Реализм классицизм – «Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

 

 

Классицизм (от латинского с/аввк^в — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как выс­шему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство класси­цизма отражало идеи гармоничного устройства общества. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложно­сти искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

 

Европа

Россия

Время возникнове­ния

Сформировался в XVII веке во Франции, затем распро­странился по всей Европе

Сформировался во второй четверти XVIII века

Исторические обстоятель­ства,

способствую­щие возник­новению

Появление классицизма связано с установлени­ем и развитием в Европе абсолютных монархий — созданием образцового иерархического общества (в частности, правление во Франции Людовика XIV)

Появление и развитие клас­сицизма в России связано с установлением абсолютной монархии, в основном с прав­лением императрицы Екате­рины II

Основные черты

  • концепция разумного преобладания долга над человечески­ми чувствами и страстями — основа эстетики классицизма;
  • жесткая иерархия жанров’, в высоких изображаются траги­ческие и возвышенные характеры, в низких рассматриваются бытовые смешные ситуации;
  • используется лексика, соответствующая жанру;
  • в произведениях утверждается положительный образец поведения, ценностей и государственного идеала;
  • в драматургии классицизма соблюдается правило «трех единств»: места, времени и действия;
  • герои делятся на положительных и отрицательных;
  • герои трагедий — выдающиеся личности, основной кон­фликт — выбор между чувством и долгом;
  • герои комедии имеют четкие амплуа, непременно амплуа резонера, высказывающего авторскую позицию;
  • персонажи делятся на главных и второстепенных;
  • характеры героев должны быть правдивы — их действия должны быть в строгой подчиненности внутренней логике, так выражается единство характера;
  • герои статичны и односторонни

 

 

Европа

Россия

Теоретики

Р. Декарт, философ- рационалист; Н. Буало, автор трактата «Поэтическое искусство»

Теория классицизма распро­странялась через труды: М. В. Ломоносова (теория «трех штилей», изложенная в «Пре­дисловии о пользе книг цер­ковных в российском языке»), В. К. Тредиаковского (утвер­ждение силлабо-тонической системы стихосложения в «Новом и кратком способе к сложению стихов Россий­ских»),

А. П. Сумарокова (эпистола «О стихотворстве» — перело­жение труда Н. Буало)

Представители

«Трагики»: П. Корнель, Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж. Лафонтен

Поэты:

  1. Д. Кантемир,
  2. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов,

Г. Р. Державин;

«трагики»:

А. П. Сумароков,

Я. Б. Княжнин;

комедиограф Д. И. Фонвизин;

баснописец И. А. Крылов

 

Образцы высоких жанров

Жанры

Ода, эпическая поэ­ма, трагедия (траге­дии П. Корнеля «Сид», Ж. Расина «Федра»)

Ода, эпическая поэма, тра­гедия (ода М. В. Ломоносова «На день восшествия на… престол… Елисаветы Петров­ны», оды Г.Р.Державина «Фелица», «Бог»)

Темы и задачи

Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже ес­ли герой погибал в неравной борьбе.

В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизнен­ной борьбе, пример положительного героя служил образ­цом нравственного поведения.

Ода — лирическое произведение, посвященное изображе­нию крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим вооду­шевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума

 

 

Европа

Россия

 

Образцы низких жанров

 

Комедия, басня, эпи­грамма, сатира(комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена)

Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль», «Брига­дир», басни И. А. Крылова)

Темы и задачи

В комедии изображена жизнь «простых» людей: мещан, слуг. Показаны человеческие пороки, которые всегда побеждаются добродетелью, язык комедии и басни — «сниженный», обыденный. Задача комедиографа и баснописца — изобличить и высме­ять порок, утвердить добродетель, подвести зрителя-чита­теля к чет

soch67.info

44. Художественные стили в культуры 19 ст.: классицизм, романтизм, реализм, модернизм.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний — зеленым, а дальний — голубым.
Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр.

Романтизм -идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века — первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя «классическая» культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше — в архитектуре. В 19 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты — динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения

Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Реализм —рассматривается как тенденция развития художественной культуры человечества, продолжающая лучшие традиции мирового искусства, которое рассматривается как способ духовно-практического познания действительности. Мерой реалистичности произведения в этой связи считается мера проникновения в жизнь, отражения ее важных сторон в художественной форме.В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы — просветительский, критический, социалистический реализм.

В более узком значении реализм рассматривается как художественный стиль, можно считать что он возникает в эпоху Просвещения (XVIII в.). Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в. и в последующем социалистическом реализме XX в. Впервые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в середине XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение к изображению повседневной жизни людей. Его развитие связано с творчеством мастеров эпохи Просвещения, критиковавших современные или социальные порядки с точки зрения справедливости.Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных противоречий было развито у Г. Курбе, Ф. Милле и других художников во Франции.Реалистическое искусство 19 в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм — явление противоположное модернизму. Как бы ни были широки и многообразны возможности реалистических методов в искусстве, они не беспредельны, и попытки размыть границы реализма могут привести к его уничтожению. Реалистическим тенденциям зачастую приходится бороться с тенденциями, тормозящими и ограничивающими развитие реализма как целостного творческого метода.

