Роль и место конституции в гражданском обществе – Принципы, условия и конституционные основы формирования и жизнедеятельности гражданского общества в России — Вопросы на госэкзамен по ТГП

Конституционные основы гражданского общества

Гражданское общество – это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности.

При разработке Конституции РФ предлагалось включить в ее структуру специальный раздел о гражданском обществе. Однако, учитывая переходный характер общественных отношений, от этой идеи законодатель отказался. Тем не менее, в главах «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» были зафиксированы основные условия и предпосылки, необходимые для развития новой экономической системы и гражданского общества:

1. Конституция РФ фиксирует различные формы собственности, которые в равной степени защищаются государством. Среди этих форм ст.8 Конституции РФ называет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Впервые российская конституция закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Она это делает без каких-либо предварительных условий и оговорок и не содержит запретов при реализации данного права. Единственное требование, которое содержится в ч.2 ст.36 — это не наносить ущерб окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов других лиц.

2. Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании Конституции РФ. Следует выделить ст.7 Конституции, где в ч.1 говорится о России как о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития. Часть 2 ст.7 Конституции определяет основные направления социальной политики российского государства. К ним относятся: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированной минимальной оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Социальные аспекты Конституции 1993 г. проявляются также в гл.2 (ст. 37-42) «Права и свободы человека и гражданина», где устанавливаются гарантии социальной защиты.

3. РФ в ст.14 Конституции признается светским государством и поэтому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер имеет и система государственного образования.

4. Нормы Российской Конституции создают основу для формирования новых политических отношений в обществе. Этому способствует провозглашение в ст.1 Конституции России как демократического, федеративного государства с республиканской формой правления. Большое значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст.13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы. В этой же ст.13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип — принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы. Политический плюрализм, предоставляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений.

studfiles.net

Конституционные основы гражданского общества в РФ

 

 

Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для

функционирования гражданского общества. Идея о гражданском обществе была порождена идеей о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.

В дореволюционной литературе гражданское общество понималось как совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом (Б.Н. Чичерин). Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Конституция РФ в гл. 1, 2 устанавливает базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью». Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства.

Гражданское общество – это общество экономической свободы. Конституция РФ в ч.1 ст.8 провозглашает свободу экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, чем создает правовую основу реализации потребностей и интересов человека. Конституция РФ закрепляет, что в России признаются и равным образом защищаются

частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право на частную собственность, в том числе на землю и другие природные ресурсы (ч.2 ст.9) , является необходимым условием реализации экономической свободы.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Учредителями общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

— общественная организация;

— общественное движение;

— общественный фонд;

— общественное учреждение;

— орган общественной самодеятельности;

— политическая партия.

Конституция РФ запрещает

создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).

Одной из основ гражданского общества в России является закрепленный в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия, многопартийности. Согласно ФЗ 2001 г. «О политических партиях» политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основными целями политической партии являются:

— формирование общественного мнения;

— политическое образование и воспитание граждан;

— выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

— выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Деятельность политических партий в России основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

понятие и роль в правовой системе. Бошно С.В. Правоведение




Конституция: понятие и роль в правовой системе

Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» — «устанавливаю», «учреждаю». Конституции, в современном смысле ϶ᴛᴏго слова, возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы XVIII века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Стоит сказать — польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

Конституция — ϶ᴛᴏ особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и: общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

Конституция обладает учредительным характером, что пробудет в том, что она выступает первоосновой, ее положения будут фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

Конституция имеет важную социально-политическую сущность, кᴏᴛᴏᴩая демонстрирует соотношение политических сил в обществе, баланс социальных интересов. Конституция будет общественным компромиссом, в кᴏᴛᴏᴩом согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами.

Основополагающим юридическим ϲʙᴏйством конституции будет ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

Конституция имеет особый предмет правового регулирования — наиболее важные общественные отношения. Стоит заметить, что она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

Под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Конституции разделяются на писаные и неписаные. Кодифицированные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий доминирующее положение в правовой системе как по ϲʙᴏему содержанию, так и по форме. Некодифицированные конституции — ϶ᴛᴏ совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязанных между собой и выполняющих роль основного закона страны.

Конституция имеет формально-юридическую и содержательную сторону. Характер соотношения конституции фактической (конституционного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции.

Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем — 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от ϲʙᴏих предшественниц.

Так, приоритет прав и ϲʙᴏбод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Конституция Российской Федерации состоит из 9 глав:

Основы конституционного строя.

