Различия конфуцианства и даосизма – Даосизм и его отличие от конфуцианства

Даосизм и его отличие от конфуцианства

Одновременно с конфуцианством в Китае появился и даосизм, родоначальником которого принято считать Лао-Цзы. Это течение было полной противоположностью конфуцианства. Основной идеей даосизма является самосовершенствование человека посредством связи со Вселенной. Китайское слово «Дао» имеет много значений: это и путь к бессмертию, солнцу, вселенной, звездам, способ добродетелей, закон человеческого поведения, космоса, мира.

Думают, что это основа всех предметов и природных явлений. Даосизм предполагал божественное происхождение человека, не помнящего своего далекого прошлого. Поэтому только в процессе развития и усовершенствования проявляются положительные черты людей. Основная цель Дао — открытие человечеству секретов мироздания, полное определение с вопросами касательно жизни и смерти.

Конфуцианство

Это религиозно-философское учение основано на высказываниях Конфуция, которые во главу угла ставят принцип гуманизма: необходимость в подавлении своего отрицательного начала для обретения добродетельности, как того требуют нормы морали.

Философия Конфуция включает в себя:

ВАЖНО ЗНАТЬ! Амулет, который поможет найти свое счастье и любовь… Читать далее >>>
  1. систему этических норм;
  2. вопросы политики;
  3. личностное поведение;
  4. управление обществом.

Данное течение имело цель содействовать общественному благополучию, созданию совершенного идеального государства. К высшим ценностям относилось государственные и патриархальные традиции, служение обществу, порядок. В связи с тем, что человек сам по себе несовершенен, он должен иметь правильные установки, чтобы прийти к положительному результату.

Главными принципами конфуцианства считают:

  • «жэнь» — принцип человеколюбия и гуманности. Не желай другим того, чего не хочешь сам;
  • «ли» — принцип почтительности и ритуала;
  • «чжэн-мин» — принцип исправления имен. Достигают порядка в обществе лишь в том случае, если каждый будет знать свое место;
  • «цзюнь-цзы» — принцип образа благородного мужа. Высоконравственность присуща мудрецам. Удел простолюдинов – обслуживание аристократической элиты и императора;
  • «вэнь» — принцип образованности, просвещенности, духовности. Не бойтесь обращаться за советами к находящимся ниже вас;
  • «ди» — принцип повиновения. Младшие повинуются старшим, ниже по должности – своим начальникам;
  • «чжун» — принцип преданности императору, нравственному авторитету правительства. Властители должны быть порядочными, тогда и простолюдины воровать не будут.

Конфуцианство также исповедовало принцип «золотой середины», посредством которого устраняли все противоречия, не вдавались в крайности, находили компромиссное решение по любым вопросам, в том числе и политическим.

script async src=»//pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js»>

Даосизм

Философия Лао-цзы исходит из единения человека и неба. Этот философ верил, что есть только единственный и всеобщий путь для всех людей (Дао), который не подлежит изменению. Человек живет для того, чтобы следовать Дао. Он не в состоянии изменить миропорядок, спокойно и смиренно плывет по течению жизни.

Учение Лао-цзы сводилось к самоуглублению, достижению очищения души, овладению телесностью. Теория даосизма заключалась в том, что человек не вмешивается в происходящие жизненные события, а также влияет на них. Опровергал конфуцианство, призывал быть смиренными, определял, что все зло и беды от отступления человека от законов природы. Только бездействие и молчаливое согласие – высшая добродетель.

Согласно даосизму, основой бытия является Ци, из которой исходят две противоположные силы: Инь и Янь. Именно они дают начало пяти стихиям: Огню, Земле, Воде, Металлу и Дереву.

Приверженцы Дао веровали в долголетие человека, в том числе и бессмертие. Предполагалось, что тот, кто познал Дао, на протяжении всей своей жизни будет иметь крепкое здоровье, поднимать на ноги своих пра-пра-пра-правнуков, стремиться к отношениям с молодыми особами. Знатные люди вкладывали свои деньги в поиски эликсира бессмертия. Само религиозное учение постоянно трансформировалось: теперь большое внимание стали уделять знахарям и магам, а  божественная связь со Вселенной отошла на второй план.

Даосизм проповедовал божественное создание человека и имел в виду, что стать бессмертным довольно просто. Только прилагают усилия к тому, чтобы силы и духи не покинули тело. Это делают при помощи частичного отказа от пищи, постоянных медитаций, совершения исключительно добрых дел. Стать бессмертными могли только те люди, которые за свою жизнь совершили не менее 1200 добрых дел. Однако помнят, что одно плохое дело может перечеркнуть все хорошие.

Основные отличия двух течений

Эти течения появились одновременно, но они отличались различным отображением всех сторон человеческого существования:

  1. Конфуцианство предоставляло собой рациональную концепцию, которая проповедовала гуманность, насаждаемую снаружи, а даосизм был склонен к мифическому началу и настаивал на свободном выборе и божественном происхождении, опираясь на внутреннюю добродетель.
  2. Конфуцианство способствовало ограничению человеческой воли и втискиванию его в пределы общественного порядка, а даосизм проповедовал свободный выбор, обращая особое внимание на внутреннее развитие, полное бездействие.
  3. Конфуцианство отвечало за социальную роль, а даосизм – за внутренний мир.
  4. На конфуцианство опирался весь существующий государственный режим, даосизм осуждал страсти и дикость, принимал за первопричину космическое начало, поэтому приверженцы этой религии не беспокоились об общественном служении и вопросах морали. Дао не приветствовал борьбу с собой, предпочитал отстраненность, покой.
  5. Конфуцианство основано на борьбе противоположностей: все, что не укладывается в рамки, отметается и не принимается во внимание. Дао такой подход воспринимает как насилие над человечеством, которое не дает проявиться настоящей сущности. В даосизме рамки совсем отсутствовали, что способствовало большей свободе даоса.
  6. Даосизм является более гуманистичным, нежели конфуцианство, согласно которому превалировал метод воспитания правильного члена общества и поддержания существующего общественного порядка.
  7. Конфуцианское течение было направлено на внутреннюю конфронтацию, которая приводила к внутриличностным конфликтам. Согласно даосской религии, правила и нормы, установленные в обществе, есть не что иное, как личностное насилие, искусственное образование, которое не дает проявиться истинной сущности человека.
  8. Конфуцианцы игнорировали все, что невозможно было окультурить. Даосцы не имели разделения на достойные или недостойные занятия – совершенство возможно в любой сфере жизни.
  9. Конфуцианство видело в человеке культурное и разумное существо, а даосизм — только эмоции и инстинкты.

o-sebe.com

Даосизм и конфуцианство

Восток – дело тонкое, этот тезис может подтвердить любой, кто интересовался культурой стран Азии. А уж если коснуться китайской философии, то отличие даосизма от конфуцианства и вовсе смогут назвать немногие. Не стоит удивляться, что эти течения рассматриваются, как философские. Хоть в них и отражены религиозные взгляды жителей Китая, все же между ними и западными религиями лежит огромная пропасть.