Модернизм— cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Характерно новое обращение художников Модерна к «египетскому стилю». Как и в искусстве французского Ампира начала XIX века, мотивы Древнего Египта просто и естественно входили в архитектуру Модерна, подвергаясь легкой стилизации во вкусе времени. Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн». Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику». В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.

studfiles.net

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ)

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ)

Литературное направление — это идейно-эстетическая общ­ность группы писателей определенной страны и эпохи, полу­чившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной тра­диции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литерату­ры наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм.

Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные по идей­ным взглядам и эстетическим особенностям творчества, т.е. в од­ном литературном направлении могут быть разные течения. Тече­ние предполагает общность этического и общественного идеала, художественных принципов и приемов. Так, в русском классицизме выделяются «сумароковское» и «ломоносовское» течения.

Классицизм — литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма (racio). Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом долж­ны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга. Тео­ретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные твор­ческие правила (нормы):

  1. Основной конфликт произведений — борьба между эгои­стическим чувством и гражданскими долгом или между стра­стью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают.
  2. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрица­тельные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны.
  3. В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изобража­лись выдающиеся события, героями были монархи, государст­венные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.

В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сосло­вий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты харак­тера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.

Драматические произведения в эстетике классицизма под­чинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе долж­но занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.

Во Франции ведущими писателями классицизма были дра­матурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (ко­медия), Ж. Лафонтен (басня).

В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский клас­сицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась нацио­нальная специфика. Если западноевропейский классицизм об­ращался к античным сюжетам, то русские писатели брали мате­риал из национальной истории. В русском классицизме отчетли­во звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.

Представители классицизма в русской литературе — А.Д. Кан­темир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин.

Романтизм — явление неоднозначное. Развивается в литера­турах Европы и России с конца XVIII — в первой трети XIX в. В каждой стране романтизм имел свои особенности. Высокими ориентирами романтизма являлись в Англии — Дж.Г. Байрон, во Франции — В. Гюго, в Германии — Э.Т.А. Гофман и Г. Гейне, в Польше и Беларуси — А. Мицкевич.

В романтизме доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к действительности, которая выражается не столько в воссоздании, сколько в пересоздании ее. Писателей романтизма объединяли некоторые общие черты:

  1. Неудовлетворенность действительностью, разлад с ней, разочарованность вели к созданию картины мира, соответствую­щей идеалам писателя. Все писатели-романтики отходят от дей­ствительности. Одни — в мир туманных мечтаний, мистического прошлого, потусторонний мир (так называемый пассивный ро­мантизм, или, точнее, — религиозно-мистический). Другие меч­тали о будущем, звали к борьбе за переустройство общества, за личную свободу (активный или гражданский романтизм).
  2. Герои романтической поэзии — личности необычные, ис­ключительные. Это либо разочарованные в жизни бунтари-оди­ночки, уходящие из общества, либо совершающие героические поступки сильные и смелые натуры, ради счастья других гото­вые на самопожертвование.
  3. Исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах, в которых они и проявляют все свои необык­новенные качества, причем герои действуют вне социально- бытовых условий. Действие может происходить в экзотических странах, в потустороннем мире.
  4. В романтических произведениях преобладает лирическое начало. Тон их — эмоциональный, приподнятый, пафосный.

В России религиозно-моралистический романтизм представ­лен творчеством В.А. Жуковского, гражданский — К.Ф. Рылее­ва, В.К. Кюхельбекера. Отдали дань романтизму А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, ранний М. Горький.

Реализм — литературное направление, в котором окружаю­щая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры дей­ствуют в типических обстоятельствах».

Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека — в психологических, социальных и дру­гих аспектах его личности.

Общие для реализма черты:

  1. Историзм мышления.
  2. В центре внимания — действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями.
  3. Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности.
  4. Человек изображается во взаимодействии со средой в дос­товерных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влия­ние социальной среды на духовный мир человека, формирова­ние его характера.
  5. Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с дру­гом: характер не только обусловлен (детерминирован) обстоятель­ствами, но и сам воздействует на них (изменяет, противостоит).
  6. В произведениях реализма представлены глубокие конфлик­ты, жизнь дана в драматических столкновениях. Действитель­ность дается в развитии. Реализм изображает не только уже сло­жившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся, образующие тенденцию.
  7. Характер и тип реализма зависит от общественно-истори­ческой обстановки — в разные эпохи он проявляется по-разному.

Во второй трети XIX в. усилилось критическое отношение писателей к окружающей действительности — и к среде, обще­ству, и к человеку. Критическое осмысление жизни, направлен­ное на отрицание ее отдельных сторон, дало основание назы­вать реализм XIX в. критическим.

