Различие подходов к пониманию права – Происхождение и смысловые значения термина «право». Различия в подходах к пониманию права

Содержание

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА.


⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 13Следующая ⇒

Существует три основных подхода: нормативный, социологический, нравственный; а также относительно новый подход в понимании права сформулированный В.С. Нерсесянцем – либертарный. Некоторыми исследователями выделяются и другие подходы, например генетический и интегративный.

 

Нормативный подход

В наибольшей степени нормативистская теория права разра­ботана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с го­сударством, что последнее само рассматривается как персонифи­цированный правопорядок. Право в названной теории представ­ляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представ­ляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя сту­пенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Положительные моменты:

1. Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права — его нормативность.

2. Нормативность в данном подходе органически связана с фор­мальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.

3. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.

4. Противостояние режиму произвола и беззаконию.

5. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.

6. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

7. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнори­ровании содержательной стороны права: положения и степени сво­боды адресатов правовых норм, субъективных прав личности, мо­ральности юридических норм, соответствия их объективным по­требностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определен­ных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

 

Социологический подход

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в

Наиболее точную характеристику социологического подхода дают В.Н. Кудрявцев и А.М. Васильев: “Право в действии дает представление о смысле правового регулирования, его конечных целях. Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, — необходимые элементы правопонимания. Они образуют тот срез общественных отношений, где правовые предписания соединены с фактическим поведением. Именно на основе изучения действия права возникли идеи о расширении предмета правопонимания, о том, что следует принимать во внимание не одни лишь правовые нормы, а весь механизм правового регулирования, всю правовую систему. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.”

Отрицательные стороны:

— отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

— решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

— опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

 

Нравственный (естественно-правовой, ценностный) подход

Основной постулат рассматриваемого направления — вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, спра­ведливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и дейст­вующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения — справедливого и ра­зумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вари­ант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.

Из современных ученых разделение права и закона, обращение к справедливости как одному из абстрактных определений права последовательно и весьма обстоятельно аргументирует В. С. Нерсесянц. Им, в частности, замечено, что различение права и закона велось и ведется (и теоретически можно вести) не только с есте­ственно-правовых позиций. Это необходимый момент любого тео­ретического подхода к правовым явлениям. В позиции B.C. Нерсесянца привлекает, во-первых, признание им нормативности права, а во-вторых, указание на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизируемо «любое произвольно взятое со­держание, но лишь определенное по своей сущности содержание (т.е. свобода)…»

*. Последнее замечание, собственно как и естественно-правовое направление, как любой «философский» подход, представляет ценность для законодателя. Не подлежит сомнению значение данного подхода для науки права. Однако весьма при­мечательно, что общеобязательность и возможность властно-при­нудительной защиты

B.C. Нерсесянц связывает с нормой закона, а не права. По-видимому, он осознает, какие могут наступить не­благоприятные последствия, если допустить применение права на­ряду с законом и вопреки закону.\

Обоснование таких предложений встречается у ряда предста­вителей теории «возрожденного естественного права». Но именно они представляют собой опасность для режима законности.

 

Либертарный подход.

Сторонником либертарного подхода выступает ВС Нерсесянц. Вот что он пишет в отношении социологического подхода: “Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений.” Свою точку зрения он имеет и на естественно-правовой подход. “С точки зрения общей теории правопонимания, естественно-правовой подход и либертарный формально-юридический подход — различные формы юридического правопонимания, представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса области теоретико-правовой мысли.”

Более того, далее он жестко критикует естественно правовой подход за смешивание права с неправовыми явлениями- моралью, нравственностью, религией и т. д.

Итак, либертарный подход дает следующее определение праву: ”…право – это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), есть (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права. В праве нет ничего , кроме принципа формального равенства (и конкретизация этого принципа). Всё, выходящее за рамки этого принципа и противоречащее ему, является не правовым, а антиправовым.” В этом и заключается суть либертарного подхода.

 

Интегративный подход

Интегративное определение права. Право — это совокупность призна­ваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с дру­гом.

право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений и неоди­наковой трансформации в зависимости от условий места и вре­мени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия.

Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как фор­мальная определенность, точность, однозначность правового ре­гулирования. Сторонники нормативного подхода не ограничива­ются формальными признаками. Но содержательная сторона ука­зывается ими опосредованно (косвенно) через указание на волю, которая в данных нормах отражается, и на отношения, которые эту волю обусловливают. Предполагается (далеко не всегда оп­равданно), что воля большинства как раз и отражает надлежащую степень справедливости и свободы. Материальные и иные условия жизни общества, которые формируют государственную волю, должны в идеале справедливо отражаться в писаных нормах. При демократических процедурах предполагается непременное выра­жение в принимаемых актах настроений, чувств и интеллекту­альных достижений народа.

