Признаки государства понятие – 15. Понятие и признаки государства. Определение государства » Шпоры для студентов

Содержание

8. Государство: понятие, сущность, признаки

Государство — публично-властная, политико-правовая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства

 – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

9. Характеристика основных внешних функций государства

Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внешние функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

В современный период Российскому государству присущи следующие внешние функции:

  • 1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов и др. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем, поэтому роль данной функции велика.

  • 2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

  • 3) Функция делового сотрудничества с другими государствами — проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

  • 4) Функция интеграции в мировую экономику — в самостоятельную функцию выделилась лишь в последний период развития Российского государства. Данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Так Россия вступила в основные международные организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

10. Внутренние функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач.

В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

  • 1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

  • 2) Функци социальной защиты — направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

  • 3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

  • 4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

  • 5) Экологическая функция — выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

  • 6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

studfiles.net

Понятие и признаки государства

Понятие и признаки государства

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и сущность государства

1.1 Понятие государства

1.2 Сущность государства

1.3 Теории происхождения государства

Глава 2. Признаки государства

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

2.2 Государственный суверенитет

2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Заключение

Список используемых источников и литературы

Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.

Предмет работы – понятие и признаки государства.

Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· дать понятие государства;

· раскрыть сущность государства с различных подходов;

· рассмотреть основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц;

· раскрыть основные признаки государства.

Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

Правовую базу исследования составило действующие законодательство Российской федерации, а именно: Конституция Российской Федерации; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Бошно С.В., Абдулаев М.И., Венгеров А.Б., Верещагин С.Г., Доржиев Ж.Б., Елеонский В.О., Иванов А.А., Иванов В.П., Ильин И. А., Левакин И.В., Юртаева Е.А., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Мелехин А.В., Корельский В.М., Перевалов В.Д., и др.

Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448)[1] . Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»)[2] .

Государство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин «государство» обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами. Государство — это форма власти. Государство — это социальное образование, характеризующееся постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

В настоящий момент не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство»[3] .

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами.

В учебнике литературе предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[4] .

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

Приведем еще несколько определений государства.

«Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий»[5] .

«Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности».

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

«Государство есть воплощение права в обществе».

Необходимо отметить, что понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

1.2 Сущность государства

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остро дискуссионной.

Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единую цель и один, общий интерес. Об этой цели каждый может сказать: «это моя цель», и будет прав, но должен добавить: «не только моя». И все сразу могут сказать: «Это наша общая цель», и, высказав это, все будут правы. Но это и значит, что цель эта общая. Множество телесно и душевно разъединенных людей желают одного и того же, такого, что или сразу у всех будет, или чего сразу у всех не будет. Каждый желает одиноко и по-своему; «интерес» как личное переживание остается своеобразным и множественным. Но предмет желания един для всех и может быть создан только в организованном, совместном и не одиноком творчестве. Общность цели создает общность путей и средств, и основа политической деятельности дана[6] .

mirznanii.com

Понятие государства и его признаки


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или много партийные системы.

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль — агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания.

В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга. Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан.

Таким образом, цельюнастоящей курсовой работы является изучение государства, как исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества, а так же роль политических партий в современном обществе.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— определить понятия государство, его признаки и сущность;

— раскрыть понятие и отличительные свойства политических парий;

— исследовать роль политических партий в современной России;

— показать механизмы взаимодействия государства и политических партий.

Объектомизучения курсовой работы выступает взаимосвязь государства и политических партий.

Нормативной основой настоящего исследования являются: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Федеральный закон «О политических партиях».

Теоретической основой настоящего исследования послужили труды таких авторов как Марченко М.Н., Шестаков Л.Н., Лукашева Е.А., Островский Я.А., Рассолова М.М., Курцев Н.П. и многих других авторов.

Методологической основой исследования послужили общенаучные и специальные методы познания: комплексный анализ, специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, статистический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Цель и задачи определили структуру работы: она состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО: ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ.

Понятие государства и его признаки

На определение понятия государство не существует единой точки зрения. Как считает М.Н. Марченко, это связано не только с субъективными обстоятельствами — неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, — но и объективными. Речь идёт о сложности и многогранности самого государства как явления. Следует отметить, что на разных этапах развития России, интерпретация понятия менялась коренным образом[1].

Так, В.И.Ленин давал определение понятию государство, исходя из исключительно его классовой природы: «Государство есть машина для угнетения одного класса над другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы». В классовом смысле государство трактовалось и в советских академических изданиях, и в учебной литературе: «политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру» или «исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства»[2].

Сторонники марксизма считали, что надобность в государстве в будущем отпадёт, поэтому выделяли отдельно особый термин переходного государства — «полугосударство», идентичный термину «социалистическое государство».

