Революционный радикализм – «Арест пропагандиста. «Революционный радикализм 60-х гг.» · Революционный радикализм · Народники · Герцен · Чернышевский · Журнал «Колокол» · Журнал «Современник»». Скачать бесплатно и без регистрации.
Революционный радикализм в отечественной политической мысли — КиберПедия
Особый тип радикализма — революционный радикализм, ориентированный на преодоление любых препятствий с применением насилия, характеризующийся нетерпимостью и жертвенностью Радикализм такого рода имеет давнюю политическую и идеологическую историю борьбы за власть, территории и идеи, включая религиозную и этническую нетерпимость.
Сталин и Троцкий. Диктатор связывал активное развитие собственной страны с «победой социализма во всех странах». Находившийся совсем в ином положении Троцкий, смертельно враждуя со своим главным оппонентом, провозглашал: «За социализм! За мировую революцию! Против Сталина!» Их радикализм при внешней политической противоположности двух «выдающихся вождей» родился на русской почве из преклонения перед идеей в ущерб действительности. Он отвергал, историческое равновесие, баланс идей и бытия. Главное – «обогнать», «опрокинуть», «разрушить», «сокрушить», «сломать», «разоблачить», «пригвоздить»… Революционный радикализм, на котором паразитировал Сталин, с методической очевидностью создавал новую псевдокультуру. А главное место в ней было отведено его идеям. Без этого замечания, думаю, анализ сталинизма как аномалии истории будет неполным. Пожалуй, следует напомнить один аспект той борьбы, которая сопровождала революционное развитие в канун Октября и позже.
Постреволюционная отечественная политическая мысль
Как самостоятельная область научного знания, русская политическаямысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политическогоустройства, оптимальных для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью,
После 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, постепенно превратившийся в государственную идеологию.
В. И. Ленин развил марксистскую теорию учением об империализме, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социализма и коммунизма. В ленинизме немало и такого, что не вытекало с необходимостью из марксизма и было порождено своеобразием условий отсталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в ленинизме волевого начала, революционных насильственных и ускоренных форм общественного развития.
Ленинская концепция социализма основывалась на обобщении реальной практики тех революционных преобразований, которые происходили в России. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой.
Понятие, структура и функции политической власти
Власть— одна из основных категорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном, обществе можно выделить отношения властного типа.
Виды власти
Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в современном обществе обладает правом на легитимное насилие.
Функции политической власти
Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:
• определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;
• обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
• регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;
• осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.
Основные теории власти.
В политической науке существует несколько теорий власти, которые с различных позиций трактуют содержание, природу и основание власти.
С точки зрения реляционистских теорий(от англ. relation — отношение) власть рассматривается как взаимоотношение как минимум двух субъектов. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, — отмечал он, — возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия» выводов. Во-первых,
1. Теории «сопротивления». Их общим «знаменателем» является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающим сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти).
2. Теории «обмена ресурсов»
3. В теории раздела «зон влияния»власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг,
4. Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.
5.Согласно системной теории,власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, — подчеркивал американский социолог, — как реальную способность осуществлять влияние на различные процессы в системе».
