Различие между иконическими знаками и символами – В чем состоит различие между иконическими знаками и символами?

Содержание

Иконические знаки и символы

В мире существует много совершенно разных вещей, о которых мы не знаем. Иконический знак — такое понятие, которое мы вроде и понимает чисто интуитивно, но полный его смысл не совсем такой, каким кажется на первый взгляд. В этой статье мы поговорим о том, что такое иконические знаки, об их роли, предназначении, о том, почему же нам важно знать, что они собой представляют.

Но перед тем как начать рассказывать непосредственно о предмете нашей статьи, окунёмся в историю этого понятия.

История

Итак, когда появились иконические знаки? Впервые определение данному понятию было дано Чарльзом Сандерсом Пирсом — американским философом и математиком, положившим начало такой науке, как семиотика. Жизнь этого учёного приходится на середину девятнадцатого — начало двадцатого века. Из этого можно сделать вывод, что, по меркам истории, иконические знаки и символы как понятия появились не так давно. Однако с тех пор определение термина претерпело существенные изменения. Например, в своей теории семиотики Пирс заключал, что иконический знак и то, что он изображает, «суть одно и то же». Но если присмотреться и глубже вникнуть в эту тему, можно задать себе вопрос: «А фотография разве обладает теми же свойствами, что и изображаемый на ней предмет или местность?» Конечно, нет.

Чтобы как-то решить возникшие проблемы, итальянский учёный и философ Умберто Эко сформулировал такую идею: различие между иконическим знаком и реальной картиной состоит в особенности восприятия. То есть, воспринимая какое-то изображение, мы пользуемся ранее полученными знаниями о вещах и предметах, расположенных на ней.

Раз уж мы затронули такой термин, как семиотика, обсудим его подробнее.

Что такое семиотика?

Как уже было сказано выше, этот термин означает науку, являющуюся частью лингвистики. Появлилась она совсем недавно и с тех пор очень активно развивалась. Сегодня анализ текстов на различных уровнях — важная проблема, которой занимаются целые институты и исследовательские группы учёных.

С помощью семиотики любую информацию можно трактовать как текст. И в этом её особенность. Информацию в тексте можно представить разными способами. В том числе привычное нам вербальное (или словесное) и иконическое сообщения. В понятие иконического сообщения также можно включить и видеозапись. Ведь на сегодняшний день это огромное количество контента, потребляемого людьми. Видеозаписи — это фактически совокупность иконических знаков, а значит, и само видео является таковым.

На самом деле семиотика не такая простая наука, как кажется. Вот например, даже изображения, которые мы потребляем в качестве контента во многих печатных и электронных СМИ, являясь иконическими, могут, однако, трактоваться по-разному. Для того чтобы понять знак в том смысле, в котором от нас требуется, его, как правило, комментируют: делают подписи или сноски.

Мы обсудили функции семиотики как науки и как инструмента для анализа текста. Однако не будем вдаваться в детали и перейдём непосредственно к теме нашего повествования. А начнём мы с определения.

Что такое иконические знаки?

В информатике огромное значение имеют различные символы. В том числе и иконические. Это, как нетрудно догадаться, иконки на рабочем столе. Они имеют прямое сходство с обозначаемым объектом. Примерно так и понимаются иконические знаки в лингвистике. Одним из обязательных условий для такого символа является его соответствие (схожесть) с обозначаемым объектом. В нашей жизни они используются довольно активно. Например, знак дорожных работ, обозначающий место их проведения. Но мы начали не с самого распространённого примера. Наверное, наиболее понятным будет высказывание о том, что все смайлы и значки, которыми мы пользуемся, комментируя что-то или выражая своё мнение в социальных сетях, также являются иконическими знаками.

Теперь приступим к одной из самых важных частей этой статьи. Нам предстоит выявить и понять различие между иконическими знаками и символами. Казалось бы, это одно и то же, ведь первое фактически является вторым. Однако тут есть существенные тонкости, предполагаемые определением символа и иконического знака по-отдельности.

Кстати, непосредственно примеры иконических знаков и символов вы можете видеть ниже.

Отличия

Чем отличаются иконические знаки от символов? На самом деле существует лишь одно принципиальное отличие. Рассмотрим символ чего-либо, например, химического элемента. Это одна или две буквы (в нынешней таблице на самом деле есть и трёхбуквенные) латинского алфавита. Они не имеют прямой связи с атомом. Глядя на символ химического элемента, невозможно сказать, не обладая специфическими знаниями в области химии, сколько, например, электронов находится на его внешней оболочке, или сколько связей он способен образовать. Таким образом, символ можно понимать как определённый код, ключ к которому кроется в нашем сознании. И если вы не знаете, какое название химического элемента скрывается за его символом, то вряд ли догадаетесь об этом, анализируя отдельные его признаки или свойства.

Совершенно другая история с иконическими знаками. Они созданы для того, чтобы человек мог без особого труда понять, о чём идёт речь. Обязательным условием любого такого рисунка является узнаваемость и схожесть с объектом, который он изображает. Иначе «иконка» теряет свои уникальные свойства и превращается в символ. Мы уже приводили пример такого знака в прошлом разделе, но всё же разберём ещё один для закрепления. Каждый из нас замечал, заходя в туалет, знаки, обозначающие мужское и женское отделения. Как правило, они выполнены в виде фигурок мужчины и женщины. Глядя на них, мы без лишних подсказок понимаем, для кого предназначена та или иная дверь. И в этом-то и состоит главное достоинство иконических знаков.

Пришло время поговорить и о разделении ролей. Ведь мы живём «рука об руку» и с символами, и с иконическими знаками.

Роли знаков и символов

В предыдущем разделе было много написано о различии обсуждаемых нами понятий. Иконические знаки, примеры которых мы рассмотрели выше, как и символы, выполняют важную функцию в нашем языке и повседневной жизни. С вашего позволения, мы будем использовать те примеры, что привели в прошлых разделах, для объяснения нового материала.

Итак, где же всё-таки принципиально применение символа и иконического знака? И в каких ситуациях лучше обозначать объект тем или иным способом? Всё довольно просто и, наверное, интуитивно понятно. Допустим, у нас есть определённый объём информации, который мы должны вложить в будущий знак. При его создании мы должны понимать, будет он иконическим знаком или же символическим объектом. Да, иконку легче понять и быстрее запомнить, но в символ можно вложить намного больше информации, пусть и требующей предварительного ознакомления. Например, в обозначениях атомов химических элементов заключено огромное количество информации: увидев формулу молекулы, мы сразу можем сказать, какое число связей образует каждый атом, или же посчитать количество её электронов. Всё это возможно благодаря нашим знаниям из области химии, которые выступают в данной ситуации в роли «дешифратора» символического кода у нас в мозгу.

После всего этого возникает логичный вопрос: «А как и где применяются тот или иной вид обозначений, как они между собой связаны и связаны ли вообще?» В следующем разделе поговорим о том, как применяются иконические знаки в журналистике.

Как этим пользуются журналисты?