Понятие «социалистическое государство» в марксистскую литературу было введено В.И.Лениным. По мнению М.И. Байтина наиболее приемлемой трактовкой понятия «социалистическое государство» является интерпретация данного термина Н.Г. Александровым как «организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, возглавляемым Коммунистической партией»[3]. Однако, как считает А.П. Бутенко, период безгосударственного самоуправленческого развития общества может наступить лишь «если обществу хватит ума и умения самому управлять своими делами, не прибегая к помощи особых групп людей. Хотя, думается, это вопрос неопределённо далёкой перспективы»[4].

Начиная с так называемой перестройки 1985 г. на первый план в официальной общесоюзной, а затем российской политике и идеологии вместо узкоклассовых стали выступать общечеловеческие ценности, классовая тональность в определении государства стала постепенно вытесняться общесоциальной.

Государство пытаются определить как институт «всех для всех». Например, в своей статье 1993 г. А.П. Бутенко определяет государство как «исторически сложившуюся, сознательно организованную социальную силу, управляющую обществом». Причём управлять обществом, по его мнению, значит «управлять определённой массой людей», а именно не гражданами одной национальности, живущими в разных странах, а всеми гражданами, занимающими ту территорию, на которую распространяется власть государства. В.Н. Хропанюк дополняет это определение тем, что данная политическая организация общества располагает «специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом»[5].

По мнению М.Н. Марченко, как узкоклассовый подход к определению понятия государство, так и «общечеловеческий» являются крайностью. Автор пишет: «Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или неосознанно, авторы — приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов — впадают в другую крайность, не менее искажающую действительность. В реальной жизни нет ни «чисто» классовых, ни «чисто» общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, истина, как нередко случается, находится где-то на «золотой» середине[6].

Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и «общечеловеческие» признаки и черты». М.Н. Марченко полагает, что определение государства как «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества», точнее других характеризует не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества[7].

Таким образом, на протяжении разных периодов развития российского государства менялись и взгляды на понятие государство, на его определение. Это связано со сложностью и многогранностью данного явления, которое,

отношения между государством и правом «должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом».

Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В этом аспекте государство — «социальная общность», «социальная реальность», существующая независимо от её правового порядка и правовой реальности. Г. Кельзен отмечал, что фактически не существует таких государств, где все команды, подаваемые от имени государства, исходили бы первоначально следовательно, может употребляться в разных смыслах. Согласно позиции Г. Кельзена понятие государства может употребляться в четырёх смыслах[8].

Во-первых, в юридическом смысле. Государство представляется как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация, которое отличается от других корпораций «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

Во-вторых, в результате деятельности нескольких командных структур, всегда существующих в обществе, возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством.

В-третьих, государство как живой, «естественный организм». Подобный взгляд на понятие государство до Г. Кельзена разделялся многими авторами, в основном, сторонниками органической теории государства. Общество, согласно данному подходу, полностью отождествлялось с организмом, а государство считалось «единственным институтом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и ещё не родившихся граждан»[9].

В-четвёртых, понятие государства определяется как «система норм», «нормативный порядок», или же как «государственно-организованное общество», как «государство-власть». Г. Кельзен подчёркивал, что государство имеет политический характер, устанавливает «порядок использования силы, обладает монополией на применение силы»[10].

Однако рассмотрение понятия государства с разных позиций — философской, социологической, юридической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное универсальное его понятие. Поэтому выделенные Г. Кельзеном аспекты понятия государства не могут существовать независимо друг от друга: они взаимосвязаны и только учёт их всех позволяет глубоко раскрыть это явление[11].

Государство как институт или организация всегда отличалось от догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов и организаций своими специфическими признаками и чертами.

Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:

1. Разделение подданных государства по территориальным единицам.

2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.

Выделенные Ф.Энгельсом признаки государства не представляют собой исчерпывающий список, однако их признают современные учёные. К признакам государства они относят следующие (см. приложение 1):

1). Наличие аппарата власти и управления, состоящего из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путём избрания, назначения, наследования или замещения. Подобного слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе. Государственная власть в обществе осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Именно он обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения, имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты.

2). Наличие, наряду с аппаратом власти и управления, аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооружённых людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей и т.п.). Они существуют в государстве для управления делами общества, устранения возникающих социальных конфликтов, обеспечения правопорядка и определённого режима властвования. Как правильно подчеркивает А.П. Бутенко, «конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и речи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство»[12].

Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооружённых людей нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение. Как считает А.С. Пиголкин, «публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило при внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов»[13]. С ним солидарен и М.Н.Марченко, считая, что «наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей её от догосударственной, первобытнообщинной организации»[14].

3). Территориальная организация государства. Она отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы, очерчивающие переход к оседлому образу жизни и пределы осуществления государственной власти. Как отмечает А.С. Пиголкин, «границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами.

Более того, первобытное племя по мере истощения природных ресурсов могло сниматься с обжитых мест и перемещаться в местности, более богатые пищей, водными и лесными богатствами». Там же общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в отличие от государства, где жители, независимо от кровнородственных связей, выступают на его территории либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства.

