Процесс становления человека как социального существа под воздействием – 1. Педагогика как наука. Ее объект, предмет и основные категории. Функции педагогики. Связь педагогики с другими науками. Источники ее развития.

Основные категории педагогики — Педагогика Библиотека русских учебников

Важнейшими категориями педагогики являются: воспитания, обучения, образование, педагогический процесс, развитие, формирование человека

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности в педагогике понятие»воспитание»используется в»широком и узком»социальном, а также в»широком и узком»педагог логическому смысле [29 -. Кн 1,24 — 26му значенні [29. —. Кн. 1,24 — 26].

. В широком социальном смысле воспитания — это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Во опытом понимают знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые, трудовой опыт, систему специфических национальных ценностей, опыт приумножение материальных благ и т.п., как в организованной аних формах (системы образования), так и путем естественного усвоения в результате взаимодействия поколений и влияния сред.

Учитывая это, воспитания характеризуется несколькими свойствами:

— оно вечной категорией, неотъемлемой частью человеческого бытия; возникло одновременно с возникновением общества и исчезает, если общество перестает существовать;

— воспитание является социальной категорией, присущей только людям;

— воспитание должно исторический характер, поскольку его цель, задачи, содержание, методы, формы, как и вся педагогическая политика, не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и науки;

— воспитание должно национальный характер, поскольку осуществляется в пределах конкретного народа (конкретной нации) и основывается на его языке, истории, культуре, обычаях, быту;

— в классовом обществе воспитание должно

классовый характер, который выражается в том, что вся официальная педагогическая политика направлена ??на укрепление власти господствующих классов. В советском обществе правящая коммунистическая партия откровенно пропагандировала и реа ализувала принципы партийности и классовости воспитания. А компартийная номенклатура, партия власти в области образования заботилась, в первую очередь, об обеспечении собственных интересов и укрепления своего господствующего состояние овища в обществві.

Относительно утверждения, что воспитание находится вне политики, идеологии, то оно неверное в своей сути, поскольку изъятие воспитательной системы по политическим, идеологическим, экономическим обязанностей гос дарства обусловливает деградацию названной общественной и государственной функции.

Рассмотрев понятие воспитание в широком социальном смысле, мы недостаточно выяснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накоплен ого опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных заведениях. Б современном обществе действует целый комплекс институтов, которые направляют свои усилия на воспитание — семья, средства массовой информации, литература, искусство, органы правопорядка. Поэтому общее понятие воспитания требует сужения. И конкретизацийції.

. В узком социальном смысле

под воспитанием понимают целенаправленное воздействие на человека со стороны общественно-общественных институтов с целью формирования у него определенной системы знаний, взглядов, убеждений, моральных ценностей, подготовки к жизни. С этим возникает вопрос: правильно было бы винить только школу и педагогов во многих неудачах воспитания, если возможности и силы воспитательного воздействия. Других социальных институтов преобладают ь ограниченные возможности учебно-воспитательных заведений? их институте.

. В широком педагогическом смысле воспитания это специально организованный, целенаправленный и управляемый влияние коллектива воспитателей на воспитанников с целью формирования у них определенных качеств, осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и охватывает весь пе едагогичний об этом.

В узком педагогическом смысле воспитания — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике понятие воспитания часто используют для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например,»умственное»,»моральное»,»эстетическое»воспитания и т.д.

. Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, предполагает усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных их возможностей учащихся, укрепления навыков самообразования в соответствии с определенными задачами. Основой обучения является

знания, умения, навыки, которые со стороны учителя являются базисными компонентами содержания образования, а со стороны ученика — продуктами усвоения

. Знание — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они являются коллективным опытом человечества, результатом познания объективной действительности

. Умение — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия, интеллектуальные операции на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и уже приобретенных навыков

. Владение — компоненты практической деятельности, проявляющиеся в процессе выполнения необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного выполнения упражнений

. Обучение (учения) — процесс формирования и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Обучение — двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учеником (обучение, учение). В процессе и обучения реализуются задачи образования. В соответствии с ними, а также с учетом состояния науки, техники, искусства, особенностей познавательной деятельности, психических процессов, обусловленных возрастом и под подготовки учащихся, осуществляется отбор содержания и методов обученияння.

В. Педагогической энциклопедии отмечено, что образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования — обучение в системе различных учебных заведений. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играет самообразование, культурно-просветительская работа, у участие в общественно-трудовой деятельности [329 -. ТС, 14141].

Отмечая важнейшую черту образования, академик. БТЛихачов подчеркивал, что образование интегрирует в себе воспитание как общественное явление, педагогическую деятельность и самостановления личности и на этой основе тво. ОРИТ реальный целостный педагогический процесс, проектируется различными образовательно-воспитательными концепциями, теориями и воплощается в образовательных системах и закладаах

Понятие образование есть категория общая, целостная, полифункциональности и полизмистова. Одни (как это делал. ЛМТолстой) считают, что образование, в отличие от воспитания как принуждения, есть свободное от силового давления на личность проц цесс, что лишь способствует накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуального развитиятку.

Другие, предоставляя познавательном и развивающем характера образования важнейшее значение, считают, что именно в этом и заключается воспитание и, что никакой другой дополнительной, специальной воспитательной работы и не требуемых ибн.

