Признаки социальное государство – понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства

Содержание

Социальное государство это… Социальные функции государства :: BusinessMan.ru

Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство — это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?

Понятие социального государства

В самом общем виде социальное государство — это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.

Таким образом, суть социального государства — это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.

Немного истории

Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке — это система, обеспечивающая социальный прогресс.

Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.

Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.

В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.

Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.

После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 — начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.

Условия существования социального государства

Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство — это модель, которая возможна при создании определенных условий:

  • Высокий уровень нравственного развития граждан. Для социального государства характерно превалирование моральных ценностей над всеми прочими, все члены общества, особенно менеджмент, должны придерживаться идей равенства и справедливости.
  • Демократический строй. Для реализации принципов социальной защищенности в государстве должны реализовываться принципы свободы.
  • Высокий уровень экономического развития государства. Для того чтобы иметь возможность социального обеспечения неимущих, у государства должны иметься большие резервы.
  • Социально-ориентированный тип экономики. Государство, чтобы были возможности регуляции экономических процессов, должно иметь большое количество различных предприятий со своим участием. Это позволяет регулировать занятость населения и перераспределять доходы в пользу обделенных.
  • Высокий уровень правового развития. Обязательным спутником социального государства является высокий уровень развития законодательных и гражданских инициатив. Гражданское общество и правовое государство являются платформой для проведения социально-ориентированной политики.
  • Социальная политика государства. Приоритетами государственной политики должны быть социальные проекты по нивелированию последствий неравенства и различной поддержке неимущих слоев населения. Государство должно стремиться к всеобщей справедливости, ставить себе цель по достижению благосостояния для всех челнов общества. Среди таких целей — создание равных стартовых возможностей для людей всех классов, социальная защищенность всех граждан страны, достойные условия жизни для всех, включая обездоленных.
  • Закрепление в законодательстве. Термин «социальное государство» должен быть зафиксирован в конституции государства.

Характерные признаки социального государства

Распознать социальное государство можно по следующим признакам:

  • Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности.
  • Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности.
  • Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным.
  • Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз.
  • Качественные социально-значимые отрасли услуг. Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения.
  • Правовое разрешение конфликтов. Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества.
  • Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает.
  • Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.

Социальные функции государства: реальность и декларация

Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:

  • Поддержка незащищенных слоев населения. Она может быть материальной в виде субсидий безработным, инвалидам, пенсионерам, и социально-психологическая, в виде различных консультаций, тренингов, курсов по психологической разгрузке и коррекции депрессивных состояний.
  • Охрана труда и здоровья населения. Государство создает достойные условия для выполнения любой работы, контролирует соблюдение норм и законов. Также обеспечивает регулярное медицинское обслуживание на качественном уровне, делая акцент на профилактику заболеваний.
  • Поощрение и стимулирование благотворительности. У государства есть налоговые механизмы, которые могут делать благотворительность не только социально-одобряемой деятельностью, но и экономически выгодной.
  • Поддержка материнства и детства. Государство создает институты, помогающие родителям растить детей вне зависимости от уровня дохода. Оно обеспечивает качественную медицинскую помощь и систему образовательных услуг, а также вырабатывает механизмы материальной поддержки нуждающихся семей.
  • Сглаживание последствий социального расслоения общества, путем перераспределения доходов государство снижает разрыв между богатыми и бедными.
  • Обеспечение занятости населения. Государство создает условия для того, чтобы каждый человек мог найти работу по своим способностям и возможностям, стимулирует предпринимательство для создания рабочих мест, поддерживает низкооплачиваемые, но социально-значимые отрасли.

  • Забота о решении экологических проблем, о сохранении мира.
  • Поддержка различных проектов, инициатив и программ в социальной, культурной, образовательной сфере.

Таким образом, социальное государство — это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.

Типы социальных государств

Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:

  • Позитивное государство социальной защиты. Тип, построенный на стремлении к созданию общества равных возможностей. Образцом такого типа являются США.
  • Государство социальной безопасности. В этом типе к социальной защите добавляются требования по обеспечению стабильного дохода всем гражданам не ниже прожиточного минимума. Образец — Великобритания.
  • Социальное государство всеобщего благосостояния. Государство стремится выровнять уровень доходов и возможностей для всех жителей. Пример — Швеция.

Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.

Воплощенные проекты

Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния — нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.

Российская реальность

Естественно возникает вопрос, а Россия — социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия — социальное государство.

Трудности построения социального государства

Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:

  • Нестабильность мировой экономики. Кризисы последних лет показали, что не все государства могут себе позволить социальную ориентацию из-за падения доходов.
  • Несознательность граждан. Социальное государство сталкивается с тем, что некоторые слои населения превращаются в иждивенцев и стремятся получать блага, ничего не отдавая. Особенно эту проблему обнажил миграционный кризис в Европе, когда на пособия начинают претендовать тысячи и миллионы граждан и государство не в состоянии всех обеспечить достойно.

Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.

Критика социального государства

У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.

businessman.ru

Социальное государство: понятие и признаки, функции

Рассмотрим социальное государство: понятие и признаки его. Также из этой статьи вы узнаете, какие существуют модели социального государства. Скажем пару слов и об особенностях его развития. Что же такое социальное государство, понятие и признаки которого нас интересуют? Это принцип (характеристика), который относится к конституционно-правовому статусу того или иного государства.

