Про религию ислам сообщение – Кратко об исламе

Содержание

Сообщение на тему: Ислам

Ислам — одна из трёх мировых религий. Уникальна она не только тем, что она — самая молодая из трёх мировых религий, но ещё и этимологией названия. Если христианство и буддизм получили свои названия от основателей, то в переводе с арабского ислам означает «покорность». Каждый человек, который подчинится Богу (Аллаху — единому и всемогущему Богу мусульман) будет называться «муслимом». И именно поэтому последователи ислама называются мусульманами. В России последователей ислама называли магометанами из-за русификации варианта имени пророка Мухаммеда на Магомета.

Священная книга мусульман — это Коран, а второй источник права и вероучения — это Сунна, где описывается жизнь пророка Мухаммеда. Этот человек стал основателем религии ислама. Возник ислам в VII веке на Аравийском полуострове, постепенно заменив языческие вероисповедания древних арабов. Следует отметить то обстоятельство, что знаменитая мусульманская святыня Кааба в Мекке до своей нынешней принадлежности была частью религиозного культа язычников. Переходной формой для распространения ислама в Аравии становится монотеистическая религия ханифия. Для ислама характерно обозначение библейских историй в Коране в несколько интерпретированном виде.

С 655 года начинается распространение ислама, к XI веку зона влияния молодой религии достигла Южной Европы (Испании), Северной Африки, всего Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. На сегодня ислам распространён во всей Африке, кроме Южной, на всём Ближнем Востоке и Южной Азии, в Малайзии, Индонезии, Центральной Азии. Отдельным очагом расположения ислама стал Балканский полуостров, куда мусульманская религия попала через Турцию. Крупная община мусульман находится и в России, а основные регионы её проживания — это Северный Кавказ, Крым и часть Поволжья.

В последние 50 лет мусульманские сообщества имеют тенденцию устойчивого роста в западных странах. Мусульман в мире 1,8 миллиарда человек, из которых основная часть — это сунниты. Остальные направления ислама — это шииты и многочисленные секты. В последнее время набирает популярность салафизм, развитие которого не случайно получило название «аравийского протестантизма» — происходит параллель между Реформацией в Германии 500 лет назад и реформацией ислама на Ближнем Востоке. В среде молодёжи, особенно из наиболее маргинализированных слоёв, это течение набирает популярность. Радикализация исламских сообществ — один из самых острых вопросов в исламском мире.

Пожалуй, одним из немногих исключений будет обозначена Босния и Герцеговина, где во время войн и кризисов в 1990-е в среде бошняков-мусульман серьёзной радикализации не произошло, а после стабилизации ситуации в стране радикализация пошла на спад. Такая же тенденция отмечена и в Албании. В этих странах существуют целые светские поколения как результат секулярной политики коммунистических режимов в области религии. Отсутствие радикализации молодёжи в Индонезии и Малайзии можно объяснить высоким уровнем жизни населения данных стран.

В исламе существует пять столпов:
1. Шахада — вероисповедание ислама. Признание Аллаха единым всемогущим Богом, а Мухаммеда — Его Пророком.

2. Намаз — пятикратная молитва: утром, днём, в предвечернее время, вечером и ночью. Пятничная молитва для верующего мусульманина обязательна именно в мечети. Молитвы мусульман в пятницу получили всеобщую известность из-за заполненности мечетей. В первые века существования ислама мечеть выполняла роль не только религиозного, но ещё и правового и культурного центров. Со временем мечеть лишалась юридических и политических функций, которые перешли к светским властям.
3. Пост — в священный месяц Рамадан мусульманин должен воздержаться от еды, питья, курения и чувственных наслаждений. Освобождённые от соблюдения поста категории населения — больные, старики, беременные женщины и кормящие и путники. Есть мусульманам можно в предрассветное время и после захода солнца.
4. Закят — милостыня нуждающимся в размере 2,5% дохода мусульманина.
5. Хадж не является таким обязательным столпом ислама в связи с тем, что возможность посетить Мекку присутствует далеко не у всех мусульман в силу материальных и прочих факторов. Как уже упоминалось в статье, одним из ключевых исламских культовых предметов явдяется священный куб Кааба, который мусульмане обходят во время паломничества. Кто посетил Мекку с целью паломничества, тот получает почётное звание хаджи.

В отличие от христианства, в исламе отсутствует институт церкви и отсутствует подобная христианской догматика. Авторитеты религиозного учения — это Коран и Сунна. Исламская картина мира и теоцентрична, и антропоцентрична. В отличие от христианства, идея о первородном грехе в мусульманстве отсутствует.

Шариант — одна из самых знаменитых правовых доктрин мира. Источники формирования исламского права находятся в Коране и Сунне. В зависимости от страны шариат либо имеет серьёзное влияние, либо регулирует часть отраслей жизни, либо вытесняется светским законодательством. Наиболее авторитетное положение у шариата находится на Ближнем Востоке, во многих странах которого он регулирует все сферы общественной жизни. Особым случаем здесь становится Саудовская Аравия. От Марокко до Сирии (исключение — Тунис со светскими законами) шариат регулирует лишь сферу семейной жизни, а в Турции работает светское законодательство. В мусульманских сообществах Восточной Африки применение шариата ограничивается семейными вопросами, а в Мозамбике функционирует светское законодательство. Западная Африка живёт по светским нормам. Единственным исключением является Мавритания с шариатом как основой законодательства. Шариат в Нигерии распространён в северных штатах, где преобладает мусульманское население.

Распространение шариата в зависимости от региона существует и в Индонезии, где шариатской областью является Ачех. В Малайзии распространение шариатского права ограничено семейной сферой. На постсоветском пространстве (Средняя Азия, Казахстан и Азербайджан) функционирует светское законодательство.

Основные запреты в исламе — не есть свинину, не употреблять алкогольные напитки, наркотики и прочие одурманивающие средства. Запрещены расточительство, ростовщическая деятельность и азартные игры. Шариат запретил распространённый в языческой Аравии обычай хоронения заживо оворождённых девочек, а также кровную месть.

Как и христианство, в отношении к материальному ислам занимает те же позиции в отношении праздности и аскетизма. Ислам критикует и сибаритский образ жизни, и аскетизм. Классический ислам считает, что каждый человек должен работать на собственное благо, однако поддерживают важность божественного предопределения.

Классическое мусульманское учение о государстве — это единство религии и государства. Однако в полной мере сторонниками теократии являются только шииты, а Иран после Исламской Революции 1979 года стал хотя бы частичным воплощением теократического проекта в реальности. В этой стране очень влиятельна власть аятолл — это самые авторитетные священники у шиитов.

Тем не менее, большинство мусульман по численности является суннитами. Сунниты распространены во всех местах компактного проживания мусульман, кроме Ирана и Азербайджана с шиитским большинством. Суннизм ориентируется на нормирующую доктрину, которая служит защитой от крайностей. Суннизм направлен на узаконение существуюих норм и институтов. Самый распространённый мазхаб — ханбалитский, который стремится к строгому соблюдению обрядов ислама. Наиболее радикальные его адепты, в том числе ваххабиты, не принимают инакомыслие в исламе и считают собственную трактовку веры единственно правильной. Это направление появилось в XVI веке в Османской империи и сегодня преобладает в среде многих мусульман бывшего СССР, кроме азербайджанцев. Помимо ханафитов, в суннизме представлены школы шафиитов, маликитов и ханафитов.