 

1. Общая теория права и государства под редакцией доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева, //М.: Юристъ, 2001

2. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие — «Проспект», 2010 г.

 

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Современные подходы к пониманию права

Современные подходы к пониманию права

Курсовая работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4

1. Многообразие подходов понимания сущности права……………….5-14

1.1. Понятие и определение права………………………………….……5-8
1.2. Общая теория правопонимания.……………………………………8-14
2. Основные концепции правопонимания……………………………..15-23

2.1. Современное понимание права ……………………………………15-17

2.2. Социальное значение нравственного, нормативного и социологического подходов………………………………………………………….17-23

Заключение…………………………………………………………………24

Литература………………………………………………………………25-26

Введение

Право очень сложное и многостороннее общественное явление. Оно образовалось и существует наряду и совместно с обществом, что придает ему особое значение. По мере развития государства, общества изменялось и право, представление о нем. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Они известны с древнейших времен и продолжают создаваться в настоящий момент. Актуальность данной проблемы не снижается с течением времени, потому как вопрос понимания права остается нерешенным до сих пор.

Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции — Платона и Аристотеля.

В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте понимание права опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум. Он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.

Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.

Тема «права» актуальна в наше время потому, что для Российской Федерации как государства по существу нового, рожденного из совершенно другого политического и правового режима, необходимо обновленное понимание права не только в виде признанных и направленных государством населению на выполнение правовых предписаний, но и на осознание населением всей сложности и неоднозначности, а также исторической преемственности именно понимания права и осознания его социальной необходимости.

Поэтому тема данной работы является актуальной и посвящена правопониманию, подходам к нему в том виде, в котором это направление имеет место в теории государства и права современной эпохи. В связи с этим целью данной работы является раскрытие понятия права и современных подходов к его пониманию.

1. Многообразие подходов понимания сущности права

1.1. Понятие и определение права

Для юриспруденции как науки о праве и государстве исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной тип понимания (и понятия) права. Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой общественно-научную категорию; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, так что, несмотря на все попытки, выработать его не удалось [10, 76].

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывается, что право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе. Это определение права включает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о сущности права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем.

Как отмечается в либерально-юридической концепции B. C. Нерсесянцева, право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. [13, 48].

В большой советской энциклопедии (нормативно-позитивистская позиция) отмечается, право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе, а именно:

1. Право — это явление мировой культуры (так же как религия и мораль) и в присущей ему нормативной форме закрепляет духовные ценности, накопленные человечеством (народовластие, разделение властей, права и свободы человека и др.).

2. Право — это мощное средство воспитания людей. Устанавливая запреты (например, запрет на совершение преступлений), меры поощрения за то или иное поведение или предписания действовать так, а не иначе (например, платить налоги), право как бы направляет человека по тому пути, по которому идет основная масса людей, формирует положительное поведение человека.

3. Право — это средство контроля со стороны общества за поведением людей: если человек оступился, совершил правонарушение, с помощью права (применения санкции) его можно исправить.

Право защищает мирных граждан от вредных влияний со стороны кого бы то ни было путем установления деяний, за которые возлагаются меры наказания. Обеспечение свободы, утверждение справедливости, исключение произвола из жизни общества – это то, что включает в себя право. Не случайно слово «право» имеет один корень с такими словами, как «правда», «правовое», «справедливость».

Поэтому на сегодняшний день уважение к праву вылилось уже в значимую научную проблему в контексте решения задач, стоящих перед гражданским обществом и правовым государством. Убежденность индивида в справедливости права предопределяет коренным образом его гражданскую активность, которая является высшим структурным элементом правовой культуры общества [3, 82].

Нами было изложено право как социальное явление — объективное право, которое в принципе от каждого из нас не зависит. Слово «право» имеет и второе значение: субъективное право, т. е. конкретное право, принадлежащее определённому лицу, оно юридически обеспечивает возможность того или иного поведения, возможность действовать определённым образом. Между этими двумя значениями существует тесная связь. Субъективные права (а также обязанности) возникают на основе права объективного.

В современной юридической литературе выдвигают два критерия деления системы права на отрасли:

— материальный, отражающий особенности регулируемых общественных отношений или предмет правового регулирования;

— метод регулирования, представляющий собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Обычно выделяют два метода: императивный и диспозитивный [14, 420].

Если отдельные нормы представляют собой первичную клеточку права, а правовые институты их блоки, то отрасли права образуют целостные, относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Таковыми являются конституционное, гражданское, семейное, трудовое и все другие отрасли права.

