Психология как соц наука – Социальная психология как наука

1.Социальная психология как наука.

Социальная психология как наука изучает особенности поведения человека среди других людей в различных жизненных ситуациях и в отдельных исторических контекстах.

Социальная психология как наука включает в себя социальную психологию личности; социальную психологию общения, познания и взаимовлияния людей; социальную психология отдельных групп.

Чтобы разобраться в специфике социальной психологии как науки, нужно рассмотреть комплекс уровней, на которых развивается социальное поведение людей в целом.

Науки рассматривают социальное поведение людей на следующих уровнях: социальном, персональном и интерперсональном. Социальный уровень подразумевает влияние отдельных социальных групп на входящего в них человека (к примеру, в процессе миграции, в обстановке безработицы и пр.) Этот уровень отношений изучает социология. Персональный уровень – это влияние индивидуальных и психологических характеристик человека на его собственное поведение. Это изучает психология личности и дифференциальная психология. Интерперсональный уровень принадлежит исследованиям и изучению социальной психологии. На каждом из уровней происходит объяснение явлений, происходящих с человеком.

Социальная психология как наука может быть определена как наука об основных закономерностях поведения людей, которое обуславливается их нахождением в обществе (социуме). Она изучает восприятие индивидуумами действий и чувств других людей, а также влияния групп людей на сознание, а также поведение отдельных личностей.

До сих пор не прекращаются споры о том, какое место занимает социальная психология в системе других наук. Некоторые полагают, что она является полностью социальной наукой, другие считают ее полностью психологической. С другой стороны, исследователи расходятся во мнении, занимает ли социальная психология отдельную нишу в системе знаний или имеет общие пересекающиеся области с социологией и психологией. Большинство исследователей разделают общее мнении о том, что социальная психология представляет собой самостоятельную отрасль психологической науки.

Социальная психология как наука использует методы эмпирического исследования (опросы, анализ документов, наблюдение), специализированные методы социально-психологический исследований ( эксперименты, тесты), моделируемые методы (лабораторного воссоздания реалий) и управленческо-воспитательные методы (тренинги).

О предмете дисциплины нет единого общепризнанного представления. Объяснить это можно сложностью социально-психологических явлений, действительных фактов и закономерностей, которые она изучает. Существует два подхода к этому вопросу. Первый под предметом понимает массовые явления психики, второй – индивидуальные. В последнее время появился и третий подход, объединивший в единый предмет массовые и личностные психические процессы. Таким образом, под предметом можно понимать факты, закономерности поведения и деятельности, а также общения людей и их механизмы, которые обусловлены включенностью индивидов в социум.

Отдельными отраслями социальной психологии являются научные области, связанные с изучением отдельных направлений деятельности человека. К примеру, дисциплина социология и психология труда изучает социально-психологические отношения и социальные процессы в сфере труда. Она пользуется методами воздействия на психологический и социальный климат коллектива, собирает и обрабатывает первичную информацию по социологии с целью разрешения и профилактики трудовых конфликтов в коллективе. Дисциплина изучает, диагностирует и прогнозирует профессиональную пригодность человека, исследует роль трудовой дисциплины и ее значение, трудовое поведение, мотивацию и отношение людей к труду.

studfiles.net

Социальная психология как наука — Алчность Знаний

Объект СП:

СП трудно классифицировать: она находится на стыке социологии и психологии. Проблемы взаимодействия личности и общества. На человека воздействует множество факторов и общество. СП статистическая наука, она не может дать прогноза поведения человека со 100 % гарантией. СП- это наука об успешной личности. Она появилась вместе с появлением общества, однако в самостоятельную науку выделилась только в середине 19 века, с появлением массового производства и массовых политических движений. Эксперименты на заводах Форда показали, что экономический стимул заставляет человека работать в течении 1-2 недель, забота о соиальной стороне его жизни (столовые, парковки, поликлиники и .т.д.) – в течении 2-4 недель, а дольше всего действует социальная группа). Она была и остается тайной наукой. 

Объект СП – человек, личность, социальная группа, социум, общество.

Предмет СП –   1) личность и влияние общества на нее

                        2) общество и поведение личности в нем.

Соц. Псих. — наука о соц. психике. Наука о закономерностях формирования, функционирования и развития соц. психики как особой формы и способы осуществления жизнедеятельности позволяющей социальному субъекту (личность, соц группа, соц общность социум в целом) существовать как саморегулируюаяся система

Предмет в-п выделяется из психологии (Андреева) — изучение закономерностей поведение и деятельности людей обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп

Соц психика — системное сво-во высокоорганиз- ой материи, представляющее собой особую форму активного отражения субъекта объективного социального мира, проявляющаяся в построении субъективной картины мира; и регуляцию на основе этой картины мира социального поведения и деятельности.

синтез многих наук

наука о непосредственно предъявленном социальном опыте субъекта (нельзя зафиксировать мысли)

Изучает сложнейшие возможности самоизменения социального поведения.

