Развитие инноваций – Перспективы инновационного развития предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»
Развитие инновационное — это… Что такое Развитие инновационное?
- Развитие инновационное
- — преобразование всех сфер экономики и социальной системы на основе научно-технических достижений. Предполагает реализацию крупных национальных, региональных, отраслевых и корпоративных инновационных программ и проектов, развитие инновационного потенциала и инновационной культуры.
Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е изд., доп. — Новосибирск: Сибирское научное издательство. Отв. ред. В.И. Суслов. 2008.
- Радикальность инновации
- Развитие организационное
Смотреть что такое «Развитие инновационное» в других словарях:
Инновационное развитие России — Долгосрочное развитие индивидуумов, общества, технической сферы, инфраструктуры, выполняемое за счет регулярного создания и массового внедрения новых технологий, продуктов и услуг (технических и гуманитарных), ориентированное на достижение образа … Википедия
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной… … Социология: Энциклопедия
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера — Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Специализация: Экономические… … Википедия
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Минэкономразвития России — – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию Минэкономразвития России – это Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭРТ),… … Энциклопедия инвестора
Институт инновационного развития — (ИИР) российская неправительственная организация, занимающаяся разработкой инновационных технологий в важнейших отраслях жизни общества и государства. Штаб квартира располагается в Москве. Имеются также представительства в США, Белоруссии,… … Википедия
Институт Инновационного Развития — (ИИР) российская неправительственная организация, занимающаяся разработкой инновационных технологий в важнейших отраслях жизни общества и государства. Штаб квартира располагается в Москве. Имеются также представительства в США, Белоруссии,… … Википедия
Инновация — (Innoatsiya) Определение инноваций, инновационная деятельность Определение инноваций, инновационная деятельность, инновационная политика Содержание Содержание Общее определение новаций Инновация и др. похожие понятия Что такое новация Основы… … Энциклопедия инвестора
Степанова, Ольга Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Степанова. Ольга Алексеевна Степанова Главный редактор журнала «Логопед» Ольга Алексеевна Степанова российский учёный. Биография Степанова Ольга Алексеевна – кандидат… … Википедия
Кашулин, Николай Александрович
Книги
- Инновационное развитие экономики мегаполиса, В. В. Глухов, М. Э. Осеевский. 384 стр. В учебном пособии рассматриваются особенности профессионального образования и научных исследований как специфических секторов экономики мегаполиса, теоретические модели экономики… Подробнее Купить за 1639 грн (только Украина)
- Инновационное развитие экономики мегаполиса: Учебное пособие., Глухов В.В.. В книге рассматриваются особенности профессионального образования и научных исследований как специфических секторов экономики мегаполиса, теоретические моделиэкономики роста, подтверждающие… Подробнее Купить за 1125 руб
- Инновационное наполнение инвестиционной политики. Монография, Кушлин Валерий Иванович, Фоломьев Александр Николаевич, Плетнев К. И.. В соответствии с новыми вызовами России уже в среднесрочном периоде надо обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста, что предполагает активизацию инвестиционной политики,… Подробнее Купить за 453 руб
Развитие инновационной деятельности
В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами — повышением эффективностипроизводства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции — определяется в современных условиях уровень экономического развития страны.
Современный технологический уровень отраслей экономики республики сдерживает развитие инновационной деятельности. Большинство предприятий осуществляют лишь внедрение существующих технологий и оборудования для повышения качества продукции хотя бы до общероссийского уровня. В сложившейся ситуации «догоняющего развития» возрастает необходимость в проведении политики, способствующей созданию условий для активизации инновационной деятельности.
Недостаточно развитые инфраструктура и экономические механизмы поддержки инновационной деятельности не позволяют в полной мере обеспечить эффективную инновационную деятельность при имеющемся инновационном потенциале. На данном этапе развития возникает необходимость выявления возможностей активизации инновационной деятельности и определение диспропорций существующих барьеров инновационного развития города Улан-Удэ.
Поэтому Улан-Удэ целесообразно проведение политики опережающего развития инновационной деятельности, формирования инфраструктуры инновационной системы и стимулирования масштабной, стратегически ориентированной технологической модернизации отраслей экономики. Решение задач инновационного развития должно осуществляться программными методами.
Целью инновационной деятельности является превращения инновационного потенциала города в реальный фактор экономического роста на основе внедрения новейших научных результатов в производство для его технологического обновления и повышения конкурентоспособности продукции.
Основными задачами развития инновационной деятельности являются:
создание организационно-экономических условий для структурной и технологической модернизации промышленности, освоения производства наукоемкой продукции и повышения эффективности производства;
создание благоприятного инвестиционного климата и формирование механизмов роста объемов инвестиций;
создание и включение элементов городской инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований, в республиканскую инновационную систему;
интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Улан-Удэ;
рост числа организаций, использующих и создающих инновации и повышение их инновационной активности;
увеличение объема инновационной продукции, конкурентоспособной на российском и мировом рынке;
содействие развитию системы профессионального образования для кадрового обеспечения инновационного развития промышленности.