И наконец, третьи, особенно представители церкви, утверждают, что это слово наполнено религиозным смыслом и, следовательно, образование способ приближения к. Богу. Однако, сущность образования состоит в том, что она как идея я является концентрированным выражением и отражением социально-экономических, политических, морально-правовых и культурных потребностей общества в образованных людях, которых производит специально создана государственно-общественного а система образовательных и специальных учреждений. Эта общая система внутри каждой своей образовательной звена содержит свою подсистему, имеет определенную цель, специально педагогически подобранный содержание, формы и методы образовательного взаимодействия, диагностический инструментарий, критериальных аппарат. Все это составляет содержательно-формальную сущность образования как системы. Хотя возможна не только педагогически организованная и системно-структура рована образование, но и стихийно-жизненная, которая содержит элементы целенаправленного обучения, самообразование или образовательный жизненный к своемусвід.

Вообще, образование стабильна лишь в материальных объектах: учебных помещениях, пособиях, орудиях труда, лабораториях и т.п.. В остальном же, образование есть явление духовное, неуловимое, недосягаемое на ощупь ее суть ь в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействия, обсуждении, противоречия, борьбе и утверждении в сознании и нервной системе идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений навыков, стереотипов поведения и деятельности [21,28-299].

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, которые проявляются в том, что человек способен самостоятельно восстановить необходимые связи в системе знаний с помощью логических размышлений в, суждений. Начитанность, энциклопедическую осведомленность, феноменальную память, знание огромного количества конкретных фактов без умения устанавливать причинно-следственные связи, без собственного мышления не м ожна считать образованность. Однако, нельзя считать невежественным того, кто не получил высшего образованийти.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельного мышления различают начальное общее, базовое общее среднее, полное среднее, базовое высшее и полное высшее образование. По характеру и направленности образование разделяют на общую, профессиональную, политехническую

. Общее образование (начальное и среднее) обеспечивает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии. В современной школе общее образование предусматривает вооружение учащихся суку упнистю систематизированных знаний основ наук о природе, обществе, а также соответствующими умениями и навыками, необходимыми для всестороннего развития личности, способствует развитию мышления человеки.

В неразрывной связи с общей находится политехническое образование, которая знакомит учащихся с научными основами современного производства, его главными отраслями, вооружает навыками пользования распространенными орудиями труда, способствует развитию творческих технических способностей и, воспитанию любви, уважения к труду.

. Специальная или профессиональное образование обеспечивает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня квалификации. Специальное образование имеет много отраслей: техническая, сельскохозяйственная, медицинская, педагогическая и др. н профессиональное образование обеспечивает получение гражданами профессии в соответствии с их призванием, интересами, способностями, переподготовку, повышение их профессиональной квалификацииії.

. Вузы обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призваний, интересов и способностей, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации. Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высших учебных заведений, осуществляющих подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, которые имеют базовое общее среднее образование. Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и др.нші.

соответствии со статусом высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации: первый уровень — техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения; второй уровень — колледж, другие приравненные к нему вузы учебные заведения; третий и четвертый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) — институт, консерватория, академия, университет

Высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов по таким образовательно-квалификационным уровням: младший специалист — обеспечивают техникумы, училища, другие высшие учебные заведения первого уровня аккредитации; бакалавр — обеспечивают колледжи, другие высшие учебные заведения второго уровня аккредитации; специалист, магистр — обеспечивают высшие учебные заведения третьего и четвертого уровней аккредитации [5,62]

. Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Он связан с постоянными, непрерывными изменениями, переходами из одного состояния в другое, от простого к сложному, от низшего к высшему го. В развитии человека проявляется действие универсальных философских законов взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот, отрицание отрицания, единства и борьбы протилежностеей.

В. Педагогической энциклопедии [329 -. ТС, 622 — 623] развитие определяется как изменения, представляющих собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; как процесс, в котором постепенное накоп пичення количественных изменений способствует следующим качественным изменениям. Источником и внутренним содержанием развития является борьба протилежностетей.

. Формирование — это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, психологических, социальных, экономических, национальных, религиозных и т.д.. Оно предполагает определенную за авершенисть человеческой личности, достижение уровня зрелостиі.

. Педагогическим процессом называют динамическое взаимодействие воспитателей и учащихся, направленную на достижение заданной цели и которая способствует заранее определенным изменениям состояния, свойств и качеств воспитанников. Другими словами, педагогическое ный процесс — это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности является главной сущностью педаго вания процесссу.

К основным педагогических категорий некоторые ученые относят также такие понятия, как»самовоспитание»,»самообразование»,»саморазвитие»и другие

uchebnikirus.com

Основные категории педагогики, их взаимосвязь (развитие, формирование, социализация, образование, воспитание, обучение)

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Понятие – форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемая специальными терминами.

БЕЗРУКОВА В.С.

Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека. Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Развитие подразделяется на физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное.

ХАРЛАМОВ И.Ф.

Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Воспитание в узком смысле – формирование идеальных социальных, нравственных и эстетических отношений. Обучение – овладения ЗУ, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями. Под развитием следует понимать взаимосвязь количественных и качественных изменений, которые происходят в сознании человека. Формирование выступает как результат развития личности и означает ее становление, преображение совокупности свойств.

