Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой – Основные типы государств в мировой экономике. Страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой | Учеба-Легко.РФ

экономически развитые страны и развивающиеся страны

Современные государства принято подразделять на развитые и развивающиеся. Первые традиционно рассматриваются как лидеры мировой экономики, вторые — как те, что, возможно, будут когда-то претендовать на соответствующий статус. Но каковы же критерии разграничения государств на развитые и развивающиеся? За счет чего возможно сокращение отставания одних стран от других?

Принципы экономической классификации стран

Итак, современные экономисты выделяют развитые страны и развивающиеся страны. Исходя из каких критериев допустима данная классификация? Подобная схема была введена в оборот экономическим и социальным советом ООН. Основной критерий, предложенный экспертами данной организации, — степень соответствия национальной экономики того или иного государства рыночным критериям и финансовым показателям: ВВП на душу населения, уровень технологичности отраслей, качество социальных институтов и т. д. Есть методология МВф, в соответствии с которой рассматриваемая классификация стран («развитые и развивающиеся») не используется, вместо нее практикуется отнесение государств к передовым и тем, что не подпадают под данную категорию.

Есть сферы, характеристики которых не позволяют отдать каким-либо государствам лидерство. Например, многие демографические проблемы развитых и развивающихся стран совпадают. Схожим образом дело обстоит также с климатическими ресурсами, экологией — далеко не всегда в развитых государствах положение дел в данных сферах лучше, чем в развивающихся.

Развитые страны

Сейчас к развитым принято относить государства Западной Европы, США, Канаду, Израиль, азиатские страны — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Данные государства имеют ВВП на душу населения не менее 30 тыс. долларов, устойчивую экономику, высокий уровень развитости социальных институтов. Лидирующими в экономическом и политическом плане принято называть страны «Большой семерки» — США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду и Японию. На долю государств G7 приходится около 50% мирового ВВП.

Специфика развитых экономик

Развитые страны и развивающиеся страны различаются, прежде всего, макроэкономическими показателями. За счет чего государствам первого типа удается быть лидерами? По одной из распространенных версий, показатели ВВП в развитых государствах выше, чем в развивающихся, в силу двух основных причин: доступности капитала (который можно инвестировать в различные отрасли и тем самым способствовать росту экономики), а также открытости рынка (благодаря чему тот или иной хозяйственный сегмент имеет необходимый потребительский спрос).

Фактическая структура экономик развитых стран, как отмечают некоторые исследователи, вовсе не обязательно может предполагать диверсифицированность. Так, например, в структуре ВВП Норвегии прослеживается сильная зависимость от экспорта нефти. Однако чрезмерный акцент в развитии экономики на соответствующем секторе в Норвегии — не проблема в связи с постоянством рынков сбыта, а также по причине наличия у страны очень больших резервов.

Роль транснациональных корпораций

Значимое отличие развитых стран от развивающихся в том, что в государствах первого типа ведущую роль играют транснациональные корпорации. Собственно, во многом именно их активность предопределяет открытость внешних рынков для стран соответствующей категории. Развивающиеся государства не всегда обладают данным ресурсом. Другое отличие развитых стран от развивающихся — в важности роли малых и средних предприятий. Небольшие компании — это, во-первых, снижение социальной нагрузки на государство (граждане трудоустраивают сами себя посредством открытия бизнеса, а также берут на работу других), во-вторых, это дополнительный ресурс для сбора налогов.

Значимость социальных институтов

Развитые страны и развивающиеся страны различаются также на уровне социальных институтов — права, государственного управления, образования. В государствах первого типа, как правило, внедрена в достаточной мере эффективная система законодательства, оптимально сочетающая в себе необходимые бюрократические механизмы и свободу бизнесов от лишних формальностей. В системе государственного управления большое внимание уделяется внедрению демократических институтов — причем акцент делается на развитии соответствующих инициатив на местном, локальном уровне, а не на общенациональном. Важнейшее условие для поддержания государством статуса развитого — конкурентоспособная система образования. Ее наличие предопределяет формирование лучших кадров, которые смогут принимать непосредственное участие в модернизации экономики и поддержании ее высокоразвитого статуса.

Роль государства в развитых экономиках

Выше мы отметили, что развитые страны и развивающиеся страны различаются тем, что в первых — большой процент частных бизнесов. Вместе с тем в большинстве стран соответствующего типа крайне значимую роль играют правительственные институты, осуществляющие необходимое хозяйственное регулирование. Основная цель подобных активностей властей — формирование оптимальных условий для товарно-денежных коммуникаций бизнесов как внутри государства, так и с его торговыми партнерами. Правительство может регулировать экономику посредством собственного участия в хозяйственных процессах посредством госпредприятий либо реализовывать те или иные законотворческие инициативы.

Либерализация развитых экономик

Важнейший признак хозяйственной системы развитого государства — открытость внешним рынкам. В этом прослеживается либеральный подход к организации экономической системы в большинстве стран соответствующего типа. Однако страна должна быть готовой к активным коммуникациям на внешних рынках, особенно в аспекте конкурентоспособности товаров, выпускаемых национальными предприятиями.

Влияние глобализации на развитые и развивающиеся страны в этом смысле может быть несхожим. Государства первого типа, как правило, адаптированы к конкурентным условиям глобального рынка, и потому могут чувствовать себя достаточно комфортно в условиях, когда экономика должна постоянно совершенствоваться с тем, чтобы предлагать лучшие продукты и сервисы. Развивающиеся страны в силу возможного дефицита капитала и — как результат — уровня технологичности производств не всегда способны выдерживать конкуренцию на внешних рынках.