Современнное представление — сонание и мозг связаны

Статус самостоят науки с сер 18в (философ Иоган Герберт):

учение о динамике и статике представлений

порог сознания

Апперцептивная масса — объем внимания

Обосновал применение колич методик

Возможность формир научного знания:

Наличие сходного в культурах, жизни, быте разных людей и целых народов не контактирующих м/д собой, которое не обусловлено окруж прир

Наличие повторяемости явлений

Наличие закономерностей в возникновении, функционировании и развитии различных психических процессов

 

Функции СП:

Их можно разделить на две категории: познавательные и   практические:

  1. Познавательные:

а) аналитическая

в) прогностическая

с) теоретическая и т.д.

  1. Практические:

воспитательная

идеологическая: если общество идеологизировано, то все  социальные науки так же идеологизированы.

Есть ли у СП свои законы? Нет: 1) она не очень древняя и еще не сумела сформулировать какие-либо законы; 2) объект СП очень специфичен, т.к. обладает высокой степенью свободы; 3) полидетерминантность общества; 4) общество испытывает высокую степень воздействия со стороны других социальных структур. На общество оказывают влияние очень многие факторы, которые условно можно разделить на 3 группы: экономические, географические, социальные.

Структура:

Структура СП коррелирует со структурой социологии.

История социальной психологии (возникновение и развитие различных идей в различных обществах).

Общая теория 

Социальные социо-психические теории (e.g. экономическая психология, психология права, культуры, политики. В 30-е гг. в СССР : военная психология, психология автомобильного транспорта. Социальная психология различных возрастных групп и т.д. Всего более 50 теорий)

Прикладная психология (e.g. исследования электората).

Методология.

Методы СП:

Общенаучные теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Общенаучные эмпирические методы: измерения, наблюдения, эксперименты.

Специфические эмпирические методы:

а) наблюдения

– метод исследования, который позволяет    фиксировать какие-либо события:

Включенное (наблюдатель внутри группы)

Не включенное (наблюдатель вне группы)

Самонаблюдение.

в) социально-психологические опросы

Анкетирование

Интервью

Тестирование

Многие исследование проводились в рамках клинической медицины. Панельные исследования. Тестирование является опасным методом исследования, т.к. дается оценка с грифом «научности». Бывают тесты личности, интеллекта,  способностей, достижений. Последний является самым гуманным. Стандартизированные тесты не подходят для людей с нестандартным мышлением.

alchnost.com

Социальная психология как наука


⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 22Следующая ⇒

Вся сознательная жизнь человека проходит среди других людей. Еще на самых ранних этапах развития человечества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. Ученые считают, что многие особенности людей, такие как речь или рефлек­сивное мышление, являются результатом групповой, общественной жизни человека. Закономерности поведения, общения и деятельнос­ти людей, обусловленные включенностью их в социальные (челове­ческие, общественные) группы, а также психологические характери­стики самих социальных групп изучает специальная отрасль психологии — социальная психология. Ее главная задача состоит в том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функци­онируют межличностные отношения в группе, а также связи между группами и обществом в целом.

Знание основ социальной психологии особенно необходимо современному врачу, т.к. медицина нашего времени все больше насыщается различными техническими средствами диагностики и лечения, идет закономерный процесс специализации, дифферен­циации и технизации лечебного процесса. Особенно важным в этих условиях является сохранение и углубление непосредственного, «лицом к лицу» общения врача с больным человеком, использова­ние положительного терапевтического потенциала их взаимоотно­шений, взаимоотношений больного со своим социальным окру­жением. Для выполнения этого требования врач должен хорошо разбираться в тех межличностных отношениях, которые складыва-

ются у него как с пациентами и их родственниками, так и с коллега­ми по лечебному процессу.

Уже давно замечено, что микросоциальные группы (семья, производственный коллектив), в которых протекает наша повсед­невная жизнь, существенно влияют на наше психическое самочув­ствие и здоровье в целом. Постепенно накапливались примеры оказания группой положительного влияния на психическое и сома­тическое здоровье человека. В частности, получили известность гипнотические опыты массового лечения больных с различными заболеваниями австрийским психиатром Францем Антоном Мес­мером (1734-1815). Его теория излечивающего влияния «животного магнетизма», распространяющегося среди людей во время гипно­тического сеанса, в конце концов была забыта и заменена другими гипотезами. Сейчас мы уже знаем, что люди в группах ведут себя по предсказуемым психологическим законам и что группа сама может оказывать целебное воздействие. Развитие и использование групп в терапевтических целях было в большей степени делом вре­мени и возрастания значения всех проблем, связанных с человеком (РудестамК., 1993).

Понятие «группа» является основным, исходным понятием в со­циальной психологии. В обыденном языке это слово используется для обозначения довольно устойчивой и имеющей нечто общее со­вокупности индивидов. Социальные группы обычно подразделяют на условные (или статистические) и реальные.

Условные группы людей выделяются исследователем по опреде­ленному признаку — пол, возраст, профессия, материальное поло­жение, наличие определенного заболевания и т.д. Хотя реальные личности в таких группах и не имеют прямых межличностных отно­шений, но их общие поведенческо-психологические характеристики все-таки можно выделить.

Реальные группы — это группы людей, которые реально суще­ствуют как общности в определенном пространстве и времени, они связаны между собой определенными объективными взаимоотно­шениями и межличностными отношениями. Наибольшей реаль­ной группой является все человечество (класс или нация), а наи­меньшей — группа, состоящая из двух человек (начальник и подчиненный, муж и жена, врач и больной). Все остальные группы по своим размерам расположены в интервале между наибольши­ми и наименьшими группами.