Каждая отрасль права имеет свою специфическую структуру (строение). В ней выделяются общие и особенные части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части, поскольку действие нормы права общей части распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части конкретизируются в институтах её особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отраслей права.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования. Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами включают в себя еще один компонент – подотрасли,что обусловлено рядом объективных и субъективных причин [4, 301].

К объективным причинам можно отнести материальные, социальные и иные условия жизни общества, определяющие процесс возникновения и существования системы права и объективную необходимость её слаженного и эффективного функционирования (например, развитие отдельных видов общественных отношений, повышение их значения). К субъективным — деятельность законодателя [10, 561].

Таким образом, право — это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

1.2. Общая теория правопонимания

Право — одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимание отражаются представления людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, поскольку изменяются, и будут меняться представления о праве.

mirznanii.com

понятие, признаки, сущность. Основания различных подходов к пониманию права. — КиберПедия

Право – система норм, правил поведения, которая характеризуется рядом признаков:связь с государством: право либо устанавливается гос-ом, либо им санкционируется. Когда право устанавливается гос-ом это значит, что гос-во вводит новые правила поведения, которые не существовали до этого момента. Введение новых норм может производиться всеми ветвями власти, в том числе судебной (в Англии суд правотворческий). Второй случай, когда право санкционируется гос-ом, означает что правило поведения уже было выработано в обществе. Так происходит в англосаксонской правовой системе, поскольку в процессе договорной практики субъекты могут установить свои нормы, которые потом признаются в гос-ве. — Общеобязательность:право обращено ко всем и ни к кому в отдельности, оно имеет неопределенного адресата. Самый конкретизированный адресат права – категория лиц (пенсионеры, студенты…). Поэтому НА и будет отличаться от правоприменительного акта, что НА обращен ко всем и ни к кому, а правоприменительный акт (приговор суда) обращен к конкретным лицам, которые поименованы. – формальная определенность:право всегда существует в какой-либо форме: устной (письменной) – НА, правовой прецедент, правовая доктрина, правовой обычай, нормативный договор. – гарантированность государственным принуждением:гарантия осуществляется путем прямых запретов, путем непосредственного принуждения, путем психического принуждения (угрозы), н-р, УК РФ. Для осуществления принуждения существует специальный аппарат (следственный комитет, пр-ра).

Это все из лекции Сорокиной. Теперь из учебника про признаки права:

1. государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает гос волю общ-ва, обусловленную экономическими, национальными, религиозными и др условиями его жизни. Гос-во учитывает и корректирует противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной. 2. Нормативный характер правазакл-ся в том, что право как государственная воля общ-ва проявляется вовне, выступает не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном гос-ве юр норм в их материалистическом понимании. 3. Властно-регулятивный характер права.Для характеристики этого признака недостаточно отметить, что право есть социальный регулятор, т к подобного рода роль регулятора выполняют также обычаи, мораль… в сравнении с ними право – особый, а именно государственный регулятор. Данный признак проявляется еще и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от др социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с гос-ом. Право – единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на общественные отношения влечет для их участников определенные юридические последствия. Право выступает в качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного.



!!! Право система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и властный характер; издаются или санкционируются гос-ом и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания, возможностью гос принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Сущность права в том, что оно выражает обусловленную реальной жизнью государственную волю общества. А содержание права составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание конкретизирует сущность права данного общ-ва во всем многообразии составляющих его правовых норм.

Подходы к пониманию права.

От нормативного понимания права отличают его широкое понимание. Сторонники понимания права в широком смысле исходят из того, что понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления: правосознание, правоотношения, субъективные права, акты применения права…. Различие в подходах отдельных авторов лишь в том, какой набор правовых (а иногда и неправовых) явлений они понимают под правом, диапазон которого расширяется вплоть до его отождествления с самой общественной жизнью. Такое понимание неизбежно ведет к растворению права в других правовых явлениях, размыванию нормативного содержания и специфики данного феномена. Для многих ученых, придерживающихся широкого (многоэлементного) понимания права, характерно признание приоритета в его стр-ре за правоотношениями, противопоставляемыми нормам права. Правоотношение – центральное звено права и правовой системы. Пашуканис, например считал, что в правоотношении право совершает свое реальное движение, а право не более как безжизненная абстракция. Но! Общественные отношения приобретают хар-р правовых лишь тогда, когда опосредуются правом. Также сторонники такого широкого понимания указывают на необходимость рассмотрения права в действии (социологический подход). Т е право – не застывшая совокупность норм, а деятельность. !Однако право – не сама деятельность субъектов, а особый регулятор этой деятельности. Нельзя не учитывать, что действия могут быть не только правомерными, но и неправомерными. Поэтому нельзя наделять действия свойством нормативного регулятора: они сами являются объектом правового регулирования. Другой довод в пользу широкого понимания права- различие права и закона. Они обосновывают возможность существования норм вне закона. В таком контексте право – выразитель общих (абстрактных) принципов, идей нравственности, прав человека и других ценностей. Они говорят, что право обладает большей цнностью чем закон, что оно в отличие от произвольного, несовершенного закона, всегда истинно, разумно, человечно. !Но такой взгляд создает расплывчатое представление о праве, т к абстрактные идеалы не могут служить критерием правомерного и неправомерного поведения. К тому же указанные ценности неодинаково понимаются участниками общественной жизни. Право не может существовать вне и помимо своего институционного, «знакового» выражения в юр источниках.