БАбАнский ю.к. Воспитание в широком смысле – есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении образования играет обучение. Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних, внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. (Подразделяется на психическое, физическое, общее). Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды и воспитания.

ИЛЬИНА Т.А. Воспитание в широком смысле охватывает действие всех сил общества. Воспитание в узком смысле – синоним воспитательной работы. Воспитательная работа – специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Образование – процесс и результат не только обучения, но и самообразования и воздействия средств массовой информации, в результате чего человек усваивает у него формируется познавательные умения. Развитие – широкий процесс становления и формирования личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Ведущую роль играют обучение и воспитание. Формирование – особая форма развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий.

ПОДЛАСЫЙ И.П. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Проанализируем данные определения и покажем взаимосвязь между ними. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются. Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Так как эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, следовательно данные понятия воспитание, обучение и образование имеют воспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и вместе с тем относительно точного определения современной педагогики — это наука о воспитании человека. Рассматривая понятия формирование и развитие с точки зрения различных авторов, можно прийти к выводу, что эти междунаучные понятия являются еще не установившимися педагогическими категориями. Анализируя эти понятия хорошо видно, что воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор влияющий на формирование и развитие. Границы понятия «формирование» еще не определены, они могут чрезмерно сузиться, либо расшириться до безграничных пределов. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Но наука постепенно развивается, происходят изменения в различных направлениях формирования жизни. Соответственно, сложно определенно сказать что должно стать целью формирования личности. Так же не определены границы применения в педагогике понятия – развитие. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны.

www.i-po.ru

1. Педагогика как наука. Ее объект, предмет и основные категории. Функции педагогики. Связь педагогики с другими науками. Источники ее развития.

(конспект)

Педагогика – наука об образовании (единство воспитания, обучения и развития). «Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание, Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии.С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины.

Как учебная дисциплина:

— педагогика современной школы

— пед. системы и технологии

Объект педагогики – образование, при кот. происходит обучение, воспитание и развитие индивида.

Предмет педагогики – пед.процесс, который целенаправленно реализуется в учреждениях образования и выступает фактором и условием развития личности воспитанника.

Основные категории:

1. Пед.процесс — специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

2. Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

3. Обучение –целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися.

4. Образование (воспитание+обучение) – процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

5. Развитие – освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому.

6. Личность – это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

7. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Функции:

научно-теоретическая

— конструктивная (практическая ): разрабатывает содержание, методы

— прогностическая (прогноз)

Связь педагогики с другими науками осущ. через аспекты:

1- идеи других наук (филос., психол., этика, эстетика…)

2- категории др. наук (развитие, личность)

3- методы др. наук

П. участвует в комплексном изучении человека.

Наука едина, потому что изучаемое ею знание целостно. Деление его на предметы есть уступка нашим возможностям. Чтобы хоть как-то познать необъятное, ограниченный человеческий разум вынужден разрывать знание на куски. Достигая при этом некоторого прогресса в глубине познания, мы неизбежно теряем в широте. Вот и приходится говорить о связях между науками там, где мы должны были бы вести речь об одной науке о человеке и среде его обитания. Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, эстетика и др.) помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с физиологией и психологией. Последнюю вообще невозможно отделить от педагогики. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человекаОсобенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует развитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии. В дидактике, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д.

Источники ее развития: философия (до 17 в. П. входила в ее состав), педтеории и учения прогрессивных педагогов прошлого, положительный передовой педопыт, народная П., окружающая пед. действительность.

2. Методология педагогики и ее уровни. Ведущие методологические подходы современной педагогики. Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Совокупность методов, кот. применяются в той-иной науке – методология. 4 уровня методологии:

1-общенаучный (самый высокий, материалистическая диалектика (всё материально и находится в движении) и логика)

2-приватнонаучный (м. конкретной науки)

3-предметно-тематический (в пределах 1 предмета/темы)

4- технологический (методика и техника исследования)

В основе развития П. – методологические подходы:

системный — сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими.

личностный— при планировании и осуществлении педпроцессов необходимо ориентироваться на личность ученика, как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности процесса.

деятельностный подход – рассматривает деятельность как фактор и средство развития личности;деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности.

этнопедагогический – организация и осуществл. педпроцессов с опорой на национ. традиции, обычаи, культуру

полисубъектный- личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими (социумом). В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

культурологический-обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но вое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры

антропологический -впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании — это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

-аксиологический (ценности) — содержание жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности не только на осмысление, но и на создание материальных и духовных ценностей, которые являются составными культуры человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами.

И др.

studfiles.net

воспитание, обучение, образование, формирование, развитие — Мегаобучалка

Становление и развитие педагогики как науки.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.

Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин «педагогика», который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании.

В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом. В 1623 году он издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководстве чтением».

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге «Материнская школа» изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей. Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как Джон Локк в Англии; Жан-Жак Руссо во Франции; Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; Иоганн Фридрих Гербарт и Адольф Дистервег в Германии и др.



В XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде «Гражданство обычаев детских» правила поведения детей в семье, школе и общественных местах. Большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике.

Значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля и др.

Великим педагогом России был К.Д. Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику А.С.Макаренко. Особое значение имеет созданная А.С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания.

