Рассказ о культуре – Культура — Википедия

Русский народ: культура, традиции и обычаи

Русский народ – представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек — 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России — последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм)

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие – еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза)

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века)

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество   7 января
  • Святки   6 — 9 января
  • Крещение   19 января
  • Масленица   с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье   (перед наступлением Великого поста
    )
  • Вербное воскресенье   (в воскресенье, предшествующее Пасхе)
  • Пасха   (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)
  • Красная горка   (первое воскресенье после Пасхи)
  • Троица   (в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи)
  • Иван Купала   7 июля
  • День Петра и Февронии   8 июля
  • Ильин день   2 августа
  • Медовый Спас   14 августа
  • Яблочный Спас   19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас   29 августа
  • Покров день   14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) — семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Рассказ о культуре человека.

Культура несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура — зеркало, в котором человек себя видит и в котором он себя узнает. Заметим, что человек оказался единственным животным, который узнает себя в зеркале, более того у которого появилась настоятельная потребность видеть себя со стороны. Отделив себя от природы, он отделил себя и от себя, получил способность видеть себя со стороны и относиться к себе самому. В этой способности — трансцендировать себя самого — заложена возможность развития образования как необходимого атрибута всякой культуры.

Вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности, в этом заключена сущность культуры, этим определена ее структура. Но эту свою сущность культура выражает еще и тем, что она формирует специальную деятельность, самой сутью которой становится выражение sensus stricto предназначения культуры. Этой деятельностью стала деятельность педагогическая (от др. греч. paidagоgeо — вести детей, воспитывать детей) . Строго говоря, в культуре такой деятельностью вначале было мудрствование, которое выделяло в культуре самые сокровенные смыслы, самые значимые для сообщества ценности, самые важные утверждения. Сентенции, притчи, мифы и рассказы самых опытных и умудренных жизнью людей были квинтэссенцией культуры народа, к которым приобщались новые поколения, проходя в древнейших сообществах обряды инициации. Затем мудрствование превратилось в философию, которая обсуждала вечные мировоззренческие вопросы человеческой жизни и конечные основания культуры, что было важно для понимания образа человека, но что не было непосредственно направлено на формирование человека по этому образу. И тогда возникла педагогика, которая сначала означала просто сопровождение детей в школу, а уж потом и сопровождение их в культуру. Единое мудрствование, которое некогда соединяло в себе и самосознание культуры и приобщение к ней, распалось на философию и педагогику, что привело к отделению непосредственной работы в культуре, непосредственной жизни в ее смыслах и ценностях от обучения ей.

iotvet.com

1. Что такое культура. История культуры: конспект лекций

1. Что такое культура

Когда в средние века появился новый способ возделывания зерновых, более прогрессивный и усовершенствованный, названный латинским словом culture, никто еще не мог догадаться, насколько изменится и расширится понятие этого выражения. Если термин agriculture и в наше время означает возделывание зерновых, то уже в XVIII–XIX вв. само слово culture потеряет свое привычное значение. Культурным стали называть человека, обладающего изяществом манер, воспитанием, начитанностью. «Культурные» аристократы, таким образом, отделялись от «некультурного» простого народа. В Германии существовало похожее слово kultur, которое означало высокий уровень развития цивилизации. С точки зрения просветителей XVIII в. слово культура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась прежде всего к общественным порядкам и политическим институтам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки. Сделать людей счастливыми – вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческого разума. Данное направление, считающее, что главная цель человека – достижение счастья, блаженства, радости, получило название эвдемонизм. Его сторонниками были французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689–1755), итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668–1744), французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712–1778), французский философ Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803).

Как научная категория культура начала восприниматься только во второй половине XIX в. Понятие культуры становится все более и более неразрывным с понятием цивилизации. Для некоторых философов этих границ и вовсе не существовало, например для немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804), существование таких границ было неоспоримо, он указывал на них в своих трудах. Интересен тот факт, что уже в начале XX в. немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880–1936), наоборот, понятие «культура» противопоставил понятию «цивилизация». Он «оживил» понятие культуры, сравнив ее с некой совокупностью замкнутых «организмов», наделив их способностью жить и умирать. После смерти культура превращается в противоположную ей цивилизацию, в которой голый техницизм убивает все творческое.