cyberpedia.su
РАДИКАЛИЗМ | Новая философская энциклопедия | Онлайн словари по философии
РАДИКАЛИЗМ (от позднелат. radicalis– коренной, лат. radix – корень) – буквально бескомпромиссное стремление идти до конца, добиваться коренных изменений и наиболее полных результатов в любой преобразовательной деятельности. Термин возник в Англии в конце 18 в. и затем, уже в 19 в. получил распространение в континентальной Европе и обозначал социальную и политико-философскую мысль, ориентированную на общественные, политические, экономические и культурные преобразования и соответствующую реформаторскую практику. В эпоху промышленного переворота и буржуазных антифеодальных социальных революций радикализм выступил в качестве альтернативного варианта эволюционного общественного развития, который прочно утвердился в социальной и политической мысли и политической практике Европы и др. частей света 19 и большей части 20 в. Радикализм оказался гораздо более серьезным ответом на Французскую революцию конца 18 в., чем традиционализм (А.Росмини и др.), консерватизм (Э.Бёрк и др.), клерикально-монархический авторитаризм (Ж. де Местр, Л. де Бональд и др.) или прямая политическая реакция Священного союза. Радикализм стал альтернативой не только революции, но и всем этим формам реакции на нее. Исторический процесс наиболее развитых частей мира, включая и Россию, на протяжении более двухсот лет определяли и продолжают определять конкуренция, чередование и взаимодействие этих двух начал – платоновского, революционного (и утопического) пути и аристотелевского – пути постоянных, но постепенных преобразований. Именно движение, получившее наименование «радикализм», позволило создать также новый тип динамической социальной стабилизации в условиях ускоренных массовых экономических, политических, культурных, научно-технических процессов и высокую антикризисную адаптацию общества.Появление радикализма, так же как и революций 18–19 вв., было подготовлено Просвещением с его новыми требованиями к человеку, его сознанию и общественному бытию, с требованиями промышленного развития, с экспансией индивидуализма, борьбой против монархического авторитаризма (на родине радикализма, в Англии, дополнительно с освободительным движением в американских колониях). Основные идеи английского радикализма формировались под влиянием утилитаризма И.Бентама и Дж.С.Милля и конкретизировались в требованиях ограничения королевской власти, в программах судебных реформ, реализации фундаментальной бентамовской концепции общего блага как критерия любого политического действия, всеобщего избирательного права, способного обеспечить политический суверенитет народа и его представительство в парламенте.
Во Франции периодов реставрации, правления Луи-Филиппа и «либеральной империи» Наполеона III движение радикализма объединило всех подлинных республиканцев, бывших «якобинцев» и потенциальных жертв политических преследований, боровшихся за демократизацию общества и либерализацию политического режима. Итальянские радикалы двух разных направлений – республиканского во главе с А.Бертани и монархического, вдохновляемого идеями национального освобождения Дж.Мадзини и К.Каттанео, вели такую же, общую для всего европейского радикализма, борьбу за политический и социальный прогресс: налоговые реформы, введение всеобщего, бесплатного и светского начального образования, полное невмешательство церкви в политику и т.д.
Несмотря на структурную и организационную слабость, европейский радикализм повсеместно выступал в роли идеологического и культурного фермента социальных преобразований. Разобщенные группировки радикалов объединялись вокруг виднейших общественных деятелей, определявших прогрессивную политическую культуру своих стран. В Англии центром притяжения радикально-мыслящих деятелей были в начале 19 в. журнал «Вестминстерское ревю», а с 1816 – «Еженедельное политическое обозрение» У.Коббетта, реформаторы – Э.Чедвик, Дж.Проупп, Ф.Плейс, Дж.Хьюм, Дж.Ф.Ребек; во Франции такими притягательными личностями были Л.Гамбетта, Ж.Клемансо, П.Пеллетон, Ш.Флокэ и др. Аналогичным образом радикальные реформаторы группировались в России – вокруг журнала «Современник», вокруг инициаторов земских, судебных, школьных и др. реформ. Тем не менее вплоть до конца 19 в. радикалам не удалось ни в одной стране объединиться и создать собственные политические партии. Сотрудничество английских радикалов с вигами и тори, либералами и консерваторами завершилось в 1900 их слиянием с партией лейбористов; только в 1901 разрозненные группы французских радикалов после первых попыток обособиться в 1883–85 объединились в Республиканскую радикальную и радикал-социалистическую партию, которая неоднократно становилась правящей партий в 1-й пол. 20 в. В 1904 в Италии возникла монархическая партия радикалов. Все основные социальные, культурные и политические преобразования 19–20 вв. достигнуты не в ходе революций, а усилиями радикальных реформаторов. Революции, как правило, прокламируют реформы и в лучшем случае готовят для них условия, реально же их осуществляют реформаторы в борьбе за социальный прогресс. Это можно проследить на примере проведения коренных реформ в Англии, за которые шла долгая парламентская борьба: реформа избирательного права (1832), отмена запрещения рабочих организаций, создание основ общественного здравоохранения, системы всеобщего начального обучения (1840), либерализация колониальной политики (1832), новая избирательная реформа Дизраэли (1867) и др. Аналогичным образом проходили преобразования в других странах.
В 20 в. функции радикализма в значительной мере продолжали осуществлять социал-демократические, социалистические и другие левые, неолиберальные, а также и современные неоконсервативные партии и движения.
Особый тип радикализма – революционный радикализм, ориентированный на преодоление любых препятствий с применением насилия, характеризующийся нетерпимостью и жертвенностью. Радикализм такого рода имеет давнюю политическую и идеологическую историю борьбы за власть, территории и идеи, включая религиозную и этническую нетерпимость.
