Психология личности понятие личности – 13. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

Содержание

Лекция 3 Психология личности

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Определение понятия «личность». Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»

Реальность, которая описывается понятием «личность», про­является уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась «личина» — лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению — это определенная соци­альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приоб­ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб­ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще­стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С.Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци­ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «че­ловек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позво­лит более полно раскрыть последнее.

Человек это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к челове­ческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «соб­ственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

2. Исследования личности: этапы, научные подходы

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться од­ной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности, все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и измене­ние на протяжении жизни человека. Поскольку большинство на­правлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и вклю­чали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти осо­бенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормаль­ную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Экспериментальный период характеризуется активным внедре­нием в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавить­ся от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы).

С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много раз­личных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности (основопо­ложником которой является американский ученый Д.Уотсон) 1878—1958) психология должна заниматься не душевными явле­ниями, недоступными научному наблюдению, а поведением. За­дачу психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы научиться «про­считывать» и программировать поведение личности.

Основоположники гештальт-психологической теории личнос­ти Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов (нем. gestalt — образ). Построение психического образа происходит как мгновенное «схватывание» его структуры.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в каче­стве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности (У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito — знания).

Гуманистическая теория личности (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Мас-лоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практичес­ки не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.

1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (про­цесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь на­кладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработан­ная З.Фрейдом. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вер­шиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработан­ные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонен­тов, или уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — бессозна­тельная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено сексуальной энер­гией — либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека — постоянная ве­личина. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» под­чиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Вто­рой принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

«Я» представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность.

«Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на под­сознательном уровнях. «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего нахо­дятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конф­ликт разрешается с помощью «Я», т.е. сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципами реальности и рациональнос­ти, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетво­рены и при этом не были нарушены нормы морали.

2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ро­лей, прав и обязанностей, короче — от структуры социальной деятельности индивида.

По мнению теоретиков-бихевиористов, социальные роли лю­дей и большинство форм социального поведения личности скла­дываются в результате наблюдений над такими социальными мо­делями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей яв­ляются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе — это результат взаимодействия между инди­видом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.

3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творчес­кий процесс формирования и реализации ее собственных жиз­ненных целей и ценностей. Это направление определяется как гу­манистическое и ассоциируется с такими именами, как К.Род­жерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изуче­нии личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гу­манистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу «или-или» не имеет смыс­ла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предла­гается историко-эволюционный подход, в котором антропологи­ческие свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В кон­тексте данного подхода подлинным основанием и движущей си­лой развития личности является совместная деятельность, благо­даря которой происходит индивидуализация личности. Формиро­вание и развитие этого направления — заслуга Л.С.Выготского (1836—1904) и А.Н.Леонтьева (1903—1979). Эта теория в отече­ственной психологии носит название теории деятельности.

В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.

Основоположники теории отношений А.Ф-Лазурский (1874— 1917), В.Н.Мясищев (1892—1973) — считали, что «ядро» лично­сти составляет система ее отношений к внешнему миру и к само­му себе, которая формируется под воздействием отражения со­знанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения Б.Ф.Ломов (1927—1989), А.А.Бодалев, К.ААбульханова-Славская — личность формируется и разви­вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки Д.Н.Узнадзе (1886—1950), А.С.Прангишвили — развивает представление об установке как готовности лич­ности к восприятию будущих событий в определенном направле­нии действий, что является основой ее целесообразной избира­тельной активности.

studfiles.net

16 Понятие личности в психологии.

Личность- это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.

17 Изучение понятий свойств личности (отечественная психология)

Личность — это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность!

Личность — системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и в общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или опосредованно, вследствие того, что человек живёт в человеческом обществе, относятся к личности.

Развитие личности это закономерный, непрерывный процесс, количественных, качественных и структурных изменений. Физических, психических и духовных сил человека.

Факторы развития личности:

Внешние (социальные)

Внутренние (биогинетика)

Условия развития личности:

Внешние (воспитание, образование)

Внутренние (собственная активность)

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личностью не рождаются, личностью-становятся!