Решение задач будет осуществляться в рамках реализации следующих направлений:
разработка целевой программы научно-технического и инновационного развития Улан-Удэ, ориентированной на дальнейшее формирование инновационной системы и инфраструктуры инновационной деятельности в городе. Целью Программы станет развитие и интеграция элементов инновационной системы для перевода экономики города на инновационный путь развития, повышения его конкурентоспособности.
организационная, информационная, консультационная и финансовая поддержка инновационной и инвестиционной деятельности города Улан-Удэ;
повышение эффективности совместной информационно-организационной работы администрации города с соответствующими республиканскими и федеральными министерствами и агентствами по созданию инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и других элементов инновационной инфраструктуры;
консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов;
формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры городской инновационной системы с целью расширения взаимодействия научных и промышленных организаций для внедрения новых технологий, коммерциализации научных разработок, формирования высокотехнологичных комплексов и освоения производства наукоемкой конкурентоспособной продукции, повышения энергоэффективности и ресурсосбережения;
содействие продвижению продукции на рынках сбыта, в том числе через выполнение работ для муниципальных нужд, развитие межрегионального и международного сотрудничества, кооперации и внешнеэкономических связей, реализацию проектов по федеральным целевым программам; совместной деятельности с крупными отечественными и зарубежными корпорациями для увеличения экспортного потенциала, позиционирования города Улан-Удэ как инновационной площадки международного уровня;
развитие системы профессионального образования для кадрового обеспечения инновационного развития промышленности,
расширение муниципально-частного партнерства в инновационном секторе, финансирование инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса.
Формирование эффективной инфраструктуры инновационной системы обеспечит благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации инноваций, модернизации производственного потенциала города – прежде всего в секторах, в которых имеется достаточный научно-технический задел для общероссийского и мирового лидерства.
Конечным результатом развития инновационной деятельности должно стать:
увеличение объемов инвестиций в основной капитал промышленных предприятий, оптимизация структуры экономики, развитие предпринимательской деятельности в инновационной сфере и создание новых производств, рост числа промышленных предприятий, осуществляющих инновации;
увеличение доли инновационной высокотехнологичной продукции предприятий, рост экспортного потенциала; увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организаций по чистым видам деятельности;
улучшение условий и производительности труда в промышленности на базе высокоэффективной занятости.
studfiles.net
Инновационное развитие организации
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы инновационного развития предприятия
1.1 Инновация: понятие, виды, цели внедрения.
1.2 Методы внедрения инновации
1.3 Этапы инновационного процесса
1.4 Проблемы управления инновационным развитием предприятия
2. Анализ инновационной деятельности салона-парикмахерской «Королевство красоты Лик»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Использование инновационных технологий и их технико-экономические характеристики
3. Оценка экономической эффективности инновационных предложений.
Заключение
Использованные литературные источники
Введение
Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности и т.д.
Специфика инновационной деятельности:
• ориентацию на систему долгосрочных технологических приоритетов, которая формируется с учетом глобальных тенденций, внутренних социально-экономических задач, связанных с устойчивым развитием, повышением конкурентоспособности и национальной безопасности;
• поиск оптимального соотношения между масштабами прямых бюджетных дотаций и инструментами стимулирования исследований, разработок, инноваций;
• содействие инновационному развитию в широком экономическом контексте, предполагающем создание благоприятных условий, стимулирование инновационного поведения всех экономических игроков. Особое значение в этом процессе придается повышению эффективности общественных и государственных институтов, нацеленных на демонстрацию и тиражирование эффективных моделей и механизмов, разработке и использованию нестандартных методов и инструментов регулирования;
• наращивание усилий в поиске новых эффективных инструментов и форм частно-государственного партнерства. Обеспечивая и поддерживая такие альянсы, современное государство подает бизнесу «инновационные сигналы», оказывает содействие в реализации его инновационных стратегий и крупных инновационных проектов (соинвестирование, создание инфраструктуры, содействие трансферу научных результатов и технологий и др.) и одновременно добивается повышения отдачи от собственных инвестиций;
• рост интереса к сектору наукоемких услуг и нетехнологическим инновациям (организационным, управленческим, маркетинговым, потребительским), в значительной степени обусловленного признанием решающего значения информационных и коммуникационных технологий.
