Происхождение человека в исламе – Права человека в Исламе, идеал человека и изображение человека в Исламе – портал «Ислам Сегодня»

Сотворение человека в Исламе — Портал мусульман Кавказа

«Он (Аллах) превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины» (Коран, сура 32, аят 7).

Сотворение человека в Исламе, как и сотворение всего живого и неживого, это великая милость Всевышнего. Аллах создал и соразмерил мироздание, сотворил человека и наделил его разумом. Великий сотворил человека законченным и сделал его самостоятельным существом.

О Своем намерении он сообщил Ангелам: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (сура Аль-Бакара, аят 30).

Всевышний ниспослал Земле откровение (вахью): «О земля, Я создам из тебя людей. Одни из них будут покорными Мне, а другие заблудшими. Те, кто восстанет против Меня, пойдут в Ад, а покорные Мне – в Рай».

Затем Великий Создатель отправил архангела Джабраила (Мир Ему) за глиной. Но земля, увидев Джабраила (Мир Ему), взмолилась: «Прошу защиты, ради Величия Того, Кто послал тебя, не забирай даже малую толику меня». Джабраил (Мир Ему) сжалился и по воле Всевышнего вернулся назад. Тогда Творец отправил Микаила (Мир Ему), но и он не смог выполнить поручения Всевышнего. В третий раз был послан Азраил (Мир Ему).

Он спустился на землю, услышал ее стоны, также сжалился над ней, однако не ослушался Создателя. «Я прошу защиты у Того, Кто отправил меня к тебе, от того, чтобы я стал восставшим против Него».

Сказав эти слова, Азраил взял глину. Он предстал перед Создателем с глиной различных пород, собранной с гор и долин: нежной и грубой, красной и черной. Затем, по велению Великого, Азраил смешал глину с разными водами: сладкими и солеными. Так, в зависимости от оттенка глины и места ее происхождения были сотворены представители разных наций, хорошие и плохие, белые и черные.

Творец создал из куска глины тело Адама (Мир Ему), которое велел положить возле ворот Рая. Лежащее на дороге тело заметили ангелы, удивленно взиравшие на доселе невиданное совершенное творение Господа. Но непоседливый сатана (иблис) начал завидовать Адаму (мир Ему) и стал задавать вопросы Ангелам: «Как вы поступите, если Всевышний возвеличит его над вами?». «Мы покоримся воле Аллаха», – вторили Ангелы. Отчаявшись и ненавидя Адама (Мир Ему), сатана дал клятву уничтожить его и выбрал путь непокорности Создателю.

Всевышний, пожелавший вдохнуть жизнь в Адама (Мир Ему), велел руху (душе) войти через мозг в его тело. Рух вошел в него и через тысячу лет пустился к глазам – они открылись, и Адам (Мир Ему) увидел, что он сотворен из замешанной глины. Рух спустился к ушам – и Адам (мир Ему) услышал тасбихи ангелов, перешел к носу – и Адам (Мир Ему) чихнул.

Когда душа дошла до языка, первый человек, вторив «Алхамдулиллах», восхвалил Великого Создателя. Так рух оживил все органы, а Создатель соединил вместе кости, мясо и кровеносные сосуды Адама (Мир Ему) в прекрасном человеческом облике. Нарядив в роскошные одежды, Творец ввел Адама (Мир Ему) в Рай, сделав его первым человеком и праотцом всего человеческого рода. Из Адама была сотворена и жена его Хавва.

Согласно теории происхождения человека в Исламе, он не эволюционировал, как это утверждают сторонники Дарвина. Напротив, человек был создан совершенным, ростом в 60 локтей, а затем начал уменьшаться в размерах.

 

dumsk.com

Ислам о происхождении мира

Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т. е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его современниками, последователями и их потомками. Собранные к IX в. в шесть сборников, они как раз и составили Сунну, т. е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк.

Вначале авторитет устных преданий был не слишком весом. Распространители хадисов передавали свои воспоминания из уст в уста, что со временем все более сказывалось на характере и достоверности их сообщений. Перед составителями сборников хадисов, жившими полтора-двавека спустя после пророка, встала нелегкая задача: отобрать из многих тысяч подобного рода преданий, зачастую явно фантастических и неправдоподобных, те, которые в наибольшей степени заслуживали доверия. Современные исследователи полагают, что подавляющее большинство хадисов доверия не заслуживают, ибо многие предания были сочинены или изменены позднее и имели целью задним числом оправдать или объяснить те нововведения или явления, о которых сам Мухаммед не мог знать. Как бы то ни было, однако, хадисы Сунны оказались в руках исламских богословов ценным материалом, помогавшим им дополнять и толковать Коран и разрабатывать нормы мусульманского права, шариата. В ортодоксальном (суннитском) исламе признается вся Сунна в целом. Шииты относятся к ней сдержаннее, используют хадисы Сунны выборочно, придавая наибольшее значение тем из них, в которых идет речь о семье пророка, о беседах его с Али и т. п.

Итак, канонический текст Корана и многочисленные хадисы Сунны, с течением времени также канонизированные, – вот та документально-догматическаябаза, на которой покоится вероучение ислама, мировоззрение и поведение мусульман.

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, – на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье (воскресения Христа мусульмане не признают, считая Иисуса пророком, но обычным человеком), и не иудейская суббота, а пятница.

Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек – из глины, из праха (или из воды и сгустков крови – в разных местах Корана есть различные версии). Отражены в Коране и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями.

Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников Аллаха, ставшего затем дьяволом (Иблисом). Когда был сотворен первочеловек, Аллах велел всем созданным им чуть ранее ангелам поклониться ему, что все и сделали, за исключением одного. Этот один, Иблис, возгордился и не захотел склониться перед «сотворенным из праха». За такую непокорность Аллах проклял его и пообещал, что на Страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами. Пока же, до Страшного суда, Иблис (шайтан) является главой всех демонов и джиннов.

Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (это все те же иудеохристианские архангелы Гавриил-Джебраил,Миха-иЯ-Микаил,Серафим-Исрафили Азраил), как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру

демонов и джиннов во главе с Иблисом. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло. Среди ангелов, как и среди демонов, существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители(их двое у каждого, причем они несут как бы круглосуточную вахту, сменяя друг друга на утренней и вечерней заре), ангелы, охраняющие могилы, ангелы – посланцы Аллаха и дажеангелы-администраторы,возглавляющие рай и ад (у этих ангелов есть собственные имена –Рид-вани Малик).

Как и Библия, Коран учит, что золотой век на земле ушел в прошлое с грехопадением изгнанных из рая Адама и Евы. Правда, самой идее греха, страдания и искупления ислам не уделяет столь много внимания, как христианство, для которого эта идея стала центральной. Однако и в исламе существует (опять-такизаимствованная в основном из Библии) хорошо разработанная концепция рая и ада, т. е. концепция воздаяния человеку в загробном мире за его дела. Согласно исламскому вероучению, райское блаженство – это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой – он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад – пекло, дым, самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии. В аду грешник осужден на вечные пытки и страдания (стоит заметить в связи с этим, что у исмаилитов, живущих в горных районах с суровым климатом, ад – это еще и страшный холод, различные змеи и прочие гады).

