Развитие идеологии культуры и просвещения в 17 веке – § 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения

§ 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения

Основные стили в европейской культуре XVIIXVIII вв.

С кон­ца XVI по середину XVIII в. в искусстве господство вал стиль барок­ко. Слово «барокко» означает «странный, причудливый». Стиль «’ба­рокко» был связан с дворянско-церковной архитектурой, отличав­шейся особой пышностью. Для архитектуры барокко характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой. Классицизм является одним из основных течений в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII—начала XIX в. Общей чертой классицизма является обращение к античности и как идеальному образцу. Классицизм утверждал представление об иде­ально устроенном государстве, которому подчинены интересы со­словий и отдельных личностей. Это определило основную тему искусства классицизма — конфликт личного чувства и гражданс­кого долга.

Романтизм — идейное и художественное направление, возник-• шее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. Для романтиз­ма характерно неприятие действительности, критика капиталис­тических порядков. Наряду с осуждением существующею образа жизни романтики искали новые идеалы, которые приобретав ха­рактер утопии. Этот стиль провозглашал также возвышение искус­ства над жизнью. Одним из этапов в развитии литературы XVIII в. явился сенти-Л,епта.и1зм. Сентиментализм резко выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.

Писатели.

Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт

был автором многих сатир, в которых выступал как вдохновитель ос­вободительной борьбы ирландского народа. В своем крупнейшем произведении «Путешествия Гулливера» он пол видом страны лилипутов изобразил Англию, показал произвол и алчность бо­гачей. Писатель осуждал социальную несправедливость, ужасы колонизации и кровопролитных войн, феодальные пережитки, однако не разделял и надежды на прогресс.

Английский писатель и политический деятель Даниель Дефо прославился как автор романа «Робинзон Крузо» о человеке, жившем на необитаемом острове и благодаря трудолюбию и находчи­вости сумевшем нормально существовать вдали от общества.

Славу французскому драматургу Пьеру Бомарше принесли яркие и остроумные комедии «Севильский цирюльник» к «Женитьба Фигаро». Образ простолюдина Фигаро, его ум и изобретательность противопоставлены бездарности аристократа Альмавивы. Известный немецкий поэт

Фридрих Шиллер еще в юности на­висал свою знаменитую драму «Разбойники». Такой же успех име-Н1И драма «Заговор Фиеско» и трагедия «Дон Карлос». По мнению Шиллера, искусство — единственное средство достижения поли­тической свободы. Иоганн Вольфганг Гёте — великий немецкий поэт и мыслитель — в условиях раздробленности в Германии XVIII в. стал борцом за самобытную национальную культуру. Он создал лирическую поэ­зию, близкую к народной песне и проникнутую философскими мыслями.

Художники.

Известным живописцем и графиком был француз Антуан Ватто. Он писал реалистичные жанровые картины, сце­ны военного быта, полные изящества и тонкой наблюдательно­сти, «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины на­полнены проникновенным лиризмом.

Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя

Достигает исключительной остроты и выразительности. Гойя го­рячо откликался на все жизненные события — нашествие Наполеона, революции в Испании.

Композиторы.

Гуманистическое и народное искусство Иоганна Мбастьяна Баха обобщило достижения европейской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и сонаты для флейты, Он значительно обогатил каждый из этих жанров.

Людвиг вам Бетховен был известен не только как композитор.

но и как блестящий пианист. Вершиной его творчества является

Девятая симфония.

В музыке великого австрийского композитора Вольфганга Ама­дея Моцарта отразились передовые идеи немецкого Просвещения, Моцарт обобщил художественный опыт различных национальных

школ и традиций.

Развитие науки.

Основы свободной от влияния церкви науки заложили такие ученые XV —XVII вв., как Фрэнсис Бэкон, Нико­лай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Реиэ Декарт

и другие.

Наука активно развивалась с начала XVII в. К XIX в. сложи­лась целостная научная картина мира. Формировалось мнение о человеке как господине в природе, С начала XVIII в. техника ста­ла фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все больше становилась производительной силой

общества.

Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К. их числу, например, относится Лондонское коро­левское общество, созданное в 1662 г., и Французская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и

поныне.

Успехи научного познания вели к размышлениям об относи­тельности религиозного обоснования моральных ценностей. На­чались поиски светских нравственных ценностей, стали развиваться идеи светского просвещения общества как условия его благопо­лучия, С этим связано зарождение

рационализма. Это философское направление противопоставляло мистике веру в силу человечес­кого разума. Основным критерием истинности знания рационали­сты считали ясность и отчетливость идей, возникающих в голове человека. Рационалисты по-разному относились к вопросу об от­ношении мышления к бытию. Так, Спиноза был материалистом. Лейбниц ~ идеалистом. Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновременно материализма

и идеализма.

Большую роль в развитии науки сыграли труды экономисте. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся представите­лей экономической науки. По мнению Смита, богатство страны заключается в массе произведенных в ней товаров. Ученый утверж­дал, что стремление людей улучшить свое материальное положе­ние приведет общество к благосостоянию. Большую роль в разви­тии экономики играет свободная конкуренция. Смит впервые об­рисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно распадается на рабочих, капиталистов, землевладельцев.

Идеология Просвещения.

Просвещение — это идейное движе­ние, направленное против феодализма и выступавшее за торже­ство разума, просвещения, науки.

Наибольшего развития просветительская мысль достигла во Франции.

Выдающий французский писатель Франсуа Мари Аруэ, писав­ший под псевдонимом

Вольтер, являлся одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения. В 1733 г. он опубликовал «Философ­ские письма», где обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но считал необходимым наличие социального неравенства, ут­верждал идею <-просвете иной монархии». Ирония Вольтера обли­чала церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жиз­ни общества.

Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье является учение о происхождении и разви­тии государства. Монтескье не верил в божественное происхожде­ние государства и считал, что возвышение Бога оправдывает дес­потизм. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца. Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру. Монтескье доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их.

Важнейшим условием существования справедливого государ­ства Монтескье считал разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной.

Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел воп­рос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заго­вора богатых». Наряду с имущественным неравенством образова­лось политическое неравенство. Руссо был сторонником народно­го суверенитета, считал, что государственный закон является вы­ражением общей воли народа. Идеалом для ученого была неболь­шая республика, где граждане могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество маленьких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни бога­тых, ни нищих, но частная собственность будет сохранена. Уче­ный признавал право народа на восстание.

studfiles.net

18. Развитие русской культуры и просвещения XVI-XVIII вв.

