Родоначальником социологии как науки является – Кто является основоположником социологии 🚩 основоположником социологии является 🚩 Образование 🚩 Другое
Кто является основоположником социологии как самостоятельной науки?
С древнейших времен пытливые человеческие умы интересовались социальными проблемами, то есть вопросами устройств человеческого сообщества, каково место и роль человеческого индивида и групп людей в обществе, какие законы определяют его развитие, каким должно быть государство и его структура и множество других социальных и философских вопросов, вплоть до познания смысла жизни.
Однако, как во времена Античности, так и в Средние века вплоть до Нового времени социология не выделялась в отдельную науку.
Это стало возможным в начале 19 века, когда произошли такие глобальные подвижки в обществе, как смена общественно-экономических формаций.
Рухнули многовековые устои феодального общества, им на смену пришли новые социальные нормы, которые тогда находились в процессе формирования.
Волна буржуазных революций, прокатившаяся по Европе,сметая монархические формы правления, которые сменились на республиканские, либо на конституционные монархии (что по сути одно и то же).
Формировались новые классы, менялся социальный формат общества.
Проблемы, вставшие перед обществом в этот период требовали глубокого научного осмысления.
Буржуазное общество ощутило потребность в рациональном анализе основ бытия — конкретной науке, которая способна выявлять очаги социальной напряженности, дать анализ социальных явлений и процессов, просчитывать потенциальные возможности самого общества к поступательному развитию.
Французский ученый Огюст Конт (1798 — 1857)обосновал необходимость научного подхода к изучению общества.
Он также обосновал выделение социологии в качестве самостоятельной науки, которая должна базироваться на наблюдении и эксперименте, познание законов общественного развития и практического использования достижений науки в целях осуществления социальных реформ на благо общества.
Он же и ввел впервые в употребление термин «социология» — впервые использовал в 1824 г в своих письмах, но широкую известность этот термин приобрел после публикации О. Контом четвертого тома своего «Курса позитивной философии»(1838 г.)
Большой вклад в становление социологии как науки внес так же английский ученый Г. Спенсер(1820—1903), который продолжил идеи О.Конта и также считается основоположником социологии как науки
Основные методологические подходы новой науки позднее были разработаны М. Вебером и Э. Дюркгеймом.
www.bolshoyvopros.ru
Основоположником социологии является | Kratkoe.com
Прочтя эту статью, Вы узнаете кто является основоположником социологии и когда возникла социология как наука.
Кто основоположник социологии?
Основоположником социологии является французский философ ХІХ столетия Огюст Конт. Именно он тот, кто ввел термин социология в научный оборот. Философ был первым, кто создал такую классификацию наук, в которой новая наука занимала достаточно почетное место. Иными словами, благодаря Огюсту Конту социология получила научный статус и свой предмет исследования.
Огюст Конт считал, что социум или общество нуждается в исследовании и наблюдении. Именно с этой целью в 1832 году Конт ввел термин «социология». Согласно ученому социология – это наука, которая изучает и рассматривает общество вместе с его системами.
Вот только ученый в социологии признавала только так именуемые ее позитивные стороны. Конт считал, что наука должна заниматься изучением фактов возникновения социальной реальности, создавать эмпирические первичные обобщения, при этом, не создавая теоретически крупных построений. Это и делает социологию позитивным учением, которому присущи полезность, точность, реальность и достоверность.
За Контом социология как наука должна делиться на социальную статику, в которой изучается индивид, семьи, общество, и социальную динамику, которая изучает процессы в человеческом обществе.
Ученый твердо уверен в том, что социальная динамика являет собой теорию прогресса. И согласно ей общество уже прошло 3 основных эпохи:
- Теологическая эпоха. Люди свято верили в богов, фетиши и после в одного только бога. Война в этой эпохе выступает основным родом занятия населения.
- Метафизическая эпоха. Приоритетом в системе ценностей стала духовная культура. Происходит зарождение гражданского общества с законодательной системой.
- Позитивная эпоха. Управление обществом осуществляют ученые и индустриалы. Основной вид занятия – индустрия мирного характера.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, кто является основоположником социологии как науки.
kratkoe.com
Родоначальником социологии является французский ученый_________________________________________ 1 страница
⇐ ПредыдущаяСтр 116 из 125Следующая ⇒(вставьте имя и фамилию ученого — Огюст Конт
23. Культурное наследие – это:
5. совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных
6. географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах
7. часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное
8. нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества
А) Совершенствование человеческих качеств
Б) Возделывание земли
3. только А 3. оба определения неверны
4. только Б 4. верно А и Б
2. В XVIII веке для европейцев понятие «культура» означала
А) Совершенствование человеческих качеств
Б) Возделывание земли
- только А
- только Б
- оба определения неверны
- верно А и Б
3. Первым разграничил понятия «культура» и «цивилизация»:
4. немецкий философ И. Кант
5. немецкий философ О. Шпенглер
6. французский социолог О. Конт
4.Самым важным показателем цивилизованности считается:
10. уровень смертности
11. экология
12. наличие письменности
5. Культурная статика описывает культуру:
7. в покое
8. в движении
6. Материальная культура –это:
А) физические объекты, созданные человеческими руками
Б) нормы, правила образцы поведения, мифы, ритуалы, обычаи, традиции, язык
5. только А
6. только Б
7. оба определения неверны
8. верно А и Б
3. Первым противопоставил понятия «культура» и «цивилизация»:
4. немецкий философ И. Кант
5. немецкий философ О. Шпенглер
6. французский социолог О. Конт
4. Материальная культура –это:
А) артефакты: книга, храм, орудие труда, украшения и т. д.
Б) нормы, правила образцы поведения, мифы, ритуалы, обычаи, традиции, язык и т. д.
