Процесс исторического развития – Процесс исторического развития мира организмов, 9 букв, сканворд

Процесс исторического развития человеческого общества и исторический прогресс — разные понятия, которые не надо смешивать.

26 Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) понятия об историческом развитии и историческом прогрессе;
2) неоднозначность оценок исторического развития;
3) сущность общественного прогресса;
4) моральное познание;
5) человеческие ценности и идеалы как критерий прогресса;
6) основные критерии общественного прогресса

27 1) авторское определение, например: это характеристика или оценка, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям в жизни общества, в ее основе — представления об идеалах, к которым должно стремиться человеческое общество;
2) собственное определение, допустим: общественный прогресс — совокупность поступательных изменений в обществе, развитие общества от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

28 В ответе могут быть приведены проявления противоречивости исторического процесса и иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) одни люди могут радоваться, считая, что в результате перемен человечество совершенствуется и приближается к осуществлению своих лучших идеалов; другие, напротив, печалиться по поводу того, что лучшие человеческие идеалы в этих изменениях рушатся, а люди становятся хуже.

Пример, допустим:
— развитие компьютеризации образования, по мнению одних, способствует развитию способностей детей; по мнению других, ведет к обеднению духовного мира ребенка, формированию клипового мышления;
— активные миграции, происходящие в современном мире, по мнению одних людей, ведут к формированию толерантного сознания, по мнению других — к росту национализма и межэтнической напряженности и т. д.;
2) прогресс в одних областях жизни сочетается с регрессом в других; не все новое, что появляется в процессе общественного раз вития, является прогрессивным.
Пример, допустим:
— развитие компьютерных технологий сочетается со снижением грамотности людей, большими психологическими перегрузками людей в информационном мире;
— прогресс в технологиях производства произведений культуры, например изобилие сложного компьютерного дизайна и спецэффектов в кино сочетается с ростом бессодержательности и бездуховности в кинофильмах и т. д.

29 1) авторская характеристика основы формирования критериев общественного прогресса: основой для формирования критериев прогресса является осознание людьми и признание некоторых обще человеческих ценностей и идеалов, таких как добро, справедливость, свобода, гуманизм;
2) указанный авторами критерий: прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества — исходной ценности, не признавать которую невозможно: человеконенавистничество несовместимо с прогрессом;
3) Приведены собственные примеры критериев прогресса, допустим:
— рост общественного богатства и улучшение благосостояния людей;
— развитие техники, технологий, способов производства благ;
— преодоление социальной несправедливости и т. д

30 1) ответ на вопрос: создание условий для свободной и счастливой жизни каждого человека в соответствии с идеалами подлинно человеческого бытия;
2) два проявления критерия:
— гарантирование современным государством равного доступа в правах всем гражданам вне зависимости от их пола, возраста, национальной принадлежности, социального происхождения;
— обеспечение свободного доступа к культуре, образованию, возможность изучения государственного и родного языков и т. д.

31 1) построение справедливого идеального общества было положено в основу эксперимента большевиков в 1917– 1922 гг., выдвигался лозунг «железной рукой загоним человечество к счастью», итогом стало утверждение диктатуры;
2) в гитлеровской Германии пытались построить общество для людей высшей расы — «истинных арийцев», все те, кто не соответствовал этим признакам, отправлялись в концлагеря, во имя этих идей нацисты развязали Вторую мировую войну и т. д.

www.soloby.ru

Процесс исторического развития

В дальнейшем процессе исторического развития Японии император был отстранен от реальной политической власти, а представление о том, что сицтоистские обряды, связанные с поклонением Аматэрасу, может осуществлять только император, привело к абсолютизации его сакральных функций. Управление страной переходило от одних правителей к другим, по император всегда оставался верховным синтоистским жрецом, своего рода сакральным символом государства. Акцент на важность наследования престола по линии кровного родства привел к формированию убеждения в том, что в Японии с незапамятных времен правит одна и та же династия императоров. Это сделало невозможным применение по отношению к японскому государю китайской концепции «Мандата Неба», предусматривавшей возможность перехода власти от одной династии к другой в том случае, если действия ее представителей приходили в несоответствие с «Волей Неба», т. е. если они начинали править в своих корыстных целях и забывали об интересах народа и страны.

Идея божественности и непрерывности императорской династии стала, таким образом, «сквозной» идеей, пропагандировавшейся в сочинениях многих средневековых японских авторов. Так, она присутствует уже в древнейших памятниках японской письменности «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720 г.).

Сёгуны Токугава стали использовать авторитет императора для укрепления своей власти. Иэясу обставил небывалой роскошью осуществление императором его религиозных церемоний? и увеличил размер своих подношений ему. Вместе с тем сёгун: резко ограничил свободу императора, возможности его передвижения по стране, определил круг его общения. Даже влиятельные дайме юго-западных княжеств, которые были относительно независимы от сёгуна, не могли вступать в контакт с императором без ведома и разрешения сёгуна. Кроме того, при императоре находился кампаку (канцлер, главный советник), без одобрения которого ни одно решение императора не приобретало силу (впрочем, император мог выносить решения ТОЛЬКО в отношении дел собственно императорского двора). Номинально кампакуназначался императором из числа пяти регентских домов, но фактически зависел от сёгуна и был средством воздействия последнего на императора. Таким образом, почитая и: превознося императора, сёгуны Токугава полностью отстранили его от политических дел.

aziaxpress.ru

ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Процесс развития может быть рассмотрен с точки зрения одновременной данности его моментов логический аспект) и с точки зрения осуществления развития во времени (исторический аспект). В этой части работы мы остановимся на характеристике развития общества во времени.

Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории позволило понять историю как естественноисторический процесс, как процесс, совершающийся с необходимостью, закономерно и вместе с тем осуществляющийся благодаря деятельности людей, имеющих свободу выбора, свободу воли (на разных этапах исторического развития характер и степень свободы различны).

Чтобы понять процесс исторического развития, требуется определить его изменение во времени, причем если развитие закономерно, то изменение должно осуществляться в каком-то необходимом направлении. Это закономерное развитие не исключает деятельность людей как сознательных, мыслящих существ, напротив, историческое развитие общества представляет собой равнодействующую, складывающуюся из деятельности масс людей. Однако деятельность людей осуществляется в конечном счете ради поддержания физического существования своего собственного и (рода при определенных объективных, сначала преимущественно природных условиях. И уже потому историческое развитие общества, т. е. историческое взаимодействие людей, не может осуществляться чисто произвольно.

История общества не может быть свободна от случайностей, зигзагов, перерывов и т. п. Но все-таки, если взять достаточно продолжительный период (продолжительность такого периода различна в зависимости от конкретных условий), то обнаружится направленность развития, пробивающая себе дорогу через все случайности, зигзаги, перерывы и т. п.

Характеристика всякого исторического процесса развития означает, прежде всего и главным образом, рассмотрение его общей направленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также механизмов перехода от одного этапа к другому, специфику, преемственность и направленность процесса развития.

Необходимо специально подчеркнуть, что, утверждая наличие направленности развития, мы отмечаем главное направление развития, отвлекаясь от того, что наряду с главным направлением могут существовать другие, тупиковые направления развития, что между ними и главным направлением может происходить взаимодействие.

Общество есть, как уже отмечалось выше, органическое целое, проходящее в своем восходящем, прогрессивном развитии ряд стадий, ступеней, этапов.

Реально существующая история общества не есть процесс развития органического целого в чистом виде. Однако для того чтобы понять всю сложность исторического развития общества, необходимо выделить в чистом виде прежде всего главное направление развития общества и только затем вводить в поле рассмотрения осложняющие обстоятельства.

Общество, общественная форма движения, качественно отличается от биологической формы движения, но вместе с тем общество возникает из природы и ближайшим образом из биологической формы движения.

Следовательно, если общество есть органическое целое, то и история общества должна быть расчленена на стадии, этапы, которые проходит в своем развитии всякое органическое целое:

1. Образование исторических предпосылок общества, образование социального в недрах биологического, вообще природного. На этой стадии появляются предпосылки возникновения общества, но самого общества еще нет.

2.    Первоначальное возникновение общества.

3.    Формирование общества. Идет процесс преобразования возникшим обществом унаследованной природной основы.

4. Зрелость общества. Процесс преобразования унаследованной природной основы завершен. Природная основа в существенно преобразованном виде включена в качестве момента в процесс развития общества.

На стадии образования исторических предпосылок общества безраздельно господствуют природные закономерности. Источник развития тут следует искать в развитии природы. На стадии первоначального возникновения общества образуется и начинает действовать принципиально новый источник развития.

Ведущим, главным фактором развития с возникновением человека становится социальный, а не природный фактор. Правда, природный фактор, природная основа только начинают преобразовываться новым процессом. На стадии формирования общества продолжается преобразование природной основы, однако в той или иной степени природная основа все же остается непреобразованной, и, значит, новая сущность, хотя она и есть тут главный, ведущий фактор развития, еще не господствует в том смысле, что не до конца преобразован унаследованный процесс, природная основа.

На стадии зрелости социальный фактор становится не только ведущим, но и господствующим.

Итак, на первой стадии источник развития находится в природе, на второй стадии возникает социальный источник развития, он сразу же оказывается ведущим. Благодаря возникновению этого принципиально нового фактора и как его проявление образуется взаимодействие между ним и природным фактором. Господствует взаимодействие социального и природного факторов при главенстве социального. На третьей стадии возникший социальный фактор продолжает быть ведущим, главным. На четвертой стадии социальный фактор полностью подчиняет себе природный фактор и только на этой стадии он безраздельно господствует, а значит, только теперь безраздельно господствует самодвижение, саморазвитие общества, взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель.

Этап образования исторических предпосылок человеческого общества начинается со времени существования обезьяноподобных предков человека. На этом этапе в силу действия чисто природных причин (взаимодействия организма и окружающей природной среды) создаются предпосылки для перехода к следующему этапу, предпосылки, имеющие природный же характер.

Переход к этапу первоначального возникновения человека происходит благодаря чисто природным воздействиям: именно изменение окружающей природной среды (разрежение лесов, похолодание, уменьшение возможностей сбора предметов пропитания и т. д.) привело к тому, что обезьяноподобные предки человека начали переход от древесного к наземному образу жизни и к использованию предметов природы как средств, орудий добычи питания, защиты и т. п. Переход к использованию предметов природы в качестве орудий был, таким образом, продолжением чисто природного развития. Но природное развитие включило в сферу своего действия такой природный фактор, который таил в себе принципиально новые потенции развития, отличные от природного развития. Переход к использованию орудий, средств труда открывал дорогу к созданию таких предметов, которых в природе самой по себе не существует. По мере того как использование предметов природы в качестве орудий, средств труда становилось постоянным, становилось постоянным и целесообразное изменение самих орудий, средств труда, т. е. происходил переход к постепенному производству орудий, средств труда.

