Процесс социализации человека примеры – Приведи два примера, доказывающих, что процесс социализации очень важен для человека в любом возрасте.
32. Определение, краткая характеристика и пример социализации.
Социализация – процесс (продолжающийся всю жизнь) усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
– Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
– Трудовая, охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
– Послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Примеры социализации: Человек уже с детского сада понимает, что нельзя брать чужое. В школе ученик учиться вести себя в коллективе и уважать товарищей
После школы молодой человек осознаёт, что должен самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
33. Краткая характеристика и пример средств социализации индивида.
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.
Английский социолог Энтонни Гидденс выделяет следующие средства социализации:
1) Семья. При любом типе культуры именно в семье родители передают ребенку опыт, культуру, усвоенные ими в процессе собственной социализации.
2) «Группы равных». Любой индивид нуждается в группе людей, среди которых он чувствует себя «равным среди равных». Это, как правило, ровесники, друзья одного возраста, в среде которых индивид усваивает нормы, правила и образцы поведения. Ровесники выступают посредниками в процессе перехода от детства к зрелости.
3) Школа, система образования. Они направляют социализацию в соответствии с целями общества, а не только прививают новые знания.
4) Труд. Это важнейшее средство социализации, в процессе которого индивид начинает соответствовать требованиям общества.
5) Церковь. В прошлом она определяла и направляла социализацию, способствовала формированию ценностного ядра личности. Сегодня ее роль в процессе социализации несколько изменилась, но во многих странах она по-прежнему остается значимой.
6) Средства массовой информации. В современном обществе их значение трудно переоценить. Они «задают» образцы и стиль поведения, особенно для молодежи, влияют на формирование ценностного ядра личности.
К числу важных средств социализации можно отнести и моду. Она тоже «задает» стереотипы и образцы поведения, которым вынуждены (в разной степени) следовать члены общества.
studfiles.net
приведите 3 примера процесса социализации человека! плиз!
В популярном фильме 1982 г. «Офицер и джентльмен» Ричард Гир сыграл роль Мэйо, циничного молодого человека, почти лишенного нравственных принципов, который захотел быть летчиком. Ко времени окончания училища военно-морской авиации он становится не только летчиком, но офицером и даже джентльменом. Перевоплощение Мэйо явилось результатом процесса, называемого социализацией. Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям.Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.
Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т. д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас — социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.
Что касается Мэйо, то его новая социальная роль почти полностью отличается от старой. Вместо того чтобы бесцеремонно переступать через тех, кто по воле случая оказывается на его пути, он вынужден учиться считаться с окружающими. Он больше не может позволить себе просыпаться, когда вздумается, чистить обувь по настроению; теперь он должен соответствовать определенным стандартам, связанным с его новой ролью. Во время военной подготовки Мэйо проходит социализацию, рассчитанную на превращение его в офицера.
Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок) ; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.) ; по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
otvet.mail.ru
Приведите 3 примера процесса социализации человека! плиз! — Полезная информация для всех
21.11.2018
Свежие новостиКровоизлияние
Без вируса
Минус детство
Переносной аккумулятор для телефона
Ткань кукуруза: описание материала, свойства, достоинства и недостатки
В Краснодаре задержали рэпера Хаски
Алибасов и Федосеева-Шукшина впервые появились на публике после свадьбы
Скончался начальник ГРУ
«Кари КЛУБ» — карта, бонусы, Личный кабинет (вход)
Берейтор — это что за профессия? Где учат на берейтора?