Территориальное верховенство государства распространяется на все составные части его территории. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.

К составным частям относится, в первую очередь, сухопутная территория — вся суша, находящаяся в пределах государства. Она охватывает и отдельные части территории, окружённые территорией других государств (анклавы), и острова, омываемые водой. Именно по сухопутной территории устанавливаются официальные размеры государства, протяжённость сухопутных и морских границ.

Следующая составная часть территории государства — это водная территория, которая включает внутренние (национальные) воды, т.е. собственные воды государства, а в случае государства-архипелага (например, Индонезия) — его архипелажные воды; территориальное море.

К собственным водам государства относят: национальные реки — находящиеся от самого истока до устья в пределах одного государства; каналы — искусственные водные пути, находящиеся под исключительным суверенитетом лишь в том случае, если они ограничены с обеих сторон сухопутной территорией этого государства; внутренние озёра и внутренние моря — водные пространства, со всех сторон окружённые сушей одного государства или не имеющие судоходного соединения с открытым морем. Территориальное море есть морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и архипелажным водам.

Третья составная часть территории государства — воздушное пространство, т.е. пространство над сухопутной и водной поверхностью, заключённой в границах государства, и пространство, расположенное под этой поверхностью. Верхняя граница воздушного пространства — граница земного пространства в целом, отделяющая последнее от космоса.

Четвёртой составной частью территории государства являются объекты, приравненные к территории государства. К таковым относят морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты.

К территории государства в широком смысле относятся также территории, не принадлежащие ни одному из государств. Их правовой статус аналогичен статусу открытого моря.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определённой территории влечёт за собой образование административно-территориальных единиц, назначение которых — организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления.

4). Суверенитет — один из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых верховенство власти внутри страны и, во-вторых, независимость её на международной арене. По мнению В.В.Лазарева, «суверенитет выражается: в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики; в распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются; возможности отмены решений иных властей»[15].

С юридической точки зрения, суверенитет, согласно В.В. Лазареву, проявляется в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений; и в исключительном праве на законное применение силы (в том числе и физического насилия, которое возможно от кратковременного лишения свободы до лишения жизни). Как правильно подчеркнул М.Н. Марченко, «суверенитет — сам по себе, и это общепризнано является свойством государства, но не определяет объёма прав государства».

В.В.Лазарев отмечает, что вопрос о том, ограничена ли чем-нибудь или кем-нибудь суверенная власть, является дискуссионным. По мнению Б.С. Эбзеева, «категорический императив» современности заключается в том, что права государства не могут быть выше прав человека. Культ независимости и верховенства государства, по его мнению, способствуют формированию тоталитарного государственного мышления и тоталитарной политической системы, исключающей свободы и реальные права личности. С ним солидарен и В.К. Бабаев: «верховенство не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе она основана на праве и им ограничена»[16]. Эту точку зрения разделяет и М.Н. Марченко, подчёркивая, что «государство признаётся международным сообществом суверенным только тогда, когда оно организовано в соответствии с демократическими принципами и его органы государственной власти реализуют волю народа, гарантируют соблюдение общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, соблюдают нормы международного права».

Таким образом, чтобы суверенитет государства был признан мировым сообществом, не исключена деятельность первого по установлению «самоограничений, которые необходимы для развития его демократических институтов». Пределы же государственной власти «определяются прежде всего обществом, уровнем его развития в сферах политической и экономической».

Однако, по мнению как М.Н. Марченко на государственную волю оказывает воздействие и мировое общественное мнение. Это проявляется преимущественно в том, что государство не вправе нарушать права и свободы человека, установленные международными пактами о правах человека. «Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права»[17].

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет нации и суверенитет народа. Однако, как отмечает М.Н. Марченко, «практически до конца XIX века политические деятели так называемого «цивилизованного мира» продолжали настаивать, что суверенитет является свойством только государства»[18]. В современном правоведении суверенитет народа означает его полновластие в решении коренных вопросов организации своей жизни.

Суверенитет нации — это её полновластие, возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять своё право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

5). Государственная казна — один из ключевых признаков государства, поскольку поддержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. Основной доход казны — налоги, прямые и косвенные, поэтому в каждом государстве существуют специальные органы, занимающиеся их сбором. Однако казна пополняется и за счёт займов, организацией которых также занимаются специальные органы.

6). Прерогатива правотворчества — признак, выделяемый В.К. Бабаевым, но не М.Н. Марченко и не В.В. Лазаревым. По мнению В.К.Бабаева, «только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению»[19].

На наш взгляд, В.К. Бабаев подчёркивает очень важные моменты, касающиеся основных признаков государства: «иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии. Однако их нельзя отнести к важнейшим, определяющим». В подтверждение своей позиции он приводит следующие примеры: «в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию»[20].

Таким образом, содержание ключевых признаков государства по мере развития науки уточняется, и расширяется. На них не существует единого взгляда среди учёных, однако многие деятели науки имеют схожее представление на их определение.