Принцип социального государства

Данный принцип предполагает конституционное гарантирование социальных и экономических прав и свобод гражданина и обязанности государства, которое должно служить обществу. Оно стремится свести к минимуму и по возможности полностью исключить неоправданные социальные различия.

Функции, которые должно выполнять социальное государство

Понятие и признаки социального государства тесно связаны с его функциями. Рассматривая последние, нужно иметь в виду следующее:

а) ему присущи функции традиционные, обусловленные его природой как государства;

б) на содержание всех этих функций накладывает отпечаток его социальное значение, т. е. традиционные постулаты в данном случае преломляются через призму задач и целей социального государства, и можно вести речь в этом плане о наличии у такого государства общей социальной политики.

Можно выделить в рамках общего социального назначения специфические направления деятельности, то есть специфические функции, которые имеет социальное государство, понятие и признаки которого мы описываем. К таким функциям относятся, в частности:

1) поддержка категорий населения, являющихся социально незащищенными;

2) охрана здоровья и труда людей;

3) поддержка материнства, отцовства, семьи и детства.

Также государство должно заботиться о сохранении мира. Какие еще функции входят в его понятие? Признаки, социальное назначение государства предполагают, что должно осуществляться сглаживание неравенства с помощью перераспределения доходов между разными слоями общества. Это реализуется через налогообложение, специальные социальные программы, государственный бюджет.

Довольно объемным понятием является социальное государство. Понятие и признаки, функции — обо всем этом можно говорить очень долго. Среди последних следует отметить также поощрение государством благотворительной деятельности (в том числе путем предоставления предпринимательским структурам, которые осуществляют ее, налоговых льгот). Нужно поддерживать и финансировать культурные программы и фундаментальные научные исследования. Характеризуя социальное государство (понятие и признаки) кратко, нужно сказать, что оно должно обеспечивать занятость населения, борьбу с безработицей, выплату пособий. К функциям его также относится поиск баланса между рыночной экономикой и воздействием на ее развитие государства. Цель такого воздействия — обеспечить достойную жизнь граждан страны. Участвовать в реализации межгосударственных социальных, культурных и экологических программ, а также решать общечеловеческие проблемы также обязательно должно социальное государство. Понятие и признаки, функции, типы — все это определяет его основные черты.

Основные черты социального государства

Из сказанного выше можно сделать вывод, что социальное государство всегда стремится обеспечить социальную защищенность граждан, достойные условия их существования, возможность участвовать в управлении производством. В идеале оно должно быть нацелено на создание для всех примерно равных жизненных шансов. Деятельность такого государства направлена в первую очередь на всеобщее благо, на утверждение социальной справедливости в обществе. Оно сглаживает неравенство (имущественное или иное), помогает обездоленным и слабым, заботится о предоставлении гражданам работы или другого источника существования, обеспечивает сохранение мира, формирование благополучной жизненной среды для человека.

Условия существования социального государства

Становление такого государства — это не только политический и экономический процесс, но также и нравственный, который требует «человеческого» измерения. Можно сделать вывод с учетом сказанного, что характерными чертами и условиями существования государства социального являются:

1) демократически организованная власть;

2) высокий уровень нравственности у должностных лиц и у всех граждан;

3) большой экономический потенциал, который позволяет перераспределять доходы, не ущемляя при этом положения собственников;

4) структура экономики, ориентированная социально, что проявляется в наличии разных форм собственности, а также существенной доли государственной собственности в необходимых областях хозяйства;

5) развитие государства в правовой сфере;

6) существование гражданского общества, для которого государство является инструментом проведения политики, ориентированной социально;

7) социальная направленность политики, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетности их осуществления;

8) наличие целей установления всеобщего блага, социальной справедливости;

9) наличие социального законодательства;

10) закрепление в конституции страны формулы «социальное государство».

Деятельность социального государства

Можно сказать, что свои принципы и цели социальное государство осуществляет в форме правовой государственности. Оно идет путем гуманизации общества, то есть стремится к расширению прав личности, к тому, чтобы наполнить более справедливым содержанием правовые нормы. Государство также призвано обеспечить благо индивида: материальные условия достойного существования и свободы каждого человека, социальную безопасность. Оно должно заниматься непосредственно распределением общественного блага, однако не подрывать при этом основы рыночного хозяйства, такие, как конкуренция, частная собственность, индивидуальная ответственность, предприимчивость и др., не должно способствовать массовому социальному иждивенчеству.

Либеральная модель

В ее основу положен либеральный принцип, который предусматривает личную ответственность всех членов общества за судьбу своей семьи и свою собственную. В этой модели роль государства незначительна. В первую очередь социальные программы финансируются за счет частного страхования и личных сбережений. Задачей государства при этом является стимулирование роста доходов граждан. Использующими данную модель социальными государствами являются, например, США, Канада и Австралия.