3. только А 3. оба определения неверны
4. только Б 4. верно А и Б
5. Культурная динамика:
10. описывает внутреннее строение культуры
11. описывает трансформацию культуры
12. совокупность базисных элементов культуры
6. Культурный комплекс –это:
5. совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных
6. географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах
7. часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное
8. нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества
1. О. Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» писал:
А) Цивилизация – это высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок
Б) Нельзя противопоставлять цивилизацию и культуру
5. только А
6. только Б
7. оба определения неверны
8. верно А и Б
2. Какие определения верны:
А) Все культуры, в которых используется язык, обладают письменностью
Б) Не все культуры, в которых используется язык, обладают письменностью
3. Уровень смертности, санитарное состояние городов, экология, наличие письменности — это:
8. показатели культуры
9. показатели цивилизованности
10. показатели государственности
4. Культурная динамика описывает культуру:
3. в покое
4. в движении
5. Нематериальная культура – это:
А) физические объекты, созданные человеческими руками
Б) результат деятельности людей, созданный разумом и чувствами
6. Культурный ареал –это:
5. совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных
6. географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах
7. часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное
8. нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества
1. Культурные универсалии –это:
5. совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных
6. географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах
7. часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное
8. нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества
2. Культурное наследие –это:
5. совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных
6. географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах
7. часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное
8. нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества
Раздел: Социология как наука. Предмет и методы социологии
Задание {{1}}
Методологический подход к анализу общества, согласно которому уровень развития науки и техники определяет социальные процессы во всех сферах обществах, называется … детерминизмом
— экономическим
+ технологическим
— психологическим
— географическим
Задание {{2}}
Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется … детерминизмом
+ экономическим
— культурным
— психологическим
— географическим
Задание {{3}}
Социология О.Конта включает в себя разделы …
— социология социальных групп и социология личности
— теоретическая и практическая социология
— микросоциология и макросоциология
+ социальная статика и социальная динамика
Задание {{4}}
О.Конт рассматривал социологию как …
+ социальную физику
— социальную геометрию
— социальную химию
— социальную биологию
Задание {{5}}
Понятие «теория среднего уровня» введено в научный оборот …
+ Р. Мертоном
— П. Сорокиным
— О.Контом
— Э. Дюркгеймом
Задание {{6}}
К собственно социологическим методам относятся …
— наблюдение
— метод сравнения
+ контент-анализ
Задание {{7}}
Совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных — это …
— объект социологии
— метод социологии
+ предмет социологии
Задание {{8}}
К общенаучным методам социологии относится …
+ структурно-функциональный метод
— метод социометрии Я.Морено
— социологический опрос
Задание {{9}}
Автором социологизма в социологии был …
— Ф.Гидденс
— М.Вебер
+ Э.Дюркгейм
Задание {{10}}
Социальные закономерности развития общества и его элементов — это …
— объект социологии
— метод социологии
+ предмет социологии
Задание {{11}}
Уровень социологического знания, связанный с крупными элементами социальных структур и их взаимодействия, называется …
— микросоциология
— теория среднего уровня
+ макросоциология
Задание {{12
Социология — это …
— совокупность теорий макро- и микроуровня
— только совокупность теории среднего уровня
+ многоуровневая, полиотраслевая наука
— совокупность эмпирических исследований социальных процессов
Задание {{13}}
Социология является многоотраслевой наукой
+ да
— нет
Задание {{14}}
Социология как одна из наиболее «общих» наук включает в себя все общественные науки
+ да
— нет
Задание {{15}}
У социологии слабые связи с философией и историей
— да
+ нет
Задание {{16}}
Предметная область социологии и истории совпадают
— да
+ нет
Задание {{17}}
Влияние математики на социологию заключается в том, что …
— математика является методологической основой развития социологии
+ для социологии прежде всего важны математические методы, используемые в социологических исследованиях
— математика является информационной базой существования социологии как науки
Задание {{18}}
Предметом социологии, по Г.Спенсеру, является …
— общество, развивающееся в сторону целостности через конфликты и противоречия
+ общество как социальный организм, в котором дифференциация считается интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов
— общество, основу которого составляют взаимодействия людей, движимых волей
Задание {{19}}
Предмет социологии П.Сорокин понимал как …
— систематическое изучение общества, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам
+ изучение общества как реальной совокупности взаимодействующих индивидов, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах
Задание {{20}}
К функциям социологии не относятся …
— теоретико-познавательная
— диагностическая
— эвристическая
— прогностическая
— организационно-технологическая
+ социального проектирования и конструирования
— инструментальная
Задание {{21}}
Какое из следующих утверждений истинно
— Социология изучает все социальные явления
— Социология изучает большое число объектов
+ Социология изучает различные формы жизнедеятельности одного и того же объекта
Задание {{22}}
Теоретические построения, находящиеся между теоретической и эмпирической социологией — это теории …
— макросоциологические
+ среднего уровня
— социального обмена
Задание {{23}}
К основным социологическим парадигмам относятся …
+ антропоценрическая
+ социоцентрическая
— этноцентрическаяъ
Задание {{24}}
Социологические парадигмы можно разделить на следующие группы:
+ структурно-функциональные
— целевые
+ интерпретативные
+ интегральные
— гипотетические
Задание {{25}}
Основателем синергетики является …
— И.Стенгерс
+ И.Пригожин
— Г.Хакен
Задание {{26}}
А. Шюц был основоположником …
— системного метода
— метода структурно-функционального анализа
+ феноменологического метода
Задание {{27}}
К уровням социологического знания относятся …
+ общесоциологические теории
— общенаучные теории
+ теории среднего уровня
+ прикладная социология
Раздел: Историко-социологическое введение
Задание {{28}}
Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» — это пример исследования …
+ теоретического
— лабораторного
— практического
— полевого
Задание {{29}}
Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» — это пример исследования …
— теоретического
— лабораторного
— практического
+ эмпирического
Задание {{30}}
«Мятеж» как форму девиации рассматривал …
— М. Вебер
— О. Конт
+ Р. Мертон
— К. Маркс
Задание {{31}}
Базовые социальные идеи в работах Т. Мора и Т. Кампанеллы – это …
— конкуренция и частная собственность
— эгоизм и гедонизм
+ социальное равенство и общественная собственность
— индивидуализм и частный труд
Задание {{32}}
Западный социолог, который придерживался мнения, что все социальные взаимодействия подчинены принципу эквивалентности обмена – это …
— М. Ковалевский
— П. Сорокин
+ Дж. Хоманс
— Б. Малиновский
Задание {{33}}
Материальное производство как фактор, определяющий сущность и развитие человеческой деятельности, был выделен в работах …
— П. Бурдье
— М. Вебера
+ К. Маркса
— Г. Спенсера
Задание {{34}}
К теории «общественного договора» Т. Гоббса не относится принцип …
+ беспристрастной защиты каждого в суде
— защиты частной собственности
— всеобщего равенства
— незыблемости договора
Задание {{35}}
К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся …
— эмоциональное действие
— логическое действие
+ целерациональное действие
+ аффективное действие
Задание {{36}}
Концепция социальной мобильности была разработана …
— Н.Я. Данилевским
— Н.К. Михайловским
— М.М. Ковалевским
+ П.А. Сорокиным
Задание {{37}}
Работу периода античности написал …
+ Аристотель
— Платон
— А. Аврелий
— Т. Гоббс
Задание {{38}}
Автором работы «О граде Божьем», именуемым представителями церкви «блаженным» является …
+ Августин Аврелий
— Томас Гоббс
— Сократ
— Фома Аквинский
Задание {{39}}
Культурно-исторический тип, где «наука и технология», согласно концепции Н.Я. Данилевского, являлись ведущей сферой творческой активности – это …
+ западно-европейский
— греческий
— китайский
— славянский
Задание {{40}}
Аристотель рассматривал как синонимы и отождествлял содержание понятий …
— общество и община
— общество и род
+ общество и государство
— общество и семья
Задание {{41}}
Причиной фундаментальных социальных изменений в теории К. Маркса является …
— распространение демократии
+ классовый конфликт
— развитие науки
— развитие рынка труда
Задание {{42}}
По мнении. П.А. Сорокина, революция является …
— обязательным элементом общественного развития
+ «великой трагедией», деформируют социальную структуру общества
— «локомотивом истории»
— результатом ошибочной политики правительства
Задание {{43}}
Представителем социально-психологического направления в социологии является …
+ Г. Тард
— Дж. Мид
— Т. Парсонс
— Э. Дюркгейм
Задание {{44}}
Социальное действие на основе сложившегося стереотипа поведения — это … действие
— целерациональное
+ традиционное
— ценностно-рациональное
Задание {{45}}
Понятие «социальное действие» в научный оборот ввел …
+ М.Вебер
— О.Конт
— Г.Зиммель
Задание {{46}}
Автором понимающей социологии является …
+ М.Вебер
— Т.Парсонс
— П.Сорокин
Задание {{47}}
Основные постулаты структурно-функционального анализа:
— целостность общества
+ функциональное единство
+ универсальность функционализма
+ постулат необходимости
Задание {{48}}
Социология как наука возникла в …
— XVIII в
+ XIX в
— XX в
Задание {{49}}
Родоначальником социологии как науки является …
— Г.Спенсер
— К.Маркс
+ О.Конт
Задание {{50}}
О.Конт был сторонником …
+ позитивизма
— социал-механизма
— социал-дарвинизма
Задание {{51}}
Направление в социологии, ориентированное на исследование общества методами, аналогичными методам естественных наук, — это …
— позитивизм
+ структурный функционализм
— этнометодология
Задание {{52}}
Социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью неявных механизмов поведения, — это …
— феноменология
— символический интеракционизм
+ этнометодология
Задание {{53}}
Концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждается, — это …
— структурный функционализм
+ теория обмена
— феноменология
Задание {{54}}
Первоначально О. Конт новую науку «социологию» назвал …
— социальной философией
+ социальной физикой
— социальной биологией
Задание {{55}}
Э. Дюркгейм считал, что социология должна изучать …
+ социальные факты
— социальное поведение
— социальные дефиниции
Задание {{56}}
В творчестве . . . были заложены основы структурно-функционального анализа
— Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, М.Вебера
— К.Маркса, Ф.Энгельса
+ Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона
— Р.Дарендорфа, Ч.Миглоса
Задание {{57}}
Социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина в …
— первой половине XIX века
+ первой трети XIX века
— последней трети XIX века
— эпоху Просвещения
Задание {{58}}
Историческим периодом, считающимся исходным хронологическим рубежом российской социологии, является …
— конец XVIII века
+ конец XIX — начало XX века
— первая половина XIX века
— конец 60-х годов XIXвека
Задание {{59}}
Первым определил социологию как учение об обществе …
+ О. Конт
— Э. Дюркгейм
— Г. Спенсер
— М. Вебер
Задание {{60}}
Понятие «идеального типа» ввел в социологию …
— К.Маркс
— Р.Мертон
+ М.Вебер
— Ф.Теннис
Задание {{61}}
Установите соответствие между научными школами и социологами
L1: Г.Спенсер
R1: натурализм
L2: Г.Тард, Ч.Кули
R2: психологизм
L3: К.Маркс
R3: экономизм
L4: Э.Дюркгейм
R4: социологизм
L5: О.Конт
R5: позитивизм
Задание {{62}}
Термину «позитивный» О. Конт придавал значения …
+ реальное
+ положительное
+ полезное
+ достоверное
— вредное
+ точное
— необходимое
Задание {{63}}
Социологии Э. Дюркгейма свойственны …
+ натурализм
+ социальный реализм
— эволюционизм
Задание {{64}}
В творчестве Э. Дюркгема основное внимание сосредоточено на проблемах …
— конфликта
— сотрудничества
+ солидарности
+ самоубийства
Задание {{65}}
М. Вебер выделил виды деятельности …
— ценностное
+ целерациональное
— целевое
+ ценностно-рациональное
+ аффективное
+ традиционное
Задание {{66}}
Метод диалектического материализма развивал …
— М.Вебер
— Р.Мертон
+ К.Маркс
Задание {{67}}
М. Ковалевский развивал идеи …
+ всемирно-исторических сравнений
— революции
+ эволюции
Задание {{68}}
Автором труда «Социальная и культурная динамика» является …
— М.Ковалевский
+ П.Сорокин
— М.Вебер
Задание {{69}}
Назовите социолога, который считал, что единого общества быть не может
— М.Ковалевский
+ П.Сорокин
— Т.Парсонс
Задание {{70}}
Т.Парсонс — это социолог …
+ американский
— немецкий
— русский
Задание {{71}}
В социологии Т. Парсонса особое внимание уделено …
— эволюционизму
— конфликтологии
+ структурно-функциональному анализу
Раздел: Общество как социокультурная система
Задание {{72}}
К характерным признакам постиндустриального общества относится …
— преобладание в экономике тяжелой промышленности
— преобладание в экономике сельского хозяйства
+ преобладание сферы услуг в экономике
— преобладание в экономике легкой промышленности
Задание {{73}}
Действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-либо другого, называются …
— физическим контактом
— ценностями
— правилами
+ символами
Задание {{74}}
К характерным признакам индустриального общества не относится …
— рыночная экономика
+ синкретизм
— урбанизация
— индивидуализм
Задание {{75}}
К экономическим факторам общественного прогресса относятся изменения касающиеся …
— армии, права, церкви
+ производства, распределения, потребления
— государственных органов, власти, правительства
— культуры, науки, образования
Задание {{76}}
К признакам общества, согласно концепции Э. Шилза, не относится …
— культура
— территория
— демократическая форма правления
+ язык
Задание {{77}}
Концепция эволюционного, поступательного развития общества придерживался …
— М. Вебер
— Дж. Вико
— Н.Я. Данилевский
+ О.Шпенглер
Задание {{78}}
Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием …
+ разделения труда
— эксплуатации
— противоречий
— конфликтов
Задание {{79}}
В теории конвергенции утверждается, что происходит сближение двух типов общества …
— рабовладельческого и постиндустриального
+ капиталистического и социалистического
— феодального и постиндустриального
— рабовладельческого и феодального
Задание {{80}}
Приоритетное развитие сферы услуг и е превалирование над промышленным и сельскохозяйственным производством характерны для … общества
— информационного
— традиционного
+ постиндустриального
— индустриального
Задание {{81}}
В социально здоровом обществе …
+ преобладают формальные функции социальных институтов
— преобладают неформальные функции социальных институтов
— существенно расходятся их формальные и неформальные функции
Задание {{82}}
На информационной основе базируется … общество
— традиционное
— промышленное
+ постиндустриальное
Задание {{83}}
В определении «Общество — это поток самовоспроизводящихся информационных сообщений» реализован … подход
— деятельный
— культурологический
— институциональный
+ информационный
— системный
— формационный
Задание {{84}}
Наибольшее признание сегодня получила типология обществ, предложенная …
— Д.Беллом и Растоу
— К.Поппером
+ К.Марксом и Ф. Энгельсом
Задание {{85}}
Разделение между общностью и обществом ввел …
— Э.Дюркгейм
+ Ф.Тённис
— К.Маркс
Задание {{86}}
«Общество как коллективный организм, основными элементами которого являются идеи, нравы, инструменты», рассматривал …
+ О.Конт
— Г.Спенсер
— К.Маркс
Задание {{87}}
Понятие для обозначения последствий любого социального института, которые препятствуют сохранению общества, Р. Мертон назвал …