Педагогика как гуманитарная область знания: объект, предмет, функции, основные категории.

Педагогики – наука о воспитании человека. Предмет педагогики: воспитательная деятельность осуществляемая в учебных заведениях. Функции – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старшего поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. С появлением в обществе классов воспитание принимает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержания и формы. Когда хорошее воспитание становиться дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминация людей, средство возвеличения одних над другими. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знания, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства, путем многократного упражнения.

Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которым овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и современной жизни.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

megaobuchalka.ru

тест по Основным понятиям педагогики с ответами

1. Педагогика это:

  • 1) наука о передаче данных
  • 2) наука об образовании
  • 3) наука о воспитании

2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

  • 1) воспитание, обучение подрастающего поколения
  • 2) познание законов воспитания, вооружение педагогов- практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса
  • 3) изучение воспитания как фактора духовного развития людей

3. Что определило развитие педагогики как науки?

  • 1) прогресс науки и техники
  • 2) забота родителей о счастье детей
  • 3) биологический закон сохранения рода
  • 4) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду
  • 5) повышение роли воспитания в общественной жизни

4. это то, что остается, когда все забыто.

  • 1) надежда
  • 2) склероз
  • 3) образование

5. Процесс воспитания это:

  • 1) Целенаправленный и организованный процесс формирования личности
  • 2) Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей
  • 3) Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим

6. Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки это:

  • 1) обучение
  • 2) знания
  • 3) жизненный опыт

7. Обучение это:

  • 1) специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
  • 2) Передача знаний от учителя к ученикам с целью социальной адаптации и подготовки их к жизни
  • 3) Организация самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками

8. Целью воспитания является:

  • 1) Ориентация на ценности, которые будут приоритетны для человека
  • 2) Развитие чувств, интуиции, воспитание души
  • 3) Развитие человеческого «Я»

9. Традиционными методами исследования в педагогике являются:

  • 1) Мониторинг и контент-анализ
  • 2) Ролевые игры
  • 3) Наблюдение и изучение опыта

10. Отраслью педагогики не является:

  • 1) Эстетика
  • 2) Коррекционная педагогика
  • 3) Тифлопедагогика

11. Мировую славу русской педагогике принес:

  • 1) КД Ушинский
  • 2) ВА Сухомлинский
  • 3) АС Макаренко

12. Основу обучения составляют:

  • 1) Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
  • 2) Самообучение, самовоспитание и самоактуализация
  • 3) Знания, умения и навыки

13. Социализация это-

  • 1) Процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта
  • 2) Процесс формирования личности в определенной социальной среде
  • 3) Общение и передача накопленного опыта от учителя ученикам

14. Не является ученым-педагогом:

  • 1) Ушинский КД
  • 2) Макаренко АС
  • 3) Выготский ЛС

15. Основой для образования педагогики как науки являлась:

  • 1) Психология
  • 2) Философия
  • 3) Антропология

16. Ведущая категория педагогики это —

  • 1) Образование
  • 2) Воспитание
  • 3) Социализация

17. Процесс целепологания подразумевает:

  • 1) постановку целей
  • 2) обоснование и постановку целей
  • 3) постановка правильной цели

18. Педагогический процесс это:

  • 1) система, объединяющая в себе процессы обучение, воспитание, развитие
  • 2) процесс формирования социально адаптированной личности
  • 3) совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращался в качества формируемого человека

19. Компонентами педагогического процесса являются:

  • 1) педагоги, воспитуемые, условия воспитания
  • 2) целевой, деятельностный, трудовой
  • 3) целевой, содержательный, результативный, деятельностный

20. Главной целью образования является:

  • 1) усвоение необходимых знаний, умений, навыков
  • 2) формирование личности, способной к саморазвитию, самообучению, самоактуализации, самостоятельному приему решений и рефлексии над собственным поведением
  • 3) активное включение ученика в образовательный процесс

21. Целостность педагогического процесса заключается в:

  • 1) в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели- формированию всесторонне и гармонично развитой личности
  • 2) в том, что все процессы, образующие педагогический процесс протекают в одних и тех же условиях
  • 3) в том, что все процессы, образующие педагогический процесс имеют общую методологическую основу

22. Определяющим фактором при постановке цели воспитания является:

  • 1) уровень развития педагогической науки и практики
  • 2) идеология и политика государства
  • 3) потребности общества

23. Педагогику как самостоятельную науку выделил:

  • 1) Демокрит
  • 2) Ян Амос Каменский
  • 3) Джон Локк

24. Формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности (воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам, мыслям и чувствам человека) это-

  • 1) воспитательный процесс
  • 2) духовное воспитание
  • 3) социальное воспитание

25. Закон параллельного действия заключается в том, что:

  • 1) педагог воздействует на личность через коллектив
  • 2) педагог воздействует на личность, а коллектив на педагога
  • 3) происходит параллельное воздействие педагога на учеников, а ученики на педагога

26. Основными категориями педагогики являются:

  • 1) педагогический процесс, процесс воспитания и процесс обучения
  • 2) обучение, образование, воспитание
  • 3) обучение, образование, воспитание, развитие и формирование

27. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д., достижение уровня зрелости, устойчивости это —

  • 1) развитие
  • 2) формирование
  • 3) воспитание
  • 4) социализация

geetest.ru

pedagogika — Стр 2

Формирование личности:Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, идеологических, психологических и т.д.