FacebookTwitterInstagramPinterestGoogleYoutube- Армия
- Армия
Опубликовано видео с полетом четырех Су-57 на минимальной…
21.11.2018
АрмияDie Welt объяснила успех С-400 на мировом рынке…
21.11.2018
АрмияМинобороны продлит сроки службы ракетных комплексов «Сатана» и…
21.11.2018
АрмияВертолеты армейской авиации заступили на дежурство в Арктической…
21.11.2018
АрмияНовые лопасти увеличат скорость российских боевых вертолетов
21.11.2018
АрмияГосдума одобрила введение электронного военного билета
20.11.2018
- Армия
- Общество
- Общество
Кровоизлияние
21.11.2018
ОбществоБез вируса
21.11.2018
ОбществоМинус детство
21.11.2018
ОбществоПереносной аккумулятор для телефона
21.11.2018
ОбществоТкань кукуруза: описание материала, свойства, достоинства и недостатки
21.11.2018
ОбществоВ Краснодаре задержали рэпера Хаски
21.11.2018
- Общество
- Политика
- Политика
Украинский радикал назвал желание убивать журналистов «человеческой слабостью»
21.11.2018
ПолитикаВ ДНР рассказали о прибытии в Донбасс британцев…
21.11.2018
ПолитикаИсследование выявило масштабную поддержку популистов в ЕС
21.11.2018
ПолитикаШейха Моза: биография, деятельность, фото
21.11.2018
ПолитикаПрезидент Сербии принял решение по ситуации с Косово
21.11.2018
ПолитикаВ Эр-Рияде ответили на обвинения по делу Хашукджи
21.11.2018
- Политика
- Туризм
- Туризм
Плотность населения стран мира: средние и максимальные показатели….
21.11.2018
ТуризмНазваны самые выгодные направления для путешествий в декабре
21.11.2018
ТуризмРастения смешанных лесов
21.11.2018
ТуризмСразил оружием
21.11.2018
ТуризмВ Москве вручили международную премию Business Traveller and…
21.11.2018
ТуризмКрым побил постсоветский рекорд по числу туристов
21.11.2018
- Туризм
- Экономика
- Экономика
Эрдоган обвинил Сороса в финансировании акций протеста в…
21.11.2018
ЭкономикаМировые цены на нефть вернулись к росту
21.11.2018
ЭкономикаЕС призвал Косово отменить решение по пошлинам
21.11.2018
ЭкономикаРоссия и Ирак будут координировать шаги в сфере…
21.11.2018
ЭкономикаLADA включили в список самых продаваемых брендов авто…
21.11.2018
ЭкономикаПродажи автомобилей Bentley в России резко возросли
21.11.2018
- Экономика
- Энергетика
- Энергетика
Маневр льготами
21.11.2018
ЭнергетикаНазваны даты проведения РЭН-2019
21.11.2018
ЭнергетикаВ Греции заинтересовались присоединением к «Турецкому потоку»
21.11.2018
ЭнергетикаЦена нефти упала ниже 62 долларов за баррель…
20.11.2018
ЭнергетикаЦена нефти упала ниже $64 за баррель
20.11.2018
Энергетика«Газпром» прокомментировал борьбу Украины с газопроводами России
20.11.2018
- Энергетика
- Промышленность
- Промышленность
Крыша рухнула не случайно
21.11.2018
Промышленность«Кастрюлями не отделаемся»: технополис «Эра» придаст новый импульс…
21.11.2018
Промышленность«Кастрюлями не отделаемся»: технополис «Эра» придаст новый импульс…
21.11.2018
ПромышленностьВ Сеть выложили фото нового вертолета президента США
21.11.2018
ПромышленностьПланка Путина: дойти до 20% гражданской продукции «оборонке»…
21.11.2018
ПромышленностьМинпромторг оценил влияние ареста главы Renault-Nissan на работу…
21.11.2018
- Промышленность
- Другое
- Другое
Берейтор — это что за профессия? Где учат…
21.11.2018
ДругоеДень ангела Игоря: значение православного имени и святой…
21.11.2018
ДругоеСколько же стоят рога лося. Сохатый лось из…
21.11.2018
ДругоеЗагадки про Реку для детей с ответами
21.11.2018
ДругоеКакое расстояние между Марсом и Землей — Астрономия…
21.11.2018
ДругоеКак легко склеить стекла
21.11.2018
- Другое
novoevmire.biz
приведите 3 примера процесса социализации человека! плиз!
В популярном фильме 1982 г. «Офицер и джентльмен» Ричард Гир сыграл роль Мэйо, циничного молодого человека, почти лишенного нравственных принципов, который захотел быть летчиком. Ко времени окончания училища военно-морской авиации он становится не только летчиком, но офицером и даже джентльменом. Перевоплощение Мэйо явилось результатом процесса, называемого социализацией. Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям.Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.
Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т. д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас — социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.
Что касается Мэйо, то его новая социальная роль почти полностью отличается от старой. Вместо того чтобы бесцеремонно переступать через тех, кто по воле случая оказывается на его пути, он вынужден учиться считаться с окружающими. Он больше не может позволить себе просыпаться, когда вздумается, чистить обувь по настроению; теперь он должен соответствовать определенным стандартам, связанным с его новой ролью. Во время военной подготовки Мэйо проходит социализацию, рассчитанную на превращение его в офицера.
Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок) ; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.) ; по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
info-4all.ru
37. Краткая характеристика и пример институтов социализации. Их роль для общества и индивида.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть.
Помощники: это люди (агенты социализации) и учреждения (институты
социализации).
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его, это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции поведения индивида.
Наиболее значимым институтом социализации является семья. Она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. В семье осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека.
Школа – обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и задать первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь.
Социальный институт – ВУЗ.
Значение профессиональной группы или трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации, самоактуализации человека в интересующей его деятельности.
Для взрослого человека семья и работа обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций.
38. Роль десоциализации и ресоциализации для индивида. Их значение в общественной и личной жизни индивида.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни),
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться.
Этот процесс, распадаясь на два этапа: десоциализацию и ресоциализацию.
Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения (П
Ресоциализация – процесс восстановления индивида в правах и возможностях, реконструирование его нравственного состояния на этически зрелое и нравственно обоснованное поведение. (Пример: поступлением в вуз, женитьба, эмиграция в другую страну).
39. Краткая характеристика и пример ресоциализации индивида.
Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.
Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения (Пример: вы попали в тюрьму).
Ресоциализация – процесс восстановления индивида в правах и возможностях, реконструирование его нравственного состояния (или замена такого, если оно девиантное) на этически зрелое и нравственно обоснованное поведение. Изменение установок индивида — целей, норм и ценностей жизни на положительно воспринимаемые обществом (Пример: поступлением в вуз, женитьба, эмиграция в другую страну).
studfiles.net
7.2. Процесс социализации личности
Процесс социализации проходит стадии, которые называют ещё основными жизненными циклами. Это детство, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершённости процесса социализации, можно выделить начальную или раннюю социализацию, охватывающую период детства и юности, и продолжительную или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян и волков. Но передачи смысла и значения социальных норм и ценностей, освоение социальных ролей, прав и обязанностей у животных нет. Сколько учёные ни бились с обезьянами, но так и не смогли их научить тому, что может пятилетний ребёнок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Видимо обучение – простейший базовый элемент социализации и имеет одно эволюционное направление. Таким образом, процесс обучения носит универсальный эволюционный характер. Но в отличие от животных обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании материала. Волк, собака, или кошка остаются представителями своего вида не зависимо от того, где они воспитывались. Так сильно у них генное наследство.
У человека всё иначе. Он становится человеком не потому, что произошёл от человеческого существа, а лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, профессии др. Они-то и составляют материал социализации. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу – человеческая культура.
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает правилам жизни другую, называется становлением социального «я».
Человеку приходится жить в сложном мире. Он всю жизнь ищет себе социальное пристанище. Но не физическую крышу над головой, а социальное место в жизни. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.
У большинства взрослых есть свой социальный дом – устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно назвать статусом, должностью, профессией и т.д. Но важно то, что это место кормит, поит, даёт независимость и уверенность в завтрашнем дне. У ребёнка нет своего социаль-ного места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей. Обретение вначале политической самостоятельности (получения права голоса), затем эко-номической (устройства на работу, которое может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей). Самостоятель-ность означает качественную границу между 2 типами социализации – начальной (ранней) и продолженной (поздней).
Однако социализация – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.
Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.