 

cyberpedia.su

Современный подход к пониманию права и его значение для практики

Юриспруденция в общественном понимании – вопрос сложный и всегда современный. Подход к пониманию права как понятия зародился в моменты развития общества. Он претерпевал изменения вместе с историей социума и государства. За более чем двухтысячелетний период человечество так и не пришло к единой точке зрения относительно категории права. Множество трудов известнейших философов мира посвящено этой проблеме, которая остаётся неразрешимой по сей день. Ни одно из огромнейшего количества определений не раскрывает суть этого понятия полностью.

Понимание права в Древней Греции

С началом рабовладения возникла необходимость в упорядочении понятия и связанных с ним категорий. Аристотель («Политика») и Платон («Государство») в своё время обращались к этой теме. Они первыми попытались систематизировать накопленные в этой области знания.

Современный подход к пониманию права остро стоит в нынешней России. Резкая смена политического строя в стране породила разброд в мыслях представителей старшего поколения. Молодёжь же в переходный период была на некоторое время выпущена из-под опеки государства и лишена возможности построения причинно-следственных связей. Всё это привело к возникновению вакуума юридических знаний и нежеланию населения понимать предпринимаемые правительством шаги в том или ином направлении. Каковы особенности современного подхода к пониманию права, сегодня важно учитывать. Всестороннее рассмотрение этого вопроса достаточно давно приобрело свою актуальность, в том числе для практической деятельности юристов.

Как появилось право?

По мнению историков, предпосылками возникновения права являются внутренние противоречия в обществе, усложнение отношений между его представителями. Юриспруденция оказывает регулирующее воздействие на общество, способствует упорядоченности, стабильности и законности. Происходит это следующим образом:

  1. Право в результате воздействия мировой культуры способствует закреплению в обществе духовных ценностей.
  2. Оно, как эффективный инструмент воспитательного воздействия, способствует формированию потребности в положительном поведении. Это происходит посредством создания законов и подзаконных актов.
  3. Право выступает средством контроля над представителями общества, налагая определённые санкции на нарушителей общепринятых норм.

Актуальность изучения подходов к пониманию права

Население страны находится под защитой права от любого, кто посягнёт на его свободы, путём наложения наказания на каждого нарушителя. Сущность юриспруденции состоит в следующих факторах:

  • закрепление справедливости;
  • борьба с произволом.

Закономерно, что слова «право» и «справедливость» – однокоренные. Конечно, в нынешней ситуации недостаточное уважение к этой категории стало одной из общественно-научных проблем, волнующих представителей общества. Юридическая культура не может развиваться без потребности каждого гражданина в соблюдении её норм, определяющих его гражданскую позицию и индивидуальный современный подход к пониманию права. Соотношение права с общественно-политическими градациями здесь выступает основополагающим фактором, неким базисом формирования и восприятия законности.

Подходы к пониманию современного права и их общественное значение

С течением времени менялись многие позиции относительно положения общества и государства. Прежде чем установились современные подходы к пониманию права, соотношение права и закона под влиянием разных эпох оставалось практически неизменным. Хотя Древность и Средневековье, эпоха капитализма и период активного насаждения коммунистических идей наложили свои отпечатки на формирование его определения.

Современный подход к пониманию права – это та или иная манера интерпретации и трактовки термина как такового. Отсюда следует, что юриспруденция – предмет правоведения. Отрасль знаний определяет понятие права и его категорий на каждом этапе общественного развития. Помимо научного значения, понятие оказывает практическое воздействие на формирование правосознания граждан, законотворчество, юридическую деятельность. Это сложное явление. От него зависит правовое восприятие граждан. Понятие по-разному трактуется и проявляется в разных странах, при разном общественно-политическом строе.

Каким может быть право?

Теория не располагает единой трактовкой описываемого понятия. Можно выделить лишь похожие направления:

  • право является общественно значимым структурным элементом любого общества;
  • оно выступает средством регулирования поведения, определяющим порядок как в целом обществе, так и между отдельными гражданами.

Из большого количества определений можно выделить следующее концепции, которые раскрывают суть понятия. Понимание права может быть естественно-правовым, нормативным, нравственным и социологическим.

