективность названного процесса.

4. Право, как и правовая система в целом, выступает необходимым средством разрешения существующих и возникающих противоречий в политической системе общества. Они, в частности, возникают в силу проявления силы инерции, традиций и привычек, сложившихся в период «развитого социализма». Здесь имеется своего рода конфликт между заинтересованностью общества в динамичном, прогрессивном общественном развитии, изменении структурирования и функционирования политической системы и отсталыми, устаревшими методами и стилем управления политического руководства. Принятые в последние годы нормативные правовые акты способствуют преодолению этого противоречия, но не исключают его полностью.

Наряду с регулированием деятельности субъектов политической системы, правовые нормы воздействуют и на поведение отдельных граждан как участников политических отношений. Они закрепляют политические права и свободы, их гарантии и порядок реализации.

investobserver.info

Право и политическая система | Политология

В политической системе, как уже отмечалось, функционируют два вида политических норм. Первый вид — политические нор­мы, исходящие от политических партий и общественно-политичес­ких организаций и действующие в рамках этих партий и органи­заций. Второй вид — правовые нормы, исходящие от народа, го­сударства, органов местного самоуправления и действующие на территории всей страны или какой-то ее части. Правовые нормы всегда носят политический характер, они универсальны и всеобщи, обеспечиваются государством. Поэтому мы и уделяем им специ­альное внимание, причем рассматривая их в совокупности, как право в целом.

  1. Прежде всего следует отметить, что исторически право предшествует политическим явлениям. Его возникновение и раз­витие схематично можно представить следующим образом. Че­ловек, появившись на Земле как вид и появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность (сна­чала инстинктивно, а потом осознанно), т. е., в современном по­нимании, по сути реализует свои права на жизнь, свободу, соб­ственность. При этом между людьми возникают противоречия и, как их результат, — необходимость привести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу обоих. Фиксация пределов свободы и проверка их практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение нормы поведения со­гласно этой мере. Сперва такие природообусловленные правила жизни существовали в виде мононорм, соединяющих в себе ре­лигиозные, нравственные, эстетические, экологические начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили организацион­но-регулятивный характер. С возникновением земледелия, ско­товодства и ремесел, постепенным расслоением общества на груп­пы, слои и классы, возникновением государства идет расщепле­ние мононорм на собственно правовые, моральные и религиоз­ные нормы. В более поздние времена стали выделять и полити­ческие нормы.
  2. Право — результат деятельности человека, общества и го­сударства, обозначающий пределы свободы человека. В государ­ственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспече­ны силой государства и авторитетом общества. Поэтому все струк­турные элементы политической системы, в том числе само госу­дарство, вынуждены корректировать свои политические притяза­ния с учетом данных пределов.
  3. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, буду­чи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются полити­ческие институты, определяются полномочия структурных элемен­тов политической системы. В правовую форму облекаются отно­шения по поводу государственной власти, взаимосвязи между го­сударственными органами, политическими партиями, обществен­ными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных обще­ственных отношений.
  4. Право — своеобразный аккумулятор волевых устремле­ний людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в це­лом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности пра­во может аккумулировать волевые устремления на разных уров­нях общественного организма и поэтому выступать формой реа­лизации социально-политической автономии индивидов, их кол­лективов, национальных и религиозных сообществ.
  5. Право играет роль связующего’ и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С од­ной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную соци­альную информацию (юридически и политически значимую), а с другой — переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность че­ловека. В текстах нормативных правовых актов обычно сочета­ются общеполитическая и юридическая оценка регулируемых об­щественных отношений, что очень важно для правильного пони­мания и применения закона, укрепления законности и правопо­рядка в стране.
  6. Право является необходимым стабилизирующим факто­ром политической системы. Упорядоченность и стабильность по­литических, отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчи­таны на длительное существование во времени и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.
  7. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регули­рующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политичес­ких явлений.

Административный коллектив городе пользуется услугами по уборке помещения и прилегающей территории от клининговой компании в Краснодаре под названием СПУ.

allpolitologia.ru