Шииты считают священным писанием только Коран. Сунну каноническом понимании они не признают, считая, чтоу них есть свои сборники хадисов. Главным героем шиитских хадисов является пророк Али — двоюродный брат, зять и соратник пророка Мухаммеда. Духовные лица у шиитов называются муджтахидами, среди которых самые авторитетные становятся аятоллами. Шииты распространены в Иране, Азербайджане (большинство), части Ирака и Афганистана.

Третьей влиятельной ветвью ислама можно обозначить ибадизм. Он отличается и от суннизма, и от шиизма. Направление ибадитов находится ближе к суннизму, имея с ним ряд различий.

Сунниты считают, что Коран не столько записанный свод текстов, сколько речь Бога — ибадиты же, напротив, считают Коран сотворённой книгой. Однако для ибадитов этот вопрос не так принципиален, как следующие.

Бога, по мнению ибадитов, нельзя увидеть — он существует вне времени и пространства. Попавшие в рай не увидят Бога именно по этой причине. Кто попадает в Ад, тому там положено вечное место (сунниты считают, что у верующего есть время на исправление своих грехов, и после очищение он попадёт в Рай).

Ибадиты имеют собственный сборник хадисов, но их число меньше, чем у суннитов. Тем не менее, у ибадитов есть собственные хадисы, где нет схожего с суннитскими сюжета.

В настоящее время ибадитское направление распространено лишь в Омане.


www.istmira.com

Доклад — Ислам как мировая религия 5

Содержание:

Введение………………………………………………….3

1.Происхождение ислама………………………………..5

2.Коран и Сунна – «священные книги» мусульман…..7

3.Ислам и искусство……………………………………..9

4.Вероучение и культ ислама…………………………..11

5.«Мир ислама» и современность………………………13

Заключение……………………………………………….14

Список используемой литературы………………………16

Введение

В наше время существует концепция, утверждающая, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию и неотделима от истории мировых цивилизаций. Не рассматривая вопросы возникновения и распространения той или иной религии, невозможно понять сущность исторических событий. Современная наука рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.

Ислам – одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.

Основателем ислама является арабский «пророк» Мухаммад (Мухаммед или Магомет). После его смерти был составлен Коран (сборник проповедей), а позднее – сборник преданий – Сунна – о поступках и изречениях пророка. Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином. Основой структуры исламских сообществ являются общины верующих – уммы, а внутри общин – люди, приобретшие знания в области религиозных наук и авторитет у верующих. Священников в исламе нет.

Ислам развил систему ценностей, которую призван принять каждый верный без всякого обсуждения. Мусульмане верят в то, что эти ценности даны посредством Корана от Бога и поэтому представляют собой несомненные истины. Гарантом исполнения принципов Корана является религиозный и нравственный закон – шариат, который официально действует до сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др.

Мусульмане (последователи ислама) живут преимущественно в Северной Африке, Центральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближнем Востоке. Хотя ислам зародился в Саудовской Аравии, количество мусульман не арабов в наши дни превышает количество мусульман арабов почти в три раза. Кроме того, четыре страны с наибольшей долей мусульманского населения находятся за пределами Ближнего Востока: это Индонезия – 166 миллионов (88% населения), Пакистан – 111 миллионов (97%), Бангладеш – 97 миллионов (85%), Индия – 93 миллиона (11%). В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам является единственной государственной религией. В большинстве этих стран доля христиан среди населения крайне мала (до 2%). Кроме того, правительства этих стран либо закрыли свои границы для христианских миссионеров, либо объявили проповедь христианства вне закона, либо сделали и то, и другое. В Российской Федерации к народам мусульманского вероисповедания и культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. По сведениям Института социологии РАН подавляющее большинство населения России составляют православные (89–92%), за ними следуют мусульмане (6–9%).

Таким образом, ислам относится к крупнейшим культуросозидательным и государственно-образующим мировым религиям.

Происхождение ислама

Название ислам происходит от арабского ал-ислам, что означает предание себя Богу, покорность. Синонимом ал-ислам является арабское муслим (отсюда мусульманин, мусульмане).

Религия родилась в среде арабских племён Аравийского полуострова. Этноним «араб» встречается в древних источниках. У персов «арбайя» означает пустыня, у евреев – кочевник. У греческого историка Геродота слово «арабы» — синоним аравийцев (жителей Аравии). Арабы периода раннего средневековья имели родоплеменную связь. Главой племени являлся старейшина с наследственной властью – шейх.

Племена объединялись в союзы. Племена постоянно враждовали между собой, совершая набеги и угоняя скот, женщин и детей.

Большинство аравийцев занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдов по пустыням от одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв – житель пустыни). В этих условиях сформировался особый духовный мир кочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени.

Господствующей религией бедуинов был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили во всесилие божеств, которых насчитывалось до трёх сот пятидесяти. В языческий пантеон входили Аллах, Узза, Манат. У многих племён Северной и Центральной Аравии Аллах был верховным божеством. Он воспринимался как далёкий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени.

Наиболее распространёнными среди арабов-бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища, внутри которого находились идолы-божества. Вокруг бетила два раза в год устраивались культовые процессии. С культом предков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиозным долгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны.

В противовес политическим верованиям бедуинов в Аравии рождается другая культура – культура единобожия (монотеизма ). Её основу составили иудаизм, зороастризм и христианство. Носителями этих религий были иноземные купцы, проповедники-миссионеры, воины соседних государств, неоднократно вторгавшихся в пределы Аравии.

В других районах Аравии монотеистические религии исповедовались среди горожан. Так, иудаизм в основном был распространён среди евреев-торговцев, живших общинами в городах вдоль побережья Красного моря.

В среде арабов наблюдались общественные и идеологические перемены. Интенсивно велась торговля, что вело к укреплению межплеменных связей и способствовало общению арабов с другими народами. Вместе с тем в VI – VIIвв. наблюдается разложение родовых отношений, усиление социального неравенства. В сознании простого общинника последнее зачастую объяснялось «неправильной» верой. Поисками «истинной» религии занимались многие. В это время на Аравийском полуострове возникло так называемое «пророческое движение».

Историкам известны проповедники Мусайлима, Саджах, ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждали язычников отказаться от идолов и призывали к единобожию. Чаще других фигурировали имена богов Рахман и Аллах. Пророчица Саджах из племени талим действовала исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии она приняла ислам. Другие действовали силой оружия. Мусайлима, например, пытался установить свою власть в Йемаме, ал-Асвад – в Йемене. Проповедников единобожия называли ханифами (благочестивыми ), а их верования – ханифством. Аравийские проповедники, несомненно, испытали влияние иудеохристианской религиозной системы, которая была им хорошо известна. Однако они отнюдь не копировали Ветхий и Новый Завет. Это учение переносилось на арабскую

духовную почву, из которой произростали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.