В последние 10—15 лет практически все промышленно развитые и новые индустриальные страны, включая Китай, стали фиксировать цели в сфере науки и инноваций в программных и стратегических документах своей политики, причем и в качественном, и в количественном выражении. Такая фиксация сама по себе является стимулом для исследовательской и инновационной активности, как в государственном, так и частном секторах.
Два принципиально важных явления оказывают ключевое воздействие на долгосрочные перспективы инновационного развития — и, соответственно, на формирование инновационных стратегий.
Во-первых, это глобализация и глобальная конкуренция, спрессовывающие время выхода на рынки, вынуждающие и компании и страны ускорять инновационные действия, все быстрее производить жизнеспособные товары и услуги. Все более активное влияние на инновационные процессы оказывает появление в мировом научно-технологическом пространстве новых глобальных игроков. Усиливается роль международного обмена технологиями, транснациональных корпораций, мобильности кадров и др. Одновременно все более инновационными становятся предлагаемые решения глобальных проблем (борьба с болезнями, энергетика, изменение климата, вода, безопасность и противостояние терроризму).
Во-вторых, это усложнение инноваций, междисциплинарный, межотраслевой характер которых делает соответствующие инвестиции все дороже и рискованней. Большинство фирм уже не могут заниматься инновациями в одиночку, поддерживать все необходимые исследования, получать информацию о рынках и др. Проблема заключается в том, как объединять усилия, привлекать знания со стороны, не теряя самостоятельности и не нанося ущерба собственным интересам.
Внимание фокусируется на открытых инновациях, обеспечивающих не только быструю окупаемость научных и инновационных затрат, но и привлечение талантливых людей с разнообразными компетенциями, нарастающая потребность в которых также является приметой сегодняшнего времени. Способность быстро меняться, гибко реагировать на полученные извне знания, применять их становится ключом к успеху инноваций и получению выгоды от тех знаний, которые создаются внутри компании.
Необходимость адаптации инновационной политики к комплексной, пространственно распределенной, меняющейся природе инноваций самым непосредственным образом затрагивает такие ее направления и инструменты, как налогообложение; поддержка развития человеческого и социального капитала; регулирование рынков труда и инвестиций; проведение исследований и разработок; демонстрация лучших практик в области стратегии развития предприятий, корпоративных финансов, управления и др.
Актуальность темы работы и её значимость связаны с необходимостью проведения эффективной инновационной политики, с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности, повышения конкурентоспособности продукции на внешних рынках.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и изучить инновации, как средство эффективного использования потенциала развития фирмы.
В соответствии с поставленной целью, в работе, последовательно решены следующие задачи:
1) изучение теоретических подходов, развития инновационного процесса, методов внедрения развития организации;
2) рассмотрение основных этапов перехода на инновационно-производственный путь на примере конкретной организации;
3) оценка экономической эффективности инновационных предложений данной организации.
Эти задачи и определили структуру и логику работы, которая состоит из введения, трех глав и выводов.
В первой главе рассмотрена классификация инноваций, методы внедрения инноваций, этапы инновационного процесса, проблемы управления инновационным развитием.
Во второй главе дана общая характеристика салона-парикмахерской «Королевство красоты Лик», проанализирован инновационный потенциал организации. Рассмотрена инновационная политика организации и ее экономическая эффективность.
В третьей главе дана оценка инновационной деятельности салона-парикмахерской «Королевство красоты Лик»
В качестве практической базы выбрана фирма «Королевство красоты Лик», расположенная по адресу г. Уфа 450001 пр. Октября, 13.
1. Теоретические основы инновационного развития предприятия
1.1 Инновация: понятие, виды, цели внедрения.
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, конечным результатом инновации является коммерческий успех.
Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.
Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.
Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1 /3 всех инноваций относится к процессным, а 2 /3 к продуктовым; в Японии — обратное соотношение.
Классификации инноваций и их специфика
Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.
По направленности результатов инновации делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации-процессы и инновации-продукты. Существуют и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы. Классификация инноваций по степени новизны — распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по первому признаку классификации:
mirznanii.com
стратегия инновационного развития России до 2020 года
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_0.jpg)
Председатель правительства Дмитрий Медведев признал 19 июля 2017 г., что пока в развитии инноваций мы движемся медленно. А все ли стратегии должны выполняться, является ли это непререкаемым условием развития субъекта деятельности? В настоящей статье попытаемся удержаться от полярных тональностей оценочных суждений и попробуем объективизировать взгляд на происходящие события, связанные с реализацией Стратегии инновационного развития нашей страны, рассчитанной на период до 2020 года (СИР-2020).
