Роль государства – 2.Роль государства в жизни общества

Содержание

2.Роль государства в жизни общества

Со времени своего появления государство являлось социаль­ным образованием и выполняло определенные общесоциаль­ные функции. Однако содержание этих функций, их направ­ленность во многом определялись характером самого государ­ства. Так, если государство было классовым, то многие соци­альные задачи решались с позиций господствующего класса, а если власть принадлежала небольшой группе, клану, то на пе­редний план выдвигались задачи и цели клана.

Одновременно любое государство было вынуждено решать и общесоциальные задачи, выполняя соответствующие функции. Первая из них функция спасения человечества от самоуничто­жения в результате внутренних противоречий, раздоров, крова­вой борьбы и междоусобицы. Борьба за землю, недвижимость, другие материальные ценности между группами людей, клана­ми была жестокой и бескомпромиссной. Государство столь же жесткими, карательными методами наводило порядок, рас­правлялось с разбойниками, ворами, погромщиками, бунтов­щиками. Эту функцию выполняли специальные вооруженные отряды и органы. Первоначально это были княжеские дружи­ны, другие вооруженные подразделения. В последующем были сформированы специальные органы полиции, жандармерии, милиции.

Эта функция может быть названа функцией обеспечения внутренней безопасности государства, сохранения мира и оп­ределенного порядка в стране.

Вторая функция государства обеспечение его внешней безо­пасности. Она включала в себя не только охрану внешних гра­ниц, но и борьбу с проникновением иностранных лазутчиков, террором, подкупом государственных служащих со стороны других стран. Для ее выполнения государство создавало армию, другие специальные вооруженные подразделения и органы.

Третья функция экономическая. Первоначально государство обеспечивало безопасность торговой и другой предпринима­тельской деятельностью, выдавало охранные грамоты. В после­дующем с помощью права государство регулировало экономи­ческие отношения, запрещало производство вредной и опас­ной для общества продукции, наказывало виновных и таким образом обеспечивало безопасность в сфере экономики.

В настоящее время сложилось представление о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократи­ческое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общест­ва: создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных се­мей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.

Конечными целями социальной политики являются дости­жение равновесия, стабильности и безопасности жизни в обще­стве, целостности и динамизма его развития, обеспечение до­статочными материальными организационными и иными ре­сурсами для прогресса и совершенствования, а в конечном сче­те, создание условий для спокойной жизни граждан, уверенно­сти их в завтрашнем дне.

Характер государства, его социальное значение и реальная роль в обществе выражается через его функции.

Функции государства представляют собой основные направле­ния его деятельности. Они объективно обусловлены экономически­ми, политическими, социальными, личностными и иными отноше­ниями, существующими внутри общества, а также взаимоотно­шениями с другими странами и характеризуются определенным содержанием, методами деятельности и целями.

Содержание функции

это характер вопросов, которые реша­ются при ее выполнении. При этом каждая функция осуществ­ляется в определенной, имеющей самостоятельное значение сфере общественных отношений — политической, экономиче­ской, военной, экологической. Соответственно этому решают­ся политические, экономические, военные, экологические или иные задачи.

Функции осуществляются двумя основными методами: орга­низационными и правовыми. При этом в зависимости от ха­рактера государства предпочтение может отдаваться одному из этих методов. Так, например, в демократических государствах превалирующее значение имеет правовое регулирование, по­скольку оно дает возможность гражданам, общественным орга­низациям, предпринимательским структурам самостоятельно выбирать с учетом требований закона варианты поведения и деятельности.

При недемократических режимах основную роль в решении различных социальных задач играют командные, принудитель­ные методы деятельности государства, поскольку они обеспе­чивают жесткий контроль за поведением и деятельностью граждан, общественных и иных органов и организаций. Право­вое регулирование оказывается на втором плане.

Важное значение для использования того или другого метода имеет сфера общественных отношений. Так, например, в сфере борьбы с преступностью государство ведет себя более активно и многие вопросы решаются в результате организационной, су­дебной и иной деятельности государственных органов. В то же время в сфере предпринимательской деятельности частные предприниматели действуют самостоятельно без какого-либо вмешательства государства.

Каждая функция имеет свою собственную цель. Политичес­кая функция в демократических государствах направлена на развитие демократии в обществе, совершенствование ее поли­тических институтов, укрепление народовластия. Целью эко­логической функции является создание безопасной природной среды для жизни и здоровья людей. Реализация военной функ­ции обеспечивает защиту страны от военных нападений других государств и т.д.

Выделяют также общую цель всех функций. Она представляет собой сохранение общественного и политического строя, фор­мы правления, формы государственного устройства, политиче­ского режима, экономического и социального устройства, мира и согласия в обществе.

Таким образом, реализация государством своих функций обеспе­чивает нормальное функционирование и всестороннее развитие общества, его сохранение, удовлетворение интересов и потребно­стей граждан.

Однако, как отмечалось выше, общая направленность соци­альной деятельности государства и содержание его основных функций могут быть различными. Так, например, в современ­ном демократическом государстве к основным его задачам от­носятся обеспечение нормального функционирования произ­водства продукции, рынка товаров, зашиты прав личности, ре­шение социальных вопросов жизни людей, существования и деятельности политических партий, в том числе оппозицион­ных, других общественных организаций, борьба с преступлени­ями, другими правонарушениями и т.д. Таким образом, госу­дарство решает общесоциальные задачи развития общества.

Важную роль в деятельности современного демократическо­го государства играет организация взаимоотношений с другими государствами в сфере экономики и политики, достижение своих целей в международных отношениях, участие в решении задач, имеющих значение для многих государств и др.

В недемократических государствах внутренние и внешние функции другие. В частности, внутри страны они не обеспечи­вают защиту прав и свобод граждан, запрещают многопартий­ность и существование оппозиционных партий, свободу слова, печати, защищают экономические и иные интересы группы людей или клана, направлены на сохранение власти господст­вующей элиты, семьи.

В отношениях с другими странами такие государства, как правило, не опираются на общечеловеческие ценности и прин­ципы демократии, ведут себя агрессивно, не признают между­народные договоры и соглашения.

studfiles.net

Роль государства в жизни общества

Роль государства в жизни общества. Или как достичь гармонии между обществом и государством. Статья на тему «Государство и Общество» относительно России. Однако, поднятые темы актуальны для любой страны, включая Украину. Государство в России всегда играло неоднозначную роль, часто даже противоречивую.

С одной стороны, к функциям государства относится защита её граждан от внешних угроз, с другой – создание угрозы для собственного населения внутри страны. В отличие от Запада, где граждане, в первую очередь, являются налогоплательщиками, а государство предоставляет необходимый набор услуг своим жителям взамен заплаченных налогов, в России же государству отводилась не настолько утилитарная роль.

В одной из предыдущих статей уже писалось о «Формах взаимодействия гражданского общества и государства».

В российской традиции «царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи» [Н.А. Бердяев – Истоки и смысл русского коммунизма]. По этой причине роль налогов всегда недооценивалась. Этот экономический аспект отношений между государством и жителями никогда не удостаивался должного внимания с обеих сторон, что, как мы считаем, во многом предопределило неразвитость России в экономическом плане на многие столетия, и является не менее острой проблемой и сегодня.

Взаимодействие государства с населением возводилось и возводиться по сей день в ранг священнодействия, ритуала, в котором главная, мистическая роль отводиться именно государству.

Население страны инстинктивно воспринимает государство как прообраз истинного царства, царства Бога на земле, поэтому не способно к критическому мышлению по отношению к нему. В отличие от западных стран, где население воспринимает государство как необходимое устройство общества, что возникло в процессе эволюции и создано самим обществом, поэтому общество имеет полное право постоянно трансформировать государственный строй во имя улучшения качества жизни или достижения определенных целей, выгодных обществу, в России дело обстоит иначе.

На просторах Российской империи народные массы всегда воспринимали государство как данность и к переменам относились с недоверием. Низкий уровень жизни рядовых граждан не подталкивал их к массовым акциям протеста, потому что в сознании обывателя политический режим никогда не отделялся от государства в целом, поэтому и любые попытки его изменить воспринимались как посягательство на государство и не были поддержаны народом вплоть до революции 1917 года.

Отсюда и пассивность общества, и его лень, поскольку, переложив всю ответственность на плечи государства, человек изолирует себя от тех вызовов, что окружают его как субъекта экономических взаимоотношений в стране, и становится лишь их объектом, ни за что не отвечающим, а только потребляющим социальные и экономические продукты, которые производит государственный аппарат. Последний же, в свою очередь, такой экономический инструмент, как взимание налогов, подменяет на политический инструмент воздействия на население, а именно становиться неформальным привилегированным слоем с доступом до ресурсов государства и возможностью их расхищения, а также повышает уровень своей политической защиты путем организации круговой поруки.