Коран и Сунна – «священные книги» мусульман

Со смертью Мухаммеда власть в государстве сконцентрировалась в руках его «заместителей» — халифов. Первых четырёх халифов по мусульманской традиции называют «праведными». Это – ближайшие сподвижники пророка: Абу Бекр, Омар, Осман и Али бен Аби Талиб. Само мусульманское государство называлось Арабский халифат. В период правления «праведных» халифов начались обширные захваты под знаменами джихада. Для укрепления идеологической основы расширяющегося государства создаются и канонизируются «священные книги» мусульман – Коран и Сунна.

Коран – название происходит от арабского слова ал-кур’ан, что означает «чтение вслух, наизусть».

Коран — величайший памятник исламской духовной культуры. Собирался из устных рассказов пророка о его откровениях, а также проповедей Мухаммеда, услышанных сподвижниками. Первоначально существовало несколько списков книг, но во времена халифа Османа был утверждён единый канонический текст. Коран используют в ритуальных целях и читают на досуге. Он переведён на все европейские языки, его изучают, приобщаясь к сокровищнице восточной религиозной мысли.

Сунна ( от араб, ас-сунна – обычай, пример; полная форма: суннат рассул аллах – Сунна посланника Аллаха) – собирательное название сборников рассказов – хадисов. Хадисы посвящены разным темам: деяниям пророка; его высказываниям; правилам поведения мусульманина по отношению к семье и родственникам, единоверцам и иноверцам. Как правило, хадисы состоят из двух частей. В первой говорится о том, кто передаёт сведения автору хадиса, вторая раскрывает смысл сообщения.

Хадисы начали собирать ещё в конце VII века. Их отбор, запись и классификация во второй половине VIII века вылились в широкое движение, получившее название «поиск религиозного знания». В конце VIII – начале IX веков часть богословов признали Сунну в качестве второго источника

вероучения. Немалая заслуга в этом принадлежала иракскому религиозному деятелю Ахмаду ибн-Ханбалу. Он основал движение ханбалитов, которые последовательно отстаивали идею о том, что Сунна является единственным комментарием к Корану.

Сегодня в исламе признано шесть наиболее авторитетных сборников хадисов, созданных в IX – X веков.

Одним из наиболее известных собирателей хадисов (мухаддис) был имам (руководитель мечети, предстоятель общей молитвы во время богослужения) Абу аль-Бухари (810 – 870). Сообщают, что для своего сборника он собрал 2134 хадиса. Книга называется «Аль-Джами СА-Сахих» — «Истинное собрание», «Подлинный сборник».

Ислам и искусство

Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии. Возникнув в условиях фольклорной культуры арабских племен, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман. Поэтому ранний ислам очень мало уделял внимания проблемам культуры и искусства. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся на 8–11 вв.

В структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Общая мировоззренческая концепции ислама – борьба против изображения мира и человека. Поэтому, слову в исламе придавалось большое значение, нежели живописи и скульптуре. В официальной поэзии влияние ислама было явным и наглядным, в лирической – как мироощущение, для которого была характерна идея религиозного предопределения. В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно. Важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала арабская каллиграфия, скрепившая все элементы мусульманской культуры. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими как драгоценности, цветы, сады и ткани.

Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего, греческих, римских и

иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7–8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный зал. С 10 века здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. С 12 в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. А изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было всегда строго геометрично и подчинено мусульманской символике.

Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции.

Вероучение и культ ислама

Религиозные представления мусульман не имеют чёткой догматической завершённости. Различные направления в исламе по-разному понимают те или иные принципы, заложенные в «священных книгах». Между тем всеми признаются пять религиозных правил, «столпов» веры: аш-шахада – исповедание веры; ас-салат (персидское «намаз») – молитва; ас-саум – пост; аз-закат (закят ) – налог в пользу бедных; хаджж – паломничество.

Шахада предписывает мусульманам свято верить в единого Бога – Аллаха и считать Мухаммеда его посланником. Шахада возникла в ранний период ислама как возглас, отличавший мусульман от остальных людей. Она произносится и в индивидуальных молитвах, и в мечети во время богослужения. В период религиозных войн шахада служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид – мученик, воин, павший за веру.

Молитва – обязательное правило для правоверного. Согласно Корану, Аллах вначале предписал Мухаммеду молиться 50 раз в день, однако в последствии снизил это количество до пяти (утренняя, полуденная, предвечерняя, дозакатная и ночная молитва). Молиться мусульманин может индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденную, в пятницу, рекомендуется совершать в мечете.

Пост (саум ), по преданию, установлен самим Мухаммедом в месяц рамадан (рамазан) второго года хиджры по приказу Аллаха. Пост заключается в воздержании в светлое время суток от приёма пищи, питья, вдыхания табачного дыма и тому подобное, то есть от всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но излишествам предаваться не рекомендуется, следует проводить время в размышлениях, беседах, чтении Корана, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню. Пост обязателен для всех мусульман в течении рамадана.

Налог мусульман в пользу бедных (закат ) берется с состоятельных, имущих. Закат обычно взимается со скота, денег, товаров и тому подобного. Правом получения материальной помощи, по Корану, пользуются бедные и нищие, пленные мусульмане, кающиеся грешники, паломники.

Хадж – паломничество — пятое важное религиозное правило. Мусульманам предписывается совершить путешествие в Мекку и другие святые места, связанные с деяниями пророка Ибрахима. Паломничество – строго регламентированное путешествие. Главный же обряд хаджа – стояние у горы Арафат (возле Мекки), где паломники проводят целый день, слушают проповедь, молятся. По завершении хаджа паломник получает звание хаджи и право носить зелёную чалму.

«Мир ислама» и современность

В VII – XII веках сложился «мир ислама » — своеобразная система духовных, социальных, политических и правовых реалий, основанная на религии, объединяющая целые народы и отдельные мусульманские общины Евразии и Африки, Северной и Южной Америки. Сегодня «мир ислама» включает более 860 млн. мусульман, проживающих в 120 странах мира. В 28 афро-азиатских государства ислам является официальной государственной религией.

Существует немало региональных и международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих мусульман. Крупнейшая из них – Организация Исламской конференции (ОИК, штаб-квартира в г. Джидде, Саудовская Аравия) – возникла в 1969 г.

Растёт влияние Ислама и в России. В Российской Федерации мусульманскую религию исповедуют более 20 миллионов мусульман различных народностей: тюрские народы (татары, башкиры, казахи, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), народы Дагестана, чеченцы, ингуши, адыгские этнические общности. Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны – строятся мечети, учебные заведения (медресе), исламские институты, пропагандируется исламская культура. Больше всего мечетей действует на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане.

Впервые в 1995 г. в России были созданы мусульманские политические организации, крупнейшая из них – Общероссийское Мусульманское движение «Нур», которое участвовало в парламентских и президентских выборах.