По степени контактности между лицами, входящими в группу, можно выделить группы контактные и неконтактные. Контактная группа — это обычно группа небольших размеров, объединенная

общением («лицом к лицу») на одной территории — бригада, учеб­ная группа, спортивная команда и т.п.

Другим важным критерием оценки всего многообразия групп является их функциональное назначение, которое и определяет коли­чественный состав и структуру группы.

Когда в основе создания группы лежат официальные докумен­ты, говорят об официальной группе — это штат учреждения, боль­ницы или отделения. Деловые (официальные) связи между ее чле­нами образуют внешнюю структуру группы. Внутренняя структура группы отражает процесс неофициальной ее организа­ции, который происходит вследствие психологического, а не право­вого взаимоотношения людей. Высшей формой организованной группы является коллектив, т.е. группа людей, являющаяся частью общества, объединенная общими целями совместной деятельнос­ти, подчиненной целям этого общества.

Неофициальные группы возникают на основе единой направлен­ности психологической мотивации ее членов — симпатии, близости взглядов, убеждений, общности увлечений и т.п. Если исчезают мо­тивации, которые цементируют такую группу, то она непременно распадается.

Социология и социальная психология. Закономерности становле­ния, функционирования и развития социальных общностей и соци­альных отношений в них, а также общества в целом являются предметом социологии (от лат. societas—общество и logos—учение). В настоящее время социология является чрезвычайно разветвленной наукой. На­пример, одной из ее областей является социология медицины, возник­шая на стыке социологии и медицинских наук (организация здравоохра­нения, социальная гигиена, эпидемиология и др.) и изучающая социальную обусловленность здоровья населения. Социальная психо­логия возникла на стыке психологии с социологией. До сих пор дискути­руется вопрос о допустимости ее одновременного существования в рамках каждой из двух «родительских» дисциплин.

Как в социологии, так и в социальной психологии группой обычно принято называть довольно устойчивую совокупность людей, выделя­емую на основе определенного объективного признака — этнических, политических, религиозных или иных реальных различий между людь­ми. Однако в социальной психологии главное значение придается факту осознания человеком своей принадлежности к тем или иным общностям. В сущности, его формирование и осознание себя как личности является результатом пересечения различных групповых влияний. Для индиви­да, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществля­ется прежде всего через осознание факта некоторой психической общно­сти с другими членами данной группы. В социально-психологической литературе этот феномен иногда называют «Мы-чувством», в отличие

от другого образования — «Они» (Поршнев Б.Ф., 1966; Андреева-Г.М., 1994). Таким образом, социальная психология, в отличие от соци­ологии, прежде всего изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах.

Социальная психология и идеология. Как две формы обществен­ного сознания социальная психология и идеология имеют и общее, и особенное. Общее состоит в том, что эти формы являются отражением общественного бытия. Здесь мы находим общие психологические и идеологические мотивы, свойственные эпохе и классу. Идеология (гр. idea — понятие, идея и logos—учение) — система политических, пра­вовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов, отражающих интересы определенного класса. Нередко иде­ологию противопоставляют общественной психологии как рациональ­ное к иррациональному. В действительности социальная психология шире идеологии. Она включает не только рациональное, но и эмоцио­нальное и волевое начало. По сути она вплетена в саму жизнь и форми­руется ею, а не создается идеологами, преследующими при этом опре­деленные цели — объяснить общественно-исторический процесс и указать пути его дальнейшего развития. Взаимодействие между обще­ственной психологией и идеологией также имеет место и при изучении массовидных явлений психики — нельзя не учитывать господствую­щей в обществе идеологии и ее влияния на ум, чувство и волю масс.

Большие в количественном отношении образования людей раз­деляются на два вида: устойчивые социальные группы, которые сло­жились в ходе исторического развития (нации, классы, профессио­нальные группы) и стихийные группы, которые возникают случайно и существуют кратковременно (толпа, публика, аудитория и другие).

Устойчивые большие социальные группы

В таких группах существуют специфические регуляторы соци­ального поведения, отсутствующие в малых группах. Это нравы, обычаи и традиции, которые создают основу такой важной группо­вой характеристики, как образ жизни членов группы. Определен­ную роль в консолидации больших социальных групп, особенно эт­нических, занимает наличие специфического языка. Влияние сходных социально-экономических условий жизни группы на созна­ние ее представителей осуществляется через личный жизненный опыт каждого члена группы и через общение.

Психологические характеристики группы представляют собой то типическое, что характерно всем индивидам, а не сумму черт, свой­ственных каждой отдельно взятой личности. Ясно, что это типичное

не есть одинаковое для всех, но именно общее. В психологической структуре больших социальных групп наибольшее внимание уделя­ется двум параметрам: 1) психическому складу как образованию более устойчивому, включающему социальный или национальный характер, а также нравы, обычаи, традиции и другие уникальные вку­сы и ценности; 2) эмоциональной сфере как более подвижному об­разованию, включающему потребности, интересы и настроения.

