Профессия и специальность происхождение и сущность – происхождение и сущность .» ( 9 класс)

Содержание

происхождение и сущность .» ( 9 класс)

Инфоурок › Технология › Конспекты › Конспект по технологии «Профессия и специальность : происхождение и сущность .» ( 9 класс)

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-941210

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация «Профессия и специальность» (9 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

МИР ТРУДА И ПРОФЕССИЙ ТЕМА « Профессия и специальность : происхождение и сущность»

2 слайд Описание слайда:

ЦЕЛЬ Изучить происхождение профессии Познакомиться с современными формами труда Понять в чем сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность»

3 слайд Описание слайда:

Происхождение профессии Первобытное общество: земледелие, скотоводство, ремесло Феодальное общество: по сословиям – крестьяне, ремесленники, купцы Капиталистическое общество: по частичным операциям – слесари, сверловщики, сборщики

4 слайд
Описание слайда:

Основной причиной появления и развития профессии является разделение труда- качественная дифференциация трудовой деятельности, приводящая к выделению различных её видов

5 слайд Описание слайда:

Современные формы разделения труда Международное (хлопок) Отраслевое (сельское хозяйство) Технологическое (сборщики) Функциональное (служащие, предприниматели) Профессиональное (учитель, врач) Специальное (учитель физики, хирург)

6 слайд Описание слайда:

Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность» Профессия- род трудовой деятельности, требующее специальной подготовки, т. е. приобретение соответствующих знаний, умений и личностных качеств

7 слайд
Описание слайда:

Специальность – более узкая область труда в рамках той или иной профессии. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях,категориях. Должность- служебное положение работника, определяющее его права и обязанности.

8 слайд Описание слайда:

Игра «Профессия. Специальность. Должность »

9 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Конспект и работа по карточке (переписать в тетрадь)

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-523779

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Разработка урока по теме «Профессия. Специальность. Классификация профессий». Модуль «Мир профессий». Предпрофильная подготовка (8–9-е классы)

Разделы: Технология


Комментарии автора

Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.

Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия:

Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий.

Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются:

Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.

Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии.

Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности.

Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала.

Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
  • Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
  • Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Обучающиеся должны знать:

  • Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”, “профессиональный путь”.
  • Классификацию профессий.
  • Критерии анализа профессий.

Обучающиеся должны уметь:

  • Оперировать понятиями по теме урока.
  • Проводить анализ профессии на основе классификации профессий.

Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.

Оборудование:

  • таблица “Классификация профессий”;
  • раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
  • иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
  • бланки опросника для обучающихся;
  • эпиграфы на доске
    • “Начало – более чем половина всего”. Аристотель;
    • “Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.

Межпредметные связи: история, обществоведение.

Ход занятия

1. Организационный этап.

Вступительное слово педагога

Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность — одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Выбор профессии — твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

Формулировка темы и целей и задач урока

Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.

2. Этап изучения нового материала

На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.

Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:

Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.

План анализа профессии.

Название профессии, специальности.

История профессии.

Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

4. Специальности.

5. Уровень базовых знаний.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

Медицинские противопоказания.

Родственные профессии.

Область применения.

Пути получения профессии.

Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы.

Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

Профессия — это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия — это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Специализация — это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например:

  • профессия — врач, специальность — хирург, специализация — нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
  • профессия — машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация — машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

Должность — это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):

Классификация профессий:

  • по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
  • по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
  • по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.

Или другая классификация типов профессий:

  • по предмету труда: “Человек — Природа”, “Человек — Техника”, “Человек — Человек”, “Человек — Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;
  • по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;
  • по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;
  • по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;
  • по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;
  • по ответственности в труде: моральная, материальная.

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать — цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.

Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”.

Классификация профессий

Группы профессий по условиям труда

Б — бытовые условия труда. О — труд на открытом воздухе.

Н — необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда.

Отделы профессий по орудиям труда

Р — ручные орудия труда. М — машинно-ручные орудия труда.

А — автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда.

Классы профессий по цели труда

Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать).

П — преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И — изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

Типы профессий по предмету труда

Ч-П - “Человек — Природа”, Ч-Т — “Человек - Техника”, Ч-Ч — “Человек — Человек”,

Ч-ЗС — “Человек — Знаковая система”, Ч-ХО — “Человек — Художественный образ”

Эту схему можно рассматривать и как “лестницу”, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).

3. Этап закрепления нового материала

Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест.

Практическое задание 1: Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”.

После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов.

Практическое задание 2: Соотнесение понятий и категорий.

1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.

Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.

Профессии Специальности Специализации Должности
врач

преподаватель

медсестра

агроном

бухгалтер

педиатр

учитель начальных классов

автослесарь

продавец непродовольственных товаров

инженер-конструктор

семейный доктор

слесарь по ремонту радиоаппаратуры

продавец бакалейного отдела

главврач

вахтер

директор фирмы

сторож

завуч

дворник

2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда.

Преобладает умственный труд Преобладает физический труд

Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке.

4. Этап подведения итогов

Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

  • Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
  • Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
  • Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

Заключительное слово педагога

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

Домашнее задание

Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.

2.04.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

суть понятий, их характеристика и отличия :: BusinessMan.ru

Пытаясь дать вразумительный ответ на вопрос о том, чем отличается специальность от профессии, даже взрослые люди нередко заходят в тупик, находя в памяти только какие-нибудь общие понятия с нечеткой формулировкой.

Детям и подросткам эти термины, конечно, также знакомы, ведь они являются частью лексикона практически каждого человека. Однако чтобы правильно и уместно использовать эти слова в речи, следует понимать их суть, а также то, чем отличается профессия от специальности.

Что представляет собой профессия

Говоря о профессии, люди обычно подразумевают какой-либо род занятий или вид трудовой деятельности, осуществление которой невозможно без приобретения знаний, квалификаций или практической подготовки.

При этом овладеть профессией можно обучаясь в соответствующем заведении или в результате обширного практического опыта. Исходя из определенных сходств в результатах и получаемых знаниях или наличия общей сферы применения, профессии объединены в несколько категорий:

  • Технические.
  • Экономические.
  • Педагогические.
  • Медицинские.
  • Строительные.

Чтобы понять, чем отличается профессия от специальности и должности, нужно дать определения этим терминам.

Специальность: определение, понятие, особенности

В отличие от профессии, специальность может быть присвоена только тому человеку, который прошел необходимое обучение, освоил законодательно утвержденную программу (навыки, умения, знания) и получил документ, подтверждающий этот факт (диплом, свидетельство). При этом полученные знания могут относиться к нескольким видам профессий. Специальность – это более узкое понятие.

Возвращаясь к указанной выше классификации, можно более иллюстративно объяснить, чем отличается специальность от профессии. Примеры специальностей, входящих в технические профессии: инженер, конструктор, архитектор, веб-программист, автомеханик и другие. Общим для них становится углубленное изучение физики, математики, информатики и прочих точных наук. Наряду с этим автомеханик и архитектор получают совершенно разные знания в рамках своих специальностей.

Должностью называют место в конкретной компании, ее структурную единицу. Должность указана в штатном расписании и предназначена для замещения физическим лицом с подходящей квалификацией.

Следовать за мечтой

Выбирая профессию и специальность, люди руководствуются самыми разными мотивами. Зачастую ответственность возлагают на юных выпускников, которые должны определить сферу своей будущей трудовой деятельности. Здесь важно не растеряться перед обилием (или, наоборот, скудностью) вариантов и выбрать именно то занятие, которое будет приносить радость и удовлетворение наряду с достойной оплатой. Конечно, есть соблазн предоставить решение родителям или еще кому-нибудь, однако вряд ли они смогут сопоставить предпочтения другого человека с его потребностями, способностями и потенциалом. Часто в таких случаях выбор делается из экономических соображений.

Получить адекватную помощь в профориентировании можно, обратившись к соответствующему психологу. Такие специалисты применяют различные игровые методики, тесты и консультации. Затем, анализируя полученные данные, они выдают свои рекомендации.