Развивающиеся страны

Специалисты выделяют порядка 100 государств, которые можно отнести к соответствующей категории. Есть большое количество критериев, по которым та или иная страна может быть определена как развивающаяся. Отметим, что данный термин может предполагать дополнительные основания для классификации. Например, среди развивающихся выделяют страны с переходной экономикой — те, в которых долгое время хозяйственная система развивалась по принципам социализма. К таким государствам относится Россия. Достаточно сложно классифицировать в соответствии с отмеченным критерием Китай. Дело в том, что в КНР — коммунистическом государстве — соседствуют элементы как рыночной экономики, так и командно-административной.

Одним из критериев отнесения страны к развивающимся можно отнести тот же уровень ВВП на душу населения. Однако не все экономисты считают его корректным. Дело в том, что в некоторых ближневосточных странах — например, в Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне — ВВП на душу населения даже больше, чем в самых развитых европейских государствах. Однако данные страны, тем не менее, классифицируются как развивающиеся. Поэтому многие эксперты предпочитают иные критерии, позволяющие разграничивать экономически развитые и развивающиеся страны.

В числе распространенных оснований — уровень развитости социальных институтов. Данный фактор, полагают экономисты, может предопределять устойчивость, в свою очередь, экономической системы государства. То есть, например, при неэффективном политическом управлении страной и низком качестве законодательного регулирования высокий ВВП государства вполне может снизиться в силу влияния тех или иных факторов (противодействовать которым вполне можно было бы в случае выстраивания сильных социальных институтов).

Некоторые экономисты считают, что хозяйственная система государства должна пусть и не быть диверсифицированной, но все же — весьма желательно — базироваться хотя бы на нескольких ведущих отраслях. Например, в экономике некоторых ближневосточных стран до сих пор играет важнейшую роль нефтяной сектор, что дает повод исследователям не относить их к категории развитых.

Критерии отнесения России к развивающимся странам

Исходя из каких критериев к развивающимся государствам относится РФ? В данном случае можно говорить о недостаточном соответствии нашей страны развитым по уровню ВВП на душу населения. Сейчас он составляет порядка 24 тыс. долларов — по паритету покупательной способности. Необходимо хотя бы 30 тыс. для соответствия статусу развитой страны по данному критерию.

Что касается социальных институтов, подходы к оценке их российского варианта сильно разнятся. Есть исследователи, которые считают, что государственная и правовая системы РФ нуждаются в скорейшей модернизации. Другие эксперты полагают, что российская схема законодательного регулирования экономики оптимальна для государства — с учетом его исторических и культурных особенностей. То есть простое копирование образцов правовых систем развитых стран может быть неэффективным.

С точки зрения роли в экономике малых и средних предприятий показатели РФ объективно также менее выдающиеся, чем те, которые характеризуют многие развитые и развивающиеся страны мира. Возможно, это связано с долгим периодом при СССР, когда частный бизнес был запрещен. За годы строительства свободного рынка в РФ попросту не сформировалось пока что большого класса предпринимателей.

Касательно доступа РФ к мировым рынкам — недавние политические события свидетельствуют о том, что таковой может быть искусственно ограничен западными государствами. В результате перед Россией встает задача — формировать для себя новые рынки. Чем наше государство, по всей видимости, и занимается, заключая все новые контракты с государствами БРИКС, развивая совместно с Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Россия обладает рядом уникальных технологий — особенно это можно пронаблюдать на примере военной сферы. Многие из соответствующих решений имеют крайне мало аналогов на Западе — например, это касается самолетов 5 поколения. По этому критерию РФ к категории развивающихся государств отнести, конечно, сложно. В России производятся многие другие образцы высокотехнологичной продукции — например, процессоры «Эльбрус», по ряду параметров ничем не уступающие микросхемам от Intel и AMD.

Что касается уровня диверсификации экономики, как мы отметили выше, даже во многих развитых государствах этот критерий не соблюдается. Поэтому известная зависимость РФ от экспорта нефти — это, вероятно, не главный фактор того, что наша страна пока не относится к развитым.

Однако, как отмечают многие экономисты, дальнейший рост национального хозяйства РФ за счет соответствующего сектора уже не будет возможен — во-первых, потому, что цены на нефть непредсказуемы, а во-вторых, значительно увеличить объемы ее добычи России будет сложно. Необходимо, таким образом, развивать дополнительные отрасли экономики.

Поиск новых рынков актуален для всех

Отметим, однако, что в последнее время свободный доступ к рынкам — общая проблема развитых и развивающихся стран. Каким бы ни был потенциал того или иного сегмента, рано или поздно он исчерпывается. Даже самым развитым государствам приходится искать новые рынки. Определенное преимущество могут иметь те, которые обладают развитым индустриальным сектором. В промышленно развитых и развивающихся странах со значимой долей производственных предприятий в ВВП, как правило, всегда находятся игроки бизнеса, способные предложить мировому рынку тот или иной конкурентоспособный продукт. Таким образом, наличие соответствующего ресурса — критерий, который важен для развития стран обоих рассматриваемых типов, если говорить о решении такой проблемы, как поиск новых рынков.

Итак, в соответствии с распространенной в среде современных экономистов классификацией, есть развитые, развивающиеся, переходные страны. В ряде случаев границу между ними найти непросто — например, если речь идет о государствах с большим ВВП, но недостаточно совершенными, по западным критериям, социальными институтами. В ряде случаев экономика развитых и развивающихся стран может быть, в целом, сопоставимой с точки зрения наличия у вторых неких уникальных технологий.

Однако реальность современной мировой хозяйственной системы такова, что в уровне экономического развития многих государств наблюдается существенная разница. В большинстве случаев можно выделить причины, обусловившие отсталость государства в тех или иных хозяйственных аспектах. Их преодоление станет ключевым условием повышения динамики экономического роста страны и возможного включения в элитную категорию развитых.

fb.ru

развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.

