Развитие ощущений в психологии – Развитие ощущений.
Развитие ощущений.
Количество просмотров публикации Развитие ощущений. — 6825
Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения.Οʜᴎ сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Οʜᴎ даютвозможность ориентироваться нам в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.
/. /. Что такое ощущения
Ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. При.помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр.
Размещено на реф.рф
Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения.
В случае если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруᴦ. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения — что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.
Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями.Процесс воздействия их на органы чувств принято называть раздражением.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.
Орган чувств— анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств — рецептор (от латинского слова ʼʼreceptorʼʼ -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, в случае если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.
Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.
Мозг получает информацию и от внешнего мира и от х самого организма. По этой причине анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела — глаз, ухо и пр.
Размещено на реф.рф
Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.
Анализатор — сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо — на слуховые и пр.
Главная часть каждого органа чувств -рецепторы, окончания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирующие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга.
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Сегодня насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.
1.2. Виды ощущений
Зрительные ощущения— это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек.
При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет чересчур ярок). В результате мы видим цвета͵ ᴛ.ᴇ. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, ᴛ.ᴇ. ахроматические цвета).
Есть заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание принято называть ʼʼкуриная слепотаʼʼ, так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки — днем эти животные почти слепы.
Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого бывают наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота͵ называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не бывают шоферами, летчиками, не могут быть художниками-живописцами и модельерами и пр.
Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко.
Чем меньше света͵ тем хуже видит человек. По этой причине нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что должна быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.
Слуховые ощущениявозникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества:
Слух к звукам речи принято называть фонематическим. Он формируется исходя из речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.
Шумымогут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.Вибрационные ощущенияотражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, к примеру, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. При этом они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.
Обонятельные ощущения.Способность чувствовать запахи принято называть обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие — зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места͵ узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.
Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потребности людей в приятных запахах.
Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.
Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна
вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.
Пастернак Б. ʼʼИюльʼʼ
Вкусовые ощущениявозникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида базовых вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограниченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кислого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.
Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным.
Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание — к горькому.
Кожные-ощущения— тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота͵ груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота — как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.
Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обонятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, в связи с этим и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.
Другая группа ощущений сообщает нам об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощущений мы ничего бы не знали о самих себе.Двигательные (или кинестезические) ощущения— это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами реализуются точные и тонкие рабочие и речевые движения.
Развитие кинестезических ощущений — одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного анализатора. Для овладения движениями большое значение имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта͵ развивающих красоту и легкость движений.
Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повышает культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характерны для русского языка.
Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.
Органические ощущениярассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов — пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Οʜᴎ появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. К примеру, в случае если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желудка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.
Голод, жажда, тошнота͵ боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. — все это органические ощущения. В случае если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.
ʼʼНет сомнений, — говорил И.П. Павлов, — что для организма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже крайне важно сигнализирование вверх и анализирование и того, что происходит в нем самомʼʼ.
Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.
Осязательныеощущения — это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.
Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах.
У людей, лишенных зрения, осязание — одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготовлением пищи.
Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, ᴛ.ᴇ. при прикосновении к ним движущейся руки, принято называть осязанием.Органом осязания является рука. К примеру, слепоглухая Ольга Ско-роходова так пишет в стихотворении ʼʼКбюстуА.М. Горькогоʼʼ:
Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает…
Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.
Ощущения равновесияотражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное — удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и принято называть лабиринтом.
При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота͵ рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.
Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.
Болевые ощущенияимеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. В случае если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная нечувствительность к боли — редкая аномалия, и она приносит человеку серьезные неприятности.
Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют ʼʼточки болиʼʼ (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор.
Размещено на реф.рф
Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.
1.3. Основные закономерности ощущений
Не все, что действует на наши органы чувств, вызывает ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слышим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.
Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, принято называть абсолютным порогом ощущения.
Каждый вид ощущения имеет свой пороᴦ. Эта та͵ са*мая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить.
Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше ве-личина порога ощущения, тем больше абсолютная чувствительность к данным раздражениям.
Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. В мире нет совершенно одинаковых людей, в связи с этим и пороги ощущения у всех различаются. Так, один человек слышит очень слабые звуки (к примеру, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, чтобы у последнего возникло слуховое ощущение, необходимо увеличить силу данного раздражителя (к примеру, приблизить на более близкое расстояние тикающие часы). Таким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для другого данный свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.
Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувствительность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Большое влияние на изменение порогов оказывает деятельность, в процессе осуществления которой человек опирается на данные виды чувствительности.
Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске.
Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную хаактеристику — способность различать изменения в силе раздражителя.
Другая важная характеристика анализатора — его способность различать изменения в силе раздражителя.
Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, принято называть порогом чувствительности к различению.
В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, но почувствуем ли мы, к примеру, разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт?Порог различения имеет постоянную для определенного вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. В случае если исходная освещенность зала составляет 1000 вт, то прибавка должна составлять не менее 10 вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Важно заметить, что для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, в случае если к хору в 100 человек прибавить 7-8 таких же певцов то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор.
Развитие различительной чувствительности имеет важное жизненное значение. Оно помогает правильно ориентироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях.
Адаптация.В жизни адаптация (от латинского слова ʼʼadaptareʼʼ — прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исчезает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы в первые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослепляет и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза приспособятся, привыкнут к яркому освещению и будут видеть нормально. Или: когда мы с улицы приходим домой, то в первые секунды ощущаем все домашние запахи. Через несколько минут мы их перестаем замечать.
Значит, чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей. Такое приспособление органов чувств к внешним воздействиям называется адаптацией.Общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным — снижается. В этом проявляется биологическая целесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители.
Сильная адаптация наблюдается в зрительных, обонятельных, температурных, кожных (тактильных) ощущениях, слабая — в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, ᴛ.ᴇ. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь. А вот кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши орга-ны чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль -это тревожный сигнал. Его подает наше тело, когда с ним что-нибудь неладно. Боль предупреждает об опасности. В случае если ‘ бы мы переставали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.
1.4. Взаимодействие ощущений
Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. К примеру, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, напротив — ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), слабые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обострить наше зрение.
Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность ʼʼвыбывшихʼʼ анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что люди научаются довольно хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. К примеру, слепо-глухая О.И. Скороходова за счёт хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.
1.5. Развитие ощущений
Чувствительность, ᴛ.ᴇ. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания.
Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами — памятью, мышлением,воображением. Но ведь именно ощущения лежат в базе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.
Устройство наших органов чувств позволяет нам ощущать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.
Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, к примеру, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.
Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же — у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, к примеру, инструмент, на котором человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэтому различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, к примеру, у пианистов (данные Кауфмана).
Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкальный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибочно. Во время занятий музыкой у любого человека развивается музыкальный слух. Особенно острым слухом отличаются слепые люди. Οʜᴎ хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, к примеру, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой крайне важно сти обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.
Наши зрительные ощущения тоже развиты очень мало. Возможности зрительного анализатора гораздо шире. Известно, что художники различают гораздо больше оттенков одного и того же цвета͵ чем большинство людей.Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обонянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и предметы, идя по знакомой улице, они по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.
Вот, к примеру, что пишет Ольга Скороходова: ʼʼНезависимо от того, какое бывает время года: весна ли, лето ли, осень или зима, но я всегда по запахам чувствую большую разницу между городом и парком. Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет сирень, я слышу данный запах. Еще подходя к парку, летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья. Зимой же я отличаю парк от города, потому, что воздух здесь более чистый, нет тех резких запахов людей, автомобилей, разной пищи, запахов, которые в городе исходят почти из каждого дома…ʼʼ
Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходимо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.
Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Исследования психологов показывают: сенсорное развитие — результат длительного жизненного пути личности. Чувствительность — потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.
Вопросы и задания
1. Почему ощущение называют источником познания?
2. Что такое ʼʼорганы чувствʼʼ?
3 О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой:
Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю…
4. Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?Тема 2 ВОСПРИЯТИЕ
referatwork.ru
6. Развитие ощущений.
Через непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапном их развития.
Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.
Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.
С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.
Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.
Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.
Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.
Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.
Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.
По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.
Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощущении осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.