— функция
+ дисфункция
— девиация
— аномия
Задание {{88}}
Общество — это …
— совокупность действующих личностей
— совокупность различных пересекающихся групп людей
+ большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах социальных институтов и организаций
Задание {{89}}
В информационном обществе значительно возрастает роль …
+ знаний
+ образования
— политики
Задание {{90}}
Природно-географическая среда воздействует на формы организации социальной жизни
+ да
— нет
Задание {{91}}
Признаками правового государства являются …
— наличие законов
+ верховенство власти
— всенародное избирание президента
— наличие двухпалатного парламента
+ незыблемость прав и свобод человека
+ разделение властей
— отделение церкви от государства
Задание {{92}}
Гражданин — это …
— городской житель, горожанин
— каждый человек из тех, кто составляет народ, землю, государство
+ самостоятельный член общества, обладающий правами и ответственностью за свои поступки и действия
Формирование «новой глобальной идеологии» связывают с
Отв. неоконсерватизмом
Задание {{93}}
Общество — это …
— совокупность действующих личностей
— совокупность различных пересекающихся групп людей
+ большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь, в пределах целого ряда социальных институтов и организаций
Задание {{94}}
Государство — это …
— особым образом организованная группа людей, систематически занимающаяся управлением
+ особым образом организованная группа людей, систематически занимающаяся управлением, обеспечивающее территориальное, юридическое и политическое единение населения
— внутреннее устройство общества, обеспечивающее территориальное, юридическое и политическое единение населения
Задание {{95}}
Гражданское общество характеризует …
— сферу политических отношений
+ сферу неполитических отношений
Задание {{96}}
К. Маркс дает … понимание гражданского общества
+ экономическое
— духовное
Задание {{97}}
Т. Гоббс …
+ противопоставляет гражданское общество и естественное состояние
— рассматривает гражданское общество как естественное состояние
Задание {{98}}
Идею государства как воплощения разума развил …
+ Г. Гегель
— О. Конт
Задание {{99}}
Функции гражданского общества
+ саморегуляция
+ социальная интеграция
+ саморазвитие социальных субъектов
— экономическое функционирование социальных субъектов
+ гомогенизация условий жизни
Задание {{100}}
Основные социологические парадигмы в изучении общества
+ макросоциологическая
+ микросоциологическая
— каузальная
Задание {{101}}
О. Конт подчеркивал …
— примат индивида над обществом
+ примат общества над индивидом
Задание {{102}}
mykonspekts.ru
Кто Является Основоположником Социологии Как Самостоятельной Науки?
С древнейших времен пытливые человеческие умы интересовались социальными проблемами, то есть вопросами устройств человеческого сообщества, каково место и роль человеческого индивида и групп людей в обществе, какие законы определяют его развитие, каким должно быть государство и его структура и множество других социальных и философских вопросов, вплоть до познания смысла жизни. Однако, как во времена Античности, так и в Средние века вплоть до Нового времени социология не выделялась в отдельную науку. Это стало возможным в начале 19 века, когда произошли такие глобальные подвижки в обществе, как смена общественно-экономических формаций. Рухнули многовековые устои феодального общества, им на смену пришли новые социальные нормы, которые тогда находились в процессе формирования. Волна буржуазных революций, прокатившаяся по Европе,сметая монархические формы правления, которые сменились на республиканские, либо на конституционные монархии (что по сути одно и то же). Формировались новые классы, менялся социальный формат общества. Проблемы, вставшие перед обществом в этот период требовали глубокого научного осмысления. Буржуазное общество ощутило потребность в рациональном анализе основ бытия — конкретной науке, которая способна выявлять очаги социальной напряженности, дать анализ социальных явлений и процессов, просчитывать потенциальные возможности самого общества к поступательному развитию. Французский ученый Огюст Конт (1798 — 1857)обосновал необходимость научного подхода к изучению общества. Он также обосновал выделение социологии в качестве самостоятельной науки, которая должна базироваться на наблюдении и эксперименте, познание законов общественного развития и практического использования достижений науки в целях осуществления социальных реформ на благо общества. Он же и ввел впервые в употребление термин «социология» — впервые использовал в 1824 г в своих письмах, но широкую известность этот термин приобрел после публикации О. Контом четвертого тома своего «Курса позитивной философии»(1838 г.) Большой вклад в становление социологии как науки внес так же английский ученый Г. Спенсер(1820—1903), который продолжил идеи О.Конта и также считается основоположником социологии как науки Основные методологические подходы новой науки позднее были разработаны М. Вебером и Э. Дюркгеймом.
otvet.expert
Социология с ответами
Какое из нижеприведённых определений социологии является наиболее полным, точным?:
социология – учение об обществе;
социология учение о человеке;
социология – наука об обществе;
социология учение о поведении больших социальных групп.
К какой функции социологии следует отнести следующее действие: создание обоснованных научных прогнозов развития общества в целом и отдельных его сфер?:
прогностической;
мировоззренческой;
к познавательной;
к управленческой.
В социологической концепции Э. Дюркгейма целью общественного развития является…:
социальное равенство;
развитие личности;
нарастание солидарности;
социальная справедливость.
Субъективный метод русской социологии создали…:
П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский.
Г.В. Плеханов и В.И. Ленин;
М.А. Бакунин и П.Н. Ткачёв;
М.М. Ковалевский и П.А. Струве;
Аристотель считал опорой стабильности и порядка…:
рабов;
земледельцев;
средний класс;
богатых людей.
Кто из названных учённых является признанным основоположником социологического позитивизма:
Г. Спенсер;
Э.Дюркгейм;
О.Конт;
Ф. Энгельс.
К какой функции социологии следует отнести следующее действие: производство новых знаний о людях и обществе?:
к мировоззренческой;
к прогностической;
к познавательной;
к практически-управленческой.
Какая из перечисленных идей не характерна для мировоззрения людей Нового времени?:
гражданского общества и правового государства;
главенство разума в истории, обществе и человеке;
способности человека к общественному строительству;
божественного предначертания истории.
В социологии О.Конта в качестве критерия общественного прогресса выделяется…:
развитие науки и формирование позитивного мышления;
развитие производительных сил;
развитие личности;
дифференциация и интеграция общественной системы.
В марксистской концепции развития общества этап капиталистической формации, для которого характерно возникновение монополий, создание финансовой олигархии, называется…:
империализм.
глобализм;
домонополистический капитализм;
модернизм;
К какой функции социологии следует отнести следующее действие: осуществление сознательного социального контроля и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности управления различными социальными процессами?:
к мировоззренческой;
познавательной;
прогностической;
практически-управленческой.
Социологическое направление, которое рассматривает социальный конфликт в качестве движущей силы общественного прогресса – это…:
социология О.Конта;
органическая социология Г. Спенсера;
социология марксизма;
социология Э. Дюркгейма.
Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием…:
культуры;
личности;
разделения труда;
идеологии.
Экономику в качестве источника социальных изменений рассматривал — …:
К.Маркс.
М.Вебер;
О. Шпенглер;
П.Лавров;
Термин «социология» был введён в научный оборот…:
О. Контом.
И. Кантом;
К. Сен-Симоном;
И. Коном;
16. Направление в социологии исходящее из положения, что новое «положительное» знание должно быть свободно от всяких домыслов, опираться на естествознание называется…:
понимающая социология;
позитивизм;
интеракционизм;
этнометодология.
