Ренессанс в философии это – § 3. Философия Ренессанса (Возрождения) Особенности ренессансной эпохи

Содержание

Ренессанс — это… Что такое Ренессанс?

  • ренессанс — а, м. renaissance возрождение. 1. Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европы, наступивший после средневековья и обусловленный развитием капиталистических отношений; то же, что Возрождение. БАС 1. Частные письма ни для кого не… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Ренессанс — (Renaissance, Rinascimento) Возрождение слово, в своем специальном смысле впервые пущенное в оборот Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях художников» (1550). И у него же оно (rinascita) фигурирует уже в двух пониманиях. В одном случае Вазари говорит о …   Литературная энциклопедия

  • Ренессанс — (фр. renaissance қайта өрлеу, қайта өркендеу) – XIV ғ. алдымен Италияда басталып, кейін Батыс Еуропа елдерінде өріс алған білім, ғылым, өнер, әдебиет, сәулет салаларындағы мәдени төңкеріс дәуірі, кезеңі. Ол антикалық идеалдар мен құндылықтарды… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Ренессанс — (Зеленоградск,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Гагарина 17 Б, Зеленоградск, Россия …   Каталог отелей

  • РЕНЕССАНС — возрождение; эпоха Возрождения XV и XVI вв. характеризуется возрождением классического искусства и литературы, освобождением мысли и личности, подъемом научного творчества и возникновением нескольких новых вероисповеданий, последователи которых… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ренессанс — эпоха (ренессанса, возрождения), возрождение Словарь русских синонимов. Ренессанс см. Возрождение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • РЕНЕССАНС — (Ренессанс), (Р прописное), ренессанса, мн. нет, муж. (франц. renaissance). То же, что возрождение2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕНЕССАНС — (от франц. Renaissance) Возрождение, а именно эпоха Возрождения классической древности, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому… …   Философская энциклопедия

  • РЕНЕССАНС — РЕНЕССАНС, смотри Возрождение …   Современная энциклопедия

  • РЕНЕССАНС — (франц. Renaissance) см. Возрождение …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕНЕССАНС — РЕНЕССАНС, а, муж. То же, что Возрождение (во 2 знач.). Искусство Ренессанса. | прил. ренессансный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    РЕНЕССАНС это что такое РЕНЕССАНС: определение — Философия.НЭС

    Ренессанс

    эпоха Возрождения (XV – XVI в.в.), характерной особенностью которой было стремление ряда мыслителей и гуманистов возродить идеалы и достижения античности. К наиболее заметным идейным течениям Р. относятся гуманизм (Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.), неоплатонизм (Н. Кузанский), аристотелизм (П. Помпонацци), натурфилософия (Л. да Винчи, Телезио, Н. Коперник), социальный утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и др.

    Оцените определение:

    Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

    Ренессанс

    от фр. Renaissance — возрождение) — 1) Возрождение, эпоха Возрождения классической античной греческой культуры после средневековья, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Культ Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания, представлением о единой природе и идеей посюсторонности культуры. Крупнейшие представители того времени: Петрарка, Боккаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Галилей, Макиавелли, Монтень, Рафаэль; 2) в переносном смысле — период подъема, расцвета в развитии чего-либо.

    Оцените определение:

    Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

    РЕНЕССАНС

    от франц. Renaissance) — Возрождение, а именно эпоха Возрождения классической древности, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Из духа Ренессанса в 13 в. в Италии возник подготовленный гуманизмом, интеллектуальный индивидуализм и индивидуализм в искусстве, который ок. 1400 нашел себе выход во Флоренции при дворе разбогатевших вельмож из дома Медичи, а затем через некоторое время достиг полного расцвета, вызвал к жизни грандиозные творения в области изобразительного искусства, литературы, естественных наук и философии (см. Итальянская философия). В 12 в. идеи Ренессанса распространились по всей Италии, с 14 в. — также и во Франции, а в кон. 16 в. он исчерпал себя. В др. странах Ренессанс не достиг расцвета — частично из-за отсутствия духовных предпосылок, частично же потому, что там вся духовная жизнь была проникнута идеями Реформации. Философия Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания, представлением о единой природе и идеей посюсторонности культуры. Важнейшие представители философии эпохи Ренессанса — Помпонацци, Фичино, Пико делла Мирандола, Макиавелли, Монтень, Людовик Вивес, Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей и Джордано Бруно. Различают периоды раннего Ренессанса (треченто) — 14 в., расцвета Ренессанса (кватроченто) — 15 b. и позднего Ренессанса (кинквеченто) — 16 в.