Корпоративная модель

Еще одна модель — корпоративная. Она предполагает наличие механизма ответственности организаций (корпораций) и предприятий за судьбу и материальное положение своих работников. Корпорацией работнику предоставляются социальные гарантии, в том числе пенсионное обеспечение, а также частичная оплата образовательных, медицинских и других услуг. Построенными по этому принципу социальными государствами являются Франция, Нидерланды, Ирландия, Италия, Германия, Бельгия, Австрия и др.

Консервативная модель

Основной задачей в ней является обеспечение равных стартовых условий, а также возможностей для развития всем гражданам. Идея партнерства между частным сектором, государством, благотворительными и общественными организациями является фундаментом консервативной политики. Принцип смешанной экономики — господствующий в экономической сфере, создается социальное рыночное хозяйство. Ориентированными на эту модель социальными государствами являются Япония и Великобритания.

Описанные выше модели — это идеальные типы, вряд ли имеющие место где-либо в чистом виде. В каждом конкретном государстве в реальности присутствуют элементы различных моделей. Однако при этом доминирует та или иная из них, благодаря чему можно определить, какими именно социальными государствами являются те или иные страны.

Самая распространенная модель социального государства

Самой распространенной моделью является такая, в основе которой — ответственность общества в целом за судьбу каждого своего члена. Основным принципом при этом выступает условие, согласно которому молодой платит за старого, а богатый — за бедного. Государство перераспределяет налоговые отчисления, которые поступают ему, через бюджет, социальные программы, страховые фонды, систему социального обслуживания. Негосударственные институты социальной помощи (программы, фонды и т. д.) играют вспомогательную роль.

Внутренние противоречия социального государства

Рассматривая тему «Социальное государство: понятие, сущность, признаки», необходимо отметить, что оно имеет внутренние противоречия. Социальное государство проходит определенные этапы развития и стадии формирования. Отражением этих проблем и противоречий стала широкая дискуссия, развернувшаяся в зарубежной политической и научной науке в 80-е — 90е годы о его будущем и его кризисе. Основанием процессов, которые стали причиной обострения проблем, существующих в социальном государстве, лежат неравномерность и цикличность экономического развития, а также подверженность социальной сферы и экономики воздействию событий внутренней и внешней политики. Иллюзию гармонии между ростом экономики и расширяющейся практикой распределения государством социально-экономических благ уничтожил мировой экономический кризис. Он показал, что существуют серьезные монетарные проблемы, что невозможно бесконечно эксплуатировать импортное дешевое сырье.

Дискуссия о перспективах и кризисе социального государства обострилась вновь, когда был разрушен социализм в государствах Восточной Европы, когда ФРГ столкнулась с экономическими трудностями, связанными с освоением земель восточной Германии, когда происходило расширение Европейского Союза. Все эти глобальные экономические и геополитические сдвиги обнаружили сложность во взаимоотношении государства и общества.

Социальное и правовое государство

О чем еще можно рассказать, раскрывая тему «Социальное государство: понятие, признаки, функции»? Отметим, что современное социальное государство представляет собой этап развития, который следует за государством патерналистским. Социальное государство не является этапом развития правового. Тем не менее, лишь правовое государство может стать социальным, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права.

Социальная политика

Социальная политика выступает одним из главных инструментов реализации государства социального. Взаимосвязь между ними проявляется в том, насколько глубоко и полно социальное государство проводит социальную политику, а также в том, в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан.

На достижение результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния, направлена социальная политика. Ее цель также — улучшение жизни всего населения, предотвращение возникновения социальной напряженности.

Сутью социальной политики государства, которое поставило перед собой цель стать государством социальным, должно стать обеспечение высокого уровня жизни населения, условий для повышения благосостояния. Задача реализации эффективной, сильной социальной политики в таком государстве выдвигается на первый план.

Итак, мы рассказали о том, что такое социальное государство. Понятие, сущность, признаки и модели его были описаны нами. Каждое государство должно стремиться максимально реализовать его принципы. Российская Федерация — это также социальное государство. Понятие, признаки, функции его закреплены в Конституции нашей страны. Она была принята в 1993 году. С этих пор Россия официально — социальное государство. Понятие и признаки (ТГП занимается их изучением) его используются в проводимой Россией политике. Однако фактически формирование социального государства находится в нашей стране еще на раннем этапе.

Очень актуальной сегодня является тема «Социальное государство: понятие и признаки». Презентация, реферат или курсовая работа по ней могут быть сделаны с опорой на материал из этой статьи.

fb.ru

Тема 2. Социальное государство: понятие, признаки

Определение
социального государства. Понятие
социальной справедливости. Признаки
социального государства. Критерии
эффективности социального государства.
Опыт реализации идеи социального
государства.

Социальное
государство (нем. Sozialstaat; государство
всеобщего благосостояния, государство
всеобщего благоденствия) – система
государственного регулирования
общественных отношений при которой
материальные блага распределяются
(перераспределяются) в соответствии с
принципом социальной справедливости
в целях обеспечения каждому достойного
уровня жизни и минимальных возможностей
для самореализации, устранения социальных
противоречий и конфликтов, помощи
нуждающимся.