Таким образом, не государство взимает налоги с населения, а госаппарат взимает своеобразный налог с государства в качестве потерь средств от расхищения и коррупции. Это, как мы считаем, происходит потому, что восприятие государства в качестве высшей ценности приводит к снижению эффективности его деятельности, так как госаппарат видит своей главной целью защиту интересов именно государства, а на практике защищает свои интересы как госчиновников и интересы власти. Поэтому во главе угла должны стоять интересы общества и человека.

Если госчиновник при исполнении своих обязанностей осознает, что поставлен защищать интересы не государства, а общества и каждого отдельно взятого человека, то государство от этого только выиграет, поскольку сила его возрастет за счет отождествления обществом и конкретным гражданином своих успехов с деятельностью государства, и поэтому будет защищать государство как самого себя.

К сожалению, в России пока такой гармонии между государством и обществом не наблюдается. Жители России и 500 лет назад, и сейчас находятся под полицейским контролем со стороны государства, наблюдается ущемления личных прав и свобод человека, не развита экономическая и политическая культура среди населения, условия для ведения частного бизнеса не отвечают общепринятым стандартам. Одной из основных причин этих проблем мы видим как раз в гипертрофированной роли государства во взаимоотношениях с обществом, что сложилось под воздействием исторических, географических(обширная территория требовала жесткого регулирования со стороны власти) факторов и ментальности российского народа.

Сегодня одним из главных условий для движения России вперед является создание гражданского общества.

Под гражданским обществом, как мы считаем, следует понимать систему отношений и институтов в стране, которая направлена на контроль за деятельностью государства для повышения эффективности деятельности госчиновников и избегания нарушения последними личных прав и свобод человека. В современном мире гражданское общество осуществляет свою деятельность через сеть неправительственных организаций, профсоюзов, торговых палат, профессиональных коллегий, этнических ассоциаций, тех же политических партий, а также религиозных, студенческих, спортивных и культурных обществ.

Главной функцией гражданского общества, как мы считаем, является контрольная. Общество должно контролировать власть, чтобы последняя эффективно справлялась со своими обязанностями и не имела искушения злоупотреблять властными полномочиями и нарушать права и свободы человека.

Высокая роль гражданского общества неоспорима для становления правового государства и опыт развитых стран это подтверждает. Россия, безусловно, должна последовать их примеру. Но как в случае с ролью государства, гипертрофированая роль гражданского общества так же негативно влияет на государство в целом. Примером тому может служить Веймарская Республика 20–30-х, где гипертрофированное гражданское общество имело завышенные запросы после поражения Германии в Первой мировой войне, которые политические партии не были в состоянии удовлетворить. В результате это привело к чувству потребности «сильной руки» и приходу Гитлера к власти.

Но и сегодня преувеличенная роль гражданского общества в странах с развитой демократией не идет на пользу общему благополучию. Чем более открыта политическая система для общества, тем легче она проницаема для лоббистов частных интересов. Фарид Закария в своей нашумевшей книге «Будущие свободы» наглядно описал ситуацию в современной Америке, где органы власти фактически находятся в заложниках лоббистских структур, которые отстаивают частные интересы больших финансово-промышленных групп. Такая практика приводит к нецелесообразным расходам бюджета на поддержание тех или иных отраслей экономики, которые в этом не нуждаются, или на финансирование неэффективных частных проектов и негативно влияет на экономическое развитие страны в целом. При этом органы власти фактически лишены возможности брать на себя ответственность и принимать непопулярные решения, к примеру, по сокращению тех же расходов бюджета, поскольку власть целиком ориентирована на погоню за общественным мнением и даже малейшее возмущение общественности грозит окончанием политической карьеры для чиновника.

Как видим, в среде, где гражданское общество имеет преимущество над государством, возникший в результате дисбаланс не идет на пользу общему благу так же, как и в ситуации с чрезмерно сильной государственной машиной. Население страны не может быть политически активным и интересоваться действиями власти постоянно, поэтому со временем при общей пассивности масс на первый план выходят именно такие лоббистские группы, которые фактически подменяют государственные структуры в области принятие необходимых для страны решений во многих сферах социально-экономической жизни страны. Эти лобби действуют в интересах частного бизнеса, который их финансирует, поэтому интересы общества и государства в целом они могут не отображать и даже продвигать интересы, им противоположные.

Безусловно, такая ситуация в дальней перспективе грозит замедлением роста экономики и ухудшением качества жизни, что естественно повлечет неудовлетворительную оценку действий власти со стороны общества. Но в данном случае виной всему именно превозношение самого общества как самого авторитетного института, способного заменить государство или перебрать на себя часть его неотъемлемых функций. Эти функции в первую очередь касаются наполнения бюджета, как центрального, так и региональных, направлений расходов бюджета и другие сферы, в которых циркулируют большие денежные сумы.

Народ и местные общины делегировали право принятия решений в этих сферах госчиновникам, и возвращать их в обратную сторону является неэффективным, поскольку воспользуются таким «добродушием» власти именно отдельные частные группы с большими финансовыми возможностями, а интересы обычных граждан останутся за бортом.

Выход из этой ситуации состоит в частичной передаче полномочий государства лишь в тех сферах, где обычный гражданин или частная компания может быть эффективнее госчиновника. В сфере жилищно-коммунального хозяйства, например, рядовые граждане могут создавать объединение совладельцев многоквартирных домов, которые являются реальной альтернативой ЖЕКам. В сфере охраны правопорядка в городе могут создаваться добровольные патрули, на подобие советских дружинников, что довольно эффективно на Западе. В судопроизводстве – это третейские суды и выборная система назначения судей.

Но есть сферы, в которых право принятие решений общество делегировало государственным деятелям путем демократических выборов и передача этих прав частным структурам ставит под большой вопрос подотчетность и подконтрольность этих самых структур обществу. Безусловно, в качестве исполнителя частные фирмы привлекаются и будут привлекаться на конкурсной основе для производства определенных видов продукции, постройки, ремонта зданий, дорог и прочие, но ответственность за результат перед обществом несет именно государство в лице действующей власти. И в случае неудачи власть будет переизбрана народом. Лучшего механизма подотчетности и контроля власти перед обществом пока нет. Такими сферами, к нашему глубокому убеждению, являются денежное обращение, безопасность, объекты национальной инфраструктуры и другие.

Подводя итоги, уместно будет навести мнение Платона, который считал идеальным государством то, где каждый занимается своим делом. Поэтому мы считаем, что в государстве должна быть найдена золотая середина между полномочиями, сферами деятельности госаппарата и контрольной функцией общества так, чтобы каждая сторона имела весь набор инструментов для реализации своих прав и обязанностей и каждая занималась своим делом.

Сущность государства и его роль в жизни общества.

Государство – основной институт политической системы классического обществава. В классово-антагонистических обществах используется для подавления классовых противников экономически господствующего класса. Признаками государства являются:

  1. наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих философии государственной власти;
  2. право, определяющее определенную систему норм, санкционированных государством;
  3. определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов. Эксплуататорское государство всегда являетс диктатурой определенного эксплуататорского класса, закрепляет и охраняет интересы этого класса, выгодный ему порядок.

Роль государства в жизни общества (дополнение)

Со времени своего появления государство являлось социальным образованием и выполняло определенные общесоциальные функции. Однако содержание этих функций, их направ­ленность во многом определялись характером самого государства. Так, если государство было классовым, то многие социальные задачи решались с позиций господствующего класса, а если власть принадлежала небольшой группе, клану, то на пе­редний план выдвигались задачи и цели клана.

Одновременно любое государство было вынуждено решать и общесоциальные задачи, выполняя соответствующие функции. Первая из них – функция спасения человечества от самоуничтожения в результате внутренних противоречий, раздоров, крова­вой борьбы и междоусобицы. Борьба за землю, недвижимость, другие материальные ценности между группами людей, кланами была жестокой и бескомпромиссной. Государство столь же жесткими, карательными методами наводило порядок, расправлялось с разбойниками, ворами, погромщиками, бунтовщиками. Эту функцию выполняли специальные вооруженные отряды и органы. Первоначально это были княжеские дружины, другие вооруженные подразделения. В последующем были сформированы специальные органы полиции, жандармерии, милиции.

Эта функция может быть названа функцией обеспечения внутренней безопасности государства, сохранения мира и определенного порядка в стране.

Вторая функция государства – обеспечение его внешней безо­пасности. Она включала в себя не только охрану внешних границ, но и борьбу с проникновением иностранных лазутчиков, террором, подкупом государственных служащих со стороны других стран. Для её выполнения государство создавало армию, другие специальные вооруженные подразделения и органы.