Крупнейшими русскими реалистами были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов.

Изображение окружающей действительности, человеческих характеров с точки зрения прогрессивности социалистического идеала создало основу социалистического реализма. Первым про­изведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького «Мать». В духе соцреализма творили А. Фадеев, Д. Фур­манов, М. Шолохов, А. Твардовский.

Дополнительная литература

Илюшин А. А. Русское стихосложение. М., 1988.

Квятковский А. В. Поэтический словарь. М., 1966.

Кожинов В. В. Стихи и поэзия. М., 1980.

Лисовский А. М. Изучение лирики в школе. Киев, 1987.

Наровчатов С. Необычное литературоведение. М., 1970.

Скрипов Г. С. О русском стихосложении. М., 1979.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.

Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1998.

ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ)

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • основные литературные направления
  • романтизм как литературное направление
  • литературные направления
  • реализм как литературное направление
  • классицизм это литературное направление

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Искусство XIX в. Классицизм. Романтизм. Реализм.

Искусство начала XIX в.

Три основных направления предопределяли художественную жизнь этого времени: классицизм, романтизм и реализм. Нередко они переплетались между собой в рамках одних национальных школ и в творчестве одного художника. Например, в творчестве Давида, Гойи, Жерико.

В живописи классицизм проявляет себя логическим развертыванием сюжета, уравновешенной композицией, ясной передачей объема, локальными цветовыми отношениями. В картинах существует разграничение планов с помощью цвета. Передний план обычно теплых коричневых оттенков, средний план более холодноват и представлен зеленоватой гаммой, дальний план – холодный голубой.

Искусство Англии.

Писатель Хорас Уолпол превозносил садово-парковое искусство, поэзию и живопись как трех Сестер, трех Граций, облагораживающих и обогащающих природу. Начало романтического направления отождествляется в живописи с Тернером (1775-1851) и Констеблем (1776-1837). Эти художники пользовались цветом как психически выразительным средством для передачи «настроения» пейзажу. Констебль не использовал однородного зеленого цвета в своих картинах, но разбивал его на мельчайшие цветовые переходы от светлого к темному, от холодного к теплому, от блеклых к ярким тонам. Таким образом, цветовые поверхности производили впечатление живых и таинственных. Тернер создал несколько беспредметных цветовых композиций, которые позволили считать его первым абстракционистом среди европейских художников

Джон Констебль (1776-1837) достиг мастерства в передаче быстро сменяющихся эффектов освещения, ощущения свежести зелени. Он одним из первых начал писать этюды на пленере («Собор Солсбери из сада епископа», «Телега для сена»). Констебль придерживался реалистического направления в живописи, но его находки были оценены романтиками.

Романтик в пейзаже Джозеф Тернер (1778-1851) был мастером акварели, его интересовала воздушная среда. Стихией Тернера было море, насыщенный влагой воздух, взлет парусов, фантастические световые эффекты («Морозное утро», «Кораблекрушение»). Констебель о нем говорил, что он пишет»подкрашенным паром».

В 1848 г. поэт и художник Данте Габриэль Россети (1823-1882) помог основать общество художников, именовавших себя «Братство прерафаэлистов». Общество стремилось с помощью искусства лечить язвы современной цивилизации. Члены группы черпали вдохновение в работах XV в. Одна из ранних работ Россети «Благовещение» бледная, ограниченная по цветовому диапазону с преобладанием вертикальных составляющих.

Уильям Морис (1834-1896) начинал как художник-прерафаэлист, но очень скоро его заинтересовало искусство, пригодное к потреблени: архитектура жилых зданий, внутреннее пространство жилища, предметы обстановки (мебель, занавески, обои). Ему хотелось возродить ручные ремесла доиндустриальной эпохи. Морис был проповедником простоты.

Искусство Испании.

Франсиско Гойя (1746-1828) открыл для Испании целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи нового времени. Его называют предтечей романтизма в Европе. Начало его творческого пути связано с работой на Королевской мануфактуре по производству гобелен (безворсовых ковров). Он выполнял эскизы сюжетов на картонах, называемых шпалерами («Махи с кавалерами»). Художнику чужда идеализация образов. На картине «Семья короля Карла IV» при парадности одежды проявилась правдивость в изображении лиц и характеров. Сатира на испанскую действительность представлена сериями офортов «Капричос», «Ужасы войны». Работы Гойи нравоучительны. Романтические находки мастера связаны с поисками в области цвета.

Будучи придворным художником короля Карла IV, Франсиско де Гойя-и-Лусиетес оставил галерею портретов знатных лиц мадридского двора, испанской аристократии, высоко образованного общества своего времени.