Типичные черты психологии представителей больших соци­альных групп фиксированы в нравах, традициях и обычаях, что при­водит к использованию при их изучении методов этнографии. Од­ним из современных форм применения таких методов являются так называемые «межкультурные» (транскультуральные) сравнитель­ные исследования, причем сравниваются не обязательно различные культуры, но и вообще различные социальные группы. При изуче­нии психологии больших социальных групп применяются также ме­тоды, традиционные для социологии и языкознания, включая различ­ные приемы статистического анализа.

Существенный вклад в исследование психологии больших соци­альных групп внесла разработка французской психологической шко­лой концепции «социальных представлений» (С. Московией). Под со­циальным представлением здесь понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. это спо­соб интерпретации и осмысления повседневной реальности. Социаль­ное представление используется в выработке отношения к нему и спо­собствует своеобразной интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов и формируя у них групповую идентичность. Соци­альные представления, порожденные группой, достаточно долговре-менны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со време­нем. Концепция социальных представлений по существу предлагает и метод исследования больших групп — через их анализ познается пси­хологический облик группы.

Концепция социальных представлений помогает более точно опреде­лить и такое понятие, как менталитет. Обычно под менталитетом пони­мают интегральную характеристику некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира. Типичный набор социальных представлений и определяет менталитет той или иной социальной груп­пы, ее психологию и соответствующее поведение.

Психология социальных классов.Термин «класс» имеет разное содержание в американской и европейской социально-психологи­ческой литературе. В рамках европейской культуры понятие «класс» чаще всего сопряжено с определением политической принадлежио-

сти («рабочий класс», «буржуазия»), а для американской гораздо привычнее термины «средний класс», «низший класс» и т.п. Это свя­зано с тем, что в их социологических теориях социальная структура общества описывается с помощью такого понятия, как «социоэконо-мический статус», а не «социальный класс». Тем не менее при лю­бом пути анализа структуры психологии больших социальных групп значимым элементом их эмоциональной сферы являются классо­вые потребности и интересы. В ряде случаев к психологии класса относят и так называемые социальные чувства, хотя это понятие общепризнанным в социально-психологической литературе не явля­ется. Наиболее активно социальные «чувства и эмоции» исследуют­ся в рамках гуманистической психологии.

Понятие «социальный характер » более широко представлено в работах неофрейдистского направления. В частности, Э. Фромм (1993) соотносит социальный характер с различными исторически­ми типами самоотчуждения человека — «накопительский» тип эпо­хи раннего капитализма, «рыночный» тип эпохи 20-х годов и т.п. Чаще социальный характер определяется описательно не в терминах научной теории, а в художественных образах (произведения Бальза­ка, Драйзера, Горького). Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках, обрядах и традициях класса или социальной группы. Все они формируют комплексный признак класса — его образ жизни. Методы исследования этих проблем бо­лее близки к традиционным психологическим методам, поскольку здесь возможно использование методик наблюдения.

Психология этнических групп.В отличие от психологии классов, психологические особенности разных этнических групп изучены более основательно, и выделилась специальная отрасль знаний на стыке социальной психологии и этнографии—этнопсихология. Тра­диция исследования психологии этнических групп восходит в соци­альной психологии к работам В. Бунда по «психологии народов», им предлагалось исследовать этнические группы методом анализа ми­фов, обычаев и языка.

Аналогично, как и в психологии больших групп, в структуре пси­хологии этнических общностей различают устойчивый психический склад (национальные, или этнические, характер, темперамент, тради­ции и обычаи) и эмоциональную сферу (национальные, или этни­ческие, чувства). Кроме того, в этнических группах иногда фиксиру­ются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Когда говорят о национальном темпераменте, то речь обычно идет лишь о специфических сочетаниях преобладающих ти­пов темперамента в популяции, а не о жестком «привязывании» оп-

ределенного темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее стоит вопрос о способностях. Возможность занижения ре­зультатов тестовых испытаний способностей небезосновательно ча­сто считается результатом неадаптированное™ теста к специфичес­ким условиям определенной культуры.

Многими исследователями подчеркивается, что игнорирование этнического контекста в научных исследованиях может давать тенден­циозный материал, который легко используется в различных полити­ческих доктринах. Обычно на уровне обыденного сознания людям свойственны тенденции к стереотипизации при восприятии соци­альных объектов. Возникновение этнических стереотипов исходит из осознания у людей «мы—чувства» и отличий от других групп («они» — другие). Образ других групп при этом часто упрощается и исходит из прошлого, иногда негативного, опыта общения с ними. Складывающи­еся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникнове­ние этнических симпатий и антипатий. Конечно, сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеж­дения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этнических различий. Очень легко от та­кой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возмож­ны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» группы.

Стихийные группы

Стихийные группы — это кратковременные объединения боль­шого числа людей, собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Важным фактором формирования стихийных групп является общественное мнение. Общественное мнение воз­никает по поводу определенных, отдельных событий и часто доста­точно мобильно. Оценки могут быстро измениться под влиянием каких-то новых временных обстоятельств. Исследование обществен­ного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества.

В западной социальной психологии характеристики стихийных групп часто описываются как формы коллективного поведения. Учиты­вая, что термин «коллектив» в русском языке имеет весьма специфичес-

кое значение, целесообразнее определять этот тип поведения как массо­вое поведение (Андреева Г.М., 1994).