    (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

    Оцените определение:

    Источник: Философский энциклопедический словарь

    terme.ru

    Ренессанс — это… Что такое Ренессанс?

    Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

    Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

    Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

    Общая характеристика

    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

    Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

    Периоды эпохи

    Раннее Возрождение

    Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

    Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

    Высокое Возрождение

    Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

    Северное Возрождение

    Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

    Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

    Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).

    Наука

    Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

    Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

    В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

    Философия

    В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

    Философы эпохи Возрождения

    Литература

    В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

    Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

    С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

    Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

    Изобразительное искусство

    Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

    Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

    Архитектура

    Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

    Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

    Музыка

    В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

    Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

    Источник

    Ссылки

    Литература

    • Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
    • История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
    • Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
    • М.Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.

     

    dic.academic.ru

    Философия Ренессанса — Статьи о Ренессансе

    Философия Ренессанса

    Философия эпохи Возрождения – феномен, характерный для Западной Европы XIV–XVII вв. Термин «Возрождение» (употребляется также итальянский вариант – Ренессанс) связан с обращением мыслителей к идеалам античности, своеобразным возрождением древнегреческой и римской философии. Но понимание того, что такое античность, у людей XIV–XV вв. было несколько искаженным. Это неудивительно: целое тысячелетие отделяло их от момента падения Рима, и почти два – от времени расцвета древнегреческой демократии. Все же сущность философии эпохи Возрождения – антропоцентризм – была почерпнута из античных источников и отчетливо противопоставлялась средневековому аскетизму и отвлеченной от всего мирского схоластике.

    Предпосылки возникновения

    К XIV в. изжила себя сама система феодальных отношений. Росло и быстро развивалось городское самоуправление. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны. К этому времени господство католической Церкви во всех сферах жизни начало тяготить людей: монархи стремились сбросить влияние Папы и прийти к абсолютной власти, а городское население и крестьяне изнывали под непосильным гнетом налогов на нужды духовенства. Чуть позже это приведет к движению за реформацию Церкви и расколу западноевропейского христианства на католичество и протестантизм. XIV–XV вв. – эпоха великих географических открытий, когда мир начал становиться все более понятным и реальным, и все хуже укладывался в прокрустово ложе христианской схоластики.

    Необходимость систематизации естественнонаучных знаний становилась очевидной и неизбежной. Ученые все громче заявляют о рациональном строении мира, влиянии на происходящие процессы законов физики и химии, а не божественного чуда.

    Основные идеи и базовые принципы

    Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности – человеческой жизни.

    Однако специфика эпохи не могла не сказаться на ходе развития философской мысли, и в непримиримых спорах с адептами схоластической традиции родился совершенно новый взгляд на мир. Философия эпохи Возрождения кратко усвоила основы античного наследия, но значительно модифицировала и дополнила их.

    Новое время ставило перед человеком несколько иные вопросы, чем за 2000 лет до того, хотя многие из них актуальны во все эпохи.

    Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как:

    • Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек — центр мироздания, его основная ценность и движущая сила.
    • Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть.
    • Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному.
    • Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей).

    Периодизация

    Поскольку Ренессанс охватывает довольно большой временной отрезок, для более детальной характеристики его условно подразделяют на три периода.

    1. Гуманистический — середина XIV – первая половина XV в. Ознаменовался поворотом от теоцентризма к антропоцентризму.
    2. Неоплатонический – вторая половина XV – первая половина XVI в. Связан с переворотом мировоззренческих установок.
    3. Натурфилософский – вторая половина XVI – первые десятилетия XVII в. Попытка внести коррективы в устоявшуюся и одобренную Церковью картину мира.

