Профессия человек техника список – Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Ельская районная гимназия
Профессии типа: «Человек-техника» | Про профессии.ру
Тип профессии «человек-техника», ориентирован на создание, применение и обслуживание разных технических механизмов и конструкций. Человек применяет технику для ускорения и облегчения своей трудовой деятельности.
Все, что окружает человек, называется «ресурс». Ресурсы разделяются на энергетические и природные.
К природным ресурсам относится цветные, черные, полудрагоценные и драгоценные металлы, нефть, животный и растительный мир и многое другое. Энергетические ресурсы — это уже переработанные природные ресурсы, с помощью которых человек получает энергию. Энергия может быть получена с помощью солнца, воды, ветра (атомные и гидроэлектростанции).
Чтобы перерабатывать и добывать такие ресурсы, круглый год трудятся миллионы людей различных специальностей. Главными представителями профессии типа «человек-техника» в этой сфере — инженеры -конструкторы, геологи , шахтеры, энергетики, лесорубы и многие другие.Зарплата инженера.
Для производства нужно создавать условия, это, прежде всего строительство. Но строительство — это не только возведение жилых комплексов, но и транспортных магистралей, производственных помещений, прокладка линий электропередач. Все это осуществляют — арматурщик, монтажник железобетонных конструкций, бетонщик, каменщик, газосварщик и другие.
У производства должны быть вспомогательные ресурсы – техника, инструменты и оборудование. Техника для производства может отличаться по размерам, по уровню автоматизации и по сложности. Разрабатывают и проектируют новые станки, и производственные линии и механизмы — инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, изготавливают — токари, слесари, фрезеровщики, а контролируют — техники.
Лидирует среди техники — транспорт. Сюда относится вся техника, предназначенная для перевозки людей и транспортировки грузов (автомобили и метро, железная дорога, самолеты и др.), военная техника (танки, подводные лодки и др.) и др. Главными представителями этой сферы — водители , летчики и машинисты, а также специалисты по ремонту транспортных средств. Как стать таксистом.
Нужно вспомнить о технике, которая облегчает людям быт, пошив одежды, производство продуктов питания, изготовление видео-, аудио-, бытовой техники, технических приспособлений, компьютеров и все, без чего не может обойтись на сегодня ни один современный человек. Эта сфера представляет наибольшее число специальностей, напрямую связанных с техникой, так и сопутствующих, например архитекторов, дизайнеров , программистов.
Профессии типа «человек-техника» можно освоить в учебных заведениях разного уровня образования. В высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях) выпускают инженеров различного профиля, а в колледжах, училищах — техников. Рабочие специальности можно получить в ПТУ.
Отдавая предпочтение техническим специальностям, нужно помнить об особенностях характера человека, таких, как развитое конкретное и пространственное и мышление, способность к абстрагированию, аккуратность и точность, мелкая моторика и хорошее зрение.
Еще к профессиям типа человек-техника могут относиться:
- Профессии, связанные с газом
- Профессии, связанные с горами
- Профессии, связанные с землей
- Профессии, связанные с физикой
- Профессии, связанные с металлом
- Профессии, связанные с математикой
- Профессии, связанные с информатикой
- Профессии, связанные с компьютерами
- Профессии, связанные с наукой
- Профессии, связанные с машинами
- Где учиться на машиниста
- Как стать дальнобойщиком
- Как стать гонщиком
- Как стать водителем
- Работа механизатором
Профессиональные качества для разных типов профессий
Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности работающего.
Профессии типа «человек-техника».
Примеры профессий: инженер-технолог, электрик, слесарь, монтажник, столяр-плотник, швея, электрогазосварщик, водитель автомобиля, машинист бульдозера, штукатур-маляр.
Требуется точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, ответственность, практическое мышление, техническая фантазия. Высокие требования предъявляются к зрению, слуху, мышечной чувствительности, вниманию, к самым разнообразным видам памяти.
Профессии типа «человек-человек».
Примеры профессий: тренер, адвокат, психолог, преподаватель, медсестра, официант, продавец, менеджер, социальный работник, рекламный агент, консультант.
Необходима специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства. Важны личные качества: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми, терпение.
Профессии типа «человек-природа».