Кроме Гойи известный романтик Леонардо Алекса писал в свободной манере небольшие жанровые картины, портреты. Но в основном в архитектуре, скульптуре и живописи Испании начала XIX в. процветал академизм. По примеру Виоле ле Дюка в Испании начинается восстановление средневековых памятников архитектуры во второй половине XIX в. Эклектические тенденции выражены в скульптуре. Испания и всех европейских стран в XIX в. выделялась живописными произведениями исторического жанра. Эти картины – идеализация далекого прошлого (Эд. Росалес «Завещание Изабеллы»). Во второй половине XIXв. наблюдается обращение к темам повседневной жизни. Художник Фортуни изображает быт Испании XVIII в. («Любители гравюр», «Выбор модели»). В 90-е гг. сказывается воздействие импрессионизма.

Искусство Франции.

С конца XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образцам мужественных борцов против тирании (Давид Ж.-Л.).

Жака Луи Давида (1748-1825) принято считать художником классицизма, но его картины революционных лет реалистичны. Они отличаются четким рисунком, строгой композицией («Клятва Горациев», «Смерть Марата»). Когда грянула Великая французская революция Давид – якобинец, член Конвента. Талантливый живописец привлек к себе внимание Наполеона, он сделал его придворным художником. Искусство Давида постетенно утратило революционную героику и стало более холодным («Коронация»).

Учеником Давида Был Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1868) – художник академического классицизма. Что важнее: линия или цвет? Жан Огюст Доминик Энгр, самый влиятельный профессор Школы изобразительных искусств, решительно придерживался первого. Он считал рисунок самым честным выражением искусства, составляющим более трех четвертей живописи. «Если бы мне пришлось повесить над моей дверью вывеску, я бы написал «Школа рисунка» и уверен, что воспитал бы художников, так как красота формы передается прежде всего округлостью линий. Прекрасная форма наделена твердостью и полнотой чувств, и каждой форме нужно придать прочность».

Теодор Жерико (1791-1824) использовал резкие контрасты, густой мазок, коричневые и зеленоватые оттенки в изображении тел («Плот Медузы»). С его именем связано оформление нового направления в живописи – романтизма. Романтизм ставит под сомнение способность разума быть определяющим началом в искусстве. Художник должен руководствоваться чувственным восприятием окружающего. Романтики уделяют повышенное внимание колориту. Одна из первых картин, в которой отражен новый подход в живописи – «Офицер конных егирей императорской гвардии, идущий в атаку». Ни одна из картин Жерико при его жизни не была продана.

Виктор Эжен Делакруа (1798-1863), будучи в Лондоне, видел произведения Констебля и Тернера. Их картины произвели на художника сильное впечатление, и по возвращении во Францию он переписал некоторые свои картины в том же духе, что произвело сенсацию в парижском Салоне 1820 года. Всю свою жизнь Делакруа активно занимается проблемами цвета и его законами. В период зрелого творчества Делакруа берет сюжеты из литературы, истории, мифологии («Свобода на баррикадаз», «Резня на Хиосе»). Он воскрешает страницы Байрона, Шекспира, Вальтера Скотта, пишет на темы библейских мифов. Делакруа использует прием контрастных сопоставлений статических и динамических фигур, теплых и холодных тонов, описываемых состояний. Например, драматизм событий и спокойствие моря.

Жан Батист Симеон Шарден посвятил свое творчество изображению повседневной домашней жизни. Он уделяет одинаковое внимание и предметам, и персонажам.

Барбизонцы.

!830-1860-е гг. – время формирования во Франции реалистической пейзажной школы. Она опирается на опыт пейзажистов XVII в. творчество англичанина Констебля, французов Т. Руссо, Дюпре и других. Художники часто работали в окрестностях Барбизона – небольшой деревушки рядом с Парижем. Потому художников и стали называть барбизонцами. Один их них, Шарль Франсуа Добиньи, светлые краски наносил тонким слоем, чаще писал не леса, а открытые пространства – поля, берега реки Уазы. Барбизонцы работали на пленере, выполняя этюды и рисунки болот и озер, лесов и полей. В мастерской они писали картины, обобщая впечатления от натуры.

Особняком от барбизонцев стоит Камиль Коро (1796-1878). Он пишет в разных районах Франции. Сюжеты его картин – природа в тихие часы заката и восхода солнца, когда очертания предметов зыбки, а над гладью реки и озер стоит туман. Краски мягко, постепенно переходят одна в другую, образуя серебристо-серую тональность. Несколько всплесков голубовато-синих и красно-коричневых тонов оживляют эту гамму. Коро вводит в пейзаж архитектуру в виде развалин памятников средневековой Франции. Камиль Коро чувствителен к изменениям цветовых эффектов, отражениям в воде, плавным движениям воздуха. Его картины помогут импрессионистам, в частности Сислею и Моне, найти себя.

Реалистическое направление в живописи связано еще с тремя известными художниками – Милле, Домье и Курбе.

