Профессиональные и деловые качества педагога – Деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности

Содержание

40. Профессиональные качества педагога

Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.

41. Формула профессионального потенциала педагога

Профессиональный потенциал педагога (ППП) — комплекс, целостная система учительского мастерства, преимущество которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя. Профессиональный потенциал — главная характеристика педагога.

Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств.

42. Характеристика «идеального педагога»

Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Идеальный педагог должен быть:

1) специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; любить дело и учащихся; верить в человека; обладать педагогическими способностями, общей эрудицией, терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, организаторскими умениями, общительностью и умением слушать;

2) работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком; быть преданным делу; уметь работать в коллективе и желать трудиться; обладать настойчивостью, дисциплинированностью, ответственностью, активностью; ориентироваться в производственных ситуациях; уметь распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;

3) человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.

studfiles.net

Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель :: SYL.ru

Учитель — это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность — это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие «педагог начальной школы» стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.

Ведущие способности в педагогической деятельности

Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:

  • коммуникативность — человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними;
  • эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция;
  • учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения;
  • должен быть эмоционально устойчив;
  • оптимизм;
  • творческий подход к работе.

Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.

Взаимодействие педагогов и учащихся

Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.

Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.

На уроках учитель должен использовать различные методы работы:

  • лекции;
  • выступления с докладами;
  • семинары;
  • дебаты.

Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?

Авторитет учителя

Это характеристика отношения к педагогу, которая определяет его профессионально-личностное положение в обществе, принятие и признание его ведущей роли в образовательном процессе. Для того чтобы учитель пользовался уважением у учащихся, они должны видеть в нем не только того, кто передает им знания, но и наставника.

Педагог должен не только видеть возможный потенциал в каждом ученике, но и уметь критиковать, чтобы стимулировать своих подопечных и скорректировать их развитие и обучаемость. Также учитель не должен выделять никого из своих учащихся, в каждом ему надо видеть и уважать личность. Педагог должен поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках ответственность. Учитель является для детей справедливым наставником.

Отличия профессии педагога от других

Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. «Объект» деятельности учителя — это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель — это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом — это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

www.syl.ru

Профессионально значимые качества личности преподавателя — Мегаобучалка

Профессия педагога требует от личности не только глубокого знания со­держания и методики преподавания учебного предмета, но и наличия ряда профессионально значимых качеств. Сегодня существует достаточно много специальных профессиограмм, в которых определены качества личности, иг­рающие доминирующую роль в профессиональной деятельности педагога.

Современные профессиограммы должны включать не только педагогиче­ские, психологические, но и нравственно-этические качества личности педа­гога, что обусловлено массовой практикой педагогических дидактогений среди детской аудитории.

Анализ нравственных аспектов педагогической деятельности позволил ряду исследователей [26] выделить основные группы нравственно-педагогических качеств педагога:

• нравственный выбор и отношение учителя к своей профессии,

• нравственное отношение учителя к учащимся и к другим участникам пе­дагогического процесса,

• нравственное отношение учителя к социальной среде и общественной жизни.

Однако, с нашей точки зрения, более четкую и полную классификацию профессионально-значимых качеств личности педагога приводят те исследо­ватели, кто моральное поведение личности учитывает как главное звено в деятельности педагога.

Профессионально значимые качества личности педагога (классификация В.И. Журавлева [29])

1. Интеллектуальные параметры:

— владение устной и письменной речью,

— готовность к самосовершенствованию,

— самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора,

— хорошая память, эрудиция.

2.Мировоззренческая направленность:

— желание работать с детьми,

— любовь к профессии,

— честность, твердость,

— наличие профессиональной позиции,

— стремление отдавать себя детям.

3. Психотипологические качества:

— воля, твердость,

— наблюдательность,

— самообладание, саморегулирование,

— сдержанность, уравновешенность,

— смелость, стойкость,

— толерантность.

4. Экстравертивные качества:

— альтруизм, доброжелательность, коммуникативность,



— ласковость, милосердие, нежность,

— справедливость и уважение к ученику,

— эмпатийность.