Примеры профессий: агроном, зоотехник, ветеринарный врач, эколог, геолог, кинолог, озеленитель, метеоролог, учитель химии, биологии, географии.
Важным качеством является любовь к природе, связанная с познанием законов природы и применением их. Необходимо обладать дальновидностью, быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходиться держать в уме. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.
Профессии типа «человек-знаковая система».
Примеры профессий: корректор, переводчик, программист, диспетчер, библиотекарь, бухгалтер, экономист, юрист, архитектор, архивариус, банковский служащий.
Специалисту, который работает со знаками важно уметь, с одной стороны, отвлекаться от реальных свойств предметов, обозначенных знаками (развитое абстрактное мышление), а с другой – представлять и воспринимать характеристики, стоящие за знаками (развитое воссоздающие воображение), также необходимы такие качества, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.
Примеры профессий: актер, художник-оформитель, визажист, писатель, композитор, фотограф, руководитель художественного коллектива, парикмахер, дизайнер.
Требуется наличие способностей к искусствам, творческое воображение, образное мышление, и, конечно, трудолюбие. Работник искусства должен быть целеустремленным, иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда.
www.cezan.ru
«предмет труда»: человек человек, человек техника
«предмет труда»: человек человек, человек техника — страница №1/1
Первые пять групп суждений в тесте характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:
-
человек — человек, -
человек — техника, -
человек — знаковая система, -
человек — художественный образ, -
человек — природа.
Последние две группы суждений в тесте, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:
А) исполнительские,
Б) творческие.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,
Наиболее удачный случай, когда склонности лежат в той же группе профессий, что и способности. Это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
Профессиональные склонности — стремление человека заниматься теми или иными видами профессиональной деятельности.
Однако не всегда нам нравятся именно те виды деятельности,
Не существует правил, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии — склонностям или способностям. Тем более что в ходе жизни они часто сближаются. Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но также верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.
Если ваши профессиональные склонности не совпадают с вашей оценкой профессиональных способностей, то рекомендуется выяснить, каковы же ваши способности на самом деле.
Надеемся, что экспресс тесты, предлагаемые в этой книге, помогут Вам лучше узнать ваши профессионально-важные качества.
Человек — Природа
Люди этого типа профессии любят природу.
Предметом труда являются растения, животные, микроорганизмы и условия их среды обитания. Они создают условия для размножения и развития живых организмов в нужном для человека направлении.
Условия труда очень нестандартны и изменчивы. Поэтому важна способность или умение подмечать самые незначительные изменения в среде обитания животных и растений. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в их поведении и делать это своевременно, т.к. возможны необратимые изменения -заболевания, гибель, поражения.
Человек, работающий в этом типе, должен иметь необходимый кругозор в общих основах растениеводства, животноводства, микробиологии, химии и др. Требования к двигательной активности в разных видах труда представителей этого типа профессий разнообразны — от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами. Ё некоторых случаях требуются бережные движения (с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых- многократно повторяющиеся ручные усилия (при высадке растений, уборке урожая), иногда значительные физические нагрузки.
Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важны образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологическими объектами.
Бережность и аккуратность в отношении к живым организмам -непременное личное качество профессионала. При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом развития.
Противопоказаниями к работе часто оказываются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живой природе.
Человек-Техника
Люди этого типа любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям — свет, тепло, облегчает жизнь.
Представители профессий рассматриваемого типа умеют производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, ви-1ов энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности. Они создают и поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный.
В данном типе используются различные способности, которые понадобятся в той или иной профессии. В одних случаях требуется тонкое зрительное различие свойств материала или обстановки труда (сборщик электронных приборов, ткачиха), в других — надо на слух оценить работу оборудования (наладчик оборудования, мастер-диагност), в третьих — обоняние и вкус ориентируют человека (технология приготовления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов.
Для специалистов этого типа важно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек, читая их, быстро понимает суть, целое и детали. Проектирование техники требует хорошего развития пространственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.
Также необходим кругозор в области естественнонаучного знания и прежде всего по физике, химии, математике. Важно знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. А также знать многие строгие правила по эксплуатации техники, условиям безопасного труда и выполнять их.