Основные понятия и ключевые слова: ощущение, чувственное отображение, отдельные свойства предмета, эмоциональный тон ощущения, специфическая энергия органов чувств, анализатор, солипсизм, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, экстероцептивные ощущения, общие свойства ощущений, кожные ощущения, вкусовые и обонятельные ощущения, слуховые ощущения, зрительные ощущения, ощущение равновесия, осязание, кинестетические ощущения, органические ощущения, нижний абсолютный порог чувствительности, порог различения, адаптация, взаимодействия ощущений, сенсибилизация, синестезия..
studfiles.net
Развитие ощущений
Чувствительность, т. е. способность иметь ощущения, является врожденной и безусловно-рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Поэтому нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами — памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.
Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой, деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.
Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов, которое у художников развито выше, чем у лиц, не занимающихся живописью. У музыкантов на точность определения звуков по высоте влияет, например, то, на каком инструменте человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет по сравнению с роялем особые требования к высотному слуху скрипача. Поэтому различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем у пианистов.
Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все песни имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкальный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибочно. Во время занятий музыкой у любого человека вырабатывается музыкальный слух.
Особенно острым слухом отличаются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать виды деревьев, например отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.
Развитие зрительных ощущений тоже интересный вопрос. Возможности зрительного анализатора гораздо шире, чем можно представить. Известно, что художники различают гораздо больше оттенков одного и того же цвета, чем большинство людей.
Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обонянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и предметы, идя по знакомой улице, по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.
Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.
Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается на протяжении всей его жизни. Исследования психологов показывают: развитие ощущений — результат длительного жизненного пути личности. Чувствительность — потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.
psyera.ru
Особенности развития ощущений | ZAPLATKA.NET
Особенности развития ощущений. Человек ро-ждается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако в течение жизни его анализаторы совершенствуются, ощу-щения становятся более точными. Обязательным условием развития ощущений человека является его активная и разнообразная практическая дея-тельность. Не меньшее значение имеют и специ-альные упражнения ощущений при воспитании ребенка в детском саду и в школе, направленные на повышение абсолютной и различительной чув-ствительности зрения, слуха, осязания и т. д.
Сенсорное воспитание, как целенаправленное развитие ощущений, надо начинать как можно раньше. Первая забота взрослого — проверить и в дальнейшем обеспечить нормальное функциони-рование органов чувств ребенка. Вторая обязан-ность — организовать разнообразную и активную деятельность ребенка (детей надо учить рисовать, лепить, конструировать, рассматривать картинки и слушать музыку, петь, танцевать, наблюдать ок-ружающую природу). Большое значение в сен-сорном воспитании имеют выполнение различных доступных возрасту трудовых заданий, занятия по развитию речи, коллективные подвижные игры, физические упражнения. Ребенка надо заинтере-совать указанными видами деятельности.
Развитие ощущений у детей идет в следующих направлениях. Ощущения становятся все более дифференцированными. Дошкольнику четырех лет, например, трудно различить между собой за-пах и вкус апельсина; оба эти ощущения слиты в одно целое. В дальнейшем ребенок отчетливо от-деляет друг от друга разные виды ощущений, по-лучаемые от одного предмета. С возрастом увели-чивается как количество свойств, которые ребе-нок может выделить в предмете, так и количество предметов, которые он познает посредством ощущений. По мере развития и воспитания ребен-ка его ощущения становятся более точными и «тонкими». Ребенок научается различать не толь-ко основные хроматические цвета, но и оттенки между ними, не только музыкальные тона, но и полутона и т.д. Усвоение ребенком языка делает его ощущения осознанными. Называя словами свойства предметов, выделенные слухом, зрени-ем, осязанием и другими видами ощущений, ре-бенок лучше запоминает их и получает возмож-ность сознательно сравнивать однородные свой-ства (так, усвоение музыкальной терминологии помогает ребенку сравнивать музыкальные звуки по громкости, высоте, тембру и т. п.)
Дальнейшее развитие ощущения получают у де-тей школьного возраста: острота зрения, цвето-ощущение, тонкость суставно-мускульных ощу-щений, слуховые, кожные и другие ощущения. Степень развития у детей тех или иных ощущений находится в прямой зависимости от деятельности школьника, в процессе которой происходит их со-вершенствование.
zaplatka.net
РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ — ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ
Человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми.
Например, разные люди имеют разную степень развития музыкального и фонематического (речевого) слуха, что выражается в точности различения высоты музыкальных звуков и точности различения фонем родного и иностранных языков. Лица с хорошо развитым фонематическим слухом легко усваивают иностранные языки. Вместе с тем изучение иностранных языков способствует развитию фонематического слуха.