Современное понятие культуры значительно расширилось, но сходства в современном ее осмыслении и в понимании ее в XVIII–XIX вв. остались. Оно, как и прежде, для большинства людей ассоциируется с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, литература), хорошим воспитанием. В то же время современное определение культуры отбросило былую аристократичность. Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося определения культуры пока не существует. Современная научная литература дает огромное количество определений культуры. По одним данным, их насчитывается около 250–300, по другим – свыше тысячи. Вместе с тем все эти определения в свою очередь являются верными, ведь в широком смысле слово культура определяется как нечто общественное, искусственное, она идет в противоположность всему естественному, созданному природой.

Определением культуры занимались многие ученые и мыслители. Например, американский этнолог Альфред Луис Кребер (11 июня 1876 – 5 октября 1960), будучи одним из ведущих представителей школы культурной антропологии XX в., занимался исследованием понятия культуры, пытался сгруппировать основные черты культуры в одно четкое, ясное стержневое определение.

Представим основные трактовки термина «культура».

1. Культура (от лат. culture– «воспитание, возделывание») – обобщение искусственных объектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).

2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

4. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.

6. Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.

7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку с помощью различных действий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).

8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.

9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.

Все эти определения являются верными, но составить из них одно практически невозможно. Можно только сделать некое обобщение. Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.

Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятельностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности. Лишь рассматривая культуру через призму деятельности человека, народов, можно понять ее сущность.

Рождаясь, человек не сразу становится частичкой социума, он вливается в него с помощью обучения и воспитания, т. е. овладевая культурой. Значит, именно это приобщение человека к обществу, к окружающему миру людей и есть культура. Постигая культуру, человек при этом сам может вносить свой вклад, обогащая культурный багаж человечества. Огромную роль в овладении этим багажом играют межличностные отношения (они появляются с самого рождения), а также самообразование. Не стоит забывать еще про один источник, который стал очень актуальным в нашем современном мире, – это средства массовой информации (телевидение, Интернет, радио, газеты, журналы и т. д.).

Но неправильно думать, что процесс овладения культурой влияет только на социализацию человека. Постигая культурные ценности, человек прежде всего накладывает отпечаток на свою личность, вносит изменения в свои индивидуальные качества (характер, склад ума, психологические характеристики). Поэтому в культуре всегда есть противоречия между социализацией и индивидуализацией личности.

Данное противоречие не единственное в развитии культуры, но зачастую такие противоречия это развитие не тормозят, а наоборот, подталкивают к нему.

Изучением культуры занимаются многие гуманитарные науки. Прежде всего стоит выделить культурологию.

Культурология – это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформировалась эта наука в XX в.

Существует несколько версий данной науки.

1. Эволюционная, т. е. в процессе исторического развития. Ее сторонником был английский философ Э. Тейлор.

2. Неэволюционная, основанная на воспитании. Поддерживала эту версию английская писательница Айрис Мердок (1919–1999).

3. Структуралистическая, к ней относится деятельность любого вида. Сторонник – французский философ, историк культуры и науки Мишель Поль Фуко (1926–1984).

4. Функциональная, за которую высказывался британский антрополог и культуролог Бронислав Каспер Малиновский (1884–1942).

5. Игровая. Нидерландский историк и философ-идеалист Йохан Хейзинга (1872–1945) видел основу культуры в игре, а игру как высшую сущность человека.

6. Синергетическая.

7. Диалогическая, сторонником которой был русский философ, литературовед, теоретик искусства Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975).

Нет конкретных границ между культурологией и родственной ей философией культуры. Но все же это разные науки, поскольку философия культуры в отличие от культурологии занимается поиском сверхопытных начал культуры. К философам культуры относятся французский писатель и философ Жан Жак Руссо, французский писатель и философ-просветитель, деист Вольтер (1694–1778), представитель течения «философия жизни», немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900).

Помимо этих гуманитарных наук, существует еще целый ряд других, которые основаны именно на культуре. К таким наукам стоит отнести: этнографию (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов), социологию (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной системы), культурную антропологию (изучает функционирование общества у различных народов, которое определяется их культурой), морфологию культуры (изучает культурные формы), психологию (наука о психической жизни людей), историю (изучает прошлое человеческого общества).

Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.

Артефакт (от лат. arte/actum – «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические.

К таким артефактам можно отнести одежду той или иной эпохи, предметы интерьера и т. д.

Цивилизация – совокупность всех характеристик общества, зачастую это понятие выступает как синоним понятия «культура». По мнению общественного деятеля и мыслителя Фридриха Энгельса (1820–1895), цивилизация – это этап человеческого развития, следующий за варварством. Такой же теории придерживался американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818–1881). Свою теорию развития человеческого общества он представил в виде последовательности: дикость» варварство» цивилизация.

Этикет – установленный порядок поведения в каких-либо кругах общества. Подразделяется на деловой, повседневный, гостевой, воинский и т. д.

Исторические традиции – элементы культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению. Различают оптимистические и пессимистические исторические традиции. К оптимистам относятся немецкий философ Иммануил Кант, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903), немецкий философ, эстетик и критик Иоганн Готфрид Гердер. Эти и другие философы-оптимисты рассматривали культуру как содружество людей, прогресс, любовь и порядок. По их мнению, в мире господствует положительное начало, т. е. добро. Их цель – достижение человечности.

Противоположность оптимизма – пессимизм (от лат. pessimus – «наихудший»). По мнению философов-пессимистов, в мире преобладает не добро, а негативное начало, т. е. зло и хаос. Первооткрывателем этого учения стал немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр (1788–1860). Его философия получила широкое распространение в Европе конца XIX в. Кроме А. Шопенгауэра, сторонниками пессимистической теории являлись Жан Жак Руссо, австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939), а также Фридрих Ницше, который выступал за анархию культуры. Эти философы были интересны тем, что отрицали всякие культурные границы, были против всевозможных запретов, налагаемых на культурную деятельность человека.

Культура – это неотъемлемая часть жизни человека. Она как генетически запрограммированное поведение организует человеческую жизнь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

История понятия «культура»

Понятие «культура» — общенаучная категория, имеющая длин­ную историю и отражающая достаточно сложную реальность.

На определенном этапе развития науки возникло близкое куль­туре понятие «цивилизация».

Сегодня эти понятия иногда выступают как синонимы, ино­гда — как совершенно различные термины. В науке дискутируется вопрос о том, что обозначает каждый из этих терминов, какой из них «шире», какое из обозначаемых ими явлений старше, и др.

В настоящее время и само понятие «культура» не имеет едино­го, всеми принятого толкования.

В современной науке существует множество наук, занимаю­щихся изучением культуры, и множество концепций культуры, для каждой из которых за этим словом скрывается вполне опреде­ленный, четко очерченный смысл. Таких концепций насчитывается более двадцати. Так, для аксеологической концепции культура — это явление, отражающее духовную природу человека, это выраже­ние духовных ценностей и нравственных норм человечества. Дея-тельностная концепция видит в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее культура — совокупность способов человеческой деятельности, а также выс­ший уровень овладения какой-либо областью деятельности (куль­тура умственного труда, культура речи и пр.). Личностная (или поведенческая) концепция представляет культуру как актуализа­цию социальной природы человека: как способ движения лично­сти в социальном пространстве и времени; как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации. (Данная концепция наиболее близ­ка традиционной педагогике с ее заботой преимущественно о куль­туре поведения ребенка.) Семиотическая концепция трактует куль­туру как совокупность знаков, как систему, передающую и хранящую информацию. Социологизаторская концепция характери­зует через понятие «культура» определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного народа, социума. Для суммативной концепции культура — сумма продуктов деятельности и общения людей; «склад» технических и социальных достижений, накоплен­ных человечеством в процессе его развития; наследие, оставленное прошедшими поколениями и обеспечивающее прогресс человече­ства. Эвристическая концепция сводит культуру к креативной дея­тельности человека по совершенствованию того, что дается ему в природе, обществе, себе самом как космопланетарном, биосоци­альном, культурно-историческом существе.

Каждая из концепций культуры по-своему интересна, каждая •тмеет право на существование. Но культура не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование. Именно поэтому возможно и су­ществование различных, иногда противоречащих друг другу кон­цепций культуры, и выделение культурологических аспектов в рахчичных отраслях знания. Именно этим объясняется и термино­логическая путаница, и возникновение специальной науки — куль­турологии, изучающей историю теоретических представлений о культуре.