Среди требований к двигательной активности необходимо указать такие, как точность и быстрота движений. Хорошая координация и обдуманность движений. Наличие различных двигательных навыков, ручная умелость.
Человек должен уметь сосредотачивать, переключать и распределять внимание. Как правило высокие требования к глазомеру, слуху, обонянию, мышечной чувствительности.
При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений.
Во многих профессиях этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых видах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин.
Человек — Человек
Представители профессий данного типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей, учить и воспитывать детей разных возрастов, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей населения.
Деятельность людей данного типа связана прежде всего с общением. Поэтому у них должна быть хорошо поставлена и развита речь, как письменная, так и устная. Требования предъявляются к четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, ясности и понятности содержания высказываний. У них должно быть развито умение слушать других людей (не перебивая), понимать внутренний мир людей, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении. Также немаловажен для людей этого типа профессий внешний облик.
Важны наблюдательность по отношению к человеку, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь людям, терпение.
Профессии данного типа требуют творческого склада ума, способности ясно представлять варианты возможных последствий действий людей.
Профессионал данного типа- будь то учитель, врач или инспектор милиции — должен иметь немалый кругозор в области гуманитарных знаний. Очень кстати оказывается здесь жизненный опыт, и основанное на нем, понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми ему приходится иметь дело.
Противопоказаниями к данному типу профессий являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, излишняя медлительность, равнодушие к людям.
Человек — Знаковая система
Деятельность людей данного типа профессий связана с информационным обеспечением, печатными источниками, цифровым материалом, контролем качества продукции, созданием документации, иностранными алфавитами, построением математических и химических формул, разработкой схем, маршрутов, законодательством и др.
Представители этого типа должны хорошо уметь ориентироваться и разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах. Они создают и перерабатывают таблицы, схемы, чертежи, тексты, формулы, перечни и каталоги каких-либо объектов.
Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть множество документов, следить за их происхождением, правильно их хранить и направлять нужным лицам. Программист, осмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает последовательную систему команд для машины, которая может привести к решению этой задачи.
Для человека важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук (программист, оператор, наборщик), красивый и разборчивый подчерк (библиограф, секретарь, паспортистка).
Необходима систематичность в работе, аккуратность, хорошее сосредоточение внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словено-логическую информацию больших объемов. Также важны аналитическое мышление и критичность восприятия, усидчивость, настойчивость, терпение. Важна умственная работоспособность. Физически же этот труд чаще всего нетяжелый.
Человек — Художественный образ
Представители этого типа профессий умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образа, а также оценивать и анализировать это воплощение.
Профессии связаны, как правило, с гармонией цветового решения (картины, архитектура, декорации, оформление чего-либо), художественными стилями, эстетикой, музыкальным звучанием и отклонением от темпа и пр.
Таким людям требуется нестандартное мышление, творческий подход, способность непредвзято видеть события, развитое эстетическое чувство. Важно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства. Важен художественный такт — уважительное отношение к произведению искусства.
Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служению общественным идеалам.
Особенности творчества представителей этого типа профессий состоит в том, что они — новаторы по своей сути. Особенно ценится неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.
Очень важными качествами являются непредубежденность, раскованность художественной мысли, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.
Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только в том случае, если человек в совершенстве овладел навыками и приемами кропотливого труда (музыкант, художник, актер, певец).
Люди этого типа должны быть усидчивыми, терпеливыми, способными к многократной переделке сделанного. К трудностям данного типа профессий относят длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств, опорно-двигательному аппарату, немалые нервные нагрузки.