       Критерии выделения этих групп стран.

Подсистема развитых капиталистических стран занимает господствующее положение в мировом хозяйстве. К ним относятся 28 государств, входящих в ОЭСР. Все они, за исключением Японии и Южной Кореи, являются европейскими или производными от Западной Европы. Их отличают единый в социально-экономическом плане воспроизводственный процесс в рамках национальных хозяйств, интенсивный тип развития экономики, высокий уровень развития производительных сил. В странах это» подсистемы проживает 15,6% населения мира, но она сосредоточивает подавляющую часть экономического и научно-технического потенциала мира. Хозяйственное развитие стран Запада, их внутриэкономическая и внешнеэкономическая политика предопределяют основные направления научно-технических сдвигов и структурной перестройки в мировом хозяйстве, состояние мирового рынка.

Основные признаки развитых стран

1. В общественно-экономическом плане развитие их хозяйства базируется на капиталистическом способе производства.

Капиталистический способ производства утверждает равноправные товарно-денежные отношения. Не владеющая средствами производства рабочая сила продает свою способность к труду собственнику средств производства, обеспечивая ему в процессе ее использования (труда) прибавочную стоимость. Получение прибыли является основной целью производства, что создает возможности для его расширения. Отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами на основе получения прибыли, носят конкурентный характер, за наиболее выгодные условия использования капитала и рабочей силы.

2. Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем мирового хозяйства высоким уровнем экономического развития. По производству ВВП на душу населения, подсчитанного на основе валютных курсов, они в 5,4 раза превышают среднемировой уровень. Это результат длительного социально-экономического и исторического развития.

Определяющая роль производства — получение прибыли побуждает повышать производительность труда, вводить новую технику. Машинное производство вело к удешевлению продукции. Резкое удешевление продукции расширяло рынки сбыта, дешевые товары легко вытесняли более дорогие изделия других стран. В конкурентной борьбе побеждали те, на чьих предприятиях производилось большее количество товаров с меньшей индивидуальной стоимостью, а это вело к расширению производства.

Помимо социально-экономических преимуществ западные страны, как отмечалось, укрепляли свое экономическое положение в мире за счет войн, колониальных захватов, широкого использования работорговли, пиратства.

3. Буржуазные революции преобразовали все сферы жизни западных стран. Классовые отношения стали профилировать социальную структуру общества. Исходным моментом классового деления является отношение людей к собственности на средства производства. Классы отличаются по роли в общественной организации труда и, по способам получения и распределения той доли общественного богатства, которым они располагают. Доход выступает как один из признаков класса, когда накопление трудовых и нетрудовых доходов открывает доступ к контролю над средствами производства.

Рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия, расположенные между ними промежуточные слои — таковы основные элементы классовой структуры развитых стран. Выделяют и средний класс, в который включают главным образом профессиональных и технических специалистов.

4. В ходе общественно-исторического развития в XVI—XVIII вв. в западных странах сложилось гражданское общество. В итоге развитые капиталистические страны характеризуются трехслойной общественной структурой, в основе которой находится всеохватывающая товарно-капиталистическая экономика. Политическую надстройку составляют государственные институты представительной демократии, а между ними существует структура самодеятельной организации добровольного членства. Они связаны с государством прежде всего через политические партии. Государство в буржуазном обществе реализует политическое господство ведущего класса, а институты гражданского общества — его идейное и нравственное руководство.

Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает более 77% населения Земли. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характеризуют чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств:

1. На современном облике многих развивающихся стран лежит отпечаток их исторического развития, связанного с колониальным и полуколониальным прошлым. Большинство этих государств образовалось в результате национально-освободительной борьбы народов за независимость, распада колониальной системы империализма в 50—60-е годы прошлого столетия.

2. Разнородность производительных сил предопределила многоукладность социально-экономической структуры стран Азии, Африки и Латинской Америки. Многоукладность представляет собой наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства от патриархально-общинной, мелкотоварной до кооперативной и монополистической.

В колониальный период внедрение западного капитала привело к определенному подрыву традиционного воспроизводственного процесса. В колониальных и полуколониальных странах стал набирать силу товарно-капиталистический уклад. Но насаждавшееся и спонтанное капиталистическое развитие оказалось не в состоянии преобразовать существовавшие традиционные структуры. Таким образом, старые структуры либо консервировались, если они отвечали интересам колонизаторов, либо подключались к механизму извлечения прибылей с помощью экономических и неэкономических методов. В последнем случае создавались образования, в которых капиталистические элементы постепенно вытесняли традиционные. Приспосабливая колониальные владения к потребностям метрополий, империализм способствовал формированию в порабощенных странах дезинтегрированного экономического строя, в котором и традиционные формы были подчинены потребностям воспроизводственных процессов метрополий.

3. Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему — их слаборазвитость и отсталость. Слаборазвитость выражается в качественной неоднородности и системной неупорядоченности общества, состоящего из различных экономических и неэкономических институтов современного и традиционного типов.

Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, которое характеризуется низким уровнем развития факторов производства.

4. Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств. Экономическое развитие колоний определялось не нуждами последних, а нуждами метрополий, вывозивших из них сырье. Потребности метрополий в сырье определяли динамику экономического развития колоний.

5. Развивающиеся страны отличаются от развитых социальной структурой общества. Деление на классы не всегда профилирует их социальную структуру.

6. Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером социальных отношений, связями, основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д. В целом ряде развивающихся стран не сформировалось разветвленное и прочное гражданское общество — социально организованная структура, состоящая из самодеятельных организаций добровольного членства.

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние экономики, когда она функционирует  именно в период перехода  общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы “промежуточное” состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от “обычной” экономики той или другой ступени. Переходной экономике характерны следующие черты.