Китайская философия: конфуцианство и даосизм

Прежде чем говорить о двух известных религиозно-философских течениях, необходимо пояснить общее представление о Боге в Китае. Здесь существовало три уровня религиозных воззрений: высший (философский), низший (суеверия) и средний, включавший в себя элементы обоих уровней. В отличие от Запада в Китае никто не пытался умилостивить богов, здесь жертвоприношения только подтверждали желание жить в гармонии с Небом и Землей, соответствовать общему ритму жизни. На фоне таких воззрений и возникла древнекитайская философия конфуцианства и даосизма. Основоположники течений Конфуций и Лао-Цзы были современниками, но даосизм сформировался позднее, поэтому его принято считать противоположностью конфуцианства, бывшего тогда национальной идеей.

Главное отличие даосизма от конфуцианства состоит в отношении к природе человека. Хоть оба течения и были уверены в необходимости изменений для достижения совершенства, понятия идеала были различными. Конфуцианцы полагали, что истинной природой человека является его доброе начало, гуманность. Поэтому совершенствование с их точки зрения должно быть направлено на воспитание в себе гуманного начала и подавление злого и животного. К моменту формирования даосизма официальной философией Древнего Китая было конфуцианство, ставшее настоящей опорой существующему государственному режиму, так как распространялось он в основном среди благородного сословия, в частности чиновников. Поэтому целью последователя учения надлежало быть справедливым, почтительным к старшим, социально ответственным и сдержанным, а целью его жизни должно было стать общественное служение. В конфуцианстве личное благо стояло гораздо ниже общественного. Идеал последователей учения – идеальное умение контролировать свои эмоции, поступки и мысли. Достигалось это сначала путем усвоения норм поведения в обществе, а затем методом самонаблюдения и искоренения всех нежелательных проявлений.

Даосизм также осуждал дикость, подверженность страстям, но считал истинным космическое начало, которое говорило об общности всех природных закономерностей. Поэтому высшая цель в даосизме – полное слияние с потоком движения Вселенной. Поэтому даосов не очень сильно волновали вопросы морали и общественного служения, их ориентирами были абсолютно другие понятия о благе. По их мнению, самосовершенствование – процесс исключительно индивидуальный, а моральные принципы развиваются по мере приобщения адепта к Дао, насаждать их извне неправильно и бесполезно. В даосской традиции осуждалась борьба с собой, вместо этого следовало стремиться к достижению состояния покоя и отстраненности, предоставляя потоку сознания двигаться по собственной воле.

Различия есть и в восприятии мира приверженцами этих учений. Конфуцианцы – аналитики, познающие все явления через противоположности. Это помогает упорядочить картину мира, создав четкие рамки, а все, не укладывающееся в них, просто отметается или искажается под существующий в сознании миропорядок. В даосизме такой подход воспринимается, как насилие над личностью, препятствующее проявлению ее настоящей сущности. Отсутствие рамок и условностей изначально делают даоса более свободным, позволяя усматривать нерушимую связь в так называемых противоречиях.

Обобщив, можно сказать, что различие между конфуцианством и даосизмом в способе совершенствования личности. В первом случае добродетели насаждались извне, давая ориентиры для дальнейшего развития, а во втором – все условности отбрасывались для раскрытия истинной сущности человека, которая совершенствовалась по мере познания общих вселенских законов.

kak-bog.ru

Отличие конфуцианства от даосизма.

Количество просмотров публикации Отличие конфуцианства от даосизма. — 1251

1. Конфуцианство – учение рационалистическое. В даосизме весьма велико мистическое начало.

2. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм – как существу природному˸ ᴇᴦο эмоциям, инстинктам.

Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным; пробуждая спонтанность и естественность.

Основоположник школы моизма Мо-Цзы,или Мо Ди(479–400 гг. до н. э.), родившийся в год смерти Конфуция и ставший затем реши­тельным идейным противником конфуцианства, понимал ʼʼвсеобщую (взаимную) любовьʼʼ, направленную прежде всего от ʼʼяʼʼ к другим. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Со II в. до н. э. школа моистов перестала существовать как самостоятельное идейное движение.

Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился и стал фактически третьей религиозной системой, причем в стране за многие века сформировалось несколько школ собственно китайского буддизма, одной из которых является школа чань-буддизма (чань – ʼʼмедитацияʼʼ). Целями чань-буддизма являются медитация и человека. Конечной целью медитации было достижение особого состояния – ʼʼпросветленияʼʼ.

Основоположник легизма– школы ʼʼзаконниковʼʼ (ʼʼфацзяʼʼ) Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие – причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа законников (легистов) была реализована в эпоху правления Цинь Ши-хуанди.

В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия ʼʼИньʼʼ и ʼʼЯнʼʼ?

2. Что понимают под древнекитайской категорией ʼʼдаоʼʼ?

3. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?


referatwork.ru

11. Опишите(охарактеризуйте) различие между конфуцианством и даосизмом?

Даосская практика психической саморегуляции в сущности решала ту же задачу упорядочения психики, что и конфуцианская культура. Конфуцианство и даосизм находятся в совершенно близком родстве, хотя это родство антиподов и единство противоположностей.

Общие положения в даосизме и конфуцианстве. 1. Психические функции человека необходимо определенным образом тренировать и «воспитывать», изменяя их в определенном направлении. В одном из трактатов говорится: «Начинаю с воспитания привычек и взращиваю характер, а в конечном итоге получаю судьбу».

2. Прежде чем приступать к какому-нибудь делу, тем более такому важному и ответственному, как управление другими людьми, необходимо сначала «научиться управлять самим собой», т. е. психикой.

3. «Корень» успехов и неудач нужно прежде всего искать в самом себе. У человека, достигшего предела, состояние сознания остается совершенно неизменным, смотрит ли он вверх на небо, проникает ли вниз к «желтым источникам» (царство мертвых), странствует ли по восьми частям света.

