Расскажите об учении мухаммеда – Учение, которое проповедовалось Пророком Мухаммедом (мир ему) для объединения. Учение призывавшее Любить всех, жить в Единстве с Аллахом внутри себя, со всеми людьми.

Ответы@Mail.Ru: Расскажите об учении Мухаммеда.

35.19 Душа, обремененная своею ношею, не обременится бременем другой; а если она, отягощаемая, и позовет понести его, то никто не понесет его, хотя бы тот был близкий ее родственник. Ты научишь только тех, которые в тайне боятся Бога своего, и совершают молитву: кто будет чист, тот будет чист только для себя самого; у Бога прибежище всему.
35.20 Не одно и то же слепой и зрячий, тьма и свет, прохлаждающая тень и палящий зной.
35.21 Не одно и то же живые и мертвые: Бог заставит слышать, кого захочет; а ты не заставишь слышать тех, которые во гробах: ты только проповедник.
35.22 Истинно, Мы послали тебя благовестником и проповедником. Не было ни одного народа, к которому бы не было бы проповедника.
35.23 Если они считают тебя лжецом, то еще предшественники их считали лжецами посланников, которые приносили к ним ясные знамения, книги и просвещающее Писание.
35.24 За то Я наказал тех, которые не поверовали. И каково было Мое негодование!
35.25 Не видел ли ты, как Бог низводит с неба воду? Ею Мы произращаем разноцветные плоды. В горах есть дороги белые и красные, различные цветом, и темные до черноты ворона; и в людях, зверях, скотах есть также разные цветом. Боятся Бога только умные из рабов Его: Бог силен, прощающий.
35.26 Те, которые читают писание Божие, совершают молитвы, тайно и явно делают пожертвования из того, чем Мы наделяем их, ждут торговли, которая не будет неприбыльною:
35.27 Плату им Он даст верно и увеличит ее им из щедрот своих: Он прощающий, благотворящий.
35.28 Что открыли Мы тебе из Писания, то истина, в подтверждение того, что есть в нем. Бог ведает и видит рабов своих.
35.29 Мы дали Писание в наследие тем из рабов наших, которых избрали Мы: из них есть губящие себя самих, из них есть держащиеся середины, и есть из них опереживающие других в добрых делах, по изволению Божию; это великая щедрота!
35.30 В сады эдемские войдут они: нарядятся там в запястья, золотые, жемчужные; там одежда на них шелковая.
35.31 Они скажут: слава Богу, удалившему от нас печаль: Господь наш прощающий, благотворящий.
35.32 Он, по своей благости, поселил нас в жилище всегдабытности: в нем не коснется нас никакое утомление, в нем не коснется нас никакое изнеможение.
35.33 А тем, которые не уверовали, — им огонь геенны: им не предопределено ни того, чтобы они умерли, ни того, чтобы мука их там ослабела. Таково наше наказание всякому неверному!
35.34 Там они жалобно будут кричать: «Господи наш! Выведи нас отсюда: мы будем делать доброе, не то, что делали прежде». Но не давали ли Мы вам столько долгую жизнь, что в течение ее мог одуматься тот, кто мог одуматься. При том, к вам приходил и проповедник.
35.35 Так наслаждайтесь здесь; для злых нет избавителя.
35.36 Бог знает тайны небес и земли: Он знает внутренность сердец.
35.37 Он поставил вас наместниками на земле: кто будет неверным, на того и ляжет его неверие; неверные своим неверием увеличат только ненависть к себе в Господе своем; неверные своим неверием увеличат только бедствие свое.
35.38 Скажи: размышляли ли вы о тех участниках Богу, каких, кроме Его, призываете вы? Покажите мне, что сотворили они на земле? Или есть ли у них какое либо участие на небесах? Давали ли Мы им какое либо писание, в котором бы для них было указание? Напротив, нечестивые одни другим дают только обольщения.
35.39 Бог поддерживает небеса и землю, дабы они не обрушились; действительно, если они обрушатся, то никто, кроме Его, не может поддержать их: потому что Он кроток, прощающий.

5.76 Неверны те, которые говорят, что Мессия, сын Марии, есть Бог. Мессия говорил: сыны Израиля, поклоняйтесь Богу, Господу моему и Господу вашему! Кто придумывает соучастников Богу, того Бог лишит рая, тому жилищем будет огонь: для беззаконников не будет защитников.

otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: учение Мухаммеда?

Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим – будь то полулегендарные Будда, Лао-цзи и Иисус или вполне реальный Конфуций – в силе и глубине интеллектуального потенциала. Значимость личности и проповеди Мухаммеда в ином: именно он сумел извлечь из всех знакомых ему религий то главное, что в конкретных условиях Аравии начала 7 в. было так необходимо, — призыв арабов к сплочению под знаменем единого Бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы.

Вначале Мухаммед вообще не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию. Он выступил за признание единого Бога, в чем-то родственного иудейскому и христианскому, хотя в то же время явно имевшего отношение и к высшему божественному символу Каабы. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Авраам был даже совмещен при этом с «владыкой Каабы» в качестве праотца арабов. Всех евреев и христиан Мухаммед не только охотно приглашал включиться в общину правоверных, но и считал как бы своими духовными братьями. Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан – Иерусалиму. Только после того, как евреи стали открыто высмеивать теологические и догматические ошибки малограмотного Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама.

Создав культ единого Аллаха, Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных (в начале примерно 2,5 % общей стоимости имущества) . Из библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае (обогащенном гуриями) и аде, о сатане (шайтане) , бесах (джиннах) и многое другое. Не чужд Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма: по крайней мере на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений («обмериваний» ) со стороны богатых купцов.

Под стать пророку были и первые его последователи, среди которых оказались Хадиджа, сын Абу Талиба Али – двоюродный брат Мухаммеда, женившийся на Фатиме, купец Абу – Бекр, Омар и некоторые другие менее известные деятели раннего ислама. Все они уверовали в божественность пророка, поддерживали его и ориентировались на связи с иудеями и христианами.

otvet.mail.ru

Жизнь и учение Мухаммеда. Всеобщая история религий мира

Жизнь и учение Мухаммеда

Уже в VI в. н. э. в Южной Аравии широко распространилось движение ханифов, пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого бога. Подробных сведений о ханифах не сохранилось, детали их проповедей неясны. Однако известно, что предлагавшийся ими новый бог отличался и от иудейского Яхве, и от христианской Троицы. Есть сведения, что некоторыми из ханифов использовалось слово «Аллах» (ал или эл – общесемитский корень понятия «бог»). Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом бога, однако до поры до времени проповедь ни одного из них не имела успеха.

Успех выпал на долю Мухаммеда – человека, вошедшего в историю ислама в качестве его великого и главного пророка. Он выступил с проповедью, смысл которой сводился к тому, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле («ислам» означает «покорность», «муссулим, мусульманин» – «покорный»).