1. Неустойчивость переходной экономики. В процессе ее  функционирования постоянно  происходят различные изменения. Но они выступают  как своеобразное  средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство при ведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

2. Вытекающая  из   первой,-  альтернативный  характер  развития  переходной экономики.  Конечно, альтернативность  эта  имеет  определенные границы,  но означает,  что  итоги  развития  переходной  экономики могут  быть варианты.

3.  Появление и функционирование особых переходных экономических форм. Переходная форма, неся в себе “смешанное” содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит  своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.

4.  Особый характер противоречий в переходной экономике. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем.  Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь   резким обострением противоречий, что связаны с революциями. 

5.  Историчность переходной экономики. связана с двумя обстоятельствами. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной экономике, другое — современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и  его структура, и т.д. Во-вторых историчность переходной экономики зависит от конкретного региона и от страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной и западной цивилизаций, зависят они и от конкретного уровня развития каждой страны. Наиболее распространенные модели:

Модель “рыночного социализма”. Возникла как вариант реформирования “социалистического” строя. Отличительные черты: ведущую роль продолжает играть централизованный бюрократический контроль государства, собственность остается под государственно-корпоративным контролем при поддержке прежде всего мелкой частной собственности. В зависимости от социальной ситуации, качества институционально-политической системы и других не экономических факторов эта модель может обеспечить быстрый рост (Китай) или стагнацию (СССР конца 80-х годов).

Государственно- корпоративная” модель буржуазной трансформации характеризуется во многом сходными чертами. При этом, происходит качественно более радикальное перераспределение экономической власти, контроля и собственности от центральных государственных структур к отдельным получастным корпорациям. При слабости институциональной системы и центральной власти эта модель неизбежно будет двигаться по пути инфляции и стагнации.

Модель “бархатной революции” отличается тем, что изменения осуществляются путем постепенных трансформационных сдвигов. Происходит более “спокойный “ (регулируемый и постепенный) переход от  централизованного регулирования к “свободному рынку”; отношения собственности также преобразуются правами собственности среди населения (ваучерная приватизации в Чехии)  хотя доминирование корпоративно-капиталистической собственности является типичным и для этой модели; в области распределения эта модель относительно ближе к стандартам “социального рыночного хозяйства”. При относительной стабильности институционально-политической системы эта модель характеризуется неглубокой  стагфляцией; при неблагоприятных  не экономических факторах она может приводить к такому же обвалу, как и более жесткие модели.

Модель ”шоковой терапии” — наиболее “жесткий” вариант трансформации. Ее типичными чертами являются : стремление к одномоментому и административному разрушению прежней системы бюрократического централизованного планирования и “внедрению” рынка; ускоренная радикальная передача государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными капиталами и или административной власти. Истории известны различные типы переходной экономики, которые различаются по масштабу и характеру процессов.

students-library.com

Страны с переходной экономикой — Мегаобучалка

Мировая экономика и МЭО

Вопросы к экзамену

Понятие мирового хозяйства.

Мирово́е хозя́йство (или Всеми́рное хозя́йство, или Мирова́я эконо́мика[2][3][4]) — это совокупность исторически сложившихся в результате общественного разделения труда отдельных отраслей хозяйства, связанных между собой системой международного разделения труда и международных экономических отношений.

 

Предпосылки формирования, этапы эволюции мирового хозяйства.

 

В развитии современной мировой экономики и вовлеченности в нее национальных хозяйств выделяются несколько периодов.

Первый период – 20–30-е годы XX в., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства. Когда в 1917 г. из мирохозяйственных связей выпала Россия, экономическая блокада, проводимая западными странами, не могла привести к восстановлению мирохозяйственных связей на прежней основе. Глубокий социально-экономический кризис мирового хозяйства сопровождался общей неустойчивостью экономических связей, вызванных Первой мировой войной, Великой депрессией конца 20–30-х годов в развитии экономики ведущих стран мира.

Второй период развития мирового хозяйства – это конец 40-х – 80-е годы XX столетия, – характеризуется интенсивным ростом вывоза предпринимательского капитала в мировой капиталистической экономике. За это время рост зарубежного производства оказал основное влияние на организационно-экономические параметры мирового хозяйства. Главной силой в производственных связях стали транснациональные корпорации (ТНК), которые образовывали интернациональные производственные комплексы, включающие создание продукта, его реализацию, расчеты, кредитование.

В мировом хозяйстве в этот период происходили очень важные экономические процессы. Среди них следует отметить следующие.

Резко усилившиеся по своей экономической мощи в годы Второй мировой войны США оказали помощь в экономическом возрождении Западной Европы. После завершения«плана Маршалла» (1951) по мере распада колониальных империй программы помощи были переориентированы на развивающиеся страны с целью сохранения их в системе взаимоотношения западных стран. Ликвидация колониальной системы в середине 60-х годов вызвала на авансцену международной жизни большую группу развивающихся стран, которые до сих пор занимают особое место в мировом хозяйстве.



В 50–80-е годы произошло сближение уровней развития США и других промышленно развитых стран. Общемировое экономическое доминирование США стало перерождаться в многополюсную систему.

Кризисная полоса в мировой экономике в 70–80-х годах не сопровождалась тенденцией к экономической автаркии, как это было в 20–30-е годы. Наоборот, внешнеэкономические связи имели устойчивую тенденцию к расширению и углублению.

Началом нового, третьего периода в развитии мирового хозяйства предположительно можно считать последнее десятилетие XX в. В восточноевропейских странах происходят процессы формирования и создания экономических и политических структур, близких к аналогичным структурам западных государств. Проводимые в России с начала 90-х годов экономические реформы направлены на перевод экономики страны на рыночные условия хозяйствования и более глубокую ее интеграцию в мировое хозяйство.