Исходные условия разработки СИР-2020
Около пяти с половиной лет назад Минэкономразвития РФ была разработана и запушена стратегия программного развития российских инноваций на период до 2020 года. Документ является руководством к действию не только для федеральных органов власти, но и определяет инновационное развитие регионов и отраслей экономики нашей станы. В разделе оценки состояния и проблем развития инноваций в РФ внимание сосредоточено на последствиях мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Акцент в анализе сделан на периоде с 2005 г. по конец 2011 г. Среди наиболее пострадавших от кризиса отраслей названы:
- электронная промышленность;
- космическая отрасль;
- судостроение;
- авиастроение.
В документе СИР-2020 практически ничего не сказано о процессе деиндустриализации экономики, начало которой было положено в 1991 году, которая продолжается по настоящий день. Бросается в глаза, что причиной инновационного отставания называется мировой кризис, при этом падение отечественной промышленности (машиностроения, легкой промышленности т.д.), отраслевой науки в ходе приватизационных процессов не получило оценки. Тем не менее, именно эти компоненты народнохозяйственной системы были и остаются фундаментом вышеназванных отраслей высокого передела.
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_1.jpg)
Сравнительная диаграмма динамики производства металлообрабатывающих станков в предвоенный период индустриализации и в последние десятилетия
(нажмите для увеличения)
В представленной выше диаграмме динамики одного из универсальных показателей развития промышленности проиллюстрировано, что базис для развития, в том числе наукоемких отраслей, в значительной степени утрачен. Это объективная данность.
Вместе с тем, неоднократно заявлялось, что стратегия инновационного развития России формируется исходя из позиции более высокого уровня, основанной на стратегии экономической безопасности страны. Если же взглянуть на всю совокупность вызовов, стоящих сегодня, то становится очевидным, что вопрос инновационного развития РФ шире и глубже, чем только вопрос тактической и стратегической конкуренции страны на международном рынке разделения труда. Более того, инновационное развитие России не может не рассматриваться вне контекста производственного базиса и научно-технического потенциала.
Проблема производственного потенциала никуда не девается, но она уже не может быть решена методами 30-х годов. И это нужно понимать, тем более в условиях, когда глобальное общество живет в среде совершенно иных вызовов и угроз. В констатационной части II-го раздела стратегии отмечены современные вызовы, требующие ответа инновационной направленности.
- Ускорение технологического развития экономики Мира.
- Обострение конкуренции за высококвалифицированный персонал и инвестиции инновационного назначения.
- Изменение климата.
- Старение населения.
- Проблемы с продовольственной безопасностью.
- Проблемы с системным здравоохранением.
Ключевой проблемой, стоящей на пути инновационной деятельности в России, назван низкий спрос на инновации в экономике, неэффективность его структуры в пользу импорта высокотехнологического оборудования, закупаемого за рубежом. К слову сказать, на специализированной экспозиции ИННОПРОМ-2017 «Металлообработка» доминировали представители японских, германских, австрийских компаний-производителей, что вполне естественно. Означает ли это, что рынок обрабатывающих средств производства нашей страной потерян навсегда? Не будем ли мы вынуждены с гигантскими потерями и напряжением восстанавливать наше машиностроение? Об этом стоит подумать.
Направления развития и сценарии СИР-2020
В конце прошлого раздела статьи мы сформулировали очень важные вопросы, на которые нельзя найти однозначного ответа. Потому что время сейчас совершенного другое, интеграционные процессы в мировом бизнесе иные, специализация по рыночным продуктам стран более зрелая. Нишевой потенциал машиностроения в России останется, скорее всего, как и для любой страны, которая обладает подобными исходными данными (историей, фундаментальной наукой, численностью, образовательным уровнем населения и т.д.). На том же ИННОПРОМе со стороны японских коллег прозвучали следующие цифры по вершинной форме машиностроительной техники – роботам. В 2015 году число промышленных роботов на 10 000 сотрудников, занятых в производственном секторе экономики:
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_2.jpg)
Страны-лидеры в производстве металлообрабатывающего оборудования. Источник: журнал «Эксперт» №30-31 (861) , июль 2013 г.
- в республике Южная Корея составило 531 единицу;
- в Японии – 305 роботов;
- в Китае – 49 роботов;
- в России – 3 робота (отставание от лидера в 177 раз).
В Японии недавно отмечали 50-летие истории роботостроения, а СССР еще в конце 70-х включил в планы 11-ой пятилетки разработку и внедрение промышленных роботов, систем автоматического управления, создание полностью автоматических заводов и цехов. И эти планы выполнялись вплоть до перестройки и начала 90-х годов, то есть мы отставали от передовых стран на 10-15 лет.
Теперь же государственная программа по развитию промышленности даже и близко задач такого рода не формулирует. А стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года определяет несколько локальных направлений, в которых у страны остался потенциал конкурентоспособности и определенные перспективы.
- Аэрокосмические технологии.
- Биотехнологии, включая биотехнологии промышленных масштабов и фармацевтику.