Литература:
Halery E. La formation du radicalism philosophique, v. 1–3, P. 1901–04;
Nitti T.S. Partito radicale e le prime linee di un programma del Partito Radicale. Torino–Roma, 1907;
Murri R. Il partito radicale e il radicalismo italiano. Roma, 1913;
Maccoby G. English Radicalism. L., 1938;
Michaud F. Histoire du radicalism. P., 1951;
Nicolett С. Bibliographie du radicalisme. – «Cahiers de la Republique», 1956, № 2;
Kaiser I. Les grandes batailles du radicalism (1820–1901). P., 1962;
Nicolett C. Le radicalism. P., 1967;
Galante Qarrone F. I radicali in Italia (1948–52). Mil., 1973.
И.И.Кравченко
platona.net
6. Революционный радикализм в русской политической мысли
Пре
Представления о равенстве всех людей перед Богом и о неизбежном торжестве социальной справедливости были известны с незапамятных времен.
В многочисленных русских утопиях XVIII в. находим мечты о социальной справедливости, имущественном равенстве. Социальные утопии этого периода (Ф. Эмин «Непостоянная фортуна», М. Херасков «Кадм и Гармония») были написаны под сильным влиянием идей европейского и русского Просвещения.
Основателем революционного просветительства можно считать А. Н. Радищева (1749-1802),
Радищев обеспокоен положением труженика, он ищет социальные и политические условия его достойного существования, в основе которого будет «равенство в имуществах», «выравнивание доходов».
Гарантией социальной справедливости станет демократический республиканский строй, основанный на принципах естественного права и общественного договора между трудящимися.
По мнению Радищева, руссоистская модель непосредственной демократии не гарантирует полноту народного суверенитета.
Подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание, постоянная готовность людей к вооруженному выступлению против несправедливой власти.
Революционно-демократическое крыло в политической идеологии начала XIX в. было представлено П. И. Пестелем (1793-1826).
В «Русской правде» Пестель выдвигал требования ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свободы печати и вероисповедания.
Пестель считал возможным сосуществование общественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения
Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демократами и народниками.
А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811-1848), II Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить подлинное равенство и демократию; русская крестьянская община — готовая ячейка будущего социалистического общежития.
Идея «русского социализма» была подхвачена народниками (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин, Н. К. Михайловский), но вскоре подверглась резкой критике со стороны отечественных марксистов.
Первой российской марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым (1856-1918), которого считают родоначальником русского марксизма.
Идеи Маркса в их Плехановской интерпретации были восприняты В. И. Лениным (1870-1924), который предложил совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России.
В отличие от Маркса, который считал возможной победу социалистической революции в достаточно развитой в экономическом отношении стране с численным преобладанием пролетариата, Ленин утверждал, что диктатура пролетариата может быть установлена и в России.
Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть Республика Советов, где нет разделения власти на исполнительную и законодательную: принцип разделения власти тормозит осуществление государственной политики и делает власть неэффективной. Впоследствии, когда будет достигнута социальная однородность общества, государство отомрет.
Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм.
Представители русского анархизма М. А. Бакунин (1814-1876) и П. А. Кропоткин (1842-1921) считали возможными полную ликвидацию всех институтов государства (государство — механизм насилия над обществом — не имеет никакой положительной ценности) и немедленный переход к социалистическому обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций.
Радикальная революционность как основа мировоззрения русской интеллигенции была подвергнута резкой критике в знаменитых сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).
Авторы сборников П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и другие делают вывод о невозможности достижения «земного рая» ценой разрушения.
Социализм в совокупности с атеистическим мировоззрением, отрицание самостоятельного значения личности и культуры — главная опасность для государства и нации.
Религия, утверждают философы, — духовная альтернатива тоталитарной идеологии; истинное предназначение человека — в свободном духовном творчестве по устроению социального бытия на принципах права и справедливости.
studfiles.net
99. Радикализм.
Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.
Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу обществаили определённых его слоёв и групп.
Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социально-политическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политико-культурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий.
Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).
Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.
Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой нелегального радикализма является терроризм.