Культура 18 в. носила четко сословный характер, отразила эпоху просвещения. Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I, крестьянская война под руководством Пугачева и развитие буржуазных отношений. В 18 веке возникают светские школы: в Москве школа математических наук, в Петербурге морская академия. В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет. Впервые в истории России лекции читались на русском языке. Огромный вклад в развитие науки внесли: Ломоносов, Нартов, Кулигин. В общественной мысли России центральным вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. Шаферов, Щербаков, Прокопович в своих трудах доказывали необходимость выхода к Балтике и развития Русской промышленности. В литературе большую роль в развитии поэзии сыграли Преднаковский, Кантелиф, Державин. Большой пользовались Фонвизин, Карамзин. В 1750 г. в Ярославле открыт Волковым первый профессиональный театр. В живописи основой стали народные портреты созданные Прокоповым, Боровиковским, Левицким. Скульптура отмечена творчеством Фальконе (медный всадник). В архитектуре в стиле Барокко Расстсый построил зимний дворец. Большой дворец в Петрограде, Смольный монастырь. Владимирский собор в Киеве. 18 век – это эпоха просвещения, большого развития достигла светская культура, подготовившая золотой век Русской культуры 19 в.

19. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

В самом начале XIX в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона с 1804 г. заставили Александра I выступить против него. В 1805 г. сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия, Англия. В ноябре 1805 г. войска Австрии потерпели поражение под Аустерлицем и Австрия вышла из войны, коалиция распалась.

В 1806 г. по инициативе России образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия, Швеция. Однако фр. армия в течение всего неск. недель вынудила Пруссию капитулировать. В 1807 г. Россия проиграла сражение под Фринляндом. Александр I вступает с Наполеоном в переговоры о мире. Летом 1807 г. Россия и Франция заключают Тильзитский мир, согласно которому: Россия должна разорвать полит. отношения с Великобританией и примкнуть к ее блокаде, что было невыгодно для России, так как это означало разрыв торговых связей с Англией, что наносило большой ущерб экономике России; из отторгнутых от Пруссии польских земель создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Стремясь усилить свои позиции на ближнем Востоке, Россия вступает в войну с Турцией 1806-1812 гг. Она проходила с переменным успехом и имела затяжной характер. После назначения Кутузова в 1811г. командующим Дунайской армией турки терпят поражение на берегах Дуная, что вынуждает их идти на переговоры о мире. В мае 1812 г. подписан Брестский мир: России отошла Бессарабия, значит. участок Черноморского побережья Кавказа с г.Сухум, получ. автономию Молдова, Валахия, Сербия. Победа над Турцией расстроила планы Наполеона на помощь турецкой армии.

1804-1813 гг. – русско-иранская война. Причина – успехи России на Кавказе. Ирану не удалось предотвратить российское проникновение в Закавказье. В ходе войны Россия завоевала территорию Северного Азербайджана. 1813 г. – Гюлистанский мирный договор: Иран признавал владычество России над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря.

1808-1809 гг. – русско-шведская война: Россия завоевала Финляндию, которая вошла в состав России как автономное гос-во.

Отечественная война

Причины: стремление достичь Наполеоном мирового господства. Повод: нарушение Россией континентальной блокады Англии (нарушение условий Тильзитского мира). Наполеон собрал армию до 678 тыс. чел, что превосходило численный состав армии России. Вооруженными и хорошо обученными войсками командовали Даву, Бертье, Ней, Мюрат во главе с Наполеоном. Уязвимым местом был многочисленный нац. состав армии.

Войска России также хорошо были вооружены, имели мощную артиллерию. Войска возглавляли Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Милорадович. Преимущество: патриотический дух всех слоев населения, большие людские ресурсы, запасы продовольствия. Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812г, переправившись через Неман. Он намеревался не дать соединиться рассредоточенным русским силам и решить исход битвы в одном или неск. приграничных сражениях. Русские армии отступали, уклоняясь от генерального сражения, вели бои с отд. частями противника, изматывая его и нанося ему отдельные потери. 22 июля 1-я и 2-я армия соед. под Смоленском – это было решение одной из 2-х главных задач русской армии. 2-ая задача – установление единоначалия – была решена 8 августа назначением Кутузова Главнокомандующим. 26 августа произошло Бородинское сражение, нанеся большие потери обеим сторонам. Русские войска начали отступать к Москве. Кутузов принял решение оставить Москву. Наполеон вошел в нее 2 сентября, Москва была сожжена, все ее жители покинули ее до этого. Армия Наполеона осталась без продовольствия, превратилась в сборище мародеров и грабителей. Наполеон начал отступление по разоренной им же Смоленской дороге – беспорядочное бегство. Его армию преследовали русские войска и партизанские отряды. Наполеон бросил свою армию и бежал в Париж. 25 декабря 1812 г. Манифест царя ознаменовал завершение Отечественной войны.

studfiles.net

§ 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения

Основные стили в европейской культуре XVIIXVIII вв.

С кон­ца XVI по середину XVIII в. в искусстве господство вал стиль барок­ко. Слово «барокко» означает «странный, причудливый». Стиль «’ба­рокко» был связан с дворянско-церковной архитектурой, отличав­шейся особой пышностью. Для архитектуры барокко характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой. Классицизм является одним из основных течений в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII—начала XIX в. Общей чертой классицизма является обращение к античности и как идеальному образцу. Классицизм утверждал представление об иде­ально устроенном государстве, которому подчинены интересы со­словий и отдельных личностей. Это определило основную тему искусства классицизма — конфликт личного чувства и гражданс­кого долга.

Романтизм — идейное и художественное направление, возник-• шее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. Для романтиз­ма характерно неприятие действительности, критика капиталис­тических порядков. Наряду с осуждением существующею образа жизни романтики искали новые идеалы, которые приобретав ха­рактер утопии. Этот стиль провозглашал также возвышение искус­ства над жизнью. Одним из этапов в развитии литературы XVIII в. явился сенти-Л,епта.и1зм. Сентиментализм резко выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.

Писатели.

Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт был автором многих сатир, в которых выступал как вдохновитель ос­вободительной борьбы ирландского народа. В своем крупнейшем произведении «Путешествия Гулливера» он пол видом страны лилипутов изобразил Англию, показал произвол и алчность бо­гачей. Писатель осуждал социальную несправедливость, ужасы колонизации и кровопролитных войн, феодальные пережитки, однако не разделял и надежды на прогресс.

Английский писатель и политический деятель Даниель Дефо прославился как автор романа «Робинзон Крузо» о человеке, жившем на необитаемом острове и благодаря трудолюбию и находчи­вости сумевшем нормально существовать вдали от общества.

Славу французскому драматургу Пьеру Бомарше принесли яркие и остроумные комедии «Севильский цирюльник» к «Женитьба Фигаро». Образ простолюдина Фигаро, его ум и изобретательность противопоставлены бездарности аристократа Альмавивы. Известный немецкий поэт Фридрих Шиллер еще в юности на­висал свою знаменитую драму «Разбойники». Такой же успех име-Н1И драма «Заговор Фиеско» и трагедия «Дон Карлос». По мнению Шиллера, искусство — единственное средство достижения поли­тической свободы. Иоганн Вольфганг Гёте — великий немецкий поэт и мыслитель — в условиях раздробленности в Германии XVIII в. стал борцом за самобытную национальную культуру. Он создал лирическую поэ­зию, близкую к народной песне и проникнутую философскими мыслями.

Художники.