- Фотоника, в том числе развитие лазерных технологий и производства светодиодов.
- Ядерная энергетика.
- Информационные технологии.
- Системы вооружений и военной техники.
- Композиционные материалы.
Действительно, концентрация усилий в направлениях, по которым имеется серьезный задел и существует высокая вероятность достичь успеха в глобальной конкуренции, – наиболее верный выбор. Это не исключает в последующем возврата к вопросу инноваций в области традиционных отраслей (машиностроение) и их интенсивный рост на новой технологической платформе. Нашей стране дается, с одной стороны, шанс использовать те немногие сильные позиции, которые еще остались от Советского задела, а с другой, воспользоваться единственным способом технологического прорыва – инновационным типом развития.
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_3.jpg)
Схема возможностей и ограничений трех сценариев СИР-2020.
Источник: материалы Минэкономразвития России
(нажмите для увеличения)
В документе СИР-2020 предполагалось, что инновационные технологии в своем развитии могут пойти по одному из тех вероятных сценариев. Первый вариант развития носит название инерционного. С учетом серьезности вызовов, которые нарастают в последние годы, такой сценарий не допустим. Однако пока правительству и специализированным государственным институтам преодолеть инерционность не удается, и инновации в России идут медленно.
Вторым вариантом развития инноваций в России рассматривался догоняющий сценарий развития. Он опирался на идею достижения стратегического успеха за счет локальных отечественных разработок и перевооружение экономики благодаря использованию преимущественно импортных технологий. Однако Запад стремится максимально ограничить доступ нашей промышленности и других отраслей к передовым разработкам из-за политического фактора.
Наконец, самым желанным, но и наиболее трудным, является сценарий достижения подлинного лидерства по основным направлениям науки и технологий. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать: нужных предпосылок для реализации данной сценария пока нет ни по финансовому обеспечению, ни по мотивационной модели для бизнеса и науки, ни по идеологии. Естественно, предпочтительным вариантом является некий комбинированный вариант технологии развития, поиск которого идет непрерывно.
Национальная инновационная политика и НИС для целей СИР-2020
Вывод России на инновационный путь развития служит главной целью Стратегии. Достижение этой цели характеризуется набором из 11 синтетических показателей достижения ее результата, который подлежит регулярному мониторингу. Развитие инноваций рассматривается как основной и перспективный драйвер экономического роста страны. Перечень основных задач, вытекающих из цели СИР-2020, представлен далее в схематической форме.
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_4.jpg)
Задачи развития инноваций в РФ на период до 2020 г.
(нажмите для увеличения)
Стратегия развития инноваций определяет инновационную политику государства, которая, в свою очередь, интегрируется во все локальные аспекты социально-экономической политики. Имеются в виду следующие виды государственной политики:
- техническая;
- бюджетная;
- налоговая;
- в сфере борьбы с коррупцией;
- в области конкуренции;
- в сфере госзакупок;
- в области внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
- региональная и отраслевая политики.
Сегодня очевидно, что многие планы СИР-2020 оказались не выполнены, поэтому очень сложно говорить об этапах Стратегии. Тем не менее, ряд запланированных, развивающих инновационную систему мероприятий реализован, а некоторые индикаторы достигнуты. Об этом мы порассуждаем в отдельном разделе статьи.
Как отмечено выше, особую роль в реализации стратегии играет национальная инновационная политика, основанная на воспроизводстве на новом уровне НИС (национальной инновационной системы). Тем не менее, модель получилась достаточно громоздкая и, судя по всему, не совсем работоспособная. Координаторов и контролеров масса, координационные функции, хотя и расписаны подробно, но ясности понимания того, как конкретно будут поддерживаться технологические платформы (ТП), при прочтении документа не возникает.
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_5.jpg)
Модель координации основных элементов НИС. Источник: материалы Минэкономразвития РФ
(нажмите для увеличения)
Тому же ИЦ «Сколково» придана функция интеграции НИС России в международную инновационную среду, что по факту не произошло. Помимо Минэкономразвития, Минпромторга, Минобрнауки координаторами деятельности ТП назван еще целый ряд министерств и ведомств. Но давайте откровенно: что такое координация? Это безответственное околоуправленческое действие. В отсутствии единого уполномоченного и ответственного органа за реализацию всей стратегии и при множественности координаторов ни о какой эффективности проекта развития инноваций речи вести нельзя. Тем не менее, основные направления инновационной политики в целом в СИР-2020 прописаны достаточно глубоко и взвешенно.