Эсхатология ислама

Большое место уделено в исламе эсхатологическим пророчествам о конце света и Страшном суде. Правда, рассуждения на эту тему достаточно противоречивы, порой неясны

идвусмысленны. Однако в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая мрачная картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшного нечестия и неверия. Все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе. Тогда-тои наступит царство антихриста (даджжапя), которое будет длиться 40 дней. На смену антихристу придет царство Иисуса, чье второе пришествие (на сей раз в качестве исламского Махди, мессии) положит конец царству греха. Антихрист будет уничтожен, и на земле в течение 40 лет будет сплошная идиллия: волк возляжет рядом с ягненком и т. п. Затем протрубит в свою трубу архангел Исрафил и наступит час Страшного суда. Сам Аллах лично

ис пристрастием будет допрашивать каждого из живых и мертвых, причем все они, нагие, с одной лишь книгой с записью их дел в руках, будут в страхе ожидать его решения. После этого решения грешники попадут в ад с его геенной огненной, а праведники будут направлены в рай. Дорога в рай лежит через мост толщиной с волос и остротой лезвия меча – тот самый мост, который под именем Чинват был известен еще древнеиранским зороастрийцам (у мусульман мост стал именоваться Сират). Сам человек пройти через этот мост не в состоянии – его должен перевезти в рай тот самый баран, осел, верблюд, бык или конь, которого он в свое время, еще при жизни, хоть раз принес в жертву Аллаху.

Эсхатология ислама почти целиком взята из Библии, но существенны и добавления. Так, правоверные уверены в том, что в момент Страшного суда большую роль будет играть их великий пророк Мухаммед, чье заступничество сможет не только смягчить участь грешника, но и побудить Аллаха простить грехи и направить прощенного в рай. Эта вера добавляла немало масла в священный огонь культа пророка среди многих поколений мусульман.

Социальная этика ислама

Как и другие религии, в первую очередь христианство, ислам не призывает к активному социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Рабы должны повиноваться господам, но и господа должны мягко и по-отеческиотноситься к своим рабам.

Частная собственность священна – на этот счет указания Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата, как известно, строго карают преступников (вору отрубают кисть правой руки). Хотя перед Аллахом все равны, все его рабы, в реальной жизни такого равенства нет, и правоверные должны строго соблюдать ту иерархию социальной структуры, которая существует, – в частности, не глядеть завистливыми глазами на те блага, которыми Аллах наделил некоторых избранных (сура 20, аят 131).

Как и Библия, Коран призывает человека трудиться – этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира и уповать на спасение в загробной жизни. Жизнь – это призрачная утеха, обольщение и тщеславие, прах и суета, «забава и игра», она «только пользование обманчивое» (сура 57, аяты 19 и 20). Отсюда и вывод: не следует стремиться к счастью в земной жизни, правильней уповать на жизнь небесную. Другими словами, ислам, как и любая другая религия, призван был гасить социальную активность масс, направляя ее в мир иллюзорного, концентрируя ее в русле чисто религиозной деятельности. Это хорошо видно при знакомстве с основными пунктами символа веры ислама, служившего основой основ, руководящей линией поведения для каждого мусульманина на протяжении всей его жизни.

Символ веры ислама

Коран и Сунна были доступны далеко не каждому – их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания — центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т. е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва — обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, – неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин; женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников – торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы («стоящие впереди»). Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения (малого – сводящегося к мытью рук, ног и лица, и большого – в случае серьезной нечистоты, что чаще касается женщин и сводится к полному омовению всего тела). Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте (вне кладбищ, боен, отхожих мест и т. п.), на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.

Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву, ибо намерение что-либосделать в исламе вообще и в мусульманском праве в частности значит очень много. В данном случае, при молитве, оно как бы настраивает на определенный лад, готовит к торжественному моменту общения с Аллахом. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, затем привстает на коленях и вновь кланяется, сопровождая все эти действия

невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана, реже – других молитвенных текстов. Как правило, мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чем не просит.

Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют такого рода молитвенный ритуал (ракат) по два, а то и три-четырераза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают и дополнительные – за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. Молитвы такого рода обычно совершаются в присутствии имама или иного знатока ислама; подразумевается, что молящийся просит Аллаха о содействии, ожидает его благословения, надеется на его защиту.

Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители-муэдзиныгромкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершить омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе. При молитве в мечети все становятся лицом к специальнойнише-михрабу,указывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них (тоже лицом к Мекке) имама.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т. п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно, и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы Аллаху. В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище.

За соблюдением поста следят строго. Он начинается с появлением молодой луны месяца рамазана по распоряжению кади (исламский судья). А так как мусульманский лунный год имеет всего 354 дня и месяцы исламского календаря сменяют друг друга, невзирая на сезон года и принятое в современном мире летосчисление (отчего исламский календарь не совпадает с общепринятым – по мусульманскому календарю сейчас XV век, хотя начинается он с 622 г.), пост может приходиться не только на короткие дни зимы, но и на длинные жаркие дни лета, да еще совпасть с тяжелыми полевыми работами. Но закон неумолим: правоверные обязаны с утра до вечера работать без еды и капли воды, причем за нарушения положены суровые наказания. От поста освобождаются лишь путешествующие, да и то с обязательством возместить дни поста в другое время.

Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время —пообету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана. Нельзя поститься (вне рамазана) в пятницу, субботу и воскресенье. От поста иногда можно откупиться (особенно больным и старым) пожертвованием дополнительной милостыни. В дни поста мусульмане особенно тщательно молятся, а в рамазане к пяти ежедневным молитвам добавляют шестую, тоже вечернюю, с 20 ракатами, чаще всего под руководством имама.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой (в форме участия неимущих в пиршествах и т. п.). Кроме обязательноймилостыни-закята,воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существовала и дополнительная милостыня (садака – добровольное даяние), выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим дервишам, дарений на богоугодные нужды – строительство мечетей, школ, больниц (иногда в форме дарения недвижимости – вакуфа).

Хадж — пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может

studfiles.net

Адам и Хавва — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Адам
араб. آدم‎

Адам и Хавва изгоняемые из рая. Фалнама, ок. 1550 г.
Личная информация
Место смерти Мекка
Место погребения Мекка, Иерусалим
Прожито лет ок. 930 лет
Супруга Хавва (Ева)
Дети Кабиль и Хабиль, Шис и др.
Коранический персонаж
Имя на других языках ивр. ‏אדמה‏‎, лат. Adam
др.-греч. Ἀδάμ
Отождествляется Адам и Ева
Категория Пророк (наби), Улю-ль-Азм
Упоминания в Коране 25 раз. 2:30—35, 20:115—123, 32:6,7.
Связанные персонажи Иблис, ангелы
События грехопадение, запретный плод, изгнание из рая
Адам и Хавва в Викицитатнике

ru.wikipedia.org

Происхождение человека | islam.ru

«Пусть же посмотрит человек, из чего он сотворен»(cура 86 «Идущий ночью», аят 5)

Информация, опубликованная 22 и 23 ноября 1984 года в двух канадских ежедневных изданиях «The Gazette» и «The Globe and Mail», удивила многих читателей. Газеты сообщали сенсационную новость о том, что в Священной книге мусульман — Коране подробным образом описываются явления, ставшие научным открытием лишь спустя 14 столетий после его ниспослания.

Первоначально ученые, в частности эмбриологи, отнеслись к этой информации скептически и даже сочли подобные сопоставления неуместными. Отметим, что речь шла о развитии зародыша в утробе матери. Однако представленные в газете «The Globe аnd Mail» материалы принадлежали не случайному лицу, а одному из известнейших в Канаде эмбриологов, профессору Кейсу Моору. Опубликованная здесь же фотография доктора Моора с листом бумаги в руках, где были запечатлены суры из Корана, не оставляла места сомнениям.