Известным живописцем и графиком был француз Антуан Ватто. Он писал реалистичные жанровые картины, сце­ны военного быта, полные изящества и тонкой наблюдательно­сти, «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины на­полнены проникновенным лиризмом.

Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя

Достигает исключительной остроты и выразительности. Гойя го­рячо откликался на все жизненные события — нашествие Наполеона, революции в Испании.

Композиторы.

Гуманистическое и народное искусство Иоганна Мбастьяна Баха обобщило достижения европейской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и сонаты для флейты, Он значительно обогатил каждый из этих жанров.

Людвиг вам Бетховен был известен не только как композитор.

но и как блестящий пианист. Вершиной его творчества является

Девятая симфония.

В музыке великого австрийского композитора Вольфганга Ама­дея Моцарта отразились передовые идеи немецкого Просвещения, Моцарт обобщил художественный опыт различных национальных

школ и традиций.

Развитие науки.

Основы свободной от влияния церкви науки заложили такие ученые XV —XVII вв., как Фрэнсис Бэкон, Нико­лай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Реиэ Декарт

и другие.

Наука активно развивалась с начала XVII в. К XIX в. сложи­лась целостная научная картина мира. Формировалось мнение о человеке как господине в природе, С начала XVIII в. техника ста­ла фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все больше становилась производительной силой

общества.

Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К. их числу, например, относится Лондонское коро­левское общество, созданное в 1662 г., и Французская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и

поныне.

Успехи научного познания вели к размышлениям об относи­тельности религиозного обоснования моральных ценностей. На­чались поиски светских нравственных ценностей, стали развиваться идеи светского просвещения общества как условия его благопо­лучия, С этим связано зарождение рационализма. Это философское направление противопоставляло мистике веру в силу человечес­кого разума. Основным критерием истинности знания рационали­сты считали ясность и отчетливость идей, возникающих в голове человека. Рационалисты по-разному относились к вопросу об от­ношении мышления к бытию. Так, Спиноза был материалистом. Лейбниц ~ идеалистом. Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновременно материализма

и идеализма.

Большую роль в развитии науки сыграли труды экономисте. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся представите­лей экономической науки. По мнению Смита, богатство страны заключается в массе произведенных в ней товаров. Ученый утверж­дал, что стремление людей улучшить свое материальное положе­ние приведет общество к благосостоянию. Большую роль в разви­тии экономики играет свободная конкуренция. Смит впервые об­рисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно распадается на рабочих, капиталистов, землевладельцев.

Идеология Просвещения.

Просвещение — это идейное движе­ние, направленное против феодализма и выступавшее за торже­ство разума, просвещения, науки.

Наибольшего развития просветительская мысль достигла во Франции.

Выдающий французский писатель Франсуа Мари Аруэ, писав­ший под псевдонимом Вольтер, являлся одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения. В 1733 г. он опубликовал «Философ­ские письма», где обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но считал необходимым наличие социального неравенства, ут­верждал идею <-просвете иной монархии». Ирония Вольтера обли­чала церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жиз­ни общества.

Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье является учение о происхождении и разви­тии государства. Монтескье не верил в божественное происхожде­ние государства и считал, что возвышение Бога оправдывает дес­потизм. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца. Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру. Монтескье доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их.

Важнейшим условием существования справедливого государ­ства Монтескье считал разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной.

Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел воп­рос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заго­вора богатых». Наряду с имущественным неравенством образова­лось политическое неравенство. Руссо был сторонником народно­го суверенитета, считал, что государственный закон является вы­ражением общей воли народа. Идеалом для ученого была неболь­шая республика, где граждане могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество маленьких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни бога­тых, ни нищих, но частная собственность будет сохранена. Уче­ный признавал право народа на восстание.

studfiles.net

Культура России в XVII веке

Культура России в XVII веке

XVII в. — Смута, юридическое закрепощение крестьян, народные выступления, формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства, церковная реформа и вызванный ее раскол. Важнейшим явлением стал рост национального самосознания в период Смуты.

XVII в. в истории русской культуры — это конец эпохи средневековья. В этот период возникает много новых явлений, так как происходит разрушение традиционного мировоззрения и все сильнее во всех сферах жизни проявляются светские начала. Такой процесс называется «обмирщением культуры». Обмирщение «проявилось:

  • в науке — как рост интереса к обобщению практического опыта;

  • в литературе — в формировании демократического, светского направления;

  • в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»;

  • в живописи — в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

Развитие торговли, связанное с формированием всероссийского рынка, способствовало строительству каменных, промышленных, торговых и других помещений. Улицы мостились бревнами. В зодчестве господствовал шатровый стиль. Усилилось стремление к декоративности: церкви украшались цветными изразцами и фигурным кирпичом. В конце XVII в. оформлялся новый стиль в зодчестве: московское, или нарышкинское, барокко — многоярусность, цветной декор, симметричность композиции, декоративная резьба по белому камню, подчеркнутая устремленность здания вверх (церковь Покрова в Филях).

Процесс «обмирщения» затронул и живопись: «строгановские иконы» первой половине XVII в. впервые наряду с религиозной функцией несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок, полихромный колорит. Появилась светская портретная живопись — парсуны (персона). Художественным центром была Оружейная палата Кремля, где работал Симон Ушаков, сочетавший традиционные приемы иконописи с объемной свето-теневой лепкой формы. Реалистические устремления в искусстве отражали становление нового мировоззрения.

Основоположником русской драматургии и поэзии был С. Полоцкий (комедия «Притча о блудном сыне). Симеоном Полоцким была открыта государственная школа. В 1687 г. основана славяно-греко-латинское училище, позже академия — первое высшее учебное заведение в России.

В 1653—1656 гг. патриарх Никон провел церковно-обрядовую реформу, которая привела к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Идеология раскола (старообрядчества) включала сложный спектр идей от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до отрицания посягательства государства на духовный мир человека.

Культура русского Просвещения и реформы Петра I

Начало XVIII в. стало новым этапом в развитии России, а его содержанием вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Оно ознаменовано реформами Петра I, которые завершились оформлением абсолютной монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел (кораблестроение и др.) XVIII в. — время кардинального перелома, перехода от «древней» России к новой.

Основные черты этого периода:

  1. дальнейшее обмирщение культуры;

  2. развитие личностного начала;

  3. европеизация, преодоление национальной замкнутости;

  4. ускорение темпов и усложнение общественного развития.

Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые навигационная и артиллерийская (1701), медицинская школа, где учение приравнивалось к службе и учащиеся получали «кормовые» деньги), в том числе начальных (циферных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии, грамматики. Дворян стали направлять учиться за границу, а специальный указ 1714 г. запрещал неграмотным дворянам жениться. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, в 1719 г. открывается первый русский музей — Кунсткамера.

В живописи парсуны сменяются портретами (А. Матвеев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Петр I»). Рост промышленности сопровождался подъемом естественных наук, технических изобретений.

Закономерным итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 г. В Петровское время впервые решающую роль стало играть личностное начало, деловые качества человека, а не его сословное происхождение.