Особенности естественно-правового подхода

Если рассматривать по отдельности современные подходы к пониманию права, естественно-правовой занимает здесь отдельную позицию. И это неудивительно. Известное с древнейших времён позитивное право воздействует наряду с естественным. Кстати, его называют зачастую природным. На протяжении всего своего существования человечество пыталось выработать эффективные стандарты поведения и мышления, определяя их в мифологии, религиозном контексте, морали и т. д.

Однако государственная модель представляла собой общество с противоположными полярными интересами, где принимаемые законодательные акты в преимущественном числе гарантировали защиту обеспеченных слоёв населения. И только сегодня в условиях функционирования правового государства позитивный и естественно-правовой подход к пониманию понятия максимально приближены друг к другу.

Специфика

Нормативное понимание понятия подразумевает рассмотрение его как ряда положений из законов и подзаконных актов, что только формально разделяет системную норму и форму юридической науки. Здесь прослеживаются особенности современного подхода к пониманию права и ряд недостатков:

  1. Узкое или узконормативное понимание права. Имеется в виду текст документа, имеющего законную силу.
  2. Отсутствие возможности влияния права на отношения людей.
  3. Его определение в качестве государственного инструмента достижения цели.
  4. Отсутствие возможности адекватной оценки соответствия государственных актов интересам граждан.
  5. Неоправданное снижение значения экономической ситуации, социальных настроений в жизни общества и преувеличение роли законотворчества.
  6. Отсутствие демократичности.
  7. Ограничение прав и свобод граждан.

Перечисленные недостатки послужили причиной поиска других видов понимания права.

Социологический подход к пониманию права

Сущность социологического подхода к пониманию права заключается в рассмотрении самой отрасли и её правоотношений в действии. Только в этом случае оно, по словам известных социологов, может называться «живым». По С. А. Муромцеву, под правом понимают совокупные правовые отношения. Приверженцы этого подхода рассматривают понятие в качестве определённого общественного порядка. Кроме того, они законы считают частью права и признают первичность семейных связей, взаимодействие собственности и властеотношений, которые, в свою очередь, исторически предопределяют возникновение юридических положений.

Нормативная теория обвиняет приверженцев социологического подхода в обесценивании законного авторитета. В качестве положительного зерна социологического восприятия права отмечается курс на исследование его взаимодействия с разными частями структуры общества и выявление действия юридических механизмов.

Подход к пониманию законности в современном обществе

Эта концепция делит законы на такие разновидности:

  • Правовые. Они основаны на праве. Закрепляют произошедшее в обществе.
  • Неправовые. Это нормативные акты, слабо связанные с действительностью.

Современные общесоциальные подходы к пониманию права, в частности, состоят в стимулировании законодателя изучить происходящее в обществе и отразить это в создаваемых законах с учётом экономических изменений и общественных отношений. В то же время при применении этого подхода сложно отличить правовое от такого, что им не является. Также не всегда возможно определить, носят ли отношения правовой характер. В такой ситуации повышается роль суда, так как отношения строятся согласно договору, на главенствующей роли которого ставится акцент. Это американская концепция.

Нравственный подход к пониманию права

Современные подходы к правопониманию и общесоциальный подход к праву в нравственном контексте дают понятию как совокупности определённых норм содержательную характеристику. И рассматривает его в контексте соответствия положительным оценкам. При таком рассмотрении имеют право на существование только справедливые нормы. Такие, которые отвечают уровню свободы общества. Суть в том, что объектом оценки здесь выступает не само понятие, а только его принципы.

Положительные признаки подхода:

  • право рассматривается только в контексте положительных явлений: демократия, свобода и т. д.;
  • законодатель ориентирован на положительные ценности общественного устройства в своей деятельности.

Среди отрицательных: трудность в отличии «правого» от «неправого». Кроме того, вопрос существования понятия вне закона не рассматривается.

Краткий обзор всех современных подходов к понимаю права

Каждый из рассмотренных выше подходов имеет свои достоинства и недостатки. С точки зрения каждого из них, право не рассматривается вне норм, отношений и идей. В той или иной мере признаки каждого из подходов к пониманию понятия присутствуют в любом обществе. Какая из позиций станет главенствующей? Будет ли она влиять на законотворчество и юридические отношения? Заслужит ли авторитет в обществе? Всё это зависит от определённых условий. Усилия учёных и уровень научного развития здесь отходят на второй план. Прежде всего, учитывается общественная ситуация, степень развития общества и современные подходы к пониманию права. Кратко охарактеризовать достоинства и недостатки их является целесообразным:

  • От официально признанного подхода к пониманию предмета зависит, как определяется, по какому пути развивается право в том или ином обществе.
  • Нормативный принят там, где общество подчинено власти. Примером служит государство с тоталитарным режимом.
  • Социологический подход «даёт зелёный свет» общественному устройству.
  • отношения выходят на первый план. Государство и общество лояльны друг к другу. И как следствие, держава утрачивает свои позиции. Примером служит государство с децентрализованным управлением.
  • При нравственном подходе право нацелено на идеи равенства и братства, свободы и справедливости. Так происходит в обществе, где ценятся мораль, её идеи, наблюдается разделение власти. Это демократическая страна.