У новорождённого нет личности. Ребёнок не способен различать своё собственное «я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «я». Он не знает границ между собой и не собой. Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве от 2 до 5 лет, затем приобретение навыков сложной деятельности (рисования, познания, труд), обучение в школе – всё это стадии одного процесса — осознания своего «я».
Проявляя ослушание, ребёнок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы, социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею я право на собственное мнение? Что такое дружба и предательство? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подобные вопросы, что верхний признак завершающего этапа становления социального «я»: сквозь индивидуальность уже «проклёвывается» личность.
Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться довольно долго. Наука не установила ни каких границ, их нет. Социализация начинающаяся во младенчестве и заканчивающаяся в глубокой старости – процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.
Школьная, университетская, производственная и иное обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, сдаёт экзамены, затем получает диплом, однако, обучение предмету и обучение жизни – разные вещи. Ни какой учитель в школе, ВУЗе не может научить быть хорошей женой, семьянином, деловым партнёром, профессионалом. Этому приходится обучаться всю жизнь, совершая ошибки и исправляя их.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывает окружение, практика принятия решений, которую приходится осваивать реально став тем или иным. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.
Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом. Ведь человек, взрослея, в свёрнутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной революции. Ни один биологический вид не научился свёртывать этап своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детёнышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.
Социализация – такой процесс, который не поддаётся искусственному управлению, либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребёнка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве свой предмет, но примеров ускоренной социализации нет.
Разумеется, возможно раннее взросление, особенно, если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей и т.п. Тем не менее это не социализация. Можно сократить её этапы, ускорить их прохождение, удлинить или сократить процесс социализации нельзя. Процесс социализации личности неразрывно связан в социологии со статусом.
studfiles.net
Виды социализации. Адаптация личности в обществе
Мы живем в динамичном обществе со своими правилами, нормами и требованиями. Приходя в этот мир, человек начинает общаться. Первые реакции у малышей на других людей возникают уже в возрасте 1,5-2 месяцев. А еще внутриутробно крохи реагируют на голоса близких: папы, мамы, толкаются в ответ на прикосновения к маминому животу. Это подтверждает то, что каждый человек — социальное существо, которое не может полноценно существовать без окружающих людей, общения и развития в социуме. Но процесс адаптации к установленным нормам и правилам не происходит сразу после рождения или за один-два дня. Он занимает большую часть нашей жизни и у каждого это бывает по-разному.
Это сложное преобразование личности, которое определяет ее адаптацию в обществе, развитие внутренних структур, внешних взаимодействий и т. д. Оно до сих пор изучается психологами, так как общество постоянно изменяется, как и требования к структурам личности. Поэтому, проходя этапы и виды социализации, человеку иногда необходима помощь или поддержка. Итак, какие же бывают виды привыкания личности к обществу и что это за процесс?
Социализация человека
Недаром это явление в социальной психологии назвали процессом, ведь оно не происходит за 5 минут. Оно может растянуться на всю жизнь, все зависит от окружения, к которому привыкает человек, и от структуры самой личности.
Результат взаимодействия человека и общества и есть процесс социализации. Когда индивид входит в определенную структуру, он вынужден привыкать и подчиняться ее правилам. То есть социум влияет на него. Но наравне с внутренними изменениями самого индивида происходит и изменение общества, так как он, будучи активной личностью, влияет на свое окружение. Результаты социализации видны в том, что во взаимном изменении появляется уникальность малой или большой группы общества, у человека формируются новые образцы поведения, нормы и ценности.
Процесс социализации личности длится в течение всей жизни, так как общество постоянно пребывает в динамике, претерпевает какие-то изменения, человек в обществе вынужден подстраиваться под вновь возникающие новые условия. Именно непрерывное обновление, принятие и идентификация с чем-то новым, определяет адаптацию индивида к окружающим его условиям.
Формы перенятия правил общества
Различают две основные формы адаптации человека к социуму и перенятия основных норм и правил.
