Ресурсосбережение на предприятиях автомобильного транспорта – «Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии при организации перевозок автомобильным транспортом Тюменский государственный нефтегазовый университет.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Ресурсосбережение на автотранспортном предприятии — Мегаобучалка

Автотранспортные предприятия являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы, используемые АТП в ходе производственной деятельности,— это новые автомобили, агрегаты, узлы, приборы, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значительное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы — это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и трансмиссионные масла, технические жидкости, шины, отходы черных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и ТР на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для переработки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, сметаемый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свалках. Неутилизируемые отходы — это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступающие в окружающую среду (СО, СН, N02, С02, продукты износа шин, тормозных накладок и др.).

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обеспечивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и ТР, предусматривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ремонта и поддержание тем самым автомобилей в технически исправном состоянии — в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных частей, топливно-смазочных и других эксплуатационных материалов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяйственные нужды и организацией на АТП строгого учета их потребления; в-четвертых, использованием и переработкой вторичных ресурсов, образующихся в процессе ТО и ТР автомобилей.



Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие экономию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии, своевременно и в соответствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топлива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топлива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомобилей на 0,62%, а дизельных — на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок. Очень важным мероприятием по экономии топлива является применение прицепов. Несмотря на абсолютное возрастание расхода топлива у автопоезда, удельный расход топлива снижается на 30% по сравнению с одиночным автомобилем.

3. Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную экономию природных ресурсов нефти.

4. Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3—5%. Применение дизельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход запасных частей и других первичных ресурсов.

5. Оборудование открытых стоянок современными средствами подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на прогрев двигателей.

6. Установка на серийных бензиновых автомобилях бесконтактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономайзера принудительного холостого хода, что снижает расход топлива на 7—10% и одновременно улучшает экологические характеристики двигателей.

7. Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении автомобилей по одному и тому же маршруту водителями разной квалификации достигает 18%.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0—1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП — 4—5% объема хранения; потери при заправке автомобилей — 1,5% объема заправки.

Хранение и выдача топлива в настоящее время осуществляется главным образом на коммерческих АЗС общего пользования. При обслуживании АТП собственными заправочными пунктами необходимо организовать специальную подготовку работников складов по учету, хранению и выдаче горючесмазочных материалов (ГСМ), практиковать заключение договоров с нефтебазами на проверку технического состояния собственных цистерн и других емкостей, в которых хранятся нефтепродукты. Следует ежемесячно снимать остатки на заправочном пункте (складе) и на автомобилях и сличать фактические остатки, выявленные инвентаризационной комиссией, с данными бухгалтерского учета. На поступившее топливо составляют приемный акт с указанием количества, плотности топлива и излишков или недостач фактического наличия по сравнению с ордером. Учет топлива на складах ведется в весовых единицах, на заправочном пункте — в литрах с переводом в килограммы по установленной плотности. Перевод литров в килограммы делают по среднедневной плотности, устанавливаемой комиссией в составе техника по учету топлива, заправщика и бухгалтера.

Агрегаты, узлы, запасные части. Значительная экономия этих ресурсов обеспечивается за счет ремонта двигателей и других агрегатов автомобилей, а также топливных насосов и других сложных узлов, аккумуляторов, шин и восстановления основных деталей (блоков цилиндров, коленчатых и распределительных валов, шатунов, клапанов и т.д.). Эти работы следует выполнять на специализированных предприятиях, что может существенно сократить потребность в новых изделиях и запасных частях.

Вторичные ресурсы. По некоторым данным, около 50% вторичных ресурсов, образующихся на АТП, составляют отходы черных и цветных металлов (кузова и кабины списанных автомобилей, утильные детали и др.). Сдача образовавшегося металлолома непосредственно металлургическим заводам для переработки сокращает их потребность в соответствующем природном сырье.

В состав металлолома входят различные изношенные и непригодные для ремонта детали, изготовленные из качественных материалов (полуоси, шкворни, рессорные пальцы и т.п.), которые могут использовать сами АТП или другие предприятия в качестве заготовок.

Изношенные автомобильные шины (17% общего количества вторичных ресурсов) восстанавливаются на шиноремонтных заводах наложением нового протектора и повторно используются на АТП.

Не подлежащие восстановлению покрышки следует собирать и передавать специальным организациям для переработки и последующего изготовления различных изделий (отделочных плиток, наполнителя изделий из бетона и др.).