Пророк Мухаммед, проповедующий ислам

За короткий срок Мухаммед стал общепризнанным руководителем сначала небольшой, но тесно сплоченной, хорошо организованной и активной общины «правоверных». Жизнь Мухаммеда окружена легендами, но их все же меньше, чем в христианстве или иудаизме.

Исторические факты рисуют вполне реальный образ человека, усматривавшего во всех событиях прямое участие Бога, видевшего в Боге начало и конец мира, а также того, в чьих руках находятся нити, от которых зависит жизнь каждого живого существа.

Мухаммед родился около 570 г. в обедневшем клане Хашим могущественного мекканского племени курейш. Рано осиротев, он вначале пас скот своего дяди Абуталиба, а затем поступил на службу к богатой вдове Хадидже и вел ее торговые дела, что способствовало его активному общению с представителями разных народов и религий. Вскоре Мухаммед женился на Хадидже и стал богатым и уважаемым гражданином Мекки.

Несмотря на разницу в возрасте (вдова была на 15-16 лет старше), брак их был счастливым. За 20 лет совместной жизни Хадиджа родила нескольких детей, но только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. После смерти Хадиджи у пророка было много жен, включая и малолетних (пример пророка в этом смысле – норма ислама и по сей день), но ни одна из них, насколько известно, не оставила ему наследников.

После женитьбы на Хадидже Мухаммед вскоре забросил торговлю (видимо, этому содействовали изменившиеся обстоятельства, о чем уже упоминалось) и целиком ушел в религиозные поиски. Еще с раннего детства у него проявилась тяга к одиночеству. Его стали посещать «видения», он начал слышать божественные «голоса». Все чаще он оставлял семью и искал уединения в пустыне. Там и произошло событие, круто изменившее жизнь Мухаммеда и оказавшее влияние на всю мировую историю.

По словам Мухаммеда, его разбудил ото сна ангел, объявивший его пророком единого всемогущего Бога –

Аллаха. Возможно, речь идет о своеобразном психологическом аффекте, когда собственные размышления и идеи кажутся приходящими извне. Собственные выводы из размышлений об окружавшей жизни, собственные попытки эмоционально понять и объяснить мир представлялись Мухаммеду обращенной к нему речью Аллаха.

Примерно с 610 г. Мухаммед выступил в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка. Он вернулся в Мекку и стал призывать своих соотечественников, жителей города Мекки, и всех арабов отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в одного только бога – Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему божьему суду.

В доказательство своих слов он рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего из ничего мир и человека, о том, что Аллах уже направлял к людям посланников, таких же, как он, но люди не слушали их и всегда бывали наказаны за свою строптивость. Среди этих предшественников Мухаммеда главные персонажи Ветхого и Нового заветов: Муса (Моисей), Йусуф (Иосиф), Закария (Захария), Иса (Иисус). Особо выделен Ибрахим (Авраам), первый, кто стал проповедовать веру в единого бога. Ислам объявлялся, таким образом, не новшеством, а восстановлением древней веры Авраама.

Отпечаток ступни пророка Мухаммеда

Золотые ворота могилы пророка Мухаммеда

Число последователей Мухаммеда в Мекке со временем увеличивалось, и это встречало растущее сопротивление со стороны богатых купцов-курейшитов, наиболее влиятельных жителей города. Опиравшиеся на святилище и богов Каабы курейшиты не видели смысла в новой религии и даже опасались усиления ее сторонников. Смерть Хадиджи и Абуталиба (который хотя и не стал мусульманином, но поддерживал племянника) лишила Мухаммеда внутренней опоры в Мекке, и в 622 г. пророк вместе со своими немногочисленными еще последователями отправился в соседний Ясриб, позднее названый Мединой (аль-Мадина, от Мадинат-ан-наби,

т. е. «город пророка»), город-оазис в Хиджазе к северу от Мекки, враждовавшие племена которого надеялись достичь стабильности и порядка с помощью пришлого властителя и вероучителя.

Враждебные курейшитам жители Ясриба охотно приняли Мухаммеда (его мать была родом из этого города), а наличие там большой иудейской общины способствовало восприятию нового учения. Вскоре после прибытия Мухаммеда в Ясриб чуть ли не большинство населения этого города вступило в число правоверных. Это был огромный успех, почти триумф, поэтому 622-й год, год переселения, стал считаться первым годом новой мусульманской эры (по-арабски хиджра, что означает «уход», «переселение»). Приверженцы Мухаммеда, последовавшие за ним в Ясриб, получили прозвище

мухаджиров, то есть товарищей по уходу. Вместе со сподвижниками (ансар) из Ясриба они впоследствии составили знать ислама.

Мечи пророка Мухаммеда

Задача, которую хотел осуществить Мухаммед в Медине, была нелегкой, нужно было организовать новую религиозную общину. Чтобы показать на деле, что существование прежнего племенного союза уничтожалось исламом, он составил 75 братских пар, каждую из одного беглеца-мухаджира и одного сподвижника-ансара, которые наследовали друг другу помимо родственников и должны были считаться братьями.

Племенные распри прекратились, ни старая, ни новая кровная месть не могла более вносить раздора в среду верных. Был сооружен молитвенный дом, куда все собирались, а позднее созывались особым «вещателем» (билаль), чтобы вместе совершить общее моление под руководством имама, то есть в то время самого Мухаммеда. Значение подобного учреждения трудно оценить в должной степени; таким путем любящие личную свободу арабы приучались к порядку и дисциплине.

Мединская община мусульман выработала свой устав, организационные формы, первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также и норм повседневной жизни. Вырабатывая все эти законоположения, Мухаммед заметно углубил отличия между учением ислама и учениями христиан и иудеев, что вполне естественно: культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни (многоженство, подчиненное положение женщины), и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа), и даже на характер пищевых запретов (не пить вина) и т. п. В диспутах с иудеями складывались особые исламские догматы, что отражено в 11-й суре Корана:

«Сура 11. Худ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

1. Алиф, лам, мим. [Это] – Писание, аяты которого ясно изложены и разъяснены от имени Мудрого, Ведающего, 2. чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха. [Скажи, Мухаммад]: «Воистину, я для вас – увещеватель и добрый вестник от Него, 3. чтобы вы просили прощения у вашего Господа, а потом раскаялись пред Ним, чтобы Он наделил вас добрым достоянием до определенного срока и даровал каждому заслуживающему от милости Своей. Если же вы отклонитесь [от пути Аллаха], то я опасаюсь, [что вас постигнет] наказание в Великий день. 4. К Аллаху вернетесь вы, а Он властен над всем сущим». 5. О да! Воистину, неверные [стараются] сжать свои сердца, чтобы утаить от Него [то, что кроется в них]. О да! Когда они закутываются в покровы, Он знает то, что они утаивают и что обнаруживают. Воистину, ведомо Ему сокровенное в сердцах. 6. Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечил бы пропитанием. Аллах знает также их [земное] местопребывание и [конечное] пристанище. И все это [записано] в ясном Писании.