Общая характеристика и этапы советской культуры.

Советская культура — это сложная диалектическая целостность, которая никогда не была единым монолитом. Здесь и официально признанная культура, и культура неофициальная, находящаяся в «тени», культура подполья, инакомыслия и оппозиции, культура зарубежья. Культура советского периода — выражение самосознания общества в его развитии. Можно выделить хронологические границы крупных этапов существования советской культуры: ♦ с 1917 г. до середины 50-х гг. — время постепенного усиления и закрепления тоталитарных общественных установок, огосударствления, алпаратизации всех сфер жизни, формирование и апогей культуры тоталитарного типа. В рамках этого этапа выделяются различные периоды:

  1. время гражданской войны — раскол общества и деятелей культуры по их отношению к революции;

  2. 20-е гг. — равновесие противостоящих тенденций вкультуре, контакты России с русским зарубежьем;

  3. 30-е гг. — вытеснение независимо мыслящих деятелей культуры, закрепление тоталитарных установок вкультуре, массовые репрессии против интеллигенции;

  4. годы Великой Отечественной войны — относительное раскрепощение культуры;

  5. начало 50-х гг. всеохватная догматизация общественного сознания, апогей культуры тоталитарного типа;

  1. со второй половины 50-х гг. до второй половины80-х — время постепенного противоречивого развития культуры, всестороннего кризиса тоталитарной культуры: возникновение различных направлений в культуре, сопротивления застарелым догмам, подавление инакомыслия и вместе с тем существенное повышение уровня культуры;

  2. со второй половины 80-х гг. — время краха социализма, острой борьбы между сторонниками разныхпутей развития России и культуры, начало «гласности», снятия цензурных ограничений и существования культуры независимо от государственных установок, широкий плюрализм мнений, расширение влияния массовой и американской культуры на общественное сознание.

Культура советского периода не перечеркнула менталитет столетий. Архетип русского человека остался прежним. Культура советского периода — это особый феномен социокультурного мышления, психологии, сопряженной с русской двоичностью (красные, белые), с традицией политизации культуры, с безоглядным стремлением веровать даже на безрелигиозной почве, ориентации на государство и отечество, на харизматического лидера, пророка, отца народа. Это культура, сочетающая традиции Европы и восточной цивилизации.

Достижения и недостатки советской культуры

В советский период большое развитие получила российская наука: физика, атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика, авиация вышли на передовые рубежи мировой науки и технологии. Серьезные успехи в советское время были достигнуты в области литературы, кино, музыки, живописи, скульптуры, балета. В области литературы Нобелевской премии были удостоены Б. Пастернак (1958 г.), М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.) и находившийся в эмиграции в США поэт И.А. Бродский (1987 г.). Культура советского периода внесла много яркого, неповторимого в отечественную и мировую культуру, прежде всего потому что по российской традиции поставила человека в центр своих поисков и надежд.

Навязывание обязательной коммунистической линии и понятной для широких масс социальной задачи способствовало рождению большого количества песен, кинофильмов, произведений, симфоний с отчетливо выраженной гражданской и патриотической тематикой: песни Дунаевского, Блантера, скульптура Мухиной («Рабочий и колхозница»), романы Шолохова («Тихий Дон» и «Поднятая целина») и др. вызывали патриотические чувства у широких масс. Но и появлялась спекуляция гражданской тематикой, формировался казенный стиль в кино, театрах, романах — культура была парализована деятельностью власти. Безудержный процесс политизации культуры в конечном счете привел к категоричности политизированных оценок сложных культурных явлений, их примитивизации, к подавлению инакомыслия и творческого новаторского подхода.

Но культура жила и заявляла о себе. В самые тяжелые времена постсталинизма на Западе вышли произведения, свидетельствующие о развитости творчества и духовности. Среди них «Архипелаг Гулаг» А. Солженицына (1974), «Верный Руслан» Г. Владимова (1975), «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича (1976), «Конец прекрасной эпохи» И. Бродского (1977), «Зияющие высоты» А. Зиновьева (1977), «Школа для дураков» С.Соколова (1976), «Ожог» В. Аксенова (1980), «Москва — Петушки» В. Ерофеева и др. Песни В. Высоцкого были духовной отдушиной для всей страны и духовным противоядием для эпохи застоя.

studfiles.net

Культура эпохи просвещения

Введение:

У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Точно также развивается и искусство. Сначала проходит один период, затем другой; культура, также как и человек, проходит все эти временные участки, постоянно совершенствуясь. В зависимости от той или иной ситуации сложившейся в мире, искусство то переживает свой расцвет, то попросту становится никому не нужным. Например, на смену каменному веку пришла античная эра, затем средневековье. Культура развивается скачками: то происходит бурный рост, то резкий спад. Но ведь спады ведут к расцвету, значит, они тоже нужны. Они дают возможность человечеству осмыслить все его ошибки и причины. И когда люди осмыслят все ошибки и причины, наступает расцвет. Так было и с эпохой Просвещения.

Цели и задачи: Рассмотреть, как развивалась культура европейских стран в XVIII веке.

  1. Познакомиться с выдающимися просветителями

  2. Изучить основные произведения искусства в эпоху Просвещения

Содержание:

  1. Эпоха Просвещения, ее характерные черты и особенности развития в Англии, Франции, Германии

  2. Основные представители.

  3. Философия эпохи Просвещения.

  4. Стилевые и жанровые особенности искусства эпохи Просвещения:

    1. Архитектура

      1. Франция

      2. Англия

      3. Италия

    1. Живопись

    2. Музыка

  1. Заключение

1) XVIII век – важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Он внес существенный вклад в развитие литературы, музыки, театра, живописи, дав миру много прославленных имен во всех видах художественного творчества. XVIII век отличается от предыдущего и последующего идейным и общественным движением, возникшим тогда в Европе и известным как Просвещение. Идеология Просвещения возникла в XVII веке – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632–1704) – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Представители Просвещения в своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Поэтому Просвещение рассматривают как третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнуты средневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокой ступени мировосприятия.

Путь преодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего счастья просветители видели в «просвещении умов». Они отвергали насилие и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству. Их идеалом было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм, критическое отношение к любым авторитетам.

Просветители почитали науку, которая в эту эпоху вышла за пределы только университетов и лабораторий. Если прежде научные знания были достоянием лишь небольшого круга ученых, то в XVIII веке наука все шире охватывает производство. Во второй половине столетия в Англии начался промышленный переворот, который был бы невозможен без соответствующего развития физико-математической и инженерно-технической мысли. Эпоха Просвещения – это безграничная вера в возможности человеческого разума и наук, создающих условия для экономического и социального благополучия. Просветители верили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия и общественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями.

Англия была страной «первого эшелона» капитализма, она перешла к этой прогрессивной системе хозяйства раньше других государств. Развитие товарного производства способствовало демократизации общества и становлению режима свободной конкуренции. Общественное сознание постепенно раскрепощалось, освобождалось от традиционных религиозных догм. В обществе распространялось свободомыслие. Именно Англия стала родиной эпохи Просвещения.

