Религии и основные идеи – CGI script error

Содержание

Религиозные идеи

                               

               

               

                   Кафедра теории и истории государства и права 

           

              Управляемая самостоятельная работа по дисциплине:

                  «Основы идеологии белорусского государства»

                                По теме: «Религиозные идеи» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  План: 

   Введение

  1. Понятие религии. Религиозные идеи и их сущность. Компоненты религии. Виды. Основные функции. Сущность идей.

   Заключение

   Список  литературы 

 

 

                                         Введение: 

        Последние десятилетия характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества.

        Религиозные ценности и идеи  стали важной составляющей, как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всего традиционных для белорусского народа конфессий — Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

Одной из определяющих областей взаимоотношения  государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания.

    Нравственная  сила религиозной этики сегодня  все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.

    Проблема  развития духовности и нравственности молодого поколения — одна из самых актуальных в современном обществе. В условиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. В связи с этим актуализируется изучение религии как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемым компонентом гуманистического образования. Религия в этих рамках рассматривается в качестве составной части культуры в ее взаимодействии с другими областями человеческой жизни.

        Молодежь интересуется религиозными  вопросами самого разного содержания: социально-политическими, историческими, духовно-мировоззренческими, часто это вопросы вероучительного, вероисповедного характера, касающиеся различий между религиями и конфессиями.

Религиозность молодых людей в целом носит  мировоззренческий характер и в малой степени влияет на их культовое поведение, т. е. на регулярное посещение богослужений, чтение молитв, соблюдение постов, религиозных праздников и т.д.

         Вместе с тем религия, как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах современной молодежи. 
           Республика Беларусь является поликонфессиональным государством, в котором мирно сосуществуют 25 конфессий и религиозных направлений, каждая из которых несет в себе определенную идею. 

 

Понятие религии. Религиозные идеи их сущность. Компоненты религии. Виды. Основные функции. Сущность идей. 

       Существует несколько точек зрения  происхождение слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, почитание, святость, богослужение и др.) 

        Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон в благоговении перед высшими силами, Божеством.

        Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому и религию он определял как союз благочестия человека с Богом.

         Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.

         На основании приведенных выше  описаний понятия «религия» сделаем вывод о современном определении.

          Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

           Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т.д.

           Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветленными или посвященными, святыми и т.п.

            В большинстве религий важное значение имеют духовные лица, служители религиозного культа. 

В  структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.
 

Основные  функции и роли религии:

Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

  Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

  Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

  Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

 Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

 Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

 Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя ( письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.д.)

 Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн. 
 

                     Религиозные идеи и сущность 

        Основные мировые религии –  христианство, ислам, буддизм.

        Но существуют и другие, такие  как: православие, 

старообрядчество, католичество, протестантизм и др.

         Христианство включает в себя  такие основные составляющие, как:  православие, католичество и протестантизм.  Богослужения, соответственно, проводятся  в храме, костеле, кирхе. 

 

                                  Христианство 

        Наиболее распространенная и одна из  самых развитых  религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей  эры  в  Иудее  –  восточной провинции Римской империи. 

                           Основа христианства

         В основе христианства –  учение о  богочеловеке Иисусе  Христе, сыне Божием, который пришёл к людям с добрыми  деяниями  и  заповедал  им  законы праведной жизни. Это религия, в основе которой лежит  вера  в  то, что  две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил  имя  Иисус, жил  в Иудее, проповедовал и принял во искупление грехов людей великие страдания  и мученическую смерть на кресте. Его смерть и  последующее  воскресение  из мёртвых  изменили судьбу всего человечества. Его проповедь  положила  начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не  слово Иисуса, о Он Сам. Главным делом Иисуса  было  Его  бытие:  бытие  с  людьми, бытие на кресте.

          Христиане верят, что мир создан единым предвечным  Богом,  и  создан  без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над  смертью  и  вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Отсюда для христиан  начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет Любви.  Его  важнейшее  отличие  от Ветхого (т.е. старого, прежнего) Завета заключается в самом понимании  Бога, Который  «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа  отношений Бога и человека – закон. Христос же говорит:  «Заповедь новую  даю  вам:  да любите, друг друга, как Я возлюбил вас».

           Христианство рассматривает историю  как  однонаправленный,  неповторимый, «разовый» процесс, направляемый богом: от начала (сотворения) к  завершению, концу (приход мессии, страшный суд). Содержание этого  процесса составляет драма впавшего в грех человека, отпавшего от бога,  спасти  которого может только милость божья, и эту милость он может обрести в вере  в  Спасителя  и церковь, которая является носителем этой веры.

           Христианство, как ни одна другая религия, основано  на  тайне. Разум  не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх  лицах:  Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа  Святого.

          Священное Писание христиан – Библия – это не изложение вероучения  и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал  человека,  это  речь Бога,  обращенная  к  людям.  В ней к Ветхому завету (священной  книге последователей иудаизма)  добавлен Новый  завет,  повествующий  о  жизни  и учении  Христа. Эти произведения считаются «богодуховными» т.е. хотя и  написанными  людьми, но по внушению Святого Духа.

         Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных  –  все грешники,  все “рабы божьи”. 

                         Церковь и христианство

         Особенность христианства как религии заключается в том,  что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей,  верящих во Христа: “…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них”.

         Однако слово “церковь” имеет разные значения. Это и сообщество  верующих, объединенных  общим  местом  проживания, одним священнослужителем,   одним храмом. Такая общность составляет приход.

        Церковью, особенно в православии, принято называть также храм, который  в этом случае воспринимается как  “дом  Божий”  –  место  совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы.

stud24.ru

Какие бывают веры и религии: список и карта мира

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

В настоящее время в мире существует огромное количество религий, которые дают людям силу и веру в будущее. В сегодняшней статье мне хотелось бы рассказать вам о том, какие бывают веры и религии?

Немало воин и разногласий произошло из-за того, что человек, определившись со своей верой и найдя источник убеждений, перестает с уважением относится к другим точкам зрения и вероисповеданиям. Но есть ли смысл выяснять кто прав или более точен в контексте такого индивидуального подхода к вопросу?