Постичь и определить культуру люди пытались издавна. Уже в древнейшем из языков — санскрите — имеется соответствующее понятие, смысл которого «просвещение». В латыни «культура» — более многозначное слово. Оно означает и «воспитание, образо­вание, развитие», и «почитание», и «возделывание». Можно ска­зать, что для древнего сознания культура — это прежде всего од­нонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющийся глобальным условием жизни человека в обществе. Такое понимание сущности культуры сохраняется и в современном сознании, научном и обыденном.

Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходят­ся в следующем:

культура отличает человека от других живых существ; через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;

культура позволяет разным индивидам более или менее одина­ково понимать мир, совершать понятные другим поступки.

При этом в современном научном знании обнаруживаются следующие тенденции. Одна из них — анализировать соотноше­ние культуры и природы. Одни авторы противопоставляют их друг ДРУгу. (Такой позиции придерживался, например, Л. Н.Толстой, для которого природа — это гармония красоты, а культура — по­шлое людское произведение.) Другие видят в культуре продол­жение природы, рассматривают ее возникновение как результат развития не только общества, но и самой природы. Например, В. И. Вернадский рассматривал культуру как естественное и неиз­бежное проявление жизни, а не как что-то чуждое природным явлениям. П. Флоренский утверждал, что культура органично вклю­чает в себя природу и потому «растит и питает» человека. У совре­менных исследователей мы можем встретить похожие взгляды. Так, Н.З.Чавчавадзе считает, что энергия культуры почерпнута из природы. Оригинальной позиции придерживался Д. С. Лихачев. Он рассматривал человека и природу как две различные культуры, которые не могут существовать друг без друга. Каждая из них — плод исторического развития, и если природа издавна и повсеме­стно влияет на человека и его культуру, то человек влияет на природу — лишь недавно и не всюду. Другая тенденция — рассматривать культуру прежде всего ка] весьма специфическую и самоценную сферу человеческого бытш и при этом подчеркивать особую роль, которая принадлежит I процессе создания культуры выдающимся, особенным дюдям. (Не случайно в сферу заботы Министерства культуры входят театры музеи, музыкальные школы, библиотеки и тому подобные «не­массовые» учреждения.) В связи с этим интересна гипотеза, по которой культура как элитарная деятельность возникла в челове­ческом сообществе для удовлетворения потребности людей иметь ориентиры надежности принятых решений. Такие ориентиры да­вали сначала маги и колдуны, затем — герои и люди искусства, позже — ученые. Функции ориентиров выполняли талисманы и заклинания, ритуалы и предания, легенды и мифы, а позже — религия, искусство и наука. Именно эти составляющие, как изве­стно, и лежат в основе любой культуры.

Существует и тенденция понимать под культурой все содержа­ние жизни, которое характерно и для человечества в целом, и для конкретных сообществ людей (народов и стран, производствен­ных и неформальных объединений и пр.), и для каждого человека (взрослого и ребенка).

studfiles.net

История развития представлений о культуре

В обыденном понятии «культура» может связываться с городским образом жизни. Культура- все прекрасное, возвышенное . По научному пониманию к-ра характеризует человека , его образ жизни и отличает человека от животных. Сам термин культура имеет происхождение от латинского

слова «culture» — что в переводе означает «возделывание земли,

уход» .Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия куль-

туры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Появился в Др. Риме. Постепенно появляется новый смысл – «воспитание человека» . Один из первых его сказал Цицерон. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма») означало прежде всего целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от «некультурных» варваров Современное понятие возникает в 18 в. в Германии. Употреблялось в 2 смыслах – господство над природой и внутр. духовное богатство личности. В Росии появилось в 40 гг. 19 в. В настоящее время слово «культура» часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль-туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу просветителей. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы. Формирование культурологии как науки. Культурология — это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, чело

Веды – священная книга индийцев, великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношения), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозным аспектом Веды включали в себя и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.

Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы.

Ведическая литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия, медицины, геометрии, ремесел, военной техники, астрономии и т.д..

