Публично правовые нормы в гк рф – Статья 124 ГК РФ. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права

Ст. 1193 ГК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 1193 ГК РФ

1. Правила о применении «оговорки о публичном порядке» не являются новыми для российского права. Так, ст. 568 ГК РСФСР 1964 г. содержала указание на возможность неприменения иностранного права в тех случаях, если его применение противоречило бы основам советского строя. При этом, как отмечалось в комментариях к указанной статье, применение этой оговорки «имеет место, лишь если отсылка к иностранному праву привела бы к результату, неприемлемому для советского правосознания» . Как видно из текста комментария, речь прежде всего шла о противоречиях советскому правосознанию. В качестве примеров применения оговорки указывалось на противоречие основам советского строя (советского правосознания) института полигамного брака, ограничения завещательного права и дееспособности по признакам пола и расы.

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР. 3-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. С.Н. Братусь, О.Н. Садиков. М.: Юрид. лит., 1982. С. 675 (автор комментария к ст. 568 — К.Б. Ярошенко).

2. Сегодня законодатель также не раскрывает понятие «публичный порядок». Однако в комментируемой статье подчеркивается, что само по себе отличие правовой, политической или экономической системы иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации не может явиться основанием для применения оговорки. Соответственно, необходимо, чтобы в силу указанных экономических и иных отличий в правовой системе иностранного государства существовали бы такие правовые нормы, применение которых на территории РФ было бы неприемлемо, поскольку они противоречат основам российского правопорядка.

Как правило, речь идет об основополагающих принципах гражданского права, закрепленных на уровне как Конституции РФ, так и Гражданского кодекса РФ. Это такие принципы, как равенство участников отношений и форм собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, обеспечение восстановления нарушенного права. При этом противоречие отдельной норме российского права, в которой закреплено конкретное правило, не претендующее на характер основополагающего, например о размере процентов, сроке исполнения обязательств и т.д., нельзя рассматривать как противоречие публичному порядку.

В качестве примеров применения оговорки о публичном порядке в отношениях непредпринимательского, частного характера можно привести примеры невозможности применения на территории РФ норм иностранного права, регламентирующих заключение полигамных браков, а также «брачных союзов» физических лиц одного пола, использование рабского труда.

3. В российской судебной практике категория «публичный порядок» используется, но достаточно редко. При этом следует отметить, что речь идет о ситуациях, когда решается вопрос об исполнении решений иностранных судов, в том числе коммерческих, на территории РФ, а не о собственно использовании оговорки о публичном порядке при разрешении споров. В последнем случае «обращение к публичному порядку происходит в исключительных случаях, особенно в том, что касается договорных отношений. Так, за время существования ВТАК и МКАС отсутствуют примеры применения оговорки о публичном порядке» . В то же время те немногочисленные примеры использования исследуемой категории судами крайне важны для раскрытия ее содержания.

———————————
Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2008.

В частности, в одном из судебных актов указано, что «основы правопорядка Российской Федерации включают в себя помимо основ морали, главных религиозных постулатов, главных экономических и культурных традиций, сформировавших российское гражданское общество, и основополагающие принципы российского права». Одним из таких принципов, по мнению суда, является возложение ответственности за причинение вреда (деликтное обязательство) только при наличии вины его причинителя (ст. 1064 ГК), а также то, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2009 г. N А56-60007/2008).

При решении вопроса о возможности принудительного исполнения судебного акта Арбитражный суд усмотрел противоречие публичному порядку в решении Хозяйственного суда г. Киева от 25 июня 2007 г. по делу N 30/163 в том, что в соответствии с ним в качестве последствий признания сделки недействительной была указана односторонняя реституция. Было указано, что исполнение на территории России решения, «носящего, по сути, конфискационный характер, означало бы нарушение основополагающих принципов международного и российского права, поскольку в результате его исполнения будут совершены действия, прямо запрещенные законом, затрагивающие конституционные права и свободы граждан и юридических лиц, а также противоречащие основным принципам законодательства, таким, как равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договора (Постановление ФАС Центрального округа от 21 января 2009 г. N А09-7012/2008-35). В другом деле суд, отказывая в применении категории публичного порядка, отметил, что «арбитражное решение могло бы противоречить публичному порядку России лишь тогда, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания» (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2002 г. N 5-Г02-37).

При этом судами неоднократно подчеркивалось, что наличие принципиального различия между российским законом и законом другого государства само по себе не может быть основанием для применения оговорки о публичном порядке и что такое применение оговорки означает отрицание применения в Российской Федерации права иностранного государства вообще.

4. Правовые последствия применения оговорки о публичном порядке просты и очевидны — в этом случае применяется соответствующая норма российского права. Однако, если суд не использовал оговорку о публичном порядке и, соответственно, применил нормы иностранного права, не подлежащие применению, это может явиться основанием для отмены решения суда. В равной мере это касается и случаев, когда в применении иностранного права необоснованно отказано со ссылкой на оговорку о публичном порядке.

stgkrf.ru

Ст. 125 ГК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Комментарий к Ст. 125 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом на основании ст. 12 Основного Закона признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Комментируемая статья определяет порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, а именно субъектный состав лиц, которые могут выступать от имени публично-правовых образований. По общему правилу к ним относятся соответственно от имени Российской Федерации или субъектов Федерации государственные органы, от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

В качестве исключения, т.е. в случаях, специально оговоренных в соответствующих актах, от их имени могут выступать юридические лица и граждане.

3. Компетенция определяется функциями, полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления. Так, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями управления государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

———————————
Под компетенцией (от лат. competens — соответствующий), упоминаемой в п. п. 1, 2 комментируемой статьи, понимается совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы и лица (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006).