В разделе о семиотике мы уже обсудили роль знаков в изложении конкретного материала. Пришла пора рассказать о том, какую информацию можно извлечь из тех или иных семиотических объектов при анализе текста.

Существует такое понятие, как креолизованный текст. Это такая совокупность семиотических знаков, включающая несколько разных видов сообщений. В качестве примера можно рассмотреть, например, статью в журнале. В ней присутствует и вербальная часть — словесное изложение, и иконические знаки — изобразительная часть.

Креолизованные тексты различаются между собой и бывают двух основных видов. Первый представляет собой материал, в котором обе части текста вступают в равные отношения между собой, но при этом вербальная часть является независимой и при удалении из неё изобразительных элементов не теряет ни капли смысла. Таким образом, иконические знаки и символы в виде изображений дополняют вербальную часть изложенного. Такой вид креолизованного текста очень часто можно заметить в газетных статьях, новостных заметках и в научно-популярных статьях. Второй вид, как вы, наверное, догадались, представляет собой тесное сочетание двух этих типов представления информации. Когда картинка дополняет текст, происходит, можно сказать, синергия этих компонентов (то есть взамное усиление эффекта от воспринимаемого сообщения). Примеры таких текстов мы замечаем каждый день, сидя в интернете или идя по улице: это реклама. В ней нас привлекает изображение, и только затем мы читаем материал, из которого узнаём всё, что нам нужно для приобретения рекламируемого продукта или услуги.

Без сомнения, журналистика — основная область применения обсуждаемых нами знаков и символов. Именно с её развитием стали продвигаться исследования в области семиотики. Но обратимся к не столь тривиальной отрасли применения иконок и символов.

Как это применяется в информатике?

Само название этой науки — информатика — говорит о том, что она вплотную изучает информацию, способы её передачи и восприятия. В технике иконические знаки используются для передачи данных пользователю. Например, самое простое — иконки на вашем рабочем столе. Даже само название — «иконки» — намекает на то, что все значки на рабочем столе — иконические. И это действительно так. Они передают нам информацию о содержимом объекта, на который мы кликаем. То есть по их виду мы можем понять, что нас примерно ждёт, если мы откроем ярлык с той или иной иконической заставкой.

Вообще, символы издревле служили людям для передачи информации и данных. Сегодня древние символы эволюционировали в буквы в различных мировых языках, а также в уникальные машинные языки программирования, в которых все операции и коды также записываются с помощью определённых знаков.

Разобрались, какую роль иконки играют в журналистике. Но ведь не может область применения такого интересного и, как мы выяснили, нужного понятия ограничиваться журналистикой и информатикой. Применяются они и в других сферах нашей жизни.

Иконические знаки в культурологии

Вам, наверное, известно, что такое культурология и чем она занимается. Это огромная область знаний (можно даже сказать, наука), охватывающая всю культуру человечества с момента его появления. На самом деле очень многим в нашей жизни мы обязаны именно этой части нашего бытия. Не будь у нас какой-либо культуры, жизнь в вечно развивающемся и растущем мире современности была бы невозможна.

Культурология, кроме всего прочего, изучает также и письменность, рисунки, знаки, которые человек оставлял в разные времена. Конечно, среди них и различные изображения, и наскальные рисунки, и письмена, и рукописи. И всё это можно отнести к иконическим знакам. Люди в древности придавали им намного большее значение, чем мы сейчас. Они считали, что определённый символ может вызвать духа или, скажем, исцелить человека. До сих пор мы видим эти пережитки прошлого: например, кукла Вуду. Считается, что если создать куклу, похожую на определённого человека, и потом прокалывать иглой определённые её части, то у реального человека будут болеть те области, где у Вуду торчит игла. На самом деле всё это — лишь неправильное понимание иконического знака. Ведь он не имеет стопроцентной схожести с изображаемым предметом и почти никогда не обладает теми же свойствами. Иконический знак — это лишь объект, с помощью которого мы можем воспринять какую-то реальную картину или получить информацию о ней.

Теперь и с культурологией всё стало понятнее. Но какую роль играют обсуждаемые нами объекты в повседневной жизни? Как они влияют на нас? Ответы на эти вопросы — в следующем разделе.

Зачем всё это нужно?

Мы сами иногда не замечаем, как придаём знакам какие-то качества, которые делают их похожими на изображаемые объекты. Но стоит задуматься: а правильно ли это? Имеет ли знак, изображающий какой-либо предмет или явление, действительно что-то глобально общее с объектом, который он призван обозначать? Вряд ли есть такая связь. Конечно, глобальных общих черт у них нет, но есть нечто общее: без изображаемого объекта или явления не будет символа, так как он просто будет не нужен. Ещё одна деталь, на которой хотелось бы заострить внимание — это интерпретирование символа. Один и тот же знак мы можем воспринимать по-разному. Конечно, иконические знаки для того и созданы, чтобы сузить этот круг восприятия и направить человека конкретно к ассоциации с подразумевающимся под символом объектом. Но, не имея багажа знаний о объекте иконического знака, мы не сможем его распознать. Это тоже одна из проблем применения и распространения иконок.

К тому же очень часто студенты лингвистического профиля получают задания типа: «укажите знак, который не является иконическим». Не стоит объяснять, как выполнять такие задания. Ведь в начале статьи мы разобрали, в чём состоит различие между иконическими знаками и символами.

Заключение

Сегодня все мы окружены информацией. И каждый из нас в день видит огромное количество знаков, и число их постоянно растёт. Очень важно не теряться в этом хаосе графических обозначений и расширять свой багаж знаний о том, что нас окружает. Ведь бывает трудно угадать, что скрывается за очередным красивым логотипом.

fb.ru

Чем отличается знак от символа

Повседневная действительность наполнена знаками и символами. Те и другие несут важную смысловую нагрузку. Но не каждый сможет ответить на вопрос, чем отличается знак от символа. Попытаемся в этом разобраться.

  • Определение
  • Сравнение

Определение

Знаком является изображение (жест, действие), под которым подразумевается какая-либо конкретная мысль.

Дорожный знак

Символ – это вещь, изображение или иное, чему присваивается особый глубокий смысл, лишь косвенно связанный с непосредственным содержанием видимого.

Символ мирак содержанию ↑

Сравнение

Обсуждаемые предметы играют важную роль в человеческом общении. А отличие знака от символа состоит, в первую очередь, в соотношении зрительного образа и того, что под ним скрывается. Знак прямо указывает на что-то. Например, палец у сомкнутых губ явно выражает просьбу сохранять молчание, а глядя на изображение перечеркнутого утюга на этикетке, каждый поймет, что гладить такую вещь нельзя.

Иногда бывает трудно догадаться, как истолковывается тот или иной знак, – это следует просто выяснить и запомнить. Но в любом случае подобные изображения очень конкретны. Часто знаки что-то разрешают, запрещают или являются предупреждающими.