Дело в том, что Моор возглавлял отделение анатомии в университете города Торонто и его исследования подтверждали изыскания другого известного в этой области специалиста Роберта Эдвардса, выступления которого состоялись в этих же средствах массовой информации.

22 декабря газета «The Globe and Mail» опубликовала более подробный материал под длинным заголовком «Ученые-мусульмане в шоке! Специалист в области эмбриологии раскрывает тайны Корана», тем самым подчеркивая, какое впечатление это открытие произвело на исламский мир.

Однако сам доктор Моор, наделавший шума своим выступлением, придерживался иного мнения: он не скрывал своего восхищения сурами Корана, выдвигавшими еще в VII веке теорию зарождения и развития человеческого организма, которая в медицинской практике утвердилась лишь в 1940 году. Свои наблюдения Кейс Моор обобщил в отдельном издании, озаглавив его следующим образом: «О чуде зарождения человека в Коране и хадисах».

Вот что он пишет: «Известно, что первые опыты и исследования в области эмбриологии были предприняты в VI веке до нашей эры: ученые древнего мира пытались сделать некоторые выводы, изучив эмбрион цыпленка, однако определенных результатов так и не добились.

На протяжении последующих двух тысячелетий в области эмбриологии существенных сдвигов не наблюдалось. Лишь в XVII веке с изобретением микроскопа наступил некоторый прогресс в деле изучения этапов развития зародыша.
В течение нескольких лет, — пишет исследователь, — я изучал Коран и хадисы, параллельно наблюдая за развитием плода в чреве матери, и пришел к выводу, что в Священной книге, ниспосланной еще в VI веке, есть строчки, содержащие информацию научного характера, полностью совпадающую с сегодняшними научными выводами. Это открытие потрясло меня.
Теперь я прокомментирую выбранные мною из Корана суры в сопоставлении с последними достижениями в области эмбриологии. Идея цикличного развития плода в утробе матери была выдвинута в 1942 году, а как научная мысль она окончательно сформировалась и нашла признание у многих исследователей лишь в 1974 году.
В Коране и хадисах ясно говорится о развитии плода в трех мраках. Эти сведения полностью совпадают с последними научными данными, где утверждается, что плод развивается под тремя покровами: первый — брюшная полость, второй — стенка матки, третий — образующаяся после оплодотворения амниокорионическая мембрана. Эти три анатомических покрова предохраняют плод от неблагоприятных внешних воздействий.

Аяты Корана сообщают о развитии зародыша в первые недели, досконально описывают плод, рассказывая о переходе его от облика «присосавшейся пиявки» к подобию надкусанного мяса. Не сомневаясь в правильности этих описаний, мы, тем не менее, сопоставили двадцатичетырехдневный плод с арабскими пиявками и испытали неописуемый восторг: контуры плода полностью совпадали с контурами присосавшейся пиявки. Этот период в медицине определяется как период прилипания плода к матке матери («присосавшаяся пиявка» — удивительно точное и образное выражение)».

Доктора Моор писал: «Согласно научным данным, через десять дней после оплодотворения зародыш проникает в матку. В течение восьмой недели он начинает обретать форму человека, а через 50-55 дней с момента попадания в матку полностью принимает его облик. При этом следует отметить, что уши и глаза формируются раньше: на четвертой неделе, то есть через 42 дня после зачатия. Когда в связи с этим мы, группа исследователей, обратились к словам Пророка (хадисам), то испытали невольное удивление».

Вот содержание хадиса, пересказанного имамом Муслимом в споре правоверных о судьбе:
«После зачатия, через 42 дня, Аллах присылает одного из своих ангелов, чтобы наделить зачатого нравом и характером, вложить в него чувства (посредством глаз и ушей), сотворить ему мясо и кости. После чего ангел вопрошает: «Аллах мой, это мужчи-на или женщина?»

Разве это не чудо, когда явление, ставшее открытием в науке сегодня, было описано вплоть до мелочей, с указаниями дня и часа, 1400 лет назад?!

В этом хадисе кроется глубокий смысл. Дело в том, что в период развития плода у него сформировались кости, мышцы, нервная система и органы чувств, однако принадлежность к полу остается еще неопределенной, и вот так удивительно сообщается об этом в хадисе.

Далее, доктор Моор излагает другие восхитившие его факты: «Почему в аятах Корана четырехнедельный плод уподобляют надкусанному мясу, и откуда такое сравнение проистекает?

Смысл содержания рассматриваемых аятов стал понятен после изучения нами зародыша на данном этапе его развития. Оказывается, на 28-й день на зародыше появляются заметные следы в форме четок, нанизанных на нитку. По конфигурации они напоминают следы зубов. Для наглядности мы из мягкого материала слепили форму плода и надкусили его. Когда мы сравнили макет с оригиналом, т.е. четырехнедельным плодом, то убедились, что они очень похожи. Вот почему в Коране зародыш человека на начальной стадии своего развития уподобляется «надкусанному мясу».

Это удивительное явление. Закончить эту статью хочется следующим утверждением Кейса Моора: «Я чувствую, что с ростом наших знаний, развитием научно-технического прогресса мы сможем еще глубже изучить аяты и хадисы, чтобы понять и объяснить содержащуюся в них научную информацию. Хочется верить, что преграды, существующие между наукой и религией, рухнут, благодаря истинам, содержащимся в Коране и исламских преданиях».

www.islam.ru

Ислам возник задолго до сотворения Земли и людей

В различных источниках информации можно встретить утверждение, что Ислам является последней из великих монотеистических религий или верований, то есть самой молодой на нашей планете. Тем не менее, за всё время человеческой истории Ислам никогда не входил в число ранее неизвестных религий. Ислам среди людей существует с тех пор, как нога первого человека ступила на землю. Адам стал первым пророком на нашей планете. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не основатель Ислама, но последний и заключающий Посланник Всемогущего Бога.

«…Для каждого срока есть предписание» (сура ар-Рад, аят 38). Всемогущий Бог послал несколько Писаний. Последнее и заключающее из них – это Коран. Все предыдущие Писания до Корана были посланы только для определённой группы людей и времени. Но Коран был послан для всего человечества всех времен: «…и нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель» (сура «Фатыр», аят 24). Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) никогда не утверждал, что создал новую религию, и, если почитать Книгу Откровений мусульман – Коран – от начала до конца, то вы не найдёте ни одну ссылку на Ислам как на новую религию. Зато вы откроете для себя слова Бога о том, что Ислам является религией Авраама, что он был религией Адама, Давида, Соломона и всех пророков, которых мы знаем, и тех, которых не знаем. Это истинная религия, которую Бог открыл человеку.

Все пророки поклялись одному Могущественному Всевышнему – Аллаху и были мусульманами. «Неужели вы скажете, что Авраам, Измаил, Исаак, Иаков и колена (12 сыновей Якуба) были иудеями или христианами?» (сура «аль-Бакара», аят 140). «О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Авраама, ведь Тора и Евангелие были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете? Авраам не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином…» (сура «аль-Имран», аят 65–67).

