Разложите на структурные элементы действия операции участников – 9. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация

9. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Структура деятельности

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также и на другого человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Далее в структуре деятельности можно выделить: мотивы, цели, способы и приемы (действия).

Мотивы – те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Структура деятельности

Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата.

Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы средства и условия достижения цели.

Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется

интериоризацией.

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек осуществляет действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

studfiles.net

9. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Структура деятельности

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также и на другого человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Далее в структуре деятельности можно выделить: мотивы, цели, способы и приемы (действия).

Мотивы – те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Структура деятельности

Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата.

Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы средства и условия достижения цели.

Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек осуществляет действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется

экстериоризацией.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

studfiles.net

Общая характеристика и структура деятельности человека

Общая характеристика. Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества. Это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Человек в любой деятельности осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат, обдумывает последовательность операций и наблюдает за ходом деятельности и результатом.

Структура деятельности человека. В любом виде деятельности можно выделить общие структурные компоненты — цели, мотивы и действия. Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

В процессе развития человека деятельность становится более сложной, самостоятельная деятельность может превращаться в действие, а отдельные действия могут превращаться в самостоятельную деятельность.

П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратяп, Б. Г. Ананьев и др., исследуя механизмы планирования, контроля и регулирования действий, установили, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь — информация о результатах совершаемого действия н сравнения их с заданной моделью — обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм назвали акцептором действия.

Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче решаемой в тех или иных конкретных условиях.

Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называются предметными. Они складываются из определенных движений, в большинстве случаев — из грех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Выделяются и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходимы координация и согласованность движений.

Разнообразные действия человека выполняемые во внутреннем плане сознания, называются умственными. Экспериментально установлено, что умственные действия обязательно включают в себя моторные двигательные компоненты.

Существуют четыре вида умственной деятельности: перцептивная, мнемическая. мыслительная и имажитивная.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производив от внешней (предметной). По мере накопления опыта приобретается способность совершать те же действия в уме (интериоризация, благодаря которой психика человека способна совершать операции с образами предметов, находящимися вне поля зрения). Затем действия в уме, направленные па преобразование предметной деятельности, сами подвергаются обратному преобразованию (зкетериоризация. реализующаяся в форме движений, воздействий па предметы, манипулирование с ними).

psyera.ru

Теория Деятельности. Структура сознания

Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.

Авторы теории Деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего, ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, Деятельность, а наоборот, бытие, Деятельность человека определяет его сознание.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

  1. Уровень особенных деятельностей (или особых видов Деятельности).
  2. Уровень действий.
  3. Уровень операций.
  4. Уровень психофизиологических функций.

Действие. Это основная единица анализа Деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:

  1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.
  2. Действие – это одновременно и акт поведения. Эти два пункта состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.
  3. Через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория Деятельности утверждает принцип активности.
  4. Понятие «действия» «выводит» Деятельность человека в предметный и социальный мир.

Принципы психологической теории Деятельности

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в Деятельности субъекта.
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства поведения и сознания.
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны, они реализуют социально-производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой Деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Цель – Действие

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие.

Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие.

Цель, данная в определенных условиях в теории Деятельности называется задачей.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Нефиксированная граница между осознаваемым и неосознаваемым означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от операций.

Психофизиологические функции

Под психофизиологическими функциями в теории Деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов (сенсорные, мнестические, моторные функции), а также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы.

Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства Деятельности.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов Деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих целей.

Деятельность – специфически человеческая, реализуемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Она является необходимым условием формирования Личности и в то же время зависит от уровня развития Личности.

В процессе Деятельности устанавливается тесное взаимодействие с окружающей средой.

Конечный результат Деятельности — цель; побудитель Деятельности — мотив.

Мотив придает Деятельности специфику в отношении выбора средств и способов достижения.

Деятельность является сознательной и социально обусловленной. Она формируется путем усвоения общественного опыта и всегда носит опосредованный характер.

Структура Деятельности:

  • — действия;
  • — операция;
  • — психофизиологические функции.