Личность может ломаться,

Личность могут сломать,

И тогда человек становится потухшим,

Перестаёт быть Личностью!

studfiles.net

Понятие личности в психологии. Понятие личности в социальной психологии :: SYL.ru

Об одном человеке мы говорим: «Вот это личность!», а о другом так сказать нельзя. Значит, в нашем сознании присутствует обыденное понимание того, что это такое. Но в науке существует конкретное определение понятия личности. Это предмет исследования многих наук, изучающих человека и общество — истории, философии, этики, педагогики. Существует и понятие личности в психологии – учении о психике человека. И любая наука может трактовать ее также как категорию, то есть как целый комплекс черт индивида, меняющихся в зависимости от культуры и времени, в контексте которого рассматривается эта проблема.

Что такое личность?

Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания. Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль. Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности – это воспитание ребенка, роль предпринимателя – управление компанией и принятие решений, и прочее).

Общая психология личности

Общая психология – это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения – общие и универсальные закономерности психической жизни. Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей. Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.

Определение личности в психологической науке

Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.

Понятие личности в психологии – это предмет серьезных научных дискуссий. Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах. С одной стороны, личность – это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими. В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.

Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:

  • Индивид – человек, принадлежащий к биологическому роду. По сути, это все люди без исключения. Психологи часто говорят, что любая человеческая особь – индивид, но на практике не каждого можно назвать личностью.
  • Индивидуальность – это своеобразие каждого человека, оригинальность, главная черта, которая делает нас непохожими на других людей.
  • Оригинальность интеллекта – это способность к особенной переработке информации, умение ставить проблемы и самостоятельно приходить к их решению, видеть в обычных вещах и ситуациях то, чего не замечают другие.
  • Позиция личности – это отношение человека к условиям жизни, к обществу, которое его окружает, непосредственно к собственным обязанностям и труду. Все это характеризует нравственный облик и социальные установки.
  • Также существует понятие структуры личности в психологии — целостной модели, которая является системой связанных между собой качеств и свойств и характеризует ее психологические особенности.

Структура личности

Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:

  • Направленность. Система побуждений, которая определяет активность человека и включает в себя потребности, интересы, идейные и практические установки.
  • Возможности. Способности, которые обеспечивают успех деятельности. Одни из них доминируют в человеке, другие являются менее выраженными.
  • Свойства характера: моральные (например, чуткость, черствость), отношение к обязанностям, скромность или, наоборот, решительность и настойчивость.
  • Саморегуляция. Контроль деятельности, коррекция собственных действий и поступков.

Личность в социальной психологии

Социальная психология – одна из базовых отраслей психологического знания. Она имеет свой подход к изучению данной проблемы, и понятие личности также не обходится без внимания. Социальную психологию интересует оно тогда, когда включено в систему социальных отношений. Эта наука рассматривает особенности взаимодействия личности и общества. Получается, для того чтобы раскрыть понятие личности в социальной психологии, необходимо изучить реальные общественные связи и отношения, в которые она вступает.

Личность в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)

Наши ученые личность рассматривают как продукт истории. Ее развитие, прежде всего, определяется местом, которое она занимает в обществе. При этом особое значение имеет совместное занятие и общение между людьми в процессе этой деятельности.

Традиционно в понятие личности в отечественной психологии включены всевозможные качества человека, возникшие вследствие жизни в социуме. Таким образом, в общественной психологии личность – это не столько индивид сам по себе, сколько, прежде всего, представитель человеческого общества, неразрывно связанный с ним.

Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Роджерс)

Понятие личности в зарубежной психологии трактуется немного иначе — это уже не продукт общественных отношений, а самостоятельное явление, которое возникает само по себе. Поэтому там имеет место другая интерпретация самосознания и самооценки человека: чем в большей степени он воспринимает себя отдельно от общества, тем выраженнее может осознавать себя личностью. Что из этого следует? Западная психология понимает личность как субъект, склонный к самосознанию, познанию и оценке самого себя.