Когда же завершается этап первоначального возникновения) человека как общественного существа? По нашему мнению, тогда, когда производство продуктов труда становится постоянным, регулярным.

Производство сначала образуется как производство орудий добычи. Собиратель, охотник, рыболов добываемые предметы потребления сами регулярно не производят.

Только с появлением скотоводства и земледелия люди переходят к регулярному, постоянному производству продуктов труда, служащих предметами удовлетворения физических потребностей человека. Тогда-то и производство орудий стало главным образом не производством орудий добычи, а производством орудий собственно производства.

Возникновение человека означало также коренное изменение отношения к природе: от удовлетворения физических потребностей при помощи найденных в природе в готовом виде предметов к производству предметов потребления, к целесообразному изменению одних предметов природы при помощи других предметов, используемых в качестве средств изменения.

Коренное изменение взаимодействия живого существа с природой есть, как во всяком взаимодействии, коренное изменение обеих взаимодействующих сторон. Изменение обезьяны в новый тип живого существа шло по мере развития трудовой деятельности и в основном завершилось с образованием компонентов труда: предметов труда, средств труда, целесообразных действий, продуктов труда. В свою очередь, образование этих компонентов оформилось тогда, когда добыча готовых предметов природы стала главным источником существования людей и когда стало устойчивым производство орудий добычи. В производстве орудий добычи все перечисленные компоненты уже имеют место. Именно в это время и сложился биологический тип современного человека.

Выше речь шла о первоначальном возникновении производительного отношения к природе. Но процесс первоначального возникновения этого отношения был и процессом первоначального возникновения производственных отношений.

Когда главным источником существования является добыча предметов потребления, тогда пользование и распределение результатов добычи в общем и целом не отличаются друг от друга. Добытое коллективом сообща и потребляется.

По нашему мнению, пока применяются в качестве орудий готовые предметы природы, вообще не существует какого-либо общественного разделения между пользованием и распределением, между потреблением и производством.

Общественное разделение между пользованием и распределением, между потреблением и производством лишь зарождается. Пока мы имеем дело с обществом добывателей, потребление, пользование, с одной стороны, и распределение результатов и орудий добычи с другой стороны, по преимуществу существуют нерасчлененно. Производственные отношения как относительно самостоятельные лишь начинают выделяться и притом прежде всего а производстве орудий добычи.

Первоначальное возникновение производственных отношений в качестве относительно самостоятельных может завершиться лишь с переходом к собственно производству предметов потребления и к производству орудий производства.

Обезьянье стадо превращалось в человеческое общество благодаря действию природных факторов. Но не только их. С самого начального момента этого перехода ведущим, главным фактором развития стало использование орудий, возникающий труд.

По нашему мнению, нельзя вполне принять точку зрения на то, что в период преимущественно присвоения готовых продуктов природы экономика и экономические отношения не играли решающей роли.

Однако вместе с тем говорить о решающей роли экономики или отношений родства следует cum grano salis.

В течение всего этапа первоначального возникновения общества, и в том числе на стадии дикости и низшей ступени варварства, производственные отношения, экономика первоначально возникают. А это значит, что производственные отношения уже начинают отделяться от природных связей, хотя еще и существуют нераздельно с ними. Это значит, что производственные отношения еще не полностью преобразовали природные связи. В таком смысле они еще не господствуют. Но именно производственные отношения служат в этот период уже ведущим фактором развития и в этом смысле решающим фактором.

Производственные отношения пока только возникают, их содержание в значительной мере определяется слабостью образующихся производительных сил, т. е. определяется негативно. Поскольку производственные отношения не вполне отделились от природных, постольку производственные отношения сливаются с родовыми отношениями. Родовые отношения служат одновременно в качестве производственных отношений.

Поскольку же производственные отношения отделились oт природных, постольку они не сливаются с родовыми отношениями, а существуют в качестве особых, общинных производственных отношений.

В первобытном обществе производственные отношения по преимуществу слиты с природным отношением людей друг к другу и к условиям производства. Собственность означает, следовательно, первоначально не что иное, как отношение человека к его природным условиям производства как к принадлежащим ему, как к своим собственным, как к предпосылкам, данным вместе c его собственным существованием, отношение к ним как к природным предпосылкам его самого, образующим, так сказать, лишь его удлиненное тело. У человека, собственно говоря, нет отношения к своим условиям производства, а дело обстоит так, что он сам существует двояко: и субъективно в качестве самого себя, и объективно в этих природных неорганических условиях своего существования. Отсутствие отношения человека к своим условиям производства как раз и означает, что собственность существует тут нераздельно с природной связью, природным отношением. И постольку сам человек представляет собой субъективное существование природных условий.

Итак, первобытнообщинная собственность в значительной мере существовала слитно с природными отношениями людей друг к другу и к условиям производства.

Слитность производственных отношений с природными отношениями в той или иной степени необходима во всякой общине. Эта слитность коренится в самой сути общины независимо от ее различных форм.

На этапе первоначального возникновения человека общество существует в виде отдельных коллективов, каждый из которых представляет собой общество в целом. Основной необходимостью для каждого коллектива является обеспечение членов коллектива средствами, минимально необходимыми для поддержания жизни, удовлетворение минимума физических потребностей, безусловно необходимого для жизни. Образующийся способ произодства существует как подчиненный этой необходимости, его относительно самостоятельное развитие только-только возникает. Вместе с тем способ производства с начала своего возникновения, хотя и служит подчиненным моментом для обеспечения минимума жизненных средств, оказывается ведущим фактором развития. Правда, само действие этого фактора еще в немалой степени зависит от случайностей, от конкретных природных условий. Так, если природные условия достаточно богаты для того, чтобы удовлетворять примитивные потребности, развитие способа производства может остановиться. Первобытный коллектив это, так сказать, общество примитивных потребителей по преимуществу. Естественно, что слишком суровые природные условия также отрицательно действуют на возникновение способа производства.