Даже если не вдаваться в глубокий анализ и сравнить столпы исламской веры с любой другой, например с христианской верой, то можно обнаружить, что на самом деле они параллельны. Их всего пять в Исламе: клятва веры (ашхаду ан ла иллаллах ва ашхаду анна Мухаммадан расулуллах), обязательная молитва (ас-салах), дарование закята (обязательная милостыня), пост в месяц нового календаря мусульман, известный под названием Рамадан, и хадж (паломничество в Мекку для тех, кто способен его совершить). К ним добавляются и шесть столпов имана: вера в Единого Аллаха, вера в Его ангелов, вера в Его пророков, вера в священные писания, записанные пророками, вера в Судный день и вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

Столпы, идентичные исламским, можно найти в Христианстве, и каждый христианин признаёт эти столпы, ибо они являются основами их веры: крещение при вступлении в веру, обязательная молитва, подача милостыни, пост на Рождество, паломничество к христианским святыням. Мы разделяем одни и те же принципы, многие понятия, веру в Единого Бога, веру в пророков, в ангелов, концепцию о Боге, пророках, ангелах, писаниях, Судном дне. В связи с этим возникает вопрос: если столпы религии существовали в Христианстве раньше, чем в Исламе, какой смысл с самого начала был в исламской религии? Почему мы в таком случае не остались в Христианстве?

Ислам – древнейшая религия, Вера всех Вер, ибо самым точным образом отражает отношения между Богом и человеком, начиная с появления первых людей на Земле. Христианская же вера, зародившаяся значительно позже и происходящая от иудейской, ввела понятие «вочеловечения» Всевышнего и описывает Бога как Того, который, создав Мир, отдыхал на седьмой день, и он стал субботним днём отдыха. В исламской вере Бог всемогущ, не имеет препятствий для Своих замыслов и не нуждается в Самоограничении до уровня тварного тела. Всемогущий не нуждается в отдыхе. Отдых – свойство, имеющее отношение к человеческой натуре, которая нуждается в периодическом покое.

В концепции ангелов у христиан существуют «хорошие» ангелы и «плохие». Дьявол, как считается, был злым ангелом – падшим ангелом или Люцифером, в то время как в исламской концепции ангелы не могут творить зло. Созданные Богом во Вселенной, они не могут восставать против Него и свободны лишь в пределах воли Божьей. Аллах создал их из света, и все они были покорны Ему, и все они были мусульманами. Никто из них не ослушался приказов Всевышнего. И по сей день они выполняют всё, что велит им Всевышний. Аллах укрепил их настолько сильной верой и одарил их такой праведностью, от которой они будут вечно покорными – мусульманами и навсегда продолжат пребывание в лоне Ислама. Таким образом, Ислам существовал задолго до сотворения Земли и людей.

Несмотря на возникновение многообразия религий, мусульмане, как приверженцы Истинной религии, относятся с уважением к другим конфессиям, считая их последующими в иерархии возникновения Веры, претерпевшими изменения во времени и получившими различные названия в различных странах. Таким образом, в лоне Ислама – чистейшем из всех верований – отсутствовало и всегда будет осуждаться противопоставление мусульман и верующих любой другой религии.

www.islam.ru

Дарвинизм с точки зрения разума — Даруль-Фикр

Дарвинизм с точки зрения разума 

Содержание:

Введение

Об эмпиризме

Что является доказательством в эмпиризме

Что является доказательством в Исламе

Теория о происхождении человека от обезьяны с точки зрения разума – хукм ‘акли

Теория о происхождении человека от обезьяны с точки зрения привычного суждения (эмпиризма, науки) – хукм ‘ади

Теория о происхождении человека от обезьяны с точки зрения Ислама – хукм шар’и

С тех пор, как открылся сайт, меня много раз просили написать о дарвинизме. Я никогда не думал, что понадобится писать об этом, поскольку все и так просто. Я никогда не чувствовал угрозу со стороны теории, которая настолько слаба, что, по моему мнению, на нее с самого начала можно было не обращать внимания. Тем не менее, я понимал, что многое, написанное на этот счет, из того, что всплывает при поиске в Интернете, бьет мимо цели. Можно не удивляться, ведь, возможно, это происходит потому, что большинство опровержений написано антропоморфистами, или так называемыми креационистами, а они не могут в освещении этого вопроса перейти определенную границу, когда им придется наступить на горло своей же собственной песне. Это как один кяфир спорит с другим кяфиром о том, какой вид куфра верный.

Вот краткий обзор причин, по которым дарвинизм не заслуживает внимания мусульман. Это не переливание из пустого в порожнее, не речь о костях, найденных непонятно где в Африке, и о том, кому они принадлежали, и когда они были найдены, и были ли найдены вообще. Разговор пойдёт о методе —  о подходе к этим доказательствам и о том, как постичь истину. Не будет сказано ничего нового, это просто будет ответ, какой бы дали исламские учёные, Сунниты, если бы они всё еще были с нами в значительном количестве.

СубханАллах, ближе всех к тому, что я собираюсь сделать, был последний муфтий Османской империи, шейхуль-Ислам Мустафа Сабри. Великий ученый (каким он и должен был быть, чтобы достичь того, чего достиг), который увидел истинное лицо Мухаммада Абдо и что скрывается за движением ваххабизма и их нападками на науку калам. Все эти люди — намеренно или по незнанию —  были никем иным, как слугами империалистов и их интересов. Их мишенью были крепости Ислама: ашаритско-матуридитский мазхаб в вероубеждении и четыре мазхаба в фикхе, благодаря которым суннитские убеждения были убеждениями большинства, и мусульмане были сплочены.

Это был тщательно разработанный план – десятки лет востоковеды изучали возможности для применения многовековой стратегии «Разделяй и властвуй». [В результате успеха этого плана] здравый смысл был заменен на маразм антропоморфизма, буквализма и национализма. По этой причине сегодня такое количество сект подняло свои флаги, а наши руки — в грязи, не говоря уже о невежестве мусульман по всему миру в отношении основ Ислама, но это то, что пожелал Аллах. Это всё, как говорится, уже история, и каждый человек в конечном итоге отвечает только за себя. Слезами горю не поможешь. 

Начну с того, что идея об эволюции одного вида в другой определенно не противоречит Исламу. Это вообще не связано с религией. Единственный момент, противоречащий Религии  — это идея о том, что человеческий вид произошел от других видов, в случае с дарвинистами —  от обезьян. Это единственный вопрос, который мы будем освещать. Нас не волнует, что говорят дарвинисты о других видах. Мы также не станем в этой работе поднимать вопрос атеизма, чтобы сосредоточиться на одном.

Эмпиризм

Эмпиризм – это блестящая идея об изучении общих принципов или универсалий посредством тщательного изучения частного. Она настолько проста, что каждый может удивиться – как он сам не додумался до этого, или, скорее, почему прошло так много времени прежде, чем кто-то открыл ее потенциал. На протяжении веков существовали научные знания, философия и медицина, но не похоже, чтобы кто-то задумался об этом. В медицине систематически проводились предметные исследования, но при этом не развивалась эта методология и не рассматривалось ее систематическое применение во всей области науки.

Френсис Бэкон (1561-1621) был одной из ключевых фигур в развитии философии современной научной методологии. Бэкон отдает предпочтение естественной философии Демокрита в противовес схоластике. Он критикует аристотелевскую трактовку силлогизма[1] и говорит, что «не существует суждения без доказательства, и нет доказательства без суждения».

Это есть современная наука, и это в точности то, что суннитские учёные понимают под термином суждение на основе привычного – хукм ‘ади. А именно: суждение на основе привычного, которое достигается посредством изучения взаимосвязи между вещами в природе и вывода об этой взаимосвязи на основе повторения.