Третья функция – экономическая. Первоначально государство обеспечивало безопасность торговой и другой предпринимательской деятельностью, выдавало охранные грамоты. В после­дующем с помощью права государство регулировало экономические отношения, запрещало производство вредной и опасной для общества продукции, наказывало виновных и таким образом обеспечивало безопасность в сфере экономики.

В настоящее время сложилось представление о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократическое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общества: создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.

Конечными целями социальной политики являются дости­жение равновесия, стабильности и безопасности жизни в обществе, целостности и динамизма его развития, обеспечение достаточными материальными организационными и иными ресурсами для прогресса и совершенствования, а в конечном счете, создание условий для спокойной жизни граждан, уверенности их в завтрашнем дне.

Характер государства, его социальное значение и реальная роль в обществе выражается через его функции.

Функции государства представляют собой основные направления его деятельности. Они объективно обусловлены экономическими, политическими, социальными, личностными и иными отношениями, существующими внутри общества, а также взаимоотношениями с другими странами и характеризуются определенным содержанием, методами деятельности и целями.

Содержание функции – это характер вопросов, которые решаются при её выполнении. При этом каждая функция осуществляется в определенной, имеющей самостоятельное значение сфере общественных отношений – политической, экономической, военной, экологической. Соответственно этому решаются политические, экономические, военные, экологические или иные задачи.

Функции осуществляются двумя основными методами: орга­низационными и правовыми. При этом в зависимости от ха­рактера государства предпочтение может отдаваться одному из этих методов. Так, например, в демократических государствах превалирующее значение имеет правовое регулирование, поскольку оно дает возможность гражданам, общественным орга­низациям, предпринимательским структурам самостоятельно выбирать с учетом требований закона варианты поведения и деятельности.

При недемократических режимах основную роль в решении различных социальных задач играют командные, принудительные методы деятельности государства, поскольку они обеспечивают жесткий контроль за поведением и деятельностью граждан, общественных и иных органов и организаций. Правовое регулирование оказывается на втором плане.

Важное значение для использования того или другого метода имеет сфера общественных отношений. Так, например, в сфере борьбы с преступностью государство ведет себя более активно и многие вопросы решаются в результате организационной, судебной и иной деятельности государственных органов. В то же время в сфере предпринимательской деятельности частные предприниматели действуют самостоятельно без какого-либо вмешательства государства.

Каждая функция имеет свою собственную цель. Политичес­кая функция в демократических государствах направлена на развитие демократии в обществе, совершенствование её поли­тических институтов, укрепление народовластия. Целью эко­логической функции является создание безопасной природной среды для жизни и здоровья людей. Реализация военной функ­ции обеспечивает защиту страны от военных нападений других государств и т.д.
Выделяют также общую цель всех функций. Она представляет собой сохранение общественного и политического строя, формы правления, формы государственного устройства, политического режима, экономического и социального устройства, мира и согласия в обществе.

Таким образом, реализация государством своих функций обеспе­чивает нормальное функционирование и всестороннее развитие общества, его сохранение, удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Однако, как отмечалось выше, общая направленность социальной деятельности государства и содержание его основных функций могут быть различными. Так, например, в современном демократическом государстве к основным его задачам относятся обеспечение нормального функционирования производства продукции, рынка товаров, зашиты прав личности, решение социальных вопросов жизни людей, существования и деятельности политических партий, в том числе оппозицион­ных, других общественных организаций, борьба с преступлениями, другими правонарушениями и т.д. Таким образом, государство решает общесоциальные задачи развития общества.

Важную роль в деятельности современного демократического государства играет организация взаимоотношений с другими государствами в сфере экономики и политики, достижение своих целей в международных отношениях, участие в решении задач, имеющих значение для многих государств и др.

В недемократических государствах внутренние и внешние функции другие. В частности, внутри страны они не обеспечивают защиту прав и свобод граждан, запрещают многопартийность и существование оппозиционных партий, свободу слова, печати, защищают экономические и иные интересы группы людей или клана, направлены на сохранение власти господствующей элиты, семьи.

В отношениях с другими странами такие государства, как правило, не опираются на общечеловеческие ценности и принципы демократии, ведут себя агрессивно, не признают международные договоры и соглашения

Роль государства в жизни общества, в итоге, сводится к основным его функциям

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

  1. Охранительная.
  2. Экономическая.
  3. Социальная.
  4. Культурно-воспитательная.
  5. Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

  1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.
  2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
  3. Борьба с международной преступностью.
  4. Участие в международной охране окружающей Среды.

zrada.org

Роль государства в жизни общества и человека. Признаки сильного государства


6. Роль государства

Государство оказывает влияние на все процессы, протекающие в обществе, выполняет в нем управленческие, регулирующие, идеологические и другие функции. Оно отвечает за состояние социальной сферы, устанавливает правовые и нравственные законы, защищает граждан и территорию страны, консолидирует общество для решения важных задач, организует людей и придает их деятельности смысл. При сравнении разных государств между собой обнаруживаются, как общие черты, так и явные отличия, выявляются более развитые из них и менее развитые, слабые и сильные.

В современном мире сильное государство — самодостаточное, независимое государство. У него имеется стратегия развития, обеспечивающая социальную и экономическую стабильность. Причем стабильность достигается не насилием и обманом, а поддержкой людей, доверяющих действующей власти.

Государство ведёт честную и открытую политику по отношению к собственным гражданам, старается передавать объективную информацию о состоянии дел в обществе. В нем нет внутренних угроз, способных оказывать дестабилизирующее воздействие, вследствие чего, нет необходимости содержать большую численность силовых структур.

Сильное государство имеет устойчивую, развитую экономику, независящую от внешних обстоятельств. Инфляция незначительна или отсутствует вовсе, денежная масса обеспечена товарами, нет дефицита. Существующее производство, сельское хозяйство способны удовлетворить внутренний спрос. Бюрократическая машина работает на благо людей, при этом численность чиновников контролируется в соответствии с необходимостью. Рынок труда имеет достаточное количество вакансий с достойной оплатой труда, чтобы любой желающий работать мог найти себе применение. Властные структуры обращены лицом к людям и проявляют заботу о своих гражданах.

Сильное государство опирается на интеллектуальную элиту общества, внедряет новые технологии, вкладывает средства в науку, живет благодаря собственным производственным силам, а не пытается жить за счет внешних заимствований, эксплуатации природных ресурсов или угнетения собственного народа. В нем создаются условия для получения качественного образования, и существует востребованность в образованных людях.

Есть мнение, что государство — это аппарат насилия, принуждающий жить людей по своим законам. В действительности, государство, где власть опирается исключительно на насилие — слабое. У него нет идеологической основы, способной объединить людей, и власть в нем не пользуется поддержкой.

Сильное государство самостоятельно определяет стратегию экономического развития. Для этого оно разумно использует рычаги влияния на экономику (налоги, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, штрафы  и т.д.). В нем осуществляется контроль над экономикой, не допускается возникновения значительного расслоения в обществе, образования социальных перекосов. В то же время в государстве нет избыточного регулирования с большим количеством контролирующих органов. Не раздувается бесполезный бюрократический аппарат и не допускается, чтобы система начала работать на поддержание самой себя.

На настоящий момент во многих странах наблюдаются кризисные явления в экономике. Причина кроется в том, что имеющиеся модели экономического устройства не обеспечивают стабильного развития. В их основе лежит потребительская концепция, построенная на эксплуатации природы, и она, по мере исчерпания ресурсов, не даст в дальнейшем поддерживать высокий уровень жизни значительной массы населения. Поиск оптимальной системы управления экономикой, с учетом интересов всего общества, еще только предстоит разработать.

lookatlife.ru

Роль государства в экономике в зависимости от экономической системы

Роль государства в экономике 8 класс первый раз начинает проходить – учебный план. Но чтобы лучше понимать, что именно происходит в разных странах и почему, позднее стоит разобраться с этой темой получше. Потому что она даётся только на базовом уровне.

Итак, чтобы разобраться в том, какова роль государства в регулировании экономики, сначала нужно понять, какие функции, имеющие значение для этой сферы, оно выполняет всегда. В частности, только оно может устанавливать, что будет являться правонарушением, а что – нет, то есть закреплять правила игры. Вместе с тем необходимо понимать, что рынок живёт по своим законам. И если государство пытается их игнорировать, то рано или поздно такая система рухнет. Ярким примером стала в своё время плановая экономика, когда СССР стремился не обращать внимание на реальные потребности собственного населения.