Безусловно, стоимость образования и возможности семьи абитуриента – также важный фактор, но он не должен быть определяющим. Существуют различные программы, помогающие получать скидки на обучение. Также есть возможность найти более простое и недорогое учебное заведение в других городах. Еще одним вариантом для получения желаемой профессии становится зачисление в бесплатные колледжи и техникумы.

Так чем отличается специальность от профессии?

Итак, можно сделать вывод, что разница между этими понятиями в их объеме. Профессия – более широкий, общий термин, который может охватывать определенное количество специальностей. Например, доктор – это и педиатр, и эндокринолог, и терапевт, и многие другие.

Главное, чем отличается специальность от профессии, – это то, что для овладения первой обязательно требуется обучение, а полученный документ действителен на ограниченной территории. Вторая же может быть приобретена в результате практических тренировок и упражнений (строители, продавцы, водители).

Особенность некоторых профессий в том, что для их приобретения невозможно обойтись без уникальных личных качеств и талантов: это, например, певцы, актеры, музыканты, художники. Лучшими профессионалами и специалистами неизменно становятся только те люди, которые следуют за своим призванием, искренне любят и вникают в то, чем занимаются. Любимое дело – путь к финансовому и личному успеху!

businessman.ru

Сущность и основные понятия профессиональной педагогики (профессия, специальность, специализация, квалификация)

Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика начальных и средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.

Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.

Система профессионального образования включает в себя совокупность профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, а также органов управления профессиональным образованием.

Предмет профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер — «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования».

Профессия —  относительно самостоятельный и официально признанный род трудовой деятельности или занятий человека, требующий соответствующего образования и использующийся как источник существования.

Специальность — вид трудовой деятельности, который осуществляется на основе существующей профилированной теоретической и практической подготовки.

Специализация – совокупность трудовых функций в памках конкретной профессии или специальности.

Квалификация — это мера (уровень) овладения работником той или иной профессией.

Специальность: профессиональное обучение

Специализация: дизайн интерьера

Квалификация: педагог проф. обучения

Исходя из того, что компонентами любого труда являются: предмет, цель, орудия, условия труда, существует 4 классификации профессий.

 

I. В зависимости от предмета труда. Классификация профессий (по Е. Климову).

1. «Ч – ж. природа». микробиолог, геолог, овощевод, ветеринар, эколог.        

2. «Ч — техника»: токарь, инженер, конструктор, слесарь, водитель.

3. «Ч — человек». врач, преподаватель, психолог, продавец, юрист.

4. «Ч- знаковая система». переводчик, программист, бухгалтер.

5. «Ч – худ. образ». журналист, художник, модельер, дизайнер, архитектор.

 

II. по признаку целей:

1. Гностические профессии (знание) (Г)»ч -п» — контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; «ч-т» — мастер-диагност с/х техники; «ч-ч» — суд-мед эксперт; «ч-з» — бухгалтер-ревизор; «ч-х» — искусствовед.

2. Преобразующие профессии (П)»ч-п» -мастер-животновод, зооинженер; «ч-т» — слесарь-ремонтник, токарь; «ч-ч» — учитель, педагог; «ч-з» — бухгалтер; «ч-х» — цветовод-декоратор, живописец.

3. Изыскательские профессии (И)»ч-п» — биолог-исследователь; «ч-т» — инженер-конструктор; «ч-ч» — воспитатель; «ч-з» — программист, математик; «ч-х» — художник по проектированию интерьера, композитор.

 

III. По признаку основных средств труда:

5.    Профессии ручного труда («Р»). Лаборант

6.    Профессии машинно-ручного труда («М»). Машинист экскаватора, токарь, водитель автобуса.

7.    Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем («А»). Оператор станков с программным управлением, оператор программной записи.

8.    Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»). Это мысленные схемы решения задач, разного рода мыслительных эталонов. Балерина, актер.

 

IV. По условиям труда:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным»: лаборанты, бухгалтеры.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду: агроном.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повыш-ых и пониж-х темп-х и т.п.: водолаз, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности: воспитатель д/с, учитель, следователь.