Заключение

Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься.

Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и постоянно растущая угроза, которую принято именовать «исламским терроризмом», заставляет все большее число людей во всем мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Отнюдь не соглашаясь с квалификацией ислама как «религии вражды и ненависти», нельзя в то же время игнорировать тот неоспоримый факт, что большинство актов международного террора в последнее время совершается мусульманами, и то, что в качестве обоснования или приводится необходимость защиты ислама. Что-то явно неладно – если не с самим исламом как религией, то, во всяком случае, с отношением его «защитников» к современному миру.

Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам ощущается ими как основа жизни и мерило всех вещей. Он привлекает все больше сторонников, многочисленные случаи перехода в ислам контрастируют с практически ничтожным числом перехода из него в другие конфессии. В Соединенных Штатах ислам вскоре станет второй религией после христианства, оттеснив иудаизм. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной – все это делает ислам притягательным для новых приверженцев.

Список использованной литературы ׃

1. Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение. – С П б.: Питер, 2008. — 240.; — (Серия «Краткий курс»).

2. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М. Ю. Зеленков. – Ростов н / Д.: Феникс, 2008, — 364, [1] с,: ил. – (Высшее образование).

3. Религия. История и современность׃ Учебник для вузов / Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М.׃Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 264 с.׃ил.

4. Религия в истории и культуре׃ Учебник для вузов М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.; Под ред. Проф. М. Г. Писманика. – М.׃ Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.

5. Религиоведение: Учеб. пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд., — М.: Издательство Московского психолого — социального института; Воронеж: Издательство Н П О «М О Д Э К», 2007. — 696 с – (Серия « Библиотека студента»).

www.ronl.ru

Особенности ислама кратко: характеристика мусульманства

Ислам. Общая характеристика ислама

Страница 1

Материалы » Религии современного мира » Ислам. Общая характеристика ислама

Ислам — самая молодая из мировых религий, возникшая на шесть столетий позже христианства. Сложившись поблизости от очагов христианства и иудаизма, ислам испытал заметное влияние со стороны этих религий и заимствовал от них ряд догматических и обрядовых положений.

Основатель ислама — Мухаммед (Мухаммад), почитаемый приверженцами ислама — мусульманами как пророк и божий посланник, родился в 570 г. по Р. Хр. в небогатой, но достаточно знатной мекканской семье. Рано став круглым сиротой, он воспитывался вначале у деда, а затем у дяди по отцу. Дядя, будучи торговцем, стал привлекать юношу к торговым делам и в 21 год устроил его приказчиком к богатой вдове Хадидже, на которой через четыре года Мухаммед женился. Хадиджа первой поверила в пророческую миссию Мухаммеда и неизменно поддерживала его во всех его начинаниях.

В сорокалетнем возрасте Мухаммеду стали являться видения, и, согласно вероучению ислама, он получил свыше приказ начать проповедовать людям слово Аллаха.

Вначале у Мухаммеда было немного последователей, которые, к тому же, подвергались со стороны тогдашнего мекканского руководства насмешкам и преследованиям. Однако вскоре у него появились приверженцы в расположенном к северу от Мекки Ясрибе, и в сентябре 622 г. он с семьей и ближайшими сторонниками переселился в этот город (позже Ясриб был переименован в Медину, что по-арабски означает “Город пророка”). Именно с момента переезда Мухаммеда в Ясриб — “хиджры” (араб. “выселение”) стало вестись позже мусульманское летоисчисление. Превратившись в духовного и светского руководителя Ясриба, Мухаммед повел трудную борьбу с отвергнувшей его Меккой и в 630 г. одержал решительную победу.

Особенности Ислама

Вскоре власть Мухаммеда была признана также многими другими арабскими княжествами и племенами, и значительная часть Аравии вошла в созданное им политическое объединение. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине.

Ислам — монотеистическая религия, и важнейшим догматическим положением ее является вера в единого бога — Аллаха. Аллах, согласно исламскому вероучению, наделен чисто человеческими качествами, однако в высшей степени положительными: он совершенен, всемогущ, велик, справедлив, милостив, милосерден, всепрощающ и т. д. У Аллаха нет какого-то конкретного образа и его нельзя изобразить.

Аллах считается мусульманами создателем мира, Земли, растений, животных и человека. Мусульмане верят, что в день конца света он воскресит всех мертвых, соберет их на суд и после страшного суда отправит праведников в райские сады, а грешников в адский огонь.

Мухаммед признается мусульманами последним посланником Аллаха и главным пророком (печатью пророков), кроме него, мусульманами почитаются как пророки Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Дауд (Давид), Якуб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Айюб (Иов), Муса (Моисей), Закария (Захария), Иса (Иисус) и др.

Ислам вменяет своим адептам пять главных обязанностей (“столпов”), из которых первая и главная — “шахада” (араб. “свидетельство”) — является фактически кратким символом мусульманской веры и формулируется таким образом: “Нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха!”

Страницы: 1234

Образование
Специальных богословских учебных заведений не имеет, так как в принципе отвергает богословское образование. …

Особенности образа св. Стефана в коми фольклоре.
И вот настало время сказать несколько слов об образе Стефана уже не в соборной памяти Церкви, а в народном творчестве коми народа. Уже само по себе то, что христианский святитель становится героем фольклора, есть случай уникальный. Можно …

Сексуальная защита
Адам нуждался в друге и помощнике до грехопадения. Он также не мог один плодиться и размножаться. Таким образом, две цели брака, указанные выше, не обязательно связаны с присутствием греха. Но третья причина напрямую связана с грехами и и …

Ислам. Главные идеи, Суть, Принципы и Философия

Пять основных догматов ислама — Усул ад-дин (корни, основы веры) — окончательно сформировались в первой половине XI века. Это:

1. Учение о единобожии (таухид).

2. Вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха (адл).

3. Признание пророческой миссии Мухаммеда и предшествовавших пророков.

4. Вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир.

5. Учение об имамате/халифате.

Первые четыре догмата являются общими как для суннитов, так и для шиитов. Главным предметом расхождения между ними является вопрос о верховенстве власти (имамате). Шииты провозгласили имамат божественным установлением, не зависящим от желания людей и принадлежащим исключительно роду Али.

«Столпы» веры

Каждому мусульманину предписано исполнение пяти обязательств, которые образуют пять «столпов» ислама:

Шахада (свидетельство) выражается произнесением молитвенной формулы «Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи» («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха»), Мусульманин по крайней мере раз в жизни должен произнести эту формулу отчетливо и громко, с пониманием ее смысла и истинной верой в сердце. Во время битв шахада служила боевым кличем. Отсюда возникло понятие шахид — мученик, а первоначально — воин, павший в войне против врагов ислама с шахада на устах. Шахада является одной из главных молитвенных формул и постоянно повторяется при молитве.

Салат (перс, намаз) — каноническая молитва. Основой салата является ракат — цикл молитвенных поз, которые сопровождаются произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: на рассвете, в полдень, перед наступлением вечера, на закате и с наступлением ночи. При необходимости можно объединить две первые молитвы и две последние. Нельзя молиться точно в полдень, в моменты восхода и захода солнца. Кроме этих молитв можно совершать любое число дополнительных молитв, ночная молитва считается проявлением особого благочестия.