Отличия двух духовных традиций.

1. Конфуцианцы сосредотачивали свои психические и физические силы главным образом на управленческой деятельности и в сфере «высокой» и официально признанной культуры. Даосы вообще не признавали никакой иерархии «высоких» и «низких» занятий, и, следовательно, возможности применения даосских методов психотренинга были фактически неограниченными.

2. Если в конфуцианстве психическая тренировка служила лишь одним из средств воспитания личности, то в даосизме она занимала центральное место.

«Единство с Дао» — это вхождение в определенное состояние сознания, когда прекращаются попытки вербализации непосредственного чувственного опыта, человек отказывается от истин и предписаний, навязываемых ему извне. На начальных этапах даосской практики, когда состояние внутреннего покоя еще неустойчиво, необходимо было исключить сильные раздражители. Психические тренировки в «не-деянии», «опустошении» сознания и «бесстрастности» первоначально все-таки протекали в уединенных, тихих и безлюдных местах.

Пафос даосизма состоял не в том, чтобы достичь «не-деяния» за счет обеднения своей жизни, исключения из нее полнокровных событий, а в том, чтобы сохранять невозмутимость духа в любых ситуациях, во время любых катастроф. Многие чиновники-конфуцианцы, находящиеся на государственной службе, исповедовали даосизм, но чаще всего негласно. Ситуация в китайской культуре характеризовалась как взаимодействие полярных сил инь (темное, женское начало) и ян (светлое, мужское начало), где даосизм идентифицировался с инь, а конфуцианство — с ян. В качестве идеального варианта всякого развития провозглашалось нахождение и поддержание оптимального баланса между полярными тенденциями, когда ни одна из них не может подавить другую, и они уравновешивают друг друга, не позволяя противоположной тенденции перерасти в свою крайность.

12. Почему буддизм называют иногда мистическим атеизмом?

Буддизм — единственная религия, в которой отсутствует бог. Будда — это просветленный человек. Сидхартха Гаутама — первый будда отрекся от богатств и ушел в лес, где прожил семь лет без мирских благ в уединении с природой. Там он стал посветленным. В буддизме каждый человек может стать буддой. этим мне буддизм и симпатизирует.

Буддизм — единственная религия, в которой отсутствует бог. Будда — это просветленный человек.Буддизм является религией постольку, поскольку в нем есть вера в недоказуемую, но неотвратимую догму с замахом на загробное будущее. Если вы будете грешить, то, по закону кармы, пострадаете в следующей жизни. Сделав добро, вы умаслите закон кармы и получите печенье в новом воплощении… С натяжкой, но узнаваемо, так ведь? Но из всех известных мне религий, буддизм — самая разумная, здоровая и гуманная. Изречения самого Будды вообще ближе к философии, чем к религии в западном понимании этих слов. Если вначале это и была философия, то затем ее упростили для толпы, придав ей черты религии.

Понятие Бога в буддизме

Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек – это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания.

studfiles.net

Общие черты и различия национальных религий Китая: даосизма и конфуцианства

Китайская культура, внесла в копилку мировой истории особый взгляд на окружающий мир. Она тесно связана не столько с логическим, сколько с эстетическим и этическим восприятием мира, и воспитывает уважительное отношение к традициям и культуре.

Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более древнего периода очень скудны. Сохранилось большое количество лопаток животных и черепашьих панцирей с гадательными надписями. На основании задаваемых вопросов можно считать, что уже в это время сложились представления о богах (по-видимому, племенных). В названиях племен прослеживаются и следы тотемизма, так как встречаются названия «племя лошади», «племя собаки» и т. п. В шанскую и чжоускую эпоху совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря, одежды, пищи и т. п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были сопровождать своего господина на тот свет.

В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские учения — даосизм и конфуцианство, которые довольно быстро трансформировались в религии.

Цель работы раскрыть характерные о общие черты национальных религий Китая.

Характеристика эпохи

Китай — страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (ХУП-ХП вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков. В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.

Китайский образ мышления представляет собой причудливую смесь из того, что на Западе называют метафизикой, этикой, социологией, религией и политикой. В сборнике изречений Конфуция можно найти множество рекомендаций и нравственных поучений, наряду с огромным количеством туманных рассуждений на тему личности и общественного поведения.

По 221 г. до н. э. продолжался период, который принято называть классическим. В то время появилось множество философских течений, наиболее известными из которых стали конфуцианство и даосизм. В Древнем Китае в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных началах (инь и янь), о естественном пути (дао) и другие, возникшие еще на рубеже П-1 тысячелетий до н. э. как результат обобщения первоначальных знаний того времени . Однако формирование философских течений относится к VI—V вв. до н. э. Между этими течениями велась напряженная борьба на протяжении почти трех столетий, борьба, связанная с крутым переломом в истории древнекитайского общества.

Разрозненные вначале образы древнекитайской мифологии постепенно складывались в единую систему с огромным количеством мифов, многие из которых до сих пор живы в сознании китайцев. Боги войны и драконы, феи и боги счастья, боги удачи и боги богатства, бывшие ранее то полководцами, то боги ханители жизни и домашние божества, боги-умельцы и боги-бессмертные — пантеон китайских богов был поистине неисчерпаемым.

Древние мифологические представления в восприятии китайца тесно переплетались с мифологией даосизма и буддизма, с этическими установками конфуцианства — учений, ставших основными религиями Китая.

Даосизм и конфуцианство являются своего рода религиями, а между тем их следует воспринимать как обычные сяо (учения). Обе традиции несут и религиозную, и культурную нагрузку, но нет сомнений в том, что они возникли как философские системы, имеющие свои школы, учителей и последователей.

Религии Китая

Конфуцианство

Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя — вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень — это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством — чувством долга. Цояг — это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде,» -учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, «благородный человек»

Конфуция — это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали управлять китайской конфуциальной интерией.

Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу — всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил — трактат Лицзы, компендиум конфуцианских норм. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка который хотел бы видеть в поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник -чиновником,» т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов — тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого намного сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа «стеной иероглифов» -грамотность. Уже в Лицзы было специально оговорено, что церемониалы и обряды не имеют отношения к простонародью и что грубые телесные наказания не применяются к грамотным. Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев — управителей он обойтись никак не может: «Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему.»