Действия: предметные, умственные.

Умственная Деятельность – перцептивная, мнемическая, мыслительная, имажетивная (воображение).

Деятельность имеет внутренние и внешние компоненты:

Внутреннее – умственное, псхические; внешнее – предметное.

Структурные элементы Деятельности:

  • Умения – это способы выполнения (успешное выполнение действий, способствующие целям и условиям Деятельности).
  • Навыки – компоненты действия, сформированные в процессе упражнений.
  • Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность Деятельности.

Три вида Деятельности:

  1. труд;
  2. учение;
  3. игра.

Средства Деятельности:

  1. материальные предметы;
  2. знаки;
  3. символы;
  4. общение;
  5. орудия.

Деятельность носит продуктивный характер.

Структура сознания

Сознание – высшая форма психики, результат общественно-исторических условий. Формирование человека в трудовой Деятельности при постоянном общественно-социальном взаимодействии с людьми.

Психические характеристики сознания:

  1. Скрыто в самом названии со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. Т.о. в структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания.
  2. Отличие субъекта («Я» и «НЕ-Я») – единственное из всех животных, человек может исследовать сам себя, осуществлять самопознание.
  3. Обеспечение целеполагающей Деятельности человека (ставит себе цели, выбирает мотивы, принимает волевые решения и т.д.).
  4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях (любовь у матери к близким, ненависть к врагам и т.д.).

www.psyworld.ru

О структуре деятельности (Пять уровней бытия человека VIII)

 

Назад    Вперёд

Главная задача младшего школьного возраста.

Далее речь пойдёт о младшем школьном возрасте, специфика которого в том, что ребёнок вынужден учиться, т.е. систематически заниматься новой для него результативной деятельностью. Это более высокий уровень деятельности, чем игра, потому что, хочешь — не хочешь, а результат давай: «Учись хорошо!».   

Следовательно, неизбежно резкое ускорение и усложнение психического развития, в результате чего ребёнок осваивает учебные действия.

На основе учебных действий в психике ребёнка формируется произвольность высших психических функций, и, кроме того, начинает формироваться рефлексивное мышление.   

Формирование учебных действий — главная задача младшего школьного возраста.    

В связи с этим для того, чтобы вскрыть природу процессов, происходящих в психике ребёнка, рассмотрим структуру деятельности.

Структура деятельности.

У человека имеются потребности, которые проявляются в мотивах.

Мотив это то, ради чего совершается деятельность.   

В первом, самом простом приближении структуру деятельности можно представить следующим образом:

Потребность и мотив, строго говоря, не относятся к деятельности. Мотив только запускает деятельность.   

Деятельность начинается с целеполагания.

Цель — образ желаемого будущего.    

Цель, в свою очередь, не относится к действию, она лишь запускает действие.

Действие, как элемент деятельности, — это относительно законченный элемент деятельности, направленный на достижение цели.   

Итак, действие начинается с планирования.

Следует особо подчеркнуть, что вся деятельность человека принципиально отличается от жизнедеятельности животных тем, что она управляется сознанием, и поэтому деятельность — явление культурное, т.е. является достижением, результатом длительного развития человеческого общества. Особенно это сильно проявляется в планировании.

Карл Маркс в «Капитале» определил разницу между деятельностью человека и жизнедеятельностью животных так: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове».

Следующий этап действия — исполнение, начинается только после планирования.

Наконец, нужно отслеживать процесс деятельности и её результат. — Попробуйте без этого! Например, попробуйте писать с закрытыми глазами. Первые две-три строчки получатся более или менее прилично, а потом все буквы и строчки пойдут наперекосяк….

Для отслеживания процесса и результата деятельности служат бесчисленные обратные связи. На схеме красным цветом показаны только самые главные из них, это:

  • окончательный контроль; он отслеживает, достигнута ли цель,
  • окончательное оценивание; оно отслеживает, удовлетворена ли потребность.

А вообще-то, контроль и оценивание осуществляется по мере необходимости в отношении любого исполнительского элемента деятельности: целеполагания, планирования и исполнения.   