17. Термин «теории среднего уровня» был введён в практическую деятельность…:
Р. Мертоном;
П. Сорокиным;
Э. Дюркгеймом;
К. Марксом.
18. Закон возрастания связанности и перехода от гомогенности к гетерогенности сформулирован…:
Дж. Миллем;
О. Конт;
Г Спенсер;
Ф. Энгельс.
19. В структуру социального обмена согласно теории обмена Дж. Хоманса не входит…:
место обмена;
правила обмена;
результат обмена;
агенты обмена.
20. Основой мировоззрения человека средневековья была…:
вера в нерушимый строй космоса;
вера в человека, его силы и возможности;
вера в Бога;
вера во многих богов.
21. Кто из перечисленных русских социальных мыслителей мог сказать: «Все судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут»?:
С. Булгаков;
М. Бакунин;
Н. Бердяев;
П. Лавров.
22. Какое утверждение принадлежит Т. Гоббсу?:
«Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей»;
«Война всех против всех» ставит индивидов в равные условия…;
«Разумная часть души делает людей неравными»;
«Проблема равенства является надуманной».
23. Какие из приведённых понятий Аристотель рассматривал как синонимы и отождествлял их содержание?:
общество и община;
общество и семья;
общество и государство;
общество и род.
24. Работа «Самоубийство» написана…:
Р. Скиннером;
Дж. Мидом;
Э. Дюркгеймом;
Дж. Хомансом.
25. Концепция культурно-исторических типов в русской социологии XIX в. была разработана…:
Н.Я. Данилевским;
М.М. Ковалевским;
П.Л. Лавровым;
П.А. Сорокиным.
26. О. Конт рассматривал социологию как…:
социальную химию;
эмпирическое знание;
социальную физику;
социальную статику.
27. Социологическая концепция, принимающая взаимодействие людей между индивидами или группами за основу и сущность социальной реальности называется…:
структурный функционализм;
эволюционизм;
интеракционизм;
структурализм.
28. Идея, которая была воспринята социологами из естественных наук – это…:
идея о том, что общественное развитие подчиняется объективным законам;
идея о том, что между социальными группами существует механическая зависимость;
идея о том, что развитие общества предопределено генетически;
идея о том, что в обществе действует естественный отбор.
29. Понятие «аномия» было введено в научный оборот…:
Э Дюркгеймом.
Г. Лебоном;
Г. Тардом;
М. Вебером;
30. Западный социолог, который придерживался мнения, что все социальные взаимодействия подчинены принципу эквивалентности обмена – это…:
Р. Скиннер;
Б. Малиновский;
И. Гофман;
Дж. Хоманс.
31. В социологии Г. Спенсера в качестве критерия общественного прогресса рассматривается…:
развитие производительных сил общества;
дифференциация и интеграция общественной системы;
развитие личности;
развитие науки.
32. Понятие «социология» было введено в научный оборот…:
в конце XVIII;
в первой половине XIX в.;
во второй половине XIX в;
4) в начале XX в.
33. Основоположником социологии как науки явился…:
К. Маркс;
Г. Спенсер;
О. Конт;
М. Вебер.
34. Объект социологии – это…:
социальные институты и организации;
социальное поведение;
общество
человек.
35. Что даёт представление об обществе как о целостном организме, раскрывает особенности жизнедеятельности его основных институтов?:
общая социологическая теория;
специальная социологическая теория;
конкретные социологические исследования;
теории среднего уровня.
36. Кому принадлежит определение социологии как науки о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать?:
Э. Дюркгейму;
М. Веберу;
К. Марксу;
О. Конту.
37. Сколько стадий (этапов) прошло человечество, по О. Конту?:
четыре;
пять;
три;
две.
38. Как назывался трактат Т. Гоббса о государстве?:
«Левиафан»;
«Государство»;
«Об общественном договоре»;
«Государь».
39. Представителем, какого направления в социологии является М. Вебер?:
позитивистское направление;
марксистское направление;
понимающая социология и теория социального действия;
органическое направление.
40. Что не является особенностью развития социологии в России?:
невысокий уровень общественных наук;
чередование всплесков социологии с репрессиями и запретами;
политическая оппозиция самодержавию;
политические свободы, развитие партий, народных движений.
41. Какую из перечисленных ниже идей выдвинул К.Маркс?:
закон социальной гармонии;
теорию социальной солидарности;
закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений;
закон трех стадий.
42. Назовите основоположника структурного функционализма?:
1) Т. Парсонс;
Д. Мид;
Г. Блумер;
Ч. Миллс.
43. Предмет социологии – это…:
происхождение и эволюция человека;
общие и специфические законы развития и функционирования социальных систем;
универсальные законы развития природы, общества и познания;
законы и закономерности завоевания, удержания и функционирования политической власти.
44. Функции социологии – это…:
ёе отличие от других наук;
наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны её предмета;
её роль в жизни общества;
постоянно повторяющиеся, объективные связи социальных явлений и процессов.
45. Какое из предложенных высказываний на предмет социологии принадлежат М.Веберу?:
социология – это наука о фундаментальных законах развития общества, высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам;
особым предметом, изучаемым только социологией, являются социальные факты;
предметом социологии является поведение индивида в обществе;
предмет социологии составляют социальные законы и закономерности.
46. В чём заключается познавательная функция социологии?:
1)в накоплении знаний о законах функционирования и развития социальных систем;
в использовании социальных знаний для управления различными общественными процессами;
в охране конкретных общественных порядков и политических систем;
в создании новых методов и методик исследования.
47. Какая функция социологии формирует взгляды людей на общественные процессы, даёт им теоретическую основу практических действий, основу для оценки явлений действительности?:
критическая;
идеологическая;
мировоззренческая;
4)познавательная.
48. Какая из перечисленных ниже работ принадлежит О. Конту?:
«Протестантская этика и дух капитализма»;
«Самоубийство»;
«Курс позитивной философии»;
«Основания социологии».
49. Что из нижеперечисленного является одной из важнейших предпосылок становления социологии как науки в России?:
влияние Великой Французской буржуазной революции;
капитализация экономики;
возникновение гражданского общества;
первая русская революция.
50. Представителями теории общественного договора являются…:
Т. Гоббс, Дж Локк;
К. Маркс, Ф. Энгельс;
Фома Аквинский;
А. Сен-Симон, Р. Оуэн.
51. Что не влияет на тесную связь социологии с другими науками?:
общность целей и задач, стоящих перед ними;
усиление тенденции интеграции различных наук в современных условиях;
совпадение или близость объектов исследования;
общенаучная значимость методов сбора социологической информации.
52. Социология как самостоятельная наука оформилась в России…:
в первой половине XIXв.;
в начале XXв.;
во второй половине XIX в.;
в начале XIX в.
53. Какие взгляды на общественное развитие не характерны для Платона?:
создал учение об идеальном государстве, в котором правят философы;
индивидуальное должно быть подчинено всеобщему;
разделил людей в обществе на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники;
считал, что государству предшествует семья.
54. Какая из приведенных ниже категорий является собственно социологической?:
социальная система;
социальная стратификация;
личность;
культура.