    Выделяют еще такие направления философии эпохи Возрождения, как:

    • Политическое (развивалось в неоплатонический период), для которого характерен поиск сущности и природы власти одних людей над другими.
    • Утопическое. Социальная философия эпохи Возрождения (совпадает по времени со вторым и третьим периодами) в чем-то сходна с политическим направлением, но в центре поиска стояла идеальная форма сосуществования людей в рамках города и государства.
    • Реформационное (XVI–XVII вв.) – направлено на поиск путей реформирования Церкви в соответствии с новыми реалиями, сохранение духовности в жизни человека, неотрицание главенства морали над наукой.

    Общая характеристика периодов

    Сегодня термин «гуманизм» приобрел несколько иное значение, чем в эпоху Ренессанса. Под ним понимают защиту прав человека, толерантность, благотворительность. Но для философов Возрождения это понятие, прежде всего, означало, что в центре философского поиска оказывается не Бог или божественная природа, а человек и его земная жизнь.

    Таким образом, если суммировать кратко, философию средневековья и эпохи Возрождения — это разные явления. Они интересовались диаметрально противоположными вопросами и не могли сосуществовать бок о бок.

    Первые идеологи

    Первыми проводниками гуманистических идей стали Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Джованни Бокаччо. Их произведения по-разному, но вполне отчетливо утверждали антропоцентризм философии эпохи Возрождения, то есть центральное место человека в картине мироздания.

    Гуманизм распространялся поначалу не с университетской кафедры, а в частных беседах в кругу вельмож и аристократов. Схоластика была уделом масс, вернее тех, кто управлял массами, официальной доктриной, а гуманизм – философией для избранного узкого круга интеллектуальной элиты.

    Полярные точки — философия средневековья и эпохи Возрождения. Кратко представить это можно в утверждении, что именно первые философы Возрождения создали утвердившийся на века образ темного средневековья как мрачного сна человечества. Они же стали обращаться к античным сюжетам и образам для иллюстрации своих идей. Задачу философии гуманисты видели в возвращении к «золотому веку» — античности, а для этого они развернули деятельность, направленную на популяризацию античного наследия – перевод на благородную латынь и даже народные языки сохранившихся образцов древнегреческой трагедии и комедии. Принято считать, что первые аннотированные переводы древних текстов, сделанные в XV–XVI вв., положили начало современной филологической науке.

    Данте Алигьери – яркий представитель периода гуманизма

    Для характеристики гуманистического периода в истории философии Возрождения нельзя не остановиться подробнее на биографии такой знаковой для него фигуры, как Данте Алигьери. Этот выдающийся мыслитель и поэт в своем бессмертном произведении «Божественная комедия» сделал человека центральной фигурой повествования. Это тем более интересно, что в остальном картина мира оставалась такой же, как в Средние века, — устои Церкви и постулат о божественном провидении пока не были затронуты. Но все же в «Божественной комедии» детально и обстоятельно прорисована карта христианского загробного мира. То есть человек вторгся в область божественного провидения. Пусть только в качестве зрителя, неспособного вмешиваться и влиять на ход событий, но человек уже присутствует в божественном круге.

    Это творение Церковь оценила очень отрицательно, даже враждебно.

    Предназначение человека в миропонимании Данте состоит в самосовершенствовании, стремлении к высшему идеалу, но уже совершенно не в отречении от мира, как это представлялось философам Средних веков. Для того «Божественная комедия» и рисует в красках все перспективы жизни души после смерти человека, чтобы подтолкнуть его к решительным действиям в быстротечной жизни земной. Автор указывает на божественное происхождение человека с единой целью – пробудить его ответственность и жажду к непрестанному обогащению знаниями. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения кратко у Данте нашел свое выражение в «гимне достоинству человека», звучащему в «Божественной комедии». Так, уверовав в высшее предназначение человека на земле, его способность к великим поступкам, мыслитель заложил фундамент для нового, гуманистического учения о человеке.

    Развитие идеи в творчестве Франческо Петрарки

    Основы гуманистического мировоззрения, очерченные Данте, нашли свое развитие в творчестве Франческо Петрарки. Хотя жанровая направленность его произведений (сонетов, канцонов и мадригалов) разительно отличается от величественного и степенного слога Данте, идеи гуманизма проступают в них с не меньшей отчетливостью. Перу этого поэта принадлежит и ряд философских трактатов: «Об уединенной жизни», «Инвектива против врага», «О своем и чужом невежестве», «О монашеском досуге», диалог «Моя тайна».