 

Сущность государства

Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Она означает природу и назначение государства в обществе. Однако, как считает А.П. Бутенко, «на разных исторических этапах в качестве условий, ради соблюдения которых существует государство, выступают разные обстоятельства». Учёный выделяет следующие: одно из первых — принудительное запрещение инцеста, также «создание и поддержание ирригационных сооружений для блага земледелия и сохранения земли обитания»; позже «на первый план выступает защита частной собственности… а затем уже смысл существования государства обусловливается всей совокупностью причин, требующих поддержания цивилизационного порядка, права и т.д.»[21].

В настоящее время сложились два основных подхода к сущности государства — классовый и общесоциальный:

1). Классовый подход. Его основоположники — марксисты. Согласно ему, по мнению М.И.Байтина, сущность государства состоит в том, оно является «орудием экономически обусловленной политической власти определённого класса». Причём определяющее значение для характеристики политической власти в целом имеет диктатура господствующего в обществе класса[22].

Характеристика государства как средство насилия использовалась лишь для эксплуататорских государств. Сущность же социалистического государства, как писал М.И. Байтин, «нового, высшего типа», проявляется в следующем: «ликвидируя частную собственность и обобществляя средства производства, будучи направлено против эксплуататоров и всех форм эксплуатации человека человеком … социалистическое государство, сначала, пока оно является орудием диктатуры пролетариата, выражает интересы рабочего класса и всех трудящихся… а затем, превратившись в общенародное государство, — всего народа».

Также учёный пишет: «Вследствие того, что диктатура пролетариата — это диктатура подавляющего большинства над меньшинством, она кладёт начало демократии нового типа, демократии для трудящихся». В.К. Бабаев верно подчёркивает отличие свершившейся реальности от светлых прогнозов коммунистов: «Действительность, однако, была иной. Государство во всех бывших социалистических странах выражало и проводило в жизнь интересы правящей партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления лиц, не согласных с установленным режимом»[23]. С ним солидарен и М.Н. Марченко: «Демократия ограничивалась однопартийностью. Выборы носили формальный характер. Государство использовалось для массовых репрессий, преследования инакомыслящих, сдерживания движения в защиту прав человека»[24].

Назначение социалистического государства, как считает М.И. Байтин, также проявлялось и в том, что оно «является главным орудием строительства социализма и коммунизма и обеспечения внутренних и внешних условий выполнения этой исторической цели». Имелось в виду, что деятельность полугосударство, таким образом, направлена на «неуклонное улучшение жизни народа»[25].

М.Н. Марченко утверждает, что общепринятую трактовку в советской юридической литературе исключительно с классовых позиций следует признать ошибочной.

2). С точки зрения общесоциального подхода, государство понимается как средство достижения социального компромисса. М.Н. Марченко выделяет общесоциальное предназначение государства, как в широком, так и в узком смысле. В первом случае оно понимается как «осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи и т.д.». Во втором случае, государство — это «инструмент социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил».

С точки зрения учёных М.Н. Марченко и В.К. Бабаева, данные два подхода к пониманию сущности государства не исключают друг друга, а дополняют, несмотря на их диаметральную противоположность. «Сочетая в себе и классовое, и общечеловеческое, — пишет М.Н. Марченко — государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить и выполнение общих дел специфических классовых задач»[26]. Как верно отмечает В.К. Бабаев, в юридической природе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства: «в ней присутствуют начала классовости а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения»[27].

Помимо классовой и общесоциальной сущности государства А.С. Пиголкин выделяет ещё четыре подхода к пониманию данного явления, как выявление того, кто находится у руля власти[28]:

1). Теория плюралистической демократии. Её сторонники рассматривают общество как совокупность страт — значительных групп людей, объединённых по различным признакам. Страты создают различные организации, которые, продвигая в жизнь интересы той или иной страты, пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью.

2). Сторонники технократической теории отделяют технократов от бюрократов. Технократы, по их мнению, — это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели. Бюрократы, согласно теории, обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства.

3). Теория элит. Элита — особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе.

Постоянно борясь друг с другом, побеждает одна элита, которая проводит свои интересы, не всегда совпадающие с интересами большинства.

4). Юридический подход. Именно он сегодня сохранен в сфере международного публичного права. В рамках данной теории государство рассматривается как юридическое лицо, как юридическая персонификация нации.

Таким образом, понятие сущности государства трактуется разными учёными по-разному. Одни относят к нему природу и социальное назначение в обществе, другие выявляют её зависимость от того, какой класс находится у власти. Однако, применительно к нашему государству, понятие его сущности за несколько десятков лет изменилось коренным образом: стали утверждаться общечеловеческие ценности, а именно — суверенитет народа, самоуправление, государственное регулирование рыночной экономики.

 

studopedya.ru

15. Понятие и признаки государства. Определение государства » Шпоры для студентов

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимнос-ти. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, ког-

Глава I Теория государства

Да ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков (рис. 1.1) можно дать определение государства.