Отработанные моторные и трансмиссионные масла (16% общего количества вторичных ресурсов) АТП используют в качестве котельного топлива или сдают для переработки на маслорегенерационные станции или на нефтеперерабатывающие заводы.

Отработавшие свой срок аккумуляторы вместе с электролитом сдают специализированным организациям по сбору вторичного сырья или непосредственно на аккумуляторные или перерабатывающие заводы, где они используются для производства вторичного свинца, сурьмы и серной кислоты.

Люминесцентные лампы также сдают организациям вторичного сырья. Содержащаяся в них ртуть извлекается и повторно используется при производстве.

Загрязненная при мойке автомобилей вода и стоки с территории АТП также являются вторичным ресурсом. В связи с этим АТП обязаны с помощью специальных сооружений очищать сточные воды от взвешенных частиц и нефтепродуктов. Очистные сооружения с системой оборотного водоснабжения обеспечивают вторичное использование воды непосредственно на АТП. Собранные нефтепродукты и нефтешлам очистных сооружений также сдают для вторичного использования.

На каждом АТП должен осуществляться контроль за соблюдением установленных норм расхода топлива, эксплуатационных и ремонтных материалов с целью снижения расхода материальных ресурсов, снижения себестоимости перевозок. В связи с этим на предприятиях ведется ежедневный учет расхода эксплуатационных материалов по каждому автомобилю. На основе сопоставления имеющегося расхода с нормативным определяют перерасход или экономию материалов. При наличии перерасхода принимают действенные меры по устранению его причин.

Экологический сбор с владельцев грузовых автомобилей и автобусов устанавливается дифференцированно в зависимости от модели АТС, типа двигателя и места регистрации АТС.

Нормативы содержания вредных веществ в отработавших газах автотранспорта регламентированы соответствующими документами. Таким образом, на автомобильном транспорте особое внимание должно быть обращено на снижение токсичности отработавших газов подвижного состава.

Концентрация вредных веществ в воздухе зависит от типа двигателя, грузоподъемности автомобиля, организации движения, технических параметров дорожной сети, технического состояния автомобилей, квалификации и опыта работы водителей и ремонтных рабочих, организации производства ТО и ТР, качества контрольно-измерительных приборов, топлива и т.д.

Снижению токсичности отработавших газов кроме качественного и своевременного обслуживания и регулировки способствуют внедрение газовых нейтрализаторов, перевод автомобилей на дизельное и газообразное топливо.

Большая часть перечисленных мероприятий по снижению вредного воздействия автомобилей на состояние окружающей среды требует от АТП и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, соответствующих затрат, которые в совокупности с экологическим сбором удорожают себестоимость услуг и уменьшают прибыль АТП.

megaobuchalka.ru

22. Ресурсосбережение на автотранспортных предприятиях

АТП являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы, используемые АТП в ходе производствен­ной деятельности,— это новые автомобили, агрегаты, узлы, при­боры, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значи­тельное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы — это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и транс­миссионные масла, технические жидкости, шины, отходы чер­ных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и TP на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для перера­ботки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, смета­емый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свал­ках. Неутилизируемые отходы — это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступа­ющие в окружающую среду (СО, СН, N02, С02, продукты из­носа шин, тормозных накладок и др.).

Из общего количества отходов, образующихся на АТП, око-до 70% приходится на долю вторичных. Существенно сократить расход позволяет повторное их использование на АТП (от­ремонтированные двигатели, коробки передач, редукторы, шины) и при производстве первичных ресурсов, потребляемых автотранспортом.

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обес­печивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и TP, предусмат­ривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ре­монта и поддержание тем самым автомобилей в технически ис­правном состоянии — в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных ча­стей, топливно-смазочных и других эксплуатационных матери­алов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяй­ственные нужды и организацией на АТП строгого учета их по­требления; в-четвертых, использованием и переработкой вторич­ных ресурсов, образующихся в процессе ТО и TP автомобилей.

Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие эконо­мию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состо­янии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомо­биль в технически исправном состоянии, своевременно и в соот­ветствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

Известно, например, что правильная регулировка системы хо­лостого хода обеспечивает до 30% экономии топлива на этом режиме, а в пересчете на общий расход — не менее 3—4%. Дефекты поплав­ковой камеры приводят к повышению уровня топлива, при этом суммарный расход увеличивается в среднем на 6—8%, при неисп­равной работе экономайзера он увеличивается на 4—10%, при де­фектах ускорительного насоса — на 3—5%. Поэтому при эксплуа­тации автомобиля нужно следить за техническим состоянием при­боров системы питания, контролируя и другие системы. Из-за нарушений в работе системы питания расход топлива может на 50— 80% превышать оптимальное значение. Установлено, что уменьшение угла опережения зажигания только на 1% по сравнению с его наивыгоднейшими значениями снижает экономичность двигателей на 1% и на 10% уменьшает мощность двигателя. При наличии одной неработающей свечи экономичность двигателя снижается на 20%, при наличии двух таких свечей — на 43—47%.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топ­лива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топ­лива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомоби­лей на 0,62%, а дизельных — на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок.