Перед молитвой раздается азан — призыв на молитву, который провозглашает муэдзин или сам имам с минарета или непосредственно от мечети, если минарета нет. При этом возвещающий азан должен новер-нуться лицом в сторону Мекки и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Суннитский азан состоит из семи формул, каждая из которых произносится 2 или 4 раза:

1. «Аллах велик!»

2. «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха».

3. «Свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха!»

4. «Идите на молитву!»

5. «Ищите спасения!» (перед утренней молитвой добавляются еще слова «Молитва лучше сна!»)

6. «Аллах велик!»

7. «Нет бога, кроме Аллаха!»

Шииты добавляют между 5-й и 6-й формулами слона: «Идите на лучшее дело!» Услышав азан, мусульманин должен остановиться и повторять его, произнося вместо 4-й и 5-й формул слова: «Сила и могущество только у Аллаха!» После азана непосредственно перед началом молитвы следует второй призыв (икама), состоящий из тех же формул.

Закат — ежегодный налог в пользу нуждающихся Мусульман. Считается, что уплата заката «очищает», то есть делает безгрешным пользование богатством, с которого оп уплачен. Закат платился только взрослыми дееспособными мусульманами с посевов, скота, денег и товаров. Сумма налога варьировалась в зависимости от обстоятельств. Так, налог с посевов и фруктов составлял 10 % урожая, если земля орошалась дождем, и 5 % — при искусственном орошении. Закат собирался прежде всего в пользу бедных, но в Коране упоминаются и другие возможные цели: выкуп пленных мусульманских воинов, джихад, оплата труда сборщиков налога и др.

Пост (саум) в месяц рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря) был установлен Мухаммедом в 624 году, через 17-18 месяцев после хиджры. Мусульманский пост заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, курения, исполнения супружеских обязанностей и пр., то есть всего, что отвлекает от благочестия.

Возникновение ислама

С наступлением темноты запреты снимаются, однако рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в размышлениях, беседах, чтении, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню и т. п. Поститься обязаны все взрослые мусульмане в течение всего месяца рамадан. От поста освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-либо обстоятельствам (дальняя поездка, пребывание в чужой стране, война, плен, болезнь и т. п.), кто не может отвечать за свои поступки (невменяемые и эпилептики), а также престарелые люди, беременные и кормящие женщины и все те, кому пост может принести какой-либо вред. К посту не допускаются также те, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты: женщины во время менструации, преступники, не отбывшие наказания и др.

Хадж, или паломничество в Мекку, обязателен (хотя бы раз в жизни) для всех мусульман, которые в состоянии его совершить. Тот, кто не способен совершить паломничество, может послать вместо себя «заместителя». Хадж совершается в месяц зу-льхидджа — последний месяц мусульманского лунного года — и состоит из серии обрядов. Паломники прибывают в Мекку к 7 зуль-хиджжа. Они проходят очистительный обряд принятия ихрама, выполняя ряд очистительных действий: омовение, обрезание волос, попей. В состоянии ритуальной чистоты паломник надевает специальное одеяние, также называемое ихрамом, состоящее из двух кусков несшитой белой материи; один оборачивают вокруг бедер, а другой набрасывают на плечи. Голова остается непокрытой (для женщин обязательно покрывало), на ноги надеваются сандалии. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху: «Вот я перед тобой! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед тобой! Воистину, хвала тебе, милость и могущество! Нет у тебя сотоварища!» Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех главных святынь паломничества. Совершивший хадж получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.

lezgidin.ru

Ислам религия мира и добра – чему учит священный Коран

Многие стремятся узнать про религию ислам, возникновение которой пришлось на VII век нашей эры. И это не удивительно, ведь после христианства это учение занимает второе место по количеству последователей. Практически невозможно изложить суть религии ислам кратко, но мы все-таки попытаемся.


 

Приверженцев этого вероучения называют мусульманами. Непререкаемым авторитетом для них стал пророк Мухаммед, которому Аллах (бог) ниспослал священное писание – Коран. Если вас интересует, кто создал религию ислам, то Мухаммед будет наиболее подходящей кандидатурой. Именно он передал священное откровение людям.

Аллах – творец и создатель всего сущего. Он вечен, всемогущ и непостижим для человеческого разума. Согласно представлениям верующих, все в мироздании подчиняется воле Аллаха и не может укрыться от его взора. Аллах запрещает своим последователям идолопоклонничество и служение лжебогам.

Харам (запреты). Поскольку ислам является религией мира и добра, то последователям этого учения запрещено убивать без причины, посягать на чужое имущество, хитрить и воровать. Также под запретом находятся свинина и опьяняющие вещества. Мусульманам нельзя играть в азартные игры и заниматься ростовщичеством.   

 

5 столпов ислама

1. Шахада. Это центральный столп, основной догмат вероучения. Каждый верующий должен признать, что нет иного бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его. Произнося это свидетельство, неофит приобщается к исламской религии. В средние века чтобы считаться мусульманином, человек должен был трижды произнести текст шахады.

2. Намаз. Это ежедневный ритуал, который последователь исламской религии совершает пять раз в сутки. Целью молитвы является достижение внутренней и внешней чистоты. Под внешней чистотой подразумевается очищение тела, одежды и жилища, а внутренняя чистота предполагает избавление от греха, гнева и неблаговидных помыслов.

3. Закят. Основные 5 столпов ислама включают в себя пожертвование, совершаемое в пользу нищих. Если речь идет о денежных средствах, то закят составляет 2,5% от наличности, которой человек располагает в данный момент времени. Во имя мира и добра, пожертвование совершают один раз в год в пользу бедных, неимущих либо путников, оставшихся без средств к существованию.

4. Ураза (пост). В течение месяца Рамадан верующие мусульмане должны воздерживаться от пищи, питья и интимных отношений в светлое время суток. Считается, что ураза – это дар от Аллаха, освежающий тело и закаляющий дух. От поста освобождаются кормящие и беременные женщины, пожилые и больные люди.

5. Хадж (паломничество). Одним из 5 столпов в религии ислам является совершение путешествия в священный город Мекку. Это населенный пункт в западной Саудовской Аравии, в котором издревле находится главная мусульманская святыня Кааба.     

 

Священный Коран

Коран – священная книга мусульман, в которой заключен свод откровений, сделанных пророком Мухаммедом от имени Аллаха. Считается что суры (главы) этой книги были переданы людям через ангела Джабраила. Чтобы записать откровение, пророку потребовалось практически 23 года.

Священный Коран подразделяется на 114 сур, которые в свою очередь включают в себя стихи-аяты. Как и христиане, мусульмане считают, что содержание книги божественных откровений не может быть изменено. Первоначально ее читали вслух, со временем эту книгу начали зачитывать нараспев и речитативом.