7. Он – Тот, кто создал, пока Его трон покоился на воде, небеса и землю за шесть дней, дабы испытать, кто же из вас лучше по деяниям. Если ты, [Мухаммад], скажешь: «Воистину, вы будете воскрешены после смерти», – то неверные непременно скажут: «Это ведь не что иное, как явное колдовство!»

8. Если же Мы отложим наказание их на некоторое время, они непременно скажут: «Что же Его удерживает [от наказания]?» Увы! В тот день, когда их постигнет наказание, им не отвратить его, и поразит их то, над чем они глумились. 9. Если Мы дадим человеку вкусить от милости [Своей], а потом отберем это, воистину, он неизбежно приходит в отчаяние и становится неблагодарным. 10. Если же Мы дадим ему вкусить благоденствие после беды, постигшей его, он непременно говорит: «Напасти оставили меня в покое», – и, воистину, он ликует и гордится. 11. [Таковы все люди,] кроме тех, которые терпели и творили добрые деяния. Им уготованы прощение и великое вознаграждение. 12. Быть может, ты [Мухаммад,] откажешься от какой-либо части ниспосланного тебе в откровении из-за того, что твое сердце [быть может,] огорчится их словами: «Почему не ниспосланы ему сокровища или почему не явился вместе с ним ангел?» Ты ведь – только увещеватель, Аллах же – поручитель всему сущему. 13. Или они станут утверждать: «Он измыслил Коран». Отвечай: «Сочините-ка десять измышленных сур, подобных Корану, и призовите [на помощь], кого сумеете, помимо Аллаха, если вы и вправду [так считаете]». 14. Если они не выполнят вашу просьбу, то да будет вам известно, что Коран ниспослан с ведома Аллаха и что нет бога, кроме Него. Неужели же вы не предадитесь [Аллаху]? 15. Тем, кто жаждет жизни в этом мире и ее блага. Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они нисколько не будут ущемлены. 16. Они – те, которым в будущей жизни не назначено ничего, кроме огня. Тщетны их усилия в этом мире, никчемны их деяния. 17. Именно те, кому ниспослано было ясное откровение от Господа своего, сообщенное [Мухаммаду] свидетелем от Него, – а раньше [Корана] даровано было Писание Мусы (т. е. Тора) в качестве руководства и милости, – именно те уверовали в Него. А тем, кто не уверовал в Него, – из входящих в разные группировки – уготован адский огонь. Не впадай же в сомнение относительно Корана, ибо он – истина от Господа твоего, хотя большая часть людей не верует [в это]. 18. Кто же несправедливее того, кто возвел на Аллаха навет? Они предстанут перед Господом, и свидетели скажут тогда: «Это они оболгали Господа своего». Да будет проклятие Аллаха над нечестивцами, 19. которые сбивают [людей] с пути Аллаха, стремясь [представить] его в ложном свете, и не веруют в будущую жизнь. 20. Они не смогут избежать [наказания Аллаха] на земле, и нет у них защитников от Аллаха. Воздается им наказание вдвойне – ведь они не сумели услышать [о пути Аллаха] и не замечали [его]. 21. Они только навредили сами себе, и тщетными окажутся их измышления. 22. Нет сомнения в том, что в будущей жизни им придется тяжелее всех. 23. Воистину, те, которые уверовали, вершили добрые деяния и были смиренны пред своим Господом, будут обитать в раю и пребудут там во веки веков».

Рисунок с изображением пророка Мухаммеда

Могила пророка Мухаммеда

Мировая мусульманская реликвия – волос пророка Мухаммеда

Мухаммед встречает посла из Медины

Нужды политического руководства породили многочисленные наставления – как со ссылкой на Аллаха, так и без нее – о правилах общественной жизни и быта мусульман. Так сложились поздние части Корана, а также хадисы – предания о поступках и высказываниях Мухаммеда по различным вопросам вероучения и жизни общества. Все это, вместе взятое, позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и последующий разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман.

Во время пребывания Мухаммеда в Медине усилился аравийский характер ислама. Направление, в котором обращал свое лицо мусульманин во время молитвы (первоначально в сторону Иерусалима), было изменено в сторону Мекки, где находится Кааба. Древнее языческое святилище было объявлено священным и для мусульман. Из Медины Мухаммед начал борьбу с родной, но враждебной Меккой. В 630 г. приверженцам ислама удалось овладеть Меккой, которая была официально объявлена священной столицей ислама. Город был очищен от изображений и символов языческих богов, и Мухаммед провозгласил, что с идолопоклонничеством покончено, что наступила эра единого Бога. Теперь уже курейшиты не только приняли его, но и склонились перед ним. Приняв ислам, они быстро заняли видные места среди ближайших последователей пророка. И хотя Мухаммед не стал жить в Мекке, а возвратился в Медину, в 632 г. он совершил специальное паломничество (хадж) к Каабе.

В том же году он умер и был похоронен в Медине. После его смерти в Аравии некоторые кочевые племена пытались восстать против новых порядков, но безуспешно:

«Когда пришла помощь Всевышнего и победа, и ты увидел, как люди входят в религию Аллаха толпами, то восславь хвалой Аллаха твоего и проси у Него прощения! Поистине, Он – обращающийся!» (Коран, 110:1-3).

Мухаммед проповедует

К моменту смерти Мухаммеда исламское вероучение не было еще до конца оформлено. Тем не менее основные его догматы уже сложились. Прежде всего, это идея единобожия: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В этом изречении четко и определенно выражена идея монотеизма, доведенная до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть его учения донес до правоверных великий пророк Мухаммед. Мусульмане верят, что Аллах не раз передавал свои священные заповеди через пророков – Адама, Моисея, Иисуса и, наконец, величайшего из них – Мухаммеда. После него пророков не было и не будет, вплоть до конца света и Страшного суда.

Сам Аллах в Судный день лично будет допрашивать каждого из живых и мертвых, причем все они, нагие, с одной лишь книгой с записью их дел в руках, будут в страхе ожидать его решения. После этого решения грешники попадут в ад, а праведники будут направлены в рай, где будут предаваться блаженству. Исламу, как и некоторым другим религиям, было присуще учение о предопределении, согласно которому Бог изначально обрек одних людей на муки, а других предназначил к праведной жизни. Тем не менее от мусульман требовались безоговорочное подчинение и покорность воле Аллаха.

Практические и обрядовые заповеди ислама также были довольно просты. Для верующих были обязательны ежедневная пятиразовая молитва (намаз) в определенное время, соблюдение ежегодного поста в период месяца рамадан, передача части своего дохода в пользу неимущих – закят. Кроме того, каждый правоверный должен был по возможности хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Мекку. Надо, кроме того, сказать, что следование всем этим предписаниям могло быть смягчено в ряде случаев, как, например, при отсутствии воды ритуальное омовение могло заменяться другим обрядом; соблюдение поста, заключавшееся в воздержании от пищи, питья и развлечений, предусматривало исключения для больных и т. д.