Классификация профессий по предмету труда
Тип профессии | Предмет труда | Примеры профессий | Психологические качества |
«Человек — природа»(П) | Различные живые организмы, биологические процессы | Микробиолог, агрохимик, геолог, животновод, агроном, зоотехник, ветеринар, врач, лесовод, озеленитель лесник, садовод, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа. | Наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к наблюдению, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта |
«Человек — техника» (Т) | Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии | Слесарь, токарь, инженер-конструктор, оператор котельной, машинист, швея, сварщик, каменщик, маляр, механик, монтажник, плотник, штукатур, электрогазосварщик, электромонтёр водитель, летчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтер, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик микросхем, инженер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по переработке пищевых продуктов. | Развитие наглядно-образного мышления, пространственного воображения, техническая осведомлённость и сообразительность, развитие двигательных навыков, склонность к практическому труду |
«Человек — человек» (Ч) | Люди, группы, коллективы | Врач, медсестра, воспитатель, гувернер, учитель, тренер, официант, продавец, проводник, секретарь, следователь, милиционер, социальный работник, массажист, парикмахер экономист, инженер, бухгалтер, чертежник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, контролер-кассир. | Коммуникативные и организаторские способности, эмоциональная устойчивость, тактичность, выдержка, доброжелатель ость, речевые способности |
«Человек — знак» (3) | Условные знаки, цифры, коды формулы,, естественные или искусственные языки | Корректор, кассир, секретарь машинистка, оператор ЭВМ, переводчик, библиотекарь, наборщик, программист, бухгалтер, экономист, ревизор, статистик, чертежник, телефо- | Способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости |
«Человек — художественный образ» (X)- | Произведения литературы, искусства | Дизайнер, художник, журналист, модельер, закройщик, копировщик, актер, ювелир, музыкант, архитектор, диктор, парикмахер, кондитер, фотограф, маляр, реставратор декоратор, цветовод композитор, артист, писатель, режиссер, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальщица,. | Развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, склонность к творчеству, развитость речи |
umotnas.ru
список, сферы деятельности и особенности :: SYL.ru
Выбрать профессию не так просто, как кажется. Для того чтобы граждане могли упростить себе поиск подходящей работы, была создана специальная классификация. Она была изобретена профессором-психологом, Евгением Александровичем Климовым. Согласно данной классификации, весь труд делится на 5 видов. Например, есть вариант «человек-природа». Называется он так потому, что работник будет взаимодействовать с природой при выполнении своих должностных обязанностей. Аналогичным образом имеют место профессии «человек-человек». Именно им придется уделить отдельное внимание. Что это за труд такой? Какие особенности он имеет? Обо всем этом будет рассказано далее.
Кратко о главном
Как уже было сказано, изучаемая классификация профессий позволяет определить предмет труда, с которым будет взаимодействовать работник. Если речь идет о варианте «человек-человек», то, как не трудно догадаться, придется постоянно контактировать с другими людьми.
Подобные профессии, как правило, связаны или с обучением, или с управлением компаниями/проектами, или с работой в торговых и медицинских коллективах. Если точнее, то все профессии «человек-человек» подразумевают постоянное общение людей друг с другом. Постоянная коммуникация — вот то, что является основой труда в изучаемой сфере. У работника изначально должен быть определенный «багаж» навыков и умений, чтобы добиться определенных успехов.
Отсюда следует, что деятельность человека профессии «человек-человек» — это работа, которая подойдет далеко не всем. К примеру, мизантропам или социопатам вряд ли подойдет подобного рода труд. А вот люди, которые любят общаться, с радостью согласятся на профессии в изучаемой области.
Об особенностях
Дело все в том, что конкретные типы работ, относящихся к изучаемому классу, имеют нечто общее. Речь идет о задачах. Ведь сами по себе профессии типа «человек-человек» разнообразны, они не похожи между собой. Например, нельзя найти ничего общего между полицейским, продавцом и врачом. Разве что задачу — взаимодействие с другими людьми. С пострадвшими, покупателями, пациентами и так далее.
Второй особенностью является наличие фактически двойного образования. Работник, который будет трудиться в данной сфере, должен иметь познания в области психологии, а также в своей специализации. Например, в медицине или менеджменте. Ведь без навыков психологии нельзя успешно продать товар, вылечить пациента или вообще руководить людьми. Этот факт должен учесть каждый гражданин. Подобные требования обязательны во всех профессиях изучаемого типа.
Требования к работникам
Существуют особые запросы к людям, планирующим работать с обществом. О них можно без особого труда догадаться. Профессии, связанные с людьми, как правило, подразумевают наличие таких умений и черт характера, как:
- коммуникативные навыки;
- дружелюбность;
- доброжелательность;
- стрессоустойчивость;
- умение слушать окружающих;
- отзывчивость;
- склонность к эмпатии;
- толерантность;
- навыки разрешения конфликтов.