Безусловно, в контроле за развитием (в том числе и экономическим) общества у государства, по мнению одних, главная роль, по мнению других – одна из главных. Но чтобы чем-то управлять, что-то контролировать, это нужно изучить. Необходимо знать, что именно происходит в хозяйстве, разбираться в этих процессах.

Какие ещё функции осуществляет государство? Оно способствует экономическому росту населения или определённой её части, разрабатывает стратегию, обеспечивает неимущих. А государственное регулирование позволяет грамотно распределить ресурсы. Наконец, именно оно отвечает за занятость населения, вернее, различные органы. Всё перечисленное верно в условиях рыночной экономики, а также командно-плановой, но в последней очень сильно исказилось, настолько, что уже было трудно узнать некоторые сферы.

Вообще в рыночной экономике роль государства ограничивается. Отсутствует некий план для хозяйствующих субъектов по поводу того, что производить, как и для кого. Присутствует свобода предпринимательства, а занимающиеся производством защищены законом от производства. В том числе и со стороны государства.

Функции государства в смешанной экономике

В случае с Россией мы имеем дело с переходной экономикой. Многие же считают, что она отошла от этого пути и пришла к смешанной. Как бы то ни было, необходимо разобраться с тем, что она представляет собой. Такая система отличается тем, что в ней можно найти черты командно-административной, рыночной и даже традиционной. Некоторые обществоведы считают такой вариант самым оптимальным, поскольку он предполагает больше вариантов для общества, более широкий выбор. Увеличивается гибкость отдельных структур и рынка в целом.

Вместе с тем наличие частной и корпоративной собственности одновременно с государственной и муниципальной, большого количества различных образований приводит в конечном счёте к более жёсткой конкуренции. Кроме того, в связи с таким количеством структур появляется риск бюрократизации многих моментов. И возникновения правовых коллизий, а также просто ситуаций, когда одно и то же может быть осуществлено несколькими разными способами.

Таким образом, основная роль государства в смешанной экономике – регулирующая. Оно должно следить за деятельностью своих органов, выполняющих поставленные перед ними задачи, но при этом гарантировать другим участникам рынка полное соблюдение закона не только по букве, но и по духу. Очень важно не допустить нарушения баланса.

Именно на это направлено и правовое регулирование, и воздействие как косвенными, так и прямыми методами. Фактически, государство даёт возможность рынку развиваться свободно, вмешиваясь как регулятор и координатор только в случае возникновения объективной необходимости. Конкретный план действий как таковой у него отсутствует, есть прогнозы, исследование рынка и реакции на складывающиеся ситуации.

Государство выступает гарантом обеспечения человеку минимума: базовых медицинских услуг, образования, защиты. Также оно страхует общество на случай экономических кризисов и серьёзных провалов, которые действительно могут возникнуть.

Стоит отметить, что роль государства в экономике такого типа отличается от страны к стране. Где-то она больше, где-то меньше. В одних государствах на первую роль выходит капитал (США), в других – инновационные технологии (Япония). Следует учитывать, что это – взгляды определённых учёных. С которыми далеко не все согласны. Тем не менее наличие ограничений для таких вмешательств и черты сразу нескольких типов систем – то общее, что официально признаётся всеми.

Место и роль государства в рыночной экономике

Что же касается рыночной экономики, то здесь нужно отметить, что некоторые обществоведы полагают, будто бы в чистом виде её не существует, потому что она утопична. Обратите внимание: само по себе государство живёт за счёт нерыночных доходов. Оно просто перераспределяет часть прибыли, которую получают связанные с ним субъекты, в свою пользу. И это исключительное право (налоги, сборы, пошлины) обусловлено соответствующим статусом.

При этом такое образование не может до конца запланировать свои расходы, потому что оно не знает, какой будет прибыль в следующем году, соответственно, сколько поступлений уйдёт в бюджет. Тем более что это зависит не только от фактической выгоды, но ещё и от того, насколько законопослушными окажутся граждане. На практике не бывает такого, чтобы каждое физическое и юридическое лицо выплатило все налоги в срок. И план поступлений тоже отсутствует.

Таким образом, мы говорим об исключительном образовании с уникальными правами по отношению к другим участникам. Что налагает на него обязанности – в рыночной экономике это поддержка здоровой конкуренции, способствование техническому и промышленному прогрессу, борьба с монополиями и многое другое. На этом экономические функции государства в рыночной экономике не заканчиваются.

Именно оно устанавливает стратегию развития, принимает законы, а также другие меры, которые направлены на поддержку стабильности и роста. В частности, государственный аппарат занят регулированием в финансовой сфере, решением проблемы инфляции и обесцениванием национальной валюты и так далее. Фактически, в экономике такого типа именно правительство решает многие проблемы, связанные с поддержкой функционирования свободного рынка. Что порождает свои проблемы, потому что чрезмерное вмешательство со стороны соответствующих органов способно привести к обратному эффекту.

Основные типы государств в мировой экономике

Существует очень много классификаций, однако основная сводится к уровню вмешательства. В зависимости от чего можно говорить о классической модели, командной и регулирующей.

Итак, первый вариант характерен для развитых стран. Государства по этой модели занимаются защитой территории, чисто политическими вопросами, могут оказывать протекцию отдельным сферам в случае дисбаланса, а также социальными программами. Роль государства в экономике незначительна.

В регулирующей схеме примерно 50% имеющих значение вопросов отдано государству. На практике этот баланс не всегда соблюдается, но к нему стараются приблизиться. Правительство следит за перераспределением экономических ресурсов, обладает решающим голосом в отдельных случаях. Но в то же время определённый минимум свобод участникам рыночных отношений гарантирован. Кроме того, они могут на установленных в законе условиях прекратить свою деятельность, не получая разрешения у государства (что тоже отдельно регулируется) и даже вывести капитал.

Наконец, третья популярная модель – командно-административная. Государственные органы решают все более-менее важные вопросы, которые так или иначе относятся к производству и (или) перераспределению материальных благ. Бизнес отсутствует или же контролируется правительством. Добывающие, а также перерабатывающие компании открываются и осуществляют свою деятельность с обязательной государственной долей. В чистом виде на данный момент отсутствует, но ближе всего к подобной модели в настоящем подошёл Китай. В этой стране даже иностранец не может открыть собственную компанию, пока не объединится с местным бизнесом.

Споры о том, какой из описанных вариантов является наиболее удачным, не утихают. И, вполне вероятно, что для нахождения ответа на этот вопрос нужно учитывать далеко не только экономическую сферу, даже когда речь идёт о ней.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

1.2. Роль государства в обществе — Система государственного управления

1.2. Роль государства в обществе

В самом понятии «государство» содержится смысловая неоднозначность. Термин «государство» в обычном повседневном употреблении означает, с одной стороны, понятие, близкое по смыслу терминам «страна», «держава». Это смысловое наполнение термина имеет место в таких словосочетаниях, как «государство Франция» или «государство Китай». В этом случае понятием «государство» обозначается реальная более или менее интегрированная система, включающая в себя огромное число элементов (подсистем), имеющих различную природу. Это и естественные и искусственные ландшафты (территория), и биосферные элементы, и технические, социально-экономические и социокультурные комплексы, а также народы, населяющие территорию той или иной страны. В данном случае термин «государство» употребляется в широком смысле.

В узком смысле «государство» — это основной элемент политической подсистемы и управляющая система общества.

Такая смысловая неоднозначность заставляет нас более четко определиться с понятиями, не забывая при этом о системном подходе.

Прежде всего необходимо определить, какую систему мы рассматриваем, что является объектом нашего внимания? Исходя из самого названия данной дисциплины можно установить, что основным объектом является государство как управляющая система. Нас интересует его устройство (морфология), а также принципы и механизмы функционирования государственного аппарата. Следовательно, в соответствии с такой точкой зрения можно дать такое определение системе государственного управления.

Система государственного управления — это вся совокупность реально существующих и необходимых элементов государственной и общественной подсистем и их взаимосвязей, обеспечивающих выполнение управленческих задач, стоящих перед государством.

Однако будет ошибочным такой взгляд на систему государственного управления, при котором упускаются связи государства с обществом, народом, то есть с элементами среды. Это противоречит самой сущности государственного управления.

Вопрос о роли государственного управления в обществе — это «извечная проблема». Для каждой страны эта проблема решается в индивидуальном порядке. В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:

¾                    либеральная, признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок;

¾                    социалистическая, отстаивающая принцип централизованного планового государственного управления;

¾                    концепции, сочетающие элементы либерального и социалистического подходов.[8]

Большое значение для выбора подходов государственного управления имеет баланс потребностей общества и возможностей государства. Этот баланс может быть определен с помощью установления функциональных границ государства от модели «ночного сторожа» до социального государства типа «шведского социализма».