  1. Наибольшее влияние среди английских просветителей имели идеи Джона Локка (1632–1704).

Родившийся в семье адвоката и получивший строгое религиозное воспитание, Локк, тем не менее, выступал за изменение английской воспитательной системы, утверждая, что воспитание должно, прежде всего, обогащать человеческий разум и подготавливать людей к активной политической жизни и практической деятельности. Им была доработана система естественного права, основы которой были заложены еще античными мыслителями. К неотъемлемым правам он относил право на жизнь, свободу и собственность: при рождении каждому человеку дается право на жизнь и свободу, а право на собственность есть результат его труда.

Локк отверг теорию божественного права монархии. Для лучшего обеспечения естественных прав человека необходимо, по его мнению, создание специального органа – государства. Локк – сторонник происхождения государства на основе общественного договора. Оптимальной формой государственного устройства он считал конституционную монархию и разработал теорию разделения властей – исполнительная власть, включая судебную, должна быть четко отделена от законодательной. Народ имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль Европы.

Локк разобрал эмпирическую теорию познания. Он отвергал существование врожденных идей, полагая, что все знания происходят от чувственного опыта (сенсуализма). Признание ощущения источником нашей мысли – огромное достижение Локка.

Идеалистическое направление в Английском Просвещении представлено Беркли и Юмом.

Джордж Беркли (1685–1753) не принимал идеи материализма и обосновывал незыблемость религии. По его мнению, реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами. Это означало отрицание объективности реального мира и признание высшей духовной субстанции – Бога.

Давид Юм (1711–1776) – философ, историк, экономист, сформулировал основные принципы агностицизма. Признавая реальность окружающего нас мира, Юм отрицал возможность его познания. Этот взгляд он распространял и на духовную субстанцию.

Яркими талантливыми мыслителями представлено Французское Просвещение.

Выдающийся представитель Французского Просвещения Вольтер (1694–1778) отличался острым умом, разносторонними способностями и энциклопедическими познаниями. Вольтер – поэт, драматург, историк, философ, физик, публицист, политический деятель.

Всю свою жизнь Вольтер боролся за уничтожение духовного рабства, выступал за свободу вероисповедания, печати, слова, утверждая, что справедливый общественный порядок может быть тогда, когда он основан на свободе и равенства. Ненавидя всякую тиранию, он считал необходимым ограничить власть короля, однако верил в силу «просвещенной монархии». Главным социальным злом Вольтер признавал церковь, которая обманывала народ. В то же время он верил в Бога: Бог – перводвигатель, законодатель Вселенной, ее высшее разумное начало, вера в Бога нужна как основа морали и узда для народных масс.

Жан – Жак Руссо (1712–1778) с детских лет много трудился, познал нужду, унижения, сменил много профессий.

По мнению Руссо, первым нарушением и попранием «естественных прав» человека стало возникновение частной собственности. Вся история человечества после этого – дальнейший рост неравенства, что привело к угнетению бедных богатыми, слабых сильными. Однако Руссо признавал частную собственность, основанную на личном труде. Соглашаясь, что уничтожение частной собственности преждевременно, Руссо полагал, что это зло может быть уменьшено путем введения законов против излишней роскоши.

Он не был материалистом, считая, что материальный мир вторичен, порожден Богом. Признавая объективное, независимое от человеческого сознания существование материи, Руссо исключал возможность познания мира.

Что касается Германии, политическая раздробленность и слабость буржуазии обусловили более ограниченный характер Немецкого Просвещения. Немецкое бюргерство уходило от вопросов действительности в область чистой теории, в философические заоблачные высоты, в эмоциональный строй музыки.

Крупнейший представитель Немецкого Просвещения – Иммануил Кант (1724–1804). Он рассматривал эпоху Просвещения как более высокую, чем прежде, ступень в развитии человеческого общества: человек стал освобожден от внешнего давления и может свободно пользоваться своим разумом.

Главная проблема, которая Канта волновала как философа, была связана с возможностью человека познать мир. Позиция Канта двойственна. Он признавал объективно существующую «вещь в себе», но утверждал, что она непознаваема. Кант был одним из первых в эпоху Нового времени теоретиков правового государства. Функции государства, по Канту, состоят в выработке и принятии законов, регулирующих поведение людей в обществе и обеспечивающих торжество права и свободы. Без государства невозможно ограничить произвол одних по отношению к другим. Совершенствование правовых норм и изменение государственного и общественного строя должны проводиться путем последовательных реформ, а любое грубое насилие недопустимо.

3. Философия в эпоху просвещения развивалась в довольно благоприятных условиях.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т.д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека».

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и го неотъемлемыми, неотчужденными правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком.

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми.

В конце концов, общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним – власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнее естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.

По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике.

Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век», невозможен. Поэтому предполагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра» – говоря словами французских просветителей, – в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство, Справедливость и т.д. Примечательно, что лидеры Великой Французской революции объявили 1793 г. первым годом «новой эры».

На пути к «светлому будущего» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь.

В качества основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный, темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности.

Поэтому просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, «государя-монарха», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

4. Художественная культура эпохи Просвещения развивалась весьма успешно. Искусство XVIII века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В середине XVIII века стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды па греческую архитектуру. Новый стиль — классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических условиях.

а) Архитектура:

1) Франция:

В Париже, Бордо, Безансоне строились театры, рассчитанные на широкий круг зрителей, появлялись деловые торговые здания, биржи и др. Крупнейшая постройка этого времени — Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713—1780). Задуманный как церковь св. Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа, он представляет сооружение большого общественного звучания и в 1791 г. превращен в Пантеон — некрополь великим людям Франции. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами. Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия. Суфло ввел в интерьер с четкими горизонтальными и вертикальными линиями и правильными объемами коринфские колонны, поддерживающие систему арок и сводов, на которые опираются и купола. Эти колонны вместе с тем создают эффектную перспективу интерьера, парадно и утонченно декорированного классической орнаментикой и рельефом. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности. Французские архитектурные утопии эпохи Просвещения нашли самое яркое воплощение в творчестве очень необычного архитектора-философа Клода-Никола Леду. Мировоззрение эпохи требовало естественности, простоты и целесообразности, и Леду предлагает использовать только круг и квадрат — предельно простые геометрические формы безо всяких декоративных излишеств. В проекте дома садовника в городе Шо он ставит на землю огромный шар, лишенный окон, орнамента и каких бы то ни было членений. В другом проекте — доме директора источников в городе Шо Леду предлагает еще более фантастический вариант: в мощный монолитный цоколь вписывается полый цилиндр, сквозь который вырывается бушующий горный поток. Своими архитектурными утопиями Леду как бы предвещал работы конструктивистов начала XX века. Французская архитектура дала миру наиболее «классический» вариант классицизма. С большим энтузиазмом он был подхвачен в других европейских странах, России, а затем и США.