    На примере Петрарки очень хорошо заметно, что антропоцентризм не оставался только новой выдумкой философов, но приобретал черты мировоззрения, системы культурных ценностей. Он открыто выступал против схоластической доктрины, считая уделом истинного философа изложение собственных мыслей, а не комментирование чужих. А среди философских вопросов Петрарка считал приоритетными те, которые концентрируются вокруг человека, его жизни, внутренних стремлений и поступков.

    Основная идея гуманистов — человек имеет право на счастье

    Первоначально в произведениях Данте философия эпохи Возрождения (гуманизм) несла в себе призыв к самосовершенствованию, аскетизму и стойкости перед ударами рока. Но ее последователь первой половины XV в. — Лоренцо Валла — пошел дальше и призывал уже к активным действиям для борьбы за свои идеалы. Среди античных философских школ он больше всего симпатизировал эпикурейцам – это заметно в диалогах «О наслаждении» и «Об истинном и ложном благе», в которых он противопоставляет последователей Эпикура и стоиков. Но стремление к греховным наслаждениям, характерное для эпикурейцев, здесь обрело иной характер. У него идея наслаждения носит чисто этический, духовный характер. Для Лоренцо Валла особенности философии эпохи Возрождения кратко сводятся к твердой вере в безграничные возможности человеческого разума.

    Основное достижение философов-гуманистов XIV–XV вв. в том, что они отстаивали право человека на развитие, самореализацию и счастье в реальной земной жизни, а не в обещанной Церковью загробной. Бог мыслился благим и добрым, он олицетворял творческое начало мира. И человек, созданный по образу божьему, единственный среди живых существ, наделенный разумом и деятельным духом, должен стремиться изменить мир и людей вокруг себя к лучшему.

    Творческий поиск коснулся не только содержания, но и формы: гуманисты прибегают к чисто светскому жанру стиха, философским трактатам на пример античности придают форму диалога, развивают художественную литературу и возрождают эпистолярный жанр.

    Социальное равенство

    Социальная философия эпохи Возрождения подрывала устои средневековой общественной иерархии совершенно простой и естественной апелляцией к Святому Писанию: все люди равны в своих правах, ибо равно созданы по образу божьему. Идея равенства всех людей найдет более деятельное участие у философов в эпоху Просвещения, а пока она только декларировалась, но и этого уже было немало после феодального средневековья. Гуманисты не вели спор с Церковью, но считали, что схоласты и демагоги исказили ее учение, а гуманистическая философия, напротив, поможет вернуться к истинной христианской вере. Страдание и боль противоестественны природе, а значит, не угодны Богу. На втором этапе своего развития, начиная с середины XV в., философия эпохи Возрождения кратко интерпретирует на новый лад учения Платона, Аристотеля и школы неоплатоников в соответствии с реалиями Нового времени.

    Главные представители идеи социального равенства

    Среди мыслителей этого периода особое место занимает Николай Кузанский. Он придерживался мнения, что движение к истине – это бесконечный процесс, то есть постичь истину практически невозможно. Это означает, что человек не в силах созерцать окружающий мир в той мере, в которой это позволяет ему сделать Бог. И понять божественную природу тоже выше человеческих сил. Главные особенности философии эпохи Возрождения кратко изложены в его произведениях «Простец» и «Об ученом незнании», где впервые отчетливо проступает принцип пантеизма, так как единство мира, по Кузанскому, заключено в Боге.

    Непосредственно к философии Платона и неоплатоников отсылает читателя трактат «Платоновское богословие о бессмертии души» Марсилио Фичино. Он, как и Николай Кузанский, был адептом пантеизма, отождествлял Бога и мир в одной иерархической системе. Идеи философии эпохи Возрождения, которые провозглашали, что человек прекрасен и подобен Богу, также не чужды Фичино.

