Реакционное воинствующее течение ислама термин – направления суннизма в исламе, краткая история возникновения, численность в мире и в России

Содержание

Основные течения в Исламе

Пророку Мухаммеду приписываются такие слова: «Иудеи раскололись на семьдесят одну секту, назреяне (христиане) раскололись на семьдесят две секты. Расколется и моя община — на семьдесят три секты».

Хариджизм

Самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка хариджитов образовалась в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками Али и Муавии. Хариджиты считали несправедливой наследственную власть в халифате, поскольку она закрепляет неравенство в мусульманской общине и выдвигает халифа не по личным достоинствам, а по кровному родству; поэтому глава государства и он же духовный руководитель (имам) должен избираться самими мусульманами. Верховный пост халифа вправе занять каждый мусульманин, независимо от его происхождения и цвета кожи. Ни он сам, ни его власть не имеют священного статуса; община его выбирает, община же может его сместить, а если избранный халиф окажется недостойным доверия, станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов, то он может быть предан суду или даже казнен.

В вопросах религии хариджиты были поборниками «чистоты» ислама и отличались строгим исполнением религиозных предписаний. Исходя из положения, что истинная вера определяется действием, хариджиты считали, что совершившие «тяжкие» грехи и искренне не раскаявшиеся в этом становятся вероотступниками, с которыми необходимо вести «священную войну». Одно лишь заверение «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха» не делает человека мусульманином, если его вера не сопровождается праведными делами. Убийство вероотступников (в том числе «незаконных» халифов) было религиозным принципом хари джитов, а джихад (борьба в защиту и за распространение ислама) считался одним из столпов веры.

Хариджиты участвовали во многих крупных восстаниях и мятежах, потрясавших Халифат, и своим фанатизмом и непримиримостью вызывали беспощадное отношение к себе со стороны халифской власти, в рейтинге чего движение было почти полностью уничтожено к концу IX века. В настоящее время члены ибадитской общины существуют в Омане, Северной и Восточной Африке.

Суннизм

Последователи наиболее многочисленного течения ислама сунниты (ахль ас-сунна ва-лъ-джама — люди сунны и согласия общины) не имеют общепризнанного обязательного свода догматов. Суннизм как определенное течение оформился в X-XI веках в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, однако до сих пор этот термин имеет значительно менее четкое содержание, чем шиизм.

Сунна — пример жизни Мухаммеда, зафиксированный в хадисах (преданиях о его поступках и высказываниях), является образцом для жизни мусульманской общины. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда считаются боговдохновленными. Поэтому сунна вместе с Кораном воспринимается мусульманами как богоданная основа ислама, указание правил жизни мусульманского общества. Шииты тоже почитают сунну, но имеют свои сборники сведений о Мухаммеде — ахбары, так как считают, что сунниты исказили в своих сборниках все, что подтверждало особую роль Али в мусульманской общине.

Вторая важная концепция суннизма — согласное мнение общины. После смерти Мухаммеда прямой «контакт» общины с Аллахом прекратился, и ее жизнь должна основываться на строгом исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами (иджма).

Сунниты считают, что политическая и духовная власть должна принадлежать халифу — человеку, избираемому общиной и наиболее подходящему по личным качествам и знаниям для претворения в жизнь заветов Корана. Шииты же считают, что родство с пророком дает членам рода Али «божью благодать», и только они могут управлять мусульманами.

Основными формальными признаками принадлежности к суннизму обычно считаются:

1. Признание законности четырех первых халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али, считая первых трех узурпаторами).

2. Признание достоверности шести сводов хадисов, составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, аи-Насаи и Ибн Маджи.

3. Принадлежность к одной из четырех богословско-правовых школ (маликиты, ханафиты, ханбалиты, шафииты).

В настоящее время сунниты составляют большинство мусульманского населения всех государств исламского мира, кроме Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам.

Шиизм

Шииты — последователи второго, по числу приверженцев, направления в исламе. Признают единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда только четвертого халифа Али и его потомков. Вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.) часть его сподвижников выступила за Али и за сохранение верховной власти в «семье пророка», считая присягу Абу Бакру незаконной. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII века образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка.

После убийства Али его приверженцы — шииты — стали вести борьбу за возвращение верховной власти (имамата) в «семью пророка», под которой они подразумевали исключительно Алидов, то есть потомков Али. Первоначально большая часть шиитов считала, что право Алидов на имамат основывается на родстве Али с пророком и его личных качествах. Однако еще при жизни Али некоторые его приверженцы начали проповедовать «божественность» имамата, утверждая, что пророк непосредственным распоряжением избрал Али своим духовным преемников (васи).

В противоположность суннитам и хариджитам, провозглашавшим выборность главы общины, шииты, исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как таинственную эманацию «божественной благодати» в роду Али, принципиально отвергали саму возможность избрания имама. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым пророк, как считали шииты, определенно указал на Али как на своего преемника и оставил ему духовное завещание, они отстаивали принцип наследственной верховной власти в роду Али и передачи ее от отца к сыну.

Шииты на протяжении всей истории ислама вели борьбу за возвращение власти потомкам Али. Наиболее успешно эту борьбу вели зайдиты и исмаилиты, которым удавалось в разных концах мусульманского мира (Табаристан, Йемен, Египет) создавать алидские государства.

Согласно шиитской доктрине, имам исполняет три функции:

1. Правителя исламской общины, преемника пророка в устроении людских дел.

2. Толкователя религиозных знаний и права, конечного авторитета в толковании Корана и преданий.

3. Высшего духовного авторитета, ведущего людей к пониманию скрытого смысла вещей.

Власть имама, таким образом, распространяется не только па мирскую и духовную жизнь людей, но и на невидимый мир. Имам не нуждается в каком-либо дополнительном источнике власти, каким для суннитов стало иджма — формальное выражение коллективной воли общины. Исходя из божественной природы верховной власти, шииты с самого начала рассматривали своих имамов как единственно законных и полномочных представителей Аллаха на земле. Шиитские имамы — это наместники Аллаха, «врата», через которые можно приблизиться к Богу, наследники пророческих знаний.

Шииты признают 12 таких имамов, последний из которых (Мухаммед) таинственно «исчез» в IX веке. Исчезнувший имам был провозглашен «скрытым», но продолжающим руководить общиной через своих посредников — муджтахидов, которые считаются в шиитском исламе высшими духовными авторитетами, призванными на период «сокрытия» имама вести общину верным путем.

И настоящее время шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского ислама придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Йемена и Бахрейна.

Другие мусульманские течения

Друзы

Друзская община выделилась из среды крайних шиитов в начале X века. Название общины восходит к имени Мухаммеда ад-Дарази (XI век), которого сами друзы считают отступником, предпочитая именоваться муваххидун (исповедующие единобожие). Учение друзов возникло в Египте при халифе Хакиме (правил в 996-1021 гг.), который объявил себя конечным воплощением божества. После исчезновения Хакима вера в его грядущее пришествие распространилась среди горцев Ливана и Сирии, где и сложилась друзская община. Главная заслуга в создании религиозной доктрины друзов принадлежит Хамзе Бен Али (ум. после 1042 г.). Друзы верят в единого Бога, многократно являвшегося в человеческом образе, и считают, что в земных событиях и исторических личностях отражаются высшие космические принципы. Души умерших друзов переселяются в тела рождающихся, а так как число душ постоянно, прием новых членов в общину невозможен. В настоящее время друзские общины существуют в Ливане, Сирии, Израиле, Иордании.

Ахмадия

Мусульманская община ахмадия была основана в Индии Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани (1835-1908). Его учение, изложенное в 80 трудах, опирается на Коран и суннитскую традицию и носит синкретический характер: оно обращено к мусульманам, христианам и представителям других религий. Согласно учению Гулама Ахмада, после смерти люди получают новые тела и души, в которых они пребывают вплоть до Судного дня, затем попадают в ад или рай. Адские мучения, однако, не обязательно вечны: раскаявшиеся грешники после длительного пребывания в аду могут переселиться в рай.

По представлению ахмадия, основатель общины Гулам Ахмад являлся носителем последнего божественного откровения (после Моисея и Христа), последним пророком, посланным Богом всему человечеству. Общины ахмадия распространены во многих странах мира, в том числе в Америке и Западной Европе, они активно пропагандируют свое учение и занимаются просветительской деятельностью. Однако Лига исламского мира объявила ахмадия течением, враждебным исламу.

Ваххабизм

Религиозно-политическое движение ваххабизм возникло в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1787). Стержнем его умения было представление о единобожии (таухид), согласно которому Аллах является единственным источником творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым и вводя различные новшества (бида), к числу которых относится и паломничество в Медину к гробу пророка. По мнению ваххабитов, необходимо очищение ислама, возврат к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т. д. Важное место отводится идее о джихаде против многобожников и мусульман, отступивших от принципов раннего ислама. В настоящее время ваххабизм — основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.