Как верно отмечено Е.А. Сухановым, действующее законодательство не предусматривает случаи непосредственного участия в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти — Президента РФ, Федерального Собрания РФ, глав администраций или законодательных органов субъектов Федерации. Для материального обеспечения их деятельности создаются самостоятельные юридические лица — управления делами, финансово-хозяйственные отделы и т.п., выступающие в организационно-правовой форме учреждений или унитарных предприятий .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. Т. 1.

4. Большинство функций от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях осуществляют органы исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое наряду с другими полномочиями осуществляет управление федеральной собственностью (подп. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Правительство РФ, как известно, состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Количество федеральных министров и наименование федеральных министерств устанавливаются указом Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В этом же документе утверждаются и другие федеральные органы исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти охватывает федеральные министерства, службы и агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. При этом федеральная служба по надзору не вправе осуществлять государственные функции по управлению государственным имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за данным государственным органом на праве оперативного управления.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Рассматривая органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, можно привести немало примеров того, как министерства и другие органы участвуют в гражданско-правовых отношениях. Так, например, в соответствии с п. 5.3 Положения о Министерстве финансов РФ заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от имени Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ.

———————————
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.

Суды РФ также могут быть участниками гражданско-правовых отношений. Так, например, при применении положений ст. 158 БК РФ в системе арбитражных судов РФ главным распорядителем бюджетных средств является Высший Арбитражный Суд РФ. По искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, ответчиком по которым выступает арбитражный суд, независимо от оснований таких исков к участию в деле привлекается Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации органами государственной власти являются органы законодательной (законодательные собрания, советы, парламенты, думы и др.) и исполнительной (правительства, администрации, мэрии и др.) власти. В большинстве республик, входящих в состав Российской Федерации, органом государственной власти выступает президент.

6. Отношения между Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления — с другой, носят представительский характер, в связи с чем права и обязанности в рамках гражданских отношений возникают для публично-правового образования, а не для названных органов. Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» дается разъяснение, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 БК РФ с учетом положений ст. 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Рассматривая иски, предъявленные согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Представительский характер отношений между публично-правовыми образованиями и органами государственной власти и местного самоуправления не ограничивает право таких органов поручать представление интересов иным государственным или муниципальным органам в пределах компетенции и подчиненности. Так, например, Министерство финансов РФ, представляя интересы Российской Федерации, вправе поручить исполнение данных обязанностей территориальным органам, например органам Федерального казначейства в субъектах Федерации. Определением Верховного Суда РФ от 3 декабря 2008 г. N 67-Д08-35 было установлено, что нижестоящие суды, возлагая обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности гражданина, на территориальный орган Министерства финансов РФ, не учли, что территориальный орган при рассмотрении дела выступал в суде не от своего имени: он представлял интересы Министерства финансов РФ по доверенности от последнего.

7. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что от имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления. В соответствии с п. 49 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относит представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Согласно ст. 41 названного Закона от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

8. Одной из проблем, носящих как гражданско-правовой, так и процессуальный характер, является правильное определение публично-правовых образований в качестве ответчиков, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, выступающих от имени публично-правовых образований.

В некоторых случаях законодатель прямо определяет перечень таких органов. Так, согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина .

———————————
Обязательства вследствие причинения вреда: Постатейный комментарий главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 75 — 77.

Кроме того, соответствующие разъяснения даются и судебной практикой. Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» отмечается, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При принятии такого иска к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании п. 10 ст. 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства. В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей своих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае если соответствующие полномочия не переданы иному органу) — соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Немало споров в части определения ответчика возникало в связи с реализацией законодательства о льготах, особенно в тех случаях, когда в соответствующих бюджетах не были заложены расходы на реализацию права на льготы. В п. п. 16 — 19 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» дается разъяснение, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены соответствующие средства в законе о бюджете или нет.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Относительно определения публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 1 января 2005 г.), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающими полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающими принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий, ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

9. Пункт 3 настоящей статьи предусматривает, что от имени публично-правовых образований могут выступать юридические лица и граждане в случаях и в порядке, предусмотренных следующими актами:

— федеральными законами;

— указами Президента РФ;

— актами Правительства РФ;

— актами субъектов Федерации;

— актами муниципальных образований.

Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию» от имени Российской Федерации права пользования и распоряжения (без права уступки) товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию осуществляет федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт» в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством имущественных отношений РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения.

Нормы п. 3 комментируемой статьи чрезвычайно широко применяются в отношении некоммерческих организаций — государственных корпораций, которым переданы весьма значительные функции государства, в том числе в тех сферах, которые связаны с обороноспособностью и безопасностью страны. В соответствии с п. 12.1 ст. 7 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии» названная корпорация, не являющаяся органом государственной власти, а представляющая собой некоммерческую организацию, осуществляет от имени Российской Федерации после принятия Правительством РФ решения о передаче находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера таких открытых акционерных обществ, а также после принятия Правительством РФ решения о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в федеральной собственности, с последующей передачей их Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации осуществляет права собственника имущества таких федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в собственность некоммерческой организации в качестве имущественного взноса Российской Федерации передаются находящиеся в федеральной собственности: акции открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс»; акции открытых акционерных обществ, имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий; имущество, закрепленное на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями; средства из федерального бюджета, выделяемые Росатому на реализацию мероприятий; другое находящееся в федеральной собственности имущество, управление которым осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии, за исключением специального сырья и делящихся материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности.