  1. Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную эко­номию природных ресурсов нефти.

  2. Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3—5%. Применение ди­зельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход за­пасных частей и других первичных ресурсов.

  3. Оборудование открытых стоянок современными средства­ми подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на про­грев двигателей.

  1. Установка на серийных бензиновых автомобилях бескон­тактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономай­зера принудительного холостого хода, что снижает расход топ­лива на 7—10% и одновременно улучшает экологические харак­теристики двигателей.

  2. Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении авто­мобилей по одному и тому же маршруту водителями разной ква­лификации достигает 18%.

Практика показывает, что более опытные водители при эксплу­атации автомобилей почти не допускают перерасхода топлива и смазочных материалов. Некоторые из них показывают подлинное мастерство вождения автомобилей, экономя 40—45% топлива за счет грамотного вождения, т.е. они рассчитывают движение таким об­разом, чтобы меньше пользоваться тормозами, не затягивают дви­жение на низких передачах, соблюдают экономичную скорость дви­жения, используют движение «накатом» и т.д.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0—1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП — 4—5% объема хранения; потери при заправке автомобилей — 1,5% объема заправки.

Около 75% потерь приходится на испарение. Полностью пред­отвратить потери нельзя, но можно значительно их уменьшить путем рациональной организации работ и поддержания на дол­жном уровне технического состояния оборудования.

Остальные потери происходят в основном из-за неудовлетво­рительного технического состояния средств хранения, транспор­тирования, перекачки, заправки и несоблюдения правил их экс­плуатации. В отличие от потерь на испарение они могут быть полностью устранены.

studfiles.net

22.Ресурсосбережение на автотранспортных предприятиях

АТП являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы, используемые АТП в ходе производствен­ной деятельности,— это новые автомобили, агрегаты, узлы, при­боры, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значи­тельное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы — это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и транс­миссионные масла, технические жидкости, шины, отходы чер­ных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и TP на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для перера­ботки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, смета­емый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свал­ках. Неутилизируемые отходы — это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступа­ющие в окружающую среду (СО, СН, N02, С02, продукты из­носа шин, тормозных накладок и др.).

Из общего количества отходов, образующихся на АТП, -до 70% приходится на долю вторичных. Существенно сократить расход позволяет повторное их использование на АТП (от­ремонтированные двигатели, коробки передач, редукторы, шины) и при производстве первичных ресурсов, потребляемых автотранспортом.

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обес­печивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и TP, предусмат­ривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ре­монта и поддержание тем самым автомобилей в технически ис­правном состоянии — в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных ча­стей, топливно-смазочных и других эксплуатационных матери­алов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяй­ственные нужды и организацией на АТП строгого учета их по­требления; в-четвертых, использованием и переработкой вторич­ных ресурсов, образующихся в процессе ТО и TP автомобилей.

Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие эконо­мию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состо­янии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомо­биль в технически исправном состоянии, своевременно и в соот­ветствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

Известно, например, что правильная регулировка системы хо­лостого хода обеспечивает до 30% экономии топлива на этом режиме, а в пересчете на общий расход — не менее 3—4%. Дефекты поплав­ковой камеры приводят к повышению уровня топлива, при этом суммарный расход увеличивается в среднем на 6—8%, при неисп­равной работе экономайзера он увеличивается на 4—10%, при де­фектах ускорительного насоса — на 3—5%. Поэтому при эксплуа­тации автомобиля нужно следить за техническим состоянием при­боров системы питания, контролируя и другие системы. Из-за нарушений в работе системы питания расход топлива может на 50— 80% превышать оптимальное значение. Установлено, что уменьшение угла опережения зажигания только на 1% по сравнению с его наивыгоднейшими значениями снижает экономичность двигателей на 1% и на 10% уменьшает мощность двигателя. При наличии одной неработающей свечи экономичность двигателя снижается на 20%, при наличии двух таких свечей — на 43—47%.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топ­лива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топ­лива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомоби­лей на 0,62%, а дизельных — на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок.