Формы работы классного руководителя с родителями:Собрания

Целенаправленный, планомерно организуемый процесс формирования личности?воспитание

Целенаправленный, целеполагаемый процесс формирования личности?воспитание

Целостность педагогического процесса заключается в: Подчинении всех процессов, его образующих, главной цели — формированию всесторонне и гармонично развитой личности

Цель воспитания по И.Гербарту:Всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека

Цель воспитания-Всестороннее и гармоническое развитие личности

Целью воспитания является?то, к чему стремится воспитание

Ценностные отношения в воспитании. Какие определения не входят в круг этого понятия?достаток как ценность

Ценность государственная, ценность общественная, ценность личностная — это ценностная характеристика Образования

Что входит в понятие «нравственное поведение»?Слово и дело

Что мы называем формированием личности:становление человека как социального существа, которое происходит в результате развития и воспитания

Что нужно исключить из логического ряда методов воспитания?наглядность

Что относится к положительным требованиям?доверие, одобрение

Что такое диспуты?живые горячие споры на различные темы

Что такое цель воспитания?цель, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются все усилия

Что является особенностью качества работы классного руководителя?стиль взаимоотношения учителя и учащихся, статусное положение ученика

Что является сердцевиной человеческой нравственности?чувство, переживания, совесть

Широко используемое в педагогике понятие «личность» означает?совокупность прижизненно выработанных свойств и качеств, характеризующих его общественную сущность

Элементарной «клеточкой» педагогического процесса является:Педагогическая ситуация

Этапы коллективного творческого дела:Предварительная работа, планирование, коллективная подготовка, проведение дела, анализ, последствие

Этапы педагогического общения, по Кан-Калику:прогностический этап, начальный период, управление общением в педагогическом процессе, анализ, осуществленной системой общения и моделирование новой системы общения

Ядро воспитательной системы – это?воспитательный коллектив

studfiles.net

Понятие социальной педагогики. Сущность, функции социальной педагогики


Стр 1 из 4Следующая ⇒

Тема: Понятие социальной педагогики. Сущность, функции социальной педагогики

Сущность понятия социальная педагогика

Предмет, объект социальной педагогики

Тема: Важнейшие категории социальной педагогики

Развитие человека – закономерные изменения состояния человека, преобразования внешнего и внутреннего мира человека; собственная деятельность человека по достижению преобразования внешнего и внутреннего мира

Саморазвитие человека – собственная активность человека в изменении самого себя

Формирование – процесс становления человека как социального существа, под воздействием всех факторов:

— экологические

— экономические

— социальные

— психологические

Формирование подразумевает некую завершенность в развитии личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем приобщения к общим и профессиональным знаниям (мотивация).

Образование – все то, что остается у человека, когда он все забыл.

Образование – зафиксированное достижение уровня культуры общих и профессиональных знаний, достигнутых в процессе обучения и воспитания.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности.

Тема: Методологические основы социальной педагогики

1. Диалектический подход к социально-педагогическим знаниям

2. Критический подход к социально-педагогическим знаниям

3. Исторический подход к социально-педагогическим знаниям

4. Социальная педагогика как основа социально-педагогического знания

1. Диалектический подход к социально-педагогическим знаниям Методология – в общем смысле слова под ней понимается учение, в более узком – теория. Учение, теория о структуре логической организации о методах и средствах познавательной и преобразовательной социально-педагогической деятельности.

Под методологией социальной педагогики понимают деятельность по получению и применению методологии знаний.

История формирования методологии знания в области социальной педагогики свидетельствует о том, что на ранних стадиях исследования по социальной педагогике включаются положения разработанные философией, эти знания, как правило, отражают мировоззрение исследователей. Чаще всего это были научные положения по социальным проблемам человека, его жизни в социуме, воспитание в обществе и т.д.

Существенным признаком методологического знания социальной педагогики является знание о разрешении специфического противоречия между процессами познания и преобразования социально-педагогической практики.

Следовательно, методологические знания социальной педагогики представляют собой результат разрешения противоречия между процессом познания и преобразования социально-педагогической практики.

Вторым признаком методологического знания является единство и взаимосвязь познания и практики двух процессов:

— познавательного

— преобразование теоретической и практической деятельности

Для социальной педагогики важен вывод о том, что наряду с теорией научного исследования (познавательная деятельность), она должна иметь собственную теорию научно-преобразовательной (практической) деятельности.

Под основами социальной педагогики понимают:

1. основные положения наук об обществе и человеке. Эти положения определяют методологические ориентиры и основные направления содержания, организацию и методику познания и преобразования социально-педагогической практики.

2. фундаментальные положения социальной педагогики, которые определяют специфику познания и практики социальной педагогики – теория социализации, факторы социализации и их влияние на человека, жизнедеятельность институтов.

Гносеологические основы социальной педагогики составляют знания, которые формируются на гносеологическом уровне – концепции, программы.

Диалектический подход в научном познании и преобразовании социально-педагогической практики выдвигает и обосновывает основные положения:

· положения о связях и зависимостях явлений и процесса практики, об их непрерывном развитии;

· положения об источниках, движущих силах и направлениях развития социально-педагогической теории и практики – направленное изучение проблем современной семьи стала причина огромного количества разводов в семье;

· положения о причинах возникновения, становления, развития и функционирования объектов социальной педагогики (становление и развитие службы СППС).