Действие возникающего способа производства, в качестве ведущего фактора развития само происходит лишь при определенной мере давления окружающих условий на людей. На этом этапе природные условия, природные связи людей (связи по поводу размножения, изменение численности людей вследствие действия природных условий) остаются преобладающими факторами, но перестают быть ведущими факторами развития.

Третий этап формирование человеческого общества, На этом этапе возникший способ производства материальных благ формируется, преобразует унаследованную — природную основу. Конечно, уже его первоначальное возникновение было одновременно и определенным преобразованием природной основы. На предыдущем этапе возникли основные компоненты труда, производительных сил, возникли производственные отношения. В чем же тогда заключалось формирование способа производства материальных благ и преобразование унаследованной природной основы на этапе формирования?

В период формирования общества по-прежнему преобладают природные связи, природные условия. Однако теперь действие способа производства в качестве ведущего фактора развития общества перестало зависеть от случайных обстоятельств и стало по преимуществу необходимым. В процессе же формирования cпoсоб производства становится не только необходимо ведущим фактором развития, но и безраздельно господствующим.

Рассмотрим несколько подробнее процесс формирования общества с точки зрения развития производительных сил. Период формирования производительных сил начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического существования, и продолжается до достижения того уровня, когда становится возможным производство изобилия материальных благ. Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли основные компоненты производительных сил (люди, средства производства), оно заключается, прежде всего, в формировании общественного характера труда. Вначале общественный характер труда диктуется в общем и целом слабостью, неразвитостью, примитивностью производительных сил, т. е. оказывается следствием отсутствия достаточного развития производительных сил. Формирование общественного характера труда вступает в завершающую стадию тогда, когда в производстве начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства завершается тогда, когда весь процесс производства общества становится внутренне единым.

Формирование производительных сил есть также преобразование унаследованной природной основы и превращение ее в подчиненный момент движения производительных сил. Уже на этапе первоначального возникновения человека как общественного существа становится устойчивым производство орудий (добычи). Производство орудий (добычи) в обеспечении людей средствами к жизни играет там, как и весь способ производства, ведущую роль в развитии, но оно отнюдь не преобладает в этом процессе. На этапе формирования общества по-прежнему преобладает использование орудий (правда, теперь уже орудий собственно производства, а не добычи), найденных в готовом виде в природе. На этом этапе осуществляется переход от преобладания естественно возникающих орудий производства к преобладанию произведенных орудий производства. На этом же этапе совершается переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда, создаваемых с заранее заданными свойствами. Человечество на этом этапе развития производительных сил переходит к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на вcю окружающую земную природную среду. Наконец, формирование производительных сил включает и формирование человека в качестве производительной силы. Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов, следовательно, предполагают переход от эмпирического уровня развития знаний к теоретическому, требуют собственно научного подхода к действительности. Формирование человека в качестве производительной силы есть превращение его из эмпирически действующего индивида в индивида, вооруженного теорией.

Формирование общества с точки зрения развития производственных отношений совершается, в конечном счете, под определяющим влиянием формирующихся производительных сил. Но, вместе с тем, формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс.

Развитие производственных отношений на этапе формирования человеческого общества происходит противоречиво. С одной стороны, на протяжении всего этапа, хотя и в различной мере и в так или иначе модифицированном виде, сохраняется отношение человека к его природным условиям производства как к предпосылкам, данным вместе с его собственным существованием, отношение к ним как к природным предпосылкам его самого, образующим, так сказать, лишь его удлиненное тело, сохраняется непосредственное отношение человека к условиям производства. (Эта сторона в известной мере сохраняется даже при капитализме.) С другой стороны, образуется и развивается разрыв между человеком и условиями производства, возникают и развиваются частная собственность, антагонистические классы.

Первый процесс по мере формирования человеческого общества изменяется и исчезает, второй нарастает, является ведущим, а в конце процесса формирования становится господствующим.

Основой сохранения в той или иной степени, в том или ином виде непосредственного отношения человека к условиям производства служит то, что еще значительны доля и роль использования естественно возникших орудий труда, предметов труда, найденных в природе в готовом виде, а также то, что человек еще порабощен действием природных сил.

Основой возникновения и нарастания разрыва между человеком и условиями производства является совокупность ряда особенностей развития производительных сил. Во-первых, это переход к преобладанию произведенных орудий труда, к преобладанию произведенных предметов труда, к решающему целесообразному воздействию человека на всю окружающую среду. Тем самым непосредственное отношение человека к природным условиям производства становится опосредствованным. Во-вторых, это опосредствованное отношение существует как разрыв. Ибо по своему уровню производительные силы на этапе формирования достаточны для того, чтобы производить постоянный излишек жизненных средств сверх совершенно необходимого для поддержания физического существования индивидов, но недостаточны для постоянного и полного удовлетворения физических потребностей всех членов общества, что приводит к борьбе людей друг с другом из-за материальных благ, к образованию классов и частной собственности. Кроме того, преобладание индивидуально приводимых в действие орудий труда, наличие общественного характера труда, главным образом как внешней необходимости, также ведет к возникновению частной собственности.