    Пантеистическое мировоззрение достигло своего апогея в творчестве Пико делла Мирандолы. Философ представлял, что Бог – это высшее совершенство, заключенное в несовершенном мире. Подобные взгляды уже в начале XV в. явила миру философия эпохи Возрождения. Краткое содержание учения Мирандолы в том, что постижение мира равнозначно постижению Бога, и процесс этот хотя и трудный, но конечный. Также достижимо и совершенство человека, ибо он создан по образу Бога.

    Пантеизм. Пьетро Помпонацци

    Новая философия эпохи Возрождения, кратко описанная в данной статье, заимствовала аристотелевские принципы, что сказалось в трудах Пьетро Помпонацци. Он видел суть мира в постоянном поступательном движении по кругу, в развитии и повторении. Главные черты философии эпохи Возрождения нашли отклик в его «Трактате о бессмертии души». Здесь автор приводит аргументированные доказательства смертной природы души, тем самым утверждая, что счастливое и справедливое существование возможно в земной жизни и к нему следует стремиться. Так выглядит у Помпонацци кратко философия эпохи Возрождения. Основные идеи, которые он исповедовал, – это ответственность человека за свою жизнь и пантеизм. Но последний в новом прочтении: Бог не только одно целое с природой, он даже несвободен от нее, а потому не несет ответственности за зло, которое происходит в мире, так как Бог не может нарушить предначертанного порядка вещей.

    Гимн Эразма Роттердамского

    В описании такого феномена, как философия эпохи Возрождения, кратко необходимо коснуться творчества Эразма Роттердамского. Оно глубоко христианское по своему духу, но тем более преподносит человека, и тем больших усилий требует от него. Это дает огромную ответственность в отношении постоянного саморазвития и самосовершенствования личности. Эразм безжалостно обличал ограниченность схоластической философии и феодального уклада в целом, изложив свои идеи на этот счет в трактате «Похвала глупости». В той же глупости философ видел причины всех конфликтов, войн и распрей, которые порицала в самой сущности философия эпохи Возрождения. Гуманизм также нашел отклик в трудах Эразма Роттердамского. Это был своего рода гимн свободе воли человека и собственной ответственности за все дурные и добрые дела.

    Утопические идеи всеобщего равенства

    Социальные направления философии эпохи Возрождения наиболее ярко воплотились в учении Томаса Мора, точнее в его знаменитом труде «Утопия», название которого стало впоследствии нарицательным. Мор проповедовал отказ от частной собственности и всеобщее равенство.

    Другой представитель социально-политического течения, Никколо Макиавелли, в трактате «Государь» излагал свое виденье природы государственной власти, правила ведения политики и поведения правителя. Для достижения высших целей, по Макиавелли, пригодны любые средства. Кто-то осудил его за такую неразборчивость, но он лишь подметил существующую закономерность.

    Таким образом, для второго этапа наиболее значимыми вопросами становятся: сущность Бога и его отношение к земному миру, свобода человека и идеалы государственного устройства.

    Яркий след Джордано Бруно

    На третьем этапе (со второй половины XVI в.) своего развития философия эпохи Возрождения обратилась к окружающему человека миру, по-новому трактуя правила общественной морали и закономерности природных явлений.

    Моральным наставлениям посвящены «Опыты» Мишеля Монтеня, в которых на примерах разбираются те или иные нравственные ситуации и содержатся советы по правильному поведению. Удивительно, что Монтень, не отвергая опыт прошлых поколений в области подобной литературы, сумел создать поучение, актуальное и по сей день.

    Знаковой фигурой натурфилософии XVI в. стал Джордано Бруно. Автор философских трактатов и научных работ, он, не отрицая божественной природы, пытался постичь суть космогонии и устройства Вселенной. В труде «О причине, начале и едином» философ доказывал, что Вселенная едина (это вообще было центральным понятием его учения), неподвижна и бесконечна. Общая характеристика философии эпохи Возрождения у Джордано Бруно выглядит как сумма идей пантеизма, натурфилософии и антропоцентризма научного поиска. Он утверждал, что природа наделена душой, это явствует из того, что она постоянно развивается. А Бог – это то же, что и Вселенная – они бесконечны и равны друг другу. Цель человеческого поиска – самосовершенствование и в конечном итоге приближение к созерцанию Бога.

