Психология фундаментальная и прикладная – 3) Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Краткая характеристика предмета, задач и ме­тодов отдельных отраслей психологии.

Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Становление и формирование основных отраслей психологии

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания — это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической пауки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология — отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, — включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетические (объединяющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли).

Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи но исследованию индивида. Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.



педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.

Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогической психологии в значительной мере определялась господствующими в психологии концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модификацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры.

возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Так же как и педагогическая психология, возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология — отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г . В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.

социальная психология, изучающая закономерности поведения И деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках философии, и лишь к концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как «психология пародов» (М. Лацарус, X. Штейпгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл).

Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г .

Психология труда — раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности, в частности динамику работоспособности человека в зависимости от различных условий, пути формирования профпригодности и профориентации, оптимизацию личностных отношений в коллективе.

Патопсихология — отрасль, изучающая отклонения в психической деятельности и состоянии личности при патологических состояниях мозга, связанныхс различными психическими или соматическими заболеваниями.

Космическая психология — изучает закономерности психики в условиях «пространственной напряженности»: (перемещение в пространстве при отсутствии силы тяжести, плошади опоры), «сенсорного дефицита» (длительное пребывание в замкнутых пространствах ограниченного объема, в условиях ограничения сенсорной информации), малого фиксированного коллектива (психологическая совместимость членов экипажа, распределение ролевых функций в процессе групповой деятельности, предсказание и локализация конфликтных ситуаций на основе изучения личностных характеристик членов экипажа и т.д.).

megaobuchalka.ru

Виды методов психологии | Разум и мозг

Психология — это наука, изучающая внутреннее душевное состояние человека, его отношение к другим людям, окружающей среде, к определенным ситуациям.

Психология бывает нескольких видов:

  1. фундаментальная,
  2. прикладная,
  3. практическая.

Фундаментальная психология изучает психические состояния людей и животных в целом, их определенное поведение в тех или иных ситуациях.

Фундаментальная психология сама делится на несколько отраслей:

  1. общая психология,
  2. дифференциальная психология,
  3. психология личности,
  4. психофизиология,
  5. нейропсихология,
  6. социальная психология,
  7. психология развития,
  8. специальная психология,
  9. патопсихология,
  10. зоопсихология.

Прикладная психология изучает общие душевные проблемы и их решения в конкретных сферах работы человека.

К отраслям прикладной психологии относятся следующие виды:

  1. педагогическая,
  2. медицинская,
  3. юридическая,
  4. экономическая,
  5. политическая,
  6. психология религии,
  7. психология спорта,
  8. психология труда,
  9. инженерная психология,
  10. авиационная психология,
  11. космическая психология,
  12. военная психология,
  13. психология управления.

Практическая психология ориентирована на работу с психикой, на способы влияния на поведение и сознание другого человека.

Есть несколько методов работы с психикой:

  1. психотерапия,
  2. психологическое консультирование,
  3. психокоррекция
  4. психотренинга
  5. разрешение социальных конфликтов.

Существуют разные источники, с помощью которых психологи получают правдивую информацию об определенном психическом состоянии, используют их для построения диагноза и выработке дальнейших рекомендаций. Эти приемы называются методы психологии. Они делятся на несколько типов:

  1. наблюдение,
  2. эксперименты,
  3. проверка продуктов деятельности,
  4. тестирование,
  5. метод наследия,
  6. психологическая корректировка,
  7. сравнительный генетический метод,
  8. опрос,
  9. тестирование.

Наблюдение изучает отражение душевного состояния на внешние факторы. В них входят: движения руками, головой, улыбки, грустные и счастливые глаза, плачь, манера речи, функционирование. Бывают внешнее и внутреннее изучение.

При экспериментальной психологии нарочно создаются какие-то условия, с помощью которых выясняются отдельные характеристики.

По мере изучения деятельность человека, так же многое можно узнать о его душевном состоянии, выявить уникальность, степень ума, развития. Этот метод называется метод проверки продуктов деятельности.

Метод наследия выявляет определенные самые важные обстоятельства создания особи, особенности развития. Он дает возможность предсказать события из будущего этого человека.

Благодаря психологической корректировки возможно изменение определенных подходов восприятия этого мира, мышления и так же памяти.

Суть сравнительного генетического метода в прослеживании способностей психики с помощью сравнения разных этапов жизни человека.

Метод опроса реализовывается за счет сбора информации на основе анкетирования, беседы, интервью.

Тестирование- это испытательная работа, которое используется для выделения отдельных качеств индивида. Тест дается на какое-то точное время. В последнее время часто используется тесты на определение умственного развития человека, его памяти, интеллекта, склонности к работе, деятельности.

Таким образом, очень много видов и методов психологии, которые только пополняют друг-друга, помогают в изучении и развитии способности человека.

Обнаружили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

mindbrain.ru

4. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

Современная психология представляет собой систему взаимосвязанных отраслей каждая из них отличается своеобразным предметом изучения. Отросли психологии делят на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследуют общие для всех модели, законы поведения. Особенности психологического развития и функции от возрасти и вида деятельности человека. К фундаментальным относятся общая психология, психофизиология – наука о взаимосвязи физиологических и психических процессов.

К прикладной относится: возрастная психология ее предметом является закономерность динамики психического развития; гендерная психология она изучает половые особенности психики; психодиагностика – наука о способах и методах получения данных в психологии.

Патопсихология – наука о психологических расстройствах.

Клиническая психология – исследует особенности психического состояния соматических больных.

Существует также большое количество прикладных отраслей исследования психологических особенностей людей занимающихся различными видами деятельности: педагогическая психология, юридическая психология, экономическая, политическая.

5. Состав и основные проблемы общей психологии.

Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид—среда», то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации. 1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид—среда». Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей. 2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необходимо выяснить на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов. 3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае перед нами встают проблемы измерения мотивов. 4. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т. е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации. 5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигнется целевое состояние соответствующего отношения «индивид—среда», либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации. 6. Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Короче: мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями. 7. Проблема аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия. 8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов—восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.

studfiles.net

Юридическая психология — Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

Современная психология представляет собой широкую область знаний, отрасли — социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

  Социальная психология изучает соц-псих проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой.

  Педагогическая изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

  Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

  Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

  Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

  Военная психология изучает психологические особенности пребывания человека в армии, в том числе и в условиях боевых действий.

  Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар.

  Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий жизни в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. При этом особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения окружающей среды, тому, как эти явления влияют на психику человека, а также проблемам взаимовлияния природы и человека.

  Прикладные области психологии, или практическая психология. Выделяет следующие прикладные области психологии: клиническая психология, школьная психология, промышленная психология, педагогическая психология, эргономическая психология, психологическое консультирование.

Задачи психологии заключаются в оказании помощи человеку, в решении проблемы, которая затрагивает его душевные, внутренние переживания по тому или иному вопросу, решение патологических проблем, связанных с психикой.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

cribs.me

Фундаментальные и прикладные отрасли психологии

Психология Фундаментальные и прикладные отрасли психологии

Количество просмотров публикации Фундаментальные и прикладные отрасли психологии — 82

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Фундаментальные и прикладные отрасли психологии
Рубрика (тематическая категория)Психология


Современная научная психология представляет собой систему научных дисциплин, в которой разные авторы выделяют от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений и отраслей. Традиционно все разделы психологии подразделяются на две большие группы˸ фундаментальная и прикладная психология. Общепринятой классификации отраслей психологии в пределах этих двух групп пока не выработано.

К фундаментальной психологии более или менее однозначно могут быть отнесены общая психология, социальная психология и дифференциальная психология, психология развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в т.ч. психофизику, психогенетику и психофизиологию. Перечень отраслей прикладной психологии продолжает пополняться. Наиболее известными её составляющими являются педагогическая, клиническая, юридическая, политическая, экономическая, военная психологии; а также психологии труда, спорта, религии, семьи, и др.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (и животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни. Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.


Фундаментальные и прикладные отрасли психологии — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Фундаментальные и прикладные отрасли психологии» 2014, 2015-2016.

referatwork.ru