Как обстоит дело с источником развития на этапе формирования человеческого общества? Источник развития общества заключается преимущественно в способе производства, т. е. в единстве производительных сил и производственных отношений. Но на этом этапе внутренний источник, источник саморазвития общества, еще только формируется. Способ производства уже играет роль ведущего фактора развития, именно в силу его действия происходит прогресс общества на этапе формирования. И вместе с тем общество еще в немалой степени зависит от природных условий, которые могут или способствовать прогрессу общества (но не определять его прогресс) или препятствовать общественному развитию. Поэтому само формирование способа производства может начаться и происходить при особых природных условиях.

Классово антагонистические общественно-экономические формации представляют собой различные стадии процесса формирования общества. Вся история человечества до коммунизма есть процесс созревания общества. Когда можно говорить о зрелом обществе?

Собственно зрелое общество есть такое общество, когда произошло завершение преобразования природной основы, т. е. той основы, из которой возникло общество. Этап зрелости какого-либо данного процесса развития есть отрицание отрицания. Применительно к обществу это означает, что вначале существует по преимуществу непосредственное единство общества, человека с природой (различие между ними не выдвигается на первый план). Затем все более и более усиливается преобразование природы, природных связей, и притом на первый план начинает выдвигаться разрыв между обществом и природой, установление господства над природой. На этапе зрелости идет как бы возвращение к исходному пункту, к единству с природой, но с учетом достижений первого отрицания. Единство общества и природы на этапе зрелости человеческого общества опосредовано преобразованием всей земной природы. Однако тут уже исчезает разрыв между человеком и природой, враждебность человека по отношению к силам природы, исчезает одностороннее стремление стать господином над природой, хищническое отношение к ней и т. п.

Производительные силы зрелого общества в количественном отношении развиты настолько, чтобы доставить изобилие материальных благ. Зрелость производительных сил характеризуется также тем, что производство общества становится внутренне единым производственным процессом; тем, что средствами производства служат средства, созданные самим производством, тем, что человек как компонент производительных сил вооружен наукой и производительные силы оказываются воплощением науки. Зрелость производительных сил означает также преобладание творческого, содержательного, оптимально продолжительного труда, а это невозможно без развитого автоматизированного производства. В свою очередь, адекватной основой автоматизированного производства является производство автоматов автоматами. Продуктом целесообразного преобразования на этом этапе зрелости выступают не только средства и предмет труда, не только сам труд, но все природные земные условия. Все земные природные условия становятся единым целесообразно преобразованным комплексом. Затем последует целесообразное комплексное освоение околоземного космического пространства.

Производственные отношения на этапе зрелости общества это уже не общинно-родовые и не частнособственнические отношения, а отношения общественной собственности, т. е. общественного присвоения. Целью общества становится не обеспечение минимумом материальных благ соответственно полу, возрасту, индивидуальным особенностям, как в первобытном обществе, и не приобретение частной собственности. Было бы ошибочным считать главной целью зрелого общества обеспечение всех членов общества в изобилии материальными благами. Главной целью оказывается развитие, саморазвитие людей как личностей. На этапе зрелости общества изменяется соотношение производительных сил и производственных отношений, меняется вся структура общества. Специальное рассмотрение этих изменений предмет особого исследования.

Социализм есть такая стадия зрелости общества, когда ведущим и определяющим фактором развития общества стала общественная собственность на средства производства, но когда вместе с тем еще не полностью преодолены ограниченности предшествующего развития общества.

Собственно, коммунистическая фаза развития нового общества развитие нового общества на своей собственной основе.

www.ilhs.tuc.gr

Часть III

ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

Процесс развития может быть рассмотрен с точки зрения одновременной данности его моментов (логический аспект) и с точки зрения осуществления развития во времени (исторический аспект). Логическое и историческое (рассмотрение) внутренне взаимосвязаны, внутренне едины: диалектико-материалистическое рассмотрение одновременной данности моментов процесса развития есть отображение в снятом виде его развития во времени, а развитие во времени есть развитие именно этого, а не другого процесса и, следовательно, его моментов как одновременно данных. Вместе с тем внутреннее единство логического и исторического рассмотрения не существует как абсолютное тождество, это тождество с различием, что и позволяет относительно самостоятельно фиксировать логический и исторический аспекты.

Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории позволило понять историю как естественноисторический процесс, как процесс, совершающийся с необходимостью, закономерно и в то же время благодаря деятельности людей, имеющих свободу выбора, свободу воли (на разных этапах исторического развития характер я степень свободы различны),

Чтобы понять процесс исторического развития, требуется определить его изменение во времени, причем если развитие закономерно, то изменение должно осуществляться в каком-то необходимом направлении. Это закономерное развитие не исключает деятельность людей как сознательных существ, напротив, историческое развитие общества представляет собой равнодействующую, складывающуюся из деятельности масс людей.

История общества не может быть свободна от случайностей, зигзагов, перерывов постепенности и т. д. Но все-таки если взять достаточно продолжительный период (продолжительность такого периода различна в зависимости от конкретных условий), то обнаружится направленность развития, пробивающая себе дорогу через все случайности, зигзаги, перерывы и т. п.

Для характеристики всякого исторического процесса развития необходимо рассмотрение его общей направленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также механизмов перехода от одного этапа к другому, специфики, преемственности и направленности процесса развития в целом и его этапов.

Важно специально подчеркнуть, что, утверждая наличие направленности развития, мы отмечаем главное направление развития, отвлекаясь от того, что наряду с главным направлением могут существовать другие, что между ними и главным направлением может происходить взаимодействие.