55. К какой группе теорий среднего уровня относится социология образования?:
теории социальных общностей;
теории социальных процессов;
теории социальных институтов;
теории социального обмена.
56. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что характер общества определяет…:
трудовая, производительная деятельность людей;
духовная деятельность;
взаимодействие власти и личности;
основные институты общества.
57. Какие взгляды на общественное развитие не характерны для Аристотеля?:
создал учение об идеальном государстве, в котором правят философы;
не отрицал частную собственность;
считал, что опорой государства должны быть средние слои общества;
наилучшей формой правления считал «политию».
58. Какое высказывание является верным?:
социология имеет с другими науками об обществе один и тот же объект, но отличается по своему предмету;
социология с другими науками об обществе имеет один и тот же предмет, но отличается по своему объекту;
социологии свой особый и предмет и объект исследования, отличный от других наук;
предметы и объекты всех наук об обществе совпадают.
59. Какое высказывание является неверным?:
социология семьи принадлежит к группе теорий социальных институтов;
социология семьи относится к разделу конкретных социологических исследований;
социология семьи – это специальная социологическая теория;
социология семьи – это теория среднего уровня.
60. Кто в качестве предмета социологии видел социальные факты?:
1) О. Конт;
2) М. Вебер;
3) Э. Дюркгейм;
4) Т. Парсонс.
61. Кого принято считать основателем социологии?:
О. Конта;
Г. Спенсера;
К. Маркса;
Платона.
62. Кто окончательно внедрил к середине XIX в. в исследование социальных явлений статистико-математические методы?:
П. Лаплас;
Ж.П. Кетле;
Л. Эйлер;
П. Лагранж.
63. Как назывались у Конта две части, составляющие структуру социологии?: (выберите два ответа)
социальная статика.
социальная философия;
социальная динамика;
социальная антропология;
64. Какая задача стояла перед такой частью социологии Конта, как статика?:
изучение поведения индивидов;
изучение структуры и функционирования общества;
изучение динамики общества;
изучение прогресса общества.
65. Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием…:
культуры;
разделения труда;
личности;
4) идеологии.
66. Экономику в качестве источника социальных изменений рассматривал — …:
М.Вебер;
О. Шпенглер;
П.Лавров;
К.Маркс.
67. Работа «Самоубийство» написана…:
Р. Скиннером;
Дж. Мидом;
Э. Дюркгеймом;
Дж. Хомансом.
68. Концепция культурно-исторических типов в русской социологии XIX в. была разработана…:
М.М. Ковалевским;
П.Л. Лавровым;
Н.Я. Данилевским;
П.А. Сорокиным.
69. О. Конт рассматривал социологию как…:
1) социальную химию;
2) социальную физику;
3) эмпирическое знание;
4) социальную статику.
70. Аристотель считал опорой стабильности и порядка…:
средний класс;
рабов;
земледельцев;
4) богатых людей.
71. Кто из названных учёных является признанным основоположником социологического позитивизма:
1) Г. Спенсер;
2) О.Конт;
3) Э.Дюркгейм;
Ф.Энгельс.
72. К какой функции социологии следует отнести следующее действие: производство новых знаний о людях и обществе?:
1) к мировоззренческой;
2) к познавательной;
3) к прогностической;
4) к практически-управленческой.
73. Предмет социологии – это…:
происхождение и эволюция человека;
общие и специфические законы развития и функционирования социальных систем;
универсальные законы развития природы, общества и познания;
законы и закономерности завоевания, удержания и функционирования политической власти.
74. Функции социологии – это…:
1) ёе отличие от других наук;
2) наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны её предмета;
3) её роль в жизни общества;
4) постоянно повторяющиеся, объективные связи социальных явлений и процессов.
75. Какое из предложенных высказываний на предмет социологии принадлежат М.Веберу?:
1) социология – это наука о фундаментальных законах развития общества, высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам;
2) особым предметом, изучаемым только социологией, являются социальные факты;
3) предметом социологии является поведение индивида в обществе;
4) предмет социологии составляют социальные законы и закономерности.
studfiles.net
Основатель социологии (Конт)
Отцом-основателем социологии, как специальной науки об обществе, принято считать французского философа О. Конта (1798-1857). Конт был одним из первых ученых, кто заявил, что общество — это реальность, (а не просто наименование для обозначения множества индивидов, как тогда считали многие), что эту реальность можно изучать методами естественных наук и определил место социологии в общем ряду наук: математика — астрономия — физика — химия — биология — социология. Этим он сразу дал понять, что социология — сложнейшая из известных наук.
Зачем нужна новая наука социология? — для достижение всеобщего согласия, единства ценностей и норм! Конт искренне полагал, что достаточно понять, по каким законам развивается общество, обучить правителей и дать народу социологическое знание, которое должно заменить религию. Тогда и наступит всеобщее согласие…
Предметом социологии, по Конту, является общество в его целостности и взаимосвязанности. Общество первично, а индивид — вторичен! Индивид — есть абстракция, слепок общества.
Основные методы социологии — наблюдение, эксперимент, сравнение (различных обществ между собой и выяснение сходства и различия, сравнение различных последовательных состояний общества).
Социологическая теория, по Конту, должна состоять из 2-х частей:
— социальной статики — “теории социального порядка, организации и гармонии”. Здесь изучают, как общество устроено, и как оно функционирует.
— социальной динамики — “теории социального прогресса”. Здесь изучают законы развития и изменения общества, факторы социального прогресса.
Главные факторы социального прогресса по Конту: духовное и умственное развитие. Вторичными факторами выступают: климат, раса, разделение труда и пр.
Фото: Egor Pasko
Виды социального прогресса по Конту:
а) материальный (изменение условий жизни),
б) физический (изменения человеческой природы),
в) интеллектуальный (Закон 3-х стадий: общество развивается от доминирования религии, к метафизике, далее к позитивизму),
г) моральный (развитие коллективизма, нравственности).
biofile.ru
Основатели социологии
Новые рефераты:
- Повышение пенсионного возраста.
- Безработица и её социально-экономические последствия.
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Колебательные реакции.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Главная » История социологии в России. Учебник » 1.2. Основатели социологии
1.2. Основатели социологии
Развитие социологии как науки можно рассматривать двояко: в широком и узком смысле. В первом случае рассматривается весь исторический путь, пройденный социальной мыслью, начиная с ее зарождения в форме первых представлений о человеке, обществе и его устройстве, нашедших свое выражение в первобытной мифологии, до новейших социологических теорий западных и российских социологов. Во втором, более строгом случае рассматривается конкретный временной период, начиная с середины XIX века (О.Конт), когда на основе накопленных философией и другими науками данных формируется самостоятельная наука — социология, имеющая свой предмет, свои специфические задачи и методы [см.: 137. С.З].
Поэтому среди ученых нет единого мнения по поводу того, где и когда конкретно зародилась социология. Если рассматривать время возникновения социологии, то, к примеру, ряд ученых относит зарождение социологии к античности. По мнению других ученых, социологическая мысль начала формироваться только в трудах великих ученых Средневековья. Третьи считают, что время ее рождения — XIX в., а по мнению четвертых, о социологии как науке правомерно говорить только с XX в. При определении места возникновения социологии одни придерживаются точки зрения, что ее зачатки имеют место в обществах древнего Востока (к примеру, Индии), другие считают, что это — изначально европейское явление [см.: 56. С.55].