2) Англия.

В XVIII веке большого расцвета достигла архитектура Англии, где к этому времени была создана сильная национальная школа. Ведущим английским архитектором этого времени был Кристофер Рен. Он прекрасно усвоил уроки и итальянского Возрождения, и барокко, и французского классицизма. Его план перестройки Сити — деловой части Лондона, после пожара 1666 года, знаменитый собор Святого Павла, построенный в 1675-1710 годах с куполом, парящим над городом, и другие его сооружения стали прекрасными образцами решения практических, функциональных и эстетических задач.

Собор святого Павла. Когда архитектор Кристофер Рен делал свои первые наброски к проекту собора, ему было немногим более 30 лет. Когда же в 1711 году парламент объявил строительство законченным, архитектору шел уже восьмидесятый год. Собор св.Павла расположен почти в самом центре Сити, в одном из древнейших районов Лондона. Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена. Первая христианская церковь, посвященная св.Павлу — покровителю и заступнику Сити, возникла здесь в 609 году, ее построил король Ethelbert. В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года. В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. После этого пожара перед Кристофером Реном была поставлена трудная задача — не просто восстановить сгоревшую церковь, которая десять лет стояла в развалинах, а создать новое грандиозное сооружение. Это должен был быть крупнейший протестантский храм.

В плане собор святого Павла имеет форму удлиненного латинского креста, но главная ось его идет с востока на запад, как в православных храмах. В основе всего сооружения лежит типичная для английских средневековых церквей конструкция: три длинных нефа, пересеченных почти посередине здания поперечным тройным трансептом. На таком плане настаивало английское духовенство, хотя сам Рен хотел видеть здание несколько иным, более близким к формам итальянского Возрождения. Если осматривать собор снаружи, то поражаешься прежде всего его длине — почти 180 метров! Внутри собора высота от пола до верхнего купола — 68 метров, высота собора с крестом — 120 метров.

На западном (наиболее эффектном) фасаде собора обращает на себя внимание огромный, почти 30-метровой высоты портик. Необычность его в том, что он расчленен на два яруса и имеет шесть пар колонн в нижнем и четыре пары в верхнем. Портик венчается трехугольным фронтоном, барельеф которого изображает «Обращение Савла» и который в свою очередь увенчан огромными статуями апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. По обе стороны портика возвышаются две башни-колокольни. В левой башне висят 12 замечательных колоколов, а в правой находится самый главный колокол Англии — «Большой Пол» (весящий 16 тонн) и часы с циферблатом (диаметр их — 15 метров) и колоколом весом в 256 пудов, слышимым за 37 верст. У главного входа в собор, через два года после завершения строительства, был поставлен памятник правившей тогда в Англии королеве Анне, у ног которой расположились аллегорические фигуры Англии, Франции, Ирландии и Америки. Боковые двери собора находятся с каждого конца поперечной части «храмового креста». Этим порталам придана полукруглая форма, и каждый из них украшен пятью колоннами. Колонны эти не входили в план строителя и были поставлены наперекор ему.

Главную достопримечательность собора св.Павла составляет купол. Выполненный из дерева и покрытый свинцом, он покоится на двухъярусном тамбуре, нижняя часть которого окружена 32 коринфскими колоннами высотой в шесть метров, верхнюю часть составляет колоннада смешанного стиля. Световой фонарь наверху купола увенчан главой-шаром (почти два метра в поперечнике) и крестом. Замечательный инженерный и математический расчет Рена выдержал проверку не только временем. Когда во время войны бомбы падали в непосредственной близости от собора и даже повредили его восточную часть, несмотря на все сотрясения и колебания почвы, купол, вознесенный Реном на стометровую высоту, великолепно сохранился. Внутри собор поражает величественностью своих сводов, высотой купола и перспективой аркад. Купол покоится на восьми гигантских столбах (диаметр каждого у основания — 12 метров) и украшен восемью фресками на евангельские сюжеты из жизни апостола Павла. Но снизу эти фрески плохо видны, а вообще до 1860 года они были единственным внутренним украшением собора. Это было связано с культовой обрядностью англиканской церкви, которая не допускала обильной лепки, позолоты, скульптур, нашедших столь широкое распространение в убранстве католических церквей Европы. Но первоначальный облик сохранился далеко не во всем интерьере собора. Была открыта подписка на украшение храма, после чего он наполнился драгоценной мозаикой, мраморными скульптурными работами, живописью по стеклу. У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», знаменитая своим акустическим эффектом. Слово, сказанное совсем тихо на одной ее стороне, отчетливо слышно у противоположной стены, хотя диаметр купола достигает в этом месте 32 метров.

От конца XVII века сохранились великолепные ажурные решетки из кованого железа (работа Жана Тижу) и резные деревянные скамьи в хоре собора, считающиеся самым ценным его убранством. Скамьи представляют собой сложную композицию грандиозных размеров, в которую включены колонны, сочные гирлянды из цветов и фруктов, ажурные решетки, волюты, головки херувимов. Достойно украшает собор орган 1694 года, построенный Уиллисом. Он состоит из двух частей, по одной на каждой стороне хоров. Обе эти части соединяются между собой под землею. У органа 2155 трубок, и он считается лучшим в Англии.

3) Италия:

Антонио Канова (Antonio Canova) (1757–1822), итальянский скульптор, мастер европейского классицизма. Канова переосмыслил искусство античности и стал одним из самых ярких мастеров классицизма и основоположником европейского академизма XIX в. Канова родился 1 ноября 1757 в Поссаньо близ Тревизо, учился в Венеции у скульптора Дж.Торретти.

Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера – Дедал и Икар, выполненная в модном тогда стиле рококо.

Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тесей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта).

За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция «Венера и Марс», ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора.

Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр).

Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли). Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822.

b) Живопись:

Самые великие художники XVIII века выходят за стилевые рамки. К ним относится, прежде всего, французский художник А. Ватто (1684–1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746–1828).

Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. Ж. Кокто сравнивает Ватто с Моцартом. все это делает творчество французского художника исключительно сложным и многозначным.

Главными темами его произведений являются природа и жензина, любовь и музыка. Ватто стал одним из самых великих живописцев человеческой души, ее незримых глубин и тончайших переливов. Он создал удивительную музыкальную живопись, как бы вибрирующую и пульсирующую. Она отмечена яркой театральностью. В ней сочетается реальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть. В картине «Утренний туалет» Ватто изобразил чудесную обнаженную девушку. Полотно «Пьеро» посвящено итальянскому комедианту. Самым знаменитым произведением художника считается картина «Паломничество на остров Киферу».

studfiles.net

Идеология Просвещения

Широкое и влиятельное идейное течение, получившее название Просвещения, формируется во Франции с 40-х годов XVIII века. Представители этого течения полагали, что человеческое общество постепенно развивается от низших, несовершенных ступеней, к более совершенным и прогрессивным, когда все люди свободны, равны в своих правах и перед законом. Государственная власть в таком обществе создается для того, чтобы защищать права и свободы граждан. Двигателем прогресса просветители считали человеческий разум, поэтому они выступали за развитие науки, знаний, просвещения. Отсюда и общее название этого течения – Просвещение. Оно получило широкое распространение и влияние не только во Франции, но и в других странах. Истоки этой идеологии находятся в учении английского философа Локка. Французские просветители заимствовали и развили его представления о свободе и естественном первоначальном равенстве людей, об общественном договоре, о верховной власти народа, передающего ее правительству лишь на определенных условиях и сохраняющего за собой право получить её обратно, если правительство не соблюдает своего договора с народом, нарушает его права и свободы.