Неважно во что верит человек, главное — это то, что он находит свет и стремится к нему! Живя в гармонии с собой и неся созидательную энергию в массы, люди могут называться людьми. И не имеет значение, какое именно название религии лежит в основе его деяний.

Классификация по типам произошла из-за стремления религиоведения разделять современные и древние тенденции. Сегодня можно выделить религии по нескольким типам: племенные, мировые и национальные.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Множество народов мира называли Бога разными именами. И в каждом убеждении всегда лежала своя правда. Для одних Пасхальный кролик мог выступать в роли наивысшей силы бытия и мироздания и при этом другие имели право считать истинными языческие обряды, что иногда противоречили большинству канонам религиозной системы христианства.

Атеизм приобрел права для своего становления относительно недавно. Тотемность и принятие себя, как человека, аналогичным образом заняло место в рамка самовыражения. Если раньше человек находился на Земле, а Боги на небе, то сегодня агностицизм, как вера «между верой», проецирует совершенно иные уставы мышления и понимания мира.

О некоторых из религий мне хотелось бы поговорить более подробно. Вашему вниманию я хочу представить список разных религий народов мира. С одними из них вы конечно же будете знакомы, а вот с некоторыми столкнетесь впервые.

 

Буддизм

Буддизм — это одна из старейших религий в мире, зародившаяся в Индии. Благодаря своему основателю Сиддхартха Гаутама, знакомого нам, как Великий Будда, люди по всей планете до сих пор стремятся найти утешение в истинном понимании слов «пробужденный» или «просветленный».

Буддистская философия основывается на учениях о «благородных истинах». Их всего четыре. Первая объясняет существование страдания, вторая — рассказывает о его причинах, третья — призывает к освобождению, а четвертая — учит, как прийти к нему.

Догматы буддизма да и само понимание жизни, можно назвать рекой или потоком нематериальных частиц. Именно их сочетание определяет бытие существующего на Земле и во Вселенной.

Законы кармы несут за собой перерождение и поэтому, стоит с почтением относится к тому, какие деяния совершал человек в прошлой жизни. Идеал буддизма можно смело называть нравственным. Его суть облачена в девиз «Не причиняй вред. Никому!».

А главной целью считается достижение состояния Нирваны — то бишь полного покоя и умиротворения.

 

Брахманизм

Эта религия также уходит корнями в Индию. Она получила развитие благодаря ведизму. О чем она учит? Самое главное — это осознание божественного начала всего насущного и осязаемого, именуемого откровениями о Брахмане.

А также о Атмане — уникальном и личном духе. Знатоки Вед играли бесценную роль в становлении брахманизма, как свободного течения. В религиозной системе изначальная роль отводилась именно им.

Главная идея основывалась на убеждении и пропаганде того, что люди уникальны и найти второго идентичного — невозможно. То бишь с самого детства человеку присуща своя уникальная сила, миссия и задача.

Брахманисты отличались сложными и культовыми обрядами. А ритуалы занимали основную часть их жизни и строго контролировались.

 

Даосизм

Эта религия открылась массам благодаря Китаю и ее основателю мудрецу Лао-Цзы. Благодаря философии, которая вылилась в труд всей жизни основателя — «Дао дэ цзин», религия посвящена 2 понятиям.

Слово «Дао», которое можно трактовать, как инструмент или метод и буквы «Дэ», что означают благодать, натолкнули мыслителя на глубинное переосмысление модели этого мира.

По его мыслям, можно сделать вывод, что Вселенной управляет еще более мощная сила. Суть ее возникновения полна тайн и загадок и при этом, ее влияние приводит бытие к гармонии.

Главная цель религии — это приближение человека к бессмертию. По мнению приверженцев даоса, именно оно помогает личности раскрыть всю мощь религиозного созерцания нагой красоты мира. А помогают достичь такого состояния вечной жизни дыхательные и гимнастические тренинги, алхимия, гигиена души и тела.

 

Джайнизм

Джайнизм — это религия, что возникла на полуострове Индостан. Вардахаман — это великий основатель религии. И именно благодаря его виденью, джайнисты убеждены в том, что наш мир никто не создавал. Он существовал вечно и продолжит свой путь не смотря ни на что.

Что главное? Самое ценное и истинное — это стремление к самосовершенствованию собственной души, укрепление ее силы. В учении говорится о том, что именно из-за такого труда над собой, происходит освобождение души от всего мирского.

Также религия не избавлена от веры в переселение душ. Джайны верят в то, что успешность проживания этой жизни напрямую связанна с тем, как ты вел себя в предыдущей.

Стоит упомянуть, что практика аскетизма весьма значительна в понимании религии, как таковой. Окончательная цель индивида — это прервать цикл перерождений. То бишь достичь Нирваны и обрести гармонию. А это может сделать только аскет.

 

Индуизм

Индуизм — это целая система верований или законов индусов. Она отличается тем, что не несет в себе определенные и устоявшиеся догматы. Характерными чертами или признаками последователей индуизма является авторитарность признания Ведических учений и, следовательно, брахманического устоя мировоззрения.

Хочу заметить, что полноправно имеет право исповедовать индуизм только тот человек, который может похвастаться хоть одним родителем-индийцем.

Главная идея веры, что исповедается — это следование некоторым установкам избавления. Карма, как поступок и сансара, как колесо бытия, должны быть преодолены особью для полного и истинного освобождения.

 

Ислам

Я не могла не упомянуть об этой мировой религии, зародившейся в Аравии. Пророк Муххамед, выступивший в Мекке, считается ее основателем. По его убеждениям, а также благодаря высказываниям, после его смерти создали труд. В будущем он стал священной книгой ислама и по сей день носит знаменитое название — Коран.

В чем суть? Главное учение гласит следующее: «Нет Бога кроме Аллаха». А ангелы и прочие сущности высших миров не свободны, а в полном подчинении Ему.

Также, мусульмане убеждены, что их религия самая правильная, так как Муххамед — последний пророк, которого Бог послал на Землю. Знания и мудрости предыдущих религий, на взгляд мусульман не достоверны из-за того, что люди многократно переписывали и деформировали священные знания.