 

2 Критический подход к социально-педагогическим знаниям

Критический (оценочный) подход к познанию и преобразованию любого социально-педагогического объекта обуславливает необходимо рассматривать объект с точки зрения противоречивости, выявлять основные ведущие противоречия в развитии объектов.

Кроме того критический подход предполагает реальную оценку теоретических идей и практический воздействий в социально-педагогической практике, реконструкцию отживших и конструирования новых теорий и концепций и практических мер социально-педагогического характера.

3. Исторический подход к социально-педагогическим знаниям

Исторический подход к познанию социально-педагогического объекта предполагает анализ объектов с точки зрения их развития в истории, как оно возникло, какие главные этапы прошло чем этот объект стал сейчас. В применении этого подхода социально-педагогические знания позволяют выявить инварианты научного знания – тенденции и закономерности.

Тенденция (от лат. – направленность) – направленность развития объекта или его процесса. В развитии одного и того же объекта могут быть различные, схожие или противоположные тенденции.

Выделение главной господствующей тенденции это есть важный шаг как исторического и структурно-функционального анализа любого развивающегося объекта.

 

20.09.13

Тема: Личность человека – его воспитание, развитие, социализация как центральная проблема социального воспитания

Понятие «человек», «личность», «индивидуальность»

Сущность понятия «человек» в различных теориях

Факторы социализации

1. Социализация человека происходит в ситуации, когда человек имеет дело с множеством обстоятельств, которые оказывают влияние на его поведение и активность. Эти обстоятельства условно можно назвать факторами социализации.

Фактор – необходимые условия того или иного процесса. Фактор социализации – необходимое условие социализации человека.

Есть различные подходы к классификации факторов социализации. Мудрик выделяет 4 группы факторов социализации:

1. мегафакторы – космос, планета Земля

2. макрофакторы – страна, общество, государство

3. мезофакторы (среднепромежуточные) – этнос, регион (город/деревня), средства массой коммуникации

4. микрофакторы – семья, группа сверстников, микросоциум, школа, учебные заведения, организации, религиозные конфессии

2. Механизмы социализации

Универсальные механизмы социализации можно условно выделить исходя из того, что социализация происходит о взаимодействии с различными факторами и объектами, а так же с учетом активности человека.

Социально-педагогические механизмы социализации:

ü традиционный – представляет, что усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов происходит в семье и в ближайшем окружении (соседском, профессиональном окружении, окружении сверстников – это усвоение происходит на неосознанном уровне при помощи запечатления некритического восприятия жизненных стереотипов, это усвоение происходит в процессе усвоения традиций)

ü институциональный – освоение человеком соц. опыта осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтами общества, эти институты общества могут быть специально созданы для социализации и институты, которые попутно реализуют задачи социализации – армия, общественные организации, СМИ. в процессе взаимодействия с институтами чел. накапливает знания и опыт социально-одобряемого поведения. СМИ влияет на социализацию не только с помощью трансляции информации, но и через определенные образцы поведения.

Социальный институт – это исторически сложившаяся система взаимоотношений.

 

28.10.13

ü стилизованный – действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей одного возраста или профессии, или культурного слоя населения. Комплекс морально-психологических черт и поведения создает в целом определенный стиль жизни, той или иной возрастной профессиональной социальной группы. Для субкультуры характерны:

— пристрастие к определенным пластам эстетической культуры;

— определение иерархии ценностей относительно стиля жизни;

— субкультура влияет на социализацию той степени, насколько значимы (референтны) носители субкультуры для человека.

Для каждой субкультуры в той или иной степени присущ комплекс качеств, черт личности, поведения, манеры (эстетика) внешнего вида. Для субкультуры характерно: пристрастие к моде того или иного течения, жаргон, стиль речи, пристрастие к музыке.

ü межличностный – действует в процессе общения человека с субъективно-значимыми для него лицами. Для детей и молодежи такими лицами могут быть: родители, педагоги, друзья, сверстники, родственники. В процессе общения между людьми идет идентификация (отождествление) с конкретным человеком, это означает, что человек может анализировать, сравнивать свои ценности, взгляды, идеи, нормы, традиции с аналогичными других людей. Близкозначимые люди могут быть в социальных институтах, в ближайшем окружении (соседство, родственники), сверстники, но иногда возникает общение между случайными людьми и в этом наблюдается влияние конкретного человека. Это влияние не всегда позитивное, поэтому человека необходимо научить избирательно относиться к тому или иному влиянию. ………..формирование мировоззрения человека, сознания, личностных качеств. Так влияние данных механизмов на социализацию иногда может быть взаимообусловленным и взаимозависимым, иногда влияние механизмов может быть опосредованно рефлексией. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, которые свойственны различным институтам общества: семье, обществу сверстников и значимым лицам – это позволяет выделить рефлексию как механизм социализации. Рефлексия может представлять внутренний диалог нескольких видов:

1. диалог между различными «Я» человека – диалог между «Я хочу» и «Так нельзя»

2. диалог с реальными и вымышленными лицами, который происходит наедине с собой. Человек может развиваться, изменяться в результате осознания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Социализация каждого человека происходит с помощью всех механизмов, однако у различные половозрастных, социально-культурных и проф. групп и у конкретных людей соотношение роли механизмов различна, различна также приоритет и степень влияния факторов социализации и механизмов социализации. Это необходимо анализировать и учитывать в социально-педагогической работе.

