Психология как наука о – Психология как наука — это… Что такое Психология как наука?

Содержание

Психология как наука о поведении

Противники функционализма утверждали, что предметом научного исследования должно быть только то, что доступно для прямого наблюдения. А что такое внутренняя психическая деятельность? Невозможно наблюдать мысли, возникающие при решении той или иной проблемы, или измерять испытываемые при этом чувства; интроспекция, которая крайне субъективна, не способна преодолеть это затруднение. Иными словами, только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объективному описанию. Поэтому только на него и ни на что другое должна полагаться психология, если она желает идти действительно научным путем. Эту «поведенческую» позицию принял с 1908 года французский психолог Пьерон. Но лишь с зарождением в США бихевиоризма, главой которого стал Дж. Уотсон, наука о функциях сознания окончательно уступила место науке о поведении.

Во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки – им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «

бихевиоризм» (от англ. behavior – «поведение»). Это уже третий этап в развитии представлений о предмете психологии. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде.

Подобно химику, который изучает плавление какого-то металла и которого интересует только изменение его состояния при данной температуре, психолог должен ограничиваться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в данной ситуации. Предложенная Дж. Уотсоном схема S – R означает, что каждой ситуации (или стимулу – S) соответствует определенное поведение (или реакция – R). Бихевиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из сферы научной психологии.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Э. Торндайк (1874-1949) сформулировал основные законы образования и закрепления связи между стимулом и реакцией:

1) закон эффекта – положительный эффект образовавшейся связи заключается в том, что возникает состояние удовлетворения; эффект удовлетворения действует непосредственно на образовавшуюся связь, приводя к ее закреплению. Наоборот, переживание разочарования, неуспеха (отрицательный эффект) действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению;

2) закон упражняемости – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе;

3) закон готовности – скорость образования связи зависит от соответствия ее наличному состоянию субъекта. Так, у голодного голубя быстрее, чем у сытого, образуется связь между определенным цветом пятна и возможностью склевывания с него зерна: зерна на пятнах другого цвета крепко приклеены.

Таким образом, цель бихевиоризма – превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного – это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта). В этой идее чувствуется определенная направленность – получение вместо человека послушного робота, которого программируют на выполнение только набора двигательных функций, т.е. интересует только один исполнительский аспект в поведении человека.

Связь «ситуация – реакция» характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения.

Прогрессивность подхода Торндайка очевидна, ибо сознательное стремление к цели принимается не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души». Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. Торндайк вводит понятие «коннексия» – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент поведения.

Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.

Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости ее категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту – необихевиоризму.

Таким образом, с позиций бихевиоризма сфера психологии – это взаимодействие между организмом и средой. Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Вместе с этим, в результате проделанной бихевиористами работы было выявлено 16 типов поведения: перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.


students-library.com

Психология как наука — Pro-Psixology.ru

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

Психология — наука о психике

В дословном переводе психология — наука о душе (psyche — душа, logos — понятие, учение), таким образом, психология — наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи.

Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности, — это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Психика — особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики — сознанием, дается еще одно определение психики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6

pro-psixology.ru

Психология — наука о человеке

Психологию называют наукой о психической деятельности человека. «Психология» буквально переводится как наука о душе. Долгое время психологию не признавали в качестве самостоятельной серьезной научной дисциплины, т.к. психология не имеет материального предмета исследования. Психология – это наука о сознании, о волевой сфере, об эмоциях и мышлении.

Интерес к тому, как устроена человеческая психика, наблюдался в истории человечества во все времена. Еще Гиппократ – представитель Древней Греции – произвел всем известную классификацию темпераментов человека. Большую роль в формировании психологии как самостоятельной науки сыграли взгляды древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Последнего многие считают основоположником психологии, ссылаясь на его трактат «О Душе».

В эпоху Средневековья и вплоть до 19 века психология как самостоятельная дисциплина не существовала. В 19 веке психология превратилась в самостоятельную науку, выделившись из философии, медицины и естествознания. Во 2 половине 19 века Вильгельмом Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. В 1879 году с открытием этой лаборатории появилась психология.

Существует несколько направлений психологии. В 20 веке оформилось направление психоанализа, основоположником которого был австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Личность человека с точки зрения психоанализа представляет собой единство 3 структур: Я, Сверх Я и Оно.Эти структуры находятся в постоянном конфликте друг с другом. На Я-структуру влияют структура Оно, которая представляет собой биологические желания человека, и структура Сверх-Я, которая представляет совокупность требований, ограничений и правил, принятых в обществе, членом которого является личность. Взаимодействие этих структур и определяет характер поведения человека.

Другим направлением психологии 20 века стал бихевиоризм, основателем которого был психолог из США Дж. Уотсон. Человек с точки зрения бихевиоризма рассматривается как объект, который реагирует на определенные стимулы. Основой бихевиоризма является физиологический опыт русского физиолога И.П. Павлова.

Еще одно из направлений психологии – гештальт-психология. Представителями этого направления были М. Вертгеймер и К. Коффка. Они не пытались разложить сознание человека на составляющие. Выделенные составляющие сознания эти психологи пытались синтезировать, чтобы понять истинные причины поведения человека.

Современным направлением психологии является психолингвистика. Это направление изучает связь языка и мышления. Появилось это направление в США. Основным вопросом психолингвистики стал вопрос, о психологических и мыслительных основах порождения человеческой речи.

Психология в последнее время является необходимой составляющей в изучении человека, его поведения. В отличие от анатомии, которая изучает строение человеческого организма, психология изучает принципы работы человеческого сознания, которое также является неотъемлемой частью человека.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

определение. Психология как наука :: SYL.ru

Наука о психологии появилась в середине XIX века. Она прошла долгий и непростой путь в изучении душевного состояния личности. С помощью этой науки определяется характер, внимание, память человека. Многим нравится психология. Она помогает понять не только окружающих людей, но и себя. Психология очень обширная. О ней можно писать и говорить очень много. В этой статье мы рассмотрим некоторые важные аспекты психологии социальных групп и личности.

Психология как наука

Сознание, внимание, память, воля, душа человека – это целая наука о личности. Она называется психология. Только благодаря этой науке человек познаёт себя и окружающих. Не каждый понимает, что такое психология. Определение довольно простое. Это наука, которая изучает поведение, мысли, процессы как человека, так и животного. Хорошие знания психологии помогают понять любую личность. Ведь каждому интересно, например, что движет ребёнком, когда он совершает какое-нибудь непонятное для родителей действие. Или хочется понять, какой внутренний мир у вашего начальника.

На все вопросы, касающиеся души человека, ответит психология. Эта наука поможет правильно понять своего любимого, ребёнка, директора или подчинённого. Для того чтобы разобраться в себе или в близком человеке, некоторые люди посещают психолога по собственной инициативе. Только потому, что хотят быть счастливы. Однако кто-то боится обращаться к психологу, а зря. Если не получается у вас, специалист вам обязательно поможет понять проблему и разобраться в ней. Вот мы и разобрались с вопросом, что такое психология как наука. Теперь можно разобраться в тонкостях личности.

Понимание личности в психологии

Человек – индивидуальность. Вряд ли кто-то задаётся вопросом: «Что такое личность в психологии?». Это самая молодая психологическая наука. Она очень обширная. Остановимся на главном.

Никто даже не задумывается, что с человеком надо общаться лояльно, даже с маленьким ребёнком. Он в первую очередь личность, которая заслуживает к себе нормального отношения. Ведь один человек может не обратить на ваши слова внимания, другой, наоборот, пропускает через себя даже мимику, не то что слова.

Как вы уже догадались, психология имеет прямое отношение к личности. Человек мыслит, уделяет вам внимание, умеет выслушать, управляет своими эмоциями, характером, чувствами и др. Всем этим управляет личностная психология. Человек услышал плохие или хорошие новости, соответственно проявил в это время определённые эмоции. Любая непредсказуемость влияет на душевное состояние очень сильно. Поэтому, если вы не можете справиться с собой, вас что-то гложет, постарайтесь для начала разобраться в себе. Может, у вас на днях был стресс или превысили радостные эмоции, переключитесь на хорошую, позитивную, но спокойную книгу или просто сходите прогуляться. Вам это поможет отвлечься и разобраться в своём внутреннем мире. Теперь вы имеете представление, что такое личность в психологии? Она имеет некоторые подразделы: характер, состояние души, внимание, мышление и др.

Представление памяти в психологии

Память – это в некотором роде запоминающее устройство, которое сохраняет, а со временем озвучивает какие-то события или факты. Она может быть кратковременная или долговременная.

Психологи определили несколько видов памяти:

  1. Зрительная – увидел и запомнил.
  2. Слуховая – услышал, запомнил, через время озвучил.
  3. Двигательная – запоминание движений.
  4. Осязаемая – запоминание на ощупь.
  5. Образная – даже через определённое время всплывает в памяти увиденный образ.
  6. Эмоциональная – человек помнит пережитые ранее им чувства.

В принципе, все понимают, что такое память в психологии. Это очень сложный и тяжёлый процесс. Именно память помогает передавать нашим детям, внукам свой опыт и знания. Это самый длительный процесс. Ведь не зря бабушка, которой 80 лет, вспомнит свой опыт того времени, когда ей было всего 25 или 30. Довольно часто человек может и не помнить какие-то события из своей жизни. В основном это бывает, когда информация прошла очень болезненно, и память стирает этот процесс на подсознательном уровне.

Проявление внимания в психологии

Если человек сосредоточен на одном объекте и за ним наблюдает, что это означает? Конечно же, внимание. Без этого психологического аспекта тяжело было бы человеку существовать. Давайте обратимся к терминологии, чтобы понять, что такое внимание в психологии. Это реакция живого организма на внешние раздражители. Когда психологи проводили анализ по видам внимания, они сделали вывод: есть избирательное внимание (когда имеется возможность выбирать объект внимания), распределённое (сосредоточенность одновременно на нескольких объектах), переключаемое внимание (внимание не постоянное). Что происходит с человеком, когда он выбирает объект внимания? Возьмём, например, ребёнка, которому показали зелёный квадрат, и воспитатель спросила: «Какой цвет?». Вы думаете, он ответит по существу? Возможно. Однако ещё в обязательном порядке будет замечено, что это квадрат, который имеет углы и т. д. Внимание не будет заострено только на цвете. Так же и со взрослым человеком. Например, вы встретите своего старого знакомого, остановитесь пообщаться и в любом случае на какую-то мелочь будете отвлекать своё внимание. Поэтому при разговоре можете упустить важную деталь. Внимание не может быть равномерно распределено на каждый объект. Так функционирует наш мозг.

В принципе, что такое внимание в психологии стало понятно. Просто многие не задумываются над такими вопросами, а это очень важно. Особенно для родителей, которые воспитывают малышей и сердятся на них за невнимательность. Прислушайтесь к психологам.

Способности личности в психологии

Многие родители с рождением ребёнка понимают, что его нужно ставить на ноги. Что это означает? Вырастить само собой, а ещё дать ему достойное образование. С дошкольного возраста дети начинают ходить в секции, для того чтобы понять, какие способности у них есть, и начать их развивать. Это могут быть художественная или музыкальная школы, плавание, танцы и мн. др.

Ребёнок же не может с рождения взять кисть в руки и рисовать, но, возможно, у него есть к этому задатки. Их необходимо развивать. Если родители пойдут путём, что нравится только им, ребёнок не сможет воспользоваться своими способностями. Поэтому необходимо предоставить своему малышу возможность заниматься тем, что ему нравится. Только тогда у него будет шанс развиваться в нужном направлении и стать великим художником или композитором. Талант есть абсолютно у каждого человека. Одному родители смогли открыть его в раннем детстве, другому не смогли.

Темперамент личности в психологии

Характер – это индивидуальная черта каждого человека. Под темпераментом понимают поведение человека. И. П. Павлов разработал очень давно основные черты темперамента и поделил их на 4 вида:

1. Сангвиник – жизнерадостный человек, не задерживает своё внимание на одном объекте. Общительный, но не засиживается долго на одном месте работы. Не любит однообразие. Новая обстановка для него только в радость, он идёт с удовольствием на контакт с незнакомыми людьми.

2. Флегматик – медлительный, спокойный, бурные эмоции проявляет крайне редко. К любому делу подходит очень продуманно. Никогда не сделает неверный шаг. Никогда никто не знает истинных чувств флегматика.

3. Холерик – очень подвижный, эмоции всегда переполняются через край. Не умеет сдерживать себя, может вспылить из-за пустяка. Как быстро холерик берётся за новую работу, так же быстро она ему и надоест. Иногда окружающие тяжело переносят холерика за его чрезмерную подвижность.

4. Меланхолик – пассивный человек, который не любят интересоваться ничем новым. Чувства и эмоции замедленного действия. Очень быстро обижается, огорчается, хотя и не показывает этого. Он замкнут и больше предпочитает одиночество, нежели шумные компании. Меланхолики в привычной для себя обстановке чувствуют спокойствие, уверенность.

В любой работе необходимо знание темпераментов. Так будет легче общаться с людьми.

Психология эмоций

Очень часто люди не знают, что такое чувства. Это эмоциональное состояние души человека, которое выражается определёнными движениями тела, мимикой или голосом.

С самого детства мы слышим о прекращении эмоций, о том, что надо меньше выражать свои чувства. Однако психологи утверждают обратное. Каждый человек должен уметь выбрасывать эмоции, а не накапливать их годами. От чего происходят заболевания, психические расстройства? От того, что человек годами сдерживает все свои чувства и эмоции в себе. Нужно уметь высказывать своё мнение везде: на работе, дома, в общении с окружающими. Благодаря эмоциям человек быстрее определяет для себя все необходимые ему потребности. Не бойтесь выплёскивать свои чувства и эмоции наружу. Тот круг, которому вы нужны, примет вас такого. Другим же доказывать ничего не стоит. Ведь здоровье дороже.

Потребность в психологии

Человек не всегда догадывается о том, в чём он нуждается. Потребность – это то, в чём личность испытывает острую необходимость. Есть 3 вида:

1. Трудовая потребность – личность нуждается в познании мира, в работе.

2. Развивающая потребность – личность обучается, самореализовывается.

3. Социальная потребность – человек нуждается в общении с друзьями, коллективом и др.

Это социогенные потребности. Потребность заканчивается тогда, когда цель достигнута. Тогда у человека появляется что-то другое, в чём есть необходимость. Потребность – это весь механизм в психике человека. Другими словами, потребности – это психическое душевное состояние личности. Благодаря им человек стремится к своей цели, чтобы добиться желаемого, то есть становится более активным, а пассивность исчезает практически совсем.

Вам стало понятно, что такое психология, определение теперь можно дать более точное. Потребность, внимание, память, эмоции – вот что такое психология человека.

Социальная психология как наука

Каждый человек живёт в мире, где у него есть много родных, близких, знакомых, друзей, коллег и т. д. Для этого и нужна человеку социальная психология. Благодаря ей люди познают друг друга и взаимоотношения. Развиваются отношения не только между двумя индивидами, но и между целыми группами. Вы, наверное, догадались, что такое социальная психология. В этом предмете переплелись две науки. Социология и психология. Поэтому здесь изучаются отношения не просто между людьми, а различаются такие виды: социальные, экономические, политические и много других. Социальная психология в обществе позволяет занимать определённое место среди людей. Разделяют в социальной психологии 3 вида личности:

1. Пикники – они хорошо адаптируются в социальной среде. Стремятся выгодно построить отношения с нужными людьми. Они умеют отстаивать свои интересы без конфликтов.

2. Атлетики – общительные, любят обращать на себя должное внимание, доминирующая личность.

3. Астеники – им в обществе находится нелегко. Они не общительны, замкнуты, сдержанны.

Каждому человеку своё. Одни любят находиться в центре внимания в обществе, другим нравится больше находится в тени. С этим ничего не поделаешь. Надо принимать личность такой, какая она есть. О том, что такое социальная психология, можно много писать. Так как это не книга, а всего лишь статья, даются самые важные определения и понятия.

www.syl.ru

Психология — Циклопедия

Общая психология. Курс лекций. Лекция 1 // ObrazovanieHumanity

Психология — наука, изучающая психическую жизнь человека, психические состояния, процессы и особенности, а также их развитие в деятельности и общении.

[править] Общие сведения

Предметом психологии являются восприятие, чувства, переживания, мысли, стремления, то есть все то, что является содержимым жизни. До начала формирования научной психологии существовала жизненная психология (жизненные знания людей друг о друге). Научная отличается от жизненной своей определенностью, рациональностью, экспериментальностью и концентрацией знаний.

[править] История психологии как науки

[править] Психология как наука о душе

В этот период психология существовала не как самостоятельная наука, а в рамках философских и медицинских знаний, ее предметом являлась душа. Душа считалась свойственной как живым, так и неживым объектам. Характерные наблюдательные исследования и восприятие психической жизни человека как таинственного и загадочного. Во время противостояния двух философских школ, материалистов и идеалистов появляется первая психологическая работа — «О душе» Аристотеля.

[править] Психология как наука о сознании

Этот этап начинается с учения Рене Декарта (XV век), который первый ввел понятия «рефлекса» и «сознания». Под сознанием он понимал способность думать и чувствовать. В этот период появляются первые психологические общества, институты психологических знаний. Символической точкой начала психологии как самостоятельной науки считается открытие в 1879 году в Вене Вундтом первой лаборатории для изучения психических явлений. На развитие науки конкретно повлияло учение Дарвина, Сеченова, Павлова. Развиваются связи с другими дисциплинами. Одно из самых известных направлений этого типа — психоанализ Зигмунда Фрейда.

[править] Психология как наука о поведении

Основные идеи направления бихевиоризма были сформулированы Джоном Уотсоном в XIX веке. По его словам, психология не может иметь сознание как предмет, потому что то, что объективно невозможно наблюдать или не существует, или недостижимо для изучения. Предметом психологии же является поведение, которое понимается как реакция на определенные стимулы. В дальнейшем необихевиористы смягчили теории Уотсона, добавив к двухполюсной схеме желания, мотивы и стремления самого человека.

[править] Психология как наука о фактах, механизмах и закономерностях психики и сознания

В основе теорий современной психологии лежит первоначальность материи (головной мозг), сознание — отражение материального мира. Психика воспринимается как деятельность мозга, внутренняя жизнь невозможна без внешней физической.

[править] Место психологии в науке

Связь психологии с философией можно увидеть в их общей истории, а также в поиске ответов на глобальные экзистенциальное вопросы. Из естественных наук психология имеет общие связи с медициной, в частности с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД). Наличие общей проблематики связывает психологию с социальными науками. Ее цель — обобщение и синтез достижений других научных дисциплин, объектом изучения которых является человек.

  • Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: «КДУ», 2007.
  • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: «Че-Ро», 2006.
  • Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. — М.: «Мир», 2004.
  • Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. — М.: «Академический проект», 2007.
  • Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: «Питер», 2003.
  • Общая психология. В 7-ми тт. — М.: «Академия», 2007.
  • Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: «Инфра-М», 1999.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: «Питер», 2007.

cyclowiki.org

Психология как наука | Диплом по психологии

Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.

Определение психологии как науки

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Особенности психологической науки

Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:

  1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
  4. Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.

Предмет психологии

На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:

  1. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  2. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  3. Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).

Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.

psy-diplom.ru

Психология как наука — это… Что такое Психология как наука?

Идея о том, что поведение человека во всех основных аспектах сходно с предметами изучения других наук. С этой точки зрения, человеческое поведение ничем не отличается от других природных феноменов и к нему применимы следующие предпосылки:

1. Детерминизм: любое поведение рассматривается как имсющее причину (см. Свободная воля versus детерминизм). Прсдсказуемость: если поведение детерминировано, то можно предсказывать будущие события.

Контроль: если поведение предсказуемо, это значит, что его можно контролировать.

Проблемы. связанные с психологией как научной дисциплиной:

1. Систематизация: научная дисциплина подразумевает упорядоченную систему знаний. В принципе, это справедливо для психологии, однако сложность изучаемых предметов, а также особенности их изучения затрудняют процесс систематизации психических явлений.

2. Рефлексивность: наблюдатель и наблюдаемый являются представителями одного вида, поэтому трудно сохранять объективное и беспристрастное отношение к предмету изучения.

3. Генерализация: научные законы можно экстраполировать во времени и пространстве, в то время как психологические объяснения часто ограничены конкретным местом и временем. К примеру, многие открытия в области конформизма и повииовения в Соединенных Штатах конца 1950х годов были связаны с особым общественным климатом, существовавшим в то время в США.

4. Доступность проверки: многие объекты психологии не поддаются наблюдению и, следовательно, не могут быть определены с достаточной точностью. Можно без натяжки сказать, что из всех наук психология в наибольшей степени опирается на умозаключения. В ней существует большой разрыв между фактическими данными, полученными в процессе эксперимента, и объяснением этих данных. Примером может служить теория психосексуального развития по Фрейду, многие из основных идей которой нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

Психология профессиональной деятельности Отрасль психологии, непосредственно связанная с профессиональной деятельностью человека. Относится к очень широкому и разнообразному спектру интересов, включая собеседования и набор персонала, влияние условий работы на производительность труда и психологическое благополучие работников, организацию карьеры, психологические консультации и изучение особенностей поведения людей разных профессий. Хотя психологию профессиональной деятельности принято связывать в основном с промышленностью, специалистов этом области можно встретить и в других учреждениях.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

psychology.academic.ru