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию — это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство — это большая семья, а семья малое государство. Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо — служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой, прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства. Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех. Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо — всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и — от имени неба — с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора «сына неба» управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника — из центра Мира, Китая.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство — это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов — словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Даосизм

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается философ Лао-Цзы, который современными исследователями считается фигурой легендарной, т.к. о нем нет достоверных исторических и биографических сведений. Согласно легенде, он ушел из Китая, но согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ-цзин(1У-Ш век до н.э.). В этом трактате излагаются основы даосизма, философия Лао-Цзы. В центре доктрины-учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создавал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию, через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает.

Из этого видно, что даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти и становится понятно, почему он возник. Ведь за пределами конфуцианства мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без этого человек чувствует некоторый духовный дискомфорт, некую пустоту, которую требуется заполнить и поэтому йсе верования и обряды были объединены в рамках религии даосов, сформировавшейся параллельно с конфуцианством.

Одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао как для простого народа, так и для знати была проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов по их изготовлению. Таким образом даосизм смог выжить и укрепиться в условиях господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получившие над ними(крестьянами) очень большую власть. Согласно Дао, тело человека представляет собой микрокосм-это скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертия должен прежде всего постараться создать для всех этих духов-монад(их около 36 ООО) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Даосы предполагали достичь этого за счет ограничения в еде, специальных физических и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, кандидат должен был совершить не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой поступок сводил все на нет.

Сам акт перевоплощения почитался настолько священным и таинственным, что его никто не мог зафиксировать. Просто был человек и нет его. Он не умер, но исчез, покинул свою телесную оболочку, дематериализовался, вознесся на небо, стал бессмертным. На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, иногда становился официальной идеологией какой-либо династии. Но тем не менее он был нужен как образованным верхам, так и необразованным низам китайского общества. Образованные верхи обращались чаще всего к философским теориям даосизма, к его древнему культу простоты и естетественности, слияния с природой и свободы самовыражения. Часто отмечалось, что китайский интеллигент(любой), будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе всегда был немного даосом. Необразованные низы искали в даосизме другое. Их привлекали социальные утопии с уравнительным распределением имуществ при жесточайшей регламентации жизненного распорядка. Эти теории играли свою роль в качестве знамени в ходе средневековых крестьянских восстаний. Кроме того, с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и врачевания и т.п. Именно на этом, низшем уровне даосизма складывается тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась религия даосов. В этот пантеон наряду с главами религиозных доктрин мог попасть любой незаурядный исторический деятель, даже простой чиновник, оставивший после себя хорошую память.

Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей, однако в периоды кризисов, когда централизованная власть приходила в упадок, даосизм выходил на передний план, проявляясь в народных восстаниях, которые двигали утопические идеи даосизма.

Сравнительная характеристика религий Китая

Современные исследователи обращают внимание на рационализм конфуцианства. Как мировоззрение конфуцианство предполагает, что, основываясь на разумных и нравственных принципах поведения, можно совершенствовать жизнь и отдельного человека, и целого общества. Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение. Конфуцианская модель культурного развития человека не была единственной в Китае. Две другие модели — даосизм и чань-буддизм (китайский вариант учения Будды) — резко отличались от конфуцианства .

Основателем даосизма был Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.), автор трактата — канонического сочинения даосизма «Дао дэ цзин» («Канон пути и благодати»). Конфуций и Лао-цзы были современниками, старинное предание даже сообщает об их встрече и беседе, возможно, что и споре, настолько расходились их учения.

Центральной идеей философии Лао-цзы была теория дао. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон Вселенной и закон человеческого поведения; обычно его переводят как «путь». В отличие от Конфуция Лао-цзы не интере¬совался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения — это самоуглубление, духовное очищение, что возможно при условии овладения телесностью, т.е. при особом режиме питания, выполнении физических упражнений и дыхательной гимнастики, реализации особой психотехники и сексуальной гармонии. Даосы (последователи даосизма) были врачами, собирателями трав, занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица) и геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» Земли).

Если конфуцианство — учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильно мистическое начало. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм — как существу природному: к его эмоциям, инстинктам.

Конфуцианцы призывали к социальной активности, а даосы выдвинули принцип недеяния. «Не выходя со двора, можно познать истинное дао», — это высказывание Лао-цзы стало его классической формулировкой.

Конфуцианская идеология, этика были попыткой снять напряженность между человеком и обществом, укрепить социально-политическую систему Китая, усовершенствовав ее. Даосизм выработал собственную, весьма оригинальную концепцию культурного развития человека. Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.

Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен не руководствоваться социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Представление о природном равенстве людей и необходимости возвращения их к есте¬ственному состоянию также включено в даосизм.

Даосская религия имела своих служителей, свои храмы и священные книги. Даосские святые («бессмертные») почитались в Китае, подобно божествам. Даосизм весьма распространен и в современном Китае.

Тем не менее, конфуцианство и даосизм имеют ряд общих черт. Обе религии стремятся постичь человека и мир вокруг него, они предлагают достичь гармонии разными способами, но цель одна — осознание мира.

Сосуществование конфуцианства, даосизма и буддизма в Китае никогда не приводило к религиозным распрям, поскольку в стране возникла ситуация религиозного синкретизма: персонажи народной мифологии, даосской и буддийской были объединены с героями конфуцианского культа. В деревенском храме рядом вполне могли оказаться статуи Конфуция, Лао-цзы и Будды.

Заключение:

Таким образом, рассмотрев две основные религии Китая, можно {сделать вывод, что они имели как общие, так и присущие только им черты.

Конфуцианство — это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов — словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с липшим тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Даосизм в Китае занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей, однако в периоды кризисов, когда централизованная власть приходила в упадок, даосизм выходил на передний план, проявляясь в народных восстаниях, которые двигали утопические идеи даосизма.

Обе религии стремятся постичь человека и мир вокруг него, они предлагают достичь гармонии разными способами, но цель одна — осознание мира.

Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.

Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен не руководствоваться социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Представление о природном равенстве людей и необходимости возвращения их к есте-ственному состоянию также включено в даосизм.

Даосизм и конфуцианство являются своего рода религиями, а между тем их следует воспринимать как обычные сяо (учения). Обе традиции несут и религиозную, и культурную нагрузку, но нет сомнений в том, что они возникли как философские системы, имеющие свои школы, учителей и последователей.