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе было большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Правоверному запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество (риба). Конечно, не все эти и другие требования строго соблюдались, но время от времени в различных мусульманских государствах усиливался контроль за соблюдением определенных культовых правил.

Мечеть Кааба мусульманская святыня

Иногда к «столпам ислама» причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в Средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с «неверными», а значение термина, соответственно, к понятию газават – «священная война», и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире.

Тем не менее газават тоже был священной заповедью правоверных. Это не значит, что всех немусульман всегда уничтожали. В исламских странах проживало немало иудеев, христиан и прочих «неверных», плативших все положенные налоги и лишь несколько ограниченных в их гражданских правах. Вообще, ислам с уважением относился к «людям Писания». Речь же о газавате шла преимущественно в годы военных действий, в периоды резкой вражды и особенно в условиях национально-освободительных войн. В это время война против неверных становилась священной заповедью, причем участие в ней освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели в бою место в раю, что всегда воодушевляло воинов-мусульман. Своими военными успехами и победоносным продвижением в первые века ислама арабы были во многом обязаны именно этому священному принципу.

Мухаммед сделал главное, в чем нуждались в начале VII в. арабы: он объединил их, дал им сплачивавшее их в единое целое учение и указал тот путь, по которому следовало направить нерастраченный после упадка торговли запас сил и энергии. Путь этот был теперь ясен: правоверные должны были обратить «неверных», поставить всех под знамя великого учения святого пророка. Этот путь соответствовал и нормам ислама (джихад), и стремлениям к наживе и военной добыче, которая уже при Мухаммеде стала едва ли не первым по важности источником доходов мусульманской общины: четыре пятых ее распределялось между воинами, а одна пятая шла пророку и предназначалась, по крайней мере вначале, для нужд бедных и одиноких.

Значимость личности и проповеди Мухаммеда в том, что он сумел извлечь из всех знакомых ему религий то главное, что в условиях Аравии начала VII в. было так необходимо – призыв арабов к сплочению под знаменем единого бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы. На протяжении всей жизни Мухаммед настаивал, чтобы с ним обращались, как с обыкновенным человеком, хотя роль посланника Аллаха придавала ему особое значение. Для мусульман, в том числе и в современном мире, он остается идейной фигурой исключительного значения. Его авторитет как предводителя и носителя истины непререкаем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

В чем заключается смысл учения Мухаммеда?

Ислам – это кодекс законов жизни, религия правды, способная наставить людей на праведный путь.

Достичь истинного умиротворения души и тела возможно лишь через подчинение воле и указаниям Всевышнего. Тот, кто отказывается следовать наставлениям Бога, становится неверующим .

Сущность ислама проявляется через догмат веры, гласящий: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Пророк Его».
Первая часть калимы (декларация веры) раскрывает идею тавхида (веры в Единого для всех Творца),
вторая — повествует о посланнической миссии Мухаммада.

Вера в единого бога или тавхид – основа учения ислама. Согласно ему, нет бога, кроме Аллаха, являющегося покровителем и опорой всего мира и человечества.

Ислам дает абсолютно новое понятие о единстве человеческого мира. Все люди — творения одного Создателя и равны перед ним, вне зависимости от расы, класса и места проживания.

Пророк Мухаммад – посланник Всевышнего на земле. Он принес людям веру в истинного бога, раскрыл им сущность ислама, ознакомил с главными законами и правилами религии мусульман.

По учению ислама мир – это место суда, на котором человеку придется давать отчет о совершенных им поступках. После смерти на земле, мусульманин воскреснет в новой жизни. Здесь, в зависимости от деяний он получит либо награду, либо суровое наказание.
Те, кто следовал законам Всевышнего, удостоятся истинного блаженства, а те, кто не выполнял никаких религиозных предписаний, попадут в пламя ада.

Главные черты ислама: Простота и разумность, Единство духовного и материального, Путь правильной жизни, Гармония отношений: как общества, так и личности, Человечность и общность идей.

ПС: Радикализм в исламе — это НЕ ислам как таковой. Это лишь последователи ибн абдуль Вахаба.
«Знай, мой дорогой брат, что в Исламе очень много вредных сект. Однако я хочу рассказать о двух вводящих в заблуждение неверных течениях, которые разобщают целостность веры и сеют раздор среди единства мусульман. Первое из них – это течение ваххабитов.
Его основал Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб ан-Наджди по мазхабу ибн Таймиййа ал-Ханбали ал-Харати.
И он НЕ является ни одним из четырёх мазхабов».
( из сочинение на арабском языке, написанное предположительно в конце 40-х гг. ХХ века дагестанским учёным-богословом Абд ал-Хафизом-хаджи ал-Ухли Омаровым (1914–2000 гг.))

otvet.mail.ru

Учение Мухаммеда и история первых мусульман (часть I) | history-thema.com История

После того как в преимущественно языческой Аравии пророк Мухаммед провозгласил единство Бога – Аллаха, предрек наступление в будущем Судного Дня, когда все люди, когда либо жившие на земле, будут заново воскрешены Аллахом и за свои дела в настоящей жизни попадут либо в ад, либо в рай, язычники Мекки подвергли его и его последователей сначала насмешкам, а затем  откровенным преследованиям. Мекка с главным святилищем арабов – Каабой, построенной, как они верили, их общими предками древними пророками Ибрахимом и Исмаилем, была оплотом арабского язычества, и населявшее ее племя курайшитов процветало за счет подношений, которые несли устремлявшиеся к ней со всех концов Аравийского полуострова паломники. Первое столкновение между язычниками и сторонниками Мухаммеда произошло, когда последние собрались для совместной молитвы в ущелье в окрестностях Мекки. Язычники толпой напали на них, произошла жестокая потасовка, с обеих сторон были раненые. Впоследствии подобные столкновения происходили регулярно.

Противостояние язычников и единобожников не ограничивалось уличными схватками. Родители, приверженные древней религии арабов, порой сажали своих отказавшихся от поклонения другим богам, кроме Аллаха, детей на цепь, чтобы они не уходили слушать проповеди Мухаммеда. Сам Мухаммед, несмотря на защиту дяди, главы его рода хашимитов Абу Талиба, тоже подвергался нападениям. Его ближайший друг Абу Бакр, первый, кто откликнулся на призыв Мухаммеда и отказался от языческих богов, был жестоко избит толпой, когда попытался защитить пророка на улице. Знатные курайшиты стали постоянно обращаться к Абу Талиба, уговаривая того выдать им Мухаммеда на расправу, обещая уплатить большой выкуп, а однажды другой курайшитский род предложил ему обменять Мухаммеда на своего молодого и красивого юношу. Однако Абу Талиб, горячо любивший и исключительно уважавший Мухаммеда, приходил в ярость от подобных предложений. Сам он, однако, упорно отказывался оставить религию предков, возможно, из почтения к тем, а возможно, опасаясь потерять свое влияние в курайшитском обществе.