Существует свод правил, действующих по отношению к Корану. Читать священную книгу можно только в чистых местах, причем только после омовения. Писание запрещается класть на пол.

Одежда человека, читающего Коран, должна соответствовать положениям шариата. Мужчинам следует закрыть часть тела от пупка до колен. Женщинам полагается закрывать все тело, кроме кистей рук и лица.

 

Рай и ад

Согласно представлениям ислама, грешников после смерти ожидает ад, состоящий из семи кругов. Здесь обитают скорпионы и бесчисленные чудовища, находятся котлы с кипящей смолой и всевозможные орудия пыток. Над адом располагается мост Сират, тонкий как волос. По нему смогут пройти только праведники, которым открыты двери в рай.

Исламский рай представляет собой дивный оазис с фруктовыми садами и прохладным питьем. Здесь текут реки меда, вина и молока. Каждого мусульманина встречают прекрасные девы-гурии, которые никогда не стареют и не утрачивают телесной чистоты. Над раем располагается трон Аллаха, излучающий свет, приносящий мир, добро и умиротворение.

valtasar.ru

Моя религия — ислам | islam.ru

Благодарение Всевышнему Создателю за то, что Он одарил меня величайшим счастьем – быть верующей и исповедовать ислам и мне от души жаль тех, кто не обрёл в своей душе веры.

 

         В Священном Коране сказано, что Всевышний Аллах сказал: «А кто отворачивается от поминания Меня, того ждёт тяжкая жизнь» (смысл) (20:124). Отворачиваясь от веры, мы отворачиваемся от хорошей жизни и пути, ведущего к счастью, удаче и всем благам, к которым так стремится человек в своей земной жизни. Каждый из нас самостоятельно должен определить для себя, что для него важно здесь и сейчас и что останется важным в будущем. И хотя каждый делает свой выбор, он непременно отражается на всех тех, кто рядом с ним: дома, на работе или в кругу друзей, этот выбор определяет события, затрагивающие жизнь каждого человека и общества в целом. Если человек выбрал путь к счастью дозволенными методами и путём, то ему в этом помогает Всевышний Аллах, и он обретает счастье и покой в душе. Его не волнуют мирские соблазны и богатства, потому что он знает, что земная жизнь – это испытание человека преходящими благами перед вечными в мире ином. Испытание может быть и бедностью, и богатством, и только Создатель знает, какое из них более тяжкое для человека. И только верующему человеку Всевышний Создатель даёт силы для прохождения ниспосылаемых испытаний, и только верующий может благодарить Аллаха за всё, что он получает от Него в земной жизни.

Наша религия ислам – самая мирная и добрая, призывающая к благодеяниям. В Священном Коране сказано: (Смысл) «Воистину, Аллах с теми, кто богобоязнен и кто делает добро» (16:128). Всевышний Аллах также сказал: (смысл) «Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром. А последняя обитель будет ещё лучше. Как же прекрасна обитель богобоязненных!» (16:30). «Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки. Они получат там все, чего пожелают. Так Аллах воздаёт богобоязненным», (16:31), «которых ангелы упокоивают праведниками. Они говорят: «Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали» (16:32) Священный Коран. Но почему религии Ислам приписываются противоположные качества, которых нет и не может быть в исламе?

         Это видно невооруженным глазом, это понятно каждому человеку, живущему в настоящее время, как манипулируют нашей религией ислам, приписывая ей такие несвойственные качества, как непримиримость, жестокость, насилие, убийства людей, не исповедующих ислам или не согласных жить по правилам ислама.

 Не религия ислам приносит беды, а то, что люди неправильно трактуют полученные знания или неверно им следуют. Дело в тех людях, которые не только сами пошли по, неверному пути (фанатики, экстремисты, террористы), но ещё и занимаются призывом к этому других людей, чаще всего – молодёжь с неокрепшими моральными и духовными устоями, поддающуюся их пропаганде и ложным учениям.

Не меньшую опасность для укрепления веры приносит то, что большинство верующих утверждает принадлежность их к религии ислам, но очень мало среди них по-настоящему соблюдающих принципы и заповеди веры, к которой они принадлежат. Те люди, которые творят беззаконие, которые убивают за религию, на самом деле от неё далеки, так как религия на самом деле в жизни человека должна выступать, как закон морали и нравственности. Именно ими должен руководствоваться в своей жизни истинно верующий. Это путь любви, и любовь, в первую очередь, проявляется в смирении и терпении перед волей Бога. Часто люди прикрываются религией, верша зло, но бороться нужно не с религией, а с теми, кто несёт зло и беды. Можно ли верить тем, кто говорит, что любит Бога и свою религию, а сам убивает, грабит, творит беззаконие? Думается, что эти люди лгут всем, ибо тот, кто не любит других людей, кто не соблюдает Божьи законы, не может любить Бога! Тогда как сердца тех, кто доволен Всевышним Творцом, наполнены светом, верой, любовью к другим людям, уверенностью, что всё в этом мире предопределено Им и всё будет происходить в строго определённое время согласно воле Господа миров.

         Религия ислам для истинно верующего расширяет границы познания мира. Знание о ней для исповедующих ислам и законы Шариата, зародились более 1400 лет назад. Если мусульмане правильно исполняют и понимают все качества, присущие Исламу, то применительно к нашему обществу и отдельным людям роль религии сводится к следующим функциям:

  1. Религия ислам – это направление человечества на истинный путь, ведущий к миру и благочестию, указывающий на то, в чём состоит смысл жизни.
  2. Ислам является людям утешением, руководством, надеждой и опорой в жизни. Не случайно колеблющиеся люди, как правило, в трудные минуты жизни обращаются к религии, которая гонит прочь тревоги и печали.
  3. Верующий, обладая любовью к своему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), внутренне перерождается и хочет быть похожим на свой идеал. Обогащаясь знаниями о благонравии пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мусульманин становится способен нести идеи своей религии другим людям, устанавливать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. Он становится высоконравственным человеком с чистой душой, и уже другие люди берут с него пример и хотят быть похожим на него.
  4. Ислам как религия контролирует поступки верующего человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Он воздействует на большие сообщества и целые государства, которые полностью или частично живут по законам ислама. Но принадлежность к исламу не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество от аморальности и беззакония. Это печальное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души и происками шайтана (сатаны) в человеческом мире.
  5. Религия содействует объединению людей, оказывает помощь в единении нации, народов, образовании и укреплении государственности, если граждане его будут следовать Слову Творца: «Не разделяйтесь!». «Крепите вервь Аллаха!». Однако та же самая религиозная причина может привести к расщеплению государств и обществ, когда люди начинают противодействовать друг другу по религиозному признаку. Противостояние проявляется и тогда, когда появляются такие религиозные течения, как ваххабитское, салафитское или когда шииты выступают против суннитов. Всплески этого противостояния ощущаются в нашем обществе и по настоящее время. В их среде появляются радикалы, которые признают только свои законы и правильность исповедания веры. Они доказывают свою правоту не только спорами, но и террористическими актами и убийствами мирных людей и детей. Религиозный экстремизм является источником общественной напряжённости во всём мире, и его проявление можно ожидать в любой точке земного шара.
  6. Настоящая религия является основной составляющей духовной жизни любого общества. Исламская литература и искусство, зодчество и архитектура, восторгали и восторгают человечество по сегодняшний день, Многие науки начали своё развитие именно с момента зарождения Ислама. Следовательно, Ислам как религия несёт в себе созидательное начало.
  7. Религия помогает укреплению общественного порядка, семейных традиций и законов жизни. Она всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и порядку. Это в настоящее время необходимо каждому человеку в отдельности, нашему обществу и стране в целом.