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_6.jpg)
Стратегические направления инновационной политики РФ, основанные на СИР-2020
(нажмите для увеличения)
Проблемы реализации стратегии развития инноваций
Наверное, можно согласиться с тезисом, что 5,5 лет тому назад Россия была в каком-то смысле другой страной, которая шла прямой дорогой в фарватере предписанной роли сырьевого придатка Запада. Цены на нефть и лицемерное расположение элит Европы и США создавали иллюзию, что инновационный реванш вполне возможен в рамках либерально-демократической парадигмы развития нашего общества. Сейчас мы все ближе и ближе подходим к отрезвлению национального самосознания. Предпосылки для восстановления экономического потенциала на инновационной платформе очень постепенно, но формируются. А черты нового типа производственных отношений начинают проступать в ткани весьма непростой внешнеполитической и внутриэкономической ситуации.
В 2014 году стало очевидно, что первый этап реализации СИР-2020 во многом не достиг намеченного. Вице-премьер Дворкович А. признал, что инновационная Россия пробуксовывает в своем развитии. Оценка проводилась еще без учета 2014 года, когда возникли известные события с вхождением Крыма в состав России и операции АТО на Донбассе. По заявлению Правительства, инфраструктурные преобразования были выполнены успешно, удельный вес затрат на технологические инновации опередил план (2,2% против 1,95% по плану). Доля инновационных продуктов в общем объеме отгрузки составила в 2013 г. 8,9% против запланированных 7,2%. Но в целом достижения основной массы целевых стратегических индикаторов не произошло (см. диаграмму ниже).
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_7.jpg)
Диаграмма уровня целевых индикаторов СИР-2020 по итогам 2013 г.
Источник: материалы Минэкономразвития РФ
К концу 2016 года наметился ряд позитивных тенденций, позиции России в международных рейтингах инновационной активности стали улучшаться (на 3-5 позиций в индексах GII и GCI, см. диаграмму ниже), изменился тренд динамики показателей на контрольной панели управления. За два последних года улучшилось 12 и ухудшилось 5 показателей из 41-го. Тем не менее, ряд проблем сохранил хронический характер. Современные проблемы инновационного развития России весьма трудно выстроить в единую одноранговую линейку корневых противоречий.
Ключевое текущее затруднение ответственные координаторы развития инноваций в нашей стране (МЭР, ОП, РВК) усматривают в низком уровне включенности крупных компаний в инновационный процесс. Инновационная повестка не входит в режим регулярного стратегического управления ведущих компаний страны. Механизмы ценообразования, особенно в государственных закупках (Гособоронзаказ), не позволяют закладывать экономически обоснованную инновационную составляющую развития продукта. Существующая система отраслевых стандартов и действующая политика финансовой поддержки инноваций, в том числе за счет моделей налогообложения, не выдерживают критики.
![](/wp-content/uploads/razvitie-innovacij_8.jpg)
Динамика позиции РФ в основных рейтинговых индикаторах по инновациям и предпринимательским инициативам в экономике.
Источник: Национальный доклад об инновациях в России 2016
(нажмите для увеличения)
Текущие проблемы, связанные с реализацией СИР-2020, достаточно подробно описаны в Национальном докладе об инновациях в России 2016. Очень рекомендую вам ознакомиться с этим документом, тем более что он есть в открытом доступе. Ясная и глубокая позиция, выверенная аргументация, наглядное представление и четкие выводы присутствуют в данном докладе. Разработчики доклада выделяют пять групп признаков современной отсталости России в инновационной сфере.
- Наблюдается низкий уровень возврата на инвестиции в НИОКР.
- Фундаментальные уровни НИС демонстрируют слабость своей позиции.
- Бизнес не воспринимает в должной мере технологии как фактор конкурентоспособности.
- Таланты продолжают уезжать («утечка мозгов»).
- Бизнес-проекты, выращенные венчурным бизнесом, не видят путей развития внутри страны и покидают ее.
Стратегия, предусматривающая развитие инноваций до 2020 года, в настоящее время подвергается процедуре корректировки и актуализации в направлении ее гармонизации с развивающейся панелью управления инновациями. Идея панели управления со структурированным представлением КПЭ не представляет собой какого-то откровения, практика такого мониторинга широко применяется в мире. И политическая, и социально-экономическая ситуация значительно изменились к 2017 году, поэтому СИР-2020 требует обновления, в том числе по составу показателей, по их целевым значениям и по уровню фокусировки на зонах ответственности. Вероятно, наряду со Стратегией НТР РФ до 2035 года, мы увидим в ближайшем будущем и новую редакцию СИР-2020, которая в большей степени будет представлять собой управленческий, а не декларативный императив.
projectimo.ru
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ • Процесс инновационного развития имеет две главные составляющие – реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала |
vasilievaa.narod.ru
Развитие инноваций в России
Данилова Т.В.