- Ненаправленная социализация — это непосредственное получение качеств личности и некоторых черт характера в результате того, что человек постоянно пребывает в определенном окружении. Примеры социализации ненаправленной: каждый раз после принятия пищи ребенка в семье учат говорить «спасибо». У него формируется такое качество характера, как благодарность. Потом он уже будет неосознанно благодарить за подачу пищи в гостях, кафе или когда его чем-то угощают. Индивид перенимает социальные качества не только в семье, но также в кругу сверстников, коллег на работе, в окружении фанатов на стадионе и так далее.
- Направленная социализация — специально сформированная программа или система средств и мероприятий, которые призваны воздействовать на личность с основной целью — подстроить ее под доминирующие в обществе ценности, интересы и идеалы. Здесь основной процесс — воспитание. Адаптация ребенка к социуму будет затруднена без воспитания. Это спланированный процесс воздействия на поведение и сознание подрастающего поколения. Он необходим для того, чтобы у развивающейся личности формировались социальные установки, ценности, активная позиция деятельности в обществе.
Эти две формы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Ведь ненаправленная форма социализации предполагает влияние конкретной группы общества, а они бывают не только положительные. В этом случае активно должно включаться направленное воздействие на формирование ценностей человека, этим могут заниматься родители, школа.
Этапы приспособления к социуму
Человек в обществе адаптируется, проходя несколько этапов. Они взаимосвязаны между собой. Навыки, которые ребенок приобрел на предыдущем этапе, затем совершенствуются и являются базой для возникновения других характеристик социализации.
- Младенчество — этот этап охватывает первых 2 года малыша. Здесь важным фактором является его общение со значимыми взрослыми, которое окрашено положительными эмоциями. Ребенок учится реагировать на обращение к нему, различать негативные и позитивные эмоции. Это можно заметить по тому, как он нахмуривает бровки, когда к нему строго обращаются.
- Ранее детство (от 2 до 5 лет). Ребенок активно познает мир, наравне с этим учится взаимодействовать с предметами, манипулируя ими. Социализация происходит при правильном общении с родителями.
- Дошкольное детство (шесть-семь лет). Ведущим видом деятельности в этот период является игровая деятельность. Но на этом этапе процесс социализации личности ребенка происходит через усложненную игру — ролевую. Маленький член общества учится распределять и играть разные роли. Играя маму, ребенок учится вести себя, как она, повторяет некоторые ее словосочетания, наставляет «своего» малыша. Этим самым он начинает перенимать основные нормы и ценности прежде всего семьи.
- Ранний школьный возраст охватывает период от 7 до 11 лет. Кардинально изменяется социальная ситуация развития ребенка. В этот период он переосмысливает все, что знал из жизненного опыта, подкрепляет полученными знаниями. Особенности социализации в этом возрасте также состоят в том, что у ребенка изменяются авторитеты. Основным значимым взрослым в процессе адаптации к новым условиям является учитель. С ним ребенок общается и взаимодействует наравне, а иногда даже больше, чем с родителями.
- Подростковый период (12-14 лет). С помощью новых знаний, формирования своего мнения на основе понятийного мышления, а также активного взаимодействия со сверстниками, подросток продолжает привыкать к нормам и требованиям общества. В этом возрасте он может либо отрицать их, либо полноценно подчиняться им.
- Юношеский возраст с 14 до 18 лет. На этом этапе происходит несколько важных событий в жизни каждого юноши или девушки. Это половое созревание, при котором молодые люди приобщаются к миру взрослых людей; завершение учебы, при этом человек становится более самостоятельным. На этот период приходится формирование мировоззрения, изменение самооценки и, как следствие, самосознания. Созревают в психике основные жизненные принципы, самоуважение, ценностные ориентации.
- Поздняя юность (18-25 лет). Человек активно включается в трудовую деятельность. Некоторые продолжают учиться, получая профессию. Молодые люди постепенно узнают и перенимают социальные нормы общества, учатся взаимодействовать с другими, распределять трудовые обязанности и выполнять их. Личность развивается социально и профессионально.
- Зрелость (25-65 лет). Человек совершенствуется в трудовой деятельности и занимается самообразованием.
- Послетрудовая деятельность (65 и более лет). Человек выходит на пенсию, подводит некоторые итоги жизни. Реализует себя в разных направлениях (хозяйка, бабушка, дедушка, занятие самообразованием, консультирование в профессиональных вопросах).