Суфизм

Хотя традиция приписывает аскетические настроения, положившие начало суфизму, некоторым сподвижникам Мухаммеда, начало формирования этого мистико-аскетического течения относится к середине VIII-началу IX века. Название суфизм (или тасаввуф) происходит от арабского слова суф — шерсть, поскольку грубый шерстяной плащ издавна считался атрибутом аскета-отшельника и мистика. Ранних суфийских подвижников и аскетов отличали строжайшее следование предписаниям Корана и сунне пророка в повседневной жизни, размышления над смыслом коранического текста, многократные дополнительные молитвы, бдения и посты, отрешение от всего мирского, благочестие в повседневной жизни, культ бедности, стойкое перенесение страданий и лишений. Нищенствующим аскетам, которых называли факирами или дервишами, подобало собирать милостыню только на один день, ибо запасаться деньгами или пищей впрок считалось нарушением этого принципа.

Суфийскому учению изначально был присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин. Мотивы бескорыстной любви к Богу, стремления сблизиться с ним стали характерной особенностью и отличительной чертой суфийской идеологии. Суфизм воспринял также элементы оккультных знаний: алхимии, физиогномики, науки о символике цифр и букв.

Согласно суфийскому учению, суфий должен последовательно пройти несколько стадий духовного совершенствования. Этот путь (шарика) мистического познания истины суфий может проделать только под руководством наставника, без которого начинающий суфий рискует потерять рассудок и здоровье. Ученик (мурид) должен беспрекословно подчиняться своему учителю (шайху, муршиду). Крупнейших суфийских учителей и подвижников, прославившихся своими глубокими познаниями и благочестием, стали именовать «святыми» или «божественными полюсами». Передача суфийского знания и «благодати» (барака) от шайха к муриду осуществлялась в процессе длительного обучения, по окончании которого ученик получал из рук учителя суфийское рубище (хирка), служившее своего рода дипломом и дававшее право на самостоятельную проповедь.

Число стадий в разных школах различно, но, как правило, выделяются три:

1. Шариат (закон) — благочестивая жизнь согласно общим для всех верующих предписаниям мусульманской религии; для суфиев эта стадия рассматривалась только как подготовка к мистическому пути.

2. Тарикат (дорога, путь) — добровольная бедность, отречение от мира и от своей воли; суфий должен всецело посвятить себя воле наставника и под его руководством упражняться в аскетизме и духовной жизни в дервишской общине или дома.

3. Хакикат (истина) — стадия постоянного лично-то общения с единым Богом, достигаемая лишь немногим и суфиями, способными находиться в состоянии фана (исчезновение, прекращение), то есть подавить в себе личную волю, мирские желания и, освободившись о I чувственного мира, пребывать в созерцании Бога.

Столпом, на котором зиждется весь мистический путь, считается зикр (упоминание) — многочасовое, систематическое произнесение имени Бога. Ритуал зикра предполагает освоение особых приемов (ритмичные движения, контроль за дыханием и пр.) с целью координирования движений тела с повторением (мысленно или вслух) формулы зикра. Различают громкий зикр (джали) и тихий (хафи). Цель зикра — вызвать у суфия состояние экстатического транса. Для быстрого вхождения в транс был разработан ряд технических приемов: многократное повторение имени Бога под музыку (обычно бубен, тамбурин, кларнет), коллективный экстатический танец, пение, смена ритма и частоты дыхания, положения тела.

Из ныне существующих суфийских братств наибольшим влиянием пользуются кадирийа и накшбандийа. Основание самого распространенного в мусульманском мире братства кадирийа связывают с именем знаменитого проповедника Абд аль-Кадира аль-Джилани (1077-1166), почитаемого как святого и чудотворца. Организационно это суннитское по своим взглядам братство оформилось к концу XIII века. Оно было популярно в Ираке, Сирии, Йемене, Ливане, Палестине, Египте, Западной Африке, Турции, Афганистане, Индии, Индонезии. Практика кадирийа характерна для мистицизма: руководитель (шайх) посвящал своих учеников в братство от имени патрона, а ученик давал при этом обет полного подчинения руководителю и, следовательно, патрону.

Накшбандийа — суфийское братство, строго суннитское по своим воззрениям, возникло в конце XIV века и получило название по имени Баха ад-дина Накшбанда (1318-1389), жившего в Бухаре. Это единственное братство, которое считало не только допустимым, но и обязательным вступать в контакт с властями, чтобы, «завоевав их души», влиять на политику. Начиная с XV века, накшбандийа постепенно превратилось в одно из самых распространенных братств, функционировавших на огромной территории от Каира и Боснии до Ганьсу и Суматры, и от Поволжья и Северного Кавказа до юга Индии и Хиджаза.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Основные течения в Исламе

В исламе выделяются
такие направления:

Шииты
(ар. шиа
группировка,
партия
)
считают, что должность халифа должна
передаваться только тем людям, которые
имеют родственные связи с Мухаммадом
и его кровными родственниками.

Сунниты
(люди Сунны
и согласия
)
в своих суждениях опираются на Коран и
Сунну. Если шииты ставят акценты на
жизни и родственных связях Мухаммада,
то сунниты акцентируют внимание на
священных текстах. Сунниты отвергают
идею посредничества между Аллахом и
людьми после смерти пророка Мухаммада,
через которого Бог дал человечеству
знание о Себе.

Шииты и сунниты
составляют большинство мусульман и
представляют собой две крупные, часто
борющиеся друг с другом группировки.
Разница между ними существенная. Так,
сунниты во всём ориентируются на тексты
Корана, Сунн и хадисов. Правовая система
в тех странах, где юридически закреплён
ислам суннитского толка, должна полностью
соответствовать нормам Корана. В
некоторой степени, при достаточно грубом
сравнении, сунниты имеют общие черты с
протестантами, которые пытаются во всём
следовать Библии, часто стремятся понять
её дословно, без учёта перевода Библии
с иврита или древнегреческого, и не
признают духовной власти Церкви. Шииты
же, хотя и признают незыблемость Корана,
считают, что истина передаётся от
человека, имеющего родственные связи
с Мухаммадом, а поэтому необходимо не
просто следовать текстам Корана, но и
учитывать мнение лица, обладающего
духовным авторитетом. Это даёт шиитам
некоторые преимущества. Так, в Иране на
практике очень редко встречается
многожёнство. Как правило, у мужчины в
жизни есть лишь одна женщина – его жена.
Что же касается 4-ой суры, 3-го аята, то
это место объясняется тем, что во время
войны многие мужчины погибают, а
оставшиеся в живых могут брать до 4-х
жён. Однако в повседневной культуре, в
мирное время многожёнство недопустимо
и унизительно для человеческого
достоинства. Также шииты допускают
возможность отмены смертной казни, если
родственники жертвы преступника прощают
его и не требуют кисаса. Вместе с тем
правовые поступки шиитов во многом
зависят от мнения одного человека –
халифа, на которого ложится огромная
духовная ответственность за людей,
столь внимательных к его речам. В принципе
любое духовное лицо в исламском мире
пользуется большим авторитетом, и в
случае сомнительных, двусмысленных
речей такого лица это может повлечь за
собой тяжкие последствия. Достаточно
вспомнить нашумевший скандал, связанный
с выступлением австралийского шейха
Таджа Дина
Хилали, который сказал о женщинах, головы
коих не покрыты платками, таким образом,
что многие мусульмане восприняли эту
речь как призыв к их осквернению. Конечно,
после жёсткой критики со стороны
австралийского правительства, Хилали
отметил, что он не имел в виду ничего
преступного, а «хотел защитить честь
женщин», только пресса акцентировала
внимание лишь на фрагменте его речи.
Это вполне возможно, однако общественность
поняла его однозначно. Глава
федеральной австралийской комиссии по
половой дискриминации Пру Говард
заявила, что слова проповедника можно
расценить как подстрекательство к
совершению преступлений. «Молодые
мужчины-мусульмане, которые будут
насиловать женщин, смогут цитировать
это в суде, смогут приводить в суде слова
этого человека, своего наставника», –
сказала она и отметила, что шейх Хилали
должен быть депортирован за подстрекательство
к изнасилованиям. В принципе, согласно
ряду коранических текстов, например
33-й суре 50 аяту, девушки и женщины
немусульманского вероисповедания,
действительно, не защищены от осквернения.
Хотя понятие невольница,
столь часто употребляемое в Коране,
можно трактовать как девушка
или женщина,
за которую её хозяин несёт духовную
ответственность. Это косвенно следует
из 24 суры 33 аята. Так или иначе, но
всякий человек должен понимать меру
ответственности за неверное истолкование
того или иного религиозного текста.