 

Структура мирового хозяйства. Основные группы стран в мировой экономике: промышленно развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой.

 

Развитые страны

Развитые страны (англ. Developed countries) характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.

К развитым странам обычно относят 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX — начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия,Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

1. ВВП на душу населения в среднем составляет примерно 20 тыс. долл. и постоянно растет. Это определяет высокий уровень потребления и инвестиций и уровень жизни населения в целом.

2. Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко выраженной тенденции превращения индустриальной экономики в постиндустриальную. Бурно развивается сфера услуг , и по доле населения, занятой в ней, она лидирует. Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на экономический рост и структуру экономики.

3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам – ТНК (транснациональным корпорациям).

4. Государство развитых стран – активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества.

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам.

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Среди основных признаков стран с переходной экономикой целесообразно выделить следующие:

— повышение степени открытости

— приватизация гос.собственности

-сокращение объёмов национального производства

-переориентация внешнеэкономических связей на Запад

-расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов.

Среди основных признаков развивающихся стран целесообразно выделить следующие:

— наличие многоукладной экономики с различными формами собственности

-зависимое положение в мировом хозяйстве

-аграрно-сырьевая направленность в экономическом развитии

-низкий уровень ВВП

-неравномерность социально-экономического развития

megaobuchalka.ru

Развивающиеся страны — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

     Развитые экономики      Развивающиеся экономики (среднее развитие)      Развивающиеся экономики (слабое развитие)Классификация МВФ и ООН

К развивающимся странам (англ. Developing countries), — более точное, но нецелесообразное определение — менее развитые страны (англ. Less developed countries[1]) — теоретически относят те государства и страны, у которых более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими государствами и странами.

Характеризуются слабо развитой индустрией и высокой степенью экономической зависимости от развитых стран. Некоторые такие менее развитые государства, общепризнанные развивающимися, например, Аргентина, в то же время унаследовали образованное население и многие другие черты развитых стран.[2]Кроме того, развивающиеся страны имеют преференции при экспорте в развитые страны.

Но строгого определения не существует, и на практике обычно развивающимися странами называют страны, не

ru.wikipedia.org

Основные типы стран современного мира — Викиверситет

Дисциплина «Основы страноведения» Лекция 3

Типология стран – выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития. Тип страны складывается объективно, это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Определить тип государства – значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.

Для выделения типов стран показателем является внутренний валовый продукт (ВВП) – стоимость всей конечной продукции материального производства и непроизводственной сферы, выпущенной на территории данной страны за один год в расчете на душу населения. Критериями выделения типов стран являются уровень экономического развития, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень участия в МГРТ.

В ООН в настоящее время приняты две классификации стран. В первой все страны мира делятся на три типа – 1) экономически высокоразвитые страны; 2) развивающиеся страны; 3) страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной). При этом к третьему типу фактически относятся бывшие социалистические страны, которые осуществляют экономические преобразования по строительству рыночной экономики. Согласно второй классификации ООН выделяют две большие группы стран: 1) экономические развитые страны и 2) развивающиеся. При таком делении в одну группу стран объединяются чрезвычайно разные государства. Поэтому внутри каждого типа стран выделяют более мелкие группы – подтипы.

К экономически развитым странам ООН относит около 60 государств: вся Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Для этих стран, как правило, характерен высокий уровень развития экономики, преобладание в ВВП отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, высокий уровень жизни населения. Но в эту же группу входят Россия, Беларусь, Чехия и пр. Вследствие неоднородности экономически развитые страны разделяют на несколько подтипов:

Экономически развитые страны:

  1. главные страны – США, Япония, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Канада. Они дают более 50% производства всей промышленной и более 25% сельскохозяйственной продукции мира. Главные страны и Канаду (за исключением Китая) часто называют «странами Большой семерки». (В 1997 г. Россия была принята в Большую семерку, которая превратилась в «Большую восьмерку».)
  2. экономически развитые страны Европы – Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Скандинавские страны и др. Для этих стран характерна политическая стабильность, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП и самые высокие показатели экспорта и импорта из расчета на душу населения. В отличие от г

ru.wikiversity.org

3. Особенности экономического развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой

3.1. Общая характеристика развивающихся стран

Одна из главных особенностей развития современного мирового хозяйства – усиление роли и значения бывших колониальных и зависимых территорий – нынешних развивающихся стран.

Группа развивающихся стран сегодня объединяет порядка 150 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает почти 4 млрд. человек. Об удельном весе развивающихся стран в мирохозяйственном комплексе свидетельствует показатель ВВП, составляющий около 37% мирового объема. Во второй половине XX в. доля этих стран в мировом производстве значительно увеличилась, их совокупный ВВП вырос в 6 раз, а в расчете на душу населения – почти в 3 раза. В целом после глобального распада исторической колониальной системы темпы экономического роста развивающихся стран заметно ускорились и впервые за длительный период их существования в рамках мирового хозяйства превысили темпы экономического роста развитых стран.

За период экономического развития укрепился контроль развивающихся стран над своими природными ресурсами, который в недалеком прошлом принадлежал странам Запада. Большую роль в этом играют свои государственные институты, финансовые и экономические структуры, которые регулируют воспроизводственный процесс. В одних странах были укреплены, в других – заново созданы такие звенья воспроизводственной структуры как тяжелая промышленность, банковская система, производственная инфраструктура, система подготовки кадров и образования.

