Религии в древнем китае – Религия Древнего Китая кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Содержание

Религия древнего Китая

 

Философия древнего Китая

Жрецов в буквальном смысле этого слова в религии древнего Китая тоже не существовало, точно так же, как не было персонифицированных богов и храмов в их честь. Жреческие функции выполнялись обычно государственными чиновниками, а роли высших божеств выполняли умершие предки шан-ди и различного рода духи, олицетворяющие силы природы.

Важное место занимал культ духов земли, с которыми у крестьян были связаны все надежды на хороший урожай. В их честь регулярно приносили жертвы, сопровождаемые просьбами-молитвами (обычно их писали на бараньих лопатках и панцирях черепах). Общение с божественными предками сопровождалось особыми ритуалами. Вообще ритуалы считались в Китае делом государственной важности и обставлялись весьма тщательно и серьезно.

Ритуалы в Китае считаются делом государственной важности

Религиозные идеи обладали высокой степенью философской абстракции. Так, с глубокой древности китайцы имели представление о некоем Высшем Начале, которое называлось Тянь (Небо) или Шан-Ди (Господь), но воспринимали они его рассудочно и отстранено — как верховную всеобщность, холодную и строгую. Ее нельзя было любить, с ней нельзя было слиться, ей невозможно было подражать, как и не было смысла ею восхищаться.

Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных, то есть является высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели.

Император назывался «сыном Неба» и находился под его особым покровительством. Однако он мог править Поднебесной лишь до тех пор, пока сохранял добродетель (дэ). Теряя ее, он терял и право на власть. Культ Неба стал главным в Китае, причем отправлять его мог лишь сам сын Неба.

Еще одним древнейшим принципом религии древнего Китая было деление всего сущего на два начала — инь и ян. Каждое из этих понятий было многозначно, но в первую очередь ян олицетворяло мужское начало, а инь – женское.

  • Ян связывалось со всем светлым, ярким, твердым и сильным и считалось в самом общем смысле началом положительным.
  • Женское инь было связано с Луной, со всем темным, мрачным и слабым.

Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали, причем результатом этого взаимодействия была вся видимая Вселенная.

 

Лао-цзы

Несколько позже в Китае начали разрабатываться концепции включающие Всеобщий Закон, Высшую Истину и Справедливость. Основателем даосизма был философ Лао-цзы, живший в конце VI в. до Р X. В источниках о нем нет сведений биографического характера, поэтому некоторые современные исследователи считают его фигурой легендарной.

Согласно древнекитайскому историку Сыма Цяню, Лао-цзы был уроженцем царства Чу и носил сначала фамилию Ли. Первое имя его было Эр, второе Дань. В течение многих лет он исполнял обязанности главного хранителя архива царского двора, но, видя всеобщий упадок нравов, подал в отставку и «ушел на запад». О его дальнейшей судьбе больше ничего не известно.

Переходя китайскую границу, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое единственное сочинение — Дао-дэ цзин, в котором и были изложены основы даосизма. Так зародилась осмысленная религия древнего Кита.

Несмотря на глубокую древность, этот небольшой трактат по сей день поражает силой своей философской мысли. В центре доктрины Лао-цзы стоит учение о великом Дао Понятие это настолько многогранно, что почти невозможно дать ему определение.

Монумент в честь Лао Цзы в Фушане

В буквальном переводе Дао означает «Путь», но в китайском языке это слово имело такой же многогранный смысл, как греческий термин «Логос». Им обозначали правило и порядок, смысл и закон, высшую духовную Сущность и жизнь, пронизанную этой Сущностью.

Итак, Дао есть источник всего и стоит надо всем. Оно бестелесно, туманно и неопределенно. И поскольку Дао — духовное начало, его невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Все видимое бытие бесконечно ниже его. Поэтому философ осмеливается назвать Дао — Небытием. Оно не существует так, как существуют горы, деревья, люди. Его реальность превосходит реальность земного и чувственного. Постижение Дао, говорит Лао-цзы, должно стать главным смыслом человеческой жизни.

В первых веках нашей эры сам Лао-цзы был обожествлен его последователями и стал восприниматься ими как олицетворение самого Дао. Под именем «Высочайшего владыки Лао» (Тайшан Лао-цзюнь) или «Желтого Владыки Лао» (Хуан Лао-цзюнь) он стал одним из высших даосских божеств.

В конце II в появилась «Книга о превращениях Лао-цзы». О Лао-цзы здесь говориться как о существующем до возникновения Вселенной, он именуется:

  • «Корнем Неба и Земли»
  • «Властителем всех божеств»
  • «Праотцом инь и ян» и т п.

Таким образом, Лао-цзы считался первоначалом и жизненным принципом всего сущего. Далее рассказывается о трансформациях этого божества Мы узнаем, что кроме 9 «внутренних» превращений Лао-цзы претерпевал и «внешние», в которых являл себя миру. Несколько раз он воплощался как советник мудрых государей древности.

Одно из самых важных его рождений произошло в VI в до Р X в качестве Ли Даня, служителя архива и советника чуского вана (то есть собственно Лао-цзы). После этого он являлся миру еще несколько раз, причем не только в Китае (Так одним из воплощений Лао-цзы в Средние века считался Будда, с идеями которого его учение действительно имеет много общего ).

 

Конфуций

Конфуций открывает собой эпоху непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда были заложены основы китайской культуры. Вопреки распространенному мнению, его нельзя считать основателем религии древнего Китая в строгом смысле этого слова. Хотя его имя часто упоминают рядом с именами Будды и Зарауштры, на самом деле вопросы веры занимали в мировоззрении Конфуция незначительное место.

В его облике также не было ничего сверхчеловеческого, и он сохранился в источниках без всяких мифологических прикрас. В жизни Конфуций был удивительно прост и даже прозаичен, но тем не менее этот человек наложил неизгладимую печать на всю культуру и дух своей страны и авторитет его среди соотечественников всегда был непоколебим. Чем же можно объяснить удивительную силу и обаяние его учения»?

Конфуций жил за три с лишним столетия до объединения страны, в эпоху, когда Китай занимал лишь незначительную часть современной территории. В традиционной историографии считается, что в это время страной управляла династия Чжоу (1122-249 гг до Р X ), но на самом деле чжоуский ван, носивший титул «сын Неба», обладал авторитетом, но не властью. Он лишь исполнял ритуальные функции как священное лицо, которому Небо доверило управление Поднебесной.

Статуя Конфуция в храме Конфуция в Пекине

В действительности Китай был разделен на множество царств и княжеств, как крупных, так и совсем незначительных. В одном из них — небольшом царстве Лу, на востоке Китая — Конфуций родился и провел почти всю жизнь.

Согласно преданиям, отцом его был воин Шулян Хэ, уже имевший девять дочерей, рожденных ему первой женой, и калеку-сына от второй жены. Не оставляя надежды заполучить полноценного потомка мужского пола, чтобы было кому приносить поминальные жертвы предкам, Шулян Хэ в 70 лет взял третью жену, 16-летнюю Чжэнцзай.

22 сентября 551 года до Р X , в день осеннего равноденствия, у нее родился мальчик — здоровый, но не очень пригожий на вид. Как писал во II в до н. э. историк Сыма Цянь на макушке у него была выпуклость и поэтому его прозвали Цю («холм»).

В двухлетнем возрасте маленький Цю лишился отца, а через 14 лет умерла его мать. Вскоре после ее смерти он был приглашен на службу в дом аристократа Цзи. Первой должностью Конфуция стала служба мелким чиновником при зерновых амбарах. Затем он поступил в другой аристократический дом, где, по его словам, «разводил скот и смотрел за тем, как он плодится». В 27 лет, благодаря знанию ритуалов и музыки, он был принят на службу в главную кумирню помощником при совершении жертвенных церемоний.