Функциональные границы государства — обязанности (функции) государства по отношению как к обществу в целом, так и к отдельным его сферам, которые взаимосвязаны, системно организованы и соответствуют выбранной в результате «политического выбора» модели и миссии данного конкретного государства. С точки зрения управленческой целесообразности функциональные границы должны определяться балансом потребностей общества в управлении и возможностей государства.

 

________________________________________________________________________________________________

Задание 1.2.1.

Какая из перечисленных ниже моделей государства предполагает максимально расширенные функциональные границы государственного управления:_____________________

a)   маркетинговая модель государства;

b)   классическая либеральная модель;

c)   модель социального государства;

d)   социалистическая модель;

e)   неолиберальная модель;

f)    модель «ночного сторожа».

________________________________________________________________________________________________

Природа государственного управления более детально раскрывается в общественных функциях государства.

Общественные функции государства — совокупность видов и направлений активности государства, обеспечивающих решение общественно значимых дел в многообразных сферах общественной жизни в интересах всех граждан и раскрывающих природу и содержание государственного управления.

С этой точки зрения миссией государства является обеспечение жизнеспособности и устойчивости общественного развития народов, проживающих на территории государства.

Государство располагает такими возможностями и олицетворяет такие полномочия, которые могут быть использованы на достижение общего блага. Общественная роль, которую играет государство в управлении делами общества, реализуется через функции государства. Речь идет именно об общественных функциях государства, поскольку государство вне взаимодействия с обществом теряет всякий смысл, а его общественная сущность (природа) познается также через эти функции. Анализ общественных функций государства позволяет увидеть реальное бытие государства. Общественные функции государства необходимо отличать от функций государственного управления, о которых речь пойдет в другой теме.

Различают внутренние и внешние общественные функции государства.

Главные внутренние общественные функции государства: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая.

К основным внешним функциям государства можно отнести следующие: оборонную, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, культурно-информационную, глобального сотрудничества.[9]

Подробнее рассмотрим некоторые важнейшие функции.

Политическая функция

Прежде всего, это функция обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство. Ее можно называть политической функцией, ибо конечная цель политики в объективном смысле сводится к созданию условий для спокойного и гармоничного развития общества. Государство и возникло как попытка преодолеть раскол, разброд, борьбу в обществе, свести противоречия к разрешению в рамках закона.

Выполнению данной функции мешает использование политическими силами государства для достижения своих частных интересов. Как только они овладевают властью, то тут же направляют ее силу на подавление своих оппонентов. Последние же, будучи ущемленными, устраивают конфронтации, мобилизуют свои возможности и через некоторое время меняют ситуацию в свою пользу. Такие своеобразные «качели» постоянно вносят в общество напряжение и отвлекают его от созидания.

Между тем давно известно, что государство является достоянием всего общества, и оно не может и не должно следовать только интересам одних людей, игнорируя интересы других. Забвение этого и превращение государства в орудие насилия (и торжества) одной части общества над другой неизбежно ослабляет государство, разрывает его связи с обществом и рано или поздно разрушает. Опыт показывает, что лучшим состоянием общества бывает такое, когда в нем царят мир, спокойствие, сотрудничество, конструктивное творчество. И если государство подобное состояние общества не поддерживает, а позволяет тем или иным политическим силам ввергать общество в конфликты, не говоря уже об этнических или гражданских войнах, то, следовательно, оно не выполняет своей первейшей общественной функции, не оправдывает своего существования. В такой ситуации трудно вообще говорить о каком-либо государственном управлении.

Социальная функция

Важной общественной функцией государства является обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина. Ведь именно для этого люди создают государство и поддерживают его духовно и материально. Русский социолог изгнанник И.А. Ильин в 30-е годы XX века полагал: «Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил, ибо труды и создания этих духовных центров составляют живую ткань народной и государственной жизни. Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия; и в то же время все должны иметь возможность работать и творить по своей свободной, творческой инициативе».[10]

Разумеется, что свобода человека осуществляется в обществе, в общении и сотрудничестве людей. Ее регулируют семья, собственность, мораль, право, другие общественные институты, создающие в совокупности среду человеческой жизнедеятельности. Но несомненно, что люди разные и одну и ту же среду используют для достижения разных целей, в том числе и злонамеренных. В таких условиях только властная сила общества (государство) способна служить гарантом того, что свобода будет сохранена, защищена, станет устойчивой и надежной.

К концу XX века большинство индустриальных демократий подтвердили национальным законодательством признание провозглашенного международными декларациями комплекса прав и свобод человека.

Вместе с тем повседневная практика этих же самых стран свидетельствует, что между юридическим закреплением прав и свобод человека и реальным их осуществлением лежит дистанция огромного размера. До сих пор жизнь человека подвергается постоянным опасностям и часто обрывается преступной рукой. Организованная преступность превратилась в глобальное явление. Другие права и свободы человека нарушаются вообще легко и безнаказанно.

Социальная функция государства не исчерпывается провозглашением и защитой прав и свобод человека. Она намного шире и сложнее. Имеется в виду создание всего многообразия условий воспроизводства и развития человека, начиная с рождения новых поколений, их образования и воспитания и кончая сохранением памяти об умерших предках; проведение в жизнь принципов социальной справедливости и многое другое. Какой бы обширной ни была свобода человека в обществе, всегда должна сохраняться нить, связывающая его с государством, превращающая его в гражданина и тем самым придающая ему устойчивость и надежность в жизни.

Экономическая функция

Во второй половине XX века государства стали играть особую роль в экономической сфере общества. Почти повсеместно наблюдается сближение глобальных интересов национального государства и национального бизнеса. Современное государство не ослабляет, а, наоборот, усиливает свою экономическую функцию, состоящую в создании организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества. Связь государства и экономики видима давно и людьми, стоящими на чуть ли не противоположных идеологических позициях. Русский ученый, сторонник монархии еще в начале века писал, что «действительная, прочная система экономики страны может воздвигаться лишь на идее развития производительных сил. Это система экономической самостоятельности страны, завершенности всех ее сил, добывающих и обрабатывающих, гармонически друг друга дополняющих и дающих в результате страну экономически самоудовлетворяющуюся, по крайней мере, в пределах необходимости. Эта система по внутреннему смыслу вполне совпадает с той идеей независимости, которая проникает собою цели и смысл государства вообще».[11] Но и в конце века, несмотря на огромное число доказательств из опыта практически любой индустриально развитой страны, находятся люди, занимающие, в частности, руководящие государственные посты, которые полагают, что рыночная экономика, особенно переходного периода, должна функционировать без вмешательства государства, без его сознательного влияния на ее структуру и механизмы. Смешиваются два подхода: детальное определение экономической деятельности чуть ли не каждого человека (чем пыталась заниматься централизованная плановая экономика) и формирование нормативного пространства, в котором бы экономические потребности, интересы, цели, правила; нормативы, стимулы, санкции, поступки и действия были тщательно продуманы, осуществлялись рациональным способом, приносили социальный эффект, гармонизировали отношения человек — общество — природа.

Геополитическая функция

(соединение внешнеполитической и внешнеэкономической функций)

Государство выполняет и такую, только ему присущую общественную функцию, как поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов своей страны в рамках мирового сообщества. Человек реализуется в своем народе (в своей нации), народы — во взаимодействии с другими народами. Порой почему-то забываются геополитические обстоятельства, определяющие судьбу народов, вековые национальные интересы. Благодаря космополитизму средств массовой информации размываются национальные ориентации, идеалы, ценности, идет вестернизация по одному шаблону, который при внимательном анализе оказывается весьма корыстным и привязанным к конкретным интересам.

В результате исследования 200-летней истории США и сравнения ее с историей других народов, А. Шлезингер — младший пришел к выводу, который имеет универсальное значение: «Raisons d’etat (можно перевести как основания государства), а не динамика развития капитализма привели к стремлению Америки иметь влияние в мире…» И далее: «Политические и стратегические мотивы, национальное могущество и национальная безопасность обладают своими собственными жизнеспособностью и силой независимо от систем идеологии и собственности»[12]. Та или иная территория и соседи по месту ее расположения достались определенному народу вследствие сложных, нередко драматических исторических перипетий. Передел территории и улучшение геополитического положения чреваты сегодня большой кровью и огромными материальными утратами. Поэтому государство призвано осуществлять свою внешнюю функцию в стратегических параметрах, умело строить взаимосвязи по всему периметру своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с возможно большим числом государств, всемерно способствовать развитию международных структур, поддерживающих мир и спокойствие в глобальном и региональном масштабах. Отчетливо проявляется также зависимость между содержанием и результативностью реализации внешней функции государства и успехами в осуществлении его внутренних функций. Именно благоприятная международная обстановка создает условия для созидательного развития любого государства

________________________________________________________________________________________________

Задание 1.2.2.