Чтобы понять, каковы особенности современного подхода к пониманию права в нашем государстве сегодня, стоит обратиться к недавнему положению правовой системы в России. Она довольно долго находилась под прицелом нормативного понимания права. Нравственный и социологический подходы проявлялись только в некоторых элементах.

Как в России формируется правильный подход к пониманию права?

Современное общественное устройство должно включать концепцию нравственного понимания права. В таком ракурсе юриспруденция рассматривается в качестве регулятора поведения в обществе. Она способна измерить уровень ответственности, свободы граждан. Крайне важно здесь учесть и своевременность правового воспитания. Во многих развитых странах процесс становления юридической самостоятельности граждан начинается с ранних лет. Будущие полноправные представители социума должны иметь достоверное объективное представление о том, что такое законность, право, ответственность и т. д.

Сегодняшняя образовательная система России в соответствии с ФГОС среднего образования подразумевает внедрение в учебный процесс дисциплин, активно влияющих на формирование гражданской позиции и понимания юриспруденции у школьников. Разработка урока «Современные подходы к пониманию права» является важным элементом процесса обучения. Его задачами можно назвать:

  • Ознакомление с многообразием подходов к пониманию права, понятием «права человека».
  • Демонстрацию различий, преимуществ и недостатков между каждым из подходов.
  • Помощь в осознании позитивного права через ценность неотчуждаемых прав.
  • Раскрытие взаимозависимости между каждым из подходов к пониманию права.

Заключение

Суть права при этом характеризуется способностью признать за гражданина выбор действовать по своему желанию. А также отсутствием какого бы то ни было принуждения. Но важно понимать, что свобода и право – разные категории. Последнее не может существовать вне общества и живущих в нём людей. Оно формируется в их отношениях, связано с их возможностями. Это означает, что право определяет границы свободы. Оно является её мерой. В свою очередь, современный подход к пониманию права, будь это нормативный или естественно-правовой, социологический или нравственный, до сих пор является объектом внутренних противоречий в социуме.

fb.ru

Основные подходы к пониманию права. Типы современного правопонимания

Количество просмотров публикации Основные подходы к пониманию права. Типы современного правопонимания — 659

В юридической литературе к основным подходам к пониманию права относятся˸

Естественно-правовая школа (Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Существует позитивное право, которое создается государством, и над ним есть естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения. Естественное право как нравственные, правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой предпосылку позитивного права.

Историческая школа права (Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухта). Право есть выражение духа народа, ᴇᴦο убеждение, которое формируется, как язык – постепенно и независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему убеждению, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм.

Нормативистская школа права (Х. Кельзен, Р. Штаммлер). Право – иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права.

Психологическая школа права (Г. Тард, Л. И. Петражицкий). Существует подлинное право, т. е. психологические переживания людей по поводу их прав и обязанностей, и официальное право – совокупность норм, принятых, гарантированных и санкционированных государством.

Социологическая школа права (П. Эрлих, Конторович, Л. И. Спиридонов). Право – система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом.

Реалистическая школа права (Р. Иеринг). Право есть защищенный государством интерес, оно ничто без государственной власти.

Классовая (материалистическая) школа права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Право – возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества.

Основными типами правопонимания в современной юридической науке являются следующие типы.

Естественно-правовой тип (А. В. Кузнецов, Д. И. Луковская) предполагает различие естественного и позитивного права. Естественное право включает комплекс возможностей и обязательств, которыми индивид обладает с рождения и которые принадлежат ему независимо от того, гражданином какого государства он является. Передача естественного права кому бы то ни было невозможна.

Легистский тип (С. С. Алексеев, Р. А. Ромашов)˸ право – властное предписание официальной государственной власти. Не закрепленное в формальном источнике правило не является юридически значимым.

Либерально-юридический тип (В. С. Нерсесянц, В. Г. Графский, В. А. Четвернин)˸ право – регулятивно-управленческая система, в основу формирования и функционирования которой положены принципы формально-юридического равенства, свободы, справедливости. Везде, где действует принцип формального равенства, действует право, правовая форма отношений, а все выходящее за рамки этого принципа является неправом.

referatwork.ru

Современные подходы к пониманию права: таблица, особенности

Для каждого человека понятие права расшифровывается по- разному. Еще в 10 классе ученикам рассказывают о том, что имеются различные подходы к распознаванию. Такое явление считается вполне обычным. Чтобы глубоко распознать права, стоит разобрать подходы, которые предъявляются к его изучению, а также их особенности.