«В тридцать лет я встал на ноги», — говорил позже Конфуций

Постепенно, благодаря своей учености, он стал заметной фигурой в царстве Лу, правитель которого Чжао-гун приблизил его к себе и стал приглашать на приемы. Совершенствуя свое образование, Конфуций все время стал посвящать систематизации чжоуских ритуальных танцев, сбору народных песен, составлению и редактированию исторических рукописей, а главное, любимому делу – преподаванию.

Перешагнув сорокалетний рубеж, он решил, что имеет моральное право учить взрослых людей.

В сорок лет, — вспоминал Конфуций, — я перестал сомневаться.

Набирая себе учеников, Учитель руководствовался принципом «ю цзяо у лэй» («образование не признает различий по происхождению»), но это не означало, что каждый мог стать его учеником, так как Конфуций отказывался тратить время и силы на недоумков.

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Обучай только тех, кто способен, узнав один угол квадрата, додуматься до трех остальных», — говорил Конфуций.

В школу приходили люди разного положения и возраста, часто это были отцы вместе с сыновьями. Занятие это не приносило Конфуцию больших доходов бедные ученики иногда расплачивались только связкой сушеного мяса, но слава Учителя росла с каждым годом. Многие ученики Конфуция стали занимать видные государственные посты в различных царствах.

С каждым годом количество учеников в школе Конфуция стремительно увеличивалось

В своих воспоминаниях ученики всегда подчеркивали приверженность Учителя повседневным ритуалам, так «будучи один у себя в доме, он не сидел там, где обычно располагались гости», не отвечал поклоном на подарки, которые не были предписаны церемониалом, даже если ему дарили целый экипаж. Всего же Конфуций точно исполнял 300 обрядов и 3000 правил приличия.

Практические земные задачи занимали Конфуция прежде всего. Он не задавался вопросами о смысле жизни, о Боге, о бессмертии. Его не волновали тайны природы и трагичность человеческого существования. Главным для него было найти путь к спокойному процветанию общества. Впрочем, это не означало, что Конфуций отрицал высшее начало. Оно его просто мало интересовало, ибо казалось чем-то далеким и абстрактным.

Конфуций сторонился всякой таинственности, всего непонятного. Молитвы он не считал необходимыми, потому что представлял себе Небо в виде некой безликой Судьбы.

Точно так же он не любил упоминать о духах и тайных силах. На вопрос, существует ли бессмертие, Конфуций уклончиво отвечал:

Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть?

И тем не менее культ имел в его глазах первостепенное значение, так как он видел в нем часть всеобщего нравственно-политического порядка.

Подобно Пифагору и Сократу Конфуций не оставил письменного изложения своего учения. Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге «Лунь Юй» — «Суждения и беседы». Она представляет собой сборник отдельных афоризмов Учителя, составленный без всякой системы.

Слова Конфуция перемежаются в нем со словами учеников, которых в трактате упоминается 22, но Сыма Цянь сообщает о том, что их было «свыше трех тысяч». Наиболее прилежные обычно фиксировали высказывания учителя, чтобы в беседе выяснить непонятное, тем более что на вопросы, многократно повторяющиеся, Учитель почти всегда давал различные ответы.

В трактате постоянно ощущается работа мысли, бьющейся над решением основных вопросов человеческой жизни и отношения к людям, к ним Конфуций подходит вновь и вновь с разных сторон, каждый раз предлагая новый аспект решения. В последующие века «Лунь Юй» был необычайно популярен в Китае, его текст вплоть до каждого иероглифа знал каждый мало-мальски образованный человек.

Трактат сыграл огромную роль в формировании национального характера китайцев. Все проблемы, к которым обращался Конфуций, касались человека и человеческих отношений.

Учение Конфуция стало фундаментом для развития китайской культуры

Скончался Учитель в возрасте 73 лет (в 479 году до Р.Х.).

В 174 г. до Р.Х. сам император У-ди принес жертву на могиле Учителя, и с тех пор Конфуций был официально провозглашен величайшим мудрецом нации и посланником Неба.

При императоре У-ди (140-87 гг. до Р.Х.) конфуцианство сделалось официальной государственной идеологией и оставалось таковой вплоть до 1911 года.

 

Чжан Даолинь

Философия Лао-цзы оказала огромное влияние на все области китайской культуры — науку, литературу, искусство, политические учения, астрономию. Наконец, спустя восемь веков после смерти самого Лао-цзы, учение легло в основу новой религии китайцев — даосизма. Основателем вероучения считается проповедник Чжан Даолин (Чжан Лин).

Согласно легенде, в 145 г. Лао-цзы явился Чжан Даолину на горе Хэминшань, провозгласил его своим «наместником» на земле и открыл учение о новом миропорядке. Считается, что с этого времени Лао-цзы как бы перепоручил Чжан Даолиню и его потомкам все земные дела и более никогда не будет возрождаться в образе смертного.

Висячий монастырь Сюанькун-сы, священная гора Хэминшань

Религия даосов сложна и многогранна. В основе ее лежит вера в то, что мир населен и пронизан множеством злых и добрых духов, над которыми (если знаешь их имена) можно получить власть, совершая определенные магические действия. В сообщении этих имен и состояла важная часть «откровения» Лао-цзы Чжан Даолину.

Центральной же доктриной даосизма как религии было учение о бессмертии. Надо сказать, что в религии древнего Китая отсутствовало сколько-нибудь развитое учение о бессмертии души. В раннем Средневековье этому вопросу стали уделять больше внимания. Считалось, что человек наделен двумя душами — материальной, или животной, (по) и духовной, или разумной, (хунь).

Верили, что после кончины человека хунь превращается в духа (шэнь) и некоторое время продолжает существовать после смерти тела (причем, чем более интенсивной духовной жизнью жил человек, тем дольше сохранялся и его дух), но потом все равно растворяется в небесной пневме ян.

Что касается по, то она становилась «демоном», «призраком» (гуй) и через некоторое время или уходила в подземный мир теней, к «желтым источникам», где ее призрачное существование могло поддерживаться жертвами потомков, или растворялось в земной пневме инь.

Тело выступало единственной нитью, связывающей души воедино. Смерть тела приводила к их разделению и гибели. Это положение послужило основой учения даосов о бессмертии. Причем поначалу, со свойственным китайцам рационализмом, они говорили не о каком-то туманном загробном существовании души, то есть о бессмертии после смерти, а о бесконечном продлении земного, физического существования человека.

Физическое бессмертие, утверждали даосы, не есть что-то особенное или из ряда вон выходящее. Тело человека являет собой микрокосм, который следует уподоблять макрокосму, то есть Вселенной.

Подобно тому как Вселенная функционирует в ходе взаимодействия Неба и Земли, сил инь и ян, имеет звезды и планеты, организм человека — это тоже скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал.

Макрокосм (окружающая нас Вселенная) и микрокосм человека находятся между собой в тесной связи и во многом подобны друг другу. А поскольку макрокосм является вечным, то вечным должен быть и микрокосм, то есть тело человека. То, что на самом деле человек смертен, объясняется только тем, что он «отступился от Дао». Если же связь с Дао будет восстановлена, человек станет полным подобием космоса и обретет бессмертие.

 

Божества древнего Китая

Когда в Китай стал проникать буддизм, даосы оказались наиболее восприимчивыми к новому учению и многое позаимствовали из него. Со временем сложился даосский пантеон божеств и духов. Почетное место в нем занял сам основатель учения Лао-цзы (а также главы других религиозных доктрин — Конфуций и Будда).

Широкое распространение получил культ святых. Любой незаурядный исторический деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и включен в пантеон.

Среди важнейших божеств числились родоначальник китайцев, легендарный император Хуанди (его рассматривали как самое раннее из известных воплощений Дао), богиня Запада Сиванму, первочеловек Паньгу, а также божества-категории типа Тайчу (Великое начало) или Тайцзы (Великий предел).

Скульптуры пантеона китайских богов в городе Пиньяо

В честь божеств и великих героев строились храмы, в которых ставились соответствующие идолы и собирались подношения. Особой категорией даосских богов были бессмертные, особенно восемь ба-сянь — самые великие из них. Согласно верованиям даосов, эти восемь святых, обретших бессмертие, теперь путешествуют по земле, вмешиваются в людские дела, защищая право и справедливость.