Литература
  1. Багновская Н. М. Основы культурологии: Учебное пособие. М.: «Мир», 2004.
  2. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2002.
  3. Гуревич П. С. Культурология: Учебник. М: УИЦ «Гардарики»,1999.
  4. История мировой культуры (мировых цивилизаций)/ Под ред. Г. В. Драча. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
  5. История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И. И. Богута. — М.: Мысль, 1994.
  6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник. — М.: «ЛОГОС» 2002.
  7. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологи. М.: ООО «Вече 2000», 2003.
  8. Культурология: Учебное пособие/ Под ред. А. И. Марковой. — М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2006.
  9. Культурология: Учебное пособие/ Под ред. Г. В. Драча. — М.: ИНФРА — М, 2006.
  10. Культурология. История мировой культуры: Учебник / под. ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005.
  11. Культурология. / под. ред. А. А. Радугина. М.: «Центр», 1997.
  12. Пономарёва Г. М, Основы культурологи. — М.: ООО «АСТ», 1998.

Похожие материалы


alfa2omega.ru

Даосизм и конфуцианство: единство и борьба противоположностей? | Культура

Даосизм возник в 5−4 веках до н. э. и на первый взгляд выступал «оппонентом» господствовавшего в качестве этической системы конфуцианства. Постулаты этих учений зачастую выглядят диаметрально противоположными (в данном случае речь о философском даосизме как о социально-философском учении, а не о методах психофизического тренинга и алхимической практике).

Главное отличие конфуцианской и даосской культур — отношение к природе человека, из которой вытекает и сложившееся между ними в традиционной китайской культуре «распределение ролей». Оба учения предполагали необходимость изменений с целью приблизиться к «истинной сущности человека». Но что именно вкладывалось в это понятие и в методы актуализации «истинной природы»?

Конфуцианцы считали истинной сущностью человека гуманность (жень), доброе, истинно человеческое начало. Под самосовершенствованием понималось самовоспитание, развитие в себе «гуманного» начала (носителя высоких морально-психологических качеств) и подавление в себе «дикого», «злого». Ко времени возникновения доасизма конфуцианство являлось официальным учением, основой государственной структуры. «Центральная фигура», идеал конфуцианства — цзюнь-цзы — «благородный муж», носитель конфуцианского сознания. Его добродетели: самообладание, справедливость, почтительность к старшим, социальная ответственность. Его цель — общественное служение; личность в конфуцианской этике подчиняется социуму.

Конфуцианская культура элитарна, основная среда ее распространения — благородные люди (главным образом, чиновники, основная деятельность которых состоит в управлении государством). Отсюда стремление к упорядочиванию, регламентирующее и ритуализирующее все возможные сферы жизни. Как и в психологической сфере, изменения достигались за счет ограничения нежелательных факторов, главным образом через усвоение норм поведения, контролем (вначале внешним, а затем внутренним). Добродетелью «благородного мужа» считался постоянный контроль над собственной психической сферой и сохранение постоянного самообладания. С этим соотносится и важнейший метод работы по самоусовершенствованию — самонаблюдение, призванное выявлять подлежащие искоренению «неправильности».

С другой стороны, даосы, равно осуждая «дикость», необузданность, подверженность страстям, понимали под истинной человеческой сущностью изначально присущее каждому явлению космическое начало, воплощающее единые для всей природы универсальные закономерности. Высшая цель в даосизме — выявление и предельная актуализация «истинного начала» в человеке и полное ему подчинение, «слияние» с единым потоком движения вселенной.

Здесь изначально не идет речи о морали, об общественном благе. Даосизм ориентирован на индивидуальное совершенствование. Нравственный же рост приходит естественным образом по мере единения адепта с Дао, а не насаждается извне. Значит, и поведение даоса гораздо менее сковано условными нормами. Их место занимают нормы естественные, приходящие с глубинной трансформацией личности — а потому не воспринимаемые как ограничения. Таким образом, даосизм гораздо более гуманистичен в сравнении с конфуцианством, изначально ориентированным на воспитание достойного члена общества и поддержание общественного порядка.

Оценивая подверженность страстям так же негативно, как и конфуцианцы, даосы были противниками насильственного подавления нежелательных сторон человеческой натуры. Вместо борьбы с собой в даосской традиции практикуется культивирование в себе состояния покоя, отстраненности — в том числе и отстраненности от собственных страстей. Предоставляя потоку сознания возможность течь самому по себе, «Я» занимает позицию наблюдателя:

«Достигнув предела пустоты, блюдя покой и умиротворение, взирая на взаимопорождение сущего, я буду созерцать лишь постоянное его возвращение» (Дао-дэ цзин).

Различаются и сами способы восприятия мира даосами и конфуцианцами. Мышление конфуцианца по необходимости бинарно, дихотомично, основано на познании явлений через их противоположность, на противопоставлении пар типа «природное — культурное», «покой — движение», «добро — зло», «субъект — объект» и т. д. И в человеческой природе конфуцианцы четко разделяли и противопоставляли «природное» (страсти) и «культурное», призванное эти страсти обуздать. Такой подход, открывая путь к аналитическому познанию мира, позволяя упорядочить картину мира, одновременно «разбивает» мир на оппозиции, лишая его целостности. При этом все, не укладывающееся в эту искусственную модель мира, искажается или игнорируется. Так же конфуцианское воспитание способствовало внутренней конфронтации, ведущей к внутриличностным конфликтам.

Для даосского мировосприятия общественные правила и нормы воспринимаются, как: 1) насилие над личностью; 2) условность, искусственное образование, уже в силу этого препятствующее проявлению истинной сущности человека; 3) фактор, усиливающий отделенность человека от мира.

Даосское мировидение целостно, так называемые «противоречия» объединяются, представая неразделимыми взаимодействующими полюсами целого, и это взаимодействие является источником движения и развития. Единение с Дао стирает грань между объектом и субъектом, «Я» и «не-Я», человеком и окружающим миром.

Приверженцы конфуцианства опирались преимущественно на рефлексивный слой сознания, шли к изменениям через самоанализ и самоконтроль. «Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим». Осознанное усвоение ли, самовоспитание должны были уравновесить природное и культурное начала личности.

Основная же задача даосских практик — позволить проявиться изначально присущему нам космическому началу, позволить ему действовать через нас. Для этого нужно не столько приобретать новые качества, сколько устранить препятствия в виде страстей, эгоистических переживаний и прочих проявлений нашего «Я», «мешающих» естественному потоку событий. Попытки насильственно, волевым усилием преодолеть нежелательные проявления считались неприемлемыми.