Символ же служит обнаружению того, что не лежит на поверхности. Он не указывает прямо на какой-либо предмет, а представляет собой абстракцию. Здесь ключевую роль играет художественный образ, олицетворяющий идею, переживание или, к примеру, представление о профессии, направлении искусства. Символизировать что-то могут цвета (белый – невинность), фигуры (круг – вечность), изображения животных (лев – сила, величие). Герб и флаг – это тоже символы.

Знак обычно незамысловат. Чем проще он расшифровывается, тем удобней пользоваться таким средством. Символ, напротив, богат по своему содержанию. Это некая загадка, для понимания которой нужно уметь размышлять. Кроме того, символ, в противоположность знаку, может толковаться в нескольких вариантах. Например, зеленый цвет связывается с умиротворением, спокойствием, гармонией, свежестью, юностью, обновлением.

В чем разница между знаком и символом еще? В том, что знаки чаще образуют целые системы. Символы, как правило, «предпочитают» обособленное существование. Примечательным также является то, что в науке рассматриваемые понятия находятся в синонимичных отношениях. Отображения величин, сокращения и прочее может называться как знаком, так и символом.

thedifference.ru

Всем здравствуйте! Помогите пожалуйста ответить на вопрос! «Разница между знаком и символом. «. «

Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого)

Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе.

Ю. М. Лотман утверждает, что знаки делятся на две группы: условные и изобразительные.
Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово.
Изобразительный или иконический — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак — рисунок.

Буквы и слова человеческого языка являются знаками. Цифры и числа являются знаками.

Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации.

Знак может быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Слово «символ» (от греческого «знак, опознавательная примета» ) – это ЗНАК, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим» , значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т. п.) . Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы) , так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Изображение чайки на занавесе МХАТа – символ этого театрального коллектива, река Волга может восприниматься не просто как одна из рек, но и как символ России, понимаемой во всем богатстве и разнообразии ее исторической судьбы; государственные флаги, гербы, гимны – все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как символ ценности, важной для всего человечества – мира.

У древних греков под словом «символ» подразумевался любой вещественный знак, имеющий условное тайное значение для определенной группы лиц, например для поклонников Кибелы, Митры.

Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Когда возникли христианство и многие тайные религиозные общества (ереси) , символами стали называть знаки-пароли, по которым единомышленники узнали друг друга (например, знак рыбы) . За кратким изложением основ тайного учения закрепилось выражение «символ веры» .

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В ОТЛИЧИИ от символа все остальные виды знаков допускают вполне рациональное и определенное, иногда однозначное истолкование их значения. В условных знаках это определенное (согласно соглашению) понятие. Например, в математике такие знаки как интеграл или дифференциал имеют однозначное определение. Эмблема в виде чаши и змеи определенно говорит о том, что речь идет об аптеке. Изобразительный знак, например, фотокопия однозначно указывает на то, что изображено и не на что другое.

Исходя из всего сказанного можно сделать вывод, что отличие — в Рациональности, Определенности и Однозначности знаков по сравнению с символами.

otvet.mail.ru

Иконические знаки и символы

В мире существует много совершенно разных вещей, о которых мы не знаем. Иконический знак — такое понятие, которое мы вроде и понимает чисто интуитивно, но полный его смысл не совсем такой, каким кажется на первый взгляд. В этой статье мы поговорим о том, что такое иконические знаки, об их роли, предназначении, о том, почему же нам важно знать, что они собой представляют.

Но перед тем как начать рассказывать непосредственно о предмете нашей статьи, окунёмся в историю этого понятия.

История

Итак, когда появились иконические знаки? Впервые определение данному понятию было дано Чарльзом Сандерсом Пирсом — американским философом и математиком, положившим начало такой науке, как семиотика. Жизнь этого учёного приходится на середину девятнадцатого — начало двадцатого века. Из этого можно сделать вывод, что, по меркам истории, иконические знаки и символы как понятия появились не так давно. Однако с тех пор определение термина претерпело существенные изменения. Например, в своей теории семиотики Пирс заключал, что иконический знак и то, что он изображает, «суть одно и то же». Но если присмотреться и глубже вникнуть в эту тему, можно задать себе вопрос: «А фотография разве обладает теми же свойствами, что и изображаемый на ней предмет или местность?» Конечно, нет.

Чтобы как-то решить возникшие проблемы, итальянский учёный и философ Умберто Эко сформулировал такую идею: различие между иконическим знаком и реальной картиной состоит в особенности восприятия. То есть, воспринимая какое-то изображение, мы пользуемся ранее полученными знаниями о вещах и предметах, расположенных на ней.

Раз уж мы затронули такой термин, как семиотика, обсудим его подробнее.

Что такое семиотика?

Как уже было сказано выше, этот термин означает науку, являющуюся частью лингвистики. Появлилась она совсем недавно и с тех пор очень активно развивалась. Сегодня анализ текстов на различных уровнях — важная проблема, которой занимаются целые институты и исследовательские группы учёных.

С помощью семиотики любую информацию можно трактовать как текст. И в этом её особенность. Информацию в тексте можно представить разными способами. В том числе привычное нам вербальное (или словесное) и иконическое сообщения. В понятие иконического сообщения также можно включить и видеозапись. Ведь на сегодняшний день это огромное количество контента, потребляемого людьми. Видеозаписи — это фактически совокупность иконических знаков, а значит, и само видео является таковым.

На самом деле семиотика не такая простая наука, как кажется. Вот например, даже изображения, которые мы потребляем в качестве контента во многих печатных и электронных СМИ, являясь иконическими, могут, однако, трактоваться по-разному. Для того чтобы понять знак в том смысле, в котором от нас требуется, его, как правило, комментируют: делают подписи или сноски.

Мы обсудили функции семиотики как науки и как инструмента для анализа текста. Однако не будем вдаваться в детали и перейдём непосредственно к теме нашего повествования. А начнём мы с определения.

Что такое иконические знаки?

В информатике огромное значение имеют различные символы. В том числе и иконические. Это, как нетрудно догадаться, иконки на рабочем столе. Они имеют прямое сходство с обозначаемым объектом. Примерно так и понимаются иконические знаки в лингвистике. Одним из обязательных условий для такого символа является его соответствие (схожесть) с обозначаемым объектом. В нашей жизни они используются довольно активно. Например, знак дорожных работ, обозначающий место их проведения. Но мы начали не с самого распространённого примера. Наверное, наиболее понятным будет высказывание о том, что все смайлы и значки, которыми мы пользуемся, комментируя что-то или выражая своё мнение в социальных сетях, также являются иконическими знаками.

Теперь приступим к одной из самых важных частей этой статьи. Нам предстоит выявить и понять различие между иконическими знаками и символами. Казалось бы, это одно и то же, ведь первое фактически является вторым. Однако тут есть существенные тонкости, предполагаемые определением символа и иконического знака по-отдельности.

Кстати, непосредственно примеры иконических знаков и символов вы можете видеть ниже.