В данном случае следует считать правомерным высказывание российского специалиста в области теории и истории социологии А.Б.Гофмана, что «возникновение социологии явилось результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов, которые пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного пространства. Этим периодом стала первая половина XIX в., а этой точкой — Западная Европа» [56. С.56].
Естественно, что и при попытке выделить конкретную персоналию, сыгравшую основную, решающую роль в возникновении социологии, мнения ученых также расходятся. В социологической литературе имеет место очень широкий веер возможных претендентов на эту роль.
Одни социологи уже в творчестве Платона, Аристотеля и других мыслителей античности усматривают попытки создания социальных теорий [см.: 226, Стб.731-734; 95. С.5: 289. С.ЗЗ; 160. С.89-94 и т.д.]. Другие исследователи находят прообраз социологии в творчестве арабского историка и социального философа Ибн-Хальдуна (1332-1406) [см.: 289. С.75; 268. С.7]. Третьи честь создания социологии приписывают основоположнику философии истории Нового времени Джанбаттисту Вико [Viko] (1668-1744) [см.: 289. С.121; 268. С.7]. В своем главном труде «Основания новой науки об общей природе наций», написанном в 1725 г., он обосновывает теорию исторического круговорота. Многие исследователи именно Шарля Луи де Монтескье [Montesquieu] (1689-1755). французского просветителя, правоведа и философа, считают зачинателем новой науки об обществе, т.е. социологии, хотя само название новой науки — «социология» — появляется несколько позже. Как писал виднейший русский социолог, автор первого (1-е изд., 1897 г.) русского учебника по социологии Н.И.Кареев: «Мы… не можем не признать. что если кто- либо имеет право на имя социолога, когда не было еще социологии, то это право принадлежит, конечно, Монтескье. Однако Монтескье скорее только предчувствует будущую науку об обществе, чем сознает ее необходимость. Во всяком случае он не представляет себе еще, что над старыми общественными науками должна воздвигнуться новая наука, которая имела бы своим предметом не отдельные стороны общественной жизни, а самые, так сказать, ее общие основы» [95. С.3].
Ряд ученых родоначальником социологии считают французского философа-просветителя, математика и политического деятеля Жана Антуана Никола Кондорсе [Kondorcet] (1743-1794). В своей книге «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) он развил концепцию исторического прогресса, в основе которого лежал разум. По этому поводу К.М.Тахтарев написал следующее: «Всякий, кто пожелал бы выяснить самые корни социологии, должен искать их и в политической науке, и в истории, и в статистике, и в политической экономии, и в трудах политических мыслителей, и историков, и статистиков, и экономистов прежнего времени. Недаром Кондорсе, признаваемый родоначальником новейшей социологии, которого сам Огюст Конт считал своим духовным отцом, совмещал в себе эти основные направления общественной мысли, был в известной степени и историком, и политиком, и экономистом и самым решительным образом настаивал на возможности — применять математику к решению задач обществоведения» [268. С.7].
П.А.Сорокин, кратко рассматривая историю социологии как науки, в своем «Общедоступном учебнике социологии», изданном в 1920 г. в Ярославле, писал, что «формально она ведет свое начало со времени Огюста Конта . Он впервые предложил название социологии для нашей науки, ясно и определенно указал ее место в ряду других наук и набросал ее систему. Однако элементы и отдельные вопросы этой дисциплины задолго до Конта ставились и решались рядом мыслителей. Общественная жизнь людей издавна привлекала к себе внимание последних. Разработкой и изучением ее с различных точек зрения занимались и мыслители Востока, и философы древней Греции, и юристы Римской империи, и средневековые богословы и философы, и арабские ученые, и историки древнего и нового времени, и моралисты, короче, множество мыслителей, разрабатывавших в своих работах те или иные вопросы общественной жизни. Из множества этих имен следует отметить имена Платона, Аристотеля, Тита Лукреция Кара, блаженного Августина и Фомы Аквината, арабского ученого Ибн-Хальдуна, имена Макиавелли и Гвичиардини, Бодена и Вико, Монтескье и Тюрго, Руссо и Кондорсе, Мальтуса и Ад.Смита, Гердера и Сен-Симона. Трудами их и ряда других писателей была подготовлена почва для появления социологии в качестве самостоятельной науки» [238. С.184-185]. Сразу же после О.Конта, по мнению П.А.Сорокина, наибольший вклад в разработку социологии внесли Г.Спенсер, А.Кетле, Дж.С.Милль, Г.Т.Бокль и ряд других ученых [см.: 238. С. 185).
М.М.Ковалевский, также считая О.Конта основателем социологии [см.: 1 19 , Т.2. С.7; 120. С.159 и т.д.], обращает внимание на большое значение Герберта Спенсера [Spenser] (1820-1903) в развитии социологии. По этому поводу в своей работе «Социология» (1910) он пишет: «Когда для XIX столетия настанет пора окончательной оценки всего сделанного им для истории прогресса, одним из духовных его вождей признан будет, наравне с Сен-Симоном и Огюстом Контом, и Герберт Спенсер» [119, Т. 1.с. 199]. Он считает, что фигура Г.Спенсера заслуживает такого же внимательного изучения, как и центральная фигура истории социологии — О.Конт. М.М.Ковалевский видит в Г.Спенсере «мыслителя, давшего во второй половине XIX века наиболее прочную и разностороннюю постановку основным вопросам отвлеченной науки об обществе» [119, Т.1.. С.197]. О том, как высоко М.М.Ковалевский ценил Г.Спенсера, вспоминал и П.А.Сорокин в своей статье «М.М.Ковалевский и его западные друзья», напечатанной 30 апреля 1916 г. в «Биржевой Ведомости». Так, при обсуждении в этом же году плана работы социологического семинара М.М.Ковалевский сказал ему следующее: «Возьмите предметом занятий Конта и Спенсера, этих двух китов социологии. Если студенты их достаточно хорошо будут знать, они будут знать главное. Большинство социологов и до сих пор занимается лишь повторением того, что было сказано ими» [цит. по: 237. С.271]. М.М.Ковалевский был знаком с Г.Спенсером лично, но в связи с тем, что последний вел достаточно замкнутый образ жизни, знакомство ограничилось всего несколькими встречами [237. С.271; 109].
Наш современник, один из ведущих специалистов в области истории мировой и отечественной социологии В.П.Култыгин полагает, что необходимо выделять двух основоположников социологии — О.Конта и Г.Спенсера. При рассмотрении вклада О.Конта в создание социологической науки он пишет: «Мыслителями, впервые обосновавшими необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определившими предметы новой науки и сформулировавшими специфические, лишь ей присущие методы, были француз Огюст Конт и англичанин Герберт Спенсер. Уже в их творчестве в полной мере отразился плюрализм в подходах и многоаспектность новой зарождающейся науки. Так, если Конт был последовательным сторонником положения, согласно которому лишь общество в целом и отдельные его социальные институты являются полноправным субъектом социальных отношений, личность же — всегда лишь слепок, результат, продукт воздействий общества, то Спенсер был страстным поборником известного принципа laissez, из которого вытекает, что лишь личность — основной субъект всех социальных отношений, общество же — образование вторичное и безусловно подчиненное интересам отдельных личностей» [145. С.11-12].