 

31.10.13

Концепции социализации

Анализ концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, подходят к одному из подходов. Эти 2 подхода трактовки социализации расходятся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

1 подход определен как субъект-объектный подход – данный подход утверждает или подтверждает пассивную позицию человека в процессе социализации. При этом социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, который формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культуре. В этом подходе общество является субъектом воздействия на человека, а человек является объектом социализации.

2 подход называется субъект-субъектный подход – его сущность исходит из того, что человека активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и сам активно влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

1 подход имеет давнюю традицию и имеет много последователей. Фр. социолог конца 19 века Эмиль Дюрг Гейм, суть его состоит в признании за обществом активного начала и приоритета общества перед человеком. Каждое общество имеет некий идеал человека, который является универсальным, моральным, интеллектуальным, физическом аспектах. При этом он отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности в зависимости от мезо- и микрофакторов. «Общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание укрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка существенные типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью. Но с другой стороны воспитание гарантирует постоянство разнообразия, будучи само по себе разнообразным.»

Теория Дюр Гейма легла в основу взглядов Талконта Пассос, он является автором социологической теории функционирования общества, которая описывает процессы интеграции человека в социокультурную среду. Он описывал социализацию как «интернализацию культуры общества, в которой родился человек», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в той или иной роли». Универсальная задача социализации – сформировать у «новичков» общества как минимум чувства лояльности и как максимум чувства преданности по отношению к обществу. В результате исследования общепринятого нормативным стандарте человек их осваивает как часть мировоззрения и делает это своей потребностью. Первичная социализация происходит в семье складываются фундаментальные, мотивационные установки человека. Пассонс сформулировал функции школьного класса в процессе социализации:

· эмансипация ребенка от первичной эмоциональной привязанности к семье

· интернализация общественных ценностей и норм на более высоком уровне, чем в семье

· дифференциация детей в свете их достижений и оценке

· распределение человеческих ресурсов применительно к ролевой структуре взрослого общества

 

Последователи Пассонса рассматривают социализацию как субъект-объектный процесс. Международный словарь образовательных терминов под редакцией Томаса и Маршалла 1977 г. «социализация – процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми».

Субъект-субъектный подход – американские ученые Ч.Кули, У.Томас, Ф. Знанецкий, Дж. Мид

Кули автор теории «Зеркального-Я» и теории малых групп, он считал, что индивидуальное Я приобретает соц. качество в коммуникациях, в межличностном общении в группе (в семье, в группе сверстников и т.д.) т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Томас и Знанецкий выдвинули положение о том, что соц. явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей. Они считали, что в соц. системах необходимо учитывать не только соц. обстоятельства, но и точку зрения индивидов включенных в эти ситуации.

Дж. Мид утверждал, что индивид является источником движения и развития общества.

Сторонники данного подхода считают, что социализация является по совей природе интнрсубъектной – ребенок от рождения становится полноправным участником социализации. Тем самым ученые предлагали рассматривать социализацию как иентракцию, которая является диалогом «активности».

Рейнбольд рассматривал семейную социализацию и выдвинул идею «ребенок может выступать и как социализатор по отношению к родителям, он направляет их поведение таким образом, что они оказываются должными проявлять заботу по обеспечению его нормального роста и развития. Он является действительным членом общества в том смысле, что поручает своим родителям роль попечителей из отдельных индивидуумов, он организует семью.

У. Эндварт свои идеи базирует свои идеи на 2 положениях:

1. общество не является главенствующей детерминантой

2. личность и общество взаимопроникают в процессе социализации

Социализация через процесс взаимодействия представляет для «новичка» мир взрослых и проецирует новый мир.

В рассмотрении процесса социализации внесли свою лепту советские ученые:

1. различные аспекты социализации освещались в русле психологии развития – Л.С. Выготский, Л. И. Божович, Эльконин, Петровский. Петровский рассматривал процесс соц. развития как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Прерывность — отражает качественные изменения, которые рождаются особенностями включения личности в новые социально-исторические условия. Непрерывность – закономерности развития в рамках данной референтной (значимой) общности.

 

01.11.13

Понятие жизнедеятельность

Мегафакторы социализации

Социализация современного человека происходит под влиянием – экологических (загрязнение атмосферы, озоновые дыры, потепление, естественность природы, атомная угроза и ее последствия), демографических, экономических и военно-политических процессов.

Судьба каждого человека зависит от общего состояния дел на планете.

Пример Россия«Беларусь«

Планета стала более доступна человеку:

— возможность путешествовать;

— через СМИ знакомство.

Раздвинулась действительность, которую может познать человек ® следствием стало изменившая в его восприятии жизни.

— жизнь человека стала формироваться под влиянием многих процессов планеты. Особенно явно эти процессы сказываются на развитии подросткового поколения, на их поведение, сознание.

— в свое время атомная угроза, теперь экологическое состояние оказались на ценность жизни подросткового поколения «здесь и теперь»

Космос оказывает глобальное и практически не изученное влияние на социализацию человека.