Какие факторы влияют на привыкание личности к обществу?
Все виды социализации не могут осуществляться без определенных факторов. Они оказывают существенное влияние на адаптацию человека к общественным правилам. Благодаря этим факторам, человек может воспринимать и перенимать формы социальных норм, имея уже некоторое представление о моральных, правовых, эстетических, политических и религиозных правилах.
Основные факторы, влияющие на социализацию:
- биологический — определяет разнообразие набора характеристик личности;
- физическое окружение — личность также может формироваться под влиянием климата и других природных показателей, эти закономерности изучает этнопсихология;
- культура — в каждом обществе есть своя культура, которая очень влияет на перенятие норм социума;
- групповой опыт — здесь можно вспомнить теорию Юнга о коллективном бессознательном, в которой он также утверждал, что группы влияют на самосознание личности; в общении с разными людьми, воспринимая их реакции, человек учится взаимодействию в определенном окружении;
- личный (индивидуальный) опыт — это уникальный фактор, так как каждая личность по-своему перенимает закономерности воспитания, особенности общественных норм, негативный и позитивный опыт и интегрирует его.
Виды социализации
Различают несколько дополнительных и два основных вида социализации:
- Первичная — восприятие общества в детстве. Ребенок познает социум через культурное положение семьи и восприятие мира значимыми взрослыми — родителями. Прививая основные ценности через закономерности воспитания, родители формируют первый опыт ребенка. Он переживает этот опыт как собственный и учится воспринимать другого через механизм идентичности. Через общение со значимыми взрослыми у ребенка формируются элементы оценки происходящего.
- Вторичная — не имеет окончания и длится столько, сколько человек входит в профессиональный круг, компании по интересам и другие малые и большие социальные группы. Здесь ребенок обучается разным ролям, учится воспринимать себя на основе того, какую роль ему нужно выполнять. Можно легко привести примеры социализации вторичной: ребенок дома выполняет роль сына, в школе ученика, в спортивном кружке — спортсмена. Но иногда мир вторичной адаптации к обществу противоречит первичной (того, что привито в детстве), например, ценности семьи не соответствуют интересам группы фанатов рок-музыки. В этом случае человеку приходится пройти через процесс самоидентификации (что подходит больше) и оттолкнуть какое-либо направление интересов.
Нужно отметить, что первичное восприятие общества реже корректируется, так как то, что заложено в детстве, сложно потом переформатировать, убрать из подсознания. Виды социализации не ограничиваются только первичной и вторичной. Есть еще понятие ресоциализации и десоциализации. Кроме этого, адаптация к социуму может проходить успешно и неуспешно.
Понятие ресоциализации
Этот процесс относится к видам получения знаний о нормах общества. Он означает резкую смену социальных условий, которые по-новому начинают влиять на человека, его представления и интересы. Он может проявляться во время длительной госпитализации или же при смене постоянного места проживания. Человек под воздействием новых условий опять начинает приспосабливаться к уже другой социальной ситуации.
Также это понятие используется для изменения восприятия человека обществом. Например, когда партнеры по работе воспринимают его как некомпетентного специалиста и постоянно приписывают ему этот образ. А он уже прошел курсы повышения квалификации или переподготовку и стал намного лучше работать. В этом случае важен процесс ресоциализации, то есть смена места или условий работы, чтобы этот человек мог лучше себя проявить.
Что такое десоциализация?
Это явление, которое выступает противоположностью социализации. В этом случае личность по ряду причин утрачивает общественные ценности и нормы, отчуждается от группы, в которую входит, и развивается депривация. При десоциализации человеку все сложнее реализовывать себя в обществе, и если ему не помочь, то ситуация будет ухудшаться.
Поэтому актуальным становится вопрос об успешной или неуспешной адаптации к социуму. Успешность этого процесса определяется гармонией между ожидаемым и реальным положением дел в семье, школе, обществе в целом. Неуспешная социализация возникает тогда, когда нормы и ценности, которые усвоил в свое время человек, не совпадают с нормами и ценностями окружающего мира.