Пример, иллюстрирующий структуру деятельности.

У меня есть потребность: чтобы в комнате было красиво. Имеется возможность удовлетворить эту потребность: уже куплена картина, которую можно повесить на стену.

Вчера у меня не было желания (желание, это, по сути, осознанный мотив) заниматься вывешиванием картины, сегодня оно появилось.

Итак, мотив есть; начинается деятельность, направленная на то, чтобы картина висела на стене.   

Целеполагание: куда повесить  картину? Можно на эту стену, но здесь темновато, картину будет плохо видно. А может быть на другую стену?  — Опять нет! Здесь уже висит другая картина, едва ли уместно помещать их вместе…. Наконец хорошее место найдено.

Цель, т.е. образ желаемого будущего, имеется. Я чётко представляю, куда повесить картину. Она уже висит на стене, но пока ещё только в моём воображении.   

Далее последует цепочка  действий, причём каждое действие управляется частной целью:

  • найти  молоток,
  • найти подходящий гвоздь,
  • вбить гвоздь в стену (если стена капитальная, то нужно предварительно просверлить дырку в стене, тут ещё много дополнительных действий),
  • повесить картину.

Рассмотрим для примера первое действие: поиск молотка.

Если я знаю, что в доме молотка нет, то возникает проблемная ситуация.

Проблемная ситуация — когда цель имеется, но непонятно, как её достичь.   

Можно пойти к соседу, попросить молоток. Или в магазин хозтоваров, чтобы купить молоток. А может, пойти на работу? — Там наверняка есть какой-нибудь молоток, чтобы на время позаимствовать.

Если я знаю, что молоток дома есть, то он может быть в ящике с инструментами, под шкафом или под кроватью. В других местах, например, в пианино, в сумке с документами или в трубе телескопа, молоток находиться не может. Возникает задача: найти молоток в каком-то одном из трёх возможных мест.

Задача — цель, заданная в определённых условиях.

Наконец, задача начинает решаться:

  • Заглянул под кровать, там нет молотка. Контроль: цель не достигнута.
  • Заглянул в ящик с инструментами. Там есть молоток. Контроль: цель достигнута. Найдена именно та вещь, которая требуется. Можно переходить к следующему действию.

И т.д. До тех пор, пока все требуемые исполнительские действия не будут выполнены.

Последнее контрольное   действие: картина висит на стене ровно и примерно в том месте, где планировалось её размещение.

Последнее оценочное действие: получилось хорошо, красиво. Потребность удовлетворена.

Автоматизация деятельности.

Любой элемент деятельности, а также вся деятельность целиком, регулируется сознанием, причём уровень регуляции может быть разный в зависимости от того насколько освоена деятельность, насколько она привычна.

Например, когда человек впервые начинает пользоваться компьютером, даже простейшее действие, вроде поиска какой-либо буквы на клавиатуре, требует заметных усилий и концентрации внимания.

Наоборот, человек, уже освоивший компьютер, многие действия делает не задумываясь. У него всё само собой получается, автоматически.

Возможны два вида автоматизмов:

  • первичные автоматизмы: это врождённые автоматизмы, а также те, которые формируются без участия  автономного сознания, т.е. примерно до возраста трёх лет,
  • навыки и привычки.

Навык (у человека) — в той или иной степени автоматизированное действие, сформировавшееся в результате многократных повторений, с участием автономного сознания.

Например, ходьбу следует считать привычным автоматизмом, потому что ребёнок осваивает ходьбу в возрасте примерно одного года, когда автономное сознание у него отсутствует.

Но у тех взрослых людей, которые из-за болезни были долго обездвижены, а затем осваивали ходьбу с помощью инструктора по лечебной физкультуре, ходьба является навыком.

Навык легко осознаётся и может, при необходимости, контролироваться сознанием, а привычный автоматизм, наоборот, не может.