Отличия

Чем отличаются иконические знаки от символов? На самом деле существует лишь одно принципиальное отличие. Рассмотрим символ чего-либо, например, химического элемента. Это одна или две буквы (в нынешней таблице на самом деле есть и трёхбуквенные) латинского алфавита. Они не имеют прямой связи с атомом. Глядя на символ химического элемента, невозможно сказать, не обладая специфическими знаниями в области химии, сколько, например, электронов находится на его внешней оболочке, или сколько связей он способен образовать. Таким образом, символ можно понимать как определённый код, ключ к которому кроется в нашем сознании. И если вы не знаете, какое название химического элемента скрывается за его символом, то вряд ли догадаетесь об этом, анализируя отдельные его признаки или свойства.

Совершенно другая история с иконическими знаками. Они созданы для того, чтобы человек мог без особого труда понять, о чём идёт речь. Обязательным условием любого такого рисунка является узнаваемость и схожесть с объектом, который он изображает. Иначе «иконка» теряет свои уникальные свойства и превращается в символ. Мы уже приводили пример такого знака в прошлом разделе, но всё же разберём ещё один для закрепления. Каждый из нас замечал, заходя в туалет, знаки, обозначающие мужское и женское отделения. Как правило, они выполнены в виде фигурок мужчины и женщины. Глядя на них, мы без лишних подсказок понимаем, для кого предназначена та или иная дверь. И в этом-то и состоит главное достоинство иконических знаков.

Пришло время поговорить и о разделении ролей. Ведь мы живём «рука об руку» и с символами, и с иконическими знаками.

Роли знаков и символов

В предыдущем разделе было много написано о различии обсуждаемых нами понятий. Иконические знаки, примеры которых мы рассмотрели выше, как и символы, выполняют важную функцию в нашем языке и повседневной жизни. С вашего позволения, мы будем использовать те примеры, что привели в прошлых разделах, для объяснения нового материала.

Итак, где же всё-таки принципиально применение символа и иконического знака? И в каких ситуациях лучше обозначать объект тем или иным способом? Всё довольно просто и, наверное, интуитивно понятно. Допустим, у нас есть определённый объём информации, который мы должны вложить в будущий знак. При его создании мы должны понимать, будет он иконическим знаком или же символическим объектом. Да, иконку легче понять и быстрее запомнить, но в символ можно вложить намного больше информации, пусть и требующей предварительного ознакомления. Например, в обозначениях атомов химических элементов заключено огромное количество информации: увидев формулу молекулы, мы сразу можем сказать, какое число связей образует каждый атом, или же посчитать количество её электронов. Всё это возможно благодаря нашим знаниям из области химии, которые выступают в данной ситуации в роли «дешифратора» символического кода у нас в мозгу.

После всего этого возникает логичный вопрос: «А как и где применяются тот или иной вид обозначений, как они между собой связаны и связаны ли вообще?» В следующем разделе поговорим о том, как применяются иконические знаки в журналистике.

Как этим пользуются журналисты?

В разделе о семиотике мы уже обсудили роль знаков в изложении конкретного материала. Пришла пора рассказать о том, какую информацию можно извлечь из тех или иных семиотических объектов при анализе текста.

Существует такое понятие, как креолизованный текст. Это такая совокупность семиотических знаков, включающая несколько разных видов сообщений. В качестве примера можно рассмотреть, например, статью в журнале. В ней присутствует и вербальная часть — словесное изложение, и иконические знаки — изобразительная часть.

Креолизованные тексты различаются между собой и бывают двух основных видов. Первый представляет собой материал, в котором обе части текста вступают в равные отношения между собой, но при этом вербальная часть является независимой и при удалении из неё изобразительных элементов не теряет ни капли смысла. Таким образом, иконические знаки и символы в виде изображений дополняют вербальную часть изложенного. Такой вид креолизованного текста очень часто можно заметить в газетных статьях, новостных заметках и в научно-популярных статьях. Второй вид, как вы, наверное, догадались, представляет собой тесное сочетание двух этих типов представления информации. Когда картинка дополняет текст, происходит, можно сказать, синергия этих компонентов (то есть взамное усиление эффекта от воспринимаемого сообщения). Примеры таких текстов мы замечаем каждый день, сидя в интернете или идя по улице: это реклама. В ней нас привлекает изображение, и только затем мы читаем материал, из которого узнаём всё, что нам нужно для приобретения рекламируемого продукта или услуги.

Без сомнения, журналистика — основная область применения обсуждаемых нами знаков и символов. Именно с её развитием стали продвигаться исследования в области семиотики. Но обратимся к не столь тривиальной отрасли применения иконок и символов.

Как это применяется в информатике?

Само название этой науки — информатика — говорит о том, что она вплотную изучает информацию, способы её передачи и восприятия. В технике иконические знаки используются для передачи данных пользователю. Например, самое простое — иконки на вашем рабочем столе. Даже само название — «иконки» — намекает на то, что все значки на рабочем столе — иконические. И это действительно так. Они передают нам информацию о содержимом объекта, на который мы кликаем. То есть по их виду мы можем понять, что нас примерно ждёт, если мы откроем ярлык с той или иной иконической заставкой.

Вообще, символы издревле служили людям для передачи информации и данных. Сегодня древние символы эволюционировали в буквы в различных мировых языках, а также в уникальные машинные языки программирования, в которых все операции и коды также записываются с помощью определённых знаков.

Разобрались, какую роль иконки играют в журналистике. Но ведь не может область применения такого интересного и, как мы выяснили, нужного понятия ограничиваться журналистикой и информатикой. Применяются они и в других сферах нашей жизни.

Иконические знаки в культурологии

Вам, наверное, известно, что такое культурология и чем она занимается. Это огромная область знаний (можно даже сказать, наука), охватывающая всю культуру человечества с момента его появления. На самом деле очень многим в нашей жизни мы обязаны именно этой части нашего бытия. Не будь у нас какой-либо культуры, жизнь в вечно развивающемся и растущем мире современности была бы невозможна.

Культурология, кроме всего прочего, изучает также и письменность, рисунки, знаки, которые человек оставлял в разные времена. Конечно, среди них и различные изображения, и наскальные рисунки, и письмена, и рукописи. И всё это можно отнести к иконическим знакам. Люди в древности придавали им намного большее значение, чем мы сейчас. Они считали, что определённый символ может вызвать духа или, скажем, исцелить человека. До сих пор мы видим эти пережитки прошлого: например, кукла Вуду. Считается, что если создать куклу, похожую на определённого человека, и потом прокалывать иглой определённые её части, то у реального человека будут болеть те области, где у Вуду торчит игла. На самом деле всё это — лишь неправильное понимание иконического знака. Ведь он не имеет стопроцентной схожести с изображаемым предметом и почти никогда не обладает теми же свойствами. Иконический знак — это лишь объект, с помощью которого мы можем воспринять какую-то реальную картину или получить информацию о ней.

Теперь и с культурологией всё стало понятнее. Но какую роль играют обсуждаемые нами объекты в повседневной жизни? Как они влияют на нас? Ответы на эти вопросы — в следующем разделе.

Зачем всё это нужно?