  1. Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную эко­номию природных ресурсов нефти.

  2. Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3—5%. Применение ди­зельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход за­пасных частей и других первичных ресурсов.

  3. Оборудование открытых стоянок современными средства­ми подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на про­грев двигателей.

  1. Установка на серийных бензиновых автомобилях бескон­тактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономай­зера принудительного холостого хода, что снижает расход топ­лива на 7—10% и одновременно улучшает экологические харак­теристики двигателей.

  2. Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении авто­мобилей по одному и тому же маршруту водителями разной ква­лификации достигает 18%.

Практика показывает, что более опытные водители при эксплу­атации автомобилей почти не допускают перерасхода топлива и смазочных материалов. Некоторые из них показывают подлинное мастерство вождения автомобилей, экономя 40—45% топлива за счет грамотного вождения, т.е. они рассчитывают движение таким об­разом, чтобы меньше пользоваться тормозами, не затягивают дви­жение на низких передачах, соблюдают экономичную скорость дви­жения, используют движение «накатом» и т.д.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0—1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП — 4—5% объема хранения; потери при заправке автомобилей — 1,5% объема заправки.

Около 75% потерь приходится на испарение. Полностью пред­отвратить потери нельзя, но можно значительно их уменьшить путем рациональной организации работ и поддержания на дол­жном уровне технического состояния оборудования.

Остальные потери происходят в основном из-за неудовлетво­рительного технического состояния средств хранения, транспор­тирования, перекачки, заправки и несоблюдения правил их экс­плуатации. В отличие от потерь на испарение они могут быть полностью устранены.

studfiles.net

Ресурсосбережение при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте автомобильных шин.

Шины являются важным, дорогостоящим и специфическим элементом конструкции автомобиля. Основными материалами для производства шин являются резина, которая обычно изготавливается из натурального или синтетического каучука и ткань – прорезиненные нити корда. Корд может быть выполнен в виде текстильных, металлических, полимерных или стеклянных нитей.

На приобретение, обслуживание и ремонт шин приходится 6…15% себестоимости транспортной работы. Работы, связанные с монтажом – демонтажем шин, их обслуживанием, ремонтом составляют 3…7% общей трудоемкости ТО и ремонта автомобилей. От 3-х до 6-ти человек на АТП средней мощности заняты технической эксплуатацией шин. В зависимости от конструктивных особенностей шин расход топлива автомобилями может меняться на 4…7%. Несоблюдение параметров технического состояния шин приводит к росту расхода топлива до 15%, почти вдвое увеличивается вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Основные причины выхода шин из строя.

Шина считается исчерпавшей свой ресурс, если износ протектора достиг предельной величины или в шине возникли какие-либо серьезные повреждения – порезы и разрывы нитей корда, расслоение каркаса, вздутие протектора или боковины, сквозные пробои, отрывы бортов… .

Предельная остаточная высота рисунка протектора установлена 1 мм для шин грузовых автомобилей; 2 мм – для автобусов; 1,6 мм – для легковых автомобилей.

Основной причиной снятия шин легковых автомобилей являются износ протектора до предельной величины. У грузовых автомобилей часты случаи повреждения шин, что приводит к списанию в утиль 60…70% снимаемых с эксплуатации шин. Причины (если все 100%): сквозные повреждения протектора 26%;повреждения боковин – 23%; отрыв бортов – 14%; расслоение каркаса брекера – 12%; износ протектора до нитей корда – 9%; заводской брак – 7%; прочие причины – 9%. В большинстве случаев эти повреждения являются следствием неаккуратного вождения автомобиля, его перегрузки, плохого состояния дорог.

Остальные шины (30…40%) остаются пригодными к восстановлению, но и они имеют потери ресурса. Равномерный износ протектора достигается только у четверти части шин. У остальных – различные виды неравномерного износа: односторонний, по центру, по краям, пятнистый.

Факторы, определяющие ресурс шин.

При правильной эксплуатации шины её ресурс определяется, главным образом, темпом износа протектора, который зависит от многих факторов. Если классифицировать эти факторы по степени управляемости, то можно выделить следующие основные группы:

— неуправляемые факторы;

— частично управляемые факторы;

— полностью управляемые факторы.

Первые две группы факторов вызывают, как правило, равномерный износ протектора, а неудовлетворительная реализация третьей группы приводит к неравномерному износу протектора.

Кратко характеризуем эти группы факторов, определяющих износ протектора.