 

Иудаизм

Это наиболее ранняя религия, что возникла в Палестине. Она получила широкое распространение в основном у евреев. Вера в единого Бога, а также бессмертие души и загробную жизнь, тесно связанна с восприятием еврейского народа, как олицетворение Мессии и носителя Божественного откровения.

Священные книги иудаизма включают в себя Тору, огромное количество трудов пророков и толкования, что собраны в Талмуде.

 

Христианство

Это она из трех самых могущественных религий в мире. Возникшая в Палестине, а после распространившаяся в Римскую империю и во всю Европу. Она завоевала сердца многих верующих людей, живущих на планете Земля.

Вера в то, что Бог послал на Землю своего сына Иисуса Христа, который праведно жил, страдал и умер, как обычный человек, лежит в основе вероисповедания.

Главная книга религии — Библия. В ней проповедуется учение о трех ипостасях единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Особенно христиане относятся к представлению о первом грехе и ко второму пришествию Христа на Землю.

 

Политеизм

Политеизм — это вера во многих Богов. Это можно назвать некой системой верований, целым мировоззрением или почвой для разногласий. Религия основывается на вере в нескольких божеств, что собраны в пантеон из богинь и конечно же, богов.

Политеизм относится к типу теизма и противостоит монотеизму, то бишь, вере в одного, единого Бога. И при этом, он также расходится с суждениями атеизма, где во всю отрицается существование любых высших сил.

На самом деле, такой термин был введен Филоном Александирийским потому, что появилась необходимость создать некое отличие политеизма от язычества. Так как на то время язычниками называли всех тех, кто не исповедовал иудаизм.

 

Джедаизм

Скорее философское течение, нежели религия, я не могла об этом не упомянуть! Джедаи верят в Силу, всеобъемлющее энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами, которое окружает и проникает во всё живое, и работают над развитием своих экстрасенсорных способностей, примерно как рыцари джедаи из фильма «Звёздные войны». В джедаизме нет культовых действий и догм, а последователей этого течения уже зарегистрировано около полмиллиона, в особенности в Америке и Великобритании.

А код джедаев гласит следующее:

Нет эмоций — есть покой.
Нет невежества — есть знание.
Нет страсти — есть безмятежность.
Нет хаоса — есть гармония.
Нет смерти — есть Сила.

Так что скорее всего, джедайское направление во многом напоминает буддизм.

В заключение скажу, что на мой взгляд, центральная идея у всех религий одна: существование вышей Силы и тонких, невидимых миров, а также духовное совершенствование человека. Все религии на мой взгляд происходят от древних эзотерических знаний. Так что, будет радостно, когда каждый человек будет верить в то, что ему больше всего по душе, а также предоставит такую же свободу и остальным. Ведь в первую очередь надо оставатья людьми!

 

На этой философской ноте я ставлю точку.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, какую религию вы исповедуете и какие догматами вам хотелось бы поделиться?

До встречи на блоге, пока-пока!

elenarou.ru

Бахаизм. История этой религии и основные принципы


Имеются исторические данные, указывающие на то, что некоторые греческие философы, в том числе Сократ, побывали в Палестине и заимствовали у еврейских пророков идеи о Боге, душе и морали и, вернувшись к себе на родину, распространяли эти идеи среди своих соотечественников. Другим выдающимся примером является христианство. Благотворительное действие на человечество принципов и заповедей, возвещенных Христом от имени пославшего его отца, до того очевидно, что его не могут отрицать даже противники религий.

По утверждению историков, учение Христа дало в области духовного и морального воспитания человека, пробуждения в нем чувств человеческого достоинства и распространения наук и искусств гораздо больше, чем законодательные акты всех государств мира и ученые трактаты всех философов вместе взятых.

Точно такую же роль сыграла, в свою очередь, религия ислама, возникшая в седьмом веке в Аравии. Божественные законы, провозглашенные Магометом, духовно переродили почти полудикие племена Аравийского полуострова с их примитивными, временами варварскими нравами и обычаями (как, например, обычай заживо хоронить дочерей) и постоянно враждовавшие друг с другом племена превратили в объединенную, организованную нацию, которая с быстротой, не имевшей в истории прецедента, разнесла по странам тогдашнего мира новые начала права, морали и государственности, сплотив миллионы людей разных национальностей и рас в единую мусульманскую империю.

Всем известна громадная услуга, оказанная исламом процветанию и развитию таких наук, как философия, математика, медицина, астрономия, история и география. Переходя к бахаизму, следует сначала остановиться на другом замечательном религиозном движении, непосредственно связанном с появлением бахаизма.

Основателем этого движения был юноша по имени Сеид Али Мохаммед. Он назвал себя Бабом, что значит — Врата. Отсюда его учение получило название бабизма. В своих писаниях он постоянно подчеркивал, что основная цель его миссии это подготовка людей к признанию грядущего Великого Пророка, того, кого проявит Бог.

Миссия Баба была подобна миссии Иоанна Крестителя перед пришествием Иисуса Христа. Вдохновенная проповедь Баба, блестящие и оригинальные комментарии аллегорических стихов Корана, чарующее обаяние его личности в короткое время привлекли к нему тысячи последователей из всех сословий населения, в том числе ряд крупнейших ученых-теологов. Надо принять во внимание, что страна, где зародилось учение Баба, славившаяся своим прошлым могуществом, высокоразвитой цивилизацией и своими гениальными учеными и поэтами, стала постепенно терять свои жизненные силы и к началу XIX века представляла собой картину крайнего духовного, культурного, экономического и политического разложения и упадка. Чтобы сохранить свою власть и связанные с властью личные материальные выгоды, представители духовенства выращивали, и поддерживали в народе предрассудки и суеверия и сурово осуждали проявление всякой свободной и прогрессивной мысли.

Они объявили учение Баба ересью и его последователей — вероотступниками, заслуживающими строжайшего наказания, вплоть до смертной казни. Войска осадили убежище бабистов. Когда все усилия сломить стойкость и сопротивление бабистов потерпели неудачу, начальники войск прибегли к хитрости и обману. Они предложили бабистам прекратить сопротивление и мирно разойтись, обещав не причинить им никакого вреда. Это обещание они скрепили клятвой. Когда же истощенные и изнуренные продолжительной осадой и голодом оставшиеся в живых бабисты вышли из своих убежищ, войска напали на них и изрубили почти всех.