Жан-Франсуа Милле (1814-1875) в своих картинах и графических листах рассказывает о различных занятиях Крестьян. Его герои собирают хворост, прядут шерсть, сбивают масло, пашут землю, набирают воду из колодца. Они сосредоточены на своем занятии, действуют в природе, оживляя, одухотворяя и являясь частью ее. Художник говорил, что стремился «писать так, чтобы заставить повседневное служить выражению великого». «Моя программа – это труд», — говорил художник. Он родился в семье крестьянина. В возрасте 23-х лет прибыл в Париж для учебы живописи. Он часто посещал Лувр. С годами он все больше увлекался рисунком, офортом, пастелью. В 35 лет он переселился в Барбизон. Мастер рано вставал, трудился в саду, затем работал над картинами. Художник видел свое место в искусстве и никогда не думал, что его картины найдут такой отклик у зрителей («Человек с мотыгой», «Собиратели хвороста», «Сборщицы колосьев», «Сумерки», «Вечерний звон»).

Густав Курбе (?-1877) был вовлечен в революционные события 1848 г. После подавления восстания он уезжает в Орлеан. Художник много трудится, его называют «мастером из Орлеана» («Послеобеденный отдых в Орлеане», «Дробильщики камня», «Расстрел»). Живые лица детей и маски на лицах взрослых изображает художник на картине «Похороны в Орлеане». В дни революции 1871 г. Курбе становится Президентом Федерации Парижских художников (около 400 членов). В период реакции его сажают в тюрьму.

Оноре Домье (1808-1879) или, как звали художник, месье Домье много работал. Нарисованные им карикатуры появлялись в журналах, их выставляли в витринах магазинов. Художник как бы вел протокол жизни парижских обывателей, показывал их мелкие радости, самоуверенные и жалкие манеры, желание казаться умнее, красивее, обаятельнее. За картину «Гаргантюа», где он изобразил прожорливого великана с лизом короля Луи Филиппа, глотающего золото, его заключили в тюрьму. После освобождения из тюрьмы он продолжает рисовать министров, чиновников, депутатов. Его карандаша боялись. Постепенно художника все более привлекает живопись. Он пишет картины небольших размеров, стремясь соприкоснуться с глубинной сутью жизни. Работы показывают обычные действия. Любитель гравюр перебирает картины. Судья проходит по коридору дворца юстиции. Картины – это сгусток впечатления, где остается только существенное («Прачки», «Вагон третьего класса»).

ЛЕКЦИЯ

studfiles.net

Философия любви. От классицизма до реализма.

История эстетической мысли Европы от классицизма до реализма, история длинного ряда литературных шедевров, начинается с классицизма XVII века, искусства Просвещения XVIII века, романтизма конца XVIII — первой половины XIX века и заканчивается критическим реализмом середины и второй половины XIX века.

Искусство Возрождения стало эстетическим манифестом великих социальных изменений. Оно восстановило (на более высокой ступени развития в сравнении с античностью) трагически разорванную мистическими канонами феодализма телесную и духовную сущность человека, провозгласило свободу чувств и чувственности. Литература выдвинула лозунг эпикурейского жизнелюбия. Фактически этот лозунг был эстетическим отражением первоначального развития капитализма в процветающих городах-республиках — Флоренции, Венеции, Генуе и др.

Но полная победа оказалась трудной исторической задачей, решение которой требовало продолжительного времени. На следующем этапе прогрессивного развития этот объективно необходимый социально-экономический, эстетический, моральный и общекультурный процесс диалектического преодоления старого происходил в рамках абсолютных монархий. Это были государства, которые, сохраняя феодальную систему власти, при наличии четкой иерархии обретали буржуазное содержание. Как результат реакции на индивидуализацию человека в эпоху Возрождения государственный интерес и подчиненный ему человеческий разум стали играть первостепенную роль в новой социальной системе ценностей. Это было время придворного аристократического искусства, этикета и салонных ритуалов.

Спустя век интеллектуальные представители растущей и крепнущей буржуазии Франции создали искусство Просвещения, освободившее человека от канонов классицизма и провозгласившее в согласии с законами природы и социальной жизни неотъемлемые права гражданина и свободу чувств (в том числе и такого интимного чувства, как любовь).

Вслед за Просвещением на историческую арену вступает романтизм. Представители этого художественного течения создают искусство эстетического бунтарства, разрыва с действительностью, искусство неуемных мечтаний, причудливой фантазии, устремленной либо в прошлое, либо в будущее, в царство утопии, в иной мир, очертания которого оставались неясными.

Романтизм возникает после Великой французской революции как эстетическое отрицание буржуазного «царства разума», как поиск идеала при отсутствии ясной и соответствующей историческим законам альтернативы.

После романтизма восторжествовал реализм как верное эстетическое воссоздание капиталистической действительности, как ее художественная критика с позиций абстрактного гуманизма.

У истоков развития эстетической культуры на данном этапе стоит классицизм. После того как Ренессанс изжил себя, в отдельных странах, особенно во Франции, расцветает галантное, рационалистическое, салонное искусство грации и дворянско-аристократических манер. Классицизм художественно отражает новую стадию развития феодализма. Он становится эстетикой абсолютной монархии, централизованного сословного государства.