Видный французский социолог нашего столетия Р.Арон в своем труде «Основные этапы развития социологической мысли» (М., 1992) к «основателям» социологии причисляет следующих семерых ученых — Ш.Л •Монтескье, О.Конта, К.Маркса, А. де Токвиля, Э.Дюркгейма, В.Порето, М.Вебера . В монографии подробно рассмотрены их биографии и творчество. Р.Арон считает, что Ш.Л.Монтескье — «не предвестник социологии, а один из основоположников социологической доктрины» [14. С.ЗЗ]. По поводу Аристотеля он пишет: «Скорее Монтескье, чем Аристотель, достоин быть представленным в этой книге в качестве основателя социологии. Но если бы научный замысел считался более существенным, чем видение социального , то Аристотель, вероятно, имел бы права, одинаковые с Монтескье или даже с Контом» [14 . С.25]. В галерее представленных в работе портретов социологов, к сожалению, отсутствует Г.Спенсер. Но Р.Арон объясняет это не умалением значимости Г.Спенсера, а плохим знанием оригиналов основных его работ и подчеркивает: «Я охотно признаю, что ему принадлежит заметное место» [14. С.28].
Основываясь на вышесказанном, в социологии XIX в. учеными выделяются две крупные фигуры — О.Конт и Г.Спенсер, сыгравших в тот период времени наибольшую роль в развитии социологи. При этом О.Конта называют первым основоположником или «отцом» социологии, а Г.Спенсера — вторым основоположником социологии. Некоторые исследователи усматривают в социологии Г.Спенсера продолжение эволюционного подхода О.Конта. Но Г.Спенсер отрицал влияние идей О.Конта на свою концепцию и даже специально в 1866 г. написал статью по этому поводу «О причинах моего разногласия с О.Контом» [см. подробнее: 2651.
Только в 1852 г., благодаря писательнице Джордж Эллиот и с ее помощью, Г.Спенсер начал знакомиться с идеями О.Конта, приступив, как он выразился, к чтению вступительной части к «Курсу положительной философии». По окончанию чтения он, во-первых, усомнился в возможности закона трех стадий, а во-вторых, отверг предложенную классификацию наук [см.: 119, Т.1. С.220]. Позднее Г.Спенсер писал: «Конт воздействовал на меня далеко не как учитель на ученика. Я обязан ему тем, что его противоположные воззрения во многом выяснили мне мои собственные. Отвергнув его учение о развитии наук, я тем самым наведен был на мысль изложить мои личные взгляды на этот предмет…» [цит. по: 119, Т.1. С.221].
Неоднократно доказывая оригинальность своего философского учения, он писал следующее: «Какова провозглашаемая Контом цель? Дать всестороннее описание прогресса человеческих концепций. Какова моя цель? Дать всестороннее описание внешнего мира. Конт предлагает описывать необходимое и реальное происхождение идей. Я предлагаю описывать необходимое и реальное происхождение вещей. Конт выступает за объяснение генезиса нашего знания природы. Моей задачей является объяснение… генезиса явлений, которые составляют природу. Одно является субъективным. Другое — «объективным» [цит. по: 121. С.45]. М.М.Ковалевский, несмотря на отрицание Г.Спенсера влияния, оказанного на него идеями О.Конта, писал, что данное влияние было все-таки «весьма значительным» [120. С. 159].
Г.Спенсер начал свою научную деятельность во второй половине XIX в. (Social statics. L., 1851), Т.е. позже О.Конта, что было обусловлено во многом чисто объективными причинами. В то время, когда вышла в свет первая небольшая брошюрка О.Конта «Проспект научных трудов, необходимых для реорганизации общества» (1822), как отмечал Н.И.Кареев, «мыслители, которым впоследствии суждено было оказать наиболее сильное влияние на современную социологию, были еще малыми детьми, Дарвину было 13 лет, Марксу — 4 года, Спенсеру — 2» [97. С.13].
Современником О.Конта был А.Кетле (О.Конт родился 1898 г, а А.Кетле в 1896 г.), который также много сделал для развития новой науки об обществе. Н.М.Райхесберг в биографическом очерке, посвященном жизни и научной деятельности А.Кэтле, писал: «Конт и Кетлэ — два золотых имени, занесенных золотыми буквами на страницы истории общественной науки! Первый вызвал эту науку к жизни, в то время как второй создал возможность ее дальнейшего существования и развития. Чья заслуга больше — трудно сказать; достоверно только то, что на том пути, который предначертал Конт, жизненная энергия этой юной науки вскоре оказалась бы истощенной» [204. С.61]. К.М.Тахтарев также считал, что справедливости ради следует отдать должное и творчеству А.Кетле. Он писал, что А.Кетле так же, как и О.Конт и Г.Спенсер, — это родоначальники новейшей социологии [см.: 268. С.8].
Но, к сожалению, в существующей литературе учеными рассматривается вклад А.Кетле в основном только в развитие статистики, по мнению многих ученых, он является отцом новейшей статистики [см.: 95. С.6; 83. С.66]. Незаслуженно мало внимания уделено его социологическим взглядам. Можно считать, что конкретно данные два ученых XIX в. — О.Конт и А.Кеттле (Г.Спенсер, как отмечено выше, начал свою научную деятельность позже их), сыграли решающую роль в процессе появления новой науки об обществе — социологии.
Стоит отметить, что они первыми (не считая А.Сен-Симона) заговорили о необходимости создания новой науки — науки об обществе, которая занималась бы изучением законов, присущих обществу, и главная цель которой заключалась в улучшении благосостояния народа. А.Кетле об этом пишет в своей двухтомной работе «Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей» (1835), а О.Конт в шеститомном «Курсе позитивной философии» (1830-1842). О.Конт в предисловии к первому тому «Курса» (1930), чтобы оставить ветвь первенства все-таки за собой, пишет о том, что «некоторые из изложенных в этом курсе основных идей моих были уже раньше высказаны мною в первой части сочинения, озаглавленного: Система положительной политики, напечатанного в мае 1822 года в количестве 100 экземпляров и перепечатанного в апреле 1825 года в более значительном числе экземпляров. Важно учитывать, что эта первая часть совсем не была опубликована обыкновенным порядком, а только в печати сообщена большому числу европейских ученых и философов. Я счел нужным установить здесь, что первое сочинение мое было действительно выпущено в обращение, так как в различных сочинениях, вышедших позже, изложены, без всякого упоминания о моих исследованиях, некоторые идеи, представляющие значительную аналогию с моими, в особенности относительно обновления социальных теорий. Хотя, как это не раз обнаруживала история человеческого духа, лица, занимающиеся одной и той же отраслью знания, могут приходит даже без всяких сношений друг с другом к аналогичным воззрениям, я должен был все-таки определенно указать на более раннее появление моей малоизвестной в обществе работы, чтобы никто не подумал, что я извлек основания моих идей из сочинений, в действительности вышедших в свет после моего труда» [131. С.1-2].
Лекция, реферат. 1.2. Основатели социологии — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
referatwork.ru