Общество есть органическое целое, проходящее в своем восходящем, прогрессивном развитии ряд стадий,. ступеней, этапов. Реально существующая история общества не есть процесс развития органического целого в чистом виде. Однако, для того чтобы понять всю сложность исторического развития общества, необходимо выделить в чистом виде прежде всего главное направление этого развития и только затем вводить в поле рассмотрения осложняющие и модифицирующие его обстоятельства.

Общественная форма движения качественно отличается от биологической формы движения, но вместе с тем общество возникает из природы и ближайшим образом из биологической формы движения.

Если общество есть органическое целое, то и история общества должна быть расчленена на стадии, этапы, которые проходит в своем развитии всякое органическое целое.

1. Начало процесса исторического развития общества, т. е. образование исторических предпосылок общества, образование социального в недрах биологического, вообще природного. На этой стадии появляются предпосылки возникновения общества, но самого общества еще нет.

2. Первоначальное возникновение общества. Сюда мы относим первобытнообщинный строй.

3. Формирование общества. Идет процесс преобразования возникшим обществом унаследованной природной основы. Формирование общества включает в себя все классово-антагонистические формации.

4. Зрелость общества. Процесс преобразования унаследованной природной основы (имеются в виду земные условия, земное лоно истории) завершен. Природная основа в существенно преобразованном виде включена в качестве момента в процесс развития общества. Зрелое обществокоммунистическая формация.

Таковы стадии, этапы восходящего развития общества как органического целого. Первые три стадии мы относим к становлению человеческого общества1.

На стадии образования исторических предпосылок общества безраздельно господствуют природные закономерности. Источник развития тут следует искать в развитии природы. На стадии первоначального возникновения общества образуется и начинает действовать принципиально новыйсоциальныйисточник развития. Ведущим, главным фактором развития с возникновением человека как нового биологического вида становится социальный, а не природный фактор. Правда, природный фактор, природная основа, только начинает преобразовываться новым процессом. На стадии формирования общества продолжается преобразование природной основы, однако в той или иной степени природная основа все же остается непреобразованной, и, значит, новая сущность, хотя она и есть главный, ведущий фактор развития, еще не господствует в том смысле, что не до конца преобразован унаследованный процессприродная основа.

На стадии зрелости общества социальный фактор становится не только ведущим, но и непосредственно господствующим.

Итак, на первой стадии источник развития находится в природе, на второй стадии возникает социальный источник развития, он сразу же оказывается ведущим. Благодаря возникновению этого принципиально нового фактора и как его проявление образуется взаимодействие между ним и природным фактором. Господствует взаимодействие социального и природного факторов при главенстве социального. На третьей стадии возникший социальный фактор продолжает быть ведущим, главным. На четвертой стадии социальный фактор полностью подчиняет себе природный фактор, и только на этой стадии он безраздельно господствует, а значит, только теперь безраздельно господствуют самодвижение, саморазвитие общества, взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель. Здесь речь идет о земном существовании человечества. Но уже на последней стадии формирования создаются предпосылки к космическому существованию человечества, к космической цивилизации и к новому витку взаимодействия человечества с природой.

 

 

www.ilhs.tuc.gr

§ 14. Исторический процесс

Вспомните:

 

 

как решают философы вопрос о смысле и направленности общественного развития? В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к проблеме развития общества?

      Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.       Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляютсобытия, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучаетисторическая наука.

      «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином».

В. О. Ключевский

      Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

Типы социальной динамики

      Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.       Социальныеизменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.       Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называютсясоциальным развитием.Философы и социологи рассматриваютразличные типы социальной динамики. Распространенным типом считаетсялинейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках.Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий,спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.       В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.       Социальные изменения могут происходить в различныхформах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)       Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всегосоциальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.       Вместе с тем современная наука признает возможность осуществлениясистемы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять.Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

studfiles.net

Этапы, факторы, особенности и движущие силы исторического развития. Теории исторического развития

Мировая история очень богата и насыщена всевозможными фактами. Даже с учётом современных технологий и небывалого развития исторических наук учёные до конца не ответили на все интересующие человечество вопросы. Большинство событий, личностей, локаций, исторических документов так и остаются тайной по сей день. Однако подобные белые пятна не являются проблемой для создания своеобразного «исторического древа», которое позволило бы в общих чертах познать весь исторический процесс человечества. Нужно отметить тот факт, что современные учёные все же смогли создать классическую модель того, что происходило в прошлом. Но все ли было так, как это описывается в школьных учебниках?

Становление истории

Развитие истории как науки началось давным-давно ещё со времён древней Греции. Процесс постепенного накопления знаний привёл к тому, что эта наука стала ключевой. С её помощью можно познать настоящий мир через призму времени. Узнавая всё больше и больше фактов из далёкого прошлого, мы можем объяснить некоторые события настоящего и предугадать будущее. Но эта своеобразная функция не является основоположным фактором, который обуславливает необходимость изучения истории. В настоящее время учёных всё больше интересуют движущие силы исторического развития. Ведь эволюция, где бы она ни проходила, не может появляться просто так. Для этого должен быть определённый фактор, который даст толчок. Если посмотреть на все этапы исторического развития, о которых пойдёт речь далее, то становится ясно, что на протяжении всей истории человечества существовали определённые события, люди, факты или другие элементы, которые стимулировали последующее развитие.