Во многих отношениях этот рост экономики развивающихся стран был обусловлен взаимодействием ряда внутренних и внешних факторов:

  • автономными процессами на периферии мирового хозяйства, денатурализацией капиталистических укладов и развитием капиталистических форм хозяйства;

  • становлением индустриальной системы производительных сил и начавшимся освоением элементов НТР;

  • ростом и диверсификацией структуры внутреннего рынка;

  • благоприятной конъюнктурой в центре мирового хозяйства – расширением спроса развитых стран на энергосырьевые ресурсы, материалоемкие и трудоемкие виды продукции обрабатывающей промышленности, а также притоком в развивающиеся страны иностранных инвестиций и займов по каналам ТНК и ТНБ.

Характеризуя особенности экономики развивающихся стран, необходимо отметить, что для послевоенной индустриализации были характерны следующие ориентации, помимо добычи и обработки сырья на месте, а затем его экспорта в развитые и новые индустриальные страны:

  • импортозамещение, т.е. производство товаров, аналогичных импортным;

  • создание экспортно-ориентированных отраслей национальной промышленности.

Такие государства, как Индия, Египет, Бразилия, Мексика и Южная Корея, уже сегодня в определенной степени работают на экспорт, вывозя продукцию машиностроения, электроники, других отраслей обрабатывающей промышленности; по целым группам товаров они составляют конкуренцию Японии, США и европейским странам.

Для всего многообразия развивающихся стран можно выделить ряд характерных особенностей и черт, которые объединяют их в большую социально-экономическую структуру в системе мирового хозяйства:

  • многоукладный характер экономики развивающихся государств с различными формами собственности, в том числе архаичными (племенно-общинными), патриархальными и частнокапиталистическими элементами;

  • зависимое положение в системе мирового хозяйства, в том числе от притока иностранного капитала;

  • переходный характер внутренних социально-экономических структур, хотя десятилетиями они ориентированы на формирование развитых рыночных отношений;

  • низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельскохозяйственной, производственной и социальной инфраструктуры;

  • финансовая зависимость развивающихся стран от промышленно развитых стран вследствие долгового кризиса;

  • выраженное научно-техническое отставание от развитых стран, низкий уровень расходов на НИОКР, ставящий их в технологическую зависимость от ведущих государств мира;

  • аграрная ориентация ряда развивающихся стран и сохранение доминирующей роли добывающих отраслей, что при устойчивом падении цен на сырье и сельскохозяйственную продукцию остается неблагоприятным фактором экономического роста;

  • укрепление социально-экономических и политических позиций и усиление многообразия связей одних стран с другими группами стран.

Усиливающаяся социально-экономическая связь развивающихся стран с индустриально развитыми странами обусловливает разносторонне противоречивое участие их в структуре мировой экономики. Развивающиеся страны постоянно испытывают на себе последствия циклических кризисов, валютных инфляций, экспансий ТНК и т.д. В результате этого кризисные явления в экономике освободившихся государств оказались настолько масштабны и глубоки, что в условиях современного взаимозависимого мира их преодоление рассматривается мировым сообществом как одна из глобальных проблем.

Характерной чертой и особенностью всех развивающихся стран также является устойчивая тенденция естественного прироста населения. В них преобладает расширенный тип воспроизводства населения. Средние показатели естественного прироста населения соответствуют уровню 2% в год, а в наименее развитых странах – до 3% против 0,7% в развитых странах. Это создает свои демографические проблемы, влияющие на специфику экономического развития этих стран:

  • рост населения, соответственно, повышает уровень потребительского спроса, создавая напряжение во всех звеньях массового потребления;

  • такая демографическая ситуация, создавая резерв рабочей силы, усложняет инвестиционные процессы, т.е. государство вынуждено создавать новые рабочие места для обеспечения полной занятости, а также решать комплекс социальных проблем.

В целом по развивающемуся миру полностью или частично безработными являются около 45% трудоспособного населения, в то время как население, находящееся за чертой бедности, хотя и относительно уменьшается, но абсолютно продолжает расти.

В большинстве развивающихся стран крайне низка производительность труда, что связано с отсутствием достаточных средств для развития трудового потенциала, в частности – крайне низкий уровень грамотности, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, слабая материально-техническая база образования, отсутствие энергичного слоя предпринимателей, способных идти на риск, и т.д. По развивающимся странам в целом преобладающая доля прироста ВВП по-прежнему обеспечивается экстенсивным путем.

В целом в начале 2000-х гг. «третий мир» развивался крайне неравномерно, в результате чего динамично углублялся процесс дифференциации, т.е. среди развивающихся стран мира четко обозначились 2 крайние группы государств – наиболее и наименее развитые, между которыми располагается основная масса развивающихся стран.

В соответствии с мировыми классификациями, бедным называется тот, кто получает меньше 275 долларов в год. В начале 2000-х гг. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода. В наиболее сложном положении находятся 42 наименее развитые страны с населением примерно 407 млн. человек, где средний объем ВВП на душу населения снизился до 230 долларов (8 – в Азии, 29 – в Африке, остальные – в Латинской Америке и Океании). Наиболее развитые страны «третьего мира» выделились на основе «нефтяного бума» – государства Персидского залива, «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии и Латинской Америки образуют один полюс в системе развивающихся государств. На другом полюсе обосновались беднейшие государства, находящиеся в положении фактического застоя. Среди них ряд стран Африки, в том числе Мозамбик (ВНП – 80 долларов в год на человека), Эфиопия (100 долларов), Танзания (100 долларов) и др. Кроме названных стран в эту группу входят отдельные страны Азии: Непал (160 долларов), Бутан и Вьетнам (70 долларов), Мьянма и др.

В категорию развивающихся входят также две крупнейшие страны мира: Китай (население 1,3 млрд. человек) и Индия (1 млрд. человек). Благодаря крупному потенциалу природных и людских ресурсов и целенаправленной стратегии социально-экономического развития этих стран в них уже сформирован крупный производственный потенциал, решается продовольственная проблема, а сами эти государства рассматриваются как реальные претенденты на статус великих держав.