Основными показателями правильной технической эксплуатации шины является равномерный износ протектора. Любые отклонения в работе шины вызывают перераспределение сил в пятне контакта, проскальзывание элементов протектора, их неравномерный износ по профилю и контуру.

Действие поверхности дороги на шину зависит от типа и состояния дорожного покрытия, продольного и поперечного профилей и извилистости дороги. Чем больше шероховатость поверхности дороги и больше на ней неровностей, тем скорее истирается протектор, быстрее появляется усталость каркаса и понижается сопротивляемость шины механическим повреждениям.

Ухудшение дорожного покрытия сокращает ресурс шин. По сравнению с асфальтобетонными дорогами на гравийно – щебеночных дорогах ресурс снижается примерно на 25%, на каменистых разбитых дорогах на 50%.

Чем больше спусков, подъемов и поворотов на дороге и чем они круче, тем чаще создается перегрузка то передних, то задних, правых или левых колес и тем чаще приходится разгонять и тормозить автомобиль, а это увеличивает трение и теплообразование в шинах и ускоряет их износ.

При движении автомобиля на повороте возникает центробежная реакция дороги, приложенная перпендикулярно плоскости вращения колес. Боковые стенки, бортовая часть и протектор покрышки в этом случае испытывают большие дополнительные напряжения. На крутых поворотах и при повышенной скорости движения реакция дороги, противодействующая центробежной силе, особенно велика и стремится сорвать шину с обода колес, оторвать протектор от каркаса. Эта реакция увеличивает истирание протектора.

Чем выпуклее поперечный профиль дороги, тем больше перегружается шины на правых колесах и разгружаются на левых, что приводит к более автомобиля по середине узкой дороги с резко выпуклым профилем происходит некоторая перегрузка внутренних сдвоенных шин, увеличивающая их износ.

Большое влияние на износ шин оказывают климатические условия: температура и влажность окружающего воздуха и дороги. Повышенная температура вызывает более интенсивный перегрев шины. При этом хотя и снижается сопротивление качению, но в это же время и сокращается ресурс шин. Наивыгоднейший температурный режим работы шины с позиции указанных параметров – 70..75 °С. Температура шины до 100°С считается допустимой, при 120°С – опасной, выше – критической. При повышении температуры от 0°С до 100°С прочность резины снижается в 2…3 раза, а прочность связи между резиной и кордом – в 1,5…2 раза. Поэтому износ шин зимой на твердом дорожном покрытии примерно на 25…30% меньше, чем летом. Кроме того, с увеличением температуры окружающего воздуха происходит понижение герметичности шин вследствие увеличения диффузии воздуха через стенки камеры. Таким образом, низкая температура окружающего воздуха уменьшает температуру в работающих шинах, благодаря чему уменьшается их общий износ. Однако и в условиях очень низких температур возможен преждевременный износ и даже повреждение шин вследствие потери резиной эластичности и появление хрупкости. При низких отрицательных температурах (-40 °С и ниже) непрогретые при движении шины из обычной (неморозостойкой) резины при резком трогании с места, ударах о неровности могут разорваться.

Для современных транспортных потоков скорость движения, частота остановок и разгонов в значительной степени зависят от общей интенсивности и характера движения транспортного потока. При этом особое значение приобретает также качество вождения автомобиля.

Неумелое или небрежное вождение автомобиля может проявиться в резком торможении вплоть до юза, трогании с места с пробуксовкой, в наезде на встречающиеся на дорогах препятствия, в прижатии к бордюрному камню и т. д.

Резкое торможение и разгон автомобиля снижают ресурс шин, т. к. интенсивность износа протектора по мере увеличения тяговой или тормозной сил возрастает в степенной зависимости (со степенью примерно 2,2 для тяговой и 2,6 для тормозной). Трение протектора о дорогу при движении полностью заторможенных колес автомобиля, т. е. юзом, резко повышается, что увеличивает нагрев протектора и быстрее истирает и разрушает его. Кроме сильного износа протектора, резкие торможение и разгон создают повышенные напряжения в нитях каркаса и бортовой части покрышки.

С увеличением скорости качения шины увеличивается число циклов нагружения на элементы протектора в единицу времени, повышается теплонапряженность резины протектора, что обуславливает снижение ее прочностных показателей , и, следовательно, возрастание интенсивности износа протектора. С возрастанием скорости качения при прочих равных условиях можно ожидать увеличения степени проскальзывания протектора в контакте шины с дорогой вследствие усиления инерционных эффектов. При увеличении скорости в 50 до 100 км/ч, т. е. при возрастании частоты циклов деформирования на 50%, ресурс шины может снизиться до 40%.