Суть теорий исторического развития

Весь процесс развития человечества можно разделить на определённые этапы. Однако, неизвестно, как он начинался, а также что способствует его динамике и упадку. Когда учёные занялись поиском ответа на этот вопрос, они стали изобретать различные теории исторического развития, которые дали бы ответы на имеющиеся вопросы. Сам по себе термин теории означает некую гипотезу, обросшую фактами и научными доказательствами. Она позволяет выяснить и доказать верность или ложность какого-либо фактора. В нашем случае доказывается весь процесс исторического развития, а теории, в свою очередь, позволяют понять его разнообразие, форму, причину возникновения и динамику. Именно теории подтверждают тот факт, что движущие силы исторического развития существуют и их можно объяснить.

Виды теорий исторического развития

События можно рассматривать, основываясь, на двух основных подходах: плюралистическом и монистическом. Каждый из них обуславливает появление того или иного вида исторической теории. Плюралистический подход рассказывает о наличии многочисленных наций и культур, развитие которых происходило независимо друг от друга. Монистическая концепция является полной противоположностью и доказывает факт взаимосвязи культур и наций. Таким образом, мы видим, что в каждой концепции могут быть свои движущие силы исторического развития, причём они разительно отличаются друг от друга. Что касается теорий, то их авторы всегда были приверженцами какой-нибудь концепции. Таким образом, можно выделить основные теории исторического развития, а именно:

  • Теологическая. Все живое развивается по воле Божьей, а человек – это его лучшее творение. Любые процессы должны происходить во имя и во славу его.
  • Языческая. Эта теория интересна, так как её приверженцы полностью отвергают процесс исторического развития в целом.
  • Линейная теория поясняет всякое развитие, как определённую точку во времени. Любому развитию когда-либо должен прийти конец.
  • Теория Тойнби. Она повествует о цикличности всех исторических процессов. Все цивилизации переживают восход, развитие, пик эволюции и упадок. При этом все процессы взаимосвязаны.
  • Марксистская теория является универсальной. Она объясняет происхождение права, общества, а также весь процесс исторического развития. Проще говоря, Карл Маркс объясняет происхождение любого социального феномена, как следствие классовой борьбы. Теория получила широкое распространение в середине XX века, когда мир был биполярным: коммунистический восток и капиталистический запад.

Исторический процесс и его факторы

Сами по себе теории представляют собой только рамки, согласно которым развивалось общество. В каждой из них приводятся исключительные факторы, которые в разные времена влияли на эволюцию общества. Следует отметить тот факт, что общество и историю нужно рассматривать, как одно нерушимое целое, потому что именно люди влияют на процесс своей эволюции. Таким образом, факторы исторического развития исходят от людей и влияют на них же, тем самым координируя поведение социума на отдельной территории планеты. В данном случае нужно учитывать географические данные, так как все народы находятся на разных уровнях своего исторического развития. Это можно наглядно увидеть в настоящее время. Сравнить хотя бы Европейские государства и страны Африки. Люди одни и те же, за исключением цвета кожи, а отрыв в развитии между ними колоссальный. Отсюда следует, что факторы исторического развития зависят не только от эпохи. Они также будут обуславливаться территориальными и другими особенностями населения, например: религией, менталитетом, государственным строем и т.д.

Этапы исторического развития

Итак, мы установили, что факторы зависят от географического расположения и определённого исторического этапа. Систематизация современной науки привела к тому, что учёные разделили всю мировую историю на временные отрезки. Каждый из них, имеет определённые временные рамки. Благодаря им мы можем изучить и выделить основные движущие силы исторического развития.

Во всех странах выделяются следующие этапы:

  1. Первобытный мир. Начало этого этапа характеризуют две основных даты: 1,2 миллиона лет до нашей эры, когда появился первый человек, и 40 тысяч лет до нашей эры. Последняя дата относится к появлению сознания у человека разумного и возникновение у него навыков выживания среди других видов.
  2. Древний мир (IV-III тысячелетия до нашей эры – V век нашей эры).
  3. Средневековье (V – XV века нашей эры).
  4. Новое время (XVI – 60-ые годы XX века нашей эры).
  5. Новейшее время (60-ые годы XX века – настоящее время).

Разные факторы на всех этапах

Каждый исторический этап отражает процесс жизни человека. На протяжении всей истории люди использовали накопленные знания для перехода на новый уровень развития. Но для аккумуляция знаний – это долгий процесс, поэтому этапы не равномерны в своих временных рамках.
Каждый из них оканчивался определённым событием. Например, первобытное общество начало исчезать с появление цивилизаций и огромных империй, таких как Римская, Месопотамская, Персидская. Древний мир перестал существовать, когда Иисус подарил миру христианство.

На рубеже Средневековья и Нового времени происходили великие географические открытия, которые обусловили человеческое развитие. Историческое наследие, остающееся после каждого из этапов, помогало людям добиться новых рубежей, используя ошибки прошлых поколений.

Заключение

В целом, особенности исторического развития зависят от многих факторов. Но основным из них являемся мы сами – люди, населяющие планету Земля. Любые наши действия творят историю этого мира, и кто знает, быть может, следующий этап совсем не за горами.

fb.ru

ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Процесс развития может быть рассмотрен с точки зрения одновременной данности его моментов (логиче­ский аспект) и с точки зрения осуществления развития во времени (исторический аспект). Логическое и истори­ческое (рассмотрение) внутренне взаимосвязаны, внут­ренне едины: диалектико-материалистическое рассмот­рение одновременной данности моментов процесса раз­вития есть отображение в снятом виде его развития во времени, а развитие во времени есть развитие именно этого, а не другого процесса и, следовательно, его мо­ментов как одновременно данных. Вместе с тем внут­реннее единство логического и исторического рассмотре­ния не существует как абсолютное тождество, это— тождество с различием, что и позволяет относительно самостоятельно фиксировать логический и исторический аспекты.

Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом материалисти­ческого понимания истории позволило понять историю как естественноисторический процесс, как процесс, со­вершающийся с необходимостью, закономерно и в то же время благодаря деятельности людей, имеющих свобо­ду выбора, свободу воли (на разных этапах историче­ского развития характер я степень свободы различны),

Чтобы понять процесс исторического развития, тре­буется определить его изменение во времени, причем если развитие закономерно, то изменение должно осу­ществляться в каком-то необходимом направлении. Это закономерное развитие не исключает деятельность лю­дей как сознательных существ, напротив, историческое развитие общества представляет собой равнодействую­щую, складывающуюся из деятельности масс людей.

История общества не может быть свободна от слу­чайностей, зигзагов, перерывов постепенности и т. д. Но все-таки если взять достаточно продолжительный пе­риод (продолжительность такого периода различна в зависимости от конкретных условий), то обнаружится направленность развития, пробивающая себе дорогу через все случайности, зигзаги, перерывы и т. п.

Для характеристики всякого исторического процесса развития необходимо рассмотрение его общей направ­ленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также «механизмов» перехода от одного этапа к другому, специфики, преемственности и направ­ленности процесса развития в целом и его этапов.

Важно специально подчеркнуть, что, утверждая на­личие направленности развития, мы отмечаем главное направление развития, отвлекаясь от того, что наряду с главным направлением могут существовать другие, что между ними и главным направлением может происходить взаимодействие.

Общество есть «органическое» целое, проходящее в своем восходящем, прогрессивном развитии ряд стадий,. ступеней, этапов. Реально существующая история обще­ства не есть процесс развития «органического» целого в «чистом» виде. Однако, для того чтобы понять всю сложность исторического развития общества, необходи­мо выделить в «чистом» виде прежде всего главное на­правление этого развития и только затем вводить в по­ле рассмотрения осложняющие и модифицирующие его обстоятельства.

Общественная форма движения качественно отли­чается от биологической формы движения, но вместе с тем общество возникает из природы и ближайшим об­разом из биологической формы движения.

Если общество есть «органическое» целое, то и история общества должна быть расчленена на стадии, этапы, которые проходит в своем развитии всякое «ор­ганическое» целое.

1. Начало процесса исторического развития общест­ва, т. е. образование исторических предпосылок общест­ва, образование социального в недрах биологического, вообще природного. На этой стадии появляются пред­посылки возникновения общества, но самого общества еще нет.

2. Первоначальное возникновение общества. Сюда мы относим первобытнообщинный строй.

3. Формирование общества. Идет процесс преобра­зования возникшим обществом унаследованной природ­ной основы. Формирование общества включает в себя все классово-антагонистические формации.

4. Зрелость общества. Процесс преобразования уна­следованной природной основы (имеются в виду земные условия, «земное лоно» истории) завершен. Природная основа в существенно преобразованном виде включена в качестве момента в процесс развития общества. Зре­лое общество—коммунистическая формация.

Таковы стадии, этапы восходящего развития общест­ва как «органического» целого. Первые три стадии мы относим к становлению человеческого общества1.

На стадии образования исторических предпосылок общества безраздельно господствуют природные законо­мерности. Источник развития тут следует искать в раз­витии природы. На стадии первоначального возникно­вения общества образуется и начинает действовать принципиально новый—социальный—источник разви­тия. Ведущим, главным фактором развития с возникно­вением человека как нового биологического вида стано­вится социальный, а не природный фактор. Правда, природный фактор, природная основа, только начинает преобразовываться новым процессом. На стадии форми­рования общества продолжается преобразование при­родной основы, однако в той или иной степени природ­ная основа все же остается непреобразованной, и, зна­чит, новая сущность, хотя она и есть главный, ведущий фактор развития, еще не господствует в том смысле, что не до конца преобразован унаследованный про­цесс—природная основа.

На стадии зрелости общества социальный фактор становится не только ведущим, но и непосредственно господствующим.

Итак, на первой стадии источник развития находится в природе, на второй стадии возникает социальный ис­точник развития, он сразу же оказывается ведущим. Благодаря возникновению этого принципиально нового фактора и как его проявление образуется взаимодействие между ним и природным фактором. Господствует взаимодействие социального и природного факторов при главенстве социального. На третьей стадии возник­ший социальный фактор продолжает быть ведущим, главным. На четвертой стадии социальный фактор пол­ностью подчиняет себе природный фактор, и только на этой стадии он безраздельно господствует, а значит, только теперь безраздельно господствуют самодвиже­ние, саморазвитие общества, взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель. Здесь речь идет о «земном» существовании человечест­ва. Но уже на последней стадии формирования созда­ются предпосылки к «космическому» существованию че­ловечества, к космической цивилизации и к новому вит­ку взаимодействия человечества с природой.

1 Исследователи, занимающиеся историей первобытного обще­ства, считают, что становление человеческого общества заверша­ется с возникновением первобытной родовой общины (см., напр., фундаментальный коллективный труд «История первобытного об­щества». Т. 1—2. М., 1983—1986). Нами термин «становление человеческого общества» трактуется более широко. В связи с тем что мы рассматриваем логику всей истории, к становлению чело­веческого общества мы относим не только становление человек как биологического вида, но и становление человечества в общественном отношении.

 

Глава 1



infopedia.su