Успехи естествознания и других наук к тому времени показали способность человеческого разума познать законы, управляющие природой. Это создавало у просветителей представление о всесилии человеческого разума, его способности создать более совершенное и справедливое общество, а естественнонаучные методы познания они распространили на изучение общества. С точки зрения разума, рационализма, просветители подвергли анализу и критике политические, экономические, идейные устои, учреждения, законы современного им общества. Наиболее выдающиеся просветители разработали свои проекты нового общества, основанного на разумных началах

Одним из наиболее известных и влиятельных представителей Просвещения был Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Он родился в семье парижского нотариуса, получил образование в колледже иезуитов, рано выступил со своими талантливыми литературными произведениями. Он писал стихи, поэмы, трагедии, сатиры, повести, исторические труды, философские и моральные трактаты. Вольтер выступал против деспотического произвола королевской власти и выдвинул идею «просвещенного абсолютизма», т.е. монархии, в которой король должен был руководствоваться идеями Просвещения. Разделяя просветительские принципы естественной свободы и равенства, просвещенный монарх должен соблюдать в своем королевстве веротерпимость, равенство всех перед законом, проводить политику уравнивания всех сословий в политических правах. Просвещенный монарх должен принимать меры для подъема науки, культуры, народного образования, и таким образом способствовать развитию разума, как двигателя прогресса.

Главными препятствиями для развития человеческого разума, просвещения Вольтер считал невежество, суеверия, устаревшие традиции, предрассудки, религиозный фанатизм. Просветители воспринимали Бога, как разумного первоначала мира, но считали, что развитие природы и общества совершается согласно естественным законам. Вольтер выступал против религиозного фанатизма, гонений гугенотов католическим духовенством, возбуждал общественное мнение в защиту несправедливо осужденных. Однако критикуя деятельность католической церкви, которая была в то время опорой феодально-абсолютистского строя, Вольтер полагал, что для народа религия необходима как нравственная сила, способная удерживать людей от неблаговидных поступков.

Своими литературными сочинениями Вольтер прославился по всей Европе, его пьесы ставились на сценах театров не только во Франции, его имя стало символом вольнодумства. Власти преследовали Вольтера, дважды он сидел в парижской тюрьме-крепости Бастилия по подозрению в авторстве сатирических стихов на высокопоставленных особ. Вынужденный покинуть Францию, он несколько лет жил в Англии, где познакомился с сочинениями Локка, Ньютона, последние годы жизни провел в Швейцарии. Идея просвещенного абсолютизма разделялась многими современниками, ее благосклонно принимали и некоторые европейские монархи. Прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, австрийский император Иосиф II и некоторые другие объявили себя сторонниками этой идеи. Но их попытки править в духе просвещенного абсолютизма не привели к созданию общества, основанного на «разумных началах».

С идеями реформ выступал и другой, не менее известный французский просветитель – Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Он родился в семье чиновного дворянина и в течение десяти лет был председателем парламента в Бордо, хорошо изучил французскую государственную систему. Выйдя в отставку, он занялся литературным творчеством, путешествовал, посетил Англию, политическое устройство которой, стало для него идеалом. Отвергая абсолютную власть короля, которая установилась во Франции к XVIII веку, Монтескье стал теоретиком конституционной монархии, основанной на разделении властей.

В своем главном произведении «О духе законов» (1748) Монтескье анализирует три формы правления: деспотию, основанную на страхе и полном произволе властей, монархию, где власть короля регулируется законами, и республику, управление которой осуществляет народ. Чтобы не было деспотии, произвола, беззакония, нарушения естественных прав и свобод граждан в государстве, он предлагал разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Одна власть, сдерживая другую, не позволит ей злоупотреблять своими правами и действовать произвольно. Подобное разделение властей Монтескье видел в Англии, где законодательная власть принадлежала парламенту, избранному народом, исполнительная – королю, судебная – независимым судьям. Соединение всех властей в одном лице или учреждении, полагал он, ведет к деспотии.

Монтескье признавал большую роль географического фактора в судьбах народов и пришел к выводу о том, что государства, занимающие обширную территорию, включающие в себя и завоеванные народы, неизбежно принимают форму деспотичного правления. Чтобы поддерживать власть центра на местах, в отдаленных регионах, необходимы жесткие меры, беспрекословное повиновение, строгая централизация государственной власти, как это было в восточных деспотиях. Когда же центральная власть в таких государствах ослабевает, они, как правило, распадаются. Для европейских государств, занимавших территории средней величины, наиболее подходящей, по мнению Монтескье, являлась конституционная монархия с разделением властей, по типу английской.

Монтескье признавал достоинства республиканской формы правления, однако полагал, что она может прочно утвердиться только в государствах, занимающих небольшую территорию, как в Древней Греции. Он предупреждал, что в республике, если все ветви власти безраздельно находятся в руках всего народа или его представителей, возможны злоупотребления и произвол. Идеи Монтескье не потеряли своего значения с течением времени. И в наши дни наиболее прогрессивным, правовым признается такое государство, в котором действительно осуществлено разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, как предлагал Монтескье.

Идеологом демократической республики выступил Жан Жак Руссо (1712-78). Сын женевского часовщика, рано потеряв родителей, он зарабатывал на жизнь собственным трудом. Руссо не получил систематического образования, но обладал литературным талантом. Его романы пользовались большой популярностью во Франции и за её пределами. В отличие от Вольтера и Монтескье, Руссо считал что Франция уже созрела для установления в ней республиканской формы правления. К основным принципам республиканского строя он относил народный суверенитет, прямое участие народа в управлении государством.

Свои взгляды Руссо изложил в трактате «Об Общественном договоре» (1762). Согласно его теории, народ сохраняет непосредственно за собой всю верховную власть в государстве, поручая правительству лишь выполнение общей воли народа. Руссо заявлял, что народ сам должен издавать законы, а не через выборных представителей, и никакого разделения властей не должно быть, т. к. «власть народа – едина и неделима». В советской историографии идеи прямой демократии, выдвинутые Руссо, признавались более прогрессивными для устройства государственной власти, чем демократии представительной. Однако опыт политической жизни европейских стран показал, что при прямой демократии и без разделения властей может наступить диктатура, причем в её самых худших вариантах.