Можно сказать, что конфуцианство — это путь самоограничения, когда нежелательные стороны личности попросту подавляются путем сознательного самопринуждения (без снисхождения к тому, что и это — тоже часть нас). Даосизм же не предполагает борьбы с собой, здесь адепт, пребывая в состоянии покоя, старается не мешать проявлению космического целого. Однако отстраненность от потока собственных мыслей и чувств отнюдь не выхолащивает эмоциональную жизнь даоса. Напротив, невмешательство «Я» дает возможность более полно проявиться специфике каждого внутрипсихического фактора.

Конфуцианское «самоограничение» проявлялось и в определенной ограниченности сфер приложения усилий. Стремясь к установлению всеобщего порядка, к максимальной структурированности индивидуальной и общественной жизни, конфуцианцы игнорировали или исключали из сферы воздействия то, что не поддавалось «окультуриванию». Цзюнь-цзы сосредоточивались в основном на управленческой деятельности и элитарных сторонах культуры — например, каллиграфии, «высоких» жанрах музыки, поэзии, живописи.

Для даосов же в принципе не существовало разделения на «низкие» и «высокие» занятия — совершенствоваться можно было в любой сфере. И распространение даосской культуры не ограничивалось социальными рамками. При этом «культуризация по даосскому образцу» была гораздо глубже и основательнее конфуцианской с ее опорой преимущественно на рефлексивный слой сознания.

Однако явное противопоставление этих традиций существовало скорее на поверхности. В реальности же, в полном соответствии с даосским мировосприятием, оба учения являются неразделимыми полюсами единого социокультурного феномена. Возникнув в государстве, где конфуцианство занимало (и после сохранило) ведущие позиции, даосизм явился своего рода альтернативной — но никоим образом не «подпольной» и не противоборствующей — культурой. Их взаимодействие, приводящее к взаимопроникновению, равно обогащало обе традиции. Сложившийся баланс поддерживал жизнеспособность обоих течений, препятствуя как стагнации конфуцианства, так и превращению даосизма в разновидность анархии.

shkolazhizni.ru

Отличие Даосизма от Конфуцианства. — МегаЛекции

Вопросы к экзамену по ИППУ

 

1)Предмет и метод ИППУ

Первый труд по ИППУ профессор Неволин СпбГУ «История и философия законодательства». В дальнейшем иное наименование – «История политических учений» 1869-1874гг. (5 томов) Чечерин. В СССР название ИППУ.

ИППУ являются теоретически оформленные в доктрину (учения), взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает 3 компонента:

1)Теоретическая основа учения может быть:

— философской

— религиозной

— рационалистической

— социологический или иной связанной с формами общественного сознания мировоззрения эпохи

2) Политико-правовые понятия, категорически являются своеобразным результатом теоретического решения общих вопросов, связанных с проблемами государства и права к таким вопросам традиционно относят вопрос о происхождении государства и права, об их связи с обществом и личностью, с отношениями собственности, о формах государства, об основных принципах и источниках права и т.д.

3) Программные положения – это оценка государства и права, цель и задача политической деятельности. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы, определение классов, сословий, иных социальных групп, их отношения к государству и праву.

ИППУ является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

ИППУ как учебная дисциплина:

политико-правовые доктрины прошлого оказывали влияние на современную им и последующую политику, в т.ч. на правовую политику;

— доктрины могли реализовываться практически в строительстве государства и общественных объединений, поэтому их изучение объясняет природу государственной власти или институтов права;



— политико-правовые доктрины разъясняют природу права, выделяя его основные компоненты (историю, догму, политику, право), которые показывают историческую связь государства и права

— Гуго Гроций «Нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы в себе частичной истины». Идеи аккумулируются в идеях прошлого, помогают выработать собственное видение современных проблем.

Методология ИППУ

Общенаучные, частнонаучные методы.

Исторический метод основан на требованиях исторического подхода к изучаемым явлениям. В свете диалектической взаимосвязи логического и исторического профиля исследования, а также с учетом совмещения в ИППУ теоретического и исторического профиля исследования освещения материалов данной дисциплине проводятся на основе сочетания хронологического и проблемно-категорического способов изложения.

Системный анализ.

Т.о. данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

Периодизация

1)Исторический подход к периодизации был предложен французским историком 17-18 вв. и в соответствии с ним делится на: Древний мир, средневековье и Новое время.

2)Формационный подход предложен марксистами

3)Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. Э. Тоффлер, который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактические материалы о новых технологиях. Эпохи по способу производства: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная

4)Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества – это история разных цивилизаций, разных культур и религий. Периодизация:

— Древний мир (4000 до н.э. – 477 г. н.э.)

— Средние века (477 г. н.э. – конец 17 века)

— Новое время

— Новейшее время (20 век) – эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы

— Современная эпоха (с конца 20 века) – кризис социалистической системы, геополитическое переустройство мира, возникновение глобальных проблем человечества.

 

2)Политическая и правовая мысль Древней Индии

Эпоха от пришествия Ариев до образования первых государств получила название ведийской, это название произошло от слова веды (знание, ведение). Веды это Самхиты, т.е. сборники религиозных и ритуальных актов различного содержания и назначения. Этих сборников было четыре.

1. Риг-веда — «Веда гимнов», это первый памятник древне индийской литературы и выражение мировоззрения ведийской культуры.

2. Яджур-веда — «Веда жертвенных формул».

3. Сама-веда — «Веда песнопений».

4. Атхарва-веда — «Веда заклинаний».

Веды послужили основой для многочисленных более поздних комментариев, среди этих комментариев большое значение имеют упанишады — религиозно философов. трактаты. Упанишады свидетельствуют о смешении центра тяжести с обрядовой стороны религии к нравственным интеллектуальным поискам.

Брахманизм — это религиозно философская система развивавшаяся из ведийской религии в середине первого тысячелетия до нашей эры.Важным положением брахманизма является догмат о перевоплощении душ, концепции кармы, т.е. сумма злых и добрых дел каждого определяет форму последующего рождения.

Наряду с мистическим учением о карме в древней индии известны и реальные насильственные средства воздействия на поведения людейи общественную жизнь, они выражались понятием данда (посох, жезл, кнут). Данда одно из древнейших свидетельств о насильственном происхождении власти.

Право.