Реализуемая высокая скорость движения может привести не только к увеличенному истиранию протектора, но и к ослаблению связи между слоями резины и корда с возможным из расслоением и к отставанию заплат на отремонтированных участках покрышки и камеры.

Нагрузка на шину и ее ресурс также взаимосвязаны. Перегрузка шин на 10% может снизить ее ресурс до 20%. Под действием повышенных нагрузок повреждается каркас, протектор изнашивается по краям беговой дорожки.

К перегрузкам шин приводит загрузка автомобиля массой, превышающей его грузоподъемность, неравномерное распределение груза в кузове, а также снижение давления воздуха водной из шин сдвоенного колеса.

Ввиду перегрузки каркаса разрушаются боковые стенки шины, появляются разрывы.

Увеличенный прогиб рессор при перегрузках приводит к износу или повреждению шин касанием кузова.

Остальные факторы с позиции технической эксплуатации представляют особый интерес, т. к. на них можно и нужно воздействовать при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Для каждого размера шин с учетом их конструкции и экономичной нагрузки устанавливают норму давления воздуха. Отклонения от нормы приводят к снижению ресурса.

studfiles.net

Основные направления экономии топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте

Проблема экономии нефтепродуктов является весьма актуальной и многогранной, т. к. затрагивает различные аспекты творческой и производственной деятельности. Конечно, создание автомобиля с хорошими показателями по топливной экономичности закладывается уже на этапах проектно-конструкторских разработок и производства автомобильной техники. В процессе эксплуатации автомобильного транспорта важную роль в экономии топлива и смазочных материалов играет принятая стратегия поддержания автомобильного парка в работоспособном состоянии, организация перевозочного процесса, квалификация исполнителей, занятых в сфере эксплуатации, облуживания и ремонта автомобилей. Не следует забывать также и о тех отраслях индустрии, которые поставляют для автомобильного транспорта конструкционные и эксплутационные материалы. Особенно значимое влияние на ресурсосбережение оказывает качество поставляемых автомобильных топлив и смазочных материалов. В целях систематизации вопросов анализа путей и источников экономии топливо-смазочных материалов все факторы, влияющие на эффективность их использования, объединяют в три группы:

— конструктивные;

— технологические;

— организационные.

Конструктивные факторы

Как известно, топливная экономичность автомобиля зависит во многом от его массы. Поэтому важным направлением в конструировании подвижного состава является снижение его материалоемкости и массы, разумеется, при сохранении основных технических характеристик (грузоподъемности, пассажировместимости, производительности). Уменьшение массы двигателя, других агрегатов и узлов автомобиля без ухудшения их качественных характеристик представляет серьезную комплексную проблему , решаемую в различных отраслях. Широкое использование легированных сталей и чугунов, легких алюминиевых и магниевых сплавов, синтетических материалов, совершенствование научного уровня конструкторской работы позволили значительно снизить собственную массу автомобиля в расчете на единицу его мощности, грузоподъемности или производительности. Так, материалоемкость отечественных бензиновых автомобилей на тонну грузоподъемности за прошедшие 60 лет снизилась с 1280 (АМО-15) до 714 кг (ЗИЛ-130-76), или в 1,8 раза.

Перспективным направлением повышения топливной экономичности двигателей является совершенствование рабочих процессов путем улучшения смесеобразования, повышения степени сжатия, создания и внедрения электронных блоков управления системами зажигания и подачи (впрыска) топлива. Внедрение перечисленных мероприятий позволяет повысить к.п.д. двигателя и снизить на 12…15% расход топлива на единицу мощности.

Существенную экономию топлива можно получить за счет повышения уровня дизелизации автомобильного парка. Расширение применения дизельного и газообразного топлив позволяет снизить эксплуатационные издержки на работу автомобильного парка, а также уменьшить загрязнение окружающей среды отработавшими газами. Дальнейшего улучшения результатов в этой области можно добиться за счет разработки и применения перспективных и альтернативных видов топлив (водород, биотопливо и др.).

Конструкторы и автомобилестроители решают задачу повышения топливной экономичности также путем повышения к.п.д. трансмиссии, снижения сопротивления качению и аэродинамического сопротивления.

Весьма перспективными являются также научно-технические разработки по созданию электромобилей и надежных источников энергии для них.