Классической
страной шиитского толка является Иран.
Сунниты не могут присутствовать даже
в составе парламента этой страны, хотя
данная привилегия есть у зороастрийце,
иудеев и христиан.

Помимо шиитов и
суннитов, в исламе существуют и иные
направления. Хариджиты
(вышедшие)
считают общину единоверцев воплощением
справедливости и настаивают на том, что
халиф должен избираться волей народа.
Также они обращают особое внимание на
моральные нормы, в частности, на социальную
справедливость. Хариджиты первоначально
были шиитами, однако во второй половине
VII
века отделились от них, или вышли
из них.

Мурджииты
утверждают, что нет смысла бороться за
власть, ибо только Аллах знает, кто её
достоин. Они полагают, что в аду муки
грешников не вечны – грехи искупаемы
страданиями в аду и заступничеством
Мухаммада и его сподвижников.

      1. Суфизм

Суфизм
(от арабского суф
шерсть).
На Востоке существует его иное название
Тасоввуф.
В исламе к суфизму относятся с определённой
настороженностью, порой, как к направлению,
чуждому для ислама. Многие представители
суфизма (например, Ибн-Мансур ал-Халладж,
Шихаб-ад-Дин Яхья) были казнены по
приговорам исламских судов. Надо
отметить, что суфизм складывался в
период, когда народы, покорённые
мусульманами, пытались отстаивать свои
религии, значительная часть клира
(служителей религиозного культа) которого
была казнена исламскими властями.
Вследствие такого противостояния часто
возникали течения, в которых старые
нормы, обычно зороастрийские, пытались
приспособить к исламским законам.
Некоторые такие течения были явно
еретическими, а иные вбирали в себя
философское наследие эллинизма,
мировоззренческие элементы зороастризма,
некоторые принципы христианства. До
монголо-татарского завоевания суфизм
относительно успешно развивался на
окраинах Арабского Халифата, например
в Хоросане, где мусульманам было сложно
контролировать всех жителей. Неудивительно,
что иногда форму суфизма принимали
немусульманские учения. Однако абсолютная
вера в единого Бога и следование законам
шариата указывала на то, что в целом
суфии были правоверными мусульманами.

Суфий – это
подвижник ислама, ведущий аскетический
образ жизни. Суфий должен быть человеком
скромным, стремящимся к независимости
от материальных благ и к высокой
духовности. Для соблюдения духовной
чистоты в суфизме выработана практика
муракаба,
в которой концентрируется внимание на
имени Бога. В ходе этой практики человек
приобретает самоконтроль, безмятежность
и способность к интуитивному и высшему
познанию. В суфийской философии Бог и
мир включены в единый миропорядок (амр),
в котором особое место отведено человеку.
Бог являет собой чистое бытие, и его
бытие осознаётся лишь на фоне небытия.
По мнению суфиев, важнейшим отличием
человека от мира животных является
способность к сознательному познанию
мира и самого себя. Именно человек есть
главный объект познания. Основной
трудностью для познания мира является
то, что человек большое внимание придаёт
идее «я», которая, в сущности, есть
иллюзия. Другой фактор, препятствующий
познанию мира, состоит в слабом выполнении
законов шариата. В суфизме выделяют
четыре формы познания:

1. Восприятие и
постижение явлений окружающего мира
посредством чувств и разума.

2. Интуитивное
познание, в котором главную роль играет
воображение.

3. Опыт пророков и
авторитетных лиц суфизма.

4. Высшее познание
– прямое переживание высшей реальности,
недоступной ни чувствам, ни интуиции.
Для этой формы познания необходима
длительная духовная работа. Познание
в такой форме выражается в Божественном
озарении. По мнению суфийских авторитетов,
наличие способности к такому переживанию
высшей реальности зависит не от самого
человека, а от Бога. Однако посредством
ряда приёмов процесс познания в четвёртой
форме можно ускорить. Приёмы ускорения
познания и очищения души могут быть в
виде танцев, декламации аятов. В ходе
этих практик происходит большой подъём
духа и выход на принципиально новый
уровень познания. Надо признать, что
танцы, как метод духовного познания,
признаётся далеко не всеми суфиями, а
те суфии, которые допускают танцы,
отмечают то, что ими могут заниматься
лишь духовно зрелые люди.

Этим формам
познания соответствуют и четыре этапа
познания. На первом этапе (шариат) человек
проявляет стремление познать Бога и
становится на путь истины. Данный этап
выражается в принятии законов шариата
как основы для устроения своей жизни.
На втором этапе (тарикат – путь) индивид
посредством аскетизма призван отречься
от своего «я» и всецело посвятить себя
служению Богу. Третий этап (марифат –
познание) характеризуется осознанием
тленности мира и вечности Бога, Которому
люди служат в разных религиях, даже если
и сами того до конца не осознают. На этой
стадии человек интуитивно чувствует
единство вселенной в Боге. Суфий,
достигший третьей стадии, называется
арифом
познавшим.
Четвёртая ступень, называемая хагигат
(истина), является завершающей. На этапе
хагигат суфий постигает истину, достигает
единства с Богом и растворяется в Нём.

Упрощённо объясняя
эти этапы, можно сказать так: человек,
постигая мир на начальном этапе,
приобретает знания из Предания или
путём логических доказательств, например,
такого теоретического подтверждения,
как то, что огонь обжигает. Далее человек
сам, обжигаясь от огня и видя результаты
его действия со стороны, получает знания
из собственного опыта. Наконец, человек
сгорает в огне, тем самым осуществляя
единение субъекта и объекта познания.

Одним из ярких
представителей суфизма является философ
Ибн ал Араби (1165-1240), долгое время живший
в мусульманской Испании. Он написал
крупный трактат «Мекканские откровения»,
в котором предлагает концепцию единобытия.
Согласно ей, существует три вида сущего:

  1. То, что существует
    само по себе и является источником всех
    вещей – Абсолютное Бытие, или Бог.

  2. То, что существует
    через Абсолютное Бытие и без Него,
    превращается в небытие – ограниченное
    бытие, или тварный чувственно постигаемый
    мир.

  3. То, что объединяет
    в себе оба предшествующих вида бытия
    – реальность реальностей (джинс
    ал-аджанс
    ).
    Последнее понятие выражает универсальность
    реальности. Это есть эйдосы мироздания,
    его аспект, умопостигаемый в идеях.
    Именно с помощью прообразов – эйдосов
    – Бог сотворил мир. Постижение эйдосов
    доступно лишь Совершенному Человеку.

studfiles.net

Исламизм — это религиозный фашизм?: anatoli_dubnov

Исламизм — это религиозный фашизм?

Анатолий Дубнов

Почему? Исламизм — это радикальное и реакционное течение ислама, которое является общим для многих исламских религиозно-фашистских течений, организаций, движений, идеологий, в общем интересов реакционной буржуа и феодалов, стремящихся реставрировать феодализм фашистской формы, что собой представляли средневековые исламские государства (например: Халифат).
Исламизм — это такая фашистская идеология, на равне с которой может сравняться воинственный сионизм и прочие христианские реакционные движения (Русская Православная Церковь, воинственные католики и т.д.).
Представители исламизма, в частности реакционное духовенство, реакционное буржуа, крупное буржуа, люмпен-пролетариат, помещики и феодалы, в большинстве своем мечтают про возрождение феодальной формации фашистской формы, что представляло собой Халифат или отдельные феодальные государства опять же фашистской формы. Исламисты крайне реакционно преследует и угнетают представителей любых других религий. Особенно среди исламистов наблюдается антисемитизм и иудофобия, и это выражено в притиснении евреев в мусульманских (исламских) странах. Эти притеснения выражены уничтожением еврейских общин, синагог, геноцидом в отношении еврейского народа и еврейских этнических групп. Критика исламистами Израиля, является выражением интересов исламистов, касающихся того, что исламисты стремятся реализовать свои антисемитские планы, а именно: уничтожение всех евреев.
Не стоит ставить равно между исламизмом и исламом, ведь исламизм — это составная всего ислама, а направления ислама, как того же христианства или иудаизма могут быть разными, как и интересы того, кто за ними скрывается (соответствующий социальный класс). Но в общем, исламизм — это не весь религиозный фашизм — это его разновидность.
Мы, революционные пролетарии, должны и обязаны противостоять исламистам и исламизму, как и любой другой фашистской «мрази» — радикальному выражению интересов буржуа и феодалов мусульманских стран мира, и не только радикальному выражению, но и любому буржуазному государству, буржуазной формации. Все исламисты должны быть физически уничтоженными, как и те формации, что являются почвой для их существования, и это уничтожение возможно только изнутри и только через пролетарскую революцию.