Поведение человека и его перерождение в брахманы оценивали в зависимости от того как он выполняет предписание дхармы. Дхарма это универсальные законы космического характера, комплекс религиозных нравственных социальных и правовых обязанностей человека определяемый его общественным положением, это совокупность установленных правил соблюдение которых необходимо для поддержания миропорядка. Дхарма не проводит четкого различия между требованиями религии морали и права, дхармой определяли формальные основания для обращения в суд способы для приобретения собственности условия и последствия применения необходимой обороны и др. Дхармасутры — излагаются правила поведения членов различных каст, они написаны стихами вперемешку с прозой и представляют собой короткие афористические правила предназначенные для заучивания наизусть. Дхармашастры — это сборники , своды правил которые составляли сначала брахманы для своих учеников , а затем и известные учёный, со временем они были признанными авторитетными источниками права. Это произведение разнопланового характера , это : религиозно моральные трактаты и правовые наставления, учебники, сборники включающие нормы действующего обычного права, например, законы ману, где содержаться относительно упорядоченная сумма правил санкционированных государством, суждения о браке правила очищения и приёма пищи, о суде и т.д.

Государство.

Исходный пункт ведийского мировоззрения мысль о божественном создании мираи божественного строя. В ведах описывались пути происхождения светской и царской власти: по воле богов и избрание правителя людьми по воле богов. Господствовала патриархальная концепция власти.Правитель должен заботиться о подданных но ответственен только перед богом.

Вывод: таким образом политическим идеалом брахманизма было своеобразное теократическое государство где царь правит под руководством жрецов.

Буддизм.Формирование крупных государств сопровождалось изживанием родоплеменной организации и идеологии. Происходила ассимиляция арийских племен, взаимопроникновение культур, в религиозно-филоском плане это нашло выражение в еретических анти брахманских течениях, возникших в 7-6 вв. до нашей эры крупнейший среди них буддизм. Буддизм (Будда — Сидхартки Гаутама 563 г.-483 г. до н.э., Будда — познавший истину или достигший просветления).В центре учения лежит идея повторного рождения человека, всякое очередное бытие несёт новое страдания, а освобождения от него нирвану. Самый древний текст — палийский канун: 1. Право. отвергалась идея о боге как о первоисточнике закона, восхвалялась дхарма так как она есть управл. миром природ. закономерность, естественный закон , её надо знать и следовать ей, а восхваление дхармы и есть восхваление законности, буддизм проповедовал равенство между людьми , но не в социальной а в духовной и религиозной сфере, он призывал не к изменению общественного строя а от решенности от земных страстей и интересов.. 2. Государство., отвергает теорию происхождения царской власти, происхождения государства, объясн. решением людей избрать правителя, после того как возникли четыре зла: кража, осуждение, лож, насилие;здесь идея выборов проводится в отличии от брахманского учения без божественного одобрения.

Артхашастрапосвящено царской власти., наставления по искусству управления государством, они глубоко реалистичны. На первый план выдвинута идея сильной централизованной царской власти, цель политики — расширение территорий. Из четырёх видов узаконивания тхармы — царский указ, священный закон, судебное решение и обычай, высшей силой в случае если священный закон не согласно с тхармой обладает царский указ. Артхашастра состоит из 15 разделов.

Индуизм. Брахманизм впитал в себя элементы доарийских культов местных племён. Еретические учения способствовали некоторому изживанию формализма ритуальности и углублению нравственных и философских основ. Индуизм представлял собой обновленный брахманизм. В 13 в. нашей эры перестали существовать на территории Индии.

 

3)Политическая и правовая мысль Древнего Китая

Решающее воздействие на формирование дальневосточного права оказали:

1) Даосизм– философско-религиозное учение 4-3 вв. до н.э. Его принципы изложены в книге Дао де Цзин «Канун пути и благодати» автором которой предположит. является Лао-Дзы. Важнейшая категория даосизма Дао — путь и Д — благодать. Дао — источник многообразия мира, матерью всех вещей, является неким путём, которому должны следовать все и существа и предметы. Основной принцип даосизма— принцип естественности, который подразумевает достижение идентичности индивида сущностью мира, его слияния с Дао. Главным методом достижения естественности является «недеяние» — отказ от любой целенаправленной деятельности. Принцип «недеяния» означал и проповедь пассивности — отказа от письменности, орудий труда, отлучения народа от знаний. Идеал Даосизма — царство гармонии с уравнительным распределением продуктов, отвергающее всё искусственное, в то числе и созданные людьми законы.

2). Конфуцианство — этико-политическое учение, заложенное Конфуцием в 6 вв. до н.э. Конфуций 551-479 до н.э., он жил в царстве Лу. Мысли его изложены в сборнике » Лунь-юй» «Беседы и высказывания».

Государство.

Конфуций придерживался патриархально — патерниалистической концепции государства, т.е. государство это большая семья.Правитель должен действовать мудрым примером и подобно главе семьи он не должен быть стеснен средствами наказания. Он был сторонником аристократического правления. Аристократия это люди благородные не по происхождению , а по нравственным принципам и поведению.

Право.

Конфуций скептически относился к попыткам управления с помощью законов, исполнение которых обеспечивалось наказанием. Главное он считал средство воздействие на людей это мораль и ритуалы, а законодательство должно играть лишь вспомогательную роль, именно ритуалы являются процессуальной основой взаимоотношений, и это и есть своего рода естественное право освещенное многовековой традицией.

Отличие Даосизма от Конфуцианства.

Конфуцианство отрицает принцип «недеяния» в противоположность даосизму. Согласно этому учению мир человека не отличается от мира природы, поэтому человеку необходимо разрабатывать правила и обычая сообразуясь с законами природы. Конфуцианство получило распространение через 200 лет после смерти Конфуция и являлся официальной доктриной со времён династии Хань до конца Империи 1912 г.

3). Легизмбуквально — законники. Легизм – философско-политическое учение противоположное даосизму и конфуцианству. Основатель — Шан-Ян (390 — 338 г. до н.э.), он был правителем области Шан, трактат — «Книга правителя области Шан».

Право.

Идея — безусловное главенство юридического закона в жизни общества и государства.Закон благодаря определённости и постоянству, а также способности установить единообразие должен быть положен в основу управления и обходиться без него по выражению Шан-Яна также не возможно, как без циркуля, угольника, мер. Творцом закона может быть только правитель. Легисты определяют законы, как писаные и опубликованные правила исполнения которого обеспечивается принудительной властью государства.

Государство.