Сам Баб, арестованный в 1847 году, был сослан в крепость Маку, расположенную на границе Ирана с Россией и Турцией.

Правительство рассчитывало, что Баб, находясь под строгим надзором в этой изолированной от внешнего мира крепости, потеряет связь со своими сподвижниками, и в результате дело его замрет. Но ожидания эти не оправдались. Кроткий и благородный характер Баба вскоре завоевал сердца стражей. Его ученики, с ведома и при содействии начальника крепости, стали посещать своего учителя, и дело его не только не заглохло, а стало расти с еще большей быстротой.

Это обстоятельство сильно обеспокоило правительство. Одновременно русский посланник в Иране, опасаясь распространения бабизма среди населения недавно завоеванного Россией Кавказа, куда уже проникло новое учение, потребовал от правительства Ирана перевести Баба в другое, более отдаленное от русской границы место.

После девяти месяцев заточения в крепости Маку Баб был переведен в Чехрик, где содержался в весьма суровых условиях заключения. Убедившись в том, что ни массовые убийства, ни жестокие преследования бабистов, ни, наконец, арест и содержание в строгой изоляции самого Баба не могли остановить распространения учения, правительство решило казнить Баба.

Баб был доставлен в город Тавриз и публично казнен девятого июля 1850 года. В числе его последователей был Мирза Хусейн Али, прозванный Баха-Улла, то есть Слава Божья. Родился он в Тегеране, столице Ирана, в 1817 году. Ему было 27 лет, когда он получил послание Баба. Прочитав послание, он немедленно признал божественную миссию его автора и стал ревностным защитником и проповедником Нового учения. В 1852 году, то есть два года спустя после казни Баба, было совершено покушение на жизнь иранского шаха.

Некий бабист, доведенный до умоисступления трагической казнью Баба и полагавший, что главным виновником этого злодеяния является никто как сам шах, решил отомстить за мученическую смерть своего учителя. Пистолет, из которого был сделан выстрел, был заряжен дробью и не причинил шаху особого вреда.

Началось поголовное избиение бабистов. В разгаре этих событий был арестован Баха-Улла и заключен в тюрьму. Трое суток Баха-Улла был лишен пищи и воды. Четыре месяца провел Баха-Улла в заточении, после чего с неоспоримой ясностью была установлена его непричастность к делу о покушении на жизнь шаха, он был освобожден, но ему было приказано покинуть страну.

Зимою 1853 года Баха-Улла вместе с семьей выехал в Багдад, нынешнюю столицу Ирака (в то время — центр Месопотамии, входившей в состав Турецкой империи).

Положение бабистов в это время в Иране было чрезвычайно тяжелым. Большинство выдающихся учеников Баба было казнено, а преследование оставшихся в живых продолжалось с прежней суровостью. Разъединенные и растерянные, они воспрянули духом и с еще большей энергией стали проповедовать новое учение.

Благородная и величавая личность Баха-Уллы, чарующее действие, которое он производил на всех, кому приходилось встречаться и беседовать с ним, глубина его знаний и безграничная щедрость завоевали уважение и симпатию населения города. Его стали навещать известные общественные деятели, ученые и главы арабских и курдских племен.

Растущий престиж Баха-Уллы в Багдаде, а также распространение нового учения среди паломников-мусульман, проезжавших через Багдад в святые города, встревожили духовных лидеров мусульман-шиитов, живших в указанных городах. Правительство Ирана обратилось к Турецкому правительству с требованием о выдаче Баха-Уллы иранским властям. Когда же Турция отказалась выполнить это требование, была направлена просьба удалить Баха-Уллу из Багдада и переселить его в более отдаленный от иранской границы и от святых шиитских центров пункт.

Турецкое правительство предписало Баха-Улле выехать в Константинополь (нынешний Стамбул), тогдашнюю столицу Оттоманской (Турецкой) империи. Перед выездом из Багдада Баха-Улла переехал в расположенный за городом сад, прозванный его последователями «Резван», что значит «Рай». В день своего прибытия в этот сад, а именно 21-го апреля 1863 года, Баха-Улла объявил бывшим с ним бабистам, что он является тем проявлением божественного откровения, о котором говорил и писал Баб и пришествие которого под разными наименованиями предсказано во всех священных книгах великих религий.

Этот день знаменует зарождение бахаизма как самостоятельной мировой религии. Двенадцать дней провел Баха-Улла в саду Резван, и эти дни считаются у бахаистов великим праздником. На двенадцатый день Баха-Улла вместе с семьей и группой последователей выехал в Константинополь, куда он прибыл в августе того же 1863 года.

В Константинополе Баха-Улла прожил четыре месяца. Но и здесь посол Ирана по распоряжению своего правительства действовал против Баха-Уллы. Он внушил турецкому султану, что пребывание Баха-Уллы в столице империи опасно. Султан издал приказ о высылке Баха-Уллы в Адрианополь.


Но и усилия двух могущественных в то время государств Востока во главе с такими деспотами-самодержцами, как иранский щах Насреддин и турецкий султан Абдул Азиз, не смогли затушить пламя, зажженное рукой провидения. Учение Баха-Уллы начало быстро распространяться и здесь, в Адрианополе, оно стало привлекать к себе также последователей из христиан.

По новому приказу султана Баха-Улла и его последователи, прожившие 5 лет в Адрианополе, были высланы в Акку — место ссылки тягчайших уголовных и политических преступников. Более двух лет провел Баха-Улла в тюрьме-казарме в строгой изоляции. Бахаисты, прибывавшие часто пешком из далекого Ирана с целью увидеть Баха-Уллу, не будучи в состоянии войти в город ввиду запрета властей, ограничивались тем, что, выбрав возвышенное место за стенами города-крепости, простаивали там до тех пор, пока Баха-Улла, заметив их из окна своей комнаты, находившейся на верхнем этаже, делал им рукой приветственный знак.