В частности, большинство людей ходят, как получится, сознание не вмешивается, да и не в состоянии вмешаться в ходьбу, не нарушив её. Но те люди, которые восстанавливали процесс ходьбы под руководством инструктора, могут запросто вспомнить процесс обучения, и осознать, как выполняются движения.

Привычка подобна навыку; от навыка она отличается тем, что автоматизированной является, в той или иной степени, вся деятельность целиком, а не только одно действие.

Например, как только табачник захочет курить, он привычным движением достаёт цигарку, спички, прикуривает, потом привычно воняет своим сизым ядовитым дымом и, наконец, привычным движением бросает окурок на землю. Таким образом, весь потребностный цикл, от актуализации потребности, т.е. от желания закурить, и до её удовлетворения, выполняется автоматически.

Автоматизмы — это особый вид бессознательной активности психики. Они играют колоссальную роль в функционировании психики, потому что способствуют экономии психической энергии, освобождая сознание от чрезмерной нагрузки. Поэтому на долю сознания остаётся лишь общее руководство психическими процессами, а также разрешение затруднений и проблемных ситуаций.   

У человека есть только одно сознание. А теперь вспомните принцип единства сознания и деятельности. Отсюда понятно, что человек может участвовать только в одной деятельности.   

Однако, мы сплошь и рядом видим, что человек может делать одновременно несколько дел. Это объясняется тем, что:

  • дополнительные деятельности развиваются привычно, автоматически, поэтому не требуют участия сознания до тех пор, пока не возникнут затруднения,
  • человек способен быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Именно благодаря автоматизмам человек может участвовать в сложных деятельностях: в учении, в труде.   

Поэтому главная задача начальной школы — формирование у школьника учебных действий, выполняемых произвольно и с должным контролем. А знакомство с началами грамоты, с устройством мира и общества — задача пусть не второстепенная, но всё же подчинённая главной задаче.   

Короче говоря, младший школьник должен научиться учиться.

Назад     Вперёд

©   А. А. Дмитриевский

vestishki.ru

Действие как единица деятельности

В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены Сергеем Рубинштейном и Алексеем Леонтьевым.

Действие — с позиций теории деятельности — основная единица анализа деятельности, — процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие действия, выделяют четыре момента:
1) действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии;
2) действие — одновременно акт поведения, но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели — скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность;
3) через понятие действия утверждается принцип активности, противоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало — в форме цели;
4) понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, ибо цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной.

Алексей Леонтьев утверждает, что действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом ее достижения, перестает вследствие автоматизации действия осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм «сдвига цели на условие»).

Итак, действие — это произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие является главной структурной единицей деятельности и определяется как процесс, направленный на достижение цели.

Выделяют три последовательные стадии инициации действия:
1 — активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями;
2 — обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап — наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или поведении инстинктивном. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют такие высшие функции, как память и мышление;
3 — собственно инициация действия.

По своей структуре действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредствованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и т.п., применяя которые, субъект овладевает действием, превращает его в «личностное», принадлежащее ему самому.

Каждое действие имеет свою психологическую структуру:
— цель действия;
— мотивы;
— операции;
— психические акты;
— конечный результат.

Психический акт — элемент психической деятельности и действий человека, вычленяемый из нее по признаку относительной однородности его психологической структуры: акт зрительного восприятия, переключения внимания, суждений, волевой акт, двигательный и т.д. Психический акт может быть действием — например, акт мышления как мыслительное действие. Но, не имея своей самостоятельной осознанной цели, он может быть только частью структуры действия.

По доминирующему в их структуре психическому акту различают:
— эмоциональные;
— мыслительные;
— психомоторные;
— мнестические;
— волевые действия.

В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части.

Ориентировочные действия — это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.

Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: Что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.

Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?

Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.

Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнений и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах. Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия.

Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?

Любой вид деятельности — весьма сложный информационный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности. И от того, насколько закономерно осуществляется информация сообщений, сколь тщательно вырабатывается командная информация и как функционирует обратная связь, зависит успех деятельности.