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

shporiforall.ru

Понятие и признаки государства.

Государство — это особая организация публичной, полити­ческой власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специаль­ным аппаратом управления и принуждения, которая, представ­ляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обес­печивает его интеграцию.

  1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

  2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

  3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

  1. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

  2. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

  3. Армия. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей.

  4. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

  5. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

studfiles.net

Государство понятие, признаки, функции

Вопросы:

1. Правоведение.

2. Система юридических наук.

3. Государство: понятие, признаки, функции.

4. Форма государства.

5. Механизм государства.

6. Признаки правового государства.

7. Право: понятие, признаки, функции.

8. Формы (источники) права.

9. Действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

10. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Стадии законотворческого процесса в России.

11. Система и отрасли права.

12. Правоотношения: понятие и состав.

13. Пробелы и коллизии в праве.

14. Толкование норм права.

15. Правонарушение: понятие, признаки, виды, состав.

16. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность и освобождающие от нее.

Правоведение – это учебная дисциплина, изучающая основы некоторых наиболее важных юридических наук.

1. Система юридических наук .

— Теоретико-исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, римское право и тд).

— Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское, уголовное, трудовое и тд).

— Межотраслевые науки (прокурорский надзор, нотариат, адвокатура и тд).

— Прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная бухгалтерия и тд).

— Международно-правовые (международное, публичное и международно-частное право и тд).

2. Государство: понятие, признаки, функции.

Признаки: а) территория

б) население

в) публичная власть (аппарат управления и аппарат принуждения)

г) система права

д) государственная казна

е) государственный суверенитет (независимость)

Государство это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и принуждения и регулирующая общественные отношения с помощью права.

Функции государства – это основные направления его деятельности.

Виды: а) внутренние (осуществляются внутри государства)

б) внешние (осуществляются за его пределами)

3. Форма государства – это совокупность его внешних признаков.

Форма государства состоит из 3-х элементов:

Комментарий к таблице:

I. При монархии власть передается по наследству. В абсолютной монархии вся власть у монарха (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бруней). В ограниченной — монарх делит власть с другим органом (с парламентом), (Великобритания, Испания, Япония, Дания, Швеция).

В республике высшие органы власти формируются на определенный срок и ответственны перед народом.

В президентской — больше власти у президента, который избирается всенародно, а так же формирует и возглавляет правительство (США, Мексика).

В парламентской – больше власти у парламента, который назначает президента и формирует правительство. У президента такой республики полномочия формальны. Реальным главой государства является премьер-министр (канцлер, председатель правительства) который, как правило, является лидером победившей на выборах партии (Германия, Италия).

Смешанная республика сочетает в себе черты, как президентской, так и парламентской (Россия, Франция).

II. Унитарное государство – это простое, единое, неделимое государство, составные части которого (административно-территориальные единицы) обладают низкой степенью самостоятельности (Украина, Литва, Польша, Япония).

Федерация – это сложное союзное государство, составные части которого (субъекты федерации) обладают некоторыми признаками отдельного государства (кроме суверенитета).

В федерации два уровня государственной власти:

1. федеральные органы государственной власти (например, Правительство РФ)

2. органы государственной власти субъектов федерации (например, Правительство Нижегородской области)

Россия состоит из 88 субъектов:

21 республика

7 краев

48 областей

2 города федерального значения

9 автономных округов

1 автономная область

III. Признаки тоталитарного режима.

· Государство стремится контролировать все сферы общественной жизни.

· Нарушаются естественные права человека.

· Единая политика и идеология.

· Отсутствие легальной оппозиции

(Сталинский режим, гитлеровский режим, Северная Корея).

Авторитарный режим – это промежуточная стадия между тоталитарным режимом и демократическим (Китай, Куба).

Признаки демократического режима.

· Высшие органы государственной власти избираются на основе всеобщего, равного избирательного права.

· Соблюдение прав человека.

· Подчинение меньшинства большинству.

5. Механизм государства – совокупность органов и организаций, с помощью которых государство осуществляет свои функции.

Виды государственных органов (по принципу разделения властей):

6. Признаки правового государства.

· Господство права и верховенство законов.

· Реальное соблюдение и защита прав и свобод человека.

· Равенство всех перед законом и независимым судом.

· Взаимная ответственность государства и личности.

· Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

· Легитимность власти, т.е. ее признанность.

· Правовое государство должно быть светским, т.е. государственная власть должна быть отделена от религии.

· Наличие развитого гражданского общества

7. Право: понятие, признаки, функции.

« Право» можно понимать в двух значениях:

· В субъективном значении – право – это личная возможность (право на жизнь).

· (!) В объективном значении – право – это система общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его силой .

Признаки права.

· Нормативность, т.е. право состоит из норм.

· Системность, т.е. нормы права должны быть согласованы и непротиворечивы.

· Общеобязательность.

· Формальная определенность, т.е. нормы права выражены в строго установленных формах (например, в форме закона).