Обязательным условием развития ощущений человека является его активная и разнообразная практическая деятельность. Большое значение имеют и специальные упражнения развития ощущений при воспитании ребенка в детском саду и в школе, направленные на повышение абсолютной и различительной чувствительности зрения, слуха, осязания и т. д. Детей надо учить рисовать, лепить, конструировать, рассматривать картинки и слушать музыку, петь, танцевать, наблюдать окружающую природу. В сенсорном воспитании важное место занимает выполнение различных, доступных возрасту трудовых заданий, занятия по развитию речи, коллективные подвижные игры, физические упражнения. Ребенка надо заинтересовать указанными видами деятельности. Коллективные занятия, общение с другими детьми усиливают интерес ребенка. При этом условии он сам будет добиваться успехов в сенсорном развитии.
У взрослых людей ощущения усиливаются под влиянием профессионального труда и жизненного опыта. Известно, что опытные сталевары могут по тончайшим оттенкам цвета и яркости раскаленных стенок и свода печи определить температуру с точностью до десятков градусов. Текстильщики различают несколько десятков оттенков черного цвета.
Развитие ощущений в профессиональной деятельности осуществляется применительно к особенностям этой деятельности по двум возможным направлениям:
а) повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляют требования данная профессия;
б) повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов.
students-library.com
Развитие ощущений
Количество просмотров публикации Развитие ощущений — 314
Возможности тренировки ощущений. Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении анализаторов упражнением, тренировкой можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений. Некоторые работники текстильной промышленности могут различать до 40 и даже 60 оттенков черного цвета͵ тогда как школьники способны различить лишь 2—3 оттенка. Опытный летчик или шофер по звуку мотора точно определяет его дефекты, для нас же мотор звучит всегда одинаково.
Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Ярко выражается ʼʼвзаимопомощьʼʼ анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой как бы возмещают (компенсируют) деятельность ʼʼвыбывшегоʼʼ анализатора. Выше уже приводились примеры развития слуховых, обонятельных, осязательных ощущений — у слепых.
Очень интенсивная компенсаторная деятельность наблюдается у слепоглухих. При отсутствии зрения и слуха у них настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что эти люди научаются довольно хорошо ориентироваться вокружающей обстановке. Слепоглухая О. И. Скороходова за счёт хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии. Скороходова стала научным работником, кандидатом наук, опубликовала несколько ценнейших работ, посвященных анализу восприятия слепоглухими людьми окружающего мира. Она хорошо знает литературу, сама пишет стихи, уровень ее общей культуры весьма высок.
В ᴦ. Загорске, около Москвы, существует единственная в мире школа-интернат для слепоглухонемых детей. Οʜᴎ учатся, занимаются спортом — легкой атлетикой, лыжами. Многие выпускники этой школы работают на специализированных производственных предприятиях. Четверо из них окончили в 1977 ᴦ. психологический факультет Московского государственного университета͵ отлично защитили дипломные работы и ныне работают научными сотрудниками Института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.
Развитие ощущений у детей. Как известно, психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью: трудовой, художественно-изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.
Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов, когда упражнения, тренировка его ощущений будут вытекать из потребностей его личности, его жизненных запросов. В случае если школьник любит музыку, хочет стать музыкантом, то он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за желания стать хорошим исполнителем, композитором, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений. Или другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует сложный и чарующий мир красок, в связи с этим он с энтузиазмом изучает цвета͵ бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые отношения и т. д.
Что касается зрения, то при нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников и подростков улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся при чтении и письме неправильно сидит, низко склоняется над книгой или тетрадью, в случае если слаба освещенность, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа — это обычно отрицательно сказывается на состоянии органа зрения.
Исследования психологов свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего и среднего школьного возраста. В случае если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов.
В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13— 14 лет. Под влиянием обучения чтению, совершенствования устной речи, изучения иностранного языка у школьников значительно улучшается фонематический слух. Посредством его учащиеся довольно хорошо выделяют фонемы, т. е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм. Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса — частая причина их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем фонематический слух должна быть значительно улучшен.
Вопросы для повторения
1. Каково значение ощущений в жизни человека?
2. Какие виды ощущений вы знаете?