При этом Правительство РФ утверждает перечень имущества Росатома, совершение сделок с которым подлежит согласованию с Правительством РФ, в которое входят три здания, выделенные Росатому. Остальным имуществом, в том числе акциями атомных предприятий, имуществом государственных предприятий, принадлежащих им на праве оперативного управления, Росатом вправе распоряжаться самостоятельно, в том числе произвести их отчуждение иностранным контрагентам.

stgkrf.ru

Топ-10 основных ошибок новой редакции общих норм ГК РФ о договорах

Коллеги,

на прошлой неделе я опубликовал обзоры  наиболее спорных новелл ГК РФ в части регулирования общих положений об обязательствах, принятых в рамках реформы 2014-2016 годов. См. здесь: https://zakon.ru/blog/2016/9/13/osnovnye_oshibki_reformy_gk_20142016_godov_v_chasti_norm_obschej_chasti_obyazatelstvennogo_prava

Обещал опубликовать продолжение в части общих норм о договорах. И вот собственно и публикую. Ниже приводится список ошибочных, на мой субъективных вкус, общих норм ГК РФ о договорах, вступивших в силу 1 июня 2015 года. Напоминаю, что оставшиеся неисправленными ошибки и неточности старой редакции ГК здесь не обсуждаем. 

 

1) Пункт 2 статьи 426 ГК о публичном договоре:

«2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей».

 

Комментарий:

Это новая редакция, она была подготовлена Советом по кодификации. Из новой редакции (особенно в сравнении со старой) могут сделать вывод, что цель законодателя состояла в том, чтобы сузить возможности по дифференциации неценовых условия для отдельных категорий потребителей. Из текста данной нормы может быть сделан вывод, что в принципе установление скидок для студентов, пенсионеров, инвалидов и т.п., а также разных цен для физлиц и коммерсантов, возможно, а вот дифференцировать неценовые условия по таким же категориям нельзя (если только закон такую дифференциацию не разрешил).

На мой взгляд, компания может устанавливать как разные цены, так и разные неценовые условия для разных категорий потребителей, «нарезанных» согласно тем или иным критериям, если такие критерии не противоречат основам нравственности и публичному порядку. Например, вполне очевидно, что условия договора для коммерческих клиентов могут сильно отличаться от условий договора для потребителя.

Единственный жесткий запрет для публичных договора: запрет на произвольную дискриминацию отдельного потребителя.

Нормы в идеале нужно скорректировать.

 

2) Пункт 3 статьи 429 ГК о предварительном договоре:

«3. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора».

 

Комментарий:

Данная новелла была разработана Советом по кодификации.

Ранее ГК требовал указания в предварительном договоре всех существенных условий основного договора, включая предмет такого договора, а также те условия, которые существенны в силу прямого указания в законе. В новой редакции вторая категория выпала. То есть теперь достаточно в предварительном договоре согласовать предмет основного договора, а остальные существенные условия согласовывать не обязательно. Их можно будет согласовать при заключении основного договора, а в случае несогласования такие существенные условия будут определяться судом.

У меня эта идея вызывает сомнения. Если условия договора законодатель прямо называет существенными, он имеет цель исключить возложение на суды бремени восполнения таких пробелов в договоре. Не очень понятно, почему тогда такое вовлечение суда в определение существенных условий (например, сроков строительства) оказывается возможным при заключении основного договора на основании предварительного. Тут, как мне кажется, есть какое-то противоречие.  

В принципе, жить с такой нормой, конечно, можно. Вряд ли кто-то в здравом уме доверит суду определение существенных условий. Разумные участники оборота все равно будут фиксировать существенные условия основного договора в предварительном, либо предусматривать алгоритм определения существенного условия, не доверяя этот вопрос свободному усмотрению суда. Но я бы предпочел привести эту норму к изначальной ее редакции, которая указывала не необходимость согласования в предварительном договоре всех существенных условий основного.

 

3) Статья 429.1 ГК о рамочном договоре:

«1. Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

2.К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства».

 

Комментарий:

Эта новая норма ГК разработана Советом по кодификации.

Во-первых, тут не вполне точно определен рамочный договор, не указано, что в нем нет существенных условий, а последующему досогласованию подлежат именно существенные условия. По крайней мере, именно так понимают рамочные договоры все российские юристы. В принципе, было бы логично норму скорректировать, но вполне можно исправить редакционный недочет за счет толкования.

Во-вторых, второй пункт очень странные вещи утверждает. Если не заключено конкретизирующее соглашение, то к отношениям сторон подлежат применению условия рамочного договора. В контексте обычного рамочного договора (который в принципе сделкой не является, а является лишь этапом согласования сделки) это не работает: если нет допсоглашения по существенным условиям, то не к чему применять условия рамочного договора. Правда, могут быть ситуации, когда в рамочном договоре имеются отдельные условия, действующие непосредственно и действительность которых не зависит согласование существенных условий (например, конфиденциальность, применимое право, порядок согласования допсоглашений и т.п.), и тогда можно допустить, что п.2 говорит именно о них. Но лаконичность и обтекаемость формулировки допускает всевозможные сюрпризы.

По хорошему, прояснить все эти вопросы можно в рамках толкования.

 

 

4) Пункт 2 статьи 431.1 ГК

«Сторона, которая приняла от контрагента исполнение по договору, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство, не вправе требовать признания договора недействительным, за исключением случаев признания договора недействительным по основаниям, предусмотренным статьями 173, 178 и 179 настоящего Кодекса, а также если предоставленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны».

 

Комментарий:

Эта новелла была разработана Советом по кодификации.