Идеалом Руссо было общество из самостоятельных крестьян, ремесленников, торговцев, без чрезмерной роскоши богачей и бедственного положения неимущих. В богатстве одних и нищете других, Руссо видел нарушение естественных прав человека – равенства, свободы, права на жизнь и счастье. Руссо выступал за прогрессивное налоговое обложение и высокие налоги на предметы роскоши, чтобы за счет этих средств государство могло оказывать поддержку мелким собственникам, предоставляя им дешевые кредиты, беспроцентные ссуды, и предлагал наделить имуществом бедняков. Он пропагандировал эгалитаризм, уравнение собственности, которое, по его мнению, могло осуществить только государство в форме демократической республики. Вольтер называл идеи Руссо «философией оборванца». В советской историографии эгалитаристские взгляды Руссо называли утопическими, поскольку сохранение частной собственности неизбежно ведет к росту богатства одних и обнищанию других. Однако опыт западных стран показывает, что проведение соответствующей социальной политики государством может привести к созданию многочисленного слоя средних и мелких собственников и устранить крайности нищеты в современном обществе.

Наряду с политическими идеями французские просветители XVIII века выдвинули и экономические теории. Развитие промышленности в дореволюционной Франции XVIII века сдерживалось сохранением цеховой системы, регламентацией производства и торговли, предоставлением монопольных привилегий отдельным мануфактурам и торговым компаниям. С резкой критикой этих порядков в середине века выступили экономисты-физиократы, специально изучавшие хозяйственную жизнь народов. Название «физиократы» происходит от греческих слов «физиос» (природа) и «кратос» (сила, власть). Физиократы считали, что источником богатства является земля и ее природные силы. Основатель учения физиократов Франсуа Кенэ в своей «Экономической таблице» ( 1757), утверждал, что прирост богатства, или «чистый продукт», создается только в земледелии. Поэтому физиократы призывали к освобождению сельского хозяйства от феодальных пережитков, сдерживавших его развитие, и призывали облегчить положение крестьян, переложив часть налогового бремени на крупных землевладельцев из дворян и духовенства.

В противоположность политике меркантилизма и протекционизма физиократы провозгласили принцип свободы предпринимательства, наиболее соответствующий, по их мнению, естественному порядку вещей и выдвинули известный лозунг «laissez faire» (не мешайте заниматься делом). Они выступали за освобождение промышленности и торговли от всякой регламентации и вмешательства со стороны государства.

Большая группа французских философов, ученых, литераторов приняла участие в издании многотомной «Энциклопедии наук, искусств, ремесел». Она издавалась с 1751 по 1776 г. Это был свод современных знаний, научных достижений, освещенных с точки зрения просветительской идеологии. Организатором и редактором «Энциклопедии» был талантливый писатель, философ Дени Дидро (1713-17). Правительство запрещало, подвергало конфискации отдельные тома, и Дидро, по его словам, все это время «стоял одной ногой в Бастилии», но ему все же удалось довести издание до конца, выпустив 34 тома. Для французского общества «Энциклопедия» стала источником, из которого оно узнавало философские, политические, моральные идеи просветителей. Она получила широкую известность и в других странах. Просветители XVIII века были убеждены, что человечество, следуя их идеям, построит вечное «царство разума».

studfiles.net

Образование и культура в 17 веке: краткое описание

Образование и культура в 17 веке бурно прогрессировали. На это влиял рост городов, развитие торговли и ремесла. К тому же усилились культурные и политические отношения России с Беларусью и Украиной. А также произошло расширение связей со странами Западной и Центральной Европы, оттуда все больше стали проникать культура и научные знания.

В городах начали строить двух- и трехэтажные постройки, чаще сооружали каменные дома. Характерной особенностью строительства стала богатая декоративная отделка.

Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке в России хотя и развивались с небывалой скоростью, но большинство людей оставалось неграмотными, хотя среди горожан грамотных стало больше. В Москве печатались буквари, которые пользовались хорошим спросом. Появилось множество книг, переведенных на русский язык. Некоторые люди стали собирать и хранить книги.

Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму. Государственная и хозяйственная деятельность усложнялась, появилась потребность в образованных людях, которые владеют знаниями в разных областях. Но образование и культура в 17 веке встречали упорное сопротивление со стороны боярской знати и духовенства, которые были настроены консервативно. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы. И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.

С 1621 года для царя и его окружения выпускали рукописную газету «Куранты», где описывались последние события, произошедшие в других странах. Книги, в которых сообщались светские знания, были доступны далеко не всем.

Знания в медицине основывались на опыте лечения. Хотя распространялись «травники» (описание лекарственных свойств растений) и переведенные учебники.

В 1678 году напечатана история Русского государства, повествование в «Синопсисе» начинается с древнего времени и вплоть до 70-х годов 17 века.

Расширение географии

Географические знания, так же как образование и культура в 17 веке, неуклонно развивались. Русские землепроходцы, такие как Семен Дежнев (совершил экспедицию к проливу между Северной Америкой и Азией в 1648 году), Е. Хабаров (составил карту земель по реке Амур в 1649 году, позже там образовались русские поселения), В. Атласов (провел обследование Курильских островов и Камчатки), внесли огромный вклад в расширение географии. Основываясь на всех этих знаниях, были разработаны карты Российского государства, Украины и Сибири.

Литература

Образование и культура в 17 веке в России обусловили возникновение новых жанров в литературе. Стали писать не только о богатых, но и о простых людях. Появилась сатира, объектами которой явились церковь и господа. В этом веке возникло стихосложение и драматургия. Симеон Полоцкий был их основателем, так как являлся автором пьес при дворе Алексея Михайловича.

В это время впервые записали пословицы, народные песни, поговорки. Фольклор прочно проник во все области культуры. Повсеместное распространение получила западная литература, переведенная на наш язык.

Зодчество

Монументальные храмы стали сменять небольшие посадские церкви, которые поражали игрой объемов и красок, нарядные, живые, покрытые множеством узоров. Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко. Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. Делая вывод, можно сказать, что образование и культура 17 века сказались и на внешнем виде городов, сделав их еще более красивыми.

Живопись

Образование и культура в 17 веке способствовали развитию живописи. Художники начали проявлять свое внимание к человеческой личности. Хотя иконопись достигла небывалого доселе мастерства, возникла портретная живопись. Основателем ее является Симон Ушаков.

Оружейная палата стала центром изобразительного искусства, она находилась в Московском Кремле. В ней трудились как русские, так и иностранные художники. В своей работе они старались добиться большого сходства с натурой. В 70-х годах был создан «Титулярник» — это собрание портретов правителей, начиная от Рюрика и заканчивая Петром Алексеевичем, содержались там и портреты иностранных патриархов, царей, изобразили в нем также гербы разных стран.

Заключение

Начались перемены в России, изменилось образование и культура в 17 веке. 7 класс школы – это время, когда изучается этот пласт нашей истории, который стал переломным для русской культуры. Частые народные движения, войны, события Смутного времени дали понять народу, что он способен участвовать в своей судьбе. Миропонимание изменилось, расширился кругозор. Появилось движение вперед во всех областях, обнаружилась потребность в обучении и подготовке квалифицированных кадров.

fb.ru