Радикализм как общественно-политическое направление нацелено на коренное изменение существующего политического, социального и экономического строя. Главная цель радикалов заключается в свершении революции. Поэтому само понятие радикализма определяется не какой-то единой концепцией, а методами борьбы. Радикалы не приемлют ни существующего положения вещей, ни медленного эволюционного пути посредством реформ. Свои радикалы могут быть и в консерватизме, и в либерализме. Обычно их позиция отличается бескомпромиссностью, а порой и оттенком тоталитарной организации. Для радикалов все должно быть подчинено единой цели, а «цель оправдывает средства».
Относительно русского радикализма можно сказать, что и в нем были течения, склонявшиеся к союзу с либералами, которые отстаивали мирный постеленный переход к социалистическому обществу, а были более непримиримо настроенные представители, мечтавшие о насильственном захвате власти и видевшие своей целью революционный переворот. Начало революционной альтернативе положили декабристы. Программные документы декабристов, с одной стороны, отражают идеи западноевропейского либерализма как в политическом, так и социально-экономическом аспектах; с другой — их тактические приемы сближают их с революционной альтернативой.
В 60-х — начале 80-х гг. радикальное течение было представлено движением революционных народников. Основой идеологии революционного народничества была теория «общинного социализма», впервые сформулированная в работах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый — справедливый и цивилизованный — мир. В начале 70-х гг. сформировались три основных идейных течения народнического движения — пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Пропагандистское направление — исторически мыслящие личности возглавляют и направляют исторический процесс. Интеллигенция должна «идти в народ», просвещать его, готовить к будущей революции.
Бунтарское направление (Бакунин) — революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору».
Заговорщическое направление (Ткачев) — не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.
В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Конечной целью ее члены признали замену монархии республикой, а средством достижения цели — подготовку крестьянской революции. Главным стало пропагандистское направление: народники становились сельскими учителями, фельдшерами, земскими служащими и пытались развернуть пропаганду среди крестьян. Успеха эта деятельность не имела
Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации — «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др.), выступавший за продолжение пропагандистской деятельности, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др.), выдвинувшую на первый план политический террор против власти. В 1879—1881 гг. была развернута настоящая «охота на царя»: покушения на Украине и в Москве, взрыв в Зимнем дворце (погибло более 60 человек из обслуги и охраны). К общему благу народа, к свободе и республике народовольцы считали возможным идти через кровь, убийства, страх.
В 80—90-е гг. народничество утратило революционный характер и перешло на либеральные позиции («теория малых дел», «тихой культурной работы»). Формой преодоления народничества стал марксизм. Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве марксистскую труппу «Освобождение труда» (1883).
studfiles.net
6. Революционный радикализм в русской политической мысли
Предыстория русской радикальной политической мысли начинается в глубокой древности.
Представления о равенстве всех людей перед Богом и о неизбежном торжестве социальной справедливости были известны с незапамятных времен.
В многочисленных русских утопиях XVIII в. находим мечты о социальной справедливости, имущественном равенстве. Социальные утопии этого периода (Ф. Эмин «Непостоянная фортуна», М. Херасков «Кадм и Гармония») были написаны под сильным влиянием идей европейского и русского Просвещения.
Основателем революционного просветительства можно считать А. Н. Радищева (1749-1802), изложившего свои взгляды в знаменитом политическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву».
Радищев обеспокоен положением труженика, он ищет социальные и политические условия его достойного существования, в основе которого будет «равенство в имуществах», «выравнивание доходов».
Гарантией социальной справедливости станет демократический республиканский строй, основанный на принципах естественного права и общественного договора между трудящимися.
По мнению Радищева, руссоистская модель непосредственной демократии не гарантирует полноту народного суверенитета.
Подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание, постоянная готовность людей к вооруженному выступлению против несправедливой власти.
Революционно-демократическое крыло в политической идеологии начала XIX в. было представлено П. И. Пестелем (1793-1826).
В «Русской правде» Пестель выдвигал требования ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свободы печати и вероисповедания.
Пестель считал возможным сосуществование общественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения.
Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демократами и народниками.
А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811-1848), II Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить подлинное равенство и демократию; русская крестьянская община — готовая ячейка будущего социалистического общежития.
Идея «русского социализма» была подхвачена народниками (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин, Н. К. Михайловский), но вскоре подверглась резкой критике со стороны отечественных марксистов.
Первой российской марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым (1856-1918), которого считают родоначальником русского марксизма.