Выделение таких качеств, как милосердие, понимание, нежность, уваже­ние к ученику и других, акцентирует внимание на сфере нравственных чувств педагога. Эмоциональная жизнедеятельность и культура нравствен­ных чувств педагога отражает его моральный уровень и является важнейшим средством воспитания. По своей психологической природе чувства являются устойчивыми условно-рефлекторными образованиями в сознании человека, составляющими основу его аффективно-волевых реакций в различных си­туациях.

Какими же качествами должен обладать хороший воспитатель? На этот вопрос пытались ответить и педагоги-практики, в деятельности которых до­минировало гуманистическое начало. Однако данные «качества» педагоги-гуманисты (Я. Корчак и др.) рассматривали уже не как постулаты, а как не­обходимые умения, показатели истинного мастерства педагога:

— умение быть заинтересованным в чувствах ребенка, его мнениях и вы­сказываниях,

— умение «наклоняться к ребенку и прислушиваться»,

— умение предоставлять ребенку относительную свободу, избавлять его от постоянной опеки,

— умение быть добрым и справедливым,

— умение не порицать детей,

— умение найти в каждом ребенке «изюминку» и раскрыть ее,

— умение доверять воспитаннику в самостоятельной организации его жизни,

— умение терпеливо ждать то время, когда раскроются способности ре­бенка,

— умение дарить детям нежность, доброту, любовь,

— умение поддержать слабого, замкнутого, неудачливого, отвергнутого всеми,

— умение пропустить чужую обиду через свое сердце,

— умение создать такие условия для ребенка, которые дадут ему возмож­ность стать лучше и тем самым доставить радость воспитателю.

С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и кри-

пе

терии педагогического профессионализма [109], овладение которыми может быть включено в обязательный комплекс профессионально-значимых ка­честв:

терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсут­ствие «репрессивной» реакции на детские шалости),

доброжелательность (тон, стиль речи, поведение),

чуткость (умение проводить опрос на уроке, не подавляя личность ученика, не «подлавливая» его на незнании),

уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с «трудными» воспитанниками),

утонченность (охрана детских чувств),

сострадание (эмпатия),

общечеловечностъ (любовь к каждому ученику).

Любая классификационная модель или профессиограмма идеальна и ста­тична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педаго­га проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что высоко ценит сам учитель в себе как профессионал.

Исследования в области профессионально-значимых качеств личности педагога в целом дают крайне полярные результаты [26, 67 и др.] С

позиции обучающихся (школьников, студентов) качественные характеристики рас­пределились следующим образом:

1) доброжелательность, справедливость, отзывчивость педагога,

2) глубокое знание предмета, профессионализм,

3) научная деятельность (научные публикации, ученые степени и др.)

С позиции самих педагогов главным показателем профессиональной дея­тельности учителя является его стремление к научной деятельности (участие в научно-практических конференциях, разработка новых учебных программ и т. п.), а нравственно-этические качества по шкале ранжирования занимают нижние позиции наряду с некоторыми другими показателями.

Таким образом, неудивительно, что педагог не всегда способен найти взаимопонимание с детской аудиторией и общаться с воспитанниками на равных.

Следует помнить, что педагога детская аудитория оценивает прежде все­го по моральным качествам [67]:

— доброта — 64,1% ,

— душевность — 51,8% ,

— справедливость в выставлении оценок — 41,2%,

— глубокое знание предмета — 40%,

— понимание учеников, способность расположить их к себе, проникнуть в их душу — 22,5%),

— ровное отношение ко всем — 22,5%,

— заботливость, умение радоваться успехам — 20%,

— честность, откровенность, правдивость — 18,1%,

— незлопамятность — 11,1%,

— отзывчивость, искренность — 11,1% ,

— умение хорошо объяснять материал — 10,5%,

— эрудиция — 9,9%,

— требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора — 7%,

— терпеливость, спокойствие, вежливость — 5,9%.

Ядром всех педагогических качеств, как отмечает В.А. Караковский, служит получение удовлетворения от заботы о других: «Доброта — яркая аль­труистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добро­творчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки забо­титься о людях и получать от этой заботы удовольствие».