Спустя два года Баха-Улле и его последователям разрешили поселиться в частных домах, но строгий надзор за ними продолжался, и запрет о выходе за черту города оставался в силе. По мере того, как народ ближе стал соприкасаться с ссыльными и знакомиться с их убеждениями и нравственными устоями, вражда к ним сменялась дружбой, и всем становилось ясно, что возведенные на бахаистов обвинения лишены всякого основания и что эти люди являются жертвами происков их врагов.

Резко изменилось и отношение местных властей к Баха-Улле. Некоторые ученые-теологи, судьи, губернаторы, вожди племен в Палестине искали случая посетить его и иметь с ним беседу. Суровый приказ султана о содержании Баха-Уллы под строгим надзором практически потерял силу и превратился в клочок бумаги. В Акку все чаще стали приезжать бахаисты из Ирана, Кавказа, Туркестана и Индии.

Из крепости Акка Баха-Улла разослал ряд посланий правителям мира. В этих посланиях он объявлял о своей божественной миссии, призывал властителей последовать его учению, защищать угнетенных, заботиться о нуждающихся, не облагать народ тяжелыми непосильными налогами для увеличения вооружений, установить мир и соблюдать начала справедливости.

Обращаясь к духовным лидерам христианства, в том числе к папе Пию Девятому, он писал, что ожидаемый Мессия явился в его лице и что он принес законы для духовного перерождения человечества. Он призывал христианское монашество покинуть кельи и монастыри и выступить на арену активной деятельности и полезного труда на благо человечества. Ни один из правителей и ни один из религиозных лидеров не отозвался на призывы Баха-Уллы.

Курьер же, доставивший иранскому шаху послание Баха-Уллы, был арестован, подвергнут жестоким пыткам, которые продолжались целых три дня и закончились смертью героя-гонца, семнадцатилетнего юноши. После девяти лет, проведенных в крепости Акка, Баха-Улла переехал в местечко, расположенное недалеко от города, откуда через два года переселился в имение, известное под названием Бахджи. Отсюда, как и из Акки, Баха-Улла рассылал своим последователям многочисленные послания, в которых он призывал их к дружному общению с приверженцами всех религий и к беззаветному служению человечеству.

За это время бахаизм пустил корни, кроме Ирана, в Турции, Египте, Ираке, Сирии, Туркестане, Индии и на Кавказе.

Преследования же бахаистов в Иране продолжались. Казни и пытки временами принимали массовый характер, когда разъяренная толпа фанатиков, подстрекаемая духовенством, при попустительстве и во многих случаях при помощи и по инициативе властей, нападала на бахаистов, грабила и жгла их имущество, подвергала даже малолетних детей варварским истязаниям и казни.

Баха-Улла скончался 29-го мая 1892 года. В собственноручно составленном им завещании под названием «Книга моего Завета» он назначил своего сына Аббаса Эффенди главой и руководителем бахаистов, передал ему исключительное право толкования и разъяснения своих писаний.

Аббас Эффенди, назвавший себя Абдул-Баха, что значит «слуга Баха», родился в Тегеране 23 мая 1844 года. С ранних лет он испытал и пережил все напасти и страдания, обрушившиеся на его отца. Он поражал всех своей блестящей эрудицией, глубиной знаний в атласти теологии, философии, истории и литературы. Кроме персидского языка, он в совершенстве владел и турецким языком.

Противники бахаизма рассчитывали, что с кончиной Баха-Улла в созданной им религии, как это имело место в других религиях, вопрос с руководством вызовет внутренний кризис, что в свою очередь приведет к расколу, и дальнейший рост движения приостановится. Но завещание Баха-Уллы, которое внесло ясность и категоричность в вопросе о назначении руководителя не имеет прецедента в истории великих религий. Оно сохранило единство, и бахаизм под руководством Абдул-Баха продолжал неуклонно расти, привлекая все больше и больше последователей в Америке, Европе, Австралии.

В 1904 году в Петербурге в одном из первостепенных театров столицы России, была поставлена драма русской писательницы Изабеллы Гриневской «Баб». Эта постановка вызвала широкое обсуждение в печати и возбудила интерес Льва Толстого к новому учению.

Противники бахаизма направили свои атаки против Абдул-Баха как главы движения, его вдохновителя и защитника. В результате их интриг против Абдул-Баха, инсинуаций и ложных доносов суровые условия ссылки, которые в последние годы жизни Баха-Уллы фактически перестали существовать, были возобновлены. Только в 1908 году, когда в Турции произошла революция, Абдул-Баха, проведший сорок лет своей жизни в ссылке, был освобожден.

После освобождения Абдул-Баха выехал в Египет, откуда в 1911 году предпринял длительное путешествие по Западной Европе, Канаде и Соединенным Штатам Америки.

В больших городах этих стран он выступал в университетах, синагогах, церквах, на собраниях сторонников мира, теософов, суфражисток и эсперантистов. Он вел беседу с представителями печати, с выдающимися учеными и государственными деятелями. Лейтмотивом его речей и бесед был призыв ко всеобщему миру и объединению человечества.

В синагогах он говорил об Иисусе Христе как о божественном посланнике, в церквах доказывал истинность ислама, материалистам приводил доказательства о существовании Бога и бессмертии души, а политикам и экономистам разъяснял духовные принципы, провозглашенные Баха-Уллой, для разрешения мировых политических и экономических проблем. Он строго осуждал гонку вооружений в некоторых странах и сравнивал эти страны с пороховым погребом, могущим взорваться от одной искры и разжечь мировую войну. Наступление такой войны он ясно предсказал.

Единственным средством для отвращения висевшей над человечеством катастрофы он считал установление всеобщего мира. Вернулся Абдул-Баха в Палестину накануне первой мировой войны. В годы войны, когда многие районы Турции страдали от недостатка пищи, а в некоторых областях свирепствовал голод, Абдул-Баха не щадил своих сил и средств для оказания помощи населению Акки, Хайфы и их окрестностей. Он доставлял нуждающимся продукты питания и оказывал отеческую заботу вдовам, сиротам и всем пострадавшим от войны.