© Copyright: Анатолий Дубнов, 2013
Свидетельство о публикации №213041401704

anatoli-dubnov.livejournal.com

описание, особенности и интересные факты

Пожалуй, ни одна религия за свою историю не избежала раскола, приведшего к формированию новых течений внутри единого учения. Ислам не является исключением: в настоящее время насчитывается с полдесятка основных его направлений, возникших в разные эпохи и при разных обстоятельствах.

В VII веке два варианта учения раскололи ислам: шиизм и суннизм. Произошло это из-за противоречий в вопросе передачи верховной власти. Проблема возникла практически сразу после смерти пророка Мухаммеда, не оставившего никаких распоряжений на данный счёт.

Вопрос власти

Мухаммед считается последним из ниспосланных людям пророков, которые устанавливали связь между небом и землёй, Богом и человеком. Поскольку в раннем исламе светская власть была практически неотделима от религиозной, обе эти сферы регулировались одним человеком – пророком.

После смерти пророка община раскололась на несколько направлений, по-разному решавших вопрос передачи власти. Шиизм предлагал наследственный принцип. Суннизм – это право голоса общины, избиравшей религиозного и светского предводителя.

Шиизм

Шииты настаивали на том, что власть должна переходить по праву крови, поскольку только родственник может прикоснуться к благодати, ниспосланной на пророка. Представители течения избрали новым имамом двоюродного брата Мухаммеда, возлагая на него надежды по восстановлению справедливости в общине. Согласно легенде, Мухаммед назвал шиитами тех, кто последует за его братом.

Али ибн Абу Талиб правил всего пять лет и не смог за это время достичь заметных улучшений, поскольку верховную власть приходилось защищать и отстаивать. Однако в среде шиитов имам Али пользуется большим авторитетом и почётом: приверженцы направления добавляют в Коран суру, посвящённую пророку Мухаммеду и имаму Али («Два светила»). Одна из шиитских сект напрямую обожествляет Али, героя многих народных сказаний и песен.

Во что верят шииты

После убийства первого шиитского имама власть была передана сыновьям Али от дочери Мухаммеда. Их участь оказалась также трагической, однако они положили начало шиитской династии имамов, просуществовавшей до XII века.

Оппонент суннизма, шиизм, не имел политической власти, однако глубоко укоренился в духовной сфере. После исчезновения двенадцатого имама возникло учение о «сокрытом имаме», который вернётся на землю подобно Христу у православных.

В настоящее время шиизм является государственной религией Ирана – число последователей составляет примерно 90 % всего населения. В Ираке и Йемене примерно половина жителей придерживаются шиизма. Заметно влияние шиитов также и в Ливане.

Суннизм

Суннизм – это второй вариант разрешения вопроса власти в Исламе. Представители данного течения после смерти Мухаммеда настаивали на том, что управление как духовной, так и светской сферами жизни должно концентрироваться в руках уммы – религиозной общины, которая избирает из своего числа предводителя.

Суннитские улемы – хранители правоверия – отличаются ревностным следованием традициям, древним письменным источникам. Поэтому наряду с Кораном большое значение играет Сунна – свод текстов о жизни последнего пророка. На основе этих текстов первые улемы выработали свод правил, догматов, следование которым означает движение правильным путём. Суннизм – это религия книжной традиции и подчинения религиозной общине.

В настоящее время суннизм – наиболее распространённое течение ислама, охватывающее около 80 % всех мусульман.

Сунна

Что такое суннизм, проще будет понять, если разобраться в происхождении термина. Сунниты – это последователи Сунны.

Сунна дословно переводится как «образец», «пример» и полностью называется «Сунна посланника Аллаха». Это письменный текст, состоящий из рассказов о делах и словах Мухаммеда. Функционально он дополняет Коран, поскольку истинное значение Сунны – иллюстрация обычаев и традиций благородной старины. Суннизм – это как раз и есть следование благочестивым нормам, установленным древними текстами.

Сунна почитается в Исламе наряду с Кораном, её обучению отводится немаловажная роль в богословском воспитании. Шииты – единственные из мусульман — отрицают авторитет Сунны.

Течения суннизма

Уже в VIII веке разногласия в вопросах веры сформировали два направления суннизма: мурджииты и мутазилиты. В IX веке возникло также движение ханбалитов, отличавшееся неукоснительным следованием не только духу, но и букве религиозного предания. Ханбалиты устанавливали чёткие рамки дозволенного и недозволенного, а также полностью регламентировали жизнь мусульман. Таким образом они добивались чистоты веры.

Отложить до Судного дня

Мурджииты – «откладыватели» — не решали вопрос власти, а предлагали отложить его до встречи с Аллахом. Акцент последователи течения делали на искренность веры во Всевышнего, которая и является признаком истинного мусульманина. По их мнению, мусульманин остаётся им же даже после совершения греха, если он сохраняет чистую веру в Аллаха. Также его грех не вечен: он искупит его страданиями и покинет ад.

Первые шаги богословия

Мутазалиты – отделившиеся – возникли из движения мурджиитов и были первыми в процессе формирования исламского богословия. Основную массу последователей составляли хорошо образованные мусульмане.

Основной свой интерес мутазалиты сконцентрировали на разнице трактовок отдельных положений Корана, касающихся природы Бога и человека. Они занимались вопросом свободы воли человека и предопределением.

Для мутазилитов человек, совершивший тяжкий грех, находится в среднем состоянии – он и не правоверный, но и не неверный. Именно это умозаключение Васила ибн Ату, ученика известного в VIII веке богослова, считается началом формирования движения мутазилитов.

Суннизм и шиизм: различия

Основное различие шиитов и суннитов – это вопрос об источнике власти. Первые полагаются на авторитет осенённого божественной волей по праву родства, вторые – на традицию и решение общины. Для суннитов первостепенное значение имеет написанное в Коране, Сунне и некоторых других источниках. На их базе были сформулированы основные идейные принципы, верность которым означает следование истинной вере.

Шииты верят, что через имама свершается воля Бога, подобно тому как у католиков она персонифицируется в образе Папы Римского. Важно, что власть передаётся по наследству, поскольку лишь те, кто связан кровным родством с последним пророком Мухаммедом, несут на себе благословение Всевышнего. После исчезновения последнего имама власть была передана улемам – учёным и богословам, которые выступают как коллективный представитель пропавшего имама, ожидаемого шиитами подобно Христу у христиан.

Различие направлений проявляется также в том, что для шиитов светская и духовная власть не может быть разделена и концентрируется в руках одного лидера. Сунниты выступают за разделение духовной и политической сфер влияния.

Шииты отрицают авторитет первых трёх халифов – сподвижников Мухаммеда. Сунниты, со своей стороны, считают их за это еретиками, которые поклоняются двенадцати имамам, менее знакомым с пророком. Также существует положение исламского права, согласно которому лишь общее решение авторитетных лиц имеет решающее значение в религиозных вопросах. На этом и основываются сунниты, избирая верховного правителя голосованием общины.

Существует также разница в отправлении обрядов у шиитов и суннитов. Хотя молятся и те и другие по 5 раз на дню, однако положение рук у них различается. Также у шиитов, например, существует традиция самобичевания, не принятая у суннитов.

Суннизм и шиизм на сегодняшний день — наиболее распространённые течения ислама. Особняком стоит суфизм – система мистических и религиозных представлений, сформировавшаяся на основе аскетизма, отказа от мирской жизни и строгого следования заветам веры.

fb.ru

§ 2. Основные течения и направления в исламе. Исламоведение

§ 2. Основные течения и направления в исламе

Суннизм. На протяжении первых двух веков после Хиджры в результате религиозно-политической борьбы за власть и богословских дискуссий мусульманская община разделилась на, ряд течений и направлений. Большая часть мусульман сохранила приверженность принципам, изложенным в Писании Аллаха и разъяснённым в Сунне Пророка. Они стали именоваться Приверженцами Сунны и единой общины (ахль ас-суна ва-ль-джамаа). Из этого названия вытекают и главные положения данного направления: следование путём Пророка и отказ от раскольничества. Эта доктрина обеспечивала идеологическое единство приверженцев Сунны, которые понимали Священный Коран сообразно толкованиям Пророка и его сподвижников. Однако во второстепенных вопросах, связанных с практической стороной религии, между ними были определённые разногласия. В период возникновения религиозно-правовых учений (мазхабов) в среде приверженцев Сунны сформировались три основные школы: сторонники хадисов (ахль аль-хадис), сторонники умозаключений (асхаб ар-рай) и сторонники буквального понимания канонических текстов (ахль аз-захир).

Историческим центром первой школы была Медина, где находилась резиденция трёх праведных халифов и где проживало больше сподвижников, чем в других городах. Мнению мединских учёных отдавали предпочтение омейядские и многие аббасидские халифы. С увеличением политического и культурного влияния Багдада многие учёные Хиджаза по приглашению халифа Абу Джафара аль-Мансура поселились в Ираке. Постепенно ученики и последователи этой школы распространили свое влияние и на другие регионы мусульманского мира.