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какие профессионально-значимые качества с точки зрения этики обще­ния необходимо проявить педагогу в следующих ситуациях:

1.Ученик намазал другому ученику стул клеем «Момент». Учащиеся смеялись. Пострадавший ученик плакал.

2.Ученик принес голубя в класс и выпустил во время урока. Урок сорван, дети прыгали от возбуждения и ловили голубя.

3.Ученик налил в надувной шар воды. Кинул в классе на уроке. Шар прыгал. Ученики смеялись.

4.Ученик пожаловался классному руководителю, что ему незаслуженно поставили двойку. Забыл дома тетрадь с домашним заданием, но утверждает, что домашнее задание полностью выполнил.

2. Кодекс профессиональной этики преподавателя

Проблема создания универсального кодекса нравственного поведения личности решалась на протяжении ряда веков. В общественном сознании нормы поведения формировались стихийно, что требовало создания некой «константы», отражающей основные нравственные требования, регулирую­щие общественные отношения в ту или иную эпоху. Большинство таких ко­дексов морали оставались долгое время идеальными моделями (ориентирами поведения). К числу нравственных кодексов можно отнести библейские за­коны Моисея, кодексы некоторых философов-просветителей (Жан Жак Рус­со). Однако создать универсальный моральный кодекс для всех жизненных обстоятельств было нереально.

КОДЕКС — законодательный акт, содержащий нормы права, относящиеся к какой-либо одной отрасли права (гражданский, уголовный кодексы). Тер­мин «кодекс» употребляется также иногда для обозначения вообще какого-либо свода правил поведения.

Кодекс профессиональной этики учителя преодолевает в какой-то степе­ни формальность внешних требований, вводя в свое содержание определен­ные принципы профессионального поведения педагога. Кодекс профессио­нальной этики учителя содержит систему основных нравственных требова-

ний, регулирующих взаимодействие педагога со всеми участниками воспита­тельно-образовательного процесса в школе.

Основными разделами кодексов профессиональной этики преподавателя являются следующие [109]:

1.Отношение преподавателя к своему труду.

2.Отношение преподавателя к учащемуся.

3.Отношение преподавателя к ученическому коллективу.

4.Отношение преподавателя к родителям учащихся.

5.Отношение преподавателя к своим коллегам.

6.Отношение преподавателя к педагогическому коллективу.

7.Отношение преподавателя к самому себе.

8.Отношение преподавателя к руководителю учебного заведения.

9.Отношение преподавателя к обществу.

10.Отношение руководителя учебного заведения к коллективу педагогов.

11.Отношение руководителя учебного заведения к своей деятельности.

12.Отношение руководителя учебного заведения к самому себе.

Каждый из представленных разделов включает не менее 15 раз­нообразных норм морального поведения. Данный кодекс является продуктом отвлеченного нравственного сознания, так как не опирается на развитую нравственно-эмоциональную культуру чувств каждого конкретного педагога, поэтому он является идеальной моделью. Для того чтобы кодекс был принят педагогом в качестве личной нормативной программы моральных действий, он должен быть создан лично каждым учителем на основе общих моральных принципов и сформированной нравственно-эмоциональной культуры уже в период вузовской подготовки к будущей педагогической профессии.

Именно личностный кодекс профессиональной этики учителя, состав­ленный на основе воспоминаний своего детства и школьных лет, которые яв­ляются одновременно и эмоциональными стимуляторами, и моральными ре­гуляторами, критериями поведения учителя по отношению к воспитанникам, позволит будущему педагогу понять нравственный мир ребенка.

Если проанализировать многочисленные индивидуальные про­фессиональные кодексы, которые составлялись педагогами и студентами на протяжении ряда лет, то можно выделить их общие черты и составить свод­ный универсальный профессиональный кодекс поведения педагога:

Педагог обязуется не:

— обижать ребенка,

— причинять вред ребенку,

— оскорблять ребенка и кричать на него,

— требовать непосильного от ребенка,

— унижать, относиться свысока к своему подопечному,

— игнорировать, замечать ребенка, отмахиваться от него,

— считать ребенка глупым, неисправимым, неспособным,

— смеяться над недостатками и критиковать неумение воспитанника,

— подавлять чувства воспитанника, игнорировать его настроение,

— читать постоянно нотации и срывать зло на ребенке,

— пугать ребенка и угрожать ему,

— упрекать в неудачах,

— наказывать, не разобравшись.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Предложите ряд нравственно-этических норм к разделам: «Отношение учителя к ученическому коллективу»; «Отношение учителя к родителям учащихся»; «Отношение учителя к самому себе», которые с Вашей точки зрения могли бы войти в кодекс профессиональной этики учителя.