3. Расскажите о строении и работе анализаторов.
4. Что такое чувствительность и пороги ощущений?
5. Что такое адаптация?
6. Расскажите о путях развития ощущений у школьников.
referatwork.ru
Развитие ощущений и восприятия
Ощущение — наиболее простая, древняя психическая функция, являющаяся внешним, объективно обнаруживаемым в поведении и доступным научному анализу проявлением субъективности [Леонтьев А. Н., 1983]. Раздражители (стимулы), исходящие из внешней и внутренней среды, принимаются и подвергаются обработке анализаторами. Анализаторы состоят из следующих трех частей.
1. Рецепторы — периферический отдел, принимающий сигналы.
2. Проводящие пути, по которым возбуждение, возникшее на рецепторе, передается вышележащим центрам нервной системы.
3. Проекционные зоны коры больших полушарий головного мозга.
Нарушение любого отдела анализатора приводит к невозможности получения ощущений или к его расстройствам. Существуют различные классификации, но наиболее распространено разделение ощущений по сенсорным модальностям: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и пр. В то же время, необходимо помнить, что существуют интермодальные ощущения, так называемые синестезии (греч. synaesthesia: «syn» — приставка, означающая одновременность действия; «aisthesis» — ощущение).
По расположению рецепторов снаружи или внутри тела человека нобелевский лауреат Ч. Шеррингтон (Ch. S. Sherrington) предложил в 1932 г. различать экстерорецепторы и шиперорецепторы. Экстерорецепторы также делят на контактные, регистрирующие стимул при непосредственом контакте с предметом, и дистанционные, воспринимающие раздражители на расстоянии.
Специализация рецепторов позволяет осуществлять первый этап анализа сенсорных воздействий.
Раньше всего появляются тактильные ощущения — с 8 недель внутриутробной жизни. С б недель внутриутробной жизни появляются движения глазных яблок, однако реакция на свет появляется лишь с 24-26 недель. У семимесячного плода уже регистрируются вызванные потенциалы в ответ на звуковую стимуляцию. В это же время дифференцируются вкусовые ощущения. Считается, что обонятельный анализатор формируется только к моменту рождения. Стимуляция от анализаторов передается нейронам в соответствующих отделах мозга, в том числе и в коре больших полушарий, что способствует их развитию. Таким образом, ребенок появляется на свет с хорошо сформированными сенсорными способностями, которые продолжают дифференцироваться и развиваться в течение дальнейшей жизни.
В зависимости от ощущений у новорожденного возникают рудиментарные психические реакции: двигательное беспокойство, крик, плач. Ребенок отворачивается от яркого источника света, вздрагивает при резком звуке, поворачивает голову в сторону говорящего, отворачивается от неприятного запаха (работа дистанционных экстерорецепторов), реагирует на холод, прикосновения (работа контактных экстерорецепторов), реагирует на изменения положения тела (работа проприорецепторов), кричит, когда голоден или испытывает головную боль, боль в животе (работа интерорецепторов). Примерно с шести месяцев эти реакции становятся более дифференцированными и приобретают сенсомоторный характер.
Восприятие, как уже отмечалось, сложный психический процесс, который не сводится к сумме ощущений, а включает в себя соотнесение воспринимаемого объекта с субъективным образом, воспроизводящимся на основе прошлых впечатлений. Такие образы называются представлениями. Элементарные представления и связи между ними (ассоциации) формируются очень рано. Даже новорожденный уже имеет их. Он по-особому реагирует на музыку, которую постоянно слышал во внутриутробном состоянии. Он может отличить по запаху молоко своей матери от молока другой женщины. Это означает, что новорожденный узнает звуки, запах, то есть у него есть элементарные представления о них.
Выбор из массы окружающих объектов соответствующего представлению и идентификация его требует определенных усилий. Отчасти в связи с этим именно в детском возрасте чаще наблюдается явление, при котором раздражитель, действуя на определенный рецептор, вызывает не только специфическое для данного органа чувств ощущение, но одновременно дополнительные ощущения, характерные для других органов чувств, а также представления. Так, например, слуховые ощущения сопровождаются зрительными. Такое явление называется синестезией (греч. synaisthesia: «syn» — приставка, означающая совместность, одновременность действия; «aisthesis» — чувство). На основе синестезий у детей довольно часто формируется способность к эйдетизму (греч. «eidos» — образ). При этом яркий, чувственный образ предмета может сохраняться некоторое время после прекращения воздействия его на органы чувств. Ребенок, склонный к эйдетизму, может путать реальные образы с эйдетическими.