Ранние богословы Ирака не имели возможности находить ответы на многие правовые вопросы из Сунны Пророка, поскольку опирались только на дошедшие до них предания. Для решения возникавших вопросов они часто прибегали к суждению по аналогии и другим методам свободного суждения, и поэтому их стали называть сторонниками умозаключений. Наиболее яркими представителями этой школы были Абу Ханифа и его последователи. Коран и Сунна оставались для них главными источниками права, однако они придавали больше значения рассуждениям и логическим построениям, чем сторонники хадисов.

Противоположной точки зрения придерживались сторонники буквального понимания Корана и Сунны, которых называли захиритами. Первым богословом, который в правовой практике опирался исключительно на буквальное понимание текстов был Давуд бин Али аль-Асбахани (815–884), получивший известность как Давуд аз-Захири. Он родился в Багдаде и обучался у таких известных правоведов, как Абу Саур и Исхак бин Рахавейх. Поначалу Давуд придерживался мазхаба имама аш-Шафии, но потом выработал собственные религиозно-правовые принципы, сложившиеся как реакция на позицию сторонников умозаключений. Он не признавал суждение по аналогии, не углублялся в понимание канонических текстов, вследствие чего иногда выносил разные решения относительно схожих вопросов или наоборот. Последователи захиритской школы имелись как на востоке Халифата, так и на западе. В Андалусии жил известный правовед-захирит Ибн Хазм (994–1064). Однако после XV в. представители этой школы постепенно исчезли.

Возникновение и развитие шиизма. Несмотря на то что разногласия между мусульманами относительно верховной власти появились сразу после смерти Посланника Аллаха, избрание Абу Бакра в конце концов было единогласно одобрено всеми сподвижниками. Никто из мусульман не выступал с претензиями на власть в периоды правления Абу Бакра и Умара бин аль-Хаттаба. Однако в середине срока правления Усмана бин Аффана проблема верховной власти стала предметом серьёзных религиозно-политических разногласий.

Выходец из Йемена по имени Абдаллах бин Саба, прикрываясь любовью к семье Пророка, начал распространять идеи о преимущественном праве на власть Али бин Абу Талиба как ближайшего родственника Пророка. Пропагандистская деятельность его сторонников (сабаитов) пользовалась успехом в отдалённых областях Халифата (Ирак, Египет), где жители традиционно поддерживали наследственный принцип передачи власти. Этому во многом способствовал ряд религиозных решений и политических назначений халифа Усмана, вызвавших неодобрение отдельных групп мусульман. Сабаиты спланировали и осуществили убийство Усмана, но халиф Али после прихода к власти начал проводить жёсткую политику против всех, кто пытался спекулировать любовью к семье Пророка и вносил раскол в мусульманскую общину. Когда же группа сабаитов заявила о божественной природе халифа Али, он приказал сжечь их.

Дискуссии о верховной власти получили новый толчок после убийства Али в 661 г. и прихода к власти Омейядов. Борьба за переход власти к потомкам Али бин Абу Талиба носила политический характер, и между группами немногочисленных сторонников Алидов существовали большие разногласия. Они избирали своими имамами разных потомков сыновей Али — аль-Хасана и аль-Хусейна, несмотря на то что некоторые из них не поддерживали саму идею имамата в роду Пророка. Сторонников этой идеи называли шиитами (от араб. шиа — «партия», «приверженцы»), а само это направление получило названии шиизм.

В период правления Омейядов шиитское движение приобрело широкий размах. Это было вызвано, прежде всего, недовольством политикой халифов и неразрешённостью экономических и социальных проблем. Несправедливое отношение к принявшим ислам народам, жестокость некоторых наместников и другие причины побуждали многих мусульман связывать надежды на лучшее будущее с переходом власти к родственникам Пророка.

Поначалу на власть претендовали только потомки Али бин Абу Талиба. Но приблизительно в двадцатых годах VIII века шиитское движение фактически возглавили Аббасиды — потомки аль-Аббаса бин Абд-аль-Мутталиба, дяди Пророка Мухаммада. Некоторое время они не решались открыто говорить о своих претензиях на власть, опасаясь потерять своих сторонников. Однако в середине VIII века постоянные распри между Алидами и бездеятельность их лидеров позволили Аббасидам активизировать свою пропаганду. Центром аббасидского движения был Хорасан, где позиции Омейядов были довольно слабыми. Оттуда и началось восстание Абу Муслима, приведшее к свержению правящей династии и переходу власти к Аббасидам.

Сторонники Алидов не признали власти Аббасидов и продолжили политическую борьбу, однако их социальная база была значительно ослаблена. Многие противники Омейядов признали и поддержали власть Аббасидов. С тех пор шиитское движение объединяло только сторонников имамата в роду Али бин Абу Талиба, однако им так и не удалось выработать единой религиозно-политической системы.

Шииты распались на многочисленные общины, которые на протяжении всей истории ислама вели борьбу за передачу власти потомкам Пророка. В некоторых случаях эта борьба оказывалась успешной, и создавались шиитские государства. К таковым можно отнести государства Фатимидов в Северной Африке и Египте, Буидов в Иране, Хамданидов в Мосуле и Сирии, Сефевидов в Азербайджане.

В настоящее время большинство шиитов являются имамитами и приверженцами джафаритского мазхаба, лежащего в основе государственной правовой системы Ирана. Они признают верховную власть за двенадцатью имамами и ожидают возвращения последнего, «скрытого» имама аль-Махди. Шииты составляют большинство населения Ирана, многочисленные общины шиитов имеются в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне, Кувейте. Различные шиитские общины присутствуют практически во всех мусульманских странах. В России к шиитам относится часть проживающих здесь азербайджанцев.

Хариджизм и его современные проявления. Внутриполитический кризис, приведший к убийству халифа Усмана, положил начало расколу мусульманской общины на сторонников Али бин Абу Талиба и Муавии бин Абу Суфьяна. Последний был назначен наместником Шама ещё при Умаре бин аль-Хаттабе и пользовался там большим уважением. Он был родственником Усмана и после избрания Али халифом отказался присягать ему до тех пор, пока убийцы не будут наказаны.

В 657 г. при Сыффине между их сторонниками произошло крупное сражение, которое завершилось перемирием. Халиф Али согласился на третейский суд, что вызвало неудовольствие в лагере его сторонников, и тогда 12 тысяч воинов откололись от его армии и обосновались в местечке Харура (в двух милях от Куфы). Они упрекали халифа в том, что он отказался брать пленных и военные трофеи, а его согласие на третейский суд расценили как отказ от суда Всевышнего Аллаха. Их религиозные взгляды отличались крайней нетерпимостью к инакомыслию и требованием строгого исполнения законов Шариата в их собственном понимании. Эта группировка была названа хариджитами (араб. хаваридж — «выступающие», «мятежники») и впоследствии переросла в крупное религиозно-политическое движение.

В 658 г. между хариджитами и войсками халифа Али состоялось крупное сражение, завершившееся разгромом повстанцев. Однако они не прекратили борьбу, и в рамадане 661 г. хариджит по имени Абд-ар-Рахман бин Мулджам смертельно ранил Али бин Абу Талиба. На протяжении многих веков хариджиты оставались одним из главных факторов, дестабилизировавших внутриполитическую ситуацию в Халифате. Они совершали тяжкие преступления, убивали мирных мусульман только за то, что те не соглашались с их взглядами.

Хариджитское движение не было однородным; группы повстанцев действовали разрозненно и нередко расходились в основных вопросах веры. Их объединяло то, что они считали законным выступление против правителя, не выполняющего законы Аллахами объявляли мусульман неверующими за совершение тяжких грехов. Политическая раздробленность и неприязнь со стороны мирного населения значительно ослабляли их шансы на успех.

В центральных областях Халифата хариджиты вели ожесточённую борьбу с центральной властью, однако постоянные преследования вынудили многих из них бежать в отдалённые регионы. В середине VIII века приверженцам хариджитских группировок ибадитов и суфритов удалось создать в Северной Африке два государства. Вопреки хариджитской концепции власти, правители этих государств основали династии, которые просуществовали сравнительно недолго. В разное время умеренные группы хариджитов приходили к власти и в других мусульманских странах.

В настоящее время многочисленные общины ибадитов, придерживающихся умеренных взглядов, сохраняются в Алжире, Ливии и Омане. Однако в последние десятилетия в различных областях мусульманского мира возродились и получили распространение радикальные идеи хариджитов, прикрываемые призывом к очищению ислама от нововведений. Они были использованы различными экстремистскими группировками и положены в основу идеи о всемирном джихаде и воссоздании Халифата. К таким группировкам относится и «Партия освобождения» (Хизб ат-тахрир), деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена.