Бэкон говорит о четырех идолах[2], являющихся плодами человеческого воображения, ничем иным, как «непроверенными общими суждениями». (Малерб, 1996, 80). Идолы [заблуждения] рода – это представление о различных явлениях, воспринимаемых органами чувств, как, например, представление о звёздах [как о чем-то маленьком]. Идолы пещеры – представляют собой доктрины, которых мы придерживаемся, вследствие влияния на нас окружения. Идолы рынка – это ошибки коммуникации, возникающие вследствие недостатка внимания к истинному значению слов, например слово «доказательство». Идолы театра – это доктринальные идеи и методологии, отстаиваемые вождями и учеными и воспринимаемые безоговорочно [как само собой разумеющееся].

О позиции Бэкона по отношению к космологии  в Стэндфордской энциклопедии философии говорится:

В трактате «De Principiis atque Originibus..» («О принципах и истоках…») Бэкон пишет:

«Сила, вложенная Господом в эти первые частицы (т. е. мельчайшие частицы), приводит к умножению, вследствие которого происходит развитие и разнообразие вещей»[3].

Аналогично,  в трактате «De Sapientia Veterum» («О мудрости древних») он говорит об этой силе, вложенной Господом в атом, как  о «потребности или склонности первичной материи, или, проще говоря, природном движении атома, которое, безусловно, является первоначальной и уникальной силой, составляющей и формирующей все вещи из материи»[4]

Как мы видим, тут Бэкон теряет хватку и принимает в качестве аксиомы то, что является всего лишь одним из его идолов. Он совершает эту ошибку потому, что не знает разницу между необходимым существованием, возможным существованием и невозможным существованием. Странно, что спустя 400 лет дарвинисты всё ещё совершают эту же ошибку. Мусульмане же отвергли её, поскольку понимали разницу между этими тремя логическими суждениями. Следует заметить, что именно благодаря религии мусульмане более широко мыслят в сравнении со светскими научными философами.

Бэкон попался в собственную ловушку, если можно так выразиться,  преклонившись перед идолом своей собственной «пещеры», придерживаясь этой доктрины (космологии), не имея каких-либо доказательств её истинности. Эта ошибка не имеет практических последствий для мирского, и, возможно, поэтому он не обратил на нее внимания. Для него это было, скорее всего, общей рабочей гипотезой. Уа ля куввата илля биЛлях.

Доказательства в эмпиризме

Доказательства могут быть разных видов. Доказательством может быть определенное знание, например, то, что мир необходимо должен иметь начало, следовательно, [он необходимо должен иметь] Творца. Доводом так же может быть высокая степень вероятности, в которой у нас не возникает сомнений, например, это может быть хадис, широко известный учёным[5] и признаваемый ими на протяжении всей истории, без изъяна в тексте (матне) или в цепочке передатчиков (иснаде). В науке при самом лучшем стечении обстоятельств имеют дело с доказательствами такого рода.

Вот почему Хокинг в книге «Краткая история времени» пишет:

«Любая физическая теория — непостоянна, в том смысле, что представляет собой только гипотезу: вы никогда не сможете доказать её. Вне зависимости от того, сколько раз результаты экспериментов подтверждали какую-либо теорию, вы никогда не можете быть уверены, что в следующий раз результат не будет противоречить ей. С другой стороны, вы можете опровергнуть теорию, получив всего лишь одно наблюдение, противоречащее ее прогнозам. Как подчёркивал философ Карл Поппер, хорошая теория характеризуется тем, что имеет ряд прогнозов, которые, в принципе, могут быть опровергнуты или не подтверждены в ходе наблюдения. Каждый раз, когда в ходе новых экспериментов фиксируется соответствие прогнозам, теория выживает, и наша уверенность в ней возрастает, но если когда-нибудь новое наблюдение не совпадет с теорией, нам придется отказаться от неё или переиначить. В конце концов, теория – это предположение о том, должно происходить то или иное, но вы всегда можете поставить под сомнение компетенцию того, кто проводил наблюдение.

На практике случается так, что появляется новая теория, которая является уточнением предыдущей. Например, в результате проведения очень точных наблюдений за планетой Меркурий было обнаружено небольшое отличие между ее перемещением и прогнозами теории притяжения Ньютона. Тот факт, что прогнозы Эйнштейна совпали с увиденным, в то время, как прогнозы Ньютона — нет, стал одним из решающих подтверждений новой теории. Тем не менее, мы все еще пользуемся теорией Ньютона в практических целях, поскольку разница между её прогнозами и прогнозами теории общей относительности очень мала в тех случаях, с которыми мы обычно имеем дело»[6].

В целом, чем наука ближе к естественным и точным, тем точнее будут доводы, на которые она опирается, а самая точная наука – это физика, за ней идет химия. И, наконец, в конце списка существуют области исследований, которые, по моему мнению, только пытаются быть науками, такие, как экономика.

Источником доказательств являются причинно-следственные отношения и предположения, которые они доказывают, являются причинно-следственными, как, например: чем тяжелее предмет, тем больше сила падения. Причина того, что доказательства в физике – самые лучшие доказательства [состоит в следующем]: для того чтобы проверить теорию физики, легче повторить эксперимент[7], обеспечив контроль[8], и повторяемость результатов[9].

Поэтому, бросая предметы разной массы снова и снова, мы можем подтверждать, что, действительно, чем тяжелей предмет, тем больше сила его падения, до тех пор, пока у нас не исчезнут сомнения о силе падения какого-либо другого предмета в будущем.

Однако слабость этого заключается в том, что данная методология — методология экспериментальных наук — в сущности, ошибочна.

Почему? Потому что она предполагает, что будущее будет таким же, как прошлое, или что предмет, из группы подобных ему, будет обязательно вести себя так же, как остальные. Но за рамками остается слишком много «может быть», таких как: может быть, мы что-то пропускаем, а может быть явление, которое мы наблюдаем, подвергается воздействию чего-то, что мы не видим то, как мы можем заключить, что все предметы будут вести себя в соответствии с теми же правилами завтра?.. И так далее.

Эта проблема в физике стоит не так остро, потому что изучаемое строго определено и изолировано. В экономике наоборот, тяжело быть точным или изолировать что-либо совсем, а одним из факторов, лежащих в основе того или иного явления – хорошо известная всем непредсказуемость поведения человека.

 

Другой «ненаучной» наукой является психология, которая пытается изучить поведение человека, но результаты — незначительны, это признает любой разумный психолог, несмотря на усилия Б.Ф. Скиннера.

 

Человек – слишком сложный объект для проведения нужного [для выводов] наблюдения. Например, человеческий разум сам по себе вообще не может быть подвергнут наблюдению, а он является важным фактором, обуславливающим наше поведение, и, возможно, самым важным.

 

Любой эксперимент с целью проверки теории будет страдать от невозможности должного наблюдения, изолирования [изучаемого процесса от других] и сходимости результатов. И не в последнюю очередь потому, что люди сильно отличаются друг от друга, они даже по-разному реагируют на лекарства, не говоря уже об их социальном окружении и обстановке. Если и существует что-то, что мы можем установить наверняка, то это, возможно, то, что бесполезно [знать], например, связь между обжиганием руки и вскрикиванием: «Ай!»

Доказательство и доводы в Исламе

Достоверность: доказательства посредством лишь рационального суждения

Давайте основательно рассмотрим, что представляет собой доказательство. Ранее упоминалось, что доводы обладают разными уровнями вероятности. Исламские учёные уже давно изучили этот вопрос. Ас-Сануси сказал:

«Знай, что суждения ума ограничены тремя категориями:

  1. То, что необходимо должно быть истиной;
  2. То, что абсолютно не может быть истиной;
  3. То, что может быть истиной [а может и не быть]».