Научно-технический прогресс был и остается движущей силой социально-экономического развития страны, его основной целью является поиск новых средств удовлетворения потребностей человечества с минимальными издержками затрат и ресурсов и при этом сохранение экосистемы. Необходим экономический рост на основе технических достижений, для этого необходимо иметь структуру определенного уровня сложности.Развитие техники в наши дни невозможно без взаимодействия сконцентрированных ресурсов, включая интеллектуальные и экономические стимулы, делающие изобретательскую, научную, инженерную деятельность, да и вообще творчество и образование выгодным делом, приносящим наибольшие дивиденды и благополучие. Создание стимулов представляет задачу институционального планирования и проектирования. Если названные виды человеческой деятельности становятся хобби, увлечением одиночек, то тогда отсутствует систематическая основа для развития науки и техники, не может быть и эффективных взаимосвязей между научными лабораториями, кафедрами и промышленным производством, предпринимателем. Экономический рост как таковой может быть организован и в таком случае. Источник роста является каким угодно, но только это не развитие техники, технологий. По крайней мере, взнос этих двух составляющих будет не определяющим. При таком росте может не наблюдаться и улучшение параметров качества жизни [1].
В последние годы реализуется ряд важных мер в рамках инновационной политики по стимулированию компаний и развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако при всех этих мерах сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего процесса в этой сфере. К ключевым проблемам в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся:
— недостаточное качество бизнес-среды, неконкурентоспособный климат, сохранение неразвитости условий для справедливой конкуренции на рынках и получения государственной поддержки;
— сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием;
— недостаточность усилий региональных и муниципальных властей по улучшению условий для инновационной деятельности;
— взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, которое пока не носит достаточно регулярного характера и не обеспечивает сбалансированного представления интересов различных инновационно активных предприятий;
— недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций, в частности ограниченная гибкость и неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов, а также на формирование и развитие научно-производственных партнерств;
— издержки небольших компаний на получение прямой государственной поддержки при реализации инновационных проектов, вместе с тем ограниченные возможности федеральных органов исполнительной власти администрировать предоставление поддержки по множеству некрупных проектов;
— отсутствие работоспособных механизмов регулярного выявления неэффективных инициатив и последующего прекращения их реализации [2].
Все это оказывает негативное влияние на развитие Российского высокотехнологического рынка развитие экономики в целом.Поэтому в мировом рейтинге конкурентоспособности стран, составленном Всемирным экономическим форумом на 2010-2011 гг., Россия занимает 63-е место (всего в списке 139 государств).
В мировой практике для оценки позиций страны в мировой экономике все шире используется комплексный финансовый показатель — затраты в инвестициях на инновации. Он отражает способность страны к инвестиционно-инновационной деятельности, в основе оценки которой лежит множество финансово-экономических показателей (расходы на исследования и разработки, количество полученных патентов, развитость сферы образования в стране и т.д.). Одним из основных показателей в этом ряду является объем внутренних затрат на исследования и разработки, включая текущие и капитальные затраты. В таблице 1 видно, что по сравнению с зарубежными странами, Россия занимает не лидирующее место в списке государств, которые финансируют исследования и разработки [3].
Табл.1 Внутренние затраты на исследования и разработки в России и зарубежных странах
Страна |
Всего, млн долл США |
В % к ВВП |
Россия |
26332,5 |
1,24 |
Великобритания |
38707,5 |
1,77 |
Германия |
76796,9 |
2,64 |
Израиль |
9921 |
4,86 |
Китай |
121426,5 |
1,54 |
Корея |
45293,6 |
3,37 |
США |
398194 |
2,77 |
Франция |
42892,8 |
2,02 |
Швеция |
12781,2 |
3,75 |
Япония |
149212,9 |
3,42 |
Но все же, многие специалисты считают, что у России есть все для того, чтобы создать высокотехнологичную и конкурентоспособную индустрию.
Сухие цифры затрат на исследования, не дают реальной картины, по данным «Федеральной службы государственной статистики» (табл.2) разработки, например, в направлении производственных технологий, ведутся и достаточно успешно.
Табл. 2 Создание передовых производственных технологий по видам в 2011г.
Число технологий всего |
из них | |||
новые для России |
принципиально новые |
обладающие патентной чистотой | ||
Передовые производственные технологии – всего |
1138 |
1028 |
110 |
670 |
из них: | ||||
Проектирование и инжиниринг |
316 |
272 |
44 |
183 |
Производство, обработка и сборка |
405 |
371 |
34 |
262 |
Автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции; транспортировка материалов и деталей |
24 |
23 |
1 |
16 |
Аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) |
128 |
117 |
11 |
88 |
Связь и управление |
154 |
147 |
7 |
67 |
Производственные информационные системы |
51 |
41 |
10 |
18 |
Интегрированное управление и контроль |
60 |
57 |
3 |
36 |
Не стоит забывать, что при положительной динамики в данной отрасли, есть ряд проблем, которые необходимо решать и решать в ближайшее время. Для этого необходимо: улучшать бизнес-среды; проводить улучшения условий для инновационной деятельности; увеличивать государственную поддержку на ранних этапах при реализации инновационных проектов, так как они являются наиболее рисковыми; перенимать лучший опыт иностранных государств.