    Общие выводы

    Такой вид приобрела на завершающем этапе философия эпохи Возрождения. Кратко представители ее описали в своих трудах как пробуждение человеческого разума, как освобождение его от мрака непросвещенности и гнета сильных мира сего. Признавалась ценность каждой человеческой жизни. Так может быть описана философия эпохи Возрождения кратко. Представители ее были не только философами, но трудились в области естественных наук, как упомянутый выше Джордано Бруно, а также Галилео Галилей и Николай Коперник. Их взоры устремлялись в небо и пантеизм, характерный для предыдущих поколений. Они отождествляли Бога уже не просто с природой, но с бесконечной Вселенной. Краткое описание философии эпохи Возрождения в XVI–XVII вв. включает не только идеи пантеизма и натурфилософские поиски, но и дальнейшее развитие гуманистических взглядов. Период требует от человека постоянного самосовершенствования, ответственности и смелости в поисках смысла земного бытия и божественной природы во всем сущем.

    Уже многие десятилетия подлежит исследованию научным миром философия эпохи Возрождения. Общая характеристика кратко представлена в трудах Дильтея Вильгельма, русских историков — Буйчика, Лучинина, Лосева.

    (wiki )

    www.renesans.ru

    что такое Ренессанс и каковы его последствия?

    История Европы знает несколько поворотных событий и явлений, которые полностью меняли картину мира ее жителей. Одним из таких рубежей стало Возрождение. Что такое Ренессанс (эти термины равнозначны)?

    Основные черты Ренессанса

    Возрождением называют эпоху, которая пришла на смену Средневековью. Начиная с XIV века в отдельных регионах (в первую очередь в Италии) наметился культурный рост. Он вылился в интерес людей к собственной истории и эпохе Античности. Это, в свою очередь, привело к росту научных знаний, распространению гуманизма и интереса к человеческой личности.

    Одной из причин начала этих процессов являлось падение Константинополя. Византийская империя, которая существовала уже тысячу лет, пала под атаками турок-мусульман. Многие греки не пожелали предавать христианскую веру и бежали в Западную Европу. Ученые увозили с собой древние книги, которые вскоре были переведены на латынь и национальные языки. Все это подталкивало Возрождение. Что такое Ренессанс в Италии? Это еще и появление новых сословий, которые были независимы от старых феодальных отношений внутри монархий.

    Большое количество итальянских республик породили банкиров, ученых и других людей нового типа. Среди них зародился гуманизм – интерес к человеческой природе и личности. Сперва это были небольшие школы философов.

    Однако именно они стали новыми центрами научных изысканий и искусства. В Италии началось развитие книгопечатания и новых видов искусства. Важным явлением было то, что на просвещение начали давать деньги местные магнаты и влиятельные семьи с большими капиталами.

    Центрами Возрождения стали Флоренция и Рим. Папа Юлий II многое сделал для того, чтобы в «вечном городе» работали величайшие творцы эпохи. Без его предприимчивости сложно представить Возрождение. Что такое означало повышенное внимание Церкви к художникам и скульпторам? Это говорило о том, что они могли творить, опираясь на поддержку самых влиятельных людей в Италии. Среди них были такие мастера, как Микеланджело и Рафаэль. Художники Возрождения создавали великие картины и фрески на библейские сюжеты. Их работы и сейчас украшают многочисленные церкви и музеи по всей Европе.

    Леонардо да Винчи

    Мир культуры Возрождения был бы неполноценным без Леонардо да Винчи. Его потрясающие по выразительности картины покоряли современников и продолжают удивлять людей XXI века. Кроме того, он известен как изобретатель. Его идеи на много лет опередили Возрождение. Что такое человек? Как он устроен и где его место? Всеми этими вопросами задавался великий итальянец.

    Художники Возрождения так и не смогли превзойти его «Мону Лизу». Эта картина стала общечеловеческим символом чувства прекрасного и перфекционизма.

    Возрождение в других странах Европы

    Поздним Возрождением в историографии называют вторую половину XVI века. В это время искусство и культура перешли на новую ступень не только в Италии, но и во многих других европейских странах. Центрами Ренессанса стали Германия, Нидерланды и Англия.