Особенно важно разобраться в этом вопросе людям, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и увлекаются различными тренингами. Очень тяжело развить в себе самоуважение, если нет восприятия себя как индивидуума, а не просто человеческой особи. Но и новичкам, которые совсем недавно начали изучать учения и понятие личности в социальной психологии, будет полезна эта информация.

www.syl.ru

Понятие личности в психологии: сущность и структура

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

Личность можно рассматривать в 3 категориях:

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

psychologist.tips

17.Психология личности, её основные понятия.

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия. Различные определения понятия личность: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).

Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).

Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Основные направления в психологии личности: 1) Глубинная психология личности-Психоанализ З. Фрейда; Индивидуальная психология А. Адлера; Гуманистический психоанализ Э. Фромма; Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни; Аналитическая теория личности К. Г. Юнга; Эго-психоанализ Э. Эриксона; Трансакционный анализ Э. Берна; Гуманистическая психология- Гуманистическая теория личности А. Маслоу; Человеко-центрированный подход К. Роджерса; Экзистенциальная психология- Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса; Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.; Логотерапия В. Франкла; Экзистенциальный анализ А. Лэнгле; Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности-Теория личностных конструктов Дж. Келли; Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры; Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер; Бихевиориальная психология; Теория оперантного научения Б. Скиннера; Диспозициональное направление в теории личности-Диспозициональная теория личности Г. Олпорта; Структурная теория черт личности Р. Кэттелла; Психопатология личности; Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса; Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда; Патопсихология личности Б. В. Зейгарник; Клиническая психология личности П.С. Гуревич.

Вопрос 18.Формирование и развитие личности. Теории развития личности.

Формирование личности— это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

 На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что — к примеру — Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории. Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона.     Данное разумное соображение всем понятно, и подавляющее большинство современных психологов согласно с тем, что личностью человек именно становится. Однако существуют различные точки зрения на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.Теории личности: Психодинамическая теория: Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

Психоаналитическая теория: Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания.

Индивидуальная теория: Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Поведенческая теория, Гуманистическая теория, Мотивационное направление (Маслоу), Когнитивная теория, Деятельностная теория и тд.

studfiles.net

Понятие личности в психологии 2

Что означает «личность»? В чем ее сущность? Кто является личностью?

Вопросы, вопросы… Их, как всегда, больше, чем ответов. Но, может быть, это и неплохо: постоянно сохра­няется вызов человеческому интеллекту, совершающему тяжкий путь познания.

Слово «личность» часто встречается в речи людей, далеких от профессиональной или педагоги­ческой деятельности. Оно приходит к нам с экрана те­левизора, со страниц газет, мы употребляем его в раз­говоре с друзьями и коллегами, обсуждая те или иные стороны нашей жизни. Это слово — одно из тех многих понятий психологической науки, которые буквально у всех на устах и вроде бы вникать в его значение уже не нужно, так как любому человеку все «давным-давно известно».

Понятие личности приобрело особую важность в наши дни. Это понятие стало центральным, особенно для тех, кто желает подчеркнуть неприкосновенность человеческого достоинства; но если нас спросят, что же, собственно, такое «личность», мы едва ли сумеем произнести хотя бы пару подходящих фраз. В повседневной жизни, отвечая на этот вопрос, мы обычно говорим про силу воли («сильная личность», «слабохарактерный человек»), отношение к людям («доброжелательный», «равнодушный») и т.п.

Так что же это такое — Личность? Этим вопросом занимаются наука, философия, психология, существуют целые теории, понятия:

Личность в русском языке имеет ряд значений: 1 — от­дельный человек в обществе, индивидуум; 2 — совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его инди­видуальность.

Слово «личность» (персона) первоначально обозна­чало маску, которую надевал актер в античном, театре. Затем оно стало обозначать самого актера и его роль. Превратившись в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл: Личность—это че­ловек, который не «изображает» выбранную роль, а жи­вет, действует, проявляя себя по-разному в различных ситуациях.

В философии личность рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и познания, обуслов­ленный конкретно-историческими условиями жизни общества. В то же время личность индивидуальна. Поэтому личность принято определять как индивидуальное бытие обществен­ных отношений

В психологии личность, как устойчивую систему индивидуаль­ных социально значимых черт человека рассмат­ривают как совокупность врожденных качеств и свойств, приобретенных в результате общения и совместной дея­тельности в обществе.