Спекулятивное богословие. Результатом дискуссий с представителями различных религиозно-политических группировок, а также немусульманских верований стало появление особого метода рассуждений, основанного на рациональной аргументации положений религии. Сторонники этого метода стали называться мутакаллимами, а их направление — каламом, то есть спекулятивным, умопостигаемым богословием.

Первоначально главными темами таких богословских диспутов были справедливость Аллаха и проблема зла, единство Аллаха и соотношение Его сущности и атрибутов, свобода воли и предопределение. Обосновывая свои взгляды, мутакаллимы опирались на логические аргументы, отдавая им предпочтение перед очевидным смыслом канонических текстов. В связи с этим они часто прибегали к рационалистической интерпретации Корана и хадисов, не ссылаясь на религиозные авторитеты.

Одним из первых представителей калама был аль-Джаад бин Дирхам (VIII в.), который выдвинул тезис о сотворении Корана и полностью отрицал, что Аллах обладает извечными атрибутами. Его идеи были развиты Джахмом бин Сафваном (ум. 746) и легли в основу джахмизма. Представители этого течения считали, что вера — это знание об Аллахе, а неверие — незнание о Нём. Они отрицали свободу выбора, атрибуты Аллаха и многие события, которые произойдут в последней жизни. Эти идеи не получили большого распространения, но методы, выработанные его основателями, были развиты другими школами калама.

Первым крупным направлением спекулятивного богословия был мутазилизм (от араб. итазаля — «обособиться», «отделиться»). Мутазилиты получили такое название в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри его учеников Васыла бин Аты (ум. 748) и Амра бин Убейда (ум. 761). Воззрения этой школы были окончательно сформированы Абу аль-Хузейлом аль-Алляфом (ум. 849).

Общественно-политические взгляды мутазилитов имели много общего схариджизмом: они считали дозволенным выступать против несправедливого правителя, если даже он является мусульманином, и казнить мусульман, не разделявших их воззрений. Ожесточённое противостояние между ними и сторонниками хадисов завершилось победой последних, после чего мутазилиты подверглись преследованиям, а их школа исчезла.

Некоторые теолого-философские доктрины мутазилитов были развиты последователями других школ калама — ашаритами и матуридитами. Их названия связаны с именами Абу аль-Хасана аль-Ашари (873–935) и Абу Мансура аль-Матуриди (ум. 944). Эти две школы имеют много общего и получили большое распространение в мусульманском мире. Их рационалистические установки сыграли большую роль в развитии мусульманского богословия и по сегодняшний день пользуются поддержкой учёных в ряде мусульманских стран.

Суфизм и суфийские тарикаты. Во второй половине VIII века в мусульманском мире началось формирование мистико-аскетического направления, которое стало известно как суфизм. Многие суфийские авторы связывают происхождение этого термина со словом сафа («чистота») или выражением ахль ас-суффа («люди навеса»), которое применялось по отношению к неимущим сподвижникам, проживавшим в мечети Пророка. Некоторые западноевропейские учёные полагали, что этот термин произошёл от греческого слова софиа, означающего «мудрость». Согласно самому распространённому мнению, суфии получили такое название, потому что носили грубые одежды из шерсти (араб. суф — «шерсть»).

В омейядский и ранний аббасидский периоды в мусульманском мире появились аскеты и подвижники, всецело посвящавшие себя поклонению и стремившиеся к духовному очищению путём отказа от земных благ. Распространение этого движения можно расценивать как результат влияния других вероисповеданий (в частности, христианского монашества) и реакцию против отступления многих мусульман от скромного образа жизни, характерного для периода сподвижников.

Однако термин «суфизм» возник не раньше первой половины IX века. В течение того же столетия велась активная разработка теории и практики суфизма. Большой вклад в это внесли Шакык аль-Балхи (ум. 810), аль-Харис аль-Мухасиби (ум. 857), аль-Джунейд аль-Багдади (ум. 910), Абу Язид аль-Бистами (ум. 875) и другие мистики. Большая заслуга в переосмыслении идей суфизма принадлежит Абу Хамиду аль-Газали (1058–1111). Оправдывая многие аспекты суфийской практики, он выступил против элементов пантеизма в идеологии отдельных мистиков.

В XII–XIII вв. суфизм превратился в важный элемент мусульманского общества в целом. В тот период начинают зарождаться суфийские ордены (тарикаты), которые обычно назывались по именам своих духовных учителей. Некоторым тарикатам удалось приобрести большое влияние не только на народные массы, но и на правителей, благодаря чему они получили большое распространение.

Важное место в суфийской теории и практике занимает почитание духовных наставников — муршидов. От их учеников (мюридов) требуется выполнение нелёгких требований аскетической этики и практики при беспрекословном повиновении муршиду. Наиболее авторитетных суфийских шейхов называют «угодниками» (вали), а вершину духовной иерархии занимают «божественные полюса» (кутб). Шейхам приписываются непогрешимость, способность к сверхъестественным поступкам (карамат), толкованию «скрытого» смысла канонических текстов, непосредственному контакту с Аллахом и т. п. Их захоронения являются объектами паломничества, где их почитатели испрашивают благодать (баракят) и ищут исцеления.

С самого появления суфизм выступал как крайне неоднородное направление, объединяющее как умеренные, так и «крайние» группировки. Богословско-философские и общественно-политические взгляды суфийских тарикатов сильно разнятся. Они развивались под влиянием различных социально-политических условий, в ходе непрекращающегося противостояния со сторонниками хадисов и различными школами калама.

В современном мире позиции суфийских тарикатов значительно ослаблены, что отчасти связано с секуляризацией обществ и изменением хозяйственных отношений. Тем не менее суфийские шейхи сохраняют авторитет и влияние в ряде стран Северной Африки, Центральной Азии, Пакистане, Индии и т. д. В России многочисленные последователи ряда тарикатов (накшбандийя, шазилийя, кадирийя, сухравардийя и других) имеются на Северном Кавказе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

фото, признаки, отличия от настоящих мусульман

В настоящее время в мире (особенно в России) в обществе особую остроту имеют проблемы, связанные с ростом религиозного экстремизма, в частности исламского. В общественном сознании исламский экстремизм прочно ассоциируется с ваххабизмом. В то же время некоторая часть мусульман считает последователей данного религиозного течения борцами за очищение ислама. Кто такой ваххабит? В чем отличие их от мусульман? Какова их идеология? Обо всем этом будет рассказываться в данной статье.

Кто они такие?

В первую очередь рассмотрим, кто же такие ваххабиты. К ним причисляются последователи ваххабизма – особого течения в Исламе. Они допускают альтернативные толкования Корана и хадисов. Термин «ваххабизм» был введен в оборот в XVIII веке противниками проповедника Мухаммада ибн Абдуль Вахаба. Его идеи о модернизации Ислама были объявлены неверными. Он сам был объявлен чуть ли не сумасшедшим.
В настоящее время термин «ваххабизм» имеет множество толкований. Так, представители христианства и атеисты часто ассоциируют ваххабитов с террористами. Люди, не разбирающиеся в направлениях ислама, могут посчитать таковым любого мусульманина, имеющего бороду.

Кто такие ваххабиты в исламе? Для последователей традиционного ислама ваххабитом является тот, кто придерживается иного толкования религии. Таким образом, современное толкование намного шире и включает в себя всех мусульман, придерживающихся альтернативного толкования Ислама. Ваххабитами называют как действительных экстремистов, так и суннитов. Для того чтобы понять, кто такой ваххабит на самом деле, необходимо знать историю возникновения данного религиозного течения.

Возникновение

Основоположником данного религиозного течения является проповедник Мухаммад Абдель Ваххаб, который во второй половине XVIII века являлся лидером повстанческого движения на Аравийском полуострове за независимость от власти Османской империи. В качестве идеологической основы национально-освободительного движения использовались лозунги о необходимости борьбы за очищение ислама от нововведений. В основе идей Мухаммада Абдель Ваххаба было отрицание турецкого султана как верховного правителя всех мусульман. Таким образом, для обоснования национально-освободительной борьбы использовались религиозные лозунги, как это обычно и происходит до сих пор. В начале XIX века освободительное движение в Аравии было подавлено войсками турецкого султана. Некоторое время про ваххабитов никто ничего не слышал. Через сто пятьдесят лет их лозунги были вновь подняты молодым лидером Аль Саудом Абдельазизом, создателем королевства Саудовская Аравия. С открытием на территории Саудовской Аравии огромных нефтяных месторождений для распространения ваххабизма по всему исламскому миру появилась мощная финансовая подпитка.

История развития

Ваххабизм как идеологическое течение в исламе тесно связан с Саудовской Аравией и используется ее правящими кругами в достижении внешнеполитических целей получения господства в исламском мире. Но все же многие считают, что эти люди – не мусульмане. Ваххабиты стремятся очистить ислам, но методы, которые они применяют для этого, не поддерживаются священным Кораном.