На всем этом перечень запросов не заканчивается. Но все перечисленные черты крайне важны для успешного труда. В противном случае профессии «человек-человек» не принесут успеха. Иными словами, только общительным и открытым людям удастся добиться определенных высот в построении карьеры в изучаемой области.
Что такое коммуникативные навыки?
Некоторые интересуются, что входит в понятие «коммуникативные навыки», необходимые для профессии класса «человек-человек». На самом деле ничего трудного в понимании этой особенности нет. Тем не менее не всем понятно, что такое навыки коммуникации.
На сегодняшний день под данным термином принято подразумевать:
- умение красиво и правильно разговаривать;
- навыки в правильном написании предложений;
- умение слушать, слышать и выслушивать;
- сопереживание и понимание к собеседнику;
- навыки донесения своей позиции;
- наблюдательность и изобретательность;
- умение понимания психологии.
Конечно же, работники изучаемой сферы должны также уметь анализировать происходящее. Не лишним будет научиться наблюдать за поведением тех или иных людей. Все это поможет достичь определенного прогресса в выбранной профессии.
О подгруппах
На сегодняшний день в изучаемой сфере можно выделить 3 отдельные ветки. Это подгруппы профессии изучаемой области. Выделяют следующие типы работ: образовательные, обслуживающие и защитные.
Как не трудно догадаться, к образовательным можно отнести разнообразных учителей, педагогов и репетиторов. Сюда же включают тренеров, ведущих кружков и секций, воспитателей.
Профессии из подгруппы под названием «защитная» — это инспекторы, юристы, военные, полицейские.
А вот обслуживающая подгруппа — это область, которую можно разделить на еще несколько частей. Обслуживание бывает: информационным, бытовым, медицинским, торговым, информационно-художественным. Соответственно, деятельность гражданина будет разной. Можно отнести сюда следующие должности: продавцы, гиды, библиотекари, врачи. Это далеко не полный перечень людей, относящихся к подгруппе под названием «обслуживающая». Можно дополнить их фармацевтами, медсестрами, парикмахерами, косметологами, вахтерами, официантами, мастерами маникюра и так далее.
Кто еще относится к типу «человек-человек»?
Многие граждане задумываются над тем, кого еще относят к работе в сфере «человек-человек». Ведь перечисленные профессии — это не исключающий перечень. На самом деле большинство профессий можно отнести к области «человек-человек». Из года в год перечень работ пополняется новыми вакансиями и должностями.
Например, стоит выделить такие профессии класса «человек-человек», как:
- промоутеры;
- стюардессы;
- кассиры;
- страховые агенты;
- социальные работники;
- работники налоговых служб;
- психологи;
- политологи;
- бармены;
- операторы в call-центрах;
- менеджеры.
Отсюда следует, что в основном люди работают друг с другом. Теперь понятно, какие есть профессии из области «человек-человек». Перечень работ, как уже было сказано, постоянно пополняется. Чтобы добиться успеха в изучаемой сфере, у граждан должны быть определенные навыки. О них тоже отныне известно.
www.syl.ru
Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Ельская районная гимназия
Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен. Значит, строго говоря, нет и подлинной работы.
Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;
б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.
Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же, должен себе ясно представлять.
Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей.
В области профессий типа «Человек — человек» выделим несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами.
2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой.
3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей.
4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей.
5. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами.
6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей.
«Человек — техника». В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.
Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса общается с людьми в ходе работы, оператор или слесарь могут что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, скажем, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но, все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — область технических объектов и их свойств. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — по обработке металла.
Профессий типа «Человек — техника» так много, что нам придется выделить несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород.
2. Профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
3. Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования.
4. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств.
5. Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций.
6. Профессии по сборке, монтажу электрорадиооборудования, приборов, аппаратов.
7. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов.
8. Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими.
9. Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники ожидается и требуется от человека высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина везде, конечно, нужна. Но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.
«Человек — природа». При этом мы имеем в виду именно живую природу, ориентироваться в которой помогают биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология). Труд человека в области профессий типа «Человек — природа» направлен только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится заниматься и вопросами учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике). Например, есть цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но, все же, главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.
Сходным образом обстоит дело и с животноводческими профессиями. Животноводство в наши дни все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то беда животноводству.
Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главным является интерес к явлениям живой жизни. А техника — средство, но не основной предмет труда.
При выборе профессии типа «Человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска на природу, ребята едут в пионерские лагеря и т. д. Но это все не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «Человек — природа». Тебе очень важно разобраться, как именно ты любишь природу: как мастерскую, в которой ты собираешься отдавать все силы производству той или иной продукции, или, может быть, тебе просто нравится погулять в лесу, подышать, поваляться на лужайке? Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом общественно полезном труде.
Если ты собираешься основательно подумать о выборе профессии типа «Человек — природа», важно учесть также следующее. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они изменяются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут) без всяких выходных. Работнику нужно не просто очень многое «держать в уме», но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.
От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны такие качества как, заботливость и дальновидность. Ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
«Человек — знак» (или «Человек — знаковая система»). Пробой сил для тебя в этой области в прошлом могло быть выполнение письменных работ по разным предметам, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем. Еще Н. В. Гоголь в свое время подметил, что можно иметь склонность в такой особой реальности, как буквы, знаки. Его герой занимается важным для того времени делом — переписывает деловые бумаги (пишущих машинок тогда не было): «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,— нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».
Да, можно любить знаки, знаковые системы. И это ничуть не хуже и не менее важно, чем любить машины или, скажем, растительные культуры как предметы труда. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации, культуры. Значит, нужны и соответствующие специалисты.
Профессии типа «Человек — знак» настолько разнообразны, что пора поговорить об их разновидностях, подтипах.
1. Профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов (на родном или иностранном языке), делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование.
2. Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения.
3. Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов.
В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым предметом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т. д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности погружаться мысленно в мир, казалось бы сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с другими реальностями, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности творчества.
Ты чаще выбираешь профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Это специальности, профессии типа «Человек — художественный образ».
Всю область профессий типа «Человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.
В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.
Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достигнуть, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний отталкивает от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен видеть причины эти в действиях других людей («помешали», «не дают мне ходу», «завидуют», «тормозят» и т. п.). Остерегись оказаться в таком положении.
gimn-elsk.schools.by
Профессии, связанные с техникой | Про профессии.ру
Профессиональная направленность у каждого человека обычно проявляется с самого действа и становится заметна по некоторым привычкам и предпочтениям. Например, если в юном возрасте нравится читать разнообразные книги, связанные с техникой, складывать неизвестные приборы из подручных материалов, а позже – часам смотреть разные научно-популярные фильмы и передачи о технических инструментах, материалах и новинках конструирования, то налицо природная склонность к техническим профессиям.
Широкие возможности проявления своих талантов в технической сфере
Выбирая себе будущую специальность, важно четко понимать, что область технических интересов необычайно широка, и она не ограничивается лишь компьютерами. Работать по технической специальности можно в самых разнообразных сферах, основные из них представлены ниже:
- Авиационная и космическая техника;
- Металлургия, машиностроение и металлообработка;
- Морская техника;
- Строительная техника и ее использование;
- Автоматизация систем и техническое управление;
- Сельскохозяйственная, агропромышленная техника;
- Физика и кибернетика;
- Энергетика;
- Медтехника и многое другое.
Самые популярные и высокооплачиваемые профессии, связанные с техникой
Профессий, которые связанные с техникой, существует огромное множество, поэтому человек, имеющий склонность и пристрастие к такой сфере деятельности, может сам выбирать себе специальность. И все же существует несколько рекомендаций, которые помогут выбрать профессию, с которой потом будет легко устроиться на работу, открыть собственное дело и стать по-настоящему состоятельным человеком.
По иронии судьбы, чем меньшей по размеру является техника, с которой ведется работа, тем больше денег за такую работу получает специалист, выполняющий ее. Таким образом, великолепную зарплату обычно получают нано-кибернетики , специалисты атомной физики и создатели медицинской техники и приборов.
Неплохо могут устроиться специалисты по аудио и видеооборудованию, а также те, чья профессия будет связана с автоматизацией систем управления, разработкой видеорегистраторов, систем безопасности и т.д. А вот получать профессию «конструктор машин и оборудования», либо что-либо подобное, почти нет смысла, найти работу по специальности будет непросто.
Возможно Вас заинтересуют:
www.proprof.ru
Человек-техника
Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.
Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:
- — Точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие.
- — Хорошая координация движений.
- — Развитое техническое и творческое мышление и воображение.
- — Умение переключать и концентрировать внимание.
- — Наблюдательность.
С начала ХХ века, по мере нарастания масштабов эксплуатации автотранспорта, потребовались специалисты по поддержанию работоспособности автомобилей и обслуживанию различных технический узлов и систем. Уже к середине прошлого века профессия вошла в число самых распространенных (вот один из примеров появления новой профессии в течение нескольких десятков лет).
Количество и разнообразие автотранспорта в наши дни в России продолжает стремительно возрастать. Крылатое изречение о том, что автомобиль отныне не является роскошью, а всего лишь средство передвижения, приобретает реальные подтверждения (хотя все зависит от класса и марки авто).
В свете данных тенденций повальной автомобилизации, одной из наиболее перспективных профессий с точки зрения обретения стабильного дохода становится специальность автомеханика.
Эта специальность в учебных заведениях России в наши дни пользуется большой популярностью среди юношей…
Автомеханик — квалифицированный специалист, в обязанности которого входит исполнение функций по обслуживанию и ремонту различных видов транспорта (в зависимости от профиля подготовки и квалификации), а также поддержание рабочего технического состояния подвижного состава и действия по профилактике поломок.
По мере усложнения конструкции автомобилей потребовались узко специализированные профессионалы разных направлений — автоэлектрики, автомаляры, вулканизаторщики, кузовщики-автожестянщики, механики-диагносты и др… Но именно автомеханик остается ключевой фигурой в деле обеспечения качественной и долгосрочной работы автотранспорта.
Профессия относится к формату «реалистичный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
- — логическое мышление
- — техническое мышление
- — наблюдательность
- — аккуратность
- — выносливость
- — ответственность
- — хорошая ручная моторика
- — хорошая память
- — хорошая концентрация внимания
Близкие по содержанию профессии:
- — автоэлектрик
- — автоэксперт
- — авиамеханик
- — наладчик оборудования
В профессиональную сферу деятельности автомехаников входят такие направления, как разборка, ремонт, сборка транспортных средств разных типов; установка, регулировка, замена агрегатов и узлов автотранспорта; техническое обслуживание узлов, агрегатов, систем на транспорте; диагностика, дефектовка, замена расходных материалов автотранспортных средств и др….
Доминирующими видами деятельности в работе автомеханика наиболее часто являются визуальный осмотр технического состояния транспортного средства и отдельных его узлов, систем; диагностика с помощью специализированного оборудования; профилактическое и сервисное обслуживание; текущий или капитальный ремонт с разборкой и сборкой узлов транспортного средства; регулировка, настройка, замена расходных материалов и прочее….
К профессиональным рискам относятся опасность травм и переломов конечностей, травм органов зрения, порезы и ушибы, а также травмы в связи с поднятием тяжестей. Кроме того отрицательно влияют на здоровье шум, вибрация, а также выхлопные газы.
По медицинским показаниям профессия не рекомендуется гражданам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, с пониженным зрением, нарушениями слуха, а при аллергии на некоторые химикаты.
В. Беистов
В наши дни в России среди основных трендов в сфере образования — своеобразный разворот в сторону подготовки кадров производственных, инженерных и высокотехнологичных направлений… Этого требуют реалии развития мировой экономики и тенденции формирования запросов рынка труда.
В начале данного материала, рассказывающего о такой профессии, как инженер, приведем несколько фактов из истории появления и развития данного вида профессиональной деятельности.
Первые из дошедших до нас свидетельств существования инженерной мысли восходят ко временам Древнего Египта и иных древних цивилизаций… Уже тогда сообщества людей осваивали строительство сложных коммуникационных сооружений (городской водопровод, протяженные мощенные дороги, городская канализация и прочее)… В средние века человечество подошло к этапу изобретения и воплощения сложных технических устройств, изощренных с инженерной точки зрения видов оружия, позже наступил этап появления новых видов транспорта и первых промышленных предприятий…
Профессия относится к формату «реалистичный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
- — логическое мышление
- — математические способности
- — терпеливость и методичность
- — наглядно-образное мышление
- — аккуратность и усидчивость
- — технические способности
- — пространственное воображение
- — способность анализировать и сопоставлять множество фактов
- — развитый глазомер
- — наблюдательность
- — хорошая память
Близкие по содержанию профессии:
- — авиамеханик
- — наладчик оборудования
- — электрик
- — чертежник
- — механик
- — изобретатель
Среди основных видов деятельности инженера разработка планов проведения технических работ, формирование технических заданий и технических отчетов, проектирование различных механизмов и систем, контроль за их изготовлением, расчет необходимых параметров и величин, настройка и регулировка сложной аппаратуры, участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов, оформление научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и многое другое.