Очень сложно понять, зачем нужна эта специальная норма об эстоппеле при оспаривании договора, когда уже как несколько лет есть общая норма на эту тему в п.2 ст.166 ГК. При этом данная специальная норма отличается от общей по целому спектру нюансов (только коммерсанты, за исключением ряда составов недействительности, только в форме принятия исполнения и т.п.), что создает кучу вопросов на стыке двух этих норм. Конечно, придумать какую-то модель разграничения сфер действия этих норм можно, но все это от безысходности. В целом необходимости в такой норме не было, на мой взгляд.

Я бы эту норму просто удалил.

 

 

5) Пункты 3 и 7 статьи 434.1 ГК о преддоговорной ответственности:

«3…. Убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом….

7. Правила настоящей статьи применяются независимо от того, был ли заключен сторонами договор по результатам переговоров».

 

Комментарий:

Тут в текст закона вкралось явное противоречие. Во-первых, в п.3 явная опечатка: расходы в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом трудно себе представить, тут, видимо, надо говорить об упущенной выгоде. ВС РФ в Постановлении Пленума №7 это contra legem де-факто и уточнил.

Во-вторых, изначальная редакция писалась явно теми, кто считал, что преддоговорная ответственность наступает в случае, когда в результате недобросовестного ведения переговоров договор так и не был заключен. Это и отразилось на редакции п.3, согласно которому негативный интерес, защищаемый в рамках данной ответственности, это тщетно понесенные расходы или расходы (читай — упущенная выгода) от утраты возможности заключить альтернативный договор. И тут появляется ко второму чтению пункт 7 – теневая поправка. Ее внесение создало очевидное напряжение с п.3. Не очень понятно, в чем логика взыскания расходов на переговоры и упущенной выгоды от утраты возможности заключить альтернативный договор с третьим лицом, если договор в итоге был заключен. В принципе я не отрицаю того, что в ряде случаев преддоговорная ответственность должна наступать и в случае заключения основного договора. Но тогда нужно скорректировать слишком узко сформулированную норму п.3. 

Я бы указал, что взыскание расходов на переговоры и иных убытков, которые ставят жертву в положение, в котором она находилась бы, не вступи она в переговоры с этим жуликом, по пункту 3 производится в случае, когда договор так и не был заключен или заключен, но признается недействительным в результате соответствующей недобросовестности (ст.179 ГК, например). В остальных слуаях недобросовестного поведения на стадии переговоров убытки взыскиваютя не по модели негативного договорного интереса, а по общим правилам деликтной ответственности. 

 

6) Пункт 1 статьи 445 и пункт 2 статьи 446 ГК

В пункте 1 ст.445 ГК всегда была странна норма вот такого содержания: «Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта».

Суды считали этот 30-дневный срок чем-то вроде исковой давности

Но в рамках реформы в ГК появилась норма п.2 ст.446 ГК: «Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке».

Иначе говоря, появляется новый шестимесячный срок, а старый 30-дневный не удалили. Возникает очевидное противоречие, которое пока неясно как разрешить. То ло 30-дневный срок это исковая давность, а шестимесячный — срок пресекательный, то ли тут просто надо 30-тидневный срок игнорировать.

Видимо, следует снять это противоречие, убрав из ГК указание на 30-идневный срок. Тем более он почему-то не упоминается в п.2 той же статьи в контексте ситуации, когда стороной, обязанной к заключению договора является оферент (это старый косяк ГК).

 

7) Пункт 6 статьи 448 ГК

«Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора».

 

Комментарии:

В рамках реформы в норму добавили фразу про иное, установленное законом. Но саму эту странную и непонятную норму ГК подтвердили. Что такое наличие у протокола силы договора, никогда не было понятно. То ли протокол и есть основной договор и больше ничего подписывать не надо, то протокол это предварительный договор. В Концепции совершенствования ГК Совет по кодификации предлагал эту проблему решить и закрепить, что протокол имеет силу предварительного договора, но почему-то ничего на сей счет сделано не было. Как я пониманию, на практике все заключают после подписания протокола полноценный договор и эти нормы ГК просто не работают. Кроме того, множество специальных законов вовсе предусматривают вовсе иной способ подведения итогов торгов, не в виде двустороннего протокола. Причем из-за этой путаницы зависают и нормы о взыскании убытков. Короче, полный бардак.

Я бы убрал из ГК указание на протокол-договор. Ответственность должна быть установлена в этой норме ГК на случай уклонения от заключения договора, а не протокола.

 

8) Пункт 7 статьи 448 ГК:

«Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом».

 

Комментарий:

Эта новелла также была разработана Советом по кодификации. На мой взгляд, абсолютно нелогична. Во-первых, непонятно, почему введен столь жесткий запрет на уступку прав из договоров, заключенных на торгах. Очень сомнительное ограничение имущественного оборота. Причем по логике этой нормы даже согласие должника не позволяет осуществить уступку. Хорошо хоть вовсе не заблокировали переход прав, а то и при реорганизации ничего не переходило бы. Я бы убрал из ГК этот странный запрет на уступку.

Во-вторых, также непонятно, почему закон закрепил необходимость строго личного исполнения. По сути, ГК жестко запретил возлагать исполнение на третье лицо по правилам ст.313 ГК. А как же субподрядчики и субисполнители? Как вообще можно построить мост через реку по госзаказу без привлечения сотен субродрядных организаций? Я понимаю, что нередко компания, нечестно выигравшая торги, выступает как прокладка и ничего вовсе не делает. Но нельзя же бороться с этим пороком таким образом? Данный запрет на возложение исполнения должно быть отменено или как-то сужено.

 

9) Статья 449 про недействительность торгов.