В результате Арабо-израильской войны 1973 года произошло стремительное увеличение цен на нефть, что обусловило рост богатства правящей верхушки Саудовской Аравии. В Джидде создаются Организация исламская конференция и Исламский банк развития, которые стали мощным инструментом распространения саудовского влияния в мусульманских странах.

Ваххабиты в США

Ваххабизм также использовался США как идейная база противодействия вводу советских войск в Афганистан в 1979 году. Саудовская Аравия, США и Пакистан способствовали распространению его идей для организации джихада с целью борьбы с советским присутствием в Афганистане. Побочным эффектом этой политики стало появление хорошо обученных, имевших мощную идеологическую мотивацию многочисленных исламских боевиков, которые после афганской войны перешли к конфронтации с США и их союзниками. Именно в это время руками США была создана организация «Аль-Каида» под руководством Усамы бен Ладена, деятельность которой затем надолго стала для США одной из основных угроз.

Усилению этого религоозного течения и его распространению способствовало присвоение королем Саудовской Аравии Фахдом титула «Хранителя двух святынь» (Мекки и Медины). Тем самым ваххабизм как официальная религия Саудовской Аравии присвоил власть над главными святынями ислама.

«Ваххабит» – слово не ругательное, как многие привыкли думать. Этот термин образовался в результате исторических событий.

Что происходит сегодня?

В настоящее время ваххабиты в мире ислама составляют около одного процента мусульман. Центрами являются Саудовская Аравия и Катар. Также эти идеи составили идеологическую основу движения «Талибан» в Афганистане. Ваххабизм также принимался многими исламскими радикалами просто по факту готовности идти на войну с «неверными». Таким образом, это идеологическое течение с конца XX века стало прочно ассоциироваться с исламским терроризмом. Кто такой ваххабит на самом деле и чем он отличается от традиционного мусульманина?

Отличия ваххабитов от мусульман

Рассмотрим основные особенности этого течения и его отличия от иных направлений ислама.

  1. Последователи ваххабизма буквально трактуют Коран, не учитывая социально-политическую обстановку в Аравии во времена пророка Мухаммеда. Аллах воспринимается в качестве физического лица, имеющего возможность свободного перемещения, однако Его облик остается тайной, ибо Он не похож ни на кого и ни на что. Отличия ваххабитов от мусульман проявляются еще и в том, что первые крайне враждебно относятся к культурным ценностям.
  2. В качестве основы вероучения ваххабитами признаются только сборники хадисов Бухари и Муслима и полностью отрицаются иные религиозно-правовые школы. Также у них считается язычеством непосредственная просьба к Аллаху («тавассуль»). Нежелательным считается посещение могил сподвижников Мухаммеда и иных исламских праведников. Убитые ваххабиты, по мнению своих же, также не заслуживают того, чтобы их похоронили по всем мусульманским традициям.
  3. Ваххабиты отрицают поклонение усопшим и просто маниакально борются с могилами предков (разрушают их, запрещают делать надписи и ставить памятники). Они отчаянно ведут ожесточенную борьбу с историческим прошлым народов, стремятся разрушать святыни и памятники культуры. Тем самым они отрицают национальную принадлежность, стремясь к созданию новой исторической общности мусульман. Их политические и религиозные воззрения отличаются крайней степенью радикализма. Неприятие всех людей, не принимающих их взглядов и их культуры и мировоззрения, – главные признаки ваххабита.
  4. Также для последователей данного течения характерно крайнее неприятие немусульман, которых разрешается убивать и вести с ними войну (джихад). Ваххабиты, убивающие людей других вероисповеданий, – явление, которое встречается довольно-таки часто в мусульманских странах. Война против «неверных» считается священным делом любого правоверного мусульманина. При этом отрицаются национальные границы. Все мусульмане, служащие в органах государственной власти, армии и полиции стран, не являющихся государствами, где ислам признан в качестве официальной религии, признаются вероотступниками. Крайне жестокие люди ваххабиты. Фото не может передать те негативные эмоции, которые живут в их сердцах.
  5. Ваххабитами не признаются государственные законы, решения светских судов, кроме шариатского. Также ваххабиты отрицают другие течения в исламе (суннитов и шиитов). Террористическая деятельность во имя интересов ислама (в том числе самопожертвование) считается оправданной и пропагандируется. При этом последователи ваххабизма отрицают его наличие, ибо для них их религиозные взгляды являются единственно верными.
  6. Кто такой ваххабит и какова цель его идеологии? Целью этих людей является создание единого исламского государства (халифата), функционирующего на основе законов шариата. Подразумевается при этом, что халифат будет создан на основе главенствующей роли Саудовской Аравии и Катара, чья правящая верхушка займет исключительное положение. Догмы ваххабизма часто меняются в зависимости от политических целей основных идеологов. При этом неизменной остается общая воинственная направленность и отрицание диалога с представителями других религий.
  7. Как отличить ваххабита от обычного преступника? Благодаря общности ваххабизма с воровскими понятиями эти идеи легко воспринимаются членами всевозможных преступных организаций. Основной чертой остается крайний радикализм по отношению не только к лицам, относящимся к другим религиям, но и к мусульманам – последователям других направлений в исламе. С ними должна вестись непримиримая борьба до полного их уничтожения. Ваххабиты не ассоциируют себя как часть народа, к которому они принадлежат. Национальная принадлежность ими отрицается. Главное – следование законам и традициям ислама в их понимании.

Ваххабизм в России

На территории Российской Федерации ваххабизм получил распространение преимущественно на Северном Кавказе (в Дагестане, Карачаево-Черкесии). Причиной этого является наличие в данных регионах многочисленных социально-экономических проблем (безработицы, бедности, коррупции в органах власти и правоохранительных органах). Ваххабиты Дагестана – это те люди, которые не нашли поддержки в решении своих проблем или посчитали себя ущемленными органами власти и представителями правоохранительных органов и в результате попали под влияние исламских радикалов. Распространению ваххабитских идей способствует деятельность эмиссаров из-за рубежа (в первую очередь из Саудовской Аравии, Иордании и Пакистана), целью которых является отторжение Северного Кавказа от России и создание халифата. Их агитационной деятельности в конце 90-х годов XX века способствовали слабость государства и две чеченские войны. Распространению радикальных течений в исламе способствует религиозная неграмотность населения, особенно молодежи, исторические обиды (память о кавказских войнах, депортациях).

Причины ослабления влияния ваххабизма

До недавнего времени государство не могло противопоставить распространению экстремистских идей грамотно выстроенную национальную политику. В настоящее время по мере укрепления государственной власти, постепенного решения социально-экономических проблем, борьбы с коррупцией в органах власти, ограничения деятельности всевозможных неправительственных международных некоммерческих организаций влияние ваххабитов в регионе Северного Кавказа падает.

Внешние признаки

  1. Характерной внешностью выделяются ваххабиты. Фото указывает на неотъемлемый атрибут их внешности — бороду. Она, по мнению последователей ваххабизма, представляет собой обязательный признак мужчины. Однако в целях маскировки допускается коротко обстричь или вообще сбрить бороду. Для того чтобы не оказаться в поле зрения правоохранительных органов, ваххабиты пытаются маскироваться и не отличаться от основной массы мусульман. Их пропаганда часто носит скрытый характер. Подход с целью вербовки осуществляется после тщательного изучения кандидатов. В настоящее время центр усилий перенесен на работу с мусульманской молодежью. При этом используются неграмотность, незрелость, склонность к максимализму у молодых людей.
  2. Также внешними признаками, по которым можно отличить ваххабитов, является ношение укороченных брюк (выше щиколотки), наголо выбритая голова. Они также могут носить национальную одежду, принятую в арабских странах.
  3. Также существуют отличия в практике исполнения религиозных обрядов. Ваххабиты, будучи в мечети, не надевают на голову тюбетейку и не пользуются четками, что отличает их от обычных верующих.
  4. Ваххабиты ревностно следят за тем, чтобы их жены полностью закрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза. Также последователи радикального ислама положительно отзываются о порядках и государственном строе Саудовской Аравии и в последнее время террористического государства (ИГИЛ), запрещенного на территории Российской Федерации. Их пропагандистская литература часто не имеет выходных данных или выходит под эгидой следующих издательских домов: «Бадр», «Умма», «Тауба», «Фажруль-Исламийа (Фаджр)», «Ибрагим бин Абдуль-Азиз аль-Ибрагим», «Сантлада».

В последнее время ваххабиты часто называют себя салафитами.