Специалисты инженерного дела трудятся сегодня в самых разных сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.
В. Беистов
Инженерное направление подразделяется на несколько отдельных профессий, в зависимости от квалификации специалиста. Среди них выделяется профессия инженера по автоматизации оборудования и механизации производств разной сложности.
В век автоматизации и механизации актуальным становится техническое профобразование. Представители профессии Инженера по автоматизации и механизации производственных процессов являются достаточно востребованными на рынке труда.
Данная профессия относится к формату «реалистичный» и к типу “ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА” и активно распространена в технических вузах и на приборостроительных факультетах крупных университетов страны…
В обязанности представителей данной профессии может входить анализ установленного на производстве оборудования, выбор подходящей схемы автоматизации, мониторинг типов микроконтроллеров у поставщиков, проектирование и составление технического задания, непосредственный монтаж микроконтроллеров на оборудование, последующие настройка и периодическое обслуживание…
Специалисты высокого уровня с многолетним опытом работы по специальности и регулярным повышением квалификации способны выполнить любую из перечисленных функций, а молодые сотрудники часто специализируются на чем-то конкретном….
Профессия относится к формату «реалистичный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
- — логическое мышление
- — технические способности
- — математические способности
- — терпеливость и методичность
- — наглядно-образное мышление
- — аккуратность и усидчивость
- — способность анализировать и сопоставлять множество фактов
- — развитый глазомер
- — наблюдательность
- — хорошая память
Близкие по содержанию профессии:
- — наладчик оборудования
- — электрик
- — чертежник
- — механик
Профессиональная деятельность должна проходить в соответствии с правилами эксплуатации механизмов, инженер должен знать технологию производства продукции предприятия, требования разработок и патентных исследований. С этими знаниями инженер подготавливает и оформляет техническую документацию.
Ключевым элементом в процессе автоматизации оборудования является микроконтроллер, этот своеобразный “мини-ПК” устанавливается на станки, краны, конвейерные линии с целью автоматической их работы. Марок и моделей микроконтроллеров представлено десятки.
В нашей стране еще весьма большой фронт работы по автоматизации и модернизации оборудования самых разных производств…
В. Беистов
Происхождение названия данной профессии весьма поэтично, так как берет начало от древнегреческого термина eleкtron (в переводе — янтарь). Конечно профессия электрика появилась много веков позже — только с началом эпохи распространения электричества. Годы спустя после появления самой профессии появились узкие специализации — электромонтажник, электротехник, электромеханик, электромонтер и др….
Сегодня почти ни один житель развитых стран не мыслит и дня без электричества из-за обилия окружающих его технических устройств, искусственного освещения и т. д. Соответственно, и специалисты-электрики востребованы рынком труда.
Профессия относится к формату «реалистичный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
- — внимательность
- — осторожность
- — хорошая реакция
- — техническое мышление
- — аккуратность и тщательность
- — ответственность
- — хорошая координация
- — логическое мышление
Близкие по содержанию профессии:
- — автоэлектрик
- — инженер по автотехнике
- — сборщик электронной техники
В круг обязанностей электрика, в зависимости от специализации, могут входить такие направления профессиональной деятельности, как подключение электрооборудования; прокладывание кабелей силового питания и проводки; составление планов прокладывания кабелей; монтаж вторичных электроцепей; профилактический и текущий ремонт электрооборудования и др….
А. Мартин
СКОРО! обзор таких профессий, как ВОДИТЕЛЬ, НАЛАДЧИК ОБОРУДОВАНИЯ, МОНТАЖНИК, ПЛОТНИК, СВАРЩИК….
kpuchel.ru