Впервые
понятие «социальное государство»
сформулировал в середине XIX в. Лоренц
фон Штейн. Он включил в перечень функций
государства обеспечение абсолютного
равенства в правах как для всех
общественных классов и групп, так и для
каждой личности в отдельности. Государство,
согласно Штейну, обязано способствовать
экономическому и общественному прогрессу
всех своих граждан, ибо в конечном счёте
развитие одного выступает условием
развития другого, и именно в этом смысле
говорится о социальном государстве.

Стремление
к социальному государству является
одним из ключевых положений политических
программ социал-демократов. Упоминание
о социальном государстве содержится в
конституциях и других высших законодательных
актах многих стран. Теория государства
всеобщего благоденствия предполагает,
что социальные гарантии обеспечиваются
путём государственного регулирования
экономики (прежде всего, крупного
бизнеса) и налоговой политикой.

В
качестве основной категории в определении
социального государства выступает
понятие социальной справедливости, под
которой понимается как понятие о должном,
содержащее в себе требование соответствия
деяния и воздаяния. В частности,
соответствия прав и обязанностей, труда
и вознаграждения, заслуг и их признания,
преступления и наказания, соответствия
роли различных социальных слоёв, групп
и индивидов в жизни

общества
и их социального положения в нём; в
экономической науке.

(
Мамут Л.С. Социальное государство с
точки зрения права // Государство и
право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.)

………………….

продукта.
Уполномоченным на такое распределение
и является социальное государство,
выполняющее в обществе функции системы
обеспечения социальной справедливости.
Таким образом, реализация этой функции
представляется главным признаком
социального государства.

К
другим признакам социального государства
могут быть причислены следующие признаки:

1.
Социальное государство должно быть
правовым государством, где право
определяет не только бытие общества и
личности, но и функционирование
государства, его внутреннюю организацию
и устройство.

2.
Стержнем внутренней политики социального
государства являются его социальные
функции, механизм реализации которых
должен быть эффективным.

3.
Современная теория социального
государства исходит из того, что в
экономике основная роль должна отводиться
государству как гаранту справедливого
распределения национального продукта
и материальных

благ.

4.
Социальное государство должно иметь
эффективное социальное законодательство
в качестве нормативной основы проведения
социальной политики (по сути, характеристика
национального законодательства и
результатов его применения позволяет
судить о степени «социальности»
государства и проводимой им политики).

В
качестве количественных показателей
эффективности социального государства
часто используются:

− уровень
бедности;

− относительный
эффект социальных программ на уровень
бедности;

− доля
ВВП на расходы, связанные с социальными
программами;

− детская
смертность;

− уровень
безработицы.

Среди
современных примеров реализации идеала
социального

государства
обычно приводят страны Скандинавского
полуострова

(т.е.
«шведская модель»), Финляндию, Нидерланды,
Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а
также иногда Великобританию, Францию,
Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США,
Италию, Грецию, Португалию,Японию,
Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию,
Литву, Латвию,страны Персидского залива,
Ливию и другие страны.

Начало
широкой реализации идей социального
государства как правило связывают с
провозглашением в США (1964 г.) кампании
по борьбе с бедностью как части программы
построения «Великого общества»

(Great
Society). 16 марта 1964 г. Л. Джонсон направил
в конгресс специальное послание «О
войне с бедностью», на основании которого
20 августа был принят закон об экономических
возможностях (Economic Opportunitiy

Act).
Он включал четыре вида мероприятий по
борьбе с бедностью: профессиональная
подготовка и обучение, программы так
называемых «общинных действий»,
осуществляемых под эгидой местных
властей, специальные программы помощи
для сельской местности и мелкого бизнеса,
а также деятельность организации
«Добровольцы на службе Америки»

(Volu№teers
i№ Service to America, VISTA).

В
соответствии с этим законом учреждалось
федеральное Управление экономических
возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В
области медицинского обслуживания в
1965 г. была введена специальная программа
«Медикейд» для наиболее нуждающихся и
«Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была
также начата федеральная программа
субсидирования части расходов
малообеспеченных граждан на продукты
питания в виде

продовольственных
купонов. Кроме того, во второй половине
1960-х гг.были приняты некоторые меры по
оказанию помощи малообеспеченным семьям
в аренде квартир в частных жилых домах
и по расширению программ федерального
финансирования строительства дешёвых
жилищ в рамках законов о жилищном
строительстве и городском развитии.

Темы
и вопросы для обсуждения

1.
Дайте определение и сформулируйте
признаки социального государства.

2.
Что отличает социальное государство
от других государств?

3.
Раскройте содержание понятия «социальная
справедливость».

4.
Как определить степень эффективности
социальной политики?

Рекомендуемая
литература

1.
Габрелян, Э.В. О правовом и социальном
государстве / Э.В. Габрелян // Российская
юстиция. – 2011. – № 5. – С. 32 – 34.

2.
Гриценко Н.Н. Основы социального
государства : учебник для вузов / Н.Н.
Гриценко, Ф.И. Шарков. – М., 2004.

3.
Гончарова, С.Г. Социально-правовой и
теоретический аспекты защиты прав
человека в правовом государстве / С.Г.
Гончарова // Конституционное и муниципальное
право. – 2011. – № 5. – С. 8 – 11.