Но в особенно тяжелом положении оказались последователи учения Мухаммеда, принадлежавшие к слабым, бедным родам или вовсе не имеющие родовой защиты, например, рабы и переселенцы из других областей Аравии. Знатные язычники подвергали их жестоким истязаниям: подолгу избивали бичами, заворачивали в свежеснятую коровью кожу, которая, высыхая, сжималась и сдавливала тело, клали связанному человеку на грудь массивный камень, мешавший дышать и т.д. От них требовали в обмен на прекращение истязаний отказаться от следования за Мухаммедом и заново уверовать в языческих богов. Выходец из Йемена Ясир Ибн-Амир и его жена Сумайя были подвергнуты пыткам и затем убиты одним из курайшитских вождей Амром Ибн-Хишамом, за лютую ненависть к единобожию прозванному Мухаммедом и его последователями Абу Джахлем («отцом невежества»). Расправа над Ясиром и его семьей произошла на глазах Мухаммеда, который призывал терзаемых к стойкости ради Аллаха. Сын Ясира и Сумайи Аммар под пытками признал истинность языческих богов и был отпущен курайшитами. Вскоре в Коране – священном писании последователей Мухаммеда, состоящем из слов Аллаха, периодически приходивших к нему во время особого забытья, появились строки, дозволяющие верующему произнести слова неверия из страха перед убийством или пытками, если в своем сердце он остается убежденным в единстве Аллаха и истинности учения Мухаммеда. Некоторые последователи Мухаммеда, следуя воинственному арабскому менталитету, упрашивали его разрешить им сражаться с притеснителями, но Мухаммед запрещал им браться за оружие, говоря, что Аллах велел терпеть. Не выдержав гонений, некоторые единобожники переселились из Мекки в христианскую Эфиопию. Опасавшиеся, что за пределами Мекки последователи учения Мухаммеда будут отвращать от традиционной религии другие арабские племена, курайшиты потребовали от негуса – правителя Эфиопии, выдать им беглецов. Однако тот отказался, мотивируя это тем, что у эфиопов с последователями Мухаммеда одна религия.

Несмотря на все преследования и издевательства язычников, число приверженцев единобожия в Мекке продолжало расти. Как сообщали очевидцы, проповедническая деятельность Мухаммеда сопровождалась многочисленными необъяснимыми с точки зрения людей явлениями, которые убеждали население в истинности его слов. Однажды мекканцы обратились к Мухаммеду, сказав ему, чтобы он в подтверждение правдивости своих речей совершил чудо. Мухаммед произнес мольбу (дуа) Аллаху, и светившая на небе луна неожиданно разошлась на две половины, а затем вновь соединилась. В словах Корана, которые Мухаммед передавал от Аллаха, содержалось подробное описание историй о жизни древних пророков и погубленных Аллахом за нечестие народах, соответствующих тем, что были приведены в других писаниях – Торе и Библии. Однако Мухаммед был неграмотен и не мог сам читать священные книги, а иудеев и христиан в Мекке практически не было; двоюродный брат жены Мухаммеда Хадиджи Варака, причислявший себя к христианам, умер вскоре после первого пророческого явления Мухаммеду, когда в пещере на горе Хире к тому пришел ангел Джибриль (Гавриил). Поражала людей и открывшаяся у Мухаммеда способность угадывать правду, с точностью предсказывать предстоящие события, а также содержание в Коране описания некоторых фактов, о которых Мухаммед сам узнать не мог. Даже ярые приверженцы языческой религии больше не могли называть Мухаммеда сумасшедшим и стали утверждать, что он занялся колдовством. До той поры нерушимые позиции язычников в Мекке серьезно зашатались, когда среди последователей Мухаммеда вдруг стали оказываться некоторые предводители курайшитской знати. Так, в 616 г. отказался от языческих богов и признал пророчество Мухаммеда один из самых авторитетных людей Мекки, занимавшийся разрешением споров между племенами, до данного времени лично преследовавший и истязавший единобожников Умар Ибн-аль-Хаттаб.

Согласно учению, которое проповедовал Мухаммед, Аллах – единственный бог. Он создал всю Вселенную и все, что в ней есть, все в мире происходит только по воле Аллаха, и вся человеческая жизнь – лишь испытание человека на верность Аллаху, по итогам которого Бог, воскресив всех людей в Судный День, преданных поместит в рай, а непокорных – в ад. Человек на земле существует как наместник Аллаха, то есть, он должен поклоняться Аллаху, соблюдать и охранять законы, которые установил Аллах. Это является единственным смыслом существования человека и человечества. Религиозная концепция, проповедуемая Мухаммедом и основанная на признании божественного единства Аллаха и пророческой миссии Мухаммеда, получила название Ислам, что в переводе с арабского языка означает «смирение, покорность» (перед Богом). Соответственно, последователи Ислама стали называться мýслимами, то есть, «смирившимися, покорившимися» (Богу). Множественная форма «муслимун» впоследствии проникла из арабского в тюркские языки в несколько искаженном звучании «мюслюман», а оттуда – в русский язык в славянизированной форме «мусульманин». Базовой формулировкой Ислама как религии стала Шахада – «свидетельство»: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник Аллаха». Ее стали произносить принимающие Ислам, то есть, признающие единобожие и пророчество Мухаммеда люди.

Однажды Мухаммед поведал большому собранию людей, что ночью по велению Аллаха вознесся на небеса, где сначала встретился с пророками прошлого, видел ад и рай, а затем говорил непосредственно с Аллахом, отделившимся от него непроглядной завесой. Язычники попытались снова высмеять его, но пришли в растерянность, когда он рассказал им, что происходило в ту ночь в окрестностях Мекки, виденное им в момент вознесения. Мухаммед поведал, что во время разговора Аллах повелел всем верующим непременно совершать пять молитв (саля; тюркское название «намаз») в сутки по определенным часам. Впоследствии Мухаммед говорил, что религия Ислам основывается на пяти столпах: вере в то, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха, совершении ежедневной обязательной пятикратной молитвы, соблюдении поста в месяц Рамадан (это предписание появилось в Коране позже – после переселения мусульман в Медину), совершении паломничества (хаджжа) к Запретной Мечети (главное святилище мусульман, включающее в себя Каабу и территорию вокруг нее, где впоследствии были выстроены молитвенные корпуса), выплате закята (буквально «очищение») – обязательного подаяния нуждающимся, теми, кто имеет прибавочный доход от своего хозяйства.