Последние годы Абдул-Баха прожил в городе Хайфе, расположенном у подножия горы Кармел, на склоне которой воздвигнут мавзолей Баба. Здесь, в Хайфе, как и в Акке, Абдул-Баха отдавал все свое время приему многочисленных бахаистов, приезжавших из разных стран. И, несмотря на преклонный возраст и упадок сил, вел, обширную и интенсивную переписку с верующими, направляя, деятельность все растущих бахаистских организаций и воодушевляя всех на работу по распространению принципов, провозглашенных Баха-Уллой.

Умер Абдул-Баха 28-го ноября 1921 года. В собственноручно составленном им завещании Абдул-Баха назначил своего внука Шоги Эффенди главой и руководителем верующих, передав ему право толкования писаний Баха-Уллы. Он назвал обязал всех бахаистов подчиняться его директивам и указаниям.

Шоги Эффенди родился в крепости Акка в 1897 году. С раннего детства он обнаруживал необыкновенные для его возраста любознательность и восприимчивость. Еще будучи отроком он зачитывался писаниями Баха-Уллы и Абдул-Баха. В юношеском возрасте Шоги Эффенди окончил курс в университете в Бейруте, после чего выехал в Англию и поступил там в Оксфорд. Там и застала его весть о кончине Абдул-Баха. Вернувшись в Хайфу, Шоги Эффендн во исполнение завещания Абдул-Баха взял в свои руки руководство бахаистами Запада и Востока. В дальнейшем эта молодая религия стремительно развивалась, и сегодня у нее миллионы последователей.

…Все эти пророки являются глашатаями одной истины и двигателями духовного и морального развития постоянно прогрессирующего человеческого общества.

Различие в существующих религиях имеет второстепенный характер и относится к законам социальной категории, которые меняются в соответствии с требованиями времени и степенью духовного и интеллектуального роста человеческого общества, которое в своем историческом развитии переживает периоды детства, юности и зрелости.

Таким образом, между всеми великими религиями существует теснейшая связь исторического единства и преемства, и миссия каждой из них взаимно дополняет друг друга.

fideviva.ru

Основные идеи христианства. Политические и экономические идеи христианства

Христианство – одна из трех мировых религий. Оно прочно существует в контексте европейской и вообще всей западной культуры. Многие люди считают себя верующими. Но знают ли они основные идеи христианства, или же просто проявляют бездумные псевдорелигиозные чувства?

Популярные заблуждения

Очень много религиозных принципов понимаются и толкуются превратно. Что такое основные идеи христианства? Разве это обязанность носить крестик? Почти треть верующих его не носит. Может быть, это иконы? Но в Святом Писании про них не сказано ничего, а сам Иисус Христос заповедал не поклоняться рукотворным материальным вещам.

Может, основные идеи христианства – это посты? И снова нет, хотя поститься периодически даже полезно для здоровья. Вера – это не обязательное знание всех нюансов и премудростей, зазубривание церковных притч и праздников, ритуалов и обрядов. Необходимо четко понимать, что это все формальности. И зачастую они появились позже рождения Иисуса и его смерти.

Идеологический посыл религиозного учения

Как религия, христианство основано на нескольких предположениях. Первое – это идея греховности всего человеческого рода, который заражен первородным грехом Евы и Адама. Основные идеи христианства содержат в себе мысль о необходимом для каждого спасении, а также об искуплении всего человечества перед Небесным Отцом. На этот путь, по мнению проповедников этой веры, люди встали благодаря добровольному самопожертвованию и страданиям Иисуса Христа, который являлся Сыном Божьим и посланником, соединившим в себе как человеческую, так и божественную природу.

Учение о духе

Единобожие и спиритуалистические концепции, углубленные учением про троичность Лиц в едином Боге – это основные идеи христианства, кратко изложенные в данной статье.

По большому счету, эта идея проходит через всю Библию и является ее основой. Монотеизм дал повод для глубочайших философских и религиозных концепций, обнаруживая новые грани своего содержания с течением времени.

Основные идеи христианства также утверждают торжество абсолютного и совершенного Духа – Бога-Творца, который есть не только Всемогущий Разум, но также и Любовь, и Благость. Духовное начало является главенствующим над косной материей. Бог – это безусловный Творец и Владыка материи, который вручил человеку господство над миром. Таким образом, христианство, являясь дуалистическим в своей метафизике (так как полагает существовании двух субстанций – материи и духа), абсолютно монистично, так как ставит материю в зависимость от духа, полагая ее всего лишь продуктом деятельности духовного.

Учение о человеке

Хотя основные идеи христианства кратко изложить сложно, так как эта религия действительно многогранна, можно с уверенностью говорить, что ориентирована она на человека. Именно индивид, бессмертное и духовное существо, которое создано Творцом по образу и подобию Своему – наивысшая и абсолютная ценность.

Даже не только духовные, но и экономические идеи раннего христианства утверждали равенство людей между собой и в Божьих очах. Все люди возлюблены Господом равноценно, так как все люди – Его дети. Основные идеи христианства заключаются в признании предназначения всего человечества для вечного блаженства и соединения с Богом, в совокупности с такими божественными дарами, как Божья благодать и свободная воля (как способами достижения состояния блаженства).

Главные заповеди

Основные идеи христианства называются заповедями, по преданию, даны самим Иисусом. Что это такое? Это призывы возлюбить Господа своего «всей душой и всем разумом», а также «возлюбить ближнего» как себя самого. Идеи раннего христианства полностью основывались только на этих изречениях, но потом человечество все намного усложнило.

Первая заповедь говорит о том, что любой адекватный человек обязан любить Господа Бога настолько сильно, чтобы не беспокоится за свое будущее и доверять Ему максимально сильно. А также совершать все поступки в Его имя, а не для собственной выгоды и корысти. Понять смысл заповеди номер один необходимо и логическим умом, и верой. А это очень сложно для современного человека.

Вторая заповедь исходит из того, что человек должен уже любить самого себя всей своей душой и «разумением» (то есть умом). Соответственно, многие современные проблемы уходят сами по себе. Человек, который любит себя, не будет работать на ненавистной работе, общаться с плохими и злыми людьми, лгать, разрушать себя и свой организм. Вторая часть второй заповеди говорит, что нужно возлюбить «ближнего» своего. Но кто это? Очевидно, что это не только друг или родственник, а вообще все люди на земле.