Относительно происхождения государства легисты имели свою версию, они считали: «Когда созданы были небо и земля, родились люди, когда людей стало много появился беспорядок, начались войны, раздор, который нечем было урегулировать, усиливается и взаимное соперничество, святые люди увидели такое положение дел и установили разграничение земель и богатств, но нельзя было закрепить это, поэтому были установлены санкции, но не возможно, что бы были санкции и не было администраторов, поэтому созданы чиновники, но раз появились должностные лица потребовалась централизация власти, создали государя и управление стало происходить с помощью законов». Шан-Ян считал , что полнота власти должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, а высшей целью государства, явл. создание могущественной державы способной объединить весь Китай.

4)Идеальное государство Платона

Учение платона о Государстве. Платон ((Аристокол) 427 — 347 гг. до н.э.).

Основные произведения:

-«Апология Сократа»,

-Федон»

-Пир»

-«Федр»

-«Теетэт»

-«Тимей»

-«Государство»

-«Политик»

-«Законы».

Государство.

Согласно Платону государство возникает по воле Богов, как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. В диалоге «Государство» Платон излагает знаменитый проект идеального государства. Обосновывая положение сословий, Платон прибегает к аналогии между человеческой душой и государством, подобно тому, как в душе человека есть три начала — разумное, защитное и деловое (разум, воля, эмоции) — так и в государстве должно быть три сословия:

1. правители и философы, они выполняют функцию заботы об интересах целого, как такового;

2. войны (стражи), защита общественного союза от внешних врагов и обеспечение порядка в обществе;

3. земледельцы и ремесленники, заботится об удовлетворении частных потребностей одного человека. Он считал, что у первых двух сословий недолжно быть частной собственности.

Платон предлагал регламентировать все стороны человеческой жизни — политический строи, материальные условия, духовную и интимную жизнь, воспитание, поездки в заграницу и прочее. В последствии воззрения Платона изменились в более позднем диологе «Законы», он разрабатывает проект второго по достоинству государства. В этом государстве: 1. всем гражданам, в том числе философам и войнам разрешается иметь семью, землю, дома в частной собственности; 2. деление на сословия заменяется градацией согласно размеру имеющегося в собственности имущества; 3. производственные потребности земледелия полностью обеспечиваются за счёт рабского труда; 4. подробно описывая организацию государственной власти

Платон проводит идею смешанной формы правления: демократии и монархии; 5. форма государства по Платону, в основе его классификации лежит количество правящих лиц и степень соблюдения законов:

а) монархия

б) власть немногих

в) власть большинства, каждый вид представлен в двух вариантах правильном и неправильном т.е. основанном на законе или нет.

Правильный вариант — монархия построенная на законах, неправильный вариант при несоблюдении законов — тирания; аристократия — правильная власть законная, неправильная олигархия, незаконная власть немногих, власть большинства – правильная демократия — власть народа, неправильный вариант, демократия основанная на беззаконии. Идея типологии государств заимствована у историка Геродота, затем эта типология с незначительными изменениями использована Аристотелем. В диалогах Государство, Политик, законы содержатся различные варианты форм государственного устройства, так в диалоге государства

Платон выделяет четыре разновидности отрицательного типа государства: тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Право.

Большое внимание Платон уделяет проблеме законов, закон это основная опора на которой держится государство, его высшая цель благо государства, наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они не исходили это справедливые законы.Платон различает правильные, установленные для общего блага, и не правильные, установленные в интересах какого-либо лица или группы лиц захватившей власть. Согласно Платону, закон-это установленный мудрецами писаный акт, совокупность религиозно нравственных норм для ориентации граждан.

5)Учение Аристотеля о государстве

Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Основные произведения:

-«Политика»

-«Никомахова этика»

-«Афинская полития»

-«Этика».

Государство.

Согласно Аристотелю, государство продукт естественного развития и образуется вследствие природного влечения человека к общению. Есть три ступени объединения, которые люди создают последовательно в своём стремлении к общению семья>селение> государство.

Государство по Аристотелю – это общение подобных друг другу людей ради достижения возможной лучшей жизни. Аристотель вкладывал в данное определение конкретное содержание «люди – это только свободные граждане греческих полисов, не рабы и не варвары. Цель государства – благо людей. Критикуя Платоновский проект идеального государства Аристотель считает, что общность имущества противоестественна, а частная соответствует природе человека. Частная собственность коренится в самой природе человека и является неотъемлемым элементом семьи. Аристотель выделяет две формы накопления богатства:

1) создание материальных ценностей своим трудом, при этом увеличивается и богатство полиса

2) торговля, спекуляция или эгоистическое накопление готовых ценностей.

Аристотель защищает частную собственность, но лишь первую форму.

Обязательные признаки государства:

1) Единство власти и территории

2) Власть распространяется на свободных и равных граждан, т.е. на тех, кто участвует в политической жизни

3) Социальная основа власти – собственники земли

Аристотель определил свое время говоря о концепции разделения власти

Форма государства

Классификация форм государства во многом повторяет Платоновскую, чтобы отыскать совершенную форму Аристотель вместе с учениками проанализировал более 150 Конституции и проектов государств рассматривая причины государственных переворотов. Классификация форм проводится по двум критериям:

1) по числу правящих (один, немногие и большинство)

2) по достигаемым целям (общее благо или личная выгода)

Отсюда выделены три правильные формы:

1) монархия

2) аристократия

3) полития (власть большинства)

3 неправильных формы:

1) тирания

2) олигархия

3) демократия

Предпочтение Аристотель отдает политии, он ее называет смешанной. Возникает она из сочетания демократии и олигархии. Полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что гарантирует самодостаточность семей и ослабляет противоречия между богатством и бедностью.

Право.

Аристотель самым тесным образом право связывает с государством. Право – это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей стабильность. Важнейший признак его – принудительная сила.

Право – это воплощение справедливости.

Цель права как и государства – общее благо, поэтому оно конечно ассоциируется со справедливостью. Само право философ разделяет на естественное и условное.

Естественное право, то которое не нуждается в законодательном закреплении, оно всеми признано. К нему относятся общественные явления, существующие от природы: семья, рабство, частная собственность.

Условное право – это нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений, при этом Аристотель различает писаные и неписаные законы, а также обычаи. Аристотель был сторонником стабильности права. Он писал, что закон может быть справедливым, но тем не менее даже несправедливый закон имеет обязательную силу иначе в обществе не будет порядка. Вклад Аристотеля в ИППУ велик.

6)Политические и правовые взгляды Цицерона


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru