Психологические школы в социологии – 1.Психологическая школа: основные идеи. Психологическая школа в социологии

Содержание

2.2. Психологическая школа в социологии

В начале ХХ века особенно популярной в социологии стала школа психологическая школа. Одним из её направлений является «психологии толпы». Её творцом является француз Гюстав Лебон (1841–1931). Основные труды: «Психология толпы», «Психология народов и масс». Г. Лебон считал, что принадлежность человека к определенной расе играет очень важную роль в развитии общества. Решающую роль в социальных процессах, по его мнению, играет не разум, а эмоции. Культурные достижения возникают благодаря элите, а не простым людям. Поэтому Г. Лебон выступил против демократии и социального равенства, которые рассматривались как угроза цивилизации и культуре. Развитие промышленности, урбанизация, (рост городов), возрастание роли и влияния СМИ (средств массовой информации) увеличивает роль масс в историческом процессе и не смену эры элит приходит эра масс, эра слепой и стихийной толпы.

По Г. Лебону, современная жизнь все больше определяется поведением толпы, представляющей всегда слепую, разрушительную силу. В толпе индивиды (отдельные люди) утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств (т.е. чувств, не подвластных разуму), во власти догматизма, популизма («игры на публику»), нетерпимости, всемогущества, потому что ими управляет закон «духовного единства толпы».

Одним из главных представителей психологического направления в социологии был Габриэль Тард (1843–1904 гг.) – французский социолог. Его основной труд – «Законы подражания» (1890г.). В центре исследования стоит индивид, а общество рассматривается как продукт взаимодействия индивидов. Г. Тард стремился освободить социологию от биологизма. Он сравнивал общество с человеческим мозгом. Если общество мозг, то сознание отдельного индивида есть его клетка. Люди постоянно взаимодействуют друг с другом, передавая усвоенные ими цели, верования, убеждения, желания, намерения и так далее.

Г. Тард ставил цель – создать науку – социальную коллективную психологию. Эта наука должна изучать взаимодействие индивидов, индивидуальных сознаний, и тем самым выступать в роли фундамента социологии – науки об обществе.

Г. Тард создал теорию подражания. Подражание – это процесс повторения различных форм бытия. Подражание приводит к новым открытиям, новым достижениям в духовной жизни, в культуре. Обычаи, мода, симпатии, обучение, воспитание – всё это результаты подражания. Подражание существует только в обществе. Таким образом, движущей силой развития общества является способность людей к подражанию.

Г. Тард различал два типа подражания – обычай и моду. В традиционном обществе преобладают обычаи, а в современном – мода.

Американский социолог и психолог Чарльз Кули (1864–1929) внёс огромный вклад в психологическое направление в социологии. Он – автор теории «малых групп». Ч. Кули рассматривает общество как единый психологический организм. Этот организм существует как целое благодаря тесному взаимодействию между индивидами, социальными группами, слоями и обществом в целом. В основе взаимодействия между людьми – психическая природа человека, потому что общество не может существовать без психических реакций, чувств, взаимных оценок человека человеком.

Основу общества составляют первичные группы – малые группы людей. Они возникают в результате непосредственного общения, взаимодействия. Эти группы отличаются тесными связями между индивидами. Главное в этих группах – постоянные контакты между людьми. В них происходит социализация индивида, то есть, «его вхождение в общество», приобщение к культуре, социальным ценностям.

Ч. Кули первым ввёл термин «коммуникация». Коммуникация – это механизм существования и развития человеческих отношений.

Большое внимание социологическим проблемам уделял австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1859 – 1939гг.). Он был основателем психоанализа. Одна из основных проблем, которую рассматривал З. Фрейд – конфликт личности и общества. Социальные и моральные нормы, запреты, контроль со стороны общества искажают и подавляют природные потребности человека, его сексуальные влечения. В результате человек страдает неврозами, у него происходит деформация характера, возникает неудовлетворенность, психозы. Вместе с тем, по мнению З. Фрейда, социальные институты и нормы необходимы для выживания человека и всего человечества.

Работы З. Фрейда оказали огромное влияние на развитие психологии, социологии, философии, культуры ХХ века. Они и сейчас очень популярны и важны, поскольку помогают понять психологические механизмы конфликта индивида и общества.

studfiles.net

Основные психологические школы в социологии.

К концу XIX — началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.

Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, − стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм — межличностные взаимодействия.

1. Психологический эволюционизм

Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы — это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. 

2. Инстинктивизм

Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни связывает с биологически наследуемыми инстинктами.

3. «Психология народов»

«Психология народов» (М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает главной силой истории «народный дух», или «дух целого». Основная задача сторонников концепции — познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов.

4. Групповая психология

К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.

Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век — век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития — «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу.

5. Теория подражания (интеракционализм)

Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы — это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений — обновляющая мысль, а закон всемирного повторения — основной закон общественной жизни.

6. Психоаналитическая ориентация

К XX веку психологические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.

3. Фрейд (1856-1939) полагал, что человек и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе сексуальный характер. Эти могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.

Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.

Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами — одна из основных идей социальной теории психоанализа.

Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.

Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, − вопрос, что объединяет людей в человечество.

По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение концепции З.Фрейда − найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.

7. Неофрейдизм

Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

Функции социального характера Э. Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой -природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.

Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества — коммунитарный социализм.

students-library.com

1.Психологическая школа: основные идеи. Психологическая школа в социологии

Похожие главы из других работ:

М. Хальбвакс и С. Бугле как типичные представители Французской социологической школы в ХХ веке

§ 2. Основные идеи М. Хальбвакса как социолога периода первой половины ХХ века

В данном параграфе попытаемся представить не самого Хальбвакса как фигуру, имеющую принципиальную ценность для истории социологии, а его работы — своею рода творческую лабораторию, которая нуждается и критическом взгляде и расчистке…

О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс – родоначальники социологии

2.Социологические идеи Г Спенсера

В социологии английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции…

О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс – родоначальники социологии

3. Социологические идеи К.Маркса

Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс создает материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ…

Основные направления социальной работы с участием женщин

Диагностическая школа

Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в таких специалистах была очень велика…

Основные теоретические концепции социолога П. Сорокина

2. Основные идеи работы «Социология революций»

В своей книге «Социология революций» он доказал, что революции и сопутствующие им войны усиливают и усиливают дезинтеграцию общества. Ценности и идеалы, воспроизводимые в революционный период, чаще всего иллюзорны…

Основы социологии

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СЕН-СИМОНА

2.1 БИОГРАФИЯ Сен-Симон Клод Анри де Рувруа, граф (1760-1825). Родился в Париже, считал себя потомком Карла Великого, ученик знаменитого просветителя Даламбера…

Отклоняющееся поведение как социальное явление

1.4.2 Психологическая теория

В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса…

Предпосылки возникновения социологии в России

3. Идеи и взгляды К.Д. Кавелина

«Идеи Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885) стали как бы итогом предсоциологического этапа социальной мысли в России. К.Д. Кавелин — выходец из старого дворянского рода, историк, юрист, философ, публицист…

Психологическая школа в социологии

2.Школа субъективной социологии. Психологическая школа

1. Субъективистское направление социологии акцентировало внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление представляли П.Л. Лавров (1828 — 1900 г.) и А. К.Михайловский (1842 — 1904 г.)…

Психологическое направление в российской социологии

3. Основные идеи работы П.Л. Лаврова «Исторические письма»

Работа П.Л. Лаврова `Исторические письмабыла опубликована в 1866-1869. С выходом в свет этой работы народничество обрело собственную теоретическую базу. Неудачи, постигшие народников, побудили Лаврова к изучению психологии масс…

Развитие российской социологии

3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

В 80-е годы XIX в. в российской социологии наиболее активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи — в трудах Б. А. Кистяковского, В.М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве. Начало XX в…

Социально-психологическая поддержка пенсионеров

3. Психологическая профилактика и социально-психологическая поддержка

Психологическая поддержка — система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей. ценностных ориентаций и самосознания…

Социально-психологическая поддержка пенсионеров

4. Психологическая диагностика

В МУ «КЦСОН» проводится диагностическое исследование с целью определения уровня социально-психологической адаптированности граждан находящихся в отделении дневного пребывания…

Феноменологическая социология А. Шюца

1.2 Основные идеи главных работ А. Шюца

Альфред Шюц написал множество работ, и первая и, пожалуй, наиболее значительная его книга называлась «Смысловое строение социального мира: Введение в понимающую социологию». Это единственная книга, которую Шюц опубликовал при жизни…

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля

Глава 2. Основные идеи этнометодологии Гарольда Гарфинкеля

Гарольд Гарфинкель родился 29 октября 1917 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Умер 21 апреля 2011 года в Пасифик-Пэлисейдс, Лос-Анджелес. Учился в Университете Северной Каролины, потом был призван в армию…

soc.bobrodobro.ru

Психологическая школа в социологии — Информация

Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО

Сибирский государственный технологический университет

Факультет : Химико-технологический заочно-дистанционного обучения (ХТФ ЗДО)

Кафедра: Кафедра социальной работы и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

Психологическая школа в социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011 г.

Содержание

 

Введение

1.Психологическая школа: основные идеи

2.Школа субъективной социологии. Психологическая школа

Используемая литература

психологический школа социология

 

Введение

 

Термин Психологическая школа в социологии — это субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19 века. Представители психологических школ искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов).

 

 

1.Психологическая школа: основные идеи

 

Психологическая школа в социологии — субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19в. Представители школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов.). Основоположником психологической школы был американский социолог Л. Уорд. Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Он всемерно подчеркивал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии. В своих трудах он проводит грань между естественным прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом искусственным (активная деятельность людей). Л. Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л. Уорд считал желания людей (голод, жажда, сексуальные стремления), на базе которых формируются более сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л. Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории.