Мы сами иногда не замечаем, как придаём знакам какие-то качества, которые делают их похожими на изображаемые объекты. Но стоит задуматься: а правильно ли это? Имеет ли знак, изображающий какой-либо предмет или явление, действительно что-то глобально общее с объектом, который он призван обозначать? Вряд ли есть такая связь. Конечно, глобальных общих черт у них нет, но есть нечто общее: без изображаемого объекта или явления не будет символа, так как он просто будет не нужен. Ещё одна деталь, на которой хотелось бы заострить внимание — это интерпретирование символа. Один и тот же знак мы можем воспринимать по-разному. Конечно, иконические знаки для того и созданы, чтобы сузить этот круг восприятия и направить человека конкретно к ассоциации с подразумевающимся под символом объектом. Но, не имея багажа знаний о объекте иконического знака, мы не сможем его распознать. Это тоже одна из проблем применения и распространения иконок.

К тому же очень часто студенты лингвистического профиля получают задания типа: «укажите знак, который не является иконическим». Не стоит объяснять, как выполнять такие задания. Ведь в начале статьи мы разобрали, в чём состоит различие между иконическими знаками и символами.

Заключение

Сегодня все мы окружены информацией. И каждый из нас в день видит огромное количество знаков, и число их постоянно растёт. Очень важно не теряться в этом хаосе графических обозначений и расширять свой багаж знаний о том, что нас окружает. Ведь бывает трудно угадать, что скрывается за очередным красивым логотипом.

autogear.ru

5.2. Три типа знака в семиотике

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

5.2. Три типа знака в семиотике

  Первичное теоретическое обоснование семиотика получила в трудах американских философа Ч. Пирса и Ч. Мориса. Почти одновременно с Пирсом необходимость выделения такой дисциплины обосновал и Ф. де Соссюр, который исходил из того, что данная дисциплина должна изучать роль знаков внутри общества. Он рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее). Это двустороннее образование создается не для индивида, а лишь для коллектива.
  Ч. Пирс выделял три типа знаков.
  1. Иконический знак. Пирс определил его как знак, обладающий известным натуральным сходством с объектом, к которому он относится. То есть его действие основано на фактическом подобии означающего и означаемого (например, рисунок льва и сам лев). Определение иконического знака развил Ч. Моррис, предположив, что этот знак несет в себе некоторые свойства представляемого объекта. Иконами являются фотографические портреты, звукоподражательные слова, звуковые эффекты, имитирующие реальные звуки в кино, и на радио и т.д. При этом иконические знаки невозможны для абстрактных понятий: нет материальной формы — нечего копировать. В рекламе иноническими знаками являются, к примеру, изображения рекламируемого продукта. Также иконические характеристики носят изображения людей, которые используются как рекламные персонажи — например, известные личности, своим авторитетом или амплуа убеждающие потребителя купить рекламируемый товар или услугу.

  Иконические знаки менее конвенциональны (от лат. conventio — соглашение), поскольку их форма является отражением физических характеристик референта. Для того, чтобы связать форму такого знака с соответствующим ей референтным объектом, нет необходимости «заучивать» отношения между ними — они очевидны любому человеку. Ярким примером использования иконического знака в рекламе является макет компании Airbus, использующий пиктограмму, в которой легко узнается самолет. При этом отметим, что более насыщенный рекламный эффект достигается за счет сращивания этого иконического знака с символическим знаком «pacific» — интернациональным символом мира и спокойствия.

Рис. 5

  2. Индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и означаемого (например, стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех — индексом радости, счастья). Индексальные знаки также могут указывать на объект (указание пальцем, стрелкой, окриком). Форма этих знаков не является для референта случайной (в отличие от символов), но и не является прямым повторением формы референта (как иконические знаки). Форма индексальных знаков связана с референтом определенными отношениями — например, причинно-следственными.

  Горан Сонессон в своей работе «Семиотика рисунков» отмечает, что индексальность может быть двух видов. Первый основан на узнавании интерпретатором в знаки части реального объекта или явления и реконструкции тех его частей, которые не вошли в знак (например, изображение головы человека предполагает наличие всего тела). Второй тип индексальности основан на подсознательном стремлении человека к завершению незавершенного: довести до конца незамкнутый круг, додумать незаконченный сюжет, завершить прерванное высказывание.
  В рекламе второй тип индексальности используется в случаях, когда вместо продукта или результата его действия основной акцент делается на проблеме или результате отсутствия продукта (негативный стимул). Получив негативную информацию человек будет стремиться разрешить сложившийся диссонанс. Предложив ему в этот момент продукт с соответствующей формулировкой-подсказкой, мы способствуем разрешению психологического напряжения и даем возможность потребителю благополучно «закрыть» открытый вопрос. Эти механизмы работают скорее на уровне подсознания, нежели на рациональном уровне восприятия и интерпретации. Именно поэтому грамотно сконструированные рекламные сообщения такого типа бывают крайне эффективны.
  В рекламе индексы часто используются в так называемых «демо- частях» рекламных сообщений, где наглядно показаны преимущества и принципы действия рекламируемого продукта. Например, домохозяйка проводит пальцем по чистой тарелке, и мы слышим скрип: этот звук — индекс, указывающий на идеальную чистоту и отсутствие жира. Такие знаки достаточно эффективны, когда нужно донести до рекламополучателя информацию о результате действия продукта — особенно, если речь идет о свойствах, которые достаточно сложно продемонстрировать напрямую (свежесть, скорость и т.д.). В рекламе компании Applied Materials, предлагающей производственные системы для микрокомпьютерной промышленности, использован индексальный знак в его самом классическом понимании: огонек, горящий на каждом предмете, сделанном с помощью продукции рекламодателя, буквально указывает на участие в нем компании, маркирует его.

Рис. 6

  Другим примером использования индексов является изображение в рекламе «типичных представителей целевой аудитории». Изображенная в рекламе домохозяйка, «собранная» из наиболее типичных для своей потребительской группы черт внешности и характера, уже не является иконой, поскольку в материальном мире вокруг нас не существует однозначного объекта, которому уподоблена форма этого знака. Каждая деталь «типичного» представителя неслучайна и указывает на определенные социальные или психологические характеристики целой группы женщин — так фартук указывает на хозяйственность, скромная одежда — на консерватизм и т.д. Индексами также являются объекты, которые изображены в рекламе, чтобы указать на определенный статус их обладателя. Так, если рекламный персонаж — мужчина (типичный представитель целевой аудитории состоятельных бизнесменов среднего возраста), который изображается в рекламе владельцем дорогой спортивной машины, то машина может означать для зрителя высокий материальный и социальный статус героя, а также указывать на его рисковый и авантюрный характер.