Нормативный подход

Суть этого подхода состояла в том, что рассматриваемое право – это юридический термин. Согласно данному подходу можно сделать вывод, что право и закон фактически не отличаются. При нормативном подходе можно сформулировать понятие права. Это показательный закон, акт, в котором отображается воля страны. Эта иерархическая система норм, где вверху установлена главная норма, а уже в плане убывания располагаются нормы, имеющие меньшую юридическую силу. Кроме этого, все они обязаны существовать в соответствии с требованиями главной нормы.

С практической точки зрения нормативный подход считается самым привлекательным. Причина в том, что большинство юристов при решении определенного вопроса могут опираться на норму закона.

Каковы особенности прецедента как источника права, подробно указано в данной статье.

На видео-современные подходы к пониманию:

Следующим положительным качеством нормативного отношения является четкость, однозначная выраженность требования к праву, его формулировкам. Этот критерий является очень важным, так как отсутствует двухсменность понимания содержания нормативного акта. Следующим достоинством является четкая фиксация санкции. Это средства принуждения страны при нарушении норм.

Но нормативное отношение к праву не лишен своих минусов. Сюда стоит отнести полное игнорирование гуманистической стороны. Отсюда можно сделать вывод, что совершенно игнорируют насущные интересы населения. На их месте стоят интересы страны.

Подобный недостаток нормативного подхода не предоставляет опасности для человека и самой страны. Очень часто оно может руководствоваться уже устаревшими нормам.

Какие социальные права человека по конституции предусмотрены и что они собой представляют, указано в данной статье.

Что такое деликтные обязательства в гражданском праве, подробно указано в данной статье.

Какой закон защищает право собственности, подробно указано здесь: http://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/sobstvennost/kak-zakon-zashhishhaet-pravo-sobstvennosti.html

Наследственный

Суть данного подхода заключается в том, что имеет место теория естественного. Определенной единственной естественной теорией права не существовало никогда, несмотря на то, что различия права и закона были замечены еще в древности. Друды древних философов содержали много информации относительно сходных идей. На основании можно утверждать, что для естественного свойственные определенные общие четы с законом. Придерживаясь данного подхода, каждый гражданин с момента появления на свет уже обладает конкретным набором прав и свобод. Они неотчуждаемые и принадлежат человеку на протяжении всей его жизни.

Если придерживаться естественного подхода, то станет понятно, что право не приравнивается к закону, а обозначает намного большее. Согласно такому понятию права, закон – это одна из форм выражения права.
Причина в том, что законы, которые были установлены государством, относятся к творениям самого человека. Отсюда имеет место такой термин как позитивное право. Другими словами, это положительная и существующая документальная реальность. Но совместно с позитивным имеется то, которые не зависит от воли и желания человека, государства. Название его естественное.

Важно понимать, каким образом происходит уступка права требования гражданское право. Вся информация указана в данной статье.

Юридический

Наряду с первыми проявлениями буржуазной демократии естественное переходит в государственно-правовую реальность. Подтверждают данную информацию такие известные документы как Декларация независимости, которая была создана в США, или Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.

Благодаря тому, что в содержании государственной документации имелось естественное, оно стало превращаться в актуальные общеобязательные нормы юридического характера. Такие крупные перемены в сфере права и политики наблюдались в первой революции в данной области.

После этого наблюдается продолжительный период спада. Именно период 19-20 века отмечен масштабными социальными катастрофами. Но именно благодаря им человечество стало искать варианты решения такого усовершенствованного права.

Уже в декабре 1948 гола была принята Всеобщая декларация. Это совокупность основных правовых норм, которые создали так называемую Хартию гражданина.

Таблица 1 – Главные подходы права

ПодходыСуть
НормативныйПредполагает комплекс норм правого характера, которые установлены государством. Ориентируются данные нормы на выполнение законов, позволяет точно дать критерии тем, кто использует.
ФилософскийРассматривается, как мера свободы и справедливости. Если нормы, установленные государством, не соответствует нормам свободы, то они не являются правом.
СоциологическийРассматривается, как нормативные акты, которые формируются и развиваются непосредственно в обществе. Отыскивать право стоит не в нормах, а в жизненных обстоятельствах.