4.
Мамут, Л.С. Социальное государство с
точки зрения права /Л.С. Мамут // Государство
и право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.

5.
Социальная справедливость: философские
концепции и российская ситуация:
монография / Г.Ю. Канарш. – М., 2011. – 236 с.

studfiles.net

5. Важнейшие признаки социального государства

1.Демократическая
организация государственной власти.

2.Высокий
нравственный уровень граждан и прежде
всего — должностных лиц государства.

3.Мощный
экономический потенциал, позволяющий
осуществлять меры по перераспределению
доходов, не ущемляя существенно положения
собственников.

4.Социально
ориентированная структура экономики,
что проявляется в существовании различных
форм собственности со значительной
долей собственности государства в
нужных областях хозяйства.

5.Правовое
развитие государства, наличие у него
качеств правового государства.

6.Существование
гражданского общества, в руках которого
государство выступает инструментом
проведения социально ориентированной
политики.

7.Ярко
выраженная социальная направленность
политики государства, что проявляется
в разработке разнообразных социальных
программ и приоритетности их реализации.

8.Наличие
у государства таких целей, как установление
всеобщего блага, утверждение в обществе
социальной справедливости, обеспечение
каждому гражданину:

а)
достойных условий существования;

б)
социальной защищенности;

в)
равных стартовых возможностей для
самореализации личности.

9.Наличие
развитого социального законодательства
(законодательства
о социальной защите населения, например
Кодекса социальных законов, как это
имеет место в ФРГ).

10.Закрепление
формулы «социальное государство»
в конституции страны (впервые
это было сделано в Конституции ФРГ в
1949 г.).

6. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки

Существует
несколько моделей социального государства.

Одна
из них — либеральная модель, в основе
которой лежит индивидуальный принцип,
предусматривающий личную ответственность
каждого члена общества за свою судьбу
и судьбу своей семьи. Роль государства
в этой модели незначительная. Финансирование
социальных программ осуществляется в
первую очередь за счет частных сбережений
и частного страхования. При этом задачей
государства является стимулирование
роста личных доходов граждан. Такая
модель используется в США, Англии и
других странах.

7. Особенности корпоративной модели социального государства

Данная
модель предполагает развитие системы
пособий по социальному страхованию,
дифференцированных по видам трудовой
деятельности. Услуги социального
страхования, финансируемые в основном
за счет взносов, различаются в зависимости
от принадлежности к той или иной
профессиональной группе.

В
отличие от социал-демократической
модели корпоративная модель базируется
на принципе личной ответственности
каждого члена общества за свою судьбу
и положение близких. Поэтому здесь
самозащита, самообеспечение играют
существенную роль. В основе самозащиты
лежит трудовая деятельность и механизмы
солидарной самозащиты – социальное
страхование. Система устанавливает
жесткую связь между уровнем социальной
защиты и успешностью и длительностью
трудовой деятельности.

Поэтому
более высокий уровень социальной защиты
(в рамках социального страхования) может
рассматриваться как награда за труд и
сознательность.

Страной,
где максимально полно реализованы
принципы корпоративной модели, является
Германия, которая вообще первой в мире
ввела систему социального страхования
еще в 80-е годы XIX века. Заслуга в формировании
страхового законодательства принадлежит
канцлеру Бисмарку. Он добился
последовательного принятия трех законов,
сформировавших систему социального
страхования: Закона о страховании по
болезни лиц промыслового труда, Закона
о страховании от несчастных случаев на
производстве, Закона об инвалидности
и страховании по старости (1891 г.). Этим
законам были присущи черты, характерные
для сегодняшней системы социального
страхования (в т.ч. и в Молдове): увязывание
размеров страховых взносов не с рисками,
а с заработком; распределение расходов
на взносы между наемными работниками
и работодателями; публично-правовая
форма организации страхования.

В
начале ХХ века развитие социального
страхования привело к снижению пенсионного
возраста до 65 лет (норма, действующая и
сегодня), однако из-за экономической
нестабильности размеры пенсий были
очень малы. Оптимальное соотношение
между пенсиями и ростом доходов работающих
удалось установить в 50-е годы, что
повысило благосостояние пенсионеров.
Пенсии по старости назначаются обычно
в 65 лет при наличии 35 лет страхового
стажа. Досрочная пенсия по старости (с
60 лет) существует для шахтеров с
многолетним стажем работы под землей.

В
Германии самыми типичными формами
социальной защиты являются страховые
пособия по старости, болезни, потере
трудоспособности или по безработице.
На региональном и местном уровнях
социальной защитой занимаются три
основных субъекта: национальные или
местные ассоциации предпринимателей,
профсоюзы и государство. Государство
обеспечивает, в основном, социальную
помощь, а также социальное обслуживание
нуждающихся семей и детей.

Итак,
корпоративная модель построена на
взаимных обязательствах наемных
работников и работодателей, на принципе
трудового участия (лучше обеспечен тот,
кто больше работает и больше зарабатывает)
и на предпочтении реабилитации по
сравнению с выходом на пенсию, чтобы не
допускать досрочного ухода в связи с
утратой трудоспособности.