Буддизм и индуизм в культуре Индии

Гоудализм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Расцвет этой религии пришелся на V век до н.э. – начало н.э. основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм — означает «просветленный» от древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистических представление об одушевленности всего живого в природе: о карме как законе переселения душ по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродетелями в предыдущих существованиях.

Центральным в учении Буддизма считается «четыре благородных истины»:

  • жизнь есть страдание;

  • причина страдания – стремление к наслаждению;

  • прекращение страдания – уничтожение желаний;

  • нирвана — свобода и озарение.

Индуизм – грандиозный синтез самых разных верований учений, обычаев, многие из которых возникли не только раньше буддизма, но и задолго до прихода ариев. Поэтому индуизм нельзя расследовать исходя из привычных представлений о религии как систему.

В нем мирно уживаются самые разнообразные черты, порой совершенно противоположные.

Согласно индуизму главное в вере – деятельная и страстная любовь к богу.

Наиболее почитаемая индусами триада богов: Брахма (бог – творец, создатель Вселенной), Вишну (хранитель мирного порядка, способный к воплощению в земные смертные существа), Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).

Создав синтез абстрактного представления об абсолютном духе и богах, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям. Специфика древне-китайской мудрости, конфуций и лао-цзы

На рубеже VI — V в.в. до н.э. в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Его основателем был проповедник Кун-цзы (учитель Кун).

вующего в мире – духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухам, ни осязанием.

Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии. Он создал свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

Жители Древнего Китая — одного из первых государств на Земле — создали интерес­ную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.

В середине 1 тыс. до н.э. — три идеологических направления — дао­сизм, учение Кон­фуция и буддизм.

Конфуцианство. Конфуций усмат­ривал причину всех невзгод и беспо­рядков в обще­стве в упадке нравст­венности людей, считая, что основ­ными добродетелями человека явля­ются верность, послушание, почита­ние родителей и старших.

Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

Конфуций отстаивал строгое рег­ламентирование обязанностей каж­дого члена общест­ва соответственно его положению.

Вся полнота власти в стране должна принадлежать императору — «сыну неба». «Император — это отец народа, а народ — его дети».

Конфуций опирался на культ пред­ков и считал необходимым сохране­ние традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общест­венной жизни старых норм.

Во II—I вв. до н.э. учение Конфу­ция становится господствующей идеологией правя­щих классов.

Основное содержание конфуциан­ства — это обожествление императора и освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле.

кровительница плодородия и мате­ринства.

Архитектура и скульптура основы­валась на принципах незыблемости и непостижимо­сти, которые проявля­лись, прежде всего, в гигантских размерах (Сфинкс, Пирамиды). Были присущи сугубо плоскостное изобра­жение фигур, каноническая услов­ность в пе­редаче туловища и ног, геометрическая деко­ративность с симметричным распределени­ем узора, строгая линейность компози­ции.

В 3—2 тыс. до н.э. пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида Джосера, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Пирамида Хеопса (строили ее бо­лее 20 лет, высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55000 м).

Статуя фараона Аменемхета III.

Скульптурный портрет Нифертити.

Литература не была высоко раз­вита. Книга мертвых — худож. произ­ведение, в кото­ром зафиксированы моральные устои и принципы др. египтян.

«Беседа разоча­рованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается от­говорить его от самоубийства, уве­ряет в тщетности надежд на загроб­ную жизнь, советует сполна насла­диться земным бы­тием.

Наука. Астроно­мия. Египетские астрономы высказывали предположе­ние о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невиди­мыми в свете солнца. Успехи меди­цины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была ус­танов­лена роль мозга в человеческом орга­низме.

Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобре­тены часы — водяные и сол­нечны. Химия, геометрия.

ся лавровым венком, а победитель, поднявшийся на вражескую стену получал золотой венец.

Дисциплина была очень жесткая. Питание скудное: раз в день 1 кусочек черствого хлеба. Ультимативность к врагам: либо освобождают территорию, либо присоединяются к ним, если нет — война.

Символика победы: овация и триумф.

Триумф: Шествие на Капитолийский холм по священной дороге через Триумфальную арку: впереди шли захваченные, потом ликторы — почетная стража — несли фасции (пучка розг, как символ неподкупности), затем полководец выезжал на квадриге (4 коня), он держал жезл с орлом и золотой венец над головой, сзади — воины. Наверху Капитолии их встречал Сенат (300 ч.).