2. Продолжите, по возможности, данный список.

Педагог в общении со своим подопечным стремится быть:

■ уважительным, терпеливым и понимающим,

■ заботливым, любящим, милосердным,

■ принимающим ребенка таким, каков он есть,

■ поддерживающим ребенка в трудную минуту,

■ сопереживающим, разделяющим настроение ребенка,

■ относящимся к ребенку как к равному (растущей личности),

■ тактичным, уважительно выслушивающим все «бредовые» идеи ребенка,

■ прощающим ошибки и неудачи ребенка,

■ умеющим шутить и улыбаться,

■ старающимся не использовать наказание как метод воспитания,

■ поддерживать самые скромные успехи детей,

■ понимающим детские интересы, помнящим свое детство.

3. Источники и программы формирования этики педагогического

профессионализма

Проблему воспитания педагога, который должен обладать высоким уров­нем нравственно-этической культуры, невозможно разрешить только с по­мощью теоретических курсов по общей педагогике и практических курсов по педагогическому мастерству и педагогической технике, так как задача нрав­ственной переориентации личности будущего учителя данными учебными дисциплинами не решается. А профессиональная подготовка будущих учите­лей как раз и приходится на возраст сложившихся каких-либо моральных норм, правил, стереотипов, которые ломать уже достаточно сложно, но порой необходимо, если они не отвечают требованиям нравственно-этической под­готовки современного педагога.

Решить задачу нравственной переориентации будущих учителей на уров­не сознательного понимания и постижения внутреннего мира воспитанника можно на основе методик, активизирующих возможности неосознаваемого канала восприятия (память, эмоциональные чувства и переживания, реакции на восприятие окружающей действительности в детстве и в школьные годы).

Педагогическая этика способствует формированию положительных нрав­ственных чувств у будущего учителя по отношению к воспитаннику. Воспи­тательный принцип опоры на положительное диктует необходимость подбо-

pa таких методик, где бы студент почувствовал свои положительные качест­ва. Однако период четкого определения и сознательного усвоения нравст­венных категорий относится к детскому возрасту, поэтому необходимо акти­визировать механизмы подсознательной памяти в процессе практических за­нятий.

Задачи нравственного перепрограммирования личности [109]:

— развить способность нравственного выбора на основе эмоциональной оценки: понимание добра и зла по отношению к детям,

— сформировать потребность взаимопомощи (помощь ребенку, практико-действенная помощь (система тренингов),

— воспитать привычку к чувству равенства в общении (уважение малень­кой растущей личности).

Возрастное развитие ребенка — это история его переживаний. Постичь мир детства возможно, лишь как бы заново прожив некоторые моменты сво­ей жизни. Это один из ключей понимания внутренних переживаний расту­щей личности. Вырастая, мы часто забываем мир детских грез и фантазий, мир радости и горя, страха, отчаяния и победы… Став взрослыми, мы часто боимся признаться в душе, что нас тоже в детстве мучили сомнения, что мы также шалили и были неоднократно наказаны. Но мы взрослые, педагоги и родители, порой реагируем на поведение ребенка с позиции строгой катего­ричности, требуя четкого и беспрекословного выполнения всех наших требо­ваний, не пытаясь понять ребенка и разделить с ним радость или поддержать его в моменты неудач, неуспеха, горькой обиды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Ниже приведен ряд впечатлений студентов о своих школьных годах. По­пытайтесь проникнуть в мир их детских переживаний, прокомментируйте поведение и реакцию учителя в сложившихся ситуациях. Попробуйте поста­вить себя на место ребенка этого возраста, как бы Вы отреагировали в по­добной ситуации; можно ли действиям и поведению учителя найти оправда­ние? Вспомните подобные случаи из своей школьной жизни.