Зная рассмотренные нормы права, становится возможным понять, как происходил период его становления. Каждый гражданин определяет сам для себя, какой метод подхода соответствует становлению права, но при этом нужно руководствоваться только подтвержденными фактами.

ruleconsult.ru

Современные подходы к пониманию права

Таким образом, право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры. Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

2. Основные концепции правопонимания

2.1. Современное понимание права

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу вечных уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Вопрос о понятии права исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Современное же развитие правопонимания происходит не само по себе, а в конкретно-историческом контексте, которые многие представители и юридических, и гуманитарных наук называют «постмодерн». Данный термин несет в себе важное познавательное значение. Во-первых, как отмечают некоторые ученые, постмодерн — это реальность, данная нам в ощущениях. И, прежде всего, главным фактором этой реальности является постиндустриальное (информационное) общество с его особым типом производства информации, взамен производства материальных благ, а также беспрецедентной глобализации, стирающей фактически границы между различными государствами.

Во-вторых, постмодерн — это определенная исследовательская парадигма. Основное содержание постмодерна как исследовательской парадигмы точно выразил Ж.Т. Тощенко. Он писал, что для постмодерна характерен перенос интересов исследователя с анализа объективных явлений на исследование субъективности в связи с осознанием человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются основные преобразования, как в макро -, так и в микромире [17, 3-5].

Это означает, прежде всего, отказ от возможности объективного, строго «научного» беспристрастного социального познания, открывающего единую для всех истину. Как следствие такого отказа появляется междисциплинарность предмета социального познания, методологический эклектизм научных исследований, нечеткость понятий, акцентирование внимания на уникальности и неповторимости явления, события и факта. В результате становится важен не результат, а исследовательский процесс, смыслом которого является приумножение интерпретаций и демонстрация их оснований и хода изменений, то есть демонстрация всего того, что оставалось за кадром исследований Нового времени (гегелевской, марксистской, позитивистской традиции).

В связи с этим необходимо указать на два важнейших принципа современного, постиндустриального научного познания: принцип верификации и принцип фальсификации. Согласно принципу верификации, выдвинутому философией неопозитивизма (Мах, Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), достоверность индуктивного предложения проверяется экспериментально. С этой целью сложный текст раскладывается на элементарные предложения. Элементарное предложение проверяется фактами, и если оно соответствует фактам, то все индуктивное предложение в целом является верным.

Разработанный К. Поппером принцип фальсификации как принцип проверки научности той или иной теории заключается в том, что теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно при наличии определенных фактов опровергнуть, т.е. фальсифицировать. При этом утверждается невозможность достижения вечного знания, поскольку одна теория непременно сменяет другую, зачастую путем революционных преобразований [15, 164].

А поскольку современное правопонимание не может существовать вне современного культурно-исторического контекста, то все вышесказанное характерно и для современной теоретической юриспруденции. Еще в 1975 г. профессор Е. А. Лукашева говорила о применимости разных подходов к праву, об условности и ограниченности любого определения [9, 30-34].

Так же рассматривает проблемы правопонимания и профессор О. Э. Лейст, согласно которому каждое из правопониманий имеет свои основания, поэтому они существуют одновременно и имеют сторонников, каждая из концепций выражает реальную сторону права и служит его осуществлению. Более того, все понимания права столь же верны, сколь и оспоримы [7, 273-275].

Таким образом, можно сказать, что отсутствие общепринятых типов правопонимания — это не проблема, не свидетельство его кризиса, а необходимое условие существования права. Поскольку только между крайними позициями по поводу того, что есть право, может находиться это сложнейшее общественное явление.

2.2. Социальное значение нравственного, нормативного и

социологического подходов

Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и средневековью, и молодому капитализму 17-19 вв., и тоталитарно-коммунистическим режимам 20 века.

Понятие права — основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право — непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.

Единого понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным типам (концепциям правопонимания): нормативное, социологическое и нравственное. Эти концепции и раскрывают сущность права.

Нормативное правопонимание основано на представлении, что право — это нормы, изложенные в законах и подзаконных актах. При таком подходе различие между правом как системой норм и законом как формой права проводится формально, а не по существу [8, 11-19].

Такое правопонимание обладает определенными недостатками:

1. Право понимается очень узко — как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.

2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.

3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.

4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).

5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.

6. Этот тип правопонимания недемократичен.

7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.

С точки зрения социологического подхода под правом понимается правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг «право в действии — живое право». С. А. Муромцев считает, что право представляет собой совокупность правовых отношений (правовой порядок) [11, 47-48]. Современные сторонники социологического подхода утверждают, что право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе [8, 1]. Законы, по их мнению, представляют собой только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения, сложившиеся в действующую систему права.

С позиций нормативной теории социологический подход к праву означает отказ от авторитета закона и предоставление судье правотворческих функций. Положительной стороной социологического направления является стремление исследовать право во взаимодействии с другими элементами социальной структуры и выявить реальные механизмы действия права.

mirznanii.com