Это значит, если мы предполагаем, что, что-то является истинной, то мы станем рассуждать, является ли это абсолютно необходимым, абсолютно невозможным или возможным. Например, если бы кто-то сказал: «Умар существует», – то, человек, услышавший это, сразу решил бы, что это предположение [из категории] возможного, не зная ничего больше об этом Умаре.

Суждение разума может быть сразу очевидным или же потребовать некоторого размышления. Заметьте, что эти категории относятся исключительно к умственным суждениям, в отрыве от любых материальных доказательств или другой информации. И умозаключения — не единственный источник [проверки] достоверности знания. Существуют два других связанных с ними пути.

Достоверность: доводы основанные на наблюдении и на истиной информация

Во-первых, мы можем удостовериться в каком-то знании знание с помощью органов чувств, увидев, услышав, понюхав, попробовав или прикоснувшись к чему-либо. Например: мы уверены в своем существовании и существовании наших семей благодаря нашим органам чувств. В случае предположения о том, что Умар существует, если мы увидим этого Умара, мы будем уверены, что Умар действительно существует.

Во-вторых, мы можем прийти к уверенности в отношении чего-либо, если услышим что-то об этом от других лиц в таком виде, который не допускает ошибки. Например: мы уверены в исторической реальности Второй Мировой Войны и в существовании Гитлера, поскольку мы получили согласованную информацию от большого количества людей об этих фактах. Способ, которым мы получили эту информацию, не допускает того, что все могут ошибаться или, сговорившись, солгать.

Если говорить кратко, существуют три способа получения достоверных знаний: органы восприятия, истинная информация и разум.

Вероятность: возможность, невозможность, необходимость

Итак, наука не занимается тем, что очевидно. Она занимается тем, что возможно могло бы быть истиной. Учёным все равно, существует ли Умар. Им неинтересно просто наблюдать что-либо очевидное с помощью органов чувств — ведь отрицание этого было бы безрассудным. Им интересно узнать о неочевидном. Восприятие с помощью органов чувств – это одно, размышление над воспринятым – другое, а понимание того, как это относится к другим воспринятым и общеизвестным явлениям, – уже третье. По этой причине учёные изучают, взаимосвязь различных явлений, например, тяжести и силы падения.

Если после проведения большого количества экспериментов взаимосвязь равна 100%, то мы получаем самое лучшее научное доказательство, на получение которого можно было бы только надеяться, и, тем не менее, Хокинг говорит: «Неважно, сколько раз результаты экспериментов подтверждали теорию, вы никогда не можете быть уверены, что в следующий раз результат не будет противоречить теории». Именно это и есть смысл вероятности.

Исламские учёные признавали слабость [использования] метода взаимосвязи в качестве доказательства, например, аль-Байдави[10] сказал[11]:

«Взаимосвязь – недостаточна [в качестве доказательства]»[12].

Причина этого, как упоминалось выше — взаимосвязь может быть по существу обманчивым аргументом и поэтому бесполезным, когда речь идет о вопросах, связанных с вероубеждением. Взаимосвязь, с точки зрения Ислама, используется только в вопросах практики. Например, если бы кто-то видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, делал или говорил что-то в нескольких похожих ситуациях, можно было бы считать это доказательством того, что остальным следует делать, но это не вопрос вероубеждения.

Взаимосвязь может сказать нам что-то о вероятности, например, вероятности того, что предмет более тяжелый по весу сильнее ударится при падении, нежели более лёгкий.

Вероятность – это функция:

  • взаимосвязи, обнаруженной при изучении причинной связи;
  • степени точности наблюдения изучаемого явления;
  • и степени контроля над экспериментом и изолированности наблюдаемого явления от потенциального воздействия переменчивых факторов, влияние которых не учитывается при наблюдении.

Вдобавок ко всему, необходимо, чтобы мы имели возможность повторить эксперимент в будущем и имели уверенность в том, что мы смотрим именно на результаты говорящие о взаимосвязи, возникшей в результате причинно-следственной зависимости, а не других факторов. Это задействует субъективное суждение учёного, а мы в этой статье не будем подробно разбирать понятие «причина». В действительности, контроль, наблюдение, повторяемость и изолированность — все это также включает субъективное суждения.

Самые сильные научные доказательства — те, которые говорят о привычной невозможности или привычной необходимости. А между этими двумя находятся теории, которые мы можем разделить на «скорее всего истинные», «возможно истинные» и «скорее всего ложные». Например, летание свиней, относится к привычно невозможному, поскольку оно противоречит законам притяжения и гравитации. Или, например, наличие огня делает необходимым наличие тепла. Тем не менее, эти утверждения не являются невозможными или необходимыми с точки зрения разума, потому что в представлении о летающих свиньях или огне, не дающем тепла, нет логического противоречия. Мы просто не ожидаем чего-то другого, если что-то происходит всегда, снова и снова – это является нормой. Поэтому Хокинг сказал то, что мы приводили выше.

[Имам] Ас-Сануси[13] в отношении категорий привычной необходимости и привычной невозможности сказал следующее[14]:

Привычное суждение[15] (в отличие от рационального суждения[16] отдельно взятого) строится на том, чтобы утвердить связь между явлениями в рамках существования-несуществования (например, если имеет место быть одно, то имеет место быть другое, или если имеет место быть одно, то другого не может быть, и наоборот, например, чем тяжелее вес предмета, тем сильнее сила его удара при падении) посредством повторения. Утвердить эту связь при остающейся для познания возможности несовпадения с нормой (т.е. отклонения от этой обычно наблюдаемой связи) и без того, чтобы первое (из взаимосвязанных явлений) оказывало какое-либо влияние на второе в реальности»[17].

Его последнее утверждение о «не влиянии одного явления на другое в реальности» относится к вероубеждению мусульман и их вере в то, что всё происходит так, как было определено и создано Аллахом. Вполне возможно, что это утверждение не обязательно должно входить в определение, поскольку в нем уже говорится о «возможности несовпадения с нормой», но ас-Сануси упомянул об этом для того, чтобы избежать неправильного понимания.

Это суждение отличается от суждения посредством разума[18] в том, что оно подразумевает суждения об объектах, которые мы наблюдаем, и от суждений на основе религии, которые включают суждения, касающиеся запретов, обязанностей и тому подобного, основываясь на религиозных текстах, дошедших до нас.

Теория Дарвина с позиции разума

Теперь перейдем к той  научной части теории Дарвина, которая противоречит Исламу и к ее идее о том, что Адам произошёл от обезьяны. Давайте сначала посмотрим, как эта идея вписывается в суждения нашего разума. Очевидно, нельзя говорить о ложности этой идеи, опираясь только на разум – это будет соответствовать тому, как если бы мы сказали что 2+2=5. Также нельзя с уверенностью (как уверенность в том, что 2+2=4) утверждать, что эта идея  абсолютно правдива, и что не существует другой альтернативы с точки зрения разума.

Скорее всего, не учтя доводы религии, нам ничего не остаётся, как признать, что с точки зрения разума возможно, чтобы человек произошёл от приматов, которые произошли от других видов, и так далее.

Утверждение дарвинистов о происхождении человека от примата с точки зрения привычного суждения

Теперь мы имеем дело с утверждением, которое с точки зрения разума является возможным, не будучи необходимым или невозможным. Это (возможность) подтверждается фактом, что Аллах создал обезьян из некоторых людей, что говорит нам о том, что Господь, несомненно, обладает властью также создавать людей из обезьян:

Смысл: «И Он превратил их (людей, которые были прокляты) в обезьян и свиней» (Аль-Маида: 60).