Понимая, что пресечь распространение Ислама среди населения Мекки становится все труднее, вожди язычников предлагали Мухаммеду союз, обещая прекратить преследования тех, кто уже принял Ислам, в обмен на прекращение призыва к единобожию других людей. Это предложение было категорически отвергнуто Мухаммедом, заявившим, что он проповедует по приказу Аллаха, которого нельзя ослушаться. Однако настало время, когда положение мусульман в Мекке вновь осложнилось. Сильный удар по влиянию Мухаммеда нанесла смерть его жены Хадиджи – вдовы богатого, уважаемого купца. А в 619 г. умер покровительствовавший Мухаммеду его дядя, глава рода хашимитов Абу Талиб. В последние часы Мухаммед уговаривал дядю все-таки уверовать в то, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха, обещая, что в Судный День заступится за него. Но находившиеся тут же, у смертного одра Абу Талиба другие предводители курайшитов, в том числе другой дядя Мухаммеда, ненавидевший и племянника, и религию, которую тот принес, Абд аль-Узза (прозванный мусульманами Абу Лахаб – «отец пламени»), восклицали: «Неужели ты, Абу Талиб, оставишь религию предков?!». Абу Талиб долго колебался, а затем, дорожа своим авторитетом среди круашитов, заявил, что умрет в той религии, в которой умерли отцы курайшитов. Для Мухаммеда и его сподвижников – сахабов, смерть Абу Талиба в язычестве стала большим горем. Мухаммед пообещал, что все равно будет просить для него прощения у Аллаха, однако годы спустя в Коране появился запрет просить прощения для умерших многобожников. Сам Мухаммед говорил об Абу Талибе: «Может быть, мое заступничество в судный День станет причиной того, что он окажется в верхнем слою ада, а не в нижнем» (по представлениям мусульман, самые ужасные мучения будут испытывать грешники, оказавшиеся в нижних слоях ада).

После смерти Абу Талиба главой рода хашимитов стал Абу Лахаб, который лишил Мухаммеда покровительства. Теперь от расправы над Мухаммедом язычников удерживал только страх перед ответными действиями мусульман, которых к тому времени в Мекке стало много, и в их числе были знатные и влиятельные люди, опытные воины. Однако притеснения последователей Мухаммеда продолжали усиливаться. Положение их становилось угрожающим, и возникла необходимость покинуть город. К тому времени Ислам распространился и в некоторых местностях за пределами Мекки, так как послушать Мухаммеда приходили люди из разных областей Западной Аравии. Немало мусульман появилось среди населения города Ясриб в четырех сотнях километрах к северу от Мекки. Там, помимо арабов-язычников, находились иудейская и христианская общины, и от них местное население имело определенное представление о единобожии и древних священных писаниях. Иудеи и, особенно, христиане, тоже верившие в единого Бога и древних пророков, обычно больше были склонны прислушиваться к проповедям Мухаммеда, чем язычники, хотя среди них тоже находилось немало непримиримых противников нового религиозного учения, считавших Мухаммеда лжепророком. С начала 620-х гг. мусульмане начинают массово покидать Мекку, где им угрожала расправа со стороны язычников, и переселяться в Ясриб. При этом они покидали родной город так поспешно, что зачастую бросали почти все имущество, которое доставалось язычникам. В 622 г., когда в Мекке почти не осталось мусульман, город покинул и сам Мухаммед, которого язычники теперь решили убить. Группа знатных курайшитов устроила засаду у выхода из его дома, однако он прошел мимо них незамеченным и, как гласит предание, даже засыпал им головы песком. После переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Ясриб язычники  запретили обращение в Ислам новых мекканцев и посещение жителями Мекки Ясриба, а также запретили мусульманам возвращаться в Мекку, в том числе для совершения паломничества к Каабе.

Мусульманские переселенцы – мухаджиры, в Ясрибе впали в крайнюю бедность, так как большинство их имущества осталось в Мекке. Как сообщала новая жена Мухаммеда Аиша – дочь Абу Бакра, мусульмане вплоть до конца противостояния с мекканскими язычниками жили впроголодь. Даже сам Мухаммед был вынужден, чтобы обустроить свою общину – умму, занимать деньги у живших в Ясрибе богатых иудеев (по-видимому, следовавших иудаизму этнических арабов). Известны были случаи, когда он падал в обморок от частого недоедания. Один из сподвижников Мухаммеда Абд ар-Рахман Ибн-Сахр ад-Давси, за любовь к кошкам известный как Абу Хурайра («отец кошечки»), сообщал, что в те годы он настолько сильно страдал от голода, что привязывал к животу камень – так ему казалось, что голодные боли в животе становились слабее. Среди коренных жителей Ясриба, принявших Ислам – ансаров («помощников»), были зажиточные люди, но их имущества не хватало, чтобы обеспечить всю мусульманскую общину.

Тем не менее, в Ясрибе мусульмане могли жить, не подвергаясь преследованиям. Был заключен договор о соседстве с вождями местных иудеев и христиан. На городском пустыре из кирпича-сырца было возведено простое здание, предназначенное для совместных молитв и собраний мусульман – мечеть. В мечети совершались общие молитвы, Мухаммед читал проповеди с деревянного возвышения – минбара, обсуждались общие вопросы уммы и даже проводились состязания в боевом искусстве. Вплотную к зданию мечети был выстроен дом Мухаммеда, соединенный с нею дверью. У входа в мечеть был возведен навес, под которым жили обездоленные люди, не имевшие собственного жилья. Были выработаны основные нормы взаимоотношений мусульман, в последующие годы дополнявшиеся новыми положениями Корана. Религиозные интересы, религиозная солидарность были объявлены выше национальных, племенных, родовых, всех других. «Верующие подобны единому строению, отельные части которого укрепляют друг друга», – говорил Мухаммед. Однажды, когда на улице города на межплеменной почве произошла стычка между мухаджирами и ансарами, Мухаммед пришел в гнев и воскликнул: «Оставьте призывы времен невежества: они скверно пахнут!». Мусульманам было запрещено жениться на язычницах, мусульманкам – выходить замуж за язычников и, вообще, немусульман. «Верующий раб лучше для вас», – гласит Коран, где подчеркивается, что вера человека стоит выше его богатства, социального положения и всех других личностных качеств. Мухаммед как посланник Аллаха признавался непререкаемым авторитетом, все, что он приказывал, подлежало непременному исполнению мусульманами, и сомнению не подвергалось. Коран гласит: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику!», «В посланнике Аллаха хороший пример». А Мухаммед говорил: «Повинующийся мне повинуется Аллаху». Мусульманам было вменено во всем в своей жизни стараться подражать Мухаммеду. Город Ясриб мусульмане стали называть Мадинат-ан-Наби – «город Пророка», или просто Медина. Проповедь Ислама, защита единобожия возлагалась не только на Мухаммеда, но и на всех мусульман. «Вы были лучшей из общин, которая выведена перед людьми: вы приказывали одобренное и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха», – говорится в Коране. Мусульманин должен был не только поклоняться Аллаху и призывать к единобожию, но и соблюдать установленные в Коране или предписанные Мухаммедом нравственные нормы (быть обходительным с соседями, проявлять внимание и заботу к бедным, слабым, оказавшимся в беде, независимо от их вероисповедания, не лгать, не поносить человека за его спиной, не насмехаться над другими людьми и т.д.), а также пытаться исправить замеченную им несправедливость.  Категорически запрещались внебрачные половые связи, о чем неоднократно указывается в Коране. Впоследствии было установлено наказание вплоть до смертной казни не желающим воздерживаться от порочных связей людей. К концу жизни Мухаммеда был установлен запрет на употребление вина и других опьяняющих продуктов как средства, с помощью которых шайтан (дьявол) сеет вражду и нечестие среди людей. Категорично запрещается в Исламе и ростовщичество; в Коране содержится угроза ростовщикам адскими мучениями.