Семья как первый институт перенятия норм общества
Социализация в семье действует с самого рождения, когда ребенок начинает контактировать с близкими людьми, реагирует на обращение к себе, улыбается и агукает. На семье лежит ответственность ввести нового человека в общество. Поэтому особое поручение этой малой ячейки социума — вырастить достойного члена общества. Окружающие близкие люди влияют на формирование духовной, моральной, физической составляющей. От того, как мама и папа относятся к разным явлениям окружающего мира, зависит и отношение ребенка к ним.
Именно в семье ребенок получает первый опыт построения межличностных отношений. Он видит и слышит, как общаются между собой родители, какие у них ценности и интересы. Еще малышом он начинает подражать поведению мамы или папы, перенимая их привычки, слова. Дети воспринимают словестную информацию приблизительно на 40%, если они слышат и видят, как поступают родители, вероятность их такого поведения составляет 60%. Но если ребенок слышит, как надо поступать, видит, что так ведут себя родители, и делает так вместе с ними, вероятность формирования такого навыка и следования ему в течение жизни составляет 80%! Поэтому поведение ребенка в подростковом возрасте и дальше в большей степени зависит от семьи. Только в процессе построения гармоничных взаимоотношений в семье может созреть полноценно развитая личность.
Школа как приспособление ребенка к социальным требованиям
В первые шесть лет ребенок получает важные для жизни навыки и умения. Он учится взаимодействовать с окружающими, выстраивает отношения и перенимает основные ценности семьи и нормы общества. Но как только он начинает посещать школу, социальная ситуация вокруг него изменяется. Появляются новые требования, прививаются нормы. Социализация школьников — это большой этап развития личности, в котором участие принимают уже не только родители. Здесь задействованы процессы воспитания, обучения, развития человека.
Школа создает базу для дальнейшего приспособления к обществу. Этот социальный институт не имеет права отказать в развитии ребенка, как это бывает в некоторых социальных группах (например, спортивной секции, где ребенок не подходит по определенным параметрам).
Социализация обучающихся очень зависит еще от одной значимой фигуры, которая занимает в этом периоде второе (иногда первое) место после родителей, — это учитель. Это не только главный персонаж педагогического процесса, но образец для подражания детей, особенно в младших классах. На первого учителя возлагается большая ответственность за разрешение различных проблем ребенка в школе, его адаптации к учебному процессу и классному коллективу. Все учителя отвечают также за решение учебных, социальных и воспитательных задач школы.
Социализация в школе имеет свои функции:
- культурно-образовательное развитие личности, при котором формируются зрелые и грамотные люди, умеющие логично рассуждать и принимать решения;
- регулятивно-воспитательная — формирование и воспитание положительного отношения к окружающей действительности, ценностных установок, мотивации деятельности и так далее;
- коммуникативная — ребенок усваивает навыки ролевого поведения, учится общаться;
- организационно-управленческая — помогает ученику организовать личное пространство, время;
- социально-интегративная — помогает укрепить доверительные отношения, сплоченность коллектива.
Сверстники как значимые люди в социализации
Сверстники выделяются как отдельные агенты социализации личности. Почему они так важны для развития ребенка? В подростковом и более старшем возрасте человек испытывает потребность в интересующей его информации. Ее в полной мере могут предоставить не взрослые люди, а как раз сверстники. Поэтому формируются группы по интересам, в которых и продолжает развиваться личность. В таком взаимодействии подросток получает информацию об окружающих его людях, мире, расширяет представление о себе самом. Родители должны направлять ребенка, чтобы он не попал под влияние дезадаптированных субкультурных групп.
Результаты социализации — непрерывный процесс адаптации к изменяющимся условиям в обществе. С каждым новым этапом человек меняется, преобразуются его интересы и ценности. Поэтому важно окружать себя такими людьми, которые не повлияют на нас резко отрицательно. Особенно важно следить, как протекает адаптация ребенка к новым окружающим его условиям, способствовать развитию его интересов, прививать ценности, а также принимать активное участие в его успешной социализации.
fb.ru