Ежедневно запас представлений стремительно нарастает, особенно на первом году жизни. На их основе формируются понятия, процесс восприятия становится все сложнее и дифференцированнее. Чем старше ребенок, тем лучше он справляется с задачей вычленения объекта из условий, в которых он находятся, идентифицирует объект в разных ситуациях.
Родившись, ребенок попадает в совершенно иную среду. Замкнутое, тесное внутриутробное пространство заменяется другим, огромным, наполненным массой новых раздражителей, непонятным, а значит опасным. Первые 1-1,5 месяца представляют переходный период из первичной, хорошо защищенной экологической ниши (материнского лона) в новую переменчивую окружающую среду с огромным количеством новых для него раздражителей. В этом новом пространстве нужно ориентироваться и к нему нужно приспосабливаться. Все это дает мощный стимул к развитию функции восприятия. Постоянная напряженная работа анализаторов является необходимым условием для нормального развития ребенка.
Наблюдая за новорожденным, можно обнаружить, что он поворачивает голову и смотрит в сторону раздающегося звука и зажигающегося света. Этим самым он обнаруживает способность установления звуко-зрительно-двига-тельных связей. Низкие ритмичные звуки, напоминающие дыхание, биение сердца, шум тока крови по брюшной аорте, малышей успокаивают. Интересно, что, обращаясь к новорожденному, взрослые непроизвольно меняют тембр голоса на более высокий. Дети по запаху могут узнать свою мать, предпочитают ее молоко любому другому. При неприятном запахе новорожденный всегда отворачивается в сторону, противоположную раздражителю. Объясняется это тем, что очередность раздражения рецепторов слизистой правой и левой ноздри соответствует расположению источника запаха. Таким образом, очевидна способность младенца к восприятию расположения источника запаха в пространстве. Большую часть времени новорожденный находится в положении лежа на спине или на животе. При этом пространство, которое он может обозревать, очень ограничено, что препятствует поступлению информации извне. Взгляд у новорожденного скользящий, зрительная концентрация возможна лишь на несколько секунд.
Для расширения обзора приходится учиться приподнимать голову и удерживать ее. У успешно развивающегося ребенка такая способность отмечается примерно ко второму месяцу жизни. В это же время он способен недолгое время удерживать в руке мелкий предмет и подносить его к глазам или ко рту. Это свидетельствует о прогрессе зрительно-моторной координации. При зрительном восприятии двухмесячный ребенок отдает предпочтение предметам овальной формы, с контрастными цветами, резкими очертаниями на светлом фоне. Таким объектом, например, является лицо человека. На расстоянии 20-25 сантиметров ребенок способен, хотя и не надолго, фокусировать взгляд на лице и воспринимать изменения его мимики. Он может даже имитировать их (открывает рот, высовывает язык и пр.). Несовершенная фокусировка приводит к тому, что младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, на сетчатке зрительные образы с разных глаз не совпадают, образ получается неконтрастным, а зрение в результате монокулярное. При монокулярном зрении восприятие глубины пространства неотчетливо.
К концу третьего месяца, лежа на животе, ребенок может отрывать грудь от кроватки. Слух становится все более дифференцированным. Ребенок уже начинает узнавать по голосу не только родителей, но и других людей, с которыми часто общается. Появляется способность имитировать высокие и низкие звуки. Ребенок тянется к предметам, попавшим в поле зрения, ударяет по ним.
В четыре месяца ребенок способен переворачиваться с живота на спину, а в пять — и со спины на живот. Эти двигательные возможности расширяют рамки чувственного познания как собственных габаритов, так и окружающего пространства. Улучшается зрительно-моторная координация. К этому возрасту бинокулярное зрение сформировано уже настолько хорошо, что обеспечивает большую глубину восприятия, и ребенок может удерживать в памяти представления о размерах определенного объекта. Когда ребенок наблюдает за каким-то предметом, его голова и глаза движутся синхронно. Ребенок все время стремится достать руками какой-нибудь предмет (подвешенную игрушку, нос, волосы, одежду родителей). Глаза следят за руками, тянущимися к игрушке, и обеспечивают точный захват.