Другим крупным представителем школы был фр. социолог Г. Тард, считавший основным законом социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, он пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Не обошел вниманием Г. Тард и такое явление как толпа, он назвал ее самой старинной социальной группой после семьи. Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием. Анализируя психологию толпы, Г. Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение это особенность народных низов, а сознательное мнение это свойство публики или интеллектуальных привилегированных социальных групп.

Густав Лебон французский социолог. Центральная тема его работ социально-психологические факторы коллективного поведения. Он пытался найти универсальный социально-психологический закон, объединяющий тенденцию возрастания иррациональности поведения индивида в массе. Этот закон духовного единства толпы Г. Лебон усматривал в заразительности коллективных форм поведения, внушаемости масс и в утрате личностью своей индивидуальности в толпе. Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе: обезличенность; резкое преобладание чувств; утрата интеллекта; утрата личной ответственности.

Знание психологии масс важнейшее средство в руках политиков, подчеркивает Г. Лебон.

Г. Лебон решающим фактором всех социальных процессов считал не разум, а эмоции. Общественная жизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая всегда представляет разрушительную силу.

Вильгельм Вундт немецкий социопсихолог. Один из первых поставил вопрос о структуре больших социально-психологических образований. В центре его исследований психология народов. Он подробно изучал продукты духовной деятельности, которые в совокупности составляют лицо нации: мифы, традиции, язык, обычаи, художественное творчество, религиозные верования, нравственные ценности и жизненные установки. В. Вундт предпринял попытку объединить разнообразные положения психологии народов в психологическую теорию, центральным пунктом которой являлась идея о сверхиндивидуальной психике, народном или групповом духе, д

www.studsell.com

Субъективная школа в социологии. Психологическое направление

Субъективная школа в социологии. Психологическое направление


Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е. Де-Роберти, Н. Кареева и др. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые также были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни. Главные труды Евгения Де-Роберти и Николая Кареева касались фундаментальных проблем общественного развития — его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т.д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.
Теоретический и методологический подход к исследованию общественных явлений Е.В. Де-Роберти (1843—1915) развивал в своих трудах «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии», «Философия и ее задачи в XX веке» и др. Его работы по теоретической социологии тесно смыкались с работами по социальной психологии и философии. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». В духе позитивизма Конта он называл социологию опытной наукой об обществе, как и В. Парето, говорил о необходимости использовать экспериментальный метод «в изучении социальных явлений и ввести этот метод в так называемые нравственные и политические науки»1. В своей психологической социологии Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают о явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Правда, Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании «законов психического взаимодействия». Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия. Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти, указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. В Западной Европе проблемы коллективной психологии исследовали Э. Дюркгейм, Г. Лебон, М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт и другие мыслители. Многие из них характеризовали коллективную психологию как психологию народов и масс. Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей на поведение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи, племени, касты, класса, нации и т.д. По его мнению, социология по своему содержанию во многом совпадает с социальной психологией, значение которой он раскрывает в своем труде «Социальная психика». Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества¹.
Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес историк и социолог Н.И. Кареев (1850-1931). Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н.И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией. Кареев Николай Иванович (1850-1931), российский историк, социолог, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910, член-корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР (1929). Окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом сотрудничал в воронежских «Филологических Записках» и в «Знании»; первый его печатный труд «Фонетическая и грамматическая система древнего эллинского языка» вышел в 1868. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял учителем истории в 3-й московской гимназии. Выдержав магистерский экзамен, получил заграничную командировку, во время которой написал магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти 18 в.» (1879). В1878 — 1879 читал в Московском университете курс истории 19 в. В 1879 — 1884 годах состоял профессором Варшавского университета. В 1885 Кареев перешел в Санкт-Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом и в университете и на высших женских курсах.
Сначала принадлежал к этико-субъективной школе, психологическому направлению, позже стал сторонником позитивизма. В его трудах освещалась проблематика социологии, ее методов и становления как науки в России. Основательно и полно разработал вопрос о методах социальных наук, создал классификацию всех общественных наук, в основу которой положил степень обобщения ими социальных явлений; определил место социологии в этой системе и обосновал ее специфические методы. Выделил три основные социальные науки: историю, социологию и философию истории; считал, что каждая из этих наук имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации. Социологию в самом общем виде определял как науку, изучающую законы общества, но считал, что эти законы не тождественны законам естественных наук, а представляют собой скорее общие тенденции развития социальных процессов; социология должна синтезировать достижения частных наук, изучать все социальные явления в их совокупности и взаимосвязи. Сторонник сравнительно-исторического и эволюционного методов познания. Критиковал однофакторые теории развития общества. Труды по аграрной истории Франции второй половины 18 в., истории Великой французской революции; курс по новой истории Западной Европы.
Список литературы:
1. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лушакова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. 407с.
2. Философия: учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с. С. 251-253
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (DVD)

Похожие материалы


alfa2omega.ru