  3. Символ, действие которого основано на условной, установленной «по соглашению» связи означаемого и означающего (например, кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный). Здесь мы видим, что связь между означающим и означаемым обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи и зависит от менталитета той или иной культуры. Символические знакимаксимально условны, не связаны с объектом. При этом они часто носят метафоричный характер и замещают обозначаемый объект в дискурсе (например, некоторые символы-аллегории: орел, осел, медведь и т.п.). Символы по своей природе в высшей степени конвенциональны: люди «договариваются» между собой (заключают конвенцию) о том, что определенный объект или понятие будет означаться данной формой. Соответственно, для того, чтобы считывать связь между формой и референтом символического знака, ее нужно «выучить».
  В рекламе символами являются логотипы, основанные на абстрактных визуальных образах, а так же так называемые бренд- персонажи — объекты (люди, звери, фантастические существа или предметы), которые являются собирательным образом бренда во всех рекламных материалах (например, ковбой в рекламе сигарет Мальборо, кролик в рекламе продукции фирмы Nesquick, розовый заводной кролик в рекламе батареек Energizer).

Рис. 7

  Каждый тип знака имеет свои сильные стороны, которые способны создать максимальный эффект. Так иконы и индексы очень легки в восприятии. Они быстро создают в сознании потребителя определенный образ, позволяя соотнести его с референтом без особого умственного усилия. Эти виды знаков иногда называют «натуральными», поскольку они гораздо ближе к реальным объектам, чем символы. С помощью иконических и индексальных знаков у потребителя создается иллюзия реальности происходящего в рекламе, что заставляет его верить в рекламным сообщениям так же, как он верит глазам своим. Поэтому иконы и индексы так хорошо работают на уровне представления продукта, демонстрации его характеристик и способностей.

  С другой стороны, символические знаки, хоть и являются более сложными для интерпретации, обеспечивают устойчивые ассоциативные связи и создают уникальную систему метаязыка рекламы определенного брэнда. Удачно выстроенный и удачно декодированный аудиторией символ часто становится центром идентификации бренда, обеспечивая ему уникальную, ни на что не похожую форму, которую можно заполнять самым различным содержанием, не будучи ограниченным конвенциональными семантическими связями формы с определенным референтом. Символы способны наделять брэнд новыми, не присущими ему свойствами. Именно они заставляют людей относиться к неодушевленным предметам как к живым существам и членам семьи. Поэтому символы активно используются в так называемой имиджевой рекламе.В современной рекламе можно найти немало примеров создания оригинальных творческих решений с помощью не только символов, но и иконических и индексальных знаков. Один из ярчайших примеров — знаменитая рекламная серия водки Absolut.

Рис. 8

  Очертания бутылки, угадывающиеся в самых разных объектах, — иконическое отражение самого продукта, а сами объекты, которые добавляются в рекламе бутылке к бутылке, — иконическое представление определенной темы, свойства или стиля. Выделяя перечисленные типологии знаков, Пирс полагал, что иконический знак является самым простым, поскольку, передавая информацию, он в принципе, принадлежит прошлому опыту. Индексальный знак также способен передавать информацию. Но и иконические знаки, и индексы не способны образовать суждение. Только символы могут породить суждение и воздействовать на мышление человека, вызвать ту или иную реакцию партнера в процессе коммуникации и воздействовать на поведение партнера.
  Следует также учитывать, что одна и та же знаковая форма, в зависимости от контекста, может входить в состав различных видов знаков. Например, изображение женщины может играть роль указателя на обобщенную аудиторию «женщины» (лично не известная зрителю модель, помещенная в типичный интерьер) — индекс; может быть портретным изображением какой-либо известной женщины (например, при использовании в рекламе в качестве рекомендателя нового товара известной актрисы или певицы) — икона; и наконец, может символизировать характеристики рекламируемого продукта через соотнесение их с традиционными характеристиками женского начала — символ. Отнесение образа женщины к одному из трех видов знаков возможно только в контексте конкретной рекламы — через интерпретацию смысла знака в совокупности с другими знаками рекламного сообщения.
  Реклама крема L’Oreal «Гидрофреш» использует изображение известной молодой актрисы Вирджинии Ледойен. На первом этапе восприятия образ действует как икона — мы видим молодую, свежую, ухоженную и естественную девушку. Далее образ героини начинает работать как символ: мы узнаем в улыбающейся обаятельной девушке известную актрису, и это действует на нас как доказательство высокого уровня и звездного статуса продукта. Далее мы воспроизводим ассоциации, связанные с амплуа актрисы. Поскольку «звездной» ролью для нее стала роль романтической героини в фильме «Пляж», то использование образа Вирджинии для рекламы именно увлажняющего средства обретает еще более глубокий смысл.

Рис. 9

  Знак выполняет важнейшую функцию социальной коммуникации — если человек не знает социально обусловленного значения принятого в данном обществе и культуре символического значения цвета или предмета, это обстоятельство может привести к тому, что коммуникация либо не состоится, либо будет существенно затруднена. Так, например, чехословацкий исследователь Гизел Оствальд, анализируя цветовую символику, обнаружил ограничение использования цвета в некоторых странах. В частности, белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как он обозначает траур и смерть. Или такой знаковый элемент одежды как джинсы, имевший в американской культуре значение повседневной одежды, достаточно долго в нашей стране являлся символом свободы, молодежного протеста, антисоциального поведения.
  Приведем еще один пример рекламного сообщения, где задействованы все три типа знаков. В рекламе авиакомпании Austrian Airlines (рис. )в качестве центрального персонажа использован образ знаменитой модели Нади Ауэрман, которая, помимо своего звездного статуса, широко известна как обладательница самых длинных ног. При этом знаковая форма образа Ауэрман интерпретируется через различные виды знаков. Прежде всего, она выступает в качестве индекса: будучи изображенной в салоне фирменного самолета, она является потребителем услуг авиакомпании и, соответственно, указывает на целевую аудиторию — богатые, требовательные люди. Вместе с тем как символ знаменитая манекенщица воплощает дух модельного бизнеса сего идеологией стильности, модности и престижа, которые автоматически переносятся с нее на объект рекламы. И, наконец, как икона она является остроумным воплощением уникального торгового предложения — увеличенного пространства для ног между рядами (иконичность знака подчеркивается позой Нади, которая изображена лежащей на кресле самолета с вытянутыми ногами).

Рис. 10

textb.net

Иконические знаки и символы

Образование 2 декабря 2016

В мире существует много совершенно разных вещей, о которых мы не знаем. Иконический знак — такое понятие, которое мы вроде и понимает чисто интуитивно, но полный его смысл не совсем такой, каким кажется на первый взгляд. В этой статье мы поговорим о том, что такое иконические знаки, об их роли, предназначении, о том, почему же нам важно знать, что они собой представляют.

Но перед тем как начать рассказывать непосредственно о предмете нашей статьи, окунёмся в историю этого понятия.

История

Итак, когда появились иконические знаки? Впервые определение данному понятию было дано Чарльзом Сандерсом Пирсом — американским философом и математиком, положившим начало такой науке, как семиотика. Жизнь этого учёного приходится на середину девятнадцатого — начало двадцатого века. Из этого можно сделать вывод, что, по меркам истории, иконические знаки и символы как понятия появились не так давно. Однако с тех пор определение термина претерпело существенные изменения. Например, в своей теории семиотики Пирс заключал, что иконический знак и то, что он изображает, «суть одно и то же». Но если присмотреться и глубже вникнуть в эту тему, можно задать себе вопрос: «А фотография разве обладает теми же свойствами, что и изображаемый на ней предмет или местность?» Конечно, нет.