    Британцы гордятся самым своим знаменитым соотечественником эпохи Ренессанса – Уильямом Шекспиром. Без него литература возрождения была бы неполноценной. Его комедии и трагедии стали вечной классикой театра.

    Реформация

    Христианский богослов Мартин Лютер считается одной из самых важных фигур Ренессанса. Этот немец был недоволен католической церковью. Его лекции, обличающие продажных священников и пороки религии, собирали многотысячные аудитории.

    Особенно яростно Лютер критиковал новые правила, согласно которым христиане могли покупать за деньги индульгенции (отпущение от грехов). Идеи знаменитого проповедника вылились в 95 тезисов. 31 октября 1517 года Мартин повесил их на двери церкви в немецком городе Виттенберге. Этот знаменитый эпизод позже стал символом начала Реформации.

    Так назвали процесс переформатирования католической церкви. Немецкие христиане стали критиковать Рим за его косность и консерватизм. Это привело к многочисленным религиозным конфликтам. Апофеозом противостояния католиков и протестантов стала Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.

    Борьба с зависимостью от церкви привела к тому, что европейское общество стало светским. Некоторое время протестанты были в очень тяжелом положении. Многие из них в XVII веке отправились в Северную Америку, где им удалось создать по-настоящему новое общество.

    fb.ru

    Что такое Ренессанс? Сущность и определение в историческом контексте

    Эстетика Возрождения оказала огромное влияние на развитие общемировых литературы и искусства. Что такое Ренессанс как эпоха? Само слово означает «заново рожденный» и имеет итальянские и французские корни. Это время, предшествующее культуре Нового времени, приходит на смену Средним векам.

    Ренессанс: значение и толкование слова

    Примерные временные рамки – от 14 до 17 века, в различных странах по-разному. Основное отличие от других эпох – светскость культуры и ее обращение к человеку (антропоцентризм). С новой силой проявляется интерес к культуре Античности. Происходит своеобразное ее возрождение. Отсюда и данный термин. Он появляется уже в 19 веке. В обиход его ввел французский деятель Жюль Мишле. В образном понимании слова Ренессанс означает метафорическое культурное возрождение, термин, применяемый к любой эпохе.

    Что такое Ренессанс?

    Определение Возрождения, как некоей новой культурной парадигмы, возникло вследствие глобальных перемен в общественной жизни Европы того времени. Произошло падение Византии, а некоторые жители сего государства бежали в Европу, прихватив с собой многочисленные библиотеки и произведения искусства. Среди них – множество античных первоисточников, бывших доселе неизвестными в Европе Средних веков. С формированием и ростом городов-республик, появлением сословий свободных ремесленников постепенно разрушается система ценностей, определенная средневековой культурой (в основном – церковной, обращенной к Богу, аскетичной и смиренной). Появляются первые признаки гуманизма, который рассматривал личность человека в первую очередь, обращался к его свободе, активной созидающей деятельности индивидуума.

    Обращение к Античности

    Началось возникновение светских центров искусства и науки, противостоящих церковному контролю и находящихся вне его. Мировоззрение Ренессанса обращается к античности, именно в этом периоде увидев пример гуманизма и отсутствия аскезы. Книгопечатание, изобретенное в 15 веке, играет важнейшую роль в распространении античных первоисточников, а вместе с ними – новых взглядов по территории всей Европы. Из этих вновь напечатанных фолиантов прогрессивные умы узнавали, что такое Ренессанс. Его основные ценности: гуманизм и обращение к личности человека, простым человеческим чувствам даже в изображении божественной тематики.

    Классификация

    Что такое Ренессанс в контексте временных рамок? Принято выделять четыре этапа эпохи Возрождения:

    1. Проторенессанс (с 13 века) связывается с подготовкой Возрождения, романскими и готическими средневековыми традициями (Италия, Флоренция). Яркими представителями являются Джотто, Арнольфо ди Камбио, Беноццо Гоццоли. А в скульптуре – семейство Пизано. Джотто считался реформатором живописи (уже в более позднее Возрождение), наполнив религиозные формы светским содержанием, введя объемность фигур, изобразив интерьер. В его творчестве изначально проявляется понимание того, что такое Ренессанс как искусство, отличное от церковного восприятия мира.
    2. Раннее Возрождение происходит в Италии до 1500 года. Искусство реализуется в новейших аксиомах жизни человека (заимствованных из времени классической Античности). А в Испании это происходит немного позднее, в конце 15 века, и длится до середины следующего.
    3. Высокое Возрождение происходит в Италии в начале 16 века. Центр искусств из Флоренции перемещается в город Рим. А папа Юлий Второй привлекает под свое крыло многих художников Италии. Рим тогда был новыми Афинами. В городе построено довольно много зданий, отделанных скульптурами и фресками. Написано много картин, которые и по сей день считаются настоящими жемчужинами творчества. Все виды искусств прекрасно взаимодействуют между собой, влияя друг на друга. Изучаются пристально и произведения Античности. Наиболее яркими деятелями данного периода являются великие Леонардо и Микеланджело, а также Рафаэль.
    4. Позднее Возрождение завершается уже в 17 веке (20-е годы). А некоторые искусствоведы считают, что вообще с падением Рима (1527) закончился и Ренессанс. Сущность, определение его в эти годы настолько размыты, что свести их к одному знаменателю не является возможным. В некоторой части Европы тех времен торжествует Контрреформация, отрицающая всякое свободное мышление и идеалы Античности. Флоренция страдает маньеризмом. В Венеции (1570) продолжали работу Тициан и Палладио, которых кризис, похоже, мало коснулся.
    5. Северное Возрождение происходило после 1500 г. на землях Германии, Франции, Нидерландов. Этот вариант Ренессанса немного отличался от итальянского. Яркими представителями являются Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель.

    Ренессанс стал важным этапом в развитии искусства, давшим миру множество талантливейших авторов, без которых невозможно представить культурное наследие человечества.

    fb.ru

    ВОЗРОЖДЕНИЕ или РЕНЕССАНС это что такое ВОЗРОЖДЕНИЕ или РЕНЕССАНС: определение — Философия.НЭС

    «Ренессанс» или «Возрождение»

    важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по ХVI вв. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Главная особенность философии ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследования. Другая особенность ренессансной культуры-секуляризация — освобождение от церковного влияния. Начало Возрождения связано с деятельностью гуманистов — Ф. Петрарки, К. Салютати, Л. Бруни и др. Возрожденческий неоплатонизм разрабатывался Н. Кузанским, Дж. Бруно и участниками Флорентийской платоновской академии, натурфилософия представлена Леонардо да Винчи, Телезио, Н. Коперником, аристотелизм представлен П. Помпонацци, скептицизм — М. Монтенем. Социально философские вопросы рассматривались Н. Макиавелли, Г. Гроцием. Утопические социальные системы строят Т. Мор и Т. Кампанелла. Реформу католической церкви с позиций гуманизма предложил Эразм Роттердамский. В ХVI в. против католицизма и гуманизма выступил М. Лютер — идеолог Реформации.

    Оцените определение:

    Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

    ВОЗРОЖДЕНИЕ или РЕНЕССАНС

    франц. — возрождение) — период в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы.

    Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, возрождение живого интереса к нему (отсюда и название всего периода).

    Возрождение характеризуется специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к Новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразную, качественно новую культуру.

    Хронологические рамки Возрождения различны в разных странах: в Италии — XIV — XVI века; в других странах — XV — начало XV(( веков.

    Сложным является вопрос о территориальном распространении и национальных особенностях Возрождения.

    Возрождение возникло в Италии, где ярче всего проявилось в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре.

    Общепринято по аналогии с итальянским Возрождением выделять «Северное Возрождение» — культуру Германии, Нидерландов, Франции. Одной из главных особенностей искусства Возрождения в этих странах является его генетическая связь с поздней готикой, влияние местных традиций наряду с искусством ренессансной Италии.

    Крупными центрами искусства Возрождения были также Англия, Португалия, Испания, страны Центральной Европы.

    Ряд востоковедов не ограничивает Возрождение территорией Европы, обращая внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья, раскрывая, таким образом, Возрождение как всемирное явление.

    Оцените определение:

    Источник: Справочник: История и теория культуры

    terme.ru