Важным достижением стала теория личности Фрейда , где был выработан новый взгляд на личность человека.Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал») :[1]

«Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер лич­ности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.[2]

«Я» обособляясь от «Оно», в извест ной мере являет собой ра­зумность и рассудительность.

Третья сфера личности — «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведе­ния, которые контролируют действия «Я»

Безусловно, продуктивной является идеяЖ.-Ж. Руссо о двоекратном рождении личности. Эта идея определяет значение воспитания и обучения, а также требует определения тех образований, которые фор­мируют в ребенке бытие общественных отношений.

О том, что становление личности является проблемой, говорилось русскими мыслителями не раз. «Для народов, ~ писал, скажем, К.Д. Кавелин, — призванных ко всемирному и историческому действованию в новом мире, такое существование без начала личности невозможно»

В науке прочно утвердилось понятие о неоспоримой социальной сущности человека. К. Маркс говорил: «сущность человека не есть аб­стракт, присущий отдельному индивиду» Это означает, что отдельно взятый индивид не мо­жет подняться сам по себе, вне общения с другими, до уров­ня личности. Действительно, человек — не полузверь Маугли и не Робинзон-одиночка, он все человеческое приобретает в обществе и че­рез общество. Желая этого или не желая, но человек влияет самим собой на других людей, а они, в свою очередь, оказывают влияние на него.Один из крупнейших мыслителей нашего сто­летия Э.Фромм (1900-1980 гг.) писал по данному поводу следующее: «По сути, все человеческие существа тож­дественны. Мы все — часть Одного: мы все суть Одно». И в то же время: «Мы все Одно, и тем не менее каж­дый из нас — неповторимая, уникальная сущность. Это противоречие повторяется в наших взаимоотношениях с другими людьми» ( Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 139-140).

Справедливо утверждается, что личность — это соци­альная составляющая человека или совокупность его социальных качеств. От личности человека как явления социального, связанного с общением и совместной деятельностью с другими людьми, требуется умение управлять свои­ми эмоциями, волей и интеллектом на благо себе са­мому и окружающим. То есть, например, сдер­жать свой гнев и не ответить на оскорбление, не пока­зать свой страх и внешне казаться для окружающих невозмутимым. Основой для принятия того или иного решения «как себя вести?» является личность чело­века, которая формируется в человеке в процессе его жизнедеятельности и общения с окружа­ющими его людьми, находясь под их влиянием.

Отвечая на этот вопрос, можно использовать массу литературы, утверждения многих наук, занимающихся этим вопросом, но что же означает личность для любого из нас, не вдаваясь в науку, в обычной повседневной жизни?

Я думаю, осознание себя как личности — это и есть осознание своего «я». Оно и есть результат, становления человека как личности.

Проблема «я» возникает, как только мы задаемся вопросом о том, «Кто я?» «Что должен успеть сделать в жизни для себя, для других, для человечества?»

Кто есть Я? Как биологический организм я, по-видимому, существую с момента зачатия, но как личность начинаю формироваться с момента рождения. «Личностью не рождаются, личностью становятся». Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца. Когда же у вас появилась личность? С какого возраста вы себя помните? Отрывочные воспоминания остались в памяти с 3-4-х лет. Вся линия жизни четко прослеживается с 5-7-ми лет. В это время вы впервые отделили себя от остального мира и выработали к нему свое отношение. С момента своего появления на свет ребенок является чело­веком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, ипсихического, а главное — социального развития, овладевая существую­щими в обществе нормами, обычаями, используя свои способности и задатки — именно на их основе формировалась наша личность.

А является ли личностью каждый современный, взрослый, пси­хически нормальный человек? Разумеется, нет.Хотя каждая личность является одновременно человеком, но далеко не каждый человек в обществе и поведе­нии проявляет себя как личность. По моему мнению, понятие «личность» отвечает на вопрос «ЧТО делает человек?»