«Эта история произошла со мной, когда я учился в 9 классе. Моя семья вынуждена была эмигрировать из Казахстана в г. Кемерово, где я пошел учиться в одну из школ этого города. Когда я учился в Казахстане, то моим любимым школьным предметом была история. Но я изучал не просто исто­рию вообще, а историю Казахстана по углубленной программе. В новой шко­ле я стал изучать историю СССР. В данном курсе был небольшой раздел, по­священный истории Казахстана. На одном из уроков я попросился отвечать и подробно рассказал то, чего в учебнике по истории СССР не было. В тече­ние двадцати минут я рассказывал, кто такие Амангельды Алиев, Ыбарай Ылтын-сарин; Гокаи Валейханов, в чем их заслуга перед казахстанской зем­лей, какой вклад они внесли в развитие культуры казахского народа. Реакция учителя на мой рассказ для меня была неожиданной. Она грубо прервала ме­ня, сказав, что слишком умничаю, что теперь я живу не в Казахстане и не­чего бравировать своими познаниями перед одноклассниками, достаточно

того, что рассказывала нам она. После чего поставила мне тройку. Я был подавлен, унижен и с тех пор историю разлюбил».

«Этот случай произошел со мной в 10 классе. Было время летних экза­менов. Я очень добросовестно готовилась к экзаменам, но боялась, что в го­лове у меня все перепутается. Чтобы этого не случилось, я написала боль­шое количество шпаргалок и спрятала их под юбку. Когда я вошла в класс, то мне досталась первая парта, прямо перед столом экзаменаторов.

Я взяла билет и села готовиться, ответ на вопрос я знала хорошо, вол­нение улеглось. Случайно во время подготовки к ответу я неловко поверну­лась, и все мои шпаргалки разлетелись. Я обмерла от страха, что меня сей­час выгонят. Прошло несколько секунд, я с удивлением обнаружила, что учителя сделали вид, что ничего не произошло. Я хорошо ответила на во­просы билета и получила «отлично». Когда я собралась выходить из класса, то меня деликатно попросили собрать мусор. Радость от хорошей оценки, чувство стыда за шпаргалки, благодарность педагогам за их молчаливое прощение моего проступка перемешалось у меня в голове…»

megaobuchalka.ru

Профессионально-важные качества педагога

Важные качества педагога

Как всем нам известно, абсолютно любые родители как можно больше времени хотят проводить рядом со своими детьми. Правда в условиях современного мира это получается далеко не всегда, очень часто нам не дает это делать работа, дела, или иная занятость. Давайте же признаем, что большую часть времени наши дети проводят со своими учителями. И можно даже не удивляться тому, что порой учителя знают детей гораздо лучше чем родители. Давайте же попробуем разобраться какими качествами должен обладать современный педагог.

Об этом написано очень много научных трудов. Ведутся различные споры, устанавливаются факты, но большинство сводится к главному, любой педагог независимо от того какой предмет он преподает, обязан обладать самым важным качеством, он должен любить детей. Без этого качества стать хорошим педагогом просто невозможно. Да все мы прекрасно понимаем, что все дети разные, каждый со своим характером, нравом, привычками и конечно педагог не может относиться ко всем одинаково, но любовь к детям должна быть всегда. Еще одной важной составляющей для хорошего педагога является любовь к предмету, который он преподает, ведь если учитель сам не понимает и не верит в правила своего предмета, он просто не сможет донести свои знания до ученика. Следующим качеством необходимым преподавателю является требовательность. Хороший учитель не может быть слишком мягким с учениками, иначе он просто напросто рискует потерять авторитет среди учащихся. Учитель должен требовать от своих учеников твердых знаний по предмету и дисциплины. При этом современный педагог и сам должен быть дисциплинированным, тем самым подавать пример своим ученикам. Для этого нужно всего лишь никогда не опаздывать на уроки, всегда вовремя проверять домашние задания. Настоящий грамотный педагог всегда должен заниматься саморазвитием и так же подавать этим пример своим воспитанникам, в свободное от основной учебы время необходимо получать новые ценные знания, читать книги. Организационные навыки так же важны для современного педагога. Учитель должен уметь организовать и выстроить свой урок, так что бы он был интересен классу, если ученикам интересна подача материала и организация занятия, то и учебный материал усваивается легко и надолго остается в памяти.