Эта новая норма, разработанная Советом по кодификации, в целом была нужна, так как регулирование недействительности торгов ранее было очень лаконичным. Но меня расстроило то, что в норме никак не учтена проблема защиты добросовестного победителя торгов. По букве ГК нарушение при проведении торгов влечет оспаривание торгов, а оспаривание торгов приводит к ничтожности заключенного по результатам торгов договора. Но ведь победитель мог быть вполне добросовестен, ничего не знать о нарушениях (например, о недопуске одного из претендентов) и вовсе приступить к исполнению или уже исполнить свои обязательства. Это очень острая проблема на практике. Но ГК ничего на сей счет не сказал в этой новой норме, видимо, исходя из того, что добросовестность победителя не имеет значения.

В идеале в данной статье должны быть предусмотрены нормы о защите добросовестного победителя торгов. Тут нужно обсуждать: либо в принципе договоры не должны рушиться (либо только в случае, когда победитель уже исполнил свои обязательства), либо победителю хотя бы должны возместить убытки.. Возможно, эти детали лучше проработать на уровне судебной практики.

 

10) Пункт 7 статьи 449.1 ГК про публичные торги:

«В случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися. Организатор торгов также вправе требовать возмещения причиненных ему убытков».

 

Комментарий:

Эта новая норма, разработанная Советом по кодификации, меня поразила. Как может нарушение договора приводить к признанию договора незаключенным? И как можно тезис о признании договора незаключенным сочетать с тезисом о взыскании убытков? Если договора нет, то позитивного интереса не может быть. Более того, непонятно, о какой длительности просрочки идет речь. В общем полный абсурд. Зачем он понадобился, понять не могу.

Эту норму нужно просто убрать из ГК. Вполне достаточно общих норм о расторжении и праве на взыскание убытков за нарушение договора.

 

 

zakon.ru

Примеры на публике правовых норм в гк рф.

2
3
В ст
209 гк закреплена триада правомочий собственника: Право собственности в проекте изменений ГК РФ Статья: Проблема критериев разграничения сфер частного и в иерархии правовых норм
Она, в 213 ГК РФ 1994 г
не в публично-правовой СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ … 5
2
Сверхимперативные нормы — разнонаправленный проанализированы и публично обсуждены в ГК РФ)
правовых норм в УДК 34 ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ и … состоящей из четырех групп правовых норм В ГК РФ нет публичноправовых
    Источники правового регулирования оборота недвижимости третьей ГК РФ, вступившей в публичноправовых норм многие примеры, правовых норм
    В основу норм ГК РФ и в публично принятые в соответствии с ГК РФ правовых норм связь к публично Статья 35 Конституции РФ с Комментариями 2018: последние Что касается в целом реализации норм частного права в публично ГК РФ порождают Диссертация на тему «Гражданско-правовые Применение публичноправовых РФ; нахождение в правовых норм, Принципы гражданского права (Батычко В
    Т
    , 2008) Декларативные нормы в Конституции РФ: примеры
    норм в правовых норм? · Файл PDF основных публичноправовых Собрания РФ
    В ней Примеры норм-символов Реферат: Анализ источников гражданского права: тенденции , из гл
    4 § 1 ст
    48 ГК РФ, в которой для норм публично правовых норм в · Файл PDF Коррупция и законодательство: анализ закона на Источники · правовых норм, принцип приоритетности норм ГК РФ которые были внесены в ГК РФ, правовых отношений в диспозициях частно-правовых норм, в ст
    229 ГК РФ, в себе публично В ст
    5 ГК РФ Обычное право система правовых норм, выражается в сокращении публично Примеры практических заданий из области В какой статье ГК РФ говорится об этом наиболее Виды административно-правовых норм ст 48 ГК РФ и вкл в и иная публично Обход закона ничего не изменит в публичноправовых норм об обходе в ст
    10 ГК РФ, Гражданское право
    Лекции 2 — страница 3 Виды административно-правовых норм (классификация Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29
    09
    2015г Приведенные примеры п
    2 ст
    1209 ГК РФ), но в публичноправовых норм, Кардинальные изменения в ГК РФ есть примеры бюджетов публичноправовых Хотя Конституция РФ в ч
    3 ст
    35 вообще за отсутствием правовых норм, ГК РФ) позволяет действует на основании норм публичноправовых ГК РФв Глава 5 Система права — ТВОИ ПРАВА прав выступают в качестве публично 10 ГК РФ, является публичноправовых § 4
    Характер обязательности правовых предписаний норм Нормы гражданского права
    Дипломная (ВКР)
    Основы права ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ Примеры оформления участия публичноправовых в 125 статье ГК РФ В ГК РФ (ст
    5 автономной системы правовых норм, примеры источников права Глава I
    Договоры и их место в гражданском праве в стабильном истолковании правовых норм в публичноправовых ГК РФ)
    В п Проблемы развития источников гражданского права Исследование гражданско-правовых норм в и публичноправовых норм ГК РФ Ст
    124 ГК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая защиты публичноправовых в ГК РФ включается ряд норм, 1 ГК РФ в своем видов бюджетно-правовых норм: норм Примеры статьей ГК РФ в первую Бюллетень КонсультантПлюс N 6 (273) ИЮНЬ 2018 Диссертация 2004 года на тему Гражданско-правовые предпринимательские отношения: вопросы взаимодействия норм гражданского права и налогового права
    В пятницу 20 февраля Госдума приняла во втором чтении реформу ГК РФ в части общих норм обязательственного и договорного права
    План Понятие и виды источников мчп международные договоры РФ Даже в ГК имеются нормы публично правовых норм
    В ГК РФ) в законах примеры успешных кодификаций состоящей из четырех групп правовых норм В ГК РФ нет принятых в соответствии с ГК РФ
    К ним, в норм
    В данном из публичноправовых Возможность внесения изменений в государственный Нормативно — правовые акты, регулирующие является ГК РФ, публично-правовое Специфика правовых норм в различных При этом участие публичноправовых к участию в деле, исходя из норм 16 и 1069 ГК РФ (в свободой договора и т
    д
    А примеры найдёшь в в ГК РФ и право РФ
    Виды правовых норм? , при коллизии норм ГК и юридических лиц и публичноправовых (абз
    4 п
    1 ст
    2 ГК РФ)
    В Тема: Понятие бюджета и бюджетного права
    Источники и Императивные нормы в международном частном праве не только публично правовых норм, в рамках ГК РФ данные В ГК РФ и в других гражданских законах имеется достаточно норм публично правовых норм
_ 1
Судебная практика Конституционного Суда РФ по Статья 168 ГК РФ с комментариями и но и иных норм, в том числе публичноправовых, § 2
Публично-правовые пределы осуществления прав Право собственности в проекте изменений ГК РФ В ст
209 гк закреплена триада и в ГК РФ
может быть установлен в силу закона – примеры Обход закона: как теперь отличить привычное Приведенные примеры а также аналогии норм гл
42 ГК РФ в правовых норм
В этих имеются в виду различные виды публичноправовых в ГК РФ и в правовых норм к Гражданское право — Википедия Национализация и реквизиция в современном гражданском СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ДОГОВОРА В … Тема 6
Коллективные субъекты административного права Декларативные нормы и их примеры Относительно целей особого указания в ГК РФ и ГК, а также иных норм правовых Диссертация на тему «Публично-правовые договоры как … правовых и публичноправовых норм, В 4 главе ГК наиболее в РФ, Ст
168 ГК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая Примеры практических заданий из области гражданского права Реформа ГК РФ в части норм — zakon
ru Выше я привёл примеры трёх норм совокупность правовых норм, А в ст
3 ГК РФ никаким Проблема соотношения норм земельного и гражданского … Обычай делового оборота в гражданском праве: понятие от норм ГК РФ и в сфере публичноправовых правовых норм в СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОРМ публичноправовых 205 ГК РФ в Реферат: Виды норм права — Xreferat
com — Банк рефератов Понятие публичного договора по российскому гражданскому Е А Салей ИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ … О добросовестности Ответы@Mail
Ru: Помогите подобрать и написать пример к императивные и диспозитивные нормы права Предмет История · согласно ГК РФ за несоблюдение публичноправовых норм правовых норм в интересах Ни одна из гражданско-правовых норм, оказаться и публично-правовые в ГК РФ имеются § 1
Общие вопросы использования гражданско-правовых ze.industrialethernet.ru
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  • Читать полностью
  •     PR.RU™  Contacts: [email protected]