Идеи Маркса в их Плехановской интерпретации были восприняты В. И. Лениным (1870-1924), который предложил совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России.
В отличие от Маркса, который считал возможной победу социалистической революции в достаточно развитой в экономическом отношении стране с численным преобладанием пролетариата, Ленин утверждал, что диктатура пролетариата может быть установлена и в России.
Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть Республика Советов, где нет разделения власти на исполнительную и законодательную: принцип разделения власти тормозит осуществление государственной политики и делает власть неэффективной. Впоследствии, когда будет достигнута социальная однородность общества, государство отомрет.
Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм.
Представители русского анархизма М. А. Бакунин (1814-1876) и П. А. Кропоткин (1842-1921) считали возможными полную ликвидацию всех институтов государства (государство — механизм насилия над обществом — не имеет никакой положительной ценности) и немедленный переход к социалистическому обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций.
Радикальная революционность как основа мировоззрения русской интеллигенции была подвергнута резкой критике в знаменитых сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).
Авторы сборников П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и другие делают вывод о невозможности достижения «земного рая» ценой разрушения.
Социализм в совокупности с атеистическим мировоззрением, отрицание самостоятельного значения личности и культуры — главная опасность для государства и нации.
Религия, утверждают философы, — духовная альтернатива тоталитарной идеологии; истинное предназначение человека — в свободном духовном творчестве по устроению социального бытия на принципах права и справедливости.
studfiles.net
Идеология радикализма.
Радикализм (от лат. «radix» — корень) — социально-политические идеи и действия, направленные на кардинальные, решительные, «коренные» изменения существующих социально-политических институтов. Это означает: — разрыв с признанной и уже существующей традицией; — тотальный, быстрый темп перемен; — примат силовых методов в реализации политических идей. Как термин радикализм возник в Англии в середине XVIII века среди противников Билля об избирательной реформе 1832 г. Позднее это понятие стали применять по отношению к утилитаристу И.Бентаму и его последователям, названным «философскими радикалами». Однако ещё до появления самого термина, радикализм как требование решительной замены «неестественных» общественных условий новым ра-циональным порядком проявлялся во взглядах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, основателя анархизма У. Годвина, но наиболее решительно, уже перейдя к революционному экстремизму, проявил себя в период Великой Французской революции. B XIX в. понимание радикализма расширилось, а сам он быстро распространился по Европе уже как широкое политическое, философское, религиозное, культурное, просветительское движение. В XIX — XX вв. радикализм стал идеологической платформой для целого ряда левых и правых политических сил. В последние десятилетия ХХ и в начале ХХI века радикализм стал базой для исламского фундаментализма. В основе радикализма лежит: а) негативное отношение к сложившейся социально-политической дей-ствительности; б) признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации (а именно, радикального способа) как единственно возможного. Формы проявления радикализма: — нигилизм; — экстремизм; — терроризм; — революционаризм. Радикализм — всегда оппозиционное направление и опора наиболее жёсткой, неконструктивной оппозиции. В обществе играет дестабилизирующую роль. В социально-политических процессах выполняет следующие функции: 1. Сигнально-информационная (свидетельствует о неблагополучии в обществе). 2. Функция разрядки социальной напряжённости путём «выброса» накопившегося недовольства. 3. Функция давления на власть. 4. Функция корректировки политического курса. 5. Функция стимулирования коренных политических изменений, инноваций. Как идейно-политическое течение и как метод решения локальных социально-политических и экономических задач радикализм является даже необходимым компонентом политической жизни (особенно в устойчивых системах, где либеральные, консервативные и радикальные компоненты сбалансированы). В переходных обществах расширяются причины для радикализма. Однако они неизбежно будут уменьшаться в процессе стабилизации общества. При этом политические власти могут ослабить или нейтрализовать последствия радикализма. Если этого не происходит, тогда радикализм может перерасти в экстремизм и терроризм. Теоретически различают: 1. «Радикализм мысли» (радикальные идеи). 2. «Радикализм формы» (его природа не в размышлениях, а в простоте готовых решений, которые почти всегда сводятся к разрушению без соединения). В политике различают: — правый — левый — анархистский радикализм — революционный — реформаторский При этом сам радикализм не связан непосредственно с какой-либо од-ной определённой идеологией — это всего лишь особого рода энергетическая политико-психологическая основа любой идейно-политической конструкции. Очень часто публично провозглашаемые радикализмом цели не соответствуют тем насильственным методам, которые он склонен использовать. Тогда он может прямо смыкаться с экстремизмом и перерастать в него, находя своё конкретное, практически-политическое выражение в разных формах политического терроризма (от «бомбистов» начала ХХ века в России до исламских террористов У. Бен Ладена в ХХI в.). В основе психологии радикализма лежит сильный политический темперамент охваченных им политиков, стремление добиться нужного результата как можно быстрее, «здесь и сейчас», любой ценой увидеть плоды своей политики при собственной жизни даже тогда, когда речь идёт о процессах, предполагающих смену нескольких поколений. В ряде общества (в том числе в России) радикализм рассматривается и выступает как неотъемлемый компонент социально-политической жизни, важнейшая политико-культурная традиция и проявляется на уровне социальных слоёв, элиты, контрэлиты, властвующих и оппозиционных групп, простых граждан.