И снова отметим, что допущение этой возможности происходит без учета доводов религии. Разумеется, религиозные источники говорят нам, что человечество не было создано из обезьян, о чём будет идти речь далее.

Как мы говорили раньше, помимо рационального заключения, существуют также два других пути, посредством которых доказать, что что-то – истина или ложь

  • Первый – это наблюдение через органы восприятия.
  • Второй – это получение какой-либо информации из разных (и большого количества) источников.

Приверженцы теории Дарвина не могли наблюдать исторически, от кого произошло человечество, а также они не получали такой информации от наблюдателей. Это значит, у них нет и никогда не будет доказательства, подтверждающего несомненность знания о том, что их теория — истина.

Остаётся только научное доказательство. Мы уже говорили, что такое доказательство является самым сильным в точных науках, где оно достигает высокой точности уровня взаимосвязи, возможности наблюдения, изолирования, контроля и сходимости результатов. Лучшие из таких доказательств говорят нам о том, что что-то является обычно необходимым, как, например, притяжение земли, или обычно невозможным, как, например, летающие свиньи. Хотя, как мы уже говорили, лучшие из таких доказательств лишь говорят о высокой степени вероятности при наличии таких факторов, как крайне высокая взаимосвязь, возможность наблюдения (т. е. возможность измерения), изолирования, контроля и повторения, необходимых для получения надежных и действительных результатов. 

С научной точки зрения невозможно доказать утверждение о том, что человек произошёл от приматов.

И даже на этом уровне приверженцы гипотезы Дарвина о происхождении человека от обезьяны не способны предоставить такие высоконадёжные научные свидетельства. И так будет всегда. Почему? Потому что если используем воображение, мы увидим, что самым лучшим доказательством, которое они могли когда-либо надеяться получить – это если бы обезьяна родила человека в лаборатории.

Я не думаю, что кто-то верит в то, что такое когда-либо произойдёт, но если произойдёт, то для сторонников теории это будет знаменательный день и они, возможно, сочтут, что вопрос исчерпан. Проблема, тем не менее, состоит в том, что такой едва ли вообразимый лабораторный результат в действительности не доказывает их теорию. А именно то, что человечество действительно и исторически произошло от приматов. Почему? Потому что такой результат показал бы, что человек мог бы возможно в соответствии с нормами Вселенной, или, как они говорят: «законами науки» произойти от обезьян, а не то, что человечество в действительности произошло от них. Вопрос же в том, что в действительности произошло в истории, а не в том, что могло бы произойти в истории, а вероятность этого мы и так уже допустили с точки зрения разума, так что этот результат (если бы обезьяна родила человека в наблюдаемых условиях– прим пер) нам ничего не дает.

Если коротко, теория Дарвина в действительности не может быть доказана с научной точки зрения, в том ключе, как науки, связанные с медициной и инженерным делом, доказывают свои теории. 

Приверженцы теории Дарвина далеки даже от того, чтобы доказать возможность истинности их теории с точки зрения норм вселенной – того, как вещи обычно взаимосвязаны друг с другом. Доводы, которые они приводят, это находки костей и косвенные доказательства их принадлежности древним приматам и людям прошлых эр, а из фильмов, чей сюжет строится на  судебных разбирательствах, мы все хорошо знаем, каково положение косвенного довода в качестве доказательства: оно даже не устраняет разумных сомнений.

Вот почему всё еще существуют ученые, которые не покупаются на эту теорию. Скорее всего, это вопрос психологии массового движения и моды, которая  заставляет людей верить в эту теорию, нежели что-либо другое. Научные теории в моде, а религиозные объяснения вышли из моды, что произошло в результате значительного успеха науки в области инженерии (технологий) и медицины. Из-за этого успеха каждый хочет называться ученым, даже экономисты и психологи. Немногие хотят сесть и непредвзято посмотреть на доказательство, о чём оно говорит нам и что делает науку успешной и каковы требования. Ведь дело в том, что успешное развитие технологий – это успех экспериментальной науки, а не всего, что лишь носит название наук. Ведь прикрепить к чему-то ярлык «наука» или «научный» не должно быть достаточным для того, чтобы люди относились к этому также уважительно и доверяли этому так, как относятся к физике, химии, биохимии. Дарвинисты это пример того, что даже историки заявляют о себе как о науке и пытаются добиться того, чтобы их относили к ученым, а их предмет – к наукам в современном значении слова «наука», а именно экспериментальная наука (в которой теории имеют веские доказательства, полученные путем опытов, прим пер.). Но это не «прокатывает», по меньшей мере.

Достаточно одного взгляда на доводы Дарвинистов, чтобы обнаружить серьезные недостатки в таких параметрах как возможность точного наблюдения (т. е. измерения), изолирования, контроля и повторяемости (или сходимости результатов[19]). Например, вы найдёте образец размером = 1, повтор = 0, контроль = 0, повтор = 0. (прим пер – нашли кость, но сами не наблюдали за тем, чья это кость, не находили такую вторую)

Теория происхождения человека от приматов с точки зрения Ислама

Итак, почему мы, мусульмане, отвергаем возможность истинности теории Дарвина о происхождении человека от приматов?

Доказательство сложное, и восходит к доказательству истинности веры мусульман в Аллаха, веры в пророчество, пророчество Мухаммада  (мир ему и благословение Аллаха), в частности, веры в Коран, который был ниспослан нам свыше и не претерпел искажений[20], к вере в невозможность того, чтобы Аллах солгал, то есть к вере в то, что всё, что сказал Аллах должно быть истиной[21]. Почему? Потому что наше отрицание этой части теории Дарвина основывается на кораническом отрицании, а Коран должен рассматриваться как источник истинной информации. Как упоминалось выше, одним из источников достоверных знаний является истинная информация, поэтому нам необходимо определить Коран как источник истинной информации, в соответствии со всем вышесказанным. Хотя это выходит за рамки данной статьи, в сносках 14 и 15 те, кто заинтересуется, может найти справочную информацию.

Что касается коранического отрицания теории «обезьяней теории», Всевышний Аллах сказал:

Смысл«Ведь Мы сотворили вас из земли, потом из капли семени. Через определённое время Мы превратили её в сгусток крови, затем Мы его превратили в кусок плоти, частично имеющий сформированный облик человека или ещё частично не сформированный облик человека»[22].

Здесь говорится, что человечество было создано из земли.

Всевышний Аллах также сказал:

Смысл«Некоторые люди неправильно понимают, как родился Иса, и говорят, что он сын Аллаха, потому что он рождён без отца. Аллах им сказал: «Иса подобен Адаму, которого Я сотворил из земли без отца и без матери»»[23].

Это подтверждает, что люди были созданы из земли, а не произошли от приматов, потому что Адам, алейхи ссалям, был первым человеком и отцом человечества, и утверждается, что он был создан из земли, а не из обезьяны.

Аллах также сказал[24], устраняя любую возможность образного толкования:

Смысл: «Мы сотворили их из липкой[25] глины»[26].

Очевидно, что никто, находясь в здравом рассудке, не может заявить, что под липкой глиной подразумевалась обезьяна.

Далее, как упоминалось выше, Аллах превратил некоторых людей в обезьян, после того как они грешили, нарушая Его повеления:

Смысл: «И Он превратил их (людей, которые были прокляты) в обезьян и свиней»[27].