При транспортировке, хранении и раздаче топлива необходимо соблюдать все существующие правила, обеспечивая тем самым минимум возможных потерь.

К технологическим факторам относятся мероприятия по совершенствованию технологии и организации перевозочного процесса, имеющие своей целью повышение производительности подвижного состава и способствующие снижению удельного расхода топлива не единицу транспортной работы. К числу таких мероприятий можно отнести расширение сферы использования прицепов и полуприцепов, сокращение порожних пробегов и улучшение использования грузоподъемности подвижного состава.

К группе технологических факторов относятся также мероприятия по повышению качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Качественное проведение ТО и ремонта, в первую очередь двигателя и его систем питания, зажигания, газораспределения, охлаждении, имеет первостепенное значение. Значительное увеличение расхода топлива свидетельствует о наличии серьезных отклонений в показателях технического состоянии агрегатов и систем автомобиля. Вообще-то с точки зрения экономии топлива второстепенных механизмов в автомобиле не существует. Например, неисправность ручного тормоза, стеклоочистителя, омывателя ветрового стекла, фар, указателя поворота, стоп-сигнала, звукового сигнала, спидометра, хотя и не имеет прямого отношения к расходу топлива, в определенных условиях будет влить на него, т. к. вынуждает водителя отвлекаться от управления автомобилем и использовать далеко не оптимальные приемы вождения и режимы движения. Бороться за экономию топлива можно только на технически исправном автомобиле. Полноценно решать эту задачу под силу предприятию с хорошей производственно-технической базой, укомплектованной необходимым оборудованием для диагностирования, ТО и ремонта, приспособлениями, инструментом, соответствующей технической и технологической документацией.

К организационным факторам относятся мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня водителей, рабочих и ИТР, совершенствование морального и материального стимулирования работников предприятии за экономию нефтепродуктов. К этой группе относятся также действия соответствующих органов и служб по организации движении автомобильного транспорта на улицах и дорогах с целью оптимизации условий движения.

studfiles.net

Ресурсосбережение на транспорте — PDF

1. Цели и задачи дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины Цель: Цель дисциплины состоит в формировании у студентов знаний и практических навыков в области организации рационального потребления ресурсов на предприятиях автомобильного

Подробнее

1. Пояснительная записка

Содержание 1. Пояснительная записка 3 Введение 3 1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины 3 1.2. Место дисциплины в учебном процессе 4 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4 2. Перечень

Подробнее

Рабочая программа дисциплины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

/ / м Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский национальный исследовательский

Подробнее

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ Цель углубление, закрепление теоретической подготовки обучающихся и продолжение формирования у них компетенций в сфере профессиональной деятельности. Задачами учебной

Подробнее

1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Цели освоения дисциплины 1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель данного курса дать студентам инженерные знания, необходимые для объективной оценки конструкций автотранспортных средств (АТС), их

Подробнее

Аннотация рабочей программы

Дисциплина Б3. Б2. Сопротивление материалов является частью профессионального цикла Б3. Б2. дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 150400 Металлургия. Дисциплина реализуется на Физико-технологическом

Подробнее

ПК-13 ПК-23 ПК-30 ПК-31 ПК-32

2 1. Цели и задачи дисциплины: Цель: владение теоретическими знаниями и практическими умениями необходимыми для осуществления подбора и разработки современных технологий производства продуктов питания.

Подробнее

1 Цели освоения дисциплины

2 3 1 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) «Транспортная логистика» является изучение основных принципов логистики в области транспорта, необходимых для выработки системы знаний,

Подробнее

заочная форма обучения

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины С3.В.ОД.3 «Проектирование автотранспортных предприятий и предприятий сервиса» по направлению подготовки (специальности) 190109 «Наземные транспортнотехнологические

Подробнее

«Экономика предприятий»

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Подробнее

ТО и ТР кузовов автомобилей

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета Ляпин С.А. 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Подробнее

Рабочая программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» Экономический факультет

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Подробнее

1. Цели освоения дисциплины

1. Цели освоения дисциплины Основной задачей курса является приобретение студентами знаний и навыков решения творческих инженерных задач. В результате изучения настоящего курса студент должен знать: основные

Подробнее

ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Кафедра высшей и прикладной математики Рабочая программа учебной дисциплины ФИНАНСОВАЯ

Подробнее

Расчетно-аналитический практикум

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

Подробнее

Программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт

Подробнее

ПРОГРАММА учебной дисциплины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Подробнее