Бурный расцвет даосизма пришелся на правление династии Тан (618-907). В эти годы даосское вероучение широко распространилось не только в Китае, но и в сопредельных странах, особенно в Корее.

В 1275 году 36-й Небесный наставник Чжан Цзунъянь был официально провозглашен главой китайской даосской церкви. Его резиденцией была объявлена гора Лунхушань в провинции Цзянси, ставшая вместе с прилегающим районом автономным центром даосизма (автономия сохранялась до 1947 г.).

www.iksinfo.ru

опирающиеся на философию религиозные учения

История, культура, религия и традиции жителей Поднебесной империи на протяжении веков вызывали неподдельный интерес в граждан европейских стран, ведь самобытная и богатая культура этого восточного государства так сильно отличалась от традиций и правил, принятых в западном обществе. Самобытность и отличие цивилизации и мировоззрения китайцев от мировоззрения европейцев особенно ярко просматривается в сравнении верований древних китайцев и религий племен, чьи потомки сейчас населяют европейскую часть Евразии — древних германцев, скандинавов, рымлян, кимерийцев, скифов и др. Религия древнего Китая — это в первую очередь, философия, поиск жизненного пути, отсутствие сложных культов и жестких правил и ориентированность на внутренний мир человека.

 

Китайская цивилизация имеет многотысячелетнюю историю, в которой упадок не единоразово сменялся расцветом. Прекрасная природа, которая как будто создана для того, чтобы созерцать ее красоту, классовое деление общества, традиция уважения к старшим, кровопролитные войны, борьба династий, великие открытия, развитие торговли, необходимость в тяжком ежедневном труде — все эти, на первый взгляд, никак не связанные между собой факторы повлияли на формирование и становление философии и религии древнего Китая. 

 

Религия древних китайцев в период ранее второго тысячелетия до нашей эры

 

Древние китайцы, жившие более 4 тысяч лет назад, имели верования, несколько похожие на верования других античных племен. Первые верования китайцев, из которых позже и произошли религии, основывались на тотемизме, и практически все племена китайцев имели свой тотем. Обожествление драконов в китайской мифологии и верования в силу и покровительство этих мифических животных, которые китайцы сохранили до сих пор, берут корни именно из тех древних времен, когда многие китайские племена считали своим тотемом змею. Со временем змей-покровитель в сознании народа трансформировался в летающего змея — дракона. Схожее происхождение имеет и популярная китайская легенда о волшебной птице фэнхуан — трансформированном тотеме ласточки. Дракон и фэнхуан в религии древних китайцев были чем-то вроде верховных божеств: дракон отождествлял землю и мужское начало, а фэнхуан — небо и женское начало.

 

Согласно верованию китайцев, все вокруг — хаос, в котором есть частицы живой энергии ЦЫ. ЦЫ бывает двух видов — ИНЬ и ЯН, ИНЬ — темные, вязкие и тяжелые частицы, они также являются женским началом и воплощением земли и воды, а ЯН — светлые и легкие частицы, отождествляющие свет, небо и мужское начало. Небо древние китайцы считали прародителем всего живого на Земле, однако молиться Небу, по их мнению, было бессмысленно — оно безразлично к человеческим делам. Также китайцы верили, что для жизнедеятельности человека необходима гармония ИНЬ и ЯН, а все несчастья, катаклизмы и конфликты в обществе — следствия дисгармонии этих основополагающих энергий.

 

Пантеон богов древних китайцев

 

Религии древних китайцев присуще такое явление, как эвгемеризация (очеловечивание) божеств. Сейчас уже никто не может наверняка сказать, были ли у китайских божеств реальные прототипы — императоры, воины, сановники и правители, или вера в то, что боги когда-то жили на земле, появилась у китайцев уже после того, как они уверовали в божества. Наиболее известными и почитаемыми в религии древних китайцев были такие божества:  

— Гуаньди — бог войны и богатства, покровитель чиновников; 

— Жу Шоу — божество осени и металлов;

— Лэйгун — бог грома;

— Паньгу — первый человек, рожденный вследствие взаимодействия верховных сил вселенной инь и ян;

— Фуси — правитель неба;

— Нюйва — правительница земли; 

— Шэньнун — бог земледелия;

— Юйди — бог-император Вселенной. 

 

Этим богам древние китайцы возводили храмы и молились о покровительстве, однако в отличии от предков европейцев, древним китайцам не был присущ фанатизм в вере — в истории не сохранилось свидетельств о том, что китайцы приносили жертвы своим божествам или имели какие-либо сложные культы поклонения. Так как в основе религии древних китайцев лежит философия, боги в их представлении были кем-то вроде помощников, покровителей, которые, как и люди, подчиняются законам мироздания.

 

Три религии древнего Китая  

 

Во втором тысячелетии до нашей эры началось формирование религиозно-философских течений, и до начала нашей эры в древних китайцев было три основных религии: буддизм, конфуцианство и даосизм. В трех этих религиях очень много общего — отсутствие божества, которое требует поклонения, философская оценка мира, и главное — ориентирование на саморазвитие и самосовершенствование человека.  

 

Первой религией древнего Китая стал буддизм, пришедший в Поднебесную из Индии в первом тысячелетии до нашей эры. Идеи буддизма были близки китайцам, поэтому за несколько столетий количество адептом этой религии в Китае стало насчитывать сначала тысячи, а потом — десятки тысяч человек. Однако китайский буддизм в древности имел некоторые отличия от буддизма, который исповедовали в Индии — китайские монахи-буддисты, в отличии от индийских, не отрекались от собственного имени и не просили милостыню в мирян. Вследствие в Китае образовалось такое ответвление буддизма, как чань-буддизм, а также многочисленные псевдобуддийские секты.

 

Второй религией древнего Китая, которая сформировалась примерно в третьем веке до нашей эры и широко распространена по сей день, является даосизм — религиозно-философское учение о духовном пути человека. Основоположником даосизма считается Лао-дзы, который и сформировал учение о Дао — начале всего живого и великом пути, который должен пройти каждый человек, чтобы слиться со Вселенной и самому стать частью Дао. Согласно учению, этой цели можно достигнуть, не делая зла, придерживаясь строгих моральных норм и умеренности в собственных желаниях и регулярно занимаясь медитацией.

 

Последним верованием, входящим в триаду религий древнего Китая, является учение Кун Фу-цзы —

конфуцианство. Приверженцы этой религии, зародившейся в пятом веке до нашей эры, уверены, что целью жизни каждого человека является творение добра для других людей; гуманизм, человеколюбие, справедливость, уважение к старшим — это черты, которыми должен обладать каждый, называющий себя последователем Конфуция. Вероятно, Конфуций при составлении догм своего учения опирался на древние традиции и веру предков, ведь основанному им религиозно-философскому течению присущи некоторые черты культа предков, культа земли и почитание Неба как создателя всего живого на земле.          

sam-sebe-psycholog.ru

Религия Древнего Китая


Особенности религии Древнего Китая.

Религия Древнего Китая никогда не поддавалась строгой централизации со стороны государства. Жестко централизованной церкви как таковой в Китае никогда не существовало.
Население Древнего Китая верило далеко не в одну, а в целых три основные философские школы, преобладающие на той или иной территории в разной степени. В них верили, как и люди высшего класса, так и самые бедные крестьяне.

Три философские школы Древнего Китая


– конфуцианство;
– даосизм;
– буддизм;
А теперь следует разобрать каждую из философских школ более подробно.