Толпа— образуется на улице по поводу самых различных собы­тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонаруши­теля и т.п. Длительность ее существования определяется лишь значи­мостью инцидента. В случаях выражения недовольства каким-либо социальным явлением толпа может возбуждаться и переходить к ка­ким-либо действиям, иногда агрессивным. В толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. В любом случае элементы организации очень нестабиль­ны и стихия остается основным фоном поведения толпы.

Масса— описывается как более стабильное образование, но с нечеткими границами. Это манифестации, демонстрации и митин­ги. Здесь более высока роль организаторов, которые известны как лидеры тех организованных групп, которые приняли участие в дан­ном массовом действии. Вместе с тем масса, как и толпа, достаточно разнородна, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика— кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения на стадионе, в большом зрительном зале или на площади перед динамиком при прослушивании важного сообще­ния. В более замкнутых помещениях публику часто именуют аудито­рией. Публика и аудитория собирается ради общей определенной цели, и они более управляемы, но в случае каких-либо инцидентов возможны случаи выхода ситуации из-под контроля организаторов.

Особенности общения и взаимодействия в стихийных группах.Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах процессов коммуникации и взаимодействия в них. Общественное мнение здесь дополняется из других, и не только официальных, источников информации. Определенную роль игра­ют слухи и сплетни. У последних свои законы распространения и циркулирования, что также является предметом специальных иссле­дований в социальной психологии. Образовавшийся таким образом сплав суждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и те­перь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Психическое заражение — в самом общем виде определяется как бессознательная невольная подверженность индивида опреде­ленным психическим состояниям. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, то действует механизм много­кратного взаимного усиления эмоциональных воздействий. Осо-

бой ситуацией, где усиливается воздействие через психическое за­ражение, является ситуация паники. Своевременному прекраще­нию паники способствуют силы, способные внести элемент рацио­нальности в ситуацию и определенным образом захватить «руководство» в ней.

Внушение — представляет собой особый вид воздействия, свя­занный с целенаправленным, но неаргументированным воздействи­ем одного человека на другого или на группу. Кроме внушения, к способам сообщения относятся информация и убеждение. Только при внушении передача информации основана на некритическом ее восприятии. Многочисленные исследования показывают, что вну­шение в бодрствующем состоянии не менее эффективно, чем в гип­нотическом сне. Человек, осуществляющий внушение, называется сугтестор, а объект внушения—суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействию называют контрсуггестией. Решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия — дове­рие к источнику информации.

В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда, реклама. Хотя основная черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, однако это не исключает присутствия элементов суггестии. Метод внушения выс­тупает здесь как метод своеобразного психопрограммирования, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия.

В области рекламы разработана и особая концепция «имиджа», когда создается специфический «образ» воспринимаемого объекта, когда ра­курс восприятия умышленно смещен и акцентуируются лишь опреде­ленные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображе­ние: между имиджем и реальным объектом существует так называемый «разрыв в достоверности». Имидж, таким образом, выполняет суггес­тивную роль и строится на включении эмоциональных апелляций. Практика создания имиджа используется не только в рекламе, но и в политике, например, в период избирательных компаний.

Подражание—заключается не просто в принятии внешних черт поведения и психических состояний других людей, а в их воспроизве­дении. Подражание является наиболее характерным способом по­знания действительности ребенком, а подражательность — основ­ным свойством его развивающейся личности. На различных этапах жизни ребенка подражание играет различную роль: от слепого копи­рования в младшем возрасте до избирательного и сознательного принятия определенных черт поведения других людей в период взрослости. Именно в детской психологии проводится в настоящее

6 Сидоров П И и др Т. II J51

время основная масса экспериментальных исследований подража­ния, научения через наблюдение. Так, исследования подражания ста­ли предметом специальной теории, разработанной в рамках необи­хевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Описанные ими способы подражания могут прояв­ляться и в ситуации массового поведения. В данных случаях меха­низм подражания выступает в тесной связи с механизмами психи­ческого заражения и внушения.

В «теории подражания» Г. Тарда (1892) подражание абсолютизи­руется и признается фундаментальным принципом развития и суще­ствования общества. Если в животном мире «закон повторения» реа­лизуется через наследственность, то в человеческом обществе через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь ос­ваиваются путем подражания, которое непроизвольно и может быть рассмотрено как род «гипнотизма», когда осуществляется «воспроиз­ведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга». Социальные конфликты в теории объясняются противоречия­ми между возможными направлениями подражания. Поэтому природа их подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании при вы­боре новых образцов поведения.

Подражание можно подразделять на логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, под­ражание внутри одного социального класса и подражание одного клас­са другому. Обычно подражание закономерно осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренним образцам начинают подражать раньше: духу религии подражают раньше, чем обрядам), и низшие подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевс­кому двору и т.п.).


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Социальная психология как наука — Алчность Знаний

Структура и основные функции социальной психологии (СП). Иногда СП трактуется как сфера или область психологии или социологии, пограничная дисцип-лина на стыке психологии и социологии. Социальная психология имеет право называться самостоя-тельной наукой, ей, возможно, удастся открыть собственные законы (пока с этим проблематично). СП как наука сформировалась довольно поздно. Единого мнения у авторов нет. Многие современные социальные науки имеют корни в ранней философии. В принципе социальная психология занимает особое место среди социальных наук — она занимается как бы двумя детерминантами: социологией и психологией.

Объект — любые социальные явления
Предмет — социальная психика

Соц. Псих. — наука о соц. психике. Наука о закономерностях формирования, функцио-нирования и развития соц. психики как особой формы и способы осуществления жизнедеятельности позволяющей социальному субъекту (личность, группа, общность социум в целом) существовать как саморегулирующаяся система
Соц-псих — изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных вклю-чением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. (по Анд-реевой)

Предмет (Андреева) — изучение закономерностей поведение и деятельности людей обуслов-ленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп
Соц. психика — системное свойство высокоорганизованной материи, представляющее собой особую форму активного отражения субъекта объективного социального мира, проявляющаяся в по-строении субъективной картины мира; и регуляцию на основе этой картины мира социального поведе-ния и деятельности.

Она изучает следующие явления:
1.Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в резуль-тате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
2.Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супру-жеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
3.Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целост-ных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наи-больший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.
4.Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать сле-дующее его определение:
Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), ха-рактеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Функции СП:
1. Познавательные: а) аналитическая, в) прогностическая, с) теоретическая и т.
2. Практические: а)воспитательная, б )идеологическая
Есть ли у СП свои законы? Нет: 1) она не очень древняя и еще не сумела сформулировать ка-кие-либо законы; 2) объект СП очень специфичен, т.к. обладает высокой степенью свободы; 3) полиде-терминантность общества; 4) общество испытывает высокую степень воздействия со стороны других социальных структур. На общество оказывают влияние очень многие факторы, которые условно можно разделить на 3 группы: экономические, географические, социальные.

Основные подходы к пониманию предмета социальной психологии.

Основные этапы эволюции понимания предмета социальной психологии.
До конца 17 — начала 18 вв. авторы, к-ые интересовались СП идеями (медики, философы и т.д.), полагали, что предмет СП совпадает с предметом психологии — человеческая душа, к-ая сформирована социумом (коллективная душа).
С начала 18 в. представление расширилось: главное поле социально-психологических исследо-ваний стало явление сознания — всё, что есть в рациональных пластах сознания (мысли, желания, ино-гда чувства; позднее образы, ощущения, потребности — отдельные элементы социальной психики).
С начала 20 в. поведение рассматривается в качестве основного предмета исследования (поведение челока в группе, межличностные отношения). Практически в это же время наступает 4 этап, основным предметом исследования становится психическая деятельность (целенаправленное воздействие одних социальных субъектов на другие — ч-ка на массу (толпу), общество и т.д.)
Середина 20 в. предметом становится повседневная профессиональная психическая деятель-ность. Возникают отрасли психологического знания (военная психология, психология высшей школы и т.д.)
Непрофессиональная повседневная психологичесаая деятельность (конец- последняя четверть 20 в.)
Прагматический подход, направленный на обеспечение успешной деятельности (80-ые-90-ые гг. 20 века), т.н. «психология успеха». Появляются научно-популярные издания, описывающие «успешную деятельность» — тренинги,самотренинги, изучение общения и его законов, особенности получения, пе-редачи инф-ции, вхождение в социум, группу и т.д. Т.е. социальная психология начинает заниматься общением.

alchnost.com

Социальная психология как наука

Поделись с друзьями

Многие из вас, наверное, занимались исследованиями в области социальной психологии. Не удивляйтесь. Универсальным хобби для многих людей являются наблюдения за окружающими. Наблюдая за другими, мы формируем собственные представления о том, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга, как относятся друг к другу. Мы наблюдаем, ка определенные обстоятельства влияют на поведение людей, как эти люди меняются  при общении с разными людьми и в зависимости от конкретной ситуации. Так мы приобретаем социально-психологические знания, которые потом используем в жизни. Но это житейские знания. Социальные психологи-профессионалы в сущности делают тоже самое, только более системно (формируя теории) и более скурпулезно (проводя многочисленные эксперименты, которые воссоздают социальные драмы в миниатюре и позволяют выявлять причины и следствия).

Внутренний мир человека  не является крепостью, закрытой от проникновения извне чего-либо, а наши собственные решения и поступки не являются результатом только нашего желания и больше никого. Поскольку человек с самого рождения живет среди других людей, он формируется как личность только в человеческом обществе путем социализации (т.е. путем присвоения богатств общечеловеческого опыта), индивидуальная психология каждого человека – это частичка общечеловеческого, социального опыта, ставшего его достоянием, преобразованного в личном опыте и приобретшего индивидуальные оттенки.

Жить в обществе, в социальной среде, среди людей и не зависеть от них невозможно. Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности. Гордыня (качество человека, ставящего себя выше других) осуждается во многих религиях.

По каким законам строится поведение человека в обществе других людей, как это социальное окружение может влиять на поведение человека, какие механизмы включаются, когда люди вступают во взаимодействие или общаются друг с другом – все это изучает социальная психология.

Социальная психологияэто отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Объектом научного изучения социальной психологии выступают.

Предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включенностью их в социальные общности или социально-психологические.