1. Цели освоения дисциплины

. Цели освоения дисциплины Целью дисциплины является получение студентами знаний об основных направлениях деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) по обеспечению безопасности

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров экономики. Изучение дисциплины предусматривает 8

Подробнее

1 Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины — являются получение навыков разработки, создания и организации производства нового продукта и его эффективной реализации. Задачи дисциплины: 1. дать

Подробнее

docplayer.ru

Ресурсосбережение на автотранспортных предприятиях

АТП являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы, используемые АТП в ходе производствен­ной деятельности,— это новые автомобили, агрегаты, узлы, при­боры, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значи­тельное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы — это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и транс­миссионные масла, технические жидкости, шины, отходы чер­ных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и TP на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для перера­ботки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, смета­емый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свал­ках. Неутилизируемые отходы — это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступа­ющие в окружающую среду (СО, СН, N02, С02, продукты из­носа шин, тормозных накладок и др.).

Из общего количества отходов, образующихся на АТП, око-до 70% приходится на долю вторичных. Существенно сократить расход позволяет повторное их использование на АТП (от­ремонтированные двигатели, коробки передач, редукторы, шины) и при производстве первичных ресурсов, потребляемых автотранспортом.

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обес­печивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и TP, предусмат­ривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ре­монта и поддержание тем самым автомобилей в технически ис­правном состоянии — в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных ча­стей, топливно-смазочных и других эксплуатационных матери­алов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяй­ственные нужды и организацией на АТП строгого учета их по­требления; в-четвертых, использованием и переработкой вторич­ных ресурсов, образующихся в процессе ТО и TP автомобилей.

Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие эконо­мию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состо­янии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомо­биль в технически исправном состоянии, своевременно и в соот­ветствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

Известно, например, что правильная регулировка системы хо­лостого хода обеспечивает до 30% экономии топлива на этом режиме, а в пересчете на общий расход — не менее 3—4%. Дефекты поплав­ковой камеры приводят к повышению уровня топлива, при этом суммарный расход увеличивается в среднем на 6—8%, при неисп­равной работе экономайзера он увеличивается на 4—10%, при де­фектах ускорительного насоса — на 3—5%. Поэтому при эксплуа­тации автомобиля нужно следить за техническим состоянием при­боров системы питания, контролируя и другие системы. Из-за нарушений в работе системы питания расход топлива может на 50— 80% превышать оптимальное значение. Установлено, что уменьшение угла опережения зажигания только на 1% по сравнению с его наивыгоднейшими значениями снижает экономичность двигателей на 1% и на 10% уменьшает мощность двигателя. При наличии одной неработающей свечи экономичность двигателя снижается на 20%, при наличии двух таких свечей — на 43—47%.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топ­лива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топ­лива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомоби­лей на 0,62%, а дизельных — на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок.

3.Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную эко­номию природных ресурсов нефти.

4.Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3—5%. Применение ди­зельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход за­пасных частей и других первичных ресурсов.

5.Оборудование открытых стоянок современными средства­ми подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на про­грев двигателей.

6.Установка на серийных бензиновых автомобилях бескон­тактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономай­зера принудительного холостого хода, что снижает расход топ­лива на 7—10% и одновременно улучшает экологические харак­теристики двигателей.

7.Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении авто­мобилей по одному и тому же маршруту водителями разной ква­лификации достигает 18%.

Практика показывает, что более опытные водители при эксплу­атации автомобилей почти не допускают перерасхода топлива и смазочных материалов. Некоторые из них показывают подлинное мастерство вождения автомобилей, экономя 40—45% топлива за счет грамотного вождения, т.е. они рассчитывают движение таким об­разом, чтобы меньше пользоваться тормозами, не затягивают дви­жение на низких передачах, соблюдают экономичную скорость дви­жения, используют движение «накатом» и т.д.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки,
хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина
при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут
достигать 1,0—1,5% объема перевозки; потери при хранении в
резервуарах на АЗС и в АТП — 4—5% объема хранения; потери
при заправке автомобилей — 1,5% объема заправки.

Около 75% потерь приходится на испарение. Полностью пред­отвратить потери нельзя, но можно значительно их уменьшить путем рациональной организации работ и поддержания на дол­жном уровне технического состояния оборудования.

Остальные потери происходят в основном из-за неудовлетво­рительного технического состояния средств хранения, транспор­тирования, перекачки, заправки и несоблюдения правил их экс­плуатации. В отличие от потерь на испарение они могут быть полностью устранены.

 



3-net.ru