Корпоративная
модель — она предполагает механизм
ответственности предприятий и организаций
(корпораций) за материальное положение
и судьбу своих работников. Работнику
предоставляются корпорацией социальные
гарантии, включая пенсионное обеспечение,
частичную оплату медицинских,
образовательных и других услуг. В основе
социального обеспечения лежат страховые
взносы корпораций и деятельность
организаций-работодателей.

studfiles.net

Признаки социального государства

Первый,
один из самых важных признаков социального
государства – высокий
уровень экономики страны
.
Это говорит о том, что успешное
функционирование социального государства
возможно лишь на основе высокоразвитой
экономики, которая должна быть эффективной,
социально ориентированной, служащей
интересам всех слоев общества. А в
экономической политике социального
государства требуется сочетание и мер
государственного регулирования, и
поощрения конкуренции, и развития личной
инициативы граждан по обеспечению
своего собственного благосостояния1.

Высокий
уровень правовой и социальной культуры
граждан

является одним из первых признаков
социального государства. Где под правовой
культурой мы понимаем «определённый
уровень правового мышления и чувств
восприятия правовой действительности»,
а также «надлежащую степень знания
населением законов и высокий уровень
уважения норм права, их авторитета»2.
В социальном государстве и государство,
и общество выступают партнерами
,
т. е. гражданское общество
и государство
взаимно дополняют друг друга и зависят
одно от другого.

Следующим
признаком социального государства
является обеспечение
государством минимального уровня
достойного существования граждан.
Право
человека на достойную жизнь определяется
как право личности на попечение
государства о том, чтобы каждый человек
имел такой жизненный уровень, который
необходим для поддержания здоровья его
самого и его семьи.

Достижение
равенства граждан путем стирания
различий в уровне благосостояния.
Рассматривая
этот признак социального государства,
можно вспомнить, что во многих конституциях
развитых стран мира закреплены положения
об обеспечении прав человека на труд,
социальную защиту, жилье, достаточный
жизненный уровень для себя и своей
семьи. Однако большой процент населения
все же продолжает жить на грани бедности,
на уровне нищенского существования, а
некоторые граждане вынуждены ежедневно
просто физически выживать. Налицо
чрезмерная дифференциация по уровню
доходов и социальная нестабильность.
Безусловно, эта категория прав человека
имеет свою специфику, ведь степень их
гарантированности со стороны государства,
в отличие от «классических» прав
(политических и личных), находится в
довольно жесткой зависимости от состояния
дел в экономике. Поэтому на данный момент
эти положения отражают не реальную
действительность, а лишь стремление и
ориентацию развитых стран к уровню
благосостояния граждан.

Обеспечение
большей защиты граждан перед лицом
непредвиденных жизненных ситуаций
(рисков).

В данном случае будет уместным говорить
о социальном обеспечении, которое
является формой выражения социальной
политики
государства, направленной на материальное
обеспечение определённой категории
граждан
из средств государственного
бюджета
и специальных внебюджетных
фондов
в случае наступления событий, признаваемых
государством социально значимыми (на
данном этапе его развития), с целью
выравнивания социального
положения
граждан по сравнению с остальными
членами общества.

Чрезвычайно
важным признаком социального государства
является правовая
поддержка граждан.
Правовая
природа социальной
политики государства
– право
государства
оказывать помощь и регулировать
социальные
процессы. Правовую основу социального
государства составляют внутригосударственные
и международно-правовые акты,
провозглашающие и гарантирующие
социально-экономические, культурные,
жилищные и другие права.

Можно
выделить признак, характеризующий
экономическую поддержку граждан с целью
повышения их доходов
.
Социальному
государству
на современном этапе его развития должны
быть присущи
высокий
уровень развития производительных сил
и эффективная система производственных
отношений.
Высокий уровень доходов граждан
автоматически снимает многие социальные
проблемы трудоспособных работников и
их семей, стабильного социально-экономического
положения граждан.

К
последнему признаку социального
государства мы отнесли совершенствование
жизнедеятельности граждан на основе
образовательных и информационных
мероприятий.
Здесь
речь может идти о
привитии
гражданам знаний, умений и навыков в
области жизнедеятельности. Они, как
правило, осуществляются в основном
через обучение (целенаправленный процесс
взаимодействия обучающего и обучаемого),
воспитание, а также через самообразование,
средства массовой информации,
общественно-трудовую деятельность и
т. п.

Все
вышеперечисленные существенные признаки,
цели и задачи социального государства
свидетельствуют о достаточно широком
разбросе в понимании и толковании этого
социально-политического феномена, а
также свидетельствуют о том, что единой
последовательно и фундаментально
разработанной теории социального
государства пока не существует. Тем не
менее существующие различные национальные
концепции и модели социального государства
демонстрируют исключительно высокий
эффект социального действия, который
является достойным уровнем качества
жизни людей.

studfiles.net

Тема 2. Социальное государство: понятие, признаки

Определение
социального государства. Понятие
социальной справедливости. Признаки
социального государства. Критерии
эффективности социального государства.
Опыт реализации идеи социального
государства.