Для конкретного анализа развивающиеся страны подразделяются на группы.

  • Страны с активным платежным балансом (экспортеры энергоресурсов): Бруней, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия.

  • Страны с пассивным платежным балансом подразделяются на две группы:

  • Страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом: Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань.

Отставание развивающихся стран от развитых является существенной проблемой не только для самих этих стран, но и для всего мирового хозяйства. Сильно выраженные диспропорции на разных «полюсах» оказывают свое влияние на структуру и уровень развития мирохозяйственных связей.

Существенная роль в развитии экономики и усилении роли развивающихся стран в МРТ принадлежит иностранному капиталу. Однако большая часть общего притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны досталась 11 наиболее благополучным и динамично развивающимся странам: четырем странам АСЕАН, четырем НИС, КНР, Мексике, Индии, Турции, Аргентине, Бразилии.

Существенным фактором, сдерживающим экономический рост развивающихся стран, является громадный объем внешней задолженности. Уровень международной задолженности постоянно растет и в целом по развивающимся странам за десятилетний период вырос почти в два раза. Особенно тяжелым бременем он является для стран Африки, расположенных к югу от Сахары.

Разрешение этой затянувшейся проблемы возможно, но каждый конкретный вариант имеет свои «за» и «против». Например, сокращение импорта и расширение экспорта с целью получения высоких доходов от внешней торговли и последующего их использования для выплат долгов. Однако с учетом общего уровня социально-экономического развития многих развивающихся стран и территорий увеличение экспорта (а во многих случаях это экспорт сырья) и уменьшение импорта прямо ведет к дальнейшему падению уровня жизни. Причем если чистые поступления от экспорта направить, главным образом, на выплату долгов, то средства на цели экономического развития остаются мизерные.

Из других вариантов – получение отсрочки по выплате долгов на основе двусторонних переговоров, что позволит снизить размеры ежегодных платежей по основному долгу и произвести «списание» значительной части или всего объема долга. Но такой подход порождает ряд проблем, т.е. отказ от возврата займов наносит финансовый ущерб банкам и их акционерам, если это коммерческие банки; если же будут прощены долги по государственным займам, то ущемляются налогоплательщики этих стран. В итоге все эти направления неизбежно снижают готовность предоставлять развивающимся странам новые кредиты и займы.

В конце 90-х гг. началось осуществление программы списания части долгов беднейших стран и их последующей реструктуризации.

Анализируя изложенные экономические проблемы развивающихся стран, необходимо отметить, что многие из них исторически являются следствием бедности, потому что большинство стран изначально бедны. Высокие темпы роста населения, низкая производительность труда, низкие темпы накопления капитала, незначительные инвестиции, сырьевая специализация сдерживают процесс укрепления своих позиций в международном разделении труда.

studfiles.net

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой

Развивающиеся страны являются чистыми импортерами капитала и должниками, за исключением 9 стран-экспортеров нефти, которые являются чистыми кредиторами. Превышение внутренних инвестиций над сбережениями, дефициты по государственным бюджетам и международным текущим расчетам, долговые платежи по внутренним и внешним обязательствам являются главными причинами нехватки ресурсов и привлечения иностранных средств в развивающиеся страны.      До начала 1990-х гг. в притоке иностранного капитала в развивающиеся страны преобладали официальные ресурсы, которые поступали от иностранных государств и международных организаций. Их доля в общем притоке чистых долгосрочных финансовых ресурсов в 1983-1988 гг. составила 75,6%. В 1992-2000 гг. приток официальных ресурсов снизился до 22,0% от общей суммы поступившего долгосрочного капитала в размере 1,2 трлн. долл. Однако для многих государств развивающегося мира официальные ресурсы остаются основным источником финансирования.      Приток частного капитала в развивающиеся страны до начала 1970-х гг. был незначительным. В 1973-1989 гг. чистый приток частного капитала в развивающиеся страны составил 16,6 млрд. долл. в год. В 1992-1997 гг. он поднялся до 131,5 млрд. долл. в год; в 1998-1999 гг. снизился до 47,2 млрд. долл. в год. Всего за 1989-2000 гг. совокупный приток частных ресурсов в развивающиеся страны приблизился к 1,7 трлн. долл.

Таблица 13.4. Приток частного капитала на развивающиеся рынки (млрд. долл.)

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Всего

133,4

160,3

226,1

297,2

157,4

178,5

Азия

83,5

88,1

123,4

130,6

41,1

66,6

Средний Восток

8,9

9,2

10,3

16,3

9,6

15,5

Латинская Америка

25,8

36,3

64,9

96,2

66,6

65,4

Африка

3,6

9,4

5,7

15,2

3,9

4,7

Европа

11,7

17,4

21,9

38,9

36,2

26,3

 

Бонды

53,8

59,2

105,3

133,2

80,2

87,0

Акции

17,9

10,0

18,8

26,2

9,4

23,2

Займы

61,6

91,1

103,0

137,8

67,7

68,4

 

Заемщики

Суверенные

16,6

25,6

41,8

47,4

50,6

51,9

Общественные

39,0

49,0

54,7

74,5

33,5

25,6

Частные

77,8

85,7

129,5

175,3

73,3

101,0

Рис. 13.5

Главным регионом приложения частных иностранных средств в развивающемся мире в 1990-х гг. была Азия, доля которой составила 40%; доля Латинской Америки соответственно равнялась 30%. В 90-х гг. значительно увеличился приток частных ресурсов в Африку; за 1990-1999 гг. его совокупная сумма равнялась 78 млрд. долл., треть которой пришлась на прямые инвестиции.      Чистый приток иностранного капитала в страны с переходной экономикой за 1992-2000 гг. составил 188,6 млрд. долл., в том числе официальных ресурсов, включая списание долгов, — 19,1 млрд. долл.; частных — 169,5 млрд. долл., из них прямые иностранные инвестиции — 121,2 млрд. долл.