  • Права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина.
  • Федеративное устройство. Президент. Федеральное Собрание. Правительство.
  • Судебная власть. Местное самоуправление. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Принципы и юридические ϲʙᴏйства Конституции РФ

Основное социальное содержание Конституции России определяется ее принципами. Назовем основные принципы: приоритет прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства; народный суверенитет; государственный суверенитет; федерализм; разделение властей; экономическая ϲʙᴏбода; многообразие форм собственности; единство экономического пространства; гарантирование местного самоуправления и другие.

Изучим некᴏᴛᴏᴩые принципы.

Основополагающим по отношению ко всем остальным положениям Конституции будет принцип приоритета прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина. Статья 2 Конституции России провозглашает человека, его права и ϲʙᴏбоды высшей ценностью и устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина. Эти ценности не устанавливаются законодателем, они должны гарантироваться, соблюдаться и защищаться государством как уже существующие. Основные права и ϲʙᴏбоды человека объбудут неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Принцип народного суверенитета означает, что многонациональный народ России будет единственным источником власти и носителем суверенитета в нашем государстве. Народ осуществляет ϲʙᴏю власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа будет референдум и ϲʙᴏбодные выборы.

Перечисленные принципы будут одновременно и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только Конституции, но и устройство общества и государства в целом.

Конституция обладает рядом юридических ϲʙᴏйств. В наибольшей степени значимым из них будет ее наивысшая юридическая сила. Это положение закреплено в ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Высшая сила конституционных норм означает, что, в случае противоречия между нормами Конституции и иными законами, действуют нормы Основного закона. Конституция выделяется особым юридическим содержанием.
Стоит отметить, что особенность Конституции Российской Федерации состоит в предмете правового регулирования — основы организации государства и общества. Конституция формулирует целостное представление о государстве, положении в нем личности.

Юридическим ϲʙᴏйством Конституции будет особый, по сравнению с остальными законами, порядок изменения и пересмотра.

Конституция обладает повышенной, по сравнению с другими нормативными актами, охраной, защитой ее предписаний со стороны государства. Эту задачу реализует система конституционного контроля и надзора, в осуществлении кᴏᴛᴏᴩых особая роль принадлежит Конституционному Суду РФ.

Развитие Конституции Российской Федерации. Поправки и пересмотр Конституции России

Развитие Конституции Российской Федерации осуществляется посредством принятия федеральных конституционных законов. К настоящему времени в развитие Конституции России приняты следующие конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации », «О референдуме Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О государственном гимне Российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации».

Развитие Конституции РФ может осуществляться путем внесения в нее изменений и дополнений. В зависимости от того, какие нормы подлежат пересмотру, выделяют четыре способа изменения текста Конституции РФ. Первый, упрощенный способ предусмотрен для внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. В случае изменения наименования субъекта Федерации, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменения (второй путь) вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Третий по степени сложности путь предусмотрен для внесения поправок к главам с 3 по 8 Конституции РФ. Стоит отметить — они принимаются в форме закона Российской Федерации. Это порядок описан в теме № 7 настоящего пособия.

В наибольшей степени сложной будет процедура пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Частью 2 ст. 135 Конституции РФ установлено, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Стоит заметить, что оно подтверждает неизменность Конституции РФ либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, кᴏᴛᴏᴩый принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Бошно С.В. Правоведение принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Конституция: понятие и роль в правовой системе») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Бошно С.В. Правоведение в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Бошно С.В. Правоведение, 2015. Конституция: понятие и роль в правовой системе.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Роль Конституции в жизни гражданина

Абрамова М.

Роль Конституции в жизни гражданина

 

В жизни обществ и государств конституция играет особую роль. Термин «конституция» (от лат. Constitutio – установление) употребляли еще в период рабовладения и феодализма. В древнем Риме именно так называли постановления императора. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог Конституции. 

 

Конституция является основным правовым актом государства –  основным законом, законом над законами, фундаментом развития социальных и  политических отношений, гарантом обеспечения прав и свобод гражданина. Во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов. Во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

 

Так что такое Конституция для каждого из нас?

Социальное назначение Конституции несомненно и многосторонне, ведь она создает правовую основу для дальнейшего существования и развития как государства, так и всего общества. Она – путь в цивилизованный мир, где каждый человек чётко знает свои права. Она закрепляет общественно-государственное устройство, место человека в нем, Конституция зримо отражает определенное мировоззрение, делает тот или иной идеологический выбор. С помощью Конституции происходит перевод на язык права распространенных в нем культурных ценностей: национальных, религиозных, этических и др.  Конституция — это своеобразная “правовая Библия”. Только ведет она людей не к вере в Бога, как религиозные тексты, а к вере в земной порядок.