Литература:
1. Сухарев О.С. Инновации в экономике и промышленности: Учеб.пособие/О.С. Сухарев, С.О. Сухарев – М.: Высш.шк., 2010-317с.:ил.
2. Инновационная Россия 2020 : стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. / М-во экон. развития Рос. Федерации [и др.] Москва : Издательский дом ВШЭ , 2012 — 153 с.
3. Инвестиции в инновации : проблемы и тенденции / Л. Э. Миндели и др. ; гл. ред. Л. Э. Миндели; Ин-т проблем развития науки Российской акад. наук Москва : ИПРАН РАН , 2011 — 223 с.ил.
be5.biz
Развитие инноваций в России
На сегодняшний день инновации в России считаются одними из приоритетных задач экономики. Развитие инновационной деятельности в стране имеет свои особенности.
Первостепенной задачей инноваций считается поддержка разработок и внедрения новых технологий в медицине. Данный аспект важен не только для спасения жизней российских граждан, но и для оказания соответствующей помощи нуждающимся странам.
Развитие инноваций в российской медицине станет важнейшим параметром при борьбе с тяжелыми заболеваниями, в том числе и со злокачественными опухолями. Первым шагом для развития инновационных направлений стали создание и выпуск радиофармпрепаратов, а также строительство современных центров медицины в Димитровграде, Обнинске и Томске.
Планируется, что к 2012 году Россия будет занимать примерно 20% общего мирового фармацевтического рынка благодаря новым инновационным препаратам и лекарственным средствам. Это очень важно с точки зрения уровня развития мировой практики и международного опыта. Кроме того, зарубежные компании, заинтересовавшиеся разработками, могут обеспечить дополнительный приток инвестиций в развитие этого сектора.
Следующей особенностью инновационной деятельности в России считается продвижение проектов наноцентра в Сколково и поддержка деятельности его сотрудников. В данном случае развитие инноваций подтверждается успехами, достигнутыми учеными на Сколковской базе. Благодаря постоянному сотрудничеству с бизнес – компаниями иностранных государств наноцентр завоевал великолепную репутацию на мировых финансовых рынках и в предпринимательских кругах. Достижения и успешные сколковские проекты становятся основой для многих производств фармацевтического рынка и рынка электроники.
Поддержка компаний, работающих в Сколково, осуществляется законодательством РФ в части льготного налогового режима. Это касается налогов на прибыль, имущество и земельного налога. В настоящее время рассматриваются предложения по уменьшению налоговых ставок по социальным выплатам, НДС. Поэтому развитие инноваций в этой сфере не только перспективно, но и обеспечено гарантиями успешного бизнеса.
Развитие инноваций в России как сфера деятельности молодых работников, инженеров, квалифицированных служащих достаточно интересна с точки зрения государственной поддержки. Дополнительные федеральные премии и стипендии способны не только привлечь высококлассных специалистов, но и удержать их на предприятиях, занимающихся инновационной деятельностью.
Еще одной особенностью, которая отражает развитие инноваций в России, является вступление в силу закона, регламентирующего осуществление внеплановых проверок на предприятиях, занимающихся инновационным бизнесом, только с разрешения компетентных лиц Прокуратуры. Что дает это закон? Прежде всего, предприниматели будут освобождены от бремени подобных проверок. А значит, будет выделяться особое время для контроля над деятельностью инновационных предприятий.
Интересным с точки зрения инновационной деятельности является и проект создания Национального комитета по модернизации, инновациям и технологическому развитию городских поселений и муниципалитета районов. План проекта раскрывает аспекты планирования и координации развития различных муниципальных образований, таких как городское поселение или муниципальный район. Документ предусматривает право органов местного самоуправления на формирование класса эффективных собственников инновационных проектов, что позволит более качественно увеличивать доходы местных бюджетов. А это означает, что развитие инноваций важно не только в крупных наноплощадках и инновационных центрах, но и в небольших городах.
Таким образом, развитие инноваций в России имеет ряд особенностей – это и государственная поддержка, и заинтересованность специалистов, и важность проектов для населения страны, и привлекательность для бизнес — проектов. Все это позволяет утверждать, что инновационная деятельность основывается на принципах перспективности, необходимости, значимости и важности для России в целом и для каждого гражданина.
Далее хочется рассказать об индустриальном обществе подробнее…
<<Индустриальное общество | Что такое инновации>> |
---|
biznestoday.ru