Эстетика классицизма вводит три основных принципа: идеализацию разума, подражание природе, подражание античности. В конечном счете эти принципы отвечают потребностям времени. Апологеты классицизма понимают разум в картезианском смысле, как ясность, четкость мышления, правил поведения, строгость логических выводов. Подражание природе выступает как форма усвоения всеобщей абстрактной меры красоты. И наконец, подражание античному искусству служит идеализации представителей дворянского сословия, абсолютной монархии.

Литературные герои писателей эпохи классицизма Корнеля, Расина, Лафонтена и др.) — это обычно волевые, решительные люди. Они подчиняют любовь чувству долга, моральной норме, высшей системе ценностей. Они строго соблюдают принятые в высшем обществе правила поведения, придворный этикет. Классицизм отвергает необузданность чувств, подчиняя любовь ритуализованной системе ценностей. Это соответствует задачам и потребностям абсолютной монархии.

Литература классицизма пренебрегает жизнью народа, выражая вкусы и предпочтения высшего сословия — аристократии. Она ограничивает живую эмоциональность человека Возрождения, индивидуальную свободу полового выбора.

Но, несмотря на всю ограниченность классицизма, выражающего социальную определенность монархической системы, он оказывает в ряде моментов положительное влияние на сферу интимных чувств человека.

Классицизм ставит проблему отношений между любовью и моралью. Он категорически заявляет, что тот, кто не добродетелен, не может любить. В «Сиде» Корнеля, родоначальника школы классицизма, любовь «побеждает в союзе с высоким государственным долгом». Это образец политической саморегуляции интимных чувств личности.

Классицизм акцентирует разумное содержание любви, исторически нейтрализуя таким образом эмоциональную «необузданность» любовных отношений на закате эпохи Возрождения.

Классицизм вносит в отношения между полами галантность и грациозность внешней красоты, в известной мере стереотипной, подчиненной требованиям салонного этикета. Формализуя психологические контакты, любовные отношения, он придает им большее внешнее изящество.

Эпоха Просвещения отвечает более высокой стадии социального развития буржуазии как класса. Это — бурное время подготовки революционных взрывов, быстрого преодоления ограниченности литературных и художественных вкусов классицизма.

В XVIII веке вкусы общества формируются во многом под влиянием сентиментального романа Руссо «Новая Элоиза». Написанный в эпистолярной форме, он волнующе повествует о трагической любви дочери барона Юлии д’Этанж и бедного учителя Сен-Пре. Подчиняясь воле отца, Юлия становится супругой почтенного господина Вольмара, обрекая на страдания себя и Сен-Пре. Роман проповедует философию естественных прав человека, несмотря на противоречивость позиции Руссо, оправдывавшего решение героини.

Одним из самых ярких представителей литературы периода романтизма является Байрон. Его «демонические» герои — богоборцы, презирающие пошлость окружающей действительности, способные на страстную любовь и столь же страстную ненависть. В поэмах «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Дон Жуан» и др. Байрон прославляет бунт человека против устоев общества, его гордую и неукротимую силу, трагическую красоту его любви, неистовую борьбу за свое право на свободу и счастье.

Французский романтизм — это экзотическая любовная мистерия «Аталы» Шатобриана, это сентиментальные романы «Дельфина» и «Коринна» Жермены де Сталь, утверждающей право женщины на любовь по свободному выбору, не связанному общественными предрассудками, это чистота чувств и их очарование в произведениях Жорж Санд.

С наибольшей полнотой представлено романтическое понимание любви в творчестве А. де Мюссе. По словам А. Моруа, для него «существует лишь один сюжет, одна тема — любовь». Восторженный и трагический, опьяненный любовью и страдающий, Мюссе пишет «кровью своего сердца», словно исторгает из бездн души звуки радости и печали. Его ночная, озаренная мерцающим светом картин Гойи лирика — это почти библейское соединение жизни и смерти.

Любовь становится священнодействием в храме искусства, мистерией радости и боли, надежды и красоты. Могущество инстинкта обретает у Мюссе высшую духовную ценность, соприкосновение тел овеяно особым очарованием, «несравненной чистотой и мягкостью».

Утонченная артистичность воспеваемой французским романтизмом любви обогащается в Германии стройностью и гармонией, философско-эстетической глубиной. Дух этого обновленного классического изящества любви связан с именем и творчеством Гёте. Веймарский Аполлон, соединяя великолепие поэзии Просвещения с классической эстетизацией человеческой сущности, создает апофеоз взаимопроникновения разума и чувств, сознания и природы.

Гёте ведомы тайны любви, ее чарующие мистерии. Высокое сияние его души озаряет многих женщин, подобно мифической Семеле, прошедших сквозь пламя его любви, чтобы возродиться к бессмертию в поэзии. Уже в восемнадцатилетнем возрасте в цикле стихотворений «Аннетта», соединяя античное жизнелюбие со слегка фривольной манерностью пасторальной поэзии, он воспевает девушек из плоти и крови, щедрость поцелуя, радости любви.