Важные качества педагога

 

Ответственность этим качеством должен, несомненно, обладать абсолютно любой человек, а уж преподаватель тем более. Не обладая этим качеством в должной мере, преподаватель просто не сможет нормально относится ко всему процессу обучения. Умение грамотно поставить ученикам цель то же очень важное качество педагога. Учащийся на уроке должен четко понимать для чего именно он находится на уроке, что именно даст ему этот урок, получится ли у него достигнуть той цели, которую ставил перед ним преподаватель. Если же педагог не ставил цель для ученика, то не стоит удивляться что ученики у такого преподаватель сидят на уроках просто так и естественно не воспринимают информацию о предмете.

Справедливость – вот еще одно качество, которым должен обладать преподаватель. Преподаватель это не просто человек диктующий занятия, это близкий для учеников человек, к которому они прислушиваются, которому доверяют, если он не будет справедлив с ними, то не о каком авторитете и доверии не может идти речи. Ведь между учениками часто могут возникать споры и конфликты, которые должен решать педагог, а в решении таких ситуаций не в коем случае нельзя опираться на личное отношение к учащимся, здесь крайне важна именно справедливость. Современный преподаватель должен грамотно поставленную ясную речь, без этого материал до ученика будет донести крайне трудно.

На самом деле о качествах современного педагога говорить можно еще очень долго. Но помните, о чем мы говорили в начале, если у педагога нет любви и уважения к своим ученикам, то такому человеку стоит задуматься – а правильно ли он выбрал профессию. Если же преподаватель любит своих детей свою работу, свой предмет и относится к этому с должным уважением, то и учащиеся будут это чувствовать и понимать даже без слов. Учитель видит, как общаются и взрослеют наши дети, все это происходит буквально у него на глазах. Профессиональный педагог всегда является еще и наставником, часто педагогу открываются тайны недоступные родителям, здесь и наступает момент, когда он становится не просто учителем диктующим материал, это уже нечто большее, он товарищ способный подсказать, посоветовать, решить проблему, утешить в трудный час. Мы искренне надеемся что у всех детей будут достойные преподаватели, которые сумеют правильно воспитать подрастающее поколение.

xn--d1acynfdde.xn--p1ai

Профессионально важные и личностные качества учителя. Современное образование

Какие качества учителя нашей современности просто обязаны иметь при себе? Вопрос весьма интересный и, что немаловажно, актуальный. Педагог – профессия древняя и востребованная во все времена. Однако преподавателем может быть далеко не каждый человек. Почему? Вот об этом и стоит подробнее рассказать.

Определение

Итак, перед тем как рассказывать про качества учителя, необходимо дать определение термину. Педагог, преподаватель… кто это? Традиционно – образованный специалист, который передаёт свои знания и вооружает ими остальных людей, чаще всего детей или подростков. Процесс передачи своих знаний и навыков является для преподавателя профессиональной деятельностью. Педагог можно быть либо узкопрофильным, либо широкопрофильным.

Преподаватель обязан иметь соответствующее образование. Человек также может стать учителем, даже если не учился в педагогическом. Но для этого он должен получить не только диплом бакалавра, а еще и закончить обучение по степени магистра. Последняя стадия получения образования – это аспирантура (не всегда необходима, но желательна). Это та форма подготовки, после которой человек может считаться специалистом высшей квалификации. Действительно, чтобы быть просто дипломированным профессионалом своего дела (допустим, инженерного), достаточно закончить бакалавриат. Но если человек хочет преподавать, еще как минимум два года придется отучиться.

Главная обязанность педагога

Рассказывая про качества учителя, нельзя не затронуть вниманием то, какие огромные он выполняет обязанности. Итак, первая функция (и одна из самых главных) – воспитательная, или, как её еще иначе называют, социализирующая. То есть, преподаватель обязан научить детей нормам поведения, ознакомить с понятиями нравственных ценностей и морали, пояснить, что очень важно отстаивать свою личную позицию и мнение. Но здесь важно чувствовать грань. Профессионал должен рассказывать, объяснять, приводить в примеры, беседовать с детьми – но ни в коем случае не пытаться навязать определенную установку. Современный учитель, истинный педагог сможет почувствовать эту тонкую грань.