Конфуцианство


Конфуцианство – философское учение и этическое наставление, составленное знаменитым китайским философом Конфуцием, а затем было развито его учениками и последователями. Основание конфуцианства следует отнести к концу шестого века. Из Китая это философское учение распространилось на территорию Японии и Кореи.
Прежде всего, конфуцианство является образом жизни и этическим наставлением, а уж затем философской школой, некоторые считают это учение настоящей религией.
Во времена императорского Китая, конфуцианство считалось главенствующей религией. Оно заложило принципы организации государства, а также всего китайского общества. Подобным учением люди жили на протяжении двух тысяч лет. Если официально это философское учение никогда и не было религией, то формально оно настолько проникло в сознание всего народа, что воздействовало на поведение людей, так что оно успешно выполняло все задания официальной религии.
В центре учения раскрываются проблемы императорской власти и подданных, здесь предписаны их отношения и поведение, кроме этого описаны моральные качестве, которым необходимо следовать, как и императору, так и обычному крестьянину.

Даосизм


Даосизм – это китайское учение, в состав которого входят как элементы религии, так и элементы философии. Историки считают что, основание даосизма, даже скорее зарождение основ началось еще в третьем веке до н. э., однако полностью сформировалась это философское учение только во втором веке уже нашей эры, ведь именно в это время возникает первая философская школа.
Интересно, что даосизм начал существовать, изучив и в некотором смысле переделав и усовершенствовав учения буддизма. Многие черты буддизма можно проследить в даосизме, иногда с незначительными изменениями.
Даосизм никогда не был официальной религией Китая. Подобному учению следовали в основном отшельники и затворники, иногда ему следовало движение народных масс. Именно даосизм подталкивал народные массы к восстаниям, именно благодаря даосизму у ученых рождались новые идеи, с него они черпали свое вдохновение и силу.
В центре даосизма стоит так называемое Дао – закон бытия и всего космоса. Как гласит это учение Дао находиться сразу везде и повсюду. Именно это Дао дало начало всему, что сейчас существует. Само Дао никто не создавал, оно возникло самостоятельно, его невозможно ни увидеть, ни услышать, у него нет формы.
Чтобы человек стал счастливым, он должен понять Дао и слиться с ним одно целое. Главной задачей человека, верующего в даосизм является сделать в жизни все, что поможет его душе после смерти слиться макрокосме (Вселенной). Чтобы узнать, что нужно для этого делать, необходимо познать учения Дао.
В идеале каждый человек верующий в даосизм должен стать отшельником. Только так он может добиться высокого духовного состояния, которое затем поможет ему слиться с Дао.
Даосизм всегда был оппонентом или скорее оппозицией конфуцианству, ведь тот проповедовал службу императору, да и всему обществу. Миссионеры этих двух философских школ очень часто опровергали существование одной из этих школ.

Буддизм


Буддизм – философское и религиозное учение, гласившее о духовном пробуждении. Возникло это учение еще в шестом веке до нашей эры, а его основателем является знаменитый философ по имени Сиддхартха Гаутама или же Будда. Возникает учение на территории Индии, а уже затем начинает проникать и на территорию Древнего Китая.
Проникать в Китай учение начинает только в первом веке нашей эры.
Как и с даосизмом, возникает ситуация, когда буддизм все называют по-разному. Кто-то считает, что это религия, другие думают, что это философская школа, культурная традиция или же этическое учение.
Буддизм по праву можно считать одной из самых древних мировых религий. Этим учением полностью пропитан не только Китай и Индия, но и весь Восток.
Будда гласил, что причиной страданий человека является сам человек. Веря в жизнь, привязываясь к жизни, веря в неизменную душу, человек создает иллюзию. Главной целью последователя учения Будды является достижение нирваны, вследствие которого начинается пробуждение, после которого можно взглянуть на мир по-настоящему. Чтобы добиться этого, нужно во многом себя ограничиваться, делать благие деяния, а также постоянно медитировать.
Медитация в буддизме занимает особое место, так как является средством самосовершенствования (духовного и физического).
Как видим в выше сказанном, религия Древнего Китая никогда не являла собой централизованную церковь, как это мы можем видеть в христианстве. Это совокупность трех главенствующих философских и религийных школ, отличающихся друг от друга. В разных частях Китая люди верили в существование одной из этих трех школ, и часто опровергали существование всех остальных.


www.istmira.com

Религия Китая | Про Китай

Религия древнего Китая

Религия Китая

Религия Китая никогда не была похожа ни на одну из систем духовных представлений, которые царили в Европе и на Ближнем Востоке. Отличительное мышление, устройство общества и даже природа привели к зарождению совершенно уникальных форм верований.

Первые упоминания, связанные с древнекитайской религией, относятся к III тысячелетию до н.э. и представляют собой гадания и культ предков. С тех далеких пор Китай прошел через несколько ступеней развития религиозных взглядов, которые породили всем известные сегодня даосизм и конфуцианство.

Корни древних верований китайцев


Недавние археологические раскопки, проводившиеся недалеко от Пекина, привели к обнаружению пещеры с захоронениями. Тела были уложены особым образом в направлении верхнего участка пещеры. Ученые сделали из этого вывод, что уже 100-50 000 лет тому назад у китайцев были представления о загробной жизни.

Первая примитивная религия Китая некогда базировалась на укладе сельскохозяйственной жизни, которая способствовала появлению религиозных культов, посвященных природным явлениям и силам. Небо занимало более высокий статус по сравнению с землей и включало в себя дождь и гром, ветер, реки, горы и другие явления природы, которые имели привязку к сельскому хозяйству. Подтверждением тому служат многочисленные найденные археологами сосуды, украшенные небесной символикой. Постепенно явления, относящиеся к небесам, получили привязку к божественности. Этот факт был отмечен в древних рукописях. Подвиги мифических народных героев связывали с победой над природными явлениями, что привело к зарождению молитвенного культа с просьбой о защите через обращение к предкам.

Была распространена и мантика, которая являлась видом гадания по черепаховому панцирю. Ответ от божества получали через пластинку панциря, брошенную в огонь. Жрец изучал ее после сгорания и толковал появившиеся на ней трещины.

Культ предков – фундамент для развития классических верований китайцев

Зарождение Кунг-Фу

Культ предков является одним из самых известных религиозных явлений в мире, но именно в древнем Китае он обрел высочайшую значимость, повлиял на становление этики китайцев и стал основополагающим для конфуцианства. Небо всегда относилось безразлично к любому человеку. Чтобы доказать свое уважение человек был обязан облечь его в форму безукоризненного подчинения воле императора, который считался Сыном Неба и представлял его среди людей. Это верование переросло в культ обожествленных предков и стало почитаемым всеми классами в обществе. Люди, имевшие родство с императорской семьей, были уважаемы, так как своего рода они соприкасались с Небом.

Эта религия древнего Китая достигла своего расцвета во время правления династии Шан (1384-1111 годы до н.э). Чрезмерная суеверность китайцев заставляла их обращаться за советом к предкам по любому вопросу, который касался жизни человека (войны, болезни, похороны). Все обряды тщательно контролировали, а некоторые проводил сам император.

Храм для предков

Культ отразился в веровании в двойственность души человека, которая состоит из материальной и духовной частей. Материальная душа умирает с телом и предается погребению. Забота о ней предполагала необходимость похоронить с ней преданных слуг и часть накопленного богатства. Духовная душа уходила на небо, чтобы занять там место в соответствии с земным статусом. Для поддержания этого верования китайцы начали сооружать храмы, где хранили именные таблички предков аристократии. Такой почет позволял знатным семьям поддерживать свое влияние в обществе и командовать людьми с более скромной родословной и простым народом.

Даосизм – стремление к совершенству

Скульптура Лао-дзы «Дао-дэ-цзин»

Этика и место человека в обществе привели к зарождению даосизма в VI веке до н.э. Основателем этого религиозного течения считается Лао-дзы, существование которого до сих пор не доказано историками. Эта религия Китая своим базовым письменным источником считает трактат авторства Лао-дзы «Дао-дэ-цзин». В основе верований лежит преклонение перед сверхъестественным началом, а путь самосовершенствования в конечном итоге приведет к бессмертию.

Суть жизни последователя заключается в следовании по естественному пути, по которому существуют все вещи в мире и которому они все покоряются. Этот путь лежит выше уровня осязания и способности осмыслить его, но именно он наделяет смыслом все вещи, которые окружают человека. Взаимоотношения между людьми и отношение людей к миру регулируются моральным законом. Человек наделяется жизненной энергией, которая подталкивает к следованию по пути Дао.