Человек предстает перед другими и перед самим собой как личность, когда он находится в ситуа­ции, в которой он должен активно и свободно отстоять свою позицию. В другие моменты жизни человек может и не проявлять себя как личность. Но именно бытие во вре­мени представляет человека как личность или как безлич­ность. Человек, который говорит одно, думает другое, делает третье, — выступает как безличность. (Киники называли таких людей «негодяи». «Безличность» — термин, введенный в России Федором Достоевским) Каждому человеку при­сущ свой тип личности, двух одинаковых личностей нет. Для осознания себя личностью человек должен, понять свою индивидуальность, отличить себя от других и сравнить себя с ними.

Не даром говорят: «От себя не убежишь». Да не надо от себя бежать. С собой нужно подружиться!

Замечали ли вы, что наше ощущение самих себя практически не меняется. несмотря на возраст? Конечно, меняются физические характеристики тела. И в детстве, и в юности, и в более зрелом возрасте мы меняемся. Но наверняка вы обращали внимание, что «внутри» остаемся все теми же. Наше ощущение самого себя уникально и будет с нами всегда.

Вот то, что у нас внутри, наше ощущение своей индивидуальности и есть Я. Наш самый лучший друг. Нужно подружиться с ним, доверять ему, научиться наслаждаться общением с ним, нашим внутренним Я.

«Когда вы обнаруживаете свою сущность и знаете, кто вы есть на самом деле, в этом знании себя заключается способность осуществить любую свою мечту, потому что вы есть бесконечная возможность, неизмеримый потенциал всего, что было, есть и будет», — пишет Д.Чопра в книге «Семь духовных законов успеха».

Понимание себя дает не только придает уверенность в себе, вы начинаете понимать, что ваши взаимоотношения с людьми на самом деле являются отражением ваших взаимоотношений с собой.

Самая важная персона для себя-то я! А.Шопенгауэр писал: «Для блага индивидуума, даже больше – для его бытия, саамы существенным является то, что в нем самом заключается или происходит».

Нужно себя любить! У А.С Пушкина читаем: Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один? Кто все дела, все речи мерит Услужливо на наш аршин? Кто клеветы на нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет? Кому порок наш не беда? Кто не наскучит никогда? Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя, Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его.

Если вы себя любите, то никогда не будете кричать на своих родителей, друзей и близких вам людей, портить им настроение, делать им гадости. Ведь в конечном итоге это отрицательным образом скажется и на вас.

mirznanii.com

13. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид отражает биологическую сущность человека как вида. Индивидуальные хар-ки чел-ка отражают особенности его как представителя вида homosapiens. Хар-ки: половозрастные особенности, конституциональные и нейродинамические (особенности нервной системы).

Личность отражает принадлежность чел-ка к определённой общности. Это социализированный индивид. Особенности: мотивационные (его направленность), уровень развития самосознания, совокупность социальных ролей и статусов.

Индивидуальность характеризует своеобразие человека и как индивида, и как личности.

Личность – базовая категория психологии, кот. отражает характерные устойчивые формы поведения чел-ка в обществе.

Структура личности включает в себя основные компоненты, определяющие поведение чел-ка в различных ситуациях:

  1. С.Л. Рубинштейн выделяет компоненты:

  1. Что чел-к хочет, к чему он стремится. Мотивационные особенности и направленность.

  2. Что чел-к может, каковы его потенциальные возможности. Способности чел-ка.

  3. Что чел-к есть на самом деле. Характер личности.

Структурные компоненты лич-ти существуют не изолированно друг от друга, а в процессе взаимодействия. В деят-ти психические св-ва лич-ти проявляются и формируются взаимопроникая друг в друга. Они образуют целостное системное качество, кот-ое и является личностью.

  1. Структурная модель личности по Голубевой Э.А.:

  1. Мотивация

  2. Темперамент

  3. Способности

  4. Характер.

Эти компоненты объединены между собой в систему образующими качествами: побуждение, эмоциональность, активность, саморегуляция. Особенности этих качеств: они одновременно входят в состав 2-х структурных компонентов.

организм (индивид). Хар-ризуется: потребности — св-ва нервной системы, общей и человеку, и животным – социально-человеческие св-ва нервной системы — прижизненно сформированные системы временных связей — Общая конституция – жизнедеятельность.

личность. Хар-ризуется: интересы и склонности — интроверсия, экстраверсия — актуализированные призвания – целеустремлённость — Направленность и мировоззрение – деятельность.