Вывод

Ваххабизм как религиозное течение внутри ислама получил развитие в XVI веке и связан с комплексом внутренних социально-политических противоречий в Аравии, в частности с борьбой с господством Османской империи. Первоначально это носило национально-освободительные черты, а затем, под влиянием идей господства в исламском мире, появившихся среди правящей верхушки Саудовской Аравии, а также под влиянием внешних сил (США) ваххабизм принял радикальный характер. Для него свойственны неприятие всех направлений ислама, идущих вразрез с его идеологическими принципами, а также декларирование борьбы с «неверными» как священной обязанности каждого мусульманина. Движение в его современной форме представляет безусловную опасность для государственного строя Российской Федерации, поскольку несет угрозу целостности страны (отторжение Северного Кавказа, иных территорий с преобладающим мусульманским населением).

Следует понимать, что ваххабизм не является религиозным течением, характерным для российских мусульман, а был привнесен извне и является попыткой внешних сил дестабилизировать политическую ситуацию в стране. Борьба с радикализмом должна включать в себя устранение причин, способствующих неприятию власти со стороны населения, проведению широкой просветительской деятельности, в первую очередь среди молодежи, которая наиболее восприимчива к воздействию чуждой нормам традиционного ислама религиозной пропаганды. Наряду с этим, соответствующим государственным органам необходимо отслеживать деятельность разного рода неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа, осуществляющих пропаганду чуждых традициям России ценностей.

fb.ru

направления суннизма в исламе, краткая история возникновения, численность в мире и в России

Ислам – сравнительно молодая религия, во всяком случае, он возник позже христианства и, тем более, буддизма. Однако именно ислам на протяжении веков  в процессе распространения и развития подвергался серьезным испытаниям.

Прежде всего, речь идет о фундаментальном расколе самого учения, в результате чего возникло множество отдельных направлений. О том, что существуют сунниты и шииты, сегодня, благодаря интернету и СМИ, знает каждый. Но кто такие сунниты, в чем их разница с шиитами и почему эта ветвь ислама считается доминирующей – в силу своей распространенности или чего-то еще?

Краткая история возникновения суннизма

Сунниты называют себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», что в переводе означает «наследование пути пророка и миссия его последователей». Такое сложное название можно объяснить, однако об этом течении кратко никак не расскажешь. Главенствующее слово в этом определении – «сунна», именно оно и дало название религиозному течению. В переводе с арабского «сунна» – это дорога, путь.

Путь суннитов действительно был миссионерским и нелегким. Ислам возник в 7 столетии и начал довольно быстро распространяться в арабских странах. При пророке Мухаммеде (с.а.в.) исламская община выглядела цельной, однако раскол в ней произошел в 656 году, после того, как был убит праведный халиф Абу Амр Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши – третий Праведный халиф.

После того как Халифат начал расширяться, раскол стал еще более заметным, поскольку отдельные группы старались вернуть ислам к истокам. В результате повсеместно начали возникать секты и радикальные течения. Всему этому пытались противостоять люди, придерживающиеся некоего либерального взгляда на ислам.

Сторонниками умеренности были исламский богослов Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, богослов Абу Имран Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи и другие, не менее уважаемые последователи исламских традиций. Так началась история суннитов, которая разделила весь исламский мир на два основных лагеря и на множество побочных течений.

Одним из первых убежденных последователей суннизма стал богослов Хасан аль-Басри, родившийся и выросший в Саудовской Аравии, который смог выстроить все суннитские взгляды в стройную систему религиозных положений. Он предложил запретить поддержку той власти, которая поступает вразрез с учением Корана.

Свое предложение он внес на основании хадиса Пророка, где тот призывал не подчиняться людей, склоняющих к греху, противному самому Аллаху. Дело в том, что сунниты изначально считали Сунну и Коран основополагающими принципами мусульманской веры. Аль-Басри призывал к смирению, выступал против радикализма и считал, что сопротивление должно быть пассивным.

Этот же богослов обозначил для своих последователей путь, который основывается на безграничной вере без сопротивления и самостоятельности. Именно таким, в его представлениях, и был изначально ислам. Призыв оказался очень привлекательным, после чего суннизм начал повсеместно распространяться.

Спустя некоторое время другой богослов АбуБакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри вел термин «ахль аль-сунна». Это понятие стало общим для подавляющей части мусульманского общества, которое отвергало любые проявления сектантства. В исламе сунниты отказались от различных религиозных новшеств, сохраняя единство общины. Они и сегодня придерживаются мнения, что еще пророк Мухаммед (с.а.в.) предсказал появление различных сект и предостерегал от расколов. Согласно преданию, Пророк говорил о том, что среди множества мусульман будет только одна истинная группа спасенных в Аллахе, которые и пойдут по пути Корана.

Суннитам идейно противостояли не только шииты, но и представители других богословских школ. Полемика осуществлялась на протяжении всех веков существования мусульманства. Однако на базе этих споров суннитские убеждения лишь четко сформировались и окрепли. Возникли несколько философских школ, каждая из которых поддерживает идеи суннизма.

Религиозные направления и принципы веры

Современный, как и традиционный, суннизм представляет собой религиозное течение, построенное на полном подчинении общине и положениям сунны и Корана. На сегодняшний день сунниты – это подавляющая часть правоверных мусульман во всем мире. Лишь в некоторых странах шииты занимают преобладающее положение (Азербайджан, Иран, Бахрейн, Ливан и т.д.).

Принципы течения были сформированы еще в средних веках, на этапе становления учения. С тех пор они не изменились. Основными положениями суннизма являются признания:

  1. Законности правления халифов.
  2. Подлинности шести сводов хадисов.
  3. Догматических школ.
  4. Школ шариатского права — мазхабов.

Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али были первыми четырьмя правителями, которые правили Великим Халифатом. Сунниты считают, что вся верховная власть должна быть сосредоточена в руках халифов, избираемых общиной.

Как известно, мусульмане суннитского толка утверждают, что ислам держится на пяти столпах и двух основах – Коране и Сунне, которая представляет собой свод хадисов – это рассказы о пророке Мухаммеде. О его поступках и словах, касающихся жизни общины в правовом, социальном или религиозном разрезе.

Изначально такие предания распространялись только в устной форме – их рассказывали друг другу, не записывая. Составление письменных хадисов началось позже, в период раннего возникновения суннизма. А основные своды правил на основе хадисов появились не менее чем через 200 лет после кончины Пророка.

Все эти правила были объединены в шесть сборников, имеющих общее название Кутуб ас-Ситта. Однако нужно заметить, что религиозные и богословские разногласия настолько велики, что даже в этом вопросе взгляды исследователей относительно деяний Пророка и всего ислама не всегда сходятся. Не все хадисы, включенные в этот сборник, признаются достоверными.

На сегодняшний день известны три догматические школы. К ним относятся:

  • асариты;
  • ашариты;
  • матуридиты.

Асариты придерживаются жестких традиций в толковании Священных писаний. Для них невозможной считается сама мысль о том, что Коран можно трактовать как-либо иносказательно. Если какие-либо положения в них остаются неясными, то асариты и не стремятся вникнуть в их смысл. При этом они не воспринимают их и буквально.

Если какое-либо место в Сунне, либо Коране остается для них не слишком ясным, они не объясняют его и не ищут какой-то отдельный смысл в сообщении, оставляя это на усмотрение Аллаха. В глазах асаритов Всевышнему ведомо все, а что касается людей, они должны просто воспринимать откровения как данность.

Ашаризм – второе направление суннизма, оно несколько отходит от тех взглядов, которые исповедуют асариты. Ашариты полагают, что религиозным догмам не стоит следовать бездумно, а подход толкования их истинности вполне рационален. При этом они считают, что между различными явлениями не может быть причинно-следственной связи. В отличие от асаритов, они не признают авторитаризм в вере, подходя к религиозным положениям философски и стараясь их осмысливать.

Матуридиты во многом сходны по взглядам с ашаритами. Это течение сформировалось позже остальных. Основоположником его является Абу Мансур аль-Матуриди, который призывал разумно относиться к различным явлениям и осмысливать их. Однако матуридиты, как и асариты, считают, что повеления Аллаха нельзя рационализировать и нужно покоряться им без раздумий.

Еще один принцип суннитского учения – это наличие четырех богословско-правовых школ. Это так называемые мазхабы:

  • шафиитский;
  • ханбалитский;
  • маликитский;
  • ханафитский.

Каждый из них опирается на догмы Корана и Сунны, однако ханбалитский мазхаб жестко стоит на позициях непринятии нововведений в исламе, а источником права здесь помимо священных книг являются еще и решения сподвижников Пророка.

Ханафитский же мазхаб признает кроме Сунны, Корана и решений сподвижников еще и местные обычаи. Так, многие сунниты, проживающие в России (в основном на Северном Кавказе), являются ханафитами – это абазины, черкесы, ногайцы, кабардинцы, башкиры, татары.

Причины разногласий между шиитами и суннитами

Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.

Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.

По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.

Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).

Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.

О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.

Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.

tanci-kavkaza.ru