· Конкретность, т.е. смысл норм права должен быть однозначен.

· Стабильность, т.е. право должно быть устойчиво во времени.

· Динамизм, т.е. в случае необходимости нормы права можно изменить.

· Право исходит от государства и им защищается.

· В праве всегда выражена чья-то воля.

Функции права:

· Регулятивная, т.е. устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений.

· Охранительная, т.е. право защищает нарушенные законные интересы.

· Воспитательная.

8.Форма и источники права.

Источник права – это внешняя форма выражения нормы права.

Виды источников:

· Правовой обычай (обычай становится правовым, если на него есть ссылка в законе).

· Общепризнанные нормы и принципы международного права (например, Всеобщая декларация прав человека).

· Нормативный договор – это двух или многостороннее соглашение, содержащее нормы права (например,- международный договор России, федеративный договор, коллективный договор).

· Правовой прецедент – это решение, принятое по конкретному юридическому делу, которое становится образцом для решения аналогичных дел в будущем (в России не действует. Характерно для англо-саксонской системы права).

· Основным источником права в России является нормативный правовой акт (НПА) – это юридический документ устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Виды НПА:

· Закон.

· Подзаконный акт.

Закон – это НПА принятый законодательным органом (или на референдуме) и обладающий высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона заключается в том, что ему не могут противоречить подзаконные акты.

Виды законов: (в порядке уменьшения юридической силы)

· Конституция РФ (основной закон государства).

· Закон о поправке к Конституции.

· Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – дополняет конституцию.

· Федеральный закон (ФЗ) – обычный закон.

· Закон субъекта РФ (например,- Устав Нижегородской области).

Подзаконный акт – это НПА принятый на основании законов и им не противоречащий (указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции). Подзаконный акт обладает меньшей юридической силой, чем закон.

9. Действия НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц.

I . Действия во времени.

НПА может вступить в силу:

· С момента подписания

· С момента опубликования

· Через определенное время после опубликования

· С момента, специально указанного в самом НПА.

НПА прекращает свое действие:

· С момента специальной отмены.

· С момента, специально указанного в самом НПА.

(!) НПА бывают с обратной силой и без обратной силы. Обратная сила НПА предполагает, что он своим действием распространяется на те события, которые совершились до вступления данного НПА в силу.

mirznanii.com

Сущность, понятие и признаки государства :: BusinessMan.ru

Государство — основной каркас жизни современного общества. Однако даже сейчас, когда вся территория земли поделена на страны, учёные спорят о важности аппарата управления в обществе, разрабатывают новые системы сбора налогов, изменяют границы территорий и так далее. Но самым животрепещущим вопросом является момент возникновения особой организации общества как исторического феномена. Ответ на него кроется в многочисленных теориях, однако для того чтобы разобраться в этом деле поподробнее, прежде важно изучить понятие и признаки государства.

Государство как предмет научной деятельности

Начиная разговор о государстве, важно уточнить, относительно какой области вести рассуждения. Так, например, в философском смысле понятие и признаки государства рассматриваются как правовой феномен человечества и артефакт его деятельности; в историческом смысле государство следует рассматривать в качестве динамично развивающейся системы общественных отношений на различных этапах развития; в психологическом смысле государственные образования представлены как зависимость общества от легитимной власти и признанного аппарата управления.

Несмотря на многообразие научных точек зрения, подобная организация общества чаще всего рассматривается в общеправовом смысле, объединяя в себе самые важные признаки. Итак, как звучит понятие обозначенной проблемы, каковы функции государства и что подразумевает под собой сущность государственного образования? Об этом далее.

Основополагающие знания государственной сферы

Одно из самых распространенных определений, рассказывающее про понятие, признаки и сущность государства, звучит следующим образом. Государство является всеобщей и универсальной политической формой организации проживающего в нём общества, сформировавшейся в процессе исторического развития, деятельность которой направлена как на решение узкоспециализированных задач, так и на выполнение дел, направленных на достижение общего блага в зависимости от природы сформировавшегося общества.

Кратко в данном определении представлены понятие, признаки и назначение государства. Стоит уточнить, что оно не предназначено для запоминания. Чрезвычайно важно проникнуться смыслом одного предложения для полного понимания того, что представляет собой государственная организация.

Следующим шагом в изучении вопроса являются знания о признаках. Это отличительные особенности, которые позволяют идентифицировать общественное образование и организацию общества как государство. Причём отличительная особенность признаков состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из них влечёт прекращение существования подобной формы организации общества.

Важнейшие признаки государства

Каждая страна в мире, для того, чтобы называться таковой, должна обладать рядом отличительных особенностей. При этом каждая из них относится либо к первостепенной, либо к второстепенной группе. К первой группе относится следующее:

1. Понятие и признаки государства обязательно содержат административно-территориальное деление. Это значит, что каждое государство определяет свои внешние границы, которые в последующем защищаются. Без обеспечения должной защиты своих границ государство просто не сможет существовать и эффективно осуществлять свою деятельность. В данный признак также входит устройство внутренних границ. Здесь важно упомянуть о различных административно-территориальных делениях: это унитарные образования и федерации.