Чтобы как-то решить возникшие проблемы, итальянский учёный и философ Умберто Эко сформулировал такую идею: различие между иконическим знаком и реальной картиной состоит в особенности восприятия. То есть, воспринимая какое-то изображение, мы пользуемся ранее полученными знаниями о вещах и предметах, расположенных на ней.

Раз уж мы затронули такой термин, как семиотика, обсудим его подробнее.

Что такое семиотика?

Как уже было сказано выше, этот термин означает науку, являющуюся частью лингвистики. Появлилась она совсем недавно и с тех пор очень активно развивалась. Сегодня анализ текстов на различных уровнях — важная проблема, которой занимаются целые институты и исследовательские группы учёных.

С помощью семиотики любую информацию можно трактовать как текст. И в этом её особенность. Информацию в тексте можно представить разными способами. В том числе привычное нам вербальное (или словесное) и иконическое сообщения. В понятие иконического сообщения также можно включить и видеозапись. Ведь на сегодняшний день это огромное количество контента, потребляемого людьми. Видеозаписи — это фактически совокупность иконических знаков, а значит, и само видео является таковым.

На самом деле семиотика не такая простая наука, как кажется. Вот например, даже изображения, которые мы потребляем в качестве контента во многих печатных и электронных СМИ, являясь иконическими, могут, однако, трактоваться по-разному. Для того чтобы понять знак в том смысле, в котором от нас требуется, его, как правило, комментируют: делают подписи или сноски.

Мы обсудили функции семиотики как науки и как инструмента для анализа текста. Однако не будем вдаваться в детали и перейдём непосредственно к теме нашего повествования. А начнём мы с определения.

Видео по теме

Что такое иконические знаки?

В информатике огромное значение имеют различные символы. В том числе и иконические. Это, как нетрудно догадаться, иконки на рабочем столе. Они имеют прямое сходство с обозначаемым объектом. Примерно так и понимаются иконические знаки в лингвистике. Одним из обязательных условий для такого символа является его соответствие (схожесть) с обозначаемым объектом. В нашей жизни они используются довольно активно. Например, знак дорожных работ, обозначающий место их проведения. Но мы начали не с самого распространённого примера. Наверное, наиболее понятным будет высказывание о том, что все смайлы и значки, которыми мы пользуемся, комментируя что-то или выражая своё мнение в социальных сетях, также являются иконическими знаками.

Теперь приступим к одной из самых важных частей этой статьи. Нам предстоит выявить и понять различие между иконическими знаками и символами. Казалось бы, это одно и то же, ведь первое фактически является вторым. Однако тут есть существенные тонкости, предполагаемые определением символа и иконического знака по-отдельности.

Кстати, непосредственно примеры иконических знаков и символов вы можете видеть ниже.

Отличия

Чем отличаются иконические знаки от символов? На самом деле существует лишь одно принципиальное отличие. Рассмотрим символ чего-либо, например, химического элемента. Это одна или две буквы (в нынешней таблице на самом деле есть и трёхбуквенные) латинского алфавита. Они не имеют прямой связи с атомом. Глядя на символ химического элемента, невозможно сказать, не обладая специфическими знаниями в области химии, сколько, например, электронов находится на его внешней оболочке, или сколько связей он способен образовать. Таким образом, символ можно понимать как определённый код, ключ к которому кроется в нашем сознании. И если вы не знаете, какое название химического элемента скрывается за его символом, то вряд ли догадаетесь об этом, анализируя отдельные его признаки или свойства.

Совершенно другая история с иконическими знаками. Они созданы для того, чтобы человек мог без особого труда понять, о чём идёт речь. Обязательным условием любого такого рисунка является узнаваемость и схожесть с объектом, который он изображает. Иначе «иконка» теряет свои уникальные свойства и превращается в символ. Мы уже приводили пример такого знака в прошлом разделе, но всё же разберём ещё один для закрепления. Каждый из нас замечал, заходя в туалет, знаки, обозначающие мужское и женское отделения. Как правило, они выполнены в виде фигурок мужчины и женщины. Глядя на них, мы без лишних подсказок понимаем, для кого предназначена та или иная дверь. И в этом-то и состоит главное достоинство иконических знаков.

Пришло время поговорить и о разделении ролей. Ведь мы живём «рука об руку» и с символами, и с иконическими знаками.

Роли знаков и символов

В предыдущем разделе было много написано о различии обсуждаемых нами понятий. Иконические знаки, примеры которых мы рассмотрели выше, как и символы, выполняют важную функцию в нашем языке и повседневной жизни. С вашего позволения, мы будем использовать те примеры, что привели в прошлых разделах, для объяснения нового материала.

Итак, где же всё-таки принципиально применение символа и иконического знака? И в каких ситуациях лучше обозначать объект тем или иным способом? Всё довольно просто и, наверное, интуитивно понятно. Допустим, у нас есть определённый объём информации, который мы должны вложить в будущий знак. При его создании мы должны понимать, будет он иконическим знаком или же символическим объектом. Да, иконку легче понять и быстрее запомнить, но в символ можно вложить намного больше информации, пусть и требующей предварительного ознакомления. Например, в обозначениях атомов химических элементов заключено огромное количество информации: увидев формулу молекулы, мы сразу можем сказать, какое число связей образует каждый атом, или же посчитать количество её электронов. Всё это возможно благодаря нашим знаниям из области химии, которые выступают в данной ситуации в роли «дешифратора» символического кода у нас в мозгу.

После всего этого возникает логичный вопрос: «А как и где применяются тот или иной вид обозначений, как они между собой связаны и связаны ли вообще?» В следующем разделе поговорим о том, как применяются иконические знаки в журналистике.

Как этим пользуются журналисты?

В разделе о семиотике мы уже обсудили роль знаков в изложении конкретного материала. Пришла пора рассказать о том, какую информацию можно извлечь из тех или иных семиотических объектов при анализе текста.

Существует такое понятие, как креолизованный текст. Это такая совокупность семиотических знаков, включающая несколько разных видов сообщений. В качестве примера можно рассмотреть, например, статью в журнале. В ней присутствует и вербальная часть — словесное изложение, и иконические знаки — изобразительная часть.

Креолизованные тексты различаются между собой и бывают двух основных видов. Первый представляет собой материал, в котором обе части текста вступают в равные отношения между собой, но при этом вербальная часть является независимой и при удалении из неё изобразительных элементов не теряет ни капли смысла. Таким образом, иконические знаки и символы в виде изображений дополняют вербальную часть изложенного. Такой вид креолизованного текста очень часто можно заметить в газетных статьях, новостных заметках и в научно-популярных статьях. Второй вид, как вы, наверное, догадались, представляет собой тесное сочетание двух этих типов представления информации. Когда картинка дополняет текст, происходит, можно сказать, синергия этих компонентов (то есть взамное усиление эффекта от воспринимаемого сообщения). Примеры таких текстов мы замечаем каждый день, сидя в интернете или идя по улице: это реклама. В ней нас привлекает изображение, и только затем мы читаем материал, из которого узнаём всё, что нам нужно для приобретения рекламируемого продукта или услуги.