Таким образом, смысл жизни человека должен заключаться в стремлении приобщиться к Дао через медитацию и отречение от материальных ценностей. Бессмертие – это конечная цель в Дао, которое не имеет ни начала, ни конца.

Медитация

Поклонники этой религии отказывались от пищи, сначала сокращая объем употребляемой еды и учась насыщаться собственной слюной. На этом этапе пути последователь приступал к физическим занятиям похожим на йогу, чтобы научиться дышать по-новому, то есть сделать процесс подконтрольным сознанию и суметь остановить и начать дыхание, когда это нужно. Путь к бессмертию также требовал очищения духовного через добрые поступки. Требования должны были выполняться неукоснительно, а одна оплошность могла аннулировать достижения человека.

Развитие Ушу

Аристократия Китая оценила даосизм и сделала его господствующей религией в средние века. Эта религия Китая хорошо уживалась с конфуцианством. Поклонники даосизма не просто являлись глубоко духовными людьми, но также сумели совершить множество научных открытий (включая эликсир бессмертия) и создали учение феншуй, основы цигун (дыхательная гимнастика) и ушу (боевое искусство).

Гора Тай (провинция Шаньдун)

Сегодня в Китае насчитывается 1500 храмов и монастырей, посвященных даосизму, и проживает больше 25 000 последователей течения. Среди самых известных достопримечательностей в природе, связанных с даосизмом, считается гора Тай (провинция Шаньдун) с ее знаменитым пиком Нефритового императора и Желтые горы Хуаншань (провинция Аньхой). Храм богини-хранительницы города в Шанхае также относится к популярным местам, проповедующим Дао.

Конфуцианство – возвращение к истокам

Конфуций

Конфуцианство стало древней традицией, которая пропитала сознание китайской нации и успешно продолжает свое существование и сегодня. Конфуций был реальным историческим лицом, жившим в 551-479 годы до н.э. Времена для Китая тогда выдались очень сложные, страна распадалась, а правление никак не могло понять, что нужно сделать, чтобы спасти ситуацию. На помощь пришел Конфуций со своей этико-социальной доктриной, которая обрела величайшее множество поклонников и превратила эти взгляды в новую религию.

Принципы конфуцианства изложены в двух канонах («Пятикнижие» и «Четверокнижие»). Первая часть состоит из книги гаданий и магических изречений, мифологической истории Китая и небольшой истории страны в период с VIII по V века до н.э., тома древнейших песен на тему религии и на основе классической поэзии и книги с описанием обязательных обрядов сторонника учения. Вторая часть включает описание базовых учений, книгу мудрых изречений, трактат о золотой середине и изложение учений Конфуция одним из его любимых учеников.

Гуманность (все положительные качества человека, проявляемые по отношению к другому человеку) и долг (обязательство, которое на себя налагает гуманный человек) были провозглашены основными принципами. На деле это проявлялось в форме глубокого уважения к родителям, верности императору и верности своему брачному спутнику.

Главным отличием конфуцианства от других религий стало укрепление устоявшихся традиций вместо создания новой системы ценностей. Ритуальность и тщательность во всем стали неукоснительными требованиями для спасения, но человек не должен был отказываться от привычного уклада жизни и жертвовать семьей и друзьями.

Во II веке до н.э. конфуцианство достигло своего наибольшего расцвета, став официальной религией Китая. Религия потеряла свой национальный статус в 1911 году, когда к власти пришел коммунизм.

Китайский буддизм – новая эра духовных открытий

Буддизм в Китае

Буддизм появился в Китае в I веке до н.э., а IV веке н.э. обрел очень сильное влияние и окутал всю страну. Буддизм был быстро адаптирован под китайское общество и разделился на три течения: китайский, тибетский (ламаизм) и палийский.

Его появление обозначило некоторые сложности для приверженцев новой веры. Религия древнего Китая до этого не предполагала существования монашества. Это привело к тому, что буддисты поначалу считались нарушителями самых основных культурных и моральных норм. Становясь монахом, человек был обязан сменить свое имя и дать обет безбрачия, что полагалось глубочайшим неуважением к предкам. В Индии считалось нормальным жить, будучи зависимым от подаяний. В Китае это воспринималось как неуважение и лень. Самым тяжелым препятствием буддизма на пути к распространению была власть императора, который приравнивался к божеству и требовал полного подчинения даже от монахов.

Но благодаря новым идеям и новому духовному опыту, буддизм сумел завоевать популярность. Его учения были совершенно новыми для китайцев, не знавших понятия равенства и кармы. В стране установилась религиозная система, состоящая из даосизма, конфуцианства и буддизма.

В Китае сейчас живет около 200 000 монахов и содержится больше 13 000 монастырей. Среди самых знаменитых буддистских памятников в Китае почитаются храм нефритового Будды в Шанхае, храм Юнхэ в Пекине и Пагода Большой дикий гусь в Сиань.

Проникновение ислама и христианства

мечеть Дунгуань в Синин (провинция Ганьсу)

В VII веке н.э. ислам нашел свой путь в Китай через арабских и персидских купцов-мусульман, которые приезжали туда торговать. Оседание приезжих и появление мусульманских семей начало приводить к распространению идей ислама на северо-западе страны. Император одобрил распространение ислама, но сам принять его отказался по причине сложности молитвенного ритуала и постов. Но сами китайцы отнеслись к новой религии благожелательно, дав ей возможность укорениться.

На данный момент в стране проживает 18 миллионов мусульман. Среди популярных мусульманских достопримечательностей выделяют Великую мечеть в Сиань, мечеть Дунгуань в Синин (провинция Ганьсу) и мечеть Идгар в Кашгар (Синьцзян-Уйгурский район).

собор святого Игнатия, а в городе Харбин

Католичество и другие формы христианства масштабно заполонили страну достаточно поздно (XIX век). На сегодняшний день около 7% населения государства исповедуют ту или иную форму христианства. В Шанхае можно отыскать знаменитый собор святого Игнатия, а в городе Харбин находится православная церковь святой Софии.

Современная религия в Китае

Современная религия в Китае

В стране нет одного господствующего религиозного течения. Китай объединяет в себе множество уживающихся вместе религиозных конфессий. Каждый житель имеет гарантированную законом свободу вероисповедания. С 1976 года в Китае была возобновлена полноценная работа и функционирование всех храмов и мечетей.

Похожие статьи

mirkitaya.ru

Религия Древнего Китая кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Религия Древнего Китая кратко

 Древний Китай – одна из самых загадочных стран в мире. Такой она была тысячи лет назад, такой осталась и сейчас.  Она разительно отличается даже от соседних стран, и это отличие прослеживается буквально во всем. Религия Древнего Китая, кратко изложенная, в какой-то мере может объяснить причины особенности Китая.

Самое большое отличие китайцев от других народов заключается в том, что они люди не мистического склада, а практического. Если мифология остальных стран разнообразна и обширна, то в Китае вместо мифов были легенды о справедливых добродетельных правителях, славящихся своей мудростью.

Невозможно религию Древнего Китая описать кратко, можно лишь изложить главные ее направления. Здесь следует сразу сказать – особенностью религии Китая является то, что она неразрывно связана с философией. Те философские течения, нашедшие последователей здесь, и стали религиями.

 С древних времен в Китае сложилась особая система мировоззрения. Китайцы считали, что мир состоит из хаоса, в котором находятся животворные частицы – цы. Они разделились впоследствии на легкие частицы – янь и тяжелые – инь. Из светлых и легких янь возникло Небо, и темных инь – земля. Для древних китайцев Небо – прародитель всего живого на земле. Конфуций писал – «Без Неба погибнет народ. Только от милости Неба зависит его судьба». Для жителя Китая Небо – это не Бог или божество, к которому можно обращаться, спорить, гневаться на него или восхищаться им. Это холодная и абстрактная сущность, безразличная к людям.