Профессиограмма — официальный документ, который отражает полную квалификационную характеристику специалиста с позиции требований., которые предъявляются к его ЗУН, личности, уровню подготовки.

Состоит из 3 разделов:  

1)Характеристика деятельности — перечень того, чем должен профессионально владеть рабочий.

2)психологическая характеристикака рабочего — перечень соц. значимых и проф. важных качеств личности

3) санитарно-гигиенические требования к деятельностити и личности — определяют режим труда, допустимую нервно-психическую напряженность, сенсомоторную и перцептивную сферы рабочего.

students-library.com

Чем отличается профессия от специальности

Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию. Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?

Определение

Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

к содержанию ↑

Сравнение

Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
  2. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены. Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.
  3. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
  4. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

thedifference.ru

Что такое профессия и специальность? :: SYL.ru

В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо определиться с будущей профессией. Некоторым этот выбор дается просто, другие не так легко могут подобрать занятие, которому могут посвятить основное свое время. При поступлении в высшее учебное заведение на определенную профессию перед студентами встает еще один выбор — специальность.

Чтобы получить желаемую должность в организации, необходимо учесть также требования к работнику, который претендует на эту должность. Максимальное соответствие им гарантирует положительный результат.

Что такое профессия?

Определение профессии дано в учебниках по психологии труда. Этот курс помогает будущему психологу помочь с выбором профессии подрастающему поколению. Знания о том, что такое профессия и специальность, могут помочь быстрее определиться с подходящими вариантами.

Профессия — это род занятий человека или вид его трудовой деятельности, которая характеризуется определенными профессиональными навыками, приобретенными посредством получения специального образования или в процессе работы.

Правильно выбранная профессия доставляет не только финансовую прибыль, но и моральное удовлетворение. Говорят, что лучшая работа — это хобби. И это действительно так. Стоит только посмотреть на людей, которые занимаются любимым делом и получают за это деньги.

Чем отличается специальность от профессии?

Специальность — это узкая направленность в определенной профессии. То есть в одной профессии можно выделить несколько специальностей. Показательным примером выделения узких специализаций является профессия врача. В ней можно выделить несколько направлений. Например:

  • хирургия;
  • гинекология;
  • терапия;
  • стоматология и т. д.

Именно правильно выбранная специальность позволяет стать мастером своего дела. Быть специалистом в одном направлении намного перспективней, чем уметь все, но понемногу. Универсальность в профессии не является залогом незаменимости сотрудника.

Но стоит учесть, что руководители организаций ценят в сотруднике желание развиваться и осваивать новые горизонты. Стать более ценным кадром может помочь освоение смежных профессий. Именно они позволяют расширить свои возможности и приобрести новый опыт.

Как выбрать профессию?

Что такое выбор профессии и какое он имеет значение в жизни человека? Ответы на эти вопросы могут помочь не совершить непоправимых ошибок.

Ответственность за выбор своей профессии будет нести только тот человек, которому предстоит работать. Поэтому нельзя доверять кому-либо столь ответственное решение.

Неправильный выбор профессии может повлечь за собой нереализованность интересов человека и его талантов. Сменить профессию можно, но чем старше человек, тем труднее это сделать.

При правильном понимании того, что такое профессия, можно сделать удачный выбор. Выбор профессии основывается на нескольких факторах, которые касаются не только личных предпочтений человека, но и приоритетов государства, в частности, приоритетных областей развития экономики.

Связь между профессией и должностью

Прежде всего, выбор профессии должен основываться на личных интересах человека. Для того чтобы понять, как подобрать работу по своим предпочтениям, необходимо рассмотреть, что такое профессия и должность, и определить, какая связь существует между ними.

Должность — структурная единица в организации. Для того чтобы занять определенную должность, нужно иметь подходящее образование и соответствовать требованиям, предъявляемым к соискателю. То есть, имея профессию учителя, занять должность электрика вряд ли удастся.

Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Основные аспекты выбора профессии

Основывать выбор профессии только на величине заработной платы не стоит. Не имея расположенности к работе, человек быстро разочаровывается в денежном преимуществе.

Это не значит, что интересная работа — неприбыльная. Труд хорошего специалиста в своем деле должен быть оплачен достойно.

Второй распространенный способ выбора профессии — семейные предпочтения. Например, в семье родители — преподаватели, и ребенок также выбирает профессию учителя. Но если он не обладает данными для этой профессии, то работа не будет приносить ему удовольствия.

Некоторые люди, только поступив в университет и проучившись несколько лет, понимают, что выбранная профессия им не подходит. Но им становится жаль потраченного времени, и они решают доучиться и идти работать по специальности. В молодом возрасте легче переучиться, так что сменить нелюбимую профессию стоит незамедлительно.

В каком возрасте осуществляется выбор профессии?

Будущая профессия может определиться даже у ребенка в раннем возрасте. Наличие определенных талантов упрощает этот выбор.

Уже в детском саду дети узнают, что такое профессия. Для детей очень важны знания о том, какие бывают основные профессии и кто чем занимается. Это формирует сознание ребенка и помогает быстрее выявить его предпочтения. Изучение профессий должно проходить в форме ролевых игр. Например, дети обожают играть в больницу или магазин. Именно такие игры помогают понять, какая деятельность характерна для той или иной професии.

Возрастных ограничений для смены деятельности не существует. Но то, что людям в зрелом возрасте тяжелее перестраиваться, остается фактом. Большое значение также имеет характер человека и его готовность меняться. Некоторым довольно сложно сменить род деятельности и начать выполнять нехарактерную для него работу.

Помощь в выборе профессии

Что такое профессия, изучают психологи. Именно они могут помочь сделать трудный выбор. На основании данных об интересах человека и его личных качествах делается подборка наиболее подходящих для него профессий.

Психологические тесты для определения профессии можно пройти не только в кабинете психолога. Множество таких тестов находятся в свободном доступе в сети. Но отдавать предпочтение стоит все-таки профессионалу. Ведь психолог делает выводы не только по результатам теста, но и по поведению человека, его манере общения.

Например, для некоторых профессий большое значение имеет коммуникабельность человека. Психолог оценивает готовность человека к новым знакомствам и то, насколько легко он находит общий язык с чужими людьми. Важно и умение доступно донести до людей ту или иную информацию.

Приобретение профессии

Что такое профессия и что она может дать человеку?

В первую очередь, возможность самореализоваться. Получение профессии состоит из нескольких этапов. Сначала нужно определиться с будущей специальностью, потом получить соответствующее образование и, наконец, приобрести навыки работы по специальности. Все перечисленное становится трудно реализовать, если не знать, что такое профессия. Определение будущего занятия становится главной задачей выпускников школы.

Некоторые должности не требуют получения специального образования. Но опыт работы и наличие определенных навыков приветствуются в любой организации. Именно получение опыта делает человека профессионалом в своей сфере и дает наиболее детальное представление о том, что такое профессия.

Приобретение профессии может заключаться не только в получении образования. Некоторые профессии его не требуют. Например, в торговой сфере наличие диплома редко имеет значение, но приятная манера общения, опрятная внешность и навыки продаж незаменимы во всех сферах торговли.

Что такое смежная профессия?

Понятие смежной профессии часто путают с повышением квалификации. На самом деле это разные вещи. При прохождении курсов повышения квалификации работник приобретает новые знания по своей специальности и в итоге может выполнять более сложную работу.

Приобретение смежной профессии состоит в прохождении определенных курсов, обычно краткосрочных, которые дают возможность расширить свои трудовые навыки и выполнять работу на другой должности. Что такое профессия смежного характера, проще понять, рассмотрев примеры.

Если человек освоил строительную профессию и работает на должности штукатура, то прохождение курсов маляра позволит ему выполнять дополнительные функции. Получение смежных профессий делает работника более ценным кадром для организации, так как в случае необходимости он может заменить другого сотрудника.

www.syl.ru