Реконструкция первой мусульманской мечети и дома Мухаммеда в Медине

Через некоторое время после переселения мусульман в Медину Мухаммедом впервые были переданы строки Корана, разрешающие верующим оказывать вооруженное сопротивление притесняющим их врагам. С этого времени мусульмане, чтобы прожить после потери своего имущества и отомстить курайшитам за их изгнание из родного города, стали грабить проходящие в Византийскую империю и обратно курайшитские купеческие караваны. В марте 624 г. мусульмане стали готовить нападение на возвращавшийся из Сирии, тогда принадлежавшей Византии, караван самого верховного вождя Мекки Абу Суфьяна Ибн-Харба. Однако Абу Суфьян узнал о готовящемся нападении заранее и отправил вперед посланца, который прибыл в Мекку и сообщил, что необходимо собрать войско для прикрытия каравана. Выступившее против мусульман войско курайшитов-язычников числом около тысячи человек возглавлял уже известный Амр Ибн-Хишам (Абу Джахль). Мусульманское ополчение насчитывало всего триста тринадцать воинов, кроме того, из-за бедности плохо вооруженных и экипированных. Однако в пути из Мекки в курайшитском войске начались разногласия и споры. Когда языческое и мусульманское войска встретились в вади (пустынное русло, наполняющееся водой только в сезон дождей) Бадр, курайшитам показалось, что мусульман больше, чем на самом деле. Воинам-мусульманам, наоборот, ряды противника показались не особенно многочисленными, и они смело устремились в атаку. В разыгравшейся битве более чем в три раза превосходящее по числу мекканское войско было разбито, погиб и сам Абу Джахль, многие курайшитские воины попали в плен мусульманам. Потери мусульман не были слишком значительными.

Вади Бадр в наши дни

После сражения несколько военнопленных, бывших в Мекке наиболее одиозными преследователями единобожников, были убиты по приказанию Мухаммеда. Относительно остальных между мусульманами начался спор. Умар Ибн-аль-Хаттаб предлагал убить их тоже, а поскольку каждый из них приходился родственником кому-нибудь из мусульман, он посоветовал, чтобы каждый был убит своим родственником во избежание кровомщения со стороны язычников. Абу Бакр же полагал, что пленных следует вернуть в Мекку за выкуп, так как мусульмане очень нуждались в материальных средствах. Мухаммед принял точку зрения Абу Бакра, и через некоторое время мусульмане освободили военнопленных, взяв выкуп с их родственников. Однако позже в Коране появились строки, подтверждающие ошибочность поступка мусульман и правоту Умара.

Поражение в битве при Бадре сильно деморализовало курайшитскую знать. Абу Лахаб, пребывавший в подавленном настроении, вскоре заболел какой-то заразной болезнью и умер. Опасаясь заражения, сыновья Абу Лахаба палками выкатили тело отца из дома, загнали в ложбину и завалили камнями. Мухаммед и его учение, наоборот, получили особенно широкую известность в Аравии именно после этой победы, поскольку весть о бесславном поражении войска влиятельной Мекки быстро распространилась в аравийских пустынях. В какой-то мере это событие стало переломным в истории Ислама. Множество людей устремилось в Медину послушать человека, которого называли посланником самого Бога; мусульманских послов, призывавших прийти в единобожие другие арабские племена, после победы мусульман над курайшитским войском встречали уже более уважительно. Число мусульман стремительно стало расти. Вопреки запрету курайшитской знати, Ислам продолжали принимать мекканцы, затем втайне уходя из города в Медину, где жил их любимый пророк. И по сей день в исламском мире битва при Бадре воспринимается как своего рода символ героизма мусульман и их глубокой преданности Аллаху.

Схема битвы при Бадре. Маленьким прямоугольником обозначены изначальные позиции мусульман, большим — язычников

2 276

history-thema.com

ключевые события и основа учения

Религиозный мыслитель — основатель ислама пророк Мухаммед — биография которого может служить примером для каждого мусульманина, родился в семье купца по имени Абдаллах в городе Мекка. Споры насчёт даты его рождения до сих пор не утихают, но в большинстве достоверных источников указывается 570 год. Мальчик лишился отца, находясь ещё в утробе. Мать умерла, когда ему исполнилось 6 лет. Воспитанием будущего пророка занялся дядя. С детства мальчик много и упорно работал: пастухом, помощником купца, а потом мелким торговцем. Вместе с караванами этот любознательный и самостоятельно мыслящий юноша объездил много городов, где общался с разными людьми. В одном из таких путешествий ему встретился несторианский монах Бахира.

Предсказание Бахиры

Биография пророка Мухаммеда содержит много интересных моментов, но этот считается одним из самых важных. Можно даже сказать – судьбоносным. Будучи подростком, Мухаммед отправился вместе с караваном своего дяди в Сирию. По дороге он заехал в Бусру и разместился рядом с кельей монаха Бахиры, который считался христианским учёным. Утверждают, что монах увидел над будущим пророком облако. Когда тень этого облака заслонила стоящее рядом дерево, то его ветки низко склонились над Мухаммедом. Поражённый увиденным, Бахира пригласил юношу к себе и стал расспрашивать о его взглядах на жизнь, снах, поступках и т. д. После длительного разговора монах был уверен, что Мухаммед – пророк Аллаха. О чём он и поведал подростку и его дяде.

Женитьба на Хадидже

Биография пророка Мухаммеда наполнена не только религиозными, но и обычными, бытовыми событиями. Одним из таких является его женитьба на богатой и знатной вдове Хадидже. Она занималась торговлей и брала на работу мужчин для ведения собственных дел. Так к ней в лавку попал 21-летний Мухаммед. Спустя четыре года восхищённая качествами будущего пророка Хадиджа решила выйти за него замуж. Согласно свидетельству многочисленных источников она была старше мужа на 15 лет. До этого она успела побывать замужем два раза. Основатель ислама очень сильно любил её, даже после того как она умерла. Когда к обеду или ужину резали овцу, Мухаммед всегда отправлял её подругам несколько кусков мяса. Вторая жена Аиша до конца жизни ревновала его к Хадидже, даже когда той уже не было в живых.

Основа учения

Биография пророка Мухаммеда была бы неполной без упоминания Корана, где собраны его высказывания. В основе учения, которое известно как ислам, лежат пять постулатов:

1. Единобожие (существует только Аллах).

2. Молитва 5 раз в день.

3. Очистительная милостыня.