2. Второе свойство, однако не менее важное – наличие населения. Отличительная особенность данного признака состоит в том, что ни один человек не выбирает свою истинную принадлежность к государству. Сменить гражданство? Да, это возможно. Однако рождение, а соответственно, и получение первичного гражданства от человека никоим образом не зависит. Кроме того, население обеспечивает работу государства как целостного организма. Аппарат управления, рабочие специальности, преподаватели – каркас государства составляет именно проживающее на определённой территории население.

3. Понятие и признаки государства обязательно подразумевают наличие легитимной власти. Важно отличать понятия «легальный» от «легитимный», так как смысл этих терминов различен. Власть в государстве может быть как легальной, так и нелегальной – от этого сущность самого государства как образования не меняется. Ярким примером является Октябрьская революция в Российском государстве: страна осталась – власть сменилась. Обратной стороной вопроса является легитимация власти, то есть признание её народом. Если население не согласно с установившимся государственным аппаратом, значит, в страну пришла анархия (в пер. «безвластие»).

4. Система сдержек и противовесов – отличительный признак регуляции государственных органов в каждом государстве. На сегодняшний день нет развитых стран, не реализовавших принцип разделения властей в качестве основополагающего. Таким образом, захват власти, установление диктатуры либо монополизация аппарата управления практически сведены к минимуму.

5. Продолжая разговор о том, что собой представляют понятие и признаки государства, невозможно не упомянуть о последнем из наиболее важных признаков – о суверенитете. Суверенитет показывает независимость государства от других подобных образований. Яркий пример суверенности демонстрирует Российская Федерация, которая поделена на большое количество субъектов. Обратите внимание, что региональные субъекты обладают всеми признаками государства, кроме суверенитета.

Второстепенные признаки государства

Второстепенные признаки демонстрируют, что каждая страна не стоит на одном месте, а на протяжении всей истории успешно развивается. Второстепенными они называются не потому, что государство может существовать без этих признаков, а потому, что они всё время находятся в динамичном развитии, то есть изменяются.

  1. В любой стране всегда присутствовал властный аппарат управления. Если в Древнем Новгороде таким органом было всенародное вече, то в Новое Время власть была в руках единоличного самодержца. Необходимость государственного аппарата обусловлена выполнением внутренних и внешних функций, возложенных на любое государство.
  2. В каждом государстве присутствует своя денежная система и валюта. Не стоит путать данный признак с распространением иностранной валюты наравне с национальной, коими являются доллар и евро на сегодняшний день. Как правило, кроме национальной денежной единицы в государстве присутствуют органы по поддержанию и охране её курса.
  3. Прочная система сбора налогов. Данный признак государства как формы организации общества появился после ярчайшего исторического поступка княгини Ольги, отомстившей за смерть своего мужа и установившей налог — «урок» — для древлян. Страна без налогов не сможет существовать, так как для поддержания работы органов власти необходимо организовать постоянную поставку ресурсов.
  4. В любой исторический период в государстве существовали формальные отличительные признаки, известные сейчас как государственная символика. Все страны мира имеют свой флаг, герб и гимн – это идентифицирует каждую страну как субъекта самостоятельного и независимого.

Понятие функций государства

Для комплексного изучения важно не только знать, что такое понятие, признаки и сущность государства, но также иметь представление о выполняемых им функциях. Итак, что это такое?

Функции – это способ достижения поставленных целей посредством выполняемых задач. Таким образом, функциями можно называть определённые направления деятельности органов государственной власти. Стоит учитывать, что это лишь направления, а не сам процесс работы. Функции призваны обозначать определённый порядок действий для выполнения поставленной задачи, чтобы в будущем успешно достичь цели.

Признаки функций государства

Понятие и основные признаки государства и его функций обязательно должны включать следующие компоненты:

  • Историческая изменчивость. Любая страна мира всегда находится в динамичном развитии. Это значит, что меняются в процессе эволюции и направления деятельности органов власти. Исходя из этого, появляются новые цели, а вместе с ними — и новые задачи. Именно поэтому понятие, признаки и функции государства находятся в постоянном развитии.
  • Функции представляют собой чётко определённый объект государственной работы. Отличительной особенностью этого объекта является устойчивость, необходимость и вынужденная повторяемость.
  • Выполнение функций возможно строго при условии работы всех органов государства. Именно поэтому создаётся системная и скоординированная работа каждой государственной структуры – работа плечом к плечу. Происходит создание государственного механизма.

Понятие, признаки государства и права: классификация функций в теории и на практике

Классификация функций государства проводится по различными основаниям, среди которых наиболее популярными являются следующие.

  • По сфере общественной жизни: политическая, экономическая, культурная, духовная, социальная, экологическая, оборонная и так далее.
  • По направлению и сферам деятельности власти: внутренние и внешние функции.
  • По времени действия: временные и постоянные.
  • По необходимости: основные и второстепенные.