Всю жизнь Гёте славит любовь как радостный праздник человека, как его счастливую судьбу, как прикосновение к идеалу. В семьдесят четыре года он пишет «Мариенбадскую элегию», вдохновленный любовью к семнадцатилетней девушке и проникновенной печалью прощания с этим последним в его жизни чувством; «исхода нет, и слезы беспредельны»:

Теките же, струитесь изобильно,

Не заглушить вам внутреннего жара!

Как рвется грудь от муки непосильной,

Где смерть и жизнь друг с другом спорят яро!

(Перевод С. Соловьева)

Страстная любовь, которую воспевает Гёте, полна гармонии, духовного изящества, классической меры. Ей чужд демонический драматизм поэзии Байрона, могучие сердечные бури, роковая борьба страстей. Любовь у Гёте овеяна благоуханием роз, полна эллинской жизненной силы и красоты.

Особое место в творчестве Гёте занимает роман «Страдания юного Вертера». Написанный в форме дневника, этот роман-исповедь раскрывает глубокую трагедию неразделенной любви, полной лиризма и страстных желаний. Вертер — пленительный образ духовной утонченности человека эпохи Просвещения, поэтический символ обреченности и любовных мук.

Классическая поэзия Гёте прокладывает путь беспокойной романтике Гейне. Этот благородный рыцарь меча и лиры, провозвестник революции, проповедник освобождения чувств, поэт иронии и грусти обогащает любовную поэзию новыми эстетическими красками и оттенками. Он пишет «Книгу песен», состоящую из поэтических шедевров, воплощающих в слове щемящую боль его растревоженного сердца.

Для Гейне любовь — это фатальная, трагическая сила, ведущее к смерти начало жизни; она подобна сну, видению, сладкой нирване, которую действительность превращает в обман. Гейне защищает права мечтателя, воспевает «золотые сны» человеческого сердца, разбитого столкновением с жестокой действительностью. Лирика Гейне содержит многоцветную гамму любовных переживаний: глубокое размышление, горькие жалобы, сомнения, надежды, опьяняющее безумство, чарующий блеск иллюзий, тревогу, разочарованность, желчную усмешку, чувство одиночества и вновь прелестную магию любви. В его поэзии нашли отражение утонченность духовной красоты и гордое достоинство независимого ума.



www.pilipovich.narod.ru

Искусство XVII века. Барокко. Классицизм. Реализм


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒

 

Семнадцатый век — новый этап в истории искусства. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ в Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII в. сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым, но образ человека остаётся по-прежнему в центре внимания художника.

В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские: бытовой жанр, пейзаж;, портрет, натюрморт. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств: здания органически включаются в пространство улицы площади, парка; скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет архитектурные интерьеры.

В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), XVII в. характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В крайних проявлениях оно тяготеет к иррационализму, мистике, прежде всего воздействуя на воображение и чувство зрителя масштабностью, драматическим напряжением, экспрессией форм (Рубенс, Эль Греко). Цветовые эффекты, динамизм, декоративная пышность характеризуют этот стиль в живописи. В архитектуре и скульптуре наивысшего расцвета стиль барокко достиг в творчестве Бернини, Борромини.

В основе искусства классицизмалежит рациональное начало. Прекрасным с их точки зрения является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. В архитектуре стиль классицизма характеризуется: ясностью, строгостью конструкций, простотой, логичностью; мелкие вертикальные и горизонтальные членения придают зданиям ритмичность, ясную гармонию, торжественную величавость (ансамбли Версаля, Лувра и Петербурга). И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению: мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к ансамблям; в искусстве классицизма единство достигается путём соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. Великолепные образцы «высокой» трагедии и комедии дало творчество ярчайших представителей литературы французского классицизма Корнеля, Расина, Мольера.

В живописи классицизм характеризуется стремлением к созданию облагороженной действительности, идеальных образов, соответствующих представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Художники выработали ясный, лаконичный язык, нормы которого соответствовали принципам меры и порядка (Пуссен, Лоррен).

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве этого периода возникает мощное реалистическое направление. В этом плане высочайших достижений достигла живопись Голландии, Испании, Италии. Наиболее полное выражение реалистическое направление нашло в произведениях итальянского художника Караваджо, который оказал громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы. Суровый реализм, необычайная жизненность и демократизм его искусства соединяются с монументализмом.

Величайшую гордость Голландии составляет творчество Рембрандта, в центре живописи которого стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений. Главным объектом изображения голландских художников явилась окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Ведущее место заняли: бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, марины, анималистический жанр.

Специфические черты испанского искусства XVII в. — демократизм, народность, реализм (Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Рибейра). Суровая простота, серьёзность и жизненность их произведений сочетаются с глубоким драматизмом и выразительностью образов. Преобладающую роль в их творчестве играют религиозные сюжеты и портретная живопись.