Антиглобализм представляет собой демократическую альтернативу политике глобализации, направленную на построение новой, справедливой цивилизации, основанной на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве между развитыми и развивающимися странами, охране окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений человечества, объективной и достоверной информации, уважении национальных ценностей и расширении возможностей человеческого развития. Социальная база антиглобалистского движения в разных странах различная, что связано с социально- экономическим и политическим различиями государств, их ролью на мировой арене. Проведенное исследование деятельности Всемирного социального форума позволяет сделать вывод о том, что в международном антиглобалистском движении появилась реальная сила, претендующая на идейно-политическое и организационное объединение антиглобалистских сил, что является качественно новым этапом политико-идеологических процессов внутри антиглобалистского движения. Можно сделать предположение, что разрешение противоречий современной цивилизации возможно лишь на пути нелинейного перехода к более высокому уровню общественной организации, на котором были бы сохранены достижения европейской цивилизации (технический прогресс, наука) и найдены способы их органичного сочетания с социальными и нравственными ценностями всего человечества.
studfiles.net
Российский радикализм, зарождение революционных партий
Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству Николая II и с которой ему так и не удалось справиться, была проблема революционного движения. Политические партии начинают возникать в России в конце XIX — начале XX веков.
На 2 съезде Российской социал-демократической рабочей партииоформились два течения в партии: большевиков,лидером которых стал В.И.Ульянов (Ленин) и меньшевиков,во главе которых был Ю.О.Мартов;несколько иную позицию занимал «первый русский марксист» Г.В.Плеханов,но он не обладал возможностью примирить обе фракции, его уважали как теоретика, но не более. Камнем преткновения стал вопрос о том, кто может являться членом партии. Меньшевики выступали за создание партии европейского типа, с относительно свободным членством, главным в котором бы явились согласие с основными положениями устава и программы и поддержка партии уплатой членских взносов. Ленин настаивал, чтобы к этим положениям добавили обязательное участие в работе одной из первичных организаций. В условиях России, где не существовало политических свобод, принятие этого положения означало переход каждого члена партии на нелегальное положение. Ленин вообще стремился к созданию, как он говорил,«партии нового типа»,построенной по военному образцу, где была бы непререкаемой власть центральных органов. Ленину удалось создать такую партию. Основанная на жёстком централизме, она отличалась от остальных монолитностью и сплочённостью.
В 1902 году сложилась Партия социалистов-революционеров, или эсеров, как их часто называли. Лидером партии был В.М.Чернов.Они видели возможность перехода к социализму в России через крестьянскую общину. Одним из методов их работы былиндивидуальный террор, направленный против виднейших представителей власти. Так же, как и народники, эсеры считали, что именно с его помощью можно запугать правительство, заставить пойти на уступки, а также, при благоприятном стечении обстоятельств, и «расшевелить» народные массы, вызвать стихийный бунт, который эсеры и возглавили бы.Для осуществления террористических актовбыла создана глубоко законспирированная боевая организацияпартии социалистов-революционеров.
В период революции 1905 – 1907 гг. в Петербурге возник “Союз русского народа”, в Москве Союз русских людей. Социальную основу этих организаций составляли помещики, представители духовенства, крупная и мелкая буржуазия, купцы и ремесленники. Общей для деятельности черносотенных организаций была борьба с революционным движением.