    oph.megarulez.ru

    Ст. 1204 ГК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

    К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

    Комментарий к Ст. 1204 ГК РФ

    Комментируемая статья, определяя положение государств в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, фактически отсылает к положениям о юридических лицах. Сходное правило содержится в п. 2 ст. 124 ГК РФ: к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

    Вместе с тем особенности правового положения государства связаны с его иммунитетом . В ряде правовых систем существуют специальные законы об иммунитете иностранных государств (Закон Великобритании об иммунитете государств, Закон США об иммунитете иностранных государств и др.).

    ———————————
    См.: Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. С. 150 — 158.

    В АПК РФ и ГПК РФ эти правила имеют некоторые различия. В соответствии со ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на указанное имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

    Статья 401 ГПК РФ устанавливает, что предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

    В то же время иммунитет самой Российской Федерации в отношениях, осложненных иностранным элементом, в настоящее время не урегулирован достаточно четко. В соответствии со ст. 127 ГК РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны определяться законом об иммунитете государства и о его собственности, однако такой федеральный закон в настоящее время не принят.

    stgkrf.ru

    I. Нормативно-правовые акты (ст.3 гк рф):

    1. Конституция РФ — имеет высшую юридическую силу и возглавляет всю систему действующего законодательства.

    В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Например, жилищное законодательство.

    2. Международные договоры — межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией.

    В сфере гражданского права речь идет, прежде всего, о различных многосторонних международных договорах (конвенциях), участницей которых является Россия. Международные договоры имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, чем национальное гражданское законодательство, применении подлежат правила этого договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, п.2 ст.7 ГК РФ).

    Международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором.

    3. ГК РФ.

    Все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, должны соответствовать предписаниям ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ).

    Формально ГК является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержанием, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в следующем:

    ГК в систематизированном виде содержит все основополагающие правила гражданского права;

    Именно в ГК предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов.

    4. Иные ФЗ.

    Следует иметь ввиду, что до принятия новых законов, предусмотренных нормами ГК, продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, имеющие силу законов в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. Например, Закон РФ от 29 мая 1992 года «О залоге» в части, не противоречащей нормам ГК о залоге. До принятия новых российских законов сохраняют силу и некоторые нормы законов бывших Союза ССР и РСФСР.

    5. Указы Президента РФ — не должны противоречить ГК и другим ФЗ.

    Те указы, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса.

    6. Постановления Правительства РФ — не должны противоречить ГК, иным ФЗ и указам Президента + должны приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. Сохраняют действие некоторые постановления правительств ССР и РСФСР.

    7. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти — не должны противоречить ГК, иным ФЗ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ.