 Если мы изменим свои мысли, сопротивляясь грехам и искусам, давая себе обет, сделаем намерение изменить свой характер в лучшую сторону, то тогда этим мы сможем изменить и себя, и окружающий мир. Мы должны сострадать друг другу, то есть действовать с позиции заботы и любви, добра и внимания к окружающим людям бескорыстно и не ожидать благодарности в ответ.

         Только вера в Бога поможет верующим людям справиться с негативными эмоциями и страхами. Именно знание о религии, познание Корана и Сунны нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), раскроет людям правду о сути жизни в мире этом и спасении души для истинно верующих в мире ином, дорога для которых ведёт в Рай. Таким образом, помогая людям правильно жить в земной жизни, давая знания о возможности выбора лучшей доли, как преодолевать страх смерти и жизненные трудности, не впадать в напрасную тревогу, Ислам помогает осознавать человеку, как жить здесь и сейчас и что его ждёт в иной вечной жизни.

 О Аллах, даруй нам Свою милость и прощение в обоих мирах!

islam.ru

Исламская религия

История ислама

Определение 1

«Ислам» означает «покорный Аллаху» в переводе с арабского языка. Последователи ислама называют себя «муслим», что в переводе означает «преданный Аллаху». В русском языке данное арабское слово трансформировалось в слово «мусульманин».

Ислам зародился на западе Аравийского полуострова в начале $VII$ века. Городами возникновения исламской религии были города Мекка и Ясриб (Медина). В современном мире территория этих городов входит в состав Саудовской Аравии. Основателем данной религии является великий пророк — Мухаммад, в переводе с арабского означающий «прославленный». Мухаммад был пастухом от рождения, но стал купцом после женитьбы на богатой вдове. В $610$ году у Мухаммада появились «видения», он начал видеть то, что было недоступно другим: ангелов, таинственные деревья, и он начал слышать то, что не могли слышать другие: голос Аллаха, голоса ангелов. Голоса вещали ему содержание священной книги под названием – Коран, в переводе на русский язык — «Чтение вслух». Таинственные голоса повелевали ему проповедовать веру в Аллаха и осуждать многобожие. В возрасте сорока лет Мухаммад начал вести проповедническую деятельность.

Во второй половине $17$ века первоначально единый ислам разделился на две большие конфессии: суннизм и шиизм. В $18$ веке от шиитов отделилась еще содна конфессия – исмаилизм. Таким образом, сформировались три основные исламские конфессии — суннизм, шиизм, исмаилизм. Кроме указанных в исламе существует еще несколько десятков небольших по численности конфессий. Самой распространенной является суннизм, ее приверженцы составляют 80% мусульман всего мира.

Распространение исламской религии

Всего в мире насчитывается сорок четыре мусульманских стран. Одна из мусульманских стран – Турция, которая расположена одновременно в Азии и в Европе, одна страна находится в Европе – это Албания, 16 стран располагаются на африканском континенте и $26$ стран в Азии. В сорока из этих стран преобладают сунниты среди верующих и только в четырёх большую часть верующих составляют шииты: в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.

В Российской Федерации ислам по распространённости является второй после православия конфессией. Мусульмане преобладают в трех регионах России: на Северном Кавказе, включая Чечню, Дагестан, Ингушетию, Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкессию, в Татарской республике и Башкирской республике.

Священные книги ислама

Все священные исламские книги ислама делятся на две группы:

  • «Коран», включающий книгу-произведение и книгу-том;
  • «Сунна» («Предание»), состоящая из шести книг-произведений и около ста книг-томов.

Согласно исламскому вероучению, существуют два «Корана»: небесный, так называемый оригинал и земной «Коран» — копия. Небесный «Коран» был всегда, он хранится под троном Аллаха в единственном экземпляре. У земного «Корана» существует много копий, но точной является только копия на арабском языке.

Содержание земного «Корана» было передано людям по цепочке: Аллах диктовал его ангелу Джабраилу, ангел передавал пророку Мухаммаду, а Мухаммад уже в виде проповедей доносил до своих учеников.

Замечание 1

«Коран» содержит $114$ сур, то есть глав, а суры в свою очередь делятся на части, называемые аятами.

Сунна представляет собой сборник изречений Мухаммада и рассказы о его жизни. Авторами рассказов о жизни Мухаммада считаются его современники.

Иерархия в исламской религии

В исламе существует шесть групп сверхъестественных существ:

  • Бог, которого зовут «Аллах»;
  • ангелы,
  • злые джинны, созданные из огня Аллахом, противники его воли;
  • добрые джинны, являющиеся помощниками Аллаха;
  • гурии,
  • Бурак.

Аллах сотворил землю, всех живых существ, семь небес, рай, находящийся на седьмом небе и ад, расположенный ниже первого неба. Над седьмым небом размещается трон Аллаха.

Определение 2

В исламе есть пророки (наби) — это люди, которым Аллах поручил возвещать людям истину, состоящую из двух основных частей: истине о правильной религии и истине о правильной жизни.

Определение 3

Среди пророков выделяются посланники, получившие от Аллаха не только устные, но также и письменные откровения.

Среди посланников наибольшим почитанием пользуются девять человек, называемых «стойкими пророками». Следует отметить, что восемь из девяти посланников почитаются и христианами: Ной (Нух), Иаков (Якуб), Авраам (Ибрагим), Иосиф (Юсуф), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса). По мнению мусульман, христиане исказили не только имя Исы, но также характеристику его внутренней природы. Для них Иса – это великий пророк, но не бог. Из девяти стойких пророков наибольшим почитанием пользуется – Мухаммад, обладающий титулом «Печать пророков».

С событиями из жизни Мухаммада связано два больших мусульманских праздника:

  • мавлюд — день рождения пророка;
  • мирадж — день вознесения пророка на небо для беседы с Аллахом.

Мусульманское учение о душе

Учение о душе у мусульман полностью совпадает с учением о душе античных христиан.

Душа в отличие от тела считается мусульманами сверхъестественной частью человека. Душа способна жить без тела, не зависит от него. Душа — это целостное образование. Душа сотворена Богом и она бессмертна.

Согласно исламскому вероучению загробный мир состоит из рая и ада. Рай открывается для праведников, а место грешников в аду. Деление на праведников и грешников в исламской религии осуществляется иначе, чем в христианстве. В христианстве все люди считаются грешниками, за исключением матери Христа — Марии, а праведниками признается часть грешников. У мусульман праведники и грешники являются противоположными группы людей. У первых в жизни преобладают добрые поступки, а у вторых — плохие. У мусульман считается, что в рай попадают на вечно, а в аду обитатели делятся на постоянных и временных. Временно в аду находятся грешники-мусульмане, которые в последствии переводятся Аллахом в рай.