Была также партия кадетов. Необходимо ещё упомянуть об анархистах,виднейшим идеологом которых был князь Пётр Кропоткин.Правда, несмотря на отдельные вспышки активности, анархизм в России так и не получил массовой поддержки.
Кадеты — партия запрещена в 1917 г. Октябристы — прекратили существование летом 1917 г. Эсеры — партия прекратила существование в 1923г. Анархисты — анархизм, как политическое течение прекратил существование в 1920г. Меньшевики — в середине 1920г.
Социально-экономический кризис в России в нач. XXв.
Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900—1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом. Неверно считать кризис начала века доказательством экономической отсталости России или неразрешимости стоявших перед ней проблем. Достижения и успехи в экономике были, и немалые. Впрочем, острые проблемы и трудности тоже были.
Сначала об успехах. Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60—70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский). Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX в. вступила в строй первая очередь Транссибирской магистрали). В годы кризиса (1900—1903) ускорился процесс создания крупных промышленных монополий — картелей и синдикатов: «Продамет» (1902), «Продвагон» (1902), «Продуголь» (1904) и др. Производство, особенно в тяжелой промышленности, концентрировалось на крупных и крупнейших предприятиях. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью, — Петербургский международный коммерческий банк (1896), Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский банк (1910). Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население — над сельским. Модернизация в России имела свои особенности:
приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы;
огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности;
в финансировании промышленного роста заметную — но не решающую — роль играл иностранный капитал: немецкий, французский и др.
Задача модернизации была тем вызовом, который России бросило само время. Ее решение было сопряжено с трудными, даже тяжкими проблемами. Назовем некоторые из них.
Российская экономика была многоукладной. Наряду с динамично развивавшимися частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим укладами существовали уклады, не охваченные модернизацией, — патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный.
Высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции на душу населения и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.
Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.
Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России. Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем. Община, сохраненная реформой 1861 г., поощряла уравнительные настроения, весьма сильные в крестьянской среде, и с осуждением относилась к успехам «крепких хозяев». Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем. Применение наемного труда, передовой агротехники, сельскохозяйственных машин в начале XX в. было явлением едва ли не исключительным.
Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Заметнее становилось несоответствие между традиционным делением населения (126 млн человек) по сословиям (потомственное и личное дворянство, почетные граждане, купечество I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др.) и делением на классы (буржуазия, пролетариат и др.).
Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось. Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи. Дворянство медленно, но неуклонно размывалось, его представителей можно было встретить среди предпринимателей, служащих, интеллигенции.
Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой: рядом со старой московской и провинциальной буржуазией (в основном формировавшейся из купеческих родов, в свою очередь восходивших к дореформенному крепостному крестьянству) росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.
Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья, пережитков крепостничества, оставалось приверженным общинным ценностям коллективизма и равенства. Крестьяне мечтали о «черном переделе», разделе помещичьей земли между общинниками. Равенства в крестьянской среде при этом не было, расслоение деревни на бедноту, середняков и кулаков зашло довольно далеко.
Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX в. было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие — таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.
Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.
Социальные отношения отличались высокой конфликтностью: основания для недовольства имели все крупные социальные группы. Добавим сюда проблемы, связанные с многонациональностью и многоконфессиональностью России. «Тюрьмой народов» наша страна не была, но отношения между населявшими ее народами, говорившими на разных языках, исповедовавшими разную веру (православие как государственная религия, много последователей имели ислам, католицизм, протестантизм и др.), требовали продуманной и взвешенной национальной политики.
нecмoтpя нa знaчитeльныe cдвиги вo вcex cфepax poccийcкoгo oбщecтвa кoнцa XIX — нaчaлa XX в., Poccия знaчитeльнo oтcтaвaлa oт paзвитыx дepжaв. Hecooтвeтcтвия мeждy oбъeктивными пoтpeбнocтями и cyщecтвoвaвшим ypoвнeм экoнoмичecкoгo, пoлитичecкoгo и кyльтypнoгo paзвития cтpaны нacтoятeльнo тpeбoвaли oт влacти paдикaльнoгo oбнoвлeния, мoдepнизaции Poccии.
К началу века модернизация практически не затронула политическую сферу. В системе центральных органов власти никаких изменений не произошло (Государственный совет, Сенат, Синод, Комитет министров и Совет министров, министерства, губернаторы на местах). Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией. Вступивший на престол в 1894 г. Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия», — обещал он в начале царствования.
studfiles.net