Социальное
государство (нем. Sozialstaat; государство
всеобщего благосостояния, государство
всеобщего благоденствия) – система
государственного регулирования
общественных отношений при которой
материальные блага распределяются
(перераспределяются) в соответствии с
принципом социальной справедливости
в целях обеспечения каждому достойного
уровня жизни и минимальных возможностей
для самореализации, устранения социальных
противоречий и конфликтов, помощи
нуждающимся.

Впервые
понятие «социальное государство»
сформулировал в середине XIX в. Лоренц
фон Штейн. Он включил в перечень функций
государства обеспечение абсолютного
равенства в правах как для всех
общественных классов и групп, так и для
каждой личности в отдельности. Государство,
согласно Штейну, обязано способствовать
экономическому и общественному прогрессу
всех своих граждан, ибо в конечном счёте
развитие одного выступает условием
развития другого, и именно в этом смысле
говорится о социальном государстве.

Стремление
к социальному государству является
одним из ключевых положений политических
программ социал-демократов. Упоминание
о социальном государстве содержится в
конституциях и других высших законодательных
актах многих стран. Теория государства
всеобщего благоденствия предполагает,
что социальные гарантии обеспечиваются
путём государственного регулирования
экономики (прежде всего, крупного
бизнеса) и налоговой политикой.

В
качестве основной категории в определении
социального государства выступает
понятие социальной справедливости, под
которой понимается как понятие о должном,
содержащее в себе требование соответствия
деяния и воздаяния. В частности,
соответствия прав и обязанностей, труда
и вознаграждения, заслуг и их признания,
преступления и наказания, соответствия
роли различных социальных слоёв, групп
и индивидов в жизни

общества
и их социального положения в нём; в
экономической науке.

(
Мамут Л.С. Социальное государство с
точки зрения права // Государство и
право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.)

………………….

продукта.
Уполномоченным на такое распределение
и является социальное государство,
выполняющее в обществе функции системы
обеспечения социальной справедливости.
Таким образом, реализация этой функции
представляется главным признаком
социального государства.

К
другим признакам социального государства
могут быть причислены следующие признаки:

1.
Социальное государство должно быть
правовым государством, где право
определяет не только бытие общества и
личности, но и функционирование
государства, его внутреннюю организацию
и устройство.

2.
Стержнем внутренней политики социального
государства являются его социальные
функции, механизм реализации которых
должен быть эффективным.

3.
Современная теория социального
государства исходит из того, что в
экономике основная роль должна отводиться
государству как гаранту справедливого
распределения национального продукта
и материальных

благ.

4.
Социальное государство должно иметь
эффективное социальное законодательство
в качестве нормативной основы проведения
социальной политики (по сути, характеристика
национального законодательства и
результатов его применения позволяет
судить о степени «социальности»
государства и проводимой им политики).

В
качестве количественных показателей
эффективности социального государства
часто используются:

− уровень
бедности;

− относительный
эффект социальных программ на уровень
бедности;

− доля
ВВП на расходы, связанные с социальными
программами;

− детская
смертность;

− уровень
безработицы.

Среди
современных примеров реализации идеала
социального

государства
обычно приводят страны Скандинавского
полуострова

(т.е.
«шведская модель»), Финляндию, Нидерланды,
Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а
также иногда Великобританию, Францию,
Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США,
Италию, Грецию, Португалию,Японию,
Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию,
Литву, Латвию,страны Персидского залива,
Ливию и другие страны.

Начало
широкой реализации идей социального
государства как правило связывают с
провозглашением в США (1964 г.) кампании
по борьбе с бедностью как части программы
построения «Великого общества»

(Great
Society). 16 марта 1964 г. Л. Джонсон направил
в конгресс специальное послание «О
войне с бедностью», на основании которого
20 августа был принят закон об экономических
возможностях (Economic Opportunitiy

Act).
Он включал четыре вида мероприятий по
борьбе с бедностью: профессиональная
подготовка и обучение, программы так
называемых «общинных действий»,
осуществляемых под эгидой местных
властей, специальные программы помощи
для сельской местности и мелкого бизнеса,
а также деятельность организации
«Добровольцы на службе Америки»

(Volu№teers
i№ Service to America, VISTA).

В
соответствии с этим законом учреждалось
федеральное Управление экономических
возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В
области медицинского обслуживания в
1965 г. была введена специальная программа
«Медикейд» для наиболее нуждающихся и
«Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была
также начата федеральная программа
субсидирования части расходов
малообеспеченных граждан на продукты
питания в виде

продовольственных
купонов. Кроме того, во второй половине
1960-х гг.были приняты некоторые меры по
оказанию помощи малообеспеченным семьям
в аренде квартир в частных жилых домах
и по расширению программ федерального
финансирования строительства дешёвых
жилищ в рамках законов о жилищном
строительстве и городском развитии.

Темы
и вопросы для обсуждения

1.
Дайте определение и сформулируйте
признаки социального государства.

2.
Что отличает социальное государство
от других государств?

3.
Раскройте содержание понятия «социальная
справедливость».

4.
Как определить степень эффективности
социальной политики?

Рекомендуемая
литература

1.
Габрелян, Э.В. О правовом и социальном
государстве / Э.В. Габрелян // Российская
юстиция. – 2011. – № 5. – С. 32 – 34.

2.
Гриценко Н.Н. Основы социального
государства : учебник для вузов / Н.Н.
Гриценко, Ф.И. Шарков. – М., 2004.

3.
Гончарова, С.Г. Социально-правовой и
теоретический аспекты защиты прав
человека в правовом государстве / С.Г.
Гончарова // Конституционное и муниципальное
право. – 2011. – № 5. – С. 8 – 11.

4.
Мамут, Л.С. Социальное государство с
точки зрения права /Л.С. Мамут // Государство
и право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.

5.
Социальная справедливость: философские
концепции и российская ситуация:
монография / Г.Ю. Канарш. – М., 2011. – 236 с.

studfiles.net

Социальное государство: понятие, признаки, функции, типы.

Социальное
государство —
особый
тип современного высокоразвитого
государства, в котором обеспечивается
высокий уровень социальной защищенности
всех граждан посредством активной
деятельности государства по регулированию
социальной, экономической и других сфер
жизнедеятельности общества, установлению
в нем социальной справедливости и
солидарности. Социальное государство
является итогом сближения целей и
гармонизации отношений государственных
институтов и общества.

Понятие“социальное
государство” было выдвинуто немецким
государствоведом и экономистом Лоренцем
фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии
Гегеля, французских социалистических
доктрин и в результате анализа развития
капитализма в Германии.

Признаки
социального государства

  1. Закрепление государством
    общечеловеческих ценностей, утверждение
    в обществе принципов социальной
    справедливости, социальной направленности
    государственной политики, обеспечивающей
    каждому гражданину достойные условия
    существования, социальную защищенность,
    равные стартовые возможности.

  2. Высокий нравственный
    уровень граждан, должностных лиц;
    «человеческое измерение».

  3. Существование развитого
    гражданского общества.

  4. Высокий уровень демократии
    в обществе.

  5. Развитую экономическую
    базу, позволяющую осуществлять меры
    по перераспределению доходов и
    социально-ориентированную структуру
    экономики.

  6. Связь (связанность)
    государства с правом, наличие у него
    качеств правового государства;
    существование развитого действующего
    социального законодательства.

  7. Неотъемлемым элементом
    социального государства является
    парламент, в котором равноправно должны
    быть представлены все социальные
    группы, проживающие на данной территории.

Функции
социального государства

Социальному
государству присущи все традиционные
функции, обусловленные природой
государства как такового. Вместе с тем,
в функциях социального государства
выделяется его социальное назначение:

  1. поддержка социально
    незащищенных категорий населения;

  2. утверждение принципа
    социального выравнивания путем
    перераспределения доходов между
    различными слоями и группами населения
    через специальные, социальные программы;

  3. охрана труда и здоровья
    людей;

  4. поддержка семьи,
    материнства и детства;

  5. финансирование
    фундаментальных научных исследований
    и культурных программ;

  6. обеспечение трудовой
    занятости населения;

  7. необходимый баланс
    между свободной рыночной экономикой
    и мерой государственного воздействия
    в этой сфере;

  8. участие в реализации
    межгосударственных экологических,
    культурных и социальных программ;

  9. поиск решения глобальных
    проблем человечества; забота о сохранении
    мира, согласия в обществе.

Выполняет
социальное государство и целый ряд
традиционных регулятивных и охранительных
функций: поддержание общественного
порядка, воспитание и исправление
преступников, разрешение споров и
конфликтов, защита от нападения извне
и др. Однако соотношение функций
охранительных и регулятивных по сравнению
с классовым государством меняется в
сторону расширения регулятивных и
сокращения охранительных.

Типы
социального государства
:

1.Либеральное
(или ограниченное) социальное государство
.
Государство через бюджет финансирует
«источники существования» (пособия)
малообеспеченной части населения.
Правила предоставления пособий достаточно
строги, пособие невелико, а трудоспособных
получателей власти стараются трудоустроить
— перевести с пособия на заработную
плату. Традиционный пример — США, в
недавнем прошлом — Великобритания,Канада
и Австралия.

  1. Консервативное (или
    корпоративное) социальное государство
    .
    Гарантом социального обеспечения
    выступает государство, а финансируется
    оно через разнообразные страховые
    фонды. Уровень социального обеспечения
    зависит от стажа работы, уровня заработной
    платы и т. д. Особенно важная для
    государства работа; например,
    госслужба,нередко вознаграждается
    определенными льготами, чаще всего по
    пенсионному и медицинскому обеспечению.
    Классический пример — Германия. В целом
    это наиболее распространенный в Европе
    тип социального государства.

  2. Социал-демократическое
    социальное государство
    .
    Его правовая основа — равное социальное
    обеспечение всех граждан. Важной частью
    политики государства является политика
    полной занятости. Если система
    соцобеспечения достаточна для поддержания
    благосостояния граждан, то она весьма
    дорогостоящая.Поэтому либо приходится
    держать на очень высоком уровне налоги,
    как в Швеции, либо создавать двухуровневую
    систему, при которой минимальный уровень
    благосостояния обеспечивается
    государством,а сверх этого может быть
    пенсия или пособие из страхового фонда
    или другого источника.

studfiles.net