Мусульманские богословы, пребывание в загробном мире, делят на два этапа:

  • до Судного дня, когда душа существует без тела;
  • после Судного дня, когда души воссоединяются с телами в раю или аду.

Каждый мусульманин должен вести образ жизни, требуемый шариатом.

Определение 4

Шариат — свод юридических, моральных и бытовых правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами.

Через шариат выражается нравственное учение ислама. Шариат опирается в своем толковании на Коран и Сунну. Но так как толкования могут быть разные, в разных странах шариаты частично провозглашали разные правила поведения. Наличие таких различий нередко приводит к жестоким спорам между мусульманами по вопросу исповедования истинного ислама.

Шариат содержит также определённые пищевые запреты. Шариатом запрещено употребление в пищу свинины, распитие алкогольных напитков, запрещается употребление мяса хищных животных, акул, крабов, раков.

В исламе существуют три вида молитв:

  • шахада — ежедневное свидетельство о вере;
  • намаз — ежедневная обязательная пятикратная молитва;
  • дополнительная молитва.

Борьба за веру

Каждый истинный мусульманин обязательно должен участвовать в борьбе за веру.

Определение 5

Борьба за веру называется джихад.

Различается четыре вида джихада:

  • джихад меча — участие в вооружённой борьбе с неверными;
  • джихад руки — принятие дисциплинарных мер в отношении нарушителей норм нравственности и преступников;
  • джихад языка — обязанность одобрять окружающих за поступки угодные Аллаху, и порицать их за нарушение правил шариата;
  • джихад сердца — борьба мусульманина с собственными недостатками и пороками.

spravochnick.ru

Возникновение ислама | История Средних веков. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

В VII в. многочисленные племена Аравийского полуострова объединились в государство. Их зна­менем стала новая мировая религия — ислам.

Аравия и её обитатели

К юго-востоку от Византии и к югу от Ирана жили племена арабов. Они издавна населяли Аравию — огромный Аравийский полуостров. Почти всю его территорию занимают пустыни и сухие степи. Жившие там бедуины (что значит «степняки») кочевали в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей.

Без верблюда большая часть Аравии была бы недоступна для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал из верблюжьей шерсти одежду и войлок для жилищ, верхом на верблюде сражался и ездил.

Области на побережье Красного моря и на юге Аравии были пригодны для земледелия. Здесь проходил и важный торговый путь, со­единявший Византию с Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим из которых была Мекка. Достаток их жителей зависел от торговли.

Мекка с Каабой
Пророк Мухаммад. Арабская миниатюра

Большинство арабов были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам. Разные племена почитали разных богов. Общей святыней была Кааба в Мекке. Во­круг Каабы располагались идолы племенных божеств.

В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство — первые монотеистические религии. Их про­никновение показывает, что язычество всё менее удовлетворяло арабов.

Арабские племена враждовали друг с другом за пастбища и за контроль над торговыми путями. Это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбле­ние родича мстило всё племя. Племенная вражда сильнее ощу­щалась в трудные времена, когда из-за борьбы Византии с Ираном сократилась аравийская торговля. Лишь объединившись, арабы мог­ли решить эту проблему, обратив энергию вовне.

Путь пророка

Основатель новой религии Мухаммад родился около 570 г. в Мекке. В 610 г. ему было видение архангела Гав­риила, и он провозгласил себя пророком, передавая народу откровения, полученные свыше. Он призывал отказаться от много­божия, уверовать в единого Бога (Бог по-арабски — Аллах), раскаяться в грехах и вести праведную жизнь.

Мухаммад обличал тех, кто не­справедливо нажил богатство, при­зывал богачей помогать бедным. Себя он называл посланником Аллаха, его пророком, причём подчёркивал, что Аллах уже на­правлял к людям посланников: Мусу (так по-арабски звучало имя библейского Моисея) и Ису (Иису­са). Таким образом, новая вера предстала не новшеством, а вос­становлением истинной веры Авраама. Такая проповедь могла привлечь и язычников, и христи­ан, и иудеев.

Многие жители Мекки осуждали Мухам­мада как отступника от веры предков, зато его поддержали в соседнем городе Ясриб. В 622 г., опасаясь расправы, он бежал в Ясриб. С этого события, именуемого у арабов хиджра (т. е. переселение), начинается отсчёт мусульманской эры.

Жители Ясриба приняли новое учение. Ясриб был переименован в Город пророка или просто Город (по-арабски — Медина). Там воз­вели первое здание для молитв — мечеть и был определён порядок богослужения. В 630 г., после долгой войны, Мухаммад подчинил Мек­ку. Он приказал уничтожить идолов, окружав­ших Каабу, сама же она осталась главной свя­тыней. В последние годы жизни Мухаммада (умер в 632 г.) ему покорились многие араб­ские племена. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Фрагмент одной из древнейших рукописей Корана

Ислам — религия мусульман

Новая вера изве­стна под названием ислам, что по-арабски означает «предание себя» Богу. Тот, кто сде­лал это, именуется мусульманином. Кратко суть ислама можно выразить фразой из его главной Священной книги — Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — послан­ник Аллаха!» Коран — это запись открове­ний, полученных Мухаммадом от Аллаха. Ислам имеет общие корни с иудаизмом и христианством, но не принял основные хрис­тианские догмы, особенно догмат о Троице. Важные различия заключаются и в том, как те и другие поклоняются Богу и как вера влияет на их жизнь.

Ислам установил пять главных обязаннос­тей мусульманина. Во-первых, верить во все­могущего и единого Аллаха и в пророческую миссию Мухаммада. Во-вторых, молиться пять раз в сутки. В-третьих, соблюдать посты, кото­рые состоят в воздержании от пищи, питья и развлечений. В-четвёртых, каждый по воз­можности должен совершить паломничество в Мекку — хадж. Пятая обязанность — платить налог на нужды общины. Кроме того, мусуль­манам предписывалось совершать поступки ради торжества веры (джихад), запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством. На основе Корана сложились правила поведения мусуль­ман во всех сферах жизни.

На этой странице материал по темам:
  • Возникновение ислама реферат кратко

  • Доклад развитие ислама кратко

  • Возникновение ислама доклад кратко

  • Конспект возникновение новой религии аравия и её обитатели

  • Возникновение ислама доклад

Вопросы по этому материалу:
  • Как жили арабы?

  • Как возникла новая мировая религия — ислам?

  • Что представлял собой ислам?

  • Как географическое положение и природные условия Аравийского полуострова повлияли на занятия и образ жизни его жителей?

  • Чем учение Мухаммада привлек­ло арабов?

  • Выделите основные этапы распро­странения ислама.

  • Почему Коран важен для мусуль­ман?

  • Каковы главные обязанности мусульман?

doklad-referat.ru