Просвещение

Вторая функция – образовательная. Она же информационная и, собственно говоря, обучающая. Здесь всё просто – учитель должен доступным и понятным языком разъяснять материал, подлежащий ознакомлению и изучению детьми. Важно подать информацию так, чтобы каждый из класса или аудитории (во всяком случае – большинство) понял и усвоил тему.

И, конечно, третья функция – это развитие особых, познавательных интересов. Современный учитель старается сделать все возможное, чтобы дети не только учились в школе, но еще и развивались в других направлениях. Он открывает им новые пути, информирует о том, что существует искусство, спорт, музыка, литература – как это познавательно, полезно и может пригодиться в будущем.

Способности

Качества учителя – это важно, но также необходимо, чтобы этот специалист обладал определенными способностями. Человек должен быть склонен к общению с детьми и иметь искреннее желание учить их чему-то новому и полезному. Потенциальные преподаватели должны любить своё дело и, желательно, самих детей. В противном случае получится не специалист, а тиран.

Очень важны организаторские умения и знания учителя. У него должно получаться занимать детей делами, увлекать заданиями. Дидактические способности тоже важны. Педагог обязан уметь подбирать интересный материал и преподносить его должным образом, то есть убедительно, интересно и понятно. Перцептивные способности – то, без чего не обойтись. Настоящий специалист сумеет подобрать к каждому ребенку подход, понять его внутренний мир и психику. Еще одна способность – коммуникативная. Здесь все понятно: преподаватель должен уметь общаться, его монолог должен быть понятным и, собственно говоря, такой человек обязан понимать других. И касается это не только детей, но еще и их родителей, а также педагогического коллектива. А еще учитель должен уметь влиять на учеников эмоционально-волевым способом. Всем нам известно, что дети плохо поддаются воздействию, однако истинный педагог сможет подыскать верный подход.

Профессионализм

Какими качествами обладает учитель, помимо вышеперечисленных? Их еще масса. Так, например, важнейшими профессиональными качествами является истинное трудолюбие, ответственность, работоспособность, умение быть настойчивым, ставить себе цели, четко планировать урок и, конечно же, постоянное стремление увеличить свой авторитет в глазах учащихся. И это, кстати, лишь минимальный перечень. Есть еще и другие качества, необходимые учителю. Только через них преподаватель может реализоваться как значимое, весомое звено в производственных отношениях. И, кстати, знание своего предмета – это самое важное. Но эта тема будет рассмотрена чуть ниже.

Личностные качества учителя

Преподаватель – это в первую очередь человек. Личность с большой буквы! И всем нам известно, как трудно приходится порой этим людям, ведь они работают с детьми, которые в большинстве своем неорганизованные, шумные, нередко невоспитанные и избалованные. В таком случае педагогу приходится тяжело. Но он должен проявить лучшие личностные качества учителя. Быть добрым, человечным, терпеливым, порядочным, честным, справедливым, обязательным, щедрым, объективным, самоотверженным… это лишь малый список всех этих качеств! Преподаватель должен демонстрировать уважение к детям и взрослым, быть высоко нравственным человеком, желательно оптимистичным и (обязательно!) эмоционально уравновешенным.

Еще педагог обязан быть гуманным, проявлять интерес к своим ученикам, относиться к ним на равных. Учитель – личность творческая, вдохновляющая, вселяющая уверенность. Он – живой пример своим воспитанникам, которому они должны подражать и впитывать все самые лучшие его качества.

Как справиться с тяжелым трудом?