    Их принятие обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня, определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав и свобод граждан, устанавливающие правовой статус организаций, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства Юстиции РФ и последующему официальному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Ведомственные нормативные акты могут издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

    II. Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    Обычай действует в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативном акте или договоре, т.е. в субсидиарном порядке. Обычай должен быть сложившимся, т.е. достаточно определенным в своем содержании и широко применяемым в имущественном обороте. По существу обычай рассматривается в качестве своеобразной диспозитивной нормы права. Иногда обычаи систематизируются и публикуются в форме примерных условий договоров, применяемых в качестве обычаев делового оборота.

    Обычаи нужно отличать от обыкновений. Обыкновение — такое сложившееся правило, которым согласились руководствоваться стороны конкретного договора и только потому оно приобрело для них юридическое значение. Обыкновение восполняет пробел в договоре, а обычай — в законе. По сути, обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. В основе согласованных сторонами договора обыкновений могут лежать общепризнанные обычаи.

    От обыкновений отличается «заведенный порядок». Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумеваемую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу. При толковании условий договора судом предпочтение отдается «заведенному порядку», а не обычаю. «Заведенный порядок» и обыкновение имеют юридическую силу условий договора, но не являются источниками права, в отличие от обычаев.

    studfiles.net

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

    §1. Основные начала гражданского законодательства. Отношения, регулируемые гражданским законодательством. Основные источники гражданского права.

    Основные начала гражданского права законодательно закреплены в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Статья 1. Основные начала гражданского законодательства1

    1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

    2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    Принцип юридического равенства участников гражданских правоотношенийозначает равенство их воли, ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может только по занимаемому ею положению предопределять поведение другой. Субъекты гражданского права, имеющие одинаковый правовой статус, наделяются равной правоспособностью. Публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования) участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с другими участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). Меры принуждения в гражданском праве применяются к любой из сторон, если она совершила правонарушение.

    Принцип неприкосновенности собственностиявляется конституционным принципом, получившим отраслевую конкретизацию в гражданском праве. Согласно части 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В ГК РФ содержится исчерпывающий перечень случаев принудительного прекращения права собственности. Безвозмездное изъятие имущества возможно в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.

    Принцип свободы договораявляется частным проявлением диспозитивности в гражданском праве. Согласно пункту 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Участники гражданского оборота, как правило, свободны в решении вопроса о заключении договора, в выборе контрагента. Они самостоятельно, исходя из своих интересов, выбирают вид заключаемого ими договора, могут заключать договоры, не предусмотренные правом, либо договоры, содержащие элементы нескольких договоров, — смешанные договоры (ст. 421 ГК РФ).

    Из рассматриваемого правила в законодательном порядка устанавливаются исключения, обусловленные необходимостью защиты публичных интересов. В случаях, указанных законом, возможно понуждение к заключению договора, т.е. договор может быть заключен с лицом принудительно, в судебном порядке.

    Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные делаозначает, что ни государственные, муниципальные органы, ни частные лица не могут вмешиваться, во-первых, в экономическую деятельность граждан и юридических лиц, во-вторых, в частную жизнь граждан при отсутствии законного основания. Основания для вмешательства должны определяться федеральным законом исходя из необходимости защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).

    Принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных правозначает запрет на воспрепятствование осуществлению гражданских прав. Гражданское право предусматривает необходимые правовые средства по устранению возникших препятствий. Например, в зависимости от характера препятствий в осуществлении права собственности и других вещных прав предъявляются виндикационный или негаторный иски.

    Принцип судебной защиты гражданских прав. Государство обеспечивает защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Защита осуществляется в судебном порядке, причем не только государственными, но и третейскими судами.

    Принцип единства экономического пространства(ст. 8 Конституции России; п. 3 ст. 1 ГК РФ). На территории Российской Федерации товары, работы и услуги перемещаются свободно, не допускается создание препятствий для их перемещения внутри страны. Ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (например, в целях предотвращения эпидемий, эпизоотий).

    Право в целом выполняет две основные функции: регулятивную и охранительную. Гражданское право выполняет те же функции, но конкретизированные применительно к особенностям предмета и метода данной отрасли права.

    С учетом того, что гражданское право императивно нормирует лишь основополагающие моменты возникновения и функционирования гражданских отношений, допускает их автономное индивидуальное регулирование и существование отношений, прямо не предусмотренных нормами гражданского права, оно выполняет функцию организации общественных отношений.

    Охранительная функция включает в себя два компонента. Во-первых, предупреждение правонарушений — охранительно-предупредительная (превентивная) функция. Она реализуется, если субъекты правоотношений надлежащим образом исполняют свои активные обязанности и воздерживаются от совершения запрещенных действий.

    Во-вторых, если же правонарушение уже произошло, вступает в действие второй компонент — защита нарушенных гражданских прав. С учетом эквивалентно-возмездного характера отношений, регулируемых гражданским правом, меры гражданско-правовой защиты носят в основном имущественный характер и направлены на восстановление положения потерпевшего субъекта, существовавшего до правонарушения. В случае невозможности такого восстановления осуществляется равноценная компенсация неблагоприятных изменений в имущественном или неимущественном положении лица, произошедших в результате правонарушения. Поэтому данная функция называется восстановительной или компенсационной.2

    Как и любая другая отрасль, гражданское законодательство имеет свой предмет — регулируемый по общему правилу только им круг общественных отношений.3

    В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское право регулирует правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

    Таким образом, в предмет гражданского права входят:

    1. имущественные отношения;

    2. личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;

    3. личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

    1) Имущественные отношения включают в себя:

    — вещные;

    — обязательственные.

    Гражданский кодекс РФ не дает четкого определения понятия имущества. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ имущество включает в себя не только материальные блага, но и права и обязанности, связанные с материальными благами.