Рис. 13.6

Приток официальных ресурсов в страны с переходной экономикой в 1983-1988 гг. составил 6,0 млрд. долл.; в 1991-1997 гг. эти страны получили 7,8 млрд. долл. безвозмездной помощи, включая списание долгов. Общая сумма обязательств по кредитам и займам МВФ за 1991-1999 гг. равнялась 22,9 млрд. долл., в том числе стран Цетральной и Восточной Европы — 1,6 млрд. долл., России — 15,9 млрд. долл.      Удельный вес Россиив мировых зарубежных инвестициях ничтожно мал. Основной формой вложения иностранного капитала долго оставались доли участия в совместных предприятиях, занятых посредничеством, услугами, рекламой и расположенных в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В 1996-1998 гг. нерезиденты активно работали на высокодоходном российском фондовом рынке, скупая корпоративные и государственные ценные бумаги. В 1997 г. чистый приток иностранных портфельных инвестиций составил 45,8 млрд. долл. С 1998 г. в связи с валютно-финансовым кризисом в Азии, а затем и России начался отток частных средств с российского рынка.      Приток негосударственного капитала в Россию за 1996-2000 гг. составил 59,4 млрд. долл.; отток за те же годы равнялся 134,1 млрд. долл., отрицательный баланс — 74,7 млрд. долл. С декабря 1996 г. Федеральное правительство РФ начало размещать свои обязательства на международном рынке ссудных капиталов, по апрель 1998 г. оно мобилизовало на этом рынке более 7,5 млрд. долл. С 1997 г. этот рынок начали осваивать субъекты Федерации и частные компании. В связи с кризисом 1998 г. доступ российских заемщиков на международные рынки капитала прекратился, но с 2001 г. он стал восстанавливаться.

Таблица 13.5. Движение капиталов по негосударственным каналам в 90-е годы в России и странах дальнего зарубежья.

 

1996

1997

1998

1999

2000

Отток из России

Прямые и портфельные инвестиции

-1,1

-2,9

-1,6

-1,8

-3,2

Прирост текущих счетов и депозитов

-0,8

-3,6

-4,2

-4,2

Кредиты негосударственных организаций

-10,3

-10,0

-10,2

-7,2

-5,4

Покупка наличной иностранной валюты

-12,6

-15,3

-1,1

-0,5

-1,3

Непоступление выручки и невозврат авансов

-9,3

-8,9

-7,1

-4,1

-3,9

Прочие операции

-0,3

-0,9

-0,8

-1,3

Учтенный итог оттока капиталов

-34,1

-37,4

-24,5

-18,6

-19,3

Пропуски и ошибки

-2,4

-5,2

-7,9

-6,4

-9,7

Общий итог

-36,5

-42,6

-32,4

-25,0

-29,0

Приток в Россию

Прямые и портфельные инвестиции

4,9

6,3

3,4

3,5

3,3

Прирост текущих счетов и депозитов

1,3

4,6

2,4

1,6

1,1

Кредиты негосударственных организаций

5,5

12,0

5,2

0,6

0

Прочие операции

0,6

1,4

0,7

0,6

0,5

Общий итог

12,3

24,3

11,7

6,3

4,9

Сальдо движения капиталов

-24,2

-18,3

-20,7

-18,7

-24,1

Рис. 13.7

В Россию иностранные ресурсы привлекаются главным образом на основе многосторонних договоренностей с ведущими развитыми странами и международными финансовыми организациями. Система международного содействия российским рыночным реформам и преодолению долговых трудностей начала формироваться с 1992 г., когда Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.      В требованиях к России со стороны МВФ подчеркивается важность осуществления стабилизационных и структурных мероприятий. Выполнение согласованных с МВФ требований регулярно отслеживается и является непременным условием дальнейшего кредитования. Всемирный банк является ведущим внешним источником финансирования государственных инвестиций в России.      Банк предоставляет реабилитационные займы, а иногда и безвозвратные ссуды на проведение макроэкономической стабилизации, либерализацию цен, приватизацию, развитие отдельных отраслей и социальной сферы. Основные направления сотрудничества с банком — это структурные преобразования в социальной сфере, угольной промышленности, развитие небанковских финансовых учреждений, поддержка российских предприятий в постприватизационный период, развитие инфраструктуры.      Россия — член Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)с 25% долей в его портфеле. С 1996 г. ЕБРР выдает кредиты, совершает портфельные инвестиции, предоставляет долговые гарантии, оказывает консалтинговые услуги. Средства ЕБРР направляются исключительно на ускорение перехода к открытой рыночной экономике и развитие частной предпринимательской инициативы. Для коммерческого финансирования со стороны ЕБРР приоритетными в России стали топливно-энергетический комплекс, телекоммуникации, банковская система. ЕБРР финансирует не более 35% стоимости проекта, а остальные 65% дают другие кредиторы, с которыми банк заключает соглашения.      После августа 1998 г. отношения России с МВФ и другими кредитными организациями значительно осложнились. Кредиты международных организаций были обусловлены жесткими требованиями в отношении профицита первичного бюджета, реструктуризации банковского сектора, отказа от кредитной эмиссии как способа покрытия государственных расходов, увеличения налоговых поступлений. Ситуация изменилась к лучшему в 2000 г., когда Россия, получив огромные доходы от внешней торговли, значительно пополнила инвалютные резервы и временно отказалась от кредитов МВФ.

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

studfiles.net