Выберите из представленного списка функций общественные функции государства:___________

a)   обеспечение прав и свобод граждан;

b)   таможенное регулирование;

c)   планирование;

d)   создание условий для развития предпринимательства;

e)   борьба с международным терроризмом;

f)    обеспечение работы дипломатических миссий;

g)   разрешение противоречий между разными социальными группами;

h)   обеспечение территориальной целостности;

i)     регулирование количественных и качественных характеристик экспорта и импорта.

________________________________________________________________________________________________

bookwu.net

Роль государства в рыночной экономике

Государство в рыночной экономике

Определение 1

Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему управления, которая строится на необходимости вмешательства регулирования государства в функционирование рыночной экономики.

Государство представляет собой основной управляющий институт всех сфер жизнедеятельности общества. Посредством государственных законов регламентируется деятельность всех действующих систем хозяйствования, при этом государство проявляет свои функции в качестве субъекта осуществления рыночной экономики, так и управляющего института.

Институт государственного управления характеризуется спецификой, которая позволяет ему занять особенное положение в системе субъектов рыночных отношений.

Положение государства в рыночной экономике

Положение государства в рыночном хозяйстве определяется наличием нескольких признаков:

  • Суверенностью, которая проявляется в том, что государственная власть независима в среде международных отношений и никому не подчинена в пределах отдельно взятой страны.
  • Монопольное положение государства в сфере принятия обязательных для всех законов. В рыночной экономике все субъекты должны подчиняться нормам, принятым и утвержденным аппаратом государственного управления.
  • Система налогообложения, включающая в себя законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат соответствующих видов налогов и взносов.
  • Государство — субъект, регулирующий все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

Значение государства

Роль государства в рыночной экономике обусловлена тенденциями частого изменения условий рынка. При любых изменениях рыночных условий государство должно оперативно вмешиваться в положение вещей, вводя новые правила, налоги, нормативно-правовые акты.

Данное вмешательство не всегда приветствуется субъектами рыночной экономике, в частности предпринимателями различных масштабов. Чтобы сглаживать это вмешательство, делая его менее болезненным для жизнедеятельности предприятий, осуществляются попытки подбора наиболее приемлемых инструментов вмешательства. Это может осуществляться в форме оптимизации изданных законов (например, в сфере налогообложения), внесения поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые условия рынка.

Функции государства в рыночном хозяйстве

В рыночной экономике для государства присущи некоторые функции, которыми определяется его роль в экономической системе и сфера деятельности государственных структур. Можно назвать некоторые функции государства в рыночной экономике:

  • Правовое регулирование, выражающееся в государственном регулировании всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
  • Защитная функция, которая обеспечивает условия гарантии функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Эта функция может реализоваться посредством антимонопольного комитета.
  • Поощрение развития технологий и расширения производства.
  • Прогностическая функция, заключающаяся в планировании и прогнозировании проявления определенных тенденций в области коммерческих отношений.
  • Стабилизация, при которой государство способно принимать меры для установления равновесия баланса финансовых потоков, организации новых рабочих мест, надежных условий функционирования организаций и др.
  • Регулирующая функция, проявляется посредством включения соответствующих механизмов и инструментов в сферу общественных отношений.
  • Правовая функция, являющаяся своеобразным правовым институтом, уравновешивающим правовые конфликты субъектов управления.

Производственная функция государства

Отдельно следует выделить производственную функцию государства, наличие которой дает возможность гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально-техническом аспекте.

Данная функция нужна при создании удовлетворительных условий производства для того, чтобы получить в итоге продукцию высокого качества. В структуру обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер включается поставка сырья для производств, обеспечение предприятий требуемыми ресурсами (сырье, рабочая сила, технологии и др).

Замечание 1

Главная особенность производственной функции заключается в перераспределении ресурсов и доходов, что необходимо для качественного функционирования всей экономической системы государства.

Распределение дохода и ресурсов происходит для того, чтобы исключить распространение монопольных тенденций.

Функция обеспечения конкуренции и стабилизации

Замечание 2

Роль государства в функционировании рыночной экономики также проявляется в том, что оно обеспечивает добросовестную конкуренцию и стабилизацию.

Для обеспечения добросовестной конкуренции государство предпринимает некоторые меры, которые направлены на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равноправных условий нормального функционирования каждого из них. Все это может определить атмосферу качественной конкуренции для того, что бы повысить уровень обслуживания и производимой для рынка продукции.

Функция стабилизации заключается в принятии определенных законов, которые способствуют обеспечению равных условий деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизировать их положение.

Само понятие стабилизации представляет собой создание новых рабочих мест для не трудоустроенных граждан, вследствие чего платежеспособность общества повышается. Этот факт положительным образом может отразиться на условиях функционирования рынка.

Наряду с этим данное направление имеет риск, заключающийся в непредвиденности развития событий. Для расширения масштабов производства необходимо быть готовыми к тому, что в это же время вырастут и сопутствующие расходы, которые впоследствии потянут за собой безработицу и обесценивание денежной массы.

spravochnick.ru

Роль государства в экономической жизни общества

    В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия «рыночная экономика» или «рыночная система» абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Современная отечественная мысль не без помощи и участия зарубежных авторитетов, по существу, подменила понятие экономической системы понятием «рыночная система», или просто «рынок». И хотя заявлений, отождествляющих эти понятия, нет, но большинство в своих научных построениях и рекомендациях исходят из такого отождествления.

    Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

      Чем больше экономическая мысль сосредоточивала усилия на анализе рыночного механизма, сводя к этому содержание всей экономической науки, тем меньше ее выводы и рекомендации оказывались пригодными для их практического использования. Как бы интересны ни были разработки неоклассической школы, но все это были поиски в рамках чистой теории, очень далекой от реальной экономической действительности. Не случись Великая депрессия 1929—1933 гг., процесс отрыва западной экономической теории от действительности только нарастал бы.

      Развитие экономической теории в XX в. начало осуществляться в значительной мере под лозунгом: нужна теория, более близкая к реальной экономической действительности. Появление марксизма, исторической школы в XIX в. и особенно институционализма и кейнсианства в XX в. было своеобразной реакцией на абстрактный характер экономической теории. И если говорить о персональном вкладе ученых в развитие экономической науки, то нельзя не согласиться с П. Самуэльсоном, который в один ряд с А. Смитом поставил только К. Маркса и Дж. Кейнса.

       Названные ученые сделали прорыв за границы исследования чисто рыночного механизма и посмотрели на экономику более широко, увидев, что последняя развивается не только под воздействием «невидимой руки рынка». Стало очевидно, что экономика — это не саморегулирующаяся рыночная система, а в механизме ее регулирования все более ощутимым становится присутствие «видимой руки». Под «видимой рукой» подразумевается процесс сознательного регулирования поведения экономических субъектов.

      Сознательная координация экономического поведения осуществляется прежде всего путем государственного регулирования, но не сводится только к нему. В этом механизме наряду с государством огромную роль играют и другие элементы, по терминологии Дж. Гэлбрейта, в частности, техноструктура. Многие из этих элементов имеют негосударственный характер и представляют различные образования, возникающие как на стороне работодателей, так и на стороне наемных работников.

       Соотношение структурных элементов в координационном механизме экономики меняется в направлении нарастания удельного веса сознательного регулирования. И хотя этот процесс, как и другие экономические процессы, осуществляется не в непрерывной, а в волнообразной Форме, существуют факторы, которые данную тенденцию продолжают

     Государственный сектор занимает свою нишу в экономии,  привлекает частных предпринимателей, руководствующихся моти-ами коммерческой выгоды. Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное движение научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие международных экономических отношений. Все эти виды деятельности государство в значительной мере выполняет благодаря присутствию в смешанной экономике особого государственного сектора как совокупности форм его непосредственного участия в производстве, распределении и обмене.

      Механизм рыночной экономики не в состоянии охватить все сферы экономической системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой страны, как известно, имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам, или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регулированию внешних эффектов. Как бы ни оценивалась проблема вмешательства государства в экономику, общепризнано, что функции по регулированию внешних эффектов и снабжению населения общественными товарами должно выполнять государство. Во всех развитых странах государство берет на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей. Государство берет на себя также строительство и эксплуатацию многочисленных сетей коммуникаций, единой энергетической системы. Все в большей степени за счет средств государства начинают функционировать системы образования и здравоохранения, хотя результаты деятельности этих отраслей в полной мере нельзя отнести к общественным товарам, поскольку они сочетают в себе признаки как общественных, так и индивидуальных товаров и услуг.

    Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и Услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе. Наряду с собственным производством государство может стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их у последних.

     Частные предприятия не возмещают всех затрат, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, перекладывая тем самым часть собственных затрат на общество. Более того, руководствуясь только законами  рынка, они не останавливаются и перед коммерческой эксплуатацией невоспроизводимых национальных ресурсов. И только вмешательство государства, во-первых, позволяет обеспечить полное возмещение предприятиями всех затрат, связанных с использованием природных ресурсов, во-вторых, предотвращает вовлечение в хозяйственный оборот невоспроизводимых природных богатств, несущее угрозу здоровью и жизни человека. Масштабы государственного сектора экономики, его отраслевая и региональная структура находятся под воздействием множества факторов, которые чрезвычайно изменчивы. Задача государства в отношении этого сектора экономики — находить и поддерживать его оптимальные размеры, позволяющие сочетать достижение высокой экономической эффективности с социальной ответственностью перед всеми слоями и группами общества.

     Поскольку основной недостаток государственного сектора экономики —  это меньшая экономическая эффективность его предприятий по сравнению с предприятиями других секторов экономики, то поиски наиболее приемлемых организационно-хозяйственных форм его существования, а также экономического механизма функционирования предприятий этого сектора должны предусматривать если не полное устранение отмеченного недостатка (что, видимо, нереально), то хотя: бы сведение его до возможного минимума.

При всем своеобразии экономического механизма функционирования предприятий данного сектора экономики в своей основе это должен быть рыночный механизм. Практика функционирования государственного сектора в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что эта задача решаема. Конечно, ее решение в условиях современной российской экономики сопряжено со значительными специфическими трудностями. Обусловлены они тем, что в России пока еще не сложился рыночный механизм, государственный сектор является не естественным продуктом длительного функционирования рыночной экономики, а формируется в процессе преобразования огосударствленной экономической системы в смешанную систему рыночного характера.

    Отсутствие в России широкой основы развитого частного предпринимательства, ограниченность финансовых ресурсов населения и предпринимательских структур, распад традиционных внутренних и внешних хозяйственных связей и резкое ухудшение стартовых условий перехода к социально ориентированной рыночной экономике обусловливают необходимость значительно более широких масштабов государственного сектора по сравнению с существующей мировой практикой. Последнее, безусловно, актуализирует и поиск наиболее приемлемых организационно-правовых форм функционирования государственного сектора.

     В качестве вариантов организационно-правовых форм функционирования предприятий государственного сектора возможны такие формы как министерские (департаментские) предприятия, акционерные компании (полностью государственные или смешанные государственно-частные), различные виды холдингов, корпораций, государственные межотраслевые организации, службы, бюро, союзы и др.

     В практике государственного хозяйствования всех развитых стран использование различных организационно-юридических форм показало негибкость и неэффективность предприятий, условно говоря, министерского (департаментского) типа. В этих странах на практике подтверждена как наиболее эффективная для государственных предприятий акционерная форма, позволяющая отделить предприятия от правительственной администрации. Во всех развитых странах, по существу, отвергнуто право исполнительных органов государства (министерств) непосредственно распоряжаться имуществом подконтрольных им предприятий. Поскольку государственный сектор нашей экономики в обозримой перспективе будет иметь значительно большие масштабы по сравнению с другими странами, то учет существующего мирового опыта по управлению предприятиями этого сектора мог бы принести неоценимую пользу.

     Таким образом, государство прибегает к непосредственной предпринимательской деятельности для дополнения рыночной системы в тех сферах, где рынок оказывается неспособным обеспечить удовлетворение общественных потребностей. В данном случае государство как бы заполняет свободные от рынка хозяйственные зоны. При всей важности этой функции в условиях перехода от огосударствленной к смешанной экономике его роль и значимость в ряду других экономических Функций заметно уменьшаются. При этом экономическая деятельность государства переключается на выполнение функций по стабилизации экономики и по регулированию распределительных процессов.

      Стабилизационная функция государства. Она предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путем осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией., поддержки конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма; перераспределение доходов и материальных благ, направленное •         прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп; регулирования распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта; стабилизации экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирования экономического роста; предпринимательской деятельности.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и ; облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой — на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.  Для опыта всех стран со смешанной экономикой присущи не только эти основные направления, характеризующие экономическую роль государства, но и то, что государство играет эту роль, включаясь в саму систему рыночного механизма, пользуясь его регуляторами, опираясь на его закономерности, а не игнорируя их.

     Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций. Хотя вполне очевидно, что такая его функция, как предпринимательская деятельность, безусловно, ослабевает в процессе разгосударствления.

     Существует достаточно много конкретных способов как демонополизации экономики, так и борьбы с инфляцией и безработицей. Их эффективность подтверждена опытом развития экономики многих стран. Не вдаваясь в исчерпывающее объяснение того, как государство добивается выполнения стабилизационной функции, приводя темпы инфляции и уровень безработицы в приемлемые границы, подчеркнем лишь, что оно прибегает в этом случае прежде всего к регулированию совокупных расходов. Однако в ходе проводимых в России реформ ярко проявилась неэффективность и неработоспособность в условиях нашей экономики принципов традиционной макроэкономической политики, нацеленной на регулирование совокупного спроса.

     Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто и невозможно по двум основным причинам. Во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой. Во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречалось не так уж часто. А если учесть, что такое сочетание разворачивается на фоне отсутствия нормальных рыночных институтов и экономических регуляторов, то российскую ситуацию можно считать уникальной.

     В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Наряду с такой программой для стабилизации экономики государство должно решать также задачи, строго говоря, выходящие за пределы имеющегося мирового опыта по стабилизации. Это, во-первых, создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования, во-вторых, формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики и, в-третьих, создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

     Демонополизация экономики. Решение перечисленных выше задач возможно лишь при условии, что государство определит в качестве своей важнейшей функции деятельность по демонополизации экономики. Как известно из практики функционирования рынка, монополия  неизбежный его продукт. Без вмешательства государства она наносит огромный ущерб рыночным структурам, подрывая основы их существования. В развитых странах государство уже давно пытается ограничивать монополистические тенденции в экономике и старается обезопасить от них экономику. В настоящее время эта политика приобрела такие масштабы, что вполне резонно рассматривать демонополизацию в качестве непременной функции государства, одно из основных направлений его деятельности, сравнимое с его функциями по антиинфляционному регулированию экономики.

    В российской экономике, где масштабы и глубина монополизма намного больше по сравнению со странами с давними рыночными традициями и где впору говорить о сверхмонополизме, соответственно и значимость этой функции государства возрастает. Ее актуальность усиливается тем, что при отсутствии нормальных рыночных структур и действенных экономических регуляторов, но при наличии командно-административной системы общество в известной мере было защищено от негативного воздействия монополизма. Управляться со сверхмонополизированной экономикой в наших условиях удавалось только с помощью приказов, директив и силовых приемов.

   Начиная же с 90-х гг. создалась ситуация, когда темпы разрушения административно-командной системы заметно превосходили темпы демонополизации российской экономики. В этой ситуации отечественные монополии, освободившись от сдерживающих их административно-командных рамок государства, в полной мере занялись реализацией разрушительных для народного хозяйства всех потенциальных возможностей, заложенных в монополии. Сохранение разрыва в темпах проведения реформ по управлению экономикой и по осуществлению демонополизации во многом может объяснить и усиливающуюся у значительной части общества ностальгию по командной системе управления.

     Исправление подобной ситуации возможно только на основе утверждения приоритетности демонополизации отечественной экономики в ряду экономических функций, выполняемых нашим государством. Без этого возврат к административно-командной системе становится обоснованным и необходимым. Эффективность демонополизации предполагает, что она базируется на  формировании рынка с достаточно разветвленной соответствующей инфраструктурой. С другой стороны, она в немалой степени зависит от нахождения оптимального сочетания политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационных механизмов, обеспечивающих реализацию того и другого.

      Распределительная функция. Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать и возникает в результате действия механизмов саморегулирования, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить себе достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Законы рынка довольно жестки и даже жестоки. При этом, как известно, они заставляют страдать не обязательно и не всегда виноватых. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся.

     Не пытаясь дать исчерпывающее раскрытие данной функции государства, что является специальной темой, отметим лишь, какую основную трансформацию претерпевает эта функция в связи с разгосударствлением и переходом от полностью государственного хозяйства к смешанной экономике рыночного типа. В условиях государственного хозяйства государство целиком берет на себя функцию распределения всех доходов. Существенно также и то, что этим оно занимается еще на стадии формирования первичных доходов. Фактически в образовании и распределении дохода каждого члена общества основную роль играет государство. Без его непосредственного воздействия формируются и распределяются лишь доходы в теневой экономике и в сфере индивидуальной трудовой деятельности. Функции такого государства по последующему распределению доходов уже не столь существенны, поскольку оно решает почти все свои задачи, связанные с формированием доходов, уже в процессе их первичного распределения.