Бог – это любовь

Основные идеи христианства ведут к идеалу человека в понимании этой религии – индивида, который будет иметь безоговорочную любовь и доверие к людям, к себе, к Богу. Господь слышит каждого, кто обращается к Нему с молитвой и верой. Он – Любовь, а не только грозная и всемогущая сила. Задача любого верующего — возлюбить Его, отвечать взаимность. Запреты Десяти Заповедей Моисея дополнены так называемыми «заповедями блаженства», направленными на исцеление человеческой души, а не на социальную жизнь.

fb.ru

Религии мира — иудаизм, основные идеи и положения

Иудаизм, являясь мировой религией, пришёл к нам из еврейского народа, в то время, когда евреями заимствовались и дополнялись традиции и обряды древнего Вавилона. Религия становится важной частью еврейской цивилизации и служит противовесом процесса христианизации общества. Таким образом, иудаизм, основные идеи которого раскрываются в единстве Бога и его союзе с израильским народом, воздействует на жизнь иудеев и включает в себя исторические и национальные элементы.

Так, вероучение иудаизма состоит из тринадцати моментов, в которых указывается, что Бог един, им был сотворён мир и всё живое, пророкам была передана мудрость Господа, Моисей является миссией, предполагается новый приход мессии и воскрешение мёртвых. Все эти пункты во многом схожи с христианством, однако, иудаизм не признаёт Иисуса Христа, как мессию. Сами евреи утверждают, что иудейский народ наделён особой миссией, которая направлена на донесение истины человечеству, поэтому Бог передал евреям некоторые заповеди для совершения этой цели. Всего существует 10 заповедей иудаизма, которые легли в основу древней Библии иудеев. Четыре из них отображают отношения человека и Господа, остальные раскрывают отношения между людьми. Невыполнение данных заповедей рассматривается как грех, поэтому человек несёт наказание не только в загробной, но и в реальной жизни.

Отвержение Иисуса Христа и ожидание иного спасителя в своё время стало причиной государственного крушения Иерусалима. После падения Иерусалима иудаизм основные идеи свои отображает в Талмуде, в это время возникают предписания о том, что еврей должен быть приближен к Богу, при этом его внешний облик обязан соответствовать некоторым требованиям. Так, верующий должен пройти процесс обрезания, носить длинные волосы и бороду. Таким образом, иудаизмом, провозглашавшим верование о едином Боге, распространяются учения о сотворении Господом человека по своему образу, и о его стремлении помочь в борьбе за добро.

Вероучения иудаизма отображены в Торе, большое внимания здесь уделяется поведению человека, сама же религия предполагает свободу вероисповедания. Так, все евреи выражают свои верования в молитвах, отвергая идею искупления грехов. Можно сказать, что иудаизм основные идеи отображает в веровании в бессмертие души человека, в избранность иудейского народа, для евреев иудаизм выступает единой истинной верой, в основе которой лежат две идеи: избранность народа и его универсальность. Поэтому он является религией одного народа, критерием которого служит соблюдение обрядов и традиций.

Таким образом, каждый человек, чьи родители являются евреями, проповедует иудаизм, основные идеи которого раскрывает Тора:

— через покаяние, то есть возмещение ущерба, лежит путь к прощению;

— человек должен быть верным истине и любить иных людей;

— человек должен оказывать помощь ближнему и тп.

Иудаизм на сегодняшний день не имеет храмов и религиозных организаций, священной книгой данного религиозного направления принять считать Талмуд, в который входит Тора, Ветхий Завет и иные религиозные письмена. Можно сказать, что Ветхий Завет является книгой, имеющей огромное влияние во всём мире, так как в нём сплотились две мировые религии.

На протяжении многих веков иудейский народ искал выход из духовного тупика, именно иудаизм сыграл огромную роль в сплочённости и сохранении еврейского народа.

Таким образом, он во многом схож с христианством. На сегодняшний день многие евреи начинают осознавать ошибки своих предков касаемо роли Христа в мировой истории и религии, поэтому принимают все-таки его своим спасителем. Иудаизм официальный продолжает ждать пришествие мессии.

fb.ru

Религии — это… Что такое Религии?

Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига — союз, соединение, ре — приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе — «воссоединение») — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).[1] Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Другие определения религии:

  • образ жизни.
  • поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа[2]
  • система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия[3]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма,[4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм[5].

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).[6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов.[7] Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях[8], и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями.[9]

Основные функции религии

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается [10], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум для народа».

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных[11]. В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы.[12][13]

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.[14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130).
Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Направления в основных религиях

Направления в христианстве
Направления в исламе
Направления в буддизме
Направления в индуизме и близкие им вероучения
Религии Восточной Азии

Другие национальные религии и традиции

Исторические (язычество)

Синкретические учения

Религии, появившиеся в XIX веке

Религии, появившиеся в XX веке

Движение Нью-Эйдж

Эти религии некоторые считают сестринскими религиями эпохи Нью-Эйдж. Эти религии (кроме двух последних) поддерживают между собой тесное экуменическое общение.[15].

Атеизм как религия

Среди определённой части людей распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера».[16][17] Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога».[18] Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака».[19] Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что бога нет»), а не приходит к отрицанию религии опираясь на логику и факты.

Примечания

См. также

Литература

Критика

Апологетика

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Основные идеи (догматы) религии зороастризма Религиозная реформа

По происхождению эта религия очень древней идеологии, а по форме — одна из немногих в истории человечества кодифицированных религий. Она не была мировой полиэтнической религией типа буддизма, христианства или ислама, но, тем не менее, рассматривается в одном ряду с ними по причинам типологического подобия, а также оказанного им на эти вероучения длительного и глубокого влияния.