Религия Древнего Китая, кратко изложенная, включает следующие виды:

•    Конфуцанство – это особая система древних традиций. Основные принципы этой религии – гуманизм и долг. Для последователей конфуцианства очень большое значение имеет тщательное соблюдение правил и ритуалов. Основатель – чиновник из древнего китайского рода Кун Фу-цзы (Конфуций по-европейски).
•    Даосизм – в основе этой религии лежит концепция Дао – сложное многогранное понятие. Это и Путь, и начало всего. Для последователей даосизма главной жизненной целью было слияние с Дао. Добиться этого можно было, действуя по законам морали, медитируя и отказываясь от излишних материальных ценностей. Основателем даосизма является историческая личность – архивариус Лао-дзы. Хотя некоторые исследователи сомневаются в его подлинное существование. Принципы даосизма очень схожи с конфуцианством, и эти религии долгое время успешно конкурировали друг с другом.
•    Китайский буддизм. Появлению в Китае этой религии способствовало близкое соседство с Индией. Появился он в I веке до н.э., а к IV веку н.э. обрел всенародную популярность. Идеи буддизма были близки китайцам, и эта религия быстро адаптировалась в Поднебесной.  Проблемы были в том, что если для индийцев просить милостыню монаху не считалось чем-то зазорным, то для китайцев это было равносильно позору, и в самой идее монашества. До этого Китай не знал такого образа жизни, и отказ человека от своего имени при вступлении в монашеский орден буддистов был равносилен отказу от предков.
Таковы три основных религиозных течения Древнего Китая.

antiquehistory.ru

Религия в древнем Китае

Он был одним из тех современных политических деятелей стран Азии, чье имя и деятельность навсегда связаны с борьбой развивающихся стран за национальное освобождение и прогрессивные преобразования. Однако и в его политической практике индуизм и отношение к нему не могли не играть весьма существенной роли. И это вполне понятно, ибо индуизм для Индии не столько религия, сколько культурная традиция, образ жизни страны и народа. Неру часто оперировал таким понятием, как «национальный дух», он придавал большое значение «духовным традициям» «староиндийского идеала», который оставался фундаментом Индии.

Религиозные традиции, и особенно традиции индуизма, играют огромную роль и в современной политической жизни Индии, когда противоборствующие силы на политической арене нередко апеллируют к различным сторонам национальной культуры. Наиболее реакционные силы пытаются возродить самые отсталые и консервативные стороны индуистской традиции. Более умеренные опираются на реформированный индуизм, который в различных формах неоиндуизма, модернизированного и упрощенного в своей обрядовой практике, ныне занимает видное место в современной религиозно-культурнойжизни Индии.

Для полноты картины необходимо заметить, что не только индуизм, но и джайнизм, сикхизм, несколько оживившийся за последние десятилетия буддизм (множество бежавших от китайских коммунистов буддистов Тибета во главе с Далай-ламойосело в районе Гималаев), во многом сохранивший свои позиции в Индии ислам, сильно укрепившееся усилиями англичан в Индии христианство, а также другие религии, как, например, уцелевший после исламизации Ирана зороастризм (в форме религии мигрировавших в западную Индию из Ирана вVII-Хвв. парсов), составляют ныне довольно пеструю картину религиозной жизни современной Индии. Все эти религии в целом достаточно непротиворечиво вписываются всоциально-культурнуюструктуру страны, так что основные противоречия встречаются не столько в форме религиозных распрей(индо-мусульманскогоантагонизма), сколько в виде противостояния консервативных традиций, на которые делает ставку реакция, более прогрессивным, современным, модернизированным сторонам религиозного прошлого, поддерживаемым официальным законодательством и политической администрацией современной Индии.

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца – его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению индивида раствориться в Абсолюте и тем спасти свою бессмертную душу от сковывающей ее материальной оболочки, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейнойжизни китайца.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не

Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философскоймысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры),

иДао»(основная категория религиозного и философского даосизма), причем Дао в его даосской трактовке (существовала и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Важнейшей особенностью древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличие от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие в сознании древних китайцев их первопредками и первоправителями, заменили собой многочисленных почитаемых богов. Тесно связанный со всеми этими деятелями культ этической нормы (справедливость, мудрость, добродетель, стремление к социальной гармонии и т. п.) оттеснил на второй план чисто религиозные идеи сакрального могущества, сверхъестественной мощи и мистической непознаваемости высших сил. Иными словами, в древнем Китае с весьма раннего времени шел заметный процесс демифологизации и десакрализации религиозного восприятия мира. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал. И хотя с эпохи Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) ситуация в этом плане стала изменяться (появилось множество новых божеств и связанных с ними мифологических преданий, причем частично это было вызвано выходом на передний план и записью народных верований и многочисленных суеверий, до того пребывавших как бы в тени или бытовавших среди включенных в состав империи национальных меньшинств), на характере китайских религий это уже мало сказалось. Этически детерминированный рационализм, обрамленный десакрализованным ритуалом, уже с древности стал основой основ китайского образа жизни. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Все это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской.

Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Ничего похожего на сословие улемов или влиятельные касты брахманов китайцы никогда не знали. К буддийским и особенно даосским монахам они относились обычно с плохо скрываемым пренебрежением, без должного уважения и почтения. Что же касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов (во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов

ипредков), то именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае; однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками, так что собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.

Шанцы, чжоусцы и шан-ди

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь.Шанская цивилизация городского типа появилась в бассейне Хуанхэ в середине II тысячелетия до н. э., примерно в то же время, что и арии в Индии. Но, в отличие от ведических ариев, шанцы не имели пантеона влиятельных богов. Роль высших божественных сил у них выполняли умершие предкишан-дии различного рода духи, олицетворявшие силы Природы. Предкамшан-ди

шанцы регулярно приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе и человеческие, о чем сообщалось в записях типа «Предку Гэну приносим в жертву триста человек из племени цян». Считалось, что сопровождавшие жертвы просьбы (их, как и извещения о жертве, обычно писали на специально подготовленных для этого бараньих лопатках и панцирях черепах) побудят обладавших сверхъестественным могуществом обожествленных предков воздействовать на духов сил природы или собственным могуществом поспособствовать людям добиться желаемого. Записи-просьбысопровождались специальными обрядами гадания, отчего они получили в современной синологии наименование «гадательных».

Отсутствие великих богов и выход на передний план культа шан-дисыграли в истории китайскдй цивилизации огромную роль: именно это логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая. Эти тенденция прослеживается уже в Шан. Шанскихправителей-ванов,которые рассматривались в качестве прямых потомков и земных наместниковшан-ди,погребали в больших гробницах с лошадьми и оружием, женами и слугами, запасами пищи и различными изделиями бытового назначения – со всем тем, что могло понадобиться человеку на том свете.

В культе своих предков шан-ди,бывшем символом культа своей небольшой этнической общности, резко противостоявшей окружавшей их в бассейне Хуанхэ многочисленной периферии из неолитических племен (пленников из числа которых они обычно приносили в жертву своим обожествленным предкам), шанцы стремились почерпнуть дополнительную мощь и устойчивость. Божественная помощь, содействие потусторонних сил, которым всегда приписывалось сверхъестественное могущество, постоянное общение с покойными предками были для шанцев источником духовного комфорта, т. е. необходимым элементом их существования. Вот почему в системе шанских религиозных представлений, а затем и вообще в религиозной системе древнего Китая столь большую роль играла мантика.

Гадания и гадатели в Шан

Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был обряд гадания, который обычно сочетался с обрядом жертвоприношения. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или заботах живущих на земле их потомков и соответственно узнать их мнение на этот счет, одобрение или неодобрение, степень готовности оказать содействие и т. п. Ритуал гадания заключался в следующем. На специально подготовленную баранью лопатку или черепаший панцирь гадатель в строго определенном порядке наносил несколько углублений и выцарапывал надпись из нескольких пиктографических знаков, прообразов будущих китайских иероглифов. Надпись содержала информацию, сформулированную в таком виде, чтобы можно было получить однозначный ответ. Затем кость или панцирь прижигали в углублениях нагретой бронзовой палочкой, и по трещинам на обратной стороне гадатель судил о результатах гадания. Впоследствии эта техника, как и техника гаданий по тысячелистнику, легла в основу книги гаданий Ицзин, триграммы и гексаграммы которой, состоявшие из всевозможных сочетаний прямой и прерванной посредине линий, генетически восходят к трещинам на костях и волокнам тысячелистника.