Социальная психология возникла на стыке наук психологии и социологии, и до сих пор положение социальной психологии носит пограничный, двойственный характер. Это отражается в том, что

  • Объективно существует такой класс общественной жизни, который может быть исследован при помощи социологии и психологии;
  • Социальная психология исторически вызревала в недрах и социологии, и психологии;
  • Социальная психология – это наука практическая, исходит из потребностей реальной жизни

Социальная психология тесно связана с социологией, психологией, педагогикой и философией.

Социология рассматривает природу и характер общественных, групповых, индивидуальных ценностей и норм. социальная психология исследует конкретные механизмы их формирования с учетом влияния микро- и макросреды, в которой живет человек, и индивидуальных особенностей его личности, т.е., если социология объясняет истоки социальной активности личности, то социальная психология исследует пути и закономерности их проявления и помогает определить условия, при которых эта активность реализуется наиболее полно.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности у отдельного человека. Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы.

Педагогика – наука об обучении и воспитании. Социальная психология раскрывает перед педагогикой пути повышения эффективности воспитательных воздействий на личность и коллектив, позволяет стимулировать процесс обучения и воспитания.

Социальная психология имеет большую предысторию в составе философии (более 2000 лет), и сравнительно короткий путь в качестве самостоятельной науки (чуть более 100 лет).

students-library.com

Социальная психология как наука — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Переиздание в Болгарии (1968)

«Социальная психология как наука» — монография Б. Д. Парыгина. Первая монография по социальной психологии, написанная и изданная в СССР. Ставшая теперь библиографической редкостью книга вышла первым изданием в 1965 году (208 стр., тир. 3400 экз.) в издательстве Ленинградского государственного университета. После авторских уточнений и дополнений переиздана Лениздатом в 1967 г. (264 стр., тир. 15000 экз.).

На сегодня известны переводы книги на чешский, болгарский, испанский и португальский языки и переиздания, сделанные в Чехословакии (Прага, 1968), Болгарии (София, 1968), Уругвае (Монтевидео, 1967) и в Бразилии (Рио-де-Жанейро, 1972).

В этой книге впервые в мировой научной литературе была представлена и всесторонне аргументирована разработанная автором теория социальной психологии как самодостаточной системы научного знания — её методологии, предмета и области практического применения,

ru.wikipedia.org

Доклад — Социальная психология как наука

Министерство высшего профессионального образования РФ

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Институт Психологии

Сорокин Александр Алексеевич

3 курс, 1 группа

Реферат

“Социальная психология как наука”

Москва, 2001

Содержание:

1. Введение

2. Предмет и задачи социальной психологии

3. Заключение

Введение

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология — наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы ( от малых до очень больших — обществ). Социальная психология изучает — индивидов, людей, составляющих эти группы — что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида — на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.

Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как вцелом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Предмет и задачи социальной психологии

Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Возросло несомненно количество переводных изданий стран западной Европы и США. Можно даже утверждать, что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. Немаловажное место занимает учебник Д. Майерса, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических знаний. Труд Д. Майерса по социальной психологии весьма своеобразен. Автор трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные полученные им и его ближайшими коллегами в сфере межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Майерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов». Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот счет профессором А. Л. Свеницким, постараемся в свою очередь дать свою характеристику данного учебника, сравнив его по некоторым параметрам с нашими отечественными, такими как «Социальная психология» под редакцией Г. М. Андреевой, «Социальная психология» под редакцией А. В. Петровского и «Психология общения» М. И. Станкина.
Социальная психология — это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология — дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более — на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология — экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение. Посмотрим как интерпретируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой Г. М. «Социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп». (1) Листая учебник Андреевой Г. М. «Социальная психология» мы невольно сталкиваемся с очень конкретными названиями абзацев, такими как: «дискуссия о предмете социальной психологии», «задачи социальной психологии и проблемы общества», находим такие громкие фразы типа «сфера собственных интересов социальной психологии» просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. В свою очередь учебник Д. Майерса как бы не ставит задачей обратить внимание на столь конкретные формулировки, и последовательность изложения материала переходит очень «плавно» от раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Майрс весьма справедливо сопоставил социальную психологию с фразой Артура Конан Дойля «Вы никогда не можете предсказать, что сделает любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число. Индивиды могут меняться, но процент остается постоянным».
Социальная психология сталкивается с двумя противоречивыми критическими замечаниями. Во-первых она тривиальна, поскольку удостоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия могут быть использованы для манипулирования людьми. Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных источников, даже из политики, Д. Майерс не только заинтересовывает данной проблемой, но и заставляет задуматься. Способы изложения материала очень восприимчивы для запоминания, т. к. подкрепляются, как уже было сказано выше «убедительным числом убедительных примеров ». Большинство социально-психологических исследований относится либо к корреляционным, либо к экспериментальным. Корреляционные исследования, для проведения которых иногда используют метод систематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, такими, например, как уровень образования и доход. Ставя эксперименты социальные психологи иногда создают ситуации которые затрагивают эмоции людей. В этом случае они обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать им любой временный обман. .
Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспериментов в теории. Лабораторные эксперименты позволяют проверить идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить принципы и результаты в реальном мире.