Наиболее важной классификацией на сегодняшний день является деление на внутренние и внешние функции. Внутренние функции – это основные направления деятельности органов государственной власти, направленных на решение проблем, касающихся внутренней жизни общества. Для их реализации перед государством стоит ряд задач:

  • Установление и постоянная координация экономических отношений.
  • Осуществление единой экономической деятельности и реализация государственной политики.
  • Обеспечение минимальных условий развития личности.
  • Регулярная координация социальной государственной политики.
  • Установление и сбор налогов.
  • Охрана правопорядка – защита прав и свобод человека и гражданина.
  • Законодательная функция.
  • Защита и охрана экологических объектов и так далее.

Понятие, признаки и функции государства в области международной политики проявляются через задачи, направленные на внешнее взаимодействие, к которым относятся:

  • Функция обороноспособности и защита государственных границ от нападения извне.
  • Взаимовыгодное политическое сотрудничество между странами.
  • Укрепление государственного суверенитета на международной арене.
  • Участие в борьбе с преступностью, искоренение терроризма.
  • Предотвращение наступления экологической катастрофы и так далее.

Механизм и система государства: коротко о главном

Понятие и признаки механизма государства представляют собой упорядоченную систему должностных органов, связанных общими принципами, нормативно-правовой базой, а также наделённых властными полномочиями. Создание и развитие механизма государства необходимо для осуществления эффективного управления обществом, а также защиты интересов человека и гражданина.

Каждый элемент механизма относится к определённой группе государственных органов:

  1. К группе органов законодательной власти.
  2. К группе органов судебной власти.
  3. К группе органов исполнительной власти.

В статье 1 Конституции России содержатся понятие и основные признаки государства: демократическое, социальное, с республиканской формой правления и так далее. Последующие статьи Основного Закона утверждают основные координирующие органы власти:

  1. Федеральное Собрание, включающее Совет Федераций и Государственную Думу, является главным органом законодательной власти.
  2. Первое место в судебной системе занимают Конституционный и Верховные суды РФ.
  3. Главным органом исполнительной власти является парламент.

Здесь подробнее стоит рассмотреть понятие и признаки органа государства.

Орган государства или государственный орган?

На сегодняшний день неимоверно популярным является спор о терминах «орган государства» и «государственный орган». Здесь важно отметить то, что государственный орган призван исполнять полномочия строго в пределах предоставленной ему компетенции. Так, глава субъекта наделён теми полномочиями, которых нет у главы муниципального района, то есть первый действует от имени государства, в то время как органы муниципального образования не обязаны исполнять государственные функции. Таким образом, не являясь государственными органами, они представляют собой органы государства.

Что касается «элитарных» и главенствующих элементов механизма государства, то их характеристика выглядит следующим образом:

Глава государства не принадлежит ни к одной ветви власти, однако обладает рядом полномочий в каждой из них. В правовой науке существует множество теорий, утверждающих, что в Российском государстве президент относится к исполнительной ветви власти, не являясь независимым. Но всё же традиционной точкой зрения остаётся та, что президент не относится ни к одной ветви власти.

  • Правительство и министерства.

На формирование Правительства влияют понятие, признаки и виды государства. Что касается Российской Федерации, то главный орган исполнительной власти формируется строго под контролем Президента. А Председатель Правительства, в свою очередь, с согласия главы государства, назначает федеральных министров.

  • Федеральное Собрание Российской Федерации.

Отличительная особенность Федерального Собрания заключается в том, что он содержит две подсистемы: Совет Федерации и Государственную Думу. Каждый из депутатов и членов СФ непосредственно или опосредованно призван выполнять волю народа.

  • Система судов.

Система судов Российской Федерации представлена несколькими органами высший власти: Верховным и Конституционным судами.

Понятие и признаки, формы государства: монархия и другие

Форма государства представляет собой совокупность характеристик, проявляющихся извне, которые определяют способ и устройства и организации общества. Любое правовое государство, понятие и признаки которого говорят об устоявшейся системе законодательства, относятся к той или иной форме образования, которая состоит из нескольких элементов:

Форма правления

  • Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному монарху и, как правило, передаётся по наследству. Как показывает история, правовое государство, понятие и признаки которого характеризуют строгий режим, может быть и монархическим.
  • Республика – власть при такой форме правления принадлежит выборным органам государства, во главе которого стоит президент.

Политический режим.

  • Тоталитарный – контроль всех сфер жизни общества.
  • Авторитарный – строгий надзор за обществом за исключением духовной сферы.
  • Демократический – характеризует социальное государство.

Понятие и признаки политического режима также зависят от определённого исторического этапа.

Территориальное устройство:

Сейчас ярким примером, демонстрирующим социальное государство, понятие и признаки которого закреплены в Конституции, является Российская Федерация с республиканской формой правления, федеративным устройством и демократическим режимом.

businessman.ru