По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция произвольного контроля и регулирования действия осуществляется вначале взрослым в процессе совместной деятельности с ребенком, а затем вследствие интериоризации социальных образцов (эталонов) и схем выполнения действий ребенок сам начинает контролировать его в соответствии с этими эталонами и схемами. Преднамеренность действия возникает в силу принятия решения субъектом о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для субъекта личностный смысл и выступает для него как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает целевая установка — готовность к достижению предвосхищаемого результата. В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достигаются те или иные результаты, личностный смысл которых для субъекта оценивается эмоциями. В процессе действия могут образовываться новые цели и изменяться место действия в структуре деятельности.

По степени включенности эмоционально-волевых компонент различаются действия волевые и импульсивные. Нельзя сказать, что развитие действий в онтогенезе идет от импульсивных к волевым, но с возрастом количество действий импульсивных резко уменьшается. В редуцированном виде они сохраняются в речевых реакциях, мимике и жестах при эмоциональных состояниях.

Действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью «освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля называют навыком.

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:
1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;
2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Среди неосознаваемых автоматизмов группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей. Без выработки навыков любое действие требовало бы такого напряжения внимания, что поведение человека свелось бы к набору наиболее примитивных движений и возможности его расширения и совершенствования с возрастом и накоплением опыта были бы невозможны. У любого взрослого индивида множество сформированных навыков, и все они приобретены в процессе индивидуального развития — путем отбора нужных, целесообразных движений из общего количества в принципе возможных для человека и последующего их совершенствования и закрепления.

Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки условных рефлексов, но бывает — путем проб и ошибок, причем с увеличением числа первых ошибок становится все меньше.

На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:
1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;
2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), обратная связь;
3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.).

Активность еще можно различать и по тому, насколько она нормативна [rule-following; R. Peters, 1958] или индивидуальна, т.е. отклоняется от правил, от привычного.

Нормативность. Почти к любым жизненным ситуациям применимы правила поведения, обязательные в данной субкультуре и восходящие к ее традициям. Причины поступков, их цели и средства часто очевидны для современников, принадлежащих к той же культурной среде, поэтому при нормативном поведении вряд ли кому-нибудь, исключая психологов, вздумается ставить вопрос «Зачем?». Люди определенным способом утоляют голод и жажду, вступают в союз с партнером противоположного пола, воспитывают детей, приобретают друзей, пытаются улучшить для себя (иногда и для других) социальные и экономические условия, стремятся побольше узнать и понять, а также делают многое другое.

Индивидуальность. Действие становится индивидуальным, когда его нельзя отнести к конвенциональным ни на стадии целепо-яагания, ни на стадии его осуществления. В отличие от нормативного индивидуальное действие требует ответа на вопрос «Зачем?», т.е. ответа на вопрос о мотивах. Заметим, что иногда такое действие требует от человека и оправдания своего поступка. Так, в случае преступления ищут его мотив, а преступнику приходится отвечать за содеянное. Индивидуальным действие является:
— когда ни влияние, ни принуждение, ни отрицательные последствия не могут заставить человека отклониться от избранного курса;
— когда человек, столкнувшись с привычной для него ситуацией, ведет себя в ней иначе, нежели раньше;
— когда действие само по себе оказывается противоречивым;
— когда человек в различных ситуациях ведет себя не нормативно-различно, как другие, а одинаково.

Разумеется, между нормативным и индивидуальным действием нет жесткой границы. И в нормативном действии можно при ближайшем рассмотрении обнаружить индивидуальные различия, которые могут вызвать вопросы «Зачем?» или «Почему?». Так, действия разных людей в одинаковых условиях могут определяться одними и теми же целями, но различаться по степени энергичности и упорства; или, скажем, одни люди на разнообразные ситуации отвечают разнообразными действиями, в то время как другие в тех же ситуациях действуют более однообразно. Индивидуальным действие делает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Такое впечатление часто возникает, когда психологу приходится обращать внимание на различия между людьми, действующими в одинаковых условиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри» побуждает, толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не иначе.

psyera.ru