Шанские гадатели были незаурядными людьми. В отличие от примитивных деревенских колдунов-шаманов,они приближались по своему статусу и значению в жизни общества к древнеегипетским жрецам.Во-первых,гадатели были грамотны, т. е. владели системой пиктографического письма, которую, видимо, сами и разработали.Во-вторых,они были причастны к власти, т. е. находились рядом с теми, кто руководил коллективом, и хорошо разбирались в проблемах, стоящих перед шанцами: ведь от правильной формулировки вопроса и интерпретации результатов гадания зависело очень многое. Словом, обряд гадания был делом большого государственного значения, имевшим

обстоятельно разработанную систему фиксированных показателей с объективными критериями отсчета.

Чжоусцы, Шанди и культ Неба

Эпоха Шан-Иньбыла сравнительно недолгой. В 1027 г. до н. э. объединившийся вокруг племени чжоусцев союз окружавших Шан народов в решающей битве при Мус разгромил шанцев, которые после поражения стали именоваться в чжоуских документахинь-цами.Династия Чжоу, распространившая после победы власть на большую территорию бассейна Хуанхэ, многое заимствовала у шанцев, включая культ предков и практику гадания. Дело в том, что полуварварское племя чжоусцев не имело своих божеств, не обожествляло своих предков и не было всколько-нибудьсерьезной и разработанной форме знакомо с практикой культа сверхъестественных сил. Когда победитель шанцев чжоускийУ-ванвторгся в столицу Шан, он не нашел ничего лучшего, как принести благодарственную жертву за победу в храме шанских предков и в адрес шанскихшан-ди.Вскоре после этого он умер, а руководство династией Чжоу попало в руки регента при его малолетнем сыне – знаменитогоЧжоу-гуна.ИменноЧжоу-хунсоздал основы господства династии. Он сумел, в частности, использовать шанскую культурную традицию в интересахпобедителей-чжоусцев.С этой целью чжоусцы начали воспринимать привычный шанский термин«шан-ди»как обозначение совокупности всех обожествленных предков, притом не только шанских. Кроме того, использовав терминшан-див подкорректированной формепервопредка-Шанди(в китайском языке нет понятия числа, что помогает такого рода манипуляциям),Чжоу-гунсблизил Шанди с Небом, его предполагаемым местожительством. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX в.

Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причем культу этого божества был придан не столько сакрально-теистический,сколькоморально-этическийакцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. В понятие «добродетель» (дэ) включался сакральный оттенок высшего соответствия (главным образом правителя, олицетворявшего народ) божественным установлениям, а также внутреннейбожественно-детерминированнойсилы. Только имея дэ, правитель имел право управлять; теряя его, он терял это право.

Итак, чжоуское Небо (тянь), вобрав часть функций Шанди, стало не столько даже Верховным Божеством, сколько высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Выдвинув на передний план в этом культе его рациональное начало, чжоусцы еще более усилили рационалистический акцент, уже имевшийся в практике верований и культов у шанцев. Претендуя на родство с Небом, чжоуские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся),а себя – сыновьями Неба(тянь-цзы).Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай (Чжунго, «Срединное государство») и окружавшую его варварскую периферию, которая, по их представлениям, явно тяготела к центру, т. е. к Чжунго, к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление —прерогативойлишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. В почтительном отношении к высшему началу обычно проявлялся отчетливо осознанный сыновний долг правителя, понимавшего необходимость отчитаться перед высшей божественной инстанцией и воздать небесному отцу, хранителю мирового порядка, необходимые почести.

studfiles.net

Философия, культура и религия Древнего Китая

Китай – страна с удивительной культурой, которая насчитывает несколько тысячелетий. Но удивительна здесь не только культура, но и религия и философия. Даже сегодня религия Древнего Китая продолжает процветать и находить отклики в современных направлениях культуры и искусства.

О культуре кратко

Особого расцвета культура Поднебесной достигла во времена становления империи, в период правления династий Цинь и Хань. Уже тогда Древний Китай начал обогащать мир новыми изобретениями. Благодаря ему мировое наследие обогатилось такими важными изобретениями, как компас, сейсмограф, спидометр, фарфор, порох, ну и туалетная бумага, которая впервые появилась именно в Китае.

Именно здесь изобрели мореходные устройства, пушки и стремена, механические часы, приводной ремень и цепную передачу. Ученые Китая первыми стали использовать десятичные дроби, научились вычислять длину окружности, открыли метод решения уравнений с несколькими неизвестными.

Древние китайцы были грамотными астрономами. Они первыми научились вычислять даты затмения, составили первый в мире каталог звезд. В Древнем Китае было написано первое руководство по фармакологии, врачи проводили операции с использованием наркотических средств в качестве наркоза.

Духовная культура

Что касается духовного развития и религии Древнего Китая, то они были обусловлены так называемыми «китайскими церемониями» — стереотипными нормами поведения, которые были четко зафиксированы в этике. Эти правила были сформулированы еще в глубокой древности, задолго до начала строительства Великой Китайской стены.

Духовность у древних китайцев была достаточно специфическим явлением: преувеличенное значение этико-ритуальных ценностей привело к тому, что религию как таковую в Поднебесной заменила философия. Именно поэтому многих приводит в замешательство вопрос: «Какая религия была в Древнем Китае?» Действительно, попробуй, сходу вспомни все эти направления… Да и верованиями их сложно назвать. Стандартный культ богов здесь заменен культом предков, а те боги, что сохранились, превратились в абстрактные божества-символы, без уподобления человеку. Например, Небо, Дао, Поднебесье и т. д.

Философия

Рассказать кратко о религии Древнего Китая не получится, слишком уж много в данном вопросе нюансов. Взять, к примеру, мифологию. Популярные у других народов мифы китайцы заменили легендами о мудрых правителях (основанных, кстати, на реальных фактах). Также в Китае не было жрецов, персонифицированных богов и храмов в их честь. Функции жрецов исполняли чиновники, высшими божествами были умершие предки и духи, которые олицетворяли силы природы.

Общение с духами и предками сопровождалось специальными ритуалами, которые всегда обставлялись с особой тщательностью, поскольку были делом государственной важности. Любая религиозная идея обладала высоким уровнем философской абстракции. В религии Древнего Китая существовало представление о Высшем Начале, которому дали название Тянь (Небо), в редких случаях Шан-Ди (Господь). Правда, воспринимались эти начала как некая верховная и строгая всеобщность. Эту всеобщность нельзя было любить, подражать ей, да и восхищаться ею не было особого смысла. Считалось, что Небо наказывает нечестивых и вознаграждает послушных. Это олицетворение Высшего Разума, поэтому императоры Древнего Китая носили гордый титул «сына Неба» и находились под его непосредственным покровительством. Правда, управлять Поднебесной они могли до тех пор, пока сохраняли добродетель. Потеряв ее, император не имел права оставаться у власти.

Еще один принцип религии Древнего Китая – деление всего мира на инь и ян. Каждое такое понятие имело много значений, но в первую очередь ян олицетворяло мужское начало, а инь – женское.

Ян связывали с чем-то ярким, светлым, твердым и сильным, то есть с какими-то положительными качествами. Инь олицетворяли с Луной, а точнее с ее темной стороной и другими мрачными началами. Обе эти силы тесно связаны между собой, в результате взаимодействия и была создана вся видимая Вселенная.

Лао-цзы

В философии и религии Древнего Китая первым появилось такое направление, как даосизм. Эта концепция включала в себя понятия Справедливости, Всеобщего Закона и Высшей Истины. Его основателем считается философ Лао-цзы, но так как о нем не сохранилось достоверных биографических сведений, его считают легендарной фигурой.