Быть свиньями и обезьянами — проклятие и унижение. Это также говорит нам, что Адам, алейхи ссалям, не произошел от примата, потому что Аллах сказал:

Смысл: «Мы возвысили сыновей Адама, Мы обеспечили их средствами передвижения по суше на животных и по морю на кораблях. Мы даровали им добрую пищу и превосходство над многими из тех существ, которых Мы сотворили, возвысив их над ними умом, способностью думать, рассуждать и видеть истину»[28].

Также есть хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный Абу Даудом и ат-Тирмизи[29]:

«Все люди – дети Адама, а Адам был создан из земли»[30].

[1] Доказательство на основе рассуждения, состоящего из двух предпосылок:

— главной (содержащей главный термин), который затем становится предикатом вывода,

— вспомогательной (содержащей вспомогательный термин), который становится субъектом вывода,

— вывода на основе них, из которого исключен третий, «средний» термин.

Обычная форма: все А есть С; все В есть А; поэтому все В есть С» (Рэндом Хауз, Inc. 2009).

(дедуктивно-рациональный метод познания)

[2] Идолы, призраки, заблуждения – это то, что, по мнению Бэкона мешает человеку в рациональном, «научном» познании мира.

Находясь во власти:

а) своей природы – будто чувственные, представления, страсти (идолы рода)

б) воспитания и рамок, повлиявших на формирование личности (подобно тому, как проживший всю жизни в пещере будет судить о мире, выйдя на белый свет (идолы пещеры)

в) общепринятых или общепривычных, обыденных, размытых пониманий тех или иных слов, отсутствия строгой терминологии, например, различное понимание слова «доказательство» (идолы площади)

г) доктрин, философских измышлений об «устройстве небесного эфира» и ничем не подкрепленных, но популярных идей (идолы театра) будто то будь-то философия, софистика или псевдорелигиозные течения – человек не может объективно оценивать реальность, делая заключение на основе своей «природы», опыта, привычек и влияния на него «авторитетов».

[3] Бэкон, V [1889], 463

[4] Бэкон, V [1889], 729  “Francis Bacon (Stanford Encyclopedia of Philosophy),” http://plato.stanford.edu/entries/francis-bacon/

[5] Хадис-машхур

[6] Стивен Хокинг, 1988, стр. 8

[7] Эксперимент — поставленный опыт; изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий

[8] Контроль — управление экспериментом; его проведение и возможность влиять на его ход

[9] Повторяемость или сходимость результатов измерений — характеристика качества измерений, отражающая близость друг к другу результатов измерений одной и той же величины, выполненных повторно (в течение небольшого периода) одними и теми же средствами, одним и тем же методом, в одинаковых условиях и с одинаковой тщательностью одними и теми же наблюдателями. О точности эксперимента можно говорить при не менее 95 % соответствия. См. Guidelines for Evaluating and Expressing the Uncertainty of NIST Measurement Results

[10] ум. в 685-м году по Хиджре/1286 г.

[11] Аз-Зирикли «Аль-Алаам» (2002) том 4, стр. 110. Бейрут, Ливан: Дар аль-‘ильм Лиль-Малайин, 1423

[12] том 1, стр. 146, Дар аль-Кутуб аль-‘ильмия, 1404

[13] умер в 895 году по хиджре/ 1490 г.

[14] السنوسيّ قال

 :حقيقة الحكم العادي: هو إثبات الربط بين أمر وأمر، وجوداً وعدماً، بواسطة التكرر، مع صحة التخلف، وعدم تأثير أحدهما في الأمر ألبته.( شرح المقدمات للسنوسيّ, مكتبة المعارف, 2009, ص. 68)

[15] хукм ‘ади — суждение, которое выносится на основе опыта, см. примечание выше

[16] хукм ‘акли — суждение, которые выносится на основе разума; рациональное суждение

[17] Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси, «Шарху-ль-Мукаддимаат», 1-ое издание (Мактабату-л-Маариф, 1420), 68

[18] Хукм ‘акли — см. примечание выше

[19] см. примечание 9

[20] Смотри статью «Основы религии», а также http://sunnianswers.wordpress.com/2008/05/24/is-there-a-flaw-in-the-proof-for-the-existence-of-Allah/

[21] Смотри http://sunnianswers.wordpress.com/2008/07/15/refuting-the-accusation-that-asharis-consider-it-rationally-possible-for-allah-to-lie/ и http://sunnianswers.wordpress.com/2008/07/19/it-is-intrinsically-impossible-that-allaah-has-obligations-and-it-is-intrinsically-impossible-that-he-could-lie/ и http://sunnianswers.wordpress.com/2008/07/19/it-is-intrinsically-impossible-that-allaah-has-obligations-and-it-is-intrinsically-impossible-that-he-could-lie/

[22] Аль-Хадж, аят 5

[23] Аль Имран, яат 59

[24] Ас-Саффат, аят 11

[25] مفردات ألفاظ القرآن ـ نسخة محققة – (2 / 337): اللازب: الثابت الشديد الثبوت. قال تعالى: {من طين لازب} [الصافات/ 11]

[26] Ар-Рагиб аль-Асфахани «Муфрадату-ль-Куран», том 2, стр. 337, Дамаск, Сирия: Дар аль-Калам.

[27] Аль-Маида, аят 60

[28] Аль-Исра, аят 70

[29] جامع الأصول – دار الفكر الخ – (10 / 617): 8215 – ( ت د ) أبو هريرة – رضي الله عنه – : أنَّ رسولَ الله -صلى الله عليه وسلم- قال : «لَيَنْتَهِيَنَّ أقّوَام يفتخرون بآبائهم الذين ماتوا ، إنما هم فَحْمُ جهنم ، أو لَيَكُونُنَّ أَهّوَنَ على الله من الجِعْلان الذي يُدَهِدِهُ الخراءَ بأنفه ، إن الله تعالى قد أذَهب عنكم عُبيَّةَ الجاهلية ، وفخرها بالآباء ، إنما هُوَ مؤمِن تقي ، أو فاجِر شقي ، الناس كلُّهم بنو آدَمَ، وآدمُ خُلِقَ من تراب». أخرجه الترمذي ، وهو آخر حديث في كتابه ، وأخرجه أيضا مختصرا : أنَّ رسولَ الله -صلى الله عليه وسلم- قال : «قد أذهب الله عنكم عُبيَّةَ الجاهلية ، وفخرها بالآباء ، مؤمن تقي وفاجر شقي الناس بنو آدمَ ، وآدمُ خُلِقَ من تراب».-[618]- وفي رواية أبي داود : «إنَّ الله قد أذهب عنكم عُبيَّةَ الجاهلية»… وذكر الرواية الأولى إلى قوله : «من تراب» ثم قال : «ليَدَعنَّ رجال فَخّرهم بأقوام»… وذكره ، وقال في آخره : «من الجعلان التي تدفع بأنفها النَّتَنَ».

[30] Ибн Асир (ум. 606 г. Хиджры) «Джами-ль-Усуль», выпуск Абдуль-Кадир аль-Арнаут (том 1-11) и Башир Уйюн (том 12), 1-ый выпуск (Бейрут, Ливан: Дар аль-Фикр, Мактаба аль-Хулавани, Матбах аль-Маллах, Мактаба Дар аль-Баян, 1969) 10/617



darulfikr.ru

Взгляд мировых религий на происхождение человека

Рассмотрим религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Следовательно, из всех версий Древнеегипетской мифологии видно, что человек имеет божественное происхождение. Однако до момента сотворения человека была длинная цепочка сотворения богов Высшим божеством.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, – христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам — это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам — всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» — Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество — буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально — «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт — оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину. Это – Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард – высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.



biofile.ru