В стране наблюдается массовое увлечение «сверхъестественным» не ………. ………… отрицанию связи человека с космосом.

Популярность экстрасенсов, колдунов, прорицателей, распространение гороскопов – не случайны, утверждает А.В.Мудрик. За этим стоит некая еще непознанная наукой реальность. По мере их познания, непонятные нам зависимости характера и жизненного пути людей от неких космических сил и обстоятельств, будут проясняться и могут стать одной из основ индивидуального подхода в воспитании человека.

Планета Земля, мир, космос оказывают влияние на социализации людей опосредованно, через другие факторы.

Учет влияния глобальных факторов на социализацию людей в соц.-пед. деятельности должен осуществляться дифференцированно и с учетом главного принципа – не навредить человеку, но при этом оказать ему психологическую помощь и поддержку.

 

 

11.11.13

Тема: Положение детей в РБ

Положение детей в РБ ежегодно анализируется и излагается в Национальном докладе РБ, который разрабатывается совместно рядом министерств и ведомств, деятельность которых направлена на обеспечение благоприятных условий развития, воспитания детей. Данный доклад предоставляется в ООН как доклад по выполнению Конвенции ООН «О правах ребенка», данную Конвенцию РБ ратифицировала. В написании доклада участвуют: Министерство образования, мин-во здравоохранения, МВД, министерство юстиции, генеральная прокуратура, мин-во труда и социальной защиты, комитет по статистике.

УСР :законспектировать основные положения детей в РБ по направлениям:

1. характеристика семей, которые воспитывают детей и госуд. поддержка семей

2. защита прав детей и система соц.-пед. помощи детям и семьям

3. дети, нуждающиеся в особой поддержке государства

4. детские и молодежные организации объединения в РБ

Сайт мин-ва образования 2010, титульник обязательно

В портфолио

22 ноября

Национальный доклад отражает основные направления и результаты государственно-социальной политики в отношении детей и реализации их прав совокупность действий и мер, которые обеспечивают приоритет интересов детей в социально-экономическом развитии страны. Ежегодный национальный доклад является логическим продолжением предыдущих национальных докладов. Деятельность органов государственного управления и местных исполнительных органов относительно детства направлена на реализацию основных положений Конвенции ООН «о правах ребенка», закон РБ «о правах ребенка».

1. Контингент детей РБ. В 2010 году в РБ численность населения около 9,5 миллионов человек, детское население – 1,7 млн., что составляет свыше 18% населения. 1 место по численности детей – Минск потом Брест, Гомель, минская область, Витебск, Гродно, Могилев.

На начало 2010 года в зонах радиоактивного загрязнения проживало свыше 250 тысяч детей.

Характеристика семей: в РБ насчитывается 2 мил. 700 тыс. семей, 75% семей живут в городской местности. Около 45% семей имеют детей до 18 лет. Из них только 5% семей воспитывают 3 и более детей.

158 тысяч семей – семьи, состоящие из матерей и детей. 12 тысяч семей – отец и дети.

Семьи, которые воспитывают детей, имеют право на следующие виды государственной помощи:

· гарантированные денежные выплаты на детей в связи с рождением и воспитанием;

· обеспечение бесплатным питанием детей до 2-х лет в малообеспеченных семьях;

· оказание адресной социальной помощи в случаи малообеспеченности либо другой трудной жизненной ситуации;

· трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям;

· льготы в сфере пенсионного обеспечения;

· социальное обслуживание в семье – территориальные центры помощи населению, СПЦ, СППС.

Защита прав детей в 2008-2010 гг. в РБ разработана более 25 нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей. Так за 2010 год выявлено свыше 23 тысяч детей, находящихся в СОП. Осуществлены меры по реализации Декрета президента РБ от 24 ноября 2006 года № 18 – о дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях. За время реализации Декрета свыше 75 тысяч детей были признаны находящимися в СОП, с ними была проведена работа и в 2009 году 75% детей были возвращены семьям. На 1 января 2011 года в стране функционировало 142 социально-педагогических учреждения – социально-педагогические центры и соц. приюты. В 2010 г. свыше 5,5 тысяч детей прошли реабилитацию и 3,3 тысячи возвращены в семьи.

Каждый ребенок имеет право на защиту от любых видов эксплуатации и насилия. Ребенок имеет право обращаться с заявлениями в национальную комиссию по правам ребенка и КДН по месту жительства.

В РБ функционирует 156 ТЦСОН. Для оказания помощи женщинам с детьми попавшим в экстремальную ситуацию в этих центрах функционирует 30 «кризисных комнат».

Образование детей – важнейшее право ребенка. В 2010 в РБ функционировало 4100 дошкольных учреждений. Это составляет 71%. Общеобразовательных школ в 2010 – 3,5 тысячи. В общеобразовательных учреждениях работает около 108 тысяч педагогических работников. Профессионально-техническое образование обеспечивает 219 учреждений. В стране среднее специальное образование — 198 государственных учреждений, 12 частных. Численность студентов ВУЗов на 2010-2011 год составило 442 тысячи студентов. Это составляет 470 студентов на 10 тысяч населения – это соответствует показателям развитых европейских стран.

18.11.13

Тема: Понятие социальной педагогики. Сущность, функции социальной педагогики


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com