     С переходом к смешанной экономике рыночного типа содержание этой функции государства становится принципиально иным. Вместо первичного распределения доходов, которое осуществляется на основе рыночных законов и без непосредственного вмешательства государства, оно выполняет распределительную функцию лишь путем перераспределения уже полученных доходов. Тем самым в распределительной сфере достигается приоритет рынка, а государство, сосредоточив усилия на перераспределении доходов, ограничивает воздействие на сферу их первичного распределения главным образом разработкой соответствующего законодательства и контролем за его соблюдением.

   В процессе перехода от тотального огосударствленного хозяйства к мешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

      При всем многообразии как тех, так и других методов специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

     Хозяйственный опыт всех современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах государственного регулирования с административных (прямых) на косвенные методы. Вместе с тем при всей важности косвенных методов и все возрастающей их значимости невозможен мгновенный переход к их господству. Сама постепенность и, как теперь становится все очевиднее, длительность процессов разгосударствления и формирования смешанной экономики рыночного типа могут потребовать на переходный период сохранения административных методов в тех сферах, для которых они не характерны. Это относится, например, к сфере ценообразования, а также к области внешнеэкономической деятельности.

      Анализ имеющегося опыта развитых стран по государственному регулированию экономики позволяет отметить одну существенную особенность, характеризующую изменение масштабов и глубины государственного экономического регулирования, направленность подобных изменений. На первый взгляд со временем масштабы и интенсивность государственного вмешательства в экономику усиливаются. Действительно, на довольно значительных временных интервалах можно проследить эту тенденцию во всех развитых странах. Эта тенденция была характерна для развитых стран на протяжении почти столетия, начиная со второй половины XIX в. Очевидно, что годы мировых войн не показательны, так как в эти периоды неизбежное возрастание роли государства обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, не имеющими непосредственного отношения к естественному развитию экономики. Но даже если не принимать во внимание эти периоды, общая тенденция к возрастанию экономической роли государства в это столетие была очевидна.

      Вместе с тем попытка сформулировать общий закон возрастания экономической роли государства в процессе исторического развития вряд ли была бы правомерна, во всяком случае для подобного вывода отсутствует достаточная база данных. Если проанализировать государственное вмешательство в экономику в развитых странах во второй половине нынешнего столетия, то подобная тенденция не везде и не всегда прослеживается. Более того, в этот период во многих странах успешно и последовательно был осуществлен широкий комплекс мер по разгосударствлению экономики, выразившийся в проведении денационализации и приватизации государственных предприятий. Все это не могло не отразиться и на развитии экономической теории, на смене экономических концепций, пользующихся у теоретиков наибольшим авторитетом. В частности, это произошло с теорией Дж. Кейнса, притягательность которой в послевоенный период заметно уменьшилась.

    Очевидно, что изменение масштабов и интенсивности государственного вмешательства в экономику в смешанных общественных системах носит периодический (волнообразный) характер. Довольно значительные исторические периоды, характеризующиеся его усилением, могут сменяться и сменяются периодами с иной направленностью этих процессов. Но всегда сохраняется необходимость государственного регулирования экономики, если речь идет об обществе смешанного типа, в котором неизбежно присутствует и государственный сектор экономики.

      Государственное вмешательство в экономику, осуществляемое постоянно, хотя в разные периоды и с разной степенью интенсивности, характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа. История экономического развития даже такой страны, как США, в отношении которой прочно закрепился стереотип классической страны свободного рынка, свободного от давящего инициативу государственного вмешательства, также опровергает миф о том, что своим развитием Америка обязана неограниченной свободе частного предпринимательства.

      Анализ, который предпринял известный американский историк A.M. Шлезингер-младший в очерке «Государственное регулирование и американская экономика», убеждает, что государственное вмешательство чаще вовсе не препятствовало, а, напротив, способствовало экономическому развитию страны. Начиная же с 30-х гг. нашего века оно стало просто необходимым. И вопрос заключается лишь в поиске меры такого вмешательства, которая под влиянием различных обстоятельств чрезвычайно изменчива. «Традиция государственного вмешательства в экономику, — формулирует свой вывод Шлезингер-младший, — традиция столь же истинно американская и имеет столь же глубокие корни в национальной истории, будучи неразрывно связанной с именами наших величайших государственных деятелей и отражая американский Дух и национальный характер, как и соперничающая с ней традиция неограниченной свободы личного интереса и частного предпринимательства».

    Небезынтересен для понимания своеобразной волнообразности в государственном вмешательстве в экономику анализ причин его усиления, предложенный цитированным исследователем на основе изучения дел в США. Вторая причина, непосредственно связанная с первой, — понимание того, что сохранение демократии невозможно, если обладатели огромных капиталов и состояний сосредоточат в своих руках власть большую, нежели демократическое государство. Третья причина — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь всегда усиливалось с обострением хронических трудностей экономики. Это было особенно заметно в кризисные периоды развития и становилось совершенно очевидным в моменты, когда потрясения угрожали существованию самого американского общества (войны, Великая депрессия). «В самом деле, — пишет Шлезингер-младший, — никто, будучи в здравом уме, не стал бы искать спасения в laissez-faire и свободном рынке в момент, когда на карту было поставлено само существование нации»1. Под давлением данного фактора был, кстати, разработан «Новый курс» Ф. Рузвельта, призванный вмонтировать в рыночную экономику государственные стабилизаторы, предназначенные для того, чтобы защитить ее от депрессии. Да и спад в американской экономике 1982—1983 гг., самый крупный за период после 30-х гг., удалось приостановить благодаря принятым правительством стабилизационным мерам.

      Четвертая причина — возможность социальных потрясений вплоть до революций, направленных на уничтожение капиталистической системы. Именно политика государства, дополнившая принципы всемерного развития частной инициативы принципом социальной ответственности за судьбу всех граждан государства, не позволила сбыться предсказанию о гибели буржуазного общества под тяжестью его собственных противоречий. Наконец, государственная активность в экономике остается необходимой для сохранения нравственных устоев общества, поскольку «по мере того, как религия утрачивала свое влияние в обществе, а принцип личного интереса начал приобретать доминирующее значение, заколебалась моральная опора всей рыночной системы».

    По сравнению со странами, в которых уже существует многосекторная социально ориентированная экономика рыночного типа, где государство выполняет регулирующие функции, России только предстоит сформировать плюралистическое общество. Поэтому для России в прагматическом плане был бы более интересен опыт генезиса подобных обществ, чем опыт их функционирования. Вместе с тем формирование такого общества в России настолько своеобразно, что существующий опыт развитых стран требует значительных коррективов в случае его использования в России.

     Главное отличие в процессах становления многосекторной экономики в России и в других странах состоит в том, что последние имели свободную рыночную экономику и на основе законов ее естественного звития переходили к формированию смешанной экономики, в которой государству отводилась довольно значительная регулирующая роль. Иными словами происходило постепенное встраивание государства в процесс регулирования рыночной экономики.

     Схематически в России переход к смешанному обществу предполагает совсем иную направленность процесса, иную последовательность шагов. Это путь от государственной экономики через разгосударствление к формированию различных секторов экономики и в конечном счете к формированию рынка. В этом процессе более значительна роль государства, поскольку оно охватывает всю экономику. Спонтанный же переход к новой экономической системе на основе законов и механизмов рыночной экономики невозможен, поскольку нет самой рыночной экономики. Независимо от нашего желания этот переход осуществляет государство.

    Формирование многосекторной экономики в России вместо все охватывающей государственной экономической системы означает значительное уменьшение роли государства в экономике наряду с изменением качественной природы его функций. Но неизбежно возникает вопрос: возможно ли осуществление подобной работы самим государством? Положительный ответ на этот вопрос предполагает в качестве обязательного условия формирование действительно демократического государства.

Завершая рассмотрение экономической роли государства, его функций и методов в условиях перехода к смешанной экономике, следует подчеркнуть, что мировой опыт функционирования подобной экономики свидетельствует о несовершенстве таких институтов экономики, как государство и рынок. Их несовершенство обусловлено, с одной сто-Роны, тем, что оба института ограничены в возможностях влияния на развитие экономики. С другой стороны, даже в рамках присущих им возможностей эти институты выполняют свои функции не идеально. Поэтому мировая хозяйственная практика и пошла по пути совместного использования обоих названных институтов в качестве факторов экономического развития.

students-library.com