Какую бы древнюю языческую религию мы не брали, до зороастризма это было природное идолопоклонение с целым пантеоном богов. Изначально зороастризм тоже представлял собой политеизм. По одной из версий, в раннем зороастризме поклонялись семи главным божествам, и само число семь имело божественное происхождение. В частности, поклонение шло семи божествам: «Ахура Мазда — Господь Мудрости, Воху-Мана «Добрая Мысль», Аша-Вахишта «Лучшая Правда», Хшатра-Варья «Избранная, Предпочтимая Власть», Спэнта-Армайти «Святой, благодетельный Мир», Харватат «Целостность, т.е. благополучие», Амэртат «Бессмертие»».

По другой версии эти семь божеств сделал сам единый и всемогущий бог Ахура Мазда. Первым он создал себе подобного: «Спента Майнью, вобравший в себя творческую мощь и благость Ахура Мазды» . А потому видно, что зороастризм как религия модифицировался именно из политеизма, именно из поклонения силам природы. Это все говорит о целостности сложившейся религии, о степени удовлетворения ею того общества, в которое она вносилась.

Зороастр пошел дальше и принял за основу религии принцип дуализма, основанный на поклонении Ахура Мазде и борьбе с Ангра-Маинйу («Злой дух»). Таким образом, он объявил себя пророком.

Мировоззрение. Зороастризм как религия

Отличительной чертой зороастризма как религии в то время был дуализм. Постоянная борьба противоположностей как всеобщий мировой процесс. Интересно положение в этой религии человека.

В отличие, к примеру, от христианства, где человек является рабом божьим, зороастризм предполагает каждого человека в помощь Ахура-Мазде в борьбе со злыми духами. Своими добрыми делами человек помогает в постоянной борьбе добру. А своими злыми делами увеличивает на Земле силу зла. Каждый человек, исповедующий зороастризм должен стремится следовать истине — Аша — и стараться соблюдать добродетели, определяющиеся фразой «добрые помыслы, добрые речи, добрые дела». Аша в понимании Заратустра не только истина, но и закон для каждого человека

Важнейшей догмой зороастризма является фраза «добрые помыслы, добрые речи, добрые дела«. Пожалуй, в одной этой фразе заключен весь мотив этой религии. Ведь в борьбу вовлечено все живое, а потому каждый человек внесет свой вклад в исход битвы. Эта фраза явно или косвенно фигурирует в разных частях Авесты:

«Благодаря добрым деяниям и словам и глубокому размышлению, о Мазда, да достигнут люди вечной жизни, праведности, духовной силы и совершенства — все это посвящу я Тебе, о Ахура, как дар!«

«Слушай слова тех, о Ахура, что с добрым деянием, истинным словом и чистой мыслью желают присоединиться к Тебе!…«

Даже при раскаянии присутствуют эти три компонента. Для того, чтобы осуществить покаяние, необходимо использовать все три способа и покаятся в мыслях, словах и делах. Таким образом человек облегчает бремя своего разума и прекращает свой грех.

Таким образом определяются стремления каждого верующего, все сводится к тому, что придет заветный час, когда Добро восторжествует и окончательно победит зло. Этим выводом сейчас руководствуются современные религии, но, надо заметить, что в зороастризме это проявилось раньше всего, еще до того времени, как индоиранцы разделились на иранцев и индоарийцев, и уж тем более раньше, чем появилось христианство, взявшее этот лозунг о спасении человечества себе в главную идею. В основе его мы видим какое влияние оказал зороастризм на современные религиозные учения.

Отсюда цель, что «человечество имеет с благими божествами общее предназначение — постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде» . Поэтому можно сказать, что характерной чертой, отличием от остальных религий, «едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы».

Человек должен совершать в течении своей жизни добродетели, которые в зороастризме делятся на активный, пассивные, личные и всеобщие. Особо превозносится активная добродетель, во время которой человек влияет на других людей, обращая их на путь активного сопротивления злу. Если же он просто честен, справедлив и правдив, оставаясь удовлетворенным в своей добродетельной жизни, то он следует пассивной добродетели.

К личной добродетели относятся действия, делающие человека счастливым. К ним можно причислить бережливость, супружество, простоту, удовлетворенность. Если же человек приносит пользу большому числу людей, то это всеобщие добродетели. Это отвага, храбрость, борьба за правое дело, за справедливость.

Главное, что Зороастризм, в отличие от других религий, возвеличивает роль человека в мире, делает его не рабом божьим, а сподвижником Ахура-Мазды, его помощником. Каждый человек отвечает не только за себя, но и живет для того, чтобы помогать Ахура-Мазде справляться со злыми духами — дэвами. И если первоначально зороастризм предполагал помощь скотоводам и земледельцам, то с изменением эпохи ценности меняются, но идеалы остаются.

Очень интересное мировоззрение в зороастризме на смерть человека. По определению, смертью является разделение сознания и физического тела. После этого три дня душа остается на земле. Причем у праведника она охраняема ангелом Сроша, а у нечестивого она мается без покровительства. А на утро четвертого дня Сроша, если человек благочестив, или дэв Визарш у неблагочестивого, ведет душу его через мост Чинват — мост выбора к лучшему существованию. Этот мост для праведного будет широким, а для нерпаведного очень узким. На конце моста встретят две собаки, которые радостно залают благочестивому, подбадривая его путь и промолчат идущему в ад. В конце моста душа встречается с собственным поведением — Даэна — в образе прекраснейшей девы с ароматнейшим дуновением ветра или, если человек нечестив, в образе дряхлой старухи или страшной девушки. Она является воплощением его поступков. В одном из самых значительных зороастрийских текстов «Суждения Духа разума» подробно рассказывается как отправляется душа человека на небо праведного и неправедного. При встрече красивой (или страшной для неблагочестивого) девушки перечисляются деяния, по которым осуждают поведение человека и сравнивают поступки.

Понятия рая и ада представлены в зороастризме словами Бехест и Дозах соответственно. Каждая из областей имеет четыре ступени. В Бехесте это «стоянка звезд», «стоянка луны», «стоянка солнца» и «бесконечный свет» иди «дом песен». Приблизительно такая же градация есть и у ада, доходящая до «бесконечной тьмы».

Но если человек совершал добрые и дурные дела поровну, то для него существует место Хамистаган, наподобие христианского чистилища, где нет ни горестей, ни радостей. Там он будет до судного дня.

studfiles.net