Человек (индивидуальность). Хар-ризуется: побуждение – мотивация – эмоциональность – темперамент — активность — способности — саморегуляция — характер – побуждение – поведение.

Наука о личности – персонология.

14. Основные подходы к изучению темперамента.

Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Психобиологическая категория в основе, которой лежат врожденные особенности нервной системы человека.

Темперамент – относительно устойчив и мало подвержен изменениям в онтогенезе.

Свойства темперамента:

1. В раннем онтогенезе

Теории темперамента:

1) Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа и Клавдия Галена. гуморальная типология (Он описал основ­ные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.Гиппократ считал, что в темп-те человека имеется 4 жидкости: — кровь (сангуис) — сангвиник; — слизь (флегма) — флегматик; — желчь (холе) — холерик; — чёрная желчь (мелан холе) — меланхолик. А) кровь – жизнь

Б) желчь – злоба, хитрость, подвижность

В) слизь (лимфа) – медленность

Г) черная желчь – тоска

Второй попыткой разделить людей на типы была конституциональная теория. Ставила различие между людьми в зависимости от конституционального строения.

2) Кречмер выделил, зависимость между опред. типом сложения и типом темперамента. Он предложил 4: лептосомный — узкие плечи, длинные худые ноги, вытянутое лицо… пикник — “толстый, плотный”. Люди: полные, живот большой, круглая голова, маленькая шея… атлетик — сильная мускулатура, широкие плечи… диспластики — бесформенное, неправильное строение тела…

3 типа темперамента соответствуют типам телосложения:

Шизотимики-лептосоматик имеют хрупкотелое сложение, склонны к шизофреническим заболеваниям. Они погружены в себя, замкнуты, плохо приспосаб. к окружающим;

Циклотимики-пикник хрупкое телосложение, общительны, реал-но смотрят на мир, имеют резкие перепады настроения;

Иксотимики-атлетик — атлетическое телосложение, предрасположены к эпилепсии, зацикливаются на мелочах,мало впечатлительны.

  1. Теория Шелдона: типы телосложения:

эндоморфизм — слабое мешковатое телосложение,слабое развитие костей и мышц, внутренних органов.

Мезоморфизм — сильное, крепкое тело и развитые кости и мышцы.

Эктоморфизм — хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки, тонкий и с большой головой.

Кречмер и Шелдон. Соотношение частей тела

А) пикник – толстячок (мягкий и добрый)

Б) атлетик – стредний тип (сильный и мужественный)

В) астеник – худенький (слабый, меланхоличный)

От этих теорий нам остались термины

Павловская теория:

  1. сила

  2. уравновешенность

  3. подвижность

три фактора, определяющие 4 типичных состояния:

  1. холерик – высокая подвижность

  2. флегматик – низкая подвижность

  3. меланхолик – слабая нервная система

  4. сангвиник — сильная нервная система

На самом деле типов больше

(Темперамент. Его основные компоненты).

Все факторы делятся на внешние и внутренние. Среди генетических факторов одно из первых мест занимает темперамент. Он заложен от рождения, его нельзя изменить.

Свойства нервной системы заложены в наследственности так же как кучерявость, длина носа и т.п.

Скорость реакции – скорость воспроизводимости импульсов.

2 процесса: возбуждение и торможение.

Нервная система:

  1. сила

  2. уравновешенность( вопрос преобладания возбуждения или торможения)

  3. подвижность – хар-ка скорости смены одного другим

темперамент – хар-ка индивида со стороны динамических особенностей интенсивности, скорости, темпа, ритма психологических процессов и состояний. Св-ва темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами.

Основные признаки темперамента, по которым оценивается интенсивность.

  1. сензитивность

  2. реактивность-активность ( может проверяться по уровню инициативности)

  3. темп реакции (тоже по шкале макс-мин)

  4. пластичность-ригидность

  5. экстравертированность — интравертированность ( открытость-закрытость)

  6. эмоциональная возбудимость

По типу поведения:

I Холерик

II Сангвиник

III Флегматик

IV Меланхолик

studfiles.net