Одной из важнейших опор этой науки является понятие о Я-концепции. “Кто Я?”, “Зачем Я?”, “С кем вместе живу Я?”. Как культура формирует наше чувство «Я»? Кто вы? Вы — уникальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложение «Я — … ». Элементы вашей Я — концепции, т. е. специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть — это ваши же Я — структуры. Структуры — это психические модели, с по- мощью которых мы организуем нашу жизнь. Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Рассмотрим, как Я влияет на память, явление известное под названием «Эффект ссылки на себя». Когда информация применима к нашим Я — концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним. Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И часто берем ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль. Наша Я — концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать — наши возможные Я. Они заключают в себе то какими мы видим себя в наших мечтах, — богатый Я, худой Я, страстно любимый и любящий Я. Они также заключают в себе Я, которыми мы боимся стать, — безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели — к той жизни, к которой мы стремимся. Д. Майерс ставит вопрос «становится ли Я — концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с Западом». У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоуважение. У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, самоуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в Азии. Самоуважение — всеобъемлющее чувство собственного достоинства, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и способности. Самопознание, однако имеет слабые стороны. Мы часто не знаем, почему ведем себя так, а не иначе. Люди различаются своими Я — концепциями. Одни, особенно в индивидуалистических западных культурах, принимают концепцию независимого Я. Другие, часто в Азии и культурах стран третьего мира, — взаимозависимого Я. Эти противоположные идеи способствуют культуральным различиям в социальном поведении. Высокое самоуважение также приносит дивиденды. Дополнительные исследования локуса контроля и приобретенной беспомощности объединил Альберт Бандура в концепцию, названную концепцией самоэффективности. Люди с высокой сомоэффективностью более настойчивы, менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся. Хотя психологическое исследование и толкование самоэффективности является новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и реализацию своего потенциала не нов. Тема «Ты можешь сделать это», является бессмертной американской идеей. В процессе переработки информации, относящейся к нашему Я, вторгается предрасположение. Мы охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и во многом считаем себя выше среднего. Такое завышенное мнение о себе позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой самооценки, хотя есть опасность «задрать нос». Предрасположение в пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают себя с другими.
У нас есть занятная тенденция расширять наш Я — образ, переоценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или поступают также, как мы, — феномен называемый » эффектом ложного консенсуса». Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку наших позиций, считая, что с нами согласно большинство. Можно утверждать, что ложный консенсус встречается т. к. мы делаем обобщение из ограниченной выборки. Что касается наших способностей или ситуаций, чаще встречается эффект ложной уникальности. Такое восприятие отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку — побуждения, которая спасает людей от депрессии, но способствует недооценки и групповому конфликту. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (мы сами). Мы выражаем свое самоопределение показывая себя как определенный тип человека. Для некоторых сознательная самопрезентация — образ жизни. Те, у кого высокие показатели по шкале тенденции к самомониторингу действуют как социальные хамелеоны, т. е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситуациями. Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботятся о том, что о них думают другие. Они больше руководствуются внутренними ощущениями, поэтому они будут говорить и действовать как чувствуют на самом деле. Проблема самомониторинга достаточно актуальна в наше время. В различной степени мы являемся самомониторами, мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его, чтобы произвести желаемое впечатление.
Подводя определенные итоги по второй главе мы не можем сравнить с нашими отечественными учебниками те же определения, например, как самоэффективность, самопрезентация или самомониторинг. Их нет даже в психологическом словаре А. В. Петровского, возможно они имеют другое толкование и другое определение. На мой взгляд Д. Майерс слишком углубился в психологию личности, задействовав концепцию самоэффективности А. Бандуры и установку локус контроля Д. Роттера. Однако в разделе Я — концепция достаточно убедительно был описан «эффект ссылки на себя». Самопрезентация представлена здесь второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромности и новое определение — самомониторинг.

Заключение
В процессе написания я руководствовался в основном 2-мя основными книгами: Г. М. АНДРЕЕВА «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ». УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997., Д. МАЙЕРС «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ». ПЕРЕВ. С АНГЛ. — СПБ ПИТЕР, 1997. Поэтому получилось как бы сравнительное сопоставление мнений отечественной и американской школ психологии. Но сразу надо отметить, что американская социальная психология и российская социальная психология это два разных подхода, две абсолютно разные темы и тематике изучения социальной психологии, различные аспекты проблем исследования и т. д. В американской социальной психологии основной акцент ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в группе. В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится на группу, взаимодействия в группе и коллектив. Сразу бросается в глаза отсутствие в учебнике Д. Майерса исследований о массовых движениях и больших группах, чему в учебнике Г. М. Андреевой, напри- мер, придается особое значение. Коллективизм в американском учебнике это не более, чем культурный подход противоположный индивидуализму. Можно не сравнивать определения в наших отечественных источниках, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма, например, в учебнике А. В. Петровского, уже не хочется возвращаться, пытаясь найти в нем что-то позитивное.

Список использованной литературы:

1. Г. М. АНДРЕЕВА «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ». УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.

2. Д. МАЙЕРС «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ». ПЕРЕВ. С АНГЛ. – СПБ ПИТЕР, 1997.

3.А. В. ПЕТРОВСКИЙ, М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ. «ПСИХОЛОГИЯ». СЛОВАРЬ. — М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.

www.ronl.ru