Как писал один древнекитайский историк Сым Цянь, Лао-цзы родился в царстве Чу, долгое время он выполнял работу по охране архива при царском дворе, но, видя, как падают общественные нравы, подал в отставку и уехал на Запад. Как сложилась его дальнейшая судьба — неизвестно.

Единственное, что осталось от него — сочинение «Дао-дэ Цзин», которое он оставил смотрителю пограничной заставы. Оно положило начало переосмыслению религии Древнего Китая. Кратко говоря, в этом небольшом философском трактате были собраны основные принципы даосизма, которые не поменялись даже сегодня.

Великое Дао

В центре учения Лао-цзы находится такое понятие, как Дао, правда, ему невозможно дать однозначного определения. В дословном переводе слово «Дао» означает «Путь», но только в китайском языке оно получило еще такое значение, как «логос». Этим понятием обозначали правила, порядки, смыслы, законы и духовные сущности.

Дао – это источник всего. Бестелесное, туманное и неопределенное нечто, являющееся духовным началом, которое невозможно постичь физически.

Все видимое и осязаемое бытие находится намного ниже духовного и эфемерного Дао. Лао-цзы даже осмелился назвать Дао небытием, потому что оно не существует так, как горы или реки. Его реальность совсем не такая, как земная, чувственная. И поэтому постижение Дао должно стать смыслом жизни, в этом состоит одна из особенностей религии Древнего Китая.

Властитель божеств

Во втором веке нашей эры последователи Лао-цзы стали обожествлять его и воспринимали как олицетворение истинного Дао. Со временем обычный человек Лао-цзы превратился в высшее даоское божество. Его знали под именем Высочайшего владыки Лао, или Желтого Владыки Лао.

В конце второго века в Китае появилась «Книга о превращениях Лао-цзы». Здесь о нем говорится как о существе, которое появилось еще до возникновения Вселенной. В этом трактате Лао-цзы называли Корнем Неба и Земли, Владыкой божеств, Праотцом инь-ян и т. д.

В культуре и религии Древнего Китая Лао-цзы считали истоком и жизненной основой всего сущего. Он 9 раз перевоплощался внутренне и столько же раз менялся внешне. Пару раз он появлялся в облике советников правителей Древности.

Конфуций

Основные религии Древнего Китая во многом развились благодаря Конфуцию. Именно он открыл эпоху, в которой были заложены основы современной китайской культуры. Его сложно назвать основателем религии, хотя его имя упоминается в одном ряду с именами Заратуштры и Будды, но вопросы веры занимали мало места в его идеологии.

Также в его облике не было ничего от нечеловеческого существа, а в историях о нем упоминали как об обычном человеке без всяких мифических дополнений.

О нем пишут как о простом и до безобразия прозаичном человеке. И все же ему удалось войти в анналы истории, оставив свой отпечаток не только на культуре, но и на духе всей страны. Его авторитет оставался непоколебимым, и на то были свои причины. Конфуций жил в эпоху, когда Китай занимал незначительную часть от современной территории Поднебесной, это приходилось на период правления Чжоу (примерно 250 год до Рождества Христова). В то время император, который носил титул сына Неба, был личностью авторитетной, но не обладал властью как таковой. Он исполнял исключительно ритуальные функции.

Учитель

Конфуций прославился своей ученостью, из-за чего был приближен к императору. Философ постоянно совершенствовал свои знания, не пропускал ни одного приема во дворце, систематизировал чжоуские ритуальные танцы, народные песни, составил и редактировал исторические рукописи.

После того как Конфуцию исполнилось 40 лет, он решил, что имеет моральное право учить других, и стал набирать себе учеников. Он не делал различий по происхождению, хотя это не значило, что каждый мог стать его учеником.

Великие наставления

Конфуций давал наставления только тем, кто, обнаружив свое невежество, искал знаний. Такие занятия не приносили большого дохода, но слава учителя росла, многие из его учеников стали занимать завидные государственные посты. Так что количество желающих учиться у Конфуция росло с каждым годом.

Великого философа не волновали вопросы бессмертия, смысла жизни и Бога. Конфуций всегда уделял большое внимание повседневным ритуалам. Именно с его подачи сегодня в Китае существует 300 обрядов и 3000 правил приличия. Для Конфуция главным было найти путь к спокойному процветанию общества, высшего начала он не отрицал, но считал его далеким и абстрактным. Учения Конфуция стали фундаментом для развития китайской культуры, поскольку касались человека и человеческих отношений. Сегодня Конфуций считается величайшим мудрецом нации.

Чжан Даолинь и даосизм

Как уже было сказано, философия Лао-цзы оказала влияние на все сферы культуры и легла в основу новой религии – даосизма. Правда, это случилось спустя несколько столетий после смерти основателя Дао.

Направление даосизма начал разрабатывать проповедник Чжан Даолинь. Эта религия сложная и многогранная. В ее основу положена вера в то, что мир полностью населен бесчисленным количеством добрых и злых духов. Над ними можно получить власть, если знаешь имя духа и проводишь необходимый ритуал.

Бессмертие

Центральной доктриной даосизма считается учение о бессмертии. Если говорить кратко, в мифологии и религии Древнего Китая не было какого-либо учения о бессмертии. Только в даосизме появилось первое упоминание по этому вопросу. Здесь считалось, что человек обладает двумя душами: материальной и духовной. Последователи течения верили, что после смерти духовная составляющая человека превращается в духа и продолжает существовать после того, как тело умрет, а потом растворяется в небе.

Что касается физической составляющей, то она становилась «демоном», а спустя время уходила в мир теней. Там ее эфемерное существование могло поддерживаться жертвами потомков. В противном случае она растворится в земной пневме.

Тело считалось единственной нитью, которая связывала эти души воедино. Смерть приводила к тому, что они рассоединялись и погибали – одна раньше, другая позже.

Китайцы говорили не о каком-то сумрачном загробном мире, а о бесконечном продлении физического существования. Даосы верили, что физическое тело – это микрокосм, который нужно превращать в макрокосм, подобный Вселенной.

Божества в Древнем Китае

Несколько позже в религию Древнего Китая стал проникать буддизм, к новому учению самыми восприимчивыми оказались даосы, позаимствовав множество буддистских мотивов.

Спустя некоторое время появился даоский пантеон духов и божеств. Конечно, на почетном месте стоял основатель Дао, Лао-цзы. Широкое распространение получил культ святых. К нему причисляли известных исторических деятелей и добродетельных чиновников. Божествами считались: легендарный император Хуанди, богиня Запада Сиванму, первый человек Паньгу, божества Великого начала и Великого предела.

В честь этих божеств строились храмы, где выставлялись соответствующие идолы, и жители Китая приносили к ним подношения.

Особой категорией божеств считались восемь бессмертных богов ба-сянь. Согласно даоским учениям, эта восьмерка святых путешествует по земле и вмешивается в людские дела.

Искусство и культура

Доказательства взаимосвязи традиционных религий и искусства в Древнем Китае можно отыскать в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. В большинстве своем они развивались под влиянием религиозных и этико-философских знаний. Это касается учений Конфуция и буддизма, проникшего на территорию страны.

Буддизм просуществовал в Китае около двух тысячелетий, конечно, он заметно изменился, пока приспосабливался к специфической китайской цивилизации. На основе буддизма и конфуцианского прагматизма возникла религиозная мысль чань-буддизм, позже она пришла к своей современной, завершенной форме — дзен-буддизму. Китайцы так и не приняли индийское изображение Будды, создав свое собственное. Точно так же отличаются и пагоды.

Если говорить кратко о культуре и религии Древнего Китая, то можно сделать следующие выводы: религия в давнюю эпоху отличалась особым рационализмом и прагматизмом. Эта тенденция присутствует и сегодня. Вместо вымышленных божеств в религии Китая присутствуют настоящие исторические личности, догмами здесь выступают философские трактаты, а вместо шаманских ритуалов используют 3000 правил приличия.

fb.ru