 

Конституция призвана обеспечивать устойчивость общества, сопрягать воедино разные поколения, десятилетия, даже столетия. В идеале она — средство обеспечения многолетней, многопоколенной преемственности в обществе. Конституцию можно менять не за счет изменения ее текста, ее привычных и уже дошедших до людей формулировок, а за счет ее нового истолкования.

 
Безусловно основной принцип Конституции Республики Беларусь – это демократия.

Конституция обеспечивает как положительное, так и охранительное регулирование. Необычность регулятивной функции Конституции, в отличие от регулирующего действия иных актов, проявляется лишь в самом предмете регулирования. И это очень важно для граждан государства, ведь в демократической стране власть осуществляется по воле и во благо народа. И именно Конституция устанавливает эти условия, ограничивая государственную власть  и предоставляя гражданам определённые политические права.

 

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для  отдельного человека, общества и государства  права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства   и чести, присущей человеческой личности. Сам статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства, что прописывается, опять же, Конституцией.

 
Хотелось бы подчеркнуть, что характерной особенностью конституционных прав и свобод  является то, что они равны и едины для всех без исключения. В Конституции там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д.,  что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории страны, независимо от того, является ли он её гражданином, иностранцем или лицом без гражданства. Таким же образом возникновение основных прав и свобод  граждан связано с принадлежностью к гражданству, в связи   с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина  и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

 

Основным правом человека, прописанным в Конституции, конечно  же является право на жизнь. Многие из нас не обращают на это внимания, но если вдуматься, можно понять, насколько в таком случае для нас важен этот документ, если даже такое право, как право на жизнь, определяется именно Конституцией! А ведь мы живём в то время, когда всё, что не подкреплено каким либо документом, не является важным по своей сути и может быть просто-напросто пренебрежённым.

 

 

 Конституция выполняет функцию  обеспечения автономного статуса индивидов в обществе. Так же она даёт каждому гражданину право на бесплатное образование и вообще образование в принципе, что очень актуально для нас, студентов. 
Конституция устанавливает равенство всех перед законом и судом, в независимости от положения в обществе, государстве, национальной и религиозной принадлежности, что так же является очень важным для граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Она определяет такие жизненно важные права, как право на свободу, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право вступать в брак, менять местожительство и многие другие права, необходимые для полноценной и свободной жизни человека.

 

Устанавливая и растолковывая  простым и понятным всем языком основные правила поведения, обязанности и права, Конституция способна донести их до сведения каждому человеку, чем и обеспечивает порядок, стабильность в общественной жизни и отношениях граждан и государства, а так же граждан между собой,

 
Я считаю, что Конституция является неотъемлемой частью в нашей общественной жизни, ведь она регулирует всё самое  главное в жизни государства  и человека, защищает от хаоса, и  беззаконности. Ведь если бы не было Конституции, то что бы контролировало сами законы и их написание? Как говорится ,«кто будет охранять охранников»?

Конечно, нельзя утверждать, что основной закон в равной мере учитывает все социальные интересы, и тем не менее это своего рода “правовая равнодействующая”, отражающая баланс интересов и способная служить прогрессивному развитию общества.


stud24.ru

Основные конституционные начала гражданского общества в России

Основные конституционные начала гражданского общества в России.

конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благо­приятные условия для формирования полноценного граж­данского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы эконо­мической системы.

Так, в п. 2 ст. 8 Конституции устанавливаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственнос­ти, и государство обеспечивает равную их защиту. Пункт 2 ст. 9 допускает нахождение земли, природных ресурсов в различной собственности и указывает (ст. 36) на право граж­дан и их объединений иметь в собственности землю. Про­возглашается свобода пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов иных лиц. В целях создания основ социальной рыноч­ной экономики Конституция (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение варов, услуг и финансов, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности.

«Специальный Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 марта 1991 г. регулирует вопросы ограничения деятельности монополистов и создает условия для борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Социальные основы гражданского общества также отражены в содержании действующей российской Конституции. Прежде всего следует выделить ст. 7 Конституции где в1 говорится о России как о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и его свободного развития.

Введение термина «социальное государство» в текст Конституции подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие каждого человека.

Закрепляя демократический характер государства, ст. 3Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления обществен­ные организации.

Впервые в России на конституционном уровне закрепля­ется принцип разделения государственной власти на триветви (законодательную, исполнительную и судебную), орга­ны которых являются самостоятельными.

Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократи­ческие принципы функционирования политической систе­мы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно вы­бирать и следовать выбранной им системе взглядов и пред­ставлений. Запрещается существование в обществе государ­ственной или иной обязательной идеологии.

В этой же ст. 13 содержится и другой важный для поли­тической жизни страны принцип — принцип политическо­го многообразия. На его основе возникает возможность уча­ствовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, фор­мированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч. 5 ст. 13 (Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни.

Политический плюрализм, предоставляя свободу поли­тических действий в рамках закона, позволяет беспартий­ным гражданам России участвовать в политическом процес­се, лично или с помощью независимых объединений и дви­жений.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент рационально структурированного политического общества. Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, — это комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.

studfiles.net

42. Принципы, условия и конституционные основы формирования и жизнедеятельности гражданского общества в России.

Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическим отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с государством развитые правовые отношения.

Россия провозгласила в Конституции РФ цель – построение гражданского общества и правового государства.

Необходимо указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе формирования и жизнедеятельности гражданского общества в России:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийность;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество – не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы.

Условия формирования гражданского общества в России. В современной России процесс формирования гражданского общества осложняется нестабильностью общественно-политических структур, медленным переходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников (около 30%) – основы гражданского общества, низкой эффективностью правовой защиты населения. Государство по-прежнему регулирует значительную часть общественных отношений, закрепляет принципы организации общества, социального строя.

Конституция РФ 1993 г. закрепила основы развития российского гражданского общества и государства.

Согласно Конституции (ч.1 ст.1), РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как «социальное государство» (ч.1 ст. 7) и как «светское государство» (ч.1 ст. 14).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ч.1 ст.3). Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ (ст.4).

Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в РФ равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. (ст.8, 9)

Основы развития гражданского общества также включают в себя признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перед законом (ст. 13).

Таким образом, Конституция РФ 1993г. имея высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, нормативно определила все основные положения, регламентирующие деятельность гражданского общества в РФ.

studfiles.net

Гражданское общество как атрибут конституционного государства

Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции и вплоть до XVIII в. этот термин  использовался как синоним «государства». Первое упоминание о гражданском обществе было у Аристотеля: «Прежде чем определить, что есть государство, надо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть ни что иное, как совокупность граждан, как гражданское общество». В XVII вв. проблема гражданства занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX вв. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель.

Гражданское общество – это необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Сформированное гражданское общество не терпит насилия  со стороны государства, оно существует в рамках свободных гражданских интересов. Между государством и гражданским обществом существует определенная взаимосвязь, которая проявляется в уменьшении роли государства при усилении гражданского общества.

Признаки гражданского общества:        

общество социально-рыночного хозяйства общество, которое обеспечивает социальную защиту граждан и достойную жизнь общество подлинной свободы и демократии общество построенное на основе принципа самоуправления и саморегулирования

Важнейшие элементы гражданского общества:

добровольно сформированное первичные, самоуправляющиеся общности людей совокупность негосударственных, т.е. не политических, общественных отношений производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции сфера самоуправления свободных индивидов и их организация, защита от вмешательства государственной власти

Конституционные основы политических отношений.

Политические отношения—отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Власть — такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп людей добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами людей.

Политическая или государственная власть характеризуется использованием в случае неповиновения насильственных, принудительных средств. В осуществлении политической или государственной власти принимает участие не только государство, но и элементы политической системы.

Политическая система включает:

политические партии трудовые коллективы общественные организации органы управления и самоуправления

Термин «политическая система» появился в начале XX в. Только в научных трудах зарубежных стран. В отечественной и советской литературе стал находить отражение лишь в 60-е гг., а правовую основу приобрел в 1977г (Конституция СССР и ее первая глава называлась «Политическая система»).

Политическая система—организационно-правовой механизм, включающий в государство политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит внешнюю и внутреннюю политику государства.

Важнейшим элементом политической системы является государство. Это объясняется специфичностью государственной власти, т.е.:

Государственная власть носит всеохватывающий характер, т.е. она распространяется на всех членов общества и определяет единое целое.

Ее единстве, т.е. она концентрирована в едином субъекте, коим является народ.

Ее суверенности (ее верховенство, самостоятельность и независимость).

Политический процесс—деятельность элементов политической системы.

Конституционное право регулирует ту часть политического процесса, в которое участвуют самые главные элементы политической системы, т.е. государство и политические партии.

Политический процесс — всеохватывающее понятие, его можно разделить на более мелкие составляющие:

избирательный процесс—отношения возникающие во время выборов бюджетный законодательный

Записи по теме

naparah.com