С 6-6,5 месяцев ребенок все чаще начинает брать предметы не двумя, а одной рукой, причем хватает их быстро, точно и хорошо удерживает. Он начинает садиться, делать «мостик», отрывая живот от пола, а затем ползать. Он активно осваивает пространство, расширяются возможности его обзора. Способность самостоятельно передвигаться позволяет лучше ориентироваться в комнате, в расположении мебели, предметов. В это время ребенок уже хорошо воспринимает глубину. Исследования показали, что большинство детей этого возраста ползут на зов матери по стеклу только до того момента, пока внизу видна подстеленная клетчатая клеенка. Как только под стеклом начинается пустота, что создает зрительную иллюзию края, дети отказываются пересекать границу, некоторые начинают плакать. Эта способность предупреждает падения детей с высоты.
К 7-8 месяцам нормально развивающийся ребенок, манипулируя предметами, уже воспринимает такое их качество, как постоянство формы. Воспринимаются детали формы, но освоение их взаимосвязей требует более высокого уровня развития представлений и понятий.
В 8-9 месяцев ребенок понимает отдельные слова. Он начинает ходить, но при поддержке, которая необходима ему не столько для опоры, сколько для сохранения равновесия. Вертикальное положение, увеличивая обзор, еще больше увеличивает возможность зрительного восприятия и способствует его развитию.
К году движения ребенка становятся более отточенными, тело становится послушнее. Дети начинают самостоятельно ходить. Большинство из них в 15 месяцев могут самостоятельно пройти не менее 15 метров. Руки, занятые при ползании, освобождаются. Это открывает новый источник поступления стимулов на тактильные рецепторы. Дети могут только с помощью тактильных ощущений узнавать предмет. У них хорошо сформированы определенные вкусовые предпочтения. К году ребенок осмысленно произносит более 10 слов, знает и понимает значительно больше. В дальнейшем словарный запас растет стремительно, и это является еще одним мощным стимулом к развитию всех форм восприятия.
В 2 года, манипулируя предметами, они могут хорошо различать их форму (треугольник, круг). Использование для определения формы объекта лишь зрительного анализатора, без включения тактильного, затруднено. Восприятие комбинированных, сложных форм еще невозможно.
К трем годам ребенок хорошо овладевает речью. Широкое использование вербальных понятий стимулирует процессы ощущений и восприятия: ребенок может выразить их словами, дать себе отчет в получаемых впечатлениях. Но и в этом возрасте процессы перцепции остаются непроизвольными. Дети не умеют самостоятельно анализировать воспринимаемое, восприятие сводится к узнаванию предмета и называнию его.
У младших дошкольников появляются элементы произвольного восприятия. Качество восприятия в основном определяется свойствами предмета (яркостью, формой, запахом и т. д.).
У старших дошкольников активно идет совершенствование техники восприятия: они уже могут исследовать предмет глазами, не прибегая к помощи тактильного анализатора, могут словами определить местоположение в пространстве себя, любого предмета.
У младших школьников восприятие все еще мало дифференцированно. Узнав предмет и назвав его, они перестают его анализировать. С трудом они различают детали предмета, выделяют главное. Лучше воспринимаются предметы, которые ребенок полагает значимыми для себя, к которым проявляет интерес.
Чем взрослее ребенок, тем тоньше и сложнее делается его восприятие, все чаще оно становится произвольным. С возрастом улучшается ориентировка в окружающей среде, реакции становятся дифференцированнее.
Перцептивные процессы у подростков протекают почти как у взрослых, сохраняя лишь некоторые особенности детского восприятия.
Г. Е. Сухарева (1955) отмечала следующие основные отличительные особенности детского восприятия:
— преобладание образного чувственного восприятия над абстрактным, то есть первой сигнальной системы над второй;
— высокая- возбудимость кортикальных центров вследствие особенностей мозгового метаболизма, кровообращения, приводящих к повышению интенсивности и лабильности обмена веществ;
— переплетение реальных и фантастических образов;
— недостаточный отчет о воспринятом;
— повышенная внушаемость и самовнушаемость, склонность к фантазированию, легкость возникновения иллюзий;
— фантастические переработки полученной информации соответственно своим желаниям и опасениям.
psyera.ru