Культура эпохи Просвещения

 

Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. Это столетие принято называть веком Просвещения. Эпоха стала называться так потому, что передовые мыслители, учёные, писатели считали, что переустройство общества возможно в том случае, если народу дать образование, просветить его. Во славу человеческих познаний и труда возводится величественный памятник — многотомная Энциклопедия французских просветителей. Возникают объединения в разных странах, которые определяют направления философского, просветительского и культурного развития стран Западной Европы. Выделяются четыре центра просветительского движения: Англия, Франция, Германия и Россия.

Вождями просветительского движения стали Вольтер, Дидро, Руссо. Анализируя произведения искусства, они давали им оценку с точки зрения общественной значимости, реалистической цельности и демократической направленности.

В изобразительном искусстве возрастает значение реалистического отображения жизни. Искусство наполняется злободневностью, обличает пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества (Шарден, Хогарт). Главный носитель реалистических тенденций — портрет (Гейнсборо, Рейнольде, Левицкий, Боровиковский, Рокотов).

К концу века в искусство входят новые образы. В них усиливается монументальная и героическая патетика, обозначаются параллели между событиями античной истории и современности. Искусство революционного классицизма характеризует антифеодальная направленность, прославление героической личности (Гудон, Фальконе, Ж. Давид).

Новые проблемы выдвигаются и в архитектуре: падает значение церковного строительства, возрастает роль гражданской архитектуры, на первое место ставится планировка городов капиталистического общества, создаётся тип жилого дома, возникают городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем искусство XVIII в. утрачивает синтетическое восприятие и полноту охвата жизни предшествующих эпох, предметом особого культа становится искусство быта, декоративных форм, «галантных празднеств». Получает распространение стиль «рококо»(причудливый, капризный, в переводе с французского «раковина»)(Ватто, Буше, Фрагонар).

РАЗДЕЛ 6

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО

ОБЩЕСТВА

 

На протяжении XIX века капитализм становится господствующей формацией не только в Европе, но и на других континентах, обостряется борьба прогрессивной демократической и реакционной культур. Критический реализм — наиболее ценный вклад в художественную культуру эпохи.

Демократическое искусство проходит несколько этапов развития. Первый этап, от Великой французской революции 1789-1794 гг. до 1815 г. (времени национально-освободительной борьбы народов против наполеоновской агрессии), — это период расцвета революционного классицизма и зарождения романтического и реалистического искусства.

Второй этап, от 1815 до 1849 г., приходится на время утверждения капиталистического строя в большинстве стран Европы. Это -период наивысшего расцвета революционного романтизма и формирования искусства критического реализма. Высочайших вершин достигает мировая литература (Гюго, Байрон, Бальзак, Стендаль), музыка (Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Вагнер).

В архитектуре получает дальнейшее развитие проблема городского ансамбля, сооружаются общественные здания, утверждаются простые ясные конструктивные формы. Во время империи Наполеона в архитектуре господствует тяжеловесный и торжественный стиль «ампир» (поздний классицизм). Художественные особенности этого стиля — в применении ордерной системы, в прямолинейности всех очертаний, массивности геометрических объемов. После подъема, определившего стиль «ампир», архитектура и прикладное искусство переживают кризис (происходит распад монументальных форм и стилевого единства). Наиболее полное развитие получают станковые формы живописи, графика и отчасти скульптура.

В изобразительном искусстве при национальном своеобразии усиливаются общие черты: критическая оценка явлений жизни, историзм мышления, т.е. более глубокое объективное понимание движущих сил общественного развития. Широкое распространение получают все виды портрета, историческая картина, бытовой жанр, пейзаж с ярко выраженным национальным характером. Расцвет переживает сатирическая графика.

Искусство ХК столетия проходит ряд этапов развития: от романтизма, критического реализма до символизма и импрессионизма в последней трети века. Поиски средств наибольшей выразительности образного решения, красочного многообразия, богатства форм и движений, точности психологических характеристик становятся основным лейтмотивом искусства XIX века.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Традиционные (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) и новаторские (модернизм, постмодернизм) направления развития русской литературы

Подробности
Категория: Реклама

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.). 

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

ранцузское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил», но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Реализм — (лат. вещественный, действительный) – направление в литературеи искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

1.Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

2.Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3.Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

4.Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

5.Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.

Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, идущего и обретающего истину искусства, причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.

Прозе XIX века всегда был свойственен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавшие заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой – носитель представлений самого художника. Тут чувствовалась традиция Гоголя, а особенно Чехова.

Модернизм — (фр. новейший, современный) – искусство, рождённое  XX веком.  

Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Модернизм в литературе – это литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.

Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».  

Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Модернизм оказал воздействие на творчество многих писателей XX века. Однако его влияние не было и не могло быть всеобъемлющим. Традиции литературной классики продолжают свою жизнь и развитие 

 

Постмодерни́зм-термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. 

eksdan.ru