Есть еще профессионально-значимые качества учителя. Это те, которые помогают непосредственно преподавателю справиться со своей непростой ответственностью и оставаться настоящим педагогом во что бы то ни стало. Три важнейших качества: выдержка, терпение и самообладание. Выдерживать непростые ситуации, терпеть неудачи и исправлять их. И даже если кажется, что ученики вот-вот выведут из себя (работа крайне нервная) – нужно постараться успокоиться и удержать равновесие. Беспричинный крик, перерастающий в истерику, сложит впечатление неуравновешенной личности. И как такой учить детей? Вполне резонное впечатление. А вот правильно подобранные слова, сказанные уже в тишине и соответствующим тоном, могут дать результат. Ведь, как говорилось выше, преподаватель найдет психологически-эмоциональный способ воздействовать на детей и привести дисциплину в порядок.

Кнут и пряник

Итак, продолжая тему дисциплины, необходимо отметить, что очень важно не только хвалить учеников за их достижения, но еще и наказывать за проступки. “Учительница первая моя!” – у каждого человека после вспоминания этих слов возникают ассоциации: “Школа – наш второй дом, а классная руководительница – наша вторая мама”. И действительно, учитель должен воспитывать учеников. Похвалить словом и оценкой, наказать – делом, но только полезным. Например, можно дать больше домашнего задания, чем остальным, оставить после уроков дополнительно заниматься. В общем, наказание должно быть полезным и поучительным. Дети должны осознавать, что они ответственны за свои действия и слова. Но и хвалить тоже необходимо. Ученики с ранних лет должны усвоить, что хорошие поступки оцениваются по достоинству, а плохие – караются.

О справедливости

Об этом качестве хотелось бы сказать отдельно. “Учительница первая моя!” – какие воспоминания всплывают в нашей памяти после упоминания этой теплой фразы? Наверняка образ той женщины, которая на протяжении нескольких лет воспитывала нас, учила быть людьми и занималась нашим образованием. А еще она была справедливой…

Это очень важное качество. К сожалению, в нашем современном мире справедливость торжествует редко. И важнейшая задача любого педагога – сделать так, чтобы в мире было больше честных людей, справедливых, искренних. Все эти качества способен привить ребенку педагог своими словами и, самое главное, действиями.

Со студентами намного проще – это уже вполне сформировавшиеся личности, которые всё уже давным-давно поняли (во всяком случае, своё представление о тех или иных вещах имеют). Всё, что остается преподавателю, – пытаться корректировать их мировоззрение, если это нужно для их блага. Но больший упор всё-таки идет на качество специального образования, профессионального.

А вот дети как губка – впитывают всё, что видят и слышат. Потому нужно сделать так, чтобы это было нечто хорошее и положительное.

Техника преподавания

Это еще одна немаловажная тема, которую нужно затронуть, рассказывая про профессиональные и психологические качества учителя. Задача педагога – не только воспитать в учениках личность, но и преподать им урок. То есть разъяснить материал, научить их пользоваться полученными знаниями.

Итак, учитель должен владеть методикой преподавания – это во-первых. Во-вторых, у него должна быть психологическая подготовка. Также он обязан являться эрудированным во всех отношениях человеком. Соответствующий кругозор также приветствуется. Педагогическое мастерство, техника, такт и владение ораторским искусством – всё это тоже является качествами профессионального преподавателя.

Еще человек должен быть увлечен своим делом, предметом. Он обязан его любить. Тогда педагог будет рассказывать материал профессионально, но интересно, от себя, даже не глядя в конспекты. Это очень ценно. По сути, преподаватель делает невиданную ранее учениками чужую, непонятную информацию простой и элементарной. Для этого необходим талант. Именно по данной причине говорят, что учитель – это не профессия. Это – призвание.

fb.ru

6. Профессиональные умения и личностные качества педагога

Профессиональные умения и личностные качества педагога

В качестве профессионально значимых и обязательных качеств педагога С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют:

-педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

-эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

-педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

-педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

-педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

-культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;

-педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

-Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.

-Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

-Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

-Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

-Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

studfiles.net

Профессионально важные качества педагога

Профессионально важные качества педагога

    Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.
    Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
    Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.
    В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
    аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
    экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
    профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
    гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
    идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
    дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
    организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
    коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
    прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
    рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
    организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
    общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, заполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
    конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
    технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;
    производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;
    специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.


Источник:
  1. http://psylist.net/pedagogika/00040.htm

testoteka.narod.ru