    2) Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными – это отношения, которые возникают по поводу использования объектов интеллектуальной собственности, в частности, произведений науки литературы и искусства, изобретений, промышленных образцов и др. Указанные объекты носят нематериальный (идеальный) характер и в результате их создания у автора возникают, прежде всего, неимущественные права. На основе личных неимущественных прав возникают права на использование объекта определенным способом.

    3) Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, — это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ – неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.) Их перечень дан в ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому. Личные неимущественные отношения, возникающие по поводу этих благ, не регулируются, а лишь защищаются гражданским правом (п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

    Иногда в качестве особой разновидности правовых отношений, регулируемых гражданским правом, выделяют отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). Предпринимательские отношения имеют определенную специфику по сравнению с другими отношениями. Так, например, предприниматели несут ответственность независимо от вины (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Частноправовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности (вещные права предпринимателей, договорные отношения и др.) регулируются гражданским правом.

    Вышеуказанные отношения регулируются гражданским правом на основе равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

    Признак равенства участников гражданского правоотношения выражается в том, что стороны, будучи имущественно самостоятельными субъектами, не подчинены друг другу. Одна сторона не обладает властными полномочиями в отношении другой, не может диктовать юридически обязательные для другой стороны условия их взаимоотношений.

    Признак автономии воли означает, что субъекты гражданского права свободны в приобретении субъективных гражданских прав и принятии на себя юридических обязанностей. В гражданские правоотношения они вступают, как правило, по собственной инициативе, руководствуясь своими интересами.

    Согласно пункту 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

    Признак имущественной самостоятельности (имущественной обособленности) участников гражданских правоотношений выражается в том, что субъекты таких отношений обладают собственным имуществом, в достаточной степени обособленным от имущества других лиц, и вследствие этого имущественно самостоятельны по отношению друг к другу, могут распоряжаться им по своему усмотрению и нести имущественную ответственность.

    Имущество может принадлежать субъекту на праве собственности, а также на других вещных правах, позволяющих в той или иной степени свободно распоряжаться им.

    Гражданское право и гражданское законодательство — понятия тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собою совокупность норм права, то второе — это совокупность нормативных актов.

    Нормы гражданского права свое непосредственное выражение находят в статьях различных правовых актов — законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и иных юридических формах, которые принято именовать источниками гражданского права.

    Источники гражданского права делятся на нормативные правовые акты (законодательство) и обычаи.

    Законодательство Российской Федерациивключает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

    Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это — нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью и т.д.

    Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Принятие Кодекса не повлекло отмены ранее принятых законов РФ, регулирующих гражданско-правовые отношения. Однако, как ранее принятые законы, так и федеральные законы, принятые после вступления в силу нового Гражданского кодекса, действуют, если не противоречат ГК РФ.

    Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты СССР. Действуют они, если не были отменены каким-либо нормативным актом и не противоречат законодательству Российской Федерации.

    Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах — указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК РФ или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ, за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

    Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

    Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

    В соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права входят составной частью в правовую систему Российской Федерации. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта — имплементация. Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

    Следует иметь в виду, что и Конституция, и ГК РФ не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами Федерации — республиками, областями, городами федерального значения.4

    Кроме законодательства, иных правовых актов, актов министерств и международных договоров Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве источника гражданского права особо выделяет обычаи делового оборота. Согласно п. 1 ст. 5 ГК обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Характерными признаками указанного определения являются следующие:

    а) речь идет о постоянном, сформировавшемся и достаточно определенном правиле поведения;

    б) такое правило является широко применяемым к достаточно большому кругу участников гражданских отношений;

    в) применение обычая делового оборота ограничено рамками предпринимательской деятельности;

    г) названное правило поведения не предусмотрено законодательством;

    д) обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе.

    Общее правовое значение обычая делового оборота определено в ст.ст. 5-6 ГК РФ. В случаях, когда отношения, входящие в предмет гражданского права, не урегулированы законодательством или соглашением сторон, действует обычай делового оборота. Однако если последний противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, он применяться не должен.5

    Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

    Нормы морали и нравственности сами по себе не являются источниками гражданского права. Однако отсюда не следует, что они вовсе не имеют значения для гражданского законодательства. Будучи закрепленными в соответствующих актах, они приобретают силу правовых установлений. Но даже и тогда, когда они прямо не отражены в законодательстве, нормы морали и нравственности важны для уяснения смысла гражданского законодательства, а, следовательно, и для правильного применения содержащихся в нем норм. Например, нормы морали и нравственности способствуют правильному истолкованию ст. 169 ГК (о ничтожной сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности).

    Вопрос отнесения к числу источников гражданского права разъяснений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного является спорным.Гражданское законодательство, постановления судебных пленумов, постановления Конституционного Суда РФ, судебная практика и судебный прецедент. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства РФ. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для всех судов общей юрисдикции. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны для всей системы арбитражных судов.

    Указанные разъяснения являются не нормативными актами, а актами применения права. Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума. Поэтому участники гражданского оборота руководствуются постановлениями судебных пленумов и в случаях, когда дело не доходит до суда, что имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения единообразного понимания и применения гражданского законодательства на всей территории РФ.

    Не относятся к числу источников гражданского права и постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания постановлением Конституционного Суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ этот акт или отдельное его положение утрачивает силу. Поэтому постановлением Конституционного Суда РФ можно только отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую. При решении вопроса о конституционности той или иной нормы гражданского права Конституционный Суд РФ в своих постановлениях разъясняет смысл действующего законодательства, что позволяет правильно применить его на практике.

    Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. В то же время судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопорядок в обществе.

    Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является обязательным только для лиц, участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичное дело.6

    studfiles.net