4. Паломничество в Мекку.

5. Ежегодный пост в месяц Рамадан.

Последний Хадж (паломничество)

Биография пророка Мухаммеда заканчивается 632 годом. В марте он совершил хадж в Мекку. На его проповеди было 14 тысяч мусульман, которым Мухаммед объявил об окончании своей пророческой миссии. После возвращения в Медину у него началась лихорадка. От лекарств пророк категорически отказывался. 8-го июня он пришёл в расположенную рядом с его домом мечеть и простился с молящимися. Спустя несколько часов Мухаммед скончался на руках своей жены Аиши.

fb.ru

§ Возникновение ислама. Арабские завоевания Проповедь Мухаммеда

§ 9. Возникновение ислама. Арабские завоевания
Проповедь Мухаммеда

Родиной арабов является Ара­вийский полуостров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались скотоводством. Важную роль в жизни арабов играла торговля. Все арабы, еще до возникновения ислама, почитали храм Кааба в городе Мекка. По преданию, вокруг него стояли идолы, которым поклонялись древние племена. В стену храма был вделан черный камень, «упавший с неба».

Арабские племена часто воевали друг с другом, однако че­ловеку по имени Мухаммед (ок. 570 — 632) удалось объеди­нить арабов под знаменем веры в единого Бога.

Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христианства, мировой религии — ислама.

Мухаммед, живший в Мекке, проповедовал веру в Алла­ха и призывал выполнять богоугодные дела — например, вы­купать рабов на волю, помогать бедным, сиротам и вдовам. В 622 г. он вынужден был бежать в соседний город Ясриб (позже — Медина).

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед по­вел борьбу с Меккой, которая в 631 г. закончилась заключе­нием мира. Мекканцы признали власть Мухаммеда и приня­ли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские племена. С целью распространения ислама по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

В переводе с арабского ислам означает «покорность», «пре­данность воле Аллаха». Другое название этой религии — му­сульманство.

Учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Му­хаммед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать намаз (молитву), соблюдать пост в течение меся­ца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать па­ломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Ко­ран — священная книга мусульман — был одновременно и сборником законов. Многие мусульмане почитают также Сун­ну — сборник изречений пророка и рассказов о нем.

Арабские завоевания

После смерти пророка Мухаммеда арабы стали выбирать правителей из числа его сподвижни­ков и родственников. Они получали титул халифов — заме­стителей пророка, или посланников Аллаха. Халифы сосре­доточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседние земли. К этому арабов толкал также рост численности племен, ко­торые уже не могли прокормиться на Аравийском полуостро­ве, жажда добычи. Основной силой завоевателей была вели­колепная кавалерия.

В 633 г. начался поход на Иран. К 651 г. арабы овладели всем Ираном. В 636 — 642 гг. были завоеваны восточные про­винции Византии — Сирия, Палестина и Верхняя Месопота­мия. К концу VII в. пали ее владения в Северной Африке. Не раз арабы осаждали и сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. Через Гибралтарский пролив арабские завоеватели вторглись на Пиренейский полуостров. В 711 — 718 гг. они уничтожили Вестготское ко­ролевство. Вся Испания, за исключением горной территории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

Арабский халифат

После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной территорией захватил род Омейядов из Мекки (661 — 750). Омейяды перенесли столи­цу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория ха­лифата была разделена на пять наместничеств во главе с эми­рами.

Заселяя завоеванные земли, арабы смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Арабы не закрывали христианские и иные храмы, не препятствовали жителям исполнять в них религи­озные обряды, однако все немусульмане были обложены не­подъемными налогами, от которых освобождались только те, кто переходил в ислам. Поэтому через несколько веков не­когда христианские страны — такие как Египет, Сирия, Па­лестина — стали исламскими, а их жители начали говорить по-арабски. В ислам было обращено население Ирана, Сред­ней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Ислам распространился и на другие, не вхо­дящие в халифат земли.

И все же единство мусульман было непрочным. Привержен­цы четвертого халифа Али ибн Али Талиба — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда — считали Омейядов изменниками общему делу во имя Аллаха. Ислам распался на два течения. Сторонников Али стали называть шиитами, а сторон­ников Омейядов и других халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну.

Одним из основных различий между шиитами и сун­нитами следует считать отношение к власти. Шииты полагали, что халифы как заместители пророка не мо­гут избираться людьми, а сунниты в выборе халифа предлагали опираться на мнение «всей общины».

Суннитов было больше, чем шиитов, но в некоторых обла­стях (например, в Иране и Ираке) шииты преобладали. В раз­ных концах халифата происходили восстания как против арабской власти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были свергнуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — потомков дяди Мухаммеда. Столица была перенесена в город Багдад на Тигре. При новой династии завоевания поч­ти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов за­хватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

Распад халифата

С начала IX в. Арабский халифат всту­пил в период распада. Слишком велика была его территория, слишком разные там жили народы, с разным уровнем разви­тия. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провин­ций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский хали­фат. Затем отделились Марокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.

В 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришед­шими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при сельджуках был только духовным главой мусульман, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнившие халифа. До 1517 г. халифы жили в Ка­ире. После завоевания Египта турками-османами титул ха­лифа принял на себя турецкий султан.

Арабская культура

Арабы усвоили и развили многие зна­ния и традиции покоренных ими народов. Арабский язык стал языком литературы и науки.

При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворца­ми и мечетями, наиболее известной из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная из со­бора Св. Иоанна.

Мировую известность получили дамасские ювелирные из­делия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось совершенное оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов све­та. Были основаны школы, обширные библиотеки. Только в Испании арабы основали 14 университетов, множество школ, 5 библиотек.

Благодаря арабам в европейских языках появились такие слова, как «алгебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В походах военачальники были обязаны составлять подроб­ные карты покоренных ими земель. Описания различных зе­мель и народов оставили и многие арабские ученые-путешест­венники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Бухаре, Александрии, Кордове в VIII — IX вв. были основаны медицинские школы. К числу наиболее зна­менитых медиков принадлежат Ахарун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки» — этот труд на протяжении столетий являлся главным руководством для арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Ибн Рушд, или, в латинском варианте, Аверроэс. В математике арабы ввели употребление арабских цифр.

С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они вос­певали любовные приключения, военные подвиги. Всемир­ную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Расскажите об учении Мухаммеда. В чем состояла его привле­кательность для арабов и других народов? В чем состоят сход­ства и различия между исламом и христианством? Ответ офор­мите в виде таблицы.

  2. Назовите причины арабских завоеваний?

  3. Как происходило распространение ислама?

  4. Кратко охарактеризуйте Арабский халифат как государство. Почему оно распалось?

  5. В каких областях культуры арабы оставили наиболее суще­ственный вклад? Назовите известных вам арабских ученых, деятелей культуры.

  6. Почему Арабский халифат опережал по уровню культуры мно­гие современные ему страны? Свое мнение аргументируйте.

l.120-bal.ru