Овация: значительно проще — без колесниц или верхом.

Римское право как социокультурный феномен.

Необходимость управления большой территорией требовало хорошо организованной армии и тщатель-ной политико-правовой системы. РП — высшее отражение этой потребности, а также как ответ на требование плебса.

«Законы 12 таблиц» (таблицы выставлены на форуме, площадях и рынках. Отразили институт патри-архального рабства.

Римское право было систематизировано фр. Готефредом в 16 в.

Институции. Правовое государство не может существовать без гражданства, а в Риме его не было. Зачастую законы оставались лишь образцом для последующих поколений.

Дагесты — извлечения из работ наиболее популярных римских юристов (Гай, Модестин, Павел, Ульпиниан, Цельз).

Кодекс Юстинианес — своды законов, которые были сформулированы до Юстиниана (6 в. до н.э.) — музей права.

Новеллас.

Достоинства РП:

1. Это право абстрактного индивида. Римляне переработали все существующие права других стран и разработали единое (этому способствовала торговля в Средиземном море).

2. Это право частной собственности: право на жизнь, частную собственность.

3. Это уникальная методология права.

4. Это огромная систематика.

5. Оно сосредоточило концептуальный юридический аппарат. Это ис-точник юридической терминологии.

Это универсальный язык юристов, способствует интеграции негосударственных политических организаций

6. РП очень суровое, но допускает комментарии.

«buona fides» (позиции доброй воли).

Если закон противоречит праву человека, то д.б. применено право право человека. РП допускает трактовку с позиции юстиции. Юстиция — воплощение справедливости. Это то направление, в котором может развиваться право.

Цицерон, Сенека.

веческом значении и способах постижения культуры. Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Оснобополагающее

влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концеп ции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каж­дая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться пу­тем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда ад­ресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предме­та нуждается в понимании, т. е обретении целостной интуитивно — смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии — это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обога­щать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодей­ствуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографи­ей, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и ре­шая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой

2

studfiles.net

история слова культура: rus_vopros

В словаре языка Пушкина слова «культура» мы не найдем: его полностью заменяет слово «просвещение», к которому он относился весьма неоднозначно…

Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать.

Впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался «De agri cultura». Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.

Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т.д.

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово «культура» в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.

В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В 18 веке перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture , противопоставляя его слову naturale — природа. Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития , самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать «культурой».

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово «культура» запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

А спустя два года вышел в свет первый том книги И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется философским содержанием. Гердер первым предложил употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый — господство над природой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант и Гегель, почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином «Buildung» (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

Появление слова «культура» в России

Слово «культура» вошло в русский язык довольно поздно — в середине 30х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексконе зафиксировала выпущенная И.Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Этот словарь выделял два значения слова «культура»: земледелие и образованность. Чуть позже «культура» появляется и в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова , изданном в 1845 году. Однако за год до выхода в свет словаря Ренофанца, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию «культура», но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) «Основные начертания общей и частной физиологии…» . Именно он и ввел в научный обиход термин «культура» , тем самым содействовал становлению собственно культурно-философских идей в России.

«Природа, писал Велланский, — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования».Конечный вывод, к которому приходит философ, следующий: «Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений» .

Однако широкого распространения слово «культура» не имело. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». И в словаре языка Пушкина слова «культура» мы не найдем: его полностью заменяет слово «просвещение», к которому он относился весьма неоднозначно. С одной стороны, Пушкин признает положительное для России влияние европейского Просвещения:

Но полно: мрачная година протекла,
И ярче уж горит светильник просвещенья

(«Второе послание к цензору» 1824)

С другой стороны именно у Пушкина с наивысшей силой прозвучало романтическое неприятие «оков просвещения», сближения просвещения и тирании:

Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

(«К морю» 1824)

Совсем иное осмысление давал слову «просвещение» Н.В. Гоголь. В 1846 году он писал «Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит» («Статья из «Переписки с друзьями»).

Гоголь раскрывает глубинный, исконный для русского сердца смыл понятия «Просвещение», видя в нем бесценное наследие христианской веры, таким образом, он представил другой взгляд на устоявшийся в русском сознании термин.

Гоголевскому пониманию и интерпретации просвещения вполне соответствует часто употребляемое в более поздние времена словосочетание «духовная культура» («культура Духа»).

Русские религиозные философы XX века Н.А. Бердяев (1874-1948) и П.А. Флоренский (1882-1943) дали свое толкование этимологии слова «культура», считая его производным не от «colere-cultura», указывающего на изначальную связь понятия с земледелием, но от «культа», то есть соотнося понятие «культура» непосредственно с религией, духовной сферой.

По словам Флоренского, «большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиваться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры».

Сходные идеи развивал и Бердяев: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается… Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Любопытно также толкование, какое позднее дал слову «культура» Н.К. Рерих (1874-1947). Художник не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез» даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур». «Культ, — размышлял художник, — всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь». Слово приобретало как бы двойное прочтение: в контексте европейской традиции «Культ света» (просветительский смысл) и в сопряжении с восточным мистицизмом.

Иной смысл приобретает слово «культура» с появлением на свет книги немецкого философа и историка культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». В данной работе автор противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». Цивилизация, по мнению Шпенглера, является гибелью культуры определенного народа. Эта идея о враждебности данных двух понятий давно бродила в умах европейских и российских философов, а , будучи оформленной Шпенглером в книге стала настоящей сенсацией.

Традиция противопоставления культуры и цивилизации в России уже имела свои национальные корни. Так, эту идею впервые высказал А. Блок в статье «Крушение гуманизма», ее поддерживал Н. Рерих.

И в двадцатый век слово «культура» перешло уже с именем Андрея Белого, который серьезно пытался осмыслить культуру как категорию. В докладе «Пути культуры» он отмечает: «Понятие «культура» отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие «наука», «искусство», «быт»; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда соорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего «Я»; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше «Я»; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то «Я»».

Таким образом, Белый определяет «культуре» свое собственное место и в жизни каждого человека, и в жизни нации. А это значит, что «культура» в ХХ веке становится тем объектом, который можно изучать, исследовать и выводить общие закономерности.

Материал представляет собой компиляцию из нескольких источников.

Ссылки по теме:

История слова «культура»
Культура и культуры
Сугай Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века

Источник: http://www.countries.ru/library/subscribe/etymology.htm

rus-vopros.livejournal.com

Памятники истории и культуры — О культуре

  1. Первый аргумент состоит в том, что памятники истории и культуры, как было сказано выше, выполняют важнейшие социальные и культурные функции в обществе. Следовательно, их нужно сохранять.
  2. Второй аргумент заключается в том, что памятники истории и культуры подвержены изменениям, разрушениям, посягательствам со стороны человека, природы, определенной политики, военных действий и т.д.
  3. Третий аргумент, о котором речь пойдет дальше, состоит в том, что памятники истории и культуры принадлежат всем людям (человечеству, россиянам, горожанам и так далее). Такая ситуация вызывает необходимость объединения людей для решения данной проблемы. Отсюда, мы должны все время осознавать важность памятников для человечества и выработать систему их защиты и охраны.

Иными словами, данная проблема должна получить общественное признание и решаться на мировом, национальном и муниципальном уровнях. Именно поэтому во всем мире создаются специальные организации, институты, правовые акты, акции, форумы, призванные решить данную проблему. На особом счету, разумеется, находятся выдающиеся памятники истории и культуры мира, сохранность которых берет на себя не только государство, но и всемирные организации.

Как было сказано выше, существуют специальные организации мирового уровня (в частности ЮНЕСКО), создающие список, куда входят выдающиеся  памятники истории и культуры мира. Кроме таких организаций, проблему сохранения памятников истории и культуры решают специальные структуры власти (в России это, например, Министерство культуры РФ и Правительство РФ, а также специальные комиссии, агентства, службы).

В России частично проблема сохранения памятников истории и культуры решается на уровне Федеральной службы, которая контролирует законодательные условия в области охраны российского культурного наследия. В наших регионах данную проблему также решают Департаменты, Комитеты культуры областей, округов, районов, городов. В их составе нередко присутствуют особые отделы, за которыми закреплены обязанности по сохранению региональных памятников истории и культуры. Кроме того, на эти отделы возложена функция контроля за данным процессом, координации деятельности в данном направлении.

okulture24.ru