Без сомнения, журналистика — основная область применения обсуждаемых нами знаков и символов. Именно с её развитием стали продвигаться исследования в области семиотики. Но обратимся к не столь тривиальной отрасли применения иконок и символов.

Как это применяется в информатике?

Само название этой науки — информатика — говорит о том, что она вплотную изучает информацию, способы её передачи и восприятия. В технике иконические знаки используются для передачи данных пользователю. Например, самое простое — иконки на вашем рабочем столе. Даже само название — «иконки» — намекает на то, что все значки на рабочем столе — иконические. И это действительно так. Они передают нам информацию о содержимом объекта, на который мы кликаем. То есть по их виду мы можем понять, что нас примерно ждёт, если мы откроем ярлык с той или иной иконической заставкой.

Вообще, символы издревле служили людям для передачи информации и данных. Сегодня древние символы эволюционировали в буквы в различных мировых языках, а также в уникальные машинные языки программирования, в которых все операции и коды также записываются с помощью определённых знаков.

Разобрались, какую роль иконки играют в журналистике. Но ведь не может область применения такого интересного и, как мы выяснили, нужного понятия ограничиваться журналистикой и информатикой. Применяются они и в других сферах нашей жизни.

Иконические знаки в культурологии

Вам, наверное, известно, что такое культурология и чем она занимается. Это огромная область знаний (можно даже сказать, наука), охватывающая всю культуру человечества с момента его появления. На самом деле очень многим в нашей жизни мы обязаны именно этой части нашего бытия. Не будь у нас какой-либо культуры, жизнь в вечно развивающемся и растущем мире современности была бы невозможна.

Культурология, кроме всего прочего, изучает также и письменность, рисунки, знаки, которые человек оставлял в разные времена. Конечно, среди них и различные изображения, и наскальные рисунки, и письмена, и рукописи. И всё это можно отнести к иконическим знакам. Люди в древности придавали им намного большее значение, чем мы сейчас. Они считали, что определённый символ может вызвать духа или, скажем, исцелить человека. До сих пор мы видим эти пережитки прошлого: например, кукла Вуду. Считается, что если создать куклу, похожую на определённого человека, и потом прокалывать иглой определённые её части, то у реального человека будут болеть те области, где у Вуду торчит игла. На самом деле всё это — лишь неправильное понимание иконического знака. Ведь он не имеет стопроцентной схожести с изображаемым предметом и почти никогда не обладает теми же свойствами. Иконический знак — это лишь объект, с помощью которого мы можем воспринять какую-то реальную картину или получить информацию о ней.

Теперь и с культурологией всё стало понятнее. Но какую роль играют обсуждаемые нами объекты в повседневной жизни? Как они влияют на нас? Ответы на эти вопросы — в следующем разделе.

Зачем всё это нужно?

Мы сами иногда не замечаем, как придаём знакам какие-то качества, которые делают их похожими на изображаемые объекты. Но стоит задуматься: а правильно ли это? Имеет ли знак, изображающий какой-либо предмет или явление, действительно что-то глобально общее с объектом, который он призван обозначать? Вряд ли есть такая связь. Конечно, глобальных общих черт у них нет, но есть нечто общее: без изображаемого объекта или явления не будет символа, так как он просто будет не нужен. Ещё одна деталь, на которой хотелось бы заострить внимание — это интерпретирование символа. Один и тот же знак мы можем воспринимать по-разному. Конечно, иконические знаки для того и созданы, чтобы сузить этот круг восприятия и направить человека конкретно к ассоциации с подразумевающимся под символом объектом. Но, не имея багажа знаний о объекте иконического знака, мы не сможем его распознать. Это тоже одна из проблем применения и распространения иконок.

К тому же очень часто студенты лингвистического профиля получают задания типа: «укажите знак, который не является иконическим». Не стоит объяснять, как выполнять такие задания. Ведь в начале статьи мы разобрали, в чём состоит различие между иконическими знаками и символами.

Заключение

Сегодня все мы окружены информацией. И каждый из нас в день видит огромное количество знаков, и число их постоянно растёт. Очень важно не теряться в этом хаосе графических обозначений и расширять свой багаж знаний о том, что нас окружает. Ведь бывает трудно угадать, что скрывается за очередным красивым логотипом.

Источник: fb.ru

monateka.com

Всем здравствуйте! Помогите пожалуйста ответить на вопрос! «Разница между знаком и символом. «. «

Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого) Знак — это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе. Ю. М. Лотман утверждает, что знаки делятся на две группы: условные и изобразительные. Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово. Изобразительный или иконический — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак — рисунок. Буквы и слова человеческого языка являются знаками. Цифры и числа являются знаками. Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации. Знак может быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Слово «символ» (от греческого «знак, опознавательная примета» ) – это ЗНАК, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим» , значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т. п.) . Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы) , так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Изображение чайки на занавесе МХАТа – символ этого театрального коллектива, река Волга может восприниматься не просто как одна из рек, но и как символ России, понимаемой во всем богатстве и разнообразии ее исторической судьбы; государственные флаги, гербы, гимны – все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как символ ценности, важной для всего человечества – мира. У древних греков под словом «символ» подразумевался любой вещественный знак, имеющий условное тайное значение для определенной группы лиц, например для поклонников Кибелы, Митры. Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Когда возникли христианство и многие тайные религиозные общества (ереси) , символами стали называть знаки-пароли, по которым единомышленники узнали друг друга (например, знак рыбы) . За кратким изложением основ тайного учения закрепилось выражение «символ веры» . ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ В ОТЛИЧИИ от символа все остальные виды знаков допускают вполне рациональное и определенное, иногда однозначное истолкование их значения. В условных знаках это определенное (согласно соглашению) понятие. Например, в математике такие знаки как интеграл или дифференциал имеют однозначное определение. Эмблема в виде чаши и змеи определенно говорит о том, что речь идет об аптеке. Изобразительный знак, например, фотокопия однозначно указывает на то, что изображено и не на что другое. Исходя из всего сказанного можно сделать вывод, что отличие — в Рациональности, Определенности и Однозначности знаков по сравнению с символами.

знак — это русское слово, а символ — иностранное

знак может подразумевать как просто указание на что-либо (дорожные знаки, знаки-указатели) , так и чей-то логотип или печать или вещь, имеющую ценность (ден. знаки) , а символ — это своего рода вопрос веры. Это вещь (идол например) , которая имеет или может иметь определённую магическую или духовную силу. люди наделяют символы силой, сам по себе символ бесполезен и является просто вещью, безделушкой. но при наличии людей и их веры в эту вещь и её возможности символ становится для одних святым, а для других — знаком на высие силы